Спасо-яковлевский димитриевский монастырь. Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь

Таким живописным Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь , обрамленный озером Неро, мы увидели с набережной Ростова Великого вечером в пасмурный день.

В обитель мы приехали на следующее утро. Солнышко щедро одаривало своими лучами этот красивейший архитектурный ансамбль, делая его еще более величественным и нарядным.

Согласно монастырской летописи, около 1390 года святителем Иаковом была основана обитель. Первым ее храмом стала деревянная церковь в честь Зачатия святой Анны, в которой и погребли основателя в 1392 году.

Древнего жития святого не сохранилось. Однако, до его утраты была написана книга "Описание ростовского Спасо-Яковлевского-Димитриева монастыря", вышедшая в 1849 году, и в которой использовалась информация из жития Иакова. Известно, что родился он в Ростовской области и в юном возрасте принял иночество. При митрополите Киевском и всея Руси Пимене (ум. 1389 г.) и великом князе Дмитрии Донском (1350-1389 гг.) становится епископом Ростовским. Но события, в которых Иаков по сути повторил поступок Христа, привели к изгнанию его с этой должности. Женщина, обвиненная в супружеских изменах и приговоренная к казни, пришла к нему и взмолилась о помощи. Епископ спас ее от смерти и отправил на покаяние. Поступок не пришелся по душе ростовским гражданам и их князю. Добрый пастырь был отлучен от кафедры. Тогда он пришел к озеру, положил мантию на воду, перекрестился, встал не нее и поплыл прочь от города.

Увидев такое чудо, люди признали ошибочность своего решения, но святитель, простив их, отказался вернуться. В полутора верстах от Ростова он вышел на берег, где выстроил себе хижину и остался в ней жить. Вскоре к Иакову стали стекаться почитатели. Новые братья начали сооружать кельи. Был возведен Зачатьевский храм. В дальнейшем обитель ждали благополучие и процветание, в первую очередь благодаря другому святому - Димитрию Ростовскому, о котором речь пойдет позднее.

Посетителей в Спасо-Яковлевской обители довольно много - паломники, туристы, местные прихожане. Но за счет обширной территории народ не кучкуется, а рассредоточивается по церквям, гуляет среди красочной растительности, любуется окрестными пейзажами со смотровой площадки, устроенной на монастырской ограде. Атмосфера здесь очень приятная.

Везде можно встретить стенды, где верующих и просто интересующихся знакомят с историей обители, ее современной жизнью, а также личностями, сыгравшими значительную роль в развитии монастыря.

Идем по центральной дорожке. Слева видим объединенные в единый архитектурный ансамбль собор в честь Зачатия святой Анны , построенный в 1686-1687 годах, и церковь святого Иоанна .

В полукруглых фронтонах фрагментарно сохранились старинные росписи. Над входом в собор изображена Троица. Справа - образ святого Димитрия, слева - святителя Иакова. В интерьере уцелел иконостас, созданный в 1761-1779 годах.

Каждую из двух церквей венчают пять глав с позолоченными крестами. Купола Зачатьевского храма более нарядные. Четыре из них украшены золотыми звездами на синем фоне.

В 1794 году в северо-восточной части Яковлевской обители начинают воздвигать собор в честь Димитрия Ростовского , который станет самым величественным сооружением монастырского комплекса и одним из лучших образцов русского провинциального классицизма.

Здание возводится в течение 5 лет на деньги благотворителя и мецената Николая Петровича Шереметьева (1751-1809 гг.) , пожертвовавшего 55 тысяч рублей на строительство храма и 10 тысяч − на его убранство. Граф был большим знатоком архитектуры. При его участии культурное пространство России обогатилось такими выдающимися сооружениями, как театрально-дворцовый комплекс в Останкино, Фонтанный дом в Петербурге, церковь Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, храм Троицы при Странноприимном доме в Москве и др.

Освящение нового собора состоялось 27 октября 1801 году, в день памяти Димитрия Ростовского. К 300-летию кончины святителя прихожане подарили храму роскошную раку для его мощей. Настоящее произведение искусства из золота и серебра, украшенное миниатюрами из финифти, создали мастера из Ростова Великого.

В 1804 году в церковной трапезной устраивают два придела: правый - в честь святого Николая, небесного покровителя графа Шереметьева, и левый - во имя великомученика Димитрия Солунского.

Храм венчают пять глав с массивными барабанами, над центральным из них устроен бельведер.

Три соборных фасада декорированы портиками, белокаменными деталями, скульптурами и многофигурными барельефами.

Территория Спасо-Яковлевской обители очень ухоженная и ярко цветущая.

В пышной зелени буквально утопает часовня над источником святого Иакова . Она была освящена 10 декабря 1996 года, в день памяти основателя монастыря.

Так часовня выглядит внутри.

В высокой трехъярусной колокольне Спасо-Яковлевской обители ранее были святые врата. Под куполом размещались часы с боем.

15 колоколов имели различные размеры. Самый древний из них, вес которого 71 пуд, был перемещен в 1765 году из упраздненного Спасского монастыря что на Песках, стоявшего по соседству. Примечателен еще один колокол в 4 пуда - на нем есть надпись, что в 1652 году его передал в дар царь Алексей Михайлович (1629—1676 гг.) .

