Учимся читать кубики зайцева. Комплект игры состоит из

Кубики Зайцева - это качественно новая методика обучения. Основной принцип - выдать ребенку «все и сразу». Как? Посмотрите сами. Обучаясь чтению, ребенок узнает сразу все склады русского языка, а не по одной букве, как это принято в обычной системе обучения.

При обучении счету малышу предлагаются все числа до ста, а затем и до миллиона. Не вредно ли такое изобилие информации сразу? Нет! Вопреки опасениям ребенок от такого изобилия информации не устает и не теряется.

Ребенок сразу устанавливает необходимые связи между складами или числами. Зайцев уверяет, что дети устают как раз от примитивных развлечений. По методике Зайцева весь русский язык дается ребенку в складах на кубиках и настенных таблицах.

Кубики Зайцева - это русский язык, которым можно поиграть: его можно взять в руки, рассмотреть, вертя в руках, ощутить его вес. Особое внимание автор методики уделяет таблицам.

Самые сложные правила и законы благодаря его систематизации таблиц становятся четкими, понятными и легко запоминаемыми. Кроме того, таблицу можно назвать тренажером для зрения и осанки.

Не нужно неподвижно сидеть, можно ходить и бегать вдоль таблиц в поисках решения. Обучение похоже на путешествие. Таблица - как карта, на которой можно сделать много открытий. Таблица находится всегда перед глазами, информация работает постоянно, повторяется столько раз, сколько ребенок смотрит на таблицу.

Кубики Зайцева, методика обучения чтению

Чтобы разобраться в методике Зайцева, вспомним, что в русском языке есть согласные и гласные звуки, вместе они образуют склады (не путайте со слогами!).

Что такое склад в методике Зайцева?

Итак, существуют согласные и гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки. Нет-нет, вам не понадобится это объяснять ребенку, в этом просто нет необходимости. Эти термины нужно немного вспомнить вам, так как они иногда будут встречаться в описаниях кубиков.

Склады могут совпадать со слогами, но могут и отличаться. Например, в слове «МАМА» - два склада и два слога, а в слове «СЛОН» - один слог, но три склада - С-ЛО-Н. Или слово «ВДРУГ» -- один слог, но четыре склада - В-Д-РУ-Г.

Как вы видите, склад может состоять:

  • из согласного и гласного (БА, ВУ, РЕ, МА и т. п.);
  • из согласного и мягкого или твердого знаков (РЬ, ДБ, ВЪ, СЪ и т. п.);
  • только из согласного: (Н, П, С и т. п.);
  • только из гласного (А, О, У и т. п.);
  • никогда не образуют склады два согласных вместе или два гласных (СД, ОУ, ВД и т. п.).

Попробуйте разбить самостоятельно на склады слова: ОН, ДЕТИ, КНИГА, КОТ, АИСТ, а теперь проверьте себя: о-н, де-ти, к-ни-га, ко-т, а-и-с-т.

Склады написаны на гранях кубиков Зайцева.

Кубики Зайцева - это игра-пособие по обучению чтению

Комплект игры состоит из:

  • кубиков (или, из картонной развертки, которую надо сложить в кубик);
  • наполнителей для кубиков (металлические пробки «деревянные палочки);
  • таблиц;
  • книги — методички для родителей;
  • аудиокассеты с песенками, которые используются при обучении.

Эти оригинальные кубики различаются по 46 признакам, в том числе и по весу. Кубики делятся на большие и маленькие, «железные» и «деревянные», «золотые» кубики с гласными.

  • Маленькие - «мягкие» склады.
  • «Железные» - это «звонкие» склады.
  • «Деревянные» - это «глухие» склады.

Отдельно стоят пять двойных кубиков. Это склады с теми согласными, которые сочетаются не со всеми гласными (например, «ж», «ч»)
Склады Зайцева отлично ложатся на мелодию. Автор методики предложил пропевать склады, а затем и выпустил аудиокассету, на которой под разные мелодии склады пропеваются.

Запомнив попевки, со временем ребенок без труда найдет нужный склад, пропевая (проговаривая) и следя пальчиком по складам в таблице или поворачивая грани самого кубика.

Конечно, правильно поворачивать кубики могут только дети старшего дошкольного возраста и взрослые, а вот искать нужные склады на таблице малыши в состоянии уже в два-три года.

Методика чтения по складам

Вам доводилось слышать хоть раз от знакомых, что ребенок знает все буквы, но пока не читает? Или «читает» по буквам, не складывая в слово. Складовый метод позволяет избежать таких проблем, так как ребенок сразу видит склад и произносит его.

Например, малыш читает не «кэ-о», а «ко» и не задает вопросы, почему это «бэ» и «ю», а вместе почему-то читается «бю». Если правильно подать материал, то склад проще запомнить и узнавать, чем букву.

Кубики и таблицы предъявляются все сразу. И сразу же показываются в действии. Начинают складываться слова, которые можно прописывать указкой по таблице.

Почему все сразу? Зайцев - противник поэтапного знакомства с буквами, долгого «обыгрывания» одного и того же. Все кубики сразу - это один из основных принципов его методики.

Могут ли усвоить сразу такой объем информации дети? Этот вопрос самый популярный среди родителей. Автор методики считает, что не только могут, но и усваивают все с легкостью. В качестве примера он приводит, как это ни странно, игры в карты.

Многие дети четырех-пяти лет с удовольствием играют в «Дурака», «Пьяницу» и прочие игры и на 36, и на 52 картах. Карты берутся и запоминаются ими все сразу. Почему же 33 буквы нельзя выучить за несколько месяцев?

Дело в том, считает Зайцев, что карты - «гениальная дизайнерская и методическая разработка». Буквы же маленькие, все черненькие. Конечно, они не похожи друг на друга, но искать в них различия скучно и трудно. А карты легко запоминаются, они яркие, мгновенно откладываются в памяти.

Созданные Зайцевым кубики различаются по 46 признакам. Предъявляйте их ребенку, как карты, - все сразу, а не по 1-2 кубика за занятие.

  • Во-первых, почти все кубики понадобятся вам, чтобы начать писать слова. Это можно и нужно делать уже на первом занятии.
  • Во-вторых, играя со всеми кубиками, ребенку проще их запомнить - включаются в работу те самые 46 признаков — сигналов.

Зайцев против!

Азбука

Зайцев выступает против многочисленных азбук, где названия букв привязаны к картинкам: арбуз - А, банан- Б, ведро - В, гусь - Г и т. п. Встретив слово СТУЛ, к примеру, ребенок вспомнит сову, тигра, утку, лягушку, которых нужно перекодировать в предмет мебели. Непростая задача, не так ли?

Термины

«Буквы еще ни одной не ввели, а термины уже все выложили: твердые, мягкие, звонкие, глухие, гласные, согласные», - пишет Зайцев.

Получается, что обучение идет не от конкретного к абстрактному, а наоборот.

Методические сказки

Кроме путаницы в голове, потраченного времени на глупые сказки и ненужные термины, такая «литература» не дает больше ничего. «Азбуковедение», «Ошибкоопасное место», «Ошибия», «Таинственная Фонема», «Буквинск», «Складиск», «Числяндия» и т. п., по мнению Зайцева, не должны окружать ребенка.

Знакомство с кубиками Зайцева

Первое знакомство - только с имени, считает Зайцев. Напишите имя малыша кубиками, покажите, покрутите кубики - имя может и измениться.

Написали имя. Теперь можно составить из кубиков и прописать указкой по таблице МА-МА, ПА-ПА, БА-БУ-Ш-КА, КО-Т, КУ-К-ЛА, имена мамы, папы, друзей.

Теперь ребенок сам выбирает слово, которое вы ему напишите кубиками, а потом покажете по таблице. Все быстро, аккуратно, не требуется ни доски, ни мела, ни карандашей и бумаги.

И самое главное - пишут сами кубики!

Математика по методике Зайцева

Беда всех начальных математических программ и вытекающих из них пособий и учебников, считает Зайцев, это их общая установка сначала разделять «один» и «много», затем длительное время считать в пределах 10, затем 20 и т. д.

Зайцев поступает проще. Его пособие «Тысяча плюс и еще…» обучает детей счету в пределах тысячи.

Это четырехцветная лента из картона с числами от 0 до 99 в цифрах и в виде сгруппированных объектов - кружочков и квадратиков. Даже трехлетки довольно скоро от начала занятий начинают находить на ленте любое названное число. Четные и нечетные различаются по цвету. Каждому ясен и состав числа: количество десятков, единиц.

Разрезные карточки представляют число в его отношении к сотне (например, в матрице 10 х 10 клеток 54 закрашенных квадратика и 46 не закрашенных).

Дети четырех-пяти лет легко переходят к сложению и вычитанию в пределах ста.

Шесть кубиков и вторая таблица помогут детям освоить запись и чтение трехзначных чисел, создадут образные представления об их составе - количестве сотен, десятков, единиц.

Третья таблица знакомит детей с записью и названием многозначных чисел.

Самое главное, предупреждает Зайцев, не надоедать ребенку с якобы методическими подходами: что больше, что меньше, на сколько, состав десятка, состав числа и пр. А вот походить вдоль ленты, посчитать по ней, переводя при назывании следующего числа указку в соседнюю правую клетку, поискать задаваемые числа детям совершенно необходимо.

Чем интересна методика Зайцева

Методика обучения по кубикам Зайцева, безусловно, интересна и необычна. Интересен сам по себе «складовой принцип» обучения чтению. Действительно, малышу не потребуется разбивать слово на слоги (слогов очень много, и не всегда их можно выделить безошибочно), складывать буквы, чтобы получить слог, задумываясь, что же получится из «п», «а», «п», «а».

