Дипломная работа: Аудит расчетов по оплате труда. Практика проведения аудита

"Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 10

Расчеты с персоналом по оплате труда представляют особый интерес для контролирующих органов, поскольку являются одним из направлений финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. В данной статье рассмотрены вопросы проверки оплаты труда в бюджетных учреждениях с учетом требований и изменений российского законодательства.

Нарушения при исчислении и перечислении удержаний из заработной платы

Трудовым законодательством предусмотрен перечень оснований удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности перед работодателем. Удержания производятся:

  • для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;
  • для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;
  • для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда;
  • при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска.

При проверке выявляется нарушение в исчислении удержаний из заработной платы: излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права) заработная плата взыскивается с него в полном объеме. Обратите внимание, что заработная плата может быть взыскана с работника только в случаях:

  • счетной ошибки;
  • если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда;
  • если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом (ст. 137 ТК РФ).

Кроме того, ст. 248 ТК РФ предусмотрена возможность взыскания по распоряжению работодателя суммы причиненного его имуществу ущерба, если размер ущерба не превышает среднего месячного заработка работника.

Наряду с этим из заработной платы работника могут производиться удержания в силу закона (налоги) или по исполнительным документам.

Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50% заработной платы, причитающейся работнику.

В ходе проверки следует установить также, как производятся удержания по нескольким исполнительным листам, если такие факты имеют место быть в учреждении. При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено не менее 50% заработной платы.

Обратите внимание, что данные ограничения не распространяются на удержания из заработной платы при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70%.

Нарушения срока выдачи заработной платы

Обязательным вопросом проверки расчетов с персоналом по оплате труда является своевременность выдачи заработной платы. Заработная плата в соответствии с трудовым законодательством выдается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным или трудовым договором. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выдача заработной платы производится накануне этого дня. Учреждения допускают нарушение ст. 136 ТК РФ в случае несвоевременной оплаты отпуска (позднее чем за три дня до его начала). Обратите внимание, что требования выплаты отпускных сумм не менее чем за три дня до начала отпуска распространяются на выплаты как через кассу учреждения, так и путем перечисления денежных средств на банковские карты и счета работников, открытые в банках и кредитных организациях.

Задержка заработной платы и/или выплата ее один раз в месяц в нарушение ст. 236 ТК РФ влекут обязанность учреждения выплатить причитающиеся суммы с процентами за несвоевременную выплату в размере не ниже 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки платежа с учетом требований Письма Роструда от 07.12.2006 N 2042-6-1, содержащего рекомендации по расчету компенсации. Данная компенсация должна выплачиваться независимо от того, виновен или нет работодатель в задержке указанных выплат. Несвоевременное получение бюджетных средств не освобождает учреждение от выплаты сумм компенсаций.

Кроме того, следует учитывать требования коллективного и/или трудового договора, предусматривающего в таких случаях размеры выплат, которые должны быть не менее 1/300 ставки рефинансирования, при этом максимальный размер компенсации законодательством не ограничивается.

Обратите внимание, что оплата компенсации производится по коду 290 "Прочие расходы" КОСГУ.

Допускается еще одно нарушение ст. 136 ТК РФ, а именно выплата заработной платы один раз в месяц. Учитывайте при проверке разъяснения, данные в Письме Роструда от 01.03.2007 N 472-6-0, согласно которым даже наличие заявления работников о согласии получать заработную плату раз в месяц не освобождает работодателя от ответственности, то есть от выплаты всем работникам учреждения денежной компенсации за нарушение сроков выдачи заработной платы.

Пример 1 . Согласно трудовому договору выплата заработной платы в учреждении производится два раза в месяц - 1-го и 15-го числа. Работнику учреждения за июнь 2010 г. начислена заработная плата в размере 13 000 руб. Кроме того, ему предоставлен с 1 июля 2010 г. основной ежегодный отпуск на 28 календарных дней и начислены отпускные в размере 15 000 руб. Сумма налога на доходы физических лиц за месяц составила 3640 руб. Данный вид расходов осуществляется за счет бюджетных средств учреждения.

Согласно установленным срокам выдачи заработной платы и отпускных в учреждении сотруднику должны быть произведены выплаты:

  • аванса в размере 6500 руб. - 15 июня 2010 г.;
  • отпускных в сумме 13 050 руб. - не позднее 27 июня 2010 г.;
  • оставшейся части причитающейся зарплаты в размере 4810 руб. - 1 июля 2010 г.

Поскольку в соответствии с ТК РФ все организации и учреждения независимо от форм собственности за нарушение сроков выдачи заработной платы и других выплат в пользу работников обязаны выплатить причитающиеся им суммы с учетом процентов за задержку в размере не ниже 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день задержки и данная компенсация должна выплачиваться независимо от того, виновен или нет работодатель в задержке указанных выплат, учреждению следует выплатить работнику компенсацию за задержку заработной платы и отпускных сумм.

Обратите внимание на то, что несвоевременное бюджетное финансирование не освобождает бюджетное учреждение от выплаты сумм компенсаций.

Следует отметить, что это минимальный размер денежной компенсации. Максимальная ее сумма не ограничена и должна быть указана в коллективном или трудовом договоре.

В Письме Роструда от 07.12.2006 N 2042-6-1 даны рекомендации по расчету денежной компенсации. Проценты рассчитываются начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета с работником включительно.

В трудовом договоре учреждения предусмотрена ответственность работодателя за задержку заработной платы - выплата компенсации в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ (с 01.06.2010 размер ставки рефинансирования равен 7,75% (Указание ЦБ РФ от 31.05.2010 N 2450-У "О размере ставки рефинансирования Банка России")).

Таким образом, рассчитаем сумму денежной компенсации за нарушение сроков выдачи заработной платы и отпускных. Просрочка выплаты аванса будет составлять 28 дней (15.06.2010 - 11.07.2010), заработной платы - 11 дней (01.07.2010 - 11.07.2010) соответственно. Отпускные должны быть выплачены работодателем не позднее чем за три дня до начала отпуска, то есть 27 июня 2010 г. Количество дней просрочки выплаты отпускных - 15 (27.06.2010 - 11.07.2010).

Суммы денежной компенсации составят:

  • по авансу - 47,02 руб. (6500 руб. x 7,75% / 300 x 28 дн.);
  • по заработной плате - 13,69 руб. (4810 руб. x 7,75% / 300 x 11 дн.);
  • по отпускным - 50,57 руб. (13 050 руб. x 7,75% / 300 x 15 дн.).

Общая сумма денежной компенсации равна 111,28 руб.

