Свято троицкий храм с троицкое. Троицкая церковь истринский район, село троицкое

Ордынцы (Ардынцы) в XVII столетии было сельцом на речке Песочне Замыцкого стана Московского уезда. Недалеко от этого места находился древний Троицкий погост в Замытьи у Углешны с деревянным храмом во имя Святой и Животворящей Троицы. После польско-литовского разорения Троицкую церковь упразднили, а погост превратился в пустошь. Сельцо Ардынцы в 1627 - 1628 годах принадлежала дворянам Шишкиным. Они же арендовали церковную землю бывшего Троицкого погоста. Вотчинник сельца Ардынцы Захар Григорьевич Шишкин в 1630 - 1640 годах построил в своем владении деревянный храм в честь Святой Троицы и, таким образом, древний церковный престол был восстановлен, а сельцо Ардынцы получило новое именование село Троицкое. Имя первого священника - настоятеля храма в Троицком, Ардынцах было Кирилл Семенов. Интересно, что по дозорным книгам Патриаршего Казенного Приказа за 1680 год храм в Ардынцах назван по-прежнему «Троицкого погоста, что в Замытье у Углешны». Деревянный храм был построен с приделом Святителя Николая Чудотворца, о чем говорит указ Святейшего Патриарха Адриана 1696 года о выдаче двух антиминсов на старые престолы Троицкому священнику Андрею Сафронову.

Новый каменный храм на месте старой деревянной церкви в Троицкое- Ардынцы построен вотчинником стольником Юрием Федоровичем Шишкиным в 1712 году. Известно, что в 1713 году Синодальный Казенный Приказ разрешил освятить придельную церковь во имя святого пророка Илии в селе Троицком «подле каменные церкви Пресвятыя Троицы».

В конце XVIII века село Троицкое, Ардынцы было поделено на две части между А.Я. Масловым и В.Л. Клокачевым. В селе упоминалась каменная двухпрестольная Троицкая церковь.

В первой половине XIX века село Ардынцы, Троицкое принадлежало князю Андрею Петровичу Оболенскому и находилось во 2 стане Подольского уезда. В селе числился господский дом, 8 крестьянских дворов с населением 28 человек.

В 1867 году с правой стороны трапезной Троицкой церкви устроили новый придел во имя Печерской Божией Матери и сама трапеза была капитально переделана. Новый придел пристроен по благословению святителя Филарета Московского, на имя которого в октябре 1866 г. было подано прошение княгиней Аглаидой Петровной Оболенской: «Имею я желание на собственное мое иждивение к каменной Троицкой церкви, состоящей в моем имении… вновь пристроить с правой стороны Трапезы придел во имя Божией Матери Печерской в симметрию к существующему с левой стороны приделу во имя Св. Пророка Илии с устройством под ним вновь фамильного склепа, ассигновываю на то 5000 рублей серебром. Представляя при сем и фасад церкви в имеющем быть ея виде, равно и смету архитектора и гр. инж. Грудзина на предполагаемую перестройку». В 1877 году был переделан старый троечастный алтарь церкви в Ардынцах, Троицком, вместо которого построен со одним полукружием.

В 1878 году был отреставрирован старый иконостас главного Троицкого престола. К 1877-1878 годам относится масляная живопись, которую выполнил живописец Дмитрий Алексеевич Култыгин.

Свято-Троицкий храм в Ардынцах состоял в 5 благочинническом округе церквей Подольского уезда. Причт храма состоял из священника и псаломщика. С 1906 года в Троицком исправлял должность настоятеля выпускник Московской Духовной Семинарии Александр Васильевич Ильинский сын священника из Серпуховского уезда. О. Александр неоднократно награждался Епархиальным начальством за успешную преподавательскую и пастырскую деятельность, в том числе и Святейшим Патриархом Тихоном в 1920 году. В 1923 году в Троицком, Ардынцы упоминалась Троицкая церковь с приделами святого пророка Илии и Печерской иконы Божией Матери. Кроме здания церкви при храме упоминалась деревянная сторожка. В 1920-х годах в приходе церкви села Троицкого, Ардынцы числились 189 дворов с населением более 1200 человек.

В 1930-е годы храм был закрыт. Кирпичная кладка постепенно разбиралась местными жителями для хозяйственных построек, так, что к концу 80-х годов от боковых приделов оставались лишь руины, алтарь был полностью разрушен.

В 1991 г.общине храма было отдано здание почты, в 1992 г. началось регулярное служение Божественной литургии. В 1995 г. был водружен крест над руинами храма. В 1996 г. начались ремонтно восстановительные работы по четверику. В 2000 г. в главном приделе была отслужена первая литургия и с тех пор Божественная служба совершается регулярно.

Троице-Лыково (Троицкое-Лыково) – один из самых красивых и дорогих уголков Москвы. В прошлом здесь, в излучине Москва-реки, располагались огромные пойменные луга, над которыми на отрогах холмов были построены старинные усадьбы. В 1930-е годы неподалеку пролегла лента канала Москва-Волга (ныне ). Троице-Лыково и находящийся рядом Серебряный бор превратились в излюбленные места отдыха москвичей. Однако уже в наше время нашлись силы, которые решили закрыть старинную усадьбу с уникальным памятником архитектуры для свободного доступа граждан.

