Благодатный огонь - разоблачение. Разоблачение чуда благодатного огня

Благодатный огонь является неразрешимой и таинственной загадкой для ученых всего мира. Но только не для христиан! Мы знаем, что благодатный огонь - это пасхальный символ, который подает нам сам господь с неба! И схождение этого великого и прекрасного подарка от бога происходит с древних времен.

Благодатный огонь является в храме воскресения христова в Иерусалиме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении благодатного огня в канун воскресения христова встречаются у Григория нисского, Евсевия и Сильвии аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений.


Накануне в храме все свечи, лампады, паникадила гасят. Еще в начале XX в. тщательно наблюдалось за сим: турецкими властями производился строжайший обыск внутри часовни; по наветам католиков доходили даже до ревизии карманов священнодействовавшего митрополита, наместника патриарха … из-за подозрительности патриарх вынужден разоблачаться до подрясника, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь. Во времена господства турков, пристальный "Контроль" за патриархом осуществляли турецкие янычары, обыскивавшие его перед вхождением в кувуклию, в настоящее же время патриарха осматривают еврейские полицейские.


Hезадолго до прихода патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи - по числу лет земной жизни спасителя. Затем православный и армянский патриархи (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь. Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту; православные служители ставят свои печатки. В это время в храме свет выключается.


После опечатывания кувуклии в храм вбегает православная арабская молодежь, чье присутствие также является обязательным элементом пасхальных торжеств. Молодые люди как наездники на плечах друг у друга сидят. Они просят божью матерь и господа, чтобы он даровал православным благодатный огонь. "Нет Веры, Кроме Веры Православной, Христос - Истинный Бог" - скандируют они. Для прихожан европейцев, привыкшим к иным формам выражения чувств и спокойным богослужениям бывает весьма непривычно видеть такое поведение местной молодежи. Однако господь нам напоминал, что он приемлет и такое, по детски наивное, но чистосердечное к нему обращение. Во времена, когда Иерусалим находился под британским мандатом, английский губернатор попытался запретить однажды эти "Дикарские" пляски. Патриарх молился в кувуклии два часа: огонь не сошел. Тогда патриарх своей волей приказал впустить арабов …. И огонь снизошел". Арабы как бы обращаются ко всем народам: правильность нашей веры господь подтверждает низведением благодатного огня накануне православной пасхи. Во что же веруете вы?

Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с огнем в руках. Впрочем в сердцах многих людей присутствуют не только терпение, но и трепет ожидания: в соответствии с преданием иерусалимской церкви считается, что тот день, когда благодатный огонь не сойдет, будет последним для людей находящихся в храме, а сам храм будет разрушен. Поэтому, паломники обычно причащаются перед тем как прийти в святое место. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.

Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышками благодатного света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма - от иконы, висящей над кувуклией, от купола храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады находящиеся по бокам кувуклии загораются сами (за исключением 13 католических), как и некоторые другие в пределах храма. "И вдруг капля падает на лицо, а затем в толпе раздается крик восторга и потрясения. Огонь в алтаре кафоликона пылает! Вспышка и пламя - как огромный цветок. А кувуклия еще темная. Медленно - медленно, по свечам огонь из алтаря начинает спускаться к нам. И тут громовой вопль заставляет оглянуться на Кувуклию. Она сияет, вся стена переливается серебром, белые молнии струятся по ней. Огонь пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе храма на гроб с неба опустился вертикальный широкий столб света". Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое как полагают, впервые явилось во время воскресения христова. В это же время двери гроба открываются и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает благодатный огонь.

Однако не все зажигают огонь от патриаршей свечи, у некоторых он загорается сам. "Все ярче и сильнее вспышки небесного света. Теперь благодатный огонь стал летать уже по всему храму. Рассыпался ярко-голубыми бисеринками над кувуклией вокруг иконы "Воскресения Господня", и вослед вспыхнула одна из лампад, ворвался в храмовые часовни, на голгофу (зажег на ней также одну из лампад), сверкал над камнем миропомазания (здесь также зажглась лампадка. У кого-то обуглились фитили свечей, у кого-то сами собой вспыхнули светильники, пучки свечей. Всполохи все более усиливались, искры тут и там разносились по пучкам свечей. Один из свидетелей отмечает, как у стоящей рядом с ним женщины трижды сами загорались свечи, которые она дважды пыталась затушить.

Первое время - 3-10 минут, загоревшийся огонь обладает удивительными свойствами - совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен. Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим огнем - водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы.

Действительно, это одно из самых великих чудес как прошлых веков, так и современного 21 века! Господь показывает всем своим последователям, всем христианам, что он с нами!

В Россию благодатный огонь доставляется во многие и многие города к пасхальной службе, и радостный праздник пасхи христовой усугубляется и восходит к небесам, к месту рождения благодатного огня!

Величайшее чудо с волнением ожидают не только православные христиане, но и представители самых разных конфессий. Поэтому, в этот день со всего мира к Храму Гроба Господня стекаются десятки тысяч паломников, чтобы умыться его благодатным светом и получить Божье благословение.

История

О чуде схождения благодатного огня на Гробе Господнем известно издревле, сошедший огонь обладает уникальным свойством — он не обжигает первые минуты.

Первым свидетелем схождения благодатного света во Гробе Господнем явился, по свидетельствам святых Отцов, апостол Петр. Прибежав ко Гробу после известия о Воскресении Спасителя, он, помимо погребальных пелен, как сказано в Библии, увидел внутри Гроба Христова удивительный свет.

