Монета средневековой европы 5. Средневековые монеты Древней Руси. Монеты на средневековом Востоке

Деградация римского монетного производства совпала с политическим и экономическим кризисом Западной Римской империи в V в. н.э. После падения Рима денежное обращение окончательно пришло в упадок. Захватчики использовали награбленные римские монеты, пока их ресурс не был исчерпан, и многочисленные варварские королевства не столкнулись с нехваткой денежных средств.
Приступив к чеканке собственных денег, варварские государства пытались копировать образцы римских и византийских монет. Из-за отставания уровня технического и эстетического развития завоевателей, первые монеты вестготов, лангобардов, франков и англосаксов были до крайней степени условны, грубы, примитивны и небрежно оформлены. Изображались стилизованные головы и фигуры людей, животные, абстрактный или растительный узор. Легенды первых монет чаще всего имитировали надписи римских денариев и представляли собой бессвязный набор литерообразных знаков, монограмм и аббревиатур. В условиях натурального хозяйства и политической раздробленности денежное дело было децентрализовано. Монеты нерегулярно чеканили разрозненные мастерские, выполняя заказ из казенного, монастырского или частного серебра. Единого денежного стандарта не было даже в отдельных королевствах, и монеты разного внешнего вида и веса затрудняли и без того примитивную внешнюю и внутреннюю торговлю.

Между Востоком и Западом. Исламские монеты в средние века. Мы решили сделать эту выставку, чтобы пригласить посетителей в мир восточной сказки, говорит один из ее кураторов Яцек Будын. Монета, вероятно, является единственным древним объектом материальной культуры, которым сегодня можно владеть, держа в руке тот же самый динар, который, возможно, щелкнул в кармане Харуна аль-Рашида, когда халиф обошел шумный базар. Кроме того, арабские монеты чрезвычайно загадочны и красивы из-за надписей в экзотическом алфавите.

Кроме того, они свидетельствуют об истории, которая далека от нас, европейцев, поскольку новейшие объекты относятся к периоду крестовых походов. Исследуйте мир халифов в разгар его развития, когда он послужил вдохновением и стал оказывать огромное влияние на нашу культуру.

Денарии VI-VII веков

Основатель новой династии Каролингов Пипин I Короткий (751-768) выпустил в обращение монеты нового образца – “novus denarius”, или новый денарий. Именно при его правлении были предприняты первые попытки унификации выпускаемых монет. Монеты чеканились на тонком серебряном кружке весом около 1,5 грамм из высокопробного серебра. Эти монеты впоследствии послужили образцом для чеканки пфеннига в Германии, пенни – в Англии, денье – во Франции, а позднее и по всей Европе. При Каролингах новый денарий утверждается в качестве универсальной денежной единицы, которая отвечала потребностям слаборазвитой раннефеодальной торговли. Укрепление его престижа было связано с пробуждением хозяйственной жизни городов, ростом торговли. Но подъём торгово-денежного оборота и внешних экономических отношений требовал резко увеличить объём чеканки денег.

Выставка «Между Востоком и Западом». Исламские монеты в средние века содержат несколько сотен тщательно отобранных монет, которые иллюстрируют историю арабского мира от Мухаммада до падения империи Аббасидов, то есть с 7 по середину 13 века. Выставка начинается с демонстрации самых старых, византийских монет с 7-го и 8-го веков, а также монет, отчеканенных в тот же период династией персидских сасанидов.

Следующая часть дисплея посвящена так называемой переходной чеканке с 640 года. В то время мир менялся, но деньги все еще нужны для торговли, говорит Будын. Это привело к чеканке интересных двуязычных монет с изображением византийского императора и дополнительных арабских надписей на лицевой или обратной стороне.

При правлении Карла Великого был выпущен более полновесный денарий весом примерно 2 грамма серебра, отчеканенный на основе более тяжелого «каролингского» фунта. Было решено выбивать 240 денариев из либры серебра. В те же годы монеты вернули себе политическую роль пропаганды королевской власти. Тогда же на монетах, помимо королевской монограммы, слова REX и христианских символов, размещались топонимы, аббревиатуры монетных дворов и имена лиц, отвечавших за чеканку монет. Легенды располагались по кругу, крестообразно, в одну или несколько строк. Из изображений наиболее характерны голова короля, крест, христограмма, стилизованный храм, портал, городские ворота, благословляющая рука, пастырский посох, орел, корабль и многое другое.

