Логические игры для развития мышления. Как развивать логическое мышление у дошкольников. Современный подход в вопросах развития у детей логического мышления

Любому человеку в течение дня приходится решать не одну задачу, требующую от него умения , то есть прибегая к последовательным рассуждениям. Простейшими логическими приемами многие из нас пользуются интуитивно, делая покупки, убеждая в своей правоте собеседника, решая бытовые и рабочие проблемы. При этом мы нередко совершаем ошибки и сетуем на недостаток опыта, утешая себя, что в следующий раз не наступим на те же грабли.

Его отношения с миром и его способность разрешать конфликты связаны с тем потенциалом, который приобретается постепенно. Это результат процесса, под влиянием игры и социализации. Сегодня мы даем вам рекомендации по повышению математической способности и логического мышления в вашем маленьком.

Раннее обучение математической логике важно в обществе столь же требовательным, как и наше. Фактически, рассуждения и анализ, которые помогают ребенку в его развитии, зависят от этой способности. Говоря о математической логике у детей, также неизбежно упоминать.

Однако многих ошибок мы могли бы избежать, если бы при принятии важных решений руководствовались законами логики, мыслили четко и доказательно. Умение мыслить логически – не врожденное свойство характера, поэтому его можно и нужно развивать. Но целенаправленному развитию логического мышления у детей не уделяют достаточного внимания ни родители, ни школа.

Развитие математического логического мышления в 4 этапа

Математическое логическое мышление развивается последовательно, это означает, что оно начинается с базового понимания и заканчивается абстракцией. Неадекватная чрезмерная стимуляция может иметь противоположный эффект для желаемого. Помните, что вы можете давать подсказки, но не влиять на их решение.

  • Если мы вынудим ребенка, он может вызвать отказ от предлагаемых нами действий.
  • Если это недостижимо, это закончится немотивированным.
  • Пусть он выражает себя и устанавливает только одно решение.
  • Таким образом, ведется логическая логика.
По словам психолога Жана Пиаже, развитие логического мышления у ребенка включает в себя четыре периода.

Поэтому большинство людей не могут похвастаться умением рассуждать здраво и логически. Известный оратор-мотиватор замечал, что «лишь немногие люди мыслят логично. В большинстве своем они необъективны, предубеждены, заражены предвзятыми мнениями… и не желают менять свои взгляды, будь то вопросы религии или фасон прически».

Что же собой представляет эта таинственная логика?

В переводе с греческого логика означает способность рассуждать, правильно мыслить. С ее помощью мы познаем истину, делая выводы на основе имеющихся у нас знаний. Простейший пример: мы видим, как из окна четвертого этажа кто-то пытается выбросить шкаф. На основании наших знаний про шкаф и гравитацию мы можем сделать вывод, что при высокой мотивации к жизни стоит быстрее уйти с этого места. Либо мы идем через двор и замечаем, что подросток бьет по мячу, вследствие чего мяч летит в нашем направлении. Некоторое знание физики и страх за свое здоровье заставляют нас уклониться от его удара. То, что делается в нашей голове при быстром анализе текущей ситуации, и будет процессом логического мышления.

В качестве родителей мы можем влиять на эти четыре этапа с учетом некоторых существенных аспектов. В качестве родителей мы должны облегчить этот опыт без риска и предложить простые и подходящие игрушки в то время. Дооперационная фаза: в возрасте от 2 до 6 ребенок быстро развивается, и здесь играет решающую роль. Именно здесь он развивает абстрактную умственную способность классифицировать или ментально упорядочивать множества. В этот момент наш сын стартует в подростковом возрасте и выдумывает мысли о высокой сложности. Испытайте большие успехи во всех навыках, которые влияют на математическое логическое мышление. Миниланд в его заботе о посещении и усилении обучения детей всех возрастов спроектировал.