Зайцев включает в работу все каналы восприятия информации у ребенка, а ребенок уже сам выбирает «подходящие» для него. Визуалы могут рассматривать материал, кинестетики - трогать, крутить в руках, аудиалы - слушать и проговаривать (пропевать).

Занимаясь математикой, ребенок довольно быстро переходит к операциям с двухзначными числами, благодаря математическим таблицам с первых уроков знакомятся с десятками.

Сомнения и недостатки методики Зайцева

Есть мнение ряда учителей, что дети, обученные чтению по методике Зайцева, впоследствии испытывают трудности в морфологических разборах слов (по составу). Им бывает сложно выделять приставки и корни, суффиксы и окончания.

У многих это влечет за собой непонимание орфограмм и неграмотное письмо. Этот факт не доказан, однако мнение существует и довольно часто приводится противниками методика Зайцева.

К минусам в исполнении наглядного материала по этой методике можно отнести непрочность кубиков. Даже укрепленные дополнительными вкладышами кубики в руках двухлетки быстро могут прийти в негодность. Отсюда нежелание многих родителей давать материал в руки крохе, что противоречит подходу Зайцева «давать все и сразу».

Елена Неретина
Проект «Обучение чтению детей по кубикам Н. А. Зайцева»

«Обучение чтению детей по кубикам Н . А. Зайцева »

Актуальность и полезность инновации.

В связи с последними изменениями в сфере дошкольного образования, обучение грамоте детей по альтернативным методикам стали не актуальны.

ФГОС преследует цель создания равенства возможностей для каждого

ребёнка в получении качественного дошкольного образования. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. В стандартах говорится о том, что необходим отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий.

Стандарт требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать

дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Отличие дошкольного образования от общего заключатся и в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность, основу развития представляет игра.

Желание специалистов (учителей – логопедов) использовать в работе новые технологии вызвано в первую очередь спецификой детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Используя фонемный метод обучения , педагоги часто чувствовали себя бессильными перед стойким неуспехом некоторых детей . Эти дети с трудом усваивали навыки звукобуквенного анализа и синтеза. Для них иногда оказываются недоступными : такие абстрактно-символические понятия, как «гласный звук» , «твердый и мягкий согласный звук» , «буква» , «слог» , «точка» , «ударение» , «схема слова, предложения» и т. д. Особую трудность для детей представляет усвоение йотированных гласных, мягких согласных. И хотя большинство выпускников логопедических групп поступают в школу, овладев механизмом чтения , среди них уже к концу первого класса выявляется огромный процент дисграфиков и дислексиков. Та-ким образом, традиционный подход к обучению грамоте в детском саду не всегда удовлетворяет современным требованиям школы, поскольку не достаточно хорошо решает проблему профилактики нарушений письменной речи.

Система Н. А. Зайцева относится к нетрадиционным системам обучения . Изначально она была разработана для обучения чтению детей без отклонений в развитии, начиная с 2-х летнего возраста и кончая 7-8-летним. Но самое главное, это даже не возрастной диапазон, а темпы и качество обучения детей .

Обычный ребенок 6-7 лет научается читать по этой системе через2-3 месяца, ребенок с речевой патологией - через 4-5 месяцев. Для достоверности приведу ряд цифр. Из 10 детей с ОНР трое читали фразы через 2 месяца, остальные - только слова. Еще через 3 месяца семь детей овладели послоговым чтением , а трое - беглым. Итак, весь период обучения занял 5 месяцев , а ведь среди этих детей у пятерых был вторичный диагноз “ЗПР”, у двоих - заикание. Эти данные в процессе моей работы и позволили сделать вывод о неординарности предложенной Зайцевым системе , о ее нужности дефектологам.

Отличительные особенности программы

По методике Зайцева всё обучение чтению строится на кубиках и настенных таблицах. «Обучение чтению по кубикам Зайцева » - игры-занятия, в основе которых лежит складовой принцип обучения Н . А. Зайцева (заучивание складов, их пропевание) .

Используются большие и маленькие кубики , есть одинарные и двойные, золотые, железные, деревянные. Имеется белый кубик со знаками препинания. Буквы на кубиках написаны разным цветом. Они отличаются по весу, по звучанию и вибрации наполнителя и т. п. Каждая особенность имеет свою цель, чтобы решать определенные задачи по обучению чтению . Одновременно с кубиками при обучении используются специальные таблицы складов.

Принципиальное отличие методики обучения чтению Н . А. Зайцева от традиционных методик в том, что ребенок учится читать, не составляя слова из отдельных букв, и не по слогам, а по складам. Важно то, что ребёнок видит все склады сразу, а не по одному. Из этих складов, как из кирпичиков, малыш строит слово, постепенно переходя от письма к чтению . Выход в чтение через пение - это неотъемлемый принцип в методике Н. А. Зайцева . Поэтому склады поются, а не проговариваются. Поётся и алфавит, с которым дети знакомятся чуть позже.

Игра выстраивается в сложный процесс овладения многими учебными умениями. Она предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности : наблюдение, обследование, беседа, чтение по таблице , чтение и «письмо» кубиками , чтение произведений русского народного творчества (колыбельные песенки, считалки, скороговорки, дразнилки, небылицы и др.) .

Таким образом, играя в кубики , у ребёнка увеличивается число каналов восприятия, по которым поступает информация, в результате чего повышается эффективность обучения . При обучении чтению по Зайцеву ребенок начинает читать уже после нескольких занятий.

Цель проекта :

Обучение детей дошкольного возраста сознательному, правильному чтению по складам с переходом к чтению целым словом , далее развивать навыки чтения предложениями . Подготовка детей к школьному обучению .

Задачи проекта :

Познакомить детей с кубиками и таблицами , научить различать кубики по цвету , звучанию, величине, классифицировать их;

Работать над фонетической и фонематической стороной речи, пропевая складовые попевки;

Уверенно называть склады на кубиках и таблице , составлять слова;

Легко и весело ввести ребенка в обучение чтению ;

Развивать устную речь путем пропевания складов по таблице, кубикам ;

Способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи ребёнка;

Развивать у детей внимание , память, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, слух;

Воспитывать любовь к родному языку.

Мотивационный этап

Задачи :

Развивать речевую и познавательную активность;

Привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению ;

Развивать диалогическую речь детей .

Возраст детей

Данный проект рассчитан на детей в возрасте от 4 до 6 лет. Возраст ребенка влияет на обучение чтению по методике Н . А. Зайцева . Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей . В 4-5 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению . Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры которые способствуют освоению навыков чтения . Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.

Читая, ребенок развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная) ;

Читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;

- чтение помогает ребенку запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;

Для ребенка чтение - это новый вид получения информации, теперь он может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.

Ожидаемые результаты программы :

К концу первого года обучения дети должны :

Знать, правильно озвучивать и показывать «золотые» , «железные» , «деревянные» склады (таблица и кубики ) ;

Классифицировать кубики ;

Овладеть складовым чтением слов .

К концу второго года обучения дети должны :

Уметь выделять ударный склад;

Освоить чтение алфавитных песенок ;

Сроки реализации проекта (время, этапы работы)

Время реализации проекта

Продолжительность обучения - 2 года (1-й год обучения - для детей 4-5 лет ;

2-й год обучения для детей 5-6 лет ).

Количество занятий в неделю :

Первый год обучения - 2 раз .

Второй год обучения – 2 раза .

Продолжительность одного занятия :

1-й год обучения - 2 раза в неделю по 20 мин

2-й год обучения - 2 раза в неделю по 25 мин.

Работа по системе Зайцева начинается с детьми , не умеющими читать и писать, не знающими букв, не владеющими звукобуквенным анализом или владеющими в недостаточной мере.

Этапы работы

1 этап подготовительный

Цели : привлечь внимания к кубикам и таблицам , развивать умение манипулировать кубиками , научить следить за действиями педагога и выполнять его инструкции.

Этот этап достаточно простой и очень короткий 5-6 занятий. Однако на каждом занятии необходимо включать 1-2 более сложных задания, необходимых для обеспечения “зоны ближайшего развития”. На этом этапе дети учатся правильно крутить кубики в руках , глядя на каждую сторону с изображением складов. Особым и важным приемом на этом этапе является пропевание складов в процессе манипуляций с кубиком . Педагог сначала крутит сам кубик в руках , пропевая как гамму, а не читая, каждый склад, причем произносимая сторона кубика обращена к ребенку . Смысл этого регулярно использующегося упражнения в развитии ритмико-интонационной стороны речи, концентрации внимания и запоминания складов. Другими словами у ребенка развивается скоординированная работа системы анализаторов, развивается ощущение звуковой стороны речи. Особенно четко это просматривается при пропевании складов по таблицам.

На первых занятиях используются такие виды работы, как подбор к одной гласной букве всех кубиков , имеющих эту букву

«Игра “Паровоз»

Цели :

Учить работать с кубиками , выбирая на них сторону с заданной гласной;

Способствовать запоминанию и прочтению складов с одной и той же

Учить осмысленно находить нужный кубик ;

Привлечь внимание к работе с кубиками ;

Игра «классификации»

Цели :

Привлечь внимание детей к кубикам ;

Показать, как нужно крутить кубик в руке и пропевать его песенку;

Учить запоминать название различных групп кубиков ;

Учить в процессе манипуляции с кубиками сортировать кубики по признакам : глухие – звонкие, твердые – мягкие.

