§2. Наука о живой природе1. Урок «биология – наука о живых организмах

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«основная общеобразовательная школа с. Арсеньево»

Нанайского муниципального района Хабаровского края

РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ

на тему:

«БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВЫХ ОРГАНИЗМАХ»

РАЗРАБОТАЛА:

Круть Марина Владимировна,

Несмотря на неоднородность приложений, формула Клейбера была проверена только с помощью эмпирических наблюдений, но с теоретической точки зрения она никогда не была доказана. Кроме того, авторы исследования поддерживают, есть много вопросов, на которые они могут ответить. Например, почему сердце мыши, в течение своей жизни, билось столько же раз, что и у слона, несмотря на то, что первый живет около года, а второй - до 70?

Чтобы найти объяснение, ученые сравнили метаболизм животных и растений. Растения, объясняют ученые, полностью следуют закону Клейбера. Масса растений, благодаря развитию листьев, прямо пропорциональна их поверхности, необходимой для захвата солнечной энергии. Кроме того, питательные вещества транспортируются внутри завода с постоянной скоростью, независимо от его размера.

учитель биологии, географии

Апрель, 2016 г

Данную разработку урока по теме: «Биология – наука о живых организмах» можно использовать на вводном уроке биологии в 5 классе к УМК

«Биология. Живой организм» 5-6 классы. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. и др.

СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО БИОЛОГИИ (5 КЛАСС)

ТЕМА «БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВЫХ ОРГАНИЗМАХ»

Для животных это не так. Метаболизм животных работает путем сжигания питательных веществ, процесс, который вырабатывает тепло, которое необходимо утилизировать. Если бы поверхность животного была единственным фактором, играющим роль в утилизации тепла, создаваемого метаболизмом животных, то закон Клейбера недействителен. Однако эмпирические расчеты неоднократно демонстрировали свою действительность. До сих пор часть пропавших головоломок, по мнению ученых, - это скорость, с которой питательные вещества переносятся в тела животных.

Сердце, по сути, накачивает кровь, питает и изгоняет тепло со скоростью, которая зависит от массы в соответствии с показателем всего двенадцатого. Принимая во внимание эту «тревогу», группа ученых теоретически продемонстрировала справедливость закона Клейбера в животном мире.

Цель урока: формирование у учеников знаний о биологии как целостнойнауке о живой природе.

Задачи урока:

Развить формирование умений сравнивать и выделять разные подсистемы в системе наук;

Усвоить понятия «биология» и пр.

Воспитать способность к саморегуляции, вниманию и пр.

Функции: воспитательная, развивающая, образовательная.

«Информация всегда была там, но ее значение всегда было недооценено», - объясняет Андреа Ринальдо, гидрологический исследователь Падуанского университета, который участвовал в исследовании. Животные должны адаптировать поток питательных веществ и тепловыделение к своей массе, чтобы обеспечить большую энергоэффективность. Вот почему животные разработали насос, сердце и никакие растения.

Эволюционное явление, заключает авторы, можно объяснить элегантным способом с помощью физических и математических принципов. Растения и животные, столь разнообразные среди них, развивались в соответствии с теми же математическими законами, чтобы достичь одинаковой, удовлетворяющей, энергоэффективности.

Форма урока: проблемный урок с элементами технологий смыслового чтения и технологии критического мышления с использованием ИКТ.

Средства обучения:

Биология. Живой организм. 5-6 классы. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. и др.3-е изд. - М.: 2014. - 144 с.

Рабочая тетрадь, Живой организм. 5-6 классы. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С.

Хронобиология - это наука, изучающая условия возникновения, характер, законы и важность биологических ритмов, а также взаимосвязь между биоритмами и здоровьем человека. Биоритмы - это основа жизни. Они лежат в основе адаптации организмов и обеспечивают единство живой и неодушевленной природы, определяют порядок существования Вселенной и каждого из нас. Все живые существа на Земле, от растений до высших млекопитающих, подвержены биологическим ритмам, которые зависят от ритмических изменений во внешней среде.

