Сократ и его философия кратко самое главное. Философия Сократа: кратко и понятно

«Я знаю только то, что ничего не знаю; но другие не знают и этого.»

Сократ - самый знаменитый древнегреческий философ, считался мудрейшим человеком своего времени. Его фигура настолько значима, что периоды в истории философии делятся на «до» и «после» Сократа.

В поисках истины

Сократ (ок. 469– 399 до н. э.) родился в Афинах, прославился как мудрец и непобедимый спорщик. Был приговорен к смерти по обвинению в вольнодумстве. Добровольно принял яд и скончался.

Сократ был уверен, что истина, объективная, не зависимая от чьих-либо взглядов, существует и человек может ее постичь. В этом он противостоял софистам, которые пошатнули авторитет знания своими утверждениями, что все относительно. Философ называл истину своей возлюбленной и сравнивал с солнцем, которое освещает и согревает всех.

Смысл жизни, считал Сократ, заключается в поиске истины, все остальное не имеет значения. Свои взгляды он подтверждал образом жизни: его не интересовали деньги и почести, практически все свое время он проводил на улицах и площадях, где беседовал и спорил с людьми. Он был очень умерен в еде и носил ветхое рубище, при этом постоянно закалял свое тело долгими прогулками и упражнениями. У Сократа была жена - Ксантиппа, чей сварливый нрав вошел в историю. Когда его спрашивали, как он терпит рядом с собой женщину с таким дурным характером, он отвечал: «Хорошие наездники тренируются на горячих лошадях, я же, научившись ладить с ней, смогу иметь дело с любым человеком».

«В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить» (Сократ)

Человек всегда сомневается в том, что знает, и чем больше он узнаёт, тем сильнее его сомнения. Как же в такой ситуации можно познать истину? У каждого из нас, по мнению Сократа, есть помощник - даймон, дух-хранитель или внутренний голос, который подсказывает что истинно, а что нет.

Однажды Сократ шел по улице в окружении учеников. В какой-то момент он неожиданно остановился и свернул в переулок. На вопросы учеников, в чем дело, Сократ ответил, что так ему велел его даймон. Некоторые не поверили и остались на дороге, а через минуту их сбило с ног пробегавшее мимо стадо свиней. Вот так спорить с учителем!

«Совершеннейшим из людей можно считать того человека, который стремится к совершенству; счастливейшим же из людей можно считать того, кто сознаёт, что он уже достигает своей цели» (Сократ)

Главными врагами Сократа были софисты, группа опытных ораторов, платных преподавателей красноречия в Афинах. Их иногда уподобляли коммерческим адвокатам - никому особо не нравилось то, что они делали, но и обойтись без их помощи было невозможно. Софисты были профессиональными спорщиками. С их точки зрения, все было относительно - источник истины в том, что все может быть оспорено. В Сократе эта могущественная клика обнаружила спорщика-любителя, который снова и снова доказывал, что их утверждения ложны.

Майевтика - «метод повивальной бабки»

Далеко не все сограждане Сократа относились к нему с любовью, ведь он постоянно затевал философские беседы, задавал странные вопросы и умел выставить своего собеседника, мягко скажем, не очень умным человеком. Но делал Сократ это не со зла, его целью было заставить людей задуматься о высоком, оторваться от повседневных проблем и приземленных мыслей. Сам себя философ сравнивал с оводом, который постоянно досаждает лошади, мешая ей полностью погрузиться в поедание травы.

Эти руины в южной части Греции - одно из самых священных мест в античном мире, Дельфийский оракул, где жрица Аполлона Пифия предсказывала будущее. Дельфийский оракул возгласил, что Сократ - самый мудрый человек в Афинах, на это он ответил, что знает, что ничего не знает.

Сократ считал, что узнать истину можно при помощи диалога, который должен состоять из двух частей. В отличие от софистов, которые затевали дискуссию, чтобы доказать свою правоту и показать умение жонглировать словами, Сократ стремился только к одному - найти истину.

Первую часть беседы Сократ называл иронией. Он задавал множество вопросов, рассматривая утверждение с разных сторон, в итоге человек начинал сомневаться в том, что он прав. Например, в одном из диалогов Сократа рассматривается утверждение: «Ложь - это плохо». После обсуждения обнаруживается, что иногда ложь - это хорошо (обман врага в бою).

Вторая часть беседы, майевтика, означает «рождение знания». Сократ называл это «методом повивальной бабки» - скорее всего, потому, что сам был сыном повитухи. Он считал, что истина уже находится в уме человека, ее нужно лишь извлечь оттуда, помочь ей родиться. После всех исправлений и уточнений создается правильное утверждение. Например: «Ложь - это плохо по отношению к друзьям, в том случае, если она им вредит».

«Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет - ищет причины» (Сократ)

Этика Сократа

Сократ, как и все античные философы, считал, что человек состоит из двух противоположных начал: души и тела. Душа стремится ввысь, к познанию блага, обретению мудрости и добродетели. Тело, напротив, направлено на достижение максимального комфорта, для него важно низменное и материальное. Так как два этих начала имеют разные цели, между ними неизбежен конфликт. Как же философ предлагал преодолеть это противоречие? Он считал, что мудрый человек будет заботиться о душе и отбросит потребности тела. Сам он так и поступал.

«Сократ беседует с Алкивиадом» (Ф.-А. Венсан, 1776) Афинский полководец Алкивиад был учеником Сократа

Философ был уверен, что, если человек умеет отличать добро от зла и понимает, что такое нравственность, он будет следовать по пути добродетели. Идеал в любом случае выше любых благ. Даже если следование идеалам будет угрожать жизни, мудрый человек сохранит верность своим взглядам.

Сам Сократ доказал верность идеалам. Его арестовали по обвинению в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает юношество». Приговором была смерть, но исполнение отложили, и друзья Сократа подготовили побег. «Знаете ли вы место за пределами Аттики, куда нет доступа смерти?» - спросил философ и отказался бежать из тюрьмы. Он считал, что нравственный долг гражданина - соблюдать законы, принятые в обществе. И, следуя долгу, принял яд.