Результаты арабской денежной реформы представлены в другом разделе выставки, собрав вместе золотые динары, серебряные дирхамы и медный фалус, выпущенные Омейядами и Аббасидами. Правление Харуна аль-Рашида и его сына аль-Мамуна описывается как Золотой век ислама: время, когда арабская культура, искусство и наука процветали, оказали большое влияние на западный мир. Но это не конец увлекательной истории монеты, созданной этой цивилизацией.

Уже в раннем средневековье серебряные дирхамы нашли свой путь в Польшу через Русину и Скандинавию благодаря викинги и славянским торговцам, говорит Дорота Маларчик из Национального музея в Кракове, эксперта по восточной нумизматике и куратора выставки. Дирхам рассматривался в Европе не как единица валюты, а как стандарт. Они часто сохраняются в виде сломанных или обрезанных фрагментов. На выставке в музее Эмерик Хаттен-Чапски находится кредит из Музея Ягеллонского университета, клад, найденный в Дрохичине на реке Буг.


Денарии IX-XI веков

Наибольшее распространение средневекового денария начинается в XI веке. Эту монету начинают массово выпускать, прежде всего, в Германии и Англии. Первые денарии чеканились из полноценного серебра, тем самым они быстро завоевали доверие населения, и стали активно участвовать в торговых операциях на территории всей средневековой Европы. Но постепенно доля благородного металла в монете снижалась, пока в некоторых странах уже к XII веку денарий (денье) не стал биллонным. Порче подвергались как коронные, так и феодальные монеты. Поэтому курсовая стоимость монеты была везде разная и устанавливалась стихийно по договорному принципу на рынках и ярмарках. Полноценные денарии оседали у населения, а в обращении оставались монеты заниженного веса и пробы. Порчей монет занимались короли, светские и духовные феодалы, города, арендаторы монетных дворов, фальшивомонетчики.

Это обсуждается в отношении того, какая цивилизация первой сделала это, но одно можно сказать точно. То есть процесс производства монет был совсем иным, чем сейчас. Содержание металла в монетах за эти годы изменилось вместе с методами, и каждая нация и цивилизация предложили уникальность в общем производственном процессе. Сплавы часто использовались для минимизации коррозии и обеспечения большей физической силы монеты.

Монеты в древние времена часто поражались профилями королевских и великих вождей или сцен, демонстрирующих силу. Лидияйский статор - одна из самых ранних монеток, обнаруженная на рисунке, изображающая конфронтацию между львом и быком. Некоторые монеты, наиболее привлекательные для коллекционеров, сегодня - это древние римляне. Денарий, как и большинство монет своего времени, состоял из золота, серебра и бронзы.

Порчей монеты с целью дополнительной выгоды занимались и денежные дворы. Самым простым способом было ухудшение монетной стопы. Это когда вес монеты оставался неизменным, но за счёт увеличения в сплаве монеты лигатуры проба серебра понижалась. И из определенного количества серебра выбивалось большее количество монет, чем это полагалось по монетному уставу. Другой способ предполагал понижение веса самой монеты. Чтобы скрыть это, монетные мастера сохраняли привычный диаметр монетного кружка, а уменьшали только толщину монеты. Иногда даже, наоборот, для введения в заблуждение населения при уменьшении веса денария монету чеканили с ещё большим диаметром. Эта постоянная тенденция занижения веса и увеличения диаметра монеты привела в конце XII века к появлению таких монет, как широкие немецкие брактеаты.
В соответствии с требованиями рынка объём монетного производства в XII в. увеличился в несколько раз. Открывались новые монетные дворы, росло мастерство работников денежных цехов, совершенствовалось оборудование для чеканки денег. К тому же, увеличение количества монетных мастерских и интенсивность их работы поддерживалась за счёт популярной в те годы практики перечеканивать монету раз в несколько лет в связи с её быстрым износом. Часто массовую перечеканку старой монеты денежные дворы производили перед открытием больших торговых ярмарок. Для более дешёвой перечеканки в смысле денежных и временных затрат подходили брактеаты. Недолговечность этих монет компенсировалась простотой и высокой скоростью их чеканки. Т.е. эти монеты изначально выпускались на короткий срок обращения, в основном для удовлетворения нужд местного рынка. Как правило, для покрытия расходов на перечеканку, каждая переделка монеты сопровождалась небольшим понижением веса и пробы. Наибольшее распространение брактеаты получили в Германии, эти монеты ходили там наряду с традиционными денариями и оболами.

Римляне использовали главным образом Серебро и бронзу в их чеканке. Кусок Золотого Денария был равен 25 серебряным кускам. Древняя китайская цивилизация использовала главным образом медь и железо в их производстве монет. Эти монеты представляли несколько династий. Они также использовали серебряные монеты, но не в меру меди и железа. Кроме того, в это же время китайцы начали использовать заметки оленя, раннее принятие более позднего китайского изобретения, бумажной валюты.

