15 русская культура xv xvii вв. Средневековая русская культура (XV-XVII века)

Русская культура в 15-17 в.

В 16 в. Продолжало развиваться русское летописание. В середине 16 в. Московские летописцы подготовили огромный летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию 16 в. - так называемую Никоновскую летопись. Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г. Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Они не имеют внутри столбов и вся масса здания держится на фундаменте. Еще одним направлением в архитектуре 16 в. Было строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. В 16 в. Велось широкое строительство каменных кремлей. Крупнейшим русским живописцем был Дионисий. В 17 в. Начинается складывание всероссийского рынка. Во второй половине 17 в. Было создано несколько гос. школ. в 1687 г. В Москве было основано первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия. В 17 в. Были созданы последние официальные летописный сочинения. Был создан придворный театр с Москве. В русских городах и селах широкое распространение получил бродячий театр. Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название нарышкинского или московского барокко.

Формирование однопартийного режима в СССР в 20-30-х годах

Эта разновидность тоталитаризма наиболее полно отражает характерные черты режима, т.е. частная собственность ликвидируется, а следовательно, уничтожается всякая основа индивидуализма и автономия членов общества. Экономической основой тоталитаризма советского типа была командно - административная система, построенная на огосударствлении средств производства. В СССР она сформировалась в процессе проведения индустриализации и коллективизации. Однопартийная политическая система утвердилась в СССР уже в 20-е гг. В 30-е гг. ВКП (б), пройдя через ряд острых схваток ее лидеров в борьбе за власть, являлась единым, строго централизованным, отлаженным механизмом. Коммунистическая партия была единственной легальной политической организацией. Духовной основой тоталитарного общества в СССР была официальная идеология. Малейшее отступление от этих простых истин каралось. Культ Сталина как вождя общества был едва ли не важнейшим элементом тоталитаризма 30-х гг. На нем замыкалась вся пирамида тоталитарной власти, он был ее бесспорным, абсолютным вождем. В 30-е гг. на полных оборотах работал сложившийся ранее и существенно разросшийся репрессивный аппарат (НКВД, органы внесудебной расправы - "тройки", Главное управление лагерей - ГУЛАГ и др.). С конца 20-х гг. волны репрессий шли одна за другой: "Шахтинское дело" (1928), процесс над "Промышленной партией" (1930), "Дело академиков" (1930), репрессии в связи с убийством Кирова (1934), политические процессы 1936-1939 гг. против бывших вождей партии (Г.Е. Зиновьев, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и др.), руководителей Красной Армии (М.Н. Тухачевский, В.К. Блюхер, И.Э. Якир и др.). "Большой террор" унес жизни почти 1 млн расстрелянных, миллионы людей прошли через лагеря ГУЛАГа. Репрессии были тем самым орудием, посредством которого тоталитарное общество расправлялось не только с реальной, но и с предполагаемой оппозицией, вселяло страх и покорность, готовность, жертвовать друзьями и близкими. С одной стороны, многим хотелось верить, что жизнь становится лучше и веселее, что трудности пройдут, а сделанное ими останется навсегда. С другой стороны, царили страх, ощущение собственной незначительности, незащищенности. Принцип разделения властей отсутствовал. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности.

Русская культура XIV XVII веков

Культурное развитие Древней Руси, накопившей большой опыт строительства и благоустройства городов, создавшей замечательные памятники зодчества, фрески, мозаики, иконописи, было прервано монголо-татарским нашествием, приведшим государство к экономическому и культурному упадку. Возрождение русской культуры стало возможным только в конце XIII - нач. XIV вв. Центром борьбы против монголо-татарского ига стала Москва, постепенно превратившаяся в политический и культурный центр русских земель.

Формирование к концу XV века централизованного русского государства выдвинуло задачу широко развернуть строительство крепостных сооружений в городах и монастырях, а в его столице – Москве – возводить храмы и дворцы, отвечающие ее значению (прежде монголы запрещали каменное строительство, боясь возведения оборонительных сооружений). Для этого были приглашены в столицу зодчие из других русских городов, а также итальянские архитекторы и инженеры (одним из выдающихся итальянских архитекторов, творивших на Руси был Аристотель Фиораванти, построивший Успенский собор и Грановитую палату Кремля). Московский Кремль, вмещавший резиденции великого князя, митрополита, соборы, боярские дворы, монастыри, был во второй половине XV в. расширен до нынешних размеров. На востоке от Кремля возникла Красная площадь, а сам он был окружен стеной из белого камня (позже белый кирпич заменили красным).

Новые задачи государственного строительства непосредственно отразились и на литературе. Древнерусская письменность в полной мере зафиксировала перемену в народном сознании, воплощенную в стремлении национального объединения. Многочисленные редакции повестей о Куликовской битве («Сказание о Мамаевом побоище», «Слово о Задонщине» и др.) представляют ее как общенародный подвиг. Во многих последующих литературных источниках князь Дмитрий Донской предстает в образе национального героя, а его наследники, московские князья – как национальные государи. Не осталась в стороне и идеология. Ее задачей стал поиск новых идейных форм государственного строительства.

Определение вектора духовного развития конкретизировалось с падением, под натиском турок, Византийской империи. Русь, наиболее могущественная страна в православном мире, стала стремиться к главенствующему положению среди других православных государств, превращаясь в форпост истинной (православной) Церкви. В то время как турки уничтожили все православные монархии Востока и пленили все патриархаты, Москва взяла на себя заботу хранить и поддерживать православие и у себя, и на всем Востоке. Московский князь становился теперь главой всего православного мира (особенно после женитьбы Ивана III на наследнице последнего византийского императора Софье Палеолог). Псковский монах («старец») Филофей разработал теоретическое обоснование подобным стремлениям, выраженное в формуле «Москва – третий Рим»: «яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвертому не быти». Эта установка привела московскую власть к решимости сделать Московское княжество «царством» через официальное принятие великим князем титула «цезаря» – в нашей трактовке «царя», принять герб Римской и Византийской империй (двуглавый орел).

Уже в первые десятилетия после монголо-татарского нашествия возрождается живопись. Центрами ее нового развития становятся Новгород, Ростов, Тверь. Новгородская и псковская школы особенное внимание уделяли фресковой живопись. Одним из ярчайших представителей этого направления стал Феофан Грек. Его образы, воплощающие аскетические религиозные идеалы, отличаются психологической напряженностью, техника письма – динамикой и оригинальностью приемов, колорит предельной сдержанностью.

К конца XIV – начала XV вв. усиливается художественная роль Москвы. Здесь работали Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный. Созданная Феофаном в Москве школа стимулировала развитие местных мастеров, выработавших, однако, отличный от феофановского стиль. В 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Черный исполнили новую роспись Успенского собора во Владимире. Эти фрески в традиционных иконографических образах раскрывают глубокий духовный мир и мысли современников. Просветленные благожелательные лица апостолов, ведущих за собой народ, мягкие, гармоничные тона живописи, пронизаны чувством умиротворения. Рублев обладал редким даром воплощать в искусстве светлые стороны жизни и душевного состояния человека. В его работах на смену внутреннему смятению аскетической отрешенности образов Феофана приходят красота душевного равновесия и сила осознанной нравственной правоты. Произведения Рублева, являясь вершиной московской школы живописи, выражают идеи более широкого, общенационального характера. В замечательной иконе «Троица», написанной для собора Троице-Сергиева монастыря, Рублев создал образы, далеко перерастающие узкие рамки разработанного им богословского сюжета, воплотив идеи любви и духовного единства. В последней трети XV в. начинает свою художественную деятельность Дионисий. В иконах и фресках Дионисия и его школы возрастает некоторое единообразие приемов, внимание мастеров к художественной форме, черты праздничности и декоративности. Произведения Дионисия торжественны и грациозны, но в психологическом плане уступают Рублеву.

Медленнее шло возрождение декоративно-прикладного искусства. Это объяснялось тем, что многие мастера были угнаны в плен и ряд навыков ремесла утрачен. Но постепенно русское ювелирное искусство также оживляется. Чеканка, финифть, роспись по грунтовой эмали, литье и другие приемы в основном ориентировались на растительный и животный орнамент, выполняемый в узорчатом восточном стиле. Чрезмерное увлечение пышностью орнамента, к XVII в. привело к утрате художественной меры, в особенности при украшении предметов драгоценными камнями и жемчугом, из которых компоновались узоры, прежде выполнявшиеся из золота. Даже в изделиях из железа наблюдается увлечение узорностью форм (например Царь-пушка Андрея Чохова). В дошедших до нас памятниках резьбы по кости и дереву также преобладали растительные и животные мотивы. Кроме того, резные изделия зачастую пестро раскрашивались. Шитье также имело много общего с живописью. В XVII в. на Руси распространяется золотное кружево с геометрическими сетчатыми мотивами, либо с растительными элементами. Иногда в узоры вводился жемчуг, серебряные бляшки, цветной просверленный камень.

