Яков полонский биография интересные факты. Полонский Яков: биография, стихи и факты из жизни

Родился 18 декабря 1819 года в Рязани. Учился в Рязанской гимназии. В 1838 году поступил на юридический факультет Московского университета. В начале 1840-х годов его первые поэтические опыты появляются в “Отечественных записках” и “Москвитянине”. Он участвует в студенческом альманахе “Подземные ключи” (1842), а в 1844 году выходит его первый авторский сборник “Гаммы”, встреченный ободряющей рецензией П.Н. Кудрявцева в “Отечественных записках”.

Весной 1844 года Полонский окончил университет. Ему предстояло определить дальнейший жизненный путь. Трудные материальные обстоятельства вынуждали думать о службе. Приятели советовали ему ехать в Одессу, обещали помочь устроиться, и Полонский решил отправиться на юг. Осенью того же года он уже в Одессе. Однако на службу ему поступить не удалось, и он начал давать частные уроки.

В Одессе Полонский познакомился со многими отзывчивыми и любопытными людьми. Первым его пристанищем стала квартира доцента Ришельевского лицея А.А. Бакунина, родного брата теоретика русского анархизма Михаила Бакунина.

Молодого поэта также радушно принял брат Пушкина – Лев Сергеевич , “повел к себе обедать и заставил пить шампанское”. От Левушки Пушкина Полонский узнавал подробности трагических обстоятельств жизненного пути его брата, которые в те годы не были еще широко известны. “Лев Пушкин не раз пророчил мне славу на поэтическом поприще – даже подарил мне портфель своего покойного брата”, – записал Полонский в своем дневнике в августе 1866 года.

Добрые отношения сложились у Полонского в Одессе с местным австрийским консулом Л.Л. Гутмансталем и его женой, дочерью детской писательницы А.П. Зонтаг, приходившейся племянницей В.А. Жуковскому.

С жадным любопытством всматривался писатель в пеструю сутолоку Одессы. В его стихотворении этого периода “Прогулка верхом” возникают живые зарисовки многоголосого южного города, где “все окна настежь”.

В Одессе Полонский проживал с осени 1844 по июнь 1846 г., издал здесь свой второй поэтический сборник “Стихотворения 1845 года”. Впоследствии часто приезжал в Одессу. Впечатления одесской жизни поэта легли в основу автобиографического романа “Дешевый город”. В жизни Полонского Одесса стала связующим звеном между прошлым и настоящим, между “золотым веком” русской поэзии и переходной эпохой сороковых годов. Хроника-роман в трех частях “Дешевый город” впервые опубликован в журнале “Вестник Европы” за 1879 год.

Портрет Якова Полонского
работы Ивана Крамского, 1875 г.

В 1845 году одесский генерал-губернатор М.С. Воронцов получил новое назначение – он стал наместником Кавказа, и многие чиновники, пожелавшие служить в Тифлисе, отправились вслед за Воронцовым, в их числе и Полонский. В Тифлисе он поступил на службу в канцелярию наместника и в редакцию журнала “Закавказский вестник”.

В июне 1851 года Полонский покинул Кавказ. Побывал на родине в России, погостил в Москве, переехал в Петербург, где жил на случайные журнальные заработки. В 1855 году он стал воспитателем и преподавателем в семье петербургского гражданского губернатора Н.М. Смирнова, мужа А.О. Россет. Весной 1857 года поэт уезжает с семейством Смирновых за границу в Баден-Баден. В августе этого же года Полонский расстается с семейством Смирновых и уезжает в Женеву учиться живописи, оттуда едет в Италию, затем в Париж.

В Париже поэт влюбляется в полурусскую, полуфранцуженку – дочь псаломщика православной церкви в Париже Елену Васильевну Устюжскую. Обвенчавшись в августе 1858 года, Полонские возвращаются в Петербург. За несколько часов до рождения первенца, сына Андрея, Полонский упал с дрожек и повредил ногу, что сделало его калекой до конца жизни. Страдания преследуют Полонского: в 1860 году умирает сын, а летом того же года не стало и преданной, любящей жены. Полонский посвящает памяти жены стихи: “Безумие горя”, “Когда б любовь твоя мне спутницей была...”.