“Посмотри и повтори”, где педагог сначала составляет короткое слово на глазах у ребенка, затем перемешивает и переворачивает эти кубики и предлагает ребенку воспроизвести слово вновь. Можно использовать также массу других игр, описанных Н. А. Зайцевым в его книге “Письмо , чтение , счет”, придумывать свои и видоизменять имеющиеся. На этом этапе работа отличается от идеи Зайцева скоростью “пропевания” кубиков , которая должна быть достаточно низкой, и частыми повторами одних и тех же игр. Также используются такие приемы в работе как показ, изменение интонации для привлечения внимания, сопряженные действия с ребенком (вместе крутить кубик ) и повышенную двигательную активность (все время в движении) . Таким образом, этот этап можно считать упрощенным, что вызвано психо-соматическими особенностями детей данной категории .

Та же упрощенность просматривается в работе с таблицами, которые включаются в обучение с первого занятия . Как упоминалось выше, в работе с таблицами тоже предусмотрены пропевания песенок. Педагог, ведя длинной указкой вдоль по рядам квадратов со складами, не читает, а поет эти ряды на любой мотив - от “В лесу родилась елочка” до “Подмосковные вечера”, а дети следят за кончиком указки и пытаются повторять вслед за педагогом. Если у детей грубо нарушено звукопроизношение, то на этом этапе пропевать можно только легкопроизносимые звуки : к, т, в, г, м, н,. Но в дальнейшем (начиная с 3-4 занятия) нужно вводить все остальные буквы и было замечено, что благодаря постоянным, добровольным пропеваниям песенок (которые, кстати, очень нравятся детям, у них гораздо лучше автоматизировались отрабатываемые на индивидуальных занятиях звуки. Именно поэтому можно ввести работу по таблицам и кубикам на занятия логопеда по коррекции звукопроизношения.

На этом же, коротком, этапе вводится и остается продолжительное время такая форма работы как составление педагогом слов из кубиков , причем это могут быть абсолютно любые слова, от “ суп”, “шкаф”, до “Бэтмэн”, “трансформер”, в зависимости от просьб детей . Выглядит эта игра так. Логопед предлагает детям “сходить в магазин игрушек” и “купить”, кому что хочется. Дети называют любимые игрушки, логопед выкладывает слова из кубиков на полке , висящей на стене, следя, чтобы все дети смотрели на его манипуляции с кубиками . После того, как слово стоит на полке, логопед ведет пальцем по слову, читая его медленно, интонационно отражая части слова, то есть склады (ма-ши-н-ка, то есть 4 кубика ) . Затем слово читается вторично, но вместе с детьми. Так надо работать с каждым словом, так как подражание занимает большое место в обучении .

Основной этап.

«Чтение одного слова »

Цели : учить детей самостоятельно выкладывать слова из кубиков и читать их , чувствовать длину слова, ставить все кубики рядом , не допуская между складами разрывов, оперировать понятиями «ударение» и «большая буква» , работать по складовым картинкам.

Дети начинают достаточно легко ориентироваться в куче кубиков , лежащих на столе, и находят нужный кубик по образцу достаточно быстро. Работа по таблицам остается на протяжении всего этого периода, а игры с кубиками значительно усложняются. Теперь дети могут самостоятельно прочитать большинство складов на кубиках , то есть происходит овладение чтением открытых слогов . Благодаря постоянным пропеваниям песенок по кубикам и таблицам у детей сформировалось умение не только прочитать нужный склад, но и зрительно соотносить плоскостной склад таблицы со складом на кубике , искать нужный склад, крутя кубик в руке . Здесь можно говорить об интенсивном развитии ориентировки в пространстве. Также активно формируется умение прослеживать глазами столбцы и строчки складов на таблице, что имеет огромное значение при письме и чтении . Конечно, не все дети достигли оптимального уровня чтения складов на этот момент, поскольку познавательная активность и уровень развития мышления у всех детей разный . Кто-то из детей уже готов к самостоятельному составлению слов из кубиков , кто-то находится на уровне пропевания и, следовательно, только заучивает склады. И все-таки не следует держать этих детей на их низком уровне , лучше предлагать более сложные виды работы. Так, на этом, втором, этапе обучения , педагог не только сам составляет слова из кубиков и читает их детям , требуя повторения, но и активно привлекает детей к самостоятельному составлению слов из кубиков . Чем больше слов составлено на занятии, тем лучше. Можно использовать такие игры, как

“Волшебные слова”, где дети из любых кубиков , выбранных наугад, составляют слово, а затем с помощью логопеда пробуют прочитать его, а затем решают, у кого получилось смешнее : сяпули, кошаву и т. д. Также часто используется игра

“Угадай-ка”, где педагог ставит перед детьми от 4 до 10 игрушек и выкладывает из кубиков название только одной. Дети пробуют угадать, с помощью метода исключения, какое слово выложено, ориентируясь на игрушки. В этом же периоде самыми активными являются игры, где дети сами пробуют писать любые слова (с помощью педагога, если требуется) : свои имена, имена родителей и любимых животных, названия игрушек, мультфильмов, сладостей и т. д. В случае затруднений надо показать нужные склады на таблице, дети ищут сначала нужный кубик , затем нужный склад на нем и выкладывают слово, которое хотят написать.

Таким образом, на этом этапе решаются следующие задачи : научить детей выкладывать из кубиков слова самостоятельно, читать короткие слова, правильно искать нужный кубик , опираясь на таблицу, чувствовать длину слова (то есть его конечность, ставить все кубики рядом , не допуская между складами разрывов, определять ударный слог и правильно ставить на слова кубик с ударением .

Игра по складовым картинкам выглядит примерно так : логопед показывает детям картинки с изображением льва, барана, кошки и т. д (до10 картинок) . После перемешивания и новой демонстрации, например, слова “ЛЕВ” уже без рисунка-подсказки, начинается бешеная работа мысли. Дети выкрикивают примерно следующее : “лягушка!” (по созвучию с первым слогом, который они смогли прочитать, “кот!”(по длине слова, “лук!” (по первой букве, “носорог!” (просто что-нибудь крикнуть, и, наконец, кто-то : ”лев!”. Ребенку вручается картинка, игра продолжается в том же духе. Выигрывает тот, у кого больше всего картинок. Этот процесс еще нельзя назвать чтением , здесь все основано на догадке, но именно эти упражнения ускоряют темп овладения чтением , обогащают словарный запас, активизируют малоактивных детей и дают некоторую разрядку расторможенным. Похожий прием при обучении чтению детей использовала ранее М. Монтесссори и назвала его “интуитивное чтение” . Особенно хочется подчеркнуть огромную значимость складовых картинок именно в работе учителя специальной школы. Это настоящая находка для детей с трудностями в обучении , поскольку позволяет активизировать словарь настолько, насколько это возможно вообще, развивает логическое мышление, внимание, память.

По времени этот этап длится 12-15 занятий (примерно месяц, после чего большинство детей уже в состоянии выложить простые слова типа “мак”, “лопата”, “рыба”, “мячик”, “полка”, “гром”, читать их, выкладывать свои имена и фамилии, лучше читать складовые картинки. Однако, если принимать во внимание возраст первоклассников, то у многих детей к концу этого этапа может сформироваться умение читать не только отдельные слова, но и фразы. Трудности могут вызвать слова со стечениями согласных и с мягкими согласными. Вот почему на этом этапе отличительной чертой является работа по фонематическому восприятию, без которой дети долгое время не смогли бы писать слова со стечением согласных. Эта работа проводится логопедом или учителем в соответствии с программой, но в значительно меньшем объеме. Необходимо отработать лишь способность детей слышать заданный звук в слове и определять место звука в слове. Работа по звукобуквенному анализу не проводится вообще, так как, во-первых, в ней нет необходимости, а во-вторых, она лишь замедлила бы обучение детей , поскольку складовой принцип подразумевает сразу начинать читать с открытых слогов. Вот почему, в частности, этот принцип как нельзя лучше подходит для детей с отклонениями - детям, как правило трудно дается овладение звукобуквенным анализом, и этот этап они минуют вообще, сразу оперируя со слогом.

Итоговый этап.

Цели : научить всех детей выкладывать из кубиков короткие беспредложные фразы, читать их, дать представление о большой букве в начале предложения и расстоянии между словами, точке в конце предложения, запятой, а так же научить начертанию букв карандашом и фломастером на бумаге и мелом на доске.

Четко определяются дети, которые овладели механизмом чтения и которым это дается с трудом. Как ни странно, но самыми сильными и способными к чтению оказываются иногда дети с самыми большими речевыми и интеллектуальными проблемами, а более легкие с трудом усваивают материал. Способные дети к этому времени уже выкладывают и читают короткие фразы, а некоторые с трудом читают короткие слова. Этот этап занял у нас приблизительно 2 месяца, но закреплению полученных навыков необходимо посвятить все время до конца учебного года, то есть 5-6 месяцев. На этом этапе по-прежнему использовались кубики для составления коротких фраз. Дети выкладывают предложения как под диктовку, так и по образцу из книги. Закрепляется умение выкладывать слова по образцу (по складовой картинке, не оставляются без внимания и таблицы, работа по которым не прекращалась все время : дети самостоятельно и вместе с педагогом водят указкой по таблице, составляя слова, фразы. К концу учебного года дети хорошо усвоили понятия “глухой звук”, “звонкий звук”, “мягкий звук”, “твердый звук”, “согласный”, “гласный”.

Для реализации задач проекта используются игры-занятия с подгруппой детей , сочетающие в себе :

Объяснение;

Дидактические игры;

Разгадывание загадок;

1. Словесные методы обучения :

а) объяснение;

б) пропевание (звуков и складов) .

