Правильные схемы оформления освещения для фотостудий. Схемы освещения в портрете - классическая (рембрандтовская) схема освещения

Освещение играет важную роль в фотоcъемке. Оно может оживить фотографию, добавив интересные эффекты, впечатляющие тени и силуэты, но при неправильном его использовании на снимке окажутся нежелательные блики и отражения.

Это руководство написано для ознакомления новичков с одним из важнейших аспектов в фотографии – освещением. Руководство состоит из 3 частей. В первой рассказывается о жестком и мягком свете, во второй речь идет об искусственном и естественном освещении, а в третьей – об интенсивности света и глубине резкости.

Часть 1: жесткий и мягкий свет

В этом разделе рассматривается фундаментальный вопрос о разнице между съемкой с жестким и мягким светом.

Жесткий свет создает четко определенные, темные тени и, как правило, происходит от одного источника, который, обычно, имеет небольшой размер или находится очень далеко. В то же время мягкий свет создает мягкие тени, или не создает их вообще. Такой свет имеет несколько источников, рассеивается или отражается от различных поверхностей, падая на объект съемки под разными углами. В условиях естественного освещения жесткий свет можно наблюдать в безоблачный день, когда солнце находится высоко над горизонтом. Начинающим фотопортретистам следует избегать съемки сцен с таким освещением. А вот облачность, туман, или даже промышленное загрязнение воздуха создают мягкое освещение, поскольку солнечный свет частично отражается и рассеивается на своем пути.

Необходимо запомнить, что размер источника света обратно пропорционален его жесткости. Так, чем меньше источник света, тем жестче продуцируемое им освещение.

Мягкий свет можно также создавать самостоятельно, используя рассеиватели и отражатели:
- Рассеиватели . Облака являются примером природного рассеивателя. Для искусственного рассеивания света подойдет любой полупрозрачный материал. Так, могут использоваться специальные шторки на вспышках или даже обычная белая ткань между источником света и объектом съемки. Главное – правильно подобрать степень прозрачности материала и силу светового импульса (если съемка ведется с использованием искусственных источников света).
- Отражатели . Отражение света, по сути, создает еще один его источник. Фотограф может управлять его направлением и углом падения на объект съемки. Помимо профессиональных отражателей для этих целей можно использовать обычные листы бумаги. Отражать можно как естественный, так и искусственный свет.

Оба типа света имеют свои преимущества и недостатки. Жесткий свет может быть использован для создания изображений с высокой контрастностью для того, чтобы подчеркнуть формы и текстуры. Также он хорош для повышения 3D эффекта, добавления изображению объема и драматических эффектов. Тем не менее с жестким светом достаточно трудно работать и он, как правило, считается непригодными для многих (если не большинства) ситуаций, в особенности съемки людей.
Мягкий свет, напротив, создает ровное освещение, которое лучше отображает цвета и формы предметов. Естественно, выбор типа света зависит от жанра съемки, субъекта и желаемого эффекта, но мягкий свет, как правило, предпочтительней и это, безусловно, самый оптимальный и безопасный вариант для начинающих.

Часть 2: искусственный и естественный свет

Очевидно, что к естественному освещению относится прямой солнечный свет или обычное дневное освещение, например, в помещении. А в роли источников искусственного света могут выступать всевозможные люминесцентные лампы в различных бытовых или промышленных приборах.

Естественный свет

Естественный свет менее контролируемый и значительно варьируется в зависимости от целого ряда условий, таких как время суток, погода и географическое положение. Он не требует использования какого-либо дополнительного оборудования, хотя, конечно, можно применить все те же рассеиватели и отражатели. Вопрос выбора между использованием естественного или искусственного света, очевидно, более актуален для портретной или предметной фотографии. В случае с пейзажной или съемкой дикой природы выбор фотографа, как правило, ограничивается естественным освещением.

Среди факторов, влияющих на характер естественного света, стоит отметить следующие:
- Погода . Как уже говорилось ранее, облачная погода во многих случаях считается фотографами более предпочтительной, поскольку пасмурное небо создает мягкий свет. Но облачность далеко не всегда является идеально равномерной, а ее плотность тоже бывает разной. Это стоит учитывать, поскольку от этого зависит интенсивность света. А такие природные феномены, как ураганы, штормы или даже обычный туман тоже стоит попробовать использовать с пользой для снимка: черное небо придаст ему драматичности, а рассеянный в тумане свет придаст пейзажу чувство глубины и улучшит перспективу.

- Время суток . Обычно более мягкие условия освещения можно получить рано утром или поздно вечером. Кроме того, в это время свет теплее. Восход и закат солнца часто считаются идеальным временем съемки пейзажей и портретов. Но в течение этого времени суток условия освещения меняются очень быстро как в плане интенсивности, так и в плане цвета. С одной стороны, это позволяет за короткий промежуток времени получить серию разнообразных снимков, но с другой – существует риск упустить поистине идеальный момент. Во время восхода и заката солнца тени меняют свою интенсивность и форму. Так, на закате тени удлиняются и становятся менее интенсивными, утром же все наоборот.
- Географическое положение . Существует закономерность, согласно которой чем дальше вы находитесь от экватора, тем дольше вы можете наблюдать восход и закат солнца. Таким образом, мягкие условия утреннего или вечернего освещения длятся гораздо дольше в таких областях и, наоборот, проходят гораздо быстрее в непосредственной близости к экватору.
- Загрязнение воздуха . Подобно водяному пару в тумане и облаках частицы индустриальных загрязнений воздуха рассеивают лучи света, делая его менее интенсивным и более мягким.

Искусственный свет

При работе с искусственным светом фотограф сталкивается с такими же проблемами, как и при съемке в условиях естественного освещения. Но в этом случае он имеет полный контроль над источниками света, их количеством, расположением, углом, яркостью и жесткостью. Кроме этого, разные источники искусственного света имеют разную цветовою температуру. Так, например, галогенные лампы холоднее и производят свет, который имеет голубой оттенок, в то время как вольфрамовые светятся с красноватым оттенком. Все эти нюансы необходимо учитывать и держать под контролем для получения желаемого результата.

