Аркадий давидович шалит. Литературная и сценическая деятельность

Арка́дий Давидо́вич (имя при рождении Адольф Филиппович Фрейдберг; род. 12 июня 1930, Воронеж) - писатель, афорист, автор более 60000 изданных афоризмов.

Аркадий Давидович родился в семье врачей: отец - Филипп Абрамович - венеролог, мать - Раиса Соломоновна - детский врач, так что, по признанию самого афориста, он «сначала лечился у мамы, а потом - у папы». Семья Давидовича появилась в Воронеже в 1916 году вместе с первым университетом, студентами которого были его родители: деды Давидовича, имевшие в Тарту своё дело, мечтали об освоении новых рынков для своих афоризмов.

С 1938 по 1941 гг. учился в 17-й школе г. Воронежа, ныне «математическая» гимназия имени Н. Г. Басова. Во время войны семья была эвакуирована в Ташкент. После мобилизации Раисы Соломоновны в 1944 году сын вместе с матерью находился при военном госпитале. В 1946 году семья вернулась в Воронеж.

В 1948 году поступил и в 1953 году окончил Воронежский сельскохозяйственный институт, работал механиком в совхозе в Рязанской области, завучем в школе механизаторов.

В 1954 году вернулся в Воронеж, где в 1976 году вместе с художницей Валентиной Золотых основал уникальный музей афористики.

В 2010 году в сборнике «Конец света закончится хорошо» был «признан непризнанным гением», а к лету 2012 года круг людей, признающих Аркадия за гения афористики, расширился до фан-клуба. 15 октября 2012 года клуб Давидовича, при интеллектуальной и материальной поддержке и под эгидой Фонда Хованского, начал-таки новый образовательно-просветительский проект «Афоризм как слово с Большой буквы», содержание которого состоит в обучении посредством авторских афоризмов. 21 марта 2013 года проект получил своё развитие на базе Воронежского филиала Московского гуманитарно-экономического института.

В настоящее время музей Давидовича является уникальным и единственным из известных музеев кратко выраженной мысли. Оформлением музея занималась художница Валентина Золотых; её картины и афоризмы Давидовича, написанные её рукой, представляют экспозиционный фонд музея.

Музей расположен в старой части г. Воронежа, по соседству с резиденцией воронежского митрополита Сергия.

    Одни выбились в люди, другие - остались людьми.

    Легче всего сбиться с пути, указывая путь всему миру.

    Когда с женщины не сводят глаз, она хорошеет на глазах

    Наука делает нас богами; искусство - людьми.

    Здоровый человек не замечает своих болезней.

    Красивой женщине прощают не только глупость, но даже ум.

    Кто не может сам отомстить, перепоручает это Богу.

    Самоубийство - это попытка через смерть изменить свою жизнь.

    Свобода, равенство, братство - это лебедь, рак и щука.

Бодрости и активности Аркадия Филипповича можно только позавидовать. Несмотря на некоторую степень позёрства и мании величия, писатель, действительно, заслуживает лавров и памятника при жизни. Именно он - автор таких талантливых и емких изречений, как «Расстрелянный сын за расстрелянного отца не отвечает», «Любовь - это физическая близость душ», «Все люди братья. Например, Авель и Каин».

С писателем мы встретились в его жилище, которое он сам назвал «Дом-музей афористики Аркадия Давидовича», и поговорили об имидже городского сумасшедшего, «бутылочном спорте» и секрете 2000-летней молодости.

«Чем холоднее, тем лучше для афоризмов»

Дом-музей афористики - небольшая каморка в старом доме на улице Сакко и Ванцетти, общей площадью 13,5 кв. метров. Стены и потолок тесного коридорчика, в котором царит хаос и запустение, исписаны изречениями Давидовича. Вместо помпезной люстры на потолке висят бутылки, в углу беспорядочно выросла пирамида из одежды и обуви, которую работнику творческой индустрии некуда складывать. На посетителей «музея» повсюду пристально смотрят персонажи картин художницы Валентины Золотых - Высоцкий, император Николай II, Путин, добродушный Медведев, молодой депутат Сергей Чижов и беззубая деревенская бабка.

Во второй половине квартиры живет соседка писателя, которая сейчас скрывается от кредиторов. В квартире гуляют сквозняки, здесь стоит поистине уличная температура, которая писателя нисколько не смущает. Мёрзнут даже животные: собака, которая спит на соседском диване, сама накрывается пледом. В шкафу греется кошка с котенком. Причина холода - разбитые окна в каморке писателя. Прорехи он закрыл картонкой и газетной бумагой. «Чем холоднее, тем лучше для афоризмов», - уверен Давидович.

По сути, Ежи Лец - мой отец, которого я усыновил, - признается писатель. - Так, с 1966 года я стал фактически чемпионом мира по афоризмам. А из этих нескольких квадратных метров, которые изменили мир, вышла вся современная афористика.

Аркадий Давидович родился 12 июня 1930 года в Воронеже, на улице Ф.Энгельса. Родители будущего писателя были уважаемыми врачами: отец, Филипп Абрамович, - венерологом, мать, Раиса Соломоновна, - педиатром.

