Храм воскресения словущего павловский посад вк. Церковь воскресения словущего в павловском посаде

В Павловском Посаде немало достопримечательностей и памятных мест, это и Храмы, и музеи, и памятники, парки и скверы. Я планирую детально рассказывать о них и ознакомить с целым циклом статей о достопримечательностях города.

Хочется начать с главной достопримечательности города и главного символа Павловского Посада - колокольни Воскресенского Собора. Именно эта колокольня изображена на открытках, на магнитиках, календариках, проиллюстрирована в книгах.

Высота изящной трехъярусной колокольни - 58 метров. Храм Воскресения Словущего ведет свою историю от первого в окрестностях с. Вохна (ныне Павловский Посад) деревянного храма. Он был возведен князем Димитрием Донским во время его владения Вохонской волостью с 1341 по 1389 гг., освящен во имя Димитрия Солунского. В XV в. на этом же месте была построена деревянная церковь во имя Георгия Победоносца. В Смуту оба храма были уничтожены иноземцами. В 1665 г. на этом месте упоминается церковь в честь Воскресения Христова. В 1703-1710 гг. была построена каменная Воскресенская церковь с приделами во имя вмч. Димитрия Солунского и прп. Сергия Радонежского.

В 1784 г. в семье псаломщика Воскресенского храма Димитрия Егорова родился сын, впоследствии прославленный как святитель Иннокентий Пензенский. В 1839 возведены новая трапезная с Дмитриевским и Сергиевским приделами и высокая колокольня в стиле ампир впоследствии, за счет расширения, она могла вместить до пяти тысяч человек. В 1850 четверик самой церкви, перестроенной в стиле позднего классицизма, надстроен световой ротондой, в 1860 приделы из трапезной вынесены на восток, по сторонам главного храма. В 1860-1869 гг. старостой храма был один из основателей Павловской мануфактуры, Василий Иванович Грязнов. Ныне прославлен как местночтимый святой Московской епархии, праведный Василий Павлово-Посадский, он же был основателем Покровско-Васильевского монастыря. За свое величие храм часто называли собором.

В 1891 г. на колокольне установили часы-куранты с немецким механизмом, игравшие несколько мелодий. Куранты эти и сегодня являются достопримечательностью города, за ними следят опытные мастера-часовщики.


С 1930 г. духовенство храма подверглось гонению, мученическую смерть принял священномученик Алексий (Воробьев). В 1936 г. храм сначала передали обновленцам, потом закрыли. В 1950-х гг. Воскресенский храм снесли по причине ветхости.


В колокольне разместился краеведческий музей. В 1998 колокольня и пристроенный к ней дом музея переданы верующим, в музейном помещении оборудован храм. В храме совершались богослужения. В 2002 г. в храм Воскресения словущего (бывший Воскресенский собор) был назначен настоятель (в настоящий момент настоятелем храма является священник Александр Кувшинников), и приход начал свою самостоятельную жизнь.

На территории храма расположена Воскресенская общеобразовательная школа.

Согласно архивным данным, здание Воскресенского церковно-приходского училища было построено в 1903 году на средства прихожан Воскресенской церкви города Павловского Посада.


В этом здании дети осваивали знания под руководством священников Воскресенского собора и гражданских учителей, получали начальное образование. По окончании четырехгодичного курса церковно-приходской школы каждый ученик получал аттестат и томик Нового Завета на молитвенную память об окончании школы. Впоследствии, как нам известно из истории ХХ века, Церковь была отделена советской властью от школы, и вышеупомянутое здание было экспроприировано по новому закону в пользу государства. В 2012 г. здание возвращено приходу.

В 2011 году в приходе был организован 1 класс из 5 детей, которые получают образование по семейной форме обучения. Их родителями заключены соответствующие договора с МОУ СОШ №9 г. Павловского Посада. В настоящее время в храме обучаются 15 детей в двух классах. В феврале 2013 года настоятель храма обращался к прихожанам с просьбой о финансовой помощи для ремонта православной общеобразовательной школы.

Храм Воскресения Христова в Павловском Посаде Храм (собор) в честь Воскресения Христова в городе Павловском Посаде (собор разрушен в кон. 1950-х за исключением колокольни, в которой действует храм Воскресения словущего )

Храмы-предшественники до XVII века

Каменный Воскресенский храм ведёт свою историю от первого в окрестностях села Вохны (Павлова, нынешнего города Павловского Посада) деревянного храма, который был возведён над рекой Вохонкой благоверным князем Димитрием Донским во время его владения Вохонской волостью с по годы. Церковь была освящена во имя великомученика Димитрия Солунского .

Воскресенский собор

В - годах к основному зданию храма были пристроены трапезная и колокольня . Впоследствии церковь неоднократно расширялась, в результате чего её вместимость достигла 5 тысяч человек.

С по год старостой храма был один из основателей Павловской платочной мануфактуры, праведный подвижник Василий Иванович Грязнов . Его компаньон и родственник Иаков Иванович Лабзин перенял у него должность старосты Воскресенской церкви и также много потрудился для благоукрашения храма. При них был благоукрашен интерьер храма и создавался новый иконостас . За благолепие храм часто назывался в народе собором. Церковь славилась своим хором и колокольным звоном. В году при храме было учреждено Общество хоругвеносцев. В году на колокольне были установлены часы-куранты с немецким механизмом.

