Заозерьехристорождественская церковь. Духовное краеведение Подмосковья

Храм Троицы в с. Аверкиево.

30 января, в субботу, рано утром, самые отважные паломники нашего храма, не испугавшиеся дождя, гололеда и эпидемии гриппа, отправились в новое путешествие по святым местам нашего ближайшего, но ещё не известного нам родного Подмосковья. Проехав с сожалением мимо с. Казанского и храма Казанской Божией Матери (этот никогда не закрывавшийся храм с богатой историей мы обязательно посетим в недалеком будущем!), мы подъехали к храму Живоначальной Троицы в с. Аверкиево, знаменитому уже тем, что храм этот был построен супругом Веры Саввишны Мамонтовой ("Девочки с персиками"), видным государственным деятелем Александром Дмитриевичем Самариным, в память о своей рано ушедшей из жизни горячо любимой жене, в браке с которой он прожил всего лишь пять лет (сам А.Д. Самарин скончался в ссылке в Якутии в 1932 г. на руках у своей старшей дочери Елизаветы, повсюду его сопровождвавшей). Храм очень красивый, выстроенный в псевдорусском стиле, росписи, к сожалению, не сохранились (в советские годы его использовали под склад удобрений), в притворе нас встретил "домашний" запах печного отопления, служба ещё только начиналась, мы отстояли всю Божественную литургию, исповедовались, несколько паломниц причастились. Затем для нас расставили скамейки, рассказали об истории храма, об этой удивительной любви, о последующей жизни А.Д Самарина, познакомили со святынями храма, после чего накрыли стол, напоили горячим чаем и так, задушевной беседой с настоятелем храма, о. Андреем Филиппенко, закончилась первая часть нашего путешествия.










А еще мы узнали, что летом на поле около храма летом проводятся фестивали колокольного звона.

Покровско-Васильевский мужской монастырь.

В Покровско-Васильевском монастыре к обеду мы опоздали, но никто об этом не жалел, кроме нашего экскурсовода инока Сергея, рассказавшего нам потом много интересного об истории монастыря, о его основателях - св. Василии Грязнове и Якове Лабзине, а вот о первой и единственной настоятельнице Алевтине Овчинниковой, исцелившейся в 44 года у иконы Иерусалимской Божией Матери и прожившей потом ещё около 60 лет (!), мы уже знали от послушника Михаила из с. Малахово, где сейчас находится икона, и о крестных ходах с этим чудотворным образом БМ и почитании её в Павловом Посаде; св. Василий начинал свое служение в Николо-Берлюковской пустыни, где мы тоже были совсем недавно.




Храм Покрова Божией Матери, в котором находятся мощи св. Василия Павлово-Посадского и особо чтимая икона Покрова.




Место обретения мощей св. Василия Павлово-Посадского.


Храм Рождества Христова в с. Заозерье.

В Заозерье мы приехали уже к вечернему Богослужению, нам очень хотелось посмотреть этот удивительный храм, службы в котором не прерывались уже более 700 лет, а это означает и то, что в храме много святынь. Кроме того, некоторые наши паломницы хорошо помнят протоиерея Виктора Шиповальникова, служившего много лет как у нас в Удельной, так и здесь. После елепомазания состоялась беседа с настоятелем храма прот. Сергием Николаевым, рассказавшим о храме и ответившим нам на многие насущные вопросы.



Справа икона св. кн. Александра Невского, специально написанная для храма и подаренная ему одной местной крестьянкой в память о императоре Александре II.


Протоиерей Виктор Шиповальников завещал похоронить себя около храма, здесь же находится и могилка известной старицы Евфросиньи из Песьян (Владимирская обл.), маслицем от лампадки с могилки которой исцелились уже многие недужные.




Современное здание храма было построено в 1809 году тщанием местного помещика Гавриила Васильевича Рюмина. Об этом сохранилась запись, относящаяся к 1809 году: «На месте деревянной строится каменная церковь с двумя пределами – святителя Тихона Амафунтского и святителя Николая Мирликийского. К началу войны 1812 года каменная церковь на озере уже стояла.

