Психологический контакт сотрудников правоохранительных органов с гражданами: способы установки и поддержание. Как аргументировать свою позицию

Психологический контакт в следственной практике - создание благоприятных условий для взаимоотношений следователя с участниками допроса, характеризующихся стремлением следователя поддерживать общение в целях получения правдивых показаний об имеющих отношение к делу обстоятельствах.

Психологический контакт – это профессиональное (деловое, ролевое) общение следователя с допрашиваемым. Как и в любом другом виде профессионального общения, в общении следователя можно выделить две типовых ситуации по целям установления психологического контакта. Первая ситуация – это контакт, направленный на взаимодействия между людьми (например, в ходе общения следователь помогает свидетелю путем анализа происшедшей ситуации припомнить какие-либо обстоятельства, ранее им воспринятые). Вторая ситуация – контакт направлен на то, чтобы изменить самих людей (например, с помощью методов психического воздействия изменить ценностные ориентации правонарушителя, мотивы, направленные на дачу ложных показаний).

Функции установления психологического контакта с допрашиваемым вытекают из цели такого общения – получение правдивой информации при минимальных временных затратах и наибольшего эффекта от процесса допроса:

1. Информационно-коммуникативная функция. По средствам общения, вербальной и невербальной коммуникации следователь и допрашиваемый обмениваются известной им информацией. Причем такой обмен является как бы односторонним, т. е. следователь пытается получить как можно больше интересующей его информации, хотя сам скрывает ту информацию, которая находится в его распоряжении.

2. Регуляционно-коммуникативная функция. В процесс общения и приема – передачи информации осуществляется регуляция поведения общающихся. Данная функция проявляется в том, что, во-первых, познавая другого человека, формируется и сам познающий; во-вторых, от меры точности «прочтения» партнера по общению зависит успех организации с ним согласованных действий.

3. Эмоционально-коммуникативная функция. В процессе общения устанавливаются эмоциональные завязки «нравится–не нравится», «приятно–неприятно». Такие эмоциональные завязки связаны не только с личным восприятием партнера по общению, но и со значимостью передаваемой им информации. Передаваемая информация может вызвать различные эмоциональные реакции со стороны как воспринимающего, так и передающего ее.

Исходя из модели делового общения, предложенной Г. М. Анреевой, представляется возможным выделить и стадии установления психологического контакта с допрашиваемым лицом: перцептивная стадия, коммуникативная стадия, интерактивная стадия.

Перцептивная сторона установления психологического контакта с правонарушителем включает в себя процесс взаимного оценивания. Взаимное оценивание и создание на его основе первого впечатления играет важную роль в процессе общения. Результатом взаимного оценивания является принятие решения о вступлении в общение со следователем или отказ от него.

Встречаются ситуации, когда следователь не может разрушить недоверие, равнодушие и подозрительность допрашиваемого, т.е. возникает психологический барьер.

В психологической науке описаны приемы нейтрализации психологических барьеров, некоторые из которых могут быть использованы следователем при допросе:

1. Правило накопления согласий. Данный прием заключается в изначальной постановке таких вопросов, на которые подозреваемый (обвиняемый) естественным образом отвечает «да». Здесь учитывается такая «психологика», свойственная всем людям: а) если человек изначально ответил «нет», то сказать потом «да» ему психологически трудно; б) если человек несколько раз подряд сказал «да», то у него возникает хотя и слабая, но реальная, фиксированная психологическая установка продолжить тенденцию согласий и сказать «да» в очередной раз. Тактика применения данного приема при допросе заключается в том, чтобы начинать с простых, безобидных, «нейтральных» вопросов, которые не вызывают тревоги и на которые, кроме «да», никак ответить нельзя. Постепенно вопросы усложняются, приближаясь у сути обсуждаемой проблемы; начинают касаться «болезненных точек», но для начала все же не главных.

2. Демонстрация общности взглядов, оценок, интересов по некоторым вопросам. Психологическому сближению с допрашиваемым лицом способствует отыскание и подчеркивание всего общего между ним и следователем, протягивание личностных связей между ними, приводящих к их временному сближению, обособлению от всего окружающего мира (к образованию диады «мы»). Общее может отыскаться в единстве, схожести, подобии, сравнимости: возраста, пола, места жительства, землячества, элементов биографии (воспитание в семье без отца, отсутствие родителей, трагические, неприятные события, или, наоборот, удачи и др.), увлечений, способов проведения досуга, отношения к спорту, отношения к различным событиям, происшедшим в стране и мире, мнений о прочитанных книгах, просмотренных фильмах и т. д., оценках людей, ценимых их качествах.

3. Психологическое поглаживание представляет собой признание понимаемых следователем положительных моментов в поведении и личности подозреваемого (обвиняемого), правоты в его позиции и словах, выражение понимания его. Людям нравится, когда их хвалят, поэтому положительные моменты в их поведении, убеждениях должны быть следователем выделены особенно. Использование данного приема при ликвидации психологических барьеров успокаивает допрашиваемого, повышает чувство уверенности, формирует представление, что следователь справедлив, доброжелателен и не настроен огульно отрицательно. Главный расчет применения такого правила – морально-психологическое обязывание собеседника, побуждение его к ответному признанию достоинств и правоты следователя, согласию с его утверждениями, выражению понимания. Когда это делается, число «точек» психологического сближения увеличивается, контакт нарастает.

Коммуникативная стадия установления психологического контакта с допрашиваемым – это стадия взаимной заинтересованности, в том числе и передаваемой информации, стадия накопления согласий.

Третья стадия установления психологического контакта – это синтез рациональных умозаключений , эмоциональных впечатлений, наложение прошлого опыта на собственные намерения по отношению к партнеру и создание так называемого «динамического» образа. Его составляют одиночные представления о другом человеке как обладателе социально-ролевых и индивидуально-личностных черт, делающие его пригодным или не пригодным для общения в данных условиях. Данная стадия – это интерактивная сторона психологического контакта. Она заключается в организации взаимодействия между следователем и допрашиваемым, т. е. в обмене не только определенной информацией, идеями, но и действиями, которые позволяют установить истину по делу. Это стадия, на которой возникает общность «мы» между партнерами по общению. Данная стадия, хотя и является обязательной при общении, но, исходя из процессуальных особенностей, ограничивается использованием слов типа «мы вместе», «ты и я», «мы вдвоем», «мы одни» и т. д. Нельзя скупиться на слово «мы», подчеркивая близость и доверительный характер общения.

На основании изложенного мы видим, что появилась модель установления психологического контакта, которая не противоречит основам социальной психологии, полностью соответствует целям и задачам допроса правонарушителей. Представленная модель носит динамический характер, так как в ней прослеживаются все элементы динамики развития и прохождения психологического контакта (от первого знакомства до взаимодействия в целях получения правдивых показаний). Из представленной модели видно, что основным условием ее эффективности является поэтапность и взаимозависимость стадий, лежащих в основе данной модели.

Исходя из модели для установления и поддержания психологического контакта с подозреваемым, обвиняемым, свидетелем, потерпевшим во время допроса следователем могут быть использованы следующие приемы:

1. Прием создания исходных благоприятных психологических условий для решения задач общения. Необходимо строить общение в спокойной, деловой обстановке. Предпочтителен разговор только в присутствии тех лиц, которые должны в нем участвовать в соответствии с действующим законодательством. Здесь необходимо помнить о справедливости и доброжелательности представителя власти. Следователь – не частное лицо, а работник правовой сферы; он представитель государственного аппарата, представитель закона, поэтому он должен быть справедливым и внимательным. К данному приему относится правило диалогичности. Активно говорящего можно легче и лучше понять, получить необходимую для решения вопроса информацию, проследить, какую позицию он займет, какую линию и тактику разговора начнет проводить. Для этого наряду с предложением высказаться следователю не следует сначала сразу затрагивать болезненные и сложные вопросы, иначе человек может замкнуться в себе. Лучше дать ему немного успокоиться. Можно для начала обосновать приглашение в правоохранительный орган, задать вежливые и ничего не значащие вопросы: «Как Вы добрались?», «Вы прямо с работы?», «Расскажите, пожалуйста, немного о себе: где и с кем Вы живете, где работаете?» и т.п. Эти вопросы вызывают у любого человека интерес, так или иначе, волнуют его.

Составным звеном данного приема является проявление внимания к собеседнику и к тому, что он говорит. Всем своим видом – позой, выражением лица, голосом – следователь должен выражать готовность объективно разобраться и помочь допрашиваемому. Недопустимо заниматься чем-то другим, отвлекаться на телефонные разговоры, демонстрировать торопливость и желание побыстрее расстаться с допрашиваемым, поглядывать все время на часы.

Следующим элементом названного приема является правило активного слушания и поддержания речевой активности допрашиваемого. Высказываясь, человек не просто сообщает сведения, но всегда определенным образом ведет себя и по отношению к следователю и по отношению темы разговора. Слушать поэтому надо не только слова, но и самого допрашиваемого, стремиться понять, что он хочет сказать и чего говорить не хочет. Наиболее выгодной считается позиция активного слушания, которая реализуется наклоном тела в сторону говорящего, выражением лица, визуальным контактом, мимикой, глазами позиции «Я весь внимание»; реагированием всеми невербальными способами на содержание излагаемого говорящим - жестами, изменением положения бровей, сужением и расширением глаз, движением губ, челюстей, положением головы, тела: «понимаю», «Да что Вы?!», «Представляю, что Вы чувствовали!» и пр., стимулированием подобного изложения: «Не понял. Уточните это», «Расскажите детальнее» и прочим; резюмированием с предложением подтвердить правильность или внести уточнение: «Я Вас понял так… Правильно?», «Вывод из Ваших слов я делаю такой…».