В послереволюционный период во время гонений на Церковь многие из священников храма приняли мученическую кончину. Среди них были священномученики Алексий Знаменский (служил в храме в 1910-1935 годах) и Алексий Воробьёв (служил в храме в 1930-1935 годах). 27 марта года Воскресенский собор был передан советской властью обновленцам , а в году был закрыт. Попытки горожан получить разрешение на открытие храма в году потерпели неудачу.

Здание собора использовалось под склад зерна, позже - склад радиодеталей завода "Экситон". В конце 1950-х годов после обрушения купола храма в результате взрыва кислородных баллонов, складировавшихся внутри здания, Воскресенский собор был снесён.

Возрождение храма

От храма сохранилась лишь 58-метровая колокольня с маленькой крестильней, которая послужила пристанищем для местного краеведческого музея. Изображение соборной колокольни стало часто использоваться как символ города, достопримечательностью Павловского Посада стали и её куранты.

В году тщанием насельников Покровско-Васильевского мужского монастыря здание колокольни было возвращено

Храм Воскресения Христова ведёт свою историю от первого в окрестностях села Вохна (ныне город Павловский Посад) деревянного храма, который был возведён над рекой Вохонкой святым благоверным князем Димитрием Донским во время его владения Вохонской волостью с 1340 по 1389 гг. и освящён во имя великомученика Димитрия Солунского.

В XV в. на этом же месте был построен ещё один храм - во имя великомученика Георгия Победоносца с устроенным позже, в XVII веке, приделом во имя преподобного Сергия Радонежского. Во времена Смуты деревянные храмы уничтожались иноземцами, и в писцовых книгах за 1665 г. на прежнем месте упоминается лишь одна новая церковь Воскресения Христова.

В 1703 году началась постройка каменной Воскресенской церкви с двумя приделами во имя великомученика Димитрия Солунского и преподобного Сергия Радонежского. В 1710 году новый храм был освящён.

В 1784 г. в семье псаломщика Воскресенской церкви Димитрия Егорова родился сын Илларион (монашеское имя - Иннокентий), ставший впоследствии известным архиереем и богословом, борцом с мистицизмом - популярным увлечением в светских кругах того времени. В 2000 году на юбилейном архиерейском соборе он был прославлен как святитель Иннокентий Пензенский.

В 1838-1839 гг. к основному зданию храма были пристроены трапезнаяи колокольня. Впоследствии церковь неоднократно расширялась, в результате чего она могла вмещать до 5 тыс. человек. На сегодняшний день 58-метровая колокольня - это всё, что сохранилось из всего храмового массива.

Начиная с петровских времён в штате храма состояло не менее 3 священников. С 1860 по 1869 гг. старостой храма был один из основателей Павловской платочной мануфактуры Василий Иванович Грязнов, прославленный в 1999 году как местночтимый святой Московской епархии - праведный Василий Павлово-Посадский. Он же явился инициатором учреждения Покровско-Васильевского монастыря. Его компаньон и родственник Иаков Иванович Лабзин перенял у него должность старосты Воскресенской церкви и также много потрудился для благоукрашения храма.

За своё величие храм часто назывался в народе собором. Он славился своим хором и колокольным звоном. В 1887 г. при соборе было учреждено Общество хоругвеносцев.

В 1891 г. на колокольне были установлены часы-куранты с немецким механизмом, игравшие несколько мелодий, в том числе «Боже, Царя храни». Куранты эти являются достопримечательностью Павловского Посада, за их исправным ходом наблюдает мастер из династии часовщиков.

В послереволюционный период во время гонений на Церковь многие из священников храма приняли мученическую кончину. Одним из них был священномученик Алексий Воробьёв. Он служил в соборе с 1930 по 1935 гг.

В 1936 г. Советской властью храм был передан живоцерковникам-обносленцам, а в 1939 г. он был окончательно закрыт. Попытки горожан получить разрешение на открытие храма в 1944 г. потерпели неудачу.

Огромное здание собора использовалось под склад зерна, позже - радиодеталей завода «Экситон». В конце 50-х гг. после обрушения купола храма в результате взрыва кислородных баллонов, складировавшихся внутри здания, Воскресенский собор был снесён. Уцелевшая колокольня с маленькой крестильней послужила пристанищем для местного краеведческого музея. Изображение соборной колокольни часто стало использоваться как символ города.

В 1998 году тщанием насельников Покровско-Васильевского мужского монастыря здание колокольни было возвращено Русской Православной Церкви. В храме начали совершаться богослужения.

В 2002 г. в храм Воскресения Христова (бывший Воскресенский собор) был назначен настоятель, и приход начал свою самостоятельную жизнь.

