Монастырь спас на угре. Над рекой во ржи

Дорога: Киевское шоссе (трасса М3), село Спас, река Угра ~195км от Москвы, ~20км от Калуги * доезжаем до поворота на Калугу, далее в середине деревни Мстихино поворачиваем направо на Резвань, в конце посёлка Резвань поворот налево на д.Спас (будет указатель «Спасо-Воротынский монастырь»), переехать ж/д пути и направо, к монастырю поворот направо в горку (указатель «Магазин»). Парковки нет. Если машин много, то придется припарковаться где-то в стороне. Дорога хорошая.

Этот монастырь у нас из серии открытий. Сначала меня заинтересовало его название - Спас-на-Угре (старинное название На-Усть-Угры-Спасо-Воротынский монастырь), посмотрев по карте я решила включить его в наш маршрут. Смутили – тексты в интернете, рассказывающие о «запущенности» и «очень плохой дороге». Поэтому сомнения были – бить машину и смотреть на заросшие порослью стены не хотелось. Но буквально волшебное слово – Угра – рассеяло все сомнения. Подумалось – посмотрим хотя бы на Ту Самую Реку – Пояс Богородицы и этого будет достаточно.

…Я не знаю кто пишет статьи в интернете. То, что мы увидели – это эстетическая редкость. Оказывается женский Спасо-Воротниковский монастырь стоит на макушке, хотела написать холма, но это будет неверно – кургана, который находится в пойме Угры. Пойма – это плоский очень широкий берег, весной его заливает разлившаяся река. Летом же здесь – ржаное поле, ржаные поля… И это нереально красиво. Я уже забыла, когда заходила по пояс в ржаное море – последний раз это было в детстве. Васильки, колючие колоски, солнце, голубое небо, горячая земля… Монастырь как бы приподнятый горкой вдалеке будто парит над рожью. Подъехав, мы правда, еле припарковались. Дорога в горку, узкая, впереди перекрыта стройматериалами реставраторов, справа – монастырская стена, слева – огороды. Монастырь – это две белоснежных церкви. Одна – действующая (Введения во храм Пресвятой Богородицы, 17в.), вторая (Спасо-Преображенский собор, 16в.) уже сверкает полированными зелеными луковками, но пахнет ещё ремонтом. Все в клумбах, грядках, огородах, парниках. Земля здесь очень солнечная, поэтому видим рано покрасневшие бока помидоров в тепличках, крепкие кочанные головы. Монахини ходят бесшумно …раз, вроде кто-то пробежал. И опять тихо и никого не видно.

Что поразило – здесь есть смотровая площадка – полукруглая, с балюстрадой, и скамеечкой под пышными плакучими ивами. Обзор отсюда – нереальный. Зеленая плоскость – луга, желтые квадраты – поля, серая ленточка – дорога, зеленые шарики – деревья, разноцветная рябь – домишки где-то далеко-далеко. А Угры и не видно. Она только угадывается по мосту и тёмно-зеленому окаймлению растительностью. Угра здесь впадает в Оку, т.е. в этом месте её устье (см. старинное название монастыря). Сама деревня Спас, вернее, место на котором она стоит имеет очень древнюю историю.

Здесь в уже в 11 веке стоял древнерусский город– археологи нашли массу крайне интересных находок, от железных кольчуг, до женских украшений и арабских монет. Есть мнение, что Спас – более позднее название первого «старого» Воротынска, а переименование связано с возникновением в нач.15 века второго «нового» городища Воротынск, которому «подарили» имя (в 5км от Спаса) и сделали «столицей» удельного княжества. «Старый» же Воротынск/Спас упоминается в летописях с 1155 года (!): «…Святослав Ольгович выменял у племянника своего, сына Всеволодова, города: Снов, Воротынск и Карачев…». Эти земли были удельными родовыми вотчинами князей Воротынских. Воротынские – это древний княжеский род «от третьего сына князя Михаила Черниговского» Историю Спасо-Воротынского монастыря писать сама не буду. Возьму разные исторические выдержки из Калужской летописи, которые рисуют общую картину. «В 1408 году, реку Угру назначили границею между Литовскими и Московскими владениями». «В 1453 году Апреля 10 дня Князья Воротынские с Великим Князем Литовским Александром заключили договор, быть им в службе и владении Александра». «В 1490 году Князья Бельские, Баратынские и Воротынские присоединились опять к России, от коей отторгнуты были в разныя времена».
Когда было Великое Стояние на Угре (1480, по сведениям историком в районе деревни Палатки) – где-то в этом месте у деревни Спас располагалось татарское становище, где жили ханские жены (по одной версии) или именно отсюда произошло бегство хана Ахмата (по второй версии) . Считается, что этот «на усть Угры на Оке монастырь Спасский» основал Князь Дмитрий Воротынский где-то ~в нач.16века. Естественно, изначально он был деревянный. Спасо-Преображенский собор – первый каменный храм монастыря. Он шатровый – а такая форма означает, что он имеет мемориальное значение, т.е. установлен в честь военной победы взятия Казани Иваном Грозным (1552г.) и на месте старой деревянной Преображенской церкви.

