Хазары, евреи и киевская русь. Пояснение для организаторов

В лето 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди и со славян, и с мери, и со всех кривичей, а хазары брали с полян и с северян, и с вятичей по горностаю и белке от дыма.

В лето 6370 (862). Изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и были меж ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги — русь , как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же — так. Сказали руси чудь, словене, кривичи все: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первым, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой — Синеус — на Белом-озере, а третий — Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же, люди новгородские — от рода варяжского , прежде же были словене.

Два года спустя умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и пришел к Ильменю, и срубил городок над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, раздавая волости и города рубить — тому Полоцк, другому Ростов, этому Белоозеро. И по тем городам варяги — пришельцы, а изначальное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и всеми ими обладал Рюрик.

И было у него два мужа, не племени его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и, проходя мимо, увидели на горе городок. И спросили: «Чей это городок?» И сказали им: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и погибли, а мы, их потомки, сидим здесь и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали около себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же в это время княжил в Новгороде *. (...)

В лето 6374 (866?). Пошли Аскольд и Дир на греков, и пришли туда в 14 лето царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян и дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал весть, что Русь идет походом на Царьград. И возвратился царь. И те вошли внутрь Суда**, совершили много убийств христиан и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и с патриархом Фотием всю ночь молился в церкви святой Богородицы во Влахерне. И вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и омочили в море ее полу. Было в это время тишина, и море было спокойно, но внезапно поднялась буря с ветром, и вновь поднявшиеся огромные волны смели корабли безбожных русов, отбросили их к побережью, и избили их, так что мало их избежало такой беды и вернулось восвояси ***. (...)

В лето 6377 (865). Крещена была вся земля Болгарская. (...)

В лето 6387 (879). Умер Рюрик, передав княженье свое Олегу, своему родичу, которому отдал на руки и сына Игоря, ибо тот был еще совсем мал.

В лето 6390 (882). Пошел в поход Олег, набрав с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и взял город и посадил в нем мужа своего. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат здесь Аскольд и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошел к горам, неся малолетнего Игоря. И подплыл под Угорское, укрыв своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что «гость я, и идем мы в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, своим родичам». Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Вы не князья и не княжеского рода, я же княжеского рода». И вынесли Игоря: «А это сын Рюриков». И убили Аскольда и Дира, и отнесли на гору, и погребли его [Аскольда] на горе, которая зовется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле поставил Ольма церковь святого Николы. А Дирова могила — за церковью святой Ирины.

И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Это будет мать городам русским». И были у него варяги и словене, и прочие — прозвавшиеся Русью. Именно Олег начал ставить города и установил дани словенам и кривичам, и мери, и уставил давать дань варягам от Новгорода по 300 гривен на лето ради сохранения мира, которая и давалась варягам до смерти Ярослава.

В лето 6391 (882). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.

В лето 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил их, и возложил на них легкую дань, и освободил их от дани хазарам, сказав: «Я им противник, а вам — незачем».

В лето 6393 (885). Послал к радимичам, спрашивая: «Кому дань даете?» Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но дайте мне». И дали Олегу по щелягу, как раньше хазарам давали. И владел Олег полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал. (...)

В лето 6406 (894) ****. Шли угры [венгры] горою мимо Киева, которая зовется теперь Угорской, и пришли к Днепру, и стали вежами: они ходили так же, как теперь половцы. И, придя с востока, устремились через высокие горы, которые прозвались Угорскими, и начали воевать с жившими там волохами и славянами. Ибо тут прежде сидели славяне, а затем славянскую землю взяли волохи. После же угры прогнали волохов, и завладели той землей, и поселились со славянами, покорив их; и с тех пор прозвалась земля Угорской. И стали угры воевать против греков, и попленили земли Фракийскую и Македонскую до самой Селуни*****. И стали воевать против моравов и чехов.