«Есть одно только благо - знание, и одно только зло - невежество. Богатство и знатность не приносят никакого достоинства - напротив, приносят лишь дурное» (Сократ)

Сократические диалоги: Мужество

Сократ хочет получить определение мужества, одной из категорий добродетели, поэтому он вступает в диалог с двумя афинскими военачальниками Лахетом и Никнем.

Лахет: Быть мужественным значит стойко сражаться.

А как ты можешь быть мужественным, если ты не сражаешься?

Лахет: Мужество - это стойкость.

Если мужество - одна из категорий добродетели, оно не может противоречить здравому смыслу. Иногда разумнее - и мужественнее - перестать держаться и уйти.

Никий: Мужество - умение понимать, чего страшиться и на что надеяться.

Означает ли это, что животные тоже обладают мужеством? Может ли свинья быть храброй?

Никий: Нет, храбрость требует мудрости, свойственной очень немногим.

Быть робким значит ожидать зла в будущем, преисполниться надежд - рассчитывать на добрые события в будущем. Если храбрость требует понимания будущего зла и добра, значит, оно невозможно без понимания добра в прошлом и настоящем. Твое определение - главное в познании добра и зла, и оно противоречит утверждению, что храбрость касается только понимания будущих событий. Поэтому это определение должно быть ложно.

Дискуссия заканчивается смятением ее участников.


ВВЕДЕНИЕ

ИСТОКИ, ПЕРВЫЕ ШАГИ

ФИЛОСОФИЯ В ПОНИМАНИИ СОКРАТА

1 ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ПО СОКРАТУ

2 СОКРАТ КАК ОДИН ИЗ СОЗДАТЕЛЕЙ ПОДЛЕННОГО КРАСНОРЕЧИЯ

3 ИСТИНА, МУДРОСТЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ

4 ГОСУДАРСВЕННЫЕ ФОРМЫ СОКРАТА

СМЕРТЬ СОКРАТА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

философия сократ нравственность диалог

Философия Сократа представляет собой

единое целое с его жизнью.


ВВЕДЕНИЕ


В истории философии нет фигуры более загадочной, чем Сократ. Во-первых потому, что он не оставил письменного наследства. Во-вторых, отношение к Сократу во все времена было различным, даже противоположным. Для одних он был великим философом, для других - скучным моралистом, для третьих - политическим реакционером.

Сократ интересен не только своим учением, но и своей жизнью, поскольку его жизнь была воплощением его учения. По своему облику и образу жизни он скорее был народным мудрецом, чем философом в современном понимании. «В нем какая-то нелепая, но безумная по глубине наивность, вполне родственная его безобразной наружности»1

Об учении Сократа и его целях мы узнаем из источников, авторы которых были не согласны между собой во взглядах на деятельность Сократа. Источниками для изучения биографии и учения Сократа стали: Диалоги Платона, Воспоминания Ксенофонта, сочинения Аристофана. Аристотеля.

Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, пережила целые эпохи и дошла до наших дней. Сократом интересовались и обращались во все времена, чтобы понять себя и свое время.

Актуальность данной темы, заключается в том, что все те истины, послужившие фундаментальными аспектами Сократовского учения, не утрачивают своего значения и в наши дни.

Целью написания данного реферата является рассмотрение жизни Сократа и его учения, философских взглядов и понятия морали. Поставленная цель достигается рассмотрением следующих вопросов:

Выяснить понятие нравственности, как предмета исследования Сократа.

Рассмотреть специфику сократовского метода ведения диалога

Предмет философии по Сократу.

Смерть Сократа - несправедливость приговора или сознательная установка?

Рассмотрение жизни Сократа и его учения, философских взглядов, понятия морали и нравствености. Истины, послужившие фундаментальными аспектами сократовского учения, их значение и актуальность в наши дни. Специфика сократовского метода ведения диалога.


1.ИСТОКИ. ПЕРВЫЕ ШАГИ


Из книги В.С. Нерсесянца мы узнаем, что Сократ родился в 469 году до н.э. Его отец был каменотесом, мать - повивальной бабкой. Позже он говорил, что занимается тем же ремеслом, но «…принимает роды у мужей, а не у жен и принимает роды души, а не плоти». Вот почему Сократ называл свой философский прием содействия рождения истины в ходе беседы майевтикой, ведь так в Древней Греции именовалось повивальное искусство.

Как и остальные афинские дети, Сократ получил общедоступное начальное образование, которое было нацелено на физическое и духовное формирование члена полиса (города-государства), его будущего и полноправного гражданина.

Вначале Сократ учился у Анаксагора. Затем его учителем стал Архелай, который высказывал мысль о шарообразной форме Земли. Еще одним человеком, повлиявшим на его взгляды, стал один из величайших философов своего времени Парменид Элейский. Этот философ не принял ни одной из сторон в непримиримом споре об устойчивости мира. «Все в одном» - именно так Парменид сформулировал основной принцип своего учения.

Свое учение Сократ начал излагать на афинской Агоре (так в Древней Греции называлась рыночная площадь). Ксенофонт говорит, что Сократ ежедневно и утром и вечером ходил в многолюдные месса и там говорил на разные темы: «По большей части он говорил так, что всякий мог его слушать». И, будучи еще достаточно молодым, он обрел большую славу и известность, а так же заслужил звание «мудрейшего из людей» (в 440 году до н.э. таковым его провозгласила пифия Дельфийского оракула). несмотря на это он был известен своим изречением: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Этим же обстоятельством он объяснял тот факт, что никогда и ни чего не записывал. Вот что говорит Алкивиал: «Всякий невежественный и недалекий человек посмеялся бы над его рассуждениями. Но стоит раскрыть их и заглянуть в их внутреннее содержание, сейчас же окажется, что они более, чем какие-либо другие рассуждения, имеют внутренний смысл».