В течение средневекового периода инструменты, процессы и спрос на монеты улучшались и увеличивались. Монеты из этого региона и другие в это время были в основном произведены из серебра. Тонги Наковальня Аверс и реверс умирают. . Металлическое литье и кузнец является основным продуктом самых древних и средневековых цивилизаций. Этот процесс - это навык, который многие годы совершенствовали. Монета требует еще большего мастерства и включает в себя систему художников, учеников и кузнецов подмастерья.



Средневековые брактеаты

Брактеат представляет собой тончайшую серебряную пластинку с односторонним чеканным изображением. На реверсе они имеют вдавленный негативный рисунок лицевой стороны. Вес такой монеты колеблется от 1 до 0,11 г. Максимальный ее диаметр достигает 45-51 мм, минимальный- 12 мм.

Процесс начнется с литья или удара металла с нагретым духовкой в ​​круглые пустые монеты. Эти заготовки обрабатывались щипцами и обычно носили ученик более опытный нападающий монеты. Затем нападающий использовал две матрицы, как правило, из железа или бронзы. Каждая фигура имела один из желаемых отпечатков монет, один для лицевой стороны монеты или спереди, а другой для обратного.

Заготовка была помещена между двумя штампами и ударила, чтобы запечатлеть дизайн на монете. Возможно, еще более впечатляющим является то, что в разгар Денарий древние римляне могли производить 17 миллионов в год. На рисунке ниже показан иллюстрированный взгляд на поразительный процесс.

Технология изготовления брактеатов постепенно упрощалась. Промежуточным типом монеты между двусторонним денарием и брактеатом является так называемый тонкий пфенниг, или полубрактеат. Этот тип монеты получился сам по себе. Вес в денарии постоянно уменьшался, а диаметр монеты оставался неизменным. Из-за этого кружок монеты стал настолько тонким, что изображения на аверсе и реверсе стали проступать на противоположных сторонах, тем самым искажая друг друга.

В истории мира только несколько монет были превращены в международные коммерческие валюты. Чтобы быть принятым за пределами территории, на которой оно было выпущено, монета должна была удовлетворять ряду условий, связанных с ее весом, сплавом и стоимостью, и должна была быть знакома многим. В частности, в Южных Нидерландах, сначала во Фландрии, а затем в Брабанте и Эно, торговцы были склонны использовать эту валюту.

Постоянная экспозиция музея включает в себя несколько стерлинговых монет. К концу римских времен отечественная шерсть уже использовалась для производства текстильных изделий в странах с низким уровнем дохода. Болота вдоль побережья, которые еще не были окружены дамбами, обеспечивали пастбище для крупных стад овец, которые давали достаточную шерсть для удовлетворения внутреннего спроса. Продукция была перенесена из сельской местности в быстрорастущие города, а ткачи начали использовать английскую шерсть в качестве своего сырья вместо домашней шерсти.

Выход был найден в односторонней чеканке. Из тонкого листа расплющенного металла вырезались круглые заготовки, необходимого веса. Чтобы монета, изготовленная из серебряной фольги, приобрела жесткость, способную держать форму, изображение на ней должно было иметь достаточно высокий рельеф. Прежде всего, для этого требовался штемпель, с глубоким рельефом изображения. Чтобы он не порвал заготовку во время чеканки, под кружок металла подкладывалась какая-нибудь податливая основа: свинец, олово, войлок или кожа. В результате получалась монета с очень объемным изображением, рисунок линий которого служил ребром жесткости, по возможности продлевая недолгий век брактеата.

Результатом стал высококачественный, роскошный продукт, предназначенный для экспорта. Овцы, выращенные на типе травы, производимой очень влажным английским пастбищным угодьем с его плохими почвами, дали особенно тонкий и упругий шерстяной флис. По этой причине спрос на английскую шерсть был практически неэластичен: ни домашняя шерсть, ни шерсть, иногда импортированная из Испании, не предлагали реальной альтернативы. Английская шерсть теперь импортировалась в Низкие страны в беспрецедентных количествах, в мешках или в виде рун, все еще прикрепленных к коже.


Штемпель для чеканки брактеатов

Многие образцы этих самобытных монет стали превосходными шедеврами мелкой пластики романского стиля. Однако, со временем на смену изысканным композициям пришли незамысловатые и грубые изображения. Крайней степени деградация брактеатов достигла, когда для ускорения процесса их начали чеканить «пачками», т. е. когда под штемпель стали подкладывать сразу несколько заготовок.