  • Сенсормоторная фаза: покрывает рождение в возрасте двух лет.
  • Ребенок учится через чувства.
  • Это тот момент, когда он берет все ко рту, начинает ходить и открывает мир.
  • Это этап, отмеченный эгоцентризмом.
  • Наш сын обнаруживает мир и видит все с точки зрения «мое, мое».
  • На этом этапе ребенок начинает символически представлять реальность.
  • Фаза конкретной мысли: от 7 до 11 лет наш ребенок живет решающим моментом.
  • Здесь также развивается его способность к социализации.
  • Их потребности меняются, и их интерес к вещам расширяется.
  • Не накладывайте ограничений на свое любопытство!
  • Фаза формальных операций: в возрасте от 11 до 15 лет происходит последний этап.
Можете ли вы учиться в видеоиграх?

Логика дает нам понимание, каким образом мыслить, какими приемами воспользоваться, чтобы прийти к верному умозаключению. Это увлекательная наука. Мы с некоторой завистью следим за главными героями остросюжетных детективов, например психологом-практиком Патриком Джейном, которого играет Саймон Бейкер, из телесериала «Менталист». Благодаря наблюдательности и знанию законов логики он быстро делает верные умозаключения. Шерлок Холмс, мисс Марпл, Эркюль Пуаро, отец Браун и другие детективные герои на наших глазах вычисляют преступников путем логических умозаключений.

Могут ли они быть более чем времяпрепровождением, чтобы заполнить наш досуг и развлечение? Отвлекаясь от старой и абсурдной полемики, поскольку некоторые видеоигры поощряют насилие, правда в том, что есть много исследований, в которых говорится, что игры могут помочь нам развить и усовершенствовать определенные навыки, которые мы можем применить в «реальной жизни», пользуясь этим наша профессиональная карьера, наши личные отношения и даже наши нейронные способности. О каких навыках мы говорим? Таким образом, в зависимости от нашего каталога игр мы можем разработать.

Те, кто постиг тайны логики, мыслят быстро и эффективно, они свободно излагают свои мысли, выбирают правильные аргументы для убеждения собеседника, легко опровергают приемы демагогов и популистов.

Однако логика – наука сколь интересная, столь и сложная, поэтому дается не всем. Ее нужно изучать систематически переходя от более простого материала к сложному.

«Шлифовка», а также означающая английский факт измельчения зерна пшеницы с камнем, также относится к осуществлению деятельности, которая сама по себе не является интересной или интересной, но которая имеет место в любом случае, требуется с целью получения некоторой награды.

Сообщество геймеров приняло это слово, используя его в выражениях, таких как «ежедневное измельчение», которое применяется к играм, для которых требуются действия или повторяющиеся действия для достижения прогресса в его развитии. Есть все больше и больше игр, которые требуют от пользователя использования возможностей прогнозирования и стратегического планирования.

Логика изучается в двух аспектах – теоретическом и практическом. Теоретический предполагает изучение категорий, законов и правил логики. Практический показывает, как применять их в повседневной жизни. Эти два аспекта тесно связаны друг с другом.

Развиваем логическое мышление

Умение мыслить логически нужно развивать с детства. Каким же образом?

Как и терпение и настойчивость, которые мы видели в предыдущем пункте, стратегическое планирование играет ключевую роль в хорошей профессиональной деятельности любого человека. Научитесь идти на несколько шагов вперед, знайте, где мы хотим быть через год, и понимаем, что мы должны делать, чтобы достичь нашей цели, - это навыки, которые будут очень полезны.

Один из самых устоявшихся стереотипов в мире видеоигр, заключается в том, что игрок - одинокий человек, интровертированный, с небольшой общественной жизнью. Игроки традиционно считаются изолированными людьми, почти без будущего, не связанными с окружающей их реальностью.

1. Не мешаем

Возможно, кому-то покажется странным, что детям в их познании мира не следует мешать. Известно, что один из наиболее эффективных методов обучения человека ― это его опыт. Жизнь ребенка полна дилемм, когда он должен сделать выбор между двумя возможностями. Малыш должен сам рассмотреть все плюсы и минусы разных решений, то есть использовать логическое мышление.

Правда в том, что с момента появления первых консолей игра была способом общения, и собрал нескольких друзей перед маленьким экраном. Приход онлайн-игр также позволил создать общий опыт среди нескольких пользователей. Несколько лет назад появилось большое количество игр, направленных на улучшение нашей умственной способности. Титулы, такие как мозговой возраст, которые предлагают большое количество мероприятий, которые помогают нам улучшить наши навыки в таких областях, как математика, понимание и концентрация в чтении.

