Самые страшные катастрофы. Трагедии XX века (143 фото)

Катастрофы происходят зачастую из-за нелепого совпадения событий и приводят к непоправимым последствиям. Последнее время наиболее часто происходят экологические катастрофы, оставляя огромные шрамы на теле нашей планеты. Мы подготовили подборку самых крупных катастроф, которые обошлись человечеству в рекордные суммы. Итак, вашему вниманию 10 самых крупных и дорогих техногенных катастроф, большая часть из которых произошла в течение последнего столетия

На первом месте самая глобальная техногенная экологическая катастрофа – взрыв на Чернобыльской АЭС . Эта катастрофа обошлась миру в 200 млрд долларов, при том что работы по ликвидации не закончены даже наполовину. 26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС в бывшем СССР произошла самая страшная ядерная авария в истории. Более 135000 человек, проживавших в радиусе 30 километров (19 миль) от разрушенного реактора - и 35000 голов скота - были эвакуированы; вокруг станции, расположенной вблизи украинско-белорусской границы создали беспрецедентную по размеру зону отчуждения. На этой запретной территории природа должна была сама справляться с высоким уровнем радиации, вызванным катастрофой. В результате зона отчуждения по сути превратилась в гигантскую лабораторию, где ставился эксперимент - что происходит с растениями и животными в условиях катастрофического ядерного заражения местности? Сразу после катастрофы, когда всех волновали тяжелейшие последствия радиоактивных осадков для здоровья людей, мало кто думал о том, что произойдет с дикой природой внутри зоны - и уж тем более о мониторинге происходящего.

Чернобыльская катастрофа надолго останется самой крупной и дорогостоящей экологической катастрофой. На втором месте взрыв американского шаттла Колумбия, который обошелся в 13 миллиардов долларов, что в 20 раз меньше по стоимости, и в миллионы раз меньше по последствиям воздействия на окружающую среду.

Шаттл «Колумбия» был первым действующим многоразовым орбитальным аппаратом. Его изготовили в 1979 году и передали Космическому центру НАСА имени Кеннеди. Шаттл «Колумбия» был назван по имени парусника, на котором капитан Роберт Грей в мае 1792 года исследовал внутренние воды Британской Колумбии. Шаттл «Колумбия» погиб в результате катастрофы 1 февраля 2003 года, при входе в атмосферу Земли, перед посадкой. Это было 28-е космическое путешествие «Колумбии». Информацию с жесткого диска Колумбии удалось восстановить, были выявлены причины крушения, что позволило избежать таких катастроф в будущем.

На третьем месте снова экологическая катастрофа. 13 ноября 2002 года нефтяной танкер Prestige взорвался, 77000 тонн горючего ушло в океан, что стало крупнейшим в истории Европы разливом нефтепродуктов. Убытки в ходе работ по устранению нефтяного пятна составили 12 миллиардов долларов.

Четвертое место – гибель шаттла Челленджер. Ни что не предвещало трагедию во время старта космического шатла Челленджер 28 января 1986 года, но через 73 секунды после старта он взорвался. Американским налогоплательщикам эта авария обошлась в 5,5 миллиарда долларов.

На пятом месте Взрыв на нефтяной платформе Piper Alpha - произошел 6 июля 1988, который признан самой ужасной катастрофой за всю историю нефтедобывающей отрасли. Авария обошлась в 3,4 миллиарда долларов.


Piper Alpha - единственная в мире сгоревшая нефтедобывающая платформа. В результате утечки газа и последующего взрыва, а также в результате непродуманных и нерешительных действий персонала погибло 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе, только 59 осталось в живых. Сразу же после взрыва на платформе была прекращена добыча нефти и газа, однако в связи с тем, что трубопроводы платформы были подключены к общей сети, по которым шли углеводороды с других платформ, а на тех добычу и подачу нефти и газа в трубопровод долгое время не решались остановить (ждали разрешение высшего руководства компании) огромное количество углеводородов продолжило поступать по трубопроводам, что поддерживало пожар.

На шестом месте снова экология. Разлив нефти из танкера компании Exxon Valdez - произошел 24 марта 1989Это самый масштабный разлив нефти за всю историю человечества. В воду попало более 11 млн. галлонов нефти. На ликвидацию последствий этой экологической катастрофы было потрачено 2,5 миллиарда долларов.