Введенская церковь – особенная. Она одновременно и двухглавая и шатровая, что само по себе большая редкость. Это очень «камерное направление в русской архитектуре» времени «первых Романовых» - знаменитое узорочье. Вычитала ещё одну интересную мысль: что такая форма показывает «как через монастырское строительство проникала в провинцию сложная, изысканная и маньеристическая придворная архитектура Москвы».

PS. На самом деле очень мало сведений про этот монастырь. Очень мало. Какие-то толики после ужасающе долгих поисков нашла в интернете, какие-то в Калужской летописи. Сложила – и получилось то, что вы сейчас прочитали. Могу ещё добавить, что Введенская церковь обладает удивительной душевностью. Когда я зашла в неё (нужно подниматься по высоким ступенькам) – внутри никого не было, кроме одной монахини, читающей Псалтирь. Я взяла свечку (денежку опускаешь сам в ящик) и тихо стала ходить, ища куда её поставить. И слева в углу увидела икону Богородицы – она меня буквально притянула. А потом в храм вошла ещё одна женщина, оказывается она специально сюда приехала из Калуги (!) на такси, чтобы заказать службу. Это меня очень удивило. Вот красивое фото монастыря: club.foto.ru/gallery/full_scr… PS. От деревни Мстихино до Резвани очень красивый участок дороги – через сосновый бор, чистый такой, звонкий, сухой. Мы не выдержали, остановились и кинулись в солнечную душную параллельность сосновых стволов. За 10 минут насобирали земляники и черники. Наелись, надышались. насмотрелись и вперёд. На крошечном рыночке в Резвани у местной бабули купила замечательный кабачок за..10 рублей, и кило огурцов за..40 рублей. Причем в самое начало сезона.. 1 июля..

Монастырь был основан князем Дмитрием Фёдоровичем Воротынским, владетелем этих земель, в XV веке в честь главного исторического события этого региона - Великого стояния на реке Угре, состоявшегося в 1480 году. Возможно, создателем обители был ученик преподобного Тихона Калужского местночтимый святой Никифор Медынский (ум. 1506 г.). Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1511 году в грамоте московского князя Василия III, который владел этими землями к этому периоду. Поддерживалась обитель на средства Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и других местных знатных родов. Монастырь спокойно существовал до реформы XVIII века, пока в 1764 году он был упразднён. Две церкви, уцелевшие к началу ХХ века, являлись к этому моменту приходскими. В 1930-е их закрыли, имущество разорили и вдобавок уничтожили древнее кладбище со старинными надгробиями.

Хотя в советское время монастырь имел статус исторического наследия, здания находились в упадке. В начале XXI века полуразвалины были переданы Церкви. Началась реконструкция храмов. В 2007 году монастырь был возрождён как женский - теперь он действует как скит Калужского Казанского монастыря.

Пришло время и для возрождения древней святыни Калужской земли – Спасо-Преображенского Воротынского монастыря.

В начале зимы 1999 г. по благословению тогда еще архиепископа Климента мы вместе с Матушкой игуменией Николаей впервые подъехали к разрушенным храмам монастыря. Матушка Николая восстанавливала из руин Свято-Никольский Черноостровский монастырь в Малоярославце, и своей твердой надеждой на помощь Божию не дала проникнуть в наши души унынию, когда глазам открылся безотрадный вид.