2.ФИЛОСОФИЯ В ПОНИМАНИИ СОКРАТА


1 Предмет философии по Сократу


Предметом философии, ее основной задачей и главной целью Сократ

сделал познание «естества человека», первоисточника его поступков и дел, его образа жизни и мышления. Такое познание он считал возможным лишь на пути самопознания. Суть своих философских забот Сократ однажды выразил Федру: «Я никак еще не могу, согласно дельфийской надписи, познать самого себя». Дело в том, что над входом в храм Аполлона в Дельфах было начертано: «Познай самого себя!». Этот призыв стал для Сократа следующим девизом после утверждения: «Я знаю, что я ничего не знаю». Оба эти изречения определили суть его философии. «Познай самого себя!» - это послужило толчком к философствованию и предопределило основное направление его философских поисков истины. В осуществлении этого девиза Сократ усматривал свое жизненное назначение и призвание. Сократ воспринял это изречение как призыв к познанию вообще. К выяснению смысла, роли и границ человеческого познания в соотношении с божественной мудростью. Философский интерес Сократа к проблематике человека и человеческого познания представил собой поворот от прежней натурфилософии к моральной философии. Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед (диалогов). В этой связи Цицерон метко заметил, что Сократ спустил философия с неба на землю.

Самопознание для Сократа имело вполне определенный смысл. Познать самого себя - значит познать себя как общественное и нравственное существо. Притом не только и не столько как личность. А как человека вообще. Главное содержание, цель философии Сократа - этические вопросы.

Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным. Сомнение («я знаю, что я ничего не знаю») должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию («познай самого себя»). Только таким индивидуалистическим путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла.

Основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания, природа же - это нечто вторичное и даже не существенное, не стоящее внимание философа.


2 Сократ как один из создателей подлинного красноречия


Своего философского учения Сократ не облекал в письменную форму, но распространял его путем устной беседы в форме своеобразного спора. Мысли Сократа изложены его учеником Платоном в знаменитых диалогах «Горгий», «Софист», «Федр», центральным персонажем которых является Сократ. Например, теория красноречия изложена Платоном в диалоге «Федр», в котором представлена беседа философа Сократа с юношей Федром. Суть теории в следующем.

Прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет «Во всяком деле, юноша, - обращается Сократ к Федру, - надо для правильного его обсуждения начинать с одного и того же: требуется знать, что же именно подвергается обсуждению, иначе неизбежны сплошные ошибки».

Далее, по мысли Сократа, необходимо познание истины, т.е. сущности предмета: «Прежде всего, надо познать истину относительно любой вещи. О которой говоришь или пишешь; суметь определить все соответственно с этой истиной; подлинного искусства речи нельзя достичь без познания истины»; «кто не знает истины, а гоняется за мнениями, у того искусство речи будет, видимо, смешным и неискусным».

Ясно и четко говорится в диалоге о построении речи. На первом месте, в начале речи, должно быть вступление, на втором месте - изложение, на третьем - доказательства, на четвертом - правдоподобные выводы. Возможны еще подтверждение и добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала.

«Сократический» метод, его задача обнаружение истины путем беседы, спора, полемики стал источником идеалистической «диалектики».

«Сократический» метод - это, прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведения собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. Что и является сократовской «иронией». Но он не ставит своей задачей только «ироническое» раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться «истины». Продолжением и дополнением «иронии» служила «майевтика» - «повивальное искусство» Сократа. Он говорил. что как бы помогает своим слушателям родиться заново, познанию «всеобщего» как основы истиной морали.


3 Истина, мудрость, нравственность


Истина и нравственность для Сократа - понятие совпадающее. Между мудростью и нравственностью Сократ не делал различия: он признавал человека вместе и умным и нравственным, если человек, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руководствуется этим в своих поступках и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его…справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши. Поэтому,люди, знающие, в чем состоят такие поступки, не захотят совершать никакой другой поступок вместо такого, а люди, не знающие, не могут не совершить и, даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. Таким образом, прекрасные и хорошие поступки совершают только мудрые, а немудрые не могут и, даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. А так как справедливые и вообще все прекрасные и хорошие поступки основаны на добродетели, то из этого следует, что и справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость.

Истинная справедливость, по Сократу, это знание того. что хорошо и прекрасно. Вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью.

Добродетель, т.е. познание того, что есть благо могут достичь лишь «благородные люди»

Основными добродетелями Сократ считает:

Умеренность - знание, как обуздывать страсти.

Храбрость - знание, как преодолеть опасность.

Справедливость - знание, как соблюдать законы божественные и человеческие.


4 Государственные формы Сократа


Основной принцип сократовской моральной философии, согласно которому добродетель - это знание, в сфере политико-правовой формулируется следующим образом: «Править должны знающие». Этим он говорит о разумных и справедливых началах государства и права. «Цари и правители, - подчеркивает Сократ, - не те, которые носят скипетры, и не те, которые выбраны известными вельможами, и не те, которые достигли власти посредством жребия или насилием, обманом, но те, которые умеют править»6. Сократ наметил классификацию государственных форм, исходя из основных положений своего этико-политического учения. Сократ упоминает такие государственные формы как - монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия.

Ксенофонт в «Воспоминаниях о Сократе» сообщает нам, что Сократ в своих характеристиках форм государственного устройства и правления стремился выделить присущие им черты своеобразия, а именно - «относительно царства и тирании он думал, что и то и другое есть власть, но отличается одно от другого. Власть, основывающуюся на воле народа и на государственных законах, он называл царством (монархией), а власть против воли народа и основывающуюся не на законах, а на произволе правителя, называл тиранией. Если правление исходит от таких лиц, которые исполняют законы, то такое устройство он называл аристократией; если оно исходит от богатства - плутократией; а если от воли всех - демократией».

Так по свидетельству Ксенофонта и Платона, в качестве благоустроенных государств, управляемых хорошими законами, Сократ называл Спарту и Крит. Он ратовал за правление знающих, а не за господство старой родовой аристократии или новоявленных богачей. Резко отрицательно относился Сократ к тирании как режиму беззакония, произвола и насилия.