Седьмое место – взрыв бомбардировщика-невидимки B-2. Катастрофа произошла 23 февраля 2008, и стоила налогоплательщикам США полтора миллиона долларов. К счастью, никто не пострадал, последовали только финансовые затраты.

Восьмое место - Крушение пассажирского поезда Metrolink. Столкновение поездов, произошедшее 12 сентября 2008 года в Калифорнии, относится больше к халатности. Столкнулись два поезда, 25 человек погибло, компания MetroLink потеряла 500 миллионов долларов

На девятом месте столкновение топливной автоцистерны и легкового автомобиля - произошло 26 августа 2004 г. на мосту Wiehltal в Германии. Эту катастрофу, которая произошла 26 августа 2004 года, можно отнести к авариям на дорогах. Они часто происходят, но эта по масштабности превзошла все. Машина проезжая по мосту на всей скорости врезалась в едущий на встречу полный бензовоз, произошёл взрыв, который практически уничтожил мост. Кстати, на восстановительные работы моста ушло 358 миллионов долларов

Замыкает десятку самых дорогих катастров гибель Титаника. Трагедия произошла 15 апреля 1912 г. и унесла 1523 человеческие жизни. Расходы на строительство корабля составили 7 млн долларов (в пересчете на сегодняшний курс - 150 млн долларов).


Стоит добавить, что список составлен американским порталом WreckedExotics в результате тщательного оценивания многих факторов. Советую Вам также изучить подборку о негативном влиянии человека на природу , где также есть над чем задуматься.

Нельзя жить прошлым, грезить о будущем, нужно ценить настоящее, радоваться каждому прожитому дню. Ужасы, которые постигли человечество в ХХ веке невозможно забыть. Самые трагические события, шокирующие уроки судьбы вы найдете в нашем обзоре.

Катастрофы на воде

Гибель тысячи людей на водных просторах вызвана разными причинами: человеческий фактор, конструкционные ошибки, военные действия, природные стихии. Рассмотрим наиболее масштабные по количеству жертв трагедии, которые произошли в прошлом веке на воде:

1. «Гойя». На военном судне, конфискованном немцами после занятия ими норвежских территорий в период Великой Отечественной войны, погибло 7 000 человек. 16 апреля 1945 года в мощный корабль с русской подводной лодки была направлена торпеда, в результате чего «Гойя» затонуло в Балтийском море.

2. «Вильгельм Густлофф». Немецкое судно названо в честь нацистского партийного лидера. На момент постройки считалось самым крупным кораблем в мире. До войны его использовали как средство для отдыха. Затонуло судно 30 января 1945 года. Причина – атака советских военных с подводной лодки. Точный состав пассажиров неизвестен, но согласно официальной версии погибло 5 348 человек. На борту были женщины и дети.


3. «Монблан». 6 декабря 1917 года в канадской гавани произошел взрыв военного французского корабля, который столкнулся с судном «Имо» (Норвегия). В результате пожара удалось уцелеть немногим. Смертность – 2 000 человек (опознано 1 950 человек), а причина – банальный человеческий фактор. Не считая доядерную эпоху, этот взрыв был мощнейшим в истории человечества. Об ужасной трагедии можно посмотреть фильм, снятый в Канаде в 2003 году – «Разрушительный город».


4. «Бисмарк». Немецкий линкор потоплен британской авиацией 12 июня 1944 года в ходе войны. Количество жертв составило 1 995 человек.



Гибель "Титаника"

На момент ввода в эксплуатацию судно считалось самым огромным на земле. Корабль-гигант затонул в первом рейсовом плаванье 15 апреля 1912 года, столкнувшись с айсбергом.

Ужасы и смерть в воздухе

В середине ХХ века авиаперевозки набрали массовый характер. Активное развитие пассажирской авиации привело к превышению гибели человек в небе по сравнению с «водной» смертностью. Вот список «ярких» трагедии, унесших жизни многих ни в чем не виноватых людей:

1. Столкновение на Тенерифе. Катастрофа произошла 27 марта 1977 года. Место события – Канарские острова (Тенериф). Роковая «встреча» двух лайнеров стала причиной гибели 583 человек. 61 человеку удалось спастись в трагедии. Для периода ХХ века данная авиакатастрофа является самой масштабной по количеству гражданской авиации.


