Политическая социализация. Основные этапы, пути, формы политической социализации

Политическая социализация

Личность и политика

Известно, что мир политики включает все явления , в отношении которых существует альтернатива действия , создающая возможность выбора .Ситуация выбора предполагает не только осознание существования альтернатив, их количества, но и наличие индивида, способного сделать осмысленный выбор из множества вариантов. Выбор происходит на основе тех представлений о добре и зле, значимом и второстепенном, целях и средствах, желаемом и реальном, которые задаются политической культурой субъекта политики. Иначе говоря, ситуация выбора выдвигает на первый план субъективную волю , намерения и политическую культуру их носителя .

Политические представления множественны и разнородны, поскольку неоднозначна сама политическая реальность и поскольку их носителями являются субъекты с различным уровнем культуры, ментальности. Естественно, что их представления сталкиваются друг с другом, порождая острую политическую борьбу. В этих условиях сохранение общества может обеспечиваться усвоением новыми поколениями политических ролей и функций, которые предписываются идеалами и ценностями господствующей в обществе политической культуры. Однако мир политики всегда подвижен и динамичен благодаря существованию в сознании политического субъекта (личности, социальной группы) несоответствия между миром желаемого и реальностью. Это несоответствие определяет политическое развитие общества.

Политическая социализация

Осмысление и самостоятельное участие личности в политике предполагает наличие у нее политических знаний, опыта, культуры. Они помогают ей, как политическому субъекту, эффективно исполнять политические роли и функции, не становясь заложником политических игр различных сил. Люди не рождаются с заранее усвоенным политическим опытом и культурой, а приобретают их на протяжении всей своей жизни. То же можно сказать и о группе как субъекте политики. Процесс усвоения индивидом, группой ценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу и позволяющих эффективно выполнять политические роли и функции и тем самым обеспечивать сохранение самого общества и политической системы, называется политической социализацией.

Создание механизмов успешной политической социализации, способных обеспечить преемственность политического развития и сохранение общества в ходе смены поколений, представляет важную практическую задачу политической системы. Для ее решения необходимо представлять, как индивид интериоризирует (вбирает в себя) политические цели и ценности и интегрирует их в свою личность: пассивно принимая господствующие в обществе стереотипы или активно взаимодействуя с властью? Содержание прогресса политической социализации зависит от характера отношений индивида и власти в конкретном обществе. От этого же зависит и смысл его интерпретаций в рамках существующих концепций в политологии.

Концепция политической социализации стала активно разрабатываться в США с конца 50-х годов. Ее появление было вызвано кризисом традиционных институтов политической системы западного общества, которые уже не могли обеспечивать добровольное принятие новыми поколениями декларируемых демократических ценностей. Кризис был реакцией индивидуального и массового сознания на растущую коррумпированность власти, ее неспособность удовлетворять новые потребности новых социальных групп, появившихся в постиндустриальном обществе.

Следствием возрастающего политического отчуждения индивида от системы стали усиливавшееся недоверие к институтам власти, политический абсентеизм и, наконец, массовые выступления против официальной власти. Проявлением кризиса системы политической социализации оказался и конфликт поколений, выразившийся в массовых молодежных выступлениях против политической системы западного общества в 60-х годах. Затем страну потрясли негритянские и другие расовые волнения 70-х годов, которые в 80-х сменились массовыми антивоенными, экологическими и феминистскими движениями.

Нарушения в механизме передачи политических идеалов и ценностей от поколения к поколению были связаны с появлением новых групп интересов, которые игнорировались политическими институтами. В 60-х годах западное общество вступило в постиндустриальную стадию, что повлекло за собой изменения в образовании, культуре, образе жизни, системе ценностей групп населения, связанных с высокими технологиями.

Насыщение материальных потребностей большинства групп населения промышленно развитых стран выдвинуло на первый план нематериальные ценности, и прежде всего такие, как возможность свободной самореализации личности, благоприятная среда обитания, гармония человека и природы, солидарность. Появились субкультуры, которые отвергали традиционные материальные ценности господствующей культуры: личный успех, благосостояние, стремление к богатству. На основе новых субкультур сложились общественные движения, стремившиеся заявить о своих требованиях.

Идея политической социализации возникла по аналогии с понятием «социализация». Термин «социализация » ввел в научный оборот американский социолог Ф .Гиддингс в конце прошлого века для обозначения процесса «развития социальной природы человека». Впоследствии социализация стала рассматриваться как процесс приобретения новыми поколениями знаний, верований, норм и установок, сложившихся в конкретном обществе, соответствующих их социальным ролям и обеспечивающих сохранение и развитие общества. Однако различные научные школы и направления акцентировали внимание на значимости и особенностях различных механизмов социализации: семьи, школы, культуры, средств массовой информации. Это влияло на понимание содержания социализации как процесса, его логики.

Существует несколько трактовок процесса социализации.

Одна из наиболее распространенных состоит в понимании социализации как процесса развития личного контроля. Она разработана 3 . Фрейдом и связана с идеями классического психоанализа. В основе этой теории лежит положение о том, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом, подавляющего его биологические (сексуальные) инстинкты и побуждения, с которыми он рождается. Процесс социализации состоит в обуздании этих разрушительных инстинктов и побуждений . Однако контроль общества над ними создает напряженность и дискомфорт в существовании личности, которая теряет свободу самовыражения. В результате личности приходится самой контролировать себя, чтобы избегать ситуаций страха и нервозности.



Согласно другой модели, социализация является результатом межличностного общения. Данная модель построена на теории символическогоинтеракционизмаЧ .X . Кули и Дж . Г.Мида,считавших , что личность формируется на основе всего многообразия взаимодействия людей с окружающим миром. В результате этих взаимодействий (интеракций) люди формируют собственное «Я». В процессе взаимодействия люди реагируют на те значения, которые они приписывают воздействующим на них стимулам, а не самим стимулам. Особое значение имеет интерпретация мыслей, жестов, чувств других людей, в связи с чем сторонники указанного подхода обратили внимание на эффект группового влияния на личность, что позволило им выявить значение социальных установок для социализации личности. Исходя из этого, зрелость индивида определялась достижением комфортности, согласия с существующей социальной системой, т. е. добровольным подчинением личности установкам и целям системы.