3.СМЕРТЬ СОКРАТА


Весной 399 году до н. э семидесятилетнего Сократа обвинили в том, что он не чтит богов, признанных государством, и вводит каких - то новых богов; что он развращает молодежь, побуждая юношей не слушать своих отцов. Это мы узнаем из диалога Сократа и Эвтифона, написанного Платоном. За подрыв народной нравственности Сократа приговорили на суде к смертной казни. Тогда Сократ произносит речи, и говорит о том. что он уже стар и не боится смерти. В памяти же потомства он, Сократ, навсегда останется мудрецом. Тогда как его обвинители пострадают. Все три речи содержатся в произведении Платона «Апология Сократа». Философ имел возможность уклониться от наказания, бежав из Афин. Но он предпочел смерть и в присутствии своих друзей и учеников умер, выпив кубок растительного яда. Тем самым Сократ признал над собой законы своего государства - те самые законы, в подрыве которых он был обвинен. Умирая, Сократ не отказался от своего убеждения в том, что только добродетельный человек может быть счастливым: как повествует Платон, Сократ в тюрьме был спокоен и светел, до последней минуты беседовал с друзьями и убеждал их в том, он счастливый человек.

Сократ остается Сократом до конца. Он явился на суд, вполне сознавая грозящую ему опасность. Взяв слово, он сказал, что защищается только потому, что этого требует закон. «А разве, по-твоему, вся моя жизнь не была подготовкой к защите?...Я всю жизнь не сделал ничего не справедливого: это я считаю лучшей подготовкой к защите». Сократ остался верен своему учению. Друзья философа были поражены величием его духа, философским спокойствием и необычайным мужеством перед смертью. «Так вот, сидя подле него, я испытывал удивительное чувство. Я был свидетелем кончины близкого друга, а между тем жалости к нему не ощущал - он казался мне счастливцем, Эхекрат, я видел поступки и слышал речи счастливого человека!...» А. Мень пишет: «С виду безобидный говорун. Сократ оказался настоящим «возмутителем спокойствия» Афин. Казнив его, сограждане думали, что избавились от «овода», но они ошиблись: смерть сделала его лишь сильнее. После его осуждения и казни возникла обширная «сократическая литература», которая ставила своей целью оправдать учителя перед современниками и сохранить память о нем для потомков»

Сократ, по словам В.Соловьева. своей благородной смертью исчерпал нравственную силу человеческой мудрости, достиг ее предела. Эта драма смерти Сократа есть единственная в мире сверхличная и сверхисторическая трагедия. Убита Правда. Убит праведник. Убит не грубо личным злодеянием, не своекорыстным предательством, а торжественным публичным приговором законной власти, волею отечественного города. И это еще могло бы быть случайностью, если бы праведник был законно убит по какому-нибудь делу, хотя не винному, но постороннему его праведности. Но он убит именно за нее, за правду, за решимость исполнить нравственный долг до конца.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Изучив историю жизни и деятельности Сократа можно сделать выводы о том, что главное направление в учении Сократа это формирование социальных и индивидуально-психологических механизмов, позволяющих и требующих от личности самостоятельного, ориентированного на собственные интересы и представления, образа действий.

Сократ был человеком, для которого собственная жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. Его мировоззрение было земным, жизненным, полным и глубоким выражением античного мира.

Сократ распространял свои взгляды по преимуществу в разговорах и дискуссиях. В них и сформировался философский метод Сократа. Его целью было выяснить истину путем обнаружения противоречий в утверждениях противника. При помощи правильно подобранных вопросов обнаруживались слабые места оппонента. Цель же его философских учений заключалась в помощи людям.

А постоянно обнаруживать противоречия в утверждениях, сталкивать их и приходить, таким образом, к новому знанию становится источником понятийной (субъективной) диалектики. Именно поэтому метод Сократа был воспринят и разработан последователем идеалистической философии - Платоном.

Сократ дал квалификацию государственных форм: монархия, тирания, аристократия, плутократия, демократия. По Сократу, аристократия - это наилучшая форма государственного устройства.

«Фигура Сократа в вышей степени знаменательна: не только его жизнь, но и его смерть символически раскрывает нам природу философии. Сократ пытался найти в самом сознании человека такую прочную опору, на которой могло бы стоять «здание» нравственности, права и государства после того, как старый традиционный фундамент был уже «подточен» индивидуалистической критикой софистов. Но Сократа не поняли и не приняли ни софисты, ни традиционалисты: софисты увидели в Сократе «моралиста» и «возродителя устоев». А защитники традиций - «нигилиста» и разрушителя авторитетов.»

Сократа трудно уместить в какую-нибудь ясную и простую характеристику. «В нем все бурлило,… и притом бурлило гораздо глубже, принципиальнее, опаснее»

Блестящая характеристика жизни и творчества Сократа содержится в произведениях А.И Герцена. Сократ по оценке Герцена, «нанес существующему порядку в Греции тяжелейший удар»; «он осмелился поставить истину выше Афин, разум - выше узкой национальности». Касаясь трагической судьбы Сократа, А.И. Герцен отмечал, что Сократ судился как гражданин, имевший огромное влияние на своих соотечественников и отрицавший неприкосновенную основу афинской жизни.

Сократ - античный мудрец. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, истории политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Герцен А.И. Соч., т.2 , М., 1995. - с.455.

Кессиди Ф.Х.. Сократ. Мыслители прошлого. М.:Мысль,1998. - с.89.

Ксенофонт. Сократические сочинения. - СПб.:Комплект, 2003.- с.197.

Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. Памятники философской мысли. М.: Наука, 1993. - с.131

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. М.. 1989.- с.57.

Лосев А.Ф.. Комментарии к диалогам Платона. М.: Мысль, - 1990 - с.89.

Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов. М.: Юрайт.-2010,- с.114

В. С. Нерсесянц. Сократ. Наука, 1977.- с.151.

Платон. Диалоги. Апология Сократа, - М.: АСТ, 2011, - с.58.