Башни гармонично вписываются в архитектурный комплекс Яковлевской обители, и являются ее украшением.

Особенно красиво смотрятся Водяные врата монастырской ограды. Название, вероятно, происходит из-за открывающейся за ними водной глади озера Неро.

На старинной фотографии через эти ворота на территорию обители входит последний российский император Николай II со своей семьей и свитой. Событие происходило 22 мая 1913 года.

Спасо-Яковлевский монастырь пользовался неизменным вниманием монарших особ. С XIX и до начала XX века на богомолье сюда приезжали все императоры, а также многие великие князья и княгини из династии Романовых. Активное посещение обители представителями царской фамилии в первую очередь было связано с канонизацией и прославлением Димитрия Ростовского.

Регулярные визиты высоких гостей, начавшиеся со второй половины XVIII столетия, поднимали значение этого духовного места.

От Водяных ворот поворачиваем налево и идем вдоль стены, изучая информацию на стендах, установленных у дорожки. Они рассказывают о выдающихся людях, имевших отношение к монастырю. Важнейший из них митрополит Димитрий Ростовский (1651-1709 гг.) , впервые посетивший Спасо-Яковлевскую обитель в 1701 году и избравший ее местом своего погребения. После кончины владыки в 1709 году он был похоронен в юго-западном углу Зачатиевской церкви. В 1752 году произошло обретение мощей Димитрия, а в 1757 году они были признаны святыми. У его гроба исцелялись страдающие и обитель становится центром паломничества.

Предметами поклонения также являлись хранившиеся в монастырской ризнице митра, извлеченная из гробницы святителя во время обретении его мощей, атласные ризы и полотенце, присланное ростовскому святому из Иерусалима.

Екатерина II глубоко чтила святого Димитрия. По указу императрицы Яковлевский монастырь получает самый высокий статус - становится ставропигиальным и переходит в ведомство Святейшего Синода. В тот же период к нему присоединяется соседняя Спасская обитель что на Песках.

Монастырь процветает. Главный источник финансирования - пожертвования почитателей святого Димитрия, среди которых было множество богатейших и влиятельнейших людей страны. Кроме этого он находится на государственном обеспечении и имеет солидные церковные доходы.

В 1834 году монастырь получается степень первого класса. А через два года имя святителя Димитрия вошло в название обители.

В угловой башне находится церковная лавка, и здесь же продаются билеты, дающие возможность посещения монастырской стены.

На Юго-западная башне устроена смотровая площадка.

Поднимаемся по лестнице.

На втором уровне заглядываем в беседку юго-западной башни, соединяющую галереи монастырских стен с двух сторон.

В стенах пробиты бойницы. Раньше они были необходимы для защиты от неприятеля.

Сейчас через них можно смотреть на безмятежные пейзажи.

Поднимаемся выше, на смотровую площадку.

С юго-западной башни открывается прекрасный вид на Зачатиевскую церковь и собор Димитрия Ростовского. Ближе к нам виден купол часовни над источником святого Иакова. Слева - Водяные ворота.

Чтобы еще лучше сориентироваться в окружающем пространстве, взглянем на схему территории монастыря.

Собор Димитрия Ростовского.

Вид на келейные и настоятельский корпуса , возведенные во второй половине XVIII столетия. В то же время в камне отстраиваются монастырская ограда, башни и колокольня.

Необыкновенно гармонично на фоне голубого неба с серыми облаками (в точь под цвет куполов) смотрится белокаменный Спасо-Преображенский собор бывшего Спасского монастыря что на Песках. Обитель была основана в 1230-1240 годах. В 1765 году ее упразднили и, как уже упоминалось выше, приписали к Яковлевскому монастырю. Ныне от архитектурного ансамбля сохранился только этот храм. А рядом с ним теперь постройки, в которых ведет хозяйство местная братия.

Произведенная монахами продукция поступает в кафе и лавку. Это хлеб, квас, молоко, творог и даже йогурты. Кое-что мы смогли попробовать и убедиться в отменном качестве. На фото слева можно увидеть желтую палатку с зеленой крышей, где продается эта снедь.

Церковь Спаса Преображения - красивое, пятиглавое, двухэтажное строение на подклете. Она возводилась в качестве собора в период конца XVI - начала XVII века, когда в обители началось каменное строительство. В 1879 году здание было реконструировано. Обновлены пол и своды над подклетом, в котором устроили храм в честь преподобного Сергия Радонежского.

В 2009 году церковь вновь преображается. Стены были побелены, настлан новый пол. У храма появились нарядное крыльцо и лестница, ведущая на второй этаж.

К сожалению, увидеть интерьер не удалось. По описаниям 1900 года, он был скромен. Иконы без окладов, каменный иконостас с альфресковой живописью XVII столетия. Настенные фрески изображали сцены апокалипсиса.

С внешней стороны монастырской стены виды не менее красивые.

Озеру Неро , по различным версиям, от 20 до 60 тысяч лет. Это озеро ледниковой эпохи. Его красивое название не особенно соответствует своему значению "заболоченные", "илистые".