Когда б любовь твоя мне спутницей была,

О, может быть, в огне твоих объятий

Я проклинать не стал бы даже зла,

Я б не слыхал ничьих проклятий! –

Но я один – один, – мне суждено внимать

Оков бряцанью – крику поколений –

Один – я не могу ни сам благословлять,

Ни услыхать благословений! –

То клики торжества… то похоронный звон, –

Всё от сомнения влечёт меня к сомненью…

Иль, братьям чуждый брат, я буду осуждён

Меж них пройти неслышной тенью!

Иль, братьям чуждый брат, без песен, без надежд

С великой скорбию моих воспоминаний,

Я буду страждущим орудием невежд

Подпоркою гнилых преданий!

В 1859-1660 гг. Полонский редактировал журнал “Русское слово”. В 1860 году поступил на службу в комитет иностранной цензуры. Жил в Петербурге, выезжая иногда за границу. Стихотворения и прозу публиковал в “Современнике” и “Отечественных записках”.

Через шесть лет после смерти жены Полонский познакомился с Жозефиной Рюльман , редкой красоты женщиной, талантливым скульптором. Она становится его женой. Полонский сделал все возможное, чтобы развить ее природный талант.

С 1860 и до 1896 года Полонский служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати, что давало ему средства для существования.


Я.П. Полонский в своем кабинете,
в квартире на углу Бассейной и Знаменской улиц в Петербурге.

Умер Яков Петрович Полонский в Петербурге 30 октября 1898 года. Похоронен на родине в Рязани.

Галина Закипная, сотрудник
Одесского литературного музея

Фото: www.liveinternet.ru, www.rznodb.ru и www.svpressa.ru

Полонский Яков Петрович (1819-1898) русский поэт

Родился в Рязани, в семье чиновника. Окончил местную гимназию и поступил в Московский университет на юридический факультет. Здесь он подружился с Фетом и Соловьёвым. Жил на те деньги, которые ему платили за уроки.

Первый поэтический сборник Полонского «Гаммы» вышел в 1844 году и был благосклонно встречен критикой и читателями. Однако из-за постоянного отсутствия денег ему пришлось искать работу. Из Москвы Полонский отправился в Одессу, а затем в Тифлис, где получил место в канцелярии наместника Грузии графа Воронцова. Пестрая экзотика Кавказа, местный колорит, живописная природа,- всё это было отражено в новом сборнике стихов поэта «Сазандар».

Полонский вынужден был поступить домашним учителем в семью А.О. Смирновой-Россет. Положение это тяготило Полонского, и, выехав со Смирновыми за границу, он расстался с ними, намереваясь заняться живописью, к которой у него были большие способности.

В конце 1858 года Полонский вернулся в Петербург, где ему удалось занять место секретаря комитета иностранной цензуры, которое гарантировало ему относительное материальное благополучие.

В 1857 женился, но скоро овдовел. Во второй раз женился на известной в то время скульпторше Жозефине Антоновне Рюльман.

С 1896 состоял членом совета главного управления по делам печати. Не примыкая к радикальным общественным движениям своего времени, Полонский относился к ним с сердечною гуманностью.

    Ну, да биография хорошая, но почему тут не написана дата его смерти и как он умер из – за чего……..ведь интересно. Например как умер Гоголь, упав всего лишь с постели и ударив голову, умонепостижимо.

Яков Петрович Полонский мог бы претендовать на то, чтобы считаться самым добрым человеком в русской литературе, наряду с В.А.Жуковским.

Один из литераторов конца XIX века на вопрос о том, зачем он ездит в гости к Полонскому, ответил: «Для нравственной дезинфекции». Личность Полонского притягивала самых разных людей.

Подобно многим истинным поэтам, Полонский выразил в стихах свой путь, свою биографию, свой внутренний мир. Отличительная особенность - его книги собраны не по темам и не по циклам, как, например, у Фета, а по годам, по периодам.

Биография Якова Полонского

Полонский родился в 1819 году в Рязани, в небогатой дворянской семье. Он учился в гимназии. В 1837 году, в год смерти Пушкина, в Рязань приезжал будущий император (тогда еще - цесаревич Александр Николаевич, наследник российского престола). Его сопровождал поэт В.А.Жуковский. Полонскому, как признанному гимназическому поэту, было поручено написать приветственное стихотворение. С этого эпизода сам Полонский и начинал отсчет своей литературной деятельности.