Польско-шведская интервенция начала XVII в. задержала развитие искусства, но уже к середине века художественное творчество заметно оживилось. В этот период в русском искусстве появляется новый жанр – портрет. Первые портреты писались еще в иконописных традициях, но постепенно в них появляются приемы западноевропейской живописи – точное изображение черт лица и объемность фигуры. Расширение областей культуры, связанное с техническими достижениями того времени, отразилось и на таком направлении как книгоиздательство.

Традиционно, на Руси книги писали от руки. При этом текст был украшен орнаментом, обличен в богатую (зачастую с золотом и драгоценными камнями) обложку. Но красота не всегда компенсировала недостатки рукописных книг, прежде всего – длительность написания и ошибки, появляющиеся при многократном переписывании текстов. Церковный Собор 1551 г. был вынужден даже разработать постановление о недопущении переписывания книг с искаженным текстом. Потребности исправления и унификации церковных текстов, не в последнюю очередь повлияли на открытие в Москве первой печатной мастерской. Ее основателями стали Дьяк Иван Федоров и Петр Мстиславец. За 12 лет существования типографии (с 1553 по 1565 гг.), в ней было отпечатано 8 больших книг не только религиозного, но и светского характера (напр. Часословец, ставший первой азбукой).

Однако книгопечатание в тот период не получило должного развития, как и многие другие направления искусства и науки, характерные для европейской культуры. Причина этого заключается в стремлении к своеобразному обособлению русской культуры, особенно проявившемуся в XVI веке. Объяснение данным консервативным тенденциям следует искать прежде всего в истории формирования Московского государства, которое непрерывно подвергалось внешней агрессии как с Запада, так и с Востока. Культурная самобытность в критические периоды русской истории становилась едва ли не единственным спасительно-объединяющим фактором. Со временем культивирование собственной традиционной культуры приняло гипертрофированные формы и уже скорее мешало ее развитию, закрывая возможность проникновения в Россию достижений искусства и науки других стран. Очевидное отставание (прежде всего в научно-технической сфере) было преодолено лишь Петром I , причем решительным и неоднозначным способом.

Культура Русских земель в XV в. В это столетие Москва становится центром общерусской национальной культуры. В данный период усиливается роль русского языка, создаются произведения, посвященные теме государственного строительства, растет интерес к истории Отечества. В современной литературе русскую культуру этого времени оценивают как ʼʼРусское Возрождениеʼʼ. Во всœех крупных городах северовосточной Руси восстанавливаются и расширяются монастырские школы и училища, переписываются старые и создаются новые рукописные книги. Развивается грамотность

различных слоев населœения, особенно городского. В области литературы особое место занимает московское летописание.

В 1408 ᴦ. при дворе митрополита складывается традиция составления общерусских летописных сводов, первым из которых является Троицкая летопись. К 1480 ᴦ. относится создание Московского летописного свода, ставшего идеологическим обоснованием объединœения земель вокруг Москвы.

Победа на Куликовом поле дала мощный толчок развитию патриотических чувств русских людей и побудила к созданию цикла литературных произведений, среди которых наиболее глубоким и значительным является ʼʼЗадонщинаʼʼ - поэма, написанная Софонием Рязанцем вскоре после битвы. Ее характерная особенность - это связь со ʼʼСловом о полку Игоревеʼʼ. Создавая свое произведение, Софоний заимствовал у автора ʼʼСловаʼʼ литературные образы, стилистические обороты и выражения, художественные приемы и даже отдельные отрывки. Но это не подражание, а сознательное сопоставление событий прошлого и настоящего, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ позволяет выразить главную мысль автора - залог победы в единстве и согласованности действий русских князей.

Подъему русской культуры и искусства способствовало восстановление и расширение культурных связей со странами Европы и Востока. Особое значение имело содружество Москвы с братскими народами Болгарии и Сербии. Так, южнеславянским влиянием проникнута житийная литература.

В эпоху Ивана III огромное значение придается развитию московской архитектуры, что было связано с укреплением великокняжеского могущества. В данный период была развернуга перестройка архитектурного облика Московского Кремля, осуществленная русскими мастерами совместно с приглашенными итальянскими зодчими. В 1479 ᴦ. итальянец

Аристотель Фиораванти завершил возведение главного храма Русского государства - Успенского собора Кремля, затем были построены Грановитая палата͵ храм Ивана Лествичника, дворец великого князя, Архангельский собор, а также кремлевские стены и башни. Наряду с Фиораванти в их создании принимали участие итальянские архитекторы Антон Фрязин, Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари, Алевиз Фрязин и Алевиз Новый В целом итальянские мастеровые, ремесленники, художники оказали в это время значительное влияние на формирование русской культуры. Но не меньшиммастерством отличались и отечественные творения. К примеру, псковскими зодчими была построена в 1489 ᴦ. в Кремле домовая великокняжеская церковь Благовещения.

В данный период на высшую ступень развития поднялась церковная живопись. В конце XIV - начале XV в. в Великом Новгороде, Москве, Серпухове и Нижнем Новгороде работал приехавший из Византии живописец Феофан Грек. Им была создана роспись храма Спаса на Ильинœе улице в Новгороде, вместе с Симеоном Черным - росписи московской церкви Рождества Богородицы и Архангельского собора. Великим русским художником этой эпохи был Андрей Рублев. Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире, Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря. Его кисти принадлежит шедевр мировой живописи икона ʼʼТроицаʼʼ.

В конце XV в. огромный вклад в развитие живописи внес иконописец Дионисий. Вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром, а также другими учениками он создал фрески Успенского собора Кремля, росписи храмов Пафнутьево-Боровского, Иосифо-Волоколамского и Ферапонтова монастырей. Его кисти принадлежит знаменитая икона ʼʼСпас в силахʼʼ.

На рубеже XV-XVI вв. значительную роль в развитии культуры оказали образование единого Российского государства и завершение формирования русской (великорусской) народности и единого русского языка, ведущее место в котором заняли московский говор и владимиро -суздальский диалект, став основой разговорного и делового языка.

Культура Московского государства в XVI-XVII вв. В конце XV - начале XVI в. особую роль в развитии русской культуры стали играть взаимоотношения церкви и государства. Именно их характер определял такой важнейший фактор в истории русского Средневековья, как влияние церкви на духовную жизнь. Теократические устремления иерархов Русской православной церкви в конце XV в. вошли Ав противоречие с великокняжеской политикой, в т.ч. из-за секуляризации церковных владений. Позиции церкви ослабляла и внутренняя борьба между существовавшими в ней группировками, а также рост еретических движений. С начала XVI в. постепенно складывается союз государства и ʼʼиосиф-лянскойʼʼ церкви, которая выдвинула теорию божественного происхождения великокняжеской власти, обеспечив себе поддержку государя. Последний, отказавшись от планов секуляризации, получил идеологическую поддержку церкви. Дальнейший процесс укрепления самодержавной власти сопровождался усилением церковно-религиозного влияния на духовную жизнь. Церковь стремилась не допускать проникновения западного католицизма и распространения светских знаний, она установила жесткие каноны для зодчества,живописи, литературы. Потрясения опричнины и трагические события Смуты заметно затормозили формирование общерусского культурного пространства. Наступивший XVII в. стал переломным в русской истории не только в политическом, но и в культурном отношении. Начавшая складываться в XVI в. тенденция к обмирщению культуры, постепенное разрушение средневековой религиозной замкнутости и апелляция к разуму в XVII в. стали главным содержанием культурно-исторического процесса.

Одним из самых распространенных жанров устного народного творчества постепенно становится историческая песня.

Значительно возросла потребность и государства, и церкви в грамотных людях. На Стоглавом соборе 1551 ᴦ. было принято решение о создании в городах "книжных училищ". Помимо духовных лиц учителями выступали и светские ʼʼмастера грамотыʼʼ, открывавшие частные двухгодичные школы. Обучение ограничивалось усвоением элементарной грамоты и открывало возможности дальнейшего самообразования. В XVI в. высокообразованные русские люди были уже не только в духовной, но и в светской среде. Более широкое распространение получила рукописная книга. В связи с возросшей потребностью в ней упростился процесс письма: скоропись утвердилась не только в деловой переписке, но и в книгописании. Основными центрами изготовления и хранения книг оставались монастыри. Значительными книжными собраниями обладали и светские вельможи. Но владельцами книг часто становились посадские люди и даже крестьянеʼʼ которые покупали книги на рынке.