Знание хронобиологии коренится в древней древности. Гиппократ и Авиценна были прослежены до нас, где значительное место посвящено здоровому образу жизни, основанному на правильном чередовании этапов деятельности и отдыха. Основателем современной школы для изучения биологических ритмов является профессор Иван Павлов, который считал, что в жизни человека нет ничего более сильного, чем ритм, имеет значение при изучении биоритмов.

Презентация к уроку.

Метод обучения: проблемный метод.

Результаты:

Понимать значение биологии, как системы наук о живой природе;

Называть и описывать границы биосферы;

Приводить доказательства, по которым мы определяем живой организм.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (3 мин.)

Физиологическое состояние, интеллектуальные способности и даже изменение настроения у человека, в зависимости от момента. В течение дня наше тело в первую очередь настроено на переработку накопленных питательных веществ, чтобы получать энергию для активных ежедневных занятий. И наоборот, ночью накапливаются питательные вещества, восстанавливаются ткани и деление клеток. Как известно, периодические изменения характерны не только для организма человека, но и для окружающей среды. Но в современном обществе биологические ритмы часто не соответствуют фактическому ежедневному циклу, что приводит к нарушению системной специфичности.

2. Чтение рассказа (3 мин.):

Зачем нужна биология как наука? Какую роль она играет в нашей жизни? Почему ее обязательно учат в школе?

Биология – эта наука об устройстве всей живой природы. Знать биологию – это значит знать законы, по которым живут все организмы. Человек – это часть природы, хотя и создал цивилизацию. Все мы вышли из природы и вернемся туда.

Таким образом, цивилизация неизбежно разрушает наш естественный биологический ритм.


Хронобиология - достаточно молодая наука, которая наряду с изучением взаимосвязи между биоритмами и здоровьем человека также связана с разработкой методов и средств для восстановления и гармонизации нарушений биологических ритмов. Сегодня это одно из самых перспективных направлений в профилактической медицине, так как позволяет влиять на самые ранние причины развития многих заболеваний.




Сибирская корпорация здравоохранения, один из первых шагов к практической реализации принципов современной хронобиологии, и вместе с ведущими специалистами в этой области разработала первую специализированную линию для инструментов хронобиологической коррекции, воплощенная в серии «Живая клетка» и «Ритмы здоровья», защищенная с патентом.

Полезно знать раздел биологии – ботанику, которая изучает растения. Ознакомившись с ботаникой, можно различать растения. Можно узнать, какие из них ядовиты, какие полезны, какие и для чего можно использовать. Еще ботанику важно знать, чтобы уметь выращивать растения, заниматься сельским хозяйством, если такое нужно будет делать. Да даже комнатные растения не вырастишь без элементарных знаний ботаники.

Гармонизация жизненной активности организма на пути восстановления естественных биологических ритмов в организме человека является еще одним из строительных блоков здоровья, основанных на основах нашего активного долголетия. Идея состоит в том, чтобы обеспечить универсальные названия видов в природе, чтобы облегчить научное общение, потому что ученые не могут знать имена видов на каком-либо одном языке. В этой системе первое имя является общим, а второе - видом. Родовой капитализируется, вид мал.

Часто бывает третье имя в случаях, когда существуют подвиды растений или животных. Перед ним есть аббревиатура для подвидов. Это знаменует имя ученого, который впервые определил и установил этот вид, в данном случае Карл Линней. Карл Линай, шведский ученый, заложивший основы современной таксономии.

Точно так же важно знать зоологию – науку о животных, которые обитают бок о бок с нами, людьми. Важно понимать и ценность диких животных, которые вроде бы никакой пользы человеку не приносят. Но каждое существо в природе поддерживает в ней баланс, при котором могут жить все остальные.

А знать анатомию так вообще обязательно каждому человеку, который уважает себя и свое тело. Анатомия – это наука об устройстве человеческого тела. Знания из этой сферы нужно помнить каждый день, заботясь о своем здоровье и здоровье членов своей семьи.