* Организатор экскурсии:

Бывшая усадьба Троице-Лыково. Здесь не рады гостям 🙁

Поскольку на территории бывшей усадьбы фотографировать запрещают, фотографий получилось не так много и для написания этой статьи пришлось частично воспользоваться фото из интернета.

История усадьбы Троице-Лыково

История Троице-Лыкова начинается в 1610 году, когда Василий Шуйский, в то время царь Московский, пожаловал дворцовое село Троицкое князю Борису Михайловичу Лыкову-Оболенскому (1576-1646). Тот перенес его и деревянную Троицкую церковь на две версты севернее, ближе к Москва-реке, назвав это место Новым Троицким. Прежнее место, Старое Троицкое, получило название Черевково (Черепково). На месте алтаря бывшей церкви была поставлена часовня, которая была снесена к Московской Олимпиаде 1980 года.

Лыковы принадлежали к древнему знатному роду Оболенских. Прадед князя, Иван Владимирович Оболенский, носил прозвище «Лыко». От него и пошли Лыковы. Супруга князя, Анастасия Никитична, принадлежала к знатному роду Романовых: приходилась родственницей царице Анастасии – первой жене царя Ивана Грозного и была сестрой патриарха Филарета, отца первого русского царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Благодаря такому родству Лыковы стали одной из первых фамилий московской знати. С 1619 по 1642 годы Борис Михайлович Лыков ведал важнейшими государственными Приказами – Каменным, Сибирским, Казанского дворца, Ямским, Монастырским, был одним из участников Семибоярщины – переходного правительства Русского царства.

Согласно писцовым книгам 1646 года, в Троицком-Лыкове стояли двор боярский, двор скотный, 16 дворов задворных людей, а в них 27 человек. После смерти Бориса Михайловича село перешло в дворцовое ведомство.

В 1690 году владельцами Троицкого, а также Черепкова, Рублева и других деревень становятся Нарышкины, братья царицы Натальи Кирилловны, которым, соответственно, Петр I приходился племянником. В 1698-1703 годах на насыпном холме над Москва-рекой, в самом высоком месте усадьбы, на месте старого храма была возведена парадная каменная в стиле «нарышкинского барокко».

По некоторым данным, автором проекта мог быть русский зодчий Яков Григорьевич Бухвостов, один из основоположников нарышкинского стиля. На это указывает документ, гласящий: «Да помяни Господи мастеры здатели Святые церкви сия рабов твоих каменодельцев Михаила да Митрофана да Якова…» , обнаруженный в архиве профессором В.С.Топоровым. Кроме того, композиция и декор Троицкого храма близки Спасской церкви в Уборах и Входоиерусалимской надвратной церкви в Новом Иерусалиме, автором которых является Яков Бухвостов. По преданию, Петр I заложил камень в основание строящегося храма.

Троицкая церковь стоит на невысоком подклете-гульбище, со всех сторон украшенным балюстрадой. Церковное здание представляет собой обычную для времени строительства ярусно-пирамидальную композицию «восьмерик на четверике». На восьмерике поставлен более узкий ярус, в котором располагаются колокола, соединяя, тем самым, в одном здании церковь и колокольню — «церковь иже под колоколы». Венчает храм узорчатый барабан с одной главкой. С востока и запада к зданию пристроены симметричные алтарная часть и западный притвор, увенчанные главками на двухъярусных барабанах. Красочные, не повторяющие друг друга наличники обрамляют окна. Стены покрыты белокаменными украшениями. Кованые двери и ставни были украшены растительным орнаментом. Кресты были позолочены мастерами Оружейной палаты Алексеем и Борисом Маеровым.

Троицкая церковь, вид с запада

Троицкая церковь, деталь

Наличник окна

Северный фасад, деталь

Северный фасад

Внутреннее убранство храма было не менее роскошным. Высокий резной девятиярусный иконостас в барочном стиле украшали резные виноградные лозы с гроздьями, диковинные растения и плоды. Вдоль стен идут два яруса хоров, из верхнего яруса можно попасть на колокольню. Царское место, устроенное в западной части хора, представляет собой фонарь с венчающей его короной. Стены внутри первоначально были расписаны под мрамор.

В 1935 году Троицкий храм получил статус памятника архитектуры мирового значения и был взят на учет Лигой Наций.

Царское место

Иконостас Троицкой церкви, фото с сайта www.art-sobor.ru

После раздела недвижимости между братьями Нарышкиными в 1732 году, Троице-Лыково перешло к капитану Ивану Львовичу Нарышкину (1700-1734), а затем – к его дочери Екатерине Ивановне (1729-1771). Благодаря её браку с Кириллом Григорьевичем Разумовским (1728-1803), имение в 1749 году перешло во владения Разумовских.