Местная религиозная организация православный приход Воскресенского храма г. Павловского Посада Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви

142500, Московская область, г. Павловский Посад, ул. Мира, д.1

р/с 40703810103620141342 в Ногинском филиале Банка «Возрождение» (ОАО), г. Москва

к/с 30101810900000000181

ИНН 5035023632

КПП 503501001

В центре Павловского Посада, на берегу р. Вохны, одиноко стоит высокая колокольня. На её верхнем, четвёртом ярусе установлены часы с боем. Это всё, что осталось от трёхпрестольного, с приделами святого великомученика Дмитрия Солунского и преподобного Сергия Радонежского (в трапезной) Воскресенского собора. Впервые о Воскресенской церкви упоминается в 1665 году Каменный же храм был выстроен в 1703 году. В начале он был очень небольшой и невысокий, с острой четырехскатной крышей и одною малою главкою, с одноярусной невысокой колокольней. Наружный вид этого храма в первый раз изменился в 1838-1839 гг., при церковных старостах Аниките Петровиче Нырнове и Андрее Семеновиче Лабзине: была построена настоящая колокольня. Второе изменение наружного вида храма последовало в 1850 году, когда он был возвышен накладкою стен и купола, на котором устроено 5 глав. Еще большая перемена в наружном и внутреннем виде храма произошла в 1860 году, когда при церковном старосте Василие Ивановиче Грязнове на месте малого прежнего Воскресенского алтаря построен настоящий обширный, а придельные алтари перенесены в одну линию с настоящим и расширен храм в южную и северную стороны по 15 аршин. Такое же изменение произошло и в 1875 г., когда при церковном старосте Якове Ивановиче Лабзине был устроен второй купол на трапезе с изменением типа ее крыши. Внутреннее благоустройство и украшение храма шло также последовательно, как и внешнее. Воскресенский храм по своему благоустройству и благолепию может считаться одним из лучших провинциальных храмов. В 1899 году начались работы по реставрации стенной живописи, которая заменялась дорогою художественною и исполнялась известным художником Я.Е. Епанешниковым.

Храм закрыли ещё в 1920-х гг. Последним настоятелем был о. Николай Русинов, В то время гонениям подвергалось не только само духовенство, но и члены семей священнослужителей. Сын о. Николая, Иван, отсидел 10 лет в Соловецком лагере. Сразу после закрытия храм начали разрушать. Из кирпича его ограды в 1926 г, построена баня, В 40-х гг. XX в. подгнили перекрытия и провалился купол, после чего были разобраны и стены. Рядом с колокольней - каменный столбик-часовенка, обозначающий место, где находился алтарь первой деревянной церкви, построенной ещё святым благоверным князем Дмитрием Донским. При храме на средства Кирилло-Мефодиевского общества содержалась церковно-приходская школа (с 1905 г. двухклассная смешанная), директором которой был протоиерей Павел Доброклонский. В ней преподавал псаломщик собора Тихон Михайлович Троицкий (автор книги о павловопосадских храмах). Когда церковно-приходская школа была преобразована в женскую прогимназию, Закон Божий в ней вёл о. Илья Попов. Церковными старостами были самые уважаемые в городе люди, творцы знаменитых павловских платков Василий Иванович Грязнов и Яков Иванович Лабзин. 12 мая 1918 г. в Павловском Посаде началось восстание против большевиков. Толпа окружила здание Совета, его охрана отстреливалась. Тревожно гудел соборный колокол. Здание Совета подожгли, все осаждённые погибли. В тот же день в Павловский Посад прибыли вооружённые отряды из Богородска, Орехово-Зуева, Дрезны. Начались аресты и расстрелы жителей. Первым пострадало духовенство Воскресенского храма.

В 1939 году Собор был закрыт и отдан под склады боеприпасов. Через некоторое большая часть Храма была разрушена взрывом. Все что осталось от трехпридельного храма с 12-ю куполами - это колокольня. Позже здание было отдано городскому краеведческому музею, который просуществовал до 2000 года. С августа 2002 года настоятелем храма является священник Кувшинников Александр Сергеевич. В храме действует воскресная школа и летняя детская площадка.

На фотографиях: сверху - вид на колокольню храма с южной стороны, снизу - вид храма с восточной стороны.

http://pposad.orthodoxy.ru/?page_id=311



По писцовым книгам Московского уезда, в Вохонской волости, в 1577 - 78 гг. находилась вотчина Троицы-Сергиева монастыря «погост Дмитриевский на речке Вохне, а на погосте церковь Дмитрия Солунского, да теплая церковь св. Георгия муч. Христова». Под 1623 - 24 гг. написано: «церковь Дмитрия Солунского древянна клетцки, да теплая церковь, а в ней два престола: Страстотерпец Христов Георгий и чудотворца Сергия, а в них образы и книги, и свечи, и колокола той же Вохонской волости все мирское строение; на церковной земле во дворе поп Иван, во дворе поп Антон, во дворе дьячок Федька Карпов, во дворе пономарь Герасимко Ерофеев, во дворе просвирница Ирина, да на церковной земле 5 келий, в них живут нищие, питаются от церкви Божией; пашни церковной земли 13 чети в поле, сена по речке Вохонке 10 копен, лесу дровяного 6 десятин с полудесятиною.

На том погосте сельцо Павлово, а в нем крестьян и бобылей 26 дворов, да в сельце торжок, торгуют по воскресеньям, а в том торжку 30 лавок рубленных и 20 скамей, а в тех лавках торгуют той же Воховской волости крестьяне, а оброк с тех лавок платят в монастырскую казну на год по 2 руб. по 5 алтын с деньгою, и из монастыря же те лавочные и с того же торжку таможенные деньги с 1623 г. платят на Москве в государеву казну в Большом приходе на год по 30 рублев».