Крупным событием в культурной жизни страны стало начало книгопечатания. В 1553-1555 гᴦ. в Москве неизвестными мастерами было осуществлено издание ʼʼЕвангелияʼʼ и ʼʼТриоди постнойʼʼ. Но организация книгопечатного дела в России связана с именем Ивана Федорова. В 1564 ᴦ. в созданной на средства казны Московской типографии он выпустил первую русскую печатную датированную книгу ʼʼАпостолʼʼ. Иван Федоров был не только издателœем, но и редактором книᴦ. При не совсœем ясных обстоятельствах он вместе со своим помощником Петром Мстиславцем вскоре уехал во Львов. При этом печатание книг в Москве не прекратилось, его продолжили ученики Федорова.

В XVII в. просвещение охватывает всœе более широкие слои населœения. Значительно возросла грамотность среди дворян и посадских жителœей. Появляются и получают широкое распространение первые единообразные учебники.

В конце XVII в. читать и писать умел фактически каждый третий-четвертый горожанин. Неграмотными оставались основная масса крепостного крестьянства и женская часть населœения страны. В 1665 ᴦ. при Заиконоспасском монастыре открывается школа грамматического учения под руководством просветителя Симеона Полоцкого, готовившая подьячих для приказов. А в 1687 ᴦ. по инициативе Сильвестра Медведева начинает работать первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинское училище (с 1701 ᴦ. - академия), в программу которого были включены как светские, так и духовные науки.

Рост образованности населœения обусловил повышение спроса на книги. В течение XVII в. Московская типография (Печатный двор) издала около 500 наименований книг, среди которых значительное место занимала литература светского содержания. В 1660-х гᴦ. в Москве открывается первая книжная лавка. Растут собрания частных библиотек. В XVII в. при аптекарском приказе начинает работать первая в России научная библиотека. С 1621 ᴦ. при царском дворе появляется рукописная газета ʼʼКурантыʼʼ, содержащая переводы иностранных известий.

В XVI-XVII вв. идет активный процесс накопления научных знаний. Новым в XVII в. становится появление письменных руководств, содержащих сведения по практическому применению геометрии, математики, физики, химии. Так, потребность в описании земель и их измерении вызвала крайне важно сть создания руководства по исчислению площадей, определœению качества земельных участков. В артиллерии и пушкарском делœе помимо математических расчетов требовалось знание ряда физических явлений и химических свойств веществ. В 1621 ᴦ. Οʜᴎсим Михайлов (Родышевский) на базе зарубежного и отечественного опыта составил ʼʼУстав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской наукиʼʼ, содержащий практические сведения в этой области. Прикладной характер имели и медицинские знания, в базе которых лежал многовековой опыт народной медицины. В 1543 ᴦ. появился перевод своеобразного немецкого медицинского справочника ʼʼВертоградʼʼ. А в 1581 ᴦ. в Москве открылась первая аптека, обслуживавшая царскую семью. Потребности широких слоев населœения в сведениях из области медицины удовлетворяли различные ʼʼТравникиʼʼ и ʼʼЛечебникиʼʼ. оригинальные и переводные.

Благодаря русским мореплавателям и путешественникам расширяются географические знания, составляются описания стран, чертежи и карты русских земель. В XVII в. были сделаны великие русские географические открытия, внесшие большой вклад в мировую науку. Русские первопроходцы и мореплаватели опередили западных географов в делœе изучения Азии. Οʜᴎ составили карты и описания территорий Сибири и Дальнего Востока. В 1633-1638 гᴦ. казаки Илья Перфильев и Иван Ребров открыли реки Яну и Индигирку. Вслед за этим Михаил Стадухин достиг Колымы, а Курбат Иванов вышел к Байкалу. Землепроходцы Семен Дежнев и Федор Алексеев в 1648 ᴦ. открыли пролив между Азией и Америкой. Экспедиции В. Д. Пояркова (1643-1646) и Е. П. Хабарова открыли путь по Амуру к Охотскому морю и Тихому океану, а казачий пятидесятник В. В. Атласов в 1697-1699 гᴦ. обследовал Камчатку. Большой вклад в изучение географии азиатских стран внесли статейные списки (отчеты) русских посольств. Богатые сведения о Китае были собраны во время посольств Ивана Петлина (1618-1619) и Федора Байкова (1654). Составленные русскими дипломатами подробные описания этой страны получили известность не только в России, но и в Западной Европе. Особенно интересна была поездка в Пекин русского посольства во главе с Николаем (Милеску) Спафарием (1675-1678), обогатившая мировую науку ценнейшими сведениями о землях Сибири и Китая. На рубеже XVI-XVII вв. была составлена сводная карта Русского государства (ʼʼБольшой чертежʼʼ), которая не сохранилась. В 1627 ᴦ. в Разрядном приказе была создана ʼʼКнига к Большому чертежуʼʼ - указатель и комментарий к сводной карте. Во второй половинœе столетия ведется составление чертежей и описаний Сибири. К 1701 ᴦ. Семен Ремезов завершил работу над ʼʼЧертежной книгой Сибириʼʼ, ставшей важным событием в географии и этнографии.

Развитию общественно-политической мысли способствовала обстановка острой идейной борьбы, в которой происходило образование Российского государства. В центре внимания были коренные вопросы жизни страны.

Большое распространение приобретают идеи расширения культурных связей с Западной Европой. Эти взгляды нашли отражение в сочинœениях И. А. Хворостинина и подъячего посольского приказа Григория Котошихина, который в 1664 ᴦ. бежал в Швецию и составил там свое описание Московского государства.

Развитие литературы в ХVI-XVII вв. отразило процессы, происходившие в общественно-политической жизни страны. Официальный характер в XVI в. приобретает летописание.

Архитектура России в первой половинœе XVI в. отличается интенсивным строительством каменных церквей и крепостей, хотя в целом Русь - и городская, и сельская -остается деревянной. Внесенные итальянскими зодчими ренессансные черты почти не имели продолжения в русской архитектуре. Наоборот, наблюдается возвращение к национальным истокам, что проявилось в возрождении традиционного для древнерусского деревянного зодчества шатрового стиля. Шедеврами шатровой архитектуры являются церковь Вознесения в Коломенском и Покровский собор (храм Василия Блаженного), возведенный в Москве русскими мастерами Постником Яковлевым и Бармой в честь взятия Казани. Много церквей и храмов сооружается на средства богатого купечества. Активно идет строительство военно-инженерных сооружений. В 1500-1508 гᴦ. Петр Фрязин возводит каменный Нижегородский кремль, строительство крепостей ведется в начале века в Пскове и Туле. Около 1516 ᴦ. завершается строительство кирпичного Московского Кремля, сменившего белокаменный кремль эпохи Дмитрия Донского. В 1535-1538 гᴦ. в Москве была возведена вторая линия укреплений - Китайгород, а к концу века - третья линия - Белый город. Мощными крепостями стали многие монастыри. Итогом развития этого направления зодчества в XVI в. стал грандиозный Смоленский Кремль (1595-1602, архитектор Федор Конь).

В XVII в. в русской архитектуре усиливается декоративность. Несмотря на сопротивление церкви, в культовое строительство проникает светское начало. Яркими примерами шатрового стиля являются московские церкви Рождества Богородицы в Пугинках (1649-1652) и Троицы в Никитниках (1635-1653). Зодчими всœе шире используется кирпич, но основным строительным материалом по-прежнему остается дерево. Вершиной деревянной архитектуры стал царский дворец в Коломенском (1667-1668), украшенный резьбой и многоцветной росписью. Из кирпича строились в основном здания правительственных учреждений, торговых и промышленных предприятий. Началось использование полихромных изразцов фигурного кирпича, белокаменных деталей, что придавало постройкам праздничный вид.

В последней четверти XVII в. возникает новый архитектурный стиль - московское (ʼʼнарышкинскоеʼʼ) барокко, характерный для небольших церквей в усадьбах русских вельмож. Его особенностями являлись светский нарядный облик храмов, элегантность декора и строгая симметричность. В этом стиле на рубеже XVIII в. были возведены церкви Покрова в Филях, Троицы в Троицком-Лыкове и Спаса Нерукотворного в Уборах. Примером гражданского сооружения, построенного в данном же стиле, являлась знаменитая Сухарева башня в Москве (1692-1701) архитектора М. И. Чоглокова.

Русская живопись XVI-XVII вв. характеризуется значительным расширением тематики. Так, в росписи Золотой палаты Кремля (1547-1552) наряду с церковными сюжетами отражены события русской истории. На первый план житийных икон выступают жанровые сцены. В серединœе столетия была создана посвященная взятию Казани икона ʼʼЦерковь воинствующаяʼʼ, на которой изображены Иван Грозный, Александр Невский, Дмитрий Донской. В XVII в. основным художественным центром, где складывались новые реалистические тенденции, стала Оружейная палата Кремля. В ее мастерских выполнялись работы для царского двора. Во главе художественной школы стоял мастер Оружейной палаты Симон Ушаков, на протяжении 30 лет фактически руководивший иконописцами всœей страны. Для работ этого художника характерен отход от канонических образов, интерес к изображению человеческого лица (иконы ʼʼВеликий архиерейʼʼ и ʼʼСпас Нерукотворныйʼʼ, живописный портрет московских правителœей от Ивана Калиты до царя Алексея Михайловича и двух царевичей ʼʼНасаждение древа государства Российскогоʼʼ). Портретная живопись стала первым светским жанром изобразительного искусства. В первой половинœе XVII в. портреты (ʼʼпарсуныʼʼ) писались в иконописной манере, а масляной краской по холсту они стали писаться позднее. К последним относятся портреты князя Б. И. Репнина, стольника Г. П. Годунова и других государственных деятелœей.

В XVII в. отчетливая тенденция к обмирщению русской культуры проявилась в распространении в придворной среде светских музыкально-театральных постановок. Так, в 1672 ᴦ. при московском дворе была учреждена актерская труппа под руководством выписанного из Европы И. Г. Грегори, ставились пьесы на античные темы, к примеру ʼʼТемир-Аксакова действоʼʼ и ʼʼАртаксерксово действоʼʼ, а в доме князя В. В. Голицына играли комедии Мольера.

Сложнейшие процессы, протекавшие в культуре Московского государства в XVII в., свидетельствовали о расширении творческого диапазона российской культуры и кризисе церковного мировоззрения, преодолении национальной замкнутости, внесении в духовную жизнь общества личностного начала, которого ранее не знала средневековая культура.

Русская культура XVI столетия в основном развивалась на отечественных традициях предшествующего периода. Русская средневековая культура имела ряд особенностей своего формирования, она не являлась лишь региональным вариантом европейской культуры. Корни специфики русской культуры XVI в. в том, что она основывалась на православии.

Русская литература XVI в. Литература получила свое развитие главным образом в рамках традиционных для России жанров.

Летописный жанр

В первой половине XVI в. было создано несколько известных летописных сводов, которые повествовали о русской истории с древнейших времен. В частности, Никоновская и Воскресенская летописи, Степенная книга, Лицевой свод.

Публицистика

XVI в. – время зарождения российской публицистики. Считают, что в произведениях Федора Карпова, Ивана Пересветова уже заметны первые, хотя и робкие признаки рационализма, но уже освободившиеся от строгих канонов религиозного мировоззрения. К числу публицистов XVI столетия относят также Максима Грека, Ермолая Ераз-ма, князя Андрея Курбского.

Его считают одним из самых своеобразных, бесспорно, одаренных писателей своей эпохи. В письмах к Андрею Курбскому Иван Грозный доказывал необходимость для России деспотической монархии – такого порядка, когда все без исключения государственные подданные являются фактически холопами государя. Курбский же защищал идею централизации государства в духе решений Избранной рады и считал, что царь обязан считаться с правами своих подданных. В середине XVI в. под руководством митрополита Макария были создано собрание разных по жанру книг, которые были предназначены для чтения (не богослужения) в назначенные месяцы и дни почитания святых. В то же время при участии Сильвестра создан Книгопечатание

В XVI в. в русских землях началось книгопечатание. Первая русская книга, «Апостол», была напечатана в 1517 г. в Праге Франциском Скориной. В России начало книгопечатания относят к середине XVI в. В 1564 г. дьяк Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем издает первую печатную книгу. В 1574 г. во Львове Иван Федоров издал первый русский букварь. В то же время вплоть до XVIII в. в России доминировали рукописные книги.

Архитектура

В архитектуре XVI в. очень заметными стали национальные мотивы. Это было связано с распространением в XVI столетии шатрового стиля, который пришел в каменное строительство из деревянной архитектуры. Самыми знаменитыми произведениями зодчества того времени стали церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), а также собор Василия Блаженного, построенный на Красной площади в Москве русскими архитекторами Бармой и Постником в честь взятия Казани (1561 г.).


В XVI в. интенсивно возводятся военные укрепления. К Московскому кремлю были пристроены стены Китай-города. Строятся кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, других городах. Автором мощного кремля в Смоленске был выдающийся зодчий Федор Конь. Он же являлся архитектором каменных укреплений Белого города в Москве (вдоль нынешнего Бульварного кольца). Для защиты южных рубежей от крымских набегов в середине XVI в. построили Засечную линию, которая проходила через Тулу и Рязань. В XVII в. в русской культуре широкое распространение получают не только религиозные, но и светские элементы (обмирщение культуры). Церковь, видевшая в этом процессе западное влияние, активно сопротивлялась ему при поддержке царского правительства, но новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве. Расширению политических и культурных связей со странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией.

Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ. Благодаря изобретению печатного станка появилась возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике, среди которых была первая «Грамматика» Мелетия Смотрицкого.

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение -

В развитие географических знаний большой вклад внесли русские землепроходцы, например, Семен Дежнев, вышедший к проливу между Азией и Северной Америкой, или Ерофей Хабаров, составивший карту приамурских земель. Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер, такие как «Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание». Появляется жанр сатирической повести, мемуаров («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (книги Симеона Полоцкого).

В 1672 г. в Москве был создан придворный театр, в котором играли немецкие актеры. «Обмирщение» искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его иконе «Спас Нерукотворный» уже заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы. Распространяется портретная живопись - «парсуны», на которых изображались реальные персонажи, хотя и в технике, аналогичной иконописи.

Монголо-татарское нашествие и вторжение немецких рыцарей поставили страну на край гибели.

Литература XIII в.

характеризуется трагическим пафосом и подъемом национально-патриотических настроений. Об ожесточенных сражениях с захватчиками и страшном опустошении земли Русской рассказывают летописные повести о битве на р. Калке «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского». Память о нашествии на Русь сохранилась в произведениях более позднего времени «Повесть о разорении Рязани Батыем» (XIV в.), «Китежная легенда».

Последний историко-культурный памятник представляет собой цикл преданий о легендарном граде Китеже, погрузившемся в озеро Светлояр и таким образом спасшемся от разорения монголо-татарами. Цикл слагался на протяжении многих веков и окончательно оформился в старообрядческой «Книге, глаголемой летописец» (конец XVIII в.).

Со 2-й половины XIV в.

начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над иноземными захватчиками в Куликовской битве. После этого исторического события возрождаются старые и развиваются новые города-центры хозяйственной жизни и культуры.

Москва возглавляет борьбу за объединение русских земель, возрастает ее влияние как одного из культурных центров.

Победе на Куликовом поле посвящено наиболее выдающееся произведение этого времени «Задонщина» (за Доном).

Это произведение написано в жанре исторической повести рязанцем Софонием в 80-е гг. XIV в. Автор сопоставляет события современной ему жизни с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве».

Победа на Куликовом поле – это как бы отмщение за поражение войск Игоря Святославовича. Эта победа восстановила славу и могущество Русской земли.

Широкое развитие получило зодчество, в первую очередь в Новгороде и Пскове – городах, политически менее зависимых от монгольских ханов. В XIV–XV вв. Новгород был одним из крупнейших центров развития искусства, экономической и политической жизни.

Русские зодчие продолжали традиции архитектуры домонгольского периода (преемственность культур).

Они использовали кладку из грубо отесанных известковых плит, валунов и частично кирпича. Такая кладка создавала впечатление силы и мощи (а это соответствует русскому характеру). Эту особенность новгородского искусства так отметил академик И. Э. Грабарь: «Идеал новгородца – сила, и его красота – красота силы».

Результат новых исканий традиций старого зодчества – церковь Спаса на Ковалеве (1345 г.) и церковь Успения на Волотовом поле (1352 г.).

Образцы нового стиля – церковь Федора Стратилата (1361 г.) и церковь Спаса Преображения (1374 г.). Для этого стиля характерны нарядное внешнее убранство храмов, украшение фасадов декоративными нишами, скульптурными крестами, а ниш – фресками. Церковь Спаса Преображения, построенная в Новгороде, представляет собой типичный крестово-купольный храм в четыре мощных столба и одной главой.

Одновременно с храмовым велось и гражданское строительство.

В Новгороде была построена Грановитая палата (1433 г.). Новгородские бояре строили себе каменные палаты. В 1302 г. в Новгороде был заложен каменный кремль.

Другим крупным хозяйственным и культурным центром в то время был Псков. Город напоминал крепость. Архитектура зданий суровая и лаконичная, почти полностью лишенная декоративных украшений. Длина стен большого каменного кремля составляла девять километров.

Псковские мастера завоевали на Руси большую известность и оказали большое влияние на московское строительство.

В Москве каменное строительство началось во 2-й четверти XIV в. (сооружение белокаменной крепости Московского Кремля). Кремль постоянно строился и разрастался.

Велось строительство и в других городах. Крупнейшей постройкой того времени был Успенский собор в Коломне – на высоком подклете, с галереей.

Новым направлением в московской архитектуре стало стремление к преодолению «кубичности» и созданию новой, устремленной вверх композиции здания за счет ступенчатого расположения сводов.

История русской живописи XIV–XV вв.

также, как и зодчество, стала естественным продолжением истории живописи домонгольского периода.

Иконопись развивается в Новгороде и Пскове. Новгородские иконы этого периода характеризуют лаконичная композиция, четкий рисунок, чистота красок, безупречная техника.

Стенную живопись на Руси этого времени относят к золотому веку. Широкое распространение наряду с иконописью получила фреска – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде.

В XIV в. фресковая живопись оформляется композиционно, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения.

Особое место среди художников XIV–XV вв. занимает гениальный Феофан Грек (ок. 1340 – после 1405 г.). Произведения Феофана Грека – фрески, иконы отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой. Он воплотил в своих произведениях одухотворенность человека, его внутреннюю силу. Вместе с Андреем Рублевым они расписывают Благовещенский собор в Кремле (1405 г.).

Другим известным мастером этого времени является великий русский художник Андрей Рублев (ок.

1360/70 – ок. 1430 гг.). Его творчество знаменовало собой подъем русской культуры периода создания централизованного Русского государства и возвышения Москвы.

При нем московская школа живописи достигает расцвета. Произведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность, одухотворенность образов, идея согласия и гармонии, совершенство художественной формы.

Наиболее известное нам его произведение – икона «Троица».

В этом шедевре мы видим выражение глубокой гуманистической идеи согласия и человеколюбия, гармонии.

Культура России конца XV–XVI вв.

Для историко-культурного развития русских земель период конца XV–XVI вв. был переломным. Продолжалось образование единого Русского государства, страна окончательно освободилась от монголо-татарского ига, завершилось формирование русской народности. Все это оказало существенное влияние на формирование культурных процессов.

В русской культуре усиливаются светские и демократические элементы.

В литературе появляются произведения, поддерживающие новую государственную политику.

Теория происхождения Русского государства нашла свое выражение в «Сказании о князьях Владимирских». В нем утверждалось, что русские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа. Эту идею поддержала церковь, которая к тому же связала ее с концепцией «Москва – Третий Рим».

Экономические и политические достижения России этого времени оказали заметное влияние на повышение уровня грамотности и просвещения. Грамоте обучали в частных школах в основном священники и дьячки. В школах изучали Псалтырь, а в некоторых – начальную грамматику и арифметику.

Большую роль в истории культуры России сыграло появление книгопечатания. Первые попытки его относятся к концу XV в., но началось оно в 1553 г.

В 1563 г. было построена первая типография в Москве. Книгопечатание стало государственной монополией. Во главе типографии стояли Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1564 г. была напечатана первая русская печатная книга «Апостол ».

Среди литературных памятников того времени – огромный 10-том-ный свод церковной литературы «Чтения ежемесячные».

Это написанные митрополитом Макарием жизнеописания русских святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования каждого святого.

Создаются обобщающие летописные произведения, например Лицевой Летописный свод – своеобразная всемирная история от сотворения мира до середины XVI в.

Памятником русской исторической литературы является также «Степенная книга», составленная духовником Ивана IV Андреем. В ней излагается русская история от Владимира I до Ивана IV.

Свод житейских правил и наставлений содержит «Домострой ».

Он защищал патриархальный уклад в семье. В книге давались советы, как быть бережливым и т.д.

Архитектура периода XV – XVI вв. отразила возрастание международной роли Русского государства. Наступает новый этап как в храмовом, так и в гражданском зодчестве.

Создание русского централизованного государства было ознаменовано строительством на месте старого нового Кремля, ансамбль которого окончательно сложился в конце XV – начале XVI вв.

В это время в строительстве стали использовать кирпич. Кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. В 1485 – 1495 гг. белокаменные стены Кремля заменили кирпичными.

В 1475 – 1479 гг. был сооружен новый Успенский собор, который стал классическим образцом монументального храмового зодчества XVI в.

В 1484 – 1489 гг. был построен Благовещенский собор – домовая церковь великих князей.

В 1505 – 1508 гг.

был построен Архангельский собор, во внешнем облике которого ярко выразился светский стиль архитектуры. Архангельский собор был храмом-усыпальницей, куда перенесли всех великих князей, начиная с Ивана Калиты, а затем и царей (до Петра I).

В московском Кремле возводились также и светские постройки, например Грановитая палата, которая предназначалась для торжественных приемов.

Наивысшим достижением русской архитектуры XVI в.

Культура и быт России конца XV — XVI вв.

стало строительство храма шатрового типа , в котором наиболее ярко выразилось национальное своеобразие русских традиций. Примером шатрового храма стал Покровский собор (собор Василия Блаженного). Собор был построен в 1555 – 1560 гг. русскими зодчими Бармой и Постником в честь взятия Казани.

В XVI в. огромный размах получило «крепостное строительство».

В Москве была возведена линия укреплений (Китай-город, потом Белый город).

Работами этими руководил известный мастер Федор Конь, он также построил Смоленский Кремль.

Живопись периода конца XV – XVI вв. представлена произведениями талантливого русского художника Дионисия. Он расписывал Успенский собор.

Постепенно расширяется круг тем живописи, возрастает интерес к нецерковным сюжетам, особенно историческим. Развивается жанр исторического портрета.

Живопись этого периода характеризуется растущим интересом к реальным историческим лицам и событиям.

По мнению академика Д.

С. Лихачева, «из всех периодов истории российской культуры именно XV – XVI вв. являются особенно важными. Именно тогда происходит восстановление прерванного процесса создания единого государства и возрождение культуры…»

Русская культура в конце XV-XVI вв.

Культурное развитие Руси ХVI в. определялось общими для всех европейских народов факторами: оформление национальных государств, языковая и этническая консолидация, формирование единых общенациональных стилей в искусстве. Духовную жизнь общества по-прежнему определяло христианское мировоззрение.

1. Особенности русской культуры ХVI в.

1.1. Активизировался процесс объединение местных культурныхтрадиций и становления на основе их синтеза единой национальной русской культуры.

1.2. Формирование централизованного государства явилось мощным стимулом для развития культуры.

Необходимость укрепления внутреннего и внешнеполитического положения государства обусловила невиданный прежде рост государственных потребностей в развитии самых различных областей материальной и духовной культуры.

1.3. Большую роль в укреплении определяющих позицийПравославной Церкви сыграл Стоглавый собор 1551 г., попытавшийся регламентироватьискусство .

В качестве образца в живописи провозглашалось творчество Рублева , с точки зрения его иконографии, то есть расположения фигур, ипользования определенных цветов и т. п. В зодчестве за образец выдвигался Успенский собор Московского Кремля, в литературе — сочинения митрополита Макария и его кружка.

Ограничивая свободу творчества, решения Стоглавого собора в то же время способствовали сохранению высокого уровня мастерства.

1.4. Несмотря на сохранение господствующих позиций Церкви, с XVI в.

в русской культуре ощутимее, чем прежде, начинают проявляться светские и демократические элементы .

1.5. Формирование отечественной культуры в условиях борьбы с иноземными завоевателями предопределило высокую степень патриотизма , преобладание героической тематики и ярко выраженные свободолюбивые тенденции .

Образование единого централизованного государства, языковая и этническая консолидация не привели к уничтожению культурной самобытности многочисленных народностей, на основе которых сформировалась единая великорусская.

Синтез культур разных народов органично сочетался с сохранением многих особенностей местной материальной и духовной культуры. Культура нового государства носила явно выраженный многонациональный характер.

2. ГРАМОТНОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ. НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ.

    1. Развитие аппарата власти и международных отношений в связи с образованием единого централизованного государства, укрепление церкви и дальнейшее развитие ремесла и торговли вызвали рост потребности в грамотных людях.

2.2. В общегосударственном масштабе образование по-прежнему было начальным, носило церковный характер и было доступно лишь избранным. Грамотность была распространена прежде всего среди феодалов, духовенства и купечества.

2.2.1. Наиболее распространенным было обучение при монастырях.

2.2.2. В домашних условиях и в частных школах учили обычно люди духовного сословия, светские мастера грамоты встречались крайне редко.

Основу любого учебного процесса составляли богословские дисциплины. Как правило, обучали также чтению и письму, иногда началам арифметики.

2.2.4. В качестве учебных пособий использовали обычно богослужебные книги, лишь во второй половине столетия появились специальные грамматики и арифметики.

2.3. Развитие письменности сопровождалось изменением самой техники письма, приспосабливавшейся к возросшему спросу на книги и разного рода документы.

Культура России 15 — 16 вв

2.3.1. Основным материалом для письма стала бумага, использовать которую начали еще в XIV в. Привозили ее из Италии, Франции, германских государств, Польши.

2.3.2. Господствующим типом письма окончательно становится появившаяся в XV в. скоропись — беглое, ускоренное письмо.

2.4. Дорогостоящий и длительный процесс изготовления рукописных книг уже не удовлетворял возросшие потребности в них.

Важной вехой в развитии русской культуры стало появление книгопечатания , начало которого относится к 1553 г. Первые издания не имели авторов и не датировались. Поэтому началом книгопечатания часто считают 1563 г., когда в Москве на средства царской казны была создана типография. Возглавили ее Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1564 г. была издана первая русская датированная книга — Апостол, а в 1565 — Часослов — сборник ежедневных молитв. Наряду с религиозными книгами, типографским способом был издан первый русский букварь (в 1574 г.

во Львове), а всего в течение ХVI в. было издано 20 книг. Ведушее место по-прежнему занимала рукописная книга.

3. ЛИТЕРАТУРА И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

Новые общественно-политические условия обусловили выдвижение на передний план новых проблем. Большое внимание в русской литературе начали уделять вопросам самодержавной власти, места и значения церкви в государстве, международного положения России. Это способствовало развитию новых литературных жанров.

В то же время сохранили свое значение и традиционные для русской литературы жанры и направления.

3.1. По-прежнему продолжало развиваться летописание, подчиненное отныне единому центру и единой цели — укреплению Российского централизованного государства, авторитета царской и церковной власти.

Летописец начала царства описывает первые годы правления Ивана Грозного и доказывает необходимость установления царской власти на Руси. Степенная книга содержит расположенные по 17 степеням портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов, начиная от Владимира I (Святославича) до Ивана IV.Лицевой летописный свод (Никоновская летопись) представляет собой своеобразную всемирную историю от сотворения мира до середины XVI в.

Дальнейшее развитие получили исторические повести, в которых как и прежде, преобладала героическая тематика: Казанское взятие, О хождении Стефана Батория на град Псков и др.

3.3. Значительные изменения претерпевает литература путешествий. Усиливаются светские мотивы, в описание путешествий все чаще включают вымышленные сюжеты.

Формируются новые жанровые разновидности путевых записок — повести русских послов (статейные списки, росписи), отписки землепроходцев .

3.4. Характерной особенностью развития литературы этого периода становится возникновение и быстрое развитие публицистики, в которой нашло свое отражение развитие общественно-политической мысли, зарождение идеологической и философской полемики.

Первые литературно-публицистические произведения поддерживали и обосновывали новую государственную политику. В Сказаниях о князьях Владимирских и Сказании о Владимире Мономахе нашла свое выражение зародившаяся еще в конце XV в.

концепция наследственной связи русских государей с византийскими и римскими императорами. Эту идею поддержала русская Православная Церковь. В посланиях игумена Филофея великому князю Василию III был окончательно сформулирован тезис Москва — третий Рим, ставший идеологической доктриной русского самодержавия.

Талантливый русский публицистИван Пересветов в своих произведениях Сказание о царе Константине, Сказание о Магомете-Салтане и др. изложил свою программу преобразований в стране. Идеал государственного устройства он видел в сильной самодержавной власти, опирающейся на поместное дворянство.

Пересветов ратовал за возвышение людей по заслугам, а не по богатству и знатности.

3.4.3. Интересное публицистическое наследие оставил сподвижник Ивана Грозного князь Андрей Курбский . В своих сочинениях (История о великом князе Московском и др.) Курбский выступал за ограничение власти царя.

К публицистике можно причислить и знаменитую переписку Ивана Грозного с Андреем Курбским , в которой они спорят о путях развития Руси, об отношениях монарха с подданными.

Своеобразной энциклопедией домашнего хозяйства и моральных норм XVI в. является составленный при участии государственного деятеля времен Ивана Грозного протопопа Сильвестра Домострой — учебник нравственности, определявший поведение человека его обязанностей в семье и обществе.

Эти правила впоследствии стали классическим образцом патриархального уклада в семье, но в тот период он содержал революционные нормы, подчеркивая душеспасительность труда, давая более очень высокую по тем временам оценку женщине и т.д.

3.6. Среди литературных памятников XVI в. нельзя не упомянуть 13-томный свод церковной литературы Четьи-Минеи (Чтения ежемесячные) — составленный митрополитом Макарием и его учениками перечень всей житийной литературы и всех произведений русской средневековой письменности, одобряемых Православной Церковью.

АРХИТЕКТУРА

Развитие архитектуры в этот период отразило возрастание международного авторитета Русского государства. Наступает новый этап как в храмовом, так и в гражданском строительстве, характеризующийся органичным сочетанием национальных традиций и новейших достижений отечественного и европейского зодчества.

Многие памятники конца XV-XVI вв. являются выдающимися достижениями не только русской, но и мировой архитектуры.

4.1. Завершение строительства ансамбля Московского Кремля явилось важной вехой как в истории руской архитектуры, так и в истории Русского государства.

В его создании приняли участие не только лучшие отечественные, но и итальянские мастера: Пьетро Антонио Солари, Аристотель Фиораванти, Марк Фрязин, Алевиз Новый.

В 1485-1495 гг. вокруг Кремля были возведены мощные кирпичные стены и башни, украшенные характерными для итальянского крепостного зодчества зубцами в виде ласточкиных хвостов — мерлонами .

В это же время сложился архитектурный ансамбль Соборной площади .

— Классическим образцом монументального храмового зодчества XVI в. стал Успенский собор (1475-1479) — кафедральный храм, построенный итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти по образцу Успенского собора во Владимире, но значительно больший по размеру.

— При строительстве Архангельского собора (1506-1508), бывшего до начала ХVIII в.

усыпальницей московских князей и царей, архитектор Алевиз Новый соединил традиционную крестово-купольную конструкцию пятиглавого шестистолпного храма с богатым архитектурным декором итальянского Ренессанса.

— Псковские мастера построили девятиглавый Благовещенский собор (1484-1489) — домовый храм русских великих князей и царей; и церковь Ризоположения (1484-1489) — домовый храм русских митрополитов.

В Московском Кремлевозводились также и светские постройки. В их числе Княжеский дворец , состоящий из нескольких связанных между собой строений. От этого дворца сохранилась Грановитая палата (1487-1491), построенная итальянскими архитекторами Пьетро Антонио Солари и Марком Фрязиным.

Архитектурным центром кремлевского ансамбля является колокольня Ивана Великого, построенная в 1505-1508гг.

и надстроенная в 1600г.

Московский Кремль стал символом величия и могущества столицы централизованного Русского государства.

4.2. В XVI в. по образцу московского Успенского собора были построены пятиглавые крестово-купольные храмы практически во всех русских монастырях и главные соборы ряда крупных русских городов.

Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Софийский собор в Вологде, соборы в Туле, Суздале, Дмитрове и других городах.

4.3. Расцвет отечественной архитектуры проявился также в возникновении нового стиля — шатрового строительства, основанного на национальных традициях деревянного зодчества, резьбы, вышивки, росписи.

В отличие от крестово-купольных храмов шатровые не имеют внутри столбов и вся масса здания держится только на фундаменте.

Одним из первых памятников этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском , построенная в 1532 г.

по приказу великого князя Василия III, в честь рождения у него сына Ивана, будущего царя Ивана Грозного.

Самый известный памятник шатрового зодчества — Покровский собор, получивший в конце столетия название Храм Василия Блаженного по имени знаменитого московского юродивого, погребенного под одним из его приделов.

Собор был построен в 1555-1561 гг. русскими зодчими Бармой и Постником в честь взятия русскими войсками Казани.

Шатровые храмы были построены в Суздале, Загорске и других городах.

Широкое распространение в XVI в. получило строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они являлись центрами ремесленных слобод и посвящались святому, покровительствовавшему данному ремеслу.

До нас эти постройки практически не дошли.

4.5. В XVI в.наблюдался подъем крепостного (фортификационного) строительства.

Огромный размах получило строительство крепостей. Кремли были построены в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне и в других городах.

В Москве были построены кирпичных стеныМосковского Кремля, имевшие 20 башен (1516). В 1535-1538 гг. итальянским архитектором Петроком Малым была возведена вторая линия укреплений, которая опоясала торгово-ремесленную часть столицы, — Китай-город. В 1585-1593 гг.

под руководством городовых дел мастера Федора Коня была сооружена третья линия каменных укреплений Москвы — Белый город (в настоящее время Бульварное кольцо).В конце XVI в.

в связи с набегами крымских татар была сооружена последняя линия внешнего укрепления Москвы — деревянные стены на Земляном валу (ныне Садовое кольцо).

5. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Изобразительное искусство развивалось в русле общего культурного процесса и характеризуется двумя основными тенденциями: стирание границ местных школ и заметное усиление светских элементов.

Иконопись.

5.1.1. В иконописигосподствовала московская школа , сложившаяся на базе синтеза местных школ и ставшаяосновойобщерусской национальной иконописной школы .

5.1.2. Иконописцы посадских городов все чаще отходили от классических норм , наблюдалось большее разнообразие в сюжетах и цветовой гамме, появляются элементы бытовизма.

Широкое распространение получили иконы богородичного цикла О тебе радуется , что свидетельствует об особой роли, отводимой народным сознанием Божьей Матери.

5.1.3. С конца XV в. изобразительное искусство характеризуется возрастающим интересом к реальным историческим лицам и событиям, расширяется круг тем живописи.Поскольку противостоятьэтой тенденции Православная Церковь уже не могла, духовенство попыталось взять ее развитие под свой контроль.

Собор 1553-1554 гг. разрешил изображать на иконах лица царей, князей, а также бытийное письмо, т.е. исторические сюжеты. Данное решение способствовало развитию жанра историческогопортрета .

На фресках галереи Благовещенского собора традиционные изображения святых, великих русских князей и византийских императоров соседствуют с портретами античных поэтов и мыслителей: Гомера, Вергилия, Плутарха, Аристотеля и др. Бытийным письмом была украшена Золотая палата царского дворца (фрески не сохранились).

Крупнейшим русским живописцем этого периода был Дионисий , продолживший традиции Андрея Рублева. Его кисти принадлежат фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1490-1503 гг.).

5.2. Существенные изменения претерпела книжнаяминиатюра . Замена пергамена бумагой отразилась на ее технике и колорите. Новые миниатюры походили более не на эмаль или мозаику, а на акварель. Характерными чертами книжной миниатюры становятся изображение бытовых сцен, многоплановость композиции.

Развитие искусства регламентировалось церковью и государством: организовывались мастерские, устанавливались каноны иконописания, на церковных Соборах принимались специальные решения о допустимости изображения отдельных персонажей и исторических событий.

Рост городов и городских посадов, развитие ремесла способствовали дальнейшему развитию в ХVI в декоративно-прикладного искусства, главным центром которого стала Москва.

Лучшие ремесленники объединялись в царских и митрополичьих мастерских.

Ремесла того времени отличались большим разнообразием: резьба по дереву, шитье, серебрянное дело, чеканка, литье колоколов, медное литье, эмаль и др. Выдающихся успехов достигло художественное шитье, в котором вместо шелковых нитей использовались золотые и серебряные, широко применялись жемчуг, драгоценные камни.

Лучшие образцы золотого и серебряного дела хранятся в Кремле в Оружейной палате.

6. ИТОГИ

7.1. В XVI в. несмотря на противоречивый характер эволюции российской государственности, культура продолжала свое развитие, отражая как процесс централизации, так и проблемы второй половине века.

7.2. Происходит становление единых стилей в искусстве и единых направлений в культурной жизни страны.

7.3. В этот период закладывался фундамент многонациональной российской культуры .

Зародилась тенденция к обмирщению культуры: в произведениях искусства появились реалистические черты.

переход на главную

Русская культура конца 15-16 веков.

2.Фольклор.

Ведущей темой УНТ продолжала оставаться тема героической борьбы с внешними врагами. В связи с этим подвергались переработке, осовременивались былины киевского цикла. Герои богатырского эпоса становились участниками борьбы с Казанским и Крымским ханствами.

Одним из самых распространенных жанров устного народного творчества в 16 веке становятся исторические песни.

Особой популярностью пользовались песни о взятии Казани, где победа над Казанским ханством расценивалась как окончательная победа над татаро-монголами.

Одним из героев УНТ стал Иван Грозный. Его образ в народном творчестве очень противоречив.

Есть песни, где он соединен с идеалом хорошего царя, и песни, где отмечались все негативные черты его характера. Отрицательным героем фольклора стал Малюта Скуратов.

Особое место занимает цикл песен о Ермаке, где впервые в русском фольклоре изображена действующая активная народная масса.

Ермак стал воплощением народного идеала борьбы с царскими воеводами. Освобождение от крепостной зависимости представлялось как реально достижимый идеал.

3.Просвещение и книгопечатание.

С развитием феодального хозяйства, ремесла, торговли, особенно с развитием аппарата власти и международных отношений возросла потребность в грамотных людях.

Нуждалась в них и церковь. Обучение ограничивалось усвоением элементарной грамоты. Большим достижением русской культуры середины 16 века было начало книгопечатания. Первая типография появилась в 1553 году и вошла в науку под названием анонимной, т. к. имена авторов неизвестны.

Качество печати поражает строгой художественностью оформления и отсутствием опечаток.

Всего до конца 16 века было издано около 20 книг, все церково-религиозного содержания, но ни в 16, ни в 17 веках печатная книга не смогла вытеснить рукописную.

Летописи и повести, сказания и жития писались от руки.

4. Литература.

В 16 веке появляются первые настоящие публицистические произведения в виде посланий и писем, предназначенных не одному адресату, а широкой аудитории.

Центральное место в светской публицистике 16 века занимает творчество Ивана Семеновича Пересветова. Он выдвинул программу реформ, затрагивающих различные сферы общественной жизни. В 16 веке продолжает развитие летописание. К сочинениям этого жанра относится «Летописец начала царства», в котором описаны первые годы правления Ивана Грозного (1534-1553 гг.) и доказывается необходимость установления царской власти на Руси.

В середине 16 века московские летописцы подготовили огромный летописный свод – своеобразнуюисторическую энциклопедию 16 века, так называемую «Никоновскую летопись» (в 17 веке она принадлежала патриарху Никону). Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили исторические повести, в которых рассказывалось о событиях того времени – «Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков», «История о Казанском царстве».

Наиболее ярким примером бытового жанра 16 века стал «Домострой», т.

е. домоводство, где содержались советы по приготовлению пищи, приему гостей, ведению хозяйства, уплате налогов, воспитанию детей. Его автором предположительно был протопоп кремлевского Благовещенского собора Сильвестр.

Культура Руси XV–XVI века

В 16 веке появились первые учебники по грамматике и арифметике, а также словари — «Азбуковники».

4.Архитектура и живопись.

В конце 15 – начале 16 века наступает новый этап в развитии русской архитектуры. Новшеством этого временем стало распространение кирпича и терракоты (обоженные цветной глины). Кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. Москва окончательно приобретает статус общерусского художественного центра. Достраивается архитектурный комплекс Кремля.

К началу 16 века русские зодчие изобрели новую систему кирпичных перекрытий – крестчатый свод, опирающийся не на внутренние столбы, а на наружные стены.

Такие небольшие храмы строились в посадах (церковь Благовещения на Ваганкове, церковь Николы в Мясниках).

Еще одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры 16 века стало строительство шатровых храмов, восходящих к русскому деревянному зодчеству.

Для живописи 16 века характерно расширение круга тем, возрастание интереса к нецерковным темам из всемирной, и особенно русской истории. На живопись оказывала большое влияние официальная идеология.

Вообще аллегоричность сюжетов – отличительная черта изобразительного искусства 16 века.

С возрастанием интереса к историческим темам связано развитие жанра исторического портрета, хотя изображение реальных лиц носило условный характер.

В конце 16 века появилась «строгановская школа». Она сосредоточила внимание на собственно живописной технике. Отличительными чертами были: мастерство внешнего исполнения (стремление изобразить особую утонченную красоту фигур, одежды), при этом на задний план уходит внутренний мир персонажей. Иконописцы впервые начинают подписывать свои работы.

Единство русских земель не могло не отразиться на культуре освобожденной Руси 16-го в. С размахом велось строительство, развивались архитектура, живопись и литература.

Архитектура

В 15-16-м вв. строительство было преимущественно из дерева, но его принципы применялись и в каменном зодчестве .

Восстанавливались укрепления, крепости, в городах Руси строились кремли.

Архитектура Руси 16-го в. была богата на выдающиеся сооружения церковного зодчества.

Одними из таких сооружений считаются церковь Вознесения в с. Коломенском (1532) и храм Василия Блаженного в Москве (1555-1560).

Многие возведенные церкви и храмы относятся к распространенному в то время (характерному для деревянных храмов Древней Руси) шатровому стилю.

Под руководством Федора Коня была возведена самая мощная крепость (в Смоленске) и окружен стенами и башнями Белый город в Москве.

Живопись

К живописи 16-го в. в России относится главным образом иконопись.

Стоглавый собор принял в качестве канона в церковной живописи работы А. Рублева.

Ярчайшим памятником иконописи стала «Церковь воинствующая».

Икона создавалась в честь взятия Казани, она трактует описанное событие как победу православия. В росписи Золотой палаты Московского Кремля чувствовалось влияния Запада. При этом церковь была противником проникновения жанровой и портретной живописи в церковную.

Типография

В 16-м в. на Руси появилась первая типография, началось книгопечатание. Теперь многочисленные документы, приказы, законы, книги могли быть напечатаны, хоть их стоимость и превышала рукописную работу.

Первые книги напечатаны в 1553-1556 гг.

«анонимной» московской типографией. Первое точно датированное издание относится к 1564 г., напечатано оно Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем и называется «Апостол».

Литература

Перемены в политике, заключающиеся в становлении самодержавия, стимулировали идейную борьбу, которая способствовала расцвету публицистики.

Литература Руси 16-го в. включает в себя «Истории о казанском царстве», «Сказание о князьях владимирских», 12-томник «Великие Четьи-Минеи», содержащий все чтимые на Руси произведения для домашнего чтения (произведения, не вошедшие в популярный сборник, отошли на второй план).

В 16-м в. на Руси простая по крою и форме одежда бояр приобрела необыкновенную эффектность и роскошь благодаря декоративным украшениям.

Такие костюмы придавали образу пышность и величавость.

На огромной территории Руси проживали разные народы, поэтому одежда различалась в зависимости от местных традиций. Так, в северных регионах государства женский костюм состоял из рубахи, сарафана и кокошника, а в южных — из рубахи, кички и юбки-поневы.

Мужской костюм: длинная рубаха из домотканого полотна (до середины бедра или до колен), порты (узкие и плотно облегающие ноги). При этом особых различий в стиле одежды знати и крестьян не наблюдалось.

Вопрос 16.

смутное время россия на рубеже 16 17 веков
Начало Смутного времени (Смуты)

1598-1613 гг. — период в истории России, названный Смутным временем.

На рубеже 16-17-го вв.

Россия переживала политический и социально-экономический кризис. Ливонская война и татарское нашествие , а также опричнина Ивана Грозного способствовали усилению кризиса и росту недовольства в обществе. Это и послужило причиной начала Смутного времени в России.

Первый период Смуты

Первый этап Смуты характеризуется борьбой за престол. После смерти Ивана Грозного к власти пришел его сын Федор, но он оказался неспособен править.

Фактически страной управлял брат жены царя — Борис Годунов . В конечном счете его политика вызвала недовольство народных масс.

Смута началась с появлением в Польше Лжедмитрия 1-го (в действительности — Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного.

Он переманил на свою сторону значительную часть русского населения. В 1605 г. Лжедмитрия 1-го поддержали воеводы, а затем и Москва. И уже в июне он стал законным царем. Однако он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, а также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17 мая 1606 г. Лжедмитрий 1-й был убит, на престол вступил В.И.

Шуйский с условием ограничения власти. Таким образом, первый этап Смуты был отмечен правлением Лжедмитрия 1-го (1605-1606).

Второй период Смуты

поднялось восстание , предводителем которого стал И.И. Болотников. В ряды ополчившихся входили люди из разных слоев общества: крестьяне, холопы, мелкие и средние феодалы, служилые, казаки и посадские люди. В битве под Москвой они потерпели поражение. В итоге Болотников был казнен.

Недовольство властью продолжалось. И вскоре появляется Лжедмитрий 2-й .

В январе 1608 г. его войско направилось к Москве. К июню Лжедмитрий 2-й вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался. В России образовалось две столицы: бояре, купцы, чиновники работали на два фронта, иногда даже получали жалование от обоих царей. Шуйский заключил договор со Швецией, и Речь Посполитая начала захватнические военные действия.

Лжедмитрий 2-й бежал в Калугу.

Шуйский был пострижен в монахи и отправлен в Чудов монастырь. В России наступило междуцарствие — Семибоярщина (совет из семи бояр).

Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами, и 17 августа 1610 г. Москва присягнула польскому королю Владиславу. В конце 1610 г. был убит Лжедмитрий 2-й, но борьба за престол на этом не окончилась.

Итак, второй этап Смуты был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606-1607), царствованием Василия Шуйского (1606-1610), появлением Лжедмитрия 2-го, а также Семибоярщиной (1610).

Третий период Смуты

Третий этап Смуты характеризуется борьбой с иноземными захватчиками.

После смерти Лжедмитрия 2-го русские объединились против поляков. Война приобрела национальный характер. В августе 1612 г. ополчение К. Минина и Д. Пожарского дошло до Москвы. И уже 26 октября польский гарнизон сдался. Москва была освобождена. Смутное время окончилось.

Земский собор назначил царем Михаила Романова .

Итоги Смуты

Итоги Смутного времени были удручающими: страна находилась в ужасном положении, казна разорена, торговля и ремесла в упадке. Последствия Смуты для России выразились в ее отсталости по сравнению с европейскими странами.

На восстановление хозяйства ушли десятки лет.

Вопрос 17. россия после смуты первые романовы на престоле.

Культура России в 16 веке: основные направления

Правление Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.
Царь Михаил Федорович Романов
Михаил Романов стал первым правителей из рода Романовых и основателем новой династии. Он был избран в 1613 году на Земском соборе.

Именно Михаил Романов оказался ближайшим родственником прежним русским правителям. В тот период на престол России претендовали, так же, польский королевич Владислав и принц Швеции Карл-Филип.

Мать Михаила и сам будущий правитель находились после освобождения Мининым и Пожарским Москвы пребывали в Ипатьевском монастыре. После воцарения сына отец, под именем Филарет стал патриархом.

Фактически страной правил именно он вплоть до 1633 года.
Поляки стремились помешать избранию нового царя. Находящегося в монастыре Михаила пытались убить, отправив для этого целый отряд. Но, все поляки погибли в пути, благодаря подвигу, совершенному Иваном Сусаниным.
С началом правления Михаила Романова постепенно стала налаживаться хозяйственная жизнь страны.

В 1617 году удалось заключить мирный договор со Швецией, по которому была возвращена России территория Новгородской области. В следующем 618 году, после подписания договора с Польшей из России были отозваны и польские войска. Россия теряет Черниговскую, Смоленскую и Северскую земли. Однако королевич Владислав называет себя русским царем, не признавая прав на престол Михаила.
Примерно в тот же период, для защиты от провоцируемых Турцией набегов татар, появился целый ряд засечных черт на Юге России.

Казаки активно участвовали в борьбе с набегами на приграничные земли. С Персией же, напротив, установились вполне дружеские отношения. За счет земель Сибири заметно увеличилась территория страны.
В период правления царя Михаила Федоровича Романова заметно усилилось налогообложение посадских людей.

Это время ознаменовалось и попыткой создания регулярной армии. Причем офицерами в формируемых полках становились иностранцы. К концу царствования Михаила появились первый полки драгун, используемые для охраны границы. Биография Михаила Федоровича Романова, основателя великой династии, завершилась в 1645 году. Бремя власти перешло к его сыну Алексею.



Похожие статьи