* Текст сказания о призвании варягов отражает какие-то новгородские предания. В данном случае представляет интерес изменение взгляда на княжескую власть: она теперь мыслится как наследственная и ценится в качестве таковой. Вместе с тем четче представляется сама задача власти, «владения». Авторы XI века варяжского сказания не знали, как не знали и имени Рюрика. Династию они начали с Игоря «Старого» (старейшего, давнего). Впервые имя Рюрика в роде русских князей было дано правнуку Ярослава Мудрого, сыну Ростислава Владимировича. Последний после смерти в Новгороде отца вынужден был покинуть город, долго скитался по разным городам, пока не получил удел во Владимиро-Галицкой Руси. Здесь и княжил Рюрик Ростиславич (ум. в 1092 г.).
**«Суд» — залив Золотой Рог в Константинополе.
*** Рассказ о походе руси на греков заимствован явно из византийских или каких-то балканских христианских источников. Происхождение его можно было бы уточнить, расшифровав дату. Но установить ее нелегко. В летописи имеется несколько космических эр и стилей летосчисления. Помимо константинопольской эры, господствовавшей на Руси позднее (время от сотворения мира до Рождества Христова определялось по ней в 5508 лет), в ранний период пользовались антиохийской эрой (тот же период — 5500 лет), а также какой-то особой эрой, отличавшейся от константинопольской на четыре года (тот же период — 5504 года), и болгарской, ориентированной на лунный календарь. Упоминание в тексте Фотия указывает на время до 867 года (когда Фотий был низложен), аукаэание на 14 лето Михаила предполагает как будто дату 856(6360) год, когда Михаил начал царствовать. Но Михаил был убит также в 867 году. Не исключено, что под этой датой оказались события, известные по византийским источникам и происшедшие в 860 году. О других нападениях русов на Константинополь в это время свидетельств нет. Зато есть свидетельство — окружное послание Фотия — о крещении каких-то «росов» около 866 года. Позднее в переделках сказаний о крещении Владимира постоянно будет выплывать имя Фотия, что указывает на смешение разных крещений и, видимо, разных письменных традиций.
****Под 6406 годом дана еще одна редакция сказания о славянской грамоте. Дата проставлена по болгарской эре и соответствует 894 году, когда в Преславле состоялся собор, постановивший перевести богослужение в Болгарии с греческого на болгарский. Это было «второе преложение» книг. Летописное сказание также не имеет внелетопис-ных параллелей. Здесь апостолом славян и руси назван апостол Павел. Его почитали особенно у западных славян, тем более что, по преданию, он доходил до Иллирии, а именно оттуда легенда выводила все славянские племена и народы. Летописец, включавший сказание, подчеркивает тождество полян и руси, но никак не поясняет своего отношения к легенде об апостоле Андрее, равно как и не оценивает версии, по которой место апостола должен занять князь Владимир. Налицо механическое соединение разных по содержанию и направленности материалов.
***** Селунь (Солунь) - ныне греческий город Салоники

Данный материал полезен для учителей истории, а также классных руководителей, работающих в 6 классах. В связи с возрастными особенностями и разной степенью подготовленности учащихся в викторине используются разноуровневые задания. Для викторины подготовлены вопросы по культуре и быту Древней Руси, учащиеся работают с историческими портретами первых русских князей, документами, датами и терминами.

Цели:

Актуализация и систематизация изученного материала по истории России.

Задачи:

Расширить мировоззрение учащихся, активизировать желание работать самостоятельно с различными источниками информации;

Повышение мотивации учащихся к изучению истории;

Сплочение ученического коллектива, формирование умения работать в команде;

Развитие навыков грамотной устной речи.

Пояснение для организаторов

Место проведения и оборудование:

Рекомендуется проводить игру в актовом зале школы, где удобно разместить на сцене игроков и зрителей в зале. В игре могут участвовать 2-4 команды. Количество игроков в команде 5-6 человек. Команды заранее выбирают капитанов. В жюри приглашают учащихся старших классов. Для игры необходимы плакаты с названиями туров, песочные часы, музыка (песня В.Добрынина «Хочу все знать»). Каждый игрок команды должен иметь при себе чистые листы и ручки. Время проведения викторины 60 минут.

Правила игры.

Ведущий объясняет игрокам и зрителям правила игры:

Наша игра состоит из восьми туров. В каждом туре вам будут даваться разнообразные задания и вопросы. Ваша задача: обсудить в команде вопрос и затем дать ответ. Если вы знаете ответ заранее, вы можете дать досрочный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. За неполный ответ или дополнение команда получает 1 балл. За подсказку 1 балл отнимается. Все ваши ответы и баллы будет фиксировать жюри. В конце игры жюри подведет итоги: определит победившую команду, т.е. ту, которая наберет наибольшее количество баллов. Если команды получают одинаковое количество баллов, проводится блиц-турнир.