В 1646 г. «в селе Павлове церковь вмч. Димитрия, да вмч. Георгия, да Парасковеи, нарицаемой Пятницы, у церквей во дворе поп Иван, во дворе другой поп Иван же, во дворе дьячок Федка Остафьев, во дворе пономарь Данилка Тиханов, во дворе просвирница Ирина; на церковной земле 3 двора бобыльских, крестьянских и бобылей 44 двора»; в 1678 г. в селе числилось 63 двора крестьянских и 6 дворов бобыльских, в них 196 чел.

По дозорным книгам Патриаршего казенного приказа за 1680 г. «в селе Павлове, что на речке Вохонке, на погосте церковь св. Димитрия Солунского деревянная, у церкви во дворе поп Патрикей Шитов, во дворе поп Яков Иванов, во дворе дьячок Алешка Ильин, во дворе пономарь Илюшка Иванов, во дворе просвирница; церковной пашни по 8 чети в поле, сена в полях, да на пустоши Зимнице и в отхожих лугах на 100 копен, да на лужке Барановском по реке Клязьме пашни паханные 2 чети». В книге под 1686 г. отмечено: «в селе Павлове церковь Воскресения, да в приделе св. Димитрия Солунского, дани 3 руб., 24 алтына, 2 деньги, заезда гривна».

12 июня 1703 г. выдан антиминс, по благословенной грамоте, в новопостроенную церковь во имя Воскресения Христова с приделы в село Павлово, той же церкви попу Игнатию Патрикееву. В 1704 г. в селе Павлове церковь Воскресения Христова каменная. 9 августа 1710 г., по благословенной грамоте, отпущен антиминс для освящения церкви во имя Воскресения Христова в Московский уезд, в село Павлово, под расписку попа той же церкви Игнатия.

При церкви Воскресения Христова были священники: Игнатий Патрикеев 1704 - 10 гг., Семен Игнатьев 1704 - 22 гг., Алексей 1704 г., Петр Яковлев 1700 - 15 гг.; диакон Григорий Игнатьев 1704 - 22 гг., дьячки: Степан Ильин 1704 - 09 гг., Иван Степанов 1715 - 22 гг., пономарь Нестор Андреев 1715 - 22 гг.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г.

Храм Воскресения Словущего (бывший Воскресенский собор) ведет свою историю от первого в окрестностях села Вохна (ныне Павловский Посад) деревянного храма, который был возведен над рекой Вохонкой святым благоверным князем Димитрием Донским во время его владения Вохонской волостью с 1340 по 1389 гг. и освящен во имя великомученика Димитрия Солунского.

В XV в. на этом же месте был построен еще один храм — во имя великомученика Георгия Победоносца с устроенным в XVII в. приделом во имя преподобного Сергия Радонежского. В Смуту деревянные храмы уничтожались иноземцами, и в писцовых книгах за 1665 г. упоминается лишь о новой церкви в честь Воскресения Христова.

В 1703 г. началась постройка каменной Воскресенской церкви с приделами во имя великомученика Димитрия Солунского и преподобного Сергия Радонежского. В 1710 г. церковь освятили.

В 1784 г. в семье псаломщика Воскресенского храма Димитрия Егорова родился сын, впоследствии прославленный как святитель Иннокентий Пензенский.

В 1838—1939 гг. храм дополнили трапезной и колокольней. Впоследствии церковь расширили, и она вмещала до пяти тысяч человек. Начиная с петровских времен, штат храма был обеспечен во всех отношениях.

С 1860 по 1869 гг. старостой храма был один из основателей Павловской платочной мануфактуры Василий Иванович Грязнов, прославленный теперь как местночтимый святой Московской епархии праведный Василий Павлово-Посадский. Он же явился основателем Покровско-Васильевского монастыря. Его компаньон и родственник Иаков Иванович Лабзин перенял у него должность старосты Воскресенской церкви и также много потрудился для устроения и украшения храма.

За свое величие храм часто назывался в народе собором. Он славился своим хором и колокольным звоном. В 1887 г. при храме учредили Общество хоругвеносцев.

В 1891 г. на колокольне установили часы-куранты с немецким механизмом, игравшие несколько мелодий, в том числе и «Боже, царя храни». Куранты эти являются достопримечательностью Павловского Посада, и за их исправным ходом наблюдает мастер из династии часовщиков.

Многие из священников собора во время гонений приняли мученическую кончину. Одним из них был священномученик Алексий (Воробьев). Он служил в соборе с 1930 по 1935 гг. В 1936 г. храм передали обновленцам, а в 1939 г. закрыли. В 1944 г. попытки горожан получить разрешение на открытие храма, окончились неудачей. Огромное здание собора использовалось под склад зерна, радиодеталей завода «Экситон». Под предлогом ветхости здания Воскресенский собор снесли в 1950-х гг. Колокольня с курантами послужила пристанищем для местного краеведческого музея. Изображение колокольни стало использоваться как символ Павловского Посада.

