Преподобный авраамий архимандрит ростовский. Почитание и канонизация

прп. (пам. 29 окт.- обретения мощей, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Карельских святых - 21 мая), архим., основатель Авраамиева ростовского в честь Богоявления мон-ря - первого мон-ря в Сев.-Вост. Руси. Согласно житию, А. Р. чудесным образом получил от ап. Иоанна Богослова жезл, к-рым сокрушил чудского каменного идола Велеса. На месте, где стоял истукан, преподобный построил мон-рь. Митр. Макарий (Булгаков) определял время подвигов святого первыми десятилетиями существования христианства на Руси, В. О. Ключевский - 1073-1077 гг., А. А. Титов - XI - нач. XII в., Е. Е. Голубинский и А. П. Кадлубовский, не считавшие А. Р. основателем Богоявленского мон-ря,- XIV в. Эти разногласия порождены многочисленными противоречиями в тексте жития преподобного.

Митр. Макарий (Булгаков) выделил 3 редакции жития А. Р., впосл. подробно рассмотренные Ключевским. Редакции различаются прежде всего в описании жизни А. Р. до его прихода в Ростов. В 1-й редакции подробно изложены 2 эпизода: сокрушение преподобным идола и борьба святого с бесом. Древнейшие списки 1-й редакции восходят к кон. XV в., на ее основе была составлена проложная память. 2-я редакция, мало распространенная и известная по спискам XVI-XVII вв., содержит обстоятельный рассказ о юных годах А. Р.: названо место его рождения - г. Чухлома, рассказано о путешествии в Новгород, о том, что святой крестился и принял монашеский постриг на Валааме. Исследователи предполагают влияние на эту редакцию жития прп. Авраамия Галичского . По мнению Т. В. Буланиной, создание 3-й редакции можно отнести к сер. XVII в. В ее основе лежит 2-я редакция, дополненная житийными подробностями: языческое имя А. Р. Иверк, в Крещении он был назван Аверкием, мощи А. Р. были обретены 29 окт. 1210 г.

Общецерковная канонизация А. Р. состоялась, по предположению Голубинского, уже ко времени Макарьевских Соборов 1547-1549 гг. (Голубинский. История канонизации. С. 82-83). Служба А. Р., составленная по подобию службы прп. Сергию Радонежскому, впервые встречается в рукописном сборнике XV в. (РГБ. Троиц. № 617. Л. 33-43об.). Мощи А. Р. почивали в Богоявленском соборе Авраамиева мон-ря, при гробе хранилась «архимандричья шапка» и крест от пастырского посоха. Жезл А. Р., к-рым он, по преданию, сокрушил языческого идола, был взят из мон-ря царем Иоанном IV Васильевичем Грозным в 1553 г. Хранящийся в Ростовском музее медный крест (XIV в.) является копией-отливкой древнего креста, венчавшего этот жезл, предположительно (на основании анализа рельефных изображений) выполненного в кон. XII - нач. XIII в. слав. мастером визант. круга. Позднее крест А. Р. воспроизводился в многочисленных повторениях, особенно в XVIII-XIX вв.

В 1928 г. мощи святого были переданы в Ростовский музей. В 1991 г., когда в Ростове был открыт Спасо-Яковлевский Димитриев мон-рь, мощи святого были возвращены РПЦ и помещены в этом мон-ре.

Иконография

Наиболее ранние сохранившиеся изображения А. Р. относятся к сер. XVI в. На иконографию А. Р., очевидно, оказала влияние служба святому, составленная на основе службы прп. Сергию Радонежскому; прием подобия и равночестности А. Р. прп. Сергию определяет его изображение, напр. на иконах «Преподобный Сергий Радонежский и Ростовские чудотворцы», 40-е гг. XVI в. (ГМЗРК) (фигуры прп. Сергия и А. Р. фланкируют центральную группу святителей); «Воздвижение Креста, Покров, избранные святые» мастера Д. И. Усова , 1565 г. (ГТГ); новгородской таблетке с изображением святых Иоанна (Рыльского?), А. Р. и Александра Невского, сер. XVI в. (НГОМЗ). Этот ставший традиционным тип облика А. Р. сохранялся и в более поздних памятниках, вплоть до XX в. («Богоматерь Боголюбская с избранными святыми», кон. XVI - нач. XVII в. (ГРМ); «Воскресение Христово с избранными святыми», 1729 г. (ГМЗРК) и др.). Уподобление прп. Сергию прослеживается и в описаниях А. Р. в иконописных подлинниках: «Власы наджолты, толсты, брада аки Сергиева, а ризы преподобническия, испод дичь» (БАН. Строг. № 66. Л. 48об., кон. XVIII в.).

Особый иконографический тип представлен в шитых покровах на раку А. Р.: сер. XVI в. из мастерской царицы Анастасии Романовны , вклад царя Иоанна IV в Авраамиев мон-рь (ГМЗРК); 1592 г. (местонахождение неизвестно); 1642-1649 гг. из строгановских мастерских (ГМЗРК). Изображение святого отличается яркой индивидуальной характеристикой: седые волосы, широкая борода, близко посаженные к переносице глаза, густые и резко очерченные брови.

Сохранились 2 житийные иконы А. Р.: сер. XVII в. (ГМЗРК) - в среднике святой представлен попирающим крестом беса; состав клейм соответствует тексту жития 1-й редакции. На иконе 1-й трети XVIII в. (ГМЗРК) сюжеты клейм с деяниями А. Р. и надписи восходят к житию 3-й редакции, в среднике помещен сюжет «Явление апостола Иоанна Богослова Авраамию Ростовскому на реке Ишня близ Ростова», ставший затем особым иконографическим изводом и получивший распространение в различных видах искусства (лицевое шитье, финифть). В подобных композициях, где ап. Иоанн передает А. Р. принесенный из Царьграда жезл, подчеркивается просветительская миссия А. Р. В службе и акафисте подвиги А. Р. сравниваются с апостольскими: «Тебя хвалим сотворившего дело равноапостольного».

Фресковые изображения с образом А. Р. находятся в центральной апсиде Благовещенского собора Московского Кремля (1547), в ц. ап. Иоанна Богослова в Ростовском кремле (1683 г., житийный цикл).

Ист.: Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1860. Вып. 1. С. 221-225; ВМЧ. СПб., 1880. Октябрь. Дни 19-31. Т. 1. С. 263-265; Соколов М. И. Пространное житие прп. Авраамия, Ростовского чудотворца // Яросл. ЕВ. 1890. Ч. неофиц. № 14. Стб. 213-222; № 15. Стб. 225-239; Титов А. А. Житие преподобного Авраамия, Ростовского чудотворца: По рукописи XVII в. // Яросл. ГВ. 1892. Ч. неофиц. № 52. С. 2; № 53. С. 2; О редакциях жития св. Авраамия Ростовского // Труды VIII Археологического съезда в Москве. М., 1895. Т. 2. С. 238-240; он же. [Проложная память прп. Авраамия Ростовского] // Памятники древнерусской церковно-учительной литературы / Под ред. А. И. Пономарева. СПб., 1896. Вып. 2. Ч. 1. С. 42-44; Тихомиров М. Н. Описание Тихомировского собрания рукописей. М., 1968. С. 184-188; Повесть о водворении христианства в Ростове // Древнерусские предания (XI-XVI вв.) М., 1982. С. 130-134.

Агиогр.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 26-38; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 1-5; Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902. С. 1-43; он же. Несколько разъяснений по поводу рецензии акад. Е. Е. Голубинского // РФВ. 1906. Т. 55. № 1/ 2. С. 327-330; Голубинский. Канонизация святых. С. 82-83; он же. История РЦ. Т. 1, 2-я пол. С. 763-775; Дурново Н. Н. Легенда о заключенном бесе в византийской и старинной русской литературе // Древности: Тр. МАО. 1907. Т. 4. Вып. 1. С. 59-61; Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 154-155; Буланина Т. В. Житие Авраамия Ростовского // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 237-239.