Фламандские и брабантские торговцы и ткачи были очень активны в этой профессии. Они отправились в Англию лично, на территорию иногда удаленных цистерцианских аббатств, где овцы были преимущественно воспитаны. На местных рынках шерсти они часто платили заранее за будущие поставки, так что они также уже заинтересовались фактическим производством шерсти. Фламандские суда отправили шерсть из Лондона и других портов, таких как Великий Ярмут, Королевский Линн, Довер, Сэндвич и Бостон.

Континентальные торговцы лично отправились в Англию, чтобы купить шерсть. Обратите внимание на овец на заднем плане и на жестов торговцев; после того, как сделка была заключена с рукопожатием или пощечиной, покупатель открывает свой кошелек для оплаты либо полной суммы, либо аванса.

Брактеаты изначально были тупиковой ветвью развития денег и с экономической, и технологической точки зрения. К середине 15 века они окончательно были вытеснены из обращения полновесными двусторонними монетами.


Средневековые миниатюры, изображающие мастеров за изготовлением заготовок и чеканкой монет

Южно-голландским торговцам нужны английские монеты, чтобы купить свою шерсть; они стали хорошими клиентами английских монетных мастерских, где они обменялись легкими грошами из Нидерландов или серебряными слитками для английского стерлинга. По возвращении из Англии они не всегда брали свои излишки английских денег, чтобы снова расплавиться в местные пенни, но иногда предпочитали откладывать валюту в сторону, готовясь к следующей поездке.

Постепенно правители и торговцы на континенте пришли к пониманию того, что они могут добиться значительных сбережений, чеканя сами стерлинговые монеты в своей собственной стране, вместо того, чтобы покупать их на семинарах с английскими монетами. Стерлинговые копии имели тот же вес и сплав, что и иностранные оригиналы. Изображения на лице монет сильно различались: некоторые изображали увенчанную голову, точно так же, как английские монеты, в то время как другие отображали совершенно своеобразный образ.

В XIII веке монеты по-прежнему чеканились вручную железными или стальными штемпелями. Для изготовления рисунка штемпеля широко применялись заранее изготовленные пуансоны.

Благодаря росту мастерства художников и граверов, которые в большинстве своем были профессиональными ювелирами, заметно выросло качество оформления монет. Легенды приобрели опрятность, буквы утратили прежнюю угловатость и постепенно начали приобретать рисунок рукописных литер.

Напротив, на противоположной стороне практически всех монет изображен крест с тремя пулями между руками, скопированными с английской модели. Примерно с середины 14 века из-за растущего спроса на ценную валюту фунт стерлингов стал менее важным, уступив место серебряной крупе - три триллиона - и золотые монеты.

Координатор Марианны Даннель. Х. Торговля английской шерстью в средние века, Кембридж, Манро Дж. . Средневековые монеты и тюлени: построение идентичности, обозначение силы. Средневековые монеты и печати: построение идентичности, сигнифицирующая сила демонстрирует эти объекты как неотъемлемые и весьма значимые аспекты средневековой визуальной культуры и способствует пониманию многих способов их функционирования в качестве конвейеров значения в западноевропейских, исламских и византийских культурах с пятого по пятнадцатый век.

Сама же технология производства монет состояла из нескольких основных этапов:
1. Вначале необходимо было изготовить цаны. Для этого приготовлялся сплав серебра необходимой пробы и веса, который затем заливался в форму. Прямоугольный слиток серебра, для лучшей ковкости, отжигался в печи и поступал для изготовления пластин…
2. Слиток многократно отковывали и отжигали, пока он не приобретал нужную толщину. Затем пластину шлифовали и отбеливали.
3. Из листа серебра вырезались квадратные пластинки, которые затем обрезались по форме монеты, дополнительно юстировались, взвешивались и еще раз отжигались.
4. Пройдя все предыдущие этапы, готовые заготовки поступали на чеканку. Низкий рельеф рисунка и легенды не требовали разогревания монетной заготовки перед чеканкой, поэтому главным технологическим отличием средневекового производства монет от древнеримского можно считать холодную чеканку.

Очерки, представленные здесь, историками искусства, нумизматами, сигилграфами и историками на самых разных монетах и ​​печатях, дают новое представление об этих мучительных реликтах средневекового искусства и динамичных культурных ролях, которые они играли во время их создания. Благодаря своим изображениям и надписям они передавали сложные культурные установки с помощью сложных визуальных стратегий, тщательно сконструированных для продвижения субъективных планов правителей и - в случае тюленей - аристократов, обычных людей, городов, корпораций и государственных чиновников.

