Тайна преподобного Кукши. Одесский чудотворец благословлен для общецерковного почитания

Схиигумен Кукша родился в 1874 году в селе Гарбузинка Херсонской губернии в благочестивой крестьянской семье Кирилла и Харитины Величко. У них было четверо детей: Феодор, Косьма (будущий отец Кукша), Иоанн и Мария. Мать преподобного в юности желала быть монахиней, но родители благословили ее на замужество. Она же молилась Богу, чтобы кто-либо из ее детей сподобился подвизаться в иноческом чине.

Косьма с молодых лет любил тишину и уединение, имел большое сострадание к людям. Был у него двоюродный брат, одержимый нечистым духом. Косьма поехал с ним к одному старцу, изгонявшему бесов. Старец исцелил юношу, а Косьме сказал: «За то только, что ты привез его ко мне, враг будет мстить тебе - ты будешь гоним всю жизнь».

В возрасте 20 лет Косьма впервые отправился паломником в Святой Град Иерусалим вместе со своими односельчанами, а на обратном пути посетил Святую Гору Афон. Здесь душа молодого человека возгорелась желанием служить Богу в ангельском образе. Но прежде он возвратился домой за родительским благословением. Приехав в Киев, Косьма навестил киевского чудотворца Иону, известного своей прозорливостью. Благословляя юношу, старец коснулся его головы крестом и неожиданно сказал: «Благословляю тебя в монастырь! Будешь жить на Афоне!»

Кирилл Величко не сразу согласился отпустить сына в монастырь. А мать батюшки, получив разрешение мужа, с великой радостью благословила свое чадо Казанской иконой Божией Матери, с которой святой не расставался всю свою жизнь, и которая была положена ему в гроб после кончины. Так в 1896 году Косьма прибыл на Афон и поступил послушником в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь .

Через год игумен благословил его с матерью снова посетить Иерусалим. Здесь с Косьмой произошли два чудесных события, послуживших знамениями его будущего. В Иерусалиме есть Силоамская купель. Существует обычай погружаться в этот источник всем паломникам, особенно бесплодным женщинам, и по преданию, которая первая успеет погрузиться в воду, будет иметь дитя. Косьма с матерью тоже ходил погружаться в Силоамскую купель.

Случилось так, что в полумраке сводов кто-то толкнул его со ступеней, и он неожиданно упал первым в воду прямо в одежде. Женщины с сожалением закричали, что первым в воду погрузился юноша. Но это было знамением свыше, что у отца Кукши будет много духовных чад. Он всегда говорил: «У меня тысяча духовных чад».

Второе знамение случилось в Вифлееме. Поклонившись месту Рождения Христа-Богомладенца, паломники стали просить охранника разрешить им взять святого масла из лампад, но тот оказался жестоким и несговорчивым. Вдруг одна лампада чудесным образом опрокинулась на Косьму, облив весь его костюм. Люди окружили юношу и руками собирали с него святое масло. Так Господь показал, что через отца Кукшу множество людей будет получать Божественную благодать.

Через год после приезда из Иерусалима на Афон он получил благословение еще раз побывать во Святом Граде и нести послушание у Гроба Господня. По возвращении на Афон 28 марта 1902 года послушник Косьма был пострижен в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1905 года - в монашество и наречен Ксенофонтом. Его духовным отцом стал старец-подвижник Мелхиседек, который подвизался отшельником и был монахом высокой духовной жизни.

В 1912–1913 годах из-за нестроений на Афонской Горе греческие власти потребовали выезда с Афона многих русских монахов, в том числе и будущего святого. «Так Богу угодно, чтобы ты жил на родине, там тоже надо спасать людей», - сказал его духовный отец.

Так афонский монах Ксенофонт оказался насельником Киево-Печерской Лавры. Здесь 3 мая 1934 года он был рукоположен в иеромонаха. Батюшка очень хотел принять великую схиму, но по молодости лет ему отказывали в его желании. Как-то, переоблачая мощи в Дальних Пещерах, преподобный взмолился святому схимнику Силуану о том, чтобы принять схиму. И вот в 56-летнем возрасте отец Ксенофонт неожиданно тяжело заболел - как думали, безнадежно. Умирающего постригли в великую схиму и нарекли ему имя в честь священномученика Кукши Печерского. Вскоре после пострига отец Кукша стал поправляться, а затем и совсем выздоровел.

Это были годы жестоких богоборческих гонений на Православную Церковь со стороны безбожной советской власти. Когда Лавры коснулась волна спровоцированных ГПУ обновленческих и самосвятских расколов, отец Кукша был примером для других в сыновней верности истинному православию. Однажды из Полтавы в Киево-Печерскую Лавру прибыл ее бывший насельник митрополит Серафим, желавший прежде кончины посетить любимую обитель и проститься с ней. Когда отец Кукша подошел к нему за благословением, митрополит воскликнул: «О, старец, тебе давно в этих пещерах место уготовано!»

С 1938 года для батюшки начался тяжелый десятилетний исповеднический подвиг. Его как «служителя культа» советские безбожники приговаривают к пяти годам сталинских концлагерей (г. Вильва Молотовской области), а после отбытия этого срока - к пяти годам ссылки на севере. Так в возрасте 63-х лет отец Кукша был послан на изнурительные рабские лесоповальные работы. Работать заставляли, как рабов, по 14 часов в сутки, выдаваая очень скудную и плохую пищу. В сталинских концлагерях и ссылках батюшка очень сильно подорвал свое здоровье.

В то время в Киеве проживал схиархиепископ Антоний (Абашидзе), который хорошо знал отца Кукшу и ценил за его добродетели. Однажды Владыка под видом сухарей смог тайком передать в лагерь преподобному 100 частиц сухих Даров, чтобы батюшка Ими причащался. Но разве мог он один потреблять Святые Дары, когда многие священники, монахи и монахини, долгие годы находившиеся в заключении, были лишены этого утешения? Под большим секретом все они были оповещены, и в назначенный день заключенные-священники в епитрахилях, сделанных из полотенец, по дороге на лесоповал незаметно от конвоя быстро разрешали от грехов монахов и монахинь и указывали, где спрятаны частички Святых Даров. Так в одно утро в лагере тайно причастились 100 человек. Для многих это было последнее Причастие в их многострадальной и мученической жизни...

В лагере с батюшкой произошло еще одно чудесное событие. На Пасху отец Кукша, слабый и голодный, шел вдоль колючей проволоки, за которой повара носили противни с пирогами для охраны. Над ними летали вороны. Преподобный взмолился: «Ворон, ворон, ты питал пророка Илию в пустыне, принеси и мне кусочек пирога!» И вдруг услышал над головой «кар-р-р!» - и к ногам его упал пирог с мясом. Это ворон стащил его с противня у повара. Батюшка поднял пирог со снега, со слезами возблагодарил Бога и утолил голод.

В 1948 году, после окончания заключения и ссылки, отец Кукша вернулся в Киево-Печерскую Лавру и был с великой радостью принят братией. Закаленный в горниле тюремных страданий и исповедничества за веру, батюшка начал нести здесь подвиг старчества, окормляя множество верующих людей. За это КГБисты приказали духовной власти перевести старца из Киева куда-нибудь подальше, в глухое место. В 1953 году отца Кукшу перевели в Свято-Успенскую Почаевскую Лавру. Здесь он был назначен на послушание киотного у чудотворной Почаевской иконы Пресвятой Богородицы, а также на протяжении трех лет служил раннюю литургию в Пещерном храме и исповедовал людей.