У отца лечились знаменитые люди - страшно сказать, кто: Ягода, Ежов и особенно Берия. Они специально сюда приезжали лечить «дары Венеры», - рассказывает Аркадий Давидович. - Моя родная сестра Фаина, которая была моложе меня на девять лет, пошла по стопам родителей и окончила мединститут.

Родители маленького Аркаши, как и все интеллигенты, хотели, чтобы он вырос великим пианистом. Мальчика заставили учиться в музыкальной школе, но он настолько противился этому, что занятия музыкой пришлось бросить. Когда в 1941 году Аркадий Давидович закончил третий класс, началась война. Семья эвакуировалась сначала в Саратовскую область, потом под Ташкент, а оттуда - в Тамбов, где Раиса Соломоновна работала в военном госпитале. Победу семья Давидовичей встретила в украинском городе Новоград-Волынском.

Когда в 1945 году мы вернулись в Воронеж, оказалось, что наша квартира уже была занята, и с 1945 по 1953 годы мы скитались по частным квартирам, - вспоминает писатель. - Потом все же партия выделила нам на троих (сестра к тому моменту вышла замуж) вот эту комнату - 13,5 кв. метров.

Вопреки ожиданиям родителей, которые, поняв, что музыканта из Аркаши не получится, надеялись, что их сын поступит в мединститут, молодой Аркадий Давидович в 1948 году поступил в сельскохозяйственный институт, на факультет механизации социалистического сельского хозяйства.

Мало того, что я его закончил - я умудрился полтора года проработать в деревне в Рязанской области. Сначала - главным механиком, потом преподавателем и завучем школы механизации. В 1956 году школа механизации появилась и в Воронеже, в Отрожке, где я работал преподавателем. Мои выпускники поднимали целину. Периодически к нам приезжал Никита Хрущёв. Однажды я в шутку посоветовал ему сажать кукурузу не только в центральной полосе, но и на севере, в Сибири. Но он не понял юмора и воспринял мой совет всерьез. После этого поля повсеместно стали засеивать кукурузой. Так я его подставил. Кстати, когда в 1957 году мои трактористы вернулись с целины, выяснилось, что они были лучшими. Зерна было так много, что оно не помещалось в амбары.

Вскоре после этого школа механизации развалилась. Аркадий Давидович устроился на самую низкооплачиваемую работу - слесарем в «Горгаз», где проработал 14 лет.

Я ходил по центру города, открывал люки, смотрел, не идет ли газ. Эта работа для меня была счастьем. Я успевал писать афоризмы, - вспоминает писатель. - Нам платили 70 рублей в месяц. Из всей моей бригады я был единственным непьющим человеком. Моя трасса проходила по проспекту Революции, который стал моей творческой мастерской. Через год меня перевели в мастера. Когда сменилось руководство, меня выжили, как инородное тело. С 1976 года я стал профессиональным тунеядцем. Но писал я каждый день - у меня не было выходных. Когда нужно было пойти в магазин, я намеренно делал вид, что опаздываю на работу. Иногда помогал своему другу, писателю-фельетонисту Владимиру Котенко, выполняя роль литературного «негра».

На что жил писатель? Был внештатным корреспондентом журнала «Крокодил» и одновременно занимался «коммерческим спортом» - собирал бутылки. В конце 1980-х на одну бутылку, к примеру, можно было купить буханку хлеба. Собирать бутылки в центре города Давидович не мог - прохожие могли догадаться, что он тунеядец. Зато все окрестности Воронежа, вплоть до Дубовки, принадлежали ему.

Я создал тайники - «схроны», - вспоминает писатель. - Собирал в них бутылки, а вечером, в сумерках, переносил все в сарай. Я был первым коммерсантом, бутылочным королём. Бутылки были моим капиталом, на который жил не только я, но и Валентина Золотых. Я был ее Мастером, а она - Маргаритой. Питались мы в «бухенвальде» - студенческой столовой мединститута.

Сейчас художница Валентина Золотых вместе с дочерью Аней живет в Москве. Долгое время Давидович был ее музой (в «музее афористики» можно увидеть сразу несколько картин молодого полуобнаженного писателя, едва прикрытого чем-то красным). Сам же писатель продолжает быть ее арт-менеджером и меценатом. До недавнего времени за каждую написанную картину «непризнанный гений» платил художнице по 3 тысячи рублей. Кстати, ей же он завещал все свое имущество.

«Стать сумасшедшим меня заставила сама жизнь»

Аркадий Филиппович, а свой первый афоризм Вы помните?

Простите, а в молодости вы были ловеласом?

Ловелас - это не то слово. Я нес культуру в массы. Девушки с периферии ко мне тянулись, и я знакомил их со своими афоризмами. После этого они сделали большую карьеру. Например, сестра моего друга, Татьяна, была воспитана на моих афоризмах. Благодаря этому, она вышла замуж за режиссера Никиту Михалкова. В молодости у нас была одна компания. Мои друзья были едва ли не единственными в Воронеже стилягами. Друзья носили узкие брюки, а я - широкие. Я специально одевался проще, размышлял так: пусть полюбят меня, а не мою одежду. Мы первые в Воронеже начали танцевать «буги-вуги» и рок-н-ролл. Собирались мы в ДК Карла Маркса.