Преобладающей в западной науке стала модель социализации, в основу которой положена характеристика ее как ролевой тренировки. Теоретическим фундаментом подобного понимания социализации является структурный функционализм Т .Парсонса . Индивид взаимодействует с другими людьми на основе тех социальных ролей, которые он усваивает (роль учителя, роль ребенка, роль пассажира, роль мужа и т. д.). Социальная роль предполагает ожидаемое от индивида поведение, соответствующее ролевым предписаниям. Следовательно, социализация означает включение индивида в социальную систему через ролевое научение . В подобной интерпретации социализация оказывается процессом постоянной адаптации индивида к господствующим в обществе ценностям и стандартам поведения.

Существует достаточно широкий спектр направлений, в рамках которых социализация рассматривается в традициях бихевиоризма, т. е. как социальное научение. Социализация описывается в терминах поведения и интерпретируется в качестве процесса постоянной модификации человеческого поведения с помощью поощрений и наказаний (формула «стимул - реакция »).При этом обычно исходят из того, что люди склонны возобновлять такие модели поведения, за которые они когда-то вознаграждались в любой форме, будь то деньги, похвала, восхищение, любовь и т. д.

Выбор той или иной модели политической социализации диктуется типом господствующей в обществе политической культуры, которая предписывает определенную схему отношений власти и личности.

В западной классической политической мысли отношения власть - индивид трактовались двояко в зависимости от определения природы человека. Согласно первой точке зрения ,которая восходит к Платону и Аристотелю ,а затем была фундаментально представлена Т . Гоббсом ,человек есть существо эгоистичное и властолюбивое. Необходимость подчинения власти Т . Гоббс обосновывал тем, что в природе человека заложено «вечное и бесконечное желание все большей и большей власти, желание, которое прекращается лишь со смертью». Вследствие этого естественным условием нормального функционирования общества является правление просвещенного меньшинства. Большинство, лишенное элементарных знаний и управленческих навыков, должно подчиняться элите. Поэтому, согласно данной точке зрения, в основе политической социализации лежит модель «подчинения» индивида власти и усвоение им целей и ценностей, декларируемых правящим режимом.

Иную точку зрения на проблему взаимоотношений власти и индивида отражает модель «интереса », в которой потребности и интересы личности ставятся выше интересов государства. Ее разрабатывали А . Смит , Г . Спенсер и другие мыслители, рассматривавшие человека как существо рациональное, движимое во всех своих поступках интересом. Стремление к реализации собственных интересов заставляет индивидов осознавать выгоду от объединения своих усилий в удовлетворении личных потребностей. Государство стало необходимым только как социальный институт, реализующий преимущества кооперации индивидуальных интересов и обеспечивающий порядок при их осуществлении.

Эти идеи были положены в основу современной концепции политической социализации, в которой существует две версии данного процесса ,соответствующие двум классическим подходам в трактовке личности в политике. В результате по-разному трактуется и сущность процесса политической социализации, и ее технология.

Первая версия политической социализации исходит из модели «подчинения». К этой версии тяготеют бихевиористыЧ .Мерриам , Г.Лассуэли создатели системного подхода к политике Д .Истон , Дж.Деннис , Г.Алмонд , С . Верба , К.Дойч . С работами последних исследователей связан наиболее существенный вклад в концепцию политической социализации в 60-х годах XX в. Они рассматривали политическую социализацию в качестве процесса воздействия политической системы на индивида с целью создания у него положительных установок на систему .Данное понимание вытекает из трактовки личности как элемента политической системы, который не является целью политики, а служит лишь средством поддержания системного равновесия.

Личность представляется пассивным объектом воздействия политической системы, как резервуар, содержание которого заполняется предписаниями властных структур. В этой версии модель политической социализации предельно проста и выглядит как процесс добровольного принятия индивидом ценностей и стандартов политического поведения , которые предлагает ему политическая система на разных этапах его жизни : в детстве ,юношестве , зрелом возрасте .

Политическая социализация описывается в терминах обусловленности, добровольности и доброжелательности формирования у индивида позитивных установок к власти. Практический эффект подобных разработок заключается в том, что они создают возможность контроля за процессом социализации и формирования политических субъектов с заранее заданными характеристиками, подобных «зомби». В зависимости от потребностей политического режима может производиться модификация поведения индивидов. Практическую возможность создания подобных моделей подтвердил опыт Германии и СССР 30-х годов.

Вторая версия политической социализации разрабатывалась в рамках теории конфликта (М . Вебер , Г.Моска , Ф.Паркин,У . Гуд , П.Блау ),теории плюрализма (Р . Даль,В. Харт теории гегемонии (Р .Милибенд , Р.Даусон , К.Превитт ).Сторонники этой версии выводят сущность политической социализации из взаимодействия власти и индивида. Последний не является пассивным объектом влияния политической системы: его активность во взаимодействии с властью обусловлена интересами, способностью действовать осознанно, поддержкой этноса, класса, политической партии, частью которых он может выступать.

В рамках первой версии политической социализации рассмотрим теорию «политической поддержки» уже упоминавшихся нами Д .Истона и Дж.Денниса - теории, которая оказала существенное влияние на развитие всей концепции и претендовала на универсальность, т. е. практическое использование данной модели во всех западных странах.

Теорию «политической поддержки» следует рассматривать в более широком контексте, а именно с точки зрения способности политической системы поддерживать стабильность и динамическое равновесие посредством взаимообмена с окружающей средой (с экономической, социальной, культурной системами). Взаимодействие политической системы с окружающей средой происходит через механизм «входа - выхода». На «вход» системы поступают требования и поддержка, а на «выходе» они воплощаются в политические решения и действия власти.