Железные штемпели монет Эдуарда I (1272-1307) и его серебряный пенни, отчеканенный в Лондоне

Нижний штемпель имел острый шип, с помощью которого он надежно закреплялся в массивной деревянной колоде. На торец нижнего штемпеля накладывалась монетная заготовка, а сверху приставлялся верхний штемпель, который мастер держал в руке. Такой тип чеканки в немецкой литературе получил образное название «чеканка кулаком» (Pragen mit der Faust). Для производства даже небольшой монеты приходилось прикладывать значительные физические усилия. Из-за массовых тиражей и ручного туда был очень высок уровень мелкого брака. По причине усталости или невнимательности мастера, заготовка не всегда ложилась ровно на нижний штемпель, или заготовка соскальзывала при ударе, что было причиной смещенного изображения и нецентрованности огромного количества монет. Силы удара молотка иногда не хватало для прочеканки всех деталей монеты, по этой причине производилась повторная чеканка, при которой контуры рисунка и буквы обычно смещались по отношению к первому изображению.

В качестве навязчивых способов визуального дискурса, предназначенных для переноса рассчитанных, порой пропагандистских, коммуникаций с широко разбросанными аудиториями, монеты и печати, которые в те годы активно служили социокультурными агентами, помогавшими формировать общественное мнение и тем самым формируя средневековый мир. Часть первая: Перекресток в средневековых исследованиях: сигиллография, нумизматика и история искусства.

Средневековая идентичность: знак и концепция Брижит Мириам Бедос-Резак. Монеты как агенты культурного определения в исламе. Византийская родословная: дизайн монет и тюленей на латинском Востоке. Размышления о чеканке: Имаго Клипеус на западном фасаде Ле-Мана.

Развитие внешней торговли всё больше увеличивало объёмы торгово-денежного оборота. При этом постоянное падение веса и пробы денария в XII веке привело к тому, что он превратился в мелкую разменную монету для обслуживания мелкотоварного оборота местного рынка. Постепенно роль международных денег стали играть серебряные слитки, различной пробы и веса, а так же золотые монеты, которые продолжали чеканить отдельные страны: византийские солиды (безанты), арабские динары, сицилийские августалы, испанские мараведи.

Развитие внутренней и внешней торговли совсем не устраивало наличие в денежном обращении по сути единственной низкопробной и с очень низкой покупательской способностью монеты – денария. Увеличение объёма торговли вело к увеличению денежной массы, и обесцененный денарий приводил к громоздким суммам платежей и сильно мешал быстроте расчётов при торговых сделках. Наличие в денежном обращении нечастых золотых монет, наоборот, с очень высокой покупательской способностью, не решало проблем денежного рынка, остро нуждавшегося в ходячей монете, которая по покупательской способности была бы выше денария, но меньше стоимости золотых монет. В денежном обращении Европы сложилась ситуация, когда стало необходимо начать чеканку новых монет более крупных номиналов и стоимости, которые бы больше удовлетворяли потребности быстро развивающихся торгово-денежных отношений.

В условиях обесценивания денария, тормозящих внутреннюю и внешнюю торговлю, государства неоднократно предпринимали попытки вернуть доверие монете и повысить ее покупательную способность. Впервые серьезные шаги в этом направлении предпринял император Фридрих Барбаросса, определивший четкий вес и пробу миланского денария. Монета 660 пробы и весом около 0,8 грамма получила название «империал», по монограмме из букв «IPTR», обозначавшей титул Фридриха. Серебро в этих монетах было почти в 3 раза чище, чем в их венецианских или веронских собратьях, прозванных «пикколи» за свой маленький размер и низкую пробу. Завоевав временное доверие, новые монеты стали надежным региональным платежным средством.

Вдохновленные опытом Милана, многие итальянские города попытались создать у себя более надежную монету, чем испорченный неумелой денежной политикой денарий. В результате этих действий в 1172 году в Генуе появилась монета повышенной стоимости, – «denarius grossus» или сокращено – «grosso». Генуэзский «гроссо» равнялся четырем денариям и весил около полутора грамм. Этому типу монет предстояло заменить окончательно дискредитировавший себя в международной торговле денарий и на века стать основной денежной единицей Европе, наравне с золотым флорином.

Главной задачей новой эмиссии было повышение покупательной способности новой серебряной монеты, путем повышения содержания в монете чистого серебра. Поэтому первые гроссо весили почти так же, как и тонкий денарий. Но, вслед за Генуей, монеты не только высокой пробы, но и увеличенного веса начали чеканить во Флоренции, Сиене, Пизе и других итальянских городах.