2. Наглядные методы обучения :

а) показ кубиков , таблиц;

б) использование дополнительных пособий (картинки – ассоциации, иллюстрации, карточки, настольно - печатные игры);

в) показ способов действия.

3. Практические методы обучения :

а) совместная деятельность взрослого и детей ;

б) самостоятельная детская деятельность.

Условия реализации проекта :

Помещение.

Групповые занятия проводятся в специальном помещении - кабинете. Размещение и площадь кабинета соответствуют инструкции о проектировании дошкольных учреждений (согласно Положению о ДОУ)

Кадровое обеспечение.

Обучение проводит , учитель – логопед I КК имеющий свидетельство , подтверждающее право на обучение детей чтению по методике Н . А. Зайцева Неретина Елена Павловна.

Материально-техническое обеспечение.

Кабинет достаточно освещён; имеется шкаф для хранения дидактического материала; доска, на которой можно расположить картинки, написать буквы, дать схематическое изображение предмета; полки для работы с кубиками ; аудиомагнитофон,

Информационное обеспечение.

Дидактический материал : 4 листа таблиц формата ВЗ (360x520мм) ;

52 картонных кубика (50x50мм и 60x60мм) ; учебная аудиокассета с напевками всех складов;

240 тематических картинок,

ассоциативные картинки Н. Пятибратовой.

Подборка загадок, пословиц, поговорок, потешек, стихов, басен, кроссвордов. Учебное пособие «Учебник для родителей, воспитателей, учителей» Н. А Зайцева , четвертое издание, г. Санкт-Петербург, 2005г. ,

пособие «Изучаю и запоминаю буквы» Н. Пятибратовой.

Итоговое мероприятие :

Открытые занятия в конце каждого года.

Заключение :

Многие исследователи школьной дезадаптации в качестве одной из ее причин выделяли межполушарную асимметрию. То есть у таких детей задерживается формирование доминантного полушария (сенсорного канала восприятия - зрительного, слухового, кинестетического). Формируется своеобразная структура психического развития и наиболее уязвимой становится речь, наблюдаются нарушения эмоциональ-но-волевой сферы, произвольной деятельности и мотивации. При обучении грамоте по системе Н. А. Зайцева дети с несформировавшимся доминантным полушарием оказываются полностью включенными в работу, поскольку система предполагает опору на все основные каналы восприятия. Система реализует компенсаторный подход к обучению , что является обязательным условием работы учителя-логопеда и дефектолога.

Изучение нейропсихологических аспектов данной методики позволяет сделать вывод о том, что обучение чтению по системе Н . А. Зайцева – это один из этапов логопедической работы, который качественно отличается от традиционной работы по обучению грамоте в детском саду, поскольку выходит за рамки программы.


Автор популярной методики - это талантливый и опытный педагог Николай Зайцев. Он является автором великолепных и эффективных методик, направленных на обучение чтению (кубики Зайцева). Также среди его разработок ведущее место занимают методики по обучению детей грамматике, математике, английскому языку.
Главными учителями малышей являются педагоги и родители. Методика предусматривает занятия с детьми от рождения до семи лет.

Книга "Письмо. Чтение. Счет";
Книга "Читай и пой".

Основные идеи Николая Зайцева:

Абсолютно новый метод обучения детей чтению, который предлагает Зайцев, сводится к тому, что начинается оно не с изучения букв, а с особых складов. Склад Зайцева - это "осознанное мускульное усилие речевого аппарата". Это слияние гласных и согласных звуков воедино. Автор утверждает, что малыши начинают говорить по складам с самого раннего возраста, произнося долгожданные "ма-ма", "ба-ба", "па-па". Поэтому такая техника обучения является природным и естественным.
Основу методики Зайцева составляет совместная работа взрослого и ребенка по специальным кубикам и таблицам, на которых изображены слоги.

Принципы методики Зайцева:

Если методика Николая Зайцева вам идеально подходит, тогда вам необходимо полностью согласиться с ее основными принципами:

1. Обучение по Зайцеву - это игра. Самое главное условие занятий - это непринужденная и естественная обстановка. Во время занятий по данной методике детки вполне могут сесть на пол, попрыгать, ходить по комнате, даже вести себя шумно, заниматься на спортивных снаряжениях. Такие малыши никогда долгое время не сидят на одном месте (за партой), они очень подвижные и активные. Занятия проходят динамично: малыши очень быстро меняют вид деятельности, на смену изучения таблиц приходят кубики, затем дети рисуют на доске, топают, хлопают в ладоши и т.д. Но одновременно такая игра не служит отдыхом для детей. Согласно мнению Зайцева, в основе каждой развивающей и обучающей игры поиск и выбор. Занимаясь по его пособиям и материалам, дети находятся в состоянии поиска, они учатся читать, разделяя слова на склады, запоминают ударения слов, делают звуковой анализ, пробуют составлять предложения, учатся считать, писать. Все это происходит только в процессе игры;

2. Все обучающие материалы обязательно должны быть компактно расположены или вывешены на стене. В каждом пособии Зайцева имеются плакаты с материалами, которые обязательно развешиваются на стенах в комнате или классе. Важно, что необходимо развешивать сразу все таблицы, которые входят в комплект, а не по очереди;

3. Малыши должны взаимодействовать со всеми инструментами и материалами, по которым будет проводиться обучение. При этом важно, что использовать их необходимо с самого первого занятия;

4. В процессе обучения необходимо обязательно учитывать индивидуальные особенности малышей. Важно использовать стремление детей во всем подражать взрослым. Поэтому взрослые должны принимать самое активное участие в играх вместе с малышами. Учитывайте и интересы детей. Если им хочется петь - пускай поет, но одновременно вместе со взрослыми пускай разбирает и слова песни.

Результаты использования методики Зайцева:

В настоящее время методикой Зайцева пользуется множество людей не только в домашних условиях, но и образовательных учреждениях.
Урок, на котором используется методика, проводится в игровой форме. Он достаточно короткий и длится всего 20-25 минут. Детки могут постоянно менять свое положение. При этом у них не портится осанка и зрение, поскольку происходит довольно частое переключение взгляда и изучение таблиц больших размеров.
Даже затрачивая мало времени на занятия, вы очень быстро увидите результат своего труда.
Пособия Зайцева отлично подходят малышам с различным темпераментом и характером. В детских садах, занимающихся по Зайцеву, группы комплектуются так, чтобы в них присутствовали как сильные, так и более слабые дети, которые вскоре никак не отстают от остальных ребят.
В процессе игр с кубиками Зайцева, малыши очень быстро учатся читать, запоминают буквы, учатся чувствовать разницу в звучании согласных, гласных, твердых и мягких, шипящих и свистящих звуков. Малыши учатся составлению простых слов и их написанию. Кроме этого, они показывают эти слова на таблице и "пропевают" их.
Зайцев - это автором уникальных методик, которые предусматривают использование кубиков, позволяющих легко обучить малышей письму, счету, английскому языку.
Огромным достижением Зайцева является разработка системных подходов к изучению математики. Его методика основана на использовании системы таблиц, которая погружает малыша в мир цифр и образно демонстрирует состав чисел, какими они обладают свойствами. Малыши учатся понимать, какие действия можно проводить с числами. Благодаря этому дети быстро осваивают счет до 100, а в дальнейшем с легкостью проводят разные действия с числами. Методика позволяет доступно пояснить малышам, что такое дробь и степень.

Когда начинать занятия?:

На самом деле занятия по кубикам Зайцева можно начинать проводить с любого возраста. Но наиболее эффективным считается момент, когда дети начинают активно осваивать устную речь. Занятия по Зайцеву дает невероятный рывок в развитии речевого аппарата, а также позволяет быстро освоить навыки чтения (практически одновременно с усвоением устной речи). Основные правила игр - все слова можно как видеть, так и слышать. Малыши запоминают два образа слова сразу.
4 года - это время, когда ребенок уже может полноценно читать. Обязательно прививайте любовь к книгам! В этот период обучение по методике Зайцева проходит наиболее быстрыми темпами.
Зайцев утверждает, что наиболее эффективны занятия по обучению чтению с трехлетнего возраста. Но многие мамы начинают обучение с самого рождения. При этом важно предлагать малышам кубики в качестве игрушек для изучения размеров предметов и цветов.

Упражнения для новорожденных:

С самого рождения родителям обязательно необходимо работать над созданием речевой базы. Для этого нужно использовать мимику, эмоции. Но самое главное - постоянно общайтесь с малышом!
Новорожденным детям нравится трогать кубики, брать их в ручки, строить из них. Постепенно внимание карапузов переключается на то, что изображено на кубиках.
Примерно со второго месяца малыши начинают активно гулить. Необходимо его поддерживать в этом, проговаривая с ним звуки: "уэ-уэ-уэ", "уа-уа-уа" даже тогда, когда ребенок молчит.
Около трех месяцев появляется детский лепет, поэтому взрослые должны повторять слоговые цепочки: ба-ба-ба, ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, га-га-га, бо-бо-бо.
Родители должны осознавать, что дети смогут произнести свое первое слово не ранее, чем научатся говорить и произносить звуки. Этот период растягивается от 10 месяцев до 1,5 лет. При использовании методики Зайцева вы окажете большую помощь ребенку в развитии речи и умственных способностей.
Не забывайте, что от того момента, когда малыш прочел свое первое слово до начала свободного чтения пройдет не менее шести месяцев.