В 1838 году, 19-летним юношей, Яков приезжает в Москву и поступает на юридический факультет Московского университета. Сам он признавался, что хотел бы учиться на филологическом факультете, но не имел способности к языкам и поэтому выбрал юридический. Среди его университетских друзей были Аполлон Григорьев и . Тогда еще Полонский был очень застенчив и неохотно читал на публике свои стихи. Его приходилось упрашивать. Это было время больших сомнений, мучительных раздумий, увлечения немецкой классической философией.

Полонский был простодушен, он никогда не носил маски, не воображал себя иным, другим, чем он есть на самом деле. Среди московских знакомых Полонского этого периода - П.Я.Чаадаев, . Дружба с последним продлится до кончины Тургенева. Полонский напишет трогательные воспоминания о нем.

Поэзия Якова Полонского

Полонский пишет стихи и печатает их в студенческом альманахе «Подземные ключи», а также в журнале «Москвитянин». В 1844 году выходит из печати первый сборник Полонского - «Гаммы». Само название недвусмысленно указывает на ученический характер этой книжки. В нее автор включил всего два десятка стихотворений - завидная уже тогда требовательность к себе. Полонский ощущал себя в русле классической традиции. Он никогда не пытался ее опровергнуть или обновить. Вот почему на фоне Тютчева или Некрасова Полонский несколько старомоден.

Мотив дороги - один из ключевых в поэзии Полонского. Полонский чрезвычайно разнообразен ритмически. Уже в раннем его творчестве складывается жанр бытового мещанского романса (по определению Б.М.Эйхенбаума). Романс, который испытал влияние цыганского романса, в котором есть внимание к внутреннему миру героя и героини, к художественным деталям, к бытовой обстановке.

В конце 1844 года поэт уезжает в Одессу, т.к. в Москве у него почти нет шансов устроиться на службу. В Одессе он знакомится с братом Пушкина - Львом Сергеевичем и писателем В.Сологубом. В 1845 году выходит второй сборник Полонского, жестоко раскритикованный Белинским. Затем он уезжает в Закавказье, сотрудничает в газете «Закавказский вестник». В 1849 году в Тифлисе выходит сборник «Сазандар» («Певец»). Стихотворение «Затворница» из этого сборника стало острожной песней. Как и стихотворение «Цыганке» («Мой костер в тумане светит…») оно оторвалось от имени автора и ушло в фольклор.

В 1851 году Яков Петрович возвращается с Кавказа в Санкт-Петербург. В борьбе между пушкинским и гоголевским направлениями в литературе, Полонский решительно встает на сторону представителей «чистого искусства», наряду с Фетом, А.Майковым, Щербиной, А.К.Толстым. Полонский не был бойцом, что наиболее полно выразил в стихотворении «Для немногих». В 1855 году выходит один из наиболее значительных его сборников. Складывается образ поэта - пророка, избранника. Полонский печатается в «Современнике» у Некрасова, несмотря на всю сложность их личных отношений.

Полонский отчаянно нуждается, жить литературным трудом он не в состоянии. Некоторое время он даже служит гувернером у А.О.Смирновой-Россет, корреспондентки и подруги . В 1858 году он едет за границу, занимается живописью в Италии. В том же году женится. В 1860 году поэт возвращается в Россию. Умирает его маленький сын, а затем и жена.

Поэзия Полонского испытала серьезное внимание русской психологической прозы середины XIX века. Он и сам пробовал силы в прозе. Радикальная критика Полонского не жаловала. В 80-90-е гг. складывается своеобразный поэтический триумвират: Полонский - Майков - Фет. Вновь возрождается интерес к поэзии. Яков Петрович чрезвычайно внимателен к молодым писателям. Устраиваются «пятницы у Полонского». Он остается ничей, независим, стоящим «над схваткой».

  • Известно, что одним из первых писателей, чей голос был записан на фонограф, был именно Полонский. Жива ли эта запись - внятной информации по сей день нет…
  • Редкий образец гражданской лирики Полонского - стихотворение «Писатель, если только он…»

Яков Полонский -русский поэт, прозаик. Родился 6 (18) декабря 1819 в Рязани в небогатой дворянской семье. В 1838 окончил Рязанскую гимназию. Началом своей литературной деятельности Полонский считал 1837, когда представил одно из своих стихотворений цесаревичу, будущему царю Александру II, путешествовавшему по России в сопровождении своего воспитателя В.А.Жуковского.