Часто в географических текстах должны использоваться такие бинарные научные имена, а это значит, что нам нужно знать правила их правильного написания. Вот пример: «Африканский саванн-слон - самое крупное земное млекопитающее Земли». Именно сразу после названия болгарского языка в скобках появляется научное латинское название, которое является универсальным в мире науки и значительно облегчило бы читателя в если он решит продолжить изучение вопроса о слоне африканской саванны. Кроме того, часто растение или животное могут иметь разные названия на одном языке.

Получается, что биология – это наука о самой жизни, не больше, ни меньше. Не зря ее название происходит от слова «биос», что означает – «жизнь».

2. Беседа и вызов– мозговой штурм (около 5-7 минут) – СЛАЙД 2

Вопросы:

Дайте определение биологии?

Важна ли биология?

История науки – СЛАЙД 3. (2 мин.)

Вывод: Биология – наука о живых организмах(определяют тему урока и обозначаем её в тетради) – СЛАЙД 4 (2 мин.)

Это пример волосатого дуба, также называемого «граница» и «белый дуб» на болгарском языке. Независимо от того, какое из трех имен используется в тексте, все три появятся латинским именем, что облегчит читателю и позволит избежать недоразумений. В обратном направлении также можно записать имя на латинице и в скобках, чтобы записать имя на болгарском языке, но оно встречается редко. В строго научной литературе преобладают тексты, где имена видов написаны только с латинскими международно признанными именами, поскольку эти тексты предназначены для специалистов.

3. Осмысление и индивидуальное задание (приложение 1)

СЛАЙД 5 – РАСПРЕДЕЛИТЬ ЗАДАНИЕ (15 мин. – корректировка, записи и пр.)

КАРТОЧКА – СЛАЙД 9

Проверка заданий.

Структура биосферы - СЛАЙД 7 (5 мин)

ОБЪЯСНЕНИЕ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ

Домашняя работа: (СЛАЙД 8)

Нарисуйте представителя живого мира (подписать на рисунке название и к какому типу принадлежит).

Дополнительная информация при написании латинского алфавита в скобках заключается в том, что они выделены курсивом. Кроме того, при перечислении видов одного рода, то только в первом виде латинское родовое имя написано полностью, следующие сокращены. Пример: Типичными лиственными видами Верхне-фракийской низменности являются дуб, дуб, дуб, дуб, дубовый дуб и дуб виргилий.

Как подчеркнул Нобелевский комитет, в этом году три лауреата решили ключевую проблему для живых организмов: как растения, животные и люди адаптируют свои биологические ритмы к регулярному ритму дня и синхронизируют их с вращением Земли. Даже способность адаптироваться к чередованию между днем ​​и ночью и связанным с этим регулярным изменениям в окружающей среде имеет смысл в генах. Американским ученым удалось выделить ген, который регулирует обычные суточные биоритмы у осьминогов и показывает, как этот ген кодирует белок в клетке, который накапливается в клетке в течение ночи, а затем деградирует в течение дня.

Записать схему структуру биосферы в тетради самостоятельно.

Сделать презентация на тему «Биосфера».

Приложение №1 ИНФОРМАЦИОНННАЯ КАРТА

Мир живых существ нашей планеты очень разнообразен. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ. Конечно же, прежде всего это различные растения, насекомые, птицы, млекопитающие. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам. Но всех их объединяет главное – это живые организмы. Организм – это живое существо, способное к самостоятельному существованию. Оказывается, несмотря на многообразие форм, все живые организмы имеют клеточное строение и сходный набор химических элементов и веществ. Так, и слон, надоедливая муха состоят из клеток. Клетка – это мельчайшая частичка живого вещества, обладающая всеми признаками живого. Между организмом и окружающей средой происходит обмен веществ и энергии. Одни вещества организм поглощает и использует, другие, наоборот, выводят во внешнюю среду. Все живые существа питаются. Питание – это процесс получения питательных веществ из окружающей среды. Пища нужна всем живым организмам, так как она служит источником энергии и веществ, необходимых для восстановления клеток организма, их роста и многих других процессов. Для поддержания своей жизнедеятельности живые организмы нуждаются в энергии. Они высвобождаются из питательных веществ в процессе дыхания. В результате обмена веществ в организмах накапливаются ненужные, а часто и просто ядовитые для них вещества. Процесс их удаления из организма называется выделением. Живые организмы растут и развиваются. Чтобы выжить, живые организмы должны чутко реагировать на все изменения внешней среды, а также на изменения, происходящие в них самих. Живые организмы обладают раздражимостью, т.е. способностью реагировать на изменения в окружающей среде. Часто мы слышим выражение: «Жизнь – это движение», и это действительно верно для всех живых организмов, и прежде всего для животных. Животные должны быть активны, чтобы добывать себе пищу, спасаться от врагов. Растения также обладают подвижностью, ведь их листья должны «поймать» лучи солнца. Важная особенность живых организмов – способность к размножению, т. е. воспроизведение себе подобных. Это один из главных признаков живого, благодаря которому на Земле продолжается жизнь.