В данную группу приемов входит и правило сдерживания эмоций. В атмосфере эмоций логические рассуждения и доводы утрачивают силу и никакого вопроса решить нельзя. Проявление чувств и эмоций при рассказе допрашиваемого о том, что с ним случилось, его гнев, обиду пресекать не надо. Необходимо выждать некоторое время и дать человеку «разрядиться», свободно «излить душу». При совместном же рассмотрении сущности вопроса, разъяснениях, принятии решений эмоции надо сдерживать, показывая пример.

2. Прием самопрезентации личности следователя, справедливого благожелательного отношения к допрашиваемому, отказа от демонстрации своего превосходства. Никто добровольно не будет искренен и доверителен с человеком, который выглядит не заслуживающим этого. Следователю необходимо так представить себя, чтобы у допрашиваемого не возникало сомнений в его высокой квалификации и в профессиональных знаниях. В то же время следователь не должен выказывать свое недовольство по поводу правовой безграмотности человека.

3. Прием изучения личности, его психологических особенностей и психических состояний. Изучение психофизиологических особенностей личности позволяет следователю более гибко вести допрос, вносить свои коррективы в процесс общения без нарушения психического и эмоционального настроя допрашиваемого.

4. Прием презумпции доверия. Нельзя изначально проявлять предубежденность, недоверие, антипатию к допрашиваемому, стремление лишь бы как, но быстрее закончить разговор и дело. Нужно подавлять изначальное желание не верить абсолютно никому и ничему, убеждение, что все люди, попавшие в орбиту уголовного судопроизводства, недобросовестны. Ошибочна и противоположная крайность. Недопустимо также полагать, что все люди честны и добросовестны.

5. Прием подчинения общения решению задач правового воспитания правонарушителей. Уголовно-процессуальный кодекс РФ не предусматривает необходимости оказания воспитательного воздействия на правонарушителей, но много таких указаний содержатся в ведомственных документах и в функциональных обязанностях. Воспитывающую энергию несет не только содержание высказываний следователя, но и то, как он это говорит, какую позицию при этом занимает, как строит взаимоотношения, как общается. Правовое воспитание – это не только гражданский долг, но и одно из условий успеха в решении стоящей перед следователем задачи.

6. Прием демонстрации искренности юристом. Данный прием важен как показ того, что следователь первым поверил допрашиваемому, с уважением относится к его мнению и к его трудностям. Этот прием рассчитан на пример подражания, как сигнал к началу проявления ответной искренности и доверительности. Разумеется, необходимо помнить о следственной и служебной тайнах.

7. Поиск точек согласия в решаемой проблеме. Переходить к выяснению интересующей следователя информации необходимо без спешки, когда сам сотрудник правоохранительных органов почувствует, что психологических барьеров нет, а психологическая близость реально возросла. Начинать с констатации фактов по делу, не вызывающих сомнений. Добиваться при этом четких ответов собеседника – «Да», «Согласен», «Подтверждаю», «Возражений нет». Затем переходить к фактам, не доказанным с полной убедительностью и требующих от допрашиваемого искренности.

8. Прием совместного поиска взаимоприемлемого решения проблемы имеет двоякое предназначение. Став на путь участия в разрешении задачи, стоящей перед следователем, допрашиваемый психологически сближается с ним по намерениям и направлению мыслей, возрастает взаимопонимание.

9. Прием актуализации мотивов искренности. Решающим моментом при установлении психологического контакта с подозреваемым (обвиняемым), позволяющим преодолеть внутреннюю борьбу мотивов и его колебания «говорить – не говорить?», выступает актуализация мотивов искренности, приводящих к решению «говорить». Задача и заключается в том, чтобы оказать психологическую помощь, актуализировать, повысить силу мотивов искренности. При боязни допрашиваемого огласки или мести со стороны соучастников, ущемления самолюбия уместно опереться на мотив «следования принципам достойной жизни». Обращать внимание на наличие у человека положительных качеств, жизненных принципов, которым он изменяет, не делая сейчас правильного и честного выбора. «Мотив любви к ближним» – сильный мотив для каждого человека. Важно показать связь его долга по отношению к ним с необходимостью принести им минимум огорчений, дополнительных проблем, забот, трудностей, горя. Активизация «мотива личной выгоды» особенно уместна, если у следователя есть неопровержимые сведения о том, что роль именно этого допрашиваемого в совершении преступления незначительна.

При избрании того или иного приема (группы приемов) для установления психологического контакта с подозреваемым (обвиняемым), свидетелем, потерпевшим необходимо сначала возбудить у допрашиваемого интерес к общению, постараться вызвать заинтересованность в даче правдивых показаний. Знание цели общения способствует активизации психических процессов. Так, например, если допрашиваемый знает, зачем его вызвали, понимает, что его показания имеют большое значение для дела, он лучше вспоминает и воспроизводит события. Этот путь воздействия рассчитан на положительные моральные качества допрашиваемого.

Процесс установления психологического контакта иногда сопровождается внутренней борьбой положительных и отрицательных мотивов. С одной стороны – это помощь следствию, получение каких-то выгод, а с другой стороны – это боязнь перед расправой со стороны других участников преступления, страх предательства. Задача следователя – выявить их и помочь допрашиваемому побороть в себе отрицательные мотивы. Допрашиваемый должен сам понять и осознать необходимость дачи правдивых показаний.

Хороших результатов при установлении психологического контакта добиваются, вызывая у допрашиваемого такое эмоциональное состояние, в результате которого автоматически снимается заторможенность, преодолевается апатия и безразличие к своей судьбе, появляется чувство долга, уверенность в себе. Этот тип доводов называют психологическим. Возбуждать эмоциональное состояние разрешено только такими приемами, которые не противоречат закону, не предполагают совершения провокационных действий, возможности лжи и обмана, психического и физического принуждения к даче показаний, не вызывая реакции, опасной для психического и физического здоровья.

Все перечисленные приемы и правила представляют собой достаточно мягкие формы установления психологического контакта, которые в большинстве случаев приводят к успеху при допросе лиц, оказавшихся втянутыми в процесс расследования. Но в сложных ситуациях, когда допрашиваемый продолжает скрытничать, лгать, изворачиваться, необходимо переходить к более энергичным мерам пресечения и разоблачения лжи, психическому воздействию.

Особое значение в обеспечении успешности допроса имеет его коммуникативная сторона, т.е. общая благоприятная для общения психологическая атмосфера следственного действия, наличие психологического контакта. Психологический контакт по мнению Чуфаровского Ю.В. это процесс установления, развития и поддержания взаимного тяготения общающихся. См.: Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология в вопросах и ответах. - М.: "Проспект", 2010 г. С. 87.

Яблоков Н.П. определяет психологический контакт при допросе как уровень взаимоотношений на допросе, при котором участвующие лица в нем готовы (могут и желают) воспринимать исходящую друг от друга информацию. Установление психологического контакта - это создание благоприятной психологической атмосферы следственного действия, при которой допрашиваемый внутренне, психологически настроен участвовать в диалоге, слушать допрашивающего, воспринимать его доводы, аргументы и предъявляемые доказательства даже в условиях конфликтной ситуации, когда намерен скрыть правду, дать ложные показания, помешать следователю установить истину. См.: Криминалистика: Учебник / Под ред Н.П. Яблокова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. С. 449-450.

Психологический воздействие следователя на допрашиваемое лицо возникает с момента получения повестки, а психологический контакт устанавливается с момента появления допрашиваемого в кабинете следователя.

Также по мнению Полстовалова О.В. особую роль в установлении психологического контакта между следователем и допрашиваемым играет их первое впечатление друг о друге. Для допрашиваемого большую роль играет не только внешний вид следователя и порядок в его кабинете, но также смысл и содержание первых контактных реплик. Немаловажную роль играет и расположение общающихся в кабинете в свете современных психологических исследований. См.: Полстовалов О.В. Криминалистическая конфликтология: современные нравственные и психологические проблемы: Монография. - Уфа: РИО БашГУ, 2002. С. 12-15. Способы установления психологического контакта весьма многочисленны и разнообразны. Их выбор зависит от сложившейся следственной ситуации, особенностей личности, психологического состояния допрашиваемого и самого следователя. Психологический контакт может быть установлен путем воздействия на социально-психологические качества потерпевших, свидетелей. У каждого человека в любой жизненной ситуации есть свои первоочередные заботы, тревоги, сомнения, желания и интересы. На этой основе и должно быть осуществлено вступление следователя в контакт с допрашиваемым лицом. В отношении свидетелей это может быть выражение сожаления по поводу причиняемого им беспокойства, в отношении потерпевшего - сочувствие по поводу травмирующего его обстоятельства, в отношении обвиняемого и подозреваемого - заверение в гарантии всех их законных прав, выяснение их неотложных просьб и ходатайств. "Золотое правило" поведения следователя на этой стадии контактного взаимодействия: не допустить ничего, что может вызвать негативное к нему отношение.