В историю граф Кирилл Григорьевич Разумовский вошел как генерал-фельдмаршал, блистательный вельможа при дворе императриц Елизаветы Петровны и Екатерины Великой, президент Петербургской Академии Наук. При нем и его сыне Алексее Кирилловиче (1748-1822), который увлекался ботаникой, в усадьбе был заложен регулярный парк.

К началу XIX века население села Троицкое увеличилось до 339 человек. Местные жители занимались сельским хозяйством, торговлей на московских рынках, обслуживали переправу на Москва-реке и сплавляли лес. Славились и кружева, изготовленные в Троицком.

Во время Отечественной войны 1812 года французская кавалерия и мародеры разорили усадьбу. Из Троицкого храма были вывезены многочисленные церковные ценности, в частности, святой антиминс. Однако благодаря партизанам, действовавшим неподалеку, награбленное удалось отбить и вернуть в усадьбу. Утраченным оказалось только старинное паникадило, которое распилили на куски. Взамен него император Александр I прислал новое бронзовое паникадило с хрустальными подвесками. 14 февраля 1813 года усадебные храмы были вновь освящены и в них возобновились богослужения.

В 1834 году владельцем Троицкого-Лыкова стал граф Николай Александрович Бутурлин (1801-1867). В 1851-1852 годах был построен каменный зимний храм Успения Пресвятой Богородицы, выполненный в русско-византийском стиле, а также кирпичный господский дом и оранжереи.

В 1876 году Троицкое-Лыково приобрел купец и промышленник, владелец московских доходных домов и гостиниц, почетный гражданин Иван Андреевич Карзинкин (1790- после 1869). После его смерти усадьбу унаследовал его сын, тульский дворянин и владелец чайной компании Сергей Иванович Карзинкин (1847-1887). После его смерти усадьба отошла к его вдове, Юлии Матвеевне Карзинкиной (1850-1915).

При Юлии Матвеевне в усадьбе развернулось большое строительство. На обрыве над Москва-рекой по проекту архитектора Ивана Павловича Ропета (Петрова) был построен сказочный деревянный дом в старинном русском стиле, украшенный затейливой резьбой (к несчастью, сгоревший в 1990 году). Облик этого дома можно отчасти представить по другому сохранившемуся творению Ропета — .

В усадьбе помимо хозяев жили многочисленные гости и странники. Здесь бывали братья Васнецовы, Третьяковы, Гнесины, подолгу гостила семья Шаляпиных.

За домом был разбит красивый сад, парк с «затеями» — рекой, прудами, островками, беседками, парковой скульптурой. Кроме того, в усадьбе были построены конюшни, каретный сарай, овчарня, скотный двор, свинарник, птичник, кузница с мастерской и водокачкой, амбар с подвалом, зернохранилище, деревянная баня, каменная оранжерея с теплицей и биологическая станция.

В 1876 году при Успенской церкви на средства купцов Корзинкиных была открыта богадельня, в 1891 году — лечебница для бедных. Юлия Матвеевна Карзинкина основала школу, сиротский приют, детскую больницу. В 1879 году была отремонтирована Троицкая церковь: заново позолочены иконостас и центральная главка, поновлена роспись, оштукатурены и побелены наружные стены.

По данным на 1884 год, в селе насчитывалось 88 крестьянских домов, в которых проживали 371 мужчина и 397 женщины, имелось одно земское училище, один конный завод, одна лавка и один трактир. Троицкое-Лыково в то время получило новое название – Карзинкино, и некоторое время в московских путеводителях можно было встретить два названия – новое и старое. В 1899 году заботы об усадьбе взял на себя сын Юлии Матвеевны, Сергей Сергеевич Карзинкин.

В начале 1900-х годов Успенская зимняя церковь была перестроена в псевдорусском стиле по проекту архитектора Семена Кулагина. Были построены колокольня, двухэтажная трапезная, приделы на хорах в честь Казанской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского (не сохранились).

Внутреннее убранство Успенского храма в Троице-Лыково. Фото с сайта tl.strogino.ru

К 1904 году Троицкое-Лыково насчитывало уже 125 дворов, в которых проживало 610 человек. В 1914 году по распоряжению Юлии Матвеевны Карзинкиной главный усадебный дом был отдан под богадельню, а Карзинкины переехали в деревянный дом Ропета. В 1915 году, перед своей смертью, Юлия Матвеевна Карзинкина завещала усадьбу Свято-Троицкой общине, которая вселилась сюда в 1917 году и открыла здесь Свято-Троицкий женский монастырь.

Удивительно, но Карзинкины благоволили революционным настроениям. У них часто собиралась революционно настроенная молодежь, Сергей Сергеевич был знаком с Лениным, оказывал финансовую помощь РСДРП и революционерам.

После революции усадьбу национализировали, некоторые из рода Карзинкиных эмигрировали. Вскоре монастырь прекратил свое существование, хотя община, преобразованная в коммуну, просуществовала до 1929 года. В марте 1922 года в Троице-Лыкове на протяжении почти трех недель отдыхал В.И.Ленин, поскольку ГПУ сочло, что пребывание вождя революции в Горках было опасным. Троице-Лыково даже рассматривалось в качестве одного из вариантов резиденции Ленина.