Вы тоже танцевали?

Я не только танцевал - я имел на это право, потому что я вступил в инициативную группу комсомольцев, которые боролись со стилягами. Тех, кто ходил в ДК Карла Маркса, как правило, избивали. А я танцевал в центре, но меня не трогали: я объяснял дружинникам, что пытаюсь проникнуть во враждебный лагерь и взорвать его изнутри. Кстати, я многих спас от избиения.

Получаете ли вы пенсию? На что существуете?

Я сейчас неплохо живу - получаю повышенную пенсию. В общем-то, я довольно богатый человек. Издаю за свой счет книги. Кормлюсь на фуршетах и вернисажах. Так что мне даже тратиться не надо.

Сейчас у вас есть родственники?

У меня единственный племянник, сын сестры, которая умерла. Он живет в Германии. Он шахматист международного класса. Каждый раз в день моего рождения он присылает мне деньги.

Аркадий Филиппович, вы не жалеете, что у вас не было семьи и детей?

Ну, было бы хорошо иметь и семью, и детей, но при моем образе жизни это было невозможно. Тогда бы я не был чемпионом мира по афоризмам. Совмещать творчество и семью у меня не хватило бы сил.

А пожертвовать чемпионством ради семьи никогда не хотелось?

Для меня творчество было главным. Я посвятил ему всю свою жизнь. Были женщины, которые хотели выйти за меня замуж, но, как говорится, искусство требует жертв.

Значит, женщин своих обижали…

Обижал, но в то же время спасал их от нищеты. А потом у меня было крепкое звание городского сумасшедшего.

А это звание вы сами себе придумали или кто-то когда-то вас обозвал?

Это был мой образ жизни. Дело в том, что зимой я ходил в парусиновых туфлях, и все удивлялись, как я не мерзну. Другой обуви у меня не было. Сейчас я живу более-менее нормально. Правда, моих книг в магазинах никто не покупает.

Многих диссидентов в советское время сажали в сумасшедший дом. Вас не пытались?

Однажды мне прислали какую-то открытку, в которой меня просили посетить комнату такую-то. Когда я пришел по указанному адресу, то увидел, что это кабинет психиатра. Я в ужасе бежал оттуда. Потом я все-таки пошел. Там меня «прощупывали»: выясняли, собираюсь ли я ехать в Израиль. Но скажу честно: меня принудительно никуда не сажали, не клали, и все это потому, что у меня была прочная репутация городского сумасшедшего.

То есть вы специально создали себе такой имидж?

Не специально - сама жизнь сделала меня таким.

Это своего рода мимикрия?

Это и мимикрия, и моя натура. Мой юмор - парадоксальный, поэтому его часто не понимают.

«Я хотел бы быть моложе на 2000 лет»

К своему реальному возрасту Аркадий Давидович обычно прибавляет 2000 лет. Поэтому все, кто задает Давидовичу вопрос: «Сколько Вам лет?», получают ответ: «Мне 2084 года». В рассказы о своей жизни он ловко вплетает эпизоды из жизни великих людей. В заключение добавляет: все ключевые моменты истории человечества не обошлись без гениального Давидовича. Особенно эксцентричный писатель любит рассказывать о том, как он спас СССР и США от третьей мировой войны. По версии «непризнанного гения», за советом к нему американский президент Джон Кэннеди послал актрису Мэрилин Монро, которая грязно им воспользовалась:

Однажды ко мне ночью в окно влезла женщина. Прежде чем я успел проснуться и прийти в себя, она меня изнасиловала. Это была известная кинозвезда. Она сказала, что любит меня. И спросила: как решить Карибский кризис? Я посоветовал Кэннэди свернуть ракеты. И только хотел ее поцеловать, как она заторопилась и исчезла.

Вам 84 года. А вы насколько себя ощущаете?

Вы не поверите. Недавно я помылся, причесался, пошел в кино на вечерний сеанс, но меня не пустили - фильм был с пометкой «18+». С годами я молодею.

Что для вас старость? Вы об этом думаете?

Человек не может не думать о старости. Одни мои ровесники уже в том мире, другие сходят с ума, а третьи стали двойными маразматиками - тут и возраст, и влияние круглосуточного просмотра телевизора. У меня был друг, великий демократ, которого на протяжении 10 лет пытались «перевоспитать» сотрудники КГБ. А сейчас он сидит перед телевизором. Когда я с ним разговариваю, он изрекает мне телевизионные «истины» века. Когда я с ним в чем-то не согласился, он посмотрел на меня, как на врага народа. Телевизор сделал то, что не смогли наши славные органы. Кстати, это случилось не только с моим другом, но вообще с нашим обществом.

Есть ли у вас афоризм на тему старости?

Старость - это те же песочные часы, только песок сыпется наружу.

А что такое смерть?

У меня столько о ней написано…«Смерть приравнивает могильные холмики, мавзолей и пирамиды». Больше помню афоризмы на тему жизни: «Жизнь - это вечность чудного мгновения».