Но первым полноценным грошем можно считать лишь монету, отчеканенную предположительно в 1202 году в Венеции. Новая монета из чистого серебра весила 2,2 грамма и равнялась двенадцати старым денариям. Именно венецианский метапан стал первой денежной единицей, использовавшейся в международной торговле после пятисотлетнего безраздельного господства денария.



Генуэзский и венецианский (матапан) гроссо

Начало широкому распространению новой крупной монеты по Европейскому континенту положила денежная реформа короля Франции Людовика IX, проведенная им 1266 году. По итальянскому образцу в городе Туре была выпущена монета 958 пробы, состоящая из двенадцати денариев (денье) весом 4,22 грамма. Новый номинал получил название по месту чеканки – «gros tournois» или турноз. Очень быстро эта монета завоевала признание во Франции и за ее пределами, став не только образцом для прямого копирования и подражаний в чеканке монет других государств, но и непосредственно участвовала в международной торговле в качестве общепринятого платежного средства.

Расширение рынков и обесценивание денария явилось не единственной причиной появления крупного номинала в XIII веке. Вторым немаловажным фактором стало совершенствование горнорудного дела и появление новых рудников. Так, открытие в Богемии богатых серебром копий в Кутна Гора послужило толчком и сырьевой базой для чеканки одной из самых популярных монет позднего Средневековья – пражского гроша. В 1300 г. чешский король Вацлав II запретил оборот серебра в слитках, денариях и брактеатах, ограничив его использованием новой монеты 938 пробы и весом 3,7 грамма. Хотя новая монета и чеканилась в «промышленной столице» Богемии – Кутна Гора, название она унаследовала от пражской гривны. Успехом своей реформы Вацлав был обязан не только богатейшими запасами серебра, но и приглашенным итальянским банкирам, которые умело руководили эмиссией и обеспечили контроль государства над денежным рынком. Но даже без принудительных, и запретительных мер, новый номинал почти на 250 лет стал признанной волютой для многих стран Центральной и Восточной Европы.

Гро турнуа (1266-1270) короля Людовика IX и Пражский грош (1300-1305) короля Вацлава II

Новая чешская монета заметно отличалась от раннесредневековых денариев и даже грошей других стран своим изящным дизайном и мастерством изготовления штемпеля. Над внешним обликом монеты работали итальянские минцмейстеры, которые руководили ещё и непосредственно чеканкой. Но не смотря на то, что размер монеты заметно увеличился, чеканка грошей по-прежнему производилось ручным способом методом молоточного чекана.

Не претерпела заметного изменения и техника изготовления штемпеля, хотя мастера достигли в художественном отношении значительного прогресса. Виртуозное изготовление и использование пуансонов придавало рисунку острый, экспрессивный и законченный характер. Именно использование заранее заготовленных инструментов обеспечивало единообразие выпускаемой монетным двором продукции, следование единому рисунку и стилю. К тому же, этот инструмент значительно ускорял и удешевлял процесс изготовление монетных штемпелей в условиях трудоемкого ручного производства и массовой чеканки.


Деталь гроша с изображением герба Богемии

При помощи простых инструментов мастера граверы изготавливали маленькие стальные пуансоны-литеры для большинства букв латинского алфавита, не уступающие по красоте лучшим каллиграфическим образцам того времени, но размером всего 2-3 миллиметра.


Две буквы «S», отчеканенные одним пуансоном, с характерным дефектом

Используя сходство начертания некоторых букв, чеканщик штемпеля при помощи пуансона-основы изготавливал сразу несколько литер, тем самым экономя время и силы, не в ущерб общему стилю легенды.


Буквы «N», «M», «I», отчеканенные с использованием одного пуансона

Используя заготовленные пуансоны букв, мастера по предварительной разметке набивали на поверхности штемпеля зеркально отраженный текст легенды. Следы разметки по технологии убирались после финальной полировки торца штемпеля. Но когда эту процедуру пропускали, или линия разметки была слишком глубокой, на поверхности монеты оставались неубранные «строительные леса», которые портили внешний вид монеты.