Самое раннее письменное свидетельство очевидца явления благодатного огня на Гробе Господнем относится к IV веку и сохранено церковным историком Евсевием Памфилом.

© photo: Sputnik / Целик

Репродукция картины "Голгофа" М. ван Хемскерка

Хотя по многим, как древним, так и современным свидетельствам появления благодатного света могут наблюдаться в Храме Гроба Господня в течение всего года, наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение благодатного огня накануне праздника Светлого Христова Воскресения, в Великую субботу.

На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и другими), а также представителями иных нехристианских религий.

Одно из самых древних описаний схождения благодатного огня принадлежит игумену Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106—1107 годах.

© photo: Sputnik / Юрий Кавер

Церковная церемония

Приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи начинается церковная церемония. Чтобы увидеть чудо схождения благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой пятницы. Многие остаются здесь сразу же после крестного хода, совершаемого в память событий этого дня.

Само схождение благодатного огня происходит в Великую субботу днем.

Где-то к десяти часам дня Великой субботы тушатся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма.

Храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия (что означает царская опочивальня) — часовня, находящаяся непосредственно над пещерой, где было погребено тело Иисуса, Кафоликон — кафедральный храм Иерусалимского патриарха, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой равноапостольной Елены, несколько приделов — маленьких храмов со своими собственными престолами. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей.

Nazi Zhorzholiani

Как историческая, так и современная практика свидетельствует, что при схождении огня присутствуют три группы участников.

Прежде всего — патриарх Иерусалимской православной церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению, игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освященного, и — местные православные арабы.

Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем врывается в храм и начинает петь и плясать. Их возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке о ниспослании благодатного огня, обращенные ко Христу и Божией Матери, Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Их эмоциональные молитвы длятся обычно в течение получаса.

Около 13 часов начинается непосредственно литания (по-гречески молитвенная процессия) благодатного огня. Впереди процессии шествуют хоругвеносцы с 12 хоругвями, за ними юноши, клирик-крестоносец, в конце процессии идет православный патриарх одной из поместных православных церквей (Иерусалимской или Константинопольской) в сопровождении армянского патриарха и священнослужителей.

Процедуры

Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, грузин, румын, евреев, немцев, англичан — паломников со всего мира — в напряженном молчании следят за Патриархом.

Патриарх разоблачается, и полицейские тщательно обыскивают его и Гроб Господень, ища хоть что-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы).

Незадолго до патриарха подризничий (помощник ризничего — заведующего церковным имуществом) вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи — по числу лет земной жизни Спасителя. Только после этого Патриарх в одном длинном ниспадающем хитоне заходит в часовню и коленопреклоненно молится.

Схождение

Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с огнем в руках. В разные годы ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо.

И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.

Nazi Zhorzholiani

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и распространяются по площади среди паломников. Одновременно с этим сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам часовни, затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света.

В это же время двери пещеры открываются, и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся. Патриарх Иерусалимский передает благодатный огонь верующим, которые утверждают, что огонь совершенно не жжет в первые минуты после схождения, независимо от какой свечи и где он был зажжен.

Трудно представить себе, какое ликование охватывает многотысячную толпу. Люди кричат, поют, огонь передается от одного пучка свечей к другому, и через минуту — весь храм в огне.

Позднее от благодатного огня зажигают лампады по всему Иерусалиму. Рассказывают, что в близлежащих к Храму Гроба Господня районах города свечи и лампады в храмах загораются сами. Специальными авиарейсами Огонь доставляют на Кипр и в Грецию, откуда он развозится по всему миру.

С недавнего времени непосредственные участники событий стали привозить благодатный огонь и в Грузию.

Святой огонь нисходит в храм Гроба Господня только в Великую субботу — накануне православной Пасхи, хотя празднуется Пасха каждый год в разные дни по старому Юлианскому календарю. И еще одна особенность — благодатный огонь сходит только по молитвам православного Патриарха.

© photo: Sputnik / Виталий Белоусов

Благодатный огонь исцеляет

Капельки воска, которые падают от свечек прихожане называют Благодатной росой. Как напоминание о Чуде Господнем они останутся на одежде свидетелей навсегда, никакие порошки и стирки их не возьмут.

Православные христиане верят, что священный огонь, который исходит из могилы Христа, представляет собой пламя силы Воскресения. Считается, что год, когда Небесный Огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и власть антихриста.

Одно из пророчеств, хранящихся в Иерусалимской православной церкви, гласит: "Коль пролилась кровь христиан у Гроба Господня, значит, скоро закроется вход к этой величайшей святыне и настанут для Церкви Христовой особенно тяжкие времена".

С точки зрения православия, благодатный огонь является залогом между Богом и людьми, исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: "Я есмь с вами во все дни до скончания века".

Традиции и обычаи

Именно в Великую субботу вечером в церквях начинаются пасхальные службы. Большинство верующих в Грузии встречает Пасху в церквях, чтобы отнести кусочек божественного огня, доставленного со Святой земли, в свои дома. Благодатный огонь привозят в Тбилиси и затем во время службы распределяют по всем церквям.

Тем, кто по каким-то причинам не смогли прийти на службу, церковные служители рекомендуют в эту ночь зажечь свечу перед иконой Иисуса Христа и помолиться.