Силовыми методами добиться принятия политических целей и ценностей, как показала практика, невозможно, поэтому новый метод стабилизации системы был призван помочь людям добровольно принять политические цели. Это оказывается возможным в том случае, если система способна создавать и поддерживать веру индивидов в легитимность и законность власти. Иначе говоря, добиться поддержки граждан политическая система может, лишь задавая психологическую установку на добровольность принятия норм и ценностей господствующей в обществе культуры .Положительная установка личности на систему формируется под воздействием агентов социализации, учитывающих индивидуальный уровень зрелости.

В американской политической системе ведущая роль в создании и поддержании веры ребенка в справедливость власти отводится президенту и полицейскому ,которые находятся на виду и "легко узнаются. Д .Истон и Дж.Деннис опросили 12 тыс. американских детей с целью определить их отношение к видимым атрибутам политической системы: президенту, полицейскому, государственному флагу и гимну. Характер реакций детей на символы власти позволил авторам теории «политической поддержки» выявить четыре периода социализации ,охватывающие возраст от 3 до 13 лет.

Первый период - политизация .У ребенка в этот период формируется осознание наличия политической власти как более важной, чем власть родителей. Второй период - персонализация .Политическая власть в сознании ребенка приобретает теперь конкретно осязаемые черты через фигуры, символизирующие ее, - президента, полицейского. Третий период - идеализация .Ключевым политическим фигурам ребенок приписывает исключительно положительные качества. Четвертый период -институциализация .Ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к институциональному, т. е. к восприятию власти через обезличенные институты (партии, суд, парламент, армию).

Претензии на универсальность американской версии политической социализации, а именно модели «политической поддержки», осложнялись расхождениями между теоретическими предположениями и результатами эмпирических исследований, стремившихся подтвердить выводы Д .Истона и Дж.Денниса.На наш взгляд, авторы теории «политической поддержки» в ряде случаев исходили из таких теоретических допущений, которые делают достаточно уязвимой всю концепцию. В первую очередь, вызывает сомнение ориентация авторов на некий «идеальный» тип гражданина, отличающегося абсолютной политической лояльностью, законопослушностью и почтительным отношением к власти. В качестве политических ценностей названные нормы могут декларироваться политической системой, однако это еще не означает интерио-ризацию их каждым индивидом. Подтверждением этого несовпадения являются кризис доверия к институтам власти (парламенту, суду, президенту) со стороны части населения западных стран, массовые выступления против тех или иных решений правительств.

Кроме того, модель «политической поддержки» исходит из поступательного характера политического развития ребенка на том основании, что беспомощность детей, психологическая уязвимость заставляет их искать поддержку в политических лидерах, у институтов официальной власти. Но, наверное, ребенок гораздо чаще обращается за поддержкой к родителям, учителям, сверстникам, чем к политикам.

Однако наиболее существенный аргумент против универсализации модели «политической поддержки» состоит в том, что американское общество отличается от европейских обществ своей культурной однородностью. Ориентация американцев на базовые ценности (индивидуализм, личный успех, стремление к богатству, опору на науку, прагматизм, политическое участие, законопослушание, свободу и права личности) создает культурно однородную среду, позволяющую формировать устойчивые общепринятые нормы и стандарты поведения личности. Внедрение их в сознание каждого индивида производится политической системой.

Западноевропейские общества отличаются многообразием субкультур, ценности которых различаются уже в силу того, что в них более существенное влияние имеют традиции, психологические черты этносов и т. д. Поэтому процесс социализации опосредован значительным числом социальных факторов, он более конфликтен и усложнен. Не случайно попытки применения модели Д .Истона и Дж.Деннисак анализу механизмов политической социализации в границах других культур давали обратные результаты.

Например, исследование механизмов политической социализации французских школьников 4-х, 5-х и 6-х классов, проведенное французским политологом А . Першероном ,показало ряд особенностей этого процесса во Франции по сравнению с США. Во-первых , наиболее важные для американских детей стадии политического развития (персонализация и идеализация) не имеют такого значения для французских школьников. У них преобладает институциализация: восприятие власти как абстрактных и далеких от них институтов, обладающих значительным влиянием. Это связано с особенностями французского общества, которое отличается корпоративностью и культурно-религиозной неоднородностью. Политическая социализация индивида здесь осуществляется через ориентацию на ценности той социальной группы, членом которой он является, а не политической системы в целом.

Во-вторых ,сложность создания у индивида психологической положительной установки на власть обусловлена особенностями французской политической культуры. Во Франции политическая сфера и гражданское общество четко разделены, а их отношения поддерживаются благодаря наличию правового государства. Обезличенный характер правил обеспечивает независимость существующих социальных и этнических групп, их защищенность от произвола властей. В основе отношений власти и гражданского общества лежит стремление последнего обезопасить себя от традиционно сильного и бюрократизированного государства.

Очевидно, что претензии различных моделей политической социализации на универсальность и всеобщность обречены на провал, поскольку процесс усвоения политических целей и стандартов политического поведения в конкретном обществе всегда специфичен и в каждой стране обусловлен особенностями ее культурной среды. Выявленные особенности процесса политической социализации французских школьников подтверждают, что он представляет собой взаимодействие власти и личности, которая воспринимает декларируемые системой ценности активно и избирательно .Активность личности обусловлена не только ее интересами, но и генезисом мышления .Закономерности становления мышления были сформулированы швейцарским психологом Ж . Пиаже в теории когнитивного развития, в которой он выделил четыре стадии генезиса мышления.

На первой стадии (сенсорномоториой - от рождения до 2 лет) у ребенка формируется способность воспринимать окружающий мир в образе предметов. Переход на вторую стадию (предоперациональную - от 2 до 7 лет) связан с тем, что действия ребенка отражаются в форме мысли. На этом этапе преобладает мышление с точки зрения «Я ». Третья стадия (стадия конкретных операций - от 7 до 11 лет) характеризуется тем, что мышление ребенка освобождается от непосредственных восприятий. И, наконец, на четвертой стадии ,в возрасте от 12 до 15 лет мьшшение ребенка переходит в стадию формальных операций ,когда подросток способен к дедуктивным умозаключениям, осмыслению нравственных проблем, размышлениям о будущем.