По словам Н.К.Крупской, во время прогулок они много разговаривали на антирелигиозные темы, и, возможно, именно здесь Ленин написал статью «О значении воинствующего материализма». В 1929 году деревянный дом, где жил Ленин, сгорел.

Затем бывшая усадьба была передана московскому зоопарку, который предложением так и не воспользовался. Потом здесь разместился дом отдыха сотрудников ГПУ. В 1924 году Троице-Лыково передали под Туркменский дом просвещения. О том периоде напоминает название — Туркменский проезд. Сюда привезли более 200 детей-туркмен и расселили в бывших храмах. Местные жители были возмущены таким соседством. В один из дней на Масленицу произошла такая большая драка, что в церквях стали бить в набат.

Впрочем, со временем страсти улеглись, местные жители и туркмены сдружились. Дом просвещения был преобразован сначала в туркменский рабфак, а затем – в Туркменский дом отдыха. В 1936 году сгорел деревянный Успенский храм.

Деревянный Успенский храм (не сохранился)

Осенью-зимой 1941 года, когда линия фронта подошла близко к Москве, по заданию Академии архитектуры были организованы обмеры и фиксация лучших архитектурных памятников Подмосковья. Обмерами Троицкой церкви занимался знаток «нарышкинского барокко» Василий Иванович Подключников. В 1945 году, уже после его смерти, был опубликован альбом «Три памятника XVII столетия. Церковь в Филях. Церковь в Уборах. Церковь в Троицком».

В 1942 году усадьба была передана Суворовскому музыкальному училищу. В 1960-е годы Троице-Лыково вошло в состав Москвы, но сумело сохранить свой дачный облик. Была снесена лишь северная часть села, находящаяся за оврагом – сейчас здесь высятся многоэтажки района Строгино. В настоящее время Троице-Лыково внесено в «Список охраняемых деревень Москвы» и является единственным селом в пределах МКАД, снос которого в ближайшее десятилетие не планируется.

Тем временем Троицкая церковь, несмотря на свой охранный статус, продолжала ветшать. Внутри были утрачены почти все росписи, пострадал и наружный декор. В 1970 году начались реставрационные работы под руководством профессора И.В.Ильенко, однако из-за недостаточного финансирования их вскоре свернули, и храм продолжил разрушаться. В 1980-е годы территорию планировали передать под профилакторий Института атомной энергии им. Курчатова. В 1989 году взрыв серьезно повредил Успенскую церковь, в которой в то время располагался склад лакокрасочных материалов Курчатовского института. Осенью 1990 года сгорел «сказочный» домик Ропета.

Руины дома Ропета

На рубеже 1980-90-х годов храмы на территории бывшей усадьбы были переданы Русской Православной Церкви. Они были восстановлены, начались регулярные богослужения. Казалось бы, на этой оптимистичной ноте можно было бы и закончить рассказ. Если бы не одно «но».

Таинственная стройка, или посторонним вход воспрещен

Я приехала в усадьбу Троице-Лыково с экскурсией. У входа на территорию стояла рамка металлоискателя. Это было странно, но не более. Сразу за ней ко мне подошел охранник, и, указывая на мой зеркальный фотоаппарат, запретил снимать на территории. Правда, милостиво разрешил нашей группе фотографировать на телефоны.

Охранники ЧОПа у входа на территорию бывшей усадьбы

Разумеется, я была возмущена. Перед нами стояли старинные памятники архитектуры. Откуда запрет именно на съемку зеркальным фотоаппаратом?

Невзирая на запреты охранников, я все-таки стала фотографировать, тем более что экскурсовод сказал, что еще две недели назад такого запрета не было. Охранники стали ходить за нами, пристально следя, чтобы мы не нарушали запрет на фотосъемку. Наверное, можно было бы согласиться с ними и фотографировать на телефон. Но беда в том, что мой телефон садился. Да и сам этот запрет был в высшей степени абсурден.

Охранники в Троице-Лыково повсюду сопровождали нашу группу, пристально следя, чтобы мы не фотографировали на фотоаппараты

Когда мы вошли в Троицкую церковь, они встали с двух сторон, зорко следя, чтобы мы ничего не фотографировали внутри. Запретили они фотографировать снаружи и некое здание в старинном стиле, которое назвали «Гимназией». На мои просьбы показать письменный официальный запрет на фотосъемку зеркальным фотоаппаратом мне ответили отказом, мотивируя, что они люди подневольные, им начальник запретил и прочее-прочее.

Слева — здание Гимназии, которую по непонятным причинам запрещают фотографировать. По слухам, месяц обучения в ней стоит 15 тыс. рублей без питания

Естественно, настроение было подпорчено. Если бы не запрет охранников на фотосъемку, я спокойно сфотографировала бы храмы, прослушала замечательную экскурсию и затем написала бы статью про красоты этого места. Вместо этого они заострили моё внимание на серьезной проблеме.