Иконогр.: О(добеско) А. Шитый покров на мощи св. Авраамия Ростовского, находящийся во Флоренции // Археол. изв. и заметки. М., 1894. № 2. С. 44-47; Силкин А. В. Малоизвестные памятники строгановского лицевого шитья из Ростова Великого // ПКНО, 1985. М., 1986; он же. Древнерусское шитье // IX выставка произведений искусства, реставрированных ВХНРЦ. М., 1988. С. 153, 160, кат. № 331 (ил.); Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника рус. культуры. М., 1990; Иконы из собрания Ростовского музея-заповедника: Кат. / Сост. В. И. Вахрина. М., 1991; Вахрина А. Л. Об иконе «Сергий Радонежский и ростовские чудотворцы» из собрания Ростовского музея // История и культура Ростовской земли, 1995: Сб. Ростов, 1996. С. 63-71; она же. Шитые надгробные покровы Авраамия Ростовского // Сообщ. Ростовского музея. Ярославль, 1995. Вып. 8. С. 113-127; она же . Иконы с датами, подписями, надписями из собрания Ростовского музея // Там же. Ростов, 1998. Вып. 9. С. 89-110; Третьякова А. Л. Крест Авраамия Ростовского // Пластические искусства: Исследования молодых: Сб. науч. работ аспирантов НИИ РАХ. М., 1997. С. 153-164; она же. Среднерусская агиографическая традиция в искусстве XVI-XVIII вв.: Иконография Авраамия Ростовского: АКД. М., 1998; Пуцко В . Г . О ростовской иконописи XIII-XVI вв. // Сообщ. Ростовского музея. Ростов, 1998. Вып. 9. С. 75-83.

А. Л. Третьякова

АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ

(время жизни неизвестно)

Время жизни преподобного Авраамия Ростовского, основателя Ростовского Богоявленского монастыря и одного из первых проповедников христианства в Северо-Восточной Руси, неизвестно даже приблизительно. Поздние редакции его Жития называют святого современником Владимира Крестителя и относят его деятельность к первым годам после Крещения Руси. Современные же исследователи считают, что Авраамий жил значительно позже - не ранее конца XI века, а скорее, даже в XII или, может быть, в начале XIII века.

Сведения о жизни Авраамия до его появления в Ростове содержатся лишь в поздних редакциях его Жития и носят, по-видимому, чисто легендарный характер. Так, рассказывается, будто святой родился в «пределах Галицких», городе Чухломе; в язычестве носил имя Иверк и в течение восемнадцати лет не мог ходить, будучи прикован к постели. Случилось в его доме быть неким благочестивым новгородцам; они рассказали ему о вере Христовой и о чудесах, творимых именем Господа. Юноша уверовал в Бога и попросил у него исцеление от болезни. Внезапно ощутив силу, он встал с постели и в тот же день ушел из дома в Новгород. Затем он добрался до Ладожского озера и был крещен в Валаамском монастыре, получив при крещении имя Аверкий. Позднее он упросил игумена постричь его в иноческий чин. В иночестве ему и дано было имя Авраамий. Исследователи, однако, со скепсисом относятся ко всем этим рассказам, видя в них лишь плод сочинительства поздних книжников.

Рассказ о подвигах преподобного в Ростове также полон чудес и, по всей вероятности, сложился под влиянием поздних народных преданий. Как полагают, древнейшее Житие святого Авраамия было составлено не ранее XV столетия, когда прошло уже очень много времени после его смерти. Никакими письменными свидетельствами автор Жития, по-видимому, не располагал.

Во время пребывания Авраамия в Ростове, рассказывается в Житии, в городе было еще очень много язычников; целый район Ростова - так называемый Чудской конец (то есть населенный чудью, финно-угорским населением) - поклонялся каменному идолу Велесу. Считалось, что в этом идоле обитает нечистый дух, и христиане боялись даже проходить мимо него. Преподобный всем сердцем хотел сокрушить идол, но не знал, как это сделать. И вот однажды, когда он сидел в скорби недалеко от этого идола, он увидел некоего благолепного старца. Авраамий встал и поспешил ему навстречу. После взаимных приветствий преподобный спросил старца, откуда он идет, и тот отвечал так: «Я родом из Царьграда; в земле вашей пришлец и странник. Скажи мне, отче, - спросил старец в свою очередь, - почему ты сидишь в печали близ этого идола?» Авраамий рассказал ему о своем горячем желании сокрушить идол. «Если хочешь, отче, исполнить желание свое, - сказал старец, - то иди в Царьград, разыщи дом (то есть храм. - Авт.) святого Иоанна Богослова, войди в него, помолись образу святого и тогда получишь желаемое». Преподобный опечалился по причине далекого пути, но старец успокоил его: «Господь сократит твой путь».

Когда преподобный Авраамий вышел из города и перешел речку Ишну, ему встретился еще один незнакомец. Вид его внушал страх и уважение: он был почти совсем без волос, с большой круглою бородою, в руке держал трость. Преподобный поклонился ему, а на вопрос незнакомца, куда он держит путь, отвечал так: «Я ищу дом Иоанна Богослова». «Подойди, возьми сию трость мою, - сказал ему незнакомец, - и возвратись назад, подступи к идолу Велесу, ударь его тростью во имя Иоанна Богослова, и окаянный обратится в прах». С этими словами неизвестный стал невидим. И понял блаженный Авраамий, что то был сам святой Иоанн Богослов.

Он воротился назад, беспрепятственно подошел к идолу, ударил его тростью во имя Иоанна Богослова - и идол тотчас же распался, превратившись в прах. На том месте, где Авраамий встретил святого, он поставил церковь во имя Иоанна Богослова, а там, где стоял идол Велеса, соорудил небольшую церковь во имя Богоявления Господня, поставил при ней кельи, собрал иноков и учредил монастырь.

Житие рассказывает, что язычники много раз пытались отомстить святому за разрушение идола, однако преподобный своим терпением вскоре обратил всех их к Христу и крестил. При всей своей легендарности Житие преподобного Авраамия является ярким свидетельством того, как непросто шел процесс утверждения христианства в землях Северо-Восточной Руси. И не княжеская власть, но христианские просветители края вынесли на своих плечах основную тяжесть борьбы с язычеством.

В Житии святого рассказывается еще об одном чуде, приключившемся со святым. Авраамию не раз приходилось бороться с кознями дьявола. Однажды бес вошел в умывальник, находящийся в келье святого; поняв это, преподобный замкнул сосуд крестным знамением и положил сверху честный крест. Бес мучился и не мог выйти из сосуда. Вскоре после этого в монастырь по пути на охоту приехали ростовские князья. Когда они вошли в келью преподобного, там никого не было; один из князей дерзнул снять с сосуда крест, и так бес вырвался наружу. Спустя некоторое время бес решил отомстить святому. Он принял вид некоего воина, явился к великому князю в стольный город Владимиро-Суздальского княжества - Владимир, и оклеветал преподобного перед князем, сказав, будто тот скрывает какие-то немыслимые богатства в своем монастыре. Князь послал за игуменом, и того приволокли из кельи в одной власянице, посаженным на ослицу, с великим позором. Однако преподобный сумел узнать беса; он наложил на него крестное знамение, и бесу пришлось признаться в том, что он оклеветал невинного. Сюжет с замкнутым в сосуде бесом имеет, несомненно, фольклорное происхождение и встречается в преданиях разных народов. Полагают, что на рассказ Жития преподобного Авраамия повлияло Житие святого Иоанна Новгородского (см. о нем ниже).

Согласно свидетельству поздней редакции Жития преподобного Авраамия, мощи его были обретены 27 октября 1175 года, при великом князе Всеволоде Юрьевиче Большое Гнездо. Однако каких-то следов прославления преподобного до XV столетия не видно. Известно, что память святого Авраамия Ростовского почитал царь Иван Васильевич Грозный. По его повелению и на его средства была построена каменная церковь в Авраамиеве Богоявленском монастыре. Тогда же, незадолго до казанского похода, царь Иван Грозный забрал из монастыря хранившийся при гробнице преподобного жезл, которым был сокрушен языческий идол. Медный крест, служивший навершием жезла, остался в монастыре; впоследствии он был передан в Ростовский музей.

ЛИТЕРАТУРА:

Древнерусские предания (XI–XVI вв.). М., 1982;

Избранные жития русских святых. X–XV вв. М., 1992;

Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 2. М., 1995;

Ключевский В. О. Жития святых как исторический источник. М., 1988.