Основываясь на идеях Ж . Пиаже ,американский психолог Дж . Адельсон выявил тенденции развития политического мышления у молодежи Англии, США и ФРГ в возрасте от 11 до 18 лет.

По мере умственного развития личности самым важным изменением для политического мышления оказывается усиление абстрактности и расширение временной перспективы. Годы отрочества отмечены быстрым ростом политического знания, в том числе усвоением традиционных политических взглядов и установок. В середине отроческого периода у индивида формируется автономная система этико-политических принципов. С возрастом укрепляется влияние принципов на политические суждения, которые оказываются сильнее сиюминутного интереса.

Политическая практика и результаты эмпирических исследований показывают, что политическая социализация не ограничивается позициями, сформированными первичной социализацией (т. е. приобретенными в детстве), а предполагает продолжение этого процесса в течение всей жизни человека. На новой стадии интеллектуального развития привычные политические стандарты и нормы воспринимаются иначе, чем на предыдущей, поэтому вторичная социализация (социализация в отрочестве) играет значительную роль, хотя сформированные ею позиции также не остаются неизменными. И даже социализация в зрелом возрасте, когда индивид способен самостоятельно выполнять политические роли и функции, не означает окончательной сформированности политических пристрастий, хотя изменить их становится все труднее.

Подвижность политических ориентации и многообразие агентов политической социализации обусловлены сложностью и противоречивостью самой политической жизни, где сиюминутные и перспективные интересы, общественные и личные потребности неразрывно взаимосвязаны и причудливо переплетены.

Социализация - это процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему быть полноправным членом общества. В ходе социализации на индивида может быть оказано целенаправленное воздействие (воспитание) и стихийное воздействие.

Политическая социализация - это процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества.

Человек не может уйти от мира политики, в ходе ПС он “врастает в мир политики”, он приобщается к политической культуре, нормам и ценностям.

ПС может быть прямая и косвенная. Прямая - это непосредственно приобретение политических знаний и установок. Косвенная ПС - это усвоение политических знаний, навыков опосредованно, через какие-либо жизненные, порой даже бытовые ситуации (детство, семья).

Этапы политической социализации:

    Политизация - у детей под влиянием оценок родителей формируются первичные представления о мире.

    Персонализация - восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся фигуры полицейского, премьера, президента.

    Идеализация - главным политическим фигурам приписываются определенные качества и формируется эмоциональное отношение к ПСО.

    Институциализация - переход от персонифицируемого восприятия политики к более абстрактному.

Мышление человека идет от более конкретных понятий к более абстрактным, также человеком воспринимается и мир политического. Человек усваивает различные нормы, ценности, включая и политические на протяжении всей жизни. Мировоззрение человека выполняет роль стержня - влияние общества наталкивается на мировоззрение человека.

Существует понятие ресоциализации - это процесс радикального изменения ценностей, сформировавшейся политической культуры. Как правило, это долгий и мучительный процесс для личности, связанный с внутренним конфликтом.

Агенты социализации:

К ним относятся семья, система образования, общественные и политические институты и организации, церковь, СМИ, отдельные политические события (революция, репрессии, выборы).

В различных обществах, в разные исторические эпохи есть разные агенты социализации. В традиционном обществе - это прежде всего семья и церковь. Сейчас - СМИ.

Взаимодействие всех агентов и направление их в 1 поток осуществляет государство, именно оно следит за их лояльностью политическому режиму, идеологии, политическим стандартам.

Человек формирует свои взгляды и свое отношение к политике на пересечении всех конкурирующих друг с другом процессов, организаций.

Функции ПС:

    Определение политических целей и ценностей, к достижению которых стремится человек и которые он хочет постичь через политическое участие.

    Формирование представления о приемлемых способах политического поведения, об уместности конкретных действий в конкретной ситуации.

    Определение отношения индивида к окружающей политической системе общества.

    Вырабатывает отношение к политической символике.

    Формирует способности к познанию мира.

    Формирует убеждения и отношения, через которые воспринимается политическая жизнь.

В итоге ПС формируется тот или иной тип личности:

    Гармонический - складываются нормальные отношения к институтам власти, уважительный подход к существующим в обществе порядкам, форме гос. устройства, есть стремление к выполнению своих гражданских обязанностей.

    Гегемонистский тип - резко критическое отношение человека к любым политическим порядкам, власти, политической системе кроме тех, которые им одобряются. Данный тип претендует на особую роль в политической жизни общества.

    Плюралистический тип - это демократическая личность, которая признает равноправие в обществе, считается с мнением других, готов изменить свои собственные взгляды, оценки, если их ошибочность будет доказана.

    Конфликтный тип - он стремится к разжиганию противоречий, к достижению своих целей и интересов при противостоянии.

    Конъюнктурный тип - его поведение и взгляды всецело зависят от ситуации, в которой человек приспосабливается для обеспечения своих корыстных интересов. Этот тип беспринципен.

Особенности процесса политической социализации в разных странах

В США разветвленная система ПС. Процесс начинается с ранних лет жизни, с семьи. На начальной стадии происходит знакомство американцев с понятиями “президент”, “полицейский”, с гос. символами, с их значением и происхождением. В школе практикуются выборы органов самоуправления.

В средних классах складываются представления об американской Конституции, правовом статусе личности, исторических и политических деятелях (аспект - изображение портретов президентов на банкнотах - что еще является и механизмом экспансии американских идей).

Процесс продолжается в колледжах и университетах в ходе изучения конкретных предметов. Все это способствует гордости американцев за свою страну, подчас переходящей в самодовольство.

В ФРГ традиций ПС меньше, начинается с 1945 г., ее процесс был привнесен извне, оккупационными властями - Западом и СССР, а с 1989 г. - всецело Западом.

В Англии устойчивость ПС, традиционность ее символов - монархия, премьер-министр, парламент. Несмотря на кризисы института монархии она до сих пор существует как символ нации - отсюда вытекает возможность воспитания и приобщения к политике на ее основе.