Благожелательное знакомство, сообщение своего имени и отчества, обращение к допрашиваемому по имени и отчеству, опрятный внешний вид, достойная, но не надменная манера поведения - все это формирует первое впечатление о следователе. Допустимо в первые минуты допроса сообщение следователем некоторых сведений о себе, о тех ожиданиях, которые он возлагает на поведение допрашиваемого лица.

При развитии психологического контакта с человеком необходимо обращать внимание и предпринимать необходимые меры по ликвидации помех в общении, к которым можно отнести отрицательное отношение к предстоящему общению, наличие психических состояний, затрудняющих, делающих невозможным развитие общения, вмешательство посторонних лиц и т.п. Психологической задачей оперативного сотрудника в данном случае, является поддержание и укрепление психологического контакта с лицом, а тактической - получение оперативно-значимой информации. В ходе свободного рассказа лица о событии, входящем в предмет беседы, оперативный сотрудник может использовать такие тактические приемы, как напоминание о чем-либо; уточнение, детализация сказанного и т. п. Абраменкова В.С. Спорные положения о понятии и условиях установления психологического контакта при допросе на предварительном следствии // Современные проблемы правотворчества и правоприменения: Сборник научных трудов. Вып. 7. Москва. Иркутск. Изд-во ГОУ ВПО РПА Минюста России. 2009. С. 91-98.

Объяснив свидетелю, потерпевшему, в связи с чем они вызваны на допрос, следователь должен выслушать их свободный рассказ, что дает допрашиваемому возможность сосредоточиться, вспомнить обстоятельства, а следователю - избежать постановки наводящих вопросов, внушающего воздействия. Уважительность и доверие к показаниям следователей и потерпевших должны быть обязательными для следователя. С его стороны недопустимы грубость, насмешки, подчеркнутая недоверчивость, невнимательность, торопливость и т.п.Комментарий к Уголовно Издательство Юрайт", 2009.-процессуальному кодексу Российской Федерации (науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков). - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: "

Важнейшая проблема психологии допроса - проблема регулирования отношений, которые в ходе допроса возникают между допрашиваемым и допрашивающим и в определенной мере влияют на достижение последним целей допроса. Здесь правильное решение зависит во многом от уровня знаний, профессионального опыта и навыков следователя. Оно должно быть предельно ясным для других. В то же время следователь обязан уточнить услышанное, устраняя недомолвки и двусмысленности. Драпкин Л.Я., Шуклин А.Е. Следователь: профессиональная характеристика и основные методы деятельности // Российский юридический журнал. 2011. № 1. С. 203-213.

Несмотря на различие во взглядах, культурном уровне, образовании, следователь должен определить лучшие качества личности допрашиваемого и относиться к нему непредвзято. Обращение к лучшим качествам личности допрашиваемого является одним из основных тактических приемов по установлению психологического контакта. Напротив, осуждение, упреки не способствуют сближению, поскольку отражают рассогласование ценностных позиций. Несдержанность следователя в оценке поступков допрашиваемого может вылиться в вербальную агрессию, которая вызовет лишь ответные контрмеры.

К числу сугубо психолого-тактических приемов установления психологического контакта следует отнести следующие основные методы: 1) беседа на интересующие допрашиваемого темы (о семье, о бытовых проблемах, об увлечениях и пристрастиях и пр.); 2) подчеркивание значимости даваемых показаний и конфиденциальности разговора; 3) поиск и использование схожих основных качеств "Я - концепций", установок и взглядов; 4) поддерживание положительного фона отношений. Бесспорно, данный перечень не может носить закрытого характера.

Установление контакта при допросе зависит от типа исходной ситуации - конфликтной или бесконфликтной. В ситуации противодействия могут иметь место две коммуникативные позиции - позиция активного противодействия и позиция пассивного противодействия (резкое ограничение свидетельских показаний).

Следующим этапом в динамике развития психологического контакта принято считать его поддержание. Однако разграничение приемов установления и методов поддержания психологического контакта может носить весьма условный характер. Создание положительного фона отношений необходимо не только для установления психологического контакта. Данный прием целесообразно применять и при поддержании психологического контакта. Искренний интерес к личности собеседника следователю необходимо проявлять не только в целях достижения состояния готовности к общению, но и для поддержания психологического контакта.

Этап поддержания психологического контакта заключается в организации оптимальной активности общения. Кроме того, необходимым условием поддержания психологического контакта является умение следователя слушать. Следователю также придется в целях поддержания готовности к общению избегать неверных шагов, которые на первый взгляд кажутся не столь опасными для существования психологического контакта, но в действительности являются методами, которые направлены на конфронтацию.

Существует определенная градация ошибок, допускаемых при общении, которые располагаются в континууме от "проламывания" дистанции и установления панибратских отношений до уклонения от разговора, либо создания "ореола недосягаемости", несовместимого с тактикой разговора на равных.См.: Полстовалов О.В. Криминалистическая конфликтология: современные нравственные и психологические проблемы: Монография. - Уфа: РИО БашГУ, 2002. С. 20-24.

Участие защитника в следственных действиях может не только помогать, но и создавать для следователя затруднения, например, помешать установлению психологического контакта следователя с допрашиваемым. Однако в любом случае успех работы как следователя, так и защитника во многом определяется правильными, нормальными их взаимоотношениями См.: Батищева Л., Леей А. Тактика следственных действий при участии защитника // Законность. - М., 1993. № 12..

Показания потерпевшего являются важным процессуальным документом, который нужно оценить с точки зрения его доказательственного значения, зная особенности личности потерпевшего. Следователю очень важно установить психологический контакт с потерпевшим, учитывая его психическое состояние и индивидуальные особенности и таким образом обеспечить полноту и точность показаний. Изучение психофизиологических свойств потерпевшего, силы, подвижности нервных процессов, типа высшей нервной деятельности, темперамента помогает определить возможность совершения потерпевшим тех или иных действий, а в целом - создать правильную картину события. Эти качества необходимо учитывать и при установлении контакта с потерпевшим, организации следственных действий. Действия преступника, последствия преступного деяния нередко приводят потерпевшего в состояние сильнейшего душевного потрясения, возбуждения, страха, тяжелой депрессии, гнева, возмущения, отчаяния, растерянности. Без учета этих особенностей, их правильного психологического анализа, снятия стрессового состояния потерпевшего трудно рассчитывать на полноту и правильность его показаний. Васильев В.Л. Юридическая психология. - М., 1991. С. 271.

Слушание-сопереживание является весьма эффективным средством поддержания психологического контакта с потерпевшим или свидетелем.

В ходе допроса между следователем и допрашиваемым происходит обмен информацией, в которой выделяются два аспекта: это словесный обмен информацией между допрашиваемым и допрашивающим и получение информации о состоянии допрашиваемого и даже направление его мыслей путем наблюдения за его поведением (жесты, мимика, цвет кожных покровов и т.д.).

В ходе допроса всегда должно быть обеспечено тщательное наблюдение за допрашиваемым для установления его состояния, которое определяется по его внешнему виду, поведению, реакции на передаваемую ему информацию, на основании анализа его речи (темп, связность, повторения, отрывистость и т.д.). Так, например, неожиданные спазмы, изменения скорости и ритма речи, утрата пауз, разрыв слов, пробалтывание, форсирование звука или хохот, быстрое или поверхностное дыхание и постоянное прерывание других... рассматриваются как симптомы напряжения. Шебутани Т. Социальная психология. - М., 1969. С. 134.

Среди приемов психологического контакта мы не найдем ни одного, который одновременно не был бы направлен на поддержание готовности к общению. Создание благоприятного эмоционального фона общения (эмпатийность взаимоотношений), выражение признательности и уделение искреннего внимания достоинствам личности, использование открытых жестов (открытые ладони, периодический контакт глаз общающихся и др.) - вот далеко не полный перечень тех методов, которые как в ходе всего общения, так и в завершающей его стадии способствуют закреплению состояния психологического контакта.

Умение следователя слушать включает в себя не только способность адекватно воспринимать получаемую вербальную и невербальную информацию, но и возможность контролировать и корректировать свое коммуникативное поведение. Поэтому "умение слушать" является весьма условным термином, поскольку в систему восприятия получаемой информации включаются не только слуховые рецепторы.

В умении слушать необходимо выделить ряд составных элементов:

1) способность адекватно и достоверно понимать и фиксировать получаемую информацию;

2) способность проявлять эмпатию, умение настроиться на "эмоциональную волну" собеседника;

3) умение контролировать и координировать свою речь и жесты в целях расположения к общению, а также поддержания психологического контакта (умение слушать информацию, исходящую от самого себя);

4) способность использования "общего" с собеседником языка в коммуникативной деятельности.Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология в вопросах и ответах. - М.: "Проспект", 2010 г. С. 112.

Думается, что наиболее широкое понимание "умения слушать" в психологии не противоречит и криминалистическим научным положениям. Поэтому предлагаемые рекомендации, направленные на выработку навыка умения слушать, на наш взгляд, существенно помогут следователям в процессе их профессионального общения.

В криминалистической науке в рамках достижения тактической задачи установления и поддержания психологического контакта умение следователя слушать необходимо понимать как профессиональный навык, основанный на следовании психолого-криминалистическим рекомендациям по организации процесса эффективного общения.