Подведение итогов.

Победители получают памятные подарки и грамоты. Остальные игроки получают поощрительные призы. Все участники получают пятёрки в журнал и прекрасное настроение.

I Тур. Разминка . (время 30 секунд)

Ведущий: В этом конкурсе принимают участие капитаны команд.

1.Чем отличались варяги от норманнов и викингов. (Ничем. На Руси варягами называли северных германцев, а в Западной Европе - норманнами и викингами.)

2. На каком языке читал и писал Чингисхан? (Чингисхан не умел читать и писать).

3. Зачем по русскому обычаю гостей приветствовали хлебом и солью? (Это отгоняет злых духов).

4. Кому бояре могли «показать путь» из Новгорода? (Новгородскому князю, если его правление не устраивало бояр).

5. Какие правители Средневековья жили в «сарае»? (Ханы Золотой Орды. Сарай - дворец).

6. Когда русские воины были вынуждены встретиться со «Свиньей»? (Во время Ледового побоища в 1242 году).

7. Кого на Руси называли лапотником? (Крестьянина).

II Тур. Откуда пошло… (время 30 секунд)

Ведущий: Мы часто слышим и употребляем крылатые выражения. Вам предстоит объяснить происхождение этих выражений.

1. Какова история выражения «чур, меня»? (Древние славяне почитали умершего предка, которого называли «чур» или «щур». Выражение «чур, меня!» в то время означало «храни меня, предок».

2. Почему говорят: «пиши с красной строки»? (Заглавные буквы в древности писали красными чернилами - киноварью, отсюда «красная строка»).

3. Объясните выражение «закасав рукава» и «спустя рукава»? (В Древней Руси одежду шили с длинными рукавами, заменявшими перчатки. Если человеку приходилось что-нибудь делать в одежде с такими рукавами, он делал это плохо («спустя рукава»). Хорошо работалось лишь «закасав рукава». Поэтому сейчас говорят о хорошо работающем человеке: «работает закатав рукава», а о лентяе: «работает спустя рукава».)

5. Каково происхождение выражения «тьма-тьмущая»? (Тьма - часть монгольского войска (10 000 воинов) Чингисхана. Отсюда «тьма-тьмущая» - бесчисленное множество).

III Тур.Три предложения . (время 2 минуты)

Ведущий зачитывает документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание.

«…На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружие не снимайте с себя второпях, не оглядевшись, по лености внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас…» («Поучения» Владимира Мономаха).

IV Тур. Слово по вертикали. (время 4 минуты)

Ведущий: Слева написаны необычные слова. Это названия городов Древней Руси, на которые напали монголо-татары. В словах нарушен порядок букв (как в анаграмме). Кроме того, в каждом слове есть лишняя буква. Требуется восстановить порядок букв в соответствии с названиями древних городов, а лишнюю букву поместить в колонке справа.

РЬВЕТА - (Тверь)

СКЗЕОЛЬКА - (Козельск)

РИМДИЛАВО - (Владимир)

НЬЗАРЯВ - (Рязань)

V ТУР. Духовные богатства Руси. (время 30 секунд)

1. Почему алфавит русского языка называют кириллицей? (В честь одного из братьев - болгарских просветителей Кирилла и Мефодия. Более тысячи лет назад они изобрели славянскую письменность).

2. Как назывался главный храм Крещеной Руси? (Десятинная церковь или Собор Пресвятой Богородицы).

3. Как назывались главные ворота Киева? (Золотые).

4. Какое одинаковое название носят главные храмы XI века в Киеве, Новгороде и Полоцке? (Софийский).

5. Какой город летопись называет «матерью городов русских»? (Киев).

6. Какое происхождение слова «летопись»? (Рассказ о событиях каждого года в летописи начинается словами: «в лето…». Отсюда «летопись»).

7. Назовите один из древнейших городов Руси, который величали «Господином Великим» и «Государем»? (Новгород).

8. Первые русские святые, покровители Земли Русской и княжеского рода. (Борис и Глеб).