Платон. Диалоги. Сочинения в 3-х томах. Под ред. В. Асмуса. М.: Мысль. 2000 - с.312

Сократ. Жизнеописание. Мировоззрение. Цитаты: за 60 минут - СПб.: Невский проспект; Вектор,2007.- с.187.


ПРИЛОЖЕНИЕ.


ИЗВЕСТНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ СОКРАТА

Я знаю только то, что я ничего не знаю, но некоторые не знают и этого.

Если хочешь совершать добрые поступки, ты должен знать, что такое добро вообще.

Лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать.

Чем меньше у меня желаний, тем ближе я к богам.

Завоевывай себе друзей не пустой ленью, а искренними словами любви.

Так много есть на свете вещей, которые мне не нужны.

В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить.

Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.

Нельзя врачевать тело, не врачуя душу.

Точное логическое определение понятий - условие истинного знания.

Заговори со мной, чтоб я тебя увидел.

Кто мудр, тот и добр.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Факты биографии Сократа. Философия Сократа кратко и понятно. Философские взгляды Сократа на познание (гносеологию), категории добра и зла, место человека в мире.

Реферат по философии на тему:

Философия Сократа

(философские взгляды Сократа на познание, добро и зло, человека и его предназначение).

ВВЕДЕНИЕ

1. Краткая биография Сократа

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Древнезападная, античная, изначально лишь греческая, а позднее и римская философия существовала в течение более чем тысячелетия (с VI в. до н. э. по VI в. н. э.) - за это время античная философия преодолела замкнутый круг от зарождения к расцвету, а сквозь него - к угасанию и гибели. Но забвению античная философия всё же не поддалась. Наоборот, она составила величайшее наследие, став базисом дальнейшей эволюции философского знания. Античная философия подарила миру величайших мудрецов, сформировавших основы учения об окружающем мире, материи, человеке и его предназначении.

Одним из самых известных и уважаемых древнегреческих философов был Сократ.

Персона Сократа в наибольшей степени знаменательна: не только его жизнь, но и его смерть символически раскрывает нам природу философии. Сократ искал в самом сознании людей такую прочную и крепкую опору, на которой можно было бы возвести здание нравственности, права и государства после того, как прежний — традиционный — фундамент был уже основательно подточен индивидуалистической критикой софистов. При этом Сократ не был понят и принят ни софистами, ни традиционалистами-консерваторами: софисты увидели в Сократе «моралиста» и «возрождателя устоев», а поборники традиций — «нигилиста» и крушителя авторитетов.

Всё это обуславливает интерес к теме философии столь незаурядной фигуры как Сократ.

Цель данного реферата - изучить основные положения философии Сократа .

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

1. Кратко охарактеризовать биографию Сократа;

2. Рассмотреть философские взгляды Сократа и основные черты его мировоззрения.

1. Краткая биография Сократа

Сократ родился в 469 г. до нашей эры в Афинах. Отец его был каменотесом и скульптором, а мать — повивальной бабкой. Сократ унаследовал от отца профессию скульптора, но самим этим искусством занимался весьма неохотно. Ему больше нравилось гулять по городу и вступать в разговоры с всякими людьми, обсуждая с ними «что есть прекрасное» или «что есть благо». При этом он очень часто прикидывался непонимающим простачком, этакой неотесанной «деревенщиной», а потом хитроумным образом высмеивал своих собеседников и ставил их в тупик.

Неказистый и в жизни бедный Сократ обладал богатым внутренним миром и большой мудростью. (Как о нем говорят, он был невысокого роста, приземистый, с отвисшим животом, короткой шеей, большой лысой головой, огромным выпуклым лбом, приплюснутым и вздернутым носом с широкими ноздрями, толстыми губами, одутловатом лицом, глазами навыкате, взглядом исподлобья.)

Женился Сократ на хромой девушке по имени Ксантиппа, которая родила ему троих детей, но при всём этом и хозяйство, и дети ему были в натугу. Денег он имел мало, за что был часто браним своей супругой. Сам Сократ относился к этому с ироническим спокойствием, и неоднократно говаривал, что именно опыт такой неспокойной семейной жизни и позволил ему стать философом!

Законы Сократ призывал уважать и чтить и, будучи гражданином афинского полиса, честно выполнял свой долг, и принимал участие в воинских походах (напомним, тогда шла Пелопоннесская война — война между Афинами и Спартой). Будучи избран присяжным, он также искренне выполнял свои обязанности и, в частности, отказался осудить на смерть афинских стратегов, - тех самых, что выиграли морское сражение со спартанским флотом при Аргинусских островах.

Конец жизни Сократа прошел при правлении назначенных Спартой олигархов. И здесь Сократ вел себя безупречно, ни на кого не доносил, ни с кем не сводил счеты, никому не подписывал смертный приговор. Но казнили Сократа все же не спартанские олигархи, а вернувшиеся к власти демагоги — вожди демоса.

философия Сократа кратко доклад

2. Характеристика философии Сократа

Сократ был великим философом, который фундаментально повлиял, как на философов своего времени, так и на всю философию в целом. Он жил в Афинах с 469 г. до н.э. до 399 г. до н.э. в эпоху Перикла. Он преподавал свою философию жизни на улицах всем, кто хотел слушать. Его философия в основном заключалась в том, что каждый несёт ответственность за свои собственные моральные установки. Сократ был критиком демократии. Он задавал простые вопросы, которые оказывались затруднительны для людей, которые в то время считались мудрыми. Его учения основывались на поиске истины, понимании жизни и споре о тех элементах, которые должны составлять праведное существование.

Его жизнь была короткой, но содержательной и продуктивной. Его учения передались нам через диалоги, мемуары и пьесы других греческих писателей (например, Платон, Аристотель, Ксенофонт и Аристофан).

Сведения о Сократе и его идеях дошли до нас в изложении Платона, других его учеников и отчасти Аристотеля, сам Сократ же за всю жизнь не написал ни одного труда, даже ни одной строчки.