О возрождении этого святого места молились наши Владыки митрополит Климент и архиепископ Георгий, наш старец схиархимандрит Михаил, схиархимандрит (тогда - схиигумен) Илий, Матушка игумения Николая.

Летом начали раскапывать от строительного мусора храмы, делать временные кровли, затыкать мешками с сеном дыры в сводах. Казалось, что восстановить это невозможно.

Но Господь действует там, где немощь человеческая отступает. Сестры вспоминают: «Летом приехали незадолго до Преображения приготовить храм к молебну. Целый день вывозили из храма мусор, рубили заросли из бузины и крапивы вокруг храма. На Преображение послужили молебен. Пришли и первые прихожане. Сразу же стала своей теперь уже почившая бабушка Аня.

Она сильно плакала после молебна и рассказывала, что еще девочкой пела в этих храмах на клиросе, слышала звон колоколов и никак не чаяла, что доживет до того момента, когда начнут оживать храмы».

Только в 2005 г. обитель была передана Калужской епархии в пользование. В это же время Владыка Климент смог направить сюда государственное финансирование. Это было чудом, когда вдруг из руин стали вырисовываться очертания храмов в их былом величии.

В 2006 г. с Божией помощью и общими усилиями здание было построено, и митрополит Климент освятил новый корпус для сестер.

Да воздаст Господь сторицею всем, кто помогал возрождению монашеской жизни нашего монастыря.

Пока стоят эти храмы, будут возноситься в них молитвы о строителях, благоукрасителях, жертвователях святой обители сей, а сестры будут молиться о всех, благодаря Бога, помогшего людям воссоздать эту древнюю русскую красоту.


Спас-на-Угре (Спасо-Воротынский монастырь) - это поистине эстетическая редкость! Немного об истории этой местности: здесь произошло Великое стояние на Угре в 1480 году. Где-то недалеко от деревни Спас, располагалось татарское становище, где жили ханские жены. Первое упоминание о Спасском монастыре встречается в 1511 году. Он основан он князем Дмитрием Фёдоровичем Воротынским, а в 1765 - упразднён. В XX веке историческая святыня была разрушена, а старинное монастырское кладбище - снесено.

В 2001 году началось возрождение обители, сегодня - это женский монастырь - светлое здание, где живут монахини на послушании. О древности этого места свидетельствуют поднятые при строительстве из-под земли и сложенные здесь же, на территории, могильные надгробия давно ушедших столетий.

Женский Спасо-Воротынский монастырь стоит на вершине кургана, который находится в пойме Угры. Здесь для взора открывается прекраснейшая картина: две белоснежных церкви (Введения во Храм и Спасо-Преображенский

собор), ржаное поле летом и море цветов. Прислужницы монастыря великолепно благоустроили территорию: интересный декор и великолепные оттенки разнообразных цветов, большое монастырское хозяйство, где даже растут абрикосовые деревья. Сами храмы не уступают пейзажу, это редкие образцы шатровой архитектуры, которые в настоящее время находятся под охраной как памятники древнерусского искусства.

Особое внимание следует уделить смотровой площадке. Полукруглая, с балюстрадой, и скамеечкой под пышными плакучими ивами, смотровая площадка откроет удивительной красоты виды вашему взору! С высоты холма, на котором возвышается обитель, захватывающий и умиротворяющий вид: луга, поля, деревья, разноцветная рябь домов, река - в общем, просторы, столь родные русской душе!

Проезд до места:

по Киевскому шоссе до поворота на Калугу, от с. Мстихино - поворот на п. Резвань, переезд через р. Угра, затем поворот на с. Спас, от которого 1 км.