Денежную компенсацию работникам за нарушение сроков выдачи заработной платы и других выплат следует производить по коду 290 "Прочие расходы" КОСГУ согласно Указаниям о применении бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н.

В бюджетном учете учреждения бухгалтерские записи по выплате денежных компенсаций работникам за нарушение сроков выдачи заработной платы отражаются следующим образом:

Начислены заработная плата и

отпускные работнику

Удержан НДФЛ с оплаты труда

Начислена сумма денежной

компенсации за задержку выплат

Перечислен НДФЛ в бюджет

на выдачу заработной платы

Получены денежные средства в кассу

на выплату денежной компенсации

Выдана из кассы сумма заработной

платы и отпускных

Выдана из кассы сумма денежной

компенсации

Желательно, чтобы в период проверки нарушение было устранено, то есть компенсации за выявленную в ходе проверки задержку оплаты труда и прочих выплат были выплачены.

Нарушения в оформлении документов по учету кадров и оплаты труда

В соответствии с требованиями ст. ст. 9, 10 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бюджетные учреждения должны оформлять операции по учету расчетов с персоналом по оплате труда первичными учетными документами, на основании которых составляются бухгалтерские регистры.

Расчеты с персоналом по оплате труда оформляются следующими первичными документами (Приложение 2 к Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н):

  • расчетно-платежными (ф. 0504401) и платежными ведомостями (ф. 0504403);
  • табелями учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. 0504421);
  • карточкой-справкой (ф. 0504417);
  • запиской-расчетом об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и в других случаях (ф. 0504425).

Перечислим первичные документы по учету кадров (п. 1.1 Постановления Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты"):

  • N Т-1 "Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу";
  • N Т-1а "Приказ (распоряжение) о приеме работников на работу";
  • N Т-2 "Личная карточка работника";
  • N Т-2ГС(МС) "Личная карточка государственного (муниципального) служащего";
  • N Т-3 "Штатное расписание";
  • N Т-4 "Учетная карточка научного, научно-педагогического работника";
  • N Т-5 "Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу";
  • N Т-5а "Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу";
  • N Т-6 "Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику";
  • N Т-6а "Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам";
  • N Т-7 "График отпусков";
  • N Т-8 "Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)";
  • N Т-8а "Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работниками (увольнении)";
  • N Т-9 "Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку";
  • N Т-9а "Приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку";
  • N Т-10 "Командировочное удостоверение";
  • N Т-10а "Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении";
  • N Т-11 "Приказ (распоряжение) о поощрении работника";
  • N Т-11а "Приказ (распоряжение) о поощрении работников".

К регистрам бюджетного учета (Приказ Минфина России от 23.09.2005 N 123н "Об утверждении регистров бюджетного учета") относится Журнал операций расчетов по оплате труда (ф. 0504071) и др.

При проверке следует уделить особое внимание правильности и полноте заполнения всех предусмотренных унифицированной формой реквизитов.

Пример 2 . Проверкой правильности и полноты оформления первичных учетных документов по оплате труда в бюджетном учреждении установлено: в нарушение Приложения 2 к Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н, за период с 01.01.2010 по 01.07.2010 не все реквизиты, предусмотренные формой Табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. 0504421), были заполнены.

Особенности классификации выплат по оплате труда в бюджетных учреждениях

В бюджетном секторе выплаты по оплате труда классифицируются положениями нормативных правовых актов с учетом требований Указаний о применении бюджетной классификации Российской Федерации, а также источника финансирования расходов.

Напомним, что с 1 декабря 2008 г. условия оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений определяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".

Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений включают в себя оклады, выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера определяются соответствующими приказами Минздравсоцразвития.

Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и Разъяснение о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822 (далее - Приказ N 822).

К выплатам компенсационного характера согласно Приказу N 822 относятся:

  • выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
  • выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
  • выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
  • надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818 утверждены Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и Разъяснение о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, согласно которому к выплатам стимулирующего характера относятся:

  • выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
  • выплаты за качество выполняемых работ;
  • выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
  • премиальные выплаты по итогам работы.

Понятие компенсации определено ст. 164 ТК РФ: это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Статьей 165 ТК РФ установлены случаи предоставления компенсаций. Работникам предоставляются гарантии и компенсации:

  • при направлении в служебные командировки;
  • при переезде на работу в другую местность;
  • при исполнении государственных или общественных обязанностей;
  • при совмещении работы с обучением;
  • при вынужденном прекращении работы не по вине работника;
  • при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • в некоторых случаях прекращения трудового договора;
  • в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;
  • в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Компенсация может быть в виде:

  • возмещения расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 168 ТК РФ);
  • возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также с работой в полевых условиях, работами экспедиционного характера (ст. 168.1 ТК РФ);
  • возмещения расходов при переезде на работу в другую местность (ст. 169 ТК РФ);
  • компенсации, выплачиваемой государственными органами или общественными объединениями работникам за время привлечения ими физических лиц к исполнению государственных или общественных обязанностей (ст. 170 ТК РФ);
  • компенсации работникам, совмещающим работу с обучением (ст. ст. 173 - 177 ТК РФ);
  • выходных пособий (ст. 178 ТК РФ);
  • среднего месячного заработка за время трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников (ст. 178 ТК РФ);
  • дополнительной компенсации, выплачиваемой работнику при ликвидации организации, сокращении численности или штата в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ст. 180 ТК РФ);
  • компенсации за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику (ст. 188 ТК РФ);
  • надбавки за вахтовый метод работы, выплачиваемой взамен суточных (ст. 302 ТК РФ);
  • компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 325 ТК РФ);
  • компенсации расходов, связанных с переездом на работу в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 326 ТК РФ).

В ст. 191 ТК РФ определены случаи и виды поощрения работников за труд.

Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Пример 3 . По результатам проверки образовательного бюджетного учреждения, проведенной за период с 01.01.2010 по 30.06.2010, выявлено, что выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий работникам, научным сотрудникам в нарушение п. 8 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", разд. V Указаний о применении бюджетной классификации Российской Федерации производилась несвоевременно и не в полном объеме по коду 211 "Заработная плата" КОСГУ на общую сумму 6800 руб.

В бюджетном учете учреждения сделаны следующие бухгалтерские записи по начислению и выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий работникам:

В случае если нарушение выявлено в текущем финансовом периоде (в данном случае - за 2010 г.), бюджетное учреждение может внести исправления в бюджетный учет и письмом в казначейство или финансовый орган осуществить восстановление операций, произведенных с нарушением Указаний о применении бюджетной классификации Российской Федерации.