Из книги Оптинские были. Очерки и рассказы из истории Введенской Оптиной Пустыни автора (Афанасьев) Монах Лазарь

РАБ БОЖИЙ ОГОРОДНИК АВРААМИЙ Нет исторических известий о том, когда основана была Оптина Пустынь. Первые письменные упоминания о ней относятся ко времени царствования Бориса Годунова, то есть к XVI веку, но тогда обитель уже существовала как старая. Предположения о

Из книги Русская религиозность автора Федотов Георгий Петрович

Преподобный Авраамий Смоленский Очевидно, что двумя течениями, прослеженными нами на материале Киево–Печерского патерика, не исчерпывается все многообразие духовной жизни древнерусского монашества. При скудости наших источников тем более примечательно, что

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Авраамий Галический Преподобный Авраамий жил и совершал подвиг спасения в XIV веке. Точно неизвестно, когда, «сродники своя по плоти Христа ради оставивый», преподобный Авраамий пришел «в тихое пристанище, преподобного Сергия обитель». Известно лишь, что преподобный

Из книги Святость и святые в русской духовной культуре. Том II. Три века христианства на Руси (XII–XIV вв.) автора Топоров Владимир Николаевич

Авраамий Палеостровский, преподобный Преподобный Авраамий Палеостровский - ученик и последователь прп. Корнилия Палеостровского, Олонецкого (память 19 мая/1 июня) - совершал иноческие подвиги в XV веке на уединенном острове Палий Онежского озера. Из жизнеописания прп.

Из книги Религия Креста и религия полумесяца: Христианство и Ислам автора Максимов Юрий Валерьевич

Авраамий Смоленский, преподобный Преподобный Авраамий Смоленский, проповедник покаяния и грядущего Страшного суда, родился в 1172 году в Смоленске от богатых родителей, которые до него имели 12 дочерей и молили Бога, чтобы даровал Он наследника роду их и всему имению.Уже в

Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей Юрьевич

II ПРЕПОДОБНЫЙ АВРААМИЙ СМОЛЕНСКИЙ Уроженец Смоленска, игумен и архимандрит Смоленского Богородицкого монастыря, преподобный Авраамий - последняя из рассматриваемых в этой книге фигур домонгольской поры. Долгое время местночтимый и канонизированный, видимо, на одном

Из книги Житие Сергия Радонежского автора Клосс Борис Михайлович

Святой Авраамий Болгарский Из Арабского халифата VIII–IX веков перенесемся в другую эпоху и другой край мусульманского мира - там, где он соприкасался с православной Русью XIII–XVI столетий, и поговорим о делах, свидетелями которых были уже наши предки.Неспокойным соседом

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ (время жизни неизвестно)Время жизни преподобного Авраамия Ростовского, основателя Ростовского Богоявленского монастыря и одного из первых проповедников христианства в Северо-Восточной Руси, неизвестно даже приблизительно. Поздние редакции его

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Глава 7. Авраамий Палицын В миру-Аверкий, принадлежал к верхушке провинциального дворянства. Принял пострижение в Соловецком монастыре, впоследствии переведен в Троице–Сергиев монастырь, где занимал должность келаря в 1608-1620 гг. Авраамий Палицын проявил себя

Из книги автора

Поучение 3-е. Преп. Авраамий Ростовский (О необходимости и благотворности подвижничества) I. Преп. Авраамий Ростовский (XII в.), воспоминаемый ныне Церковью, был родом из Костромской области и до крещения назывался Ивериком. Родители его были богатые язычники. До 18-летного

Из книги автора

АВРААМИЙ преподобный, первый игумен Мирожского Спасского Псковского монастыря, преставился 1158 года, сентября 24. Ему и Нифонту, епископу Новгородскому, приписывают основание Мирожской обители, в 1156 году, и сооружение каменной церкви во имя Преображения Господня, доныне

Из книги автора

АВРААМИЙ, мученик Болгарский родом Болгарин, богатый купец. - Исповедуя веру Христову, он пребыл непоколебим в правилах учения Спасителя, и за то пострадал от своих единоземцев. Когда он приехал для торговли в их, так называемый, великий град Болгары, его склоняли и потом

Из книги автора

АВРААМИЙ преподобный, первый игумен и архимандрит Смоленского Богородицкого монастыря, родился в Смоленске, и воспитывался там в доме родительском. С юных лет прилежал он к чтению житий святых отшельников и к слушанию слова Божия. Потеряв родителей, Авраамий решился

Из книги автора

АВРААМИЙ, преподобный Галицкий, постриженик преп. Сергия Радонежского. Усердие к подвигам смирения заставило Сергия возвести Авраамия в сан пресвитера. Приняв на себя обет молчания, Авраамий почувствовал призвание к пустынной жизни. Поселясь на берегу Галицкого озера,

Из книги автора

АВРААМИЙ, трудолюбивый, преподобный Печерский Мощи его открыто почивают в Киеве, в пещерах Антония, именуемых Ближними. Память его совершается в Киевопечерской лавре августа 21. О времени кончины Авраамия неизвестно (6) Пат. Печ. Опис. Киев. Лавры, стр. 109. Киев

Из книги автора

АВРААМИЙ, преподобный игумен Палеостровского Рождественского монастыря (см. Корнилий

763

О мнимом основателе монастыря преп. Аврамии сейчас ниже.

2. Петровский, находящийся также за городом, в полуверсте далее от Богоявленского. Также неизвестно—когда основан, но не позднее конца XII века (Пахомий, поставленный в епископы ростовские из игуменов Петровских в 1214 г., был игуменом монастыря 13 лет,— Лаврент. лет. под 1214 и 1216 гг.—Житие преп. Петра, царевича Ордынского, о котором скажем в следующем периоде, легендарно усвояет основание монастыря сему последнему).

В Ярославле:

3. Спасский, основанный князем Ростовским Константином Всеволодовичем в 1216 г. (Лаврент. лет.: в сем же году заложена и его каменная церковь).

О мнимом основателе Богоявленского монастыря преп. Аврамии.

Основание Ростовского Богоявленского монастыря усвояется преп. Аврамию, который будто бы жил при великом князе русском Владимире святом, т. е. крестителе Руси, и при удельном Ростовском князе св. Борисе...

Житий преп. Аврамия известно три и именно в отношении к объему — пространное, среднее и краткое. Между этими тремя житиями действительное житие есть среднее, а что касается до остальных двух, то краткое есть проложное сокращение среднего или действительного жития, а пространное есть позднейшее его распространение, сделанное не ранее конца XVII—начала XVIII века (Списков краткого жития. Нач. «Преподобный отец наш Аврамий бе родителю благочестиву сын», весьма много. — преосв. Макарий, Истории т. I, изд. 2 стр. 269, указывает их 12, у нас под руками из библиотек Академической и Лаврской — 8; по одному списку Румянцевского Музея XVII в. оно напечатано в Памятниках Кушелева-Безбородко, I, 221. Списков среднего или действительного жития, Нач. «Еже удивлятися (удивитися) святых трудом добро», преосв. Макарий ibid . указывает два, у нас под руками еще один — Лаврской библиот. № 657. Указанное нами взаимное отношение двух житий совершенно явствует из их взаимного сличения. О пространном житии, представляющем собою позднейшее литературное произведение, скажем ниже).

Передадим среднее или действительное житие преп. Аврамия, по возможности близко держась подлинника и в нужных случаях воспроизводя его дословно. Аврамий, по мирскому имени неизвестный, ро-

