Тотальные (общие) морфологические признаки. Человека

III. Морфология человека, как раздел антропологии
Морфология человека – один из основных разделов антропологии , изучающий физическую организацию современного человека, закономерности изменчивости организма человека во времени и в пространстве, а также вариации отдельных его частей. Основное содержание морфологии человека связано с проблемами возрастной и конституциональной антропологии. Предметом изучения морфологии человека является изменчивость формы и внутреннего строения человека. Данные морфологии человека используются в учении об антропогенезе, расоведении, прикладной антропологии.

Возрастная антропология исследует изменение морфофункциональных характеристик в процессе индивидуального развития человека.

Конституциональная антропология изучает варианты сочетаний морфологических, физиологических и психологических параметров организмов (конституции), встречаемых у современного человека.

Основы возрастной антропологии

Одним из основных понятий возрастной антропологии является онтогенез – совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от момента зарождения до окончания жизни. Человек является существом социальным, но его жизнедеятельность подчинена биологическим законам. Поэтому, изучая ход различных морфологических, функциональных и психологических изменений в онтогенезе, исследователь должен учитывать биологические и социальные факторы развития человека.

Закономерности роста и развития . Индивидуальное развитие каждого человека подчинено определенным закономерностям.


  1. Необратимость . Человек не может прийти обратно к тем особенностям строения, которые появились у него на предыдущих стадиях онтогенеза.

  2. Постепенность . Человек проходит в процессе онтогенеза ряд этапов, последовательность которых строго определена. При нормальном развитии пропуск этапов невозможен. Например, прежде чем сформируются постоянные зубы, должны появиться и выпасть молочные; половое созревание всегда предшествует репродуктивной стадии (возрасту половой жизни).

  3. Цикличность . У человека существуют периоды активизации и торможения роста. Рост интенсивен до рождения, в первые месяцы после него, в 6-7 лет и в 11-14 лет. Увеличение длины тела происходит в летние месяцы, а веса – осенью.

  4. Разновременность (гетерохрония) . Разные системы организма созревают в разные периоды. В начале онтогенеза созревают наиболее важные и необходимые системы. Так, мозг уже к 7-8 годам достигает «взрослых» параметров.

  5. Наследственность . В организме человека существуют генетические регуляторные механизмы, которые удерживают процессы роста, развития и старения в определенных рамках, нейтрализуя в достаточной степени воздействие среды.

  6. Индивидуальность . Каждый человек уникален по особенностям анатомического строения и по параметрам онтогенеза. Это объясняется взаимодействием уникальной генетической программы и специфической средой обитания.
Периодизация индивидуального развития . Древнейшие периодизации развития человека принадлежат античным ученым. Древнейшие периодизации развития человека принадлежат античным ученым. Философ Пифагор (VI век до н.э.) выделил четыре периода человеческой жизни: весну (до 20 лет), лето (20-40 лет), осень (40-60 лет) и зиму (60-80 лет), соответствующие становлению, молодости, расцвету сил и угасанию. Врач Гиппократ разделил индивидуальную жизнь на десять семилетних циклов.

В начале XX века русский ученый Н.П.Гундобин предложил схему периодов, основанную на анатомо-физиологических данных. Немецкий ученый С.Шварц в основу своей периодизации положил интенсивность роста тела и созревание половых желез. В многочисленных современных схемах выделяется от 3 до 15 периодов в жизни человека.

При разработке научно-обоснованной периодизации индивидуального развития необходимо учитывать в комплексе биологические (морфологические, физиологические, биохимические), психологические и социальные аспекты развития и старения человека.

Широкое применение в науке получила схема возрастной периодизации онтогенеза человека, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР в Москве в 1965 году (таблица 1).


Таблица 1. Схема возрастной периодизации онтогенеза человека



Возрастные периоды

Продолжительность периодов

1

Новорожденность

1-10 дней

2

Грудной возраст

10 дней – 1 год

3

Раннее детство

1-3 года

4

Первое детство

4-7 лет

5

Второе детство

8-12 лет (мальчики); 8-11 лет (девочки)

6

Подростковый возраст

13-16 лет (мальчики); 12-15 лет (девочки)

7

Юношеский возраст

17-21 год (юноши); 16-20 лет (девушки)

8

Зрелый возраст:

I период

22-35 лет (мужчины); 21-35 лет (женщины)

II период

36-60 лет (мужчины); 36-55 лет (женщины)

9

Пожилой возраст

61-74 года (мужчины); 56-74 года (женщины)

10

Старость

75-90 лет (мужчины и женщины)

11

Долгожительство

90 лет и выше

В этой периодизации учтены закономерности формирования организма и личности, относительно устойчивые морфофизиологические особенности человека, а также социальные факторы, связанные с обучением детей или уходом на пенсию лиц пожилого возраста. Для каждой стадии возрастной классификации характерен определенный средний уровень морфофизиологического развития организма.

Характеристика возрастных периодов . Важное значение для дальнейшего развития человека играет пренатальная фаза. К 4 месяцам внутриутробного развития плод человека уже имеет сформированные органы. До этого времени происходит формирование зародыша. Максимальная скорость роста плода как раз характерна для первых четырех месяцев после зачатия. Далее идет замедленнее роста, наиболее низкие скорости роста приходятся на интервал от 8 до 10 месяцев. После рождения скорость роста снова увеличивается.

Новорожденность – самый короткий этап жизни. Он ограничивается временем вскармливания ребенка молозивом. Новорожденных разделяют на доношенных и недоношенных. Пренатальное развитие первых длится 39-40 недель, а вторых – 28-38 недель. Кроме сроков пренатального развития учитывается масса тела. Доношенными считаются новорожденные с массой тела 2500 г и больше (при длине тела не менее 45 см), а недоношенными – новорожденные, имеющие массу тела меньше 2500г. В настоящее время масса тела доношенных мальчиков чаще всего составляет 3400-3500 г, а девочек 3250-3400 г, длина тела для обоих полов – 50-51 см. Размеры новорожденных, как и детей других возрастов, увеличиваются в связи с процессом акселерации. Каждый шестой ребенок теперь рождается с массой тела более 4 кг. От средних показателей отклоняются и доношенные недоупитанные дети с массой тела 2550-2800 г при длине 48-50 см.

Грудной возраст продолжается до года. В это время ребенок постепенно адаптируется к внешней среде. Данный период характеризуется наибольшей интенсивностью процесса роста по сравнению со всеми этапами жизни. Так, длина тела до года увеличивается почти в 1,5 раза, а масса – в 3 раза. У грудных детей учитывают и абсолютные размеры тела, и их месячные прибавки. Индивидуальные данные сравнивают со стандартами. Грудные дети растут быстрее в течение первого полугодия. Удвоение массы тела происходит в 4 месяца. Для оценки уровня развития грудных детей важно соотношение обхватов груди и головы. У новорожденных обхват головы больше чем груди, но затем грудная клетка начинает расти быстрее и обгоняет рост головы. Обхват груди становится равным обхвату головы в возрасте от двух до трех месяцев. Для грудных детей очень важны сроки прорезывания молочных зубов, которые появляются в определенной последовательности: первыми прорезываются центральные резцы – 6-8 месяцев, затем – боковые резцы – 8-12 месяцев. Центральные резцы появляются на нижней челюсти раньше, чем на верхней, а боковые – наоборот. Показателями биологического возраста грудных детей является также закрытие родничков на голове и психомоторное развитие. В первый месяц ребенок начинает улыбаться в ответ на обращение взрослых, в 4 месяца устойчиво встает на ножки с посторонней помощью, в 6 месяцев пытается ползать, в 8 месяцев – делает попытки ходить, к году ходит без поддержки.

Раннее детство соответствует возрасту от 1 до 3 лет. В этот период наблюдается уменьшение прироста размеров тела, особенно после 2 лет. Одним из показателей биологического возраста является зубная зрелость. В период раннего детства прорезываются первые коренные зубы (в 12-15 месяцев), клыки (в 16-20 месяцев) и вторые коренные зубы (в 20-24 месяца). Обычно к 2 годам дети имеют все 20 молочных зубов.

Первое детство длится от 4 до 7 лет включительно. Биологический возраст в этот период оценивается по соматическому, зубному и костному показателям. В 3 года по длине и массе тела можно предсказать те окончательные размеры, которых достигнет индивидуум, когда его рост прекратится. Небольшое увеличение скорости роста в 4-7 лет называют первым ростовым скачком. Характерная особенность периода первого детства – начало смены молочных зубов на постоянные. В среднем, в 6 лет прорезываются первые постоянные коренные зубы, причем на нижней челюсти раньше, чем на верхней. У многих детей этот процесс происходит в 5 лет, а у некоторых детей первый постоянный зуб появляется в 7 лет и даже между 7 и 8 годами. В первом детстве прорезываются первые резцы, в основном между шестью и семью годами. Затем наступает 10-12-ти месячный период покоя, после чего начинают появляться боковые резцы. У 40-50% городских детей эти зубы прорезываются на нижней челюсти к 7 годам, но в основном этот процесс происходит уже после периода первого детства.