Вы стараетесь не думать о смерти?

Как-то раз я проснулся ночью оттого, что у меня стучало в затылке. Оказалось, что у меня поднялось давление - свыше 200. У меня началась паника. После этого я стал меньше работать, больше гулять, стал принимать аспирин, а главное - перестал измерять давление. Кроме того, я перебрался жить в мастерскую Валентины Золотых, где температура воздуха - 12-13 градусов. После этого все пришло в норму.

Чего Вы больше всего боитесь в жизни? Что вас страшит?

Одиночество. Я знаю, что, если я заболею и не смогу двигаться, рядом со мной не будет человека, который мне поможет. Я это принимаю как должное. Нанять человека, который будет за тобой ухаживать, - не хватит пенсии. Несколько лет назад я сломал ногу. Когда вернулся домой из больницы на костылях, некому было принести хлеба. Однажды дал одному соседу деньги, а он принес пол-литра водки. Но я не удивляюсь - такое сейчас повсеместно. Например, дочка одного моего товарища отправила отца в сумасшедший дом. Мы с друзьями его вытащили. Но после этого его дважды избивали.

Аркадий Филиппович, если в Воронеже Вам когда-нибудь поставят памятник, то каким бы вы хотели его видеть?

Я заработал на памятник в полный рост. Мне хотелось бы, чтобы мой памятник был похож на меня - такого, какой я сейчас - в тельняшке, со значками-орденами. Или чтобы это был Давидович в футболке с моим афоризмом. А еще лучше, если памятник будет исписан моими афоризмами. Но, увы, я бессмертный - мне уже 2084 года.

В чем секрет вашего долголетия?

Я много хожу пешком. Летом пешком отправляюсь на речку и купаюсь там. Почему я так молодо выгляжу? Когда ты пишешь афоризмы, у тебя работает мозг. Ты делаешь мыслительные упражнения. Поэтому склероз у меня - в зачаточной стадии. Если бы я не писал афоризмы, я был бы уже в том мире. Что такое пенсионер? Это человек, который убивает время. А мне его не хватает.


Родился в 1930 году в Воронеже. В годы войны жил с родителями в Ташкенте – их семья была туда эвакуирована. После Великой Отечественной Аркадий вернулся в Воронеж, где и живет по сей день.

Окончил в свое время сельскохозяйственный институт по специальности инженер-механик. После окончания учебы работал в Рязанской области механиком в совхозе, потом – завучем в школе механизаторов. Вернувшись в родной город, работал сначала слесарем, а потом мастером в «Горгазе». Затем, по его собственным словам, стал «профессиональным тунеядцем», то есть начал писать. За это дело находился под угрозой ссылки куда-нибудь к черту на рога. Но Бог миловал. Давидович до сих пор пишет. И публикуется. И читается. И будет писать и читаться.

После «революции 1990 года» высылки Давидович бояться перестал, да к тому же еще и вышел на пенсию по возрасту. Несколько раз (5, не меньше), пытался вступить в Союз писателей, но принят туда не был. Хотя это не помешало ездить от этого Союза с выступлениями по Воронежской области. Со своим другом и соавтором Владимиром Котенко Аркадий Давидович несколько лет сотрудничал как внештатный автор с журналом «Крокодил». В соавторстве с Котенко в «Правде» была опубликованы пара фельетонов. А в «Крокодиле» в рубрике «Улыбки разных широт» частенько появлялись его афоризмы под псевдонимами Юлий Цезарь, Эрнест Хемингуэй, Оноре де Бальзак и пр. Но чаще всего – просто: «А.Давид, французский писатель». Поклонники творчества Давидовича заявляют, что тот оказал некоторое влияние на афористику не только в России, но и в Польше и Чехословакии…

В 1977 году, при помощи своей подруги – воронежской художницы Валентины Золотых – Аркадий превратил свою небольшую комнатку в коммуналке в «Музей афористики», можно сказать, единственный в мире: Валентина разрисовала стены и украсила их подписями, в качестве которых использовались афоризмы Давидовича.

Первая отдельная книга Аркадия Давидовича «Конец света окончится хорошо» вышла в Москве (изд. ЭКСМО, ред. К.Душенко) тиражом 2000 экземпляров. Потом последовали два телефильма об авторе, снятые столичными и питерскими журналистами. Давидович участвовал во многих сборниках афоризмов, выпущенных разными издательствами: «Универсальная книга для политиков», «Все о науке» и др.

В 2005 году вышла многостраничная «Антология мудрости» (составитель – Владимир Шойхер), где из 25 тысяч афоризмов перу Аркадия принадлежат 882. По результативности здесь он даже превзошел предыдущего неизменного «рекордсмена» Станислава Ежи Леца, у которого в этом томе оказалось на 300 афоризмов меньше. Естественно, что творчество любого художника не обходится без поклонников и плагиаторов. Из последних самым прославленным и постоянным Давидович называет Бориса Крутиера.