В 1838 Полонский поступил на юридический факультет Московского университета (окончил в 1844). В студенческие годы сблизился с А.Григорьевым и А.Фетом, которые высоко оценили талант молодого поэта. Познакомился также с П.Чаадаевым, А.Хомяковым, Т.Грановским. В журнале "Отечественные записки" в 1840 было впервые опубликовано стихотворение Полонского Священный благовест торжественно звучит... Печатался в журнале "Москвитянин" и в студенческом альманахе "Подземные ключи".

В 1844 вышел первый поэтический сборник Полонского Гаммы, в котором заметно влияние М.Лермонтова. В сборнике уже встречались стихи, написанные в жанре бытового романса (Встреча, Зимний путь и др.). В этом жанре был впоследствии написан и шедевр лирики Полонского Песня цыганки ("Мой костер в тумане светит...", 1853). Литературовед Б.Эйхенбаум впоследствии называл главной чертой романсов Полонского "сочетание лирики с повествованием". Для них характерно большое количество портретных, бытовых и других подробностей, отражающих психологическое состояние лирического героя ("Пришли и стали тени ночи..." и др.).

По окончании университета Полонский переехал в Одессу, где выпустил второй поэтический сборник Стихотворения 1845 года (1845). Книга вызвала отрицательную оценку В.Г.Белинского, который увидел в авторе "ни с чем не связанный, чисто внешний талант". В Одессе Полонский стал заметной фигурой в кругу литераторов, продолжавших пушкинскую поэтическую традицию. Впечатления одесской жизни впоследствии легли в основу романа Дешевый город (1879).

В 1846 Полонский получил назначение в Тифлис, в канцелярию наместника М.Воронцова. Одновременно стал помощником редактора газеты "Закавказский вестник", в которой печатал очерки. В Тифлисе в 1849 вышел поэтический сборник Полонского Сазандар (Певец). В него вошли баллады и поэмы, а также стихи в духе "натуральной школы" - т.е. изобилующие бытовыми сценами (Прогулка по Тифлису) или написанные в духе национального фольклора (Грузинская песня).

В 1851 Полонский переехал в Петербург. В дневнике 1856 записал: "Не знаю, отчего я чувствую невольно отвращение от всякого политического стихотворения; мне кажется, что в самом искреннем политическом стихотворении столько же лжи и неправды, сколько в самой политике". Вскоре Полонский определенно заявил о своем творческом кредо: "Мне не дал Бог бича сатиры... / И для немногих я поэт" (Для немногих, 1860). Современники видели в нем "скромного, но честного деятеля пушкинского направления" (А.Дружинин) и отмечали, что "он никогда не рисуется и не играет никакой роли, а всегда является таким, каков он есть" (Е.Штакеншнейдер).

В Петербурге Полонский издал два поэтических сборника (1856 и 1859), а также первый сборник прозы Рассказы (1859), в которых Н.Добролюбов заметил "чуткую восприимчивость поэта к жизни природы и внутреннее слияние явлений действительности с образами его фантазии и с порывами его сердца". Д.Писарев, напротив, считал подобные черты проявлениями "узенького психического мира" и относил Полонского к числу "микроскопических поэтиков".

В 1857 Полонский уехал в Италию, где изучал живопись. В Петербург вернулся в 1860. Пережил личную трагедию - смерть сына и жены, отразившуюся в стихах Чайка (1860), Безумие горя (1860) и др. В 1860-е годы написал романы Признания Сергея Чалыгина (1867) и Женитьба Атуева (1869), в которых заметно влияние И.Тургенева. Полонский печатался в журналах разного направления, объясняя это в одном из своих писем А.Чехову: "Я всю жизнь был ничей".

В 1858-1860 Полонский редактировал журнал "Русское слово", в 1860-1896 служил в Комитете иностранной цензуры. Вообще же 1860-1870-е годы были отмечены для поэта читательским невниманием и житейской неустроенностью. Интерес к поэзии Полонского вновь возник в 1880-е годы, когда вместе с А.Фетом и А.Майковым он входил в "поэтический триумвират", пользовавшийся уважением читающей публики. Полонский вновь стал знаковой фигурой в литературной жизни Петербурга, на "пятницах Полонского" собирались выдающиеся современники. Поэт дружил с Чеховым, внимательно следил за творчеством К.Фофанова и С.Надсона. В стихах Сумасшедший (1859), Двойник (1862) и др. предсказал некоторые мотивы поэзии 20 в.