Письменность он считал внешним, мертвым занятием, мешающим глубокому внутреннему пониманию вещей. С книгами нельзя беседовать, задавать вопросы, считал Сократ, поэтому живой диалог ставил неизмеримо выше того, что написано.

Дошедшие до нас сведения изучаются, чтобы нарисовать более четкую картину мировоззрения Сократа. Его самый известный метод наблюдения, сократический диалог или диалект (метод Сократа) был уникальным. Он изучал человеческую природу через проведение диалога между двумя индивидуумами, для которых истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск. Метод Сократа зачастую подразумевает дискуссию, в которой собеседник, давая ответы на вопросы, вырабатывает суждения, обнаруживая свои знания или, напротив, своё неведение в обсуждаемой сфере.

Круг Сократа (так же известный как «сократический» семинар) — это специфический педагогический приём, основанный на методе Сократа и использующийся для более полного усвоения знаний. Эта методика предполагает исследование информации посредством дискуссии и базируется на том, что у ученика уже есть некоторые знания по теме дискуссии, а новые знания формируются в процессе участия в обсуждении.

В своей философии Сократ решение гносеологических проблем из области знаний о природе переводит в область самопознания. Предпосылкой для обращения к собственному «Я», субъективному духу, от которого дальнейший путь вел к божественному разуму, для Сократа служило сомнение.

Важно отметить, что, развивая свое религиозно-нравственное учение, Сократ в противоположность материалистам апеллирует в познании к некоему внутреннему голосу, якобы наставляющему человека в важнейших вопросах, — «демону». Тем самым древнегреческий философ придает решению гносеологических проблем достаточно примитивную телеологическую окраску.

Что означает фраза Сократа: Я знаю, что я ничего не знаю ?

Гносеологический пафос всей философии Сократа состоял в том, чтобы отыскать понятие. В силу того, что никто этого не понимал, кроме самого Сократа, он и оказался мудрее всех. Но так как сам Сократ до таких понятий еще не дошел и не знал об этом, то он и утверждай, что ничего не знает. Вот отсюда его известная фраза: «Я знаю, что я ничего не знаю». Этим утверждением он показывает такое свое "превосходство" над прочими людьми.

Определяя сущность категорий добра и зла, Сократ указывал на существование общих объективных нравственных норм поведения человека. Счастье и добро философ отождествляет, а зло есть незнание добра. Делать добро можно исключительно лишь понимая, в чём оно состоит. Осознание сущности добра и зла делает людей добродетельными. Понимая, что есть хорошо и что есть плохо, никто не сможет поступать плохо. Нравственность, согласно Сократу, следствие знания. Его этика рациональна.

А можно ли научиться добродетели? Принимая добродетель как знание, ответ на этот вопрос логично считать утвердительным. При этом Сократ пришёл к отрицательному выводу: добродетели научиться невозможно. Знание, а, следовательно, и сама добродетель, согласно Сократу, — это божественный разум, постижимый (и то частично) в понятиях лишь философским умом.

Заключение

Философия Сократа оказала серьёзнейшее влияние на формирование и дальнейшее развитие философской науки. Она породила множество последователей, которые так же внесли существенный вклад в эволюцию философского знания.

Суть сократовских взглядов на философию, одна из главных её задач — это понять и знать, что мы, т. е люди, не в состоянии познать физическую картину мира, строение Вселенной, человек не может понять и объяснить природные явления. Мир, согласно Сократу, является творением «великого и всемогущего божества». Сократ отвергал всю натурфилософию как «для человека излишнюю» и в центр изучения ставил человека. Он рассматривается Сократом только как нравственное существо. Поэтому философия Сократа — это этический антропологизм.

Сократ придерживался принципов рационализма, утверждая, что добродетель происходит из знания, а человек, понимающий добро, не станет поступать дурно. Т.е. добро - это тоже знание, а, следовательно, познание и обучение вырабатывает в человеке добродетель.

Список литературы

1.Бучило, Н.Ф. Философия: учебное пособие / Н.Ф. Бучило. - М.: Проспект, 2015. - 325 с.

2.Бучило, Н.Ф.Философия: учебное пособие / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. - М.: Знание, 2015. - 314 с.

4.Канке, В.А. Основы философии. / В.А. Канке. - М.: Логос, 2017.- 288 с.

5.Кохановский, В.П. Основы философии: учебник. / В.П Кохановский, Т.П. Матяш, В.П. Яковлев. - М.: Кнорус, 2013. - 232 с.

6.Радугин, А.А. Хрестоматия по философии. / А.А. Радугин. - М.: Центр, 2006. - 317 с.

8.Спиркин, А.Г. Философия / А.Г. Скрипкин. - М.: Юрайт, 2014.- 830 с.

9.Философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей/Мареева Е. В., Мареев С. Н., Майданский А. Д. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 332 с.

10.Философский словарь / под общ. ред. И.В. Фролова. - М.: Современник, 2012. - 848 с.

11.Философия: Учебник / Миронов В.В. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 928 с.





Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте . Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.


Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
Бесплатная оценка
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.

РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Философия Сократа.
Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!

Как правильно написать введение?

Секреты идеального введения курсовой работы (а также реферата и диплома) от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать актуальность темы работы, определить цели и задачи, указать предмет, объект и методы исследования, а также теоретическую, нормативно-правовую и практическую базу Вашей работы.


Секреты идеального заключения дипломной и курсовой работы от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать выводы о проделанной работы и составить рекомендации по совершенствованию изучаемого вопроса.



(курсовую, диплом или отчёт) без рисков, напрямую у автора.

Похожие работы:

19.02.2009/контрольная работа

Нидерландский философ Бенедикт Спиноза и его принцип монизма. Определение природы как единственной основы или субстанции. Уникальность человеческого бытия как философская проблема. Понятие общества, взгляд на него мыслителей и их основные концепции.

11.06.2010/шпаргалка

Место философии в системе знания. Учение Платона об идеях, познании и государстве. Традиции и особенности русской философии. Сознание как отражение действительности. Проблема свободы личности и смысла человеческого бытия. Понятие и природа ценностей.