764

дился в пределах Галичских, в городе Чухломе (ныне Костромской губернии), от благочестивых родителей. Наказанный от последних книжному учению и наученный благочестию, он пребывал в страхе Божием от младых ногтей, ходя во всяком смирении и простоте, любя чистоту душевную и вместе и телесную. Еще в хоном возрасте оставил он родителей своих и мирский мятеж и взяв крест свой последовал Христу: всего себя хотя представить Богу, он пошел искать в честных и чудотворных обителях жилищ святых. Обошед и соглядав «места довольна», он пришел в славный Великий Новгород, где соглядал «вся спасения и чудотворная места многонародна суща и по Бозе живуща»: но помянув глас оный, еже бегати от человек и спастися, он захотел водвориться в пустыне и пришел к великому озеру Ладожскому и там нашел обитель, называемую Валаам, в которой и поселился для обитания. Полюбив удаленное от города место и видя устроение в братии, он просил игумена монастыря сподобить его ангельского образа, каковой по приказанию последнего и был на него возложен. В монастыре Валаамском, упражняясь во всяких монашеских подвигах. Аврамий пробыл «лета довольна»; но потом он начал быть почитаем и славим и от некоторых называться пастырем. Не хотя сего слышать и бегая чести, он ушел из монастыря в «незнаемые страны» — по благословению Божию пришел в город Ростов, где начал обитать, составив себе малую «колибицу» или келью при озере. К нему начали приходить для духовных собеседований благоразумные и богобоязненные люди, а некоторые желали и жить с ним, почему и не желая он стал начальником иноков. Вдав себя на большие подвиги и чудес обогатився благодатью, т. е. удостоившись дара чудотворений, Аврамий сокрушался духом и проливал слезы о том, что в Ростове прелесть идольская еще росла в нечестивых душах, именно — что Чудской конец города, омраченный деянием бесовским, покланялся каменному идолу Велесу, в котором жил злой бес, творивший злым своим омрачением мечты и страшилища христианам, так что путем близь него никто не смел ходить. Видя таковую прелесть в несмысленных людях и возревновав ревностью Илииной, Аврамий обратился с молитвою к Богу, чтобы Он дал ему силу разорить многокозненного идола; но Господь, искушая веру святого и готовя ему большее прославление, не внял его молитве: Аврамий пытался разорить жилище бесовское и не мог, ибо «не дадяше близь себе прийти окаянный той волшебством своим». Когда (после напрасных попыток) Аврамий сидел в скорби, видит он идущего к нему некоего старца, благоговейного образом. Сретив его, взаимно с ним приветствовавшись и взяв от него благословение, Аврамий начал спрашивать его: откуда идет и коей есть страны, и получил в ответ, что он родом от Царяграда и пришлец на его (Русской) земле. На взаимный вопрос

765

старца: для чего сидит скорбный близь сего многострастного идола окаянного Велеса, Аврамий рассказал ему, как просил у Бога помощи на разорение идола и не был услышан в своей молитве. Тогда старец сказал Аврамию: если хочешь, отче, получить желаемое, то иди к Царюграду и там отыщи в городе дом Иоанна Богослова и войди в дом его и помолись образу его,—не выйдешь из него тощь, но получишь желаемое, а если не пойдешь в дом Иоанна Богослова, то не получишь желаемого. Когда Аврамий начал печалиться о продолжительности пути, старец отвечал, что Бог прекратит путь его малым временем. Исполнившись Духа Святого и взяв благословение у старца. Аврамий отправился в путь, не помышляя об его долготе; но когда он перешел реку Ишню (текущую с Московскую сторону Ростова, от города верстах в 3, а от Богоявленского монастыря или от того места, с которого Аврамий отправился в путь, верстах в 5), то сретил «человека страшна, благоговейна образом, плешива, взлыса, брадою круглою великою и зело благоговейна суща», имеющего в руках трость. Аврамий пал пред ногами его и поклонился ему, а он спросил Аврамия, куда идет. Выслушав ответ последнего, страшный муж сказал ему: «иди назад, старче, возьми трость мою, приступи к идолу Велесу, избоди тростию сею во имя Иоанна Богослова и обратится в прах окаянный». — после чего стал невидим. Исполнившись страха и радости, Аврамий возвратился назад, тотчас невозбранно приступил к идолу и обратил его в прах, прободши его тростию во имя Иоанна Богослова. Аврамий прославил Бога, давшего победу на диавола и на действо его, поведал обо всем сем «в то время епископу сущу Феодору» и с его благословения на месте стретения Иоанна Богослова поставил церковь во имя последнего, «иже суть (sic ) и до сего дне», а на том месте, где прежде был идол Велес, возградил церковь малу во славу Христова Богоявления, поставил келлии и призвал мнихов и «сотвори обитель свою общину» (устроил в монастыре общежитие). В первое время Аврамий принял много огорчений от (соседних) зломы ш ленных и неверных жителей, пытавшихся то разорить, то сожечь его монастырь; но не по многом времени они были приведены им ко Христу и все от мала и до велика крестились, после чего многие из новокрещенных отроков, внимая наставлению преподобного, тайно оставляли домы родителей, приходили к нему в монастырь, и постригались в монахи. Когда умножилось число монахов. Аврамий создал великую церковь (вместо первой малой) и украсил ее как невесту Христову чудными иконами и святыми книгами. «Князи же Ростовстии начата веру велику имети к отцу своему Аврамию и к монастырю его и к всем мнихом и имениа многа даяху на строение монастиреви и села даяху монастырю, всем мнихом на потребу, нищим на прокормление». Преподобный же епископ Феодор, видя множащуюся братию в обители

766

святого, благословил их (иноков) и любовию помогал им, о всем подавая совет к стезям спасения. «Последи же совет сотвори епископ Иларион с великим князем Владимером и с князем с Борисом, дабы сотворили архимандритью ту обитель и с советом абие понудиша святого и святивше поставиша преподобного Аврамия архимандритом». Этим кончается в житии биография Аврамия; затем следует рассказ об одном особенном и чудесном событии из его жизни, именно—о посрамлении им многокозненного беса. Старый ненавистник добра творил пакости святому во дни и в нощи, но не в состоянии был устрашить его своими мечтами; один раз, когда Аврамий, готовясь совершить божественную литургию, прочел молитвы к святому причащению и хотел по обычаю умыть руки, бес вошел в умывальницу, чтобы сотворить ему запятие водою; но преподобный уразумел кознь вражию, взял честный крест, положил его на верх сосуда, кругом сосуда оградил крестным знамением и таким образом заключил в нем беса. «Бысть же обычай ту (т. е. в Ростове) сущим князем» всякий день исходить в поле на ловы, причем возвращаясь в город они заходили в монастырь святого, чтобы поклониться церкви его и принять от него благословение. Один раз по обычаю «приидоша князи» в келлию к преподобному и не застали его в ней, ибо он находился в поварне, моя власянипы на братию. Дожидаясь его прихода (и рассматривая находящееся в келлии), князья с недоумением увидели умывальницу, накрытую крестом; один из князей взял крест, чтобы знаменаться им, чем и дал возможность бесу освободиться из своего заключения. Встретив Аврамия, идущего в келью, бес начал поносить его и с угрозою сказал: «как ты заставил меня мучиться силою невидимого Бога в твоем жалком сосуде, так и я скоро наведу на тебя лютейший ков и сделаю тебя посмешищем для всех видящих тебя, будешь посажен на пегую кобылу без седла и обут в женские красные башмаки и другого зла много сотворю тебе». Приняв образ воина, бес явился «к великому князю Владимеру в град Владимер» и начал клеветать ему на Аврамия, говоря: «господине царю, хощу ти тайну поведати велику, твоему державству достойну: есть в твоей державе, царю, в граде Ростове, мних некий, Авраыий зовом, волхв сый, образом творяся, яко свят, прельщаше люди, смирен ся творя, обрете влагалище велие в земли, сосуд медян полн злата, достоин твоему господству, имже бо сосудом златым (sic ) и поясом златым и чепем немощно цене (sic ) предати, сребру же и иным неким драгим вещем немощно исповедати. и тем сокровищем монастырь созда и церковь велию постави, а твоему господству не поведа». Великий князь Владимир, разжегшись тяжким гневом на преподобного, послал по него лютого воина, наказав ему взять Аврамия, в чем его застанет и не говоря ему ни слова. Посланный воин застал Аврамия

767

стоящего на келейной молитве после соборного пения и взял его входной власянице и необутого. На дороге, на другой стороне озера, они встретили крестьянина, ехавшего на пегой кобыле и имевшего в руках красные женские башмаки: воин посадил Аврамия на кобылу в обул в башмаки, чем и исполнилось пророчество беса. Великий князь Владимир приказал поставить перед собой Аврамия и мнимого воина, его соперника - , но когда последний начал повторять свою клевету, Аврамий силою Божией заставила, его открыться пред князем, что он есть бес Зефеус, искони ненавидяй добра роду человеческому, паче же иноком боящимся Бога», после чего немедленно исчез. Видя случившееся, великий князь Владимир объят был страхом и со слезами начал прост прощения у старца и пр. и пр. Получив прощение и наказанный Аврамием духовно (в обращениях к князю Аврамий постоянно называет его «царю» и «самодержавный царю»), великий князь «много, имения власть ему на устроение церкви и на создание монастыря, и домы и села и водные угодья многи подаст монастырю, и устрой его своим монастырем и учини его высша всех обителей, иже суть в Ростове,и многи рабы пода с дом святому Богоявлению, и грамоты многи подасть жалованные, иже суть и до сего дне». Отпущенный великим князем Владимиром с великою честью, преподобный Аврамий пожил в своем монастыре в великом смирении и отошел к Господу в старости доброй, 29 октября (не указанного в житии года).

