Что такое штатные единицы в образовательном учреждении. Кто должен присутствовать в штатном расписании школы

Штатное расписание является документом, отражающим структуру и штат учреждения. В нем содержатся сведения о структурных подразделениях, должностных окладах и персональных надбавках, общей численности и месячном фонде заработной платы учреждения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Формирование индивидуального штатного расписания образовательного комплекса. Работу выполнила Богомолова Анна Степановна группа 12/472зД Москва 2015г.

Штатное расписание является документом, отражающим структуру и штат учреждения. В нем содержатся сведения о структурных подразделениях, должностных окладах и персональных надбавках, общей численности и месячном фонде заработной платы учреждения. Форма штатного расписания утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". Пунктом 2 постановления установлено, что форма N Т-3 применяется организациями, осуществляющими деятельность на территории РФ, независимо от формы собственности. Как правило, штатное расписание оформляется при создании организации, в дальнейшем в него вносятся изменения.

Состав и численность работников зависят от вида образовательного учреждения, числа классов, численности обучающихся, реализуемых общеобразовательных программ, наличия структурных подразделений. При установлении наименований должностей следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами: Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н; (ред. от 31.05.2011) Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367 (в редакции от 18 июля 2007 г.); С изменениями и дополнениями от: (1/96 , 2/99, 3/2002, 4/2003, 5/2004, 6/2007, 7/2012) Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37 (в редакции от 29 апреля 2008 г.); (действующая редакция от 12.02.2014)

Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 (в редакции от 20 декабря 2003 г.). При разработке штатного расписания рекомендуется указывать наименования должностей в соответствии с указанными классификаторами, особенно если работник занимает должность, для которой нормативными правовыми актами предусмотрены гарантии и компенсации. При изменении наименования должности следует помнить, что если должность предполагает досрочное назначение пенсии, ее наименование должно соответствовать Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости согласно статье 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 . (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449)

После одобрения руководителем учреждения проекта штатного расписания издается приказ о его утверждении за подписью руководителя. Штатное расписание подписывается руководителем кадровой службы (при его наличии) и главным бухгалтером. Руководитель учреждения также проставляет подпись на форме штатного расписания в верхнем правом углу рядом с графой "Утверждено" и ставит печать учреждения. В форму N Т-3 допускается вносить дополнительные графы (например, когда необходимо дополнить графу "Надбавки"), однако существующие графы удалять нельзя. В пределах выделенных бюджетных ассигнований образовательные учреждения самостоятельны в определении соответствующего количества ставок.

Штатное расписание утверждается локальным актом ДОУ – приказом руководителя об утверждении штатного расписания. Изменения в штатное расписание вносятся также локальным актом по мере необходимости: в связи с ликвидацией или созданием структурных подразделений в ДОУ; исключением из штатного расписания или внесением в него тех или иных должностей; переименованием должностей; изменением размеров окладов (ставок), надбавок, доплат, коэффициентов и т. д. За формирование штатного расписания и своевременное внесение в него изменений ответственность несет руководитель ДОУ.

Заполнение унифицированной формы штатного расписания Ее заполнение следует начинать с наименования ДОУ, которое необходимо указывать в точном соответствии с тем наименованием, которое значится в учредительных документах. В графах 1 и 2 указываются наименования структурных подразделений, а также их коды. Графа 3 "Должность (специальность, профессия), разряд, класс (категория) квалификации" заполняется в строгом соответствии с наименованиями должностей (профессий), работников, предусмотренных в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, а также Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, утверждаемых в порядке, установленном Правительством РФ. Такая необходимость вызвана тем, что с выполнением работ по определенным должностям, профессиям и специальностям связано предоставление работникам преимуществ, компенсаций и льгот либо наличие ограничений. В частности, от наименования должностей педагогических работников зависит продолжительность ежегодного удлиненного оплачиваемого отпуска, право на досрочную трудовую пенсию, продолжительность рабочего времени и т. д.

При установлении штатного расписания необходимо обращать внимание на то, что отдельные наименования должностей работников согласно квалификационным характеристикам могут предусматриваться только в определенных типах образовательных учреждений. К примеру, должность руководителя физического воспитания может устанавливаться только в образовательных учреждениях (подразделениях) начального и/или среднего профессионального образования и не должна предусматриваться в ДОУ, что во многих случаях встречается в штатных расписаниях этих учреждений. Для осуществления физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками в ДОУ, в т. ч. по обучению их плаванию в бассейнах, могут предусматриваться должности инструкторов по физкультуре.