29.07.2008/контрольная работа

Софисты. Черты движения софистов. Что такое принцип верификации. Деятельность как способ существования социального. Философия Ф. Шеллинга. Методологические позиции Ф. Бекона. Ноосферная концепция Владимира Вернадского. Социальные свойства времени.

11.01.2009/шпаргалка

Классическая немецкая философия. Философия Канта: докритический и критический периоды. Метод и система философских взглядов Гегеля. Антропологический материализм Фейербаха. Марксистская философия, трансформация ее идей в современных условиях, неомарксизм.

31.03.2010/учебное пособие

Предмет философии и ее становление. Основные проблемы бытия и познания. Помехи ("идолы") в познании и борьба с ними. Проблемы человека и общества. Природа философского знания и краткий очерк истории философии. Критика теории врожденных идей Дж. Локком.

Наиболее интересным и влиятельным мыслителем 5 века до н.э. был Сократ. Этот мыслитель проживал в древней Греции. Жизнь и (кратко описать очень сложно, но мы постараемся выделить ключевые моменты) неразрывно связаны, как вы убедитесь, прочитав данную статью. Так как он искал подлинное знание, а не стремился просто к победе над соперником, Сократ использовал в стремлении достижения истины те же логические приемы, что и софисты. Он ставил все вещи под сомнение и принимал их за истину только после тщательного рассмотрения, благодаря чему этот мыслитель считается первым представителем критической философии. Философия Сократа кратко и понятно изложена ниже и представляется вашему вниманию.

Источники изучения

Сократ как мыслитель был хорошо известен в свое время благодаря ораторскому мастерству и общественной деятельности. Сам он ничего не написал, так что при его изучении мы полагаемся лишь на записи, оставленные его учениками (в частности, Ксенофонтом и Платоном). Биография и философия Сократа кратко изложена в их трудах. Сложность в том, что Платон тоже был философом и часто вставлял собственные теории в диалоги, которые он представлял как дискуссии между Сократом и другими известными его современниками.

"Евтифрон": что такое благочестие

В "Евтифроне", например, описывается резко критическая беседа Сократа с самоуверенным молодым человеком. Находя, что Евтифрон полностью уверен в своей этической правоте, даже в морально неоднозначном случае судебного разбирательства с собственным отцом, Сократ спрашивает его, что же такое "благочестие" по его мнению. Речь здесь идет не просто о некотором списке поступков, которые можно назвать благочестивыми. Евтифрон должен дать общее определение, охватывающее самую суть понятия "благочестие". Но каждый ответ, который предлагает юноша, подвергается тщательной критике Сократа до тех пор, пока Евтифрон больше не может ничего предложить.

Одобрение богов

В частности, Сократ систематически опровергает предположение Евтифрона о том, что критерий правильности того или иного поступка - одобрение богов. Во-первых, вопрос о том, что считать "правильным", всегда вызывает нескончаемые споры, и боги зачастую противоречат в этом сами себе, так же как люди, называя тот или иной поступок одновременно и хорошим, и плохим. Сократ позволяет Евтифрону отыграться (только в целях продолжения дискуссии) и принимает оговорку о том, что боги сначала должны стать полностью единодушны в этом вопросе (обратите внимание, что эта проблема возникает только в политеистической культуре).

Во-вторых, что еще более важно, Сократ делает формальную дилемму из простого, казалось бы, вопроса: "Любят ли боги благочестие как таковое или же благочестие становится благочестием только потому, что его любят боги?".

Ни одна из этих двух альтернатив не подходит к определению благочестия, предложенного Евтифроном. Если правильные поступки являются благочестивыми только потому, что их одобряют боги, тогда моральная правота является произвольной, полностью зависящей от капризов богов. Если боги любят благочестие как таковое, из этого следует, что должен быть какой-то небожественный источник ценностей, известный нам.

Трудная дилемма

В самом деле, эта дилемма предлагает значительные трудности при попытке сопоставить мораль с внешней властью. Рассмотрим, например, вопросы с аналогичной структурой: "Мои родители одобряют этот поступок потому, что он правильный; или мой поступок правильный потому, что родители его одобряют?", "Государство запрещает такое поведение из-за того, что оно неблагочестиво; или же оно неблагочестиво потому, что государство запрещает его?". Во второй альтернативе в каждом из этих случаев действия становятся правильными (неправильными) только потому, что некая власть одобряет (не одобряет) их. Выбор, таким образом, не имеет рационального обоснования, так как невозможно приписать неоспоримую мудрость этой внешней власти. Но в первом варианте власть одобряет (или не одобряет) какое-то поведение, потому что оно само по себе правильно (или неправильно), не зависимо от нее. То есть, следуя этой логике, мы способны самостоятельно отличать добро ото зла.

Таким образом, философия Сократа и Платона, кратко изложенная выше, предполагает ставить под сомнение (если не отрицать) прогресс в решении любой философской проблемы. Этот метод помогает устранить ошибки при решении серьезных вопросов и призывает к интеллектуальной независимости. Философия Сократа кратко и понятно открывается нам на примерах.

Характер Евтифрона, однако, не изменяется, в конце диалога он уходит со сцены таким же самоуверенным, каким и был. Использование приводит к победе разума, однако может не убедить тех, к кому он апеллирует.

"Апология"

Из-за того, что Сократ не являлся сторонником действующего режима, представители афинской демократии обвинили его в подрыве государственной религии и совращении малолетних. Речь, которую он выдвинул в свою защиту, приводится в "Апологии" Платона и дает нам более глубокое понимание особенностей подхода Сократа к философии, его отношения к практической жизни.

Ироническая скромность

Объясняя свою миссию философа, Сократ цитирует сообщение оракула о том, что он самый умный из греков. Затем следует серия иронических описаний усилий мыслителя опровергнуть оракула в беседах с известными афинянами, которые должны быть, безусловно, мудрее, чем он. После каждой такой беседы, однако, Сократ приходит к выводу, что обладает таким видом мудрости, которого не хватает этим людям, а именно признанием собственного невежества.