Все больше и больше создателей берут идею видеоигры как еще одну форму художественного выражения. В некотором смысле, некоторые названия смогли продемонстрировать, что видеоигры могут буквально быть искусством. Вы не уверены? Но на более глубоком уровне дизайнеры видеоигр начинают изучать и включать эмоциональные элементы, которые существуют в других средствах массовой информации, следуя полностью описательной логике. Фактически, некоторые из самых революционных игр последних пяти лет выделяются именно потому, что они знали, как включить этот эмоциональный компонент.

Взрослые не должны пытаться выручить ребенка, упрощая ему задачу или решая ее вместо него. Пусть он колеблется с выбором, пусть даже иногда ошибется, но пусть пробует сделать его сам, пусть использует логику настолько, насколько у него получится. Мышцы, которые мы тренируем, от раза к разу становятся крепче, а нетренированные постепенно атрофируются. Логика не мышца, но с ней происходит то же самое.

В течение многих лет видеоигры имели несправедливую репутацию за то, что они эмоционально нейтральны и моют мозги. Теперь новое поколение игр включает в себя многое из того, что мы видели в течение стольких лет в книгах и фильмах: развитие эмпатии игрока.

Вы хотите научиться программировать свои собственные видеоигры?

Это одна из лучших игр, потому что она активирует многочисленные области мозга, например, логические и дедуктивные рассуждения и память. Если вы хотите научить своего ребенка мыслить логикой, ничего лучше этих головоломок и загадок. Хотя мы замечаем, что многие родители также не могут найти результат.

2. Спрашиваем

Чаще интересуемся у ребенка, как бы он решил ту или иную проблему. Вопрос должен начинаться так: «Что сделать, чтобы…». Ребенок должен включить логическое мышление и предложить практическое решение задачи. Например, спрашиваем, как достать со шкафа какой-то предмет при отсутствии стульев.

Мы будем удивлены тем, сколько реальных советов даст нам ребенок. Нам останется лишь самим напрячь собственное мышление в поисках подходящих вопросов. Такое занятие-игра сделает любую прогулку с ребенком веселой и увлекательной.

В этом случае это визуально, поэтому логическое визуальное мышление активируется. Посмотрите на фотографию выше. В каком парковочном месте находится автомобиль? Для головоломки сборщика вам нужны четыре ручки или маркеры и маленький бумажный шарик. Вы должны поместить карандаши в форме пылесоса, как квадрат без закрытия с одним из карандашей, выступающих в качестве ручки. Загадка такова: как вы получаете маленький шар, двигая только двумя ручками?

У вас шесть очков: три пустых и три с водой. Первые три стакана с водой, а следующие три, пустые. Как вы делаете так, чтобы, перемещая один стакан, чередовалась линия очков. Что такое черный, когда он чистый и белый, когда он грязный? Вы едете из Мадрида в Париж. В Мадриде 15 человек идут вверх, а в Барселоне пять человек спускаются. Сколько лет водитель?

3. Играем

Играем с детьми в игры, главной составляющей которых является анализ данных, на основе которых ребенок должен сделать выбор. Королевой таких логических игр можно назвать игру в шахматы. Однако некоторым она покажется нудной и неинтересной. В этом случае они могут поближе познакомиться с игровым рынком, где представлено множество игр с интересными идеями и сюжетами.

У гитары восемь. О чем мы говорим? Одна из математик: Сколько раз можно вычесть из числа 111? Как выживает человек, который падает из 50-этажного здания? Вы должны сделать такой дом, не поднимая ручку с бумаги или пробираясь туда же дважды. И вот последняя загадка: Каково слово, что если вы произносите его правильно, это неправильно, и если вы произнесете это неправильно, это нормально?