При определении зубного возраста в первом детстве принимают во внимание, как сроки прорезывания постоянных зубов, так и общее количество молочных и постоянных зубов. Индивидуальные данные ребенка сравнивают со стандартом. Это позволяет судить об ускоренном или замедленном развитии. У девочек постоянные зубы прорезываются раньше, чем у мальчиков. Костный возраст определяется по рентгенограммам кисти и локтевого сустава.

Возрастной период от 1 года до 7 лет называют еще нейтральным детством , так как девочки и мальчики этого возраста почти не отличаются друг от друга по размерам и форме тела.

Если в нейтральном детстве границы возрастных периодов одинаковы для обоих полов, то в дальнейшем они не совпадают , отличаясь на 1 год. Это обусловлено тем, что у девочек раньше начинается ускорение анатомического развития, а в последствии раньше оканчивается процесс полового созревания и роста.

Второе детство продолжается у мальчиков от 8 лет до 12, а у девочек – от 8 до 11 лет. У обоих полов начинается усиленный рост в длину, но его темп выше у девочек, так как процесс роста тесно связан с половым созреванием, которое начинается у женского пола на 2 года раньше, чем у мужского. Уже в 10-летнем возрасте девочки обгоняют мальчиков по основным размерам тела. У девочек быстрее растут нижние конечности, массивнее становится скелет. В этот период повышается секреция половых гормонов, особенно у девочек. У мальчиков начинают увеличиваться наружные половые органы. У обоих полов в этот период появляются вторичные половые признаки.

Подростковый возраст длится у мальчиков от 13 до 16 лет, а у девочек – от 12 до 15 лет. Это период интенсивного полового созревания, фазы которого по времени не совпадают у мужского и женского пола. Бурное созревание приходится у девочек на начало подросткового периода, а у мальчиков – на его середину. Для подросткового периода характерен пубертатный ростовой скачок размеров тела. При этом у девочек максимальные приросты длины тела происходят в возрасте от 11 до 12 лет, то есть еще во втором детстве, но скачок массы тела наблюдается у них в подростковом периоде – между 12 и 13 годами. У мальчиков эти максимумы скоростей роста проявляются соответственно между 13-14 и 14-15 годами. Максимальные приросты тела у мальчиков столь велики, что в 13,5-14 лет они уже превосходят девочек по длине тела, и в дальнейшем эта разница увеличивается. К концу подросткового периода рост почти прекращается.

Юношеский период – завершающий для растущего организма. Он продолжается у юношей с 18 лет до 21 года, а у девушек – с 17 до 20 лет. В этом возрасте заканчиваются процессы роста и формирования организма.

Половое созревание . С подростковым и юношеским возрастами по времени совпадает половое созревание, в течение которых происходит радикальная биохимическая, физиологическая, морфологическая и нервно-психическая перестройка организма. В результате этого процесса формируются биологические и интеллектуальные особенности взрослого человека, в том числе достигается половая зрелость (способность к размножению). Развитие половой системы сочетается со значительными морфологическими и функциональными изменениями всех органов и систем организма. Единство формирования организма проявляется в том, сто под влиянием эндокринной системы гармонично развиваются вторичные половые признаки и размеры тела. К вторичным половым признакам относят величину и форму тела, интенсивное развитие мышц у мужского пола, третичной волосяной покров, набухание сосков, ломка голоса, развитие кадыка, поллюции у юношей, молочные железы и менструации у девушек. Развитие каждого полового признака проходит определенные стадии. Вторичные половые признаки появляются в определенной последовательности. Сроки полового созревания отдельных людей и групп людей отличаются, что обусловлено генетическими особенностями, этнической принадлежностью, условиями внешней среды. В настоящее время в промышленно развитых странах половое созревание у девочек начинается в 8-9 лет, у мальчиков – в 10-11 лет, а заканчивается соответственно в 16-18 лет и 18-20 лет. Продолжительность периода может колебаться.

Возраст полового созревания иначе называют пубертатным периодом , который рассматривается как возрастной кризис. Организм развивается интенсивно, но разные органы созревают неравномерно. Это происходит на фоне усилившегося обмена веществ. Вследствие такого несоответствия могут развиваться и обостряться болезни сердечно-сосудистой системы, а также проявления психических заболеваний.

Психология подростка в переходном возрасте проявляется весьма характерно. Дальнейшее развитие центральной нервной системы, эндокринная перестройка, смена преимущественного функционирования одних желез внутренней секреции другими влияют на всю психическую сферу подростка и его поведение. Усиленная деятельность щитовидной и половых желез повышает возбудимость высших отделов ЦНС, в связи с чем подросток легко возбудим и порой груб, отмечается рассеянность, временное снижение работоспособности, снижение требований к себе, ослабление воли. В этот период наблюдается повышенная чувствительность, маскируемая намеренной грубостью и развязностью.

Зрелый возраст . Возрастная изменчивость у взрослых проходит с различной скоростью, на ее темп влияют многие факторы. У взрослых четких критериев оценки биологического возраста почти нет из-за разновременности возрастной динамики различных систем организма. Из всех проявлений возрастной изменчивости у взрослых, прежде всего, развиваются первичные специфические процессы на молекулярном уровне, обуславливающие энергетические и структурные изменения в организме. Есть данные, что после 28-29 лет меняются глубинные свойства клеток. Самый ранний признак старения – уменьшение количества активных нейронов мозга, которое начинается с 15-16 лет, а в коре мозга – с 30 лет. Поэтому устойчивость организма к вредным влияниям постепенно уменьшается. Уже с 27-29-летнего возраста снижается общий уровень обменных процессов, а к 100 годам обменные процессы составляют всего 50% их уровня в 30 лет. Итак, все функции организма характеризуются максимумом интенсивности в возрасте 20-25 лет. Сразу после окончания роста и развития начинаются изменения в иммунной системе, в способности организма противостоять заболеваниям. С возрастом происходит нарушения всех иммунных функций. Значительные изменения происходят в эндокринной системе: уменьшается концентрация в крови гормонов половых желез, снижаются функции щитовидной, вилочковой желез, надпочечников. Эти первичные изменения ведут к видимым вторичным изменениям: атрофии покровов, вялости, дряблости, морщинистости кожи, поседению и выпадению волос, сокращению объема и тонуса мускулатуры, ограничению подвижности в суставах. Ограничение объема двигательной активности начинается с 40 лет, но особенно сильно проявляется в 70 лет.

Весьма важны изменения, происходящие в жировой ткани. Жир является энергетическим аккумулятором. Энергетика сбалансирована, если поступающая с пищей энергия полностью растрачивается. В этом случае у человека будет стабильный вес – система находится в динамическом равновесии, что является показателем здоровья. Возрастное увеличение количества жира происходит в результате снижения двигательной активности и в результате повышения порога чувствительности жировой ткани к регуляции ее гормональными факторами. С возрастом нарушается обмен углеводов, глюкоза пищи превращается в липиды, которые не используются в должном объеме на энергетические нужды. Энергетическое старение начинается с 30 лет. В возрасте 20-25 лет наблюдается идеальный вес для данного человека. К 30 годам он становится больше на 3-4 кг. После 45-48 лет запас жира становится инертным по отношению к обменным процессам. Чем интенсивнее увеличивается вес, тем интенсивнее протекают возрастные процессы. У мужчин ожирение начинается раньше, чем у женщин (после 34-35 лет). Но заболевания, обусловленные ожирением (атеросклероз, диабет, подагра, болезни печени и почек), у женщин выражены сильнее. Биологический возраст у взрослых определяется по следующим показателям: жизненная емкость легких, артериальное давление, частота пульса, уровень холестерина в крови, мышечная сила рук, острота зрения, уровень гормонов в биологических жидкостях, подвижность в суставах, число залеченных зубов и ряд психомоторных качеств.

Возрастные изменения в нервной системе и психике . Динамика основных нервных процессов в связи с возрастом заключается в ослаблении процессов торможения, потере подвижности – лабильности реакций, в повышении порога возбудимости, снижении слуха, зрения и т.д. К 70 годам начинает отмечаться недостаточная концентрация нервных процессов, во многих случаях ведущая к неуравновешенности личности. Возрастные изменения в психике более выражены у женщин. Для старости характерны люди с неуравновешенным психическим складом и интраверты. Биологический возраст в психической сфере можно оценить по наличию интереса к внешним событиям, стремлению к активной деятельности, сохранению социальных контактов.

Возрастные изменения в костной системе определяется путем исследования рентгенограмм кисти. Относительно быстрое костное старение свойственно людям тучным, с большим весом, медленное – худощавым и подвижным. Народам Севера присущи быстрые изменения в костях кисти, а для народов Средней Азии характерен замедленный темп таких изменений. Наиболее медленный темп наблюдается у долгожителей Абхазии. У женщин Абхазии даже в 50-60-летнем возрасте встречаются «молодые» варианты строения кисти.