В 1890 Полонский писал А.Фету: "По моим стихам можно проследить всю жизнь мою". В соответствии с этим принципом отражения внутренней биографии он построил свое итоговое Полное собрание сочинений в 5 тт., вышедшее в 1896.

Полонский Яков Петрович (1819 - 1898), поэт. Родился 6 декабря (18 н.с.) в Рязани в небогатой дворянской семье. Учился в Рязанской гимназии, по окончании которой поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы начинает писать и публиковать свои стихи в

"Отечественных записках" (1840), "Москвитянине" и в студенческом альманахе "Подземные ключи" (1842). Дружит с А.Григорьевым, А.Фетом, П.Чаадаевым, Т.Грановским, И.Тургеневым.

В 1844 выходит первый сборник стихов Полонского "Гаммы", обративший на себя внимание критиков и читателей.

После окончания университета жил в Одессе. Там им был опубликован второй сборник "Стихотворения 1845 года".

В 1846 Полонский переезжает в Тифлис, поступает на службу в канцелярию и одновременно работает помощником редактора газеты "Закавказский вестник". Находясь в Грузии, Полонский обращается к прозе (статьи и очерки по этнографии), публикуя их в газете.

Грузия вдохновила его на создание в 1849 книги стихов "Сазандар" (Певец), в 1852 - исторической пьесы "Дареджана Имеретинская".

С 1851 Полонский жил в Петербурге, время от времени выезжая за границу. Сборники стихов поэта (1855 и 1859) были доброжелательно встречены разными критиками.

В 1859 - 60 был одним из редакторов журнала "Русское слово".

В общественно-литературной борьбе 1860-х Полонский не принимал участия на стороне какого-нибудь из лагерей. Он защищал поэзию "любви", противопоставляя ее поэзии "ненависти" ("Для немногих", 1860; "Поэту-гражданину", 1864), хотя и признавал невозможность любви "без боли" и жизни вне проблем современности ("Одному из усталых", 1863). В эти годы его поэзия подвергалась резкой критике со стороны радикальных демократов. И.Тургенев и Н.Страхов защищали от нападок самобытный талант Полонского, подчеркивая его "поклонение всему прекрасному и высокому, служение истине, добру и красоте, любовь к свободе и ненависть к насилию".

В 1880 - 90 Полонский был очень популярным поэтом. В эти годы он вернулся к темам своей ранней лирики. Вокруг него объединяются самые разные писатели, художники, ученые. Он очень внимателен к развитию творчества Надсона и Фофанова.

В 1881 выходит сборник "На закате", в 1890 - "Вечерний звон", проникнутый мотивами печали и смерти, размышлениями о мимолетности человеческого счастья.

С 1860 и до 1896 Полонский служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати, что давало ему средства для существования.

