Как изучить башкирский язык. Изучение башкирского языка в Башкирии: патовая ситуация для властей. Рустэм хамитов заявил о возможной отмене башкирского языка в школах республики

22:36 — REGNUM В Башкирии заявление президента России Владимира Путина о недопустимости принудительного изучения неродных языков в школе, сделанное на заседании совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле, легло на подготовленную почву и вызвало смазанную, неоднозначную реакцию. Родители русскоязычных школьников несколько воспряли духом, башкирские националисты резко сменили риторику и стараются воздерживаться от громких заявлений. Как считают опрошенные ИА REGNUM эксперты, недавние громкие лозунги местных националистических организаций якобы в поддержку Путина и одновременно против республиканских властей — это скорее грубый манипулятивный ход перед президентскими выборами, нежели добросовестная попытка убедить большую часть населения и федеральную власть в своей правоте.

В турецкой дипломатии есть сильное чувство, что школы Фетхуллаха Гюлена имеют свое место в энергетической стратегии Турции, в традиционных областях влияния, но и в новых завоеваниях, особенно на африканском континенте. Давайте возьмем несколько цифр для важных регионов для Турции. Постсоветское пространство, но то же самое можно сказать и для Африки, - дает четкое представление о проблемах предстоящей борьбы между турецким государством и сетями Гюлена.

В Узбекистане, самой густонаселенной стране Центральной Азии и богатейшем в духовном и интеллектуальном наследии, колыбели нескольких высокоинтеллектуальных деятелей, которые отметили исламскую цивилизацию как Исмаил аль Бухари и Бахауддин Накшибенд, движение Гюлена массово инвестировало. По причинам, не зависящим от конкретного случая школ, и связанным с общим ухудшением турецко-узбекских отношений, все школы закрылись, и большинство учителей были исключены из страны. эти школы создали много влиятельных элит, которые иногда встречаются в различных администрациях Узбекистана.

«Языки народов России — это тоже неотъемлемая часть самобытной культуры народов России. Изучать эти языки — гарантированное Конституцией право, право добровольное. Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов Российской Федерации», — подчеркнул Владимир Путин.

В Туркменистане движение управляло десятком средних школ и университетом в столице Ашхабаде, единственной открытой для сотрудничества с зарубежными странами. Благодаря этим школам, турецкий язык в настоящее время широко распространен по всей стране. В Казахстане экономический гигант Центральной Азии, тридцать школ, управляемых образовательным обществом Катев из движения Гюлена, и частный университет, Сулейман Демирель, действуют и пользуются относительной привлекательностью для класса средний казахский.

В соседнем государстве Кыргызстан присутствие движения еще более массивное. В дополнение к некоторым тридцати учреждениям всех уровней, высшим школам, начальным школам, центрам подготовки университетов, Университет Ала-Тао предлагает качественное высшее образование и является средним в университетах Кыргызстана. В Таджикистане, стране персидско-персидской культуры, которая не мешает ему иметь очень хорошие отношения с Турцией, в Гюлене также есть школы, около десятка средних школ, разбросанных по всей стране.

Первая реакция

Родители русских детей выразили радость: «Нас услышали в правительстве! Путин сказал, что нельзя принуждать изучать неродной язык!» Поделились опасениями: «Посмеют ли теперь нас принуждать изучать неродной башкирский язык? А вдруг скажут, что это просто слова и все равно заставлять будут?» Родительская активистка Галина Лучкина идёт дальше: «Конечно, слова президента — не простые слова. Тем более он обещает контролировать ситуацию с изучением языков. Но хотелось бы, чтобы и депутаты нам помогли, чтобы приняли, наконец, поправки, четко гарантирующие невозможность обязывания против воли изучать неродной язык».

Вставка кыргызских выпускников. В южнокавказских республиках, в Грузии, но особенно в Азербайджане, все еще существует множество учреждений, основанных последователями Фетхуллаха Гюлена. В Грузии сеть из 6 средних школ в Тбилиси, Батуми и Кутаиси дополняется Черноморским университетом, Черноморским университетом, который включает в себя среди членов правления академик, как никакой другой Джули Аласания, мать бывшего президента Михаила Саакашвили. В этой стране ни одно другое, сопоставимое по своему политическому и стратегическому значению для Турции в этом районе, движение Гюлена имело и продолжает оказывать сильное влияние.