2. Катастрофа под Токио. 12 августа 1985 года японский лайнер через 12 минут после своего взлета потерял управление, лишившись вертикального стабилизатора. На протяжении 32 минут экипаж боролся за спасение самолета в воздухе, но столкновение с горой Оцутака повлияло на разрушительный исход событий. Погибло 520 человек, а выжило всего 4. Катастрофу называют самой крупной в истории «одного самолета».


3. Чархи Дадри (город в Индии). Авиационное крушение произошло в результате столкновения флагманского и казахстанского лайнеров на высоте 4 109 метров. Погибли все пассажиры, включая экипаж обоих самолетов (всего 349 человек).


4. Воздушный крах под Парижем. 3 марта 1974 года широкофюзеляжный авиалайнер, построенный турецкой компанией, унес жизни 346 человек. Через несколько минут после взлета внезапно открылась дверь грузового отсека.


Взрывная компрессия разрушила все системы управления. Самолет пикетировал и врезался в лес. Проведенное расследование указало на несовершенство запорного механизма в отсеке. После, во многих авиакомпаниях были проведены изменения в конструкциях самолетов во избежание катастрофических повторений.


5. Теракт под Корком. По направлению к Лондону флагманский перевозчик Индии стал жертвой жестокого теракта. Буквально за несколько минут до прилета на борту самолета случился взрыв и все находившиеся в нем погибли (329 человек). В истории Канады это крупнейший теракт.

Трагедии на земле

Некоторые трагедии, случившиеся в прошлом столетии на земле, до сих пор вызывают беспокойство и опасение, продолжая уничтожать здоровье и жизни простых жителей, а именно:

1. Бхопальская катастрофа. Техногенная трагедия является крупнейшей в истории. На химическом заводе в Индии произошла авария (1984 год). Погибло 18 000 человек. 3 000 из погибших стали жертвами мгновенной смерти, а остальные умерли в последующие месяцы и годы после трагедии. Причину ужасного события установить не удалось.


2. ЧАЭС. 26 апреля 1986 года произошла крупная смертоносная авария, взрыв на Чернобыльской атомной станции (Украина). Выброс в воздух огромного количества радиоактивных веществ послужил гибели сотен человек, причем не сразу, а постепенно.


3. Piper Alpha. На нефтяной станции в 1988 году погибло 167 человек (члены персонала), 59 человек – оказались счастливцами, им удалось выжить, В нефтедобывающей отрасли данная катастрофа является наиболее крупной.


Помимо техногенных трагедий в ХХ веке произошло множество других шокирующих событий - воин, общее количество миллионных жертв которых теперь уже не сосчитать: Первая мировая (1914-1818 гг.), Гражданская война в России (1917-1923 гг.), Вторая мировая (1939-1945 гг.), Корейская война (1950-1053 гг.).

Природные катаклизмы

1. Циклон «Бхола». Бедствие произошло в 1970 году. Тропическая стихия охватила несколько территорий Пакистана и Бенгалии, стерев с лица земли города и мелкие деревни. Выяснить точное количество умерших граждан исследователям не удалось (примерно 5 000 000 человек).


2. Вальдивское землетрясение (1960 год - Чили). Вызванное в результате цунами не уберегло многих невинных жителей. Число жертв достигло нескольких тысяч человек. Помимо смерти природное явление нанесло пострадавшим территориям внушительный ущерб (оценка стоимости – $500 млн).


3. Мегацунами на Аляске (1958 год). Землетрясение, оползни, обрушение камней и льда в воду, самое высокое мировое цунами. Стихия насчитывает жертвы в размере 5 000 000 человек.


Война уносит десятки тысяч человеческих жизней, но даже самая кровопролитная не может сравниться со стихией: планета не щадит нас - и даже не обращает внимание на количество жертв, пострадавших от циклонов, потопов и прочих ужасных напастей. Что хуже - торнадо или пожар? Какие шансы выжить при извержении вулкана? А при сходе лавины? К сожалению, ответ в обоих случаях - минимальные. Мы собрали 10 самых ужасных стихийных катастроф за всю историю человечества: судя по всему, природа начинает, постепенно, наказывать нас за неосмотрительное разрушение планеты.