Философия софистов и Сократа кратко

Цель такого сомнения была в том, чтобы помочь людям достичь подлинного самопознания, даже если оно приводит к неприятным открытиям. Философия Сократа, кратко и понятно изложенная, всегда сводится к этому сомнению. Сократ выворачивает наизнанку методы софистов, используя логические несоответствия, чтобы показать (а не создать) иллюзию реальности.

Преданность истине

Даже после того как он был признан судом виновным, Сократ отказывается отречься от своих убеждений и своего метода. Он также отказывается принять изгнание из Афин и требование замолчать, настаивая на том, что публичное обсуждение важнейших проблем жизни и добродетели - неотъемлемая часть любой человеческой жизни. Философ предпочитает умереть, чем отказаться от своей философии.

Даже после того, как его приговорили к смертной казни, Сократ (философия кратко представлена выше) спокойно произносит последнее слово - размышление о том, что готовит нам всем будущее. Сказав о том, что судьба человека после смерти неизвестна, он тем не менее выразил непоколебимую веру в силу разума, которую проповедовал на протяжении своей жизни и которой не имели его судьи. Так что с этой позиции остается не ясным, кто на самом деле выиграл судебное дело.

Драматическое изображение Платоном человека, предпочитающего смотреть в лицо смерти, но не отречься от своих убеждений, послужило прообразом будущих философов древности, бравших пример с этого выдающегося мыслителя. Философия Сократа, Платона, Аристотеля кратко и в общих чертах несколько схожа.

"Критон": человек и государство

Описание Платоном последних дней Сократа было продолжено в "Критоне". Находясь в тюрьме в ожидании казни, философ продолжает спокойно размышлять о серьезных вопросах, волновавших его еще на свободе. Основные идеи философии Сократа кратко были озвучены им и здесь. Даже несправедливость приговора судей не вызывает в мыслителе горечи или гнева. Друзья прибывают в тюрьму с безупречным планом побега из Афин и жизни в добровольном изгнании, но Сократ спокойно вовлекает их в разумную дискуссию о нравственной ценности такого поступка, ставя ее под сомнение.

Конечно, Критон и другие ученики хорошо знали своего учителя, они пришли уже подготовленными к подобному спору и запаслись аргументами в пользу своего плана. Спасение позволит Сократу выполнить личные обязательства в жизни. Более того, если он откажется бежать, многие будут считать, что его друзья недостаточно о нем заботились и поэтому не организовали побег. Таким образом, для того чтобы выполнить свои обязательства и сохранить репутацию друзей, Сократ должен был сбежать из тюрьмы.

Истина дороже

Но философ отвергает эти соображения как не имеющие отношения к истине. То, что скажут другие, не имеет никакого значения. Как он утверждал в "Апологии", верным будет не мнение большинства, а мнение одного человека, который действительно знает. Только истина может быть критерием принятия решений и только аргументы, апеллирующие к истине, он готов принять от своих друзей.

Сократ исходит здесь из общего морального принципа:

Не следует делать зла (даже в ответ на зло, совершенное другими).

Следует подчиняться государству.

Избегая смертного приговора, вынесенного он проявил бы неподчинение государству, Сократ решил, что ему не следует бежать из тюрьмы. Как всегда, его поступки соответствовали ходу его рассуждений. Философ выбрал приверженность истине и морали, хотя это и стоило ему жизни.

Вообще, обязанность действовать по справедливости имеет основополагающее значение с точки зрения нравственности, и побег Сократа считался бы неповиновением. Однако утверждение о том, что всегда следует подчиняться государству, нельзя считать столь уж бесспорным. С точки зрения Сократа, государство должно обращаться со своими подданными как родитель с ребенком, а поскольку родителей стоит слушаться всегда, точно так же всегда следует подчиняться государству. Однако вопрос о допустимости подобного сравнения остается спорным. Слушаться родителей - временное обязательство, которое мы берем на себя, пока не вырастем, а подчиняться государству мы должны до тех пор, пока не умрем.

Вашему вниманию был представлен древнегреческий философ Сократ. Философия кратко и, надеемся, понятно была изложена в данной статье.

Сократ достижения в философии известного древнегреческого мыслителя и философа кратко изложены в этой статье.

Сократ и его вклад в философию

В развитии Античной философии немаловажную роль сыграл Сократ (470/469 - 399 гг. до н. э.). Всю жизнь он посвятил этой науке, хотя и не оставил ни одного произведения после своей смерти. Предметом философии Сократа были душа, человеческое сознание и жизнь в целом. Также он заложил основы аристотелевского и платоновского воззрений.

В философии мыслитель руководствовался принципами, которые сформулированные оракулы:

  • познать самого себя
  • ни один человек ничего не знает достоверно, и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает.

Данные принципы должны были побудить людей расширять свои знания к постижению истины. Современным языком это метод приобщения к познанию через иронию и признание собственного невежества.

Познание самого себя, +как говорил Сократ, это поиск знаний и принципов жизни, знаний и добродетели. Человеческое невежество проявляется в том, добродетель и знание рассматривается людьми как 2 независимые, различные субстанции. Также они думают, что знания не влияют на поведение человека. А Сократ впервые обосновал этическую концепцию, базировавшуюся на знании и преодолении невежества.

Еще вклад Сократа состоит в разработке индуктивных рассуждений и общих определений. Индуктивное рассуждение – это анализ отдельных суждений или определенного числа вещей. Оно предназначено для определений понятий, которые выражают природу вещей или сущность. Таким образом, Сократ был первым, кто стоял у истоков зарождения общих понятий в философии.

Большой вклад внес мыслитель и в развитие диалектики. Другой философ Аристотель считал, что до Сократа ее не существовало вообще. Диалектика – это учение про отрицание противоречия, преодоление противоречия, недопущение противоречия. Она тесно переплетается с учением о целесообразности.



Похожие статьи