В родном городе Давидович весьма известен и популярен. Мастера афоризмов частенько можно встретить на его любимой улице в центральной части города - Большой Дворянской (проспект Революции). Там он продает свои книги, изданные «самиздатовским» способом. Однажды был случай, когда какие-то хулиганы в темном переулке хотели ограбить Давидовича, но, узнав, что это «тот самый Давидович», отпустили с миром.

Но сейчас, среди растущей взаимной ненависти, неприязни и межплеменных распрей, - говорит Аркадий Филиппович, - такие, как я, как Валя Золотых, уже никому не нужны. А может быть, просто мало кто еще понял, что именно сейчас мы нужнее всего. Россия – это море талантов, но все за бортом…

Есть у Давидовича мечта – открыть в Воронеже клуб-кафе, который могла бы оформить Валентина – также, как она оформила его убогую комнатку. В этом кафе собирались бы поэты, музыканты, актеры и художники… Этакий воронежский вариант, простите, «Стойла Пегаса». Ведь Воронежу есть кого собрать в этом кафе. И всегда было кого. И всегда, надо надеяться, будет.

Аркадий Давидович

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден


А. Давидович на фоне картины В. Золотых
Имя при рождении:

Адольф Филиппович Фрейдберг

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство:

СССР, Россия

Род деятельности:
Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Арка́дий Давидо́вич (имя при рождении Адольф Филиппович Фрейдберг ; род. 12 июня , Воронеж) - писатель, афорист , автор более 60000 изданных афоризмов .

Биография

Аркадий Давидович родился в семье врачей: отец - Филипп Абрамович - венеролог, мать - Раиса Соломоновна - детский врач, так что, по признанию самого афориста, он «сначала лечился у мамы, а потом - у папы» . Семья Давидовича появилась в Воронеже в 1916 году вместе с первым университетом , студентами которого были его родители: деды Давидовича, имевшие в Тарту своё дело, мечтали об освоении новых рынков для своих афоризмов.

С 1938 по 1941 гг. учился в 17-й школе г. Воронежа, ныне «математическая» гимназия имени Н. Г. Басова . Во время войны семья была эвакуирована в Ташкент . После мобилизации Раисы Соломоновны в 1944 году сын вместе с матерью находился при военном госпитале. В 1946 году семья вернулась в Воронеж.

В 1948 году поступил и в 1953 году окончил , работал механиком в совхозе в Рязанской области, завучем в школе механизаторов.

В 1954 году вернулся в Воронеж, где в 1976 году вместе с художницей Валентиной Золотых основал уникальный музей афористики.

В 2010 году в сборнике «Конец света закончится хорошо» был «признан непризнанным гением», а к лету 2012 года круг людей, признающих Аркадия за гения афористики, расширился до фан-клуба . 15 октября 2012 года клуб Давидовича, при интеллектуальной и материальной поддержке и под эгидой Фонда Хованского , начал-таки новый образовательно-просветительский проект «Афоризм как слово с Большой буквы», содержание которого состоит в обучении посредством авторских афоризмов. 21 марта 2013 года проект получил своё развитие на базе Воронежского филиала Московского гуманитарно-экономического института.

Музей афористики

В настоящее время музей Давидовича является уникальным и единственным из известных музеев кратко выраженной мысли. Оформлением музея занималась художница Валентина Золотых; её картины и афоризмы Давидовича, написанные её рукой, представляют экспозиционный фонд музея.

Музей расположен в старой части г. Воронежа, по соседству с резиденцией воронежского митрополита Сергия .

Литературная и сценическая деятельность

В советские годы Давидович печатался в журнале «Крокодил» под псевдонимами «Юлий Цезарь», «Эрнест Хемингуэй», «Оноре де Бальзак», «А.Давид, французский писатель» в разделе «Юмор разных широт» . Его работы включены во многие сборники афоризмов. На собственные средства писателя были выпущены более двух десятков номеров самиздатовских авторских сборников «Законы бытия, включая и небытие». Давидович является одним из авторов журнала «Здравый смысл », выпускаемого под эгидой РГО - Российского гуманистического общества .

В последние годы Давидович является абсолютным лидером по количеству афоризмов, опубликованных в сборниках «Антология мудрости» , «Антология мысли в афоризмах» , «Мудрость России. От Владимира Мономаха до наших дней» , «Новая книга афоризмов» , «Большая книга афоризмов» далеко опережая в рейтингах по цитируемости таких авторов, как Ежи Лец , Фридрих Ницше , Лев Толстой , Артур Шопенгауэр и других великих мыслителей :

Декалингвы Давидовича

29 мая 2015 года в воронежском областном Доме журналистов состоялась презентация первого сборника афоризмов «JE SUIS DAVIDOWITZ» из цикла «Декалингвы Давидовича», включивший в себя переводы афоризмов с русского на 10 языков мира, входящих в состав четырёх языковых семей (индоевропейская , афразийская , финно-угорская , сино-кавказская), среди которых фарси , хинди , иврит , греческий , английский , итальянский , испанский , грузинский , польский , венгерский .