Озерный ил - это отличное удобрение, что издревле помогало получать богатый урожай на ростовских землях. С ХIV века местные крестьяне выращивали овощи для царского двора.

Возвращаемся на территорию монастыря. Лестница, кстати, очень крутая. Спускаться приходится не спеша, с осторожностью.

Направляемся к Святым вратам. Рядом с ними заглядываем в кафе, чтобы подкрепиться монастырскими пирожками и иван-чаем.

Покидать Спасо-Яковлевский монастырь совсем не хотелось, но нужно было продолжать путешествие.

Обогнув монастырскую стену, можно подойти к озеру Неро.

На этом завершилось наше приятное пребывание в Спасо-Яковлевском монастыре. В дополнение интересующимся предлагаю посмотреть 50-минутный документальный фильм о святителе Димитрии и обители, созданный силами братии и размещенный на их сайте.

В Ростове Великом немало достопримечательностей. Посещения достойны озеро Неро, различные музеи. Но отдельного внимания заслуживает место, где в своё время молились императоры России. Это Спасо-Яковлевский монастырь. Когда-то в этих местах была одинокая обитель свт. Иакова. Однако в XVIII веке здесь появился один из самых прекрасных монастырей страны. Что он сегодня представляет собой и какие святыни хранятся в нём? Приглашаем вас на виртуальную экскурсию в Спасо-Яковлевский монастырь!

Средние века

Этот монастырь появился здесь в 1389 году. Его основатель - святой Иаков, ростовский епископ. Когда Иаков был изгнан своей паствой из города за то, что помиловал преступницу, ожидавшую казни, он переселился к югу от Ростова. Обосновался он недалеко от церкви Архангела Михаила, которая была основана в XI веке. Рядом с источником Иаков своими руками построил маленький храм, освятил его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Спустя непродолжительное время возле церкви сформировалась община единомышленников, чуть позже - новая обитель. Когда епископ умер, его начали почитать как святого. Захоронение Иакова оберегалось. А общецерковное прославление было совершено в 1549 году Макарьевским собором.

Изначально Спасо-Яковлевский монастырь именовался Зачатьевским или Иаковлевским. С самого момента основания (то есть с XIV века) и до второй половины XVII века все строения на территории этой обители были деревянными. Разумеется, до наших дней не сохранилась ни одна. Первым из камня отстроили Троицкий собор, немного позже - Зачатьевский. Последний, кстати, возвели на месте одноимённой церкви из дерева. Тогда он не отличался богатым убранством, при нём была лишь шатровая колокольня и три алтарные апсиды.

История Спасо-Яковлевского монастыря в XVIII веке

На протяжении семи лет - с 1702 по 1709 - монастырь опекал митрополит Димитрий Ростовский. Он приехал в Ростов Великий по поручению Петра I. Его торжественно встретили в монастыре. Первое, что Димитрий сделал здесь - отслужил благодарственный молебен. Есть предание, гласящее, что в тот же день митрополит указал место в юго-западном углу храма, где попросил в будущем его захоронить. Погребли в 1709 году в Троицком храме. Над местом погребения митрополита выстроили гробницу, на которую нанесли стихи митрополита Рязанского Стефана, который был близким другом умершего. По воле Димитрия после его смерти в монастырь были привезены сразу две иконы Богоматери - Ватопедская и Боголюбская.

В 1725 году ростовский епископ Георгий велел пристроить к Троицкому собору северный Зачатьевский придел. Позднее, в XIX веке, придел был перестроен в отдельный собор. В 1754 году Троицкий собор переименовали в Зачатьевский, а придел назвали в честь Иакова Ростовского.

В сентябре 1752 года в церкви начался ремонт. При вскрытии пола были обнаружены мощи Димитрия Ростовского. До наших дней дошла информация о том, что ни мощи, ни одежда святителя не были тронуты тлением. Спустя пять с половиной лет Димитрия канонизировали. Это поспособствовало увеличению числа паломников в монастырь, находящийся на берегу озера Неро в Ростове Великом. В 1757 году у западной стены появился гостиный двор для желающих посетить обитель. А митрополит Арсений Мацеевич велел монастырскому эконому завести тетрадь, в которую все паломники могли бы записать истории своего чудесного исцеления у гробницы святого Димитрия. В итоге получилась огромная рукописная книга, охватывающая события с 1753 по 1764 год. В эту книгу записано почти 300 различных историй. Сегодня эта книга хранится в архиве городского музея.

С 1764 по 1888 год Спасо-Яковлевский монастырь считался ставропигиальным - подчинённым Святому Синоду. В 1764 году к обители были причислены и здания, прежде относившиеся к Спасо-Песоцкому монастырю, который в то время был упразднён. Спустя год обитель получила новое официальное название - Спасо-Иаковлевский Зачатьевский монастырь.

В 60-е годы XVIII века в собор, именуемый Зачатьевским, доставили резной иконостас, а в 1780 году для этого иконостаса были написаны иконы. Автором их был известный харьковский иконописец Ведерский. Ещё одно обновление коснулось деревянных стен монастыря. Их заменили каменной оградой. Над воротами были возведены изящные башни, высокая колокольня. Тогда же во дворе монастыря появились двухэтажные кельи и корпус настоятелей.