Когда дело доходит до управления и манипулирования светом, есть множество вариантов, в зависимости от того, имеете вы дело с искусственным, естественным, мягким или жестким светом. Все это сводится к пониманию, как финальное изображение зависит от условий освещения, его подбора и управления им, а также регулировки настроек камеры (в частности, баланса белого) и дальнейшей обработки фотографии в графических редакторах.

Часть 3: интенсивность света и глубина резкости

В заключительном разделе поговорим о значимости интенсивности света и том, что новички должны знать об этом.

При съемке камере требуется определенное количество света, чтобы зафиксировать изображение на матрице. Количество фиксируемого на датчике света определяется тремя параметрами: ISO (чувствительностью матрицы), диафрагмой объектива и выдержкой (скоростью спуска затвора камеры).

Фотосъемка может вестись в различных условиях. Например, солнечный день для съемки пейзажа может показаться новичку идеальными условиями, однако, при таком освещении высокая интенсивность света способствует повышению контраста и ухудшению уровня детализации. В то же время пасмурная погода и рассеянный свет, как мы помним, помогут нивелировать эти недостатки, улучшая точность цветопередачи, разглаживая градиенты, смягчая тени и сохраняя текстуру предметов. Но интенсивность рассеянного света ниже и при съемке пейзажа в условиях недостаточной освещенности требуется длинная выдержка и/или более высокое значение ISO.

ISO

Выдержка

В момент фотосъемки открывается затвор, расположенный непосредственно перед матрицей, тем самым пропуская на нее необходимое количество света. Чем больше время спуска затвора, тем больше света будет зафиксировано матрицей. При съемке движущихся объектов, необходима высокая скорость работы затвора для того, чтобы «заморозить» объект в его движении. В то же время полезны ночью, когда камере требуется больше света, чтобы создать изображение. можно компенсировать светочувствительность, сохраняя ее в пределах допустимого уровня шумов. Для дополнительной стабилизации камеры в таких случаях пригодится штатив.

Диафрагма

Апертура – это отверстие в объективе, через которое свет поступает на матрицу камеры. Размер апертуры регулируется специальным устройством, называемым . Естественно, чем больше диаметр этого отверстия, тем больше света поступает на матрицу за определенный промежуток времени и наоборот. отображаются в виде значений F/. Так, небольшие значения (например, от F/1.0 до F/3.5) указывают на максимальные параметры диаметра относительного отверстия. При таком открытии диафрагмы на матрицу поступает наибольшее количество света. А значение F/22 говорит о закрытой апертуре и ограниченном световом потоке, проходящем через объектив. Диапазон настройки диафрагмы в разных объективах может отличаться.

Именно диафрагмой контролируется глубина резкости – расстояние между самой ближней и самой дальней точками, попадающими в плоскость фокуса. Чем больше диаметр отверстия, тем меньше глубина резкости.

Автоматический режим

В полностью автоматическом режиме, сочетание диафрагмы, выдержки и ISO выбирается самой камерой на основе ее восприятия наиболее подходящих настроек для конкретного момента съемки. Во многих случаях это дает приличные результаты, но опытные фотографы делают потрясающие снимки исключительно с использованием ручных настроек камеры. Тем не менее для новичков этот режим во многих случаях будет весьма полезным, оставляя возможность и время сконцентрироваться на других аспектах съемки.

Ручное управление камерой

В зависимости от текущих требований к съемке, можно использовать различные режимы управления камерой. Наиболее распространенными являются режимы съемки с приоритетом выдержки, приоритетом диафрагмы, и полностью ручной режим (для более опытных фотографов). В каждом из них значение ISO можно также устанавливать вручную, или же оставлять в автоматическом режиме.

В режиме приоритета диафрагмы фотограф предустанавливает значение апертуры, например, для контроля над глубиной резкости, а камера рассчитывает оптимальную длину выдержки. Как правило, это предпочтительный вариант для съемки пейзажей (с закрытой диафрагмой) и портретов (с открытой).

В режиме приоритета выдержки вручную устанавливается скорость затвора в то время, как остальные параметры подбирает автоматика камеры. К использованию этого режима прибегают, например, при съемке спортивных событий (важна короткая выдержка для того, чтобы запечатлеть спортсменов в движении) или в случае ночной фотосъемки (необходима сверхдлинная выдержка для максимального улавливания света).

В полностью ручном режиме опытный фотограф, понимающий влияние тех или иных параметров съемки и их взаимосвязь, получает абсолютный контроль над процессом съемки.

Ну а о том, какие бывают режимы съемки фотоаппарата, можно ознакомиться .

Данная статья написана фотографом Джимом М. Гольдштейном . Вы можете прочитать о нем больше в конце статьи.

В моей предыдущей статье « Получите лучшее от плохой погоды - 6 задач для фотографа » я отметил, что фотография полностью зависит от освещения. Звучит довольно просто, конечно, но на самом деле фотографы склонны фокусироваться скорее на объекте, чем на свете. Я имею в виду, что когда мы видим что-нибудь необычное и интересное, мы начинаем снимать, даже если освещение и итоговое экспонирование видоизменяют объект. Освещение может улучшить или испортить изображение, и в зависимости от этого кадр будет восприниматься или как любительский, или как настоящая фотография.

Так же как умение находить и видеть объект, выбор освещения необходим для создания ярких фотографий. «Золотой час» всегда считался идеальным временем для съемки, но кадры с ярким и драматичным освещением можно сделать и в другое время. Учитесь видеть интересный свет и различные его вариации.

Боковое освещение

Как нетрудно догадаться, боковое освещение - это когда свет падает сбоку. Оно обычно обеспечивает прекрасный контраст, создает длинные тени и придает фотографии ощущение глубины. Этот тип освещения может создать драматический эффект при съемке архитектуры и портретов.

Контровое освещение

Контровое освещение возникает тогда, когда источник его расположен позади объекта и прямо напротив вас и вашей камеры. При помощи этого типа освещения легко создавать силуэты. В сочетании с определенными атмосферными условиями, такими как туман или пыль в воздухе, вы можете получить потрясающие эффекты освещения.