Идея с десятью языками восходит к 10 струнам на псалтерии царя Давида . Другим источником идеи сборника служит знаменитый Розетский камень , благодаря обнаружению которого, как известно, был восстановлен смысл египетского иероглифического письма. В сравнении афоризмов на 10 языках из четырёх языковых семей и разных групп стояла задача выявить некоторые универсальные, антропологические модели мышления.

В октябре 2015 года сборник был представлен на международной книжной ярмарке во Франкфурте-на-Майне - «Frankfurter Buchmesse». В декабре 2015 года состоялась презентация проекта по продолжению цикла - макета сборника афоризмов «Культурный календарь Давидовича» на языках стран Содружества , в работе над которым приняли участие педагоги ведущих столичных университетов СНГ. В октябре 2016 вышел в свет ещё один сборник «Давидовичъ - любомудръ словѣнский» на всех славянских языках, среди которых белорусский, украинский, польский, словацкий, кашубский, верхне- и нижнелужицкие, чешский, словенский, болгарский, македонский и сербский. Сборник афоризмов, переведенных на все славянские языки, посвящен 150-летию сборника «Славянский вестник », основанного А. А. Хованским в 1866 году накануне первого Московского Славянского съезда (1867).

Фильмография

4 и 5 июля 2015 года состоялся премьерный показ фильма «Гомункул» в художественной галерее «Х. Л. А. М.» (реж. Р. Дмитриев и К. Савельев, худ. В. Золотых), в котором Давидович сыграл сразу роли Фауста , Мефистофеля и гомункула . Этот фильм стал дебютом полнометражной актерской карьеры афориста. Одну из главных ролей в фильме сыграл известный рок-музыкант Константин Ступин.

Общественная и политическая деятельность

Активная гражданская позиция Давидовича начала проявляться в написании и публикации остросатирических обзоров текущей политики ещё в советские годы. В последние десятилетия объектом творческого внимания афориста служили современные политические деятели, как российские, так и зарубежные.

В 2015, в Год Литературы в России, а также в связи с определением таджикского Куляба и Воронежа культурной столицей СНГ, Давидович, в присутствии представителей Евросоюза , был избран Гражданским главой Культурной столицы Содружества. Телеканал «Мир» посвятил Давидовичу, как одному из самых ярких современных жителей Воронежа, документальный фильм в цикле «Культурные столицы Содружества».

Библиография

I. Информация Генерального алфавитного каталога книг на русском языке (1725-1998) / РНБ

II. Информация электронного каталога РНБ

Конец света закончится хорошо : афоризмы с увлекательными рисунками Виктора Коваля / Аркадий Давидович. - Изд. 2-е, доп. - Москва: Эксмо, 2010. - 253 с. - (Юмористика. Шут с тобой / сост.: Ю. Кушак). 3000 экз . - ISBN 978-5-699-41806-0.

III. Информация издательств

  • Азбука жизни Аркадия Давидовича . - Воронеж, Центрально-Черноземное книжное издательство, 2011-136 с. - ISBN 978-5-7458-1198-2.
  • Напутствие в жизнь: афоризмы для юношества / сост. Лаврухин А. В. - М., Олма Медиа Групп, 2012-304 с. - ISBN 978-5-373-04764-7
  • / сост. А. Иванович. - Воронеж, Кварта, 2013-134 с.
  • / сост. А. Иванович. - Воронеж, Кварта, 2014. - 154 с.

Напишите отзыв о статье "Давидович, Аркадий Филиппович"