В целях исправления бухгалтеру учреждения нужно сделать следующие записи по начислению и выплате ежемесячной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции педагогическим работникам образовательного учреждения:

В случае если нарушение выявлено за предыдущий финансовый период, например за 2009 г., произведенные в нарушение бюджетной классификации расходы трактуются контролирующими органами как нецелевое использование бюджетных средств.

Согласно ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств согласно бюджетной смете. Бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином.

В силу п. п. 3 и 4 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения, утвержденных Приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н, составлением сметы является установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года.

Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления.

Таким образом, если бюджетное учреждение совершает расходование средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенные утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, данное нарушение будет классифицировано проверяющими как нецелевое их использование (ст. 289 БК РФ).

В ходе проверки сделан следующий вывод: в нарушение разд. V Указаний о применении бюджетной классификации Российской Федерации бюджетным учреждением произведена выплата ежемесячной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции в сумме 6800 руб. по коду 211 "Заработная плата" КОСГУ, а следовало произвести выплату по коду 212 "Прочие выплаты" КОСГУ. Это в соответствии со ст. 289 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

Кроме того, в нарушение п. 8 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1) с учетом указаний, доведенных до образовательных учреждений Письмом Минобразования России от 25.11.1998 N 20-58-4046/20-4 "О выплате денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания педагогическим работникам образовательных учреждений", денежная компенсация за приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий выплачивалась педагогическим работникам образовательного учреждения не ежемесячно.

Уточним, что каких-либо ограничений в Законе N 3266-1 не установлено, то есть не указано, кому и в какие периоды эта денежная компенсация не выплачивается. Таким образом, денежная компенсация за приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий должна выплачиваться ежемесячно всем педагогическим работникам, состоящим в трудовых отношениях с образовательным учреждением (в том числе во время нахождения в очередных, дополнительных и других отпусках, в период получения пособия по временной нетрудоспособности).

Однако при проверке следует учитывать разъяснения Минобразования, приведенные в Письме от 25.11.1998 N 20-58-4046/20-4 "О выплате денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания педагогическим работникам образовательных учреждений", согласно которым компенсация выплачивается только по одному месту работы. То есть, если работник получает ее по основному месту работы, в случае работы по совместительству в другом образовательном учреждении такая выплата не производится. Сотрудникам, работающим на условиях совместительства, компенсация за книгоиздательскую продукцию выплачивается в полном объеме, так как ограничений по ее выплате не установлено. Работникам, выполняющим педагогическую работу на условиях почасовой оплаты без занятия штатной должности, компенсация не выплачивается.

Кроме описанных выше нарушений при проведении проверок выявляются случаи излишней выплаты заработной платы по следующим причинам: отсутствие необходимого объема работ, арифметические ошибки, выполнение функциональных обязанностей по одной должности, а оплата по другой, несоответствие тарифно-квалификационным требованиям, расхождения между табелями учета рабочего времени и карточками лицевых счетов и др.

Пример 4 . Выборочной проверкой карточек лицевых счетов за август 2010 г. установлен факт излишней оплаты труда работнику образовательного бюджетного учреждения. Так, на основании изданных в установленном порядке приказов по образовательному учреждению преподаватель имел нагрузку в размере одной ставки заведующего кафедрой и семи часов преподавательской работы. В соответствии со штатным расписанием на 1 мая 2010 г. оклад по должности заведующего кафедрой составляет 15 168,98 руб., по тарификационному списку оклад преподавателя - 18 779,99 руб. Согласно табелю учета рабочего времени за август 2010 г. отработано четыре дня. Таким образом, оплата по окладу должна составить 2889,33 руб. (15 168,98 руб. / 21 дн. x 4 дн.) вместо начисленных бухгалтером и выплаченных работнику 3611,67 руб., доплата за совмещение должна составить 3577,14 руб. (18 779,99 руб. / 21 дн. x 4 дн.) вместо выплаченных 3611,54 руб.

В нарушение ст. ст. 8, 15, 57 ТК РФ работнику бюджетного учреждения выплачена заработная плата в сумме 7223,21 руб., а следовало выплатить заработную плату в размере 6466,47 руб. Таким образом, излишняя выплата заработной платы работнику образовательного учреждения составляет 756,74 руб.

В бюджетном учете учреждения сделаны бухгалтерские записи:

В ходе ревизии излишне выплаченная сумма заработной платы - 756,74 руб. (3611,67 руб. - 2889,33 руб. + 3611,54 руб. - 3577,14 руб.) - удержана из заработной платы текущего месяца (сентябрь 2010 г.) и перечислена в доход федерального бюджета.

В бюджетном учете учреждения сделаны следующие бухгалтерские записи:

Напомним, что в соответствии со ст. 137 ТК РФ работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника для погашения его задолженности перед работодателем (для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок) не позднее одного месяца со дня окончания срока неправильно исчисленных выплат и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.

В заключение отметим, что за нарушение трудового законодательства предусмотрена административная ответственность (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) в виде штрафа в размерах:

Кроме того, деятельность учреждения может быть приостановлена на срок до 90 суток. А за повторное аналогичное правонарушение руководитель учреждения может быть дисквалифицирован на срок от одного года до трех лет.

М.А.Волчкова

Эксперт журнала

"Оплата труда в бюджетном учреждении:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Начисление зарплаты, удержания из нее, расчет налоговых платежей – трудоемкий процесс системы бухгалтерского учета юридического лица. Такие операции постоянно повторяются и характеризуются своей многочисленностью. К особенностям указанного раздела учета можно отнести и регулярные изменения налогового законодательства в этой области. Все перечисленные факторы усложняют аудит расчетов с персоналом по оплате труда.

Аудит расчетов с персоналом по оплате труда: цели

В ходе проверки аудитор ставит следующие цели:

  • изучение законности расчетов в сфере заработной платы;
  • подтверждение соответствия учета действующим стандартам и нормативно-правовым актам, определяющим порядок начисления и выплаты зарплаты;
  • оценка эффективности установленных у работодателя форм и систем оплаты труда;
  • установление полноты аналитического учета зарплаты;
  • проверке полноты начисления и перечисления в бюджет НДФЛ, начисления и расчетов по ЕСН.

Задачи аудита

Аудит зарплаты позволяет решить множество задач. В первую очередь, своевременная проверка операций по начислению зарплаты позволяет предприятию получить аудиторское заключение с указанием ошибок и недочетов в бухгалтерском учете, рекомендации по оптимизации форм и систем оплаты труда.

В дальнейшем такое заключение дает возможность работодателю привести в соответствие с законодательством бухгалтерский учет, без экономических потерь и штрафных санкций пройти налоговую проверку, в более короткие сроки провести процедуру ликвидации, реорганизации, реструктуризации.