Творчество

Немного истории
Летом 1480 года хан Ахмат двинулся на Русь. Согласно Вологодско Пермской летописи Ахмат пытался пересечь реку Угру 8 октября 1480 г., но встретил мощное сопротивление со стороны русских войск, вооруженных огнестрельным оружием. После четырех дней ожесточенного сражения Ахмат, осознав, что дальнейшие усилия тщетны, отступил на запад и разбил лагерь на литовской территории, в двух верстах от места битвы. Он решил подождать подхода Казимира с литовской армией. Казимир, однако, не появился. Не получив помощи от Казимира, татары Ахмата разграбили территорию «верховских городов» (в бассейне Верхней Оки), к которым относятся Одоев, Белев, Мценск и другие. Опустошая эти владения, Ахмат, хотел предотвратить любое открытое выступление в тылу своего лагеря и компенсировать армии неудачный поход. 7 ноября 1480 г. (дата по Вологодско Пермской летописи) Ахмат повел армию обратно в Сарай. Согласно Казанской истории, воспользовавшись затишьем, последовавшим за безуспешной попыткой Ахмата пересечь Угру, Иван III послал через степи во владения Ахмата объединенный отряд русско татарской конницы под командованием Нур Давлета и князя Василия Ноздреватого. Это, по всей видимости, ускорило отступление Ахмата. С этого момента Русь перестала платить постыдную дань ордынцам. В ознаменование этого события на левом высоком берегу реки основан монастырь на средства князя Дмитрия Феодоровича Воротынского в 1498 г. (по другим данным в начале ХVI в.) в низовье р. Угры, на месте бегства хана Ахмата в 1480 г. Предположительно, первоначальником обители был ученик преподобного Тихона Калужского Никифор († 1506 г.). Монастырь поддерживался вкладами князей Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и др. В 30-е гг. XX в. храм был закрыт, а церковное имущество изъято. Тогда же было уничтожено существовавшее на территории монастыря древнее кладбище, с уникальными надмогильными сооружениями, среди которых были плиты с надписями XVI в. Восстановлением монастыря и возрождением в нем монашеской жизни занимаются сестры калужского Казанского Девичьего монастыря. И вот 14 августа 2011 года состоится празднование 500-летия этой обители. Все это явилось причиной написания небольшого стихотворения.

К 500-летию Спасо-Преображенского Воротынского женского монастыря.

Двести сорок лет над светлой Русью,
Клубилось тень Ордынского царя.
Как саранча на поле все сжирая,
Так грабила и жгла ее Орда.

Святая Русь, собрав все силы воедино,
Стеною стала на реке Угра.
Заступницей над войском православных,
Святая Богородица была.

И дрогнула Ордынская неволя,
Увидя сплав решимости, добра.
Вздохнула полной грудью Русь свободно,
И больше дань, уж не платила никогда.

В честь этого великого стоянья,
Как на Оке глядящий богатырь.
Князьями Воротынскими поставлен,
Овеянный победой монастырь.

Над русскими просторами сияя,
Как сталь клинка победного меча.
Впервые в алтаре была зажжена,
Никифора Медынского свеча.

Прошли века, Россия воевала,
Десяток мирных лет едва ли наскребя.
Жестокие враги ее топтали,
Потом на плаху возвела себя.

Но Бог не дал свершиться безрассудству,
Снял пелену с усталых от тьмы глаз.
И вновь в России воссияли храмы,
Как Спас-Преображенский, здесь у нас.

Пятьсот годов с тех пор уже минуло,
Десятки поколений тут прошли.
А монастырь, то угасал, то возрождался,
Чтоб помолится, мы сюда пришли.

Лишь в православной вере есть те силы,
Что помогли России встать с колен.
Ведь Бог Россию безгранично любит,
И не допустит страшных перемен.

Сейчас в монастыре, сестринское подворье,
В молитвах и трудах он возродился вновь.
В подвижничестве этом безграничном,
Видна одна лишь к Господу любовь!

Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь, известный также как Спас-на-Угре, считается не просто культовым сооружением, но по-настоящему эстетической редкостью. Дело в том, что именно в здешних окрестностях в 1480 г. было Великое стояние на Угре - сражение между войсками Ивана III, объединившегося с Крымским ханством, и хана Ахмата из Большой Орды. По этой причине монастырь пользуется огромной популярностью не только среди верующих людей, но и среди историков и туристов.