Этот механизм позволяет организму адаптироваться к различным этапам дня. Последующие исследования показали долю других генов в сложной системе суточного ритма. Поскольку они влияют на столь важные функции в организме, такие как сон, температура тела, обмен веществ, голод, уровень гормонов и т.д. Открытия новых лауреатов Нобелевской премии имеют далеко идущие последствия для медицины. Их нарушение может привести к усталости и расстройствам сна, а также к ряду заболеваний - механизм объясняет суть так называемого заболевания полосы, которое возникает, когда люди путешествуют на большие расстояния в течение нескольких часовых поясов.

Урок биологии в 5 классе. «____»________________ 20___ г.

Обобщающий урок по теме «Введение. Биология - наука о живых организмах».

Цель. Создать условия для формирования умений применять полученные знания при выполнении различных заданий.

Задачи урока .

Обучающие: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме, совершенствовать умения характеризовать разнообразие живой природы, царства живых организмов, отличительные признаки живого и неживого, приводить примеры среды обитания живых организмов, экологических факторы и их влияние на живые организмы.

Однако исследования, согласно заявлению Нобелевского комитета, свидетельствуют о том, что долгосрочная несогласованность между нашим образом жизни и естественными биологическими ритмами также может увеличить риск многих заболеваний. «Биологические часы очень важны для синхронизации наших внутренних физиологических процессов с тем, что происходит в окружающей среде».

В течение пяти лет он хочет перенести первую молекулярную характеристику фотопериодического таймера у насекомых. Объяснительные механизмы, которые контролируют биоритмы насекомых, могут быть использованы, например, в сельском хозяйстве или в окружающей среде. Эти знания могут помочь нам, например, лучше бороться с вредителями в экологически безопасных целях или предсказать, как вредители будут распространяться, если планета потеплеет.

Развивающие: развивать умения применять полученные знания при выполнении заданий;

способствовать развитию мышления, совершенствовать монологическую речь учащихся, навыки по умению обобщать, сравнивать, делать выводы, совершенствовать умения работать с текстом, находить в содержании текста и рисунках необходимые сведения для выполнения заданий и ответов на вопросы.

Исследования в области хронобиологии, посвященные биологическим ритмам живых организмов, имеют давние корни в Академии наук Чешской Республики. Хелена Илльнер обнаружила эффект изменения продолжительности дня в течение сезонов на биологических часах в мозге млекопитающих.

Как только он достигнет орбиты, он отправится на Международную космическую станцию, где должен прибыть в понедельник в ноябре. Из этого устройства мы обычно видим только переднюю часть устройства, а остальные скрыты в структуре шкафа. Мы не можем полностью осмотреть его кишечник и восхищаться сложностью его строительства. Но итальянский астронавт Паоло Несполи включил камеру для обеспечения этой системы, и из-за временного провала мы видим, что работа космонавтов на самом деле не очень проста.

Воспитательные: прививать навыки коммуникативного общения, воспитывать культуру речи.

Планируемые результаты обучения.

Предметные.
Учащиеся должны знать: о многообразии живой природы; царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение; экологические факторы; основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания.
Учащиеся должны уметь: определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы.

Метапредметные.

Регулятивные: формировать умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные: формировать умение аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог, а также устанавливать в коллективном возбуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.