В 1854 году сын Гавриила Рюмина, Николай Гаврилович Рюмин, вместе с управляющим имением, купцом Платоном Михайловым и прихожанами, расширил трапезную часть и пристроил приделы, посвященные святителю Тихону и святителю Николаю.

Церковь построена в стиле классицизма, характерного для начала 19 века. Центральный иконостас выполнен в 1809 году в том же стиле. Иконостасы приделов выполнены в 90-х годах 19 века и декорированы в духе эклектики. Роспись стен и потолков выполнена в конце 19 века художником Афанасьевым. Это типичный образец церковной живописи в позднеакадемическом духе. Иконы интерьера не отличаются древностью. Они, как и настенные росписи, выполнены в конце 19 столетия. Некоторые из них написаны по заказу или на средства прихожан. Икона святого праведного князя Александра Невского в прекрасном черно-золотом киоте может служить памятником патриотическим чувствам прихожан. На вложенной в киот медной пластине надпись: «Икона сия пожертвована от прихожан Христорождественской Церкви при озере Данилове Богородского уезда в память мученической кончины 1 марта 1881 года Царя Государя Александра Второго Освободителя миллионов людей от крепостной зависимости при священнике Михаиле Воскресенском и старосте церковном В. С. Чайковом». Сохранилось и другое свидетельство патриотизма местных жителей. В 1904 году в России случилось давно ожидаемое всеми поданными событие-родился наследник престола. Прихожане заказали замечательную трехсветную висячую лампаду с царским гербом. На кружевных ее крыльях надпись: « В память рождения Наследника Цесаревича Алексея. 30 июля 19о4 года».

Как следует из записи о постройке каменной церкви, прежде здесь была церковь деревянная. Но когда она была поставлена не известно. На церковном кладбище сохраняются две каменные часовни, поставленные на местах, где прежде находился святой престол двух прежних церквей. Предание говорит, что первая церковь на озере была построена по обету св. князем Даниилом Московским. В пользу предания говорит его устойчивость в здешних местах и название озера – Данилово, или, по прежнему произношению – Данилищево.

В советские годы Христорождественский храм не закрывался, богослужения были прерваны только на два месяца. Что позволило сохраниться интерьеру храма и частично – утвари и облачению.

При храме Рождества Христова действует Воскресная школа и приходской театр.

У южной стены, за Тихоновским алтарём похоронен протоиерей Виктор Галахов (+ 1973), много лет бывший настоятелем храма. Он был замечательным духовником. Его авторитет в округе был настолько велик, что чиновники и начальство, по должности не смевшие обратиться к о. Виктору явно, тем не менее, искали с ним встреч. Просили тайно, без свидетелей крестить, соборовать, повенчать, причастить, отпеть. Знали и уважали о. Виктора не только в Павлово-Посадском районе, но и в сопредельных городках и селах.

С 1976 по 1993 год настоятелем заозерского храма был протоиерей Виктор Шиповальников (1915-2007). Священник замечательной судьбы. Он похоронен справа от входа в храм.

Там же находится могила монахини Евфросинии (Хрульковой) (+1968), почитаемой многими верующими.