Критическим периодом для организма человека является климактерический период. Климакс – это возрастной период между началом нарушения репродуктивной функции и окончательным ее прекращением. В основе климакса у представителей обоих полов лежат возрастные сдвиги в гормональной системе. В это время происходят коренные преобразования во всем эндокринном комплексе, возникает новое равновесное состояние эндокринных желез. Наступление климакса свидетельствует об усилении общих регрессивных процессов в организме. Период климактерического синдрома наиболее ярко выражен у женщин. Кроме нарушения менструальной функции, климакс сопровождается отклонениями в работе сердечно-сосудистой, нервно-психической и других систем. У женщин климакс длится около 2-8 лет, после чего наступает менопауза. В преддверии менопаузы и во время нее у женщин повышается аппетит, уменьшается подвижность, увеличивается вес. Часто в этот период начинается диабет, гипертония и другие болезни, связанные с нарушением обмена. Сейчас средний возраст менопаузы увеличивается, приближаясь в цивилизованных странах к 50 годам. В мужском организме детородная функция не прерывается так резко, как в женском, однако характерные возрастные явления в обмене веществ и эндокринном комплексе в целом принципиально не отличаются у обоих полов. По мере старения и мужчинам свойственны нарастание массы тела, появление отклонений в работе сердечно-сосудистой системы, в психической сфере. Климакс у мужчин более растянут во времени и может длиться 10-15 лет.

Пожилой возраст соотносится 56-74 года у мужчин и 61-71 год у женщин. Он характеризуется постепенным снижением уровня физиологических функций организма.

Старость – завершающий этап онтогенеза. Старение – это совокупность биологических процессов, происходящих в органах и системах организма в связи с возрастом, которые сокращают адаптационные возможности организма и повышают вероятность смерти. В старости, так же как и в зрелости, степень возрастных изменений часто не соответствует паспортному возрасту, а темп этих изменений различен. В настоящее время существует две основные группы теорий старения. Первая основывается на предположении о том, что старение – это следствие накопления во времени случайных ошибок в геноме организма (мутаций, разрывов ДНК, повреждений хромосом), что влияет на все основные функции организма . Следовательно, старение как отдельный этап онтогенеза фатально не запрограммировано в наследственности человека.

Вторая группа теорий старения основана на предположении о существовании запрограммированного процесса старения. Согласно этим теориям организм стареет как интегральная, сложно регулированная система. Накопление ошибок в геноме рассматривается уже как следствие, а не как причина старения. В этом случае оптимальная продолжительность жизни генетически обусловлена и контролируется специальным генным комплексом. Сейчас открыты специальные временные гены, которые стимулируют появление структурных и функциональных признаков на различных этапах онтогенеза, то есть определяют темп процессов жизнедеятельности. Таким образом, создается определенный ритм включения генорегуляторных механизмов, определяющих особенности поздних стадий онтогенеза. Чем медленнее и более плавно работает этот механизм, тем вероятнее достижение большей продолжительности жизни. Существуют и другие точки зрения. Так, например, считается, что старость не является функцией времени, а представляет собой закономерное нарушение регуляции в организме через нарушение основного функционального гомеостаза.

И.И.Мечников в начале 20 века сформулировал концепцию старости, в соответствии с которой старость является патологией, возникшей в результате постепенно накапливающегося самоотравления организма ядами бактерий, обычно живущими в кишечнике. Он считал, что процессы старения можно замедлить, заменив кишечную флору бациллами молочной кислоты.

К числу внешних изменений в старости относят : уменьшение роста (в среднем на 0,5 – 1см за каждое пятилетие после 60 лет), изменение формы и состава тела, сглаживание контуров, усиление кифоза, ускоренное уменьшение мускульного компонента, перераспределение жирового компонента, снижение амплитуды движений грудной клетки, уменьшение размеров лица в связи с потерей зубов и редукцией альвеолярных отростков челюстей, увеличение объема мозговой части черепа, ширины носа и рта, утончение губ, уменьшение количества сальных желез, толщины эпидермиса и сосочкового слоя кожи, поседение.

К возрастным изменениям ЦНС относят уменьшение массы мозга, величины и плотности нейронов, отложение липофусцина, падение работоспособности нервной клетки, изменения в ЭЭГ, снижение уровня биоэлектрической активности, уменьшение остроты зрения, аккомодационной способности глаза и слуха, снижение вкусовой и некоторых видов кожной чувствительности.

В старости происходит замедление и уменьшение биосинтеза белка, изменяется соотношение липидных фракций, снижается толерантность к углеводам и инсулиновой обеспеченности организма; снижается секреция пищеварительных желез; уменьшается жизненная емкость легких; снижаются основные почечные функции; уменьшается сократительная способность миокарда, повышается систолическое давление, замедляется ритмическая деятельность сердца; наблюдаются сдвиги в протеинограмме; снижается число тромбоцитов, интенсивность гемопоэза, гемоглобина, наблюдается снижение гуморального и клеточного иммунитета.

К изменениям на клеточном и молекулярном уровнях, а также в системе генетического аппарата относят: угасание функциональной активности клеток и генов, изменение проницаемости мембран, уменьшение уровня метилирования ДНК, увеличение доли неактивного хроматина, повышение частоты хромосомных нарушений.

Однако, процесс старения внутренне противоречив, так как в ходе его не только возникают деградация, дезинтеграция, снижение функций, но и мобилизуются важные приспособительные механизмы, то есть развертываются компенсаторно-старческие процессы (витаукт ). Например, снижение уровня секреции некоторых гормонов компенсируется повышением чувствительности клеток к их действию; в условиях гибели одних клеток функции других усиливаются.

Темпы старения зависят от среды. Так, городской образ жизни определяет быстрый темп старения. Сказываются снижение подвижности при отсутствии ограничения в пище, частые отрицательные эмоции. На темп старения влияют гигиена труда, гигиена умственной активности, гигиена отдыха, степень социальных контактов.

Геронтологи используют следующие параметры для определения биологического возраста: массу тела, артериальное давление, содержание холестерина и глюкозы в крови, степень развития сутулости, морщинистость кожи, остроту зрения и слуха, динамометрию кисти, подвижность суставов, данные некоторых психомоторных тестов, снижение памяти.

Следует отметить, что в настоящее время отмечается удлинение средней продолжительности жизни и связанное с ним перераспределение возрастного состава популяции Homo sapiens. Показатель уровня «демографической старости», то есть доля лиц старше 60 лет, почти во всех экономически развитых странах превышает 12%.

Внешнюю форму тела женщины

Тотальные (общие) морфологические признаки . Форма и размеры тела человека изменяются на протяжении его жизни. Они характеризуют физическое развитие человека.

Для характеристики физического развития женщин используют измерения фигуры: «Длину тела (Рост)», «Обхват груди» и массу тела.

Рост определяют измерением длины тела, которое снимают по вертикали от пола до верхушечной точки головы. Длина тела имеет большую индивидуальную изменчивость и колеблется у женщин от 134 см до 182 см. Отклонение от этих величин считается патологией.

Максимальной длины тело женщины достигает к 17 - 18 годам. Постоянный рост сохраняется до 45 - 50 лет, после чего уменьшается на 0,5 -0,7 см на каждое последующее пятилетие. Рост человека изменяется и в течение дня. К вечеру, когда человек утомляется, длина тела уменьшается на 1,5 - 3,0 см, утром длина тела наибольшая. У взрослых женщин средний рост (158 см) меньше, чем у мужчин (170 см).

Измерение фигуры «Обхват груди первый» (Ог1) определяет периметр грудной клетки; с возрастом он увеличивается, что связано с ростом костного скелета, мышц и подкожно-жирового слоя; более или менее постоянным становится к 18-20 годам. Период относительной стабильности обхвата груди наблюдается в возрасте 25 - 40 лет. После 40 лет происходит его интенсивное увеличение. Это связано с увеличением подкожно-жирового слоя. У женщин 18 - 29 лет средний обхват груди на 6,0 - 7,0 см меньше, чем у женщин в возрасте 45 - 60 лет. К старости обхват груди несколько уменьшается.

При конструировании женской одежды используют измерения четырех обхватов груди: первого (Ог1), второго (Ог2), третьего (Ог3) и четвертого (Ог4). Обхват груди третий (Ог3) принят в качестве основного (ведущего) признака. Его измеряют на уровне выступающих точек грудных желез в горизонтальной плоскости. Среднее значение Ог3 равно. 96 см. Обхват груди четвертый (подгрудный) используется при конструировании корсетных изделий.

Масса тела также постоянно изменяется с возрастом, однако это происходит неравномерно по годам. Средняя масса тела новорожденной девочки 3,4 кг, а средняя масса взрослой женщины 64 кг. Относительно стабильная масса тела при нормальном состоянии организма у женщин наблюдается в возрасте 25 - 40 лет. Затем она несколько увеличивается, после 55 лет незначительно.