По словам представителя одной из башкирских националистических организаций, в лагере башкирских националистов после такого заявления наблюдается смятение: «Наиболее непримиримые противники добровольного изучения башкирского языка проявляют признаки радикализации, самые романтичные мечтают объясниться с Путиным и убедить его в необходимости изучения башкирского языка в ущерб преподаванию русского языка». При этом нужно понимать, что никого, кроме себя самих, эти люди в реальности не представляют. Четких границ по национальной принадлежности между сторонниками и противниками добровольного преподавания башкирского языка в регионе нет. В последнее время среди экспертного сообщества Башкирии возобладало мнение, что было бы неправильным и крайне вредным считать, что все башкиры за обязательное (принудительное) изучение «титульного» башкирского языка, а остальные, нетитульные — против. Есть относительно немногочисленные русские, считающие преподавание башкирского языка обязательным, желательным, полезным «даже в ущерб преподаванию русского языка». Есть башкиры, уверенные, что национальный язык не нуждается в том, чтобы его навязывали тем, кто его изучать не хочет, и последних становится все больше и больше. «И хотя до сих пор по старинке по языковому вопросу по отдельности изучаются мнения и аргументы представителей русской, башкирской и татарской общественности, уже дано стоило бы изучать мнения сторонников, противников и придерживающихся нейтралитета в этом вопросе без привязке к их национальной принадлежности».

Особого упоминания заслуживает Африка в постсоветском пространстве. Присутствие Гюлена и борьба турецкого правительства схожи в этой области. Если турецкая дипломатия традиционно оказывает влияние на севере, именно благодаря движению де Гюлена страна смогла обосноваться в регионе к югу от Сахары.

Почти 25 лет спустя самая мощная сила движения лежит в этом поколении Гюлен, создаваемом этими школами и предприятиями. Часто из элит, в том числе гувернанток, как в некоторых странах Африки и Центральной Азии, это поколение Гюлен везде вложил позиции власти, поэтому Эрдогану будет сложно полностью выполнить свои войны против сетей Гюлениста.

2006 год: мина заложена

По мнению ряда экспертов, языковой вопрос встал не в 2017 году, и не с начала правления регионом Рустэмом Хамитовым , а гораздо раньше. «Даже во времена руководства республикой Муртазой Рахимовым были башкиры, не считающие, что башкирский язык нужно навязывать, и я в том числе, — отметил в беседе с корреспондентом башкирский общественный деятель, бывший лидер Всемирного курултая башкир Азамат Галин . — В 2006 году, когда во всех школах начиналось всеобщее обязательное изучение башкирского языка, многие из нас понимали, что для башкирского языка это абсолютным благом не является. Вместо того чтобы проводить эффективную, но не столь заметную неспециалистам работу, Рахимов и его сподвижники сделали все показательно громко, демонстративно и безрезультатно». По словам общественника, «вместо кропотливой работы над рядом насущных проблем по сохранению башкирского языка и культуры башкирам дали курай, юрту, обязательное изучение башкирского, а от главного самоустранились».

Каким образом неудачный государственный переворот объявляет о прекращении движения в Турции, но не за рубежом. Следует помнить, что сразу после кризиса Эрдоган отправился в Азербайджан, где он открыто просил власти Азербайджана опасаться того, что он назвал «сектой ассасинов» в отношении движения Хасана аль Саббаха. В других странах, во время своих визитов в Африку или в Албанию, Эрдоган сделал такое же предостерегающее заявление. В иракском Курдистане, где движение управляет большим университетом и несколькими школами, президент Турции, чьи отношения с Барзани превосходны, специально попросил своего коллегу закрыть школы.

Родители вспоминают некоторые подробности. Башкирский язык пришел не только в общеобразовательные школы с русским языком обучения, но и в коррекционные школы для «особых» детей, и в русскоязычные детские сады. «Самое неприглядное творилось в коррекционных школах для детей с выраженными и глубокими проблемами речевого и психического развития. Русскоязычные дети, не умеющие как следует говорить на родном русском, обучались башкирскому по неприспособленным для них программам, драгоценное время уходило, как живительная вода сквозь раскаленный песок. Не лучше было положение и в детских садах: логопеды и дефектологи сокращались, вместо них принимались учителя башкирского, дети с проблемами речевого развития лишались столь необходимых им занятий со специалистами». Мнения родителей о том, нужны его ребенку занятия с логопедом или уроки башкирского, никто не спрашивал.

