Пословицы с бсп. Бессоюзное сложное предложение

Разделы: Русский язык

Цель урока : создание условий для усвоения новых знаний о бессоюзном сложном предложении, используя элементы исследования, в незнакомом для учителя классе, который готовится к ГИА

Задачи урока:

  • образовательные: формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями БСП; определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания
  • развивающие: формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развивать умения сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать
  • воспитательные: воспитывать уважение к урок и предмету в целом; воспитание взаимоуважения и взаимопомощи (нравственные категории доброты).

Духовно-нравственные категории, рассматриваемые на уроке: доброта, взаимопомощь, взаимоуважение.

Оборудование урока:

  • экран;
  • ноутбук;
  • проектор;
  • CD-диск с презентацией по теме урока;
  • индивидуальные карточки с заданиями;
  • тетради;
  • индивидуальная карта учащегося;
  • учебник под ред. М.М. Разумовской «Русский язык. 9 класс» – Москва: «Дрофа», 2006.

Ход урока

Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, что на сердце твоё откликается,
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.

Организационный момент.

I. Фаза вызова

– Я собираюсь поступить в аспирантуру и пишу исследовательскую работу о сложных предложениях. Вы изучили эту тему? Мне нужна ваша помощь.

Работа с эпиграфом.

– Прочитайте эпиграф, сформулируйте главную мысль (с доброты человек начинается ). Подберите синонимы к слову «доброта» (добродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие ). Какой смысл заключен в слове «доброта»? (отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим ).

– Я думаю, ребята, вы все откликнитесь на мое предложение и поможете мне.

На протяжении всего урока проводится акция: знаешь сам – помоги другому (на доску вывешивается плакат с названием акции).

– Проверим ваши знания (подготовка к ГИА ).

Сильным учащимся раздаю карточки, остальные работают с учителем.

Карточка 1

Толстые сосульки, свисавшие с крыши, обтаивали на солнце.

Капли, падая с них, звонко ударяли о лед.

Карточка 2

Составьте из простых предложений ССП, СПП и БСП. Запишите их, составьте схемы.

Подлинная добродетель подобна реке.

Чем она глубже, тем меньше шумит.

Карточка 3

Составьте из простых предложений ССП, СПП и БСП. Запишите их, составьте схемы.

Поговоришь с добрым человеком.

Солнечный луч озарит твою душу.

Карточка 4

Составьте из простых предложений ССП, СПП и БСП. Запишите их, составьте схемы.

Луна стоит над прозрачной горой.

Неверным светом залита окрестность.

Обращение к слайдам презентации. (1 слайд)

по ходу составления предложений учащимися, они появляются на экране

– Что вы знаете о сложных предложениях? Виды сложных предложений?

– Среди предложений назовите «третье лишнее» (БСП).Почему? еще не изучали).Что вызвало затруднение при работе с карточками? (БСП) Что знаете о БСП? Назовите БСП. (предложения появляются на экране – слайд 2) Слайд 2

Зачем изучать БСП, если вы знаете, что это такое? (знаки препинания вызывают затруднение) Какие знаки препинания могут стоять между частями БСП? (. ; : - )

(учитель на доске изображает эти знаки)

(выходим на проблему: какой знак препинания поставить между предикативными частями БСП и от чего будет зависеть постановка этих знаков?).

Формулировка учащимися темы и целей урока.

– Что связывает предложения, с которыми вы работали, и данный эпиграф? (тема )

II. Фаза осмысления

– Для решения проблемы проведем небольшое исследование.

– С чего начнем исследование? (внимательно читаем и изучаем, сравниваем все три предложения: что общего? чем они отличаются?)

– Какие отличия вы можете отметить в смысловых отношениях данных предложений? (ученики выявляют следующее: между предикативными частями ССП отношения равноправные, союз и подчеркивает последовательность происходящих действий; в СПП – неравноправные, союзы придают различные смысловые оттенки (условие, время, причина). В БСП эти отношения выражены менее четко, они зависят от содержания входящих в них предикативных частей. В БСП велика роль интонации, которая диктует необходимость постановки определенных знаков препинания).