Однажды, когда он стоял у чудотворной иконы Божией Матери, у него на ноге лопнула вена. Налился полный сапог крови. Осмотреть больную ногу пришел знаменитый своими чудесными исцелениями игумен Иосиф (в схиме Амфилохий, ныне канонизирован). Диагноз был неутешительным: «Собирайся, отец, домой», т. е. умирать. Все монахи и миряне горячо со слезами молились Матери Божией о даровании здоровья дорогому и любимому старцу. Через неделю игумен Иосиф опять пришел к отце Кукше и, увидев почти зажившую рану, в изумлении воскликнул: «Вымолили чада духовные!»

Духовная дочь батюшки рассказывала, что однажды, во время совершения Божественной Литургии отцом Кукшей, она видела в алтаре пещерного храма благолепного мужа, ему сослужащего. Когда она сообщила об этом отцу Кукше, тот сказал, что это был преподобный Иов Почаевский, который всегда служит вместе с ним, и строго приказал никому не открывать этой тайны до самой его смерти. Так протекала жизнь старца в Почаевской обители, но враг рода человеческого и здесь воздвиг гонения на него, и чтобы обезопасить батюшку от нападок со стороны ненавистников.

Епископ Черновицкий Евмений в 1957 году перевел его в Свято-Иоанно-Богословский монастырь села Крещатик Черновицкой епархии. Годы жизни здесь были тихими и спокойными для отца Кукши. Но в 1960 году сюда переселили монахинь из расформированного Черновицкого женского монастыря. После этих событий отец Кукша переехал в Одесский Свято-Успенский Патриарший монастырь, ставший последней пристанью в его скитаниях. Здесь основным послушанием старца стала исповедь. Причащался он каждый день, очень любил раннюю литургию. Говорил: «Ранняя литургия - для подвижников, поздняя - для постников».

Духовным чадом здесь в одесском монастыре был будущий игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин), который по благословению старца настоятельно и неоднократно писал прошения о разрешении ему уехать на Афон. Через много лет ожиданий это пророческое благословение прп. Кукши исполнилось и о. Иеремия, сам уже не веря в такое чудо, получил от Патриарха Константинопольского разрешение поселиться на Святой Горе. Святой Кукша стал восприемником при монашеском постриге и Блаженнейшего митрополита Киевского и Всея Украины Владимира (Сабодана).

Духовным чадам батюшка говорил: «Матерь Божия хочет взять меня к себе, но молись - и Кукша будет жить 111 лет! А то 90 лет - и Кукши нету, возьмут лопаточки и закопают». Осенью 1964 года он заболел: в приступе злобы келейник Николай в октябре месяце в 1-м часу ночи выгнал отца Кукшу раздетым из кельи. В темноте старец упал в яму, повредив ногу, и так пролежал до утра, пока его не обнаружили братия. Старец заболел двусторонним воспалением легких. Несмотря на старания близких, он так и не оправился от болезни.

Блаженный подвижник предвидел обстоятельства и время своей кончины. За несколько мгновений до смерти старец сказал: «Престало время» и очень спокойно отошел ко Господу. Власти, боясь большого стечения народа, распорядились не принимать телеграмм из Одессы с оповещением о кончине отца Кукши, требовали совершить погребение на его родине. Но наместник монастыря, вразумленный Богом, мудро ответил: «У монаха родина - монастырь».

После блаженной кончины старца свидетельством его святости явились чудеса, совершавшиеся на могиле преподобного, и 29 сентября 1994 года правящий архиерей, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, совершил обретение мощей старца, а 22 октября того же года было совершено его прославление в лике преподобных. Еще при жизни святой Кукша завещал всем приходить к нему на могилку со своими скорбями, обещая ходатайствовать за всех перед Богом. Сегодня мощи преподобного Кукши почивают в Одесском Свято-Успенском монастыре, по завету святого источая благодатную помощь всем, кто с верою к нему обращается.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» ()

Смотри также:

Иеросхимонах Владимир (в миру Василий Васильевич Колесников) родился 27 июля 1851 года в селе Чудово Новгородской губернии. Его отец Василий и мать Евдокия скончались от чахотки в 1858 году с разницей

Иеросхимонаху Веронику всю жизнь было свойственно глубокое с сокрушением покаяние, даже когда он был уже духовником других монахов. За это милостивый Господь утешил его многими добродетелями, особенно

3 декабря 1888 года отошел ко Господу иеросхимонах Мина (Буданов) – многолетний секретарь афонского старца Макария (Сушкина), игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.

Во время визита в 2010 г. в Одессу Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Cвято-Успенский мужской монастырь, где произнес такие слова: «В сей обители в последние годы своего земного бытия проходил церковное послушание преподобный старец Кукша, одесский чудотворец, причисленный к лику святых.

Преподобный Кукша Одесский

Я вспоминаю, как всякий раз, посещая сие святое место, мы ходили на монастырское кладбище и молились у скромной могилы отца Кукши. Уже тогда все понимали, что этот человек прожил особую жизнь, что он свят пред Богом. И замечательно, что настало время, когда мы можем обращаться к нему как к угоднику Божию, прося его заступления и молитв и о сей обители, и о граде Одессе, и о всей Церкви нашей».

Старец Кукша Новый, Кукша Одесский, в имени коего теперь навсегда закрепилось название большого черноморского русского города, совсем недавно, 2–3 февраля с. г., решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, в плеяде 33-х местночтимых русских подвижников разных времен, был благословлен для общецерковного почитания.

Это один из тех самых «сердечных старцев», которые, с одной стороны, сердечны по природе своей, по самоотречению ради других, а с другой, наши сердца, тянущиеся навстречу им, продолжают согреваться светом этих подвижников даже много лет спустя после их кончины.

Преподобный Кукша (в миру Косьма Величко) родился 12 января (25 н. ст.) 1875 г. в селе с характерным «херсонским» названием - Арбузинка, Херсонского уезда Николаевской губернии, в семье Кирилла и Харитины; в семье было еще два сына - Федор и Иоанн, и дочь Мария.

Харитина с юности мечтала быть монахиней, но родители благословили ее на замужество. Она молилась Богу, чтобы хоть один из ее детей ушел в монастырь, поскольку на Руси был благочестивый обычай: если кто из детей посвящал себя иноческой жизни, родители почитали это за особую честь, это было знаком особой милости Божией. Косьма с малых лет любил молитву и уединение, избегал игр, увеселений, в свободное время читал св. Евангелие. Всю жизнь хранил он икону Казанской Божией Матери в небольшом старинном деревянном киоте, которым, напутствуя в дорогу, матушка его благословила. Эта икона была положена святому во гроб после кончины...

А благословение на афонский подвиг Косьма получил у знаменитого киевского старца Ионы, коему дважды на киевском пещерном берегу являлась Богородица.

Преподобный Кукша Одесский

В 1897 г. во время паломничества на Святую Землю из Св. Афона, когда к монаху Косьме присоединилась в путешествии его мать, с ним в Иерусалиме произошло два чудесных события, которые предзнаменовали дальнейшую жизнь преподобного.

Существовал обычай погружаться в воду Силоамской купели всем паломникам, особенно бесплодным женщинам. Той из них, кто первой успеет погрузиться в воду, Господь даровал чадородие. Находясь у Силоамской купели, Косьма близко стоял возле источника. Кто-то нечаянно задел его, и он неожиданно упал первым в воду купели. Люди стали смеяться, говоря, что у него теперь будет много детей. Но слова эти оказались пророческими, ибо у преподобного впоследствии действительно было множество духовных чад. Когда же паломники были в храме Воскресения Христова, они очень хотели помазаться елеем из лампад, горевших при Гробе Господнем. Одна лампада опрокинулась, излив на Косьму весь елей. Люди быстро окружили Косьму и, собирая руками стекающий по его одежде елей, благоговейно помазывались им. Тоже случай знаменательный...