Завершать установление психологического контакта сотрудник должен индивидуальным воздействием на лицо. Цель этого воздействия - получение от него доверительной информации. При этом могут вырабатываться какие-то общие нормы доверительных отношений на будущее. В завершающей части важно закрепить психологический контакт с лицом на случай возможного содействия его в дальнейшем. Тактическая же задача при этом - оценить полученную информацию с позиций ее всесторонности, полноты и объективности и при обнаружении пробелов восполнить их с помощью постановки дополнительных вопросов.Сыпачев А.Ю. Психологический контакт при гласном содействии // Научные исследования высшей школы: сборник тезисов докладов и сообщений на итоговой научно-практической конференции (8 февраля 2011 г.). Тюмень. Издательство Изд-во Тюмен. юрид. ин-та МВД России. 2011. С. 122-123.

Важно подчеркнуть, что на практике использование тех или иных способов и приемов получения информации осуществляется, как правило, комплексно: один прием дополняет другой и создает условие для применения третьего и т.д. Следует однако, отметить, что психологические способы и приемы получения информации, равно как и любые другие способы и приемы не являются универсальными.

ПЛАН:

1. Психологический контакт в следственной работе как объект исследования юридической психологии.

2. Психологического контакта следователя с допрашиваемым на начальных этапах допроса.

3. Психологический контакт следователя с допрашиваемым в основной и заключительной части допроса.

Психологический контакт в следственной работе как объект исследования юридической психологии. В психологической науке под психологический контактом в широком смысле слова понимается случай коммуникации с обратной связью. В этом значении психологический контакт – атрибут любого межличностного взаимодействия. Если речь идет о следственной работе, то, по мнению Зорина Г. А., психологический контакт является неотъемлемым компонентом любого следственного действия, связанного с процессом профессионального общения. Формы межличностного взаимодействия в этих условиях могут быть самыми различными: от глубокого конфликта до полного взаимопонимания с совпадением целей (5, С.4). Как видим, наличие обратной связи в процессе общения следователя с участником следственного действия является критерием наличия психологического контакта.

Что представляет собой феномен психологического контакта в узком смысле слова? Рассмотрим ряд точек зрения относительно психологического контакта в работе следователя. Они принадлежат маститым ученым нашей страны и ближнего зарубежья.

В психологической и криминалистической литературе нет единого понимания сущности понятия «психологический контакт».Первая группа ученых склонна интерпретировать психологический контакт в узком смысле слова как какой-то фактор следственного действия: условие, прием, сложный комплексный метод и даже стадия.Вот ряд примеров.

Зорин Г. А. считает, что психологический контакт – это «сложный комплексный метод, объединяющий серию тактических приемов, подчиненных единой цели и пронизывающий весь процесс межличностного взаимодействия следователя и участника следственного действия» (5, С.3).

Васильев В. Л. трактует психологический контакт как стадию, на которой оба собеседника окончательно вырабатывают в отношении друг друга общую линию поведения, а также определяют такие параметры, как темп, ритм общения, основные состояния собеседников, позы, мимику и в некоторых случаях основную аргументацию (1, С. 485).

Дулов А. В. определяет психологический контакт как целенаправленную, планируемую деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижение его целей. Контакт позволяет рационализировать режим общения в конкретном следственном действии (4, С. 107).

Вторая группа исследователей делает акцент на том, что психологический контакт в следственной работе – оптимальный вариант общения следователя с допрашиваемым в его коммуникативном, перцептивном и интерактивном плане.

Например, Соловьев А. Б. интерпретирует психологический контакт как возникновение своего рода эмоционального доверия к следователю. Наличие доверия является желательным элементом психологического контакта. Иногда следователь не может вызвать к себе эмоциональное доверие. Его цели зачастую противоположны целям допрашиваемого. В этих случаях участник процесса вступает в психологический контакт со следователем, но лишь для того, чтобы просто найти компромиссное решение возникших у него проблем (11, С.42).

Глазырин Ф.В. определяет психологический контакт как готовность допрашиваемого к общению со следователем, к даче правдивых и полных показаний (3, С.58).

Психологический контакт в правоохранительной деятельности, по мнению Столяренко А. М., - это проявление работником правоохраны и гражданином взаимного понимания и уважения целей, интересов, доводов, предложений, приводящее к взаимному до­верию и содействию друг другу при решении профессиональной задачи юристом (10, С. 373).

По вопросу, составляющему предмет обсуждения в данной статье, представляет интерес точка зрения человека, далекого от юридической психологии и криминалистики. Известный деятель российской культуры Станиславский К. С. писал, что психологический контакт - это искусство оптимизации тактических отношений людей в процессе общения; это приспособление, это внутренние и внешние ухищрения, с помощью которых люди применяются друг к другу при общении (12, С. 281). На наш взгляд, такое понимание психологического контакта очень четко отражает сущность указанного феномена и вполне приемлемо для распространения на деятельность следователя.

Среди ученых-криминалистов и специалистов в области юридической психологии были высказаны мнения о неудачности самого термина «психологический контакт». Ратинов А. Р., Карнеева Л. М., Степичев С.С. утверждают, что лучше говорить не о контакте, а о правильном психологическом подходе к допрашиваемому, о понимании его мыслей, чувств и состояний в целях воздействия на его поведение. Однако даже эта группа ученых склонна разделять мысль о том, что многолетнее использование термина «психологический контакт» в отечественной криминалистике и юридической психологии позволяет применять его и в дальнейшем (13, С. 154).

Почему психологический контакт необходим? Можно ли побудить человека к даче правдивых показаний без психологического контакта? Конечно можно, говорят некоторые следователи. Перед лицом неопровержимых доказательств сам допрашиваемый становится более заинтересованным в установлении добрых отношений со следователем. А следователю они вроде и не к чему, дополнительная трата физических сил и нервной энергии. Все это правильно. Тем не менее, заслуживают внимания некоторые факты и аргументы, которые в связи с настоящим разговором невозможно обойти молчанием.

Исследователь Глазырин Ф.В. установил, что даже в тех случаях, когда обвиняемый приходит к выводу о необходимости дать правдивые показания, готов к этому, он зачастую все же старается скрыть те или иные детали, относящиеся к преступному событию (2, С.103). Если удастся установить с подследственным психологический контакт, больше шансов получить от него максимум правды. Следовательно, при прочих равных возможностях, психологический контакт следователя с обвиняемым – дело весьма полезное для установления истины по делу. Следователь должен стремиться к его достижению.

Психологический контакт необходим в работе со свидетелем. Иногда возникают ситуации, когда свидетелю легче сказать: «Не помню…», «Не видел…», чем выполнить возложенные на него законодателем обязательства «…говорить правду и ничего, кроме правды». В условиях отсутствия в стране надежной системы защиты свидетеля, следователь зачастую способен получить от свидетеля правдивые показания только лишь посредством личного обаяния, достижения отношений доверия и полного взаимопонимания с ним, т.е. при помощи психологического контакта.

Психологический контакт следователя с допрашиваемым на начальных этапах допроса. Как же следователю обеспечить психологический контакт с участником следственного действия? Зорин Г.А. обосновал 5 стадий формирования психологического контакта при осуществлении следственных действий (5, С.11-12). Данная система стадий в наибольшей степени соответствует тактике допроса. С минимальными преобразованиями она может использоваться при осуществлении других следственных действий. Рассмотрим данные стадии, оснастив их соответствующим психологическим содержанием.

Первая стадия формирования психологического контакта представляет собой диагностику психологических качеств допрашиваемого. Алгоритм деятельности следователя на данной стадии таков:

1.1. сбор и анализ информации о будущем участнике следственного действия, в том числе и о его психологических особенностях;

1.2 прогнозирование целей, которые будущий участник следственного действия будет пытаться реализовать, его позиций на допросе и при осуществлении иных следственных действий;

1.3 подготовка оптимальных тактических приемов, направленных на обеспечение психологического контакта и получение полной и правдивой информации.

Данную стадию целесообразно реализовывать в соответствии со схемой изучения личности, предложенной Чуфаровским Ю. В. (14, С. 201-203). В связи с достаточно глубоким освещением данного вопроса в научной литературе технологии этой стадии в настоящей лекции рассматриваться не будут.

Вторая стадия - вступление следователя в контактное взаимодействие с участником следственного действия. Алгоритм деятельности следователя на данной стадии:

2.1 создание у допрашиваемого хорошего впечатления о следователе во время первой встречи;

2.2 накопление у допрашиваемого первоначального согласия со следователем.

Каковы могут быть технологии обеспечения психологического контакта на этой стадии? Рассмотрим важнейшие из них.

Проведенные нами исследования показывают, что уединение следователя и допрашиваемого является принципиальным психологическим фактором успешного проведения допроса. Подозреваемому, обвиняемому, свидетелю, потерпевшему легче давать показания следователю, раскрыть свою душу, находясь с ним в комнате наедине. Поэтому для проведения допросов в следственном подразделении должны быть выделены отдельные тихие комнаты, по возможности, специально предназначенные только для этих целей. В указанных комнатах не должны работать посторонние лица.

Удалось подтвердить выводы американских ученых о том, что в идеале комната для допросов не должна напоминать участнику следственного действия, что он находится в милиции или в следственном изоляторе. Решетки на окнах должны быть выполнены в виде орнамента. Лучше вообще обойтись без окон. На стенах не должно быть картин и украшений, либо их рекомендуется размещать вне поля зрения допрашиваемого. Телефоны в комнате для допроса в период его осуществления по понятным причинам целесообразно отключить.