Особенности политической социализации в России

В СССР система ПС была хорошо продуманной и разработанной. С рождения ребенок узнавал о значимых фигурах советской истории и современной ему эпохи - Ленине, Сталине, др. генеральном секретаре. Этому способствовали и революционные праздники. С детского сада ребенку становились известны гос. символы и их объяснение. С приходом в школу ребенка в 1 классе принимали в октябрята, одновременно рассказывали о биографии В.И. Ленина, но уже более подробно. Статус октябренка требовал хорошего определения и учебы. В классах среднего звена осуществлялся прием в пионеры - как правило, постепенно - от наиболее успевающих к наименее успевающим. Для приема в пионеры требовалось соблюдение определенных условий - посещения занятий, на которых изучалась история и атрибуты пионерии. Прием происходил в торжественной обстановке, чем подчеркивалась значимость события. В старших классах принимали в ВЛКСМ - что было своеобразной подготовкой к жизни, к вступлению в партию.

В условиях СССР и однопартийной системы не было оппозиции, никто не критиковал советские ценности и нормы - они были общезначимыми. На советские идеалы работали культура, воспитание, идеология.

В современной России с политической социализацией трудности. После крушения СССР прежняя система ценностей оказалась дискредитированной, прежние нормы растоптали, а новые идеалы еще только формируются. При этом новые символы и ценности принимаются далеко не всем обществом, часть общества стоит на старых идеях, а часть отвергает и старое, и новое. Кроме того, в России впервые за последние 1000 лет нет объединяющей идеи.

Политическая культура выступает важным фактором социализации личности, ибо социализация – это процесс, с помощью которого политическая культура передается, а также приобретается и изменяется. Под политической социализацией понимается также совокупность процессов становления политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. Иными словами, под социализацией понимается процесс обучения человека нормам, отношениям и поведению, предпочтительным для существующей политической системы.

Политическая социализация может быть представлена и как способ регулирования и воспроизводства политических отношений. В процессе социализирующих действий через ее агентов задаются и легитимируются определенные образцы политического поведения и политической активности, политической культуры и политического сознания. Короче говоря, политическая социализация – это вступление личности в политику: формирование политических представлений, ориентаций и установок, приобретение навыков политического участия, врастание в определенную политическую культуру.

Почему в демократическом обществе политической социализации придается большое значение? Это связано, прежде всего, с тем, что при нормальном процессе политической социализации в обществе обеспечивается преемственность в передаче от поколения к поколению политических установок и ценностных ориентаций. Американские политологи называют этот процесс "культурной трансмиссией". Далее, при нормальном процессе политической социализации осуществляется подготовка к реализации прав и обязанностей гражданина, к плавному вхождению человека в общественно-политическую жизнь. Как уже отмечалось, благодаря политической социализации, в конечном счете, ставится цель обеспечить политическую стабильность, равновесие и устойчивость политической системы.

Наконец, что касается роли социализации в регулировании и воспроизводстве политических отношений, то последнее действительно формируется под воздействием социализирующих факторов, прежде всего культуры. Однако выделение элемента культуры в социализации есть лишь одна сторона этого процесса. Другая сторона состоит в том, что в ходе социализации индивиды не просто адаптируются к среде и усваивают образцы политического поведения и политической активности. Они учатся сохранять и трансформировать унаследованный опыт, преобразуя тем самым себя и окружающий мир.

Все изложенное позволяет сделать вывод о том, что социализация человека в сфере политики представляет двусторонний процесс. С одной стороны, она включает передачу индивиду существующих норм, ценностей, традиций, знаний, образцов политического поведения и ролей, с другой – преобразование их в свои собственные ценностные ориентации и установки. В итоге формируется социально-политическая зрелость индивида и способность участвовать в политических процессах.


Таким образом, в результате политической социализации индивидуум приобщается к политической культуре, формирует свою политическую ориентацию, усваивает правила и нормы политического поведения. Они становятся для него той самой опорой, которая формирует стиль его политической деятельности. В этом смысле социализация выступает как процесс политического формирования и политического воспитания человека.

Подытоживая все сказанное, политическую социализацию можно определить как процесс вовлечения личности в политику и функционирования в ней. В этом процессе человек обретает познания, представления, связанные с существующей политической системой, вырабатывает свое отношение к ней. Различные формы политической ориентации вплетаются в сознание индивидуума и его эмоциональную сферу по мере того, как он приобретает опыт из области политики и государственной деятельности. Такая ориентация может складываться постепенно, под воздействием сознательных усилий других членов политического сообщества или же незаметно, под влиянием различных событий в жизни индивида.

Социализация как процесс может осуществляться напрямую посредством участия в политических акциях, мероприятиях, кампаниях и косвенно, например, невольное подражание детей родителям в политических предпочтениях. Как уже отмечалось, в социализации индивид не является полностью пассивным объектом, но он и не единственно действующий субъект. Индивиды и социализируют себя, и социализируются извне.

Каждому историческому типу политической социализации соответствует определенный идеал "политического человека", степень вовлеченности его в политику, степень активности, развитости политического сознания, идентификации с политическими партиями, группами, организациями и т.д. Этот идеал отражается в теоретических концепциях политологов и в практике вовлечения людей в политическую жизнь.

Итак, социализация ставит перед собой две главные задачи. Первая – привить людям устойчивые образцы поведения, что способствует укреплению власти, порядка в обществе, его интеграции и предотвращению отклонений от признанных обществом норм и образцов. В таком понимании политическая социализация предполагает жесткую зависимость индивидов от социальных стандартов. В свою очередь, это несет в себе потенциальную угрозу самостоятельному развитию личности, ведет к подчинению ее власть имущим. Это характерно для тоталитарных и авторитарных обществ.

Однако социализация предполагает и другую установку, которая также вытекает из объективной потребности общества в объединении политических субъектов, но уже на основе согласования и единства их политических интересов и целей. Это характерно для развития демократических политических систем.