Через год после приезда из Иерусалима на Афон Косьма еще раз побывал во Святом Граде - уже в течение полутора лет, неся послушание у Гроба Господня.

Вернувшись на Афон окончательно, Косьма был назначен на послушание гостинника в странноприимную гостиницу для паломников, в которой подвизался 11 лет. Афонскую иконочку с образом Пантелеимона Целителя о. Кукша вставил в киот и хранил до самой своей кончины.

Послушник Косьма был пострижен в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1904 г. - в монашество, и наречен Ксенофонтом.

Могила преподобного Кукши Одесского

Духовным отцом Ксенофонта был старец о. Мелхиседек, который подвизался отшельником в горах. Впоследствии преподобный вспоминал о своей жизни в то время: «До 12 ночи на послушании, а в 1-м часу ночи бежал в пустынь к старцу Мелхиседеку учиться молиться». Несмотря на то, что Ксенофонт едва умел читать и писать, Евангелие и Псалтирь он знал наизусть, службу церковную совершал на память, никогда не ошибаясь.

В 1913 г. после высылки греческими властями русских монахов с Афона, Ксенофонт стал насельником Киево-Печерской Свято-Успенской лавры. Во время Первой мировой войны он на 10 месяцев вместе с другими монахами был направлен на послушание “брата милосердия» в санитарный поезд на линию «Киев-Львов».

По возвращении в Лавру о. Ксенофонт в Дальних Пещерах заправлял и зажигал лампады перед святыми мощами, переоблачал святые мощи, следил за чистотой и порядком.

«Мне очень хотелось принять схиму, - рассказывал он, - но по молодости лет (40 с небольшим) мне отказывали в моем желании». В 56 лет он неожиданно тяжело заболел, как думали, безнадежно. Решено было немедленно постричь умирающего в схиму. 8 апреля 1931 г. при пострижении в схиму нарекли ему имя священномученика Кукши, мощи которого находятся в Ближних Пещерах Лавры. После пострига о. Кукша стал поправляться и вскоре совсем выздоровел.

Однажды из Полтавы в Киево-Печерскую лавру прибыл ее бывший насельник, престарелый митрополит Серафим, чтобы посетить любимую обитель и проститься с ней перед кончиной. Пробыв несколько дней в лавре, он собрался уезжать. Все братия, прощаясь, стала подходить к владыке под благословение. Святитель, изнемогая от старости, благословлял всех, сидя в храме. Следом за другими подошел и о. Кукша. Когда они облобызались, прозорливый митрополит Серафим воскликнул: «О, старец, тебе давно в этих пещерах место уготовано!»

3 апреля 1934 г. отец Кукша был рукоположен в сан иеродиакона, а 3 мая того же года - в сан иеромонаха. После того, как Киево-Печерскую лавру закрыли, батюшка служил до 1938 г. в Киеве, в церкви на Воскресенской Слободке.

У раки с мощами преподобного Кукши

В 1938 г. его как «служителя культа» приговорили к 5 годам лагерей в г. Вильма Молотовской (Пермской) области, а после отбытия этого срока - к 3 годам ссылки.

Так в возрасте 63-х лет отец Кукша оказался на изнурительных лесоповалочных работах. 14-часовой рабочий день, при плохом питании, был очень тяжелым, особенно в лютые морозы. Вместе с о. Кукшей в лагере содержалось много священников и монахов.

Однажды о. Кукша получил от Киевского епископа, преосвященного Антония посылку, в которую владыка вместе с сухариками умудрился положить сто частиц просушеных запасных святых Даров, которые проверяющие сочли за сухари.

«Но разве мог я один потреблять святые Дары, когда многие священники, монахи и монахини, долгие годы находясь в заключении, были лишены этого утешения? - рассказывал впоследствии батюшка. - …Мы сделали из полотенцев епитрахили, нарисовав на них карандашом кресты. Прочитав молитвы, благословили и одели на себя, спрятав под верхнюю одежду. Священники укрылись в кустарнике. Монахи и монахини по одному, по одной подбегали к нам, мы быстро накрывали их епитрахилями-полотенцами, прощая и отпуская грехи. Так в одно утро по дороге на работу причастилось сразу сто человек. Как они радовались и благодарили Бога за Его великую милость!»

Как-то батюшка слег в больницу и был близок к смерти. Вспоминал потом: «Это было на Пасху. Я был такой слабый и голодный, - ветром качало. А солнышко светит, птички поют, снег уже начал таять. Я иду по зоне вдоль колючей проволоки, есть нестерпимо хочется, а за проволокой повара носят из кухни в столовую для охранников на головах противни с пирогами. Над ними вороны летают. Я взмолился: “Ворон, ворон, ты питал пророка Илию в пустыне, принеси и мне кусочек пирога». Вдруг слышу над головой: “Кар-р-р!”, - и к ногам упал пирог, - это ворон стащил его с противня у повара. Я поднял пирог со снега, со слезами возблагодарил Бога и утолил голод».

Весной 1943 г., по окончании срока заключения, на праздник святого великомученика Георгия Победоносца о. Кукшу освободили, и он отправился в ссылку в Соликамскую область, в деревню близ г. Кунгур, часто совершал богослужения, к нему потекли люди.

Он был постоянно преследуем и гоним. В 1951 г. отца Кукшу из Киева перевели в Почаевскую Свято-Успенскую Лавру, где старец стал нести послушание киотного у Чудотворной Богородичной иконы Почаевской, когда к ней прикладывались монахи и богомольцы.

Кроме того, о. Кукша исповедовал прихожан. Паломники старались обязательно попасть на исповедь к батюшке, сотнями стояли в очереди. Многих принимал он и в своей келии, почти без отдыха проводя целые дни, несмотря на преклонный возраст и старческие болезни.

И, по афонскому обычаю, всю жизнь обувался только в сапоги. От долгих и многих подвигов у него на ногах были глубокие венозные язвы. Однажды, когда о. Кукша стоял у чудотворной иконы Божией Матери, у него на ноге лопнула вена, и сапог наполнился кровью. Его увели, уложили в постель. Пришел знаменитый своими исцелениями игумен Иосиф (в схиме Амфилохий , впоследствии канонизированный как преподобный), осмотрел ногу и сказал: «Собирайся, отец, домой» (то есть умирать), и ушел. Все монахи и миряне горячо со слезами молились Матери Божией о даровании здравия дорогому и любимому старцу. Через неделю игумен Иосиф опять пришел к о. Кукше, осмотрел почти зажившую рану на ноге и в изумлении воскликнул: «Вымолили чада духовные!».

Преподобный схиигумен Амфилохий Почаевский

Одна женщина рассказывала, что однажды видела в алтаре Пещерного храма во время совершения Божественной литургии отцом Кукшей благолепного мужа, сослужащего ему. И когда она сообщила об этом о. Кукше, тот сказал, что это был преподобный Иов Почаевский, который всегда служил вместе с ним. Батюшка строго приказал никому не открывать этой тайны до самой его смерти.

В период с марта по апрель 1957 г. церковное священноначалие определило о. Кукше пребывать в затворе «для совершенствования аскетической жизни и несения высшего схимнического подвига», и в конце апреля 1957 г. старца на страстной седмице Великого поста перевели в небольшой Крещатицкий Свято-Иоанно-Богословский монастырь Черновицкой епархии. Несмотря на старческую слабость, он часто повторял: «Здесь я дома, здесь я на Афоне! Вон внизу сады цветут, точно маслины на Афоне. Здесь Афон!»

В начале 1960-х богоборцы опять стали закрывать храмы, обители, духовные школы. Отца Кукшу назначили в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь, куда он прибыл 19 июля I960 г. и где провел последние 4 года своей подвижнической жизни.