В 1794 году началось строительство Димитриевского собора. Средства на это выделил граф Н. П. Шереметев. Проектировали храм архитектор из Москвы Назаров, зодчие Миронов и Душкин. Цель перед строителями Шереметев ставил грандиозную - этот собор должен был стать приютом для мощей святого Димитрия Ростовского. По мнению графа, их стоило перенести именно сюда. Однако духовенство Ярославской епархии приняло во внимание волю самого святого, и графу было отказано. Несмотря на это, Шереметев вошёл в историю как крупнейший благотворитель. Помимо средств на строительство собора, он жаловал монастырю церковную утварь, облачения. А после смерти Шереметева в 1809 году в Спасо-Яковлевский монастырь была доставлена золотая митра с драгоценными камнями, предназначенная для раки с мощами Димитрия Ростовского. Кстати, в память об этом уникальном человеке Димитриевский собор и сегодня нередко называют Шереметевским.

Как выглядел монастырь в XVIII веке

До наших дней дошли описания монастыря, относящиеся к середине XVIII века. Тогда здесь была рубленая ограда, в каждой стене которой были ворота. Главные ворота, украшенные росписью, располагались с восточной стороны. У западной стены находились покои настоятелей. Они были деревянными, с сенями, четырьмя комнатами и светёлкой. У главных ворот располагалась хлебная палата и кухня, в северо-восточном углу были келейные корпуса, а в юго-восточном - пивоварня и поварня. С восточной стороны находились хозпостройки - два больших каменных погреба, амбар, сарай, конюшня. А за восточной стеной в то время располагался монастырский двор с тремя избами. За западной же находился гостиный двор для богомольцев.

XIX - начало XX века

Выстроенный в 1754 году Иаковлевский придел Зачатьевского собора был заменён на храм святого Иакова Ростовского. Произошло это в 1836 году. Средства выделила благотворительница монастыря графиня А. А. Орлова-Чесменская. Росписи тогда выполнял Тимофей Медведев. К сожалению, до наших дней они не дожили.

Крайне важное событие произошло в 1836 году. Именно тогда Святейший Синод удовлетворил прошение архимандрита и утвердил новое официальное название обители - монастырь, расположенный на берегу озера Неро в Ростове Великом, стали именовать не иначе как Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь.

На богомолье в этот монастырь приезжали Екатерина II, Александр I, Николай I, Александр II и Николай II. В монастыре хранилось огромное количество рукописей, книг и исторических документов. Часть дошла и до нас. Так, из документов известно, что в 1909 году в монастыре появилась традиция перенесения мощей святого Димитрия Ростовского из Зачатьевского храма в Димитриевский. Начиная с 25 мая и до конца октября мощи находились в Димитриевском соборе, как когда-то хотел Шереметев. Каждый раз перенесение мощей сопровождалось массовым крестным ходом.

Начало XX века ознаменовалось освящением новых храмов внутри существовавших строений. Так, в 1909 году появился храм в честь Толгской иконы Божией Матери, в 1912 в Иаковлевской церкви открылся собор в честь Воскресения Христова.

Упразднение монастыря

В 1917 году службы в обители практически прекратились. Исключением стала лишь Яковлевская церковь - здесь богослужения не останавливались. Однако уже в 1923 году монастырь закрыли окончательно, а иноков изгнали. В помещениях были размещены квартиры и мастерские. Часть монастырского имущества, включавшего в себя книги и рукописи, была передана в Ростовский музей, но многие предметы были попросту разграблены. В 80-е годы прошлого столетия в Зачатьевском храме был разобран иконостас XVIII века. Сейчас посетители Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря могут увидеть лишь остов этого иконостаса.

Возрождение обители

Русской православной церкви этот монастырь был возвращён в середине апреля 1991 года. А решением Священного Синода, датированным 7 мая того же года, Спасо-Яковлевский мужской монастырь был открыт. Сюда вновь вернулись монахи, начали проходить богослужения.

Святыни

Желающих посетить монастырь нередко беспокоит вопрос о том, какие святыни в Спасо-Яковлевском монастыре находятся сейчас. В настоящее время здесь пребывают иконы: келейная святого Димитрия Ростовского, Ватопедской Божией Матери. Хранятся в обители и мощи ростовских святых - Димитрия и Авраамия. Кстати, до нашего времени дошел даже монастырский некрополь!

Кстати, в 1996 году над находящимся здесь источником возвели небольшую деревянную часовню. Освятили её 10 декабря в честь св. Иакова.

Как обитель выглядит сегодня

На территории обители сегодня находятся братские кельи, корпус настоятелей. Строгий классический вид обеспечивает расположение храмов - все три выстроены вдоль восточной стены в чёткую линию.

Зачатьевский собор

Здание собора, которое посетители обители могут увидеть сегодня, было возведено ещё в 1686 году. Выполнено оно в необычном узорочном стиле. Своды храма поддерживают 4 столпа. Алтарь же отделён внушительной каменной стеной. В XIX веке вокруг собора появились пристройки. Верующие отмечают, что внутри Зачатьевского собора сохранились фрески, относящиеся ещё к 1689 году. Эти фрески выдержаны в нежных голубых, коричневых и жёлтых оттенках.