Общеизвестно, что в момент первой встречи отношения между людьми определяются больше эмоциями, чем разумом. Первое впечатление о следователе часто имеет решающую роль при избрании допрашиваемым определенной позиции на допросе. Если допрашиваемый оценил следователя негативно: «Он мне сразу не понравился...», то все последующее общение со следователем на сознательном и бессознательном уровне будет подчинено этой мысли. Ведь само процессуальное положение следователя по отношению к допрашиваемому подозреваемому или обвиняемому не может вызывать никаких симпатий.

Что необходимо сделать следователю для того, чтобы произвести на участника следственного действия первое положительное впечатление?

Опрос экспертов и наблюдения показывают, что допрос лучше проводить в гражданской одежде, дополнительно не напоминая подследственному, что он беседует с представителем правоохранительных органов. Одежда следователя должна быть консервативной и опрятной. Если погода не слишком жаркая, пиджак лучше не снимать. Такой стиль одежды вызывает больше уважения к следователю.

Следователь не должен забывать об элементарных нормах этикета при общении с допрашиваемыми. Ему не следует заставлять людей, вызванных на допрос к назначенному часу, ждать себя, всегда быть вежливым и деликатным, обращаться на «Вы», стараться не создавать людям лишних неудобств. К подозреваемому или обвиняемому следует обращаться прилично и с уважением, независимо от характера его преступления. Сказанное особенно справедливо в отношении женщин и представителей сексуальных меньшинств, которые проявляют повышенную чувствительность в сфере межличностных отношений.

Кроме того, для первой встречи необходимо продумать действия, которые могли бы вызвать положительные эмоции у допрашиваемого. В связи с этим можно проявить доброжелательность, выразить сожаление по поводу причиненного допросом беспокойства, поинтересоваться состоянием здоровья допрашиваемого, если, конечно, он действительно болел, а не уклонялся от явки к следователю под предлогом недуга.

Следователь должен отказаться от курения, если допрашиваемый не курит. Если допрашиваемый курит, то, собираясь закурить, следователю желательно предложить сделать это и допрашиваемому. В ряде случаев (например, конфликтное поведение подследственного) имеет смысл настоять на том, чтобы допрашиваемый отложил курение до конца допроса.

Следователю целесообразно после приветствия допрашиваемого сесть не в свое «следственное кресло», а занять место за приставным столиком, пригласив допрашиваемого сесть напротив. Физическое приближение создает и психологическую близость. Наличие дистанции и препятствий в виде мебели создают психологический барьер.

Представляется, что расстояние между собеседниками должно быть 120- 140 см, что позволит следователю использовать стереотип общения, характерный для знакомых людей (7, С.25-26). При этом следователь не будет подчеркивать своего служебного положения, а напротив, как бы поставит себя на один уровень с допрашиваемым.

Правильное определение расстояния между следователем и допрашиваемым способствует установление доверительных отношений уже на первых этапах общения. Если потребности установления психологического контакта требуют, чтобы следователь находился как можно ближе к допрашиваемому, то от следователя не должно сильно пахнуть парфюмерией и у него не должно дурно пахнуть изо рта.

Важно определить такое место допрашиваемому, чтобы невербальные проявления его тела были хорошо видны. Для этого рекомендуется использовать жесткий стул без подлокотников и яркое освещение комнаты для допроса.

Стремясь к обеспечению психологического контакта с допрашиваемым, следователь не должен впадать в крайность. Не стоит предоставлять допрашиваемому психологические преимущества по сравнению со следователем. К примеру, усаживать его на места, психологически выигрышные: следователь занимает место спиной к двери, а допрашиваемый – спиной к стене и т.п.

Располагаясь от допрашиваемого на оптимальном для общении расстоянии, можно провести весь допрос, а протокол можно составить на своем обычном месте. Если же допрашиваемый демонстративно не желает общаться в контактных условиях, имеет смысл пересесть в свое рабочее кресло, подчеркнув тем самым предельно официальный характер отношений с ним.

Большое значение для формирования контакта имеет правильный выбор темы разговора, предшествующего допросу. Общеизвестно, что для того, чтобы расположить к себе человека следует говорить о том, что ему интересно, отвечает его актуализированным потребностям.

Однако в наших исследованиях, когда следователи начинали говорить с допрашиваемыми «за жизнь» или искусственно пытались заводить разговоры о погоде, хобби, это вызывало к следователю антипатию. Психологического контакта не получалось. Объяснение, почему дежурный прием, описанный почти во всех детективных романах, не проходил, было только одно. Допрашиваемый не должен был чувствовать, что его специально выводят на заранее запланированную тему разговора.

Установление психологического контакта с допрашиваемым – дело очень тонкое и деликатное. Можно сказать, филигранной работы требует. Выход на любимую тему допрашиваемого должен быть естественным, а лучше всего, если осуществлен по инициативе самого допрашиваемого.

Как это сделать? Вот один из возможных вариантов. В поле зрения допрашиваемого, советует Зорин Г. А., необходимо включить какие-либо предметы, связанные с его интересами и вызывающие положительный эмоциональный отклик (5, С.23). Наличие в кабинете следователя книг, журналов, удочек, запчастей к автомобилю и т.п., связанных с интересами допрашиваемого, может стать хорошим поводом, провоцирующим допрашиваемого на активное общение.

Особого внимания заслуживает проблема установления психологического контакта с малолетним свидетелем и потерпевшим. Для проведения допроса ребенка должны быть созданы все условия. В комнате, избранной для осуществления допроса малолетнего, следует устранить все отвлекающие предметы.

Рекомендуется позволить ребенку самому выбрать того, кто с ним будет разговаривать или его пол, если имеется такая возможность. Целесообразно располагать следователя и ребенка на одном уровне: рядом на стульях или на полу.

Эффективность допроса детей во многом зависит от умения следователя учитывать и правильно использовать их психологиче­ские особенности. Многим детям дошкольного возраста и некоторым младшим школьникам, чтобы освоиться на новом месте, в незнакомом поме­щении, требуется осмотреться и даже потрогать находящиеся там предметы, походить по комнате. Нет смысла сразу усаживать ре­бенка на стул и допрашивать. Он должен чувствовать, что в любой момент может подойти к заинтересовавшим его предметам, изменить позу, взять то, что привлекло его внимание.

В разговоре с детьми взрослые часто допускают неестественные интонации, злоупотребляют уменьшительной формой слов, на­ивно полагая, что от этого дети их лучше понимают и проникаются к ним доверием. Не нужно забывать, что дети, как правило, чувствительны к фальши и не испытывают уважения к людям, слиш­ком откровенно старающимся понравиться им. Лучшее средство расположить к себе ребенка - сохранять естественность поведе­ния и серьезно отнестись к тому, что интересует или волнует ребенка.

Общение с застенчивыми, трудно вступающими в контакт детьми не следует начинать с прямого обращения к ним. Ребенку необходимо время, чтобы освоиться с новой для него обстановкой, присутствием незнакомых людей. Поэтому разговор лучше начинать не с ребенком, а о ребенке с сопровождающим его лицом или с пе­дагогом, постепенно вовлекая в разговор ребенка, для того чтобы он как бы уточнял то, что говорится о нем.

В отдельных случаях, когда контакт с ребенком не налаживается, можно прибегнуть к следующему приему, основанному на многочисленных наблюдениях психологов и педагогов. Дети часто заинтересовываются людьми, не обращающими на них внимания, и, привыкнув к их присутствию, сами начинают пытаться вступить с ними в общение. В подобных случаях следователь может занять выжидательную позицию, сделать вид, что занимается своими де­лами, не имеющими к ребенку никакого отношения, в то время как с ребенком разговаривает педагог или сопровождающее лицо.

Стараясь успокоить ребенка, помочь ему преодолеть страх, смущение, напряженность, не следует впадать в другую крайность: ребенок не должен относиться к происходящему слишком легко.

Завершая анализ второй стадии, необходимо заметить, что в ходе ее реализации следователь осуществляет корректировку своего представления о психологических особенностях допрашиваемого на основании личного восприятия участника следственного действия. Это позволит ему продолжить развитие контактных отношений с допрашиваемым на более глубоком уровне.

Третья стадия - формирование у допрашиваемого ситуативной установки на контактное взаимодействие. Каковы главные направления деятельности следователя на данной стадии?

3.1 углубление знаний об участнике следственного действия путем постановки дополнительных вопросов, характеризующих его личность.

3.2 передача следователем участнику следственного действия некоторых сведений о себе, об отношении к его положительным качествам.

Рассмотрим некоторые технологии, которые могут быть применены при реализации данной стадии.

Следователь может углубить контактные отношения с допрашиваемым, обсуждая следующие вопросы. Фиксируя дату рождения, советует Г.А. Зорин (6, С.224-225), можно поинтересоваться, как проходило детство допрашиваемого, можно попросить рассказать о его родителях, братьях, сестрах. Заполняя графу о месте рождения, можно проявить некоторые знания об этих местах, положительно отозваться о них.

При фиксации сведений об образовании целесообразно уточнить, где и когда учился допрашиваемый, какое впечатление сохранил об учебном заведении, о преподавателях и т.п. Можно углубить вопрос о профессии допрашиваемого, о ее достоинствах и недостатках. На этой теме лучше всего формируются контактные отношения.