Уже дома я стала разбираться, в чем же дело. Оказалось, что нынешняя ситуация весьма далека от идеала.

Доступ на территорию Троице-Лыково регулируется следующими законодательными актами:

1. Постановление правительства Москвы № 1012 от 1998 года «О проектных предложениях по установлению границ особо охраняемых природных территорий: природного парка «Москворецкий», природно-исторического парка «Останкино» и комплексного заказника «Петровско-Разумовское»,

2. Согласно закону № 48 от 2001 года «Об особо охраняемых природных территориях г. Москвы» Троице-Лыково признан зоной особо охраняемого ландшафта и зоной охраны историко-культурных объектов.

3. Федеральный закон № 73 от 2002 года «Об объектах культурного наследия народов России» гарантирует свободный доступ на территорию любому гражданину.

В интернете можно найти немало свидетельств того, как в Троице-Лыково нарушаются права граждан: ограничивается вход на территорию, запрещается фотосъемка. Из бесед с теми, кто неоднократно бывал здесь прежде, выяснилось, что уничтожены многие деревья в парке, часть территории огорожена и там ведется непонятное строительство.

С 1992 года здесь бесчинствовал «священник» Стефан Пристая, закрывший территорию от обычных граждан и превративший парк в гигантскую помойку, где были уничтожены сотни деревьев, кустарников и тысячи квадратных метров почвенного покрова. … В 2012 году усилиями общественности эти факты получили широкую огласку. Однако власти города вместо привлечения г-на Пристая к суду за совершённые преступления и расторжения договора аренды с РПЦ как недобросовестным арендатором передали усадьбу в прямое ведение патриарха Кирилла (Гундяева). Подробнее: http://openbereg.ru/?p=5749

В апреле 2013 года храмовый комплекс на территории храма Успения Пресвятой Богородицы в усадьбе Троице-Лыково был передан в качестве подворья Покровскому ставропигиальному женскому монастырю, расположенному в Москве у Покровской заставы.

Мне очень бы хотелось узнать у настоятельницы монастыря, почему на территории запрещается фотографирование на хороший фотоаппарат памятника архитектуры, который находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Еще хочется понять, почему вообще запрещают фотографировать на территории монастырей и в храмах объекты культурного наследия. Когда идет служба, запрет понятен и обоснован. Но в другое время? Ведь наверняка многие, кто прочтут эту статью или увидят фотографии Троицкого храма в интернете, захотят увидеть его воочию, запечатлеть фото на память. И что же? Получат нагоняй от охранников. Будет ли после этого у человека доброе отношение к РПЦ? Ведь многие просто развернутся и уйдут. И больше никогда не вернутся сюда, помятуя о том гадливом чувстве, что это место для избранных небожителей. И еще, думаю, если бы я была здесь не в составе экскурсионной группы, а самостоятельно, охранники бы не стали церемониться и наверняка могли бы отобрать дорогостоящий фотоаппарат.

Усадьба Троице-Лыково на карте

  • Адрес: г.Москва, ул.Одинцовская, 24
  • Метро: Строгино, Крылатское, Спартак

Относительно того, когда можно попасть на территорию бывшей усадьбы, я не могу ничего сказать. Возможно, самый простой способ — это с экскурсией. Есть надежда, что по крайней мере своими глазами вы увидите все основные достопримечательности.

PS. К сожалению, вынуждена закрыть комментарии к этой статье по причине неадеквата некоторых комментаторов.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Адрес: 141722 Московская обл., Мытищинский район, село Троице-Сельцы, Троицкий храм
Настоятель храма: протоиерей Димитрий Дубинин
E-mail:[email protected]
Сайт в Интернет: http://selci.orthodoxy.ru

Читая губернские документы за 1859 год, узнаём, что село Троицкое-Сельцы, находится по левую сторону Дмитровского тракта (из Москвы в Калязин), в 32 верстах от губернского города. Село казенное, при колодцах, в нём церковь Православная, число дворов-42, проживают в тех дворах 276 человек, из которых: мужчин-135, а женщин-139. В последние десятилетия 20 века, было принято утверждать, что "при царском режиме", на селе царила полная безграмотность. Так вот, в документах за 1899 год особо отмечалось число грамотных и учащихся. И таковых было из мужского населения 110 человек! Это при том, что мужчин "призывного" возраста от 18 до 60 лет насчитывалось 65 человек.

Исторические сведения нам повествуют: "селецкая десятина" получила своё название от села, что носит именование Троице - Сельце, и занимала в 17-ом столетии часть Московского уезда от Тверской заставы по правой стороне Тверской большой дороги и от Бутырской заставы по обе стороны Дмитровской дороги к северу до границ Дмитровского уезда. В состав Селецкой десятины, судя по писцовым книгам за 1623 -1624 годы входили следующие сёла: Коровино, Быково, Манатьево, Рождественское - Суворово, Кононово, Михалёво, Черкизово, Бохово, Химки, Космодамьянское, Иевлево, Иоретово.