Итак, Ростов, крещенный уже, но только не совсем сполна,— Аврамий. возводимый в архимандриты области Ростовской.—многие обители в Новгороде, Ростове и во всей северной России,—благочестивые родители в городе Чухломе Галичской области, — великий князь, имеющий пребывание во Владимире. — многие князья в Ростове: все это несомненно никак не времена святого Владимира. С другой стороны, два первые Ростовские епископа Феодор и Иларион,—великий князь Владимир и удельный Ростовский князь Борис. Что же значит это, как примирить непримиримое и до нелепости противоречащее (Владимир в столице Владимире)? Примирить, очевидно, невозможно, ибо вчера и сегодня нельзя соединить в один день. Следовательно, в житии другое нечто. Это другое нечто может быть только одно, именно—что несоединимое соединила в житии позднейшая рука, которая прибавила в нем одни времена к другим. Древнего никогда не переделывают в новое, наоборот новое всегда переделывают в древнее, и следовательно не может быть никакого сомнения на счет того, что есть в житии привнесенное позднейшею рукой. Какой-то злонамеренный невежа, а очень может быть даже, что и просто шутник, вставил в житии имена епископов Феодора и Илариона, великого князя Владимира и князя Бориса, — и в этом вся нехитрая загадка. К счастью, фальсификатор был слишком невежествен или не хотел шутке придавать характера

злостного: сделав вставку, он не произвел в житии соответственных изменений, не подверг его соответственной переработке; учинив в нем нечто в роде того, что человека, одетого в сермягу и лапти, украсил щегольскою бальною шляпою, он оставил нам полную возможность видеть истину. Эта простая истина, если бы кто не хотел признать ее на основании только соображений, открывается и из сличения среднего или действительного жития с житием проложным, сокращенным из первого. в немногих известных списках среднего жития, которое мы изложили сейчас, во всех стоят имена епископов Феодора и Илариона и князей Владимира и Бориса; но между многими известными списками краткого жития, есть некоторые, в которых этих имен не читается и в которых об епископах и князьях говорится безименно: таковы нам известные списки—Лаврские в №№ 649 и 693 и печатный в Прологе. Из этого ясно, что вставка имен в среднем дли настоящем житии сделана была уже после того, как из него сокращено было проложное, — что, быв распространена потом и по спискам сего последнего, она однако попала не во все.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд!

Память праведного отца нашего Авраамия, архимандрита Богоявленского монастыря Ростовского

«Господи, благослови, отче.

Преподобный отец наш Авраамий был сыном благочестивых родителей. И, оставив родителей своих и мирскую мятежную жизнь, взял на себя крест Христов и последовал Христу. От младых ногтей посвятил он себя Богу и стал монахом, став чистым вместилищем святого духа, покорив свою плоть духу, владея страстями плотскими, жестокой и тягостной жизни себя посвятил, трудами себя изнуряя; был он начальником монахов и прожил ангельскую жизнь, по своей благодати многочисленными чудесами исцелил страсти неисцелимые, слезами душу свою омыв. Видел же преподобный, что Ростов пребывает в идольском соблазне: не все еще люди приняли святое крещение, и чудской конец поклоняется каменному идолу. Омрачены были сердца их бесом злым, там живущим, так что близко места того никто не отваживался ходить, ибо творил он наваждения, особенно христианам, являясь им злыми мрачными страшилищами.


Ковчег с мощами Ростовских святителей: прп. Авраамия Ростовского, свт. Исайи Ростовского и свт. Димитрия Ростовского. Со страницы Святыни монастыря книги Серпуховский Пречистыя Богородицы Высоцкий мужской монастырь .

Преподобный же Авраамий молился Богу, говоря: «Господи Боже, Всевышний! Взгляни с высоты своей на раба твоего и дай мне силу и благодать святого духа сокрушить этого злокозненного идола». И не смог он этого сделать. Не давал окаянный Авраамию близко к себе подойти злым волшебством своим. И не знал Авраамий, что ему делать, и сидел он в скорби пребывая. Вдруг увидел он старца благообразного, идущего к нему. Преподобный встретил его, оба поклонились друг другу и взяли друг от друга благословение, а затем сели. Начал же блаженный Авраамий говорить старцу: «Откуда, добрый человек, ты идешь? Из какой ты страны, божий святой?» И ответил ему старец: «Я, отец, родом из Царьграда, странник, пришедший в вашу землю. Скажи мне, отец, почему ты скорбно сидишь около этого исполненного страстей идола Велеса?» Сказал блаженный Авраамий старцу: «Стремлюсь я, моляся Господу Богу, сокрушить этот многострастный идол Велеса и не могу: не внял Бог молитве моей», – и так скорбя сел. Сказал же старец Авраамию: «Если ты хочешь, отец, желание свое исполнить, то иди к Цареграду, разыщи там церковь Иоанна Богослова, войди в нее, помолись образу его и не выйдешь оттуда напрасно, и желание свое получишь». Опечалился блаженный по поводу предстоящего ему длинного пути, а старец ему: «Господь Бог окончит твой путь в короткое время».

Блаженный же Авраамий исполнился духа святого, взял благословение у старца и отправился в путь, забыв о долготе его. И перешел он Ишню-реку, и встретил там человека страшного, благоговейного видом, плешивого, с залысинами, с круглою большой бородой и весьма красивого, держащего в руке трость. Припал к его ногам блаженный и поклонился ему. Спросил его страшный муж: «Куда, старец, ты идешь?» И отвечал: Авраамий: «На поиски храма Иоанна Богослова». И сказал ему страшный муж: «Возьми, старец, мою трость и подойди к идолу Велеса, ниспровергни, его тростию этой во имя Иоанна Богослова, и рассыплется он в прах, окаянный». И стал он невидим.

И понял блаженный, что разговаривал он с Иоанном Богословом, и, страхом и радостью объят, возвратился назад. Подошел он беспрепятственно к идолу и сокрушил его во имя Иоанна Богослова. Тотчас на том месте, где встретил Иоанна Богослова, поставил Авраамий церковь в его имя, которая стоит и до сего дня. И взял благословение от епископа и соорудил небольшую церковь на том месте, где прежде стоял идол Велеса, во имя святое Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, и кельи там поставил, и монахов призвал, и, заботясь о них, общину создал. И много зла претерпел он от неверных, которые не раз хотели разорить святыню и сжечь ее. Но Бог не допустил до этого молитвами и терпением преподобного. Через некоторое время всех он привел ко Христу благоразумием своим, и крестились все от мала до велика, и начали ходить на славословие Божие и на всенощное бдение и жены, и отроки.

Преподобный же чтением книг и поучением духовным услаждал сердца их, словно медовыми сладчайшими сотами.

Многие же отроки, оставив своих родителей, тайно приходили к нему и постригались. Словно сад насаждал он близ вод и напоял деревья сада того водами – поучениями божественных слов. И увеличил он число монахов, и церковь великую создал и украсил ее, словно невесту, чудными иконами и святыми книгами, в ней же множилось пение святое. Князья же ростовские стали веру великую иметь к монастырю, и ко отцу своему Авраамию, и ко всем монахам, и богатства много давали на строительство монастыря, и села давали на нужды монахов.

Преподобный епископ, видя процветание монастыря, его изобилие всем необходимым, посоветовался со князьями и учредил ту обитель архимандритией. И посвятил он в архимандриты преподобного Авраамия. И он начал еще более трудиться, один подвиг к другому прилагая, предаваясь посту и молитве, являя собой образец для всех, стяжав славу своим великим смирением, и имел он нелицемерную любовь ко всем приходящим, как высшим, так и низшим.

Старый же ненавистник добра дьявол вооружился на преподобного и пакости ему творил денно и нощно, но не мог никак его устрашить кознями своими: огражден был преподобный Христовой благодатью и крестным знамением. Однажды собрался святой, как обычно, совершать литургию в святой Божьей церкви, творя обычные молитвы, и хотел к святому причащению вымыть руки, а дьявол вошел в умывальник и хотел преподобному вред сотворить водою. Понял преподобный, что лукавый дух пребывает в сосуде, взял он честной крест и положил его сверху сосуда, а вокруг оградил крестным знамением, и не трогал он сосуд тот много дней. Бес же, сжигаемый крестного силой в сосуде, не мог оттуда выйти.