Полонский Яков Петрович (06.12.1820) - один из главных русских поэтов послепушкинской эпохи, родился.в Рязани, сын чиновника; учился в местной гимназии, потом в московском университете., где его товарищами были Фет и С. М. Соловьев. По окончании курса П.; в качестве домашнего учителя, провел несколько лет на Кавказе (1846 - 52), где был помощником ред. "Закавказ Вестн." и за границею. В 1857 г. женился, но скоро овдовел; во второй раз 1866 г. женился на Жозефине Антоновне Рюльман (скульптор любительница, известная, между прочим, бюстом Тургенева, поставленным в Одессе). По возвращении в Россию он долго служил цензором в комитете иностранной цензуры; с 1896 г. состоит членом совета главного управления по делам печати. - В совокупности стихотворений П. нет той полной гармонии между вдохновением и размышлением и того убеждения в живой действительности и превосходстве поэтической истины сравнительно с мертвящею рефлексиею, какими отличаются напр. Гёте, Пушкин, Тютчев. П. был очень впечатлителен и к тем движениям новейшей мысли, которые имели антипоэтический характер: во многих его стихотворениях преобладает прозаичность и рассудочность; но там, где он отдается чистому вдохновению, мы находим у него образцы сильной и своеобразной поэзии. Типичные стихотворения П. имеют ту отличительную черту, что самый процесс вдохновения - переход или порыв из обычной материальной и житейской среды в область поэтической истины - остается ощутительным. Обыкновенно в поэтических произведениях дается готовый результат вдохновения, а не самый подъем его, остающийся скрытым, тогда как у П. он чувствуется иногда в самом звуке его стихов, напр. То не ветер - вздох Авроры Всколыхнул морской туман... В одном из первых по времени стихотворений П. как будто заранее очерчены область и характер его поэзии: Уже над ельником из-за вершин колючих Сияло золото вечерних облаков, Когда я рвал веслом густую сеть плавучих Болотных трав и водяных цветов От праздной клеветы и злобы черни светской В тот вечер наконец мы были далеко И смело ты могла с доверчивостью детской Себя высказывать свободно и легко. И голос твой пророческий был сладок, Так много в нем дрожало тайных слез, И мне пленительным казался беспорядок Одежды траурной и светло-русых кос. Но грудь моя тоской невольною сжималась, Я в глубину глядел, где тысячи корней Болотных трав невидимо сплеталось Подобно тысяче живых зеленых змей. И мир иной мелькал передо мною, Не тот прекрасный мир, в котором ты жила... И жизнь казалась мне суровой глубиною С поверхностью, которая светла. "Пленительным беспорядком" отличаются произведения П.; есть в них и "траур" по миpcкому злу и горю, но голова его музы сияет отражением небесного света; в ее голосе смешиваются тайные слезы переживаемого горя с пророческою сладостью лучших надежд; чувствительная - быть может, даже слишком - к суете и злобе житейской, она стремится уйти от них "за колючие вершины земли" "в золотые облака" и там "высказывается свободно и легко, с доверчивостью детской". Исходя из противоположности между тем прекрасным и светлым миром, где живет его муза, и тою "суровою глубиною" действительной жизни, где сплетаются болотные растения зла своими, написан. в 1856 г.). Надежды на спасение "родного корабля" поэт не отделяет от веры в общее всемирное благо. Широкий дух все человечности, исключающий национальную вражду, свойствен более или менее всем истинным поэтам; из русских он всех решительнее и сознательнее выражается, после А. Толстого, у П., особенно в двух стихотворениях, посвященных Шиллеру (1859 г.) и Шекспиру (1864 г.). Не примыкая к радикальным общественным движениям своего времени, П. относился к ним с сердечною гуманностью, особенно к жертвам искреннего увлечения (напр. стих. "Что она мне - не сестра, не любовница"). Вообще, храня лучшие заветы Пушкина, П. "пробуждал лирой добрые чувства" и "милость к падшим призывал". - В ранние годы надежды поэта на лучшую будущность для человечества были связаны с его юношескою безотчетною верой во всемогущество. науки: Царство науки не знает предела, Всюду следы ее вечных побед - Разума слово и дело, Сила и свет. Миру как новое солнце сияет Светоч науки, и только при нем Муза чело украшает Свежим венком. Но скоро поэт отказался от культа науки, познающей то, что бывает, а не творящей то, что должно быть; его муза внушила ему, что мир с могущественной ложью и с бессильною любовью" может быть перерожден лишь "иною, вдохновляющею силой" - силой нравственного труда, при вере "в Божий суд, или в Мессию": С той поры, мужая сердцем, Постигать я стал, о Муза, Что с тобой без этой веры Нет законного союза. Вместе с тем П. решительнее прежнего высказывает убеждение, что настоящий источник поэзии есть объективная красота, в которой "сияет Бог" (стих. "Царь Девица"). Лучшие и наиболее типичные из небольших стихотворений П. ("Зимний путь", "Качка в бурю", "Колокольчик". "Возвращение с Кавказа", "Пришли и стали тени ночи", "Мой костер в тумане светит", "Ночью в колыбель младенца" и др.) отличаются не столько идейным содержанием, сколько силою непосредственного