Димитриевский собор

Этот храм был построен как холодный. Здесь отапливаются лишь приделы, в которых службы проходят круглый год. Верующие отмечают тот факт, что в Димитриевском соборе всегда очень светло - дело в высоких боковых окнах барабана и алтаря. Перед входом в собор расположена трапезная с двумя приделами, посвящёнными Николаю Чудотворцу и Дмитрию Солунскому.

Изначально все иконостасы в Димитриевском соборе храма были выполнены из дерева. Но в начале 1860-х главный иконостас храма заменили на мраморный в виде триумфальной арки.

Главное украшение собора - настенные росписи. Большая их часть выполнена художником из Ростова Порфирием Рябовым. На центральном куполе художник изобразил Святую Троицу, на стенах собора - Сергий Радонежский, Александр Невский, пр. Иларион и мученица Александра. На стенах трапезной размещены сцены из жизни Димитрия Ростовского.

Яковлевская церковь

В 1836 году на месте, где прежде располагался Иаковлевский придел, появился храм святого Иакова Ростовского. Эта церковь пристроена к Зачатьевской буквально вплотную, у них общая паперть. Кстати, в отличие от летнего Димитриевского храма, Яковлевский - отапливаемый. Расписывал церковь Тимофей Медведев. К сожалению, до наших дней росписи не сохранились.

Колокольня

Во второй половине XVIII века на территории Спасо-Яковлевской обители появилась трёхъярусная колокольня. Число колоколов в разные века менялось, так, в конце XVIII их было четыре, а в начале XX века количество их увеличилось до двадцати двух. Вес самого большого колокола составлял 12,5 тонны!

Надкладезная часовня

С давних пор на территории монастыря был источник. Местные жители на протяжении столетий считали его целебным. Легенды связывают источник с именем святого Иакова. Правда, документальных подтверждений этой связи нет. Но здесь выстроена часовня в честь этого святого.

Настоятели обители

Стоит отметить, что имена настоятелей, управлявших обителью после кончины св. Иакова, неизвестны. В отдельных документах можно встретить лишь имена двух игуменов - Иоакима и Павла. Подробные сведения сохранились лишь о настоятелях, которые руководили обителью с первых лет XVIII века.

Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове: отзывы

В отзывах верующие, посетившие этот монастырь, отмечают особую атмосферу благости и духовности. Изюминкой обители принято считать архитектуру - с нестандартными для отечественного зодчества элементами. Говорят и о том, что именно отсюда открываются поистине превосходные виды на озеро Неро. Кстати, перед Спасо-Яковлевским монастырём есть палатка, где можно приобрести монастырские продукты.

Кстати, в обители есть возможность взять индивидуального экскурсовода. За умеренную плату можно немало узнать об обители и даже послушать церковный хор!

Как добраться до монастыря

Точный адрес Спасо-Яковлевского монастыря - город Ростов Ярославской области, улица Энгельса, 44. Добраться до обители несложно. На вокзале нужно сесть в маршрутное такси №3, которое довезет вас прямо к монастырю. Автомобилистам необходимо ехать по трассе Е115. В Ростове надо съехать на улицу Коммунаров, после - на Спартаковскую, а затем следует выехать на улицу Московскую, где будет указатель.

Москвичам необходимо ехать по трассе М-8. Доехав до Ростова, нужно съехать на Московское шоссе, а потом - на улицу Добролюбова, которая ведет прямо к монастырю.

На западной окраине Ростова расположился древний Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь, основанный в конце 14 века епископом Иаковом.

Легенда гласит, что изгнанный с епископской кафедры ростовским князем и жителями города епископ Иаков пришёл на озеро, снял с себя святительскую мантию, положил её на воду, встал на неё и поплыл на мантии как на лодке. В том месте, где Божьим промыслом мантия-лодка причалила к берегу, и было выбрано святителем место для нового монастыря.

Мы прошли пешком по берегу озера путь от Ростовского кремля к монастырю, как бы вслед за святителем.

Вид на озеро Неро, конечно, очень живописный. А вот пейзажи на берегу так себе.

Домики частного сектора то за глухими, то за покосившимися заборами, военная часть, грунтовая дорога, в целом ничего интересного по пути кроме куполов монастыря, как ориентира.

Видно, что это не парадный путь.

Даже монастырские стены говорят об этом.

А уж основание колокольни тем более.

Видимо, средств на реставрацию было недостаточно, и на стену их не хватило.

Если же Вы будете подъезжать к монастырю по улицам Ленинской и Энгельса - основной дороге, ведущей из центра города, от , то увидите идеально-белую стену и величественный собор.

Это Собор Димитрия Ростовского, построенный в 1801 году.

По дороге к вратам монастыря также открывается вид на Келейный корпус и Северо-западную башню. А за деревянным заборчиком - Церковь Спаса на Песках 1603 года постройки.

Над вратами изображены основатель монастыря св. Иаков епископ ростовский и св. Дмитрий митрополит ростовский, именем которых назван монастырь.