Таким образом, эта война против сетей Гюлениста по всему миру приобрела новую силу с 15 июля. Эти две кампании не имеют одинаковой области действия, поскольку в основном они не были вызваны по тем же причинам. Ситуация благоприятна для гюленцев, которые задрапированы знаменем защитников демократии и рыцарей борьбы с коррупцией. Более того, в Центральной Азии, где коррупция является эндемичной болезнью, бароны движения Гюлен представляли кризис в Турции как простую борьбу с коррупцией. Это первый кровавый государственный переворот, в результате которого погибли почти триста человек и чуть не поджег всю страну.

Особые нарекания вызывали учебники. «Сейчас уже признано, что в Башкирии практически нет адекватных учебников по башкирскому языку и культуре башкир, нет внятных методик, эффективных программ. И они никуда не пропали и не испортились, их не было изначально! — утверждают родительские активисты. — Башкирия в учебнике на русском языке почему-то именовалась «страной», на умы первоклассников вываливались непонятные даже взрослым термины, из всех сказок выбирались самые страшные, дети вынуждены были изучать стихи и рассказы современных башкирских авторов, по случайному совпадению являющихся родственниками составителей программ. На уроках башкирской культуры звучали речи о русских колонизаторах».

Кроме того, даже если движение Гюлена отрицает какую-либо причастность, он не может быть полностью невиновным. Это преступление уже вменено ему, и этому движению будет трудно защищать его. Однако Эрдогану будет так же трудно подорвать иностранные базы движения и ликвидировать движение, как он предпринял в Турции. Потому что во многих странах, где распространилось движение Гюлена, его сторонники теперь в достаточной степени являются частью принимающего общества и его элиты, находящимися у власти, и избегают прямого или косвенного контроля над Анкарой.

«Создавалась впечатление, что у авторов учебников была одна задача — впихать в учебник как можно больше архаических, малоупотребительных слов, а живой разговорной речи, весьма образной и по-своему красивой, места в этих учебниках не было», — отметил Азамат Галин.

С 2007 года началась полемика, сторонники принудительного изучения башкирского тогда утверждали, что большинство русскоязычных детей желает изучать башкирский 11 лет подряд, на противников принудительного изучения наклеивались ярлыки. Однако с каждым годом общественность убеждалась в малой эффективности изучения башкирского — большинство русскоязычных школьников на нём так и не заговорили.

Если степень чистки против движения Гюлена в Турции, где истощаются его источники финансирования, не оставляет сомнений в ее неизбежной кончине, не исключено, что мечта Эрдогана о ее демонтаже за границей достичь. Власти стран, в которых он активен и влиятелен, не смогут и будут исполнять настойчивые требования Турции положить конец функционированию институтов Гюлениста, даже если некоторые страны уже удовлетворили требования Эрдогана, такие как Пакистан и частично Азербайджан. Для некоторых стран невозможно закрыть эти школы, которые имеют жизненно важное значение в контексте неудачной системы государственного образования, а турецкие предписания не воспринимаются как оскорбительное и унизительное вмешательство в их внутренние дела.

По словам родителей, проблема решалась поэтапно. Сначала от обязательного башкирского были избавлены воспитанники детских садов, затем первоклассники, в последние годы — выпускники отдельных школ. Сегодня большинство русскоязычных детей со второго по девятый класс изучают башкирский, часть учащихся продолжает изучение башкирского и в 9−10-х классах, по данным Минобра Башкирии, это 87% школьников.

Таким образом, спикер албанского парламента дал понять Эрдогану, что его страна не может принять такой интервенционизм от Турции в своих делах, в том числе потребовать закрытия школ, которые считаются внезапно опасными. Похоже, что реакция властей иракского Курдистана, ссылаясь на их суверенитет, отказалась закрыть школы Гюлена, несмотря на хорошие отношения между Барзани и Эрдоганом. Совсем недавно, после попытки государственного переворота, Казахстан и Кыргызстан под сильным турецким давлением и, хотя в хороших отношениях с Эрдоганом, указали, что их школы Гюлинистов не будут закрыты.

Как считают родители русскоязычных школьников, сегодня в Башкирии имеется законодательная база, устраивающая максимальное количество участников учебного процесса. Не все благополучно с правоприменением этой базы, заявляют активисты.

2017 год: внезапное обострение

В 2017 году о башкирском языке заговорили вновь. Часть наблюдателей связывает очередное поднятие темы с несколькими факторами: среди них результаты прокурорской проверки и активизация башкирских националистов, выражающаяся в деятельности незарегистрированной организации Конгресс башкирского народа, или КБН. Кроме того, во многих СМИ, до этого не поднимавших языковой вопрос, была развернута дискуссия о необходимости изучения титульного языка.