Старец старался причащаться каждый день, любил особенно раннюю литургию, говоря, что ранняя литургия для подвижников, а поздняя для постников.

К святой Чаше старец не разрешал подходить с деньгами, чтобы «не уподобиться Иуде». Так же и священникам запрещал с деньгами в кармане стоять у престола и совершать Божественную литургию. Ежедневно идя в храм, старец под одежду надевал свою афонскую власяницу из колючего белого конского волоса.

Келия старца в монастырском корпусе примыкала прямо к Свято-Никольской церкви. С ним поселили и послушника келейника, но старец, несмотря на немощи своего преклонного возраста, не пользовался посторонней помощью и говорил: «Мы сами себе послушники до самой смерти».

Несмотря на запрет властей посещать святого старца, люди и здесь не лишились его духовного окормления. Отца Кукшу очень любил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Еще будучи в Иоанно-Богословском монастыре, старец, бывало, садясь пить чай, брал портрет Святейшего Алексия I, целовал и говорил: «Мы со Святейшим чай пьем». Слова его исполнились, когда он стал жил в Одесском монастыре, куда каждый год летом приезжал Патриарх Алексий I, который всегда приглашал благодатного старца «на чашку чая», любил беседовать с ним, спрашивал, как было в Иерусалиме и на Афоне в старое доброе время...

В последний год жизни батюшки Патриарх Алексий I благословил ему приехать в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру на праздник обретения святых мощей преподобного Сергия Радонежского. По окончании праздничной литургии, когда батюшка вышел из Свято-Троицкого храма, его обступили со всех сторон, испрашивая благословения. Он долго благословлял людей на все стороны и смиренно просил отпустить его. Но народ не отпускал старца. Только после долгого времени он с помощью других монахов с трудом добрался до келии.

В октябре 1964 г. старец, упав, сломал бедро. Пролежав на холодной сырой земле, простудился и заболел воспалением легких. Он никогда не принимал лекарств, называя врачебницей святую Церковь. Даже страдая в предсмертной болезни, он также отказался от всякой врачебной помощи, причащаясь каждый день святых Христовых Таин.

Блаженный подвижник предвидел свою кончину и преставился ко Господу 11 (24) декабря 1964 г. Духовная дочь старца схимонахиня А. вспоминала: «Батюшка иногда говорил: “90 лет - Кукши нет. Хоронить-то как будут, быстро-быстро, возьмут лопаточки и закопают”. И действительно, его слова исполнились в точности. Он упокоился в два часа ночи, а в два часа пополудни этого же дня над могильным холмиком возвышался уже крест. Скончался, когда ему было около 90 лет».

Власти, боясь большого стечения народа, препятствовали тому, чтобы батюшку погребли в монастыре, а требовали совершить погребение на его родине. Но наместник монастыря мудро ответил: «У монаха родина - монастырь». Власти дали на погребение лишь два часа.

Для всего православного мира старец Кукша Одесский принадлежит к тем отечественным праведникам, которые в последние века подобно Серафиму Саровскому, Оптинским, Площанским и Глинским старцам служением Богу светили миру светом любви, терпения и сострадания.

Старец никогда не осуждал согрешающих и не сторонился их, а наоборот, всегда с состраданием принимал их. Говорил: «Я сам грешный и грешных люблю. Нет человека на земле, который бы не согрешил. Един Господь без греха, а мы все грешные».

Старец Кукша имел от Бога дар духовного рассуждения и различения помыслов.

Он был великим прозорливцем. Ему были открыты даже самые сокровенные чувства, которые люди едва могли понять сами, а он понимал и объяснял, от кого они и откуда. Еще, бывало, у дверей стоят, а он уже каждого по имени называет, хотя видит первый раз в жизни.

Преподобный советовал все новые вещи и продукты освящать святой водой, перед сном окроплять келию (комнату). Утром, выходя из келий, он всегда окроплял себя святой водой.

Своей духовной дочери монахине В. он говорил: «Когда тебя куда повезут - не скорби, но духом всегда стой у Гроба Господня, вот как Кукша: я и в тюрьме, и в ссылке был, а духом всегда стою у Гроба Господня!»

«Я по какому-то делу зашла к нему, - вспоминала матушка А., - а он говорит, что напротив Свято-Никольского храма сидит человек полный, в шляпе, такой голодный, и чтобы я ему передала пищи. Я вышла с едой, и действительно, напротив Свято-Никольской церкви сидит тучный мужчина в шляпе. Я подошла и сказала, что батюшка Кукша передал ему еду. Он удивился этому, заплакал и сказал, что он действительно три дня уже ничего не ел и так обессилел, что не может подняться со скамейки. Оказывается, у этого человека на вокзале украли вещи и деньги. Стыдно было ему просить, и он находился в сильном унынии.

Помню, старец говорит мне: “Спаси Господи, что ты меня развязала”. Я долго не могла понять этих слов. И только намного позже поняла их смысл. Когда батюшку положили во гроб, я завязала ему голову бинтом, чтобы уста были сомкнуты, но погребали настолько спешно, что только перед выходом из храма я вспомнила, что нужно снять повязку. Обратилась к наместнику монастыря, он благословил, и я развязала. Вот так сбылись слова преподобного.

Батюшка говорил: «Не будут пускать, а ты через забор - и у Кукши». И действительно, после похорон кладбище было закрыто, калитка была на замке. Я вспомнила предсказание и благословение старца, и приходила к нему на могилку, перелезая через ограждение».

Преподобный всегда пребывал в молитвенном общении со святыми. Однажды его спросили: «Не скучно вам одному, батюшка?» Он бодро ответствовал: «А я не один, нас четверо: Косьма, Константин, Ксенофонт и Кукша». Назвал всех своих небесных покровителей.

Божий дар врачевания и исцеления душевных и телесных недугов действовал в преподобном как при жизни его, так и после его кончины. Многих он исцелял своей молитвой - в том числе от рака и душевных болезней.

С течением времени не исчезает живая память о старце Кукше, не уменьшается любовь к духовному отцу и пастырю. Всегда ощущается его духовная близость ко всем, оставшимся в сем бренном мире, его неиссякаемая молитвенная помощь.

Канонизирован был схиархимандрит Кукша Новый Священным Синодом Украинской православной церкви - постановлением от 4 октября 1994 г. Память святого отмечается 16 сентября в день обретения мощей, 11 декабря в день кончины, в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Торжества канонизации проходили в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре 22 октября 1994 г. С этого времени в Свято-Успенском храме монастыря находятся святые мощи преподобного Кукши Одесского. Православные люди, с верой приходящие ко святым мощам преподобного, получают исцеления и духовное утешение.

Преподобный отче Кукша, моли Бога о нас!

Петр Маслюженко

“Святость есть не просто праведность, за которую праведники удостаиваются наслаждения блаженства в Царстве Божием, но такая высота праведности, что люди настолько наполняются благодатию Божией, что она от них течет на тех, кто с ними общается. Велико их блаженство, происходящее от лицезрения славы Божией. Будучи преисполнены и любви к людям, происходящей от любви к Богу, они отзывчивы на людские нужды и на их моления, и являются и предстателями за них пред Богом”.

Блаженный Иоанн (Максимович)

Преподобный Кукша (Косьма Величко) родился 12/25 января 1875 года в селе Гарбузинка Херсонского района Николаевской губернии в многодетной семье благочестивых родителей Кирилла и Харитины. Его мать в молодости мечтала стать монахиней, но по родительскому настоянию вышла замуж. Харитина горячо молилась Богу, просила, чтобы кто-то из её детей сподобился подвизаться в иноческом чине. По милости Божией младший сын, Косьма, с детства всей душой устремился к Богу, он с малых лет полюбил молитву и уединение, в свободное время читал св. Евангелие.