Пропорции женских фигур . Пропорциями тела человека называют соотношения проекционных размеров его отдельных частей. Среди взрослых выделяют три основных типа пропорций: долихоморфный, брахиморфный и мезоморфный.

Долихоморфный тип характеризуется относительно длинными конечностями и узким коротким туловищем, брахиморфный - относительно короткими конечностями и длинным широким туловищем, мезоморфный - это промежуточный, средний тип пропорций между брахиморфным и долихоморфным типами пропорций.

Разница в росте между людьми в значительной степени зависит от длины ног. Поэтому долихоморфный тип более характерен для женщин высокого роста, брахиморфный – низкого роста.

Пропорции тела человека в значительной степени изменяются с возрастом (пока человек растет). Причем изменение пропорций происходит за счет уменьшения относительных размеров головы, туловища и относительного удлинения конечностей. Так, у взрослых женщин длина ног составляет 53 % длины тела, у новорожденной девочки - 33 %. Это оказывает влияние на форму и пропорции одежды для детей, молодежи и женщин пожилого возраста.

Есть различия в пропорциях у мужчин и женщин. Так, у женщин относительно шире таз и уже плечи, чем у мужчин. При этом длина тела женщин меньше, а верхние конечности короче.

Для определения пропорций используют проекционные измерения тела человека.

Характеристика типов осанки женских фигур. Осанка, как и другие морфологические признаки, в значительной степени определяет особенности внешней формы тела человека. Под осанкой понимают естественное привычное положение тела во время стояния и движения. На осанку значительное влияние оказывают строение позвоночника, величина его изгибов на разных участках, а также степень развития мышц и жировых отложений.

При конструировании одежды осанку устанавливают по форме контура туловища со стороны спины при взгляде на фигуру в профиль. Характеристику спинного контура тела необходимо знать для обеспечения правильного баланса (равновесного положения) изделия на фигуре.

Фигуры женщин имеют различную осанку. При любой осанке тело находится в равновесии. Это достигается приспособлением к равновесному вертикальному положению тела различных его частей (рук, ног, головы, туловища), т.е. происходит изменение их форм и размеров в зависимости от осанки.

Для установления принадлежности фигуры к тому или иному типу осанки обычно используют размерный признак, который определяет изгиб верхней части туловища «Положение корпуса» (Пк), - расстояние по горизонтали от шейной точки до плоскости, касательной к выступающим точкам лопаток (рисунок 3.5, а). В классификации фигур, принятой для массового производства одежды, по этому признаку различают три типа осанки: нормальная, сутулая и перегибистая (рисунок. 3.5).

Фигура с нормальной осанкой - это условно-типовая фигура (средний тип). Для женской фигуры с нормальной осанкой характерны слегка наклонная и развитая грудь. Выступающие точки грудных желез расположены несколько ниже уровня подмышечных впадин и выдвинуты вперед относительно выступа живота. Живот обычно овальной формы, расположен ниже линии талии и слегка выдается вперед; выступающие точки ягодиц немного (около 1 см) смещены назад относительно выступающих точек лопаток. Выемка талии и выступ ягодиц умеренные; ноги стройные.

Перегибистая фигура женщин характеризуется широким разворотом груди и плеч, выпрямленной спиной. Выемка талии и выступание ягодиц увеличены. Шея меньше наклонена вперед. Грудь более развита, выступающие точки грудных желез приподняты и, несмотря на выступающий и высокий живот, значительно смещены вперед. Ширина груди увеличена, а ширина и длина спины уменьшены по сравнению с фигурой с нормальной осанкой; величина Пк уменьшена.

У сутулой фигуры верхняя часть спины округлая, часто с выступающими лопатками, особенно у худых женщин; выемка талии и выступ ягодиц уменьшены; шея больше наклонена вперед; грудь плоская или впалая; выступающие точки грудных желез смещены вниз и незначительно выступают вперед относительно выступа живота; живот расположен несколько ниже и больше выдается вперед; плечи и руки наклонены вперед; развитие мускулатуры чаще всего слабое; ширина и длина спины до талии увеличены, а ширина и длина переда уменьшены. Величина Пк больше, чем у фигуры с нормальной осанкой.

Для более полного описания типов фигур в зависимости от осанки принято три конструктивных пояса: плечевой (П1), корпусный (П2) и подкорпусный (ПЗ). Для их описания используется шесть проекционных размерных признаков (рисунок 3.6): положение корпуса (Пк), положение выступающих точек грудных желез относительно яремной впадины (Пг), глубина талии первая (Гт1), положение талии спереди (Пт), положение живота (Пж), положение ягодиц (Пя) или по-другому глубина талии вторая (Гт2).

Расположение конструктивных поясов приведено в таблице 3.1.

Каждый конструктивный пояс характеризуется одним из следующих показателей осанки:

Показатель осанки плечевого пояса П1 =Пг-Пк;

Показатель осанки корпусного пояса П2 = Пт - Гт1;

Показатель осанки подкорпусного пояса ПЗ = Пж - Гт2.

Знак перед величиной показателя осанки, рассчитанного по этим формулам, указывает на преобладание одного из признаков осанки над другим. Это очень важно знать при конструировании одежды, в частности при уточнении конструкции в процессе примерок.

В понятие осанки при конструировании одежды обычно включают и высоту плеч. Размерный признак «Высота плеч» (Вп) дает представление о наклоне плечевых скатов - это расстояние по перпендикуляру от горизонтальной плоскости на уровне шейной точки до горизонтали на уровне плечевой точки (рисунок 3.2, г). По этому признаку выделяют типы фигур с высокими, нормальными и низкими плечами.

Таблица 3.1 – Положение конструктивных поясов для определения осанки

Оба размерных признака Пк и Вп, характеризующие осанку, в большей степени зависят от роста: при увеличении роста оба признака увеличиваются.

Обычно размерные признаки Пк и Вп рассматриваются вместе. Выделенные типы осанки женских фигур по сочетанию этих признаков приведены в таблице 3.2.

Таблица 3.2 – Классификация женских фигур по осанке

В массовом производстве одежду изготавливают на фигуры с нормальной осанкой и нормальной высотой плеч.

На осанку женской фигуры оказывает влияние высота каблука обуви. Средней считается высота каблука 3,0 - 4,0 см. В обуви на высоком каблуке верхняя часть туловища отклоняется назад, фигура становится более выпрямленной, а ягодицы больше выступают назад (Пк и Гт1 уменьшаются, а Гт2 увеличивается). Например, при высоте каблука, равной 7,0 см, длина переда увеличивается примерно на 1,5 см, а длина спины уменьшается примерно на 1,0 см. Величину баланса в этом случае следует увеличить на 1,0 см. Вследствие итого примерки изделий (например, для торжественных случаев) следует выполнять на фигурах в обуви с высоким каблуком.

Типы телосложения женских фигур . Телосложение человека зависит от возраста, степени развития мускулатуры и подкожно-жирового слоя, а также размеров и формы скелета. В литературе предложены различные классификации телосложения женских фигур. Рассмотрим одну из них. Она разработана на основании оценки степени развития и распределения жировых отложений на отдельных участках тела без учета остальных признаков. С учетом этого выделяют три основные и одну дополнительную группы телосложения женщин (рисунок 3.7).

1-я группа включает фигуры женщин с равномерным распределением жировых отложений по всему телу. Степень жировых отложений может быть слабой, средней и обильной. Соответственно этому выделяют три типа телосложений: лептозомный (тонкий) (L), нормальный (N) и рубенсовский (R).

2-ю группу составляют фигуры с неравномерным распределением жировых отложений. Она включает два типа телосложения: верхний S - с повышенным жироотложением выше линии талии и нижний 1-е повышенным жироотло­жением в нижней части тела.

3-я группа включает фигуры женщин также с неравномерным распределением жироотложений. Выделяется два типа телосложения: тип Тт - повышенное жировое отложение на туловище и тип Ех - повышенное жироотложение на конечностях.

Дополнительно выделены типы телосложения с повышенным жиро­вым отложением на отдельных участках тела: на груди (М), на бедрах (Т), ягодицах и др.

Существуют и другие классификации телосложения женских фигур, которые основаны на учете не только степени жирового отложения, но и сочетания ряда других морфологических признаков: пропорций, степени развития мускулатуры и др.

Особенности внешнего облика заказчика, учитываемые при выборе моделей одежды приведены в классификации комплекции женских фигур (рисунок 3.8).

Для установления принадлежности женской фигуры к тому или иному типу комплекции рассчитаны значения коэффициентов пропорциональности (К 2 , К 3 , К 4) и определены интервалы их варьирования (рисунок 3.9).

Пропорциональные отношения размерных признаков обхвата груди третьего, обхвата талии, обхвата бедер с учетом выступания живота и обхвата плеча к росту определяются величиной коэффициента К 2 и характеризуют особенности телосложения женской фигуры (худая, полная, нормальная).