Извержение вулкана Мон-Пеле

1902 год 8 мая 1902 года вулкан Мон-Пеле, мирно дремавший уже на протяжении десятков лет, неожиданно взорвался. Извержением эту катастрофу назвать просто нельзя: потоки лавы и куски породы буквально уничтожили главный порт Мартиники, Сен-Пьер. Всего за несколько минут погибли целых 36 000 человек.

Наводнение в Китае

1931 год Начало 31-ого года стало страшным испытанием для всего народа Китая. Серия ужасных наводнений, которые современные историки называют крупнейшим стихийным бедствием за всю историю человечества, унесло почти 4 миллиона жизней.

Пожар в Курша-2

1936 год Лето 1936 года выдалось очень жарким. Начавшийся неподалеку от поселка пожар раздуло ветром. Огонь двинулся к людям. Ночью к селу приблизился поезд, началась работа по спасению лесозаготовок. Уже в самом конце, когда опасность была очень высока, состав двинулся прочь - жители деревни сидели на бревнах. Когда поезд подошел к каналу, деревянный мост уже горел. От него занялся груженный бревнами состав. Люди горели заживо. За одну ночь погибло около 1200 человек.

Лавина Уаскарана

1970 год Землятресение у побережья Перу дестабилизировало северный склон величавой двугорбой горы Уаскаран. Лавина из льда и скал устремилась вниз со скоростью в 180 миль в час. Расположенный у отрога Уаскарана городок Юнгау встретил уже 80 миллионов кубических метров грязи, льда и снега. Из 25 000 жителей поселка не выжил никто.

Циклон Бхола

1970 год Этот тропический циклон признан одним из самых губительных стихийных бедствий современного мира. Штормовой прилив, обрушившийся на острова дельты Ганга, унес жизни полумиллиона человек. Еще раз, вдумайтесь в это число: 500 000 человек погибли всего за одни сутки.

Шторм в Иране

1972 год Ужасный снежный шторм длился целую неделю: сельские районы Ирана были полностью покрыты трехметровым слоем снега. Некоторые деревни оказались буквально погребены под лавинами. Впоследствии, власти насчитали целых 4 000 погибших людей

Таньшаньское землятресение

1976 год Эта природная катастрофа произошла в китайском городе Таншане. Около четырех часов ночи, на глубине 22 километров случилось сильнейшее землетрясение. Город был разрушен до основания, никто из 655 000 человек населения не выжил.

Торнадо в Даулатпуре

1989 год Смертельный смерч, радиус которого превышал 1,5 километра, наблюдатели заметили утром 26 апреля. Чуть позже этот гигант обрушился на Бангладеш. Мощи торнадо хватило, чтобы с легкостью поднимать в воздух целые дома. Людей буквально разрывало на части: всего за сутки погибло около полутора тысяч человек, еще 12 тысяч оказались в больнице.

Европейская жара

2003 год Жара, разыгравшаяся летом 2003 года, унесла жизни 70 000 человек. По утверждениям властей, система местного здравоохранения просто не была ориентирована на такие невероятные нагрузки. Примечательно, что синоптики утверждают повторение подобной тепловой атаки примерно каждые тринадцать лет.

Цунами в Индийском океане

2004 год Подводное землятресение, случившееся 26 декабря 2004 года, вызвало цунами невероятной силы. Само землятресение признали третьим по уровню за всю историю вообще. Цунами с волнами, высота которых превышала 15 метров, обрушилось на берега Индонезии, Шри-Ланки, Таиланда и унесло жизни более, чем 250 000 человек.

Большинство толковых словарей трактует основное значение слова «катастрофа» как событие с трагическими последствиями. Именно таких событий, до сих пор ужасающих наших современников своими масштабами и количеством погибших людей и животных, история нашей планеты насчитывает не так уж и мало. Самые страшные катастрофы порой оказывали влияние на дальнейшее развитие пострадавших стран или даже всей цивилизации.