Решения для загадок детей

Вы должны посмотреть на рисунок назад. Дети поразили его сразу, потому что они воображают, что автомобиль входит в свою площадь. Мы ищем более сложные объяснения! Переместите второе полное стекло и опустошите его в предпоследнем пустом стакане. Он возвращается, чтобы оставить стакан, который был заполнен, и теперь пуст на своем месте.

При выборе игры нужно обратить внимание на задачи, стоящие перед игроками. В логической игре игрок для достижения результата должен мыслить логически. Поэтому это не может быть игра, хоть и увлекательная, но развивающая какие-то другие качества, например где нужно что-то бросить далеко и метко, потому что здесь не требуется логическое мышление.

Ваш возраст Вы едете на автобусе! Мы говорим о количестве писем, которые каждое слово имеет. Следующим будет вычесть 1 на. Начинайте снизу, никогда с крыши. Логическое мышление - это набор навыков, которые позволяют анализировать информацию и формулировать возможные решения для решения проблемы. Ранняя стимуляция этой мысли будет способствовать развитию рефлексивной мысли и знаний окружающего нас мира, чтобы ребенок мог применять это знание в повседневной жизни.

Как и во всех типах ранней стимуляции, лучший способ стимулировать развитие логического мышления - это игры и действия в соответствии с собственным возрастом и ритмом ребенка. Так же, как мы можем использовать вещи, которые мы находим в наших домах, есть также традиционные игрушки, которые дети могут наслаждаться.

Дети старшего возраста могут развивать логику с помощью задач по математике и геометрии. Правда, далеко не каждому такое времяпрепровождение покажется приятным, а принуждая их, легко добиться противоположного результата. Им можно предложить логические игры (пазлы, пасьянсы, маджонг и др.), ребусы-головоломки и логические упражнения. Среди компьютерных логических игр наиболее популярны Cradle, Myst, Machinarium, Black Mirror и др.

Разнообразие головоломок, найденных на рынке, невероятно. Этот тип игры, безусловно, может использоваться для всех возрастов. Самый младший может начать использовать эти головоломки с захватом, в то время как старшие могут сосредоточиться на создании более сложной головоломки.

Способы тренировки логического мышления

Мы, конечно же, не можем тратить все наши деньги на покупку этого типа игрушек, поэтому что-то, что мы делаем с моими друзьями, - это поворот головоломок, которые у всех нас есть. Поскольку через 3 недели и ребенок уже справился с этим, они не используют его снова, и таким образом у них может возникнуть новая задача.

Взрослые же, которые хотят более подробно изучить теорию в логике, могут ознакомиться с ней в книгах Вячеслава Бочарова и Владимира Маркина «Основы логики» и «Введение в логику», которые можно скачать в Интернете. «Основы логики» называют лучшим учебником по логике на сегодняшний день. Кроме теории, в ней содержатся и практические задания, что при развитии логического мышления главное, так как логика – это мыслительный процесс.

Скопируйте рисунки с морожеными

Очень забавная деятельность, которая заставляет детей думать, состоит в том, чтобы воспроизвести образцы и проекты. И самое главное, нам не нужно много тратить на это. Вам нужны только мороженое. Они обычно приходят уже нарисованными, или мы можем сами их раскрасить.

Загрузите здесь эту информацию. Деятельностью, которая стимулирует математическое логическое мышление, является сборка последовательностей. Вы также можете сделать это с любым типом материала, который у вас есть дома, наклейками, пеной и т.д. Но они также могут использоваться для детей, чтобы создавать проекты и быть творческими. Это тоже логическое мышление. Они приходят с двумя уровнями сложности, прежде всего, чтобы дети могли соответствовать цифрам в нужном месте, но тогда становится трудно позволить им самостоятельно мыслить, как они могут заполнить фигуру самостоятельно.

Логическим мышлением дети начинают полноценно овладевать к концу дошкольного возраста, после того как будут сформированы наглядно-действенный и наглядно-образный виды. Именно в таком порядке этапы развития мышления у детей соответствуют особенностям их психического развития: вначале маленький ребенок действует с предметами, познавая окружающий мир. Затем у него формируются образы предметов, и только после этого дошколенок начинает понимать абстрактные понятия, которые составляют основу логики.