Христорождественский храм, с. Заозерье, Русская Православная Церковь, Московская епархия (областная), Павлово-Посадское благочиние.
Престольный праздник: Рождества Христова (7 января)
Настоятель: протоиерей Сергий Валентинович Николаев, 1952 г.
Адрес: Московская обл., Павлово-Посадский р-н, с. Заозерье.
Строительство первой церкви на этом месте связано с именем блгв. кн. Даниила Московского, который, охотясь в этих лесах, заблудился. Это случилось в день памяти свт. Тихона Амафунтского. Князь стал молиться этому святому, дав обет поставить храм в честь его имени. Вскоре он вышел из леса на берег уже знакомого ему озера, и позже исполнил свое обещание: построил на берегу озера храм во имя свт. Тихона Амафунтского. Озеро с тех пор называется Даниловым.
В 1809 г., вместо деревянной церкви, тщанием местного помещика Гавриила Васильевича Рюмина, в Заозерье построили каменный храм с двумя приделами в теплой трапезной: во имя свт. Тихона Амафунтского и свт. Николая. В 1854 г. по прошению священника Андрея Румянцева храм был перестроен, с целью расширения трапезной части. Основные средства на перестройку церкви пожертвовал действительный статский советник, камергер Николай Гаврилович Рюмин.
Высокое изящное строение храма в стиле классицизма внутри имело три иконостаса: центральный - в честь Рождества Христова, выполнен в стиле классицизма в 1809 г.; в приделах - воздвигнуты в 1890-х гг., в духе эклектики. Тогда же художником Афанасьевым в позднеакадемической манере были расписаны стены и своды храма. Художественное оформление храма и изготовление позолоченных иконостасов осуществлялось на средства церковного старосты С. И. Баранова и его зятя, московского купца Ф. Е. Баранова. В 1913 г. при храме открылось общество хоругвеносцев.
В советское время храм не закрывался. За последние годы при финансовой поддержке благотворителей для звонницы храма приобретены десять колоколов, в т. ч. самый большой весом 1000 кг. До сих пор самыми любимыми и многолюдными праздниками прихожан ближайших округов являются не только храмовый день - Рождество Христово, но и день памяти свт. Тихона Амафунтского. При храме действует воскресная школа.
Святыни. Среди особо чтимых икон - это образ прп. Сергия Радонежского, в полный рост, на золоченом резном левкасе, находящийся в Никольском приделе. Особой любовью пользуются также образы: прп. Серафима Саровского с частью камня, на котором молился святой, и частицею его мантии; икона св. блгв. кн. Александра Невского в черно-золотом киоте, написанная в память об убиенном императоре Александре II. Святохранима также трехсветная висячая лампада из золоченой резной меди, украшенная царским гербом, с надписью: «В память рождения Наследника Цесаревича Алексея. 30 июля 1904 г.» - дар прихожан.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Храм Рождества Христова в Заозерье

храм рождество заозерье озеро

Николай Кружков

Случалось ли вам, попав в какое-нибудь красивое место, почувствовать необыкновенный покой в душе? Порой в красоте земной можно отыскать «мир лучший, мир духовный». Именно поэтому для строительства храмов и монастырей на Руси выбирались места, отмеченные особой благодатью.

Неподалеку от Павловского Посада, в одном из красивейших мест Подмосковья, на берегу большого озера стоит храм Рождества Христова. Летом за крестьянскими избами, в окружении высоких деревьев, эта церковь почти не видна с дороги. Но если не сама она, то непривычно тихое и чистое озеро привлечет внимание. Да еще исконно русское название деревни -- Заозерье, таинственное и обещающее. Помните: «За горами, за долами, за дремучими лесами…». За озером. И если вы поверите этой красоте и обещанию радости, дорожка над берегом приведет вас к сквозным решетчатым воротам. Здесь, за светлым озером, за белой оградой, среди высоких старых лип и вязов храм -- средоточие и образ всех наших земных стремлений.

В XIII в. после смерти князя Александра Невского в удел его младшему сыну Даниилу досталось удельное княжество с незначительным тогда городом Москвой. К нему относилось село Вохна (ныне город Павловский Посад) с окрестными землями. С именем князя Даниила Александровича предание связывает основание храма на озере. На высоком берегу реки Клязьмы, на самой границе Владимирского и Московского княжеств, был поставлен большой двор, где находился небольшой отряд княжеских дружинников. Случилось как-то Даниилу Александровичу заблудиться в здешних дремучих лесах. Потеряв надежду найти дорогу, князь обратился с молитвой к Господу, прося о помощи. Молился он и святому этого дня -- Тихону Амафунтскому, в день памяти которого и случилась с ним эта беда. Пообещал князь построить храм в том месте, где посчастливится ему выйти из леса. Оказался князь не берегу светлого озера.