Американские политологи различают социализацию горизонтальную и вертикальную. Под вертикальной политической социализацией они подразумевают передачу политико-культурных ценностей от старшего поколения к младшему, от дедов к отцам и сыновьям. Горизонтальная социализация осуществляется в пределах одного поколения – братьев, сестер, одноклассников, среди равных, среди друзей. Иными словами, представители одного поколения тоже влияют друг на друга.

Люди, живущие в обществе, должны уметь приспособиться к политическим, культурным и социальным институтам, которые они унаследовали (по вертикали), а также уметь приспособиться друг к другу в настоящее время (по горизонтали). Говорят, человек "хорошо подготовлен" к жизни, если он приспосабливается ко всеобщей модели гармонично, и "плохо подготовлен", если он отклоняется от определенных стандартов.

Все это говорит о том, что если политическая система хочет сохранить себя, существующее поколение должно повториться в младшем поколении. Это вертикальная стабилизация устойчивости политической системы. В стабильном обществе у членов правящей верхушки существует сходство взглядов. Функция социализации – движение к гармонии взглядов и поведения данного поколения.

Существуют два уровня политической социализации. Первичный – уровень ближайшего окружения, в первую очередь семья, круг знакомых и т.д. И вторичный уровень политической социализации, на котором человек включается в систему политических отношений, – это его взаимодействие с себе подобными в рамках государственных структур и различных негосударственных организаций.

Принято считать, что политическая социализация осуществляется на трех уровнях личности: биологическом, психологическом и социальном. Биологический уровень личности оказывает немаловажное воздействие на сознание человека и его политическое поведение. Среди элементов этого уровня следует выделить наследственность, темперамент, пол, возраст, состояние здоровья и т.д. Например, свойства нервной системы, темперамент придают индивидуальное своеобразие политическому поведению не только отдельной личности, но и масс в целом.

Такие элементы, как эмоции, воля, память, способности, мышление, характер составляют психологический уровень в структуре личности и оказывают влияние на политического сознание и поведение человека. Скажем, без воли как наиболее осознанного психологического элемента невозможно личности добиться целей в любой сфере деятельности. В политике же воля – это не просто упорство в достижении поставленных целей, но и способность встать над личными пристрастиями, симпатиями и антипатиями, а также групповыми интересами.

Социальный уровень социализации человека характеризуется мировоззрением, его интересами, целями, ценностными установками и ориентациями. Они усваиваются индивидом в процессе воспитания и непосредственно определяют его политическое поведение.

Общеизвестно, что социализация сопутствует человеку всю сознательную жизнь. Приобретенные политические представления и установки не остаются неизменными, они видоизменяются и корректируются под воздействием личного политического опыта.

Нынешний переломный период в развитии нашей республики оказывает на политическую социализацию весьма противоречивое воздействие. С одной стороны, в целях стабильности общество нуждается в усилении интеграционных связей, в том числе между поколениями, с другой – рушатся многочисленные стереотипы и догмы прошлого, происходит отрицание норм тоталитарно-авторитарной политической культуры.

Через какие стадии происходит процесс политической социализации? Некоторые политологи выделяют четыре этапа: дошкольный, школьный, трудовой и посттрудовой периоды, другие – три: начальный этап, этап зрелости и пенсионный.

На начальном этапе, в детском возрасте, происходит первое знакомство с такими понятиями, как власти, закон, государство, права и обязанности и др. Естественно, что это знакомство происходит в кругу семьи, в школе, в соответствующих возрастных группах. Своеобразие данного этапа состоит в том, что образное восприятие политической действительности преобладает над рациональным, поскольку воспитание детей обращено преимущественно к чувствам. Американские политологи Истон и Деннис выделяют на этом этапе четыре периода в социализации детей:
1) политизация , то есть восприимчивость к политике; 2) персонализация , когда какие-нибудь авторитетные фигуры служат как бы точкой соприкосновения ребенка и системы; 3) идеализация политических властей: ребенок воспринимает их как идеально доброжелательные (или злонамеренные) и учатся их любить (или ненавидеть); 4) институциализация : ребенок переходит от персонализированного представления к институционному, обезличенному представлению о политической системе (Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Ч. 1. Пер. с французского. – М., 1992. – С. 160).

Следующий этап – это период сложившихся политических представлений и предпочтений индивида. Это также наиболее деятельностный этап. Человек стремится выразить, реализовать себя в различных видах деятельности, в том числе и политической. В этот период еще возможна корректировка взглядов и убеждений личности под влиянием среды или изменившихся условия жизни.

Третья стадия связана чаще всего с отходом индивида от активной политической и иной деятельности, с мировоззренческой косностью и негибкостью мышления. На этом этапе процесс политической социализации замедляется, усиливается критическое отношение к политическим новациям и реформам.

Каковы же основные средства политической социализации личности? В рамках любой политической системы действуют специальные институты, целью которых является формирование определенного типа личности, в том числе политическая социализация. Одним из таких институтов является, прежде всего, семья. Семья – это первое для ребенка окно во внешний мир, первый контакт с политикой и властью. В западной политологии семья называется "ключевым агентом", через который политическая культура передается от одного поколения к другому (Dawson R.E., Prewitt K. Political Socialization. – Boston, 1969. – Р. 107). В силу своей интимности, доверительности социализирующая роль семьи огромна. Благодаря этому она способна "перекрыть" все другие виды социализирующего воздействия на личность. Вместе с тем необходимо отметить некоторую консервативность семейного влияния в деле социализации. Семья может передавать политические установки, которые уже не соответствуют изменившимся условиям, мешают пластичности в политических ориентациях.

Другим важным средством политической социализации является школа и иные учебные заведения. Они оказывают влияние на процесс социализации через обучение, воспитание и неформальные связи, которые там устанавливаются. Своеобразие этого "агента" социализации состоит в том, что учебные заведения могут осуществлять политическое воспитание целенаправленно через учебные программы и соответствующий подбор педагогов. Короче говоря, в процессе образования проще всего осуществляется целенаправленная передача накопленных прошлыми поколениями знаний и культурных ценностей, и создается возможность свободного отбора индивидами сообщаемой информации.