Анализируем каждое БСП (слайд 2) и результаты записываем в схему.

Работа с учебником(параграф 23, стр. 131). Сверяем полученные результаты

  • – Кому понятно частично? Поднимите одну руку.
  • – Кто ничего не понял? Встаньте.
  • – Кому понятно всё? Поднимите обе руки.

Закрепление.

– Кто понял все или частично – работают по карточкам.

Карточка 1

  1. Ближнего обидеть – самому в беде быть.
  2. Говори смелее: будет вернее.
  3. Все равно: что в лоб, что по лбу.

Карточка 2

Объясните постановку знаков препинания

  1. Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце.
  2. Совесть потеряешь – другой не купишь.
  3. Широкая радуга стояла за лесами: там где-то, за озером, шел небольшой дождь.

Карточка 3

Объясните постановку знаков препинания

  1. Ближнего Ближнего обидеть – самому в беде быть.
  2. Войдешь в дом с поклончиком – уйдешь с гостинчиком.
  3. Всем угодишь – себе насолишь.

Карточка 4

Объясните постановку знаков препинания

  1. Ближнего Делаю добро – чувствую себя хорошо..
  2. Поступаю плохо – чувствую себя плохо.
  3. Не имеешь добрых дел – не говори о доброте.

Карточка 5

Соберите пословицы. Запишите БСП. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

– Остальные работают с учителем (слайд 3)(объяснить постановку знаков препинания).

– Найдите «третье лишнее» (загадка) . Почему?

На протяжении всего урока учащиеся помогают друг другу.

– Составьте синквейн по данным текстам (для тех, кто справился с карточками)

Твори добро -
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши,
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой
униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь - действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных - доброта. (Т. Кузовлева)

Дарите, люди, тёплые слова!
Чтобы от них кружилась голова.
Чтоб сладким был - словесный добрый мёд!
Чтобы слова топили в сердце лёд!

Ведь слово может душу излечить,
А может просто ранить и убить.
Ведь слово может красоту создать.
А может очернить, и оплевать...

И не жалейте добрые слова,
Чтобы цвела зелёная трава!
Чтобы не плакать от укуса ос.
Не кактус, а жасмин душистый рос.

Ведь в слове каждом целая страна!
От злого начинается война,
И зарождаются обиды, месть...
А сколько слов?! Их всех не счесть...

Дарите, люди, тёплые слова!
И пусть умолкнет злобная молва!
Давайте будем счастье создавать!
Ведь слово - это мир и благодать!

Алгоритм написания синквейна

Вывод: главным ведущим признаком, определяющим выбор знаков препинания в БСП, являются смысловые отношения между предикативными частями сложного предложения и степень их распространенности, а также замедленный темп речи, паузы между предикативными частями.

– В каких текстах используются знаки препинания в БСП? (описание природы, пословицы, поговорки, загадки)

– Итак, БСП с запятой и точкой с запятой часто используются художниками слова в описаниях природы, а БСП с двоеточием и тире – в пословицах, поговорках, афоризмах, загадках.

– Обращение к эпиграфу и к названию акции (Объяснить постановку знаков препинания).

III. Рефлексия

(слайд 4)

Домашнее задание по выбору (слайд 5)

Индивидуальная карта оценивания ученика (Ф.И.)
Содержание Работа с эпиграфом повторение исследование закрепление синквейн Участие в акции рефлексия
Работа по карточке Работа с учителем Работа по карточке Работа с учителем
оценка
Общая оценка

Найди и выпиши пословицы и поговорки на правило :

Дефис между:

1. Подлежащим и подлежащим, выраженных именем существительным или местоимением,

2. Между сказуемым и сказуемым, выраженных глаголом,

3. Подлежащим, выраженным именем существительным или местоимением, и сказуемым, выраженным именем прилагательным.