Особого внимания заслуживают сведения о наградах допрашиваемого, о его службе в армии и вообще о положительных качествах человека и членов его семьи. Беседа на данную тему практически всегда вызывает положительную реакцию допрашиваемого и является платформой для формирования психологического контакта.

Если допрашиваемый разговорился о своем детстве или ином периоде жизни, о своих достоинствах и т.п. не стоит его прерывать. Это может повредить всему последующему ходу допроса, не говоря уже о психологическом контакте. Следователь должен терпеливо и участливо слушать допрашиваемого. Потерянное время окупится в дальнейшем, когда не придется затрачивать время и силы, чтобы преодолеть негативную позицию конфликтующего со следователем допрашиваемого.

При заполнении данных о судимости нецелесообразно задавать дополнительные вопросы. Эти сведения можно получить из копий приговоров и личного дела заключенного, если допрашиваемый был ранее судим и отбывал наказание в виде лишения свободы.

Предупреждая добросовестного свидетеля или потерпевшего об ответственности за дачу заведомо ложных показаний необходимо проявить деликатность и такт. У граждан с положительной репутацией не должно возникнуть впечатление о том, что следователь изначально считает их людьми, способными лгать. Это может навсегда нарушить складывающиеся контактные отношения.

На третьей стадии формирования психологического контакта следователь сообщает допрашиваемому некоторые сведения о себе. А именно: что он ровесник допрашиваемого, что он его земляк, что он тоже отец и т.д. Следователь должен передать допрашиваемому такую информацию о себе, которая бы способствовала продолжению работы в бесконфликтных условиях.

Следователю необходимо успокоить свидетеля, пояснив, что данный допрос является определенной формальностью, что по делу проходят и иные свидетели, которые уже были допрошены или которых предстоит допросить.

Следователю рекомендуется отметить, что он верить в невиновность подозреваемого или обвиняемого. При этом он может подчеркнуть, что в деле имеется ряд обстоятельств, которые свидетельствуют об обратном и вынуждают следователя задать допрашиваемому ряд вопросов. После такого вступления есть основания надеяться, что допрашиваемый не откажется от дачи показаний и выскажет свои суждения по поводу предъявленных доказательств. Затем в корректной форме, не нарушая складывающихся контактных отношений, можно задавать вопросы в соответствии с подготовленным планом.

На третий стадии, по мнению Зорина Г.А. (5, С. 26), следователь должен убедить допрашиваемого в следующей мысли: «Следователь - приятный и культурный человек. Он не причинит мне лишних неприятностей. Он понимает мое состояние и уважает меня».

Психологический контакт следователя с допрашиваемым в основной и заключительной части допроса. Четвертая стадия : контактное взаимодействие на стадии свободного рассказа допрашиваемого. Алгоритм деятельности следователя на данной стадии:

4.1 мотивация контактных отношений у участника следственного действия в ходе свободного рассказа;

4.2 продолжение изучения личности участника следственного действия в целях углубления психологического контакта с ним.

Данная стадия общения может начинаться вопросом следователя, например: «Расскажите, что произошло 20 сентября 2003 года между 15 и 16 часами…». Вопрос должен носить общий характер. Не желательно, чтобы он содержал какую-либо психотравмирующую для допрашиваемого информацию. Не допустимо, чтобы данный вопрос имел грубую форму. Например: «Расскажи, как ты изнасиловал и убил малолетнюю К.?»

Допрашиваемый и сам хорошо понимает, кем он является в глазах следователя. Но поскольку что-то человеческое все-таки остается даже в самом отпетом преступнике, ему неприятно, когда следователь преждевременно называет его насильником, убийцей и т.п. Игнорирование следователем этого факта может разрушить складывающиеся контактные отношения. Кроме того, подозреваемый или обвиняемый может предоставить доказательства своей невиновности, которые на первом этапе расследования следователь будет не в состоянии опровергнуть.

Когда допрашиваемый излагает показания в форме свободного рассказа, следователь должен быть активным слушателем, всем своим видом проявляя внимание и заинтересованность. Прерывать допрашиваемого допустимо лишь в исключительных случаях. В тоже время следователю необходимо углублять свои знания о личностных качествах допрашиваемого, внимательно наблюдая его во время монолога.

Недопустимо высказывать критические замечания о формах поведения потерпевшего или свидетеля до и (или) в момент совершения преступления. Это нарушит контактные отношения.

Пятая стадия - рефлексное управление контактным взаимодействием при постановке вопросов допрашиваемому и при завершении допроса. Алгоритм деятельности следователя на этой стадии:

5.1 оптимизация психологического контакта при постановке серии вопросов, направленных на получение полных и правдивых показаний.

5.2 одобрение следователем позиции, занятой контактным участником следственного действия при чтении и подписании протокола.

5.3 укрепление контактных отношений в последующих следственных действиях с участием данного лица.

После свободного рассказа допрашиваемого ему надо задавать серию вопросов, на которые он заведомо ответит утвердительно. Следователь при этом может подчеркнуть, что он рад тому, что мнение допрашиваемого и его собственное по большинству вопросов совпадают, а разногласия носят лишь частный характер. После этого можно перейти к вопросам, которые действительно могут вызвать разногласия. Такой прием позволяет сохранить контактные отношения. Дело в том, что после серии «Да», человеку труднее сказать «Нет», чем после произнесения многократного отрицания.

Следователь должен быть готовым общаться на языке, который понятен участнику следственного действия с учетом пола, возраста, социальной принадлежности, образования и процессуального положения допрашиваемого.

Допрашиваемый дал правдивые показания по ряду эпизодов. Желательно, чтобы следователь его похвалил. Затем следователь может задать вопрос, который вызовет у допрашиваемого положительные эмоции. Потом следователь может снова задать вопрос для выяснения обстоятельств преступления. После этого - опять нейтрализовать негативную реакцию.

Как делать вести протокол допроса? Психологи не рекомендуют держать на столе ручку и бумагу во время допроса. Записывая немедленно слова допрашиваемого, следователь тем самым напоминает ему об официальном характера его показаний. Записи надо отложить на более позднюю стадию допроса. Если необходимо зафиксировать для памяти какую-либо информацию, следователь должен сделать пометку и сразу убрать ручку и блокнот.

Следователь не должен создавать впечатления у подозреваемого или обвиняемого о том, что он стремитесь добиться его признания и изобличения. Следователю лучше предстать в роли человека, который хочет установить правду. Искренность позиции следователя в данном вопросе – надежная основа психологического контакта с допрашиваемым.

Теперь о словах выражениях. Проведенные нами исследования показывают, что в целях реализации психологического контакта следователю предпочтительнее избегать такие слова и выражения: «убил», «украл», «признавайтесь в совершении преступления» и т.п. С психологической точки зрения более приемлемо использовать нейтральную терминологию: «выстрелил», «взял», «скажите правду». Не говорите допрашиваемому: «Вы солгали мне». Лучше выразитесь так: «Вы не сказали мне всей правды».

Изобличив допрашиваемого во лжи, следователь не должен его бранить. Лучше скрыть негодование или удивление, сделав вид, что он и раньше знал, что данный участник процесса говорит неправду.

Если допрашиваемый демонстрирует стойкую установку на дачу ложных показаний, то следователь может избрать два пути сохранения психологического контакта:

а) следователь допускает ложное алиби допрашиваемого, хотя располагает вескими доказательствами его виновности, и ждет, когда допрашиваемый запутается в собственной лжи;

б) следователь корректно пресекает ложь допрашиваемого; при этом первый убеждает второго в том, что без правдивых показаний не будет установлены все смягчающие обстоятельства, учет следствием и судом которых выгодны допрашиваемому.

Если подозреваемый или обвиняемый относится к национальным меньшинствам, следователь не должен говорить ему, что его преступная деятельность является результатом его национальной принадлежности. Напротив, необходимо привести в пример какую-либо выдающуюся личность – представителя данной национальности и предложить допрашиваемому следовать примеру ее честности и мужества во взаимодействии с представителями власти и в выполнении гражданского долга.

Психологическому контакту с допрашиваемым способствует оказание ему психологической помощи. Например, следователь дает потерпевшему выговориться, выплакаться иногда в ущерб собственному времени. В данной ситуации следователь осуществляет психотерапевтическое мероприятие по снятию у допрашиваемого психического напряжения. Человеку становится легче, и он проникается доверием и уважением к следователю.

При реализации психологического контакта с допрашиваемым иногда используют музыкальные произведения. Это может быть любимая мелодия подследственного или же произведение, вызывающее по ассоциации воспоминания о различных событиях. Звучание должно быть ненавязчивым, а воздействием косвенным, опосредованным.

При окончании допроса целесообразно стабилизировать контактные отношения, используя любые средства, о которых шла речь: вернуться к информации, вызывающей позитивное отношение допрашиваемого, напомнить о его заслугах, сообщить сведения о семье, успехах детей в школе и т.п., поблагодарить за сотрудничество.

ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ :

1. Составьте сравнительную таблицу «Психологический контакт в следственной работе: точки зрения ученых».

2. Пользуясь схемой изучения личности, предложенной Чуфаровским Ю. В. (14, С. 201-203), составьте план изучения личности допрашиваемого в целях осуществления психологического контакта с ним.

3. Каковы психологические приемы следователя на второй стадии обеспечения психологического контакта с допрашиваемым?

4. Каковы психологические приемы следователя на третьей стадии обеспечения психологического контакта с допрашиваемым?