Какие документы проверяет аудитор?

Базой для проведения аудита заработной платы являются следующие документы:

  • штатное расписание;
  • трудовые соглашения, дополнения к ним, коллективный договор при его наличии;
  • приказы, регулирующие начисление заработной платы;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • положения, регламентирующие систему премирования в организации.

Последовательность аудита расчетов с персоналом по оплате труда

Аудит зарплаты выполняется в определенной последовательности. В рамках его можно предложить такие шаги, как установление:

  1. правильности составления внутренних нормативных актов, регламентирующих прием, увольнение, перемещение работников;
  2. эффективности применения различных систем оплаты труда;
  3. соблюдения законодательства по труду;
  4. полноты удержаний из заработка, начислений и уплаты ЕСН;
  5. правильности отражения операций по заработной плате на счетах бухучета и в отчетности.

Аудит НДФЛ и страховых начислений

Учет удержаний из зарплаты работников должен обеспечивать возможность простой идентификации налогоплательщика – физического лица, видов полученных доходов и вычетов, которые были ему предоставлены.

Проверка страховых взносов включает изучение карточек индивидуального учета, оборотов и остатков по счету 69, платежных поручений, подтверждающих факт перечисления ЕСН в бюджет.

Оформление итогов проверки

По завершении проверки аудитор обязан предоставить заказчику акт проверки, основной частью которого является аудиторское заключение. Проверяющий также имеет возможность отказаться от предоставления заключения, если тому есть веские причины.

Заключение может быть:

  • положительным в случае, когда учет труда полностью соответствует действующему законодательству, а сведения, указанные в бухгалтерской и налоговой отчетности, достоверны;
  • условно-положительным, когда в целом учет хозяйственного субъекта организован с учетом требований законодательства, но в процессе проверки установлены незначительные нарушения, либо несущественные, легко устранимые искажения показателей отчетности;
  • отрицательное, когда показатели отчетности организации не соответствуют фактическим показателям учета либо бухгалтерский учет начисления зарплаты ведется с грубыми нарушениями законодательства.

Распространенные ошибки в учете

Аудитор в процессе деятельности зачастую сталкивается с однотипными ошибками, которые можно сгруппировать следующим образом:

  • нарушения правил ведения первичных документов;
  • несвоевременное удержание НДФЛ и перечисление сумм налога в бюджет;
  • ошибки в определении величины отпускных и больничных.

На практике зачастую не уделяется необходимого внимания требованиям к заполнению первичных и оправдательных документов по учету рабочего времени, выработки и начисления зарплаты (табелей, справок, карточек, нарядов).

Во многих случаях у бухгалтера вызывает сложность включения в базу налогообложения НДФЛ и ЕСН дополнительных выплат и выплат компенсационного и социального характера. Рекомендуем ознакомиться с .

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос № 1. Бухгалтером предприятия ошибочно перечислена уволившемуся сотруднику сумма, большая положенной к выдаче на руки зарплаты. Сотрудник отказывается добровольно вернуть излишне полученные деньги. Какие законные способы взыскания можно применить к работнику?

Ответ. В соответствии с ТК с работника можно взыскать излишне выданную зарплату в следующих случаях:

  • если работник не выполнил нормы, и этот факт признан комиссией по трудовым спорам;
  • если работник осуществил некие неправомерные действия, которые привели к излишне выплаченной зарплате. При этом незаконность его деяний должна найти подтверждение в суде;
  • при допущении счетной ошибки. При этом законодательство не детализирует понятие счетной ошибки. В общем под этим термином подразумевается ошибка при подсчете зарплаты.

Излишне выданные суммы скорее относятся не к счетной, а к технической ошибке. К такой же ошибке относится сбой в программе. Поэтому в рамках закона юридическое лицо должно обратиться в суд с просьбой обязать бывшего работника возвратить излишне полученные средства. Но гарантий того, что решение, приятое судом, будет в пользу работодателя, нет. Единственным способом возврата средств является добровольное согласие работника.

Вопрос № 2. В ходе аудиторской проверки установлено, что в апреле прошлого года заработная плата охранника Демакова А.В. была начислена исходя из оклада начальника смены Семенова И.В., который на 500 рублей выше. В следующем месяце при расчете зарплаты излишне выплаченные средства были удержаны. Правомерны ли действия бухгалтера?

Ответ. Из заработка работника в рамках закона можно удержать:

  • аванс, который был ранее выдан в зарплату и не отработан;
  • аванс, который был ранее выдан на командировки;
  • суммы, которые были переплачены в результате счетной ошибки;
  • если работник получил отпуск, который не отработал на момент прекращения трудовых отношений.

Случай ошибочного начисления заработной платы в связи с неправильным применением оклада не подходит ни под один из перечисленных случаев. Она возникла по вине работодателя. Поэтому удержание излишне начисленной работнику суммы заработка в апреле является неправомерным.

Вопрос № 3. Бухгалтером предприятия по приказу директора были удержаны из заработка работника суммы, ранее выданные в подотчет, по которым не предоставлены авансовые отчеты. Правомерно ли такое удержание?

Ответ. Возврат выданных в подотчет и не израсходованных денежных средств, по которым не представлены авансовые отчеты в определенные сроки, является обязанностью работника. Однако перечень ситуаций, когда работодатель без согласия сотрудника имеет право выполнить удержания из зарплаты, установлен законодательством и является исчерпывающим. Поэтому удержание невозвращенных в срок подотчетных сумм из заработка без письменного согласия работника не является законным.

Вопрос № 4. Как правильно оформить результаты проверки расчетов по зарплате аудитором?

Ответ. По завершении работы аудитор составляет акт проверки. Основная его часть – аудиторское заключение. Как таковой типовой формы документа, установленной законом, не существует. Его составляют в произвольной форме. Важно, чтобы акт проверки содержал обязательные разделы:

  • данные о лице или компании, проводившей проверку;
  • сведения о клиенте;
  • перечень проверенных разделов бухгалтерского учета и документов;
  • заключение аудитора с перечнем установленных нарушений;
  • рекомендации по оптимизации бухучета расчетов по зарплате, приведению его в соответствие требованиям законодательства.

Вопрос № 5. Положением по премировании закреплена возможность выплаты сотрудникам организации премий и подарков к памятным и юбилейным датам. В бухгалтерских расчетах эти суммы отражаются в составе затрат на зарплату при расчете прибыли для налогообложения. Соответствуют ли эти действия требованиям законодательства?