В 1998 г. тщанием насельников Покровско-Васильевского мужского монастыря здание колокольни было возвращено Русской Православной Церкви. В храме совершались богослужения. В 2002 г. в храм Воскресения словущего (бывший Воскресенский собор) был назначен настоятель, и приход начал свою самостоятельную жизнь.

http://ppvoskress.cerkov.ru

По всей Руси, как рассыпанное жемчужное ожерелье, стоят Православные храмы. Это не только средоточие Веры, но и Душа Русского человека. Трудно оценить значение храма в жизни простых людей
Нет двух похожих храмов в России. Каждый сам по себе. Красотой СВОЕГО храма гордились перед соседями. Для них всегда выбирали самые красивые места. И чтобы видно было за много вёрст…

Продолжаем наше виртуальное путешествие по Подмосковью и знакомимся с Православной архитектурой.
Сегодня Вы увидите храмы Павлово-Посадского района. И не только храмы. Здесь практически в каждом населённом пункте (!) есть уникальная традиция – своя часовня или часовенный столб. Такое в России я встречал только в соседнем Ногинском районе. Более – нигде. Похожие часовни есть много где, но чтобы в каждой деревне и селе…
А начинается рассказ с районного центра Павловского Посада и города областного подчинения Электрогорска, который анклавом расположен на территории Павлово-Посадского района.

Павловский Посад - Покровско-Васильевский мужской монастырь
Женская богадельня на основанном в 1860 городском кладбище была открыта в 1885 на средства купца Я. И. Лабзина. В 1894 преобразована в женскую общину, в 1903 - в монастырь. Келейные корпуса и ограда выстроены в кон. XIX - нач. ХХ вв. Закрыт в 1920, занят общежитием, складами, машинно-тракторной станцией. Восстановлен в 1995 как мужской.

Павловский Посад - Собор Покрова Пресвятой Богородицы в ПокровскоВасильевском мужском монастыре
Двухэтажный шестистолпный кирпичный храм в псевдорусском стиле, увенчанный декоративным пятиглавием, с трапезной. Построен в 1870-1895, высокая шатровая колокольня пристроена в 1913. Сооружён на средства купцов Я. И. Лабзина и И. И. Грязнова в память В. И. Грязнова, первоначально кладбищенский, позже монастырский. В нижней церкви престол Василия Исповедника, в верхнем Покровском храме боковые приделы Всех Святых и мч. Акилины. Закрыт в 1931, служил складом. Открыт в 1989, отремонтирован.

Павловский Посад – Церковь Андрея Рублёва в Покровско-Васильевском мужском монастыре
Небольшая кирпичная одноглавая церковь очень простой архитектуры, поставленная слева от Святых ворот Покровско-Васильевского монастыря. Выстроена тщанием игумена Андрея (Тонкова) в 1994, в церкви ведётся чтение неусыпаемой Псалтыри.

Павловский Посад - Церковь Иоанна Предтечи в Покровско-Васильевском мужском монастыре
Новая кирпичная церковь, строящаяся примерно с 2008 справа от Святых ворот монастыря. Одноглавый четверик с боковыми двухэтажными крыльями, в которых планируется поместить библиотеку, музей и покои настоятеля.




Павловский Посад - Церковь Михаила Архангела в Покровско-Васильевском мужском монастыре
Новый храм в двухэтажном кирпичном корпусе с трапезной и кельями, строящемся примерно с 2008 в глубине территории монастыря. Внешне выделен главкой.

Павловский Посад - Часовня Георгия Победоносца в Покровско-Васильевском мужском монастыре
Кирпичный часовенный столб на хозяйственном дворе монастыря, сооружённый в кон. 1990-х - нач. 2000-х.

Павловский Посад - Церковь Вознесения Господня, в Городково
Кирпичная центрическая однокупольная церковь в псевдорусском стиле, выстроенная на средства фабрикантов Кудиновых в фабричном посёлке в 1906-1909. Боковые приделы Сергиевский и Димитрия Ростовского. Первоначально приписана к церкви в Уползах, затем самостоятельная. В кон. 1930-х закрыта, но в 1940-х вновь открыта.




Старая звонница


Строительство колокольни

Павловский Посад - Церковь Воскресения Словущего
Первоначальная небольшая пятиглавая кирпичная церковь с трапезной в XIX в. была полностью перестроена. В 1839 возведены новая трапезная с Дмитриевским и Сергиевским приделами и высокая колокольня в стиле ампир. В 1850 четверик самой церкви, перестроенной в стиле позднего классицизма, надстроен световой ротондой, в 1860 приделы из трапезной вынесены на восток, по сторонам главного храма, а в 1875 над трапезной поставлен декоративный купол. Храм был закрыт ок. 1936, снесён в нач. 1950-х, уцелела только его колокольня. В 1998 колокольня и пристроенный к ней в 1967 дом музея переданы верующим, в музейном помещении оборудован храм.

Павловский Посад - Церковь Иконы Божией Матери Казанская
Пятиглавая постройка простой архитектуры, церковь при открытом в 1895 Павловском детском приюте, устроенном купцом Ф. П. Манаевым. Сооружена на средства, завещанные купцом П. Д. Долговым. Боковые приделы Всехсвятский и Петра Александрийского. Закрыта в 1930-х, венчания сломаны. Служила домом пионеров, конторой. Открыта в 2003, реставрируется.






Павловский Посад - Церковь Николая Чудотворца, в Филимоново
Домовая церковь в двухэтажном каменном здании церкви-школы, построенном в неоклассическом стиле на средства фабриканта А. Е. Соколикова в честь 300-летия Романовых. Закрыта в 1920, занята школой, затем СМУ. Вновь открыта в 1999, отремонтирована.

Павловский Посад – Старообрядческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь в псевдорусском стиле была выстроена в Корнево окружнической общиной при помощи А. И. Морозова в 1916. В годы советской власти она не закрывалась, но в 1993 сгорела. На её месте построена кирпичная пятиглавая церковь простой архитектуры.