5. Каковы психологические приемы следователя на четвертой стадии обеспечения психологического контакта с допрашиваемым?

6. Каковы психологические приемы следователя на пятой стадии обеспечения психологического контакта с допрашиваемым?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Васильев В. Л. Юридическая психология: Учебник для студентов вузов. - СПб.: Питер, 1997. – 656с.

  1. Глазырин Ф.В. Изучение личности обвиняемого и тактика следственных действий. – Свердловск, 1983.
  2. Глазырин Ф.В. Психология следственных действий. – Волгоград, 1983.
  3. Дулов А.В. Судебная психология: Учебное пособие. – Минск: Вышэйшая школа, 1973.
  4. Зорин Г.А. Криминалистическая эвристика: Учебное пособие. - Т.2. – Гродно: Гродненский госуниверситет, 1994. – 221 с.
  5. Зорин Г.А. Руководство по тактике допроса: Учебно-практическое пособие. – М.: Юрлитинформ, 2001. – 320с.

7. Пиз А. Язык жестов. - Воронеж: Модэк, 1992.- 218 с.

  1. Порубов Н.И. Допрос в советском уголовном процессе. – Минск, 1973.
  2. Порубов Н.И. Научные основы допроса на предварительном следствии. – Минск, 1978.
  3. Прикладная юридическая психология: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. – М.: Юнити – Дана, 2001. – 639 с.
  4. 12 ..

Установить психологический контакт – значит создать благоприятные условия для решения конкретных проблем.

В ходе деловой беседы партнеры могут занимать по отношению друг к другу разные позиции:

1. Готовность к сотрудничеству;

2. Безразличие;

3. Противодействие собеседнику.

Относительно второй и третьей позиции необходимо так построить общение, чтобы заинтересовать партнера, «повернуть к себе лицом». Для этого существуют приемы установления психологического контакта.

Приемы установления психологических контактов

1. Прием снятия напряжения.

Непринужденность знакомства, выражение удовлетворения по поводу встречи.

2. Проявление интереса и внимания к партнеру.

Учтите! Что, прежде всего людей интересуют они сами. Поэтому проявите к собеседнику искренний интерес, дайте ему почувствовать значимость его личности.

3. Прием накоплений согласий.

Найдите предмет беседы, по поводу которого совпадают позиции собеседников.

Добейтесь, чтобы ваш партнер несколько раз согласился с вами или сказал слово «да». В дальнейшем это затрудняет проявление несогласия.

4. Прием «разговаривания» партнера.

Необходимо добиться, чтобы был диалог, а не монолог.

5. Прием «зацепки».

Необходимо найти какой-либо повод для беседы (какое- либо событие, сравнение, личное впечатление и т. д.) и от него перейти к изложению проблемы. Чаще всего создается иллюзия, что это импровизация, но в действительности «зацепка» тщательно продумывается заранее.

6. Прием психологической пристройки к собеседнику.

Сближение своего стиля общения, манер поведения с позицией партнера. Это снижает психологический барьер, оказывает на него внушающее воздействие.

7. Вовлечение в совместную работу.

8. Оказание значимой услуги.

Цель: вызвать у партнера желание ответить на проявленное внимание подобными действиями.

9. Обращение за помощью. «Мне необходима ваша помощь…»

10. Сопереживание партнеру.

Не все просьбы партнера можно удовлетворить, но отнестись к ним с пониманием, искренним сочувствием, это важное условие делового сотрудничества предпринимателей.

Соблюдение этих правил даст Вам возможность быть успешным не только в деловом, но и в межличностном общении.

Рассмотрим еще несколько важных моментов, которые помогают или мешают устанавливать контакт.

Что помогает установлению психологического контакта:

1. Невербальные средства общения: открытые позы, открытые руки, расстегнутые пиджаки и т. д.

2. Улыбка, рукопожатие.

3. Контакт глаз.

4. Знание имени.

5. Дистанция (ты или вы).

6. Равенство позиций.

Что мешает установлению психологического контакта :

1. Перебивание партнера.

2. Принижение партнера.

3. Негативная оценка его слов.

4. Обобщения типа: всегда, никогда, везде, постоянно.

5. Волнение, дрожание.

6. Многословие.

7. Заискивающие интонации.

8. Неправильно выбранная дистанция.

Выделим общие коммуникативные правила (общие правила ведения беседы):

1. Избегай упреков.

2. Не демонстрируй превосходства.

3. Избегай обвинительного тона – ты не прокурор.

4. Прощай людям мелкие слабости.

5. Будь терпим к своеобразию другого.

6. Говори не больше и не меньше того, что требуется в данный момент.

7. Подчеркивай достоинства собеседника.

8. Расспрашивай заинтересованно, но не будь бесцеремонным.

9. Принимай решение вместе с человеком, но не вместо человека.

10. Ищи в людях хорошее.

11. Не командуй, а проси.

12. Не давай оценок.

13. Не давай советов.

Виды вопросов

· Закрытые вопросы – это вопросы, на которые ожидается только ответ да или нет, они создают напряженную обстановку в беседе (как допрос), поэтому такие вопросы необходимо задавать строго с определенной целью, или когда мы хотим быстрее получить согласие или ответ на вопрос. При дефиците времени.

· Открытые вопросы – это вопросы, на которые нельзя ответить да или нет, и которые требуют какого-то пояснения. К ним относятся: «что», «как», «где», «сколько» и т.д.

· Риторические вопросы – на эти вопросы не дается прямого ответа, т.к. их цель вызвать новые вопросы и указать на нерешенные проблемы.

· Переломные вопросы – они удерживают беседу в строго определенном направлении или же поднимают целый комплекс новых проблем. Они задаются в том случае, когда мы получили достаточно информации по одной проблеме и хотим перейти к другой.

· Вопросы для обдумывания – они вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что было сказано. Цель этих вопросов – создать атмосферу взаимопонимания.

· Альтернативные вопросы – это вопросы, которые содержат союз «ИЛИ».

Как аргументировать свою позицию

Аргументы – это научно-обоснованные методы речевого воздействия на собеседника

Успех аргументации зависит от двух обстоятельств:

1. Умения соблюдать ряд принципов.

2. Владения приемами аргументации.

Принципы аргументации :

1. Простота и точность излагаемой информации. Доказательства и разъяснения, должны быть доступны для понимания собеседника.

2. Диалогичность общения и равенство партнеров.

3. Приспособление аргументов к личности собеседника:

а) аргументы должны учитывать ценностные ориентации партнера, его коммерческие интересы.

Б) темп аргументации должен соответствовать темпераменту собеседника. Холерики и сангвиники не выносят длинных вступительных речей и монологов. Общаясь с ними, необходимо между аргументами делать паузу, предоставлять им возможность высказывать свою точку зрения. Другое дело меланхолики и флегматики. Им требуется некоторое время, чтобы включиться в беседу, даже если это решительный и уверенный в себе человек. Слушают, не перебивая, затем задают очень детальные вопросы. Сами говорят неспешно, вдумчиво, мысль излагают подробно. Общение с таким человеком нелегкое, но торопить его нельзя.

4. Наглядность изложения своих доказательств

Методы аргументации

1. Фактологический метод. Изложение в качестве доказательства конкретных фактов.

2. Метод противоречия. Основывается на выявлении противоречий в аргументации собеседника.

3. Метод сравнения. Имеет исключительное значение, особенно, когда сравнение подобранно удачно, что придает выступлению исключительную яркость и большую силу внушения.

4. Метод «Да…, но».

5. Метод «Кусков». Состоит в расчленении выступления собеседника таким образом, чтобы были ясно различимы отдельные части. При этом целесообразно не касаться наиболее сильных аргументов собеседника, а преимущественно ориентироваться на слабые места и попытаться именно их опровергнуть.

6. Метод «Бумеранга». Использование оружия собеседника против него самого.

Манипулятивные методы аргументации основываются на механизме внушения, т. е. на неосознанном восприятии доказательств.

7. Инверсия – переворачивание с ног на голову.

8. Метод преуменьшения. Осознанное преуменьшение значимости той или иной проблемы.

9. Метод преувеличения. Состоит в обобщении любого рода и преувеличении.

10. Метод гиперболизации – «Из мухи – слона».

11. Метод «Анекдота». Остроумное замечание, шутка, анекдот, сказанные вовремя, могут полностью разрушить даже тщательно построенную аргументацию. Если потом проанализировать шутку, то, как правило, оказывается, что она не имеет никакого отношения к обсуждаемому предмету.

13. Прием дискредитации собеседника. Стремление поставить под сомнение репутацию собеседника. Если попытка оскорбления происходит в кругу людей, то лучше хладнокровно и кратко объяснить присутствующим, чем вызвано такое поведение другого. Или проигнорировать нетактичные высказывания и перейти к конкретным аргументам по обсуждаемой проблеме.

14. Прием введения в заблуждение. Основывается на сообщении путаной информации, слов и полуистин, которыми нас забрасывает собеседник. Он сознательно или неосознанно накручивает проблемы, создает предпосылки возможного перехода от дискуссии к конфликту.

15. Прием апелляции к чувствам. Представляет собой постоянное взывание к сочувствию и стремление уклониться от предмета беседы. В этой ситуации беседа может принять сложный эмоционально-насыщенный характер. Поэтому необходимо повернуть дискуссию на деловые рельсы.

