Презентация основные группы сложноподчиненных предложений. Видеоурок «Основные группы сложноподчиненных предложений

Мартьяновская СОШ

Клинцовского района

Брянской области

Урок – практикум

по русскому языку в 9 классе на тему

«Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению»

Учитель: Курилова В.И.

Цель урока: 1). обучающая – закрепить знания о сложноподчинённом предложении; повторить главные признаки, по которым выделяются придаточные предложения, средства связи придаточного предложения с главным; совершенствовать пунктуационные навыки в сложноподчинённом предложении, навыки синтаксического разбора и составления схемы предложений данной конструкции;

2). развивающая : формировать навык использования сложноподчинённых предложений в речи;

3).воспитательная : способствовать воспитанию милосердия у учащихся.

Ход урока.

    Оргмомент.

    Проверка домашнего задания.

    Словарный диктант.

Традиция, чествовать, оранжерея, канонада, балет, опера, экология, резервы, ресурсы, радиофикация, электрификация, газификация, доклад, тезисы, конспект, реферат, будущее.

(Один ученик работает на закрытой доске).

Самопроверка с помощью орфографического словаря. Затем проверяется работа на доске.

4.Связный рассказ о сложноподчинённых предложениях по плану.

План.

1.Какие предложения называются сложноподчинёнными?

2.Какие группы сложноподчинённых предложений вы знаете? Расскажите об их значении и строении (к чему относится придаточное предложение, чем присоединяется, какое место по отношению к главному занимает).

(Класс слушает, приводит примеры, рецензирует ответ).

Вывод. Как определить, что перед нами сложноподчинённое предложение?

Признаки сложноподчинённого предложения.

(Таблицу показать на экране).

    Наличие второй грамматической основы.

    Наличие подчинительного союза или союзного слова.

    Возможность постановки вопроса от главного предложения к придаточному.

    Комплексный анализ текста.

Милосердие, приветливость, доброта делают человека красивым. Лицо человека, которое часто искажается злобою, становится безобразным. Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости. Неспособности жить. Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим. (Д. Лихачёв).

Беседа по тексту.

    Определите тему и основную мысль текста.

    Выпишите ключевые слова, отражающие тему текста.

    Определите стиль, докажите своё мнение.

    К какому типу речи относится данный текст?

    Определите способ связи предложений в тексте.

    Объясните выделенные орфограммы.

    Синтаксический разбор последнего предложения на доске.

    Составить схему этого предложения.

6.Р.р. Работа в микрогруппах .

1 группа. Записать предложения в исправленном виде.

1. Герой произведения выступает в защиту народа, которых он называет умным, бодрым.

2.Рядом стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней.

3.Человек постоянно ссорится с соседями, который не умеет жить.

4. Ведь счастье зачастую, где его не ждёшь, оказывается совсем не там.

5.Я учусь в школе, которая носит имя писателя, который известен всей стране.

2 группа. Продолжить предложения, используя придаточные. Определите средства связи придаточного предложения с главным.

    Природу надо беречь (почему?)…

    Не будешь тужить (при каком условии?)…

    Запоминаются те книги (какие?)…

    На привале лучше расположиться там (где?)…

    Не забывай о том (о чём?)…

3 группа. Составить памятку на тему «Если вы хотите понравиться людям…»из 4- х сложноподчинённых предложений, используя подчинительные союзы, союзные слова и советы Д.Карнеги:

    чаще улыбайтесь;

    искренне интересуйтесь жизнью других людей;

    умейте выслушать до конца говорящего с вами;

    говорите об интересующем вашего собеседник

7. Итог урока. Графический диктант (упр. 124).

8.Домашнее задание. П. 8-9. Упр. 125.

Основной принцип деятельности на учебном занятии – проблемность, которая обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся, помогает организовать творческий процесс самостоятельного познания.

Технология проблемного обучения и проектно-исследовательская технологияпозволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах, развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся, развивать творческие и коммуникативные способности школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко Волоконовский район Белгородская область»

Конспект урока по русскому языку в 9 классе

« Основные группы сложноподчинённых предложений »

подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2011

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ

Основной принцип деятельности на учебном занятии – проблемность, которая обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся, помогает организовать творческий процесс самостоятельного познания.

Технология проблемного обучения и проектно-исследовательская технология позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах, развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся, развивать творческие и коммуникативные способности школьников.

Разминка по технологии Ю.А. Поташкиной – составная часть каждого урока, которая позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся на этапе подготовки к аттестации по русскому языку в новой форме.