Упражнения для детей старше одного года:

Занятия с кубиками Зайцева

Представлены разноцветными кубиками и таблицами (выполнены на листах формата А1). Каждый кубик заполняется звенящими, гремящими материалами, чтобы можно было изобразить с помощью характерных звуков как глухие, так и звонкие склады.
Звонкие звуки изображают на металлических кубиках и заполняют их металлическими предметами. Кубики из дерева, обозначающие глухие звуки и склады, заполняются кусочками или остатками деревянных предметов (палочки, веточки).
Кубики, имеющие большие размеры, предназначены для твердых звуков и складов, а маленькие - для мягких.
В комплекте 61 кубик, 16 из которых является дубликатами. На них обозначаются одинаковые звуки или склады. Это позволяет составлять слова из одинаковых складов, например, дя-дя, па-па.
По ходу игры взрослые должны сначала сами произнести, пропеть склады, изображенные на кубиках и в таблицах. Потом это должен сделать ребенок. Сначала необходимо учить по два склада. Когда малыш полностью освоит пение по кубикам, то необходимо перейти к обучению письму. Для этого из кубиков необходимо сложить простые слова, а ребенок пальцем повторяет их по таблице.

Игра "Паровозик"

Малышу нужно построить паровозик. Поставьте на стол золотистый кубик с изображенной на нем буквой А. Скажите, что в паровозе все вагоны должны быть содержать букву А и на примере одного кубика продемонстрируйте, как ее нужно находить. Остальные вагоны поезда ребенок должен пробовать подбирать самостоятельно. Вмешивайтесь только тогда, когда замечаете, что малыш не понимает принцип поиска кубиков с заданной буквой.
Объясните ребенку, что буква А может присутствовать на различных кубиках. В результате малыш занимается с кубиками, зрительно выделяя букву А. Когда паровозик будет построен, необходимо обязательно прочитать все склады, содержащие букву А. Для этого необходимо взрослому показать пальчиком первый большой золотистый кубик и назвать его. Малыш должен произнести услышанное после вас. То же самое проделайте с другими "вагонами". Важно, что сначала вы перемещаете свой палец, а только потом проговариваете склад.
На последующих занятиях стройте паровозы с другими гласными. В дальнейшем ребенок уже будет сам выбирать, какие буквы будете искать.

"Абракадабра"

Пускай ваш ребенок сложит из кубиков слово на свой вкус. Пускай он возьмет несколько кубиков и поставить рядом. Одновременно показывайте малышу, что кубики важно располагать только слева направо и рядом. Прочтите получившееся слово. Малышей очень веселит получившаяся абракадабра. Они входят в азарт, требуя продолжения. Такая игра развивает в малышах самостоятельность и учит осознанно составлять существующие слова из кубиков.

"Поем песенки..."

Взрослый поясняет ребенку, что кубики волшебные и музыкальные. Каждый имеет свою песенку. "Пропойте" склады, написанные на нескольких кубиках, затем предложите малышу выбрать любой, который бы он хотел прослушать.
В процессе "пропевания" кубиков лицо взрослого должно располагаться на уровне глаз ребенка. Кубик удерживайте в двух руках справа от лица. Движения вашего рта и сторону кубика, склад которой "пропевают" ребенок должен видеть одновременно. Это прекрасное упражнение для тех детей, которые говорят нечетко.
"Пропевание" кубика должно быть медленным, слегка утрированным. Малыши, услышав, как вы это делаете, обязательно со временем стараются повторить.

"Поящие башни" ("Говорящие башни")

Пускай малыш построит из кубиков башню. расскажите ему, что кубики у башни не простые. Они могут петь по-своему (пропойте любой кубик).
Кроме этого, скажите, что кубики умеют разговаривать (озвучьте любой склад). Важно характеризовать кубики, которые "пропеваете" или "проговариваете" (например: "Этот большой железный").

Поем песни по таблице

Таблица, разработанная Зайцевым, обязательно должна располагаться прямо перед ребенком. Взрослый стоит справа от нее. Объясняйте малышу следующим образом: "Это табличка. В ней также живут песенки, как и в твоих волшебных кубиках. Давай я тебе буду петь, а ты следи за моей указкой и пробуй подпевать". Указкой по таблице нужно двигать очень медленно.
Во время пения звуки необходимо произносить очень четко. Во время занятий обязательно следите за реакцией ребенка.
Разнообразьте игру. Например, при пропевании большого кубика руки нужно поднимать вверх, а маленького - приседать.
Обратите внимание малыша на то, что разные кубики имеют разную интонацию. Например, большие нужно "пропевать" низким голосом, а маленькие - более высоким.
Пропевайте табличку целиком каждое занятие. Если ребенок сильно устает и не концентрирует внимание, тогда разбивайте таблицу на части. Важно, чтобы у ребенка не пропал интерес.

Пишем слова по таблице

Расположите табличку перед малышом. Поставьте кроху на стул и держите указку вместе. Выберите слово, которое будете "писать". Затем четко проговорите первый слог слова и направьте ручку ребенка вместе с указкой к столбику, где содержится нужный слог. Каждый склад сначала озвучивают, а только потом показывают. После первой попытки "написать" слово повторите все заново, но в ускоренном темпе.
Зайцев рекомендует для начала "написать" имя ребенка, затем фамилиею, название любимой игрушки и т.д.

Роль загадок в процессе обучения чтению:

Малыши очень любят отгадывать загадки, а также их загадывать. Этот интерес можно использовать при обучении чтению. Сначала отгадки выкладывайте из кубиков, потом их можно уже записывать на доске и предлагать малышам составлять их самостоятельно из кубиков. Очень важно, чтобы ваш ребенок запоминал как можно больше загадок, сам загадывал их своим родителям. Такие упражнения будут великолепно развивать речь, а также положительно влиять на развитие образного, абстрактного и художественного мышления, знаний литературы.

Картинки для обучения чтению, рисованию, письму...:

Зайцев является разработчиком пособия, которое позволяет обучить детей чтению целыми словами и без запинок и значительно укрепит моторику ручек при помощи обведения объектов, рисования по клеткам, научит различать шрифты.
На карточки Зайцева нанесены разнообразные изображения с обеих сторон. На лицевой части изображены силуэты различных животных, и написаны их названия печатными буквами. На обратной стороне представлены эти названия, прописанные с использованием заглавных и строчных печатных букв, а также прописных. Слова обязательно разбиваются на склады. Тот склад, на который падает ударение, выделяется ярче.
Сначала ребенок рассматривает большие картинки, а взрослый должен акцентировать внимание на то, что написано. Слог, находящийся под ударением важно произносить более протяжно.
Если малыш ознакомился с 6-7 карточками, изучив их с обеих сторон, то в 2-3 года он уже спокойно будет отыскивать загаданное слово по надписям. Также со временем дети начинают понимать, что на обеих сторонах написаны одинаковые слова, только разными способами.
На листах, где изображен алфавит можно карандашом потренироваться обводить буквы.

Учим математику по Зайцеву...:

- "Тысяча +";
- "Миллион +";
- "Орнамент".

Система таблиц, погружающая детей в мир цифр позволяет детям очень легко освоить счет и математические действия, изучить состав и свойства чисел. Зайцев в очень легкой и непринужденной форме объясняет, как появляется дробь и степень числа. Методика предусматривает занятия с малышами 3-4 лет, а также учащимися начальных классов.
Зайцев разработал специальную временную ленту. Она состоит из 24 отрезков. Малыши очень быстро учатся по ней определять время, ориентироваться в понятиях часов и минут.
Сначала небольшие отрезки-минуты наклеивают на изготовленную или приобретенную ленту, складывая их в часы.
Зайцев представляет вниманию взрослых и детей также и числовую ленту. На ней числа помещены в окошки. Оно обозначается как цифрой, так и соответствующим количеством кругов и квадратов. Один вариант ленты отображает десятки и выглядит как пирамида из 10 кружочков. Другой вариант - это полочка из 10 квадратиков, расположенных в два этажа.
С помощью числовых лент малыши 3-4-х лет после трех занятий уже умеют считать до 100 и обратно, а также находить на них любое число.
Главная прелесть методики в том, что ребенок не только видит само число, но и сохраняет в памяти количество обозначенных около него предметов (квадратиков и кружочков), учит состав числа (единицы и десятки) и различает четные (черные) цифры и нечетные (оранжевые).
Визуально малыши учатся определять, какое число является большим, а какое меньшим и на сколько. Кроме этого, дети начинают осваивать простые математические действия с помощью добавления по одному в пределах 100.
В дальнейшем малыши уже учатся складывать и вычитать в уме, выходят за пределы 100 и учат таблицу умножения, для чего используют карточки, математические кубики

Орнамент...:

Для игры необходима шкатулка, в которой имеется большое число фигур для составления узоров и изучения фигур. Для изучения фигур необходимо находить все ромбы или треугольники и т.д. Также по таким материалам дети быстро учатся понимать, что такое больше-меньше.
Кроме этого, игра отлично развивает память. Для этого необходимо выстроить ряд фигур, дать время малышу, чтобы рассмотреть их. Затем цепочку закройте листом бумаги и предложите ребенку назвать все фигуры, которые он видел и выложить точно такую же.
Из фигурок можно составлять узоры, картинки.

Учим английский язык...:

Зайцев разработал специальные обучающие кубики для изучения английского языка. Но они являются грамматическими, а не складовыми. Предназначены для детей старшего возраста.

Для кого подходит методика Зайцева?:

Эта методика идеальна для тех родителей, которые хотят научить малыша в дошкольном возрасте читать, писать, считать, рисовать. При этом они желают это делать без принуждений и в игровой форме. Такие родители готовы потратить время и деньги на приобретение пособий, предусмотренных методикой.