Пословицы и поговорки с дефисом

1. Хлеб — всему голова.

2. Курить — здоровью вредить.

3. Два сапога - пара, да оба на левую ногу надеты.

4. Хлебом не корми - дай воды попить.

5. Сколько волка не корми - он всё в лес смотрит.

6. Слово — дорого, а молчание — золото.

7. Слово не воробей — вылетит, не поймаешь.

9. Любишь кататься — люби и саночки возить.

10. Волков бояться — в лес не ходить.

11. Делу время — потехе час.

12. Овечка гавкнет — стадо повторит.

13. Упрямая овца - волку корысть.

14. На полатях лежать - так и ломтя не видать.

15. Знание — сила.

16. Бьёт - значит любит.

17. Целует - значит любит.

18. Назвался гру́здем - полезай в короб.

19. Как вы лодку назовёте - так она и поплывёт.

20. Голому одеться — только под подпоясаться.

21. Женатый — не проклятый.

22. Женится — переменится.

23. Сперва — аз да буки, а там — и науки.

24. Мошна туга — всяк ей слуга.

25. Борода — трава, скосить можно.

26. Банька — не нянька, а хоть кого ублажит.

27. Маленькие детки — маленькие бедки.

28. С малыми детками горе, с большими — вдвое.

29. Без матки пчелки — пропащие детки.

30. Без хозяина дом — сирота.

31. Авось да небось — родные братья, оба лежни.

32. Авось обманет — в лес уйдет.

33. Авось да небось — такая подпора, хоть брось.

34. Понадеялся на авось — и дело сорвалось.

35. Простота — хуже воровства.

36. Ума палата, а глупости — саратовская степь.

37. Голод — не тетка, пирожок не подсунет.

38. Лес рубят — щепки летят.

39. С глаз долой — из сердца вон.

40. Бесстыжему плюй в глаза — все божья роса.

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 23 2011

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES № 23 2011

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СЕМАНТИКОЙ ПРЕДСКАЗАНИЯ

В ПОСЛОВИЦАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

© л. В. ПОПОВА Московский государственный областной университет, кафедра современного русского языка e-mail: [email protected]

Попова Л. В. - Бессоюзные сложные предложения с семантикой предсказания в пословицах русского языка // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 23. С. 212-214. - В статье анализируются основные виды бессоюзных сложных предложений с семантикой предсказания. Приводится классификация по структуре различных типов конструкций.

Ключевые слова: семантика предсказания, пословица, инфинитивное предложение, императив, превентив, предостережение.

Popova L. V. - Аsyndetic composite sentences with semantics of prediction in Russian proverbs // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 23. P. 212-214 .- The article describes the principal views of conjunc-tionless compound sentences with semantics of a prediction. The classification by structure of various types of designs is resulted.

Keywords: semantics of prediction, proverb, infinitive sentence, imperative, preventive, caution.

Одним из актуальных и употребляемых видов высказывания в русском языке является предсказание. Интерес к всевозможным прогнозам, которые могут помочь преодолеть негативные ситуации, разрешить проблемы человека, возрастает в связи с различными изменениями в жизни страны и общества. Предсказание является одним из видов превентивного воздействия на человека. Конструкции с семантикой предсказания в русском языке подробно изучены не были. Целью данной статьи является описание и классификация видов бессоюзных сложных предложений (БСП) со значением предсказания на материале русских пословиц.

Семантика предсказания может выражаться в русском языке различными типами предложений. Среди них сложноподчиненные с придаточным условия, бессоюзные сложные предложения и простые предложения. Рассмотрим один из типов предложений с предсказанием -БСП. Правду говорить - себе досадить . Не унимай бешеного - пуще взбесится . За чужим погонишься - свое потеряешь . С ярыжкою поводишься - без рубахи находишься . Нами было замечено, что предсказания в форме БСП имеют определенное строение: это всегда двухчастная структура, в первой части которой может использоваться инфинитив, отрицательный императив / императив единственного числа или индикатив 2-го лица

ед. числа. По классификации Н. С. Поспелова , рассматриваемый тип конструкций характеризуется однородностью состава и обладает закрытой структурой. Закрепленный порядок следования частей в БСП с семантикой предсказания, наличие условноследственных отношений между предикативными частями - важнейшие показатели этой разновидности прогностического высказывания (предсказания).