"Десятина"- существовавшее до начала 18 века церковно-административное деление епархии, округ или совокупность сельских церквей, находящихся в одной местности и возглавляемое десятильниками. Десятские священники надзирали за десятью из сорока церквей, которые в свою очередь поручались надзору поповскому старосте.

Церковь Святой Троицы в писцовых книгах начинает упоминаться с 1585 года. За 1624 год, в той же писцовой книге читаем: "Вотчина Великого Государя Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и Всея Руси село Троицкое, а Сельцы тож, На речке Уче, а в нем церковь Живоначальные Троицы древян клетцки, а в ней образы, и свечи, и книги, и на колокольнице колоколы…" Сама Церковь и строения причтетников стояли на патриаршей земле. Там стояли и дом священника Леонтия, и двор дьячка Неустройки Васильева, и двор просвирницы Варвары. А кроме них в самом селе были десять крестьянских дворов и бобылей четыре двора, а в них 14 человек. С 1635 года по 1673 год, при Церкви упоминается придел в честь Архистратига Михаила.

В 1646 году, при Троицкой церкви находился Священник Кирилл. В селе же уже числились 23 двора крестьянских и 3 двора бобыльских, в них три человека. Теплота людской заботы о церкви в 1650 году выразилась в приобретении для придела Святителя Леонтия Ростовского напрестольного креста, двух губок греческих, пробоев к царским вратам и к северным дверям, масла лампадного. Прошло немного лет, и в Троицком - Сельцах появился двор патриарший "становой", двор конюшенный, двор воловей, двор земскаго дьячка и двор мельничий. А на церковной земле дворы Священника Ульяна Григорьева, церковного дьячка Ивашки Григорьева, пономаря Петрушки Нестерова и двор просвирницы Федорицы Матвеевой (Переписн. Книга 9812, лист 13).

В 1686 году была построена новая церковь во имя Святой Троицы. 8 ноября для новопостроеной церкви в Торговом ряду были куплены "двери царские с столбцами и с сенью и с короною", и приобретены в деисус одиннадцать икон. На следующий день, 9 ноября церковь освящал Святейший Патриарх Иоаким, и по окончании" Божественной литургии пожаловал священнику Иулиану с причетниками на молебен полтину" (Патр.Пр.кн.122 л. 129 и 163). В 1690 - 1695 годах при церкви был священник Федор Селуанов. С 1701 года по 1731 год, при церкви находился священник Иван Федоров, при нём с 1701 по 1720 годы - дьячек Афанасий Иванов и пономарь Василий Федоров, а. в 1720 году был дьякон Михаил Иванов. При Священнике Иване Федорове было задумано построить новую церковь. 21 сентября 1711 года, О. Иоанн написал прошение (челобитную), в котором описал состояние старого храма. В 1716 году, тот же священник Иван Федоров с "приходскими людьми", вновь бьют челом в Патриарший Приказ, мол в апреле купили на Москве, в Кудринской слободе деревянную церковь за 80 рублей, а вывести ея силами крестьян села Троицкого - Селец одним не вмоготу. Надобно подвод тысяча " и великий государь пожаловал бы велел для возки тое церкви вспоможение дать…." 20 июня, того же года на прошении была написана резолюция: "по указу великого государя боярин князь Петр Иванович Прозоровский, слушав сего челобитья и выписки, приказал: со всех патриарших подмосковных вотчин дать по две подводы в тое церковь на возку…". Известий о том, как была перевезена, когда поставлена и освящена церковь Святой Троицы пока найти не удалось. Однако, из доношения Московскому Митрополиту Тимофею, становится известно, что в августе 1760 года, Троицкая церковь сгорела и в село перевезли деревянную церковь из села Кучкова, Переславской епархии, от вотчины майора артилерии Петра Толстого. Церковь именовалась - Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Святителя Алексия Митрополита Московского. Новопривезённую церковь установили на прежнее церковное место, снабдили утварью, вместо сгоревших антиминсов, выдали новые.

Минуло сорок лет, и вот, в мае 1803 г. уже священник Михей Авраамов подаёт прошение Преосвященнейшему Серафиму епископу Дмитровскому, в котором просил разрешения "...обшить тесом и подрубить пришедшую в ветхость церковь", так как "Означенная Троицкая церковь деревянного здания которая от давнего построения так и колокольня деревянная пришли низами в ветхость...". Прошло ещё сорок лет и старая деревянная церковь "...которая за ветхостью 1843 года по резолюции Его Высокопреосвященства сломана."

На месте где стояла старая деревянная церковь сейчас можно увидеть пруд. По рассказам старожилов с этого места брали глину для обжига кирпичей, из которых построена нынешняя церковь, и в преждние времена, водой этого пруда поили только лошадей, купаться в нём и стирать не допускалось. Кладбище, находившееся в 16 - 18 веках вокруг Церкви, на сегодняшний день застроено жилыми постройками, хозяева которых при рытье колодцев натыкаются на останки древних захоронений.