Познавательные: уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Личностные.

Формирование у учащихся мотивации к изучению биологии, развитие воли, трудолюбия и дисциплинированности.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.

Я жизнь сама! Я жизни пораженье!

Перед изумленным взором предстаю!

Так совершенны все мои творенья,

Ключи от многих тайн в себе храню.

О чем говорится в стихотворении?

Какая наука изучает жизнь?

Задание 1. Даны объекты: камень, вода, ворона, собака, гранит, комар, Солнце, кит, ромашка, почва. На какие две группы можно разделить все эти объекты? Выпишите данные объекты по группам. Дайте название для каждой группы.

Проверяем выполнение задания.

На какие группы вы разделили данные объекты? (живые и неживые)

Прочитайте, что вы отнесли к неживой природе.

А какие объекты вы отнесли к живой природе?

Что значит живые? (они растут, питаются, размножаются, дышат и т.д.)

На какие группы делятся все живые организмы? (на царства)

Какие царства вы знаете?

Игра «Слушай, не зевай!»

Ученикам раздаются карточки с названиями царств «Растения», «Животные», «Грибы». «Бактерии», задают вопросы и загадки. Если, по их мнению, на карточке написан ответ на загадку, поднимают ее, за верный ответ получают жетон.

Задание для учащихся . Догадайтесь, о каком царстве идет речь? Если у вас есть ответ на данный вопрос, поднимите карточку с правильным ответом. За правильный ответ вы получаете жетон.

Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали? Это... (гриб)

Есть змеи стометровые,

Зеленые, бордовые,

А капитану в море

От них большое горе. (водоросли)

Хоть меня не видит глаз,
Заразить могу я вас.
И холерой, и ангиной,
Насморком и скарлатиной. (бактерии)

С ним в лесу никто не дружен,

И в лукошке он не нужен.

Мухи скажут: «Это мор!»

В красной шляпке... (мухомор)

На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята

Называются... (опята)

Дышит, растет,

А ходить не может. (Растение)

Во лугах сестрички —

Золотой глазок,

Белые реснички. (Ромашка)

Без меня не сваришь сыра,
И не сделаешь кефира.
Простоквашу и творог,
Приготовить я помог. (бактерии)

Кто они? Откуда! Чьи?

Льются чёрные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (муравьи)

Мастер шубу себе сшил.

Иглы вынуть позабыл. (Еж)

С этих шариков пушистых

Полетят парашютисты. (Одуванчик)

Подрастала - хвост растила,

Платье темное носила.

Подросла - зеленой стала

Хвост на весла поменяла. (лягушка)

Как называется наука, изучающая грибы?

Как называется наука, изучающая растения?

Как называется наука, изучающая животных?

Как называется наука, изучающая бактерии?

Задание 3 . (парная работа)

Озаглавьте текст.

Озаглавьте текст.

Озаглавьте текст.

Выпишите примеры приспособления животных к почвенной среде обитания.

Физкультминутка

Учитель: Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали!

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем:

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем!

3. Закрепление.

Тестовая работа.

1.Биология - это наука о

4.Клеточное строение имеют

7. Дождевой червь обитает в

а) водной среде

в) наземно-воздушной среде

г) в телах других организмов

12. Установите соответствие

Рефлексия. Подведение итогов.

Домашнее задание . Приготовить отчет по фенологическим наблюдениям

Рабочая карта урока учени ___ 5 класса _________________________________________

Обобщающий урок по теме «Введение. Биология - наука о живых организмах».

Задание 1. Даны объекты: камень, вода, ворона, собака, гранит, комар, Солнце, кит, ромашка, почва. Разделите данные объекты на две группы.

1 группа _______________________________

2 группа _____________________________

Задание 2. Количество жетонов _________________________________

Задание 3.

Текст № ______

Заголовок: _____________________________________________________

Ответ на вопрос._______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Тестовая работа.

Выберите один правильный ответ.