БСП с семантикой предсказания являются одним из продуктивных синтаксических способов оформления пословицы в русском языке. Назидательная функция пословицы неоспорима, так как предсказание, находящее выражение в пословице, обобщает опыт многих поколений. Запечатленные в ней ситуации и закономерный выход из них, позволяющий избежать негативных последствий, выявляют особую структуру предсказательных конструкций в форме БСП: СИТУАЦИЯ - ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ ВЫВОД. Например: Не садись на чужого коня - среди грязи сойдешь . Дай себе волю, заведет тебя в лихую долю . На божье посягать - свое потерять .

Нельзя не отметить обобщенное значение конструкций с семантикой предсказания. действие в предложениях с предсказанием отнесено к обобщенному адресату. Предостережение, которое содержится в рассматриваемых конструкциях, тоже направлено на слушателя. Адресант не персонифицируется, но через

Филологические НАУКИ »

местоимение ты авторизуется имплицитно . Описываемая в предсказании ситуация может относиться и к предсказателю. При этом местоимение вы в рассматриваемых конструкциях не встречается. Это связано с тем, что местоимение вы показывает отстраненность адресанта от ситуации и от слушателя. Е. М. Галкина-Федорук отмечает, что «обобщенность может принимать еще более яркий смысл, если в предложении обозначается такая деятельность, которая присуща, свойственна или не свойственна всем вообще» .

Нами выявлены три основных типа БСП с семантикой предсказания: БСП, каждая из частей которого является аналогом инфинитивного предложения; БСП, в первой части которого глагол стоит в форме императива (в том числе с отрицанием) единственного числа; БСП с индикативом 2-го лица ед. числа в первой части.

Рассмотрим первый тип БСП со значением предсказания: Против явности спорить - только вздорить . Правду говорить - никому не угодить . Себя покоить - дому не построить . Это бессоюзные сложные предложения, каждая из частей которых является аналогом односоставного инфинитивного предложения. Рассматриваемый тип конструкций выражает условно-следственные отношения, которые отражают желание говорящего оградить адресата от опасности и направить на верный путь, тем самым подталкивая его к действию. С. И. Сятковский, Е. И. Воинова отмечают обобщенность и инфинитивного действия. оно может быть соотнесено с любым лицом, как говорящим (адресантом), так и с любым возможным лицом, которое может совершать действие [см.: 1, 7]. Таким образом, значение обобщенности присуще БСП, каждая из частей которого является аналогом инфинитивного предложения. нами было замечено, что в двух частях рассматриваемого типа БСП наблюдается различное соотношение видовых форм глаголов-сказуемых. Использование глаголов несовершенного вида позволяет выразить одновременность описываемых ситуаций, что характерно для утвердительных предложений: Ветер кликать - зря голос срывать . Наряду с ними существует еще один вид БСП, каждая из частей которого является аналогом инфинитивного предложения: во второй предикативной части таких предложений есть отрицание: Шире себя жить - добра не нажить . Для таких БСП характерно использование глагола совершенного вида с отрицанием, что отражает не только последовательность событий, но и результат во второй части конструкции. Соотношение видовременных и модальных форм глаголов в БСП с семантикой предсказания требует дальнейшего изучения, но уже по предварительным данным видно, что это создает оттенки в общем значении предложений подобного вида.

Вторым типом бессоюзного сложного предложения со значением предсказания является конструкция с императивом в первой части. Не рой другому ямы, сам ввалишься . Бойся вышнего, не говори лишнего . Теленка по спине не гладь - захилеет .