Ответ. Расходы, связанные с премированием сотрудников к юбилеям и праздникам, не связаны с результатами деятельности предприятия. Поэтому эти издержки не включаются в затраты для расчета налога на прибыль. Кроме того, премии, не уменьшающие налогооблагаемую прибыль, облагаются страховыми взносами. Сами же затраты на оплату страховых взносов законодательство не запрещает учитывать при определении размера налога на прибыль.

В процессе решения первой задачи аудитор определяет основные категории работающих, виды начисления и порядок их оформления. Подтверждение достоверности произведенных начислений осуществляется выборочно. В объем выборки включаются различные категории работающих или уволенных (руководители, специалисты, рабочие, служащие и др.), разные временные периоды (обычно один месяц квартала) и основные виды начислений (удельный вес в структуре начисленной заработной платы должен превышать 5%). Если учетная информация обрабатывается вручную, то аудитор по данным книги начислений или по данным расчетных ведомостей подтверждает достоверность произведенных расчетов и используемых в расчетах показателей. При этом изучаются первичные документы, которые являются основанием для начисления заработной платы. Особое внимание обращается на правильность их заполнения, соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы.

При проверке первичных документов устанавливается наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выполненных работ, правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах подчисток, неоговоренных исправлений. Анализируя наряды на сдельную работу по датам их выдачи, сопоставляя фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава, аудитор определяет, нет ли случаев включения в них вымышленных лиц, повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам. Методом арифметического контроля определяются неточности в подсчетах в первичных документах или расчетных ведомостях.

Различают основную и дополнительную оплату труда. К основной относится оплата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ: оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и повременщикам, доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за работу в ночное время, за сверхурочные работы, за бригадирство, оплата простоев не по вине рабочих и т.п.

К дополнительной заработной плате относятся выплаты за непроработанное время, предусмотренные законодательством по труду: оплата очередных отпусков, перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков, за время выполнения государственных и общественных обязанностей, выходного пособия при увольнении и др.

Первичными документами по учету труда работников при повременной оплате труда являются табели.

Простои не по вине рабочего подтверждается листком о простое с указанием причин и виновников простоя, его продолжительности, тарифной ставки рабочего, размера оплаты и суммы. Согласно ст. 157 Трудового Кодекса РФ (далее ТК РФ), время простоя не по вине рабочего оплачивается в размере не ниже 2/3 тарифной ставки (оклада) установленного работнику разряда. Время простоя по вине работника не оплачивается.

На обнаруженный брак продукции должен быть составлен акт, в котором отражаются затраты на брак и сумма потерь. Браком в производстве считаются изделия, детали и узлы, не отвечающие требованиям стандартов или техническим условиям, которые не могут быть использованы по прямому назначению. На основании ст. 156 ТК РФ брак не по вине работника оплачивается наравне с годными изделиями, но не ниже 2/3 тарифной ставки (оклада) установленного работнику разряда. Частичный брак по вине работника оплачивается по пониженным расценкам в зависимости от степени годности продукции. Полный брак по вине работника оплате не подлежит.

Доплата за работу в ночное время осуществляется на основании табеля учета рабочего времени с итоговым количеством за месяц и регулируется ст. 96 и 154 ТК РФ. Ночным считается время с 22 часов до 6 утра (продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на один час). Оплата такого времени производится:

  • - рабочим повременщикам - не ниже 7/6 дневного часа при 7-часовом рабочем дне и не ниже 6/5 - при 6-часовом рабочем дне;
  • - рабочим сдельщикам - сверх сдельной заработной платы доплата за каждый час производится не ниже 1/6 или 1/5 тарифной ставки рабочего.

Доплата за работу в сверхурочное время также подтверждается данными табеля. Согласно ст.152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы - не менее чем в двойном. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ст. 99 ТК РФ). По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Оплата работы в праздничные дни должна подтверждаться приказом на работу в праздничные дни и табелем учета рабочего времени. Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере (ст. 153 ТК РФ):

  • - сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;
  • - работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым ставкам, в размере не менее двойной дневной или часовой ставки;
  • - работникам, получающим месячный оклад, в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа в выходной и нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы.

По желанию работника, работавшего в выходной или праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Согласно ст. 114 ТК РФ штатным работникам ежегодно предоставляются очередные отпуска. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев. Последующие очередные отпуска - по графику, утвержденному администрацией предприятия. Основанием для расчета суммы отпускных является приказ, в котором указывается, кому предоставляется отпуск, с какого числа, продолжительность отпуска. С 01.02.2002 г. минимальная продолжительность отпуска - 28 календарных дней.

При проверке данного объекта аудита необходимо проконтролировать правильность исчисления отпускного пособия. Расчет оплаты за отпуск производится исходя из средней заработной платы и количества дней предоставляемого отпуска. Для исчисления средней заработной платы расчетным периодом является три календарных месяца (с 1 по 1 число), предшествующих месяцу начала отпуска. Организации, кроме бюджетных, могут устанавливать всем или отдельным категориям работников расчетный период в двенадцать календарных месяцев, предшествующих уходу в отпуск. При этом из расчетного периода исключается время, а также начисленные суммы, когда:

  • - работник получил пособие по временной нетрудоспособности;
  • - работник был в отпуске без сохранения средней заработной платы (по семейным обстоятельствам);
  • - работник не работал в связи с простоем не по вине работника, в том числе из-за приостановки деятельности организации;
  • - работник не участвовал в забастовке, но в связи с ней не имел возможности выполнять свою работу;
  • - по другим причинам, предусмотренным законодательством.

Кроме того, при расчете средней заработной платы из расчетного периода исключаются праздничные дни, установленные законодательством.

Аудитору необходимо помнить, что если в расчетном периоде или в том месяце, когда работник уходит в отпуск, произошло повышение тарифных ставок или окладов по отрасли или на предприятии, то заработок работника должен корректироваться на коэффициент повышения. Эта корректировка не производится, если тарифная ставка или оклад повышены у конкретного работника.

Далее аудитор приступает к проверке пособий по временной нетрудоспособности. Эти пособия выплачивают рабочим и служащим за счет отчислений на социальное страхование согласно «Положению о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию». Основанием для выплаты пособий являются больничные листки, выдаваемые лечебными учреждениями. Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от стажа работы сотрудника и среднего заработка:

при непрерывном стаже работы до 5 лет - 60% заработка;

от 5 до 8 лет - 80% заработка;

более 8 лет - 100% заработка.

Независимо от стажа работы пособие выдается в размере 100% вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; лицам, имеющим на своем иждивении трех и более детей, не достигших 16 лет; по беременности и родам и в других случаях.