Положительные стороны методики Зайцева:

Пособия изготовлены в очень простой и доступной форме. Любой родитель сможет без труда заниматься по ним со своими детьми;
- Во время занятий малыши проявляют активность, а не сидят на одном месте;
- Благодаря игровой деятельности в условиях активности значительно усиливается умственная работа малышей. Они быстро осваивают навыки чтения, письма, счета, исправляются логопедические недостатки, расширяется словарный запас и развивается логика;
- Обучение чтению по Зайцеву позволяет получить очень быстрый результат: дети 2-3 лет учатся читать за 6-9 месяцев, 3-4 лет - за 16 занятий, 4-5 лет - за 5-10 занятий, 5-6 лет - за 4-6 занятий;
- Дети, которые отличаются плохой усидчивостью и невнимательностью добиваются очень высоких показателей в обучении;
- Медика положительно влияет на здоровье малышей. У них нет перегрузок, не происходит ухудшение зрения и осанки;
- Методики Зайцева прекрасно зарекомендовали себя в процессе обучения детей, имеющих отклонения в развитии;
- Занятия проходят интересно и увлекательно. Интерес малышей не угасает.

Сложности при использовании методики:

К методике негативно относятся логопеды. Они считают, что дети, обученные по ней "проглатывают" окончания слов и затрудняются в анализе состава слова;
Когда в первом классе учат фонетический состав слов, учителя часто переучивают таких детей. Обозначения звуков по методике Зайцева отличается от школьных и малыши часто из-за этого путаются;
Занятия по методике Зайцева - это не дешевое удовольствие.

Затраты для занятий...:

Прежде чем приступить к использованию методики, нужно приобрести специальную литературу, записи с "пропеваниями" складов, пособия. Пособия можно как купить, так и изготовить самостоятельно. В интернете имеются готовые развертки кубиков. Таблицы можно распечатать и наклеить частями на ватман. Цветные фрагменты необходимо разукрасить.
Также можно купить или изготовить ленту времени, которая состоит из 24 отрезков. Отдельно нарежьте к ней 60 "минуток".
В составе комплекта "240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию" 120 карточек из картона большего размера (133*133) и 120 - меньшего (50*50), два листа А3 для освоения навыков каллиграфического письма. Их можно купить или изготовить самому.

Успехов в применении методики!


Заниматься по методике Николая Зайцева можно не только в детском развивающем центре, но и дома. Приобретите пособия, таблицы, длинную указку и сами кубики. Начинаем?

Как вы уже догадались, эта методика отличается от привычных абсолютно всем. Разве что буквы тут тоже учатся писать. Но не сразу в прописях для дошкольников или в тетрадях в клеточку. Нервная система малыша еще не готова к мелкому письму, пальчикам трудно. А по пособию «Пишу красиво» все происходит легче, ребенок не портит зрение и осанку, потому что пособие состоит из 46 карт, где буквы разбиты на элементы и написаны крупно.

Можно упражняться в написании и печатных, и прописных букв, да и цифры тут тоже есть. И кто сказал, что делать это обязательно за столом? Прикрепи к доске магнитом – и обводи пальчиком по частям, а потом целиком букву, и тут же на доске пиши ее мелом! Многим нравятся работать на полу – позу легко переменить. И когда все буквы освоены, можно переходить к письму в тетрадях в крупную клетку. А до 4,5 лет лучше подольше задержаться на крупных и удобных картах.

Отдельно хочется сказать о ребятах с особенностями в развитии . Их мамам и папам будет, наверное, интересно узнать, что их малышу подходит эта методика, как никому другому. И задержки в развитии вовсе не помешают ему научиться читать и писать. Попутно уменьшится и отставание в развитии: ребенок начнет лучше говорить, быстрее думать, научиться концентрироваться. Только нужен не простой педагог, а специалист – например, логопед, дефектолог или психолог.

Параллельная работа над звукопроизношением всегда приносит удивительны плоды. С помощью кубиков можно развить ребенка всесторонне. Только времени потребуется немножко больше. Зато уж сразу – любовь к чтению на всю жизнь гарантирована!

У домашнего обучения есть много плюсов. Один из них – ваш ребенок даже с простудой и насморком не будет отстранен от занятий, а значит, эффективность их будет выше. Однако на вас лежит и большая ответственность за конечный результат. Если малыш через 6-7 месяцев не научится читать, будет отказываться от занятий, вы не сможете высказать свои претензии педагогу. Все претензии – к себе!

Но бывают ситуации, когда у вас просто нет иного выхода, как заниматься с ребенком самостоятельно. И пусть вашему малышу еще нет и 3 лет или он часто болеет, вам вполне под силу самостоятельно научить его читать и писать. Только делать это мы будем по всем правилам!

Игры и упражнения для малышей 3-4 лет

С чего же начать обучение? Надеемся, что у вас найдется местечко на стене для таблиц: они достаточно объемные. Собрав кубики (а на это у вас уйдет часа 1,5-2), положите их кучкой на стол под таблицами. Если с местом в квартире совсем беда, сложите кубики в коробку, которую будете доставать только для занятий. Из длинной рейки смастерите указку (не менее 1.1 м). Ну вот, можно начинать!

Игра «Паровоз»

Предложите малышу построить паровоз. Для этого на полку поставьте локомотив (игрушечный вагончик) и большой золотой кубик с буквой А (для первого занятия). Скажите, что все вагоны в паровозике будут с буквой А, и покажите на первом кубике (на любом большом), как надо находить сторону с буквой А. Поставьте его рядом с локомотивом. Остальные кубики пусть ребенок попробует ставить сам. Вмешивайтесь лишь в случае, если малыш не понял, как искать кубики с буквой А.

Обязательно поясните, что буква А бывает только на больших кубиках. Таким образом, ребенок работает лишь с ними, постепенно выделяя их зрительно. Когда паровоз построен, он должен отправиться в путь, но для этого все «вагончики» надо прочитать: ПА, ТА, НА, СА, ФА, ША, ЧА и т.д.

  • Как это делается?

Убедитесь, что взгляд ребенка направлен на паровоз. Указательным пальцем правой руки покажите первый большой золотой кубик и назовите его. Пусть малыш повторит. То же самое – с другими «вагончиками», причем сначала ваш палец передвигается к следующему кубику, а уже затем склад озвучивается.

Вместо пальца можно использовать кубик с ударением, который двигается сверху «вагончиков». На следующих занятиях за образец берутся другие гласные буквы на большом и маленьком золотых кубиках. В дальнейшем ребенок сам решает, с какой буквой будут «вагончики» его поезда.

Игра «Смешные слова»

Предложите малышу написать из кубиков любое слово, какое он хочет. Для этого нужно просто набрать понравившиеся кубики и поставить их вместе. В процессе работы ненавязчиво напомните ребенку, как надо ставить кубики: слева направо, рядышком, «на ножки, а не на голову». Затем прочитайте написанное слово, как обычное. Получается, естественно, абракадабра.

Малыши обычно веселятся из-за того, что вышла нелепица, и пробуют повторить игру. Поощряйте инициативу ребенка! Эта игра помогает научить малышей правильно ставить кубики и интуитивно ощущать границы слов (ведь слово не может быть чересчур длинным – из 9-12 кубиков). Это – этап подготовки к самостоятельному и осознанному написанию слов из кубиков.

Упражнение «Какую песенку тебе спеть?»

Оно – одно из главных на начальных стадиях обучения. Расскажите малышу, что наши кубики – не простые, у каждого есть своя песенка. Несколько кубиков «пропеваются» (см. ниже). Затем предложите малышу выбрать из общей массы кубик, который он хотел бы послушать. В дальнейшем такой свободный выбор ребенку необходим, так как он получает возможность работать по собственной программе, интуитивно уточняя те моменты, которые ему нужны.

  • Как петь по кубикам?

Ваше лицо находится на одном уровне с лицом ребенка. Держите кубик двумя руками справа от рта. Пропеваемая сторона кубика обращена к малышу, то есть ребенок видит одновременно и склад на кубике, и ваш рот: что делают губы, как работает язык. Это важно для малышей, которые еще плохо, невнятно говорят.

Пропевать кубик надо медленно, несколько утрированно. Это упражнение косвенно помогает при постановке звуков. Уже с первого кубика у детишек автоматически начинают двигаться губки – они повторяют услышанное. Особое внимание уделяйте взгляду ребенка, который должен быть направлен только на вас.

Увидев, как вы спели несколько кубиков «по его заказу», малыш пытается сделать это сам. Пропеваемый склад направлен на него, то есть ребенок смотрит на пропеваемый склад. На заказ можно не только «петь кубик», но и читать выбранный малышом склад на нем. Ему надо просто ткнуть пальчиком в понравившуюся сторону, а мама с готовностью его прочитает, повернув к ребенку.

Упражнения «Поющие ботинки», «Говорящие башенки»

Если малыш сам пытается сделать постройку из кубиков, поощряйте его. В остальных случаях натолкните малыша на эту мысль. По окончании постройки скажите: «Ты знаешь, эта башня не простая, а волшебная. Кубики-то у нас умеют петь, а у каждого кубика есть своя песенка. Башня получилась поющая. Давай, я спою тебе какой хочешь кубик».

Ребенок выбирает из башни любой кубик, вы пропеваете его так же, как в игре «Какой кубик тебе спеть?». Только помните о взгляде малыша – во время любого упражнения с кубиками он должен фиксировать его на том, что вы озвучиваете, иначе вся работа потеряет смысл.

В этой игре башенки еще и «говорят», то есть вы озвучиваете тот склад на кубике, который выбрал малыш. Не забывайте характеризовать каждый пропетый или прочитанный кубик: «О, это у тебя большой железный». Спойте: «БУ БО БА БЭ БЫ Б». Петь необходимо очень медленно.