Графа 4 называется "Количество штатных единиц". При ее заполнении количество штатных единиц по тем должностям (профессиям), по которым предусматривается содержание неполной штатной единицы с учетом особенностей работы по совместительству, указывается в соответствующих долях, например: 0,25; 0,5; 0,75. Здесь же можно указать вакантные должности, поскольку принимать новых работников в дошкольное учреждение можно только на имеющиеся в штатном расписании должности, которые никем не заняты. В графе 5 "Тарифная ставка (оклад) и пр." указываются оклады (должностные оклады), ставки заработной платы (тарифные ставки) по должностям (профессиям), являющиеся фиксированными размерами оплаты труда работников за исполнение ими должностных обязанностей определенной сложности за календарный месяц либо за определенную норму часов педагогической работы за ставку заработной платы без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

В графах 6–8 (9) указываются стимулирующие и компенсационные выплаты (надбавки, доплаты) к окладам (ставкам), установленные законодательством (например, "северные" надбавки, надбавки за ученую степень и пр.), а также введенные по усмотрению учреждения (например, связанные с режимом или условиями труда). В случае если работодатель не имеет возможности заполнить данные графы в рублях, например, в связи с тем, что надбавки установлены работнику в процентах или коэффициентах, то в соответствующих графах допускается указание выплат в процентах или коэффициентах. При этом проценты или коэффициенты, с помощью которых образуется новый размер оклада (ставки), в данной графе не указывается, поскольку с учетом таких процентов или коэффициентов размеры окладов (ставок) указываются в графе 5.

Если размер процентов и коэффициентов изменяется, то в соответствующих графах могут быть проставлены прочерки, а в графе 10 сделана ссылка на документ, который регулирует порядок их установления (изменения). К примеру, учитывая, что процентная надбавка работникам учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, зависит от продолжительности "северного" стажа, в графе 10 следует сделать ссылку на соответствующий нормативный правовой акт, которым регулируется установление процентных надбавок к заработной плате работников учреждений таких регионов. В унифицированной форме штатного расписания не могут отражаться премии и иные стимулирующие выплаты, имеющие переменный характер, определение которых осуществляется по результатам работы.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Оптимальное штатное расписание нынешней школе необходимо, так как основополагающая часть работы школы - эффективная организация учебного процесса. Главная задача школы - доступное и качественное образование для каждого ребенка. Это то, ради чего мы работаем. Новые федеральные государственные стандарты дают нам широкий спектр возможностей при распределении количества часов на изучение иностранных языков, разнообразных предметов, на формирование вариативной и инвариантной части учебного плана. Одна из первостепенных задач нашего образовательного комплекса - это поиск оптимальной модели организации учебного процесса. Наша школа проходит этап становления, поэтому мы ищем те механизмы, которые помогут и сделают процесс максимально эффективным.
Первым шагом к достижению поставленной цели стало определение того, что с 1 сентября 2015 года должна была работать по модели «здание-ступень», когда в двух зданиях школы дети должны были обучаться с 1-го по 7-й класс, а в третьем здании - с 8-го по 11-й класс. Для чего нам была нужна такая модель, какую цель мы преследуем, когда организуем процесс именно таким образом? Мы создаем для ребенка здоровую, комфортную, безопасную среду, причем для каждой возрастной категории в отдельности. Мы обеспечиваем создание широкого спектра дополнительных образовательных услуг и внеурочной деятельности, которые соответствуют определенному возрасту. Мы обеспечиваем эффективную реализацию предпрофильных и профильных программ, в этом году мы начали работать с детьми в группах сменного состава. Все это механизмы, которые помогают нам давать детям качественное образование. Постепенно мы планируем переход к модели индивидуальных учебных планов, которые удовлетворят потребности каждого ребенка.
Еще одно направление совершенствования учебного процесса - изучение одночасовых предметов в течение одного полугодия, когда мы предмет, имеющий один час, не растягиваем на целую четверть и проводим по этому предмету промежуточную аттестацию. Таким образом, наши дети будут глубоко погружаться в изучаемый предмет, и это позволит рационально распределить нагрузку среди учителей. По такой модели мы организуем изучение биологии и географии в 5-6-х классах, информатики и обществознания в 7-8-х классах. Собственно, роль учителя при переходе на новый стандарт, основанный на системно-деятельностном подходе, особенно важна. Учитель становится организатором учебного процесса, у него это совершенно иная роль, акцент смещается на взаимодействие и сотрудничество учащихся между собой, что обеспечивает реализацию интерактивной модели обучения. Таким образом, учебная деятельность учащихся становится главным фактором эффективного урока. Для реализации этой модели нужен новый учитель. Мы внимательно проанализировали те ошибки, которые были допущены в течение прошлого учебного года, вскрыли слабые места, попытались сделать максимум того, чтобы нынешний учебный год стал для наших детей более успешным, привлекли к сотрудничеству учителей из первой сотни московского рейтинга, которые способны обеспечить и профильную подготовку, и помочь своим коллегам работать качественно и эффективно, стали взаимодействовать с проектом «Учитель для России» для привлечения в школу молодых, перспективных учителей - выпускников классических университетов, прошедших серьезную подготовку, нацеленных на результат. Мы уже разработали собственную модель учебного процесса, которая позволит каждому ученику нашей школы сделать шаг на пути своего качественного образования и личностного роста именно в этом году.
Конечно, все эти задачи заставляют нас внимательнее отнестись к штатному расписанию, сделать его тоже эффективным. Каждый руководитель образовательной организации перед началом нового учебного года занимается проектированием штатного расписания, которое сможет на протяжении всего года обеспечивать стабильную работу учреждения и реализацию Федерального государственного образовательного стандарта при выполнении требований к кадрам.
Основа любого проекта - это анализ исходной ситуации и определение приоритетных задач.