© photo: Sputnik / Михаил Мокрушин

Великая суббота — день доброты, примирения и всепрощения. Поэтому в этот день обязательно нужно попросить прощения у всех, кого вы могли обидеть. Помириться со всеми, с кем были в ссоре, чтобы не омрачать наступающий праздник негативными чувствами и эмоциями.

Также в субботу перед Пасхой обязательно нужно раздать милостыню всем нуждающимся, которых вы встретите на своем пути. А также подарить пасхальные подарки родственникам и близким.

В Великую субботу продолжается пост. В этот день можно готовить праздничные пасхальные блюда, но есть их еще нельзя. С самого утра хозяйки принимаются за приготовление яств к богатому пасхальному столу. Согласно традициям, в праздник Воскресения Христова на столе должно быть не меньше 12 блюд.

Как и на протяжении всей Страстной недели, в Великую субботу нельзя справлять свадьбы, дни рождения, различные торжества и вообще веселиться. Согласно поверьям, если свадьбу сыграли на Страстной неделе, то молодые вместе долго жить не будут.

Вечером в Великую субботу в церквях и храмах начинают освящать пасхальные куличи, крашенные яйца и продукты к пасхальному столу, которые хозяйки приносят в церковь в специальных корзинках.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

Приметы

Как и в предшествующие два дня, в субботу перед Пасхой ничего нельзя отдавать из дома, кто бы у вас что ни попросил. Таким образом вы можете отдать свое здоровье, благополучие, удачу.

В этот день можно убирать могилы на кладбище, однако поминать в субботу нельзя.

Если погода в Великую субботу будет теплой и ясной, то и лето будет жаркое и засушливое. А если в этот день холодно и дождливо, то и лето будет прохладным.

© photo: Sputnik / Maria Tsimintia

Это чудо происходит каждый год накануне Православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения, который накрывает своей громадной кровлей и Голгофу, и Пещеру, в которой был положен снятый с Креста Господь, и сад, где Мария Магдалина первой из людей встретила Его воскресшим. Храм воздвигнут императором Константином и его матерью царицей Еленой в IV веке.

Вот как происходит чудо схождения Благодатного Огня в наши дни. Примерно в полдень со двора Иерусалимской патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, румын, евреев, немцев, англичан - паломников со всего мира в напряженном молчании следят за Патриархом. Патриарх разоблачается, полицейские тщательно обыскивают его и самый Гроб Господний, ища хоть чего-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы), и в одном длинном ниспадающем хитоне входит внутрь. Там, стоя на коленях перед Гробом, он молит Бога о ниспослании Святого Огня. Долго длится иногда его молитва…. И вдруг на мраморной плите Гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Он прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передаст Армянском Патриарху, а затем и народу. В это мгновение и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма. Свидетели этого чуда описывали его в 1988 году так: “Каждый человек ощущает эту благодать по-своему, в меру человеческого сердца, кто сколько может вместить.

Одни видят, как из Голгофы идет благодатный поток какого-то голубоватого цвета, или как облако. Вся кувуклия (часовня) окутана этим облаком.

Иногда - будто молния ударяет в стену и прямо отсвечивает, озаряет все. И свечение какое-то голубоватое.

В другой раз - как северное сияние играет под куполом кувуклии.

Одна сестра рассказывала, что рядом с ней стояла гречанка, и когда увидела благодатный поток, то крикнула от радости и бросила свечи вверх, а к ней они вернулись уже зажженные. И эту радость передать невозможно.

Само ожидание настолько ощутимо, что начинаешь чувствовать и понимать соборность: вот стоит румынка, там - гречанка, тут - русская, американка, у всех получается одна молитва, все просят одного - благодати. Это такое трогательное чувство, такое сильное - одна молитва! Справа стоял мужчина, так он начал плакать. Седой, солидный человек, как ребенок начал плакать, боясь, чтобы не исполнилось пророчество (в последние времена благодатный огонь не сойдет).

И вот, когда благодать раздается, представьте себе - море огня, и никогда пожара не бывает, никогда. Когда благодать - это море огня - разливается, кто плачет, кто кричит, кто смеется. Это чувство надо пережить, его так не передать. И ясно чувствуешь, что - Сам Христос - вот Он, как незримое явление Господа, такое убедительное и явное, вот Он здесь, Христос. Все неприятности наши, все скорби - все, что человек претерпевает, кажется ничтожно. Ради этого чуда, ради этой благодати - все можно пережить”.

Вначале Благодатный Огонь имеет особые свойства - он не обжигает, хотя у каждого в руке горит пучок из 33 свечей по числу лет Спасителя. Поразительно, как люди омывают лица в этом пламени, проводят им по бородам и волосам, и оно не вредит им. Проходит еще некоторое время, и огонь начинает жечь. Многочисленные полицейские заставляют людей тушить свечи, но ликование продолжается.

Святой Огонь нисходит в Храм Гроба Господня только в Великую Субботу - накануне Православной Пасхи, хотя празднуется Пасха каждый год в разные дни по старому Юлианскому календарю. И еще одна особенность - священный огонь сходит только по молитвам православного Патриарха. Иноверные хотя и пытались получить Святой Огонь, но безуспешно, зато римские католики отошли от участия в этом недосягаемом для них благодатном торжестве.