VI Тур. Кто сказал? (время 30 секунд)

Ведущий: Определите, какому из древнерусских князей принадлежат следующие высказывания:

«Идите домой с данью, а я вернусь и похожу еще». (Игорь).

«Не дайте хазарам, но мне дайте дани». (Святослав).

«Идите назад: отцы наши не принимали вашей веры и я не хочу». (Владимир).

«Своего князя мне уже не воскресить. Но я хочу почтить вас завтра перед своими людьми». (Ольга).

VII Тур. Хронограф. (время 30 секунд)

Ведущий: Послушайте стихи. О каких исторических событиях идет речь?

1. Для вас - века, для нас - единый час.

Мы, как послушные холопы,

Держали щит меж двух враждебных рас

Монголов и Европы.

(Речь идет о том, что после завоевания Руси у монголов не осталось сил для успешного похода в Центральную Европу).

2. По льду летели с лязгом, с громом,

К мохнатым гривам наклоняясь;

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

(Это победа князя Александра Невского на Чудском озере. Битва вошла в историю как Ледовое побоище).

3. Но в трепет гордой Византии

И в память всем векам

Прибил свой щит с гербом России

К Царьградским воротам.

(О походе князя Олега на Царьград-Константинополь в 907 году).

4. Пускай у русских меньше сил,

Но страх Коловрат не знает,

Уже свой меч он затупил,

Он меч монгольский поднимает.

(Татаро-монголы осадили город-крепость Рязань. Рязанцы отправили боярина Евпатия Коловрата за помощью в Тверь. Но Тверь ответила отказом. Коловрат вернулся в Рязань, но нашел город разрушенным. Тогда у боярина созрело решение отмстить врагам. Для войска хана Батыя стало неожиданностью появление небольшой дружины русских, которые нападали то в одном месте, то в другом. Русские сражались с необыкновенной яростью, не давая пощады никому и не беря в плен).

VIII Тур. Путаница . (время 20 минут).

Ведущий: Командам предлагается сценка с участием учащихся 6-х классов, в которой допущены исторические ошибки. Задача команд - обнаружить неточности в инсценировке.

Автор. Шел 980 год от рождества Христова. Киевский князь Владимир Ярославич тяжело отходил от тревожного сна, сидя на диване. В княжеских покоях тихо тикали старинные часы. Тревога одолевала князя. Набеги половцев угрожали Руси. Воюй теперь с ними.

Владимир. Дружина недовольна: часто в походы ходим. Илья Муромец надоел: то Соловья-разбойника притащит, то Змея-Горыныча. Все в дружину просится. Алеша Попович постоянно с кем-то подерется на пиру. Ох, уж эти пиры княжеские, одни расходы с ними! Хоть и угощаешь одних дружинников, а все накладно: каждый ест и пьет за троих, вот если б так воевали.

Добрыня. Плохие вести, князь. Гонец прибыл. Половцы идут на Русь.

Владимир. Эх, Добрыня! Недобрые вести приносишь. Иди, собирай дружину.

Ошибки.

1. Киевского князя звали Владимир Святославич.

2. Во времена Владимира диванов не было. Князь спал на кровати.

3. В то время не было настенных часов.

4. В 980 г. половцы не нападали на Русь. Опасность исходила от вятичей, против которых князь Владимир дважды ходил в походы и обложил их данью.

5. Соловей-разбойник и Змей-Горыныч — литературные персонажи.

6. Илья Муромец и Алеша Попович не могли встречаться вместе на пирах, потому что жили в разное время.

7. На княжеских пирах угощали не только дружинников, но и простой народ.

Вопросы блиц-турнира . (время 30 секунд)

1. Кого на Руси называли богатырем? (Храброго воина, защитника русской земли).

2. Каких главных богатырей вы знаете? (Святогора, Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича).

Олег, он же Вещий Олег (др.-рус. Ольгъ, Ѡльгъ). Умер ок. 912 года. Князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882 года.

В летописях излагаются две версии биографии Олега: традиционная в «Повести временных лет» (ПВЛ), и по Новгородской Первой летописи. Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода (на котором основывается и ПВЛ), однако содержит неточности в хронологии по событиям X века.

Согласно ПВЛ, Олег был родичем (соплеменником) Рюрика. В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись считает его шурином - братом жены Рюрика, которую называет Ефандой. Точное происхождение Олега в ПВЛ не указывается. Существует гипотеза о том, что Олег - это Одд Орвар (Стрела), герой нескольких норвежско-исландских саг.

После смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 году, Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря.

Согласно ПВЛ, в 882 году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, - взял города Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег отправил к ним посла со словами: «Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам» .

Когда Аскольд и Дир вышли из города, Олег объявил им: «Вы нє́ста кнѧзѧ́ ни ро́ду кнѧ́жѧ · но азъ єсмь ро́ду кнѧ́жѧ» и предъявил наследника Рюрика, малолетнего Игоря, после чего Аскольд и Дир были убиты.

Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег сказал им: «Азъ єсмь Оль́гъ кнѧзь · а сє єсть Рю́риков И́горь кнѧ́жичь» - и тут же убил Аскольда и Дира.

Расположение Киева показалось Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной , объявив: «Да будет это мать городов русских» . Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Древнерусского государства.

Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен: «и ѹста́ви варѧ́гомъ дань даꙗ́ти · Ѿ Но́ваго̀рода т҃ гривенъ на лѣто · мира дѣлѧ єже до смерти Ꙗрославлѧ даꙗшє варѧгомъ».

Следующие 25 лет Олег был занят расширением подвластной территории. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885). Два последних племенных союза были данниками хазар. Повесть временных лет оставила текст обращения Олега к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань». К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «хазарам». И говорит Олег: «Не давайте хазарам, но мне давайте». «И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами, а с - уличами и тиверцами имъяше рать».

898 годом Повесть временных лет датирует появление под Киевом венгров в ходе их миграции на запад, фактически произошедшее несколькими годами ранее.

В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (ПВЛ), Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу» .

Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет упоминаний у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. ПВЛ в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».

В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.

Осенью 912 года, как сообщает Повесть временных лет, князь Олег погиб от укуса змеи.

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение - появление «звезды великой на западе копейным образом». По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».

В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.

Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для создания древнерусской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги.

Однако если Олег является исторической личностью, то Орвар Одд - герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII века. Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Вот как погиб Орвар Одд спустя годы: И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришёл туда, сказал он: «Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни». После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шёл путь Одда, так шёл рассказ [следует виса]. И после этого умирает Одд.

Некоторое время было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем.

Г. Ловмянский доказывал, что утвердившееся в научной литературе мнение о первоначальном правлении Олега в Новгороде сомнительно. По версии Г. Ловмянского, Олег был смоленским князем, а его связь с Рюриком - поздняя летописная комбинация. А. Лебедев высказал догадку, что родственником Рюрика мог быть представитель местных нобилей. Факт возложения Олегом дани на Новгород Киеву и варягам может свидетельствовать против версии о новгородском княжении Олега.

Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X века, носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI - антагониста Олега. Возможно летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате. Аналогичное подозрительное совпадение - 945 - и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I. Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году, дата 912 становится ещё более сомнительной. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.

Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI-XVII века, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.

Русское произношение имени Олег возникло, вероятно, от скандинавского имени Helge, что означало изначально (на протошведском - Hailaga) «святой», «обладающий даром исцеления». Из саг известны несколько носителей имени Helgi, время жизни которых датируют VI-IX веками. В сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig. Саксон Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.

Среди историков, не поддерживающих норманскую теорию, предпринимались попытки оспорить скандинавскую этимологию имени Олега и связать его с исконно славянскими, тюркскими или иранскими формами. Некоторые исследователи также отмечают, что, учитывая факт написания «Повести временных лет» в XI веке христианскими монахами, прозвище «Вещий» не может считаться аутентичным. Современные историки видят в нём христианские мотивы или даже христианскую пропаганду. Так, в частности, российский историк и археолог В. Я. Петрухин считает, что прозвище «Вещий» и легенда о гибели князя Олега были внесены монахами в летопись с целью показать невозможность языческого предвидения будущего.

Вещий Олег (документальный фильм)

Образ Вещего Олега в искусстве

В драматургии:

Львова А. Д. драматическая панорама в 5 действиях и 14 картинах «Князь Олег Вещий» (премьера 16 сентября 1904 на сцене Народного Дома Николая II), музыка Н. И. Привалова с участием хора гусляров О. У. Смоленского.