Входим через Северные ворота (остальные врата закрыты для входа посетителей).

И сразу же перед нами самое грандиозное и величественное строение обители - собор во имя св. Димитрия Ростовского.

Этот храм строился на средства графа Николая Петровича Шереметева, отчего за ним закрепилось "народное" название - Шереметевский.

За Дмитриевским собором встроенная в стену надвратная колокольня, построенная в 1777-1779 годах.

Рядом Церковь Иакова Ростовского, построенная в 1824 году в той же стилистике, что и Дмитриевский собор.

Церковь Иакова Ростовского пристроена к церкви во имя Зачатия святой Анны.

Если находиться внизу - вход в Зачатьевский храм практически идентичен входу в церковь Иакова Ростовского. А вот по куполам видно, что храмы совершенно разные.

Это настоятельский корпус 1784-1785 годов постройки.

В центре монастырской территории находится надкладезная часовня Иакова Ростовского.

Эта часовня была освящена архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем 10 декабря 1996 г., в день памяти основателя обители, епископа Иакова,

В часовне расположен целебный сероводородный источник. Если будете в монастыре, обязательно попробуйте воду источника.

Стоит также подняться на стены монастыря.

С них открывается прекрасный вид на территорию обители и озеро Неро.

С другой стороны - вид на пятиглавый храм Спаса на песках, построенный в 1603 году, в прошлом соборный храм существовавшего здесь Спасо-Песоцкого монастыря.

Спасо-Песоцкий мужской монастырь был упразднен в 1764 году.

Сейчас его территория (слева на фото) является хозяйственной территорией Спасо-Яковлевского Дмитриева монастыря.

Южные ворота монастыря, выходящие к озеру называются Водяными.

А это юго-восточная башня.

Несмотря на то, что монастырь основан ещё в 14 веке, можно заметить что все постройки его не старше 17 века.

Дело в том, что изначально все здания и храмы были деревянными и при нашествии захватчиков (войск Едигея в 1496 году и поляков в 1609 году) пожары полностью уничтожали все монастырские постройки.

Строительство первого каменного храма, церкви во имя Святой Троицы, было завершено в 1686 году. В 1754 году храм был переосвящен в честь Зачатия св. Анны.

В 1709 году в стенах монастыря погребен ростовский митрополит Димитрий. В 1752 году мощи святителя были обретены нетленными и в 1757 году Святитель Ростовский Димитрий был причислен к лику святых.

Известность монастыря росла. Его посещали и правители России и члены царской семьи.

На щедрые пожертвования меценатов возводились новые храмы.

Но после революции 1917 года жизнь монастыря, как и всей страны резко переменилась.

В 1918 году монастырь был национализирован. В 1919 году он как памятник древнерусского искусства передан в ведение Музейного отдела Наркомпроса.

Поначалу монастырские церкви были переданы музеем монастырской общине в пользование, при этом ценности и святыни постепенно изымались, а в 1928 году храмы были окончательно закрыты.

В 1988 году склады вывели из стен монастыря и территорию вновь передали музею.

С 1991 года Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь был возвращен Русской Православной Церкви и в стенах обители возобновилась духовная жизнь.

И напоследок, пара весенних видов озера Неро со стен монастыря.

Приезжайте в , посетите Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь, и Вы сможете увидеть все своими глазами!

2015, Мочалов Артём

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий, ул. Энгельса, д. 44
Дата основания: 1389 год
Основные достопримечательности: собор Димитрия Ростовского, церковь Зачатия Анны, церковь Иакова Ростовского, часовня Иакова Ростовского, колокольня
Святыни: мощи святого Иакова Ростовского, мощи святого Димитрия Ростовского, келейный образ святителя Димитрия – чудотворная Ватопедская икона Богородицы «Отрада» или «Утешение», частицы мощей преподобного Авраамия Ростовского, частицы мощей преподобных Киево-Печерских угодников и других святых, изображение праведных Богоотец Иоакима и Анны, иконы Божией Матери «Умиление-Ростовская» и Шестоковская
Координаты: 57°10"28.4"N 39°23"31.7"E

Древняя история Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря насчитывает свыше шести сотен веков. После его возвращения верующим в начале 90-х годов прошлого века были проведены большие реставрационные работы на территории и отремонтированы храмы. Монастырь стал первым среди восстановленных в городе. И сегодня он - место паломничества и примечательный туристический объект для многочисленных гостей Ростова Великого .

Общий вид Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

Жизнь святителя Дмитрия

Дмитрий родился в 1651 году, в 16 лет постригся в монахи и до 23 лет жил в киевском Кирилловом монастыре. Позже он стал священнослужителем и обрел славу духовного проповедника, посвятив несколько десятков лет составлению жизнеописания святых православной церкви – четырех книг Четьи-Минеи, написанию духовного алфавита, множества драм и стихов.

Последние 7 лет своей жизни (до 1709 года) Дмитрий провел в Ростове. Он очень почитаем верующими России за вклад, внесенный в развитие образования, борьбу с невежеством и пьянством, а также за полемику с приверженцами старообрядческой веры и католицизма. Спустя 48 лет после погребения Дмитрий был причислен к лику святых. Сегодня рака с мощами святителя Дмитрия находится в монастырском Зачатьевском храме.