Павловский Посад - Домовая церковь при школе "Славянофил"

Павловский Посад - Часовня в память 1812 года
Кирпичная пятиглавая шатровая часовня-памятник в память Отечественной войны 1812 года. В 1812 недалеко от Павловского Посада в ночь на Покров состоялся бой местных ополченцев с французскими фуражирами. В память об этом была построена часовня в 1911-1912 недалеко от места старой деревянной часовни, приписана к Воскресенскому собору. Сломана в 1932. Восстановление часовни по проекту 1911 планировалось с 1990-х, строительные работы начаты в 2007 и в настоящее время близки к окончанию.

Павловский Посад - Часовня Дмитрия Солунского
Небольшой кирпичный часовенный столб у места Воскресенского храма, поставленный в память прежде бывших тут храмов.

Павловский Посад - Часовня Илии Пророка в Назарово
Кирпичный двухъярусный часовенный столб. В прошлом деревня Назарово относилась к приходу Воскресенского собора в Павловском Посаде.

Павловский Посад - Часовня Покрова Пресвятой Богородицы в поселке им. Калинина
Деревянный часовенный столб, сооружённый в 2007. Приписан к церкви в Городково.

Павловский Посад - Часовня в Степурино
Каменный часовенный столб на улице включенной в городскую черту деревни Степурино.

Павловский Посад - Часовня Серафима Саровского
Часовня-киот оригинальной конструкции, выполненная в виде арки с иконами, имеющей щипцовое завершение и поставленной над крестом. Сооружена в 2009-2010.

Павловский Посад - Часовня Петра и Павла
Прежде существовавшая часовня сломана в 1930-х. Ныне существующая глухая кирпичная восьмигранная часовня с шатровым завершением сооружена на её месте в 2006 попечением семьи Федотовых.

Электрогорск - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Небольшая деревянная клетская церковь с шатровой колокольней, неплохая стилизация под памятники XVII в. Построенная на время подготовки и постройки Всехсвятского храма. Приставной престол Кирилла и Мефодия.





Электрогорск Всех - Церковь Святых, в земле Российской просиявших
Строительство церкви в пос. Электропередача было начато в 1912, но не окончено. В нач. 2010-х начато возведение большого кирпично-блочного храма с шатровым завершением.


Фундамент храма

Электрогорск - Часовня
Часовня на въезде в город в память находившейся здесь с августа 1941-го по июль 1945-го полевой артиллеристской снаряжательной мастерской (ПАСМ-22) поставлявшей фронту боеприпасы.

Аверкиево - Церковь Троицы Живоначальной
Каменная одноглавая церковь в псевдорусском стиле с боковыми приделами и шатровой колокольней. Построена в 1911-1915 гг. архитектором Башкировым В. Н. на средства обер-прокурора Синода А. Д. Самарина. Приделы Александро-Невский и Никольский. Закрыта в кон. 1930-х, к кон. ХХ в. заброшена. Открыта в 1993, ремонтируется.









Алексеево - Часовня
Кирпичный часовенный столб, сооружённый в нач. 2000-х.

Алексеево (снт Луговина) - Часовня
Кирпичный ярусный часовенный столб. Сооружён в сер. 2000-х на краю территории садового товарищества.

Алфёрово - Часовня
Деревянный часовенный столб, завершенный четырехскатной кровлей с луковичной главкой. Деревня относится к загарскому приходу.

Андреево - Церковь Иконы Божией Матери Отрада и Утешение
Деревянная клетская церковь простой архитектуры, сооруженная на территории Московской областной психиатрической больницы № 15. Внешне окончена, ведется внутренняя отделка.

Большие Дворы – Старообрядческая церковь Рождества Христова в Андроново
Деревянный молитвенный дом старообрядцев-неокружников. Моленная была закрыта в 1938, но в 1947 вновь открыта, уже как окружническая.




Большие Дворы - Часовня
Кирпичный часовенный столб, построенный по проекту 1883, не сохранился. В 2000-х построен новый невысокий деревянный часовненый столб, завершенный кокошником с крестом.

Борисово – Часовня Иконы Божией Матери Тихвинская
Кирпичный часовенный столб, завершенный четырехскатным шатром с главкой. Входит в заозерский приход.

Бразуново - Часовня
Кирпичный часовенный столб, построенный по проекту 1916, не сохранился. В нач. 2000-х построен новый кирпичный часовенный столб, завершенный низким шатриком с луковичной главкой. Деревня относилась к загарскому, а с 1910-х - к аверкиевскому приходу.

В Бывалино в последние годы вырос целый церковный комплекс

Бывалино - Церковь Иконы Божией Матери Казанская
Каменная пятиглавая церковь (1862-1882 гг.) в псевдорусском стиле, близкая к типовым, с трапезной и шатровой колокольней. Главный престол Казанский, в трапезной Никитский (1876) и Ильинский (1873) приделы. Закрыта в кон. 1930-х. Открыта в 1991, отремонтирована.







Бывалино - Церковь Серафима Саровского
Небольшая зимняя церковь - прямоугольная постройка 2000-2002 гг. с низким шатром с главкой, выстроенная рядом с Казанским храмом.

Бывалино - Часовня из металла "Весы детской беспризорности"

Бывалино - Часовня Илии Пророка (1-я)
Каменный часовенный столб на дворе Казанской (Никитской) церкви. Построен примерно на месте, старого, существовавшего с XVIII в. на месте престола прежней церкви.