В литературе летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений:

Пушкин А. С. «Песнь о вещем Олеге»;
Высоцкий В. С. «Песня о вещем Олеге»;
Рылеев К. Ф. Думы. Глава I. Олег Вещий. 1825;
Васильев Б. Л. «Вещий Олег»;
Панус О. Ю. «Щиты на вратах».

В кино:

Легенда о княгине Ольге (1983; СССР) режиссёр Юрий Ильенко, в роли Олега Николай Олялин;
Покорение / Honfoglalás (1996; Венгрия), режиссёр Габор Кольтаи, в роли Олега Ласло Хельей;
Сага о викингах / A Viking Saga (2008; Дания, США) режиссёр Микаэль Моуяль, в роли Олега Саймон Брээджер (в детстве), Кен Ведсегор (в молодости);
Вещий Олег. Обретённая быль (2015; Россия) - документальный фильм Михаила Задорнова о Вещем Олеге.

Вещий Олег. Обретённая быль


Вещий Олег – легендарный древнерусский воевода.
Князь Новгородский (879-882)
Князь Киевский (882-912)

Прозвище Вещий (то есть знающий будущее), получил по возвращении из похода на Византию 907 года. Он «отказывается принять у побежденных греков отравленную снедь (в этом - дар провидца, «Вещего») и прибивает щит к вратам Царь-града, «показуя победу».
Само имя «Олег» скандинавского происхождения («Ангел»).

Князь Олег Вещий

О происхождении Олега существует две версии: некоторые фрагменты с путаницей в хронологии по Первой Новгородской летописи и традиционная, изложенная в «Повести временных лет», согласно которой Олег является родичем Рюрика (брат его жены Ефанды, опекун малолетнего ). После смерти Рюрика в 879 году Олег получил правление княжеством, так как Игорь был еще мал. В течение трех лет Олег остается в Новгороде и после улучшения своего положения со своей дружиной отправляется на юг, по речной линии Волхов-Днепр. Покоряя по пути встречающиеся города и захватив хитростью Киев, Олег основывается здесь. Объединяет два основных центра восточных славян (северный и южный) в центр объединенного государства, объявив: «Да будет Киев матерью городов русских». Согласно летописи именно Киевский Князь Вещий Олег стал создателем Древнерусского государства (Киевской Руси) и традиционно датируют 882 годом.

Киевский князь Вещий Олег

В следующие 25 лет Олег расширяет свою державу. Подчинил Киеву радимичей, древлян и северян, уничтожил зависимость от хазар. По преданию Олег сказал им: «Я неприятель им, а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне». Укрепив свое влияние, наложением дани и оградив границы от нападений соседей-кочевников, в 907 году Олег отправляется в Византию, в военный поход к Константинополю. Со стороны византийских авторов нет ни одного упоминания о походе, но некоторые современные историки считают его легендарным.

Согласно «Повести временных лет» в походе принимало участие две тысячи ладей, в каждой по сорок воинов. Византийский царь преградил дорогу в город – закрыл ворота и загородил цепями гавань, но Олег пошел на штурм иным путем: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испугавшись, греки предложили Олегу мир и дань, и в знак победы Олег прибил к воротам Царьграда свой щит. Основным результатом похода стало заключение договора, который обеспечивал беспошлинную торговлю русским купцам. По договору Олег за каждую уключину получил по 12 гривен и кроме этого Царьград обязался выплачивать дань на русские города. В 911-912 году Олег послал своих послов в Царьград утвердить договор между греками и Русью, но с договора исчезло уже упоминание о беспошлинной торговле. В данном договоре Олега именуют «великим князем русским». Подлинность соглашения подтверждается лингвистическим анализом и сомнению не подлежит.

В том же, 912 году Олег погибает. Существует несколько противоречивых версий обстоятельства гибели Вещего Олега, но везде присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По сказаниям «Повести временных лет» волхвы предсказали Олегу смерть от своего любимого коня. Он приказал увести коня и по прошествии четырех лет, вспомнив, о предсказании посмеялся. Решив посмотреть на кости коня, он наступил ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Но в черепе жила ядовитая змея, которая и ужалила Олега.

В исландской саге о Орваре Одде (XIII в.) герой получает предсказание от оскорбленной им вещуньи и убивает своего коня. Уже стариком он спотыкается о череп коня, ударяет его копьем и выползшая змея жалит Одда.