История нынешней каменной церкви, началась с 10 января 1822 года, как и подобает в таких случаях, прошением на имя Московского Архиепископа Филарета, от священника Феодора Алексеева с "приходскими людьми". Было решено, что строить новую церковь будут каменной и на новом месте. " 4 мая 1822 года, на сельском сходе, крестьяне "общим своим приговором, предоставили церкви безвозвратно и безвозмездно," "с согласия троицких священно-церковнослужителей и прихожан" участок земли длиною 23, а шириною 15 сажен. 12 мая 1823 года эта земля была отведена Московским уездным землемером, но бумажная волокита растянулась аж до августа 1836 года! В сентябре этого же года, 6-го числа, приходские крестьяне подтвердили письменно своё обязательство относительно земли. В том же документе, они "обязались каменную церковь устроить на свой счет, посредством сбора с каждой ревизской души по 4 руб. в год, с доставлением дров на обжиг кирпича и других материалов..." Результатом этого договора явился приказ о дозволении "...в селе Троицком Сельцы тож устроить новую каменную церковь во имя Св. Троицы с приделом Архангела Михаила и с колокольнею...на каковую постройку выдать храмозданную грамоту".

Придел Архистратига Михаила (тёплый) был освящен 11июля 1843 года. Придел Живоначальной Троицы (холодный) освящен 26 мая 1849 года.

Освятил новопостроенный Храм - ныне причисленный к лику Святых, Митрополит Московский Филарет (Дроздов).

Одним из последних настоятелей Храма Святой Троицы, до его закрытия был протоиерей Сергей Константинович Даев, (в последствии - Архиепископ Можайский Макарий). В 1937 году, о. Сергий начал работать в канцелярии Блаженнейшего Митрополита Сергия. В 1944 году - помощником Митрополита Николая (Крутицкого). 2 мая 1944 года было совершено пострижение в монашество с именем Макарий, а 12 мая состоялось наречение во епископа Можайского. 14 мая совершилась хиротония. 25 февраля 1951 года Святейший Патриарх Алексий, наградил его саном Архиепископа. "Последние годы жизни Владыки Макария были преисполнены скорбей и испытаний" - писал Священник Николай Радковский,"…в 1955 году, в Радоницу, помогая духовенству своего храма при поминовении усопших, архиепископ Макарий, переутомлённый длительными предыдущими богослужениями, упал без сознания. В сентябре 1959 года паралич опять уложил больного в постель. Ослабевшее сердце уже не могло побороть тяжёлой болезни, и 13 января 1960 года архиепископ Макарий ушёл от нас в лучшую жизнь."

Похоронен Владыко Макарий на Ваганьковском кладбище, у южной стороны храма. Последним священником храма Святой Троицы упоминается Никольский Василий Николаевич, 1888 года рождения, окончивший духовную семинарию в 1912 году. На Селецкий приход определен в 1930 году. Через 8 лет, а именно, 14 марта 1938 года был арестован, осужден тройкой при УНКВД СССР по Московской области по обвинению в "контрреволюционной влевете", и расстрелян 1 июля того же года на Бутовском полигоне.

Разорение Храма началось с конфискации церковных ценностей. Все иконы и киоты, а так же части иконостаса имеющие покрытие сусальным золотом, были брошены в установленные прямо во дворе Храма, котлы с кипящей водой. Таким способом пытались смыть золото. То, что не представляло "ценности" - шло на растопку в костры. После своего закрытия, Храм использовался совхозом для хранения зерна, картофеля, удобрений, фуража, а в одно время пытались приспособить под сельский клуб для демонстрации кинофильмов. Во время Великой Отечественной войны, фронт проходил в полутора километрах от церкви, немецкой артилерией была повреждена колокольня.

Самые же страшные разрушения и утраты Храм Святой Троицы, как это не парадоксально, понёс в наше время. "Перестройка" моровой язвой пронёсшаяся по Российским просторам, при попустительстве местной власти и полном равнодушии "охраны памятников и культуры", разместила в церковном здании "товарищество с ограниченной ответственностью <<МАРТ>>". Это "товарищество " занялось производством изделий из пластмасс, для чего внутри Храма, растесав южный дверной проём, установили около десятка многотонных станков, вакумную установку, сушильную камеру. С наружной части Храма, на северной стороне прикопали две цистерны для слива масла, с южной стороны установили компрессорную. Чтобы легче было производить погрузку готовых изделий, под стены подсыпали грунт, в результате чего весь цоколь и часть кирпичной кладки оказались под землёй, и стены, как губка стали втягивать губительную влагу, скоротечно разрушаясь под её воздействием. Крыша не ремонтировалась со времён "самодержавия", это отлично видно на фотографии сделанной в 1975 году, со сводов при дожде струилась вода, роспись выполненная на штукатурке по лекалам из Храма Христа Спасителя начала осыпаться, а затем её попросту всю сбили.