Однажды, как обычно, князья отправились в поле на охоту и к концу дня, возвращаясь в город, зашли в монастырь поклониться церкви и принять благословение от преподобного. Случилось так, что преподобный в то время находился в пекарне, где мыл для братии власяницы. Имея обыкновение преподобный каждый день для братии трудиться: то для поварни дрова рубил, то власяницы для братии мыл, иногда воду носил в поварню и пекарню. Услышал преподобный о приходе князей и пошел в келью свою благословлять их. Пока же преподобный шел, князья ожидали его в келье, и увидели они накрытый крестом сосуд, и не могли понять, что это значит. Один из князей дерзнул снять крест с сосуда, чтобы сотворить им знамение, и тотчас бес вышел из сосуда, словно дым черный и злосмрадный, испугав всех находящихся в келье.

И встретил лукавый дух преподобного, в келью идущего, и стал поносить его злыми словами: «Как ты, окаянный, заставил меня мучиться силою невидимого Бога, изгнав меня силою крестного, так и я тебе зло причиню, в скором времени одолею тебя, воздвигну козни против тебя, и нанесу тебе раны в укор всем видящим тебя, и муки злые наведу на тебя: будешь ты посажен на пегую ослицу без седла, обутый в женские красные сандалии, и другого прочего зла много причиню тебе за то зло, которое я принял от тебя». Преподобный же оградил себя крестным знамением, и бес тотчас исчез. Князья спрашивали преподобного о случившемся, почему дым вышел злосмрадный из сосуда, но тот ничего им о том не сказал. Взяли князья благословение от преподобного, и тот, поучив их, отпустил с миром.

Через некоторое время обернулся бес воином, и пришел к великому князю во Владимир, и начал на преподобного возводить тяжкие обвинения: «Царь и господин мой, хочу я тебе тайну великую поведать, твоего могущества достойную. В твоей державе, о царь, в городе Ростове есть некий монах Авраам, образом волхв, претворяющийся святым, он прельщает людей, притворяясь смиренным. Он нашел в земле огромный клад – медный сосуд, наполненный золотом, достоен тот клад твоего господства. Тем сосудам золотым, золотым поясам и цепям нет цены, о серебре и других драгоценностях нельзя рассказать. На те сокровища создал он монастырь и поставил большую церковь, а твоему господству о том не поведал». Князь же великий распалился гневом страшным на преподобного и послал к нему воина свирепого, сказав ему так: «Как найдешь ты старца, то не говори ему ничего, ни единого слова, а в чем его застанешь, в том и приведешь ко мне». Все это было по научению злого того воина, то есть беса.

В это время преподобный пребывал в келье на молитве, после окончания соборной службы. Стоял он на молитве в одной власянице, разутый. Пришел к нему в это время злой и свирепый воин и не дал преподобному ни слова сказать, ни одежду надеть, ни ноги обуть. Так вот сатана обуял его сердце. Увидел преподобный вражду дьявольскую против себя и не испугался, а только более стал благодарить Бога за то, что с ним случилась такая беда. Взял преподобного воин, посадил его на своего коня и помчал к Владимиру. И встретил он на другой стороне Ростовского озера поселянина, едущего на пегой ослице, а в руке держащего красные женские туфли. И посадил воин преподобного на ослицу, а туфли натянул на его ноги, и тотчас доставил его в державу великого князя, и привел к князю в одной власянице, которую Авраамий на теле своем носил.

Повелел князь воина того, противника Авраамия, привести к себе. Воин же тот теми же злыми словами стал поносить преподобного, говоря о находке огромного клада, о чем и прежде говорил. Преподобный же, подняв руки к небу, повелел духу лукавому: «Заклинаю тебя именем Господа нашего Иисуса Христа: поведай мне, кто ты, такими словами оклеветавший меня?» Затрепетал бес и сказал: «Я бес Зефеус, искони ненавидящий добро человеческое, а более всего ненавижу монахов, боящихся Бога. Так узнай же, монах: как я тебе говорил, так сотворил за твою жестокость, поскольку мучил ты меня в убогом своем сосуде!» Так сказал и тотчас исчез. Князь же увидел дьявольское обольщение, а преподобного поруганным стоящего, так что страшно на него смотреть, и страх охватил всех, находящихся у князя.

Начал тогда князь умолять старца, просить у него прощения за свое прегрешение по отношению к нему и со слезами просил: «Я, отче, виновник твоему насильственному приходу, жестоко оскорбил я тебя, прости меня, отче, за то, что тебя прогневил, и не возводи на меня сей грех!» Старец же ему ответил: «Господь простит тебя, самодержавный царь, ведь все это дело рук старого врага – дьявола, и потому, царь, не удивляйся этому: искони борется он с людьми, особенно с боящимися Бога, всегда готов им зло содеять». Князь увидел смирение преподобного, и, услышав его тихие слова, со смирением сказанные ему, понял, что тот не держит на него зла, и стал князь ублажать преподобного, воздал ему великую честь, дав на расширение монастыря и храмов много сел, сделал тот монастырь своим, княжеским, поставив его выше всех других обителей в Ростове, и много слуг дал храму святого Богоявления, и грамоты жалованные многие дал монастырю тому, которые есть в монастыре до сего дня. Отпустил князь преподобного с великой честью в свой монастырь. И пожил преподобный Авраамий в своем монастыре в великом смирении, труды к трудам прилагая, и в великом смирении отошел к Господу, его же с младых лет возлюбил».

Житие преп. Авраамия Ростовского

Из книги: Древнерусские предания (XI–XVI вв.) М., 1982. С. 135–141.

Пре-по-доб-ный Аврамий (Авраамий), ар-хи-манд-рит Ро-стов-ский, в ми-ру Авер-кий, с юных лет ушел из ро-ди-тель-ско-го до-ма и всту-пил на путь хри-сти-ан-ско-го по-движ-ни-че-ства. При-няв ино-че-ство, по-се-лил-ся Ав-ра-мий в Ро-сто-ве на бе-ре-гу озе-ра Неро. В Ро-стов-ской зем-ле то-гда бы-ло мно-го языч-ни-ков, и пре-по-доб-ный уси-лен-но тру-дил-ся над рас-про-стра-не-ни-ем ис-тин-ной ве-ры. Неда-ле-ко от кел-лии свя-то-го бы-ло ка-пи-ще, где языч-ни-ки по-кло-ня-лись ка-мен-но-му идо-лу Ве-ле-су (Во-ло-су), ко-то-рый на-во-дил страх на жи-те-лей Ро-сто-ва.

В чуд-ном ви-де-нии пред-стал пе-ред Ав-ра-ми-ем свя-той апо-стол и дал ему жезл, увен-чан-ный кре-стом, ко-то-рым пре-по-доб-ный со-кру-шил идо-ла. На ме-сте идоль-ско-го ка-пи-ща свя-той Ав-ра-мий ос-но-вал оби-тель в честь Бо-го-яв-ле-ния и стал ее на-сто-я-те-лем. В па-мять яв-ле-ния пре-по-доб-ный воз-двиг храм во имя апо-сто-ла Иоан-на Бо-го-сло-ва. Убеж-ден-ные свя-тым Ав-ра-ми-ем, кре-сти-лись мно-гие языч-ни-ки.

Осо-бен-но ве-ли-ко бы-ло его вли-я-ние на де-тей: он обу-чал их гра-мо-те, на-став-лял в За-коне Бо-жи-ем, кре-стил, по-стри-гал в ино-ки. Всех при-хо-дя-щих в оби-тель свя-той при-ни-мал с лю-бо-вью. Жизнь его бы-ла по-все-днев-ным по-дви-гом мо-лит-вы и тру-да на поль-зу бра-тии: он ко-лол дро-ва для пе-кар-ни, сти-рал одеж-ды ино-ков, но-сил во-ду для кух-ни.