С развитием техники люди начали освоение таких неподходящих для их существования океанских просторов, а затем обратили свои мечты и стремления к небу. С появлением огромных океанских крейсеров, многоместных пассажирских авиалайнеров значительно увеличилось число погибших и пострадавших в катастрофах. В прошлом столетии прибавились техногенные катастрофы, которые также можно назвать одними из самых масштабных.

Крупнейшая авиакатастрофа в гражданской авиации

К самым страшным авиакатастрофам относят Тенерифскую, которая повлекла за собой гибель 583 человек. Все произошло 27 марта 1977 г. непосредственно на взлетной полосе аэропорта Лос- Родеос, расположенного вблизи от города Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова). Погибли все пассажиры «Боинга» KLM, включая 14 членов экипажа, за исключением одной пассажирки Робины Ван Ланскот, которая решила прервать полет ради встречи с другом и сошла в Тенерифе. А вот на борту «Боинга» Pan American после крушения оказались выжившие. Удалось спастись 61 человеку - 54 пассажирам и 7 членам экипажа.

Из-за произошедшего накануне теракта в крупнейшем аэропорту Канарских островов, Лас-Пальмасе, его закрыли, а аэропорт Лос-Родеос в связи с этими событиями оказался сильно перегруженным. Был выходной день, множество самолетов, непринятых Лас-Пальмасом, заполнили все стоянки. Некоторые из них стояли на рулежных дорожках. Известны причины, которые привели к ужасной катастрофе:

  • туман, видимость из-за которого была первоначально ограничена 300 метрами, а немного позднее стала еще меньше;
  • отсутствие огней на границах взлетно-посадочной полосы и рулежной дорожке;
  • сильный испанский акцент диспетчера, который плохо понимали пилоты, переспрашивали и уточняли его приказы;
  • отсутствие согласованных действий со стороны пилотов при переговорах с диспетчером, они вступали в разговор и перебивали друг друга.

Авиакомпания KLM впоследствии взяла на себя ответственность за произошедшую трагедию и выплатила семьям жертв и пострадавшим значительную компенсацию.

5 мая 1937 г. был спущен на воду германский круизный лайнер, названный именем Вильгельма Густлоффа,одного из лидеров национал-социалистов Швейцарии, погибшего за год до этого.

Пассажирский лайнер имел десять палуб, был рассчитан на 1,5 тыс. человек, его обслуживали 417 членов экипажа. Судно построили по самым передовым технологиям, и оно было очень комфортным. Лайнер предназначался, в первую очередь, для осуществления длительных и неспешных круизов. В 1939 г. «Вильгельм Густлофф» передали ВМС Германии. Вскоре он стал плавучим госпиталем, а затем после 1940-го года причислен к школе подводников в Готенхафене. Его цвет снова стал камуфляжным, и он лишился защиты Гаагской конвенции.

После торпедной атаки, которую провела советская подводная лодка под командованием А.И. Маринеску, «Вильгельм Густлофф» затонул у берегов Польши 30 января 1945 г. Согласно официальным данным, погибли 5 348 человек, однако, точное количество пассажиров так и осталось неизвестным.

Вблизи берегов Крыма 7 ноября 1941 г. гитлеровской авиацией был потоплен советский теплоход «Армения», на борту которого, предположительно, находилось более 3 000 человек.

С точки зрения экологии, сейчас на планете происходит одна из крупнейших катастроф - снижение уровня Аральского моря и его усыхание. Так называемое Аральское море являлось четвертым по размеру озером на планете после Каспийского моря (которое из-за своей замкнутости может быть квалифицировано как озеро), Верхнего озера в Северной Америке и озера Виктории в Африке.

Но после того как стоки рек Сырдарьи и Амударьи, которые питали Арал, стали забираться через построенные системы орошения, озеро обмельчало. Летом 2014 г. его восточная часть практически высохла, объем воды уменьшился до 10%.

Все это повлекло за собой изменения климата, который стал континентальным. На выступившем дне бывшего моря появилась песчано-соляная пустыня Аралкум. Пыльные бури разносят мельчайшие частицы соли с вкраплениями ядохимикатов и сельскохозяйственных удобрений, которые в свое время попали в Арал с полей через реки и могут негативно отразиться на здоровье людей и животных. Из-за солености исчезло большинство видов морских обитателей, закрылись порты, люди потеряли работу.