Как-то раз другая община, армян христиан, но отступивших от Святого Православия еще в IV веке, подкупила турецкие власти и именно их, а не православного Патриарха в Великую Субботу турецкие власти допустили в пещеру “Гроб Господень”. Долго и безуспешно молились армянские первосвященники, а Православный Иерусалимский Патриарх вместе со своей паствой плакал на улице у запертых дверей Храма. И вот неожиданно как бы молния ударила в мраморную колонну, она рассеклась и из нее вышел столп Огня, который зажег свечи у православных (колонна видна на фото).

С тех пор никто из представителей многочисленных христианских конфессий не решаемся оспаривать у православных право молиться в этот день у Гроба Господня.

В мае 1992 года впервые после 79-летнего перерыва Благодатный Огонь был вновь доставлен на русскую землю. Группа паломников - священнослужителей и мирян - по благословению Святейшего Патриарха пронесла Благодатный Огонь от Гроба Господня в Иерусалиме через Константинополь и все славянские страны до Москвы. И с тех пор этот неугасимый огонь горит на Славянской площади у подножья памятника святым учителям словенским Кириллу и Мефодию.

Воскресал ли Христос?

Это основной вопрос всей религии, всей философии, всех наук, касающихся воззрений человеческих, ибо воскреснуть мог только Бог. Следовательно, вопрос о воскресении - это вопрос о том, есть ли Бог. Неудивительно поэтому, что почти все произведения антирелигиозной литературы останавливаются на вопросе о воскресении, и все они, как это каждому известно, отвечают на этот вопрос отрицательно. Они, вероятно, не представляют себе, что после некоторых важнейших открытий (о них речь впереди) факт воскресения Христа к концу своей жизни признал никто иной, как Фридрих Энгельс.

Основанием для антирелигиозников, в частности, для отрицателей воскресения, служит, как они уверяют, отсутствие свидетельств о воскресении.

Как же в действительности обстоит дело? Действительно ли такие свидетельства отсутствуют? Один из наиболее часто выступающих авторов, некий Дулуман. заявляет: “В то время, когда, по учению церковников, должен был существовать на земле Христос, жило мною ученых и писателей: Иосиф Флавий, Остин Тивериадский, Плексит, Сенека и др., однако все они ни слова не говорят о Христе”.

Здесь соответствует истине только одно. О Христе действительно не писали ни Остин Тивериадский, ни Либерии Сулий, ни Баландий, но не писали по той причине, что этих “древних писателей” (как их величает антирелигиозная литература) никогда не было в природе. Никакой Либерии Сулий не существовал ни в древности, ни в позднейшие времена. Существовал Лаврентий Сурий, но и тот жил не во времена Христа, а ровно на десять столетий позже. Еще больший конфуз получился с “древним писателем” Баландием. Он тоже не существовал, а был монах Боллан, но жил он позже Христа на тысячу пятьсот лет, поэтому неудивительно, что, описывая современные ему события, он мог и не касаться именно воскресения Христа. Равным образом вымышлен и Остин Тивериадский. В литературе известен Оссия Твердите, живший во времена палестинских событий, но это вовсе не писатель, а литературный персонаж, герой старой византийской повести.

Итак, эти “древние писатели” вряд ли могут приниматься в расчет. Но кроме них наши атеисты упоминают еще Иосифа Флавия, Плиния Старшего, Тацита. Они, как говорят атеисты, тоже не оставили никаких свидетельств о воскресении Иисуса Христа. Так ли это?

Начнем с Иосифа Флавия. Он, как известно, один из наиболее надежных исторических свидетелей. Карл Маркс говорил: “Достоверная история может писаться лишь на основе таких документов, как произведения Иосифа Флавия и равноценных им”.

Кроме того Флавий мог также не быть в курсе событий, описанных в Евангелии. Наконец, Флавий не был последователем Христа, и потому нет оснований ожидать от него каких-либо преувеличений в пользу христианства. Действительно ли Флавий ничего не говорит о воскресении Христа, как это утверждают атеисты?

Тем, кто это заявляет, следовало бы хоть раз в жизни, хотя бы мельком заглянуть в отрывки из его сочинений, вышедшие в советском издании Академии наук СССР. Там черным по белому написано: “В это время выступил Иисус Христос человек высокой мудрости, если только можно назвать Его человеком, совершитель чудесных дел; когда по доносу первенствуюших у нас людей Пилат распял Его на кресте, поколебались те, которые впервые Его возлюбили. На третий день Он снова явился к ним живой”. Как же это вяжется с заявлениями и заверениями, что Иосиф Флавии ни снова не упоминает о Христе?

Грек Гермидии, занимавший официальную должность биографа правителя Иудеи, писал также и биографию Пилата. Его сообщения заслуживаюг особого внимания по двум причинам. Во-первых, они содержат чрезвычайно много надежных данных по истории Палестины и Рима и легли в основу истории Иудеи. Во-вторых, Гермидий резко выделяется своей манерой изложения. Этот человек не способен поддаваться каким-либо впечатлениям, удивляться, увлекаться. По определению известного историка, академика С. А Жебелева: “Он с беспристрастной точностью фотографического аппарата повествовал обо всем”. Показания Гермидия ценны еще и тем, что он тоже во время воскресения Христа находился вблизи того места, сопровождая одного из помощников Пилата. Важно добавить еще одно обстоятельство. “Гермидий вначале был настроен против Христа и, как он сам говорил, уговаривал жену Пилата не удерживатьт мужа от смертного приговора Христу. До самого распятия он считал Христа обманщиком. Поэтому он по собственной инициативе отправился в ночь под воскресение ко гробу, надеясь убедиться в том, что Христос не воскреснет и тело Его навсегда останется в земле. Но вышло иначе.