Пре-ста-вил-ся пре-по-доб-ный в глу-бо-кой ста-ро-сти и был по-гре-бен в хра-ме Бо-го-яв-ле-ния († ХI в.). Свя-тые мо-щи его об-ре-те-ны при ве-ли-ком кня-зе Все-во-ло-де (1176-1212). В 1551 го-ду царь Иоанн Гроз-ный пе-ред по-хо-дом на Ка-зань об-хо-дил свя-тые ме-ста. В Бо-го-яв-лен-ском-Ав-ра-ми-е-вом мо-на-сты-ре ему по-ка-за-ли тот жезл, ко-то-рым пре-по-доб-ный Ав-ра-мий со-кру-шил идо-ла Ве-ле-са. По-сох царь взял с со-бой в по-ход, а крест оста-вил в оби-те-ли. Воз-вра-тив-шись по-сле по-ко-ре-ния Ка-зан-ско-го хан-ства, Иоанн Гроз-ный при-ка-зал по-стро-ить в Ав-ра-ми-е-вой оби-те-ли но-вый ка-мен-ный храм в честь Бо-го-яв-ле-ния с че-тырь-мя при-де-ла-ми и при-слал ту-да кни-ги и ико-ны.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь преподобному Авраамию, архимандриту Ростовскому

Просвети́вся Боже́ственною благода́тию,/ неве́рныя лю́ди наста́вил еси́ к све́ту Богоразу́мия:/ и по сме́рти сия́я све́тлостию жития́ твоего́,/ источа́еши исцеле́ния притека́ющим с ве́рою к тебе́,/ Авраа́мие о́тче наш,// Христа́ Бо́га моли́ дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Перевод: Просветившись Божественной благодатью, неверующих людей направил ты к свету Богоразумия, и после смерти сияя светом жизни твоей, источаешь исцеления приходящим с верой к тебе, Авраамий отче наш, Христа Бога моли даровать нам великую милость.

Кондак преподобному Авраамию, архимандриту Ростовскому

И́го Христо́во прие́м, Авраа́мие,/ и Того́ крест на ра́мо взем,/ после́довал еси́ Ему́,/ насажде́н быв в дому́ Госпо́дни/ и процве́л еси́, я́ко фи́никс и я́ко кедр, и́же в Лива́не,/ умно́жил еси́ ча́да твоя́, муж жела́ний духо́вных:/ от возлю́бленнаго же апо́стола Иоа́нна Богосло́ва благода́ть восприи́м,/ жезло́м сокруши́л еси́ и́дола/ и рассы́пал еси́ его́, я́ко прах,/ и чудотво́рец у́бо ве́лий яви́лся еси́, преподо́бне./ Тем же Христа́ Бо́га моли́// непреста́нно о всех нас.

Перевод: Иго Христово подняв, Авраамий, и Его крест на плечо взяв, последовал ты Ему, быв посажен в доме Господне и процвел ты, как пальма и как Ливанский кедр (). Увеличил ты число чад твоих, муж желаний духовных (), от возлюбленного же апостола ты получил благодать, жезлом сокрушил идола и рассыпал его, как прах, и стал великим чудотворцем, преподобный. Потому Христа Бога моли непрестанно обо всех нас.

Молитва преподобному Авраамию, архимандриту Ростовскому

О, преподо́бне о́тче наш Авраа́мие! Не забу́ди нас, но помина́й всегда́ во святы́х твои́х благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. Помяни́ ста́до твое́, е́же сам и пасл еси́, и не забу́ди посеща́ти ча́да твоя́, и моли́ за ны, о́тче свяще́нный, я́ко име́я дерзнове́ние ко Го́споду: не мним бо тя ме́ртва су́ща, а́ще и преста́вился еси́ от нас, па́стырю наш до́брый! Се мо́щи твоя́ святы́я пред очи́ма на́шима: свята́я же твоя́ душа́ с А́нгельскими Безпло́тных ли́ки у Престо́ла Всех Царя́ пред стоя́щий досто́йно весели́тся. Испроси́ у́бо нам вре́мя на покая́ние, е́же невозбра́нно прейти́ от земли́ на Не́бо, и ве́чнныя му́ки изба́витися, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дниками бы́ти со все́ми пра́ведными, от ве́ка благоугоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́. Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист преподобному Авраамию, архимандриту Ростовскому, чудотворцу

Кондак 1

Избранный добродетелей подвижниче и учения Христова проповедниче, преподобне отче Аврамие, похвальная восписуем ти по достоянию; ты же, яко имеяй дерзновение ко Христу Богу нашему, способствуй нам твоими молитвами спастися от всяких скорбей и бед и озлоблений, да зовем ти: Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Икос 1

Яко ангела земнаго, яви тя граду Ростову Царь ангелов: провидев твое от идолослужения к Нему обращение, непостижимым образом призва тя из тьмы в чудный Свой свет; нас же величающих неисповедимую благость Его, научи взывати тебе таковая: Радуйся, от утробы матерней Богом предъизбранный; Радуйся, благоволением Сына Божия от нечестия ко благочестию от юности призванный. Радуйся, пламенную любовь ко Христу явивый; Радуйся, иноческое житие до конца возлюбивый. Радуйся, языческаго нечестия ревностный обличителю; Радуйся, добрый ревнителю христианская веры. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 2

Видяще родители твои тебе, преподобне, на долзе времени в лютом разслаблении суща, недоумеваху; обаче прелестию многобожия зела ослеплени бывше, не возжелеша обратитися к единому истинному Богу, подающему всем страждущим скорое исцеление, и вкупе с тобою воспевати Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разум недоразумеваемый о несозданном Божестве уразумел еси, преподобне, и положил еси в сердце твоем обратитися ко Христу и последовати Его учению. Темже мы, чудящеся о скором твоем на лучшая преложению, дерзаем восхваляти тя таковыми гласы: Радуйся, земле благая, приявшая семя небеснаго учения; Радуйся, свыше удостоивыйся Божественнаго просвещения. Радуйся, ниво, произрастившая класс живыя веры; Радуйся, сосуде, исполненный благодати обильно. Радуйся, крине, возникший посреде терния; Радуйся, звездо, возсиявшая во тме языческаго нечестия. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 3

Сила Вышняго внезапу найде на тя, преподобне, и стягну состав тела твоего. Ты же, восстав от одра твоего, аки николиже болевый, в радости неизглаголанней, благодаря безмезднаго Врача твоего, Его же прежде не ведел еси Иисус Христа, возопил Ему: Аллилуиа.

Икос 3

Имея помышление в сердцы своем еже послужити Христу, даровавшему тебе исцеление, отай изшел еси из дому родителей твоих и прилепился еси ко Христу Господу; тем мы, ублажая благое твое изволение, вопием ти сице: Радуйся, дом и родителей твоих Господа ради оставивый; Радуйся, в неведомей ти стране взысканий спасение. Радуйся, богатство земное ни во чтоже вменивый; Радуйся, нищету паче богатства возлюбивый. Радуйся, образе жизни духовныя; Радуйся, свете, возсиявый из тмы греховныя. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 4

Буря недоумений смущаше тя, преподобне, еще не крещену ти сущу, елее како получити знамение христианския веры. Бог же всякия утехи тайным Своим промышлением приведи тя в обитель иночествующих, да ту возродишися водою и духом, и в чистоте сердца посреде лика иночества воспеваеши Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше братия о пришествии твоем в обитель их, преблаженне, и видевше тя благоприятна и разумна, прияша с радостию и, крестивше во имя Отца и Сына и Святаго Духа, причтоша к лику своему. Мы же, Промыслу Божию, о тебе явленному, чудящеся, восхваляем тя сице: Радуйся, святым крещением в обители иночествующих просвещенный; Радуйся, во святом крещении дарами Духа Святаго исполненный. Радуйся, по крещении образ иноческий на ся приемый; Радуйся, иго благое Господне на рамо твое вземый. Радуйся, яко усердно последовал еси стопам Христовым; Радуйся, яко на вся подвиги иноческие уготовал еси душу твою. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 5

Боготечная звезда явился еси, отче Аврамие, в пределех града Ростова возсиявшая; не терпя бо славы и похваления человеческаго, умыслил еси сокрытися в неведомыя страны; темже пришед в чудский конец, вселился еси близ езера Неро в пусте месте, идеже идол Велес стояше, емуже неразумнии людие покланяхуся, ты же верою крепко воспевал еси Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше благоразумнии и богобоязненнии людие града Ростова уединенное и благочестивое по Бозе житие твое, зело возлюбиша тя и попремногу чествоваху. Темже и от нас приими похвалы сицевыя: Радуйся, пустынное житие о Бозе возлюбивый; Радуйся, древним пустынно добрый подражателю жителем. Радуйся, искушений лукаваго врага крепкий борителю; Радуйся, в трудех и подвизех рано Господеви Богу послуживый. Радуйся, яко в посте и молитвах выну пребывав еси; Радуйся, яко с непрестанным бдением и Богохвалением безплотным поревновал еси. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 6