В другом месте это экономическая и практическая причина, которая преобладает в отказе подчиняться Анкаре. В качестве современных высококачественных учреждений с очень хорошими учебными инструментами школы очень полезны для некоторых стран, таких как Таджикистан, Кыргызстан и даже Казахстан, у которых имеются значительные ресурсы для инвестиций в образование, если у него есть политическая воля. В некоторых африканских странах именно элиты отправляют своих детей в эти школы, и их закрытие наносит ущерб их личным, а также национальным интересам.

По мнению отдельных экспертов, КБН на словах подчеркнуто поддерживает курс президента Владимира Путина, «не чураясь при этом идей сепаратизма». «Принято считать, что возникновение КБН в 2017 году приветствуется сторонниками Муртазы Рахимова, движение выступает в оппозиции действующему главе республики Рустэму Хамитову и поддерживает связи с движением «Открытая Россия». Пик активности обсуждения языкового вопроса пришелся на время подготовки к митингу за отставку Хамитова, при этом добровольное изучение башкирского языка было названо «ущемлением прав башкирских учащихся». Однако нет ни одного примера нарушения образовательных прав данной категории учащихся. К этому времени сторонники обязательного изучения башкирского уже не скрывали: добровольно башкирский согласилось бы изучать крайне небольшое количество школьников, тем самым фактически признав, что этот предмет невостребован.

Даже если будет политическая воля закрыть эти школы, осуществление таких мер будет сложным и опасным. Для закрытия школ и захвата имущества не будет решаться основополагающий вопрос о будущем поколения Гюлен в этих странах. Мы говорим здесь о десятках тысяч менеджеров, обучающихся в этих школах уже четверть века. Изгнать эти школы было бы наказать своих пользователей, которые по местному законодательству не сделали ничего плохого, потому что все учреждения были и находятся под наблюдением министерств образования.

В то же время нам хорошо известно, что турецкие власти будут шантажировать, ставя двусторонние отношения против демонтажа сети Гюлена на баланс. Тем не менее, хотя термин «сеть Гюлена» имеет значение в Турции, и даже в Соединенных Штатах, это не всегда так в странах Центральной Азии, где школы фактически были в значительной степени национализированы, чтобы точно не обвинять их в Турции. Под пристальным наблюдением со дня своего первого дня в Центральной Азии и на Кавказе - и его можно экстраполировать в Африку - эти школы работают на местах для местных спецслужб.

Доводы за обязательное изучение башкирского языка остаются неизменными: проявить уважение, на чьей земле живёте, вас приютили. Одно из объяснений русских сторонников принудительного башкирского, ставшее аргументом «за обязательный башкирский», звучит так: «Я филолог, русскому языку обучу своего ребенка сам, а башкирскому его научат в школе». Противники обязательного изучения возражают: «А мы не филологи, мы хотим, чтобы русский язык нашим детям преподавали на бесплатных уроках в школе профессионалы в том же объеме и по тем же учебным программам, как в большинстве регионов России. Учебное время не резиновое, башкирский язык преподается за счет других, более нужных нашим детям предметов. Если школа предоставляет образовательные услуги, то мы хотим пользоваться лишь теми услугами, которые нам действительно нужны, и изучать лишь те предметы, которые входят в школьный аттестат общероссийского образца. Все, что не входит в аттестат, — строго по желанию».

Страх перед идеологией заставил гюленистов отказаться от всех форм открытого прозелитизма. В настоящее время национализированные, некоторые учреждения потеряли часть своего турецкого характера, поскольку они финансируются и управляются на местном уровне. Например, в Казахстане, чьи власти вежливо ответили Эрдогану, что школы не закрываются, институты Гюлениста были достаточно локализованы для самофинансирования и самоуправления, защищенных от турецкого давления.

Концентрация нападений в этих странах происходит из-за того, что у Турции больше рычагов воздействия. Но прежде всего потому, что именно в этом географическом районе движение Гюлен является наиболее устоявшимся, особенно в Азербайджане, Кыргызстане и Ираке, где институты Гюлена стали незаменимыми благодаря своим популярным образовательным услугам. элиты. Осознавая такое положение дел, президент Эрдоган, тем не менее, обвинил турецкую дипломатию в возможном подрыве иностранных баз движения Гюлен. Эта настойчивость, которая не отвечает никакой рациональности, основана на двух логиках.