Путем воздействия на ваши чувства партнер пытается обойти деловые, нерешенные вопросы.

Как слушать партнера

Успешность деловой беседы во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника. Народная мудрость гласит: «Человеку даны два уха, чтобы слушать, и только один язык, чтобы говорить».

Выделяют следующие техники слушания:

1. Простое слушание (пассивное или безмолвное).

2. Активное слушание.

3. Непродуктивное слушание.

Под психологическим контактом в психологии общения понимается уже не любой контакт, в который люди вступают, общаясь, а контакт со знаком плюс, оптимизирующий общение. Применительно к деятельности сотрудников ОВД психологический контакт - это ситуативное состояние взаимоотношений сотрудника с гражданином, характеризующееся достижением взаимопонимания и снятием барьеров, препятствующих общения в целях получения информации или совершения каких-либо действий, значимых для успешного решения оперативно-служебных задач.

Для установления такого контакта непременным условием является преодоление психологических барьеров, которые затрудняют достижение взаимопонимания, вызывают настороженность, недоверие и другие негативные психологические явления. Наиболее известными в ряду таких барьеров являются смысловые, интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные, волевые и тактические.

Смысловой барьер заключается в выключении из сознания всего, что связано по смыслу с опасной зоной, т.е. человек выключается из общения, если затрагивается опасная для него зона. Поэтому еще в старых полицейских руководствах содержалась рекомендация не называть в начале общения прямо совершенное преступником деяние, заменяя его нейтральным по смыслу словом: не украл, а взял, не убил, а ударил и т.д. Здесь действует тот принцип, что в доме повешенного не говорят о веревке.

В качестве мотивационного барьера может выступать нежелание в данный момент вести откровенный разговор, предубежденное отношение к работникам ОВД, боязнь мести преступников, нежелание нести ответственность за содеянное.

Интеллектуальный барьер вызывается ошибками неверного восприятия друг друга, особенностей речи партнеров по общению, различиями уровня образования, осведомленности в определенных вопросах.

Эмоциональный барьер может быть обусловлен как отрицательными чувствами, которые испытывают партнеры по общению друг к другу, так и их эмоциональными состояниями: подавленностью, раздражительностью, невыдержанностью, агрессивностью, озлобленностью, а также эмоциональной нечувствительностью, которая зачастую преступниками специально тренируется.

Волевой барьер имеет место, если форсируется подчинение своей воле партнера по общению или он связан обещанием не вступать в контакт третьим лицом, а также не может преодолеть других поведенческих установок.

Тактический барьер заключается в тактике поведения, направленного на сопротивление через контраргументы. В основе этого барьера лежат заготовки - софизмы, формулы ответов, которые нейтрализуют результат воздействия. Например: ”Воруют все, особенно те, кто имеет власть!”

Установление психологического контакта направлено на достижение определенного уровня взаимопонимания, взаимного принятия сотрудником и гражданином друг друга как личностей, способных решать свои проблемы, не ориентируясь на конфликтный тип отношений. На основе установления психологического контакта ослабляется способность граждан к оказанию противодействия решению профессиональных задач, психологическому воздействию в деловой сфере.

Психологический контакт - это всегда определенное позитивное состояние межличностных отношений. Нередко возникает необходимость углубить психологический контакт и установить с конкретным лицом доверительные отношения, отличающиеся от психологического контакта доверием сотруднику конфиденциальной информации для решения оперативно-служебных задач.

Практикой разработаны и исследователями обобщены специальные приемы и средства, которые вызывают у человека, с которыми общается сотрудник, стремление взаимодействовать и достигать согласия и доверительных отношений. Это специальная технология установления психологического контакта, с которой вы сегодня ознакомитесь. Вашему вниманию предлагается методика контактного взаимодействия (МКВ) Л.Б.Филонова, успешно применяемая для установления психологического контакта сотрудниками ОВД.

МКВ включает в себя три принципа и шесть стадий сближения при установлении психологического контакта

Принципы сводятся к следующему:

1. принцип последовательности. Он заключается в необходимости последовательного прохождения стадий сближения, что означает два момента:

а) нельзя опережать стадии или пропускать, иначе возможен конфликт

б) нельзя длительно останавливаться (задерживаться) на стадиях, иначе контакт перестанет развиваться.

2. принцип ориентации. Он означает, что переход к следующей стадии сближения осуществляется путем ориентации на признаки (показатели) завершенности предыдущей стадии (на разных стадиях это могут быть разные признаки: ожидание, преодоление непонимания, настороженности, расслабление и успокоение, сокращение пауз при ответах, уменьшение односложных ответов, готовность поддерживать разговор, что-то сообщить, воспринять воздействие и т.д.). Опыт различения этих показателей приобретается тренировкой (до 12 раз), после чего они распознаются интуитивно.

3. принцип вызова стремления к сближению. Он означает необходимость акцента на вызове такого стремления у лица, с которым мы общаемся. Инициатор контакта вызывает интерес к своей личности, внушает свою необходимость, важность.

Сами стадии сближения выделяются по преимущественному способу воздействия. Последовательно проходят при полноценно установленном психологическом контакте следующие шесть стадий сближения:

1. стадия накопления согласия. В этой стадии необходимо добиться, чтобы в начале общения человек несколько раз сказал волшебное слово “Да” и ни разу не сказал слова “нет”. При этом не имеет значения, по поводу чего достигается согласие, а важно лишь его количество. Необходимо и самому не возражать и даже соглашаться фразами типа: ”Может быть”, “Допустим” и т.п. даже в случае несогласия. Вопрос на согласие следует ставить, исходя из известных, очевидных вещей, от погоды до факта вызова на допрос: ”Сегодня такая-то погода!?” - “Да”. “Вам неприятен вызов в милицию? Вы будете говорить правду? Вы хотите быстрее освободиться?” и т.п.

Необходимость этой стадии обусловливается снятием планов на сопротивление, когда человек настроен сказать решительное “нет”, а вынужден говорить “Да”, это сбивает его, вызывает фрустрацию. Показателями прохождения этой стадии являются признаки растерянности и ожидания у вашего собеседника.

2. стадия поиска общих и нейтральных интересов. На этой стадии рекомендуется выяснить интересы, хобби, увлечения. Интерес всегда привлекает. Узнать интерес собеседника и через проявление интереса к его интересу расположить его к себе. Это задача стадии обусловлена тем, что интерес и его поиск всегда вызывают положительные эмоции, а возникновение положительных эмоций выполняет функцию полупроводника, когда инициатор его поиска воспринимается положительно, ибо является источником положительных эмоций. Само по себе общение по интересам сближает, создает группу по интересу: ”Мы такие-то”. Нейтральный интерес всегда снимает различие в положении и статусе.

Стадия созревает, когда партнер начинает говорить о самом главном интересе для каждого из нас - о самом себе, называть свои качества, объясняя успехи и неудачи, что влечет необходимость перехода к следующей стадии.

3. стадия принятия принципов и качеств, предлагаемых для общения. Здесь начинается индивидуальный подход, разговор сосредотачивается на личности собеседников, выясняется направленность, убеждения, взгляды, отношения и свойства. Когда человек создал свой образ, иногда несколько идеализированный, появляется необходимость в его корректировке, что является задачей следующей стадии.

4. стадия выявления качеств и свойств, опасных для общения. Это своеобразное продолжение предыдущей стадии, где выясняется то, что не нравится человеку в самом себе и мешает ему по его мнению жить. Здесь же начинают выяснять обстоятельства дела и отношение к ним, продолжает проявляться интерес к личности собеседника.

5. стадия индивидуального воздействия. К этому моменту собеседник должен увидеть в инициаторе контакта человека, имеющего право воздействовать на него в силу наступившего сближения и проявленного взаимного интереса.

6. стадия взаимосодействия и выработки общих норм. Эта стадия, на которой достигается согласие и взаимопонимание на определенном уровне.

В свете психологических закономерностей установления психологического контакта неправильно следовать буквально официальной процедуре предъявления обвинения по уголовным делам согласно УПК. Если подходить формально, то чаще, если не пройдены указанные стадии сближения, на вопрос, признает ли себя обвиняемый виновным в предъявленном ему обвинении, следует ответ: ”Нет!”, после получения которого человека трудно сдвинуть с занятой им позиции отрицания предъявленного ему обвинения. Если же до предъявления официального обвинения были предприняты шаги по установлению взаимоприемлемых межличностных отношений, и сотрудник добился психологического права индивидуального воздействия, предъявления к нему определенных требований на основе установившегося сближения, то психологически труднее обвиняемому занимать негативную позицию противодействия.

1. прием, получения и накопления информации о собеседнике и прогнозирования своих действий;

2. прием первичного накопления согласия и включения собеседника в общение;

3. прием установления психологического контакта с учетом мотивов собеседника;

4. прием установления контакта с учетом индивидуальных особенностей и состояний собеседника;

5. прием установления контакта с учетом условий общения;

6. прием раскрытия задач и целей деятельности ОВД для установления контакта;

7. прием укрепления доверия;

8. прием повышения значимости доверительных отношений.

Все вышеуказанные приемы и существующие определенные правила их применения составляют технику установления психологического контакта. Эти приемы и правила требуют специального изучения и непременного применения для формирования устойчивых навыков пользования этой методикой. Мы же рассмотрели только общие закономерности методики контактного взаимодействия в деятельности сотрудников ОВД.



Похожие статьи