Бывалино - Часовня Илии Пророка (2-я)
Каменный часовенный столб в деревне Бывалино, примыкающей к Никитскому погосту. Был выстроен в память события 17.10.1888. В настоящее время выстроен новый.

Быково - Часовня
Кирпичный часовенный столб с ярусным завершением. Деревня в прошлом относилась к воскресенскому павлово-посадскому приходу.

Васютино - Церковь Николая Чудотворца
Каменная церковь типа восьмерик на четверике с трапезной и колокольней, выстроенная в 1787 г. в духе провинциальной архитектуры. В трапезной Сергиевский придел. Закрыта в кон. 1930-х, использовалась как жилье, склад, затем брошена. Открыта в 1990, отремонтирована.




Васютино Часовня в Васютино
Пятиглавая часовня в псевдорусском стиле в юго-западном углу церковной ограды. Выстроена в память события 17.10.1888 на средства купцов Соповых. В 1930-х закрыта, заброшена, в 1990-х отремонтирована.

Власово - Часовня
Кирпичный часовенный столб 1909 г., построенный крестьянином А. И. Тарасовым. Был приписан к церкви в Троице-Чижах. Отремонтирован в 2004.

Гаврино - Часовня Иоанна Предтечи
Кирпичный часовенный столб с полуциркульными завершениями граней, увенчанный шатром с главкой. Построен в 2010 по инициативе семьи Корягиных, освящен 12.09.2010. Входит в заозерский приход.

Грибаново - Часовня Иконы Божией Матери Казанская
Новая кирпичная одноглавая часовня, хороший пример неорусского стиля в современном храмовом зодчестве.

Дальняя - Часовня
Кирпичный часовенный столб под шатровой кровлей нач. ХХ в. Был приписан к церкви в Никольского погоста, что на Мху (Васютино).

Данилово - Часовня
Часовня построенная в 2000-е. Раньше в деревне была большая община старообрядцев-неокружников, молитвенный дом которых был закрыт в 1930-е.

Демидово - Часовня Рождества Иоанна Предтечи
Кирпичный часовенный столб. Приписан к церкви в Саурово.

Дергаево - Часовня
Кирпичный часовенный столб рубежа XIX-XX вв. В нач. 2000-х отремонтирован.

Заозёрье - Церковь Рождества Христова
Каменная однокупольная церковь в стиле классицизма, построенная в 1809 на средства Г. В. Рюмина, с трапезной и колокольней. Трапезная с приделами Николая Чудотворца и Тихона Амафунтского расширена в 1854-1855 на средства Н. Г. Рюмина, колокольня надстроена в 1876. Не закрывалась.






Заозёрье - Часовня кладбищенская 1-я

Заозёрье - Часовня кладбищенская 2-я

Игнатово - Часовня Илии Пророка
Глухой двухъярусный кирпичный часовенный столб, входящий в состав деревенского военного мемориала. Приписан к церкви в Казанском.

Казанское - Церковь Иконы Божией Матери Казанская
Квадратная в плане церковь в псевдорусском стиле, увенчанная декоративным пятиглавием, построена в 1859-1863 по типовому проекту на средства местных фабрикантов. Шатровая колокольня пристроена в 1882. Боковые приделы Никольский и Сергиевский. Богослужения не проводились в 1940-1943, затем вновь действующая.





Ковригино - Часовня Петра и Павла
Новый часовенный столб, построенный вместо сломанной в советские годы часовни постройки 1901 (возможно, на её основе). Приписан к церкви в Саурово.

Козлово - Часовня Иоанна Богослова
Кирпичный часовенный столб, поставленный на месте старого, постройки 1911, сломанного в советские годы. Приписан к церкви в Бывалино.

Криулино - Часовня
Кирпичная часовня со входом с невысокой шатровой кровлей середины 2000-х.

Крупино - Часовня Иконы Божией Матери Казанская
Массивный кирпичный часовенный столб, завершенный главкой. Построен в 2010-е. Деревня входит в ново-загарский приход.

Кузнецы – Старообрядческая церковь Анны Кашинской
Кирпичная одноглавая церковь неорусского стиля с шатровой колокольней, в архитектуре сочетающая элементы модерна и псковского зодчества. Построена на средства А. И. Морозова в 1909-1913, принадлежала окружнической общине. Закрыта не позже сер. 1930-х, венчания сломаны, трапезная надстроена, занята под производство. С 1980-х заброшена, находилась в аварийном состоянии. В 2004 вновь зарегистрирована старообрядческая община, в последнее время храм активно восстанавливается усилиями Богородице-Рождественского прихода Павловского Посада и предпринимателя В. В. Ковшутина.





Курово - Часовня Иконы Божией Матери Боголюбская
Новый кирпичный часовенный столб. Приписан к церкви в Саурово.

Логиново - Часовня Иконы Божией Матери Тихвинская
Двухъярусный кирпичный часовенный столб, выстроенный на месте старой часовни, сломанной в сер. ХХ в. Приписан к церкви в Бывалине.

Мехлесхоз - Часовня Филиппа, митрополита Московского
Новый деревянный часовенный столб. Приписан к церкви в Бывалино.