Вид на Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь с озера Неро

История Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

На берегу озера, где возвышается комплекс современного монастыря, с середины XIII века стояли храмы женской обители. Ее основательницей считается Мария, приходившаяся дочерью князю Михаилу. Она была замужем за ростовским князем Васильком Константиновичем. В 1238 году страшная трагедия вошла в жизнь Марии. Княгиня потеряла супруга, который погиб во время битвы с татарами на реке Сить. Став вдовой, Мария жила в новой Спасо-Песоцкой обители до своей кончины, а незадолго до смерти постриглась в монахини. В честь нее монастырь долгое время называли Княгининым. Сегодня напоминанием о древней женской обители служит сохранившаяся церковь Спаса на Песках.

История мужского монастыря начинается на 150 лет позже женского – в 1389 году. Его стали строить рядом с Княгининой обителью, благодаря решению епископа Ростовской епархии святителя Иакова. Первоначально новый монастырь именовали Зачатьевским, а после кончины Иакова обитель стали называть его именем.

Вид на Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь с озера Неро зимой

Со временем храмы на обеих монастырских территориях ветшали. В 60-х годах XVIII века более богатый женский монастырь был упразднен указом императрицы Екатерины II, а его земли и здания отданы мужской обители. Свежее дыхание монастырской жизни пришло вместе с митрополитом Ионой, который прославился возведением каменного Ростовского кремля . В конце 80-х – начале 90-х годов XVII века митрополит вложил средства в строительство кирпичной церкви над местом погребения святителя Иакова и построил в камне старый Зачатьевский храм. Саму обитель в это время стали числить за Архирейским домом в Ростове, и это спасло мужской монастырь от разорения.

В начале 1700-х годов в монастырских стенах поселился святитель Димитрий, выполнявший в Ростовской епархии обязанности митрополита. Он прожил здесь семь последних лет своей жизни и был похоронен в Зачатьевском храме. Для хранения его мощей императрица Елизавета Петровна заказала красивую сделанную из колывановского серебра раку. Но смерть государыни помешала передать дары в обитель. Поэтому в 1763 году на торжествах, посвященных возложению мощей святителя Димитрия в раку, присутствовала уже новая царица – Екатерина II.

Слева направо: Димитриевский собор, Яковлевская церковь, Зачатиевский собор

Во второй половине XVIII века на монастырской территории выросло много каменных строений, которые заменили обветшавшие деревянные постройки, – ограда с угловыми и надвратными башнями, новые храм и колокольня, а также различные здания для братии и хозяйственных нужд. Чуть позже в монастыре построили огромный храм, освященный в честь Дмитрия Ростовского.

После того, как в 30-е годы XIX века на территории обители возвели заново каменную церковь Иакова, монастырь принял облик, известный нам сегодня. Он вырос в законченный архитектурный ансамбль, восхищавший всех, кто бывал в старинном русском городе, своей массивностью и величием.

Слева направо: Северные ворота, Димитриевский собор

С наступлением нового советского периода в истории России в 1923 году обитель закрыли. А спустя 5 лет запретили проводить богослужения во всех ее храмах. Помещения братских келий передали детскому саду, под квартиры, военную базу и склады. В эти годы монастырь лишился практически всей своей ценной утвари. Лишь в 1991 году обитель вернули верующим, и несколько лет понадобилось для ее восстановления и реставрации.

Архитектурные памятники на территории Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

Самые первые монастырские строения были деревянными и не сохранились. Собор, освященный в честь Зачатия праведной Анны, возвели за 5 лет с 1685 по 1691 годы. Эта церковь не имеет подклета. В монастырях, в отличие от приходских храмов, нужды в подклете, выполнявшем роль склада, не было. Первоначально собор был перекрыт подзакомарно, но со временем для него сделали более практичную четырехскатную кровлю.

Зачатьевский собор

Храм пятикупольный. Его центральная золотая глава установлена на мощный световой барабан, в остальные синие, украшенные золотыми звездами главы покоятся на глухих барабанах меньшего размера. Такое сочетание цветов в христианских традициях связано с именем Божией Матери. Удивительно, но в соборе сохранились старые, выполненные сразу после его возведения, настенные росписи, сделанные знаменитыми ярославскими изографами.

В 60-е годы XVIII века для храма мастерами из Осташкова был вырезан великолепный деревянный позолоченный иконостас. Спустя почти два десятка лет иконы для него написал художник Венедикт Вендерский, работавший при дворе.

Димитриевский собор

Огромный Дмитриевский собор построен в традициях классицизма в конце XVIII – начале XIX века на средства, выделенные графом Николаем Петровичем Шереметьевым. Собор увенчан маленькой главкой на большом куполе. Со всех сторон его украшают большие портики с колонами и барельефами. А роспись стен внутри собора принадлежит кисти известного ярославского изографа Порфирия Рябова. Яковлевская церковь много раз перестраивалась. В последний раз это произошло в XIX веке, когда храм был разобран практически до основания и возведен заново. Архитекторы старались придать ее пропорциям и внешнему декору сходство с более крупным Дмитриевским собором.