задушевного лиризма. Индивидуальную особенность этого лиризма нельзя определить в понятиях; можно указать только некоторые общие признаки, каковы (кроме упомянутого в начале) соединение изящных образов и звуков с самыми реальными представлениями, затем смелая простота выражений, наконец - передача полусонных, сумеречных, слегка бредовых ощущений. В более крупных, произведениях П. (за исключением безупречного во всех отношениях "Кузнечика музыканта) очень слаба архитектура: некоторые из его поэм не достроены, другие загромождены пристройками и надстройками. Пластичности также сравнительно мало в его произведениях. За то в сильной степени обладают они свойствами музыкальности и живописности, последнею - особенно в картинах кавказской жизни (прошлой и настоящей), которые у П. гораздо ярче и живее, чем у Пушкина и Лермонтова. Помимо исторических и описательных картин, и собственно лирические стихотворения, вдохновленные Кавказом, насыщены у П. настоящими местными красками (напр. "После праздника"). Благородные, но безымянные черкесы старинного романтизма бледнеют перед менее благородными, но за то живыми туземцами у П., в роде татарина Агбара или героического разбойника Тамур Гассана. Восточные женщины у Пушкина и Лермонтова бесцветны и говорят мертвым литературным языком; у П. их речи дышат живою художественною правдой: Он у каменной башни стоял под стеной, И я помню: на нем был кафтан дорогой, И мелькала под красным сукном Голубая рубашка на. нем... Золотая граната растет под стеной; Всех плодов не достать никакою рукой; Всех красивых мужчин для чего Стала б я привораживать!... Разлучили, сгубили нас горы, холмы Эриванские! Вечно холодной зимы Вечным снегом покрыты они!... Обо мне В той стране, милый мой, не забудешь ли ты? Хотя к кавказской жизни относится и личное признание поэта: "Ты, с которой так много страдания терпеливой я прожил душой" и т. д" но, как итог молодости, он вынес бодрое и ясное чувство духовной свободы: Душу к битвам житейским готовую Я за снежный несу перевал... Все, что было обманом, изменою, Что лежало на мне словно цепь, - Все исчезло из памяти - с пеною Горных рек, выбегающих в степь. Это чувство задушевного примирения, отнимающего у "житейских битв" их острый и мрачный характер, осталось у П. на всю жизнь и составляет преобладающий тон его поэзии. Очень чувствительный к отрицательной стороне жизни, он не сделался, однако, пессимистом. В самые тяжелые минуты личной и общей скорби для него не закрывались "щели из мрака к свету", я хотя через них иногда виделось так мало, мало лучей любви над бездной зла", но эти лучи никогда для него не погасали и, отнимая злобность у его сатиры, позволили ему создать оригинальнейшее его произведение: "Кузнечик музыкант". Чтобы ярче представить сущность жизни, поэты иногда продолжают ее линии в ту или в другую сторону. Так, Данте вымотал все человеческое зло в девяти грандиозных кругах своего ада; П., наоборот, стянул и сжал обычное содержание человеческого существования в тесный мирок насекомых. Данте пришлось над мраком своего ада воздвигнуть еще два огромные миpa - очищающего огня и торжествующего света; П. мог вместить очищающий и просветляющий моменты в тот же уголок поля и парка. Пустое существование, в котором все действительное мелко, а все высокое есть иллюзия, - мир человекообразных насекомых или насекомообразных людей - преобразуется и просветляется силою чистой любви и бескорыстной скорби. Этот смысл сосредоточен в заключительной сцене (похороны бабочки), производящей, не смотря на микроскопическую канву всего рассказа, то очищающее душу впечатление, которое Аристотель считал назначением трагедии. К лучшим произведениям П. относится "Кассандра" (за исключением двух лишних пояснительных строф - IV и V, ослабляющих впечатление). В больших поэмах П. из современной жизни (человечьей и собачьей), вообще говоря, внутреннее значение не соответствует объему, Отдельные места и здесь превосходны, напр. описание южной ночи(в поэме "Мими"), в особенности звуковое впечатление моря: И на отмели песчаны Точно сыплет жемчугами Перекатными; и мнится, Кто-то ходит и боится Разрыдаться, только точит Слезы, в чью-то дверь стучится, То шурша, назад волочит По песку свой шлейф, то снова Возвращается туда же... В позднейших произведениях П. явственно звучит религиозный мотив, если не как положительная уверенность, то как стремление и готовность к вере: "Блажен, кому дано два слуха - кто и церковный слышит звон, и слышит вещий голос Духа". Последнее собрание стихотворений П. достойно заканчивается правдивым поэтическим рассказом: "Мечтатель", смысл которого в том; что поэтическая мечта рано умершего героя оказывается чем то очень реальным. Независимо от стремления к положительной религии, П. в своих последних произведениях заглядывает в самые коренные вопросы бытия. Так, его поэтическому сознанию становится ясною тайна времени - та истина, что время не есть создание нового по существу содержания, а только перестановка в разные положения одного и того же существенного смысла жизни, который сам по себе есть вечность (стих.