Михалево - Часовня

Мишутино - Часовня Кира и Иоанна
Новый кирпичный часовенный столб, поставленный вместо сломанного в советские годы старого, постройки 1895. Приписан к церкви в Саурово.

Назарьево - Часовня Иконы Божией Матери Неопалимая Купина
Каменный часовенный столб, построенный на средства крестьян Сокольниковых. Приписан к церкви в Уползах (Саурово). В 1990-х отремонтирован.

Новозагарье - Церковь Николая Чудотворца
Каменная одноглавая церковь в духе барокко выстроена в 1715 г. на средства А. А. Курбатова, главный престол Успенский, перестроена в 1844. Ныне существующие обширная трапезная и высокая колокольня в псевдорусском стиле построены в 1907-1911 вместо старых, в трапезной Никольский и Пятницкий приделы. Закрыта в 1938, вновь открыта в 1943 г.








Новозагарье - Часовня Николая Чудотворца
Небольшая кубическая каменная часовня-столб на месте разобранной в 1850 деревянной Никольской церкви. Стоит в церковной ограде рядом с каменным храмом.

Носырёво - Часовня
Невысокий кирпичный часовенный столб простых форм, сооруженный в нач. 2000-х и отремонтированный в 2010. Входит в заозерский приход.

Перхурово - Часовня Сергия Радонежского
Кирпичный оштукатуренный часовенный столб. Деревня входит в ново-загарский приход. Раньше в деревне была большая община старообрядцев-неокружников, молитвенный дом которых был закрыт в 1930-е.

Рахманово - Церковь Екатерины Великомученницы
Каменная пятиглавая церковь в псевдорусском стиле с боковыми приделами и шатровой колокольней. Построена в 1904-1907 на средства, завещанные Е. К. Ермаковой в отдаленной деревне павлово-посадского прихода. Главный престол вмч. Екатерины и Параскевы Пятницы, боковые приделы мч. Пелагии Тарсийской и мч. Корнилия Сотника. Закрыта в 1938. Открыта в 1990, отремонтирована.

Рахманово – Старообрядческая часовня Дмитрия Солунского
Кирпичный часовенный столб недалеко от места сломанной Дмитриевской старообрядческой молельни.

Саурово - Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Однокупольная церковь в стиле ампир с трапезной и высокой колокольней. Стоит на погосте, в стороне от села. Строилась в 1824-1852 гг. В трапезной Ильинский и Никольский приделы. В советские годы не закрывалась.




Саурово - Часовня Успения Пресвятой Богородицы
Кирпичный часовенный столб 2000-х. В отличии от приходской церкви, стоящей на погосте, находится в самой деревне.

Сонино - Часовня
Глухой кирпичный часовенный столб с главкой.

Стремянниково - Часовня Дорофея, епископа Тирского
Невысокий кирпичный часовенный столб. Был приписан к церкви в Уползах. В 1994 отремонтирован, ныне приписан к храму в Бывалино.

Тарасово - Часовня
Кирпичный часовенный столб, завершенный металлическим навершием в виде кокошника с главкой. Входит в заозерский приход.

Теренино - Часовня Петра и Павла
Кирпичный часовенный столб 2001 г. Приписан к церкви в Бывалино.

Улитино - Часовня Иконы Божией Матери Тихвинская
Кирпичный часовенный столб 2001 г. Приписан к церкви в Саурово.

Фатеево - Часовня
Кирпичный часовенный столб с шатровым завершением. Сооружён в 2000-х.

Фомино - Часовня Иуды, брата Господня
Кирпичная четверогранная "входная" часовня с луковичной главкой, построенная в 2010-2011 на средства местных жителей.

Часовня - Часовня
Каменная деревенская часовня, построенная крестьянином Т. П. Хреновым в 1895, была приписана к церкви в Чижах. В 1-й пол. ХХ в. разрушена. Ныне выстроен новый двухъярусный глухой кирпичный часовенный столб.

На месте бывшего села Троице-Чижи сейчас создается церковный ансамбль:

урочище Чижи - Церковь Троицы Живоначальной (деревянная)
Небольшая деревянная церковь с шатровой кровлей и обходной галереей-гульбищем. Сооружена в 2008-2009 в связи с невозможностью быстрого восстановления каменного здания старого храма.







урочище Чижи - Церковь Троицы Живоначальной (каменная)
Одноглавая кирпичная церковь в стиле провинциального классицизма с трапезной и колокольней, сооружённая в 1789 (по ряду сведений основной объём выстроен в 1739). Боковой Сергиевский придел пристроен в 1888-1889. Закрыта в кон. 1930-х, заброшена, к настоящему время большая часть перекрытий обрушилась. С 2007 начаты работы по восстановлению церкви. В 2009 старый храм разобран до основания, за исключением колокольни. На его месте строится новое здание в формах, приближенных в старым.










урочище Чижи - Часовня
Кирпичный часовенный столб, завершенный декоративным пятиглавием. Сооружен в 2009 на месте разобранной в кон. XVIII в. деревянной церкви.




Шебаново – Часовня Параскевы Пятницы
Кирпичная часовня в виде сложной трехчастной конструкции, завершенная тремя главками на ярусных барабанах. Построена в 2010-е. Деревня входит в ново-загарский приход.




Щекутово - Часовня Дорофея, епископа Тирского
Кирпичный часовенный столб 2000-х. Приписан к церкви в Саурово.



Похожие статьи