Ссылки

См. также

Примечания

Отрывок, характеризующий Давидович, Аркадий Филиппович

И тут я, наконец, поняла, что это и вправду был её мир, созданный лишь силой её мысли. Эта девочка даже не понимала, каким сокровищем она была! А вот бабушка, я думаю, как раз-то понимала это очень даже хорошо...
Как оказалось, Стелла несколько месяцев назад погибла в автокатастрофе, в которой погибла также и вся её семья. Осталась только бабушка, для которой в тот раз просто не оказалось в машине места... И которая чуть не сошла с ума, узнав о своей страшной, непоправимой беде. Но, что было самое странное, Стелла не попала, как обычно попадали все, на те же уровни, в которых находилась её семья. Её тело обладало высокой сущностью, которая после смерти пошла на самые высокие уровни Земли. И таким образом девочка осталась совершенно одна, так как её мама, папа и старший брат видимо были самыми обычными, ординарными людьми, не отличавшимися какими-то особыми талантами.
– А почему ты не найдёшь кого-то здесь, где ты теперь живёшь? – опять осторожно спросила я.
– Я нашла… Но они все какие-то старые и серьёзные… не такие как ты и я. – Задумчиво прошептала девчушка.
Вдруг она неожиданно весело улыбнулась и её милая мордашка тут же засияла ярким светлым солнышком.
– А хочешь, я покажу тебе, как это делать?
Я лишь кивнула, соглашаясь, очень боясь, что она передумает. Но девчушка явно не собиралась ничего «передумывать», наоборот – она была очень рада, найдя кого-то, кто был почти что её ровесником, и теперь, если я что-то понимала, не собиралась так легко меня отпускать... Эта «перспектива» меня полностью устраивала, и я приготовилась внимательно слушать о её невероятных чудесах...
– Здесь всё намного легче, чем на Земле, – щебетала, очень довольная оказанным вниманием, Стелла, – ты должна всего лишь забыть о том «уровне», на котором ты пока ещё живёшь (!) и сосредоточиться на том, что ты хочешь увидеть. Попробуй очень точно представить, и оно придёт.
Я попробовала отключиться от всех посторонних мыслей – не получилось. Это всегда давалось мне почему-то нелегко.
Потом, наконец, всё куда-то исчезло, и я осталась висеть в полной пустоте… Появилось ощущение Полного Покоя, такого богатого своей полнотой, какого невозможно было испытать на Земле... Потом пустота начала наполняться сверкающим всеми цветами радуги туманом, который всё больше и больше уплотнялся, становясь похожим на блестящий и очень плотный клубок звёзд… Плавно и медленно этот «клубок» стал расплетаться и расти, пока не стал похожим на потрясающую по своей красоте, гигантскую сверкающую спираль, конец которой «распылялся» тысячами звёзд и уходил куда-то в невидимую даль… Я остолбенело смотрела на эту сказочную неземную красоту, стараясь понять, каким образом и откуда она взялась?.. Мне даже в голову не могло прийти, что создала это в своём воображении по-настоящему я… И ещё, я никак не могла отвязаться от очень странного чувства, что именно ЭТО и есть мой настоящий дом…
– Что-о это?.. – обалдевшим шёпотом спросил тоненький голосок.
Стелла «заморожено» стояла в ступоре, не в состоянии сделать хотя бы малейшее движение и округлившимися, как большие блюдца глазами, наблюдала эту невероятную, откуда-то неожиданно свалившуюся красоту...
Вдруг воздух вокруг сильно колыхнулся, и прямо перед нами возникло светящееся существо. Оно было очень похожим на моего старого «коронованного» звёздного друга, но это явно был кто-то другой. Оправившись от шока и рассмотрев его повнимательнее, я поняла, что он вообще не был похож на моих старых друзей. Просто первое впечатление «зафиксировало» такой же обруч на лбу и похожую мощь, но в остальном ничего общего между ними не было. Все «гости», до этого приходившие ко мне, были высокими, но это существо было очень высоким, вероятно где-то около целых пяти метров. Его странные сверкающие одежды (если их можно было бы так назвать) всё время развевались, рассыпая за собой искрящиеся хрустальные хвосты, хотя ни малейшего ветерка вокруг не чувствовалось. Длинные, серебряные волосы сияли странным лунным ореолом, создавая впечатление «вечного холода» вокруг его головы… А глаза были такими, на которые лучше никогда бы не выпало смотреть!.. До того, как я их увидела, даже в самой смелой фантазии невозможно было представить подобных глаз!.. Они были невероятно яркого розового цвета и искрились тысячью бриллиантовых звёздочек, как бы зажигающихся каждый раз, когда он на кого-то смотрел. Это было совершенно необычно и до умопомрачения красиво…
От него веяло загадочным далёким Космосом и чем-то ещё, чего мой маленький детский мозг тогда ещё не в состоянии был постичь...
Существо подняло развёрнутую к нам ладонью руку и мысленно сказало:
– Я – Элей. Ты не готова приходить – вернись…
Естественно, меня сразу же дико заинтересовало – кто это, и очень захотелось каким-то образом хоть на короткое время его удержать.
– Не готова к чему? – как могла более спокойно спросила я.
– Вернуться домой. – Ответил он.
От него исходила (как мне тогда казалось) невероятная мощь и в то же время какое-то странное глубокое тепло одиночества. Хотелось, чтобы он никогда не ушёл, и вдруг стало так грустно, что на глаза навернулись слёзы…
– Ты вернёшься, – как будто отвечая на мои грустные мысли произнёс он. – Только это будет ещё не скоро… А теперь уходи.
Сияние вокруг него стало ярче... и, к моему большому огорчению, он исчез…
Сверкающая громадная «спираль» ещё какое-то время продолжала сиять, а потом начала рассыпаться и полностью растаяла, оставляя за собой только глубокую ночь.
Стелла наконец-то «очнулась» от шока, и всё вокруг тут же засияло весёлым светом, окружая нас причудливыми цветами и разноцветными птицами, которых её потрясающее воображение поспешило скорее создать, видимо желая как можно быстрее освободиться от гнетущего впечатления навалившейся на нас вечности.
– Ты думаешь это я?.. – всё ещё не в состоянии поверить в случившееся, ошарашено прошептала я.
– Конечно! – уже опять весёлым голоском прощебетала малышка. – Это ведь то, что ты хотела, да? Оно такое огромное и страшное, хоть и очень красивое. Я бы ни за что не осталась там жить! – с полной уверенностью заявила она.
А я не могла забыть той невероятно-огромной и такой притягательно-величавой красоты, которая, теперь я знала точно, навечно станет моей мечтой, и желание когда-то туда вернуться станет преследовать меня долгие, долгие годы, пока, в один прекрасный день, я не обрету наконец-то мой настоящий, потерянный ДОМ…
– Почему ты грустишь? У тебя ведь так здорово получилось! – удивлённо воскликнула Стелла. – Хочешь, я покажу тебе что-то ещё?
Она заговорщически сморщила носик, от чего стала похожа на милую, смешную маленькую обезьянку.
И опять всё вверх ногами перевернулось, «приземлив» нас в каком-то сумасшедше-ярком «попугайном» мире… в котором дико кричали тысячи птиц и от этой ненормальной какофонии закружилась голова.
– Ой! – звонко засмеялась Стелла, – не так!
И сразу наступила приятная тишина... Мы ещё долго «шалили» вместе, теперь уже попеременно создавая смешные, весёлые, сказочные миры, что и вправду оказалось совершенно несложно. Я никак не могла оторваться от всей этой неземной красоты и от хрустально-чистой, удивительной девочки Стеллы, которая несла в себе тёплый и радостный свет, и с которой искренне хотелось остаться рядом навсегда…
Но реальная жизнь, к сожалению, звала обратно «опуститься на Землю» и мне приходилось прощаться, не зная, удастся ли когда-то хоть на какое-то мгновение её опять увидеть.
Стелла смотрела своими большими, круглыми глазами, как будто желая и не смея что-то спросить... Тут я решила ей помочь:
– Ты хочешь, чтобы я пришла ещё? – с затаённой надеждой спросила я.
Её смешное личико опять засияло всеми оттенками радости:
– А ты правда-правда придёшь?! – счастливо запищала она.
– Правда-правда приду… – твёрдо пообещала я...