Яков Петрович Полонский (6 (18) декабря 1819, Рязань - 18 (30) октября 1898, Санкт-Петербург) - русский поэт и прозаик.

Родился в семье бедного чиновника. Окончив гимназию в Рязани (1838), поступил на юридический факультет Московского университета. Сблизился с А. А. Григорьевым и А. А. Фетом, познакомился также с П. Я. Чаадаевым, А. С. Хомяковым, Т. Н. Грановским.

Писатель, если только он
Есть нерв великого народа,
Не может быть не поражён,
Когда поражена свобода.
«В альбом К. Ш…» (1864)

Полонский Яков Петрович

В журнале «Отечественные записки» в 1840 опубликовал первое стихотворение. Участвовал в студенческом альманахе «Подземные ключи».

По окончании университета (1844) жил в Одессе, затем получил назначение в Тифлис (1846), где служил до 1851. С 1851 жил в Санкт-Петербурге, редактировал журнал «Русское слово» (1859–1860). Служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати (1860–1896).

Умер в Санкт-Петербурге, похоронен в Рязани.

Пока у нас довольно хлеба
И есть еще кувшин вина,
Не раздражай слезами Неба
И знай, тоска твоя грешна.
«Старый сазандар»

Полонский Яков Петрович

Литературное наследие Полонского очень велико и неравноценно, включает в себя несколько сборников стихотворений, многочисленные поэмы, романы, рассказы.

Первый поэтический сборник - «Гаммы» (1844). Выпущенный в Одессе второй сборник «Стихотворения 1845 года» вызвал отрицательную оценку В. Г. Белинского. В сборнике «Сазандар» (1849) воссоздал дух и быт народов Кавказа.

Небольшая часть стихов Полонского относится к так называемой гражданской лирике («Признаться сказать, я забыл, господа», «Миазм» и другие). Стихотворение «Узница» (1878) он посвятил Вере Засулич. На склоне жизни обращался к темам старости, смерти (сборник «Вечерний звон», 1890).

Среди поэм Полонского наиболее значительна поэма-сказка «Кузнечик-музыкант» (1859).

Писал также в прозе. Первый сборник прозы «Рассказы» вышел отдельным изданием в 1859 году. В романах «Признания Сергея Чалыгина» (1867) и «Женитьба Атуева» (1869) следовал И. С. Тургеневу. В основу романа «Дешёвый город» (1879) легли впечатления одесской жизни.

Многие стихи Полонского положены на музыку А. С. Даргомыжским, П. И. Чайковским, С. В. Рахманиновым, С. И. Танеевым, А. Г. Рубинштейном, М. М. Ивановым и стали популярными романсами и песнями. «Песня цыганки» («Мой костёр в тумане светит»), написанная в 1853 году, стала народной песней.

Полонский был одним из любимых поэтов Александра Блока.

С 1860 году и до конца жизни на квартире поэта по пятницам собирались учёные, деятели культуры и искусства на встречах, получивших название «Пятницы» Я. П. Полонского.

Консерватор и православный, в конце жизни Я. П. Полонский выступал против критики церкви и государства со стороны Льва Толстого. В 1895 по поводу вышедшего за границей сочинения Толстого «Царство божие внутри вас» Полонский напечатал в «Русском обозрении» (№ 4–6) полемическую статью «Заметки по поводу одного заграничного издания и новых идей графа Л. Н. Толстого».

Поверь, не нужно быть в Париже,
Чтоб к истине быть сердцем ближе,
И для того, чтоб созидать,
Не нужно в Риме кочевать.
Следы прекрасного художник
Повсюду видит и - творит,
И фимиам его горит
Везде, где ставит он треножник,
И где Творец с ним говорит.
«А. Н. Майкову»

Полонский Яков Петрович

После появления статьи Толстого «Что такое искусство?» Полонский также написал резкую статью. Это вызвало со стороны Л. Н. Толстого письмо с предложением о примирении: Толстому стало известно доброжелательное отношение Полонского к гонимым духоборам.

Полонский писал письма в защиту духоборов Победоносцеву, а также собирался писать воспоминания о них.

Адреса в Санкт-Петербурге
* 1888–1892 годы - доходный дом Н. И. Яфа - набережная реки Фонтанки, 24.

Яков Петрович Полонский - фото



Похожие статьи