“Приблизившись ко гробу и находясь шагах в ста пятидесяти от него, - пишет Гермидий, мы видели в слабом свете ранней зари стражу у гроба: два человека сидели, овальные лежали на земле, было очень тихо. Мы шли очень медленно, и нас обогнала стража, шедшая ко гробу сменить ту, которая находилась там с вечера. Потом вдруг стало очень светло. Мы не могли понять, откуда этот свет. Но вскоре увидели, что он исходит из движущегося сверху сияющею облака. Оно опустилось ко гробу, и над землей там показался человек, как бы весь светящийся. Затем раздался удар грома, но не на небе, а на земле. От этого удара стража в ужасе вскочила, а потом упала. В это время ко гробу справа от нас по тропинке шла женщина, она вдруг закричала: “Открылось! Открылось!” И в это время нам стало видно, что действительно очень большой камень, приваленный ко входу в пещеру, как бы сам собою поднялся и открыл гроб (открыл вход в пещеру). Мы очень испугались. Потом, некоторое время спустя, свет над гробом исчез, стало тихо, как обыкновенно. Когда мы приблизились ко гробу, то оказалось, что там уже нет тела погребенного человека”.

…Сириец Ейшу (Эйшу), известный врач, близкий к Пилату и лечивший его… относится к числу наиболее выдающихся людей своего времени. По поручению Пилата он с вечера накануне воскресения находился вблизи гроба вместе с пятью своими помощниками, которые всегда сопутствовали ему. Он же был свидетелем погребения Христа. В субботу он дважды осматривал гроб, а вечером по приказанию Пилата отправился сюда с помощниками и должен был провести здесь ночь. Зная о пророчествах относительно воскресения Христа, Ейшу и его помощники-медики интересовались этим и с точки зрения естествоиспытателей. Вообще Ейшу был скептиком. В своих трудах он неизменно повторял выражение, которое потом благодаря ему вошло в поговорку на Востоке: “Чего я сам не видел, то считаю сказкой”. Поэтому все, связанное с Христом и Его смертью, они тщательно исследовали. В ночь под воскресение они бодрствовали по очереди. С вечера его помощники легли спать, но задолго до воскресения проснулись и возобновили наблюдения за происходящим в природе. Мы все – врачи, стража. - пишет Ейшу, - были здоровы, бодры, чувствовали себя так, как всегда. У нас не было никаких предчувствий. Мы совершенно не верили, что умерший может воскреснуть. Но Он действительно воскрес, и все мы видели этот собственными глазами”. Далее следует описание воскресения…

Чрезвычайно показательно, что ряд свидетельств о воскресении мы находим и у еврейских авторов того времени, хотя вполне понятно, что евреи (не принявшие христианства) склонны всячески замалчивать фактвоскресения.

Маферкант был одним из членов синедриона, казначеем. Именно из его рук Иуда получил за предательство тридцать сребреников. Но Ему пришлось быть у Гроба Господня перед самым моментом воскресения: он прибыл сюда для оплаты стражи, стоявшей у гроба (наемная стража получала оплату, так сказать, сдельно, после несения каждою караула). Он видел, что гроб Христа надежно охраняется. Выплатив деньги, он ушел, стража осталась на своем посту. Но не успел Маферкант далеко отойти, как раздался удар грома, и громадный камень был отброшен неведомой силой. Возвращаясь, Маферкант увидел издали исчезающее сияние над гробом. Когда после воскресения Христа среди иудеев поднялась тревога. Маферкант был первым из членов синедриона, прибывшим на место для расследования. Он убедился, что воскресение совершилось. Все это им описано в сочинении “О правителях Палестины”, которое принадлежит к числу наиболее ценных и правдивых источников.

В общей сложности, по подсчетам крупнейшею знатока римской исторической литературы, академика И. В. Нетушила (1850-1928 гг.), число вполне надежных свидетельств о воскресения Христа превышает двести десять; по нашим подсчетам, это число еще больше - двести тридцать, ибо к данным Нетушила нужно добавить еще те исторические памятники, которые были обнаружены после выхода его работы

(По материалам православных издательств)

Листовку сию батюшка привез для размножения, посчитал что выложить в интернете тоже полезно будет …



“Православие и мир. Электронная библиотека” ().

Принято считать, что в существование религиозных чудес верят только люди, придерживающиеся соответствующих верований. При этом феномен такого чуда, как Благодатный Огонь, не может объяснить ни один скептик, какие бы аргументы он не испробовал.

Что такое Благодатный Огонь?

Удивительное явление не раз изучалось научными и религиозными деятелями, которые не смогли найти хотя бы доказательство природного происхождения феномена под названием «снисхождение Благодатного Огня». В него входит:

  1. Церемония подготовки к появлению пламени. Существует особый ритуал, без которого главное событие Великой субботы не состоится и празднование будет испорчено.
  2. Проверка Патриарха и его вхождение в храм . С этого момента начинается международная трансляция церемонии телеканалами.
  3. Появление Благодатного Огня и его передача другим священнослужителям.
  4. Начало первых празднований в честь .

Как появляется Благодатный Огонь?