Еще одно объяснение: «А вдруг ваш ребенок захочет стать главой Башкирии, который по закону должен знать и русский, и башкирский?» Еще один довод: после башкирского легче учить английский, потому что башкирский больше похож на английский, чем русский.

Самым оригинальным аргументом признан довод «А куда денутся ненужные учителя башкирского языка, их семьи будут голодать?» «Туда же, куда должны деться десятки тысяч сокращенных в процессе перехода на аутосорсинг школьных работников, — с грустью отвечает Азамат Галин. — Образование в России давно уже не соответствует современным требованиям, и это должно нас волновать больше. Скоро некому будет стоять за новейшими станками, новоиспеченные инженеры не смогут решать поставленные перед ними задачи, наука просядет окончательно, а мы будем продолжать дискутировать, нужно ли изучать башкирский». Выход Галин видит в одном — в башкирских семьях дети должны научиться говорить по-башкирски и передать затем это умение своим детям.

Во-первых, существует убежденность, даже паранойя, в том, что укоренение за рубежом движения может снова прорасти в Турции, несмотря на репрессии. Вторая логика направлена ​​на то, чтобы показать турецкое мнение о том, что враг Гюлен находится за границей, обслуживая иностранные державы, включая Соединенные Штаты, и что он действует против интересов нации. Отсюда неотложность и необходимость искоренить ее, в том числе на этой новой территории конфронтации, гораздо более деликатной, поскольку она затрагивает все будущее Турции, как мы увидим в следующей статье.

«Руководство страны должно помогать сохранению национальных языков, получая при этом опыт, который пригодится для спасения русского языка уже через несколько десятков лет! — утверждает Галин. — Государство должно выделять достаточно средств, а задача общественности — следить, чтобы эти деньги расходовались правильно, контролировать качество и доступность методик и учебников, вести просветительскую работу и убеждать семьи говорить со своими детьми на родном языке».

Однако в обоих случаях государства, хотя и привязанные к строгому секуляризму в своей стране, не стеснялись оказывать свою помощь на внешней основе религиозным группам, влияние которых они сражались дома. Отношения между Турцией и Узбекистаном находятся в кризисе с почти первых дней независимости Узбекистана. Изгнание в Турции двух видных узбекских оппонентов Мухаммада Салиха и Абдуррахима Полатова во главе политических партий Эрк и Бирлик лежит в основе этих плохих двусторонних отношений. Ничто не освобождает вас от ответственности за нарушение закона в области образования, - объявила местная прокуратура, наказывая чиновников, которые согласились, что татарский язык следует преподавать как обязательный предмет.

Глазами политологов

Как считает политолог Николай Евдокимов , вопрос о том, стоит ли преподавать башкирский язык, а если стоит, то в каких объёмах — один из наиболее давних и острых в республиканской внутриполитической повестке. В республике на него реагируют многие национальные организации, создаются целые общественные движения родителей против преподавания башкирского языка или в его поддержку. «Можно сказать, что это вопрос, который по-настоящему способствует развитию гражданского общества в регионе. Тем не менее для региональной власти ситуация патовая во всех отношениях. Любое её решение вызовет недовольство либо той, либо другой группы. Именно по этой причине вопрос долгие годы не решался — у него просто нет однозначного решения, а брать на себя ответственность за обострение межнациональных отношений, естественно, никто не желает», — считает Евдокимов.

В этом плане заявление Путина о недопустимости навязывания преподавания не родных языков в школе — серьёзный шаг и сигнал для региональной власти. Фактически это снимает с неё ответственность в случае принятия решения о прекращении преподавания башкирского языка в школах (естественно, недобровольного) и даёт преимущество перед местной оппозицией, которая в том числе говорила о притеснениях башкир, но при этом апеллировала к Путину. Эксперта также волнует вопрос о том, что делать с учителями башкирского языка, подготовка которых велась на протяжении многих лет. Это довольно большое число людей, которым нужно будет искать работу или перераспределять нагрузку в школах. «Поэтому, полагаю, что вопрос ещё далёк от своего окончательного решения и власти Башкирии будут искать определённый компромисс при решении этой проблемы», — заключил собеседник агентства.

Политолог Кирилл Зотов считает, что, несмотря на показную поддержку президента страны, лозунги КБН противоречат позиции президента. «Башкирские националисты яростно призывают именно к тому, против чего, собственно, выступил Владимир Путин. Сделанное в Йошкар-Оле заявление президента страны о том, что нельзя заставлять граждан России изучать неродные языки, было воспринято КБН ожидаемым молчанием. Очевидно, что у организации конъюнктурные цели, поэтому логичности и стройности от их программы ожидать не следует», — уверен эксперт.