В заключение аудитор проверяет правильность составления бухгалтерских записей. Как известно, синтетический учет по начислению заработной платы ведется по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Поэтому при начислении заработной платы и других выплат аудитору сначала необходимо определить их источники, а затем проверить бухгалтерские записи. Выделяют несколько источников:

1. За счет отнесения зарплаты на себестоимость продукции или реализации товаров, работ, услуг:

Дт 20 «Основное производство» (оплата труда производственных рабочих),

Дт 23 «Вспомогательные производства» (оплата труда рабочим вспомогательных производств),

Дт 25 «Общепроизводственные расходы» (оплата труда цехового персонала), Дт 26 «Общехозяйственные расходы» (оплата труда управленческого персонала),

Дт других счетов издержек (29, 44 и др.)

Кт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Начисление оплаты труда по операциям, связанным с заготовлением и приобретением производственных запасов, осуществлением капитальных вложений, ликвидацией основных средств и т.п. отражают по Дт 08, 10, 11, 15, 91 Кт 70.

  • 2. Из собственных средств предприятия. Начисленные суммы премий, материальной помощи, пособий, выплаты социального характера, производимые за счет собственных средств предприятия отражают по Дт 91 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и Кт 70. Начисление доходов от участия в капитале организации оформляют записью: Дт 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и Кт 70.
  • 3. За счет средств Фонда социального страхования отражают суммы начисленных пособий по социальному страхованию, пенсий и других аналогичных сумм: Дт 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» Кт 70.

1.Методика проверки расчетов с персоналом по оплате труда

2.Список используемой литературы

Общее положение

Положение об оплате труда представляет собой один из локальных актов, который утверждается руководителем организации. Основная цель данного акта - описать применяемые в данной организации механизмы оплаты труда. Как правило, в таком положении указываются не только правила исчисления и выплаты заработной платы, но и применяемые в организации системы премирования (хотя, конечно же, нормы о премировании могут быть вынесены в отдельное положение).
Следует отметить, что, как таковое, положение об оплате труда не является обязательным: большинство его норм уже включены (или, по крайней мере, должны быть включены) либо в правила внутреннего трудового распорядка, либо в коллективный договор, либо в трудовой договор, а также непосредственно установлены в ТК РФ. Фактически такое положение об оплате труда носит в первую очередь информационный характер, поскольку объединяет указания всех приведенных источников и консолидирует применяемые в организации правила оплаты труда.
Кроме того, не следует забывать, что положение об оплате труда (и в первую очередь его положения о премировании) имеет большое значение и для целей налогообложения, поскольку в значительной мере снимает с организации проблему обоснования документальной подтвержденности расходов на оплату труда, произведенных ею.

Объекты аудита

Номер
и наименование счета

Регистры
синтетического учета

Регистры
аналитического
учета

Документы,
на основании
которых
производятся
записи

70 "Расчеты с
персоналом по
оплате труда"

Ж/о N 10,
10/1, 10а

Ведомость N 8
"Книга учета
депонированной
заработной
платы"

Ведомость
N 12 учета
затрат цехов
(предназначена
только к ж/о
N 10)

Ведомости
N 13, 13а уче-
та затрат в
обслуживающих
производствах
и хозяйствах

Ведомость
N 15 по
аналитическому
учету сч. 26,
31, 43

Ведомость
N 18 учета
затрат по
капитальным
вложениям к
сч. 08

Личная карточка,
расчетно -
платежная
ведомость,
Главная книга,
ж/о N 1, 2, 7, 8,
9, 10, 15

68 "Расчеты с
бюджетом" (по
соответствую-
щим субсче-
там)

Ведомость N 7
учета с
разными
дебиторами и
кредиторами
(с вкладным
листом на
каждые 20
дебиторов или
кредиторов)

Декларация о
доходах
физического лица,
расчетно -
платежные
ведомости,
Главная книга,
ж/о N 1, 2, 8,
13, 15

69 "Расчеты
по социально-
му страхова-
нию и обеспе-
чению"

Ж/о N 9, 10,
10/1, 10а

Ведомости
N 12, 13, 15,
18

Расчеты в фонды
социального
страхования и
обеспечения,
расчетно -
платежные
ведомости,
Главная книга,
ж/о N 1, 2, 9,
10, 10/1, 10а,

Цель и задачи аудита.

Целью аудита расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета нормативным документам с тем, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах.

Задачи аудита расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям:

    изучение системы внутреннего контроля расчетов с персоналом организации;

    подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражения их в учете;

    проверка соблюдения норм действующего законодательства в части начислений и удержаний;

    оценка системы организации аналитического и синтетического учета;

    проверка правильности оформления и отражения в учете расчетов с персоналом по оплате труда.

Программа аудиторской проверки.

При проведение расчетов с персоналом по оплате труда аудитор должен установить: какие формы и системы оплаты труда используются в данной организации (повременная, сдельная, аккордная); имеются ли внутреннее положение об оплате труда работников и коллективный трудовой договор; списочный и среднесписочный состав работников, принятых на работу со дня зачисления; кто ведет учет расчетов с персоналом по оплате труда (должность, образование, бухгалтерский стаж, родственные связи); какими нормативными документами пользуются бухгалтер данного участка, кому он подчиняется, кто проверяет качество его работы.

Нормативные акты, используемые при аудите.

В процессе аудиторской проверки операций расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям следует руководствоваться следующими нормативными документами:

Федеральный закон от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями);

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н;

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н;

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. №922 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".

Источники информации, используемые при аудите.

Проверка осуществляется на основе представленных документов: бухгалтерского баланса (форма N 1), отчета о прибылях и убытках (форма N 2), отчета о движении денежных средств (форма N 4), приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5), главной книги или оборотно-сальдовой ведомости, положения об учетной политике организации, регистров бухгалтерского учета по счетам 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 68 "Расчеты по налогам и сборам", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению". Кроме того, анализируются внутренние документы по следующим формам:

N Т-1 "Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу";

N Т-1а "Приказ (распоряжение) о приеме работников на работу";

N Т-2 "Личная карточка работника";

N Т-2ГС (МС) "Личная карточка государственного (муниципального) служащего";

N Т-3 "Штатное расписание";

N Т-4 "Учетная карточка научного, научно-педагогического работника";

N Т-5 "Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу";

N Т-6 "Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику";

N Т-7 "График отпусков";

N Т-8 "Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)";

N Т-9 "Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку";

N Т-10 "Командировочное удостоверение";

N Т-10а "Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении";

N Т-11 "Приказ (распоряжение) о поощрении работника";

N Т-13 "Табель учета рабочего времени";

N Т-49 "Расчетно-платежная ведомость";

N Т-51 "Расчетная ведомость";

N Т-53 "Платежная ведомость";

N Т-53а "Журнал регистрации платежных ведомостей";

N Т-54 "Лицевой счет";

N Т-60 "Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику";

N Т-61 "Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)";

N Т-73 "Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы".