Построенную здесь по его обету церковь посвятили святителю Тихону. Озеро, на котором она стоит, называется Данилищево, и сейчас в храме во время богослужения обязательно поют тропарь благоверному князю Даниилу Московскому. В пользу истинности предания говорит то, что оно относится не к прославленному в истории герою, а к тихому и кроткому, богобоязненному князю. Его имя, стоящее между именами его отца -- героя Ледового побоища и сына -- собирателя Русской Земли Ивана Калиты, осталось в тени.

Вскоре после восстановления в Москве Свято-Данилова монастыря иноки этой обители навестили здешний храм. И теперь в день святителя Тихона (престольные праздники -- Рождество Христово и Тихонов день) приезжают из Москвы «даниловские». Местные прихожане не удивляются -- «Как же, свои ведь».

Иван Грозный записал некогда эти земли за Троице-Сергиевой Лаврой. И два века здешние крестьяне числились вотчинниками монастыря. Православные монастыри дали лучшие образцы богословской культуры и прикладного искусства, распространяли передовые идеи архитектуры и градостроительства, живописи и музыки, селекции и землепашества. труд монастырских крестьян был упорядоченным и производительным. Общение с иноками прославленной обители отразилось на их нравственном облике.

Память тех лет живет в местах почитания Сергия Радонежского. Многие из церквей здешней округи имеют придел, освященный во имя преподобного Сергия. Его Образ находится на северной стене в Никольском приделе. Сергий -- родовое имя многих местных семейств, хотя большинство жителей затрудняются ответить на вопрос, почему среди их родных так много Сергеев и Сергеевичей.

В вышедшем в начале века описании Павлово-Посадских земель о Тихоновом дне сказано как о главном празднике села Заозерье. Старожилы помнят, как накануне торжества к Заозерью стекались богомольцы. Шли пешком, ехали на лошадях. После всенощной устраивались ночевать за церковной оградой или у озера. Тихонов день (16/29 июня) приходится на самое жаркое время лета. Привлеченные многолюдством торговцы устраивали в селе целые ярмарки. Утром церковь не вмещала всех молящихся.

После ранней литургии во дворе храма обычно служат молебен, освящают воду. Для этого устроено специальное место -- Иордань. Здесь ставят огромные чаны с водой. И с утра до позднего вечера идут и идут люди за благодатной целебной водой. Прихожане рассказывают о многих исцелениях от разных недугов после купания в озере в Тихонов день. Целебная вода укрепляет силы и дает здоровье на целый год. С раннего утра на озере многолюдно. Всех собрал святитель. Такая народная любовь не случайна. Почти в каждой семье вам могут рассказать о каком-нибудь «домашнем чуде», связанном со святителем Тихоном. И когда упоминают его имя в молитве или в рассказе, его произносят так, словно угодник Божий находится рядом.

Много лет приезжают сюда паломники из других городов России. Они набирают воду из озера в бутылочку, благоговейно выпивают несколько глотков, а остальную увозят с собой. Как святыню, как целебное средство дают ее скорбящим и больным.

Тихон Амафунтский жил в V в. на Кипре, но мы почти ничего не знаем о нем. И вдруг -- чудо присутствия. Угодник Божий рядом. Молится о нас, опекает, помогает. Двенадцать населенных пунктов: Кузнецы, Заозерье, Андроново, Востриково, Большой Двор, Гаврино, Грибаново, Борисово, Михалево, Буньково, Тарасово, Носырево составляют приход церкви Рождества Христова. Жизнь храма и жизнь людей, в него приходящих, неразрывно связаны.