Анализ исходной ситуации и постановка задач
Мы изначально сформулировали для себя такие приоритетные задачи:
- оптимизация АУП с одновременным определением четких зон ответственности;
- абсолютный и относительный рост численности педагогического персонала (для обеспечения доступного качественного образования). Увеличение доли высокопрофессиональных результативных учителей, получающих высокую заработную плату.
Доля административно-управленческого персонала была уменьшена с 3 до 1%, к сентябрю мы планировали рост доли педагогического персонала, уменьшение учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала. Перераспределение нагрузки и четкое определение функциональных обязанностей позволили поднять ФОТ педагогического персонала, и к сентябрю 2015 года он составил 70% от общего ФОТ сотрудников.
Численность и заработная плата
За период с марта по июнь 2015 года нам удалось оптимизировать количество дублирующих должностей и уменьшить численность персонала с 323 до 281 человека. Высвободившиеся средства к сентябрю были разумным образом перераспределены между сотрудниками образовательной организации, что по нашим прогнозам позволило поднять среднюю ЗП педагогических работников до 72 тыс. руб.

Проектирование эффективного штатного расписания
Можно говорить о том, что для нашей ОО проектирование эффективного штатного расписания - это:
- сокращение численности административно-управленческого персонала и четкое определение зон ответственности;
- увеличение доли результативных высокооплачиваемых педагогов;
- оптимизация дублирующих должностей, так как распределенная ответственность не становится полноценной ответственностью;
- создание внутренней корпоративной информационной сети, которая позволяет сократить время и увеличить результативность работы всех служб образовательной организации;
- планируемый к январю 2016 года переход на аутсорсинг клининговых, бухгалтерских и прачечных услуг;
- мотивационное нематериальное стимулирование.
Помимо того что мы закладываем в штатном расписании, существуют и иные механизмы достижения поставленных целей, которые могут быть реализованы за счет мотивационного стимулирования успешных педагогов и назначения их учителями-наставниками, учителями-мастерами, что позволит профессионалам делать успехи, не только продвигаясь по карьерной лестнице вверх, но и выстраивая горизонтальную карьеру.
На сегодняшний день в школе работают два заместителя руководителя: по управлению ресурсами и по управлению качеством образования.
Следует обратить внимание на то, что в нашей школе за реализацию образовательных программ отвечает руководитель ОО через руководителей межпредметных кафедр, он же выполняет работу завуча-логистика. Еще один важный момент - это переход от вертикального управления процессами внутри образовательной организации к горизонтальному.
В каждом школьном СП наряду с руководителем были заведующие по начальной, средней и старшей школе, по хозяйственной части, руководители МО и прочие специалисты, чья ответственность была настолько размыта и не определена, что неизбежны были задвоения и затроения одного и того же функционала. Ответственных много, а спросить не с кого.
Мы же стремимся создать такую модель штатного расписания, которая позволит нам простроить горизонтальные связи в учреждении и четко определит персональную ответственность каждого сотрудника, обеспечивающего работы той или иной службы, кафедры, решение определенной задачи, а иногда и персонифицирует эту ответственность: один главный бухгалтер, специалист кадровой службы, специалист по охране труда.
Важно помнить, что достижение образовательных результатов лежит на плечах именно педагогического персонала, а остальные сотрудники лишь обеспечивают решение главной задачи.
Таким образом, можно говорить о том, что штатное расписание - это серьезный инструмент проектирования и прогнозирования образовательных результатов всей школы и каждого обучающегося.