В 1896 году Косьма, получив родительское благословение, удалился на святую гору Афон, где был принят послушником в русский монастырь Святого Великомученика Пантелеимона.

В 1897 году Косьма, получив благословение настоятеля монастыря, совершил паломничество на Святую Землю. В Иерусалиме, когда паломники находились у Силоамской купели, Косьму, близко стоявшего возле источника, кто-то нечаянно задел. Отрок упал в воду первым. Многие бесплодные женщины стремились войти в купель в числе первых, ведь по преданию: Господь даровал чадородие тому, кто первым успеет погрузиться в воду. После этого события паломники стали подшучивать над Косьмой, говоря, что у него будет много детей. Слова эти оказались пророческими – у старца Кукши впоследствии действительно было множество духовных чад.

В храме Воскресения Христова произошло ещё одно знаменательное событие: на Косьму по промыслу Божиему была опрокинута средняя лампада. Все верующие хотели помазаться елеем из лампад, горевших при Гробе Господнем, люди окружили отрока и, собирали руками стекающий по его одежде елей, благоговейно помазывались им.

Через год после возвращения из Иерусалима на Афон Косьме посчастливилось еще раз побывать на Святой Земле, он сподобился полтора года нести послушание у Гроба Господня. Вскоре послушник Косьма был пострижен в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1904 года − в монашество, и наречен Ксенофонтом. По промыслу Божию отроку предстояло 16 лет постигать основы монашеской жизни в монастыре Святого Великомученика Пантелеимона, под руководством духовного наставника старца Мелхиседека, который подвизался отшельником в горах. Впоследствии подвижник вспоминал: “До 12 ночи на послушании, а в 1-м часу ночи бежал в пустынь к старцу Мелхиседеку учиться молиться”.

Однажды, стоя на молитве, старец и его духовный сын услышали в ночной тишине приближение свадебного кортежа: топот конских копыт, игру на гармошке, веселое пение, хохот, свист...

– Отче, откуда здесь свадьба?

– Это гости едут, надо их встретить.

Старец взял крест, святую воду, четки и, выйдя из келии, окропил вокруг нее святой водой. Читая крещенский тропарь, он на все стороны осенил крестом – сразу сделалось тихо, как будто и не было никакого шума.

Под его мудрым окормлением монах Ксенофонт сподобился стяжать все добродетели иноческие и преуспел в духовном делании. Несмотря на то, что Ксенофонт был внешне малограмотным человеком, едва умел читать и писать, святое Евангелие и Псалтирь он знал наизусть, службу церковную совершал на память, никогда не ошибаясь.

В 1913 году греческие власти, потребовали выезда с Афона многих русских монахов, в том числе и о. Ксенофонта. Накануне отъезда о. Ксенофонт побежал к своему духовному отцу:

– Отче, я никуда не поеду! Вот лягу под лодку или под камень и умру здесь, на Афоне!

– Нет, чадо, – возразил старец, – так Богу угодно, чтобы ты жил в России, там надо спасать людей. – Затем вывел его из келии и спросил: – Хочешь увидеть, как стихии покоряются человеку?

– Хочу, отче.

– Тогда смотри. – Старец перекрестил темное ночное небо, и оно стало светлым, перекрестил еще раз – оно как береста свернулось, и о. Ксенофонт увидел Господа во всей славе и в окружении сонма ангелов и всех святых, он закрыл лицо руками, упал на землю и закричал: “Отче, мне страшно!”

Через некоторое мгновение старец произнес:

– Вставай, не бойся.

Отец Кукша поднялся с земли – небо было обычным, на нем по-прежнему мерцали звезды. Полученное перед отъездом с Афона Божественное утешение в тяжелые годы поддерживало о. Ксенофонта.

В 1913 году афонский монах Ксенофонт становится насельником Киево-Печерской Свято-Успенской лавры. В 1914 г. во время первой мировой войны о. Ксенофонт 10 месяцев был “братом милосердия” в санитарном поезде “Киев-Львов”, а вернувшись в Лавру, нес послушание в Дальних Пещерах; заправлял и зажигал лампады перед святыми мощами, переоблачал святые мощи...

Из воспоминаний старца Кукши: “Мне очень хотелось принять схиму, но по молодости лет (40 с небольшим) мне отказывали в моем желании. И вот однажды ночью я переоблачал мощи в Дальних Пещерах. Дойдя до святых мощей схимника Силуана, я переодел их, взял на свои руки и, стоя на коленях перед его ракой, стал усердно ему молиться, чтобы угодник Божий помог мне сподобиться пострижения в схиму”. И так, стоя на коленях и держа на руках святые мощи, он под утро заснул.

Мечта о. Ксенофонта сбылась через несколько лет: 8 апреля 1931 года смертельно больной подвижник был пострижен в схиму. При постриге получил имя Кукша, в честь священномученика Кукши, мощи которого находятся в Ближних Пещерах. После пострига о. Кукша стал быстро поправляться и вскоре выздоровел.

3 апреля 1934 года отец Кукша был рукоположен в сан иеродиакона, а через месяц- в сан иеромонаха. После закрытия Киево-Печерской лавры иеромонах Кукша служил до 1938 года в Киеве, в церкви на Воскресенской Слободке. Надо было иметь великое мужество, чтобы служить священником в то время. В 1938 году подвижник был осуждён, отбывал пятилетний срок в лагерях г. Вильма Молотовской области, затем три года провёл в ссылке. В лагерях осуждённые были вынуждены работать по 14 часов в сутки, получая очень скудную пищу “выполнять норму” на изнурительных лесоповалочных работах. Шестидесятилетний иеромонах терпеливо и благодушно переносил лагерную жизнь, старался духовно поддерживать окружающих его людей.

Старец вспоминал: “Это было на Пасху. Я был такой слабый и голодный, – ветром качало. А солнышко светит, птички поют, снег уже начал таять. Я иду по зоне вдоль колючей проволоки, есть нестерпимо хочется, а за проволокой повара носят из кухни в столовую для охранников на головах противни с пирогами. Над ними вороны летают. Я взмолился: “Ворон, ворон, ты питал пророка Илию в пустыне, принеси и мне кусочек пирога”. Вдруг слышу над головой: “Кар-р-р!”,– и к ногам упал пирог, – это ворон стащил его с противня у повара. Я поднял пирог со снега, со слезами возблагодарил Бога и утолил голод”.

Весной 1943 года, по окончании срока заключения, на праздник святого великомученика Георгия Победоносца иеромонаха Кукшу освободили, и он отправился в ссылку в Соликамскую область. Взяв благословение у епископа в г. Соликамске, он часто совершал богослужения в соседнем селе.

В 1947 году окончилось время ссылки, завершился восьмилетний исповеднический подвиг. Иеромонах Кукша вернулся в Киево-Печерскую лавру, здесь начался подвиг служения страждущим – старчество. Старец Кукша укрепляет маловерных, ободряет ропщущих, смягчает ожесточенных, по его молитве верующие получают духовное и физическое исцеление. Как за полвека до этого в Иерусалиме паломники окружили Косьму и старались с его головы и одежды взять чудесно излившийся из лампады елей, чтобы помазаться им, так теперь к старцу Кукше в монастырь шла нескончаемая вереница людей, ждущих Божией помощи и благодати.

Сохранились многочисленные свидетельства о чудесах исцеления по молитве старца Кукши, приведём лишь некоторые из этих свидетельств:

Тяжело больная А., которой должны были удалить, появившуюся на лбу злокачественную опухоль, перед операцией приехала к старцу. Отец Кукша долго исповедал больную, потом причастил, дал ей металлический крестик, который велел все время прижимать к опухоли. Больная пробыла в монастыре 4 дня, по благословению старца ежедневно причащалась, крестик с благоговением прижимала ко лбу. Вернувшись домой, обнаружила, что половина опухоли исчезла, на ее месте осталась белая пустая кожа, а через две недели пропала и вторая половина опухоли, лоб побелел, очистился, не осталось и следов от рака.