Отдельного внимания заслуживает сам процесс возникновения языков пламени. Примерно в 10 часов утра к Иерусалимской Православной церкви начинает двигаться крестный ход, возглавляемый Патриархом и высшими чинами духовенства. После того, как они подойдут вплотную к Кувуклии (часовне Гроба Господня), события начинают развиваться следующим образом:

  1. Чтобы у верующих не возникло сомнения в том, откуда берется Благодатный Огонь, Патриарх разоблачается и остается в одном белом подризнике, под которым нельзя ничего пронести.
  2. Его досматривают представители полиции Турции и Израиля по традиции, существующей с 14 века.
  3. К входу в Кувуклию приближается Патриарх вместе с аналогичными чинами из Армянской, Коптской и Сирийской апостольских церквей. Благодатный Огонь они увидят первыми после Патриарха.
  4. Двери часовни закрываются, и верующие остаются ждать чуда за дверьми.

Как сходит Благодатный Огонь?

После того, как Патриарх и священники остаются за первыми дверьми Кувуклии, они предстают перед комнатой с Гробом Христа. В нее Иерусалимский митрополит зайдет один, но в нескольких шагах от него будет стоять представитель Армянской церкви. Схождение Благодатного Огня происходит в несколько этапов:

  1. Патриарх приступает к молитвам, восхваляющим Иисуса Христа.
  2. Обращение к Богу может занять как несколько часов, так и несколько минут.
  3. На каменной плите вспыхивают огоньки, стекающие, словно капли.
  4. Патриарх подхватывает их ватным шариком и поджигает пучок свечей.

Почему Благодатный Огонь не обжигает?

Сноп свечей, которые держит в руках Патриарх, состоит из 33 штук (по числу лет, проведенных на Земле, Иисусом). Единственный, кто лично видел секрет Благодатного Огня, выносит из Кувуклии связку и передает ее Армянскому митрополиту. Он показывает ее верующим, а они зажигают от нее свои свечи. Ослабшего после усердной молитвы Патриарха, едва он появится в дверях, поднимают на руки и несут к выходу с песнопениями. Между тем, впервые посетившие Иерусалим, с удивлением отмечают особенные свойства пламени:

  1. Зная откуда берется Благодатный Огонь на самом деле, опытные туристы безбоязненно умываются им, прикладывают свечи к лицу и подносят к нему пальцы.
  2. Цвет огня варьируется от светло-голубого до синего, чего нельзя увидеть больше нигде в мире.
  3. Через 5-10 минут после схождения пламя на всех снопах приобретает обычные свойства и нагревается.

Как принести Благодатный Огонь домой?

Не меньшим значением для верующего обладает не только возможность лицезреть Огонь, но и желание унести его частицу с собой. Благодатный Огонь дома можно разместить перед иконостасом или зажечь от него лампадки и расставить их по комнатам в преддверии Пасхи. Чтобы осуществить замысел, потребуется:

  • небольшая свеча, которой в храмах разрешают прикасаться к пламени от Гроба Господня;
  • небольшой светильник с крышкой, предохраняющей от потухания лампаду;
  • вазелиновое масло, которое используют для поддерживания горения.

Что нужно делать с Благодатным Огнем?

Большинство духовных наставников не рекомендуют превращаться в идолопоклонников и превращать огонь в своеобразный культ. Верующие должны относиться к нему соответствующе: найти пламя они могут в приходах, в которые его привозят самолетом из Иерусалима. Считается, что Благодатный Огонь – это то, что позволяет:

  • православным, не сумевшие прийти в храм, лично увидеть чудо;
  • напомнить о светлом празднике Пасхи, который он знаменует;
  • обрести духовные силы на пост в Великую субботу.

Благодатный Огонь - правда или ложь?

Если церковные служащие считают грешным само сомнение в священной природе феномена, то журналисты и ученые не стесняются в самых смелых предположениях о том, что сошествие Благодатного Огня имеет вполне земное происхождение. У сторонников разных версий лидируют такие варианты, как:

  1. Сокрытие огня от досматривающих Патриарха. Поскольку в день Великой субботы у него нет возможности пронести с собой пламя, то можно решить, что Огонь проносят и прячут у Гроба заранее.
  2. Химическая реакция, вызванная особым составом плиты на могиле Христа. Эфиры органических кислот могут дать холодный огонь, но цвет его будет не голубым, а зеленым.
  3. Самовозгорание. Некоторые природные вещества при определенной температуре окружающей среды и влажности могут вспыхнуть. Таким свойством обладают: белый фосфор, борная кислота, жасминовое масло.

Благодатный огонь - научное объяснение

В 2008 году у скептиков появился шанс узнать природу Благодатного Огня. В Кувуклию перед Великой субботой был допущен российский физик Андрей Волков, который получил одобрение православной церкви на установку аппаратуры с чувствительными датчиками. До него никто не знал ответа на скользкий вопрос, как ученые объясняют схождение Благодатного Огня, исследования Андрея Волкова дали неоднозначные результаты:

  1. За несколько секунд до появления пламени у Гроба Господня физик зафиксировал необычный длинноволновой электрически импульс, возникший спонтанно.
  2. Во время возгорания ваты, разложенной на крышке надгробия, колебания импульсов многократно увеличились.
  3. Замеры мощности показали, что вспышку огня можно сравнить с работой маломощного сварочного аппарата.
  4. Научная диагностика трещины на колонне у входа в Кувуклию доказала, что подобные повреждения могли возникнуть исключительно под действием электричества.