Особенности распределения жироотложений по поверхности тела (верхний, нижний, равновесный типы) определяют по величине коэффициента К 3 (отношение поперечного диаметра бедер к плечевому диаметру).

Степень полноты рук (полные, нормальные, худые) определяют по соотношению размерных признаков обхвата плеча и обхвата груди второго (К 4).

Всю совокупность женских фигур можно представить в виде девяти типов по признакам габитуса: форме лица и шеи, ширине и высоте плеч, осанке, степени развития грудных желез, наклону шеи и др. Габитус – внешний облик человека (конституция). Выделенные типы габитуса позволяют более адресно проектировать одежду при массовом производстве и по индивидуальным заказам (рисунок 3.10, таблица 3.3).

Таблица 3.3 – Характеристика типов габитуса женской фигуры

Окончание таблицы 3.3

Г3 Младшая возрастная группа; лицо узкое, эллипсовидной формы; шея длинная, тонкая, цилиндрической формы, с нормальным наклоном; плечи узкие, нормальной высоты, с разворотом назад; грудные железы развиты сильно, расположены узко и высоко; осанка выпрямленная; жироотложения в области шейной точки средние
Г4 Средняя возрастная группа; лицо средней ширины, эллипсовидной формы, шея нормальная, с большим наклоном вперед; плечи нормальной высоты и ширины, с нормальным разворотом; грудные железы развиты средне, расположены узко и высоко; осанка нормальная, жироотложения в области шейной точки средние
Г5 Средняя возрастная группа; лицо широкое, пентагональной формы, шея короткая, цилиндрической формы, с наклоном вперед; плечи нормальные по ширине, низкие, с незначительным разворотом вперед; грудные железы развиты слабо, расположены нормально по высоте; осанка сутулая; жироотложения в области шейной точки малые
Г6 Средняя возрастная группа; лицо узкое, овоидной формы, шея длинная, тонкая, гиперболической формы с большим наклоном вперед; грудные железы развиты сильно, расположены широко и нормально по высоте; осанка выпрямленная; плечи нормальные по ширине, высокие, с незначительным разворотом вперед; жироотложения в области шейной точки большие
Г7 Старшая возрастная группа; лицо средней ширины, пентагональной формы, шея короткая, широкая, цилиндрической формы, с нормальным наклоном; плечи широкие, высокие с незначительным разворотом вперед; грудные железы развиты сильно, расположены высоко; осанка сутулая; жироотложения в области шейной точки большие
Г8 Старшая возрастная группа; лицо широкое, орбикулярной формы; шея нормальная, конической формы, с нормальным наклоном; плечи нормальные, с незначительным разворотом вперед; грудные железы развиты средне, расположены низко; осанка нормальная; жироотложения в области шейной точки средние
Г9 Старшая возрастная группа; лицо узкое эллипсовидной формы; шея короткая, широкая, цилиндрической формы с наклоном вперед; плечи узкие, низкие, с нормальным разворотом; грудные железы развиты слабо, расположены нормально по ширине и высоте; осанка выпрямленная, жироотложении в области шейной точки незначительные

Рисунок 3.10 – Варианты габитуса женской фигуры

Большинство женщин имеет смешанный тип телосложения. Кроме того, тип одного человека может меняться под влиянием возраста, особенностей трудовой деятельности, режимов питания, занятий спортом и т.д. Закройщик одежды на индивидуальную фигуру должен находить правильное решение формы изделия, ее связь с материалом для всех вариантов типов фигур. Определенную сложность при этом представляют фигуры больших размеров и полнот, а также фигуры с существенными отклонениями от типовых.

Морфология человека - один из основных разделов антропологии, изучающий физическую организацию современного человека, закономерности изменчивости организма человека во времени и в пространстве, а также вариации отдельных его частей. Основное содержание морфологии человека связано с проблемами возрастной и конституциональной антропологии. Предметом изучения морфологии человека является изменчивость формы и внутреннего строения человека. Данные морфологии человека используются в учении об антропогенезе, расоведении, прикладной антропологии.

Возрастная антропология исследует изменение морфофункциональных характеристик в процессе индивидуального развития человека.

Конституциональная антропология изучает варианты сочетаний мор-фологических, физиологических и психологических параметров организмов (конституции), встречаемых у современного человека.

Морфология человека, 1) в широком понимании - учение о строении человеческого тела в связи с его развитием и жизнедеятельностью; включает анатомию, эмбриологию и гистологию человека.

2) В узком смысле - раздел антропологии, изучающий вариации половозрастных, этнотерриториальных, конституциональных, профессиональных и других особенностей человеческого тела, а также отдельных его частей и органов. Методы морфологического исследования используются в этнической антропологии и в изучении антропогенеза. Без морфологических данных невозможно, например, правильно определить степень сходства и различия между человеческими расами, понять историю их формирования, нельзя оценить соотношение между современным человеком и его ископаемыми предками. Морфология человека принято делить на два подраздела: мерологию, или анатомическую антропологию, исследующую вариации и связи отдельных органов и тканей, и соматологию, изучающую изменчивость и зависимости признаков строения всего тела живого человека. В мерологии обычно рассматривают покровы человеческого тела, наружные части органов чувств, внутренности, зубы, сосуды, мышцы, скелет и череп, головной мозг. Предметом соматологии является анализ тотальных размеров тела (длины и массы тела, окружности груди, поверхности и объёма тела) и их соотношений, пропорций тела, наружных форм отдельных его частей, половых признаков, некоторых характеристик крови, особенностей конституции и т. п. В 1960-1970-е гг. большое развитие получила возрастная Морфология человека, особенно в связи с проблемой акцелерации. Внедрение в практику морфологического исследования методов физического и химического анализа позволяет получать данные о составе тела, т. е. о составляющих тело живого человека тканевых компонентах. Изучаются также связи морфологических особенностей с биохимическими, физиологическими, эндокринологическими характеристиками, генетика морфологических особенностей, влияние факторов внешней среды на морфотип человека. Данные морфологии широко используются в антропологической стандартизации и эргономике, например, при построении размерно-ростовочных стандартов для максимального удовлетворения населения предметами массового потребления, а также для рационального устройства рабочего места и т. д.

КРИТЕРИИ ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ

Развитие представлений о критериях возрастной нормы определяют и подходы к возрастной периодизации развития. Одним из наиболее распространенных является подход, в основе которого лежит анализ оценки морфологических признаков (рост, смены зубов, нарастание массы тела и т.д.). Наиболее полная возрастная периодизация, основанная на морфологических и антропологических признаках, была предложена В.В. Бунаком, по мнению которого в изменениях размеров тела и связанных с ними структурно-функциональных признаков отражаются преобразования метаболизма организма с возрастом. Согласно этой периодизации в постнатальном онтогенезе выделяются следующие периоды: младенческий, охватывающий первый год жизни ребенка и включающий начальный (1-3, 4-6 мес.), средний (7-9 мес.) и конечный (10-12 мес.) циклы; второго детства (начальный цикл: 8-10 лет - мальчики, 8-9 лет - девочки; конечный: 11-13 лет - мальчики, 10-12 лет - девочки); подростковый (14-17 лет - мальчики, 13-16 лет - девочки); юношеский (18-21 год - юноши, 17-20 - девушки); с 21 года начинается взрослый период. Как видно, эту классификацию возрастных периодов, отражающую в большей степени существующую систему воспитания и обучения, нельзя считать приемлемой. В возрастной и педагогической психологии часто используют периодизацию, основанную на педагогических критериях! (В частности, периоды дошкольного возраста подразделяются в соответствии с группами детского сада; школьный возраст подразделяют на три этапа: (1-4 класс, 4-8 класс, 8-10 класс)). Также распространенная в настоящее время возрастная периодизация с выделением периодов новорожденности, ясельного, дошкольного и школьного возрастов у детей отражает скорее систему детских учреждений, нежели истинные возрастные особенности. Согласно возрастной периодизации, принятой в 1965 году на 7-й Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР в г. Москва, в жизненном цикле человека выделяют следующие периоды:

1. Новорожденный - 1-10 дней

2. Грудной возраст - 10 дней - 1 год.

3. Раннее детство - 1-3 года.

4. Первое детство - 4-7 лет.

5. Второе детство - 8-12 лет мальчики - 8-11 лет девочки

6. Подростковый возраст - 13-16 лет мальчики - 12-15 лет девочки

7. Юношеский возраст - 17-21 год юноши - 16-20 лет девушки

8. Зрелый возраст

I период - 22-35 лет мужчины - 21-35 лет женщины

II период - 36-60 лет мужчины - 36-55 лет женщины

9. Пожилой возраст - 61-74 год мужчины - 56-74 лет женщины

10. Старческий возраст - 75-90 лет мужчины и женщины

11. Долгожители - от 90 лет и более

Морфология – наука о формах – еще не существует. Только некоторые авторы занимались этим вопросом. Галль в своих исследованиях ограничивался изучением выпуклостей черепа. Криминалисты, начиная с Ламброзо, открыли и некоторые другие истины, изучая общие формы черепа. Но нужно было прийти Клоду Сего, чтобы были высказаны широкие идеи о человеческой морфологии.