Подсветка по краям

Когда свет падает на объект под острым углом, он может создавать эффект подсветки по краям объекта. Этот тип освещения обеспечивает сильный контраст, который подчеркивает форму объекта. Его имеет смысл использовать при съемке макро, дикой природы, пейзажей и художественной ню фотографии.

Окружающий свет

Окружающий свет мягкий, не имеет четкого направления и часто отражается от одной поверхности на другую. Поскольку он непрямой, яркость объекта будет ниже, чем при других типах освещения. На самом деле он довольно обманчив, поскольку мы редко сознательно его воспринимаем. Большинство фотографов просто игнорируют его и ищут другие виды освещения. Окружающий свет хорошо подходит для различных фотографических жанров, в особенности, для съемки пейзажей.

Мягкий или рассеянный свет

Рассеянный свет ровный. Он снижает контраст и минимизирует тени. Хорошо подходит для портретов, макро и съемки природы.

Жесткий свет

Жесткий свет направлен прямо и часто может быть очень интенсивным в отношении яркости. Он формирует глубокие тени и высокий контраст. При съемке в условиях такого освещения существует вероятность получения «пересветов», так что нужно внимательно относиться к настройке экспозиции. Жесткий свет может стилистически применяться почти к каждому фотографическому жанру, но многие считают его не настолько привлекательным, как иные типы освещения.

Точечный свет

Точечный свет возникает тогда, когда вы фокусируете определенное количество света на определенной части вашего объекта или сцены. Он может формировать глубокие тени и высокий контраст. Способен привнести драматическую составляющую в снимок практически любого фотографического жанра.

Искусственное освещение

Самый тривиальный вид освещения - искусственный свет. Он может быть создан различными студийными осветительными приборами, а также встроенными или внешними вспышками. В фотографии мало направлений, где искусственный свет не мог бы быть успешно применен. Он обеспечивает фотографу гибкость и дополнительные творческие возможности. Если вам интересно узнать больше об искусственном освещении, посетите наш веб-сайт Strobist.

Различные комбинации освещения

И наконец, вам вполне может повстречаться комбинация нескольких или всех перечисленных типов освещения. Не существует правила, обязывающего вас работать только с одной формой освещения. Креативное освещение вашего объекта - неотъемлемая часть фотографического процесса.

Теперь, когда мы обозначили различные типы освещения, держите в голове эту информацию, когда будете смотреть на снимки, которые вам нравятся или когда отправитесь на новую съемку. Спросите себя, что за свет делает вид, на который вы смотрите или собираетесь снять, столь привлекательным? Изучайте и анализируйте освещение, и вскоре вы обнаружите, что это знание сказывается на вашей работе, сознательно и бессознательно.

Создание и/или нахождение правильного света поможет вам подчеркнуть особенности вашего объекта и создать изображения с большей силой воздействия на зрителя.

Эта статья была написана Джимом М. Гольдштейном. Пейзажные фотографии Джима, его снимки природы, обзоры путешествий и репортажные снимки можно посмотреть на его веб-сайте JMG-Galleries.com, и в блоге. Помимо этого, через подкаст Джима “EXIF and Beyond”вы можете ознакомиться с интервью фотографа и хрониками создания некоторых из его изображений.

Джим М. Гольдштейн профессиональный фотограф, в настоящее время проводящий фототуры и мастер-классы. Также он недавно издал электронную книгу «Четвертое измерение фотографии - Время», в которой обсуждаются многочисленные техники съемки на длинных выдержках. Последние работы и статьи Джима можно найти в его блоге и через подкаст “EXIF and Beyond”. Вы можете найти Джима в Google+ | Twitter | Facebook.

60078 Совершенствуем знания 4

В этом уроке вы узнаете: Роль света. Цветовые характеристики света. Правило обратных квадратов. Естественный и искусственный свет. Свет от разных источников

Свет — это еще одно средство создания изображения, пожалуй, одно из самых капризных. Когда мы говорим о свете в фотографии, то вспоминаем как минимум то, что само название "фотография" переводится с древнегреческого как "светопись". Однако говоря о роли света в фотографии, нужно помнить, что он выполняет здесь две прикладные функции.

Первая из них заключается в получении фотографического изображения необходимого качества, с хорошей проработкой деталей в тенях и светах, что обеспечивается правильной экспозицией при съемке и грамотно проведенным негативным процессом. Отдавая должное технической стороне вопроса, без чего невозможно получить более или менее приемлемый фотоснимок, нельзя относиться к свету в фотографии только как к фактору, определяющему экспозицию.

У него есть вторая, более сложная функция, которая носит творческий характер, и поэтому, в отличие от экспонирования и обработки негативов, не может быть поручена автомату. Свет является одним из основных и наиболее ярких изобразительных средств фотографии. Это своего рода и палитра, и кисть фотографа, с помощью которых мы добиваемся необходимого выразительного эффекта, определяющие художественные достоинства того или иного снимка.

Основная цветная характеристика света — его спектральный состав и цветовая температура. Цветовая температура разных источников света сильно отличается, поэтому, снимая на пленку или цифровую камеру, помните о возможности корректировать цвета.

Измерение цветовой температуры источника cвeтa основано на соотношении количества холодного синего цвета и тёплого красного цвета. Единица измерения цветовой температуры °К (градус Кельвина). Источник свeтa с более высокой температурой имеет больше голубого оттенка в своём составе. И наоборот, чем больше красной составляющей спектра в источнике cветa, тем ниже цветовая температура. Ниже приведена таблица цветовых температур, в которой указаны значения цветовой температуры согласно источникам освещения:

Не секрет, что основа успеха фотографии состоит именно в освещении - без света вообще невозможно сделать снимок. Кто не хочет получить яркие, сочные снимки как на обложке глянцевого журнала? Освещение очень значимо как для портрета, так и для натюрморта, а также и для других видов съемки. Первое требование - света должно быть достаточно. Длительные выдержки приводят к смазанному изображению, повышению светочувствительности и к появлению «шумов» на изображении. Когда света достаточно, снимок получается сочным, ярким, насыщенным с хорошо различимыми деталями. Поэтому очень важно обеспечить достаточный свет. Вторая, более сложная задача - сделать световой рисунок выразительным, акцентировать внимание зрителя на главном. Красивый необычный свет становится неотъемлемой частью снимка, частью композиции. А для экспериментов и получения интересных снимков совершенно не обязательно использовать дорогое студийное оборудование.