Также принимаются во внимание распоряжения, контракты, договоры гражданско-правового характера (подряда, возмездного оказания услуг и др.), договоры личного страхования, на выдачу ссуд, продажу товаров в кредит и т.д.

Последовательность работ при проведении аудиторской проверки.

Проверкой правильности расчетов с персоналом по заработной плате обычно начинается с изучения расчетно-платежных ведомостей каждого месяца за анализируемый период времени или выборочно, за отдельные месяцы года (как правило, январь, декабрь и летние месяцы). Указанные в ведомостях суммы к начислению должны соответствовать суммам, указанным в контрактах, трудовых и тарифных соглашениях, договорах подряда, приказах по предприятию для повременщиков и итоговому подсчету заработной платы по первичным документам о выработке – для рабочих-сдельщиков. Проверяются и суммы удержаний, их основания, расчеты, итоговые данные о величине средств, подлежащих выплате.

Расхождения между данными расчетных и платежных ведомостей, расчетными ведомостями и сводками по заработной плате, сводами и оборотами по балансовому счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» свидетельствуют о серьезных недостатках на этом участке учета, отсутствии контроля со стороны главного бухгалтера за кассовыми выплатами, относимыми к расчетам с персоналом по оплате труда. Выверка этого счета в данном случае обязательна, поскольку в суммах расхождения между регистрами аналитического и синтетического учета могут скрываться переплаты и злоупотребления.

Расчетные ведомости по заработной плате должны подвергаться тщательной проверке, для выявления случаев неполного удержания выданных авансов и других промежуточных выплат их необходимо сличить с платежными ведомостями на выдачу авансов по заработной плате за первую половину месяца, расходными кассовыми ордерами на разовые выплаты в счет заработной платы. В полнм объеме или выборочно можно сопоставить расчетные ведомости с табелями, окладами и разрядами работников. Это позволяет обнаружить подставных лиц, фактически не работающих на данном предприятии, факты завышения выплаты по заработной плате.

При проверке правильности выплаты сдельной заработной платы следует сопоставить данные по учету выработки и оприходованию готовой продукции и полуфабрикатов, сравнить их с количеством материалов, деталей и заготовок, выданных в обработку. Размер заработной платы, начисленной по ведомостям, не всегда соответствует суммам, указанным в первичных документах, или выявляются случаи начисления заработной платы во время болезни работников, искусственного образования депонентских сумм и злоупотребления ими.

По расчетным ведомостям проверяют и правильность произведенных удержаний из заработной платы, и точность подсчета сумм к выдаче. При ведении учета вручную в процессе проверки итогов по горизонтали и вертикали ведомостей могут быть выявлены факты искусственного увеличения сумм по графам выплат и соответствующего уменьшения итогов удержаний с целью присвоения разницы.

Для аудиторского подтверждения правильности расчетов предприятия с бюджетом тщательно проверяется правильность удержания налога на доходы физических лиц. Сумм авансов, удержаний по исполнительным листам, товарам, проданным в кредит, добровольным и обязательным взносам.

Объектом налогообложения физических лиц является совокупных доход, полученный ими в календарном году. Расчет налогов производится с начала года исходя из суммы заработной латы и других видов дохода каждого месяца, уменьшенных на законодательно установленную величину стандартных, социальных и профессиональных налоговых вычетов. При этом производится зачет ранее удержанной суммы налога. По окончании года осуществляется пересчет налога и определяется его конечная сумма с учетом полученного в течение года совокупного налогооблагаемого дохода.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены льготы для отдельных видов доходов и налогоплательщиков: не облагаются подоходным налогом, например, сумма государственных пособий по социальному страхованию (кроме оплаты дней временной нетрудоспособности), все виды пенсий, компенсационные выплаты и др.

В настоящее время налоговая ставка налога на доходы физических лиц установлена в размере 13%. По истечении каждого месяца не позднее срока получения в банке средств на оплату труда предприятия обязано перечислить сумму начисленного налога в бюджет. При проверке правильности удержания налогов необходимо руководствоваться официальными документами Государственной налоговой службы России и в первую очередь Налоговым кодексом РФ.

Кроме налогов, из общего месячного заработка могут быть удержаны:

    суммы плановых авансов;

    суммы, взыскиваемые: в возмещение ущерба, причиненного имуществу организации вследствие брак продукции или продажи инструментов; по исполнительным листам, например алименты и т.д.

Удержание из заработной платы производится в заранее указанных абсолютных суммах (авансы, суммы, взыскиваемые в возмещение ущерба) или в процента к заработку – по исполнительным листам и др. Общая сумма других удержаний не должна превышать 50% той сумы заработка, которая остается после вычета налогов.

Средств Фонда социального страхования используются в основном для оплаты времени нетрудоспособности работника в связи с болезнью, беременностью и родами, выплат пособий по случаю рождения ребенка и по уходу за ним, на оплату путевок в санаторно-курортные учреждения и аналогичных социальных выплат. Аудиторская проверка производится только в части пособий социального страхования, выплачиваемых персоналу предприятия по месту работы.

В учете эти выплаты отражаются по дебету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

При проверке правильности, уменьшения сумм взносов социального страхования обращают особое внимание на соблюдение норматива на оплату путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей. Норматив на указанные выплаты устанавливает на каждый год плательщику исполнительный орган социального страхования, в котором организация зарегистрирована как плательщик взноса.

Методики проведения аудиторской проверки.

В общем виде метод любой науки - это способ исследования явлений, процессов, систем и т.п. В основе исследования сложных систем, к которым относится аудит, лежит диалектический метод. Он предусматривает изучение явлений в природе и обществе во взаимосвязи и взаимозависимости, в единстве и борьбе противоположностей, которые отображают объективные законы действительности.

В границах диалектического есть дедуктивные и индуктивные приемы. При первом - исследования осуществляют от общего к единичному, при втором – от единичного к общему.

В аудите важное значение имеют оба приема. Дедуктивный используют при изучении финансово-хозяйственной деятельности предприятия, оценке направления и эффективности системы управления, в пределах которой действует объект. Его применяют также для характеристики системы внутреннего контроля, которая включает систему бухгалтерского учета, процедуры внутреннего контроля, среды контроля и т.п. Опенка системы внутреннего контроля позволяет установить необходимое количество аудиторских процедур: чем надежнее система внутреннего контроля, тем меньше аудиторских процедур должен планировать аудитор, и вдобавок,

с меньшим аудиторским риском.
Индуктивный метод позволяет все внимание сосредотачивать на отдельных группах процессов, как правило, с наибольшей степенью риска. Изучив недостатки отдельных процессов и проанализировав частоту их возникновения можно перенести результаты этой проверки на общую совокупность информации, увидеть целостную проблему и сформировать объективные выводы относительно аудировано информации. Это общие приемы исследования. В практике метод аудита характеризуется как совокупность приемов, с помощью которых оценивается состояние аудированых объектов. Последние делятся на методические приемы проведения проверки и методические приемы се организации.