Последовательность этапов урока, обобщённых шагов по организации поискового учебного процесса соответствует логике проблемного обучения: постановка проблемы → поиск путей решения проблемы → формулировка вывода.

Применение компьютерной презентации обеспечивает восприятие, усвоение, осмысление материала, отражает результаты учебной исследовательской деятельности.

Высокий темп занятия, смена видов деятельности поддерживают интерес учащихся к уроку на всём его протяжении.

Домашнее задание по выбору учащихся – это элемент разноуровневого обучения, отражающий ситуации:

  1. «выбираю → понял» («Диагностика успешности»);
  2. «выбираю → хочу понять» («Диагностика затруднений»).

Данный урок при хорошей организации проблемного и исследовательского подходов в обучении предполагает ситуацию успеха для каждого ученика, что является основным требованием любого современного урока.

ТЕМА УРОКА: «Основные группы сложноподчинённых предложений».

ЦЕЛЬ УРОКА:

  1. обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение;
  2. создать условия для развития умений формулировать учебную цель, самостоятельно выявлять связи и отношения между изучаемыми понятиями, делать самостоятельные выводы;
  3. вызвать у учащихся заинтересованность в решении проблемных, исследовательских, познавательных учебных задач

ТИП УРОКА: изучение нового материала

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: проблемное обучение, проектно-исследовательская технология.

ОБОРУДОВАНИЕ: персональный компьютер, мультимедийный проектор, проекционная доска, магнитофонная запись.

НАГЛЯДНОСТЬ: Презентация Microsoft PowerPoint «Основные группы сложноподчинённых предложений».

ЭПИГРАФ УРОКА: «Исследование – это дорога к творческому труду»

Ход урока

I. Разминка (по системе Ю.А. Поташкиной).

  1. Скандирование слов: этимология, классика, территория, беллетристика, исследование.
  2. Подбор слов – родственников к слову «исследовение» (следовать, исследовательский, следствие).
  3. Диагностика: о б о с о бление, и сс лед о вание, ра з г о рат ь ся.
  4. Фонетическая часть разминки:

в каком слове букв меньше, чем звуков: обособление, полёт, польёт.

  1. Развести по значению и написанию:

светит по-весеннему, по весеннему лесу.

6. Определение начальной формы:

обособляет, с нами, висящего.

  1. Осложнить простое предложение: Будьте всегда внимательны.
  2. Определение количества простых предложений в составе сложного: [ Тёплый ветер проходит лениво над полем, перебирает тяжёлые наливающиеся колосья ] , и [ во ржи открываются, вглядываются на меня и снова меркнут миловато-синие, голубые, добела выцветшие васильки ] ; [ далеко впереди, (где теряется в хлебах просёлок), стоят над землёю неподвижно белые и плотные июльские облака ] .

Составление схемы предложения: , и ; [..., (где), ... ].

  1. Вернуть предложение со знаками:

Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.

[сущ., | ~~~~~~~ |, ...].

II. Введение в ситуацию урока

Синхронное включение слайда №1 «О чём сегодня пойдёт речь?» (см. приложение 1, слайд №1) и магнитофонной записи.

Магнитофонная запись:

«Ребята, эти три предложения пока для нас являются незнакомцами. Они тщательно маскируются от нас. Выяснить их подлинную сущность в разделе «Сложное предложение» нам с вами пока не удалось.

Требуются знатоки для тщательного следствия по установлению личности незнакомцев!»

III. Получение новых знаний. Исследование

Постановка проблемы

Запуск слайда №2 «Основные группы сложноподчинённых предложений». (см. приложение 1, слайд №2).

Учитель:

Поработаем над заголовком темы учебного занятия. Вчитаемся в звучание темы. Учитывая проблемную ситуацию, возникшую при прослушивании магнитофонной записи, сформулируем учебную цель, учебную проблему.

/учащиеся формулируют вопрос-задачу:

«Какие основные группы сложноподчинённых предложений существуют в русском языке?»/

Учитель:

Нам необходимо выработать основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».

Поиск путей решения проблемы

Учитель:

Для решения проблемы необходим поиск. Работа эта нелёгкая, требующая настойчивости, внимания, самостоятельности, накопления знаний по крупицам. Но это дорога к творческому труду.

/обращаемся к эпиграфу/

Начнём учебное исследование:

1)(см. приложение 1, слайд №3)

Запишем предложения и определим в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы:

Сердце предчувствовало (что?) недоброе.

- (чей?) Мой дом находится в новом районе.

Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером.