Проанализировав список слагаемых хорошей фотографии, мы подходим к важному выводу. Для того, чтобы фотография получилась, чтобы изображение на снимке было близко к нашим зрительным ощущениям, недостаточно одной эмоциональной составляющей, даже если она дополнена хорошим композиционным решением снимка. В светописи одно из самых главных слагаемых - это свет и его характеристики. А значит - сложно недооценить умение фотографа правильно видеть, оценивать и виртуозно использовать имеющееся освещение (или создавать искусственное). Важно следить и за техническими характеристиками света. Поэтому, рассматривая тему света и освещения, есть смысл все световые характеристики разделить на три независимые группы. Это цветовые, количественные и качественные характеристики света. Рассмотрим их.

Цветовые характеристики света

Цветовые характеристики света - это соотношение количества разных лучей света в спектре источника, освещающего наш объект съёмки. Очевидно, что источники света, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни, имеют заметно отличающиеся друг от друга характеристики. И это легко увидеть, если расположить несколько разных источников света рядом друг с другом. К примеру, лампа накаливания по сравнению с дневным освещением окажется откровенно желтой, а "экономные" (люминесцентные) лампы "дневного" и "теплого" света, установленные в один светильник, воспринимаются как сине-голубые и желто-розовые. Хотя, если объект съёмки освещается только одним источником света, наши глаза отлично адаптируются к его цветовым характеристикам. Такая особенность нашего зрения позволяет точно определять цвета окружающих предметов практически при любом освещении.

Баланс белого, как и зачем . К сожалению, матрица цифрового аппарата сама по себе так легко приспосабливаться не умеет. А значит - её цветовосприятие нуждается в настройке при помощи меню "баланса белого". Собственно "баланс белого" - это и есть передача матрицей света, состоящего из разного количества лучей синей, зеленой и красной областей спектра видимого света. А настройка баланса белого - это изменение чувствительности матрицы к лучам красного, синего и зеленого цвета в соответствии с особенностями освещения. К примеру, в спектре дневного ("белого") света количество синих, зеленых и красных лучей примерно одинаково. В этом случае, если чувствительность матрицы к синим, зеленым и красным лучам света будет также одинакова, то цветопередача на фотографии будет вполне естественной. Зеленая трава будет передана зеленой, синее небо останется синим, а нейтрально окрашенные предметы не получат нежелательного цветного оттенка. Именно это мы, в общем случае, и понимаем под "естественной цветопередачей".

Состав света ламп накаливания отличается от белого света из-за преобладания в спектре желто-красных лучей и недостаточного количества синих. И, если оставить "дневной" баланс белого при переходе от уличной дневной съёмки к сюжетам, освещаемым лампами накаливания, то картинка будет иметь грубый желтовато-оранжевый оттенок, а синие и фиолетовые цвета практически исчезнут со снимка. Вернуться к нормальной цветопередаче можно, переключив баланс белого на аппарате в положение "лампы накаливания". В этом случае чувствительность матрицы к красно-желтым лучам будет значительно снижена (поскольку их количество в спектре и так избыточно), а чувствительность к лучам синей части спектра, наоборот, заметно увеличена (так как последние лампой накаливания излучаются в очень малом количестве). В итоге нейтрально окрашенные предметы избавятся от нежелательной оранжевой окраски, а цветопередача предметов остальных цветов максимально приблизится к нашему восприятию.

Автоматический баланс белого . В современных аппаратах предусмотрен и вариант настройки баланса белого в полностью автоматическом режиме, без необходимости вмешательства со стороны фотографа. Пользоваться автобалансом, как и любой другой автоматикой, очень удобно, оперативно и приятно. Однако, к сожалению, режим автобаланса белого не всегда адекватен. Ведь электронная "начинка" даже самого современного фотоаппарата не идёт ни в какое сравнение с нашими мозгом и объёмом жизненного опыта. Существует достаточно ситуаций, когда в режиме автобаланса передача цветов на снимке искажается. В этих случаях цветопередача получается весьма далёкой не только от естественной или желаемой, но даже может выходить за рамки приемлемости. К примеру - тропинка через зелёный луг, занимающий на снимке основную площадь, почему-то приобретает пурпурноватый оттенок, а зелень при этом становится сероватой и пожухшей. Вывод напрашивается сам собой - от услуг автоматики в таких случаях придётся отказываться.

Пользовательский баланс белого . Более "профессиональным" считается режим пользовательской настройки баланса белого по эталону нейтральной окраски (белому листу или серой карте). Этот вариант позволяет в некоторых случаях добиться практически идеальной цветопередачи, но требует гораздо больших трудозатрат и не всегда применим. Впрочем, излишне сильно углубляться в подробности настройки баланса белого мы сейчас не будем. Во-первых, вы уже знаете главный принцип - при настройке баланса белого мы компенсируем повышенной чувствительностью матрицы к синим, например, лучам недостаток их в спектре источника света. И наоборот - излишнее количество, например, жёлтых лучей в спектре источника света не приведет к жёлтому оттенку на фотографии, если матрица к ним будет менее чувствительна. Во-вторых, вполне достоин внимательного прочтения раздел инструкции вашего фотоаппарата, посвященный этой теме. Ну а в-третьих - обсуждению всех нюансов, связанных с передачей цвета и балансом белого (в нашей фотошколе этому посвящено отдельное занятие), достойна отдельная большая статья, которая со временем обязательно будет написана. В любом случае важно понимать, что неоправданно искаженная цветопередача может вызвать у зрителя подсознательное ощущение какой-то неправильности. Которое, в свою очередь, трансформируется в ощущение неправдивости и неприятия ко всему, что изображено на фотографии. А значит - такой зритель уже не сможет (или не захочет) принимать ваши мысли и ощущения, высказанные фотографией, близко к сердцу.