Упражнение «Пропевание песенок по таблице»

Ваш малыш стоит лицом к таблице. Вы находитесь справа от нее, держите в правой руке длинную указку. «Смотри, это таблица. На ней тоже есть песенки, такие же, как на кубиках. Я тебе спою эти песенки, а ты внимательно смотри на кончик указки, слушай и подпевай, если хочешь». Убедитесь, что ребенок внимательно смотрит на кончик указки, вы медленно подносите ее к большому золотому кубику: «Это большой золотой: УОАЭЫ». Пойте на мотив гаммы (от верхней ноты к нижней), указка при этом движется вниз не очень быстро.

Пойте, как можно отчетливее произнося звуки, от этого во многом зависит желание малыша подпевать и вообще работать с таблицей. Хорошо, если малыш пытается подпевать. Так же, как большой золотой, пропойте остальные столбцы, внимательно поглядывая на ребенка и следя за его реакцией. Если малыш утомился, а таблица еще не допета, попробуйте поиграть так: когда поется большой кубик, руки подняты вверх, когда маленький – выполняйте приседания.

А еще все песенки отличаются интонационно: большие поются более низким голосом, маленькие – более высоким. Этот прием позволяет развить координированную работу анализаторов: слухового, зрительного, двигательного, а также помогает малышу переключать внимание с одного на другое.

Обычно ребенку очень хочется попробовать самому петь по таблице. Всячески побуждайте его к этому! Сначала пойте вместе – вы и ребенок. Малыш стоит на стульчике с указкой, а вы сбоку, чуть обняв малыша, рукой обхватываете его ручку. Чуть позже, когда ребенок освоит это упражнение, он с удовольствием будет пропевать песенки самостоятельно.

Таблицу лучше пропевать целиком на каждом занятии, но если малыш очень устает, ее лучше дробить по частям. Главная задача – не потерять интерес ребенка к новой деятельности. Этого можно добиться, если он сам будет выбирать, какую песенку сейчас спеть, с какой сегодня начать

Упражнение «Письмо слов по таблице»

Малыш стоит на стульчике, вы сзади, приобняв его за плечи одной рукой и помогая держать указку другой (ваша рука обхватывает ручку ребенка вместе с указкой). Вдвоем решите, какое слово написать. Начинать лучше с имени ребенка, затем перейти к фамилии, именам мамы, папы, игрушек, мультиков и т.д.

Если решено писать имя, например Степа, то четко произнесите первый склад: С, только после этого направляйте руку ребенка с указкой к столбцу СУ СО СА СЭ СЫ С к букве С. Так же и со складом ТЕ: столбец ТЮ ТЕ ТЯ ТИ ТЬ, квадратик ТЕ; ПА: ПУ ПО ПА ПЭ ПЫ П, квадратик ПА. Каждый склад озвучивается, а потом показывается (почти сразу – через 1-2 секунды).

После первого написания слова обязательно напишите его второй раз, уже в более быстром темпе. Желательно, чтобы рука малыша не была безвольной, а тоже направляла указку. На следующих занятиях свое имя ребенок напишет уже сам.

Пишем слова из кубиков
  • Игра «Обед»

Предложите малышу «сварить обед». То есть написать из кубиков слова, которые обозначают различные блюда. Ваш ребенок вполне может вспомнить такие слова, как «суп», «компот», «макароны». Вместе с малышом ставьте нужные кубики на полочку. А затем обед «съешьте», то есть каждое слово прочитайте. Эти же слова можно написать указкой по таблице, если ваш малыш захочет «добавки».

  • Игра «Зоопарк»

Пусть малыш назовет тех животных, которых помнит, и эти слова напишет кубиками на полке. Если трудновато вспомнить сразу, поставьте на полку фигурки зверей. При желании ребенок пишет эти же слова указкой по таблице (вместе с вами, конечно).

Игры для детей 4-6 лет

Все игры для трехлеток годятся и для детей постарше, но добавляются и новые, более сложные. Теперь не забудьте про кубик со знаками препинания. На каждое написанное слово из кубиков ставьте кубик с ударением. Имена и фамилии будем писать с заглавной буквы, для чего на первый кубик поставим ЗБ.

И теперь, после 2-3 недель обучения начнем обводить пальчиком и маркером буквы на заламинированных картах из пособия «Пишу красиво». Итак, поиграв с ребенком в игры для трехлеток, начинаем осваивать новые, повторяя упражнение «Письмо слов по таблице» и «Пение по таблице» на каждом занятии.

Упражнение «Загадки»

Загадайте ребенку загадки. Он отгадывает, а вы пишете ответ кубиками. Например, такая загадка: «Кто над нами вверх ногами?» Если отгадать никак не удается, напишите ответ на бумаге. Но не читайте ему слово: пусть малыш попыхтит и попробует прочитать слово «муха» самостоятельно.

Игра «Братики»

Объясните: «У всех кубиков есть братики: у больших – маленькие, младшие, а у младших – большие, старшие. Видишь, они у нас все растерялись, в одной куче лежат. Давай найдем старших и младших братиков и поставим их вместе». Вы берете первый кубик (СЮ СЕ СЯ СИ СЬ), ставите на полку стороной СЯ и просите найти такого же брата, но старшего: СУ СО СА СЭ СЫ С (несколько раз повторите).

Вот увидите, ваш малыш найдет его без труда, ставит стороной СА. Получилось СЯ-СА. Прочитываем, радуемся, что братики нашлись, потом ищем еще 5-6 пар. Когда все пары стоят на полке, снова их прочитайте.

Игра «Посмотри и повтори»

Предложите малышу написать из кубиков свое имя (или любое другое). Слово пишется кубиками, а затем вы предлагаете малышу отвернуться. В это время переставьте и перекрутите кубики в слове так, чтобы оно стало неузнаваемым. Пусть малыш попробует восстановить написанное им, опираясь на уже известный зрительный образ своего имени, которое вы писали не раз. Затем поиграйте с именами и фамилиями других людей. Больше подходят имена, так как они обычно короче и их проще восстанавливать.

В дальнейшем игру можно проводить с любыми словами. Основное правило – не путать кубики слишком сильно. Вначале достаточно переставить два кубика местами, а на другом занятии добавить еще и переворот кубика, на третьем и последующих – поменять местами все кубики , два перевернуть и еще немного их раздвинуть. Если малыш не справляется и расстраивается по этому поводу, помогите ему.

Игра «Задуманное слово»

Загадочным тоном сообщите малышу, что вы придумали одно интересное словечко, а какое – не скажете. Ребенок должен угадать сам, выкладывая те кубики, которые будут называться. Например, вы задумали слово «стол».Скажите, что первый кубик в этом слове читается как С. Малыш, уже знакомый с поиском кубиков из общей массы, пытается найти кубик, опираясь только на свою память.

Если кубик ни как не находится, называете его полную характеристику: «Это же большой деревянный, СУ СО СА СЭ СЫ С» и показываете 3 секунды соответствующий столбец на таблице. Когда все кубики поставлены, предложите прочитать слово и угадать, что вы же вы задумали. Если ребенок еще не догадался, прочитайте слово вместе с ним.

Игра «Угадай-ка»

Ребенок сидит на стульчике перед вами и столом с кубиками. Рядом с вами на другом столе или табуретке лежат 4-5 разных предметов или игрушек (мяч, ножницы, книга, кукла, зеркало). Малыш называет предметы, при этом очень важно договориться о названии слова: не мячик, а мяч, не книжка, а книга.

Предложите угадать, какое из этих слов вы сейчас напишете. Выложите слово кубиками на глазах у ребенка. Он прочитывает слово (не забывайте вести пальцем по кубикам), потом берет соответствующий предмет и кладет около себя. В конце игры подсчитайте, сколько предметов выиграл малыш. В дальнейшем количество предметов на столе увеличиться до 8-10.

Работа со складовыми картинками

Это написание слов из кубиков по образцу, которым служит складовая картинка. Ребенок смотрит на слова на картинке и пишет такое же из кубиков. Это упражнение очень хорошо развивает зрительное восприятие, а шестилеток готовит к работе по переписыванию заданий.

Рассмотрим основные принципы Николая Зайцева. Предложим методику проведения урока по Зайцеву, а также дадим ответ на вопрос: В чем состоит уникальность волшебных кубиков Николай Зайцева?

В школе идет обучение с губ учителя на ухо ученика, а между тем 80 % информации ребенок усваивает глазом. Я тысячи раз показываю, может быть, десятки тысяч раз... Древней системой преподавания пользоваться больше нельзя: изменилась жизнь, изменился способ восприятия информации и изменился ее объем. (Н. Зайцев)

Новое — забытое старое

Методика Николая Зайцева занимает особое место в педагогике. Российский учитель и воспитатель одним из первых начал практиковать раннее обучение детей счету, чтению, музыке, иностранным языкам (в частности английскому) и другим познавательным дисциплинам.

Более известен Зайцев, конечно, благодаря своим кубикам, которые применяют в работе многие преподаватели и воспитатели детских садов. Но обучение по методике Зайцева — не только таблицы слогов, складов и арифметических действий. Это и забавные игрушки, издающие разные звуки, музыкальные инструменты, кубики с разрезными картинками, карточки, пазлы, строительные наборы и т. д.

Николай Александрович Зайцев родился в 1939 году в Новгородской области в семье сельских учителей. После войны приехал в Ленинград. Окончив школу, два года работал шлифовщиком, формовщиком. Затем поступил в Ленинградский педагогический институт им. Герцена (филологический факультет, специалист со знанием иностранного языка). На пятом курсе побывал на практике в Индонезии. Обучая местных жителей русскому языку, будущий педагог уже тогда задумывался об оригинальной образовательной программе.