При том, что заявление президента было сделано весьма своевременно, в министерстве образования Башкирии, похоже, предпочитают далеко не всегда слышать и правильно интерпретировать слова руководителя государства. Поэтому остается надеяться, что на этот раз Рособрнадзор четко проинспектирует выполнение федерального законодательства на территории Башкирии, и в следующем учебном году скандалов по поводу того, что директора школ заставляют учить башкирский, — мы не увидим.

По мнению политолога Дмитрия Казанцева вопросы языковой политики во времена «парада суверенитетов» со стороны местных властей национальных республик не всегда отличались мирным и конструктивным характером. Из-за слабости федерального центра навязывание того или иного языка в 90-х годах считалось де-факто нормой, хотя и вызывало серьезные протестные настроения у других национально-культурных объединений и диаспор.

Преемственность и взаимообогащение этнических культур — важное направление государственной политики, но передергивание тезиса о сохранении национального языка через его обязательное изучение для всех жителей субъекта РФ, как, например, было в Башкирии до 2010 года, чревато очередными социальными потрясениями и межнациональной рознью, считает Дмитрий Казанцев. Недавние громкие лозунги местных националистических организаций якобы в поддержку Владимира Путина и одновременно против республиканских властей — это скорее грубый манипулятивный ход перед президентскими выборами, нежели хорошая попытка убедить большую часть населения и федеральную власть в своей правоте.

Современное руководство страны понимает риски перегибов на местах и проявлений этнического национализма. Поэтому заявления Владимира Путина о недопустимости обучения неродному языку и сокращения часов на русский язык это еще раз подтвердили.

Также эксперт добавил, что в политологии моноэтническим государством признается страна, в которой более половины населения представляют одну этническую общность, вместе с тем на территории России проживают представители порядка 193 национальностей, что говорит о полиэтническом характере Российского государства. 96% граждан России говорят на русском языке, который сегодня востребован и в бывших странах Советского Союза, и в государствах СНГ.

Число носителей в России - 1.379.700 человек (перепись 2002 г.; в 1989-м насчитали 1,18 млн). Итого в мире около 1,5 млн говорящих по-башкирски.
Диалекты : восточный (горный, куваканский), южный (луговой, юрматинский) и западный (северо-западный).
По лексическим и фонетико-грамматическим показателям башкирский язык близок к татарскому . В связи с этим у некоторых жителей Башкортостана размыта этническая самоидентификация.
В плане грамматики башкирский относится к агглютинативным языкам. Словообразование и словоизменение - посредством суффиксов. Родов, предлогов и приставок нет.
Лексика башкирского языка довольно консервативна. Сравнительные исследования показывают, что современный башкирский язык сохраняет 95% лексики древнетюркских рунических памятников IIX-X веков н.э.
Характерные особенности башкирской фонетики : наличие гласных неполного образования (орфографически - «ы», «е», «о», «ө»); соответствие общетюркским [е], [о], [ө] башкирских [и], [у], [ү]; наличие лабиализованного [å] (то же и в татарском языке); наличие межзубных спирантов [ç] и [ҙ], соответствующих общетюркским [с] и [з]; наличие гортанного спиранта [h] (в начале слога), соответствующего общетюркскому [с]; соответствие башкирского [с] общетюркскому [ч].
До начала XX века башкиры пользовались поволжским вариантом среднеазиатского письменного языка тюрки, а позже татарским литературным языком. Современный башкирский литературный язык начал формироваться с середины 1920-х гг.
Письменность до 1928 г. была на основе арабского шрифта, с 1929 г. на латинице, с 1939 г. - на основе русской графики с добавлением букв «ғ», «ә», «ң», «ҡ», «ç», «ү», «h», «ө» для обозначения специфических фонем башкирского языка.
Башкирский наряду с русским является государственным языком Республики Башкортостан (Закон «О языках народов Республики Башкортостан», 1999). Он является средством обучения и предметом изучения в начальной и средней школе, в вузах используется как средство обучения гуманитарным предметам и изучается как предмет. На башкирском языке издается учебная, художественная и публицистическая литература, выходят газеты и журналы, осуществляется теле- и радиовещание, функционируют театры.
Центрами научного изучения башкирского языка являются Институт языка, литературы и истории Академии наук Республики Башкортостан, Факультет башкирской филологии и журналистики Башкирского государственного университета .


башкирский язык в Википедии
башкирский алфавит



Похожие статьи