Сего подразделяет людей в соответствии с общей формой тела на четыре категории:

1. Типы, у которых преобладает мускульная система (мускульные типы).

2. Типы, у которых преобладает нервная система, мозг (церебральные).

3. Типы, у которых первое место занимает пищеварительная система (дигистальные).

4. Типы, у которых сильнее всего развита дыхательная система (респиративные).

Мускульные типы – квадратные, откуда на них не посмотри. Все их мышцы мощно развиты, они способны на большие мускульные напряжения. Обладают большой физической и душевной активностью. Нуждаются в малом количестве отдыха.

Умственные типы – это одна голова. Члены у них слабые, худые, грудная клетка узкая. Могут выполнять умственную работу, но не физическую. Если их представить схематически, то череп у них имеет форму перевернутой пирамиды с вершиной внизу. Автор относит Бергсона, Эдисона, Декарта к умственным типам.

Типы, у которых преобладает пищеварительная система, имеют большой живот, голова у них в нижней части широкая. Она представляет собой пирамиду с основанием внизу. Эти люди заняты в первую очередь своим желудком. У них мало мускулов. Они толстые. Автор находит этот тип людей среди кочевых племен степей и полей, которые без больших усилий перегоняют свои стада. Александр Дюма-отец, Россини соответствуют этому морфологическому типу.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

РУКОВОДСТВО

К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ

Красноярск


Щепина Н.А., Третьяков А.С., Подоляк Н.М., Щепин А.Н.

Физическая культура. Руководство к самостоятельным работам по учебному курсу. Дополненное и переработанное. – Красноярск: / АНО ВО СИБУП, 2016. - 61 с.

Данное руководство написано в соответствии с учебной программой по курсу «Физическая культура». В нем рассматриваются простые и доступные методы исследования морфо-функционального, психофизиологического состояния человека, оценка сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Содержатся материалы для исследования и оценки индивидуального образа жизни, работоспособности, режима питания.

Руководство признано помочь студентам и слушателям овладеть простейшими методиками самодиагностики индивидуального здоровья и образа жизни. Может представлять интерес для специалистов в области физической культуры, здорового образа жизни и валеологии.

© АНО ВО СИБУП, 2016

© ………., 2016


Введение

В настоящее время изменился стиль и ритм жизни человека, повысилась значимость напряженной умственной деятельности и интеллектуального труда во всех сферах производства, возросла роль личности, к которой предъявляются более жесткие требования в условиях конкурентности. В силу этого изменяются психофизиологические функции организма, адаптационно-регуляторные процессы, уровень физического состояния. Возрастает роль деятельности центральной нервной системы, обеспечивающей мыслительные, моторные и высшие психические функции.

В условиях изменившейся экономической, политической и социальной ситуации остаются общественные ценности, значение которых не подвергается сомнению: одна из таких ценностей - физическая культура. Значение физической культуры в процессе формирования личности огромно – в этом отношении не устарела пословица - «В здоровом теле – здоровый дух». Однако появились такие барьеры распространения физической культуры, как недостаток финансирования, компьютеризация, малоподвижный образ жизни, слабая освещённость в СМИ. Всё это препятствует реализации образовательных стратегий молодёжи в плане физического совершенства и здорового образа жизни.

Данное руководство включает методические подходы, которые наиболее значимо определяют стратегию и тактику доступной диагностики, сохранения и приумножения индивидуального здоровья человека и реализации его психофизиологического потенциала, приобщения к здоровому образу жизни.

Выполнение самостоятельных работ требует не только определенного уровня знаний о различных системах и функциях организма человека, но является целью привить умения в определении и первичной оценке собственного здоровья.

В руководство вошли отечественные исследования в области физиологии, медицины, педагогики, психологии, физической культуры и других наук.

Самостоятельная работа № 1

Оценка морфологического состояния

При исследовании морфологического состояния человека наряду с данными, полученными инструментальными методами, учитывают и описательные показатели.

Цель. Путем наружного осмотра ознакомиться и овладеть доступными методами определения антропометрических показателей организма человека.

Ключевые слова: здоровье, осанка, сколиоз, плоскостопие.

Оценка состояния осанки.

Осанка - привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении, отражающая особенности конфигурации тела. Осанка характеризуется положением туловища, положением головы, выраженностью изгибов позвоночника, положением линии остистых отростков, симметричностью лопаток. В формировании правильной осанки основную роль играют физкультура, питание, бытовые условия, а также климатические и национальные. Правильная осанка имеет не только эстетическое значение, но и создает условия для оптимального функционирования внутренних органов: легких, сердца, органов брюшной полости и др. (рис.1).

Рис. 1. Виды осанки: а - правильная; б - сутуловатая: в - лордотическая;

г - кифотическая; д - выпрямленная (плоская).

Недостаточная либо чрезмерная выраженность любого из физиологических изгибов позвоночника, возникающая под действием различных факторов, приводит к формированию неправильной осанки: сутуловатая, лордотическая, кифотическая, выпрямленная (рис. 1) .

Правильная осанка характеризуется свободным, без мышечного напряжения, удерживанием головы и туловища в прямом положении. Голова при этом немного приподнята, грудь выдается вперед, живот подтянут, ноги прямые, плечи слегка отведены кзади и находятся на одном уровне. Голова и позвоночник, если смотреть сзади, составляют прямую вертикальную линию, а если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления, соответствующие возрасту и полу, в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз). Хорошая осанка создает оптимальные условия для деятельности внутренних органов, способствует повышению работоспособности и, конечно, имеет большое эстетическое значение.

Для выпрямленной осанки (плоская спина) характерна очень ровная спина, вызванная сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночника и даже их отсутствием; угол наклона таза уменьшен; грудная клетка уплощена. Причина уплощения позвоночника состоит в недостаточном наклоне таза. Уменьшение изгибов позвоночника снижает его амортизационную способность. Люди с плоской спиной предрасположены к сколиозу.

При сутуловатой осанке (круглая спина) увеличивается глубина шейного изгиба, но сглаживается поясничный, голова наклонена вперед, плечи опущены и сведены кпереди, угол наклона таза уменьшен, живот выпячен, углы лопаток: отстают («крыловидные»), ягодицы кажутся уплощенными. Тотальный кифоз позвоночника начинается от пятого позвонка и включает шейные позвонки. Развитию круглой спины способствует продолжительное сидение в согнутом положении, стояние с опущенной грудной клеткой, а также слабость мышц спины.

Лордотическая осанка характеризуется откинутым кзади туловищем, приподнятой головой, выпяченным и отвисшим животом. Наблюдается выраженный поясничный лордоз и сглаженный шейный.

При кифотической осанке (кругло-вогнутая спина) плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен, грудная клетка уплощена, угол наклона таза увеличен. В позвоночнике отмечается увеличение глубины шейного и поясничного лордозов и грудного кифоза. Выпячиванию живота способствует ослабление мышц брюшного пресса.

Выпрямленная, сутуловатая, лордотическая и кифотическая осанки приводят к нарушению симметрии правой и левой сторон туловища. В последствии, при неправильном образе жизни, гиподинамии может развиться одна из форм сколиоза.

Асимметрия лопаток характеризуется расположением нижних углов лопаток на разных уровнях. Асимметрия лопаток является начальной стадией развития сколиоза

Сколиоз - это искривление позвоночного столба во фронтальной плоскости (боковое искривление). Сколиоз может быть врожденным и приобретенным. Причиной первого являются дефекты развития позвоночника (асимметрия развития тел позвонков и др.). Приобретенными считаются 95% сколиозов вследствие перенесенного рахита, из-за разной длины ног, в результате неправильной привычной позы за столом во время занятий, что приводит к растяжению мышц на одной стороне туловища и укорочению - на другой и фиксации их в этом положении.

Используя описательные характеристики, исследуйте осанку. Сделайте вывод. Если ваша осанка имеет незначительные отклонения от правильной формы постарайтесь подобрать и выполнять физические упражнения, укрепляющие мышечный корсет туловища. Придерживайтесь здорового образа жизни.

Оценка состояния стопы.

Стопа выполняет опорную и рессорную функции, опираясь на площадь опоры пяточной и головками плюсневых костей. При осмотре стопы опорной поверхности обращают внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью стопы. Кроме того, обращают внимание на вертикальные оси аххилова сухожилия и пятки при нагрузке. При ослаблении мышц и сухожилий своды стопы опускаются, и развивается плоскостопие. Различают нормальную, уплощенную и плоскую стопы.

Для диагностики состояния отделов стоп необходимо снять отпечатки подошвенной части - плантограмму. Для чего берется водный раствор какого-нибудь красителя (который в последствии хорошо смывается) и смазывается им поверхность подошвы обоих стоп обследуемого.