Количество света

Вторая группа технических вопросов, связанных со светом - это его количество. Наше зрение и в этом вопросе решает всё практически незаметно для нас в полностью интуитивно-автоматическом режиме. Мы находим среди окружающих предметов наиболее темные (считаем их "чёрными") и наиболее светлые (называем их для себя "белыми"). Все остальные предметы мы сравниваем по тону с белым и черным. Вроде всё, казалось, просто. Но камера таким путем пойти не может. Поскольку её "сердце" - светочувствительная матрица - не может определять тон объекта съёмки. Она лишь выдает соответствие между количеством попавшего на неё света и уровнем выходного сигнала. И то - лишь в узких рамках так называемого "линейного диапазона" чувствительности матрицы. Поэтому-то при определении количества света, попадающего на матрицу, мы вынуждены пользоваться помощью точного прибора - экспонометра. Экспонометр в автоматическом режиме определяет количество света, отраженного объектом съёмки, и предлагает (или даже сам устанавливает) соответствующее сочетание выдержки и диафрагмы (а иногда - и чувствительности матрицы). Сразу заметим, что даже самый зоркий и чувствительный глаз не в состоянии точно определить количество света и соответствующие ему пару выдержка-диафрагма.

Поэтому "самурайскими" методами, без помощи экспонометра, обойтись при съёмке на "цифру" будет очень сложно. И ещё надо сказать, что экспонометр и связанная с ним экспозиционная автоматика в большинстве случаев отрабатывают своё назначение вполне достойно, не оставляя нам необходимости явно вмешиваться в процесс определения количества света. За исключением, может быть, самых сложных в плане света сюжетов, характеризующихся очень большим диапазоном яркостей.

"Сложные" сюжеты и экспонометр . Дело в том, что диапазон яркостей, который может "переварить" обычная матрица цифрового аппарата - достаточно невелик. И когда яркость самых светлых деталей нашего объекта съёмки значительно отличается не только от теней, но и от объектовсредней (как нам кажется) яркости, начинаются проблемы. И в этом случае нам нужно определиться с тем, какие именно из увиденных нами объектов нам наиболее важны для кадра, определить экспозицию для наиболее корректной передачи их тонального диапазона. И, понятно, смириться с тем, что более светлые и более темные объекты передадутся не так, как мы их воспринимаем нашим зрением, а в виде выбеленных или утонувших в тени. А поскольку белые и черные "дырки" (то есть области с неоправданно потерянными деталями) на фотографии смотрятся крайне неприятно и неопрятно, есть смысл обращать на это внимание при компоновке снимка. При этом лишний раз заметим, что "Великий и могучий Фотошоп", равно как и другие программы для последующей обработки фотоснимков, могут лишь улучшить восприятие картинки, адаптировав её для более лёгкого и удобного восприятия. Особенно когда речь идёт о печати фотографий на фотобумаге, которая воспроизводит гораздо более узкий диапазон яркостей. Ну а если в процессе съёмки детали потеряны из-за пересвета или недосвета, то ни одна (даже самая сложная и могучая) программа обработки, ни шаманские танцы с бубнами уже никогда не смогут вернуть их на снимок.

Направление падения света

Третья группа из набора параметров освещения - это его качественные характеристики. Свет не просто освещает нужный нам объект съёмки, чтобы мы смогли увидеть и запечатлеть его цветовые и тональные характеристики. Освещая выбранный нами в качестве объекта съёмки предмет, источник света создает на его поверхности участки с разным уровнем яркости - яркие ("света"), средней тональности ("полутени") и минимальной яркости ("тени"). И это очень важно. Ведь из одних светов создать картинку достаточно сложно, а из одних теней - и вовсе невозможно. Контраст (разница) между светами и тенями создёт ощущение яркости. Сами тени и света дают нам возможно однозначно судить о форме и объёме объектов, из которых складывается сюжет нашего снимка. А маленькие тени, "отрисовывающие" каждую, даже самую незначительную неровность поверхности нашего объекта съёмки, демонстрируют нам его фактуру. Но всё это происходит тогда, когда свет правильно падает на наш объект.

Наиболее часто в фотографии используется свет передне-верхне-бокового направления. То есть источник света освещает объект съёмки со стороны фотографа, находясь при этом выше фотографа и правее (левее) относительно направления съёмки. В этом случае изображение будет состоять не только из светов, но и небольшого количества теней. Передне-верхне-боковое освещение - это стандартный и, даже можно сказать, беспроигрышный вариант освещения для съёмки большинства сюжетов. Остальные варианты освещения (в первую очередь свет из задней полусферы и нижний свет) применяются гораздо реже, и только тогда, когда в таком варианте освещения есть осознанная необходимость.

Фронтальный свет . Он же — прямой, лобовой. Помните, как выглядят снимки со встроенной вспышкой, которая дает именно фронтальный свет? Он падает на модель строго спереди, лишая лицо рельефа, делая его плоским, съедая всю фактуру. Иногда людям нравятся портреты, сделанные с таким светом, так как несмотря на потерю деталей лица, исчезают прыщи и морщины, однако редко когда такой результат действительно профессионально выглядит.

Боковой свет . Как следует из названия, источник света стоит сбоку. Текстура при этом прорисовывается очень хорошо. Жесткий боковой свет с одной стороны способен полностью провалить в черноту неосвещенную сторону, поэтому лучше всего, если такой тип света поддерживается заполняющим светом. Хотя, конечно, многое зависит от задумки автора.


Передне-боковой свет . Золотая середина. Такой свет подчеркивает контуры щек и скул, форму губ и носа модели, передает объем, и при этом не проваливает в темноту половину лица, так как все-таки находится не сбоку.
Если источник такого света еще и мягкий, то он вполне может оказаться единственным и самодостаточным источником освещения в портрете.

Верхний свет . Мы о нем уже говорили, когда рассматривали пример жесткого света на полуденном солнце. Проваленные глазницы, черная тень под носом и подбородком. Пейзаж при верхнем свете тоже смотрится довольно скучно. Однако если источник верхнего света крупный и находится прямо над головой модели, можно получить интересный результат.

Нижний свет . Нижний свет гарантированно делает из человека страшилку по той простой причине, что тень от носа падает не привычно вниз, а уходит наверх. Тень от щек тоже уходит наверх, скрадывая глазницы.