Какими документами необходимо руководствоваться при составлении штатного расписания ДОУ?

— При составлении необходимо руководствоваться постановлением Минтруда № 88 1 , в котором утверждены нормативы по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений. Данное постановление может быть использовано как ориентир для составления . Одновременно можно использовать принятые в организации и перечни, а также иные документы 2 , определяющие данные показатели. Количество должностей определяется решением администрации организации.

Почему в нормативе нет должности педагога-психолога?

— В нормативе должностей нет. В нем перечислено, какие категории должны учитываться. Педагог-психолог в этом перечне есть. В ФГОС ДО есть такая категория и указан перечень психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы. Также это отражено в Законе об образовании. Штатного расписания ДОУ, установления должностей норматив не предусматривает. Штатное расписание ДОУ формирует само учреждение.

Кто производит оплату труда медицинского работника, находящегося в дошкольном учреждении?

— Медицинские работники финансируются учреждениями здравоохранения, это не относится к компетенции дошкольного учреждения. Детский сад платит только за использование помещения, в которых осуществляется медицинская деятельность внутри учреждения. Данная статья расходов финансируется за счёт учредителя, т. е. муниципалитета.

Система оплаты труда работников ДОУ

Что включено в базовую часть оплаты труда работника ДОУ?

— Фонд оплаты труда работника ДОУ делится на базовую и стимулирующую части. В базовую часть включено: должностной оклад с учётом повышающих коэффициентов за квалификацию, сложность и объем работы, за интенсивность труда, за книгоиздательскую продукцию, региональные надбавки.

К региональным надбавкам относится так называемый северный коэффициент. Он зависит от территориального расположения учреждения. Устанавливается данный коэффициент от 15 до 35 процентов.

Как устанавливается норматив штатной численности организации?

— Субъект Российской Федерации устанавливает нормативы финансирования, в которые включена оплата труда работников ДОУ. Численность персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (яслей, яслей-садов, детских садов), определяется по Нормативам, утвержденным Постановлением № 88 и должна быть обоснована.

За что производят стимулирующие выплаты, включенные в фонд оплаты труда работников ДОУ?

— Стимулирующие выплаты - это поощрение за качество предоставляемых услуг. Критериями оценки качества работы могут быть: низкая заболеваемость детей, отсутствие конфликтных ситуаций, показатели уровня развития детей и пр. Они устанавливаются для материального стимулирования работников в целях повышения результативности и качества выполнения работ, развития инициативы и творческой активности. Также в стимулирующие выплаты включены выплаты за квалификацию работника, педагогический стаж, государственные награды, почетные звания, молодым специалистам. Стимулирующие выплаты могут быть постоянными (стаж работы) и разовые.

Предполагается ли повышение оплаты труда работникам ДОУ, в частности, младшим воспитателям?

— Младшие воспитатели к педагогическому персоналу не относятся. Да, они финансируются за счёт бюджета, и данная категория персонала участвует в реализацию образовательной программы, в создании условий для присмотра и ухода за детьми. Но, специальных документов, которые бы сегодня у нас обязывали повышение зарплаты младшим воспитателям, нет. Есть только документ по отношению к педагогическим работникам.

На основании каких нормативных документов устанавливается оплата труда работников ДОУ?

— Оплата труда работников ДОУ определяются решениями Президента Российской Федерации, правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В отношении зарплаты педагогов дошкольных учреждений действуют не законы, а указы президента Российской Федерации, в которых говорится об обеспечении заработной платы работников дошкольных образовательных организаций на уровне средней по общему образованию.

Почему оплата труда работника ДОУ отличается от оплаты труда педагога, работающего в дошкольном учреждении при школе?

— Программы дошкольного образования относятся к общеобразовательным программам. Дошкольные образовательные организации не относятся к общеобразовательным учреждениям, они относятся к типу "дошкольные образовательные организации". Но сегодня во многих структурных подразделениях школы реализуются программы дошкольного образования. По осуществляющемуся в сфере образования мониторингу, около 15% тех, кто охвачен программами дошкольного образования, реализуются в едином комплексе общеобразовательных организаций. Для педагогических работников общеобразовательных организаций заработная плата не может быть ниже уровня средней заработной платы в субъекте Российской Федерации. Если дошкольная образовательная организация присоединена к общеобразовательной, то на неё распространяются более высокие обязательства и норматив рассчитывается в соответствии с этим совсем по-другому. И является он средним не общего образования, а средней по субъекту Федерации для педагогических работников.



Похожие статьи