В
Затем испытуемому предлагается обеими ногами плотно встать на чистый лист бумаги размером на менее 30 х 40 см. Вес тела должен быть равномерно распределен на обе стопы, следы стоп при этом четко отпечатываются на бумаге. Полученную плантограмму можно оценить по методу И.М. Чижина (рис. 2).

Для этого надо провести касательную линию к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы и линию через основание 2-го пальца и середину пяточной кости. Через середину второй линии проводим перпендикуляр до пересечения с касательной и с наружным краем отпечатка стопы.

Затем вычисляют процентное соотношение длины той части перпендикуляра, которая прошла через отпечаток ДЕ, ко всей его длине (ДЕ + ЕЖ):

от 0 до 36% - высокосводчатая стопа,

от 36,1 до 43% -повышенный свод

от 43,1 до 50% - нормальный свод,

от 50,1 до 60 % - уплощенный свод,

от 60,1 до 70% - плоскостопие.

Сделайте вывод. Если оценка свода стоп уплощенная или проявляется плоскостопие, то рекомендуем вам использовать для профилактики и коррекции специальные упражнения для мелких мышц стопы, соблюдать гигиенические требования при покупки и использовании обуви.

Оценка физического развития

Цель. С помощью предложенных методик определить уровень физического развития, подобрать программы для гармоничной коррекции своего здоровья.

Ключевые слова: рост человека, масса тела, расчётная масса тела, окружности частей тела.

Уровень физического развития определяют совокупностью методов, основанных на измерениях морфологических и функциональных признаков. Различают основные и дополнительные показатели. К первым относят рост, массу тела, окружность грудной клетки (при максимальном вдохе, паузе, и максимальном выдохе), силу кистей и становую силу (силу мышц спины). К дополнительным антропометрическим показателям относят рост сидя, окружности частей тела, длину рук.

Рост стоя и сидя.

В антропологии рост является одним из общих антропометрических признаков. Входит в список показателей физического развития человека.

На рост человека, в числе прочего, влияют экологические факторы, наследственность от родителей, наследственные болезни, возраст, пол, принадлежность к той или иной расе и нации. Так, к примеру, средний рост китайцев-горожан - 165 см (у мужчин) и 155 см (у женщин), а средний рост голландцев - 184 см и 170 см соответственно.

Планшетку опускают до соприкосновения с головой.

При измерении роста сидя исследуемый садится на скамейку, касаясь вертикальной стойки ягодицами и межлопаточной областью. Измерьте свой рост и сравните с общемировыми стандартами в таб. 1.

Общепринятые стандарты длины тела человека (рост)

Таблица 1

Средний рост мужчины на планете 165 см, а женщины - 154 см

Средний рост мужчины в России 176 см, а женщины – 165 см

Масса тела.

Масса тела суммарно выражает уровень развития костно-мышечного аппарата, подкожно-жирового слоя и внутренних органов Масса тела измеряется в килограммах (кг) с точностью до 50 гр. Обследуемый становиться на середину платформы весов и спокойно измеряет свой вес.

С помощью индексов и формул можно определить допустимую (расчётную) массу тела. Для более точного анализа рекомендуется использовать как можно больше формул. Вычислить среднее значение.

рост – 100, при росте 155-165 см;

рост – 105, при росте 166-175 см;

рост – 110, при росте 176 см и более

Для того, чтобы получить итоговый расчёт, следует вычесть 8 % от предварительного результата.

2.2. Формула Бернгарда:

2.3. Формула Лоренца:

2.4. Формула Купера:

Для мужчин

Для женщин

В последние годы появились оценочные индексы и формулы, позволяющие не только вычислить определенный параметр, но и сравнить с нормативными величинами.

2. Формула Кетле:

Больше 540 – ожирение,

451-540 – чрезмерный вес

416-450 – излишний вес

401-415 - хорошая

400 – наилучшая для мужчин

390 - наилучшая для женщин

360-389 – средняя

320-359 – плохая

300-319 – очень плохая

200-299 – истощение

Путем сложения полученных результатов, находим среднее арифметическое число. Это и будет допустимая (расчётная) масса тела. Теперь сравниваем полученные вычисления.

ü Если ваш вес в пределах + 10% от допустимого (), то вам легко сохранять гомеостаз (равновесие внутренней среды организма);

ü если ваш вес превышает адекватный на 10-15%, то вы имеете избыточный вес;

ü если ваш вес превышает адекватный:

ü на 15-24%, то у вас ожирение I степень;

ü 25-49% - ожирение II степени;

ü 50-99% - ожирение III степени;

ü 100% и более – ожирение IVстепени;

ü если ваш вес на 10 % и более ниже адекватного, то у вас пониженный вес.

Превышение или недостаток веса представляют опасность для здоровья человека. Вам необходимо изменить диетическую и поведенческую программу, а также подобрать для себя комплекс специальных физических упражнений, способствующих стабилизации веса.

Артериальное давление (АД).

Другим параметром сердечно-сосудистой системы является артериальное давление. Жидкость текущая по сосуду, оказывает на его стенку давление, измеряемое в миллиметрах ртутного столба. Существует градиент давления, направленный от артерий к артериолам и капиллярам и от периферических вен к центральным. Кровяное давление уменьшается в следующем направлении: аорта – артериолы – капилляры – венулы – крупные вены – полые вены.

В практической деятельности проводится измерение АД при помощи надувания манжеты (непрямой метод). Для измерения АД пользуются сфигмоманометром Рива-Роччи и фонендоскопом. Ознакомьтесь с устройством прибора, применяемого для измерения кровяного давления.

Обнажите левую руку испытуемого. Оберните манжету плотно вокруг середины плеча испытуемого так, чтобы ее нижний край находился на 2,5-3 см выше локтевого сгиба. Манометр не должен находиться в поле зрения испытуемого. Положение стрелки пружинного манометра должно соответствовать нулю. В области локтевого сгиба на лучевой артерии установите фонендоскоп.

Нагнетайте воздух в манжету до тех пор, пока манометр покажет 160-180 мм рт. ст. (до полного исчезновения пульса). Медленно выпускайте воздух из манжеты. Снижая давление в манжете, внимательно прослушивайте фонендоскопом пульс и при появлении первого звука зафиксируйте показание манометра. Это будет величина максимального (систолического) давления, т. е. в этот момент только во время систолы кровь проталкивается через сдавленный участок сосуда. Продолжайте прослушивать пульсовые толчки. Они постепенно затухают, и в момент полного исчезновения звука снова зафиксируйте показание манометра. Эта величина соответствует минимальному (диастолическому) давлению. В это время давление в манжете равно диастолическому и кровь бесшумно начинает протекать под манжетой не только во время систолы, но и во время диастолы.

Величина кровяного давления зависит главным образом от систолического объема крови и диаметра сосудов. В свою очередь систолический объем крови зависит от силы сокращений сердца: чем сильнее сокращение, тем больше объем выбрасываемой крови. Поэтому давление а артериях будет тем выше, чем сильнее сокращение сердца.

Сравните экспериментальные измерения с нормативными в таблице 8 и сделайте вывод.

Критерии оценки систолического (САД) и диастолического (ДАД) артериального давления в состоянии покоя

Таблица 8

С возрастом у мужчин САД и ДАД растут равномерно, у женщин: от 20 до 40 лет давление увеличивается незначительно, но меньше, чем у мужчин; после 40 лет с наступлением менопаузы АД быстро возрастает и становится выше, чем у мужчин. У страдающих ожирением АД выше, чем у людей с нормальным массой тела. При курении систолическое давление может возрасти на 10-20 мм.рт.ст. При физической нагрузке АД, сердечный выброс и ЧСС повышаются, как и при ходьбе в умеренном темпе.

2.В течение 90 сек сделать 20 наклонов вниз с опусканием рук.

ПКР = (ЧСС 1+ЧСС 2+ЧСС З-33): 10 =

6.По таблице 9 оценить полученные результаты и сделайте вывод:

Оценка реакции сердечно-сосудистой системы

Таблица 9

Проба 2. Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы:

1.Сидя в спокойном состоянии измерить пульс за 10 сек (ЧСС 1).

2.Максимально быстро и правильно вслух отнимать по целому нечетному числу из целого нечетного числа (например, 3 или 777) в течение 30 сек.

ПКР-ЧСС 2:ЧСС 1 =

если ПКР = 1 - стрессоустойчивость сердечно-сосудистой системы хорошая;

если ПКР > 1,3 свидетельствует о низкой стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы.

Проанализировать полученные результаты и сделать вывод.

Тест Купера.

К. Купер (1976 г.) предложил характеризовать физическую (аэробную) работоспособность с помощью 12-минутного теста. Выполнить его очень легко. Надо преодолеть возможно большее расстояние за 12 мин ходьбы, бега, плавания или любого другого аэробного упражнения. Применять 12-минутный тест Купер рекомендует после предварительной подготовки - двухнедельных занятий. Перед тестом надо провести небольшую разминку. При любых неприятных ощущениях (чрезмерная одышка, боли в области сердца и др.) тестирование следует прекратить.