Одну из своих духовных чад старец исцелил от душевной болезни, мучившей ее в течение месяца, – заочно, прочитав ее письмо с просьбой помолиться о ней. После получения старцем ее письма она стала совершенно здорова.

Старец Кукша имел от Бога дар духовного рассуждения и различения помыслов. Он был великим прозорливцем. Ему были открыты даже самые сокровенные чувства, которые люди едва могли понять сами, а он понимал и объяснял, от кого они и откуда. Многие шли к нему, чтобы рассказать о своих скорбях и спросить совета, а он, не дожидаясь объяснений, уже встречал их с нужным ответом и духовным советом. Старец никогда не осуждал согрешающих и не сторонился их, а наоборот, всегда с состраданием принимал их. Говорил: “Я сам − грешный и грешных люблю. Нет человека на земле, который бы не согрешил. Един Господь без греха, а мы все грешные”.

В 1951 году отца Кукшу из Киева переводят в Почаевскую Свято-Успенскую лавру. В Почаеве старец нес послушание киотного у чудотворной иконы, когда к ней прикладывались монахи и богомольцы. Кроме этого, о. Кукша должен был исповедовать людей. Свои обязанности он исполнял с отеческой заботой обо всех приходящих, любовно обличая их пороки, предостерегал от духовных падений и предстоящих бед.

Однажды один генерал, переодевшись в штатскую одежду, приехал в Почаевскую лавру и смотрел с любопытством, как ст. Кукша исповедует. Старец подозвал его к себе и беседовал с ним некоторое время. Отошел от старца генерал очень бледный, крайне взволнованный и потрясенный, спрашивая: “Что это за человек? Откуда он все знает? Он обличил всю мою жизнь!”

По свидетельству духовных чад, старец Кукша однажды назвал одного мужчину, у которого была супруга и двое детей, иеромонахом. Впоследствии, после смерти жены, мужчина посвятил свою жизнь служению Господу, через несколько лет был рукоположен в сан иеродиакона, а затем – в сан иеромонаха.

Одна женщина просила старца Кукшу благословить её дочь М. выйти замуж, прозорливец ответил: “Никогда М. замуж не выйдет!” Женщина пыталась объяснить, что у молодых уже все готово к свадьбе, осталось только сшить платье, и после Пасхи они будут венчаться, но старец уверенно повторил: “М. никогда замуж не выйдет”. За неделю до свадьбы у М. вдруг начались эпилептические припадки (чего раньше с ней не наблюдалось), и испуганный жених немедленно уехал домой. Через несколько лет М. приняла монашество с именем Галина, а ее мать – с именем Василиса.

Другая благочестивая девица просила батюшку благословить ее на монашество, но старец благословил ее на замужество. Велел ей ехать домой, сказав, что там ее ждет семинарист. Предсказание старца сбылось, девушка вскоре вышла замуж за семинариста. Духовная дочь старца вырастила семерых детей, и воспитала их в любви к Богу.

Одна духовная дочь старца поведала, что ей очень хотелось узнать, как чувствует себя старец Кукша во время Божественной литургии:

“Однажды, войдя в Пещерный храм, когда о. Кукша служил в нем Божественную литургию, я сразу почувствовала сильную близость души к Богу, как будто вокруг никого не было, а только и я. Каждый возглас о. Кукши возносил мою душу “горе”, и преисполнял ее такой благодатью, как будто я стояла на небе перед лицом Самого Бога. На душе было по-детски чисто, необыкновенно светло, легко и радостно. Ни одна посторонняя мысль не беспокоила меня и не отвлекала от Бога. В таком состоянии я находилась до конца литургии. После литургии все ждали, когда о. Кукша выйдет из алтаря, чтобы взять у него благословение. Подошла и я к своему духовному отцу. Он благословил меня и, крепко взяв обе мои руки, повел за собой, внимательно с улыбкой вглядываясь в мои глаза, вернее, через глаза в душу, как бы стараясь рассмотреть, в каком она состоянии после такой чистой молитвы. Я поняла, что батюшка дал мне возможность пережить такое же святое блаженство, в каком он сам всегда пребывал во время Божественной литургии”.

Из воспоминаний духовной дочери старца Кукши:

– Иногда он благословлял, положив обе ладони своих рук крестообразно на мою голову, читая про себя молитву, и я преисполнялась необыкновенной радости и безграничной любви к Богу... В таком состоянии я пребывала дня по три.

Старец советовал всем к святой Чаше не подходить с деньгами, чтобы “не уподобиться Иуде”, и священникам запрещал с деньгами в кармане стоять у престола и совершать Божественную литургию.

Люди в храме сотнями стояли в очереди к нему. Многих принимал он и в своей келии, не жалея себя и почти без отдыха проводя целые дни, несмотря на преклонный возраст и старческие болезни. Он, по афонскому обычаю, всю жизнь обувался только в сапоги. От долгих и многих подвигов у него на ногах были глубокие венозные раны. Однажды, когда он стоял у чудотворной иконы Божией Матери, у него на ноге лопнула вена, и сапог наполнился кровью. Его увели в келию, уложили в постель. Пришел знаменитый своими исцелениями игумен Иосиф (в схиме Амфилохий), осмотрел ногу и сказал: “Собирайся, отец, домой” (то есть умирать), и ушел. Все монахи и миряне горячо со слезами молились Матери Божией о даровании здравия дорогому и любимому старцу. Через неделю игумен Иосиф опять посетил больного, осмотрел почти зажившую рану на ноге и в изумлении воскликнул: “Вымолили чада духовные!”

В конце апреля 1957 года старца на страстной седмице Великого поста переводят в Крещатицкий Свято-Иоанно-Богословский монастырь Черновицкой епархии. С приходом старца Кукши ожила духовная жизнь братии монастыря. В тихую обитель апостола любви устремились духовные чада, на средства, передаваемые о. Кукше, увеличились постройки в обители.

В 1960 году старец Кукша был переведен в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь. Здесь ему предстояло провести последние четыре года своей подвижнической жизни. В Свято-Успенском монастыре старца Кукшу с любовью встретили насельники обители. Ему определено было послушание исповедовать людей и помогать вынимать частицы из просфор во время совершения проскомидии.

Старец вставал рано утром, читал свое молитвенное правило, старался причащаться каждый день, он особенно любил раннюю литургию. Ежедневно идя в храм, старец под одежду надевал свою афонскую власяницу из белого конского волоса, который больно колол все тело.

Келия старца в монастырском корпусе примыкала прямо к Свято-Никольской церкви. С ним поселили и послушника келейника, но старец, несмотря на немощи своего преклонного возраста, не пользовался посторонней помощью и говорил: “Мы сами себе послушники до самой смерти”.

Однажды он с радостным лицом сказал своей духовной дочери: “Матерь Божия хочет взять меня к Себе”. В октябре 1964 года старец, упав, сломал бедро. Пролежав в таком состоянии на холодной сырой земле, он простудился и заболел воспалением легких. Он никогда не принимал лекарств, называя “врачебницей” святую . Даже страдая в предсмертной болезни, он также отказался от всякой врачебной помощи, лишь просил причащать его каждый день святых Христовых Тайн.

Блаженный подвижник предвидел свою кончину. Духовная дочь старца схимонахиня А. вспоминает:

– Батюшка иногда говорил: “90 лет – Кукши нет. Хоронить-то как будут, быстро-быстро, возьмут лопаточки и закопают”... Скончался, когда ему было около 90 лет.