У здешнего озера есть одно удивительное свойство, известное всем местным жителям. В нем всегда один и тот же уровень воды. Не ниже, не выше. Даже весенний паводок после снежной зимы не покрывает низких мостков на воде. И когда жарким летом 1972 г. из озера беспрерывно качали воду для тушения лесных пожаров, его уровень оставался прежним. Хотя засуха стояла небывалая.

В 1930-е гг. храм Рождества Христова в Заозерье был закрыт. Слышали здешние прихожане о том, что на церковном дворе соседнего Богородского храма был расстрелян священник. Очевидцы рассказывали, что, когда сбрасывали колокол с колокольни Никольского храма в селе Васютино, в толпе отчаянно вскрикнула женщина. И ее, мать пятерых детей, в тот же день арестовали и увезли. Навсегда. В Заозерье тоже прекратились богослужения. Несколько месяцев добровольцы охраняли церковное имущество. Прятали в тайнике священные сосуды и утварь. Не подпускали к храму безбожников. Бесправные и беззащитные они выстояли и победили. Потом говорили: «святитель Тихон помог».

Православный человек не может быть равнодушным к судьбам Отечества. Памятником патриотизму прихожан храма Рождества Христова стала замечательная икона святого праведного князя Александра Невского в черно-золоченом киоте, выполненная по заказу и на средства местных жителей. Неподалеку от Заозерья, в деревне Буньково, в небольшой деревянной избушке жила семья Извековых, прихожан Христорождественского храма. Ходил в церковь на службу вместе со своей мамой и сестрами Сережа Извеков -- будущий Святейший Патриарх Всея Руси Пимен. Домик, в котором он жил, еще недавно можно было увидеть, проезжая по Горьковскому шоссе. Церковь, в которой молился в детстве, он запомнил на всю жизнь и в 1970-е гг. назначил настоятелем храма в Заозерье своего самого близкого друга протоиерея Виктора Шиповальникова послужить на его родине.

Храм Рождества Христова гордится не только небесными покровителями, славной историей и знаменитыми прихожанами. Особого внимания заслуживают его священнослужители. За Тихоновским алтарем, у стены, похоронен священник Виктор Галахов, который много лет был здесь настоятелем. Старожилы помнят этого замечательного человека. В годы Великой Отечественной войны он был тяжело ранен. О мужестве отца Виктора можно слагать легенды. Ведь в годы его служения от священника требовались такие качества, как смелость, стойкость, неустрашимость.

За время его служения возросло число прихожан, для многих из них он стал духовным отцом. Многие местные жители помнят его замечательные проповеди. Его авторитет в округе огромен. Многие представители власти, по своему положению не имевшие права открыто общаться со священнослужителями, искали с ним встреч. Просили его тайно, без свидетелей, крестить, соборовать, венчать, причащать, отпевать. Приезжали в церковь верующие из соседних городов и деревень.

Народная любовь выделила из священнослужителей Христорождественского храма протодиакона Николая Зайцева, служившего здесь также после войны. Отец Николай тоже прошел огненными верстами Великой Отечественной, получил тяжелое ранение, которое впоследствии и послужило причиной его безвременной кончины. Прихожане рассказывают о его необыкновенном такте, высокой культуре, прекрасном голосе. Ведь от диаконовского служения зависит благолепие православной службы, которое влияет на молитвенное настроение прихожан. На службу с участием отца Николая приезжали издалека.

В 1976 г. настоятелем храма в селе Заозерье стал протоиерей Виктор Шиповальников, о котором мы уже упоминали, -- человек интересной судьбы. Именно его имя упоминает Александр Солженицын в своей автобиографической повести «Бодался теленок с дубом».

Перед его глазами прошла вся история Русской Православной Церкви в советский период. Родился о. Виктор в 1915 г. в г. Архангельске. С семилетнего возраста он пономарил -- прислуживал в алтаре приходского храма. Именно тогда пришла к нему мысль стать священником. В 1943 г. Виктор Шиповальников был рукоположен в священнический сан и вскоре арестован и осужден как «социально вредный элемент», как тогда говорили. Однако в ходе войны политика по отношению к Церкви изменилась, и духовенство стали освобождать из мест заключения, возвращать из ссылок. Освободили из Печерских лагерей и о. Виктора. Более полувека священнического служения! И все эти годы о. Виктор трудился, восстанавливая храмы.