Заметим, что в большинстве случаев предложения данного типа включают отрицательный императив в первой части БСП. Одной из основных функций предсказания является ограждения человека от грозящей опасности, предостережение. Так, в данном случае в 1-ой части бессоюзных сложных предложений отражается ситуация, которой адресату следует избегать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. В первой части БСП преимущественно используется императив несовершенного вида. Во 2-ой части сказуемое выражается личной формой глагола совершенного вида (реже несовершенного вида), что актуализирует один из признаков предсказания - опережающее отражение действительности - предсказываемый результат. Желание побудить адресата к действию и указать на негативные последствия при несоблюдении условий лежит в основе каждого предсказания. данный тип следует относить к собственно предсказаниям, так как в рассматриваемом виде БСП сконцентрированы основные признаки особым образом организованной синтаксической конструкции, выражающей семантику прогноза и предостережения (предсказание).

Третий тип БСП с семантикой предсказания -БСП, в первой части которого глагол употребляется в форме индикатива 2-го лица ед. числа. За чужим погонишься - свое потеряешь . В суд пойдешь -правды не найдешь . Не назовешь оба берега своими - ни один твоим не станет . Обратим внимание на употребление формы изъявительного наклонения в первой части БСП. Ядерной формой выражения отношений последовательности между частями рассматриваемой конструкции является соответствие видовых форм глаголов. В обеих частях рассматриваемого БСП употребляются глаголы совершенного вида. В приведенных примерах отчетливо выражены основные признаки предсказания, среди них: наличие условно-следственных отношений, позитивная целеустановка и др. Запрет на совершение действия подтверждается негативным результатом, грозящим адресату. В рассматриваемом типе БСП существует следующая разновидность: описание положительной ситуации и, соответственно, положительный ее исход. данный тип конструкций относится к предсказанию-совету: Судью подаришь, правду победишь -описание бытовой ситуации при обращении в суд: считалось, что нужно принести подарок судье, чтобы выиграть дело. Второе лицо единственного числа глаголов в каждой из частей БСП данного типа указывает на обобщенность адресата, на отношение ситуаций, описываемых в предсказании, ко всем, в том числе и к адресанту.

Подводя итог, следует отметить, что предсказания являются лингвокультурными текстами, в которых сосредоточено отражение мудрости и знаний поколений. БСП является наиболее активным в пословицах типом конструкций с семантикой предсказания. Нами установлены основные типы таких предложений: БСП, каждая из частей которого является аналогом инфинитивного предложения; БСП, в пер-

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Гуманитарные науки ♦ № 23 2011 г.

вой части которого глагол стоит в форме императива (в том числе с отрицанием) единственного числа; БСП с индикативом 2-го лица единственного числа в первой части.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воинова Е. И. О соотношении инфинитивных и безличных предложений // Русский язык в школе. 1958. № 2. С. 12-15.

2. Галкина-Федорук Е. М. О двусоставных и односоставных предложениях в современном русском языке // Филологические науки. 1959. № 2. С. 2.

3. Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М.: Наука, 1973. 351 с.

4. Ковалева С. 7000 золотых пословиц и поговорок. М.: АСТ: Астрель, 2007. 479 с.

5. Меткое русское слово. СПб.: Авалонь, 2008. 512 с.

6. Поспелов Н. С. О грамматической природе сложного предложения // Вопросы синтаксиса современного русского языка. М.: Учпедгиз, 1950. С. 321-337.

7. Сятковский С. И. О принципах классификации простого предложения в современном русском языке (на материале односоставных неопределенно-личных и обобщенно-личных предложений) // Русский язык в школе. 1965. № 3.

  1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части тесно связаны между собой по смыслу, например: Бледные щёки впали, глаза сделались большие, большие, губы горели (Лермонтов); День был серый, небо висело низко, сырой ветерок шевелил верхушки трав и качал листья дерев (Тургенев); Поезд ушёл быстро, его огни скоро исчезли, через минуту уже не было слышно шумa (Чехов); Рябое лицо Николая покрылось красными пятнами, его маленькие серые глаза не отрываясь смотрели на офицера (Горький).