Важно: родителям не стоит торопить развитие логического мышления у маленького ребенка. Следует понимать, что это процесс постепенный и последовательный. Лучше обратить внимание на совершенствование наглядно-действенного мышления у детей раннего возраста, наглядно-образного у дошколят, как ступеней к формированию логики и ее форм: понятий, суждений, умозаключений.

Чтобы развитие логического мышления у детей дошкольного возраста достигло необходимого уровня к началу школьного периода, педагоги и родители должны приложить к этому определенные усилия. Для решения вопроса, как развить логическое мышление, родителям нужно познакомиться с современными техниками и приемами.

Что нужно знать о процессах логического мышления?

Психологи подчеркивают, что уровень развития интеллекта ребенка в целом характеризуется уровнем развития логического мышления. Поэтому взрослым следует уделить самое пристальное внимание формированию у ребенка мыслительных процессов, знаний о причинно-следственных связях, умений делать умозаключения. Чтобы понять, как правильно организовать домашние занятия, нужно познакомиться с основными вопросами: что такое логика? какие ее процессы требуют необходимого формирования? как развивать логическое мышление? Логика - это наука о формах, методах интеллектуальной деятельности, включающая следующие операции:

  • Анализ. Представляет собой такую мыслительную операцию, когда при знакомстве с объектом идет разделение его на составные части. Дошколята получают эти умения сравнительно рано, при активном познании окружающего мира. Например, знакомя ребенка с новой игрушкой, взрослый подробно анализирует ее форму, цвет, размер, материал, назначение.
  • Синтез. Взаимосвязан с анализом, так как после детального рассмотрения объекта необходимо подвести итог.
  • С операциями сравнения, так же как и анализа, детей знакомят в младшем дошкольном возрасте, когда учат устанавливать сходства или различия между предметами.
  • Обобщение (объединение объектов по их основным признакам). Необходимо для умственного развития, так как дает возможность овладеть приемом классификации.
  • Абстракция. Одна из главных логических операций, представляет собой выделение существенных свойств объекта при отвлечении от несущественных, что ведет к усвоению понятий. Абстрагирование доступно старшим дошкольникам, имеющим определенные знания об окружающем мире и опыт взаимодействия с ним.

Правила развития логики у дошкольников

  1. Несмотря на то, что зачатки логики должным образом формируются только у старших дошколят, а в некоторых случаях в начале школьного обучения, более успешно процесс развития логического мышления будет проходить именно в игровой форме.
  2. Для достижения определенных результатов по развитию логики у детей важно знать о необходимости хорошо развитой психики: мышления, внимания, памяти, речи. Поэтому все техники, методики будут направлены на взаимосвязь развития логического мышления и других психических процессов.
  3. Взрослые должны понимать, что логика является высшей формой развития мышления, опирающегося на обширный уровень знаний об окружающей действительности, то есть интеллект. Все домашние занятия на логику у ребенка должны содержать разнообразный материал о предметах, явлениях, событиях мира, в котором живет ребенок.
  4. Родителям нельзя забывать о том, что развить логическое мышление у ребенка можно только в процессе постепенной и последовательной работы. Тренировки логических операций: понятий, суждений, умозаключений, должны начинаться с младшего дошкольного возраста, как только у ребенка появится определенный опыт окружающей жизни и развитая речь.

Как тренировать логическое мышление у детей

Для тренировки малышей, чтобы развитие логики началось как можно раньше, будут актуальны развивающие игры и упражнения. Они помогут понять причинно-следственные связи, классификацию, обобщение. К ним можно отнести задания о животных и среде их обитания, окружающих предметах и их назначении, группировку предметов, сравнение по элементарным признакам: размеру, цвету, форме.

«Где чья мама?»

Задание по типу лото предполагает подбор карточек с изображением знакомых детям животных и их детенышей. Взрослый предлагает малышу рассмотреть картинки, изображающие курицу, кошку, собаку, корову, лошадь, козу, медведицу. Затем среди других карточек найти те, на которых нарисованы детеныши этих животных, и соединить их вместе. Спросить, как правильно назвать детеныша, если малыш затрудняется, обязательно проговорить все названия. Элементарные суждения у малышей помогут вызвать вопросы о том, кто вырастет из цыпленка, щенка, козленка. Для поддержания интереса к заданию прочитать веселые стишки:

У коровы сын, теленок,
Очень вежливый ребенок.
Мама учит малыша
Кушать травку не спеша.