Везде, где служил Виктор Шиповальников, он делал все возможное, чтобы показать людям культуру, мощь, красоту и живую радость литургий. Сам всегда ходил в духовном платье, устраивал крестные ходы, возобновлял колокольный звон, привлекал прихожан чтением акафистов. В каждом храме он создавал великолепный хор с замечательным репертуаром. В этом ему всегда помогала матушка-регент, тонко чувствующая и понимающая церковное пение. Семья Шиповальниковых собрала большую библиотеку духовных песнопений. О. Виктор старался дать людям возможность почувствовать и понять особую красоту Божественной Литургии. «Я всегда думал о том, что надо так поставить службу, чтобы люди, которые, может быть, не так часто ходят в храм, ушли из него с особым чувством духовного очищения и радости», -- признавался он, считая, что лучшая проповедь православия -- церковную служба. В Заозерье, как драгоценное наследство, бережно хранят те традиции, которые были здесь при нем.

Современное здание храма Рождества Христова было построено в 1809 г. по инициативе местного помещика Гавриила Васильевича Рюмина. Сохранилась запись, относящаяся к 1809 г.: «На месте деревянной строится каменная церковь с двумя приделами -- святителя Тихона Амафунтского и святителя Николая Мирликийского. В 1854 г. сын Гавриила Васильевича -- Николай Гаврилович Рюмин вместе с управляющим имением купцом Платоном Михайловым и прихожанами расширил трапезную и пристроил эти приделы».

Церковь построена в духе классицизма, характерного для начала XIX в. Центральный иконостас выполнен в том же стиле. Иконостасы приделов, построенные в 1890-х гг., декорированы в духе эклектики. Роспись стен и потолков сделана в конце XIX в. художником Афанасьевым. Это типичный образец церковной живописи в позднеакадемическом духе. Иконы интерьера не отличаются древностью, они, как и настенные росписи, были сделаны конце XIX столетия. Кстати, некоторые из них написаны на средства прихожан.

Сейчас настоятелем храма протоиереем о. Сергием Николаевым, которого в Московской области знают как церковного писателя, автора книг «За советом к батюшке» и «За утешением к батюшке», много делается для духовного просвещения павловопосадцев. Он часто выступает с беседами и лекциями на религиозные темы в городском Выставочном зале Павловского Посада. Желанным гостем в храме стала известная киноактриса Наталья Варлей, которая пишет стихи на духовные темы. Отец Сергий и религиозная община церкви Рождества в Заозерье достойно продолжают дело о. Виктора Шиповальникова.

Семь веков в церкви у тихого озера совершается Божественная Литургия. Семь веков праздничным утром зовет церковный колокол своих прихожан в храм. Многие семьи связывают с ним крестины, венчания, панихиды. И особенно памятны в каждой семье Рождество Христово и Тихонов день. Ведь через Церковь мы можем стать друг другу близкими и родными.

В работе над очерком использованы материалы о. Сергия (Николаева) - известного церковного писателя, настоятеля храма Рождества Христова в Заозерье.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История основания станицы Новотитаровской. Историческое прошлое храма Андрея Первозванного, его значимость в жизни людей. Священнослужители Андреевской церкви. Священномученик Михаил Лекторский. Восстановление разрушенного и строительство нового храма.

    творческая работа , добавлен 03.01.2015

    История основания и развития города Нижегородской области Арзамас. Архитектурные достопримечательности города Арзамас: Воскресенский Собор, церкви Рождества Христова и Смоленской иконы Божьей Матери. Памятники, театры, музеи города, дом Максима Горького.