(запуск слайда №4)

2) (см. приложение 1, слайд №5)

Подберём к данным предложениям синтаксические синонимы – перестроим предложения так, чтобы они стали сложноподчинёнными:

Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

Дом, в котором я живу, находится в новом районе.

Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.

3) (см. приложение 1, слайд №6)

Поставим вопросы к придаточным предложениям:

Предчувствовало (что?)

Дом (какой?)

Добрались (когда?)

IV. Сравнение, сопоставление, выводы.

Сравним простые и сложноподчинённые предложения и сделаем выводы (см. приложение 1, слайд №7):

  1. Придаточные предложения сходны по смыслу с второстепенными членами предложения.
  2. Три основных группы придаточных предложений соответствуют трём группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам.

Учитель:

Обобщим материал исследования. Сформулируем первую версию решения проблемно-поисковой задачи.

Ученики самостоятельно формулируют результаты учебной работы над проблемой «Какие основные группы сложноподчинённых предложений существуют в русском языке?»

  1. Основные группы сложноподчинённых предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными, изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся на подгруппы.
  2. Чтобы определить вид СПП, нужно правильно задать вопрос.

Учитель:

Проведём наблюдение-анализ.

Цель:

  1. выяснить, к чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному?
  2. каким способом придаточные прикрепляются к главному?

Запуск слайда №8 «Предложения для наблюдения и анализа» (см. приложение 1, слайд №8).

1) Комната (какая?), куда меня привели, была похожа на сарай.

2) Отец потребовал (чего?), чтобы я ехала с ним.

3) Я пришёл домой (когда?), когда уже смеркалось.

Учитель:

  1. К чему относятся придаточные предложения? (1- к существительному в главном, 2- к глаголу в главном, 3 – ко всему главному предложению).
  2. Каким способом придаточные прикрепляются к главному? (с помощью союзов куда, чтобы, когда ).

Формулировка вывода

Учитель:

Обобщим материал наблюдения-исследования. Сформулируем версию №2 решения проблемно-поисковой задачи.

Ученики самостоятельно формулируют результаты учебной работы над проблемой, определяя основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».

1 шаг: найти главное предложение;

2 шаг: определить, от чего будем задавать вопрос;

3 шаг: вспомнить, какой второстепенный член отвечает на такой вопрос:

4 шаг: сопоставить и сделать вывод (это придаточное определительное, изъяснительное или обстоятельственное);

5 шаг: определить средство связи.

Синхронное включение слайда №9 «Основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».

(см. приложение 1, слайд №9) и магнитофонной записи:

«Ваша версия верна. В русском языке существует три основных группы сложноподчинённых предложений: СПП с придаточными определительными, изъяснительное и обстоятельственными).

Слайд № 10:

V. Заключительный этап урока

  1. Рефлексия: составление синквейна.
  2. Домашнее задание: учебник, §22, упражнения 109, 110, 111, 112 – по выбору учащихся.

Приложение1

1 слайд:

2 слайд:

3 слайд :

4 слайд:

5 слайд:

6слайд:

7 слайд:

8 слайд :

9 слайд:




Игра - разминка: Перепутались простые предложения в составе СПП. Распутайте их и запишите правильно Единственная красота, невозможно лечить её. Чем еда безвкусней, чем болезнь, обворовывающая жизнь. Нет хуже врага и вора, которую я знаю, - это здоровье. Если болезнь не определена, тем она полезней для здоровья.


ПРОВЕРЬ СЕБЯ! (самопроверка) Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье. Г. Гейне Чем еда безвкусней, тем она полезней для здоровья. А. Лесаж Нет хуже врага и вора, чем болезнь, обворовывающая жизнь. «Зерцало мудрости» Если болезнь не определена, невозможно лечить её. Самарканди










Алгоритм «Порядок мыслительных операций при анализе СПП» Определить тип предложения; сколько простых предложений входят в него (найти и подчеркнуть грамматические основы). Найти главное предложение. Прочитать придаточное предложение и определить его место по отношению к главному. Определить, что поясняет придаточное (все главное, слово или словосочетание); поставить вопрос от главного предложения к придаточному. Назвать тип придаточного. Указать способ соединения придаточного предложения с главным (союзы, союзные слова, интонация). Выяснить, есть ли в главном предложении указательное слово. Объяснить знаки препинания. Составить графическую схему предложения Пополняем методическую копилку «Школьника»




СРАВНИТЕ: Сердце предчувствовало недоброе. Мой дом находится в новом районе. Мы добрались до цели нашего путешествия вечером. Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. Дом, в котором я живу, находится в новом районе. Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер. Сравнительный анализ









Похожие статьи