    Примечание. Если между частями бессоюзного сложного предложения, разделенными запятой, находится вводное слово, то в качестве дополнительного знака возможна постановка тире, чтобы показать, к какой из частей сложного предложения относится вводное слово, или чтобы подчеркнуть присоединительный характер второй части. Например: Где-то стучит мотор, – видимо, поблизости находится мастерская; Злые собаки лаяли на задворках, не решаясь выбежать навстречу бричке, – должно быть, отучили их от этой привычки проезжие солдаты (Саянов).

  2. Если части бессоюзного сложного предложения более отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые, то между частями предложения ставится точка с запятой. Например: Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари (Лермонтов); Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши (Тургенев); Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их (Горький).

    Если бессоюзное сложное предложение распадается на части (группы предложений), по смыслу отдаленные друг от друга, то между ними ставится точка с запятой, а внутри этих частей образующие их простые предложения разделяются запятыми. Например: Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса (Тургенев); Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели; только не сжата полоска одна (Некрасов).

    Если в сложном предложении бессоюзное соединение частей сочетается с союзным, то нередко между частями, соединенными без союзов, ставится точка с запятой, а между частями, связанными союзом, ставится запятая. Например: Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая, лошадь ободрилась и Владимир успокоился (Пушкин); Обед кончился; большие пошли в кабинет пить кофе, а мы побежали в сад шаркать ногами по дорожкам, покрытым упавшими жёлтыми листьями, и разговаривать (Л. Толстой).

§ 117. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится:

1) если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить слова «а именно»), например: В самом деле, шинель Акакия Акакиевича имела какое-то странное устройство: воротник её уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачивание других частей (Гоголь); Об одном прошу вас: стреляйте скорее (Лермонтов); Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвижно на сене: тело нежится и томится, лёгким жаром пышет лицо, сладкая лень смыкает глаза (Тургенев); Сделай план квартиры: как расположены комнаты, где двери, где окна, где что стоит (Горький); Тёмный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые (Пришвин); Тут его осенила мысль: партизаны должны быть где-то здесь поблизости (В. Полевой); Про себя Данилов сформулировал задачу так: из доктора Белова надо сделать начальника поезда (В. Панова);

2) если в первой части посредством глаголов видеть, смотреть, слышать, понимать, узнать, чувствовать и т. п. делается предупреждение о том, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание (в этих случаях между обеими частями обычно можно вставить союз что ), например: Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну (Лермонтов); Ты сам заметил: день ото дня я вяну, жертва злой отравы (Лермонтов); Помню также: она любила хорошо одеваться и прыскаться духами (Чехов); Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти (Н. Островский); Он видел: вставала земля из пепла, непокорённая земля, неистребимая жизнь . Но (без интонации предупреждения перед второй частью): Слышу, земля задрожала – запятая вместо двоеточия;

3) если в первой части имеются глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и т. п., а также глаголы со значением действия, предупреждающие о дальнейшем изложении и допускающие вставку после себя слов «и увидел, что», «и услышал, что», «и почувствовал, что» и т. п., например: Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными волосами (Лермонтов); Мы проехали мимо пруда: на грязных и отлогих берегах ещё виднелись ледяные закрайки (Аксаков); Обломов очнулся: перед ним наяву, не в галлюцинации, стоял настоящий действительный Штольц (Гончаров); Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь… (Тургенев); Он подумал, понюхал: пахнет мёдом (Чехов); Лукашин остановился, посмотрел: во рву скапливалась вода, снег был белый как сахар (В. Панова). В этих случаях встречается также постановка тире вместо двоеточия для передачи различных дополнительных оттенков значения, например: Посмотрел на прорубь – вода дремала (Шишков); Он выглянул из комнаты – ни одного огонька в окнах (В. Панова), – однако в целях оправданной унификации предпочтительнее ставить двоеточие;