Значительное влияние на политическую социализацию молодежи оказывают сверстники, или "родственные группы", как их называют на Западе. К ним относятся школьные друзья, коллеги, приятельские "кланы" и т.д. Сила социализирующего влияния этих групп вытекает из тех же факторов, которые определяют социализирующее влияние семьи, а именно: тесные контакты и доверительные отношения.

В качестве важного средства политической социализации выступают партии и политические организации, которые ведут значительную пропагандистскую работу и тем самым способствуют политическому образованию граждан.

Наконец, эффективным "агентом" политической социализации являются средства массовой информации. Во всех технологически развитых странах они играют большую непосредственную, а еще больше – косвенную роль в формировании политических взглядов и умонастроений людей. Они же чаще всего используются властью в качестве средств манипуляций политическим сознанием и поведением граждан. Отличительной особенностью данного средства политической социализации является то, что СМИ способны воздействовать на огромное количество людей в максимально короткий промежуток времени (см.: Шаран П. Сравнительная политология. Пер. с англ. Ч. 2. – М., 1992. –
С. 173).

Могут быть и другие средства политической социализации. При этом важно иметь в виду: если воздействия от различных средств социализации совпадают, то процесс социализации развивается гармонично. В обществе наблюдается политическая стабильность. И наоборот, если граждане воспринимают противоречивую информацию и сомнительные установки, исходящие от разных "агентов" политической социализации, в таком случае могут возникать политические волнения, конфликты и кризисы.

Таким образом, политическая культура и политическая социализация неразрывно связаны и взаимообусловливают друг друга. С одной стороны, политическая культура выступает важным фактором социализации человека, с другой – социализация является необходимым средством повышения политической культуры как отдельных граждан, так и всего общества в целом.

Контрольные вопросы и задания по лекции №11:

1. Раскройте понятие "политическая культура".

2. Какова структура политической культуры?

3. Перечислите основные функции политической культуры.

4. Опишите известные вам типы политической культуры.

5. Что такое "политическая социализация" и каковы особенности ее протекания?

6. Опишите стадии политической социализации и факторы, влияющие на данный процесс.

7. На основании каких показателей вы бы оценивали политическую культуру, имеющую место в Республике Беларусь?

Понятие и уровни политической социализации личности

Субъектом и объектом политики одновременно является личность, одни личности проявляют большую политическую активность, другие – меньшую, а третьи стараются быть от неё подальше.

Одни люди стремятся утвердить существующий политический строй, а другие предпринимают меры на его ниспровержение, поэтому демонстрируют деструктивную позицию. Но, есть ещё и третья категория людей, легко приспосабливающаяся.

Политическое поведение людей очень разнообразно и зависит от характера политической социализации.

Замечание 1

Под политической социализацией личности понимается процесс активного воспроизводства политического опыта, норм, ценностей и установок политической деятельности. Говоря другими словами – это процесс формирования определенной политической картины мира.

Она имеет две фазы:

  1. политическая адаптация, что означает интеграцию индивида в политическое сообщество с помощью опыта предыдущих поколений;
  2. политическая интериоризация, т.е. включение политических норм и ценностей во внутренний мир человека.

Таким образом, политическая социализация формирует политическое сознание и поведение личности. Политическая социализация является процессом двусторонним, с одной стороны личность на себе испытывает воздействие политических субъектов, а с другой стороны сама может оказывать влияние на политическую жизнь общества.

Политическая социализация включает различные уровни, механизмы и факторы, самым широким из которых является международный уровень. Он охватывает международные сообщества и организации.

На международном уровне на личность оказывают воздействие те ценности, которые приняты в международном сообществе. К ним относятся запрещение распространения ядерного оружия, международных конфликтов, предотвращение глобальных катастроф, международных финансовых кризисов и др.

На социальном уровне политическая социализация охватывает общество в целом. На личность в этом случае оказывается государственное, правительственное воздействие, а также уровень преступности, безработица, социально-экономические кризисы и др.

Самый низкий уровень политической социализации – личностный. На личность воздействуют те, кто входит в круг её общения и, естественно, оказывает непосредственное на неё влияние. В этом случае механизмами политической социализации можно назвать подражание, внушение, заражение, помогающие человеку адаптироваться и сформировать политическую идентификацию.

Агенты политической социализации личности

В развитии политической социализации личности важную роль играют агенты или факторы, которые могут быть разных видов, широты воздействия и разного качества. Непосредственными агентами являются и организации, элиты и политические лидеры, группы интересов. Все вместе они образуют систему, которая стремится направлять и контролировать политическое поведение личности с помощью политических механизмов.

В разных странах и на разных этапах развития личности выдвигаются агенты в зависимости от условий политической жизни, особенностей политического строя общества. К агентам могут относиться и неполитические факторы – семья, группа сверстников, система образования, церковь, культурные и спортивные объединения и др. Например, во время агитации за какого-либо политического лидера свою роль могут сыграть популярные артисты и спортсмены.

Сильнейшее влияние на формирование личности оказывают СМИ, которые тоже относятся к агентам политической социализации. Наверное, не случайно они получили название четвертой власти, и в обществе идет борьба за владение ими и возможностью использовать их в политической социализации.

Неполитические факторы, например, социально-экономические условия, образ жизни человека, национальные традиции и отдельные общественные факторы тоже оказывают свое влияние на политическую социализацию. К ним можно отнести такие отрицательные социальные явления, как безработица, невыплата заработной платы и др.

Замечание 2

Характер политической социализации носит исторические корни, и конкретный этап исторической жизни заставляет новое поколение по-своему адаптироваться к сложившейся политической ситуации и как-то на неё реагировать. Если общество стабильно развивается, то этот процесс плавный и безболезненный, в противном случае часто возникают кризисы системы политической социализации и отчуждение личности от политики.

Политическая социализация и её типы

В общем плане тип политической социализации определяют стандарты политической жизни общества. Эти стандарты диктуют личности способ политического поведения, соответствующий культуре этого общества. В результате в обществе наблюдается политическая стабильность и преемственность.