Проповедует радостно град Ростов великие труды твоя и подвиги, блаженне Аврамие, яже подъял еси, егда языческое нечестие разрушаше и в сердцах людей истинную веру и благочестие насаждаше; единем бо того желанием горяше, да всех приведеши ко Христу и научиши вкупе с тобою воспевати Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия паче солнца богоугодное житие твое, всехвальне отче Аврамие, и якоже звезды небесныя, озариша добродетели твоя землю Ростовскую, о них же и мы благодаряще Христа Бога, давшаго ти таковую благодать, восхваляем тя сице: Радуйся, звездо, во тме греховней заблуждшим светящая; Радуйся, лествице, возводящая последующих ти по степенем добродетелей от земли на небо. Радуйся, яко равноангельскому житию всех образом жития твоего учиши; Радуйся, яко страсти греховныя подражающих ти побеждати руководиши. Радуйся, образе истиннаго смирения; Радуйся, зерцало истиннаго самоотречения. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 7

Хотя Преблагий Бог утешити тя в скорби твоей и о людех, в зловерии язычестем погибающих, блаженне Аврамие, посла на помощь к тебе возлюбленнаго ученика Своего Иоанна Богослова, яко да укрепит тя к низложению сквернаго идола Велеса, ты же, жезлом от него вооружен и верою утвержден, в дерзновении мнозе возопил еси Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго веры ревнителя, якоже Николая Мирликийских святителя, видим тя, богоносе отче Аврамие; яко же бо той, ревностию Божественною распалаем, капище языческо в Ефесе разсыпа до основания, сице и ты богомерзскаго идола Велеса во граде Ростове силою крепкаго сокрушил еси; сего ради по достоянию приими от нас похвалы сицевыя: Радуйся, святому Иоанну Богослову собеседник быти сподобивыйся; Радуйся, благодать и силу с жезлом от него приемый. Радуйся, яко сим жезлом сокрушил еси сквернаго идола Велеса; Радуйся, яко вельми посрамил еси обитавшаго во идоле исконнаго человекоубийцу. Радуйся, яко на сем месте храм и обитель святую во славу истиннаго Бога воздвигл еси; Радуйся, яко зде пристанище благотишное обуреваемым молвами житейскими уготовал еси. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 8

Странное чудо видевше в храмине твоей благовернии Князие, пришедше благословение от тебе по обычаю прияти, егда дым чермн смраден зело изыде от умывальницы твоея, ужасошася. Ты же, уразумев злоковарнаго лукаваго духа действие, поучив Князи опасно блюсти себе от козней вражиих, купно с ними возопил еси Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь равною ко всем горел еси любовию, достохвальне отче Аврамие, и яко же в животе твоем, тако и ныне всех, верою к тебе прибегающих, молитвами твоими ограждаеши от всякаго зла. Достойне убо приемлеши от всех похвалы сицевыя: Радуйся, теплый молитвенниче к Богу о нас грешных; Радуйся, наставниче, руководяй к небеси верных. Радуйся, бедствующих многомощный помощниче; Радуйся, оскорбляемых крепкий покровителю. Радуйся, посетителю скорый в немощех лежащих; Радуйся, утешителю благий в бедах сущих. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 9

Естество ангельское подражая, не усрамился еси, достоблаженне Аврамие, егда по навету всезлобнаго врага приведен был еси в единей раздранней власянице к Великому Князю Владимиру, но паче самаго того врага смирением и незлобием посрамил еси; чесо ради с великою честию в обитель твою возвращшися и мир и благословение чадом твоим подавая, в радости духовней возопил еси посреде их Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витийствующий язык не может достойно восхвалити тя, преславне отче Аврамие, многие бо и преславные подвиги в животе твоем совершил еси; мы же, к тебе любовию подвизаемии, во смирении сердца дерзаем воспевати тебе таковая: Радуйся, возшедый в горний град Господа Вседержителя; Радуйся, преселивыйся в Царство Небесное. Радуйся, яко святая твоя душа ныне в пресветлом Сионе вселися; Радуйся, яко и тело твое нетлением в обители твоей прославися. Радуйся, теплый о нас предстателю ко Христу Богу; Радуйся, благодать нам от Него обильную молитвами твоими подаваяй. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 10

Спасти хотя душу Гермогена некоего, по действу диаволю в сомнение о тебе впадшаго, досточудне Аврамие, мало неколико дней наказав, за молитвы братии обители твоея паки помиловал еси. Он же, познав свое согрешение, прослави тебе незлобиваго благодетеля своего, и Богу, тобою чудодеющему, возопи: Аллилуиа.

Икос 10

Стена граду Ростову ты еси, чудотворче святый Аврамие, и всем, прибегающим к тебе, надеждо крепкая и заступление. Темже и нас, любовию ублажающих тя, от недугов и нужд свобождай, вопиющих тебе таковая: Радуйся, стено нерушимая града Ростова; Радуйся, забрало собранного тобою стада духовных овец. Радуйся, во правоверии стоящих незыблемое утверждение; Радуйся, во благочестии ходящих крепкое ограждение. Радуйся, поборниче крепкий ведущих брань к духовом злобы поднебесным; Радуйся, вождю премудрый, путь прискорбный и тесный шествующим показуяй. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 11

Пение всякое не довлеет к похвале твоей, преподобне отче Аврамие, кто бо возможет по достоянию прославити многотрудное житие твое или восхвалити подвиги твоя, яже по вся дни и нощи в постех и бдениих, стояниих и коленопреклонениих богоугодне подъял еси, их же ради предстоя ныне Престолу Божию на небесех, со всеми святыми поеши Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарное светило, не точию град Ростов озаряющее, но и вся грады и страны Российския просвещающее, зрим тя, светоявленне отче Аврамие; с невещественными бо Ангельскими светы предстоя Троичному несозданному свету, и от него Божественными лучами осияваем, облиставаеши верных, вопиющих ти сице: Радуйся, светильниче, добродетельми светящий; Радуйся, молитвами твоими нас ограждающий. Радуйся, свете, плавающих в житейстем мори освещаяй; Радуйся, светением твоим безбедно преплывати от мира к небеси направляяй. Радуйся, святынею твоею град наш присещаяй; Радуйся, чудесы твоими вся концы озаряяй. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 12

Благодать данную ти от Бога сведуще, и на твое мощное к Нему предстательство уповающе, умильно взываем к тебе, чудотворче святый, моли неисповедимую благость Его, яко да избавит нас, недостойных раб Своих, от искушений вражиих, да прелести его избавльшеся, чистым сердцем и не скверными устнами воспеваем Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое честное преставление, чтим радостно по долгу память твою, и к твоему цельбоносному гробу припадающе, благодарение приносим, яко и по преставлении твоем нас не оставляеши, но милостивно призираеши, посещаеши и заступаеши; темже слышиши от нас таковая: Радуйся, в мире и радости духовней от обители твоея на небеса преселивыйся; Радуйся, лику избранных тамо приобщивыйся. Радуйся, яко в сонме их предстоиши дивному во святых Богу; Радуйся, яко лицем к лицу зриши неизреченную славу Его. Радуйся, яко тело твое святое нетленно обретеся на земли; Радуйся, яко тем возвеличи Господь обитель твою и град наш. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 13

О, преподобне и преблаженне отче Аврамие, светильниче града Ростова! Нынешнее наше приемый приношение, принеси теплую молитву твою ко Господу, яко страну нашу да избавит от всех врагов видимых и невидимых, от нашествия иноплеменных, от недуга и глада, от всякия скорби и смертоносныя язвы, и будущия изми муки всех вопиющих к Нему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва преподобному Аврамию Ростовскому

О, преподобне отче наш Аврамие! Не забуди нас, но поминай всегда во святых твоих и богоприятных молитвах стадо твое, еже сам собрал еси, и моли за ны, чада твоя, отче священный, яко имеяй дерзновение ко Господу; не мним бо тя мертва суща, аще и преставился еси от нас, пастырю наш добрый. Се мощи твоя святыя пред очима нашима, святая же твоя душа, со ангельскими безплотных лики Престолу всех Царя предстоящи, достойно веселится. Испроси убо нам время на покаяние, яко да возможем невозбранно прейти от земли на небо, и вечныя муки избавившеся, Небеснаго Царствия наследники будем со всеми праведными, от века благоугодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Похожие статьи