    презентация , добавлен 04.02.2015

    Покровская церковь, позже собор святых Петра и Павла. Вознесенский собор, Храм вознесения господня. Храм Пресвятого Сердца Иисуса. Всехсвятская церковь. Храм святой Марии Магдалины. Мечеть «Ылъкан», Касымовская мечеть. Мусульманская мечеть "Кызыл Жар".

    творческая работа , добавлен 04.05.2014

    История Варницкого монастыря. Основание обители в 1427 году, пять лет спустя после обретения мощей игумена Радонежского. Исцеление больной женщины у иконы Сергия Радонежского. Окончание мирных времен, 1919 год - закрытие монастыря, разрушение храмов.

    реферат , добавлен 09.07.2009

    Основные этапы в истории храма во имя иконы Божией Матери "Знамение" в поселке Сарма Вознесенского района Нижегородской области. Роль благочестивых людей в истории построения церкви, ее освящение. Закрытие храма в 1928 г., возрождение его в 2007 г.

    реферат , добавлен 19.12.2011

    Храмы Можайского района. Храм святого великомученника Димитрия Солунского - покровителя князя Московского Димитрия Донского. Работа детской Воскресной школы при храме. Церковь в с. Большое Тесово. Церковь в честь Успения Божией Матери в с. Пушкино.

    презентация , добавлен 07.12.2014

    Описание основных храмов и соборов Краснодара. Возведение архитектурных ансамблей и богослужебная деятельность православного храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца, Свято-Екатерининского кафедрального собора и Свято-Троицкого собора.

    реферат , добавлен 19.04.2011

    Становление Нижнего Тагила, формирование округа. Начало храмового строительства в XVIII в. Строительство храма Александра Невского на Гальянке. История Скорбященского монастыря в Нижнем Тагиле. Взаимоотношение светской и церковной власти в XX-XXI вв.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2012

    Технологическая карта по маршруту Балаклава и ее окрестности, содержание экскурсии. Общая информация о Балаклаве: история, достопримечательности. Особенности и историческое значение крепости Чембало, храма Двенадцати Апостолов и музея подводных лодок.

    отчет по практике , добавлен 10.03.2013

    Место основания Улан-Удэ. Прокладки через город путей Транссибирской магистрали. Самый большой памятник Ленину. Православный храм, кафедральный собор Улан-Удэнской и Бурятской епархии Русской православной церкви. Дацан и святой источник на Лысой горе.

Фото: Церковь Рождества Христова в Заозерье

Фото и описание

Христорождественский храм в Заозерье был возведен в начале XIX века. Ранее на его месте находилась Тихоновская церковь, основанная князем Даниилом Московским. По преданию, князь, заблудившийся в здешних лесах, воззвал к небу, прося помощи; после этого он вышел из чащи на берег озера, где позже основал храм.

Христорождественская церковь была выстроена на средства помещика Г. В. Рюмина в 1809 году. Каменное здание построено в стиле классицизма, автор его проекта неизвестен.

В середине XIX века приход храма увеличился, потребовалось расширение трапезной. Храм был перестроен по проекту Александра Рудольского.

Придельные иконостасы были изготовлены в конце XIX столетия. Центральный иконостас является ровесником храма. Как и здание церкви, он соответствует канонам классицизма, тогда как придельные иконостасы стилистически близки к эклектике. Стены и потолки храма расписаны в 90-е годы XIX века.

В советское время церковь оставалась действующей. Властями была сделана попытка закрыть ее, но прихожане отстояли храм.

Несколько лет назад на средства жертвователей в церкви были установлены девять колоколов. В начале 2000-х годов в храме появился колокол, вес которого составляет тысячу килограммов.

Одно из главных украшений интерьера церкви - медная лампада с кружевными крыльями и царским гербом. На ней сделана надпись, свидетельствующая о том, что лампада была изготовлена после рождения Цесаревича Алексея, в память об этом событии. Она была передана храму прихожанами в начале XX столетия. При церкви существует воскресная школа.



Похожие статьи