Деталь легенды турноза со следами не удаленной разметки

Процесс создания монетного штемпеля был самым сложным этапом производства монет. К его изготовлению допускались лишь опытные мастера, члены гильдии граверов. Отслуживший свой срок инструмент, во избежание несанкционированного использования, всегда уничтожался. А выходили штемпели из строя очень быстро. Несмотря на использование закалки рабочей поверхности штемпеля, она быстро изнашивалась: от неточной постановки инструмента ее края скалывались или скруглялись, сминая рисунок, изображения быстро забивались и теряли остроту. Штемпели изнашиваются не одновременно. Верхний штемпель всегда выходил из строя быстрее, – на него приходились удары молотка, в результате чего металл менял свои свойства, а инструмент деформировался: стержень штемпеля постепенно раздувался и искривлялся, наверху стекающий от ударов металл заворачивался, образуя широкую шляпку, мешающую мастеру видеть заготовку и нижний штемпель. Сохранились точные технические данные о работе венецианского монетного двора. По этим документам, верхний штемпель, использующийся для изготовления гроша, до полного износа выдерживал примерно 17000 ударов, а нижний штемпель – 36000 ударов. Учитывая, что венецианский монетный двор изготавливал в среднем по 20000 монет в день, можно представить себе, как часто при таких больших тиражах изнашивались и менялись штемпели.

Устройство французского монетного двора, гравюра XV века

Первые гроши, отличаясь высокой пробой, заслужили репутацию надежного платежного средства, и под разными названиями появились во всех странах Европы. Но по закону Коперника-Грешема «худшие деньги вытесняют из обращения лучшие». Эта судьба постигла и грош, которому суждено было превратиться из самого крупного номинала в эквивалент самой мелкой монеты. Прогрессирующая порча гроша, которой не брезговали ни короли, ни мелкие чиновники, привела к тому, что уже в конце XV века назрела необходимость появления номинала, отвечавшего экономическим потребностям Нового времени.

Владимир Хомутов


После падения Римской империи в Европе раннего средневековья города перестали быть центрами ремесла и торговли. Торговля заглох-ла, денежное обращение пришло в упадок.

Основной монетной единицей по-прежнему оставался римский золотой солид (ауреус), равнявшийся определенному числу серебряных денариев. Монеты времен Меровингов и Каролингов были очень похожи на римские солиды и денарии.

Золотые солиды продолжали чеканить и ви-зантийские императоры.

В условиях натурального хозяйства и по-литической раздробленности происходит пол-ная децентрализация денежного дела. Так, при Меровингах (V—VIII вв.) многие церкви и мо-настыри были не только освобождены от пода-тей, но иногда имели право сами собирать пода-ти и чеканить монеты. Подобная монета изобра-жена на рисунке 1. Это триенс — три солида. На лицевой стороне — бюст короля в диадеме, на оборотной — латинский крест. Эту монету вы-пустила церковь св. Мартина во Франции.

Децентрализация монетного дела доходила до того, что количество денариев в солиде у разных германских племен определялось по-разному. Денег чеканилось тогда мало, и по-этому солид и денарий были не столько платеж-ным средством, сколько мерилом ценностей, т. е. счет велся на деньги, а уплата, как пра-вило, производилась натурой.

В VIII — IX вв. в связи с недостатком в За-падной Европе драгоценных металлов вместо золотых солидов стали чеканить серебряные.

В VIII—XII вв. наиболее распространенной монетой в Западной Европе был серебряный денарий. На рисунке 2 мы видим английский денарий: на лицевой стороне монеты изображен король Этельред II (978—1018) в диадеме и шапке, на оборотной — крест. Крупные фео-далы — герцоги, бароны, архиепископы — в целях наживы часто уменьшали вес монеты и количество содержащегося в ней серебра.

Феодальная раздробленность и обилие мо-нет разнообразного веса и качества затрудня-ли торговлю даже в пределах одной страны.

С ростом ремесла, торговли и с возникнове-нием новых городов увеличивается потреб-ность в монете. В XII—XIII вв. широкое распространение получили серебряные монеты, так называемые брактеаты (рис. 3). Техника их чеканки была примитивной. Из тонкого серебряного листа вырезался широкий кружок, на котором выбивалось изображение только с одной стороны, обычно оно было довольно не-сложным, как на нашей монете: лев в короне с характерным восьмеркообразным хвостом — так называемый чешский лев. Брактеаты были очень хрупки и непригодны для длительного употребления.

Постепенно начиная с XII в. в Италии, в XIII—XIV вв. во Франции и Западной Гер-мании денарий и брактеаты были вытеснены более полноценной и крупной серебряной моне-той — грошами (грош — от латинского «гроссус»— большой). Иначе он назывался «гро турнуа» — турский грош. На лицевой стороне нашего гро турнуа (рис. 4) изображен город-ской замок, окруженный традиционной над-писью: «город Тур», и бордюр из 12 лилий, которые не только играли декоративную роль, но и показывали, что в большом денарии — гроше — содержится 12 денариев. На оборотной стороне — крест, вокруг которого имя короля и две кольцеобразные легенды. Эта монета больше, чем мелкий денарий и хрупкий брактеат, подходила для развивающегося денеж-ного обращения, для международной торговли. Поэтому гроши, монеты, подобные данной фран-цузской, стали чеканить многие европейские государства.