По результатам этого теста можно определить степень своей физической подготовленности табл. 12).

Оценка физической работоспособности в зависимости от расстояния

преодоленного за 12 мин (в км.) по Куперу

Таблица 12

Оценка физической работоспособности Возраст, годы
Младше 30 лет 30-39 лет 40-49 лет 50 лет и более
м ж м ж м ж м ж
Очень плохая Менее 1,6 Менее 1,5 Менее 1,5 Менее 1,4 Менее 1,4 Менее 1,2 Менее 1,3 Менее 1,0
Плохая 1,6-2,0 1,5-1,8 1,5-1,8 1,4-1,7 1,4-1,7 1,2-1,5 1,3-1,6 1,0-1,3
Удовлетворительная 2,01-2,4 1,81-2,1 1,81-2,2 1,71-2,0 1,71-2,1 1,51-1,8 1,61-2,0 1,31-1,7
Хорошая 2,41-2,8 2,11-2,6 2,21-2,6 2,01-2,5 2,11-2,5 1,81-2,3 2,01-2,4 1,71-2,2
Отличная Более 2,8 Более 2,6 Более 2.6 Более 2,5 Более 2,5 Более 2,3 Более 2,4 Более 2,2

12-минутный тест К. Купера во всем мире признан как авторитетный и удобный для индивидуальной оценки степени физической подготовленности. Но его сложно применить на учебных занятиях при большом количестве студентов. В то же время в старших классах, техникумах и вузах вся молодежь в России проходит испытания на выносливость в беге на 2 км (девушки) и 3 км (юноши). Время пробега этих дистанций близко к 12-ти минутам. Поэтому представляет интерес использование результатов тестов на выносливость для оценки степени физической подготовленности занимающихся по тесту К. Купера. Чтобы получить такую оценку, нужно пересчитать время пробега дистанций 3 и 2 км в расстояние по 12-минутному тесту К. Купера. Для этого длину дистанции (3 или 2 км) в метрах делим на время ее пробега в секундах, получаем скорость бега. Затем умножаем ее на 720 секунд (12 мин), получаем расстояние, которое студент пробежал бы при сохранении своей скорости за 12 минут.

Однако таблицы, рассчитанные таким образом, будут неточными для студентов, результаты которых сильно отличаются от 12 минут. Результаты быстро бегущих студентов (менее 12 минут) будут завышены, потому что эти студенты не смогли бы выдержать эту же скорость в течение всех 12 минут. А результаты слабо подготовленных студентов (более 12 минут) будут занижены, так как они смогли бы бежать несколько быстрее в течение более короткого времени (12 минут).

Для внесения поправок на изменение скорости нами были использованы разрядные нормативы по бегу на 1500 и 3000 м 2-го юношеского разряда для женщин Единой Всероссийской спортивной классификации на 2001–2005 гг. Эти нормативы проверены десятилетиями соревновательной практики, а скорости наиболее близки к скоростям юношей в беге на 3 км и девушек в беге на 2 км. Согласно нормативам, поправки у юношей за 1 сек. равны 0,4 м, у девушек - 0,3 м. Хотя выбранный способ подсчета дает небольшую погрешность, но ей можно пренебречь, так как большая часть диапазонов между оценками в таблице К. Купера равна 250–300 м.

Результаты проделанных расчетов представлены в табл.13 и 14.

Пересчет времени пробега мужчинами 3 км в расстояние

по 12-минутному тесту Купера

Таблица 13

Результат в беге на 3 км, мин, сек Итоговое расстояние за 12 минут, м
10.00 –48
10.06 –46
10.12 –43
10.18 –40
10.24 –38
10.30 –36
10.36 –34
10.42 –31
10.48 –29
10.54 –26
11.00 –24
11.06 –22
11.12 –19
11.18 –17
11.24 –14
11.30 –12
11.36 –10
11.42 –7
11.48 –5
11.54 –2
12.00
12.06 +2
12.12 +5
12.18 +7
12.24 +10
12.30 +12
12.36 +14
12.42 +17
12.48 +19
12.54 +22
13.00 +24
13.06 +26
13.12 +29
13.18 +31
13.24 +34
13.30 +36
13.36 +38
13.42 +40
13.48 +43
13.54 +46
14.00 +48
14.06 +50
14.12 +53
14.18 +55
14.24 +58
14.30 +60
14.36 +62
14.42 +65
14.48 +67
14.54 +70
15.00 +72
15.06 +74
15.12 +77
15.18 +79
15.24 +82
15.30 +84
15.36 +86
15.42 +89
15.48 +91
15.54 +94
16.00 +96
16.06 +98
16.12 +101
16.18 +103
16.24 +106
16.30 +108
16.36 +110
16.42 +113
16.48 +115
16.54 +118
17.00 +120
17.06 +122
17.12 +125
17.18 +127
17.24 +130
17.30 +132
17.36 +134
17.42 +137
17.48 +139
17.54 +142
18.00 +144
18.06 +146
18.12 +149
18.18 +151
18.24 +154
18.30 +156
18.36 +158
18.42 +161
18.48 +163
18.54 +166
19.00 +168

Пересчета времени пробега женщинами 2 км в расстояние

по 12-минутному тесту Купера

Таблица 14

Результат в беге на 2 км, мин, сек Расчетное расстояние за 12 минут, м Поправка на замедление (ускорение), м Итоговое расстояние за 12 минут, м
9.00 –54
9.06 –52
9.12 –50
9.18 –49
9.24 –47
9.30 –45
9.36 –43
9.42 –41
9.48 –40
9.54 –38
10.00 –36
10.06 –34
10.12 –32
10.18 –31
10.24 –29
10.30 –27
10.36 –25
10.42 –23
10.48 –22
10.54 –20
11.00 –18
11.06 –16
11.12 –14
11.18 –13
11.24 –11
11.30 –9
11.36 –7
11.42 –5
11.48 –4
11.54 –2
12.00
12.06 +2
12.12 +4
12.18 +5
12.24 +7
12.30 +9
12.36 +11
12.42 +13
12.48 +14
12.54 +16
13.00 +18
13.06 +20
13.12 +22
13.18 +23
13.24 +25
13.30 +27
13.36 +29
13.42 +31
13.48 +32
13.54 +34
14.00 +36
14.06 +38
14.12 +40
14.18 +41
14.24 +43
14.30 +45
14.36 +47
14.42 +49
14.48 +50
14.54 +52
15.00 +54
15.06 +56
15.12 +58
15.18 +59
15.24 +61
15.30 +63
15.36 +65
15.42 +67
15.48 +68
15.54 +70
16.00 +72

Оценка дыхательной системы

Дыхание - совокупность процессов, при которых происходит потребление организмом кислорода и выделение углекислого газа. Дыхание включает в себя следующие процессы: 1) внешнее дыхание - обмен газов между внешней средой и альвеолами легких, 2) транспорт газов кровью, 3) клеточное дыхание - потребление кислорода клетками и выделение ими углекислого газа. Определяют три типа дыхания: грудной, брюшной (диафрагмальный) и смешанный. При грудном типе дыхания на вдохе заметно поднимаются ключицы, и происходит движение ребер. При брюшном типе дыхания увеличение объема легких происходит в основном за счет движения диафрагмы - на вдохе она опускается вниз, несколько смещая органы брюшной полости.

Оценка частоты дыхания.

В спокойном состоянии (испытуемый сидит или стоит), положив руку на грудную клетку, сосчитать количество вдохов и выдохов за одну минуту. Полученный результат сравнить по таблице 16 с нормативными.

Оценка частоты дыхания в покое

Таблица 16

Проба Штанге.

2.После глубокого вдоха задержать дыхание при этом рот должен быть закрыт и нос зажат пальцами. Измерить время максимальной задержки (МЗД).

4.Занести результаты в таблицу:

ПКР = ЧСС 2:ЧСС 1

ПКР >

С улучшением физической подготовленности в результате адаптации к двигательной гипоксии время задержки нарастает.

Проба Генче

1.В спокойном состоянии, сидя, измерить частоту сердечных сокращений (ЧСС 1) за 10 сек.

2.После неглубокого вдоха сделать глубокий выдох и задержать дыхание. Измерить время максимальной задержки (МЗД).

3.Сразу же после возобновления дыхания повторно измерить ЧСС за 10сек (ЧСС 2).

4.Занести результаты в таблицу

6.Оценить показатель реакции (ПКР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания:

ПКР = ЧСС 2:ЧСС 1

ПКР > 1,2 говорит о снижении кардио-респираторного резерва.

Спортсмены способны задержать дыхание на 60-90 секунд. При хроническом утомлении время задержки дыхания резко уменьшается.

Значение проб Штанге и Генче увеличивается, если вести наблюдения постоянно, в динамике. Время задержки дыхания указывает на степень оксигенации организма - кислородную достаточность или задолженность в организме. Она о



Похожие статьи