Благодатный огонь - интересные факты

Мистический характер природы Огня в истории неоднократно был связан с любопытными событиями. Стоило нарушить хотя бы одну традицию его появления, как ход церемонии менялся на глазах всех свидетелей. Чудо схождения Благодатного Огня претерпевало резкие вмешательства дважды:

  1. В 1101 году Латинский Патриарх из Шоке решил взять бразды правления величайшим христианским чудом в собственные руки. Желание разгадать его тайну настолько завладело еретиком, что он пытал монахов и получил от них все подробности процедуры добычи Огня. Пламя так и не появилось спустя сутки тщетных попыток.
  2. В 1578 году священник из Армении решил что тайна Благодатного Огня раскрыта будет им и добился от духовенства разрешения войти первым в Кувуклию. Православные священники не стали протестовать и остались у дверей. Колонна перед входом в Гроб Господень треснула и языки пламени стали исходить из нее.

Надеясь уловить православных на подделке городское мусульманское начальство расставляло турецких воинов по всему храму, а те обнажали ятаганы, готовые отрубить голову всякому кто будет замечен вносящим или зажигающим огонь. Однако за всю историю турецкого владычества никто в этом так и не был уличен. В настоящее же время Патриарха осматривают еврейские полицейские следящие.

Hезадолго до патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи – по числу лет земной жизни Спасителя. Затем Православный и Армянский Патриархи (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь. Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту; православные служители ставят свои печатки. В это время в храме выключается свет и наступает напряженная тишина – ожидание. Присутствующие молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный Огонь.

Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Впрочем в сердцах многих людей присутствуют не только терпение, но и трепет ожидания: в соответствии с преданием Иерусалимской Церкви считается, что тот день, когда Благодатный Огонь не сойдет, будет последним для людей находящихся в Храме, а сам Храм будет разрушен. Поэтому, паломники обычно причащаются перед тем как прийти в святое место.

Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.

Схождение

Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышки Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма – от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады находящиеся по бокам Кувуклии загораются сами (за исключением 13 католических), как и некоторые другие в пределах храма. «И вдруг капля падает на лицо, а затем в толпе раздается крик восторга и потрясения. Огонь пылает в алтаре Кафоликона! Вспышка и пламя – как огромный цветок. А Кувуклия еще темная. Медленно – медленно, по свечам Огонь из алтаря начинает спускаться к нам. И тут громовой вопль заставляет оглянуться на Кувуклию. Она сияет, вся стена переливается серебром, белые молнии струятся по ней. Огонь пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опустился вертикальный широкий столб света,». Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова . В это же время двери Гроба открываются и выходит Православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь.

О том как загорается Благодатный Огонь рассказывают сами патриархи. «Я видел, как митрополит склонился над низким входом, вошел в вертеп и повергся на колени пред Святым Гробом, на котором ничего не стояло и который был совершенно обнажен. Не прошло и минуты, как мрак озарился светом и митрополит вышел к нам с пылающим пучком свечей». Иеромонах Мелетий приводит слова архиепископа Мисаила: «Вшедше мне внутрь Святаго Гроба Господня, видевши бе на всей крышке Гробней блистает свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде белого, голубого, алого и других цветов, который потом совокупляясь, краснел и претворялся в вещество огня… и от сего-то огня уготованные кандила и свечи возжигаются.».

Гонцы, еще когда Патриарх находится в Кувуклии, через специальные отверстия разносят Огонь по всему храму, огненный круг постепенно распространяется по храму.

Однако не все зажигают огонь от патриаршей свечи, у некоторых он загорается сам. «Все ярче и сильнее вспышки Небесного Света. Теперь Благодатный Огонь стал летать уже по всему храму. Рассыпался ярко-голубыми бисеринками над Кувуклией вокруг иконы «Воскресения Господня», и вослед вспыхнула одна из лампад. Врывался в храмовые часовни, на Голгофу (зажег на ней также одну из лампад), сверкал над Камнем Миропомазания (здесь также зажглась лампадка). У кого-то обуглились фитили свечей, у кого-то сами собой вспыхнули светильники, пучки свечей. Всполохи все более усиливались, искры тут и там разносились по пучкам свечей.». Один из свидетелей отмечает, как у стоящей рядом с ним женщины трижды сами загорались свечи, которые она дважды пыталась затушить.

Первое время – 3-10 минут, загоревшийся Огонь обладает удивительными свойствами – совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен. Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим Огнем – водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы. «Возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем жене тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило…» – писал четыре столетия назад один из паломников. Капельки воска, которые падают от свечек прихожане называют Благодатной росой. Как напоминание о Чуде Господнем они останутся на одежде свидетелей навсегда, никакие порошки и стирки их не возьмут.

Людей, находящихся в это время в храме, переполняют непередаваемые и ни с чем несравнимое по своей глубине чувство радости и духовного успокоения. По словам тех, кто побывал на площади и в самом храме при снизшествии огня, глубина чувств переполнявших людей в этот момент была фантастической, – из храма очевидцы выходили как бы зановородившимися, как они сами говорят, – духовно очистившимися и прозревшими. Что особенно замечательно, не остаются равнодушными даже те, кому неудобно это дарованное Богом знамение.