Состояние общества зависит от господствующего типа политической социализации личности в этом обществе. На основании норм политического поведения, принятых в обществе, современная политология выделяет следующие типы политической социализации личности:

  • Гармонический тип характеризуется уважительным отношением к государству, где личность рассматривается как добровольный участник политической жизни;
  • Плюралистический тип социализации – это тип толерантный по отношению к другим людям, их ценностям и убеждениям. Девизом этого типа является «единство в многообразии». Здесь основанием и реальностью свободы личности выступает право, которое дает гарантию, что плюрализм не перерастет в гегемонию;
  • Гегемонистский тип социализации личности характерен для общества закрытого типа. В данном типе политическая социализация возможна на ценностях и нормах своей группы, класса, общности;
  • Тип конфликтный, при котором происходит борьба между разными политическими группировками общества. Чтобы проявить себя в качестве субъекта политики личность вынуждена будет присоединиться к какой-то группе, классу и др., потому что другого пути для неё не существует. Характерной особенностью для конфликтного типа политической социализации является недостаточный уровень экономического развития страны, закрытость общества, большая социально-экономическая и культурная дифференциация. Принципом политического взаимодействия является лозунг – «кто не с нами, тот против нас». Данная модель сохраняется в тех странах, где сильны социально-политические элементы традиционного хозяйства или существуют агрессивные религиозные организации.

Для обеспечения непрерывности политического развития и сохранения целостности общества при смене поколений осуществляется передача политических ценностей и стандартов политической жизни от одного поколения к другому, происходит становление политического субъекта. Процесс усвоения определенных политических знаний, ценностей и норм, передачи и приобретения политического опыта, накопленного предшествующими поколениями людей, позволяющих лицу стать полноправным участником политической жизни общества, ориентироваться в сложных общественных процессах, делать сознательный выбор в политике, называется политической социализацией.

Благодаря политической социализации происходит регуляция политического поведения личности и социальных групп, производятся базовые политические ценности относительно власти, государства, политических лидеров, обеспечивается стабильность политической системы, поддерживается определенный уровень легитимности власти в обществе. Политическая социализация существенно влияет на формирование и развитие личности. Она охватывает весь процесс становления человека как субъекта политических отношений и политической деятельности, ее результатом является формирование у человека определенного состояния политической культуры, отношение лица к существующим политических процессов, ее социально-политическая активность. Причем этот процесс непосредственно влияет на политическую культуру как самого человека, так и общества в целом.

Поощрение человека к политике делятся на определенные возрастные стадии (этапы). На этапе первоначальную социализации в возрасте 3-4 лет через семью,

ЗМ1. ближайшее окружение ребенок приобретает первых знаний о политике. Под влиянием настроений и взглядов, господствующих в семье, часто закладываются политические нормы и ценности жизни, которые характеризуются большой устойчивостью. Поэтому масштабные преобразования социальных и политических отношений в обществе требуют определенных изменений и в модели семейных отношений.

Вторичная социализация происходит в школе, период пребывания в котором связан с тем, что ребенок изучает основные, общепризнанные в обществе ценности и взгляды, приобретает первоначального опыта социальной практики, особенно через участие в деятельности детских организаций (например, "Пласт").

Третий этап политической социализации целесообразно связывать с периодом жизни от 16-18 до 40 лет. В 16-летнем возрасте человек получает паспорт, в 18-летнем возрасте - юридическое право на участие в политической деятельности. В то же время она приобретает основательные знания в общественной сфере благодаря учебе и работе.

Четвертый этап политической социализации продолжается с достижением человеком зрелого возраста (40-60 лет). На их политическое поведение значительной степени влияют жизненный опыт, наличие взрослых детей, постоянство воззрений. Однако и в этот период люди совершенствуются в политике, лучше и глубже оценивают общественно-политические события, благодаря чему могут вносить коррективы в свои политические взгляды и поведение.

Институтами политической социализации £ семья, дошкольные учреждения, школы, колледжи, техникумы, вузы, различные общественные объединения и организации, трудовой коллектив, С МИ, государство.

На процесс политической социализации влияют: нормы что существуют в обществе и корректируют все сферы общественных отношений, тем самым предопределяя весь процесс социализации. Они определяют меру возможного поведения человека, предоставляя гражданам свободу творческой деятельности, гарантируют участие лица в формировании условий своей деятельности, устанавливают одновременно меру должного поведения, которой каждый гражданин должен соблюдать для нормального функционирования общества и каждого его члена. Огромную роль в политической социализации играют средства массовой информации, они способны влиять на огромное количество людей в максимально короткое время. Однако чаще всего СМИ используются властями как средство манипуляции политическим сознанием и поведением граждан.

Не последнюю роль в процессе политической социализации играют стихийные факторы: войны, революции, политические и экономические кризисы. Если политическая система находится в состоянии кризиса, происходят нарушения и серьезные сбои в процессе политической социализации. В случае несостоятельности общества решить насущные политические и другие проблемы в нем возникают силы оппозиционной социально-политической и культурной деятельности, которые влияют на процесс политической социализации.

Политическая социализация существенно влияет на формирование и развитие личности. Она охватывает весь процесс становления человека как субъекта политических отношений и политической деятельности, ее результатом является формирование у человека определенного состояния политической культуры, отношение лица к существующим политических процессов, ее социально-политическая активность. Причем этот процесс непосредственно влияет на политическую культуру как самого человека, так и общества в целом.

Политическая социализация обеспечивает выработку и воспроизведение политических ориентаций, которые соответствуют типу, который сложился, и создает предпосылки для творческого процесса формирования ценностей нового типа политической культуры. Однако в зависимости от характера объективных, субъективных и некоторых других факторов функции политической социализации реализуются по-разному. В условиях стабильной демократии процесс политической социализации обеспечивает преемственность функционирования политической культуры общества в рамках заданной политической системы устойчивой модели. В условиях же перехода общества от тоталитаризма к демократии политическая социализация выступает как способ адаптации граждан к новой социально-политической ситуации как на индивидуальном, так и на общественном уровнях.



Похожие статьи