Очень распространенной монетой были пражские гроши, чеканившиеся в Чехии с на-чала XIV до середины XVI в. (рис. 5).

Пражские гроши были в обращении не толь-ко в Чехии, но и на всей территории Германии, в Польше и на Руси. На их лицевой стороне на протяжении 250 лет изображалась чешская ко-рона и надпись с именем короля, на оборотной — герб Чехии (лев с восьмеркообразным хвостом) и название монеты — пражский грош. В тече-ние XIV—XV вв. вес и качество металла в гро-шах понизились. А в XVI в. грош превратил-ся в мелкую разменную монету.

Во второй половине XV в. в Южной Европе появились новые крупные серебряные монеты (весом около 9,5 г), получившие название тесто-нов (от итальянского «теста» — голова), так как на лицевой стороне этих монет чеканились портреты правителей. На рисунке 6 француз-ский тестон: на лицевой стороне изображен ко-роль Генрих II (1547 —1559) в лавровом венке, на оборотной — полумесяц под короной — личный герб Генриха II и его девиз. Некоторые тесто-ны XVI в. отличались высоким искусством в пе-редаче портрета.

Над изготовлением монетных штемпелей рабо-тали выдающиеся мастера-медальеры эпохи Воз-рождения. Например, должность чеканного ма-стера папского монетного двора одно время за-нимал знаменитый ювелир и скульптор Бенвенуто Челлини.

Тестоны чеканились в Швейцарии, Южной Германии, Франции и Португалии.

Самой крупной серебряной монетой Европы XVI — XVII вв. были талеры, названные так по месту их первоначальной чеканки — Иоахимсталю в Чехии. Серебряный талер весил 27—30 г. В XVI—XVII вв. талеры чеканили также в Германии, Италии, Нидерландах, Швеции, Голландии. На рисунке 7 мы видим голландский левендаальдер — талер со львом. На лицевой

стороне изображен стоящий рыцарь с гербовым голландским щитом, на оборотной — лев.

В России XVI — XVII вв. талеры были из-вестны под названием «ефимков». От слова «та-лер» происходит современное название — доллар.

Из золотых монет средневековой Европы ши-рокое распространение получили дукаты, впер-вые появившиеся в Венеции в конце XIII в. (рис. 8). Венецианские дукаты весили около 3,5 г. На одной стороне дуката изображался венецианский дож, принимающий знамя из рук св. Марка, считавшегося покровителем Ве-неции; на другой стороне монеты — Христос. В латинской надписи на монетах этого типа было слово «дукатус», т. е. герцогство (имелась в виду Венеция). Отсюда происходит название этой монеты. Другое название дуката — це-хин происходит от итальянского «цекка» — монетный двор. В подражание венецианским золотые дукаты чеканились и в других странах Европы, например в Чехии и Венгрии. На рисун-ке 9 мы видим венгерский дукат. На лицевой стороне монеты — гербовый щит, окруженный легендой: «Милостью божьей Сигизмунд, король Венгрии», на оборотной — святой Ладислав.

В Англии при короле Эдуарде IV (1461—1483) начали чеканить золотые монеты — розенобль — нобль с розой (рис. 10) (нобль — «превосходный», «знаменитый»). На лицевой стороне монеты — король, стоящий на корабле. В правой руке короля — меч, в левой — щит с английским и французским гербами. На корабле — изображение белой розы. На оборот-ной стороне розенобля — солнце на кресте из гербовых лилий, между лучами креста — че-тыре леопарда. В центре солнца — роза. Есте-ственно, что такие великолепные монеты не могли не вызвать подражаний. На рисунке 11 изображен голландский нобль 1583 г. Этот нобль очень похож на предыдущий, но гербо-вый щит другой, местный.

В средневековых городах Европы обращались и арабские дирхемы, поступавшие из Северной Африки, арабской части Испании и т. д., а так-же византийские монеты.

Не удивительно, что при таком многообразии монет в городах появились менялы. Лавка меня-лы обычно располагалась недалеко от городского рынка. Здесь можно было обменять любые ино-странные монеты на местные: меняла тщательно взвешивал монеты и определял их качество. Ме-нялы не только обменивали деньги, но и брали их на хранение, давали деньги взаймы под боль-шие проценты.Средневековые менялы — это первые банки-ры. Часто роль банкиров выполняли монастыри, надежно хранившие за своими стенами большие денежные богатства.



Похожие статьи