А цыплята у курушки
Все похожи друг на дружку.
И девочки, и мальчики,
Словно одуванчики.

Глупый маленький козленок!
Он бодает всех с пеленок.
Что же делать нам, когда
Вырастут его рога.

«Кто скажет, кто знает, когда это бывает?»

Игра помогает развивать логику, проследить причинно-следственные связи между объектами природы, обогащает речь рассуждениями. Малышу показывают ряд сюжетных картинок с изображением времен года и предлагают разложить их в соответствии с признаками, например:

  • Сугробы; дети и взрослые одеты тепло; ребята катаются на санках; идет снег.
  • Капель, ручьи; мальчики пускают кораблики; среди снега первые подснежники.
  • Ярко светит солнце; дети купаются в реке; взрослые и малыши играют в мяч.
  • Идет дождь, пасмурное небо; птицы летят караваном; грибники идут с корзинками.

Вместе с ребенком поработав с карточками, взрослый спрашивает, когда бывают эти явления в природе. Учит малыша правильно обобщать ряд, рассуждать о смене времен года. Интересно подкрепить беседу загадками:

Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?

Долгожданная пора!
Детвора кричит: Ура!
Что ж за радость это?
Наступило (лето).

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

«Логические цепочки»

Подобные задания обычно предлагаются ребятишкам среднего и старшего дошкольного возраста, у которых есть опыт обобщения предметов. Однако, при достаточно простом игровом материале можно начинать обучение логическим операциям (классификации и обобщению) в младшем возрасте. Малыш составляет цепочки из предметов определенной группы, например, цветы, овощи, фрукты. Если ребенок затрудняется, родитель помогает назвать группу предметов обобщающим словом. Задание можно усложнить, если предложить среди группы картинок найти такую, которая дополняет уже построенную цепочку.

«Я начинаю, а ты продолжай…»

Классическая игра, которая предлагается ребятишкам всех возрастов, чтобы развить логику, способность к анализу. В каждой возрастной группе задания будут различаться по сложности. Малышам даются простые и доступные словосочетания. Взрослый начинает фразу, ребенок продолжает:

  • Сахар сладкий, а лимон (кислый).
  • Птица летает, а черепаха (ползает).
  • Слон большой, а зайчик (маленький).
  • Дерево высокое, а кустик (низкий).

Поддержать интерес ребенка к заданию поможет игра с мячом. Взрослый бросает мячик с началом фразы, ребенок возвращает с концовкой. Для старших дошколят подбираются сложные задания, требующие умозаключения:

  • Стол выше стула, значит стул (ниже стола).
  • После ночи наступает утро, значит утро (после ночи).
  • Камень тяжелее бумаги, значит бумага (легче камня).

«Что лишнее?»

Логическое задание, доступное всем деткам, хорошо развивает способность к обобщению, сравнению, классификации. Взрослый предлагает ребенку среди картинок, изображающих предметы определенной группы, найти лишнюю (предмет другой группы). Например, среди овощей - картинка с изображением фрукта, среди предметов мебели - карточка с одеждой.

Как развить логику у старших дошколят

Психологи на вопрос, как развить логику ребенка среднего и старшего дошкольного возраста, подчеркивают интенсивность и активность такой работы. К началу обучения в школе дети должны овладеть всеми логическими операциями: оперировать разнообразными понятиями, самостоятельно рассуждать и делать умозаключения. Тренировки должны стать постоянными, поэтому игры и упражнения желательно включать не только в особые занятия, но и в повседневную жизнь.

Важно: для того чтобы достичь высокого уровня развития детской логики, родители должны сделать интеллектуальное общение с ребенком образом жизни.

Этому могут способствовать как специальные задания, так и игры, организованные в семейном общении. Наиболее популярные из них рассчитаны на решение логических задач: «Составь фигуру из спичек», «Морской бой», «Крестики-нолики», пазлы, шахматы, головоломки. Во время прогулок в лесу родители обязательно должны обращать внимание детворы на разнообразие окружающей природы, учить видеть общее и частное у наблюдаемых объектов. Природа дает большие возможности для развития у ребенка умения находить и анализировать причинно-следственные связи: «Если на небе сгустились и потемнели облака, значит … (пойдет дождь)»; «Из желудей, лежащих под дубом, вырастут … (молодые дубки)»; «Составь биологическую цепочку (цветок-стрекоза-птица)».

Классические логические задания на нахождение ассоциаций предназначены, в основном, старшим дошкольникам. Если работа по развитию ребенка ведется на протяжении длительного времени, ассоциации будут доступны детишкам среднего дошкольного возраста. Задания расширяют кругозор, формируют умение обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать.

Задания для средних дошколят

Взрослый предлагает детям картинки с изображением предметов разных групп: обувь, одежда, мебель, бытовая техника. Ребенок должен объединить все карточки в различные группы, опираясь на общие признаки. Можно предложить детям поиграть с мячом, предлагая разные интересные задания:

  • «скажи наоборот (мягкий-твердый, большой-маленький, смеяться-плакать, зима-лето)»;
  • «назови похожий предмет (мяч-арбуз, солнышко-колобок, снег-пух, ежик-колючка)»;
  • «назови одним словом (яблоко, груша, слива - фрукты, помидор, огурец, перец - овощи, кресло, диван, шкаф - мебель)».

Классическая игра с мячом «Я знаю три овоща, фрукта…» помогает развивать логику, умение мыслить быстро, обогащает словарный запас.

Задания для старших дошкольников

Для развития знаний у ребенка об ассоциативных связях хорошо подойдут задания на построение логических цепочек:

  • «дополни ряды» - ребенку предлагают карточку с рядами однородных предметов, например, игрушки: юла, кубик, кукла, мишка; овощи: помидор, капуста, огурец; одежда: куртка, свитер, брюки. Малыш должен подбрать соответствующие карточки, дополнив ряд, а старшим ребятам предложить подрисовать предметы той же группы.
  • «составь ряд» - ребенку предлагается карточка с нарисованными предметами, которые расположены соответственным образом, например,

1 ряд - две куклы, два мишки, два мяча,
2 ряд - кукла, мишка, мяч и т.д.,
3 ряд - две куклы, мяч, два мишки, мяч.
Дошкольник должен составить самостоятельно ряды по подобию, используя заготовленные карточки или нарисовав их. Задание хорошо помогает формировать у ребенка операции обобщения, анализа, сравнения. В дальнейшем, когда дошколята освоят ассоциативные ряды, можно предлагать сложные задания:

  • загадай сам ряд,
  • отгадай недостающие предметы,
  • что неправильно в ряду.

Логические игрушки для семейного досуга

Большую помощь в развитии логического мышления у дошкольников окажут развивающие игрушки, в которые интересно играть всей семьей. Развитие ребенка будет проходить в непосредственной обстановке, что поможет родителям и поиграть, и поучить с увлечением свое чадо. Сейчас можно найти много логических игр и развивающих игрушек на детских порталах, специализированных магазинах. Малышей можно заинтересовать логическими вкладышами, которые , научат манипулировать с ними; волшебными мешочками - помогут сформировать понятия; мозаиками - разовьют логическое воображение. С детьми постарше играют в игрушки-лабиринты, логические ловушки, которые учат искать нестандартные решения, разнообразные игры с правилами, расширяющие интеллектуальные возможности.

«Конструктор»

Самая популярная игрушка для семейного досуга. Разработаны разного вида конструкторы: из металла, дерева, магнитов, пластмассы. Главное, чтобы игрушка соответствовала возрасту ребенка, давала возможность действовать с ней самостоятельно. Родители вместе с ребенком рассматривают детали, учат правильно закрепить их. Хорошо организовать соревнование, кто быстрее и интереснее сделает поделку. Игрушка тренирует логическое мышление, воображение, обогащает словарный запас, развивает моторику.



Похожие статьи