Случаются и более редкие чудеса. Съемка на одной из видеопленок свидетельствует о происходящих исцелениях. Визуально камера демонстрирует два таких случая, – у человека с изуродованным гниющим ухом рана, смазанная Огнем, прямо на глазах затягивается и ухо принимает нормальный внешний вид, а также показан случай прозрения слепого (по внешним наблюдениям у человека были бельма на обоих глазах до «умывания» Огнем).

В дальнейшем, от благодатного Огня будут зажжены лампады по всему Иерусалиму, специальными авиарейсами Огонь будет доставлен на Кипр и в Грецию, откуда будет развезен по всему миру. В недавнее время непосредственные участники событий стали его привозить и в нашу страну. В близлежащих к Храму Гроба Господня районах города свечи и лампады в храмах загораются сами.»

Только ли православным?

Многие инославные, когда впервые слышат о Благодатном Огне пытаются укорить православных: откуда Вы знаете, что он дарован именно Вам? а что если бы его принимал представитель иной Христианской конфессии? Однако попытки силой оспорить право получения Благодатного Огня со стороны представителей других деноменаций были и случались не единожды.

Лишь в течение нескольких веков Иерусалим находился под контролем Восточных христиан, большую же часть времени, как и сейчас, городом правили представители других недружелюбно или вовсе враждебно относившихся к Православию учений.

В 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами, римская и местные градоночальники почитая Православных за вероотступников, смело принялись попирать их права. Английский историк Стивен Рансимен приводит в своей книге повествование об этом летописца западной церкви: «Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии… Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него… Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав…».

Капеллан Иерусалимских королей-крестоносцев, Фульк, рассказывает, что когда западные поклонники (из числа крестоносцев) посетили св. град прежде взятия Кесарии, для празднования в нем св. Пасхи пришли в Иерусалим, весь город был в смятении, потому что святый огонь не являлся и верные целый день оставались в тщетных ожиданиях в храме Воскресения. Тогда, как бы по небесному внушению духовенство латинское и король со всем двором своим пошли… в храм Соломонов, недавно обращенный ими в из мечети Омаровой, а между тем Греки и Сирияне, оставшиеся у св. Гроба, раздирая свои одежды, с воплями призывали благодать Божию, и тогда, наконец, сошел св. Огонь».

Но самый знаменательный случай произошел в 1579 г. Владельцами Храма Господня являются одновременно представители нескольких Христианских Церквей. Священникам армянской церкви, вопреки традиции, удалось подкупить султана Мурата Правдивого и местное градоначальство, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный Огонь. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были удалены не только от кувуклии, но и вообще из Храма. Там, у входа в святыню, они и остались молиться о схождении Огня, скорбя об отлучении от Благодати. Армянский Патриарх молился около суток, однако, несмотря на его молитвенные усилия, никакого чуда не последовало. В один момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снизшествии Огня, и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился Православный патриарх. Из нее во все стороны брызнули огненные всплески и зажглась свеча у Православного Патриарха, который передал единоверцам Благодатный Огонь. Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника. «Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: «Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера – вера православных христиан» – пишет инок Парфений . В это же время на анфиладах построек прилегающих к храмовой площади находились турецкие солдаты. Один из них, по имени Омир (Анвар), увидев происходящее воскликнул: «Единая вера Православная, я – христианин» и спрыгнул вниз на каменные плиты с высоты около 10 метров. Однако юноша не разбился – плиты под его ногами растопились как восковые, запечатлев его следы. За принятие христианства мусульмане казнили храброго Анвара и пытались соскоблить следы, столь явно свидетельствующие о торжестве Православия, однако им это не удалось, и приходящие в Храм до сих пор могут видеть их, как и рассеченную колонну у дверей храма. Тело мученика было сожжено, однако греки собрали останки, которые до конца XIX века находились в женском монастыре Великой Панагии, источая благоухание.

Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня. Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор ,. Впрочем, это была не единственная попытка мусульман, отрицающих Страсти и Воскресение Господне, воспрепятствовать схождению Благодатного огня. Вот что пишет известный исламский историк ал-Бируни (IX-X вв.): «…однажды губернатор приказал заменить фитили медной проволокой, надеясь что лампады не загорятся и само чудо не произойдет. Но тогда же когда огонь сошел, медь загорелась» .

Трудно перечислить все многочисленные события, которые происходят перед схождением Благодатного Огня и во время его. Однако одно заслуживает особого упоминания. Несколько раз за сутки или непосредственно перед схождением Благодатного Огня, в Храме начинали мироточить иконы или фрески с изображением Спасителя. Впервые это произошло в Великую Пятницу в 1572 г. Первыми свидетелями стали два француза, письмо об этом одного из них хранится в Центральной Парижской библиотеке. Через 5 месяцев – 24 августа Карл IX устроил в Париже Варфоломеевскую резню. В 1939 в ночь с Великой пятницы на Великую субботу она опять замироточила. Свидетелями стали несколько монахов, живущих при Иерусалимском монастыре. Через пять месяцев, 1 сентября 1939 г. началась II мировая война. В 2001 г. это случилось вновь. Христиане не увидели в этом ничего страшного… но о том что произошло 11 сентября этого года в США – через пять месяцев после мироточения, знает весь мир .

В разные годы, разными людьми использовались и другие названия для чуда сошествия Благодатного Огня: Благодатный Свет, Священный Свет, нерукотворный Свет, Благодать.



Похожие статьи