По одной летописной версии (послужившей Пушкину сюжетом для стихотворения «Песнь о Вещем Олеге») Олег умер в Киеве, по другой – на севере и похоронен в Ладоге, по третьей – за морем.

После смерти Олега процесс последующего создания державы Рюриковичей стал уже необратимым. Заслуги его в этом трудно переоценить.

Великий сын земли Русской — Князь Олег Вещий -язычник и великий воитель-жрец сумел подняться над собственной религиозной ограниченностью во имя развития культуры, просвещения и великого будущего народов России, которое стало уже неизбежным после обретения ими одного из своих главных сокровищ — славянской письменности и русской азбуки.

Восстание древлян - это самое первое из известных противостояний народных масс, засвидетельствованных летописцами. По датам, на период X века, у историков постоянно идут споры, но дата этого выступления установлена точно - это 945 год .

После подавления всех волнений, земли на которых обитали древляне, а именно находящиеся на западе Киевской области, окончательно вошли в состав главного государства. Произошло это при правлении княгини Ольги.

Древляне

Племя древлян располагалось в полесье, на территории современной Житомирской и на западе Киевской области, занимая обширные территории. Их земли граничили с землями полян, которые и населяли Киев с окрестностями.

Летописи отмечают, что долгое время эти племена враждовали между собой. В противостоянии, долгое время поляне находились под гнётом.Но в какой-то момент произошёл перелом в отношениях.

Об этом народе сохранились описания в летописях, и вот что о них известно. Занимались древляне охотой и дерзкими набегами на соседей. Жилища предпочитали ставить прямо в густых лесах. Это были землянки, с крышами, устланными дёрном. Такие домишки хорошо маскировались в зелени.

О нравах этого народа летописец Нестор пишет так: «Жили люди звериным обычаем, ели всё нечистое, браков не имели, но умыкали девиц, срамословили при отцах и при снохах». Их языческие ритуалы были жестоки. Имели своих князей. Воевали своеобразно. Нападали из леса внезапно, отходили - растворялись в лесу. У них была целая система подземных ходов, лазы по двадцать и более метров, имевшие выход наружу у древесных корней. Использовали узкие, долблёные лодки. Пользовались отравленными стрелами.

Только после прихода на Киевский престол Рюрика эпоха древлян заканчивается. Неудивительно, что с растущей властью в Киеве древлянские князья были совершенно несогласны. Категорически отказывались платить дань и постоянно строили планы по захвату Киева.

Но в 883 году Олегу, вошедшему в историю с прозвищем Вещий, удалось подчинить строптивый народ. В летописи есть на этот счёт точные формулировки: «Не давайте хазарам, но мне давайте». «И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами».

Конечно, великокняжеская власть ещё не устоялась. Игорю, сыну Олега, не раз приходилось демонстрировать свою силу. Покорённое племя взбунтовалось сразу, как только Игорь занял престол, в 913 году. Князь собрал дружину, вторгся в мятежные земли и подверг племя беспощадному истреблению, доказывая всем, что его меч разит не хуже отцовского.

Мужчин убивали.

Имущество забирали.

Женщин вели в рабство.

Чтобы сломить сопротивление племени Игорь решил взять столицу древлян - хорошо укреплённый город Искоростень. Дружина, добравшаяся до города, внезапным ударом обрушилась, не давая шансов спастись жителям. Преследование шло даже по подземным ходам. Горожане дрались самоотверженно, но победили войны Игоря.

Были взяты в заложники.

Дети древлянских князей.

Жрецы.

Старейшины.

Вердикт был прост - если племя не повинуется Великому Князю, заложников ждёт смерть. Причём платёж был увеличен многократно, по сравнению с податью, которую назначил Олег. У древлян не было выхода. Они покорились.

В то время как князь Игорь праздновал победу в стольном Киеве, древляне с затаённой обидой вынашивали план мести.

Восстание 945 года

Предыстория началась в 941 году, когда князь Игорь решается на войну с Византией. Причиной стало несоблюдение императором условий договора, заключённого ещё Олегом. Если верить летописцам, в этот поход Игорь снарядил 10 тыс. судов, но потерпел поражение в этом походе.

