Храм святых флора и лавра. Церковь флора и лавра на зацепе Церковь фрола и лавра

Храм Святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе в Москве. Район в Замоскворечье, вокруг нынