Наука как процесс получения нового знания. Наука – совокупность знаний о фактах и законах, приведенных в систему

Человека, заключающийся в сборе данных об окружающем мире, затем в их систематизации и анализе и, на основании вышеперечисленного, синтезе новых знаний. Также в сфере науки находится выдвижение гипотез и теорий, а также их дальнейшее подтверждение или опровержение с помощью экспериментов.

Наука появилась тогда, когда появилась письменность. Когда пять тысяч лет назад какой-нибудь древний шумер выбил на камне пиктограммы, где запечатлел, как его вождь напал на племя древних евреев, и сколько коров он увел, - зародилась история.

Потом он выбивал все больше полезных фактов о домашнем скоте, о звездах и луне, об устройстве телеги и шалаша; и появлялись новорожденные биология, астрономия, физика и архитектура, медицина и математика.

В современном виде науки стали различать после XVII века. До этого, как только их не называли - ремесло, писание, бытие, житие и прочие околонаучные термины. Да и сами науки больше представляли из себя разные виды техник и технологий. Главным двигателем развития науки являются научные и промышленные революции . Например, изобретение парового двигателя дало мощный толчок развитию наук в XVIII веке и вызвал первую научно-техническую революцию .

Классификация наук.

Попыток классифицировать науки было множество. Аристотель если не первым, то одним из первых, разделил науки на теоретические знания, практические знания и творческие. Современная классификация наук также делит их на три вида:

  1. Естественные науки , то есть науки о природных явлениях, объектах и процессах (биология, география, астрономия, физика, химия, математика, геология и т.д.). По большей части естественные науки отвечают за накопление опыта и знаний о природе и человеке. Ученых, занимавшихся сбором первичных данных, называли естествоиспытателями .
  2. Технические науки - науки, ответственные за развитие техники и технологий, а также за применение на практике знаний, накопленных естественными науками (агрономия, информатика, архитектура, механика, электротехника).
  3. Общественные и гуманитарные науки - науки о человеке, обществе (психология, филология, социология, политология, история, культурология, лингвистика, а также обществознание и др.).

Функции науки.

Исследователи выделяют четыре социальных функции науки :

  1. Познавательная . Заключается в познании мира, его законов и явлений.
  2. Образовательная . Заключается не только в обучении , но и в социальной мотивации, выработке ценностей.
  3. Культурная . Наука является общественным достоянием и ключевым элементом человеческой культуры .
  4. Практическая . Функция производства материальных и социальных благ, а также применения знаний на практике.

Говоря о науке, стоит еще упомянуть такой термин как «псевдонаука» (или «лженаука»).

Псевдонаука - это вид деятельности, изображающий научную деятельность, но ею не являющийся. Псевдонаука может возникнуть как:

  • борьба с официальной наукой (уфология);
  • заблуждения из-за недостатка научных знаний (графология, например. И да: это все-таки не наука!);
  • элемент творчества (юмор). (См. передачу Discovery «Мозголомы»).

Существует много определений, каждое их которых отражает те или иные аспекты такого сложного понятия как наука. Приведем несколько определений.

Наука - это форма человеческих знаний, составная часть духовной культуры общества.

Наука - это система понятий о явлениях и законах действительности.

Наука - это система всех проверенных практикой знаний, которые являются общим продуктом развития общества.

Наука - это итоговый опыт человечества в концентрированном виде, элементы духовной культуры всего человечества, многих исторических эпох и классов а также способ предвидения и активного осмысления с помощью теоретического анализа явлений объективной реальности для последующего использования полученных результатов в практике.

Наука - это особая сфера целенаправленной человеческой деятельности, которая включает ученых с их знаниями и способностями, научные учреждения и имеет своей задачей исследование (на основе определенных методов познания) объективных законов развития природы, общества и мышления для предвидения и преобразования действительности в интересах общества [Бургин и др. ].

Каждое из приведенных определений отражает тот или иной аспект понятия «наука», некоторые высказывания дублируются.

В основание последующего анализа положим тот факт, что наука является специфической человеческой деятельностью [Философия и методология науки ].

Рассмотрим, в чем состоит особенность этой деятельности. Любая деятельность:

Имеет цель;

Конечный продукт, методы и средства его получения;

Направлена на некоторые объекты, выявляя в них свой предмет;

Представляет собой деятельность субъектов, которые, решая свои задачи, вступают в определенные социальные отношения и образуют различные формы социальных институтов.

По всем этим параметрам наука существенно отличается от других сфер человеческой деятельности. Рассмотрим каждый из параметров в отдельности.

Главной, определяющей целью научной деятельности является получение знаний о реальности. Знания приобретаются человеком во всех формах его деятельности - и в обыденной жизни, и в политике, и в экономике, и в искусстве, и в инженерном деле. Но в этих сферах человеческой деятельности получение знания не является главной целью.

Например, искусство предназначено для создания эстетических ценностей. В искусстве на первом плане стоит отношение художника к реальности, а не отражение ее самой. Подобным образом обстоит дело и в инженерной деятельности. Ее продуктом являются проект, разработка новой технологии, изобретение. Конечно, инженерные разработки опираются на науку. Но в любом случае продукт инженерных разработок оценивается с точки зрения его практической пользы, оптимальности использования ресурсов, расширения возможностей преобразования действительности, а не по количеству приобретенных знаний.

Из приведенных примеров видно, что наука отличается от всех других видов деятельности своей целью .

Знания бывают научные и ненаучные. Рассмотрим подробнее отличительные черты именно научного знания .

Наука Современная наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, включающая в себя все условия и моменты этого производства: учёных с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы; понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве предпосылки, или средства, или результата научных исследований. Эти результаты могут выступать как Наука не ограничивается естествознанием или точными науками. Она рассматривается как целостная система знаний, включающая исторически подвижное соотношение частей, природоведение и обществоведение, философия и естествознание, метод и теорию, теоретические и прикладные исследования. Наука В условиях НТР Главное назначение научной деятельности Наука – это: 1. Одна из форм общественного сознания. 2. 3. 4. Функции науки Научное познание:



Способы конструирования научной новизны.

Научная новизна - это критерий научного исследования, определяющий степень преобразования, дополнения, конкретизации научных данных.Конструирование научной новизны - основополагающий момент любого научного поиска, определяющий весь процесс научного творчества учёного.Элементы новизны в научных исследованиях по социологии:

Новые или усовершенствованные критерии оценки исследуемых социальных процессов, основанные на индикаторах, полученных эмпирическим путём;

Впервые поставленные и решенные практически социальные проблемы;

Новые зарубежные или отечественные концепции, впервые привлекаемые для решения теоретических задач;

Впервые введённые в научный оборот отечественной социологии термины и понятия;

Академизм как стиль научного общения.

Академизм - стиль общения, который включает:

Особый научный язык, лишенный эмоциональности и фривольных оборотов;

Сдержанный и конструктивный характер критики и дискуссии;



Уважение к другим членам научного сообщества.

Академизм предполагает умение:

Сомневаться в устоявшихся истинах;

Отстаивать собственные взгляды;

Бороться с научными стереотипами.

Тактика научной полемики.

Под научной дискуссией понимают особый метод познания, суть которого состоит в обсуждении и развитии противоположных идей с целью выявить истину или добиться общего согласия. Научный спор возникает тогда, когда проявляется существенное расхождение во взглядах собеседников, при этом каждый из них стремится отстоять собственное мнение. Логический аспект спора - доказательство или опровержение. Механизм спора - один человек выдвигает некоторый тезис и пытается обосновать его истинность, другой нападает на этот тезис и пытается его опровергнуть истинность. Научный спор - рационален. Он имеет место если: 1) существует предмет спора; 2) имеется реальная противоположность точек зрения сторон относительно предмета спора; 3) представлена общая основа спора (принципы, положения, которые признаются, разделяются обеими сторонами); 4) присутствует какое-то знание о предмете спора; 5) предполагается уважение к собеседнику. Правила спора для «говорящих»: - доброжелательное отношение к собеседнику; - вежливость по отношению к слушателю;- скромность в самооценках, ненавязчивость;- следование логике развертывания текста;- краткость высказывания;- умелое использование вспомогательных средств. Правила спора для «слушающих»: - умение выслушивать;- терпеливое и доброжелательное отношение к говорящему;- предоставление говорящему возможности проявить себя; - подчеркивание интереса к говорящему.

Наука как процесс получения нового знания.

Наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказание на будущее и соответствующие научные рекомендации. Наука-основа становления индустриального общества. Наука отошла от обыденного знания но не может существовать без него. Наука находит в повседневном познании материал для дальнейшей обработки, без которого она не может обойтись. Современная наука Наука -необходимое следствие общественного разделения труда, она возникает за отделением умственного труда от физического. В условиях НТР происходит новая коренная перестройка науки как системы. Чтобы наука могла удовлетворять потребностям совр производства, она превращается в соц институт, для того, чтобы научн знания стали достоянием большой армии специалистов, организаторов, инженеров и рабочих. Если прежде наука развивалась как отдельная часть социального целого, то теперь она начинает пронизывать все сферы жизни. Главное назначение научной деятельности - получение знаний о реальности. Человечество накапливает их уже давно. Однако большая часть современного знания получена всего лишь за два последних столетия. Такая неравномерность обусловлена тем” что именно в этот период в науке были раскрыты её многочисленные возможности. Наука – это: 1. Одна из форм общественного сознания. 2. Обозначение для отдельных отраслей знания. 3. Социальный институт, который: - интегрирует и координирует познавательную деятельность множества людей; - упорядочивает социальные отношения в научной сфере общественной жизни. 4. Особый вид познавательной активности человека, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Функции науки в обществе: - описание, - объяснение, - предсказание процессов и явлений окружающего мира, на основе открываемых ею законов. Научное познание: - предметный, объективный и систематизированный способ рассмотрения мира; - выходит за рамки «непосредственной практики и опыта». Истинность знаний на уровне научного познания проверяется с помощью особых логических процедур получения и обоснования знания, методов его доказательства и опровержения.

Наука как система знаний

1.1 Понятие науки

Наука - это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате специальной деятельности людей

Науку можно рассматривать в различных измерениях:

1) как специфическую форму общественного сознания, основу которой составляет система знаний;

2) как процесс познания закономерностей объективного мира;

3) как определенный вид общественного разделения труда;

4) как один из важных факторов общественного развития и как процесс производства знаний и их использование.

Наука в целом разделяется на отдельные науки, соответствующие отраслям знаний. Они объединяются в группы: естественные (физика, химия, биология), общественные и технические (строительство и металлургия). Такая классификация сложилась исторически и является условной. Существуют науки, которые нельзя отнести только к одной группе. Например , география относится одновременно к естественным и общественным наукам, экология – к естественным и техническим, техническая эстетика – к общественным и техническим.

Не всякое знание можно рассматривать как научное. Нельзя признать научными те знания, которые получает человек лишь на основе простого наблюдения. Эти знания играют в жизни людей важную роль, но они не раскрывают сущности явлений, взаимосвязи между ними, которая позволила бы объяснить, почему данное явление протекает так или иначе, и предсказать дальнейшее его развитие. Правильность научного знания определяется не только логикой, но, прежде всего, обязательной проверкой его на практике. Научные знания принципиально отличаются от слепой веры, от беспрекословного признания истинным того или иного положения, без какого-либо логического его обоснования и практической проверки. Раскрывая закономерные связи действительности, наука выражает их в абстрактных понятиях и схемах, строго соответствующих этой действительности.

Основным признаком и главной функцией науки является познание объективного мира. Наука создана для непосредственного выявления существенных сторон всех явлений природы, общества и мышления.

Цель науки - познание законов развития природы и общества и воздействие на природу на основе использования знаний для получения полезных обществу результатов. Пока соответствующие законы не открыты, человек может лишь описывать явления, собирать, систематизировать факты, но он ничего не может объяснить и предсказать.

Развитие науки идет от сбора факторов, их изучения и систематизации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к связанной, логически стройной системе научных знаний, которая позволяет объяснить уже известные факты и предсказать новые. Путь познания определяется от живого созерцания к абстрактному мышлению и от последнего к практике.

Процесс познания включает накопление фактов. Без систематизации и обобщения, без логического осмысления фактов не может существовать ни одна наука. Но хотя факты - это воздух ученого, сами по себе они еще не наука. Факты становятся составной частью научных знаний, когда они выступают в систематизированном, обобщенном виде.

Факты систематизируют и обобщают с помощью простейших абстракций - понятий (определений), являющихся важными структурными элементами науки. Наиболее широкие понятия называют категориями. Это самые общие абстракции. К категориям относятся философские понятия о форме и содержании явлений, в теоретической экономии - это товар, стоимость и т. д.

Важная форма знаний - принципы (постулаты), аксиомы . Под принципом понимают исходные положения какой-либо отрасли науки. Они являются начальной формой систематизации знаний (аксиомы евклидовой геометрии, постулат Бора в квантовой механике и т. д.).

Важнейшим составным звеном в системе научных знаний являются научные законы, отражающие наиболее существенные, устойчивые, повторяющиеся объективные внутренние связи в природе, обществе и мышлении. Обычно законы выступают в форме определенного соотношения понятий, категорий.

Наиболее высокой формой обобщения и систематизации знаний является теория. Под теорией понимают учение об обобщенном опыте (практике), формулирующее научные принципы и методы, которые позволяют обобщить и познать существующие процессы и явления, проанализировать действие на них разных факторов и предложить рекомендации по использованию их в практической деятельности людей.

Наука включает в себя также методы исследования . Под методом понимают способ теоретического исследования или практического осуществления какого-либо явления или процесса. Метод - это инструмент для решения главной задачи науки - открытия объективных законов действительности. Метод определяет необходимость и место применения индукции и дедукции, анализа и синтеза, сравнения теоретических и экспериментальных исследований.

Любая научная теория, объясняя характер тех или иных процессов действительности, всегда связана с определенным частным методом исследования. Опираясь на общие и частные методы исследования, ученый получает ответ на то, с чего надо начинать исследования, как относиться к фактам, как обобщать, каким путем идти к выводам.

Подробное решение параграф § 11 по обществознанию рабочая тетрадь для учащихся 8 класса, авторов Котова О.А., Лискова Т.Е.

1. Какие три значения подразумевают в настоящее время под словом «наука»? Выпиши их.

Наука - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности: разделение и кооперацию научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы; понятийный и категориальный аппарат; систему научной информации; всю сумму накопленных ранее научных знаний.

Наука - как процесс познания, исследования материи и явлений. Наука - как общественный институт, включающий армию учёных и исследовательских комплексов.

Наука - как извлекаемые из событий уроки.

2. Что свойственно научному знанию?

1) объективность

2) рационалистическая обоснованность

3) упорядочение

4) проверяемость

3. Заполни пробелы в схеме, выполни задания и ответь на вопросы. Что означает понятие система?

Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

1. естествознание пример: новости науки.

2. технознание, пример: математическое и компьютерное моделирование

3. обществознание, пример социология, история и т.д.

4. человековедение, пример: биология.

Естествознание - совокупность знаний о природных объектах, явлениях и процессах. Естествознание возникло до образования отдельных естественных наук. Оно активно развивалось в XVII-XIX веках. Учёных, занимавшихся естествознанием или накоплением первичных знаний о природе, называли естествоиспытателями.

Обществознание - комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни.

Антропология - совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. Антропология исследует физические различия между людьми, исторически сложившиеся в ходе их развития в различной естественно-географической среде.

Объясни, почему научное знание является системой.

Одним из важных отличительных качеств научного знания является его систематизированность. Она является одним из критериев научности.

Но знание может быть систематизированным не только в науке. Кулинарная книга, телефонный справочник, дорожный атлас и т. д. и т. п. - везде знание классифицируется и систематизируется. Научная же систематизация специфична. Для нее свойственно стремление к полноте, непротиворечивости, четким основаниям систематизации. Научное знание как система имеет определенную структуру, элементами которой являются факты, законы, теории, картины мира. Отдельные научные дисциплины взаимосвязаны и взаимозависимы.

Стремление к обоснованности, доказательности знания является важным критерием научности.

Обоснование знания, приведение его в единую систему всегда было характерным для науки. Со стремлением к доказательности знания иногда связывают само возникновение науки. Применяются разные способы обоснования научного знания. Для обоснования эмпирического знания применяются многократные проверки, обращение к статистическим данным и т. п. При обосновании теоретических концепций проверяется их непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описывать и предсказывать явления.

В науке ценятся оригинальные, "сумасшедшие" идеи. Но ориентация на новации сочетается в ней со стремлением элиминировать из результатов научной деятельности все субъективное, связанное со спецификой самого ученого. В этом - одно из отличий науки от искусства. Если бы художник не создал своего творения, то его бы просто не было. Но если бы ученый, пусть даже великий, не создал теорию, то она все равно была бы создана, потому что представляет собой необходимый этап развития науки, является интерсубъективной.

Научное знание - система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития.

4. Какую роль в развитии науки играют средства массовой информации?

Средства массовой информации популяризируют развитие науки, размещая ту или иную информацию не носящую, каких-либо сведений, носящих секретный характер. Следует помнить, что средства массой информации рассчитаны на обывателя, и доносят информации в упрощенном, доступном виде и не более того. Причина получение финансирования и различных грантов для дальнейших исследований.

В прошлом существовало огромное количество научно-популярных журналов, редкая газета обходилась без статьи на научные темы. Передачи о науке пользовались огромной популярность на телевидении и радио. Ученые были желанными гостями любой книги, главными положительными героями. такое отношение способствовало созданию романтического ореола вокруг науки и пробуждало в молодых людях стремление стать настоящими учеными, открывать новые тайны природы.

Сейчас научные журналы выпускаются небольшими тиражами, на телевидении науке отведены специальные каналы, далеко не самые популярные у зрителей, в интернете говорят только о псевдосенсациях, которые часто оказываются уткой.

Назови несколько современных научно-популярных журналов.

Научно-популярный журнал «Вокруг Света»; Научный журнал «Популярная механика»; Научно-популярный журнал «Дискавери»; «National Geographic».

Какие научно-популярные телеканалы, телепередачи тебе известны?

ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ: Что? Где? Когда?; Самый Умный; Разрушители легенд; Мозговой штурм

ТЕЛЕКАНАЛЫ: Моя Планета; Наука 2.0; История; Viasat History; Viasat Explorer; Discovery Channel; National Geographic.

5. Прочитай текст и выполни задания.

С 1991 г. в Америке вручается Ig Nobel Prize, чаще всего переводимая на русский язык как «Антинобелевская премия» или «Шнобелевская премия». В большинстве случаев эти награды привлекают внимание к научным работам, содержащим элементы смешного. Например, удостоились награды вывод о том, что чёрные дыры по своим параметрам подходят для расположения ада, работа о том, будет ли инфицирована еда, упавшая на пол и пролежавшая там менее пяти секунд.

Каждый год настоящие нобелевские лауреаты - в бутафорских очках, с накладными носами, в фесках и подобного рода атрибутах - приходят, чтобы вручить лауреатам Ig Nobel их награды. Время выступления лауреатов ограничено 60 секундами. Тех, кто говорит дольше, останавливает девочка, которая восклицает: «Пожалуйста, прекратите, мне скучно!» Шнобелевским лауреатам вручают премию, которая может быть выполнена, например, в виде медали из фольги или в виде клацающих челюстей на подставке, а также сертификат, удостоверяющий получение премии и подписанный тремя лауреатами Нобелевской премии.

Церемония традиционно заканчивается словами: «Если вы не выиграли эту премию - а особенно если выиграли - желаем удачи в следующем году!»

(По материалам интернет-энциклопедии)

1) Каков, по-твоему, истинный смысл данной премии?

Шнобелевские премии - пародия на престижную международную награду - Нобелевскую премию. Десять Шнобелевских премий вручаются в начале октября, то есть в то время, когда называются лауреаты настоящей Нобелевской премии, - «за достижения, которые заставляют сначала засмеяться, а потом - задуматься».

И тем не менее никто не пытается сказать, что исследования, представленные Шнобелевской премией, не имеют смысла или ценности. Организаторы не пытаются сказать: «Поглядите, какие чудаки», они говорят: «Даже самые странные или приземлённые исследования важны для науки». Скажем, в 2006 году приз получило такое исследование: группа учёных установила, что малярийных комаров Anopheles gambiae одинаково привлекает запах человеческих ног и Лимбургского сыра. Благодаря этому исследованию создали специальные ловушки, которые помогли бороться с эпидемией малярии в Африке.

Во-первых, люди привыкли смотреть на науку поверхностно - и требовать от неё простых и понятных результатов. Если что-то выглядит серьёзно и приносит видимую пользу или смысл, то к этому относятся с уважением: скажем, Большой адронный коллайдер, в работе которого достаточно трудно разобраться, кажется чем-то весомым - ведь с его помощью физики разбираются в устройстве мира. Левитация же лягушки с помощью магнитов - это ерунда. Какая тут может быть польза? Научный процесс - многослойный и сложный, и даже дурацкие на первый взгляд исследования могут оказаться важными. Более того, наука не обязана приносить практическую пользу.

Во-вторых, авторы Шнобелевской премии напоминают, что тривиальные исследования могут привести к прорывам в человеческом понимании мира. Даже к куриным яйцам стоит относиться внимательно. Например, математик Блез Паскаль в XVII веке разработал теорию вероятностей, занимаясь крайне обыденным делом: он пытался спрогнозировать вероятность выигрыша в азартной игре в кости. Физик Ричард Фейнман наблюдал в университетской столовой за тем, как вращается тарелка, - и в итоге стал изучать вращение электрона и получил в 1965 году Нобелевскую премию по физике. В природе нет ничего банального или нелепого, и любое исследование может оказаться ценным - даже если вы просто прикрепите курице хвост динозавра.

2) Предположи, почему в присуждении премии принимают участие серьёзные учёные, нобелевские лауреаты.

Учёные, получающие Шнобелевскую премию, вполне уважаемы в научном сообществе. Есть несколько примеров, когда учёный получал и Нобелевскую премию, и Шнобелевскую. Например, Андрей Гейм: в 2010 году он получил Нобелевскую за эксперименты с графеном, а в 2000-м - Шнобелевскую за то, что заставил лягушку парить в воздухе при помощи магнитов. Одни и те же учёные получали одновременно Нобелевскую и Шнобелевскую премии три раза.

Организаторы Шнобелевской премии поднимают важный вопрос: «Как решить, что важно, а что нет, что заслуживает внимания, а что нет - в науке и во всём остальном?» На самом деле они показывают несколько важных вещей в наших отношениях с наукой.

6. Объясни смысл высказываний.

1) «Наука - это систематическое расширение области человеческого незнания» (Р. Гутовский, современный польский писатель).

Чем больше человек узнает, тем меньше он знает. Представь себе, что только что открыли явление фотосинтеза; мы уже вроде знаем, что он есть, но как все происходит - не знаем.

2) «Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться нашим знанием как следует» (В. О. Ключевский (1841 - 1911), русский историк).

Знание - это просто обладание информацией. А наука - это умение этой информацией пользоваться (как инструментом) в определенных целях.

Знать - значит иметь знания; наука - умение им пользоваться. Люди всегда знали, что у них есть внутренние органы, но только биология, как наука, дает понятие, что это, как оно работает и как это лечить.

7. В чём сущность проблемы социальной ответственности учёных?

На ученых возлагается большая ответственность в развитии новой техники, техники будущего. Общество развивается благодаря им.

Ученые могут не знать, каковы будут практические последствия того или иного открытия, но они слишком хорошо знают, что “знание - сила”, и притом не всегда добрая, а потому должны стремиться к тому, чтобы предвидеть, что принесет человечеству и обществу то или иное открытие.

В отличие от профессиональной, социальная ответственность ученых реализуется во взаимоотношениях науки и общества. Поэтому ее можно характеризовать как внешнюю (иногда говорят - социальную) этику науки.

При этом следует иметь в виду, что в реальной жизни ученых проблемы внутренней и внешней этики науки, профессиональной и социальной ответственности ученых бывают тесно переплетены между собой.

Известно, что фундаментальные научные открытия непредсказуемы, а спектр их потенциальных приложений бывает чрезвычайно широким. Уже в силу одного этого мы не вправе говорить о том, что этические проблемы являются достоянием лишь некоторых областей науки, что их возникновение есть нечто исключительное и преходящее, нечто внешнее и случайное для развития науки.

Вместе с тем было бы неверно видеть в них и следствие изначальной, но обнаруживающейся только теперь «греховности» науки по отношению к человечеству.

То, что они становятся неотъемлемой и весьма заметной стороной современной научной деятельности, является, помимо всего прочего, одним из свидетельств развития самой науки как социального института, ее все более возрастающей и все более многогранной роли в жизни общества.

Ценностные и этические основания всегда были необходимы для научной деятельности. Однако, пока результаты этой деятельности лишь спорадически оказывали влияние на жизнь общества можно было удовольствоваться представлением о том, что знание вообще есть благо, и поэтому сами по себе занятия наукой, имеющие целью приращение знаний, представляют собой этически оправданный вид деятельности.



Похожие статьи