Загруженные «по-горлышко» каждодневными заботами дни сменялись неделями, а я всё ещё никак не могла найти свободного времени, чтобы посетить свою милую маленькую подружку. Думала я о ней почти каждый день и сама себе клялась, что завтра уж точно найду время, чтобы хоть пару часов «отвести душу» с этим чудесным светлым человечком... А также ещё одна, весьма странная мысль никак не давала мне покоя – очень хотелось познакомить бабушку Стеллы со своей, не менее интересной и необычной бабушкой... По какой-то необъяснимой причине я была уверена, что обе эти чудесные женщины уж точно нашли бы о чём поговорить...
Так, наконец-то, в один прекрасный день я вдруг решила, что хватит откладывать всё «на завтра» и, хотя совершенно не была уверена, что Стеллина бабушка именно сегодня будет там, решила, что будет чудесно если сегодня я наконец-то навещу свою новую подружку, ну, а если повезёт, то и наших милых бабушек друг с другом познакомлю.
Какая-то странная сила буквально толкала меня из дома, будто кто-то издалека очень мягко и, в то же время, очень настойчиво меня мысленно звал.
Я тихо подошла к бабушке и, как обычно, начала около неё крутиться, стараясь придумать, как бы ей всё это получше преподнести.
– Ну, что, пойдём что-ли?.. – спокойно спросила бабушка.
Я ошарашено на неё уставилась, не понимая каким образом она могла узнать, что я вообще куда-то собралась?!.
Бабушка хитро улыбнулась и, как ни в чём не бывало, спросила:
– Что, разве ты не хочешь со мной пройтись?
В душе возмутившись такому бесцеремонному вторжению в мой «частный мысленный мир», я решила бабушку «испытать».
– Ну, конечно же хочу! – радостно воскликнула я, и не говоря куда мы пойдём, направилась к двери.
– Свитер возьми, вернёмся поздно – прохладно будет! – вдогонку крикнула бабушка.
Тут уж я дольше выдержать не могла...
– И откуда ты знаешь, куда мы идём?! – нахохлившись, как замёрзший воробей, обижено буркнула я.
Так у тебя ж всё на лице написано, – улыбнулась бабушка.
На лице у меня, конечно же, написано этого не было, но я бы многое отдала, чтобы узнать, откуда она так уверенно всегда всё знала, когда дело касалось меня?
Через несколько минут мы уже дружно топали по направлению к лесу, увлечённо болтая о самых разнообразных и невероятных историях, которых она, естественно, знала намного больше, чем я, и это была одна из причин, почему я так любила с ней гулять.
Мы были только вдвоём, и не надо было опасаться, что кто-то подслушает и кому-то может быть не понравится то, о чём мы говорим.
Бабушка очень легко принимала все мои странности, и никогда ничего не боялась; а иногда, если видела, что я полностью в чём-то «потерялась», она давала мне советы, помогавшие выбраться из той или иной нежелательной ситуации, но чаще всего просто наблюдала, как я реагирую на, уже ставшие постоянными, жизненные сложности, без конца попадавшиеся на моём «шипастом» пути. В последнее время мне стало казаться, что бабушка только и ждёт когда попадётся что-нибудь новенькое, чтобы посмотреть, повзрослела ли я хотя бы на пяту, или всё ещё «варюсь» в своём «счастливом детстве», никак не желая вылезти из коротенькой детской рубашонки. Но даже за такое её «жестокое» поведение я очень её любила и старалась пользоваться каждым удобным моментом, чтобы как можно чаще проводить с ней время вдвоём.



Похожие статьи