1.Биология - это наука о

а) минералах б) живых организмах в) звёздах г) горных породах

2. Область распространения жизни составляет оболочку Земли, которая называется

а) гидросфера б) биосфера в) литосфера г) атмосфера

3.Метод, в котором наблюдение про-водят в специально создаваемых и контролируемых условиях, называ-ется

а) эксперимент б) фенология в) измерение г) статистика

4.Клеточное строение имеют

а) все природные тела б) только животные

в) только растения г) все живые существа

5. Наука о животных называется

а) анатомией б) зоологией в) ботаникой г) физиологией

6. Среди перечисленных экологических факторов нельзя отнести к группе абиотических:

а) влажность б) конкуренцию за пищу в) свет г) температуру

7. Дождевой червь обитает в

а) водной среде

в) наземно-воздушной среде

г) в телах других организмов

8. Антропогенным фактором является

а) состав воздуха б) особенности рельефа в) вырубка лесов г) конкуренция

Выберите три правильных ответа.

9. Биологическими науками являются.

а) физика б) зоология в) химия

г) ботаника д)география е)анатомия.

10. Методами изучения живой природы являются:

а) координация б) сложение в) измерение

г) вычитание д) эксперимент е) наблюдение.

11. Царствами живой природы являются:

а) минералы б) бактерии в) камни

г) растения д) вещества е) грибы.

12. Установите соответствие между признаками организмов и средой обитания. Заполните таблицу.

Подведем итоги.

На уроке я работал - активно / пассивно

На уроке мне было - интересно / не интересно / легко / трудно

Своей работой на уроке я - доволен / не доволен

Урок показался мне - коротким/ длинным

Мое настроение - хорошее / не очень хорошее / плохое

Особенностями этой среды обитания являются достаточное количество кислорода, резкие колебания температуры и влажности. Животные и растения вынуждены приспосабливаться к таким условиям. Например, растения засушливых мест имеют специальные приспособления для добывания, запасания и экономного расходования воды. Перелет птиц в теплые края, смена густоты шерсти у зверей связаны с перепадами температуры. Для животных наземно- воздушной среды обитания характерно два типа передвижения: по земле и по воздуху. Конечности животных, передвигающихся по земле, приспособлены к бегу или прыжкам. Животные, передвигающиеся в воздухе, имеют крылья.

Озаглавьте текст.

Приведите примеры животных, передвигающихся по воздуху (не менее пяти).

Прочитайте текст и выполните задания

Особенностями этой среды обитания является достаточное количество воды, слабые колебания температуры и недостаток кислорода. Количество света, проникающее в водную среду, зависит от глубины. Так, на глубине 200 м царят вечные сумерки. Такие условия определяют и внешнее строение, и образ жизни водных обитателей. Водные растения обитают только в тех районах, куда проникает солнечный свет. Некоторые рыбы (например, форель) живут в воде, богатой кислородом. Характерной особенностью практически всех животных является наличие приспособлений к плаванию. У рыб, дельфинов и китов это плавники, у моржей и тюленей - ласты, у лягушек - перепонки между пальцами. Лишь некоторые животные (в частности, кораллы)не передвигаются в воде.

Озаглавьте текст.

Выберите из текста примеры приспособления животных к водному образу жизни.

Прочитайте текст и выполните задания

Основными жителями почвенной среды обитания являются бактерии и простейшие (одноклеточные) животные. Здесь же располагаются грибницы грибов, корни растений. Кроме того в почве живут черви, некоторые насекомые и звери (например, кроты). Основными характеристиками почвенной среды обитания являются: небольшое количество кислорода (и повышенное количество углекислого газа), слабые температурные колебания, отсутствие света, зачастую повышенное количество воды. Животные, населяющие почву, имеют маленькие глаза или вовсе лишены зрения. Выручают их обоняние и осязание.

У насекомых и зверей конечности приспособлены к рытью, например у крота передние конечности по форме напоминают лопаты. Тело у зверьков, живущих в почве, компактное, овальной формы. Это позволяет им легко передвигаться по подземным ходам.

Озаглавьте текст.

Выпишите примеры приспособления животных к почвенной среде обитания

Растения

Животные

Бактерии

Растения

Животные



Похожие статьи