Основание обители состоялось после Великого стояния на Угре. Средства на постройку выделил князь Дмитрий Феодорович Воротынский в 1498 г., а возведен монастырь был на тот самом месте, откуда бежал хан Ахмат. Изначально храм существовал на вклады князей Воротынских, Тургеневых, Стрешневых и других. Так продолжалось до 1725 г., когда обитель опустела, а чуть позже и вовсе была упразднена.

В описи 1763 г. сказано, что монастырь состоял из трех каменных строений: собора, храма и кельи, а также нескольких деревянных построек, в том числе и колокольни. Колокольню из камня построили только в конце 18 века, но уже через несколько лет монастырские стены и кельи были разрушены.

В начале 20 века обитель была представлена только двумя храмами, оставшимися еще с давних времен, но в 30-е гг. закрыли и их, а все имущество было изъято. В этот же период уничтожили древнее монастырское кладбище, датируемое 16 веком. После этих событий монастырь забросили, и пустовал она до начала 2000-х, когда его передали церкви. Начался новый виток в истории обители - ее стали восстанавливать, и сегодня ей присвоен статус объекта культурного наследия.

Что посмотреть

Наибольший интерес на территории монастыря представляют два старых храма: Спасо-Преображенский и Введенский. Оба они хранят следы разрушений, нанесенных годами. В шатре первого в глаза бросается огромная пробоина, а углы четверика, своды и стены алтаря пестрят трещинами. У второго нет кровли, по причине чего начали разрушаться стены. Но больше всего повреждена его южная стена, так как во время СССР в ней пробили проезд для автомобилей.

Со временем храмы сильно вросли в землю, отчего привести их в порядок стало еще сложнее, однако сестры монастыря прилагают все усилия, чтобы вернуть обители былую красоту.

В одном из зданий сегодня живут монахини-послушницы, а в церкви проводятся утренние и ночные службы, исповеди. Каждый желающий может принять участие в восстановлении монастыря, пожертвовав деньги при посещении или через интернет.

Практическая информация

Храм расположен в селе Спас Калужской области. Добираться до него удобнее всего из Калуги на автобусах или маршрутных такси. GPS-координаты: 54.49335; 36.09727.

Дорога: Киевское шоссе (трасса М3), село Спас, река Угра

~195 км от Москвы, ~20 км от Калуги

* доезжаем до поворота на Калугу, далее в середине деревни Мстихино поворачиваем направо на Резвань, в конце посёлка Резвань поворот налево на д. Спас (будет указатель «Спасо-Воротынский монастырь»), переехать ж/д пути и направо, к монастырю поворот направо в горку (указатель «Магазин»). Парковки нет. Если машин много, то придется припарковаться где-то в стороне. Дорога хорошая.

1


Этот монастырь у нас из серии открытий. Сначала меня заинтересовало его название — Спас-на-Угре (старинное название На-Усть-Угры-Спасо-Воротынский монастырь), посмотрев по карте я решила включить его в наш маршрут. Смутили — тексты в интернете, рассказывающие о «запущенности» и «очень плохой дороге». Поэтому сомнения были — бить машину и смотреть на заросшие порослью стены не хотелось.

Но буквально волшебное слово — Угра — рассеяло все сомнения.

Подумалось — посмотрим хотя бы на Ту Самую Реку — Пояс Богородицы и этого будет достаточно.

…Я не знаю кто пишет статьи в интернете. То, что мы увидели — это эстетическая редкость.

1


Оказывается женский Спасо-Воротниковский монастырь стоит на макушке, хотела написать холма, но это будет неверно — кургана, который находится в пойме Угры. Пойма — это плоский очень широкий берег, весной его заливает разлившаяся река. Летом же здесь — ржаное поле, ржаные поля… И это нереально красиво. Я уже забыла, когда заходила по пояс в ржаное море — последний раз это было в детстве. Васильки, колючие колоски, солнце, голубое небо, горячая земля…

2


Монастырь как бы приподнятый горкой вдалеке будто парит над рожью.

Подъехав, мы правда, еле припарковались. Дорога в горку, узкая, впереди перекрыта стройматериалами реставраторов, справа — монастырская стена, слева — огороды.