К таким катастрофам, затрагивающим своими губительными последствиями население всей планеты, в первую очередь нужно отнести аварию на Чернобыльской АЭС. Во время взрыва четвертого ядерного реактора он был полностью разрушен. Работы по ликвидации последствий до сих пор не закончены. После 26 апреля 1986 г. с места катастрофы в радиусе 30 км были эвакуированы все люди - 135 000 человек и 35 000 голов скота. Была создана охраняемая зона отчуждения. От радиоактивных веществ, попавших в воздух, более всего пострадали Украина, Белоруссия, запад России. В других странах тоже было отмечено повышение радиоактивного фона. Более 600 000 человек участвовали в ликвидации последствий этой катастрофы.

Крупнейшее землетрясение в Японии, произошедшее 11 марта 2011 года, а затем цунами, послужили причиной радиационной аварии на АЭС Фукусима-1, которая имеет наивысший, седьмой уровень. Из строя были выведены внешние средства электроснабжения и резервные дизельные генераторы, что повлекло за собой сбой в системе охлаждения, а затем и расплавление активной зоны реакторов на 1, 2, 3 энергоблоках. Весь финансовый ущерб, который включает работы по дезактивации, компенсации пострадавшим и вынужденным переселенцам, приблизительно, составляет 189 млрд долларов.

Еще одной катастрофой, которая отразилась на состоянии всей биосферы Земли, называют взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon, случившийся 20 апреля 2010 г. в Мексиканском заливе. Вызванный аварией разлив нефти стал самым крупным . В момент самого взрыва и в возникшем затем пожаре на полупогружной установке погибло 11 человек и 17 из 126 получили травмы, которые в тот момент находились на платформе. Позже погибли еще двое. Нефть вытекала в залив в течение 152 дней, всего попало в залив более 5 млн баррелей. Эта техногенная катастрофа оказала губительное воздействие на экологию всего района. Пострадали различные виды морских животных, рыб и птиц. А на севере Мексиканского залива в том же году зарегистрировали повышенную смертность китообразных. Кроме нефти, на поверхности воды (размер пятна достигал 75 000 км²) образовалось большое количество подводных нефтяных шлейфов, длина которых доходила до 16 км, а ширина и высота - соответственно, 5 км и 90 м.

Это лишь несколько жутких аварий, которые можно классифицировать как самые страшные катастрофы в истории человечества.Но были еще другие, порой менее известные, принесшие людям множество разрушений и бед. Часто эти катастрофы были вызваны войной или целой чередой случайностей, а в некоторых случаях горе принесла разрушительная сила природы.

Научно-технический прогресс облегчает человеку жизнь, но и приводит к техногенным авариям. Так было во все времена. Мы расскажем о пяти самых тяжелых катастрофах в истории СССР.

Куренёвская трагедия

Куреневская трагедия произошла в Киеве, 13 марта 1961 года. 2 декабря 1952 года было принято решение о создании свалки из строительных отходов в печально известном месте Бабий Яр. Это место перекрывала дамба, которая защищала Куреневский район от сливавшихся отходов с заводов по производству кирпича. 13 марта дамбу прорвало, и грязевая волна высотой в 14 метров понеслась вниз, по улице Телиги. Поток обладал большой силой и смывал все на своем пути: автомобили, трамваи, здания.

Хотя потоп и продолжался всего полтора часа, за это время волна из отходов успела унести жизни сотни людей и нанести катастрофический урон всему городу. Точное количество жертв установить не удалось, но цифра эта близка к 1,5 тысяч человек. Кроме того, было разрушено около 90 зданий, примерно 60 из которых были жилыми.

Известие о катастрофе дошло до населения страны только 16 марта, а в день трагедии властями было принято решение не афишировать произошедшее. Для этого по всему Киеву была отключена международная и междугородняя связь. Позже экспертная комиссия вынесла решение о причинах этой аварии, ими были названы «ошибки в проекте гидроотвалов и дамбы».