В результате мы получаем лицо, похожее на череп. Кстати, нижний свет — единственный тип света, практически не встречающийся в природе.

Контровой свет . Источник света находится прямо напротив камеры или немного сбоку — в таком случае он называется задне-боковым.Такой свет красиво подчеркивает контур лица или фигуры. А когда источник контрового света один-единственный, мы получаем силуэт. Кстати, контровой свет может быть направлен не только на модель, но и на фон за моделью, тогда он станет мягким и ровным.

Контражур . Разновидность контрового света с условием, что источник света располагается прямо за объектом. Контуры объекта при этом загораются, создается эффект свечения. Очень красиво в таком свете смотрится что-то прозрачное и легкое: фата невесты, волосы...

Жесткость света

Кроме направления света важно не забыть и о второй качественной характеристике - жесткости (или мягкости) света. Жесткий свет создается источником света небольших размеров в сравнении с расстоянием до него (пример - свет солнца при чистом небосводе). При этом получается достаточно яркое и контрастное освещение - яркие света, глубокие и чётко очерченные тени.

Жёсткое освещение очень хорошо выявляет все особенности поверхности объекта съёмки - форму и фактуру. Особенно это заметно, когда свет имеет "скользящее" направление относительно поверхности объекта съёмки.

Мягкий свет - это свет от относительно большого по размерам (в сравнении с расстоянием до него) источника света. Пример такого освещения - пасмурная погода, где источник света - это затянутое облаками небо. В противоположность жесткому, мягкий свет создает гораздо менее контрастное освещение, ведь изображение при этом состоит в основном из более светлых и более темных полутеней. Яркие света и глубокие тени на снимке, сделанном при мягком освещении, либо присутствуют в совсем незначительных количествах, либо - вообще отсутствуют. Мягкий свет гораздо хуже, чем жесткий, прорабатывает фактуру поверхности объектов съёмки, зато акцентирует внимание на их цветовых особенностях. Самые "цветные" снимки - это фотографии, сделанные именно при мягком освещении.

Жесткий свет в ясную погоду Мягкий свет в пасмурную погоду

Свет в естественных условиях

Все то, о чем мы сейчас говорили, вполне можно использовать даже в тех случаях, когда вы работаете не в студии и не пользуетесь вспышкой. На улице тип освещения напрямую зависит от положения солнца. Чем ближе к полудню, тем больше свет похож на верхний. Но, кстати, не зимой. Зимой солнце висит низко и даже в полдень дает косой свет.

Контровой солнечный свет . Очень красиво выглядят снимки, сделанные на закате или рассвете. Низкое солнце дает длинные тени, а фотография приобретает приятный теплый оттенок. Будет этот естественный свет фронтальным, боковым, переднебоковым или контровым, решать вам. Все зависит от того, как вы повернете модель относительно солнца и какое положение займете сами.

Но поскольку слишком глубокие тени все же требуют проработки, вам понадобится заполняющий свет. Как правило, он в таких случаях отраженный. Вы можете получить его, используя специальный лайт-диск для подсветки теней, либо же воспользовавшись любой светлой поверхностью, оказавшейся под рукой. Например, белая футболка или светлая стена отлично отражают свет под разными углами и дают мягкое заполняющее освещение. Темные поверхности, наоборот, поглощают свет, так что если хотите сделать тени поглубже, можете найти черную стену и поставить модель рядом с ней.

Если же вы снимаете в пасмурную погоду, свет будет проще и скучнее — мягкое и равномерное освещение модели и фона со всех сторон, без глубоких теней и провалов. С одной стороны, это хорошо, с другой — ни о каком акцентировании светом и прорисовке объема не идет и речи.

Снимая дома, вы тоже можете получить интересные сюжеты — достаточно подойти к окну. Окно работает как большой источник мягкого света, который очень красиво ложится на объект. Кстати, если поставить модель или объект между окном и светлой занавеской, то занавеска даст легкий заполняющий свет.

Освещение от ламп накаливания обычно смотрится довольно скучно. Люстра, висящая на потолке, дает верхний жесткий свет, да и с настольными лампами манипуляции тоже довольно ограничены, так как свет от них будет жестким (поскольку они маленькие) и тусклым. Для получения качественной картинки в таком случае лучше воспользоваться вспышкой.

Источники света в фотографии условно могут выполнять следующие роли.

Рисующий свет . Источник рисующего света должен быть всегда один. Теоретически это основной свет в композиции. Это направленный свет, который выявляет форму и детали предмета, этот свет может быть жестким или мягким. Лампы нужно использовать либо различной мощности, либо удалять их на разное расстояние от объекта. Часть света от источника рисующего света может отражаться от отражателя, и вы получите заполняющий свет, который подсвечивает тени. Источник света ставится обычно не ближе полутора двух метров от объекта, но и не слишком далеко. Функцию рисующего света может выполнять солнечный свет, который проходит через окно, дверь и т.д. Рисующий свет создает теневой контур. При освещении поверхности источником света со стороны камеры, на отдельных участках, расположенных под различными углами к световым лучам, образуются теневые участки, создающие контур.

Заполняющий свет должен равномерно освещать объект, создать такой уровень освещенности, чтобы хорошо проработались детали, и не было видимых теней. Тени он делает более светлыми. Заполняющий свет должен быть мягким - например, источник можно направить в светлый потолок.

Моделирующий свет играет роль дополнительного заполняющего света. Он подсвечивает тени в нужных участках. Моделирующий свет образуется маленькими источниками мягкого света. Позволяет получить блики, рефлексы на отражающих деталях объекта съемки.

Контровой свет (встречное освещение) . Световой источник располагается за объектом съемки. Создается световой контур, а также используется для выявления воздушной дымки, освещения фактур, создания "игры света" на прозрачных предметах. Чем ближе к камере расположен источник света, тем шире образуется полоса светового контура. Чем дальше источник света от камеры, тем больше световая полоса сужается.