4) если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз потому что, так как, поскольку ), например: Он покраснел: ему было стыдно убить человека безоружного… (Лермонтов); Напрасно вы смотрите кругом во все стороны: нет выхода из бесконечных тундр (Гончаров); Хорошо, что Лемм нас не слышал: он бы в обморок упал (Тургенев); И Жилин приуныл: видит – дело плохо (Л. Толстой); Он даже испугался: так было темно, тесно и нечисто (Чехов); Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука (Горький); В Мексике похвалить вещь в чужом доме нельзя: её заворачивают вам в бумажку (Маяковский); Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических мучений (Н. Островский); Степан боялся подойти к обрыву: скользко (Шишков);

5) если вторая часть представляет собой прямой вопрос, например: Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (Чехов); Ты мне лучше вот что скажи: правда, что к Маякину сын воротился? (Горький); До сих пор удивительным и неразгаданным остаётся: кто же в эту роковую ночь дивизионную школу снял с караула? (Фурманов); Я ехала сейчас, говорила с вами и всё думала: почему они не стреляют? (Симонов).

§ 118. Тире в бессоюзном сложном предложении

Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится:

1) если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий (между обеими частями можно вставить союз и ), например: Иван Иванович подошёл к воротам, загремел щеколдой – изнутри поднялся собачий лай (Гоголь); Вдруг дверь каморки быстро распахнулась – вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы (Тургенев); Игнат спустил курок – ружьё дало осечку (Чехов); Упадёт луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (Горький);

Примечание. В произведениях писателей-классиков, изредка и в современной художественной литературе, вместо тире в рассматриваемом случае встречается двоеточие, например: Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец… (Пушкин); Мы ехали сзади: никто не видал (Лермонтов); Мелкий дождь сеет с утра: выйти невозможно (Тургенев); Володина лошадь хромала: папа велел оседлать для него охотничью (Л. Толстой); Заботы, огорчения, неудачи измучили бедного батюшку до крайности: он стал недоверчив, желчен… (Достоевский);

8) если вторая часть представляет собой присоединительное предложение (перед ним можно вставить слово это , которое иногда имеется в самом предложении), например: На стене ни одного образа – дурной знак (Лермонтов); Инга была возбуждена, Левшин наблюдал за ней слишком пристально – это бросилось Клебе в глаза (Федин).

Вторая часть может начинаться местоименными словами так, такой, таков , например: Приказ есть приказ – так его воспитал фронт (Воробьев); Мир должен быть свободен от угрозы новой войны – таково требование всего прогрессивного человечества .

При наличии перед присоединительным предложением слова это иногда перед тире ставится еще запятая, например: Русская интеллигенция росла и развивалась в условиях совершенно зверских, – это неоспоримо (Горький); Если вам писать противно, скучно, не пишите, – это всё равно получится скверно, фальшиво (А. Н. Толстой); В такую пору надо говорить грубо и прямо, – это умнее и честнее перед нашими детьми (Леонов); Широкий подъезд был совершенно пуст, – это показалось мне странным (Каверин).

Примечание. Для разграничения случаев постановки двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях можно исходить из следующего общего положения: если основная часть высказывания (соответствующая главному предложению в сложноподчиненных предложениях) заключена в первой части, а во второй (соответствующей придаточному предложению в сложноподчиненных предложениях) содержится пояснение, раскрытие содержания первой части, изложение какого-либо факта, указание на причину, то между частями ставится двоеточие; если же, наоборот, основная часть высказывания заключена во второй части, а первая имеет подчиненное по смыслу значение (указывает время, условие и т. д.), то между частями ставится тире. Ср.: Выйти невозможно: на улице проливной дождь (основное высказывание содержится в первой части, во второй указывается причина). – На улице проливной дождь – выйти невозможно (причина указывается в первой части, во второй следствие, вывод, что составляет основу высказывания). Ср. также при сохранении того же порядка частей бессоюзного сложного предложения: Молодёжь ушла: на вечере стало скучно (ушла, потому что стало скучно). Молодёжь ушла – на вечере стало скучно (ушла, поэтому стало скучно).



Похожие статьи