Боясь стечения народа на похоронах, власти потребовали отвезти тело почившего на родину. Наместник обители ответил, что родиной монаха является монастырь. Тогда братии отвели два часа на погребение старца.

Cтарец Кукша говорил, чтобы после его кончины верующие приходили на могилку, рассказывали о печалях и нуждах. Всякий, приходящий с верою к месту его земного упокоения, всегда получал утешение, вразумление, облегчение и исцеление от болезни по его богоугодным молитвам и предстательству.

Рассказ Ксении Кибальчик: “Это были 50-е годы, когда преп. Кукша жил в Почаевской Лавре. Пришла ко мне странница Нимфодора, просила дать ей посильную работу и за это её кормить. Вот что она рассказала о себе:

Попала она на исповедь к отцу Кукше, рассказала о себе, что была в монастыре, в коммуне, и замужем, и 40 лет не причащалась...”. После исповеди она стала с искренним покаянием и горькими слезами оплакивать свою жизнь. Позже увидев толпу людей, окруживших о. Кукшу и желающих получить благословение, сознавая себя недостойной приблизиться к нему, шла позади всех. Вдруг он оборачивается, смотрит на неё и говорит ей: “Простил Господь, всё простил”.

Пока о. Кукша находился в Почаеве, Нимфодора каждый раз исповедовалась только у него и, по его благословению, часто причащалась. Но в апреле 1957 года его вдруг перевели в дальний монастырь Св. Апостола Иоанна Богослова, и тогда к нему попасть на исповедь стало сложно. Нимфодора стала обращаться к иеромонаху, который обычно дежурил в Успенском соборе, но он Нимфодору к себе на исповедь не допускал, она каждый раз приходила без денег. И вот что однажды с ней произошло: подготовившись к Святому Причастию, она подошла исповедоваться к тому же иеромонаху, и снова получила отказ... Тут уже Литургия подходила к концу. Пропели “Отче Наш...”. Причастники приблизились к царским Вратам, а Нимфодора стоит и неутешно плачет о своём недостоинстве, в полной уверенности, что Сам Господь не допускает её к Святой Чаше. Взгляд её устремился к Почаевской иконе Божией Матери, находящейся перед ней...Вдруг видит сквозь слёзы, что от иконы как бы отделяется Чаша и медленно плывёт по воздуху прямо к ней. Приблизившись к её устам, эта полная Чаша на секунду останавливается, и Нимфодора отпивает из Чаши глоточек, и тут же Чаша начинает подниматься по воздуху к той же иконе, но, не достигая её, расплывается в воздухе и становиться невидима. Сознавая своё недостоинство, Нимфодора боится и на мгновение поверить тому, какое дивное чудо милости Божией было ей послано.

Вскоре после этого события какие-то добрые люди пригласили Нимфодору съездить с ними к отцу Кукше, обещая взять на себя все дорожные расходы. Вот они приехали к нему. Вошли в его келию... Он, стараясь всех обласкать, каждому уделить внимание, всё время от времени поглядывает на Нимфодору и с улыбкой говорит ей: “Ты, Причастница!”. Она пробует возражать... На её возражение он строго отвечает:

– Молчи, я видел!!!

Тут уже она и поверила истинности чуда”.

Когда старец был в Иоанно-Богословском монастыре, он послал свою духовную дочь В. посмотреть место, где можно построить большой корпус для множества монахов. Она пошла и по молитвам старца нашла хорошее место на горе, прямо над монастырем. Вернувшейся В. старец сказал, что там будет большой монашеский корпус, и что он должен приготовить место. Предсказание его начало сбываться спустя 30 лет: после открытия и возвращения монастыря новое поколение монахов, не знавшее старца и его предсказание, начало строительство храма и монашеского корпуса на том самом месте, о котором шла речь.

– Осенью 1993 года, – вспоминает одна духовная дочь старца, – я пошла к могилке отца Кукши и увидела там много людей, которые приехали из Молдавии. Они рассказали, что одна женщина была тяжело больна желудком. Взяв землю с могилки старца, она приложила ее к животу, заснула. Проснувшись, она почувствовала себя исцеленной. Так же исцелилась раковая больная, семидесятидвухлетняя М., жительница г. Одессы.

В 1995 году по решению Священного Синода Украинской Православной Церкви старец Кукша был причислен к лику святых в чине преподобного.

Тропарь преподобному Кукше Одесскому, глас 4

От юности мир суемудренный и лукавый оставил еси, Божественною свыше просветився благодатию, преподобне, многим терпением во временней жизни подвиг совершил еси, темже источаеши чудес благодать всем с верою приходящим к раце мощей твоих, Кукшо, преблаженне отче наш.

Святой Кукша был священноиноком Киево-Печерской Лавры, откуда в начале двенадцатого века (в 1115 году) пришел он в землю вятичей - язычников для проповеди им Святого Евангелия. Вятичи - наши предки, это небольшое славянское племя, обитавшее в древности по берегам рек Оки и Десны, в пределах нынешних Брянской, Орловской, Калужской и Тульской областей, которые в то время представляли собой непроходимые леса и дебри. Поселившись в стране лесной и дикой, наши предки ничем не отличались от дикарей. По свидетельству Святого Преподобного Нестора Летописца "они живут в лесах как всякий зверь и едят все нечистое", у них "браки не бывают, а сходятся между селами на игрища и на всякия бесовския песни и тут умыкают себе жен; имели же они и по две, и по три жены". Так была жалка жизнь наших предков, пока они оставались во мраке язычества.

Вятичи, проживавшие в нынешней Центральной части России удаленные от тогдашних культурных центров - Киева, Новгорода и прочих городов - значительно отставали от других славянских племен в духовной и материальной культуре. Но вот и среди них раздался голос Евангельского благовестия.

В Святом сонме праведников и подвижников Киево-Печерской Лавры в древности проводил свою подвижническую жизнь блаженный Кукша, происходивший из княжеской отрасли вятичей. Ни в житии Священномученика, ни в службе ему не упоминается о том, почему он, имея христианское имя Иоанн, сохранил языческое имя Кукши. Есть об этом несколько предположений, но, во всяком случае, народное имя провозвестника христианства не должно нас смущать, так как обычай иметь кроме христианского имени еще и народное сохранялся на Руси долгое время после принятия ею Православия.

Подвизаясь в непрестанной молитве, посте и бдении, этот ревнитель веры с великой скорбью взирал на то, что его соплеменники коснеют во мраке язычества и, быть может, не раз приходило ему на мысль взять на себя подвиг Апостольской проповеди среди родного языческого племени. И только отдаленность страны вятичей, грубость и жестокость своевольных обитателей этой области, тяжесть Апостольского подвига и нежелание расставаться со Святой и дорогой обителью Печерской удерживали блаженного Кукшу от исполнения его заветной мысли.

2-го мая 1115 года в Киеве происходило великое торжество, перенесение Святых мощей Мучеников князей Бориса и Глеба из старой деревянной церкви в новый каменный благолепный храм, заложенный Святославом Ярославичем и оконченный сыном его Олегом Святославичем Северским, владетелем вятичей, Ко дню этого торжества в Киев кроме Олега прибыл брат его Давид Святославич Черниговский и Владыка Феоктист, Епископ Черниговский, которые много говорили о необходимости просвещения светом Христовой веры доброго, но в то же время дикого племени вятичей.

Именно теперь Святой Кукша принял решение взять на себя подвиг проповеди веры Христовой среди своих соплеменников. Брянский край служил передовым постом проповеднической деятельности Святого Кукши и опорой для дальнейших успехов веры Христовой в земле вятичей.