Монастырь — это две белоснежных церкви. Одна — действующая (Введения во храм Пресвятой Богородицы, 17в.), вторая (Спасо-Преображенский собор, 16в.) уже сверкает полированными зелеными луковками, но пахнет ещё ремонтом. Все в клумбах, грядках, огородах, парниках. Земля здесь очень солнечная, поэтому видим рано покрасневшие бока помидоров в тепличках, крепкие кочанные головы. Монахини ходят бесшумно …раз, вроде кто-то пробежал. И опять тихо и никого не видно.

Что поразило — здесь есть смотровая площадка — полукруглая, с балюстрадой, и скамеечкой под пышными плакучими ивами. Обзор отсюда — нереальный. Зеленая плоскость — луга, желтые квадраты — поля, серая ленточка — дорога, зеленые шарики — деревья, разноцветная рябь — домишки где-то далеко-далеко. А Угры и не видно. Она только угадывается по мосту и тёмно-зеленому окаймлению растительностью. Угра здесь впадает в Оку, т. е. в этом месте её устье (см. старинное название монастыря).

2

Сама деревня Спас, вернее, место на котором она стоит имеет очень древнюю историю. Здесь в уже в 11 веке стоял древнерусский город- археологи нашли массу крайне интересных находок, от железных кольчуг, до женских украшений и арабских монет. Есть мнение, что Спас — более позднее название первого «старого» Воротынска, а переименование связано с возникновением в нач.15 века второго «нового» городища Воротынск, которому «подарили» имя (в 5 км от Спаса) и сделали «столицей» удельного княжества. «Старый» же Воротынск/Спас упоминается в летописях с 1155 года (!): «…Святослав Ольгович выменял у племянника своего, сына Всеволодова, города: Снов, Воротынск и Карачев…».

Эти земли были удельными родовыми вотчинами князей Воротынских. Воротынские — это древний княжеский род «от третьего сына князя Михаила Черниговского»

Историю Спасо-Воротынского монастыря писать сама не буду. Возьму разные исторические выдержки из Калужской летописи, которые рисуют общую картину.

«В 1408 году, реку Угру назначили границею между Литовскими и Московскими владениями».

«В 1453 году Апреля 10 дня Князья Воротынские с Великим Князем Литовским Александром заключили договор, быть им в службе и владении Александра».

«В 1490 году Князья Бельские, Баратынские и Воротынские присоединились опять к России, от коей отторгнуты были в разныя времена».

Когда было Великое Стояние на Угре (1480, по сведениям историком в районе деревни Палатки) — где-то в этом месте у деревни Спас располагалось татарское становище, где жили ханские жены (по одной версии) или именно отсюда произошло бегство хана Ахмата (по второй версии) .

Считается, что этот «на усть Угры на Оке монастырь Спасский» основал Князь Дмитрий Воротынский где-то ~в нач.16века. Естественно, изначально он был деревянный.

Спасо-Преображенский собор — первый каменный храм монастыря. Он шатровый — а такая форма означает, что он имеет мемориальное значение, т. е. установлен в честь военной победы взятия Казани Иваном Грозным (1552 г.) и на месте старой деревянной Преображенской церкви.

1


Введенская церковь — особенная. Она одновременно и двухглавая и шатровая, что само по себе большая редкость. Это очень «камерное направление в русской архитектуре» времени «первых Романовых» — знаменитое узорочье. Вычитала ещё одну интересную мысль: что такая форма показывает «как через монастырское строительство проникала в провинцию сложная, изысканная и маньеристическая придворная архитектура Москвы».

PS . На самом деле очень мало сведений про этот монастырь. Очень мало. Какие-то толики после ужасающе долгих поисков нашла в интернете, какие-то в Калужской летописи. Сложила — и получилось то, что вы сейчас прочитали. Могу ещё добавить, что Введенская церковь обладает удивительной душевностью. Когда я зашла в неё (нужно подниматься по высоким ступенькам) — внутри никого не было, кроме одной монахини, читающей Псалтирь. Я взяла свечку (денежку опускаешь сам в ящик) и тихо стала ходить, ища куда её поставить. И слева в углу увидела икону Богородицы — она меня буквально притянула. А потом в храм вошла ещё одна женщина, оказывается она специально сюда приехала из Калуги (!) на такси, чтобы заказать службу. Это меня очень удивило.



Похожие статьи