С востока от монастырских храмов стоит большая трехярусная колокольня, которая появилась здесь в 70-е годы XVIII века. Это самая высокая постройка обители, декорированная весьма строго и органично вписывающаяся в архитектурный монастырский ансамбль. Кирпичные здания настоятельных и братских корпусов, а также хозяйственных построек возведены в традициях классицизма в последней трети XVIII века.

Северные ворота

Современное состояние и режим посещения Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

Сегодня на территории монастыря живет братия из 15 человек. В обители уделяют много времени и сил научно-исследовательской и издательской деятельности – проводят международные конференции и семинары, издают книги по истории Ростова, монастыря и жизни святителя Дмитрия. Здесь есть собственные библиотека, ризничная, иконописная и производственные мастерские, Школа искусств и музыки, а также воскресная школа. Кроме того, на территории постоянно проводятся локальные работы по реставрации и ремонту зданий.

Для обеспечения монастырского хозяйства существуют пекарня, прачечная, просфорная, баня, а также ведутся работы на собственных огородах, сенокосных лугах и скотном дворе. Для всех желающих монастырь продает вкусный хлеб собственной выпечки, который внешне похож на высокий пасхальный кулич.

Слева направо: Южные (Водяные) ворота, Юго-восточная башня

Попасть на территорию монастыря можно в любой день свободно, всем желающим – и паломникам, и туристам. Здесь разрешено бесплатно вести любительскую фото- и видеосъемку. А для организованных групп проводятся экскурсии. Туристы могут побывать на одной из башен монастырских стен, с которой открываются великолепные виды на озеро, храмы и весь монастырский комплекс.

Прогулка по обители очень приятна. Ее территория вымощена аккуратными дорожками. Внутри монастырских стен есть собственный молодой яблоневый сад, а также красиво оформленные цветники, газоны и аллеи ягодных и декоративных кустарников. В центре, над источником построена деревянная часовня.

Вконтакте

С 1764 до 1888 гг. имел статус ставропигии.

История монастыря

Средневековый период

Изгнанный из города своей паствой (за помилование ожидавшей казни преступницы), Иаков поселился к югу от Ростова, неподалёку от церкви Архангела Михаила (основанной ещё в XI в. св. Леонтием Ростовским; последнее по времени здание этого храма было снесено в 1930-е гг.), рядом с источником (сейчас над ним - часовня 1996 г.), где своими руками срубил небольшой деревянный храм и освятил его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы.

Вскоре возле церкви формируется небольшая община единомышленников изгнанного епископа; так сформировалась новая обитель.

После смерти епископа Иакова началось его местное почитание как святого; его захоронение оберегалось как святыня. Общецерковное прославление совершено Макарьевским собором 1549 г. Его мощи покоятся под спудом в церкви Зачатия св. Анны.

Монастырь именовался Зачатьевским (по имени главного храма, посвящённого Зачатию праведной Анны) или Иаковлевским - по имени основателя обители. Со времени основания обители (XIV в.) до второй половины XVII в. все постройки Зачатьевского монастыря были исключительно деревянными (ни одна из них не сохранилась до наших дней).

Первым каменным зданием монастыря стал Троицкий, позднее Зачатьевский собор (1686 г.), построенный на месте одноимённой деревянной церкви.

Собор пятиглавый, с тремя алтарными апсидами, без богатого декоративного убранства в то время при нём была шатровая колокольня о шести колоколах. Освящал собор ростовский митрополит Иона Сысоевич.

В 1689 г. собор был расписан ярославскими мастерами. Над гробницей св. Иакова была возведена каменная сень.

Монастырь в XVIII в.

В 1702-1709 годах монастырь находится под особой опекой ростовского митрополита .

Расположение

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь расположен на юго-западной окраине города Ростова, на берегу озера Неро.

Как добраться

На автобусе

Из Москвы автобусы до Ростова отправляются со Щелковского автовокзала.

Поездом

Через Ростов идут многие поезда, следующие с Ярославского вокзала Москвы.

Для москвичей удобнее всего воспользоваться Ярославским экс-прессом, следующим из Москвы в 8:20 и в 16:20. Путь до Ростова занимает на нем около трех часов. Обратные поезда проходят через Ростов в 7:20 и в 17:20.

От центра города к монастырю можно доехать на автобусе или маршрутном такси (направление − к ул. Переславской; для маршрутных такси − конечная остановка, для автобусов − предпоследняя остановка), после чего потребуется дойти до монастыря три квартала по направлению к берегу озера.

На автомобиле

Что касается автомобилистов, то им нужна федеральная трасса Москва — Архангельск (М-8).

От Москвы Ростов удален приблизительно 220 км, от Ярославля — на 55 км.

Повернуть в центр Ро-стова следует возле железнодорожного вокзала.

Проезд от автовокзала и железнодорожного вокзала до монастыря − по ул. Луначарского до центра города (Ростовского кремля), далее по Покровской улице (ул. Ленина) до пересечения с ул. Московской, где следует повернуть налево, к озеру, после чего Вы окажетесь в непосредственной близости от обители.



Похожие статьи