Летом 1993 года полуразрушенный, осквернённый Храм передали верующим. С первого же дня, служились молебны, читались акафисты, осенью, на праздник Рождества Богородицы, уже служили Божественную литургию. Вспоминая первые Богослужения, диву даёшься, какая вера и сила пребывала с молящимися. Окна, затянутые плёнкой, проломы в стенах, ветер кружащий по полу жухлую листву, груды металла, громады брошеных станков, тридцатиградусный мороз, от которого льдом покрывался пол и стены, не могли одолеть кучку молящихся прихожан, среди которых был и стар и мал. Вера согревала души и сердца людей. Вера давала им силу идти на службу через заснеженные поля, наперекор вьюге и морозу. Старенькие, немощные женщины преображались, "горящими свечечками" стоял они в молитве. Постепенно формировалась община, появились первые прихожане, по их молитвам, чудесным образом, появлялось необходимое для служения и ремонта. Затеплилась приходская жизнь, открылась воскресная детская школа. Прошло несколько лет и община начала выпуск ежемесячной приходской газеты. Люди после десятилетий блуждания и небытия, вновь вышли на дорогу ведущую к Храму.

К БОГУ. К СПАСЕНИЮ.

Впервые в письменных источниках деревня Бобырёво появляется в 1584-86 гг.

В 1643 году деревню Бобырёво купил царский стольник Роман Фёдорович Бобарыкин.

Деревянная церковь построена в ноябре 1675 года во владении и на средства Р. Ф. Бобарыкина. Она не сохранила своего первоначального вида - облик близкий к современному, памятник приобрёл в первой четверти ХIХ.

С постройкой храма канула в лету маленькая деревенька Бобырёво, став отныне селом Троицким.

В летописи XVII века сохранилось сказание о том, что царь Федор Иоаннович купил у боярина Бобарыкина деревянную церковь Св.Троицы, которую царь Алексей Михайлович подарил Патриарху Никону, строителю Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

Из глубины веков родной истории сохранилось еще одно предание, что в этих местах останавливался преподобный Сергий Радонежский на пути из своей обители к ученику прп. Савве Сторожевскому. И действительно, если провести прямую линию от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к Савво-Сторожевскому монастырю в Звенигороде, то Троицкий храм в селе Троицком окажется где-то посередине.

В 1904-1913 гг. на погосте сооружен новый каменный храм с главным престолом также во имя Святой Троицы. Создан xрам Живоначальной Троицы - Московской епархии Русской Православной Церкви на средства фабриканта Сергея Максимовича Попова и других благотворителей, автор проекта – М. Н. Литвинов.

Строитель храма священник отец Василий Лебедев жил в этом приходе 65 лет, умер в 1931 г., похоронен в ограде старого деревянного храма.

Одним из четырех настоятелей храма Живоначальной Троицы - Московская епархия Русской Православной Церкви был протоиерей Руф Поляков – участник Великой отечественной войны.

Несмотря на потерянную на фронте ногу, долгие годы нес он нелегкую священническую службу, одно время духовно окормляя многих жителей Истринского района. Остальные храмы в округе были тогда закрыты.

И в том числе и к двум Троицким церквям в пос.Троицкий.

Храмы Истринского района

Троицкая церковь. Истринский район, село Троицкое

История. Храмовой комплекс из двух одноименных церквей сформировался в начале XX в., когда на старом погосте, возле небольшой деревянной церкви был возведен обширный каменный храм.

Деревянная Троицкая церковь построена в 1675 г. на средства вотчинника Р. Ф. Бобарыкина. Однако доставленный им храм сильно отличался от существующего, т. к. имел два придела и был трехглавым. Настоящий храм ближе к образцам начала XVIII в., в период, когда село Троицкое по государеву указу было пожаловано Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю (1682 г.) В 1850-х гг. на средства П. Г. Цурикова у западного входа сооружена колокольня в три яруса со шпилем.

Рубленное здание, клетского типа, поставлено на подклет с цоколем из белого камня. Высокий двусветный одноглавый четверик храма с граненой апсидой и трапезной сохраняет колорит древней постройки. Это редчайший памятник древнерусского деревянного зодчества в Подмосковье.

Потолки и стены внутри оштукатурены и побелены, панели и полы окрашены маслом. Трехъярусный иконостас и утварь - конца XIX в.

Каменный Троицкий храм сооружен в 1904-1913 гг. по проекту М. Н. Литвинова на средства С. М. Попова, директора Товарищества Ивановской фабрики, и других благотворителей. В 1913 г. храм освятили при настоятельстве священника Василия Лебедева.

Здание храма, стиля классицизма с национальными мотивами наружного убранства, поставлено на полуподвале и увенчано массивной купольной ротондой с луковичным завершением. Западный притвор с хорами соединяет его с двухъярусной шатровой колокольней.

В ноябре 1937 г. был арестован и приговорен к десяти годам заключения священник Иоанн Орлов, погибший в 1938 г. в лагере НКВД. Также арестован и погиб диакон Михаил Строев. В декабре 2000 г. они причислены к Собору новомучеников и исповедников Российских. Внутри на стенах и сводах храма сохранилась орнаментальная и сюжетная живопись начала XX в. Ограждение солеи, паникадило, киоты и двухъярусный, отделанный под дуб, лакированный



Похожие статьи