Список используемой литературы

    Практический аудит: учеб. пособие/ В.Б. Ивашкевич. – М.: Магистр, 2010. – 286 с.

    Контроль и ревизия: учебное пособие/ коллектив авт. ; под ред. Д-ра экон. Наук, проф. М.Ф. Овсийчук. – 2-е изд., испр. – М.: КНОРУС, 2005. – 224 с.

    Аудит и ревизия: Учеб. Пособие. – Мн.: Мисанта, 2002 – 429 с.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГосударственнЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭкономикИ И СЕРВИСА

Волгодонский ИНСТИТУТ СЕРВИСА

кафедра БУиА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Контроль и ревизия

(наименование учебной дисциплины)

тема (вариант):

Методика проверки расчетов с персоналом по оплате труда.

___________________________________________________________________

(тема, вариант индивидуального задания)

по специальности: 080109(060500)

(код и наименование специальности)

Волгодонск 2010

  1. Методика аудита расчетов с персоналом по оплате труда

    Контрольная работа >> Бухгалтерский учет и аудит

    Отражающих расчеты с персоналом по оплате труда и о соответствии применяемой методики учета расчетов с персоналом по оплате труда действующим нормативным документам. Практические цели проверки расчетов с персоналом по оплате труда заключаются...

  2. Третья глава Методика аудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате труда

    Задача >> Экономика

    Глава 3 Методика аудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате труда . 3.1. Планирования аудиторской проверки в СПК «Нива» Цель аудита расчетов с персоналом по оплате труда в – СПК «Новосельское» проверка соблюдения...

  3. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда (8)

    Курсовая работа >> Бухгалтерский учет и аудит

    3.3. Методика проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда в СПК «Весенний». Проверка соблюдения положений законодательства о труде , ... товарно-материальных ценностей. Проверка расчетов с персоналом по оплате труда носит комплексный характер и...

Целью проведения аудита являются оценка применяемой бухгалтерией данного предприятия методики в области оплаты труда и выявление ее соответствия действующему законодательству. Для осуществления проверки правильности организации расчетов в бухгалтерской службе с сотрудниками предприятия по начислению и выплатам денежных сумм по оплате труда проводится аудит расчетов с персоналом по оплате труда.

Задачи проверки

В ходе проведения аудита на данном участке работы бухгалтерской службы осуществляется проверка:

  • правильности отражения в регистрах бухгалтерского учета операций по учету расчетов по заработной плате;
  • соответствия выполненных операций действующему законодательству;
  • соответствия данных аналитического и синтетического учета по счетам учета расчетов по оплате труда с персоналом;
  • правильности и достоверности расчетов по начислению заработной платы и удержанию из нее;
  • правильности отражения данных в бухгалтерской отчетности по данным бухгалтерского учета.

Какие документы проверяются

В ходе осуществления данного вида аудита проверке подвергаются документы, подтверждающие расчеты по начислению и выдаче заработной платы, удержания из начисленной заработной платы. Это такие документы, как положения о премировании и стимулировании, договоры (трудовые и гражданско-правового характера), штатное расписание. Подвергаются проверке приказы, личные карточки работников, наряды, листки временной нетрудоспособности, ведомости выдачи заработной платы. Проверяются бухгалтерский баланс предприятия, главная книга, учетные регистры, приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Какие учетные регистры подвергаются проверке

В ходе осуществления аудита проверяются учетные регистры по следующим счетам:

  • правильность удержания налогов из начисленной заработной платы - проверяется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
  • правильность начисления страховых взносов во внебюджетные фонды - проверяются учетные регистры счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с изучением всех субсчетов;
  • правильность начисления и выдачи заработной платы персоналу - проверяются учетные регистры счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
  • правильность расчетов по прочим операциям - учетные регистры 73 счета «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
  • правильность расчетов по алиментам - учетные регистры 76 счета «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Методика проверки

Методика осуществления проверки представлена в таблице 1.

Таблица 1. Методика проверки

Этап проверки Сущность этапа
1 этап. Проверка первичной документации На данном этапе проверяется правильность оформления бухгалтерской документации по учету рабочего времени, документов платежных и расчетных, неполученной в срок заработной платы, т. е. депонированной.
2 этап. Проверка правильности расчетов сумм по оплате труда Производится арифметическая проверка бухгалтерских документов по учету расчетов с персоналом по оплате труда.
3 этап. Проверка обоснованности расчетов по оплате труда Проверяется, обосновано ли было начисление сотрудникам предприятия выплат по оплате труда. Производится проверка обоснованности расчета совокупного дохода сотрудников, предоставления налоговых вычетов, применения ставок налога на доходы физических лиц, начисления выплат в связи с особыми условиями труда (работа в ночные часы, сверхурочные, праздничные и выходные дни).
4 этап. Проверка обоснованности и правильности расчетов по НДФЛ Производится проверка обоснованности расчета совокупного дохода сотрудников, предоставления налоговых вычетов, применения ставок данного налога, правильности предоставления налоговых льгот.
5 этап. Проверка правильности и обоснованности расчетов по исполнительным листам Производится проверка правильности и обоснованности расчетов по исполнительным листам.
6 этап. Проверка соответствия показателей бухгалтерских счетов данным бухгалтерской отчетности Производится проверка соответствия показателей счетов бухгалтерского учета информации, отражаемой в бухгалтерской отчетности.

В ходе проведения проверки могут быть обнаружены недочеты, нарушения. Среди основных:

  • отсутствие договоров (коллективных и трудовых);
  • нет заявлений сотрудников о предоставлении им льгот по НДФЛ;
  • имеют место неправомерные включения для целей налогообложения в себестоимость продукции некоторых расходов;
  • выплаты сотрудникам, которые не указаны в трудовых договорах, положениях;
  • в базу для расчета страховых взносов не включаются выплаты за счет собственных средств предприятия.

По итогам проведения проверки сотрудники аудиторской фирмы разрабатывают рекомендации. Разработка рекомендаций направлена на избежание ошибок, которые были выявлены в ходе оценки работы предприятия в области расчетов по оплате труда.



Похожие статьи