Вернувшись в СССР, Зайцев начал преподавать, продолжая заниматься собственными разработками. Работал воспитателем в детском доме, колонии для малолетних преступников, интернате для умственно отсталых, преподавателем русского языка и литературы, английского языка, русского как иностранного.

За время работы в школе Зайцев определил для себя направление педагогической деятельности — обучающие программы для самых маленьких.

В те годы (а это был конец 70-х) официальная педагогика не признавала никаких отклонений от традиционных форм обучения. Прошло более десяти лет, прежде чем пособия Зайцева увидели свет, а его методика стала применяться воспитателями и учителями, хотя официального одобрения Министерства образования она не получила до сих пор. Зайцев, между тем, продолжает читать лекции, у него много учеников и последователей, по-прежнему выходят его новые пособия и разработки по раннему обучению.

Основная идея методики Зайцева заключается в следующем: обучение должно опираться на все формы восприятия ребенка — мышление, активную практическую самостоятельную деятельность, слух и зрительную память, а главное — надо помогать ребенку читать и считать играя, весело, без утомительного сидения за партой.

Здесь уместно вспомнить, что традиционная педагогика располагала учебный материал по неизменному принципу: правило — упражнение. Кроме того, весь материал не собирался в определенном месте. Не использовался он и по системе «от частного — к общему, от общего — к частному».

Вот на эти изъяны и обратил внимание Зайцев. Он предложил новый способ обучения, приняв за единицу строения языка не слог, а склад, пользуясь которым малыш начинает составлять отдельные слова. Эти склады расположены на разных сторонах кубиков Зайцева. Данная методика используется не только для ускоренного обучения детей русскому языку: с ее помощью точно так же быстро можно выучить английский и любой другой язык.

Между прочим, складовой метод известен еще со времен Л. Н. Толстого. Складом считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и так далее. Младенец начинает говорить

МА-МА по складам, а не по буквам или целым словом. По складам же легче и естественнее научить его читать. Так что Николаю Зайцеву было на что опираться в своей программе.

Склады в таблицах и на кубиках различаются по цвету, размеру, объему, звучанию (кубики наполнены разными материалами). Благодаря этому ребенок без труда усваивает разницу между гласными и согласными, твердыми и мягкими, звонкими и глухими. Другими словами, ребенок не идет от простого к сложному (буква — слог — слово), а получает сразу доступ ко всем складам, которые запоминает через многократное повторение и складовые припевки.

Весь материал тоже предъявляется ребенку целиком, т. е. если это кубики — то сразу все, если таблицы — то все, которые можно усвоить. Все продумано так, чтобы малыши не испытывали на занятиях напряжения и дискомфорта. Таблицы располагаются на высоте 170 см от пола. Ребенок учится стоя, что благотворно сказывается на его осанке. Буквы изображены крупно, не нужно напрягать зрение, ребенок все время в движении, занятие идет в игровой форме, ничего не заучивается и не зазубривается.

Однако в таком подходе есть и свои сложности. Первое: складов более 200, а букв, как известно, всего 33. Поэтому ребенок, который обучается по Зайцеву, получает в 10 раз больше информации, чем тот, которого учат читать как обычно. И наконец, навык чтения по складам не соответствует школьной системе чтения по буквам. А это значит, что ребенку придется учиться читать заново. И выполнять такие обязательные виды разборов, как фонетический, словообразовательный, по составу, ему вначале будет намного труднее.

Принципы методики Зайцева

♦ От общего к частному и от частного к общему.

♦ От конкретно-образного через наглядно- действенное к словесно-логическому.

♦ Обеспечение наглядности (не только от слова «глядеть») с использованием различных каналов восприятия.

♦ Системная подача материала.

♦ Алгоритмизация учебных действий.

♦ Учет физиологии восприятия учебной информации.

♦ Охрана здоровья учащихся.

➠ Складовой принцип обучения чтению с помощью звучащих кубиков адекватен нейрофизиологической свободе, т. е. свободе, при которой ребенок, как начинающий музыкант, по своей инициативе ведет творческий поиск нужных ему звуков-нот, извлекает их с помощью собственных усилий, сам себя слышит, сам себя корректирует. (Н. Зайцев)

Урок обучения чтению по Зайцеву

К сожалению, готовые пособия методик Николая Зайцева (кубики , таблицы) достаточно дорогостоящие, поэтому не каждая мама может ими пользоваться. Но выход есть: изготовить своими руками одно из пособий, которое представляет собой карточки с буквами. Это будут домик короля, домик королевы и карточки-согласные.

Домик короля: А, О, У, Ы, Э.

Домик королевы: Я, Ё, Ю, И, Е.

Карточки из домиков короля и королевы надо вырезать и соединить вертикально (т. е. в столбик в том порядке, в котором они напечатаны). Затем (по желанию родителей) эти домики с лицевой стороны оклеиваются скотчем, а сзади наклеиваются на ворсистую бумагу (другой вариант — приклеить липучку). Нужно положить их на сутки под пресс — лист фанеры или плотный картон — и обтянуть фланелью. Теперь домики короля и королевы легко можно разместить на фланелевой доске.

Как играть с малышом?

Придумайте сказку о короле и королеве, о буквах, живущих в домиках. К примеру: «Жили-были король и королева, и было у них множество слуг. Слуги короля жили в большом домике, слуги королевы — в домике поменьше. Эти слуги были непростыми, все они очень любили петь» и т. д.

Пропевайте буквы из домиков (сверху вниз).

Петь можно на любой мотив, главное, чтобы малышу было интересно. Не надо бояться, что у вас нет слуха, малыш все равно считает, что мама поет лучше всех.

Когда эти гласные в домиках усвоены, нужно вырезать и изготовить карточки-согласные: Б, К, М, П.

Можно взять, например, Б и распределить ее по домикам: БА, БО, БУ, БЫ, БЭ — бя, бё, бю, би, бе. Затем так же распределить и остальные буквы: МА, МО, МУ, МЫ, МЭ — мя, мё, мю, ми, ме и т. д.

После можно подставлять буквы справа и слева от домиков: БАМ, БОМ, БУМ и т. д., то же самое проделывать и с остальными согласными буквами (изготавливать карточки, «катать» их по домикам, подставлять к другим складам). Это вроде бы на первый взгляд простая, но достаточно эффективная методика, по которой можно научиться читать за несколько уроков. Малышам, естественно, для усвоения материала потребуется больше времени.

Творец программ — ребенок

Как объяснить ребенку, почему сегодня нужно изучать эту букву, а завтра — другую? Просто: легко, в виде игры или сказочной истории. Во всяком случае, как считает Зайцев, это наилучший способ определить направление учебы, поскольку весь объем изучаемого языка предлагается детям сразу: берите, сколько сможете! По его методике, нет трудных слов или легких, нет четко составленной программы и жестких сроков. Учитель работает по программе ребенка — делать то, что хочется, всегда интереснее, чем то, что надо. Он просто спрашивает детей, чем бы они хотели заняться.

Если девочке нравится буква Ю, потому что ее зовут Юля, не надо ждать, пока до этой буквы дойдет очередь. Если мальчик интересуется машинами и хочет узнать, как пишется слово «карбюратор», — пожалуйста. А может, ребенку сегодня прочитали сказку и ему запали в душу какие-то причудливые имена? Учитель с детьми вооружаются кубиками, таблицами, картинками и начинают играть с теми словами, которые они вместе выбрали. Это и есть сотрудничество.

Методика совершенно не агрессивна по отношению к детям. В группе нет отстающих и неудачников. Материал могут освоить даже те, кто, казалось бы, не способен на это. Занятия построены так, что у ребенка нет страха перед ошибкой, — ведь это игра, в которой каждый занят своим делом. Даже пишут все только карандашом, чтобы всегда оставалась возможность исправить, не испортив красивую тетрадку.

Занятия Зайцева вообще невозможно назвать уроком. Дети бегают наперегонки, прыгают, поют, танцуют, возятся на полу, висят на спортивных снарядах и т. д. Так что сколиоза, быстрой утомляемости, ухудшения зрения, стрессов и прочих атрибутов традиционной учебы здесь опасаются меньше всего. В результате даже молчаливые дети начинают говорить, расширяется словарный запас, речь становится более правильной, чем у ровесников. А главное — у детей появляется масса интересов. Им хочется иллюстрировать сочинения и подписывать картинки, читать стихи и петь.

Методику Зайцева можно применять разными способами. Можно устроить ребенка в детский сад, где общение строится именно по этой системе. Можно найти и частного преподавателя.

Учитель может приходить домой, но лучше все же, чтобы ребенок занимался вне дома. Во-первых, на чужой территории ему проще собраться и сосредоточиться. Во-вторых, он сможет общаться с другими детьми (в группе и материал усваивается лучше). В-третьих, ребенок привыкнет к процессу сборов, подготовки домашних заданий — всему тому, что ожидает его в школе.

Вообще, проверять задания и неотлучно сидеть с ребенком — занятие не очень полезное, другое дело — соучаствовать с ним в учебных делах. В конце концов, можно заниматься развитием ребенка и самостоятельно, воспользовавшись советами «зайчистов», хотя это и не гарантирует более высоких результатов.

Конечно, на этом пути трудности неизбежны, тем более что, как уже говорилось, методика до сих пор не утверждена официально (нет нужды напоминать об инертности госучреждений, препятствиях, с которыми сталкивается все новое, и т. д.). Но это не повод отступать. Как считают последователи Зайцева, его методика — одна из самых прогрессивных, а значит, за ней будущее.



Похожие статьи