Фоновый свет освещает фон. Используется мягкий и рассеянный или направленный свет. Фоновый свет выделяет объект съемки, создает разницу освещения между ним и фоном. Чтобы получить объект идеально белом фоне, на фон направляется более сильный свет, чем на объект. Чтобы подчеркнуть объект на цветном фоне, фон освещается меньше, чем объект съемки.

Световой акцент - узкий направленный луч жесткого или мягкого света направляется на часть объекта, которую нужно подсветить и композиционно выделить.

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Освещенность объекта съемки прямо пропорциональна яркости источника света. При увеличении яркости света в два раза освещенность предмета увеличится вдвое. При искусственном свете освещенность зависит от расстояния между источником света и объектом съемки. Относительная освещенность точечного источника света обратно пропорциональна квадрату этого расстояния. Это и есть правило обратных квадратов , котороеозначает, что:

При увеличении расстояния между объектом и источником света в два раза освещенность уменьшается в четыре раза;

При увеличении расстояния между объектом и источником света в три раза освещенность уменьшается в девять раз;

При уменьшении расстояния между объектом и источником света в два раза освещенность возрастает в четыре раза.

Обязательно надо заметить, что не существует какого-то "гарантированно хорошего" света, при котором всё, что попало в поле зрения объектива вашей фотокамеры, превращается в отличную фотографию. Точно так же не существует и "однозначно плохого" света. "Хорошим" и "правильным" освещение будет тогда, когда его направление и жесткость наиболее хорошо выявляют нужные нам для сюжета характеристики нашего объекта съёмки. И наоборот - "плохой" и "неправильный" свет акцентирует наше внимание на тех свойствах нашего объекта, которые мы показывать не хотели. К примеру, при съёмке в лучах света жесткого источника света кожа на лице теряет свой естественный цвет, зато становится шершавой, бугристой и испещренной морщинами. А мягкий свет делает эту же кожу мягкой, гладкой и нежной, позволяет насладиться естественным "телесным" тоном её цвета. В других ситуациях, когда необходимо подчеркнуть фактуру кирпичной кладки стены старинного дома, выявить форму каждого колоска на пшеничном поле или буквально "нарисовать" следы на песке - нет альтернативы скользящему жёсткому свету.

Так что не бойтесь экспериментировать и помните, что хороший снимок делает не оборудование, а фотограф.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

1. Поставьте на стол небольшую модель, например куклу и "поиграйте" разными источниками освещения, которые найдёте у себя дома. Это может быть настольная лампа, торшер, софит или фонарик... Поснимайте свою модель при различных комбинациях света.

2. Возьмите фонарик, подойдите к зеркалу, посмотрите внимательно на своё лицо. Теперь, используя фонарик как моделирующий свет, освещайте лицо с разных сторон - сбоку, сверху, снизу. Проанализируйте это упражнение.

3. Предлагаю вам ответить на следующие вопросы:

  • Как, используя освещение, добавить "возраст" человеку?
  • В какое время суток лучше снимать пейзаж? Почему?
  • Почему не рекомендуется снимать в помещении со встроенной вспышкой, особенно с близкого расстояния?
  • Зачем в яркий солнечный день часто рекомендуется включать фотовспышку?

Результаты опытов, а так же вопросы по теме урока мы ждем на сайта.

В следующем небольшом уроке №2 вы узнаете: когда в большинстве случаев нужно соблюдать правила композиции, а когда можно рискнуть их нарушить и получить необычное изображение.

Слово «фотография» дословно переводится как «рисование светом». Именно поэтому красивый свет – залог хорошего снимка. Нужна постоянная практика, чтобы научиться «видеть» свет, «ловить» свет и выгодно использовать его. Но для начала неплохо бы обобщить в своей голове немного теоретических знаний о свете в фотографии . Этим-то мы и займемся!

Свет в фотографии можно классифицировать по следующим параметрам:

— характер освещения (мягкий или жесткий свет);

— способ получения освещения (направленный, рассеянный, отраженный);

— направление света относительно объекта съемки (фронтальный, боковой, контровой, верхний, нижний);

— роль того или иного источника в общем свето-теневом рисунке (рисующий, заполняющий, контровой, моделирующий и фоновый);

— в зависимости от характера источника (естественный и искусственный свет);

— по цветовой температуре (теплый или холодный свет).

Можно до бесконечности выделять все больше и больше видов света, но мы остановимся на представленном делении.

Мягкий свет и жесткий свет.

Жесткий свет имеет характерную картинку, которую легко распознать по резкому контрасту между светом и тенью, минимумом полутонов. При жестком освещении тени от объектов становятся глубокими, а блики – ярко выраженными. Также подчеркивается текстура объектов съемки. Самый простой пример жесткого света – это солнце в яркий полдень. Также жесткий свет можно создать при помощи вспышек, направленных на объект съемки без использования каких-либо насадок. Жесткий свет дают студийные приборы с рефлектором или с насадкой типа соты, тубус и т.п.


Мягкий свет
характеризуется более спокойным рисунком – максимум полутонов и градиентов. Поэтому в классической портретной съемке основным источником является источник мягкого света – студийный прибор с фотозонтом или софтбоксом или же мягкий свет из окна. Также примером мягкого света может служить естественное освещение в облачную погоду или свет в тени здания в солнечный день.

Как получить нужный светотеневой рисунок.

Светом можно управлять (при съемках в студии или со вспышкой) или же использовать то, что есть вокруг (при съемках на улице или в помещении без вспышки). Как бы то ни было, фотограф может использовать три разных по способу получения вида света .

Направленный свет получается при использовании довольно мощного источника, направленного на объект съемки с небольшого расстояния, без использования дополнительных насадок. Поэтому направленный свет – обычно жесткий с характерным светотеневым рисунком.


Отраженный свет
получается при отражении основного источника от какой-либо поверхности. Это может быть зеркало, белый однородный материал, серебристая поверхность или обычная выкрашенная в однотонный цвет стена. Поверхности белого и серебристого цвета не изменяют цветовую температуру (т.е. сохраняют естественные цвета). Цветные поверхности при отражении света от них дают цветные рефлексы, поэтому их нужно использовать с осторожностью. Отраженный свет по жесткости занимает среднее положение между направленным и рассеянным.