Из летописи известно, что Святой Кукша отправился на проповедь к вятичам со своим учеником Никоном по реке Десне, так как в древности лучшими и удобнейшими путями сообщения служили реки. Таким образом, с достоверностью можно предположить, что первая Евангельская проповедь Святого Кукши началась в пределах нынешнего города Брянска. Вот почему для брянцев должна быть в особенности достопамятна Равноапостольная деятельность Священномученика Кукши.

Из Печерского Патерика известно, что проповедь Кукши сопровождалась великими знамениями и многими чудесами, что привлекало умы и сердца наших предков к проповеднику Христианской веры, свидетельствуя о Божественном посланничестве угодника Божия.

Для вятичей, добывавших средства к жизни земледелием большое значение имели благоприятные погодные условия. Известно, что во время проповеди Священномученика Кукши, при случившейся долговременной засухе, местные ведуны и бабки к своему окончательному посрамлению истощили все заклинания и заговоры, чтобы вызвать благодетельный дождь, но дождя все не было. И тогда Святой Кукша, помолившись Господу Богу, даровал нашим предкам столь понятное знамение всемогущества Божия, как обильный дождь на их изсохшие поля.

Но не всем была по душе деятельность Кукши. Если колдуны и чародеи даже и доныне имеют особое значение для некоторых людей, то в древние языческие времена они всецело владели душами народа. Понятно, что появление проповедников Христианства лишало их былого влияния. Вот почему языческие жрецы и поклонники всякого колдовства разжигали в себе чувство глубокой ненависти к проповедникам Истины, которые отняли у них народное доверие, и многочисленными чудесами, преимущественно же исцелением больных, привлекали к себе многих. Ревнителям старины распространение новой веры казалось крушением прежних устоев жизни. А проповедники Евангелия являлись в их глазах врагами народа, влекущими его к неизвестному и, по их мнению, худшему будущему. Эти ревнители старины и идолопоклонничества решили убить Святого Кукшу и его ученика и сподвижника инока Никона. Священномученик Кукша сознавал, какую ненависть возбуждал он среди языческих жрецов, и, конечно, мог предвидеть, что эта ненависть побудит их к насилию.

Поэтому Святой подвижник постом и молитвой готовил себя к мученической Христианской кончине. Само собой разумеется, что пламенная любовь к людям и ревность к Богу, которая вела его к просвещению во тьме сидящих, также понудила его пренебречь опасностями дальнего пути и жизни среди не знающих законов людей, которые не вменяли себе во грех грабеж и убийство.

Так о чудесах и подвигах Святого Кукши в Печерском Патерике свидетельствует Святой Симеон, Епископ Владимирский: "Могу ли умолчать, говорит он, и о сем Священномученике, черноризце того же Печерского монастыря, Кукше, о котором все ведают, как он бесов прогнал, вятичей крестил, дождь свел с неба, озеро изсушил и многие чудеса сотворил и, после многих мук, усечен был с учеником своим Никоном". Святой Кукша был предан мучению и умерщвлен с учеником своим в пределах города Мценска (Орловская область). Так закончилась многотрудная и преславная земная жизнь просветителей нашего Брянского края - Священномученика Кукши и ученика его Никона. Что сделалось с мощами Святого Никона остается неизвестным. А тело Святого Кукши, по его завещанию, из Мценска было перенесено в город Брянск, а затем по реке Десне доставлено в Киев, где и доныне Святые мощи его почивают в нетлении в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

В 1903 году в Брянск был доставлен образ Святого Кукши с частицей его мощей. В настоящее время о местонахождении этой Святыни ничего не известно.

Преподобный священномученик Кукша и преподобный Пимен Постник скончались после 1114 года. Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский (ХII; память 10 мая), в послании к преподобному Поликарпу, архимандриту Печерскому († 1182; память 24 июля), писал о преподобном Кукше: «Как могу достойно прославить святых мужей, бывших в святом Печерском монастыре, в котором язычники крестились и становились иноками, а иудеи принимали святую веру? Но я не могу умолчать о блаженном священномученике и черноризце сего монастыря Кукше, о котором все знают, что он прогонял бесов, крестил вятичей, дождь свел, иссушил озеро, сотворил многие другие чудеса и после многих мук убит был с учеником своим Никоном». Кончину священномученика Кукши прозрел преподобный Пимен Постник. Став среди Великой Печерской церкви, он громко сказал: «Брат наш Кукша убит на рассвете!»

Вятичи, среди которых проповедовал и принял кончину преподобный священномученик Кукша, жили по реке Оке, занимали местность Орловской и Калужской областей. Они были язычниками. Преподобный Нестор Летописец (память 27 октября), описывая вятичей, возмущался их гнусными обычаями и добавлял, что они так живут «даже и до нынешнего дня», оставаясь незнакомыми с Законом Божиим и творя свой закон. Преподобный священномученик Кукша проповедовал у вятичей во времена святителя Феоктиста, епископа Черниговского (1113-1123; память 5 августа).

Тропарь, глас 3:

Мученическою кровию, священне Кукше,/ в проповеди Евангелия со учеником ти, блаженным Никоном, честне украсивыйся,/ и Пимене, в постничестве светозарно просиявый,/ в един день и час внидосте в свет незаходимый,/ идеже молитеся Господеви,/ да подаст нам велию милость.

Кондак, глас 4:

Светила разумная, сошедшеся, хвалами воспоем, людие,/ просияли бо суть в мире сем:/ Пимен многими подвиги,/ Кукша же со учеником Никоном проповедию Слова,/ и сии трие, единоумно предстояще Святей Троице,/ яко солнце сияют и просвещают/ любовию память их восхваляющих.

Молитва священномученику Кукше:

Святый страстотерпче священномучениче Кукше, совершивый подвиги апостольския посреде обитания соплеменник твоих, наших предков, ихже ты просвещал еси светом истиннаго богопознания и по данней ти благодати Святаго Духа беса прогнавый, дождь с небесе сводивый, езеро изсушивый и сотворивый ина многа чудеса, запечатлев многострадальный свой подвиг мученическою кончиною! Приими от нас усердныя и умиленныя молитвы и вознеси я ко Престолу Святыя Троицы, идеже ты в лице святых предстоиши, яко да твоим ходатайством Милостивый Господь утвердит в мире, силе и славе страну Рос­сийскую, в чадех же Святыя Православныя Церкве да укрепит дух веры и благочестия, в пастырех ея да усугубит ревность к нази­данию пасомых и да призрит милостивным оком на люди предстоящия и прибегающия ко твоей помощи. Ей, святый угодниче Божий! Вемы, яко велиих ради страданий твоих много может молитва твоя ко благосердию Владыки. Сего ради, яко чада твоя по вере, припадающе к раце честных и многоцелебных мощей твоих, дарованных по всеблагому промышлению Божию и по благословению первоиерарха Киевския Церкве в наше освящение и знамение твоего о нас заступ­ления, молим тя в дусе сокрушеннем и смиреннем: не презри молений наших, изливаемых пред тобою, и вознеси я ко Всещедрому Богу, яко кадило благовонное, да твоим ходатайством выну почиет благодать Его на граде сем, в немже чтится преславное имя твое, и люди, живущие в нем, да сохранятся от глада, огня, смертоносныя язвы и напрасныя смерти, от всяких бед и напастей. Споспешествуй, свя­щенномучениче Кукше, святыми твоими молитвами честному братству святаго храма сего, да приумножится сие и процветает во славу Триединаго Бога, в похвалу твоего имене, и во благо Святыя Православныя Церкве, да тако вси, охраняеми твоим предстатель­ством, мирно и благочестно поживут, славяще и благодаряще Единаго Истиннаго Бога во Святей Троице славимаго, Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь.



Похожие статьи