Радиационная авария на заводе «Красное Сормово»

Радиационная авария на заводе «Красное Сормово», который располагался в Нижнем Новгороде, произошла 18 января 1970 года. Трагедия произошла во время строительства атомной подводной лодки К-320, которая входила в проект «Скат». Когда лодка находилась на стапеле, вдруг включился реактор, который проработал 15 секунд на предельной для него скорости. В результате этого произошло радиационное заражение всего механосборочного цеха.
В момент работы реактора в помещении находилось около 1000 человек, работающих на заводе. Не подозревая о заражении, в тот день многие ушли домой без необходимой медицинской помощи и дезактивационной обработки. Трое из шести пострадавших, доставленных в больницу в Москве, умерли от лучевой болезни. Было принято решение не придавать огласке это происшествие, и со всех, кто остался в живых, были взяты подписки о неразглашении на 25 лет. И только на следующий день после аварии рабочих начали обрабатывать. Ликвидация последствий аварии продолжалась до 24 апреля 1970 года, более тысячи рабочих завода были задействованы в этих работах.

Авария на Чернобыльской АЭС

Чернобыльская катастрофа произошла 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции. Реактор был полностью разрушен в результате взрыва, и в окружающую среду было выброшено огромное количество радиоактивных веществ. Авария стала самой крупной за всю историю атомной энергетики. Основным поражающим фактором при взрыве стало радиоактивное заражение. Кроме территорий, находящихся в непосредственной близости к взрыву (30 км), пострадала территория Европы. Это произошло из-за того, что облако, образовавшееся от взрыва, разнесло радиоактивные материалы на многие километры от очага. Выпадение радионуклеидов йода и цезия было зафиксировано на территории современной Белоруссии, Украины и Российской Федерации.

В течение трех первых месяцев после аварии погиб 31 человек, при этом за следующие 15 лет от последствий аварии погибло еще от 60 до 80 человек. Более 115 тысяч человек были эвакуированы из 30-километровой зоны поражения. В ликвидации аварии участвовало более 600 тысяч военнослужащих и добровольцев. Ход расследования постоянно менялся. До сих пор точно не установлены причины аварии.

Кыштымская авария

Кыштымская авария стала первой техногенной катастрофой в СССР, она случилась 29 сентября 1957 года. Она произошла на заводе «Маяк», который располагался в закрытом военном городе «Челябинск – 40». Название авария получила по наиболее близкому городу Кыштым.

Причиной стал взрыв, который произошел в специальном резервуаре для радиационных отходов. Эта ёмкость представляла собой ровный цилиндр, который был изготовлен из нержавеющей стали. Конструкция емкости представлялась надежной, и никто не ожидал того, что система охлаждения выйдет из строя.
Произошел взрыв, в результате которого в атмосферу было выброшено около 20 миллионов кюри радиоактивных веществ. Около 90 процентов радиации выпало на территорию самого химкомбината «Маяк». К счастью, Челябинск-40 не пострадал. В ходе ликвидации аварии 23 деревни были расселены, а сами дома и домашние животные подверглись уничтожению.

В результате взрыва ни один человек не погиб. Однако служащие, которые выполняли ликвидацию заражения, получили значительную дозу облучения. В операции принимало участие около тысячи человек. Сейчас эта зона носит название Восточно-Уральский радиоактивный след и любая хозяйственная деятельность на этой территории запрещена.

Катастрофа на космодроме Плесецк

18 марта 1980 года при подготовке к запуску ракеты-носителя «Восток 2-М» произошел взрыв. Происшествие произошло на космодроме Плесецк. Эта авария привела к большим количествам человеческих жертв: только в непосредственной близости к ракете в момент взрыва находился 141 человек. 44 человека погибло в пожаре, остальные получили ожоги разной степени тяжести и были доставлены в госпиталь, впоследствии четверо из них скончались.

К привел тот факт, что при изготовлении фильтров в качестве каталитических материалов была использована перекись водорода. Только благодаря храбрости самих участников этой аварии удалось вынести из пожара множество людей. Ликвидация катастрофы длилась в течение трёх дней.
В будущем ученые отказались от применения перекиси водорода в качестве катализатора, что позволило избежать подобных происшествий.



Похожие статьи