Рассеянный свет – это свет от основного источника, который проходит через полупрозрачные субстанции, прежде чем попасть на объект съемки. В качестве рассеивателя могут служить кучевые облака на небе, кусок полупрозрачной ткани, лист бумаги, занавески или профессиональные приспособления (зонты на просвет, софтбоксы и т.п.). Также рассеянный свет – это свет в тени в солнечный день. Рассеянный свет – наиболее мягкий, дающий плавные переходы между светом и тенью на объекте съемки.

Вы наверняка зрительно представляете, что свет можно направлять под разным углом относительно объекта съемки: прямо на модель («в лоб»), сбоку, под 45 градусов, сзади, сверху или снизу. От угла освещения зависит способ передачи объемов на объекте съемки. Наверняка вы слышали выражения типа «плоский свет» и «объемный, художественный свет». Так вот для того, чтобы при помощи фотографии, двухмерного изображения передать объем, который мы видим в реальном, 3D мире, необходимо использовать свет, подчеркивающий объемность предметов.

Лучше всего с этой задачей справляется боковой свет , а в сочетании с акцентной подсветкой сзади он создает максимальный художественный эффект. Только боковой свет – понятие довольно широкое, его можно поставить под разными углами. То, как правильно выставить боковой свет, зависит уже от модели и особенностей ее внешности. Также красивый свето-теневой рисунок создает верхний свет , который часто используют для модельной съемки в студии. А вот нижний свет используют в основном для заполнения теней или для создания специфического эффекта съемки для фильмов ужасов.

Роль источников света в схеме освещения

Теперь рассмотрим роль разных источников в зависимости от их участия в общей картине освещения объекта съемки. Вы скорее всего уже встречали такие понятия как «заполняющий свет», «рисующий свет», «контровой свет» и т.п. Давайте разберемся, что означают все эти страшные понятия. На самом деле нет ничего сложного:

Рисующий свет – это основной источник освещения в схеме постановки света. Именно он прорисовывает основные объемы объекта, отсюда и название. В англоязычном мире этот свет называют «key light», т.е. ключевой свет. Источник рисующего света обычно бывает один, и он самый мощный по сравнению с остальными. В качестве рисующего света классически используют боковой или верхний свет.

Заполняющий свет – свет, который используется для равномерного освещения всей сцены. Его обычно применяют либо для подсветки теней, либо для общего выравнивания освещенности в кадре, чтобы получить возможность нормально проэкспонировать снимок при желаемых значениях выдержки и диафрагмы.

Моделирующий свет применяется для создания акцентов (подчеркивания бликов) или же смягчения отдельных теней на объекте съемки. Обычно моделирующий свет является узконаправленным, а его мощность устанавливается так, чтобы не перебивать основной светотеневой рисунок.

Контровой свет (его еще называют контурным) создается при помощи источника, расположенной за моделью. Обычно он используется для отделения модели от фона, для создания акцентов и художественной подсветки контуров фигуры. В классической портретной съемке контровой свет направляют либо сзади, либо сзади под углом (из-за плеча). Схемы с использованием контрового света – наиболее красивые. Контровая подсветка эффектно смотрится в мужских портретах, а также интересно смотрится для подсветки пышной прически у девушек. Кстати, именно благодаря контровому свету снимки, сделанные на закате, кажутся такими волшебными!

Фоновый свет – как можно догадаться из названия, он используется для подсветки фона. Дело в том, что из-за расстояния между фоном и моделью при использовании, например, одного источника освещения, фон оказывается затемненным. Это не значит, что его обязательно нужно подсвечивать, иногда фоновый свет не используют именно для создания такого эффекта глубины пространства. Свет на фон направляют либо точечно (создают световое пятно сзади модели), либо равномерно (одинаково освещают всю поверхность фона), либо создают мягкий градиентный переход. Последний вариант не советую использовать в недорогих студиях с дешевыми бумажными фонами, потому что они имеют особенность быть неидеальными. В результате на снимках получается такой бомж-эффект, да простите меня за такое выражение.

В этом уроке, на практических примерах, мы рассмотрим виды источников света, применяемых при съемке портретов. Начнем с одного источника и будем постепенно добавлять другие.

Первый, самый главный - это источник рисующего света. Бывает, что для съемки портрета достаточно его одного. Есть даже целое направление в фотографии, приверженцы которого снимают только с одним источником, мотивируя это тем, что "солнце у нас одно". Утверждение бесспорно, конечно, но все же в реальности мы имеем дело более чем с одним источником света. Ведь всевозможные отражения также можно рассматривать как источники! А если взять съемку в помещении? Искусственный свет плюс свет, льющийся из окон - это уже множество источников!

И, тем не менее, главный источник, определяющий всю картину, всегда один, остальные являются вспомогательными и служат для коррекции и акцентов.

В качестве источника рисующего света будем использовать софтбокс 80х120 см. Установим его немного сбоку и сверху

В результате мы получим вот такой портрет.

Как видим, тени получились достаточно глубокие. Для смягчения теней добавим еще один источник, разместив его фронтально, ближе к камере. В качестве светоформирующей насадки также используем софтбокс. Этот источник называется заполняющим. Как правило, используют насадки, смягчающие свет.


Варьируя мощность источника заполняющего света, можно получить тени различной глубины, от практически черных до едва уловимых.

Для того, чтобы подчеркнуть форму, контур, а также визуально отделить объект съемки от фона, используют источник света, направленный сбоку и сзади. Такой свет называют моделирующим или модуляцией. Свет, направленный точно сзади, называется контровым, это частный случай моделирующего освещения. Особенно хорошо эффект моделирующей подсветки проявляется при съемке на темном фоне. Мощность моделирующего света обычно ниже, чем рисующего. Источник моделирующего света может быть как жестким так и мягким.


И, наконец, для подсветки фона также используют источник света. Его так и называют - фоновый свет. Подсветка фона также позволяет "оторвать" от него объект съемки и создать определенное настроение. Для ограничения светового пятна на фоне часто используют различные светоформирующие насадки, дающие пучок разной ширины - соты, снуты, линзы с масками Гобо и другие. В данном случае использованы соты на рефлектор и красный светофильтр.



Похожие статьи