Проигрыш не смутил правителя. Через два года, в 943 князь снова выдвигается. В этот раз он нанял в свой флот варягов и печенегов. В этот раз греки предпочли не доводить дело до столкновения. Они сами предложили дань, такую же, как когда-то платили Олегу.

Игорь принял дары. И оставив печенегов разорять Болгарию, возвратился в Киев.

Несмотря на заключение с Византией договоров о мире и торговле, на дары, полученные от греков, Киевская казна была пуста. К тому же среди воинов был слышен ропот. Дружина требовала денежного довольствия.

В ноябре 945 года князь Игорь отправился за данью.


Сборы прошли в обычном порядке и дружина уже выдвинулась домой. Но разговоры с приближёнными людьми, посеяли сомнения в голове правителя. Дело в том, что древляне отказывались входить в войско Киевского князя, не воевали за него. И решил Игорь вернуться, чтобы потребовать с них большую подать.

Князь, видимо, не сомневался, что справится с переговорами и повторным обложением, поскольку отпустил основное войско домой, оставив при себе только небольшую часть дружины.

Князь Игорь принимает решение о повторном сборе дани.

В то время на землях древлян правил честолюбивый князь Мал, желавший для своего народа полной независимости. До теперешнего момента он честно выплачивал дань, так как не имел другого выхода. Но когда он узнал, что Киевский князь идёт повторно, направляясь в столицу Искоростень, он принял решение противостоять ненасытному захватчику.

Мал выслал навстречу Игорю послов, требования которых были проигнорированы. Всё население Искоростени было настроено против властных завоевателей.

Плата была непомерна для местных жителей, а культурное политическое решение конфликта не было достигнуто.

Совет принял решение оказать военное сопротивление. Когда Игорь с дружиной приблизился к городу со своим не большим войском древляне их попросту перебили.

Византийский историк писал, что смерть Игоря была жестокой. Его привязали к согнутым друг к другу деревьям, а после деревья отпустили, попросту разорвав тело князя.

Так восстав против киевского режима, племенной народ накликал на себя огромные беды. Этот бунт отозвался в скором будущем полным разорением и многочисленными смертями.

Князь Игорь погиб при сборе дани.

Подавление восстания

Дальновидный князь Мал, расправившись с малым войском Игоря, построил далекоидущие планы.

Он решил взять в жёны Ольгу, вдову Игоря, и таким образом, «подмять под себя» Киев и земли полянские. Он даже представить себе не мог с какой женщиной предстоит иметь дело.

Ольга, стала правительницей, как опекун малолетнего Святослава, после смерти своего мужа. Но и после того как князь Святослав подрос, и стал править самостоятельно, она продолжала руководить делами государства, пока её сын прибывал в постоянных походах.

В период же первичного вдовства ею овладела жажда мести за мужа своего. Прибывших послов, которых было порядка 20 человек она приказала нести в ладье на руках, будто в знак почести. Но поднесли их не к праздничному столу, а прямо в огромную выкопанную яму, в которую и опустили ладью. Людей живьём закопали вместе с ладьёй.

Со вторыми послами она обошлась не лучше. Тем была приготовлена баня, которую подожгли, когда люди были внутри. Вот такая картинка дошла до наших дней, с тех далёких времён.

Женщина не остановилась на этом. Она отправилась справлять тризну, по погибшему своему мужу, на то место, где он был убит. Древляне ничего опасного не увидели в этом ритуале, и по приглашению княгини ели и пили вместе с Ольгой и её небольшой дружиной. Во время тризны древлян опоили каким-то напитком и они не могли оказать сопротивления. Тогда Ольга приказала их рубить. Летописцы сообщают о пяти тысячах убитых.

Это изображение из Радзивилловской летописи подтверждает действительность событий тех лет.

Летом 946 года княгиня Ольга, вместе со своим малолетним сыном вышла в поход к Искоростеню. Воеводой выступал Свенельд. Киевские войска победили древлян, сначала в бою, а затем в осаде города.

Осада длилась долго - всё лето. Пока княгиня с помощью хитрости смогла спалить город.

Так или иначе

Восстание было подавлено!

Ольга прошлась по всей древлянской земле. Чтобы не провоцировать подчинённый народ, установила фиксированный размер подати и места для сбора дани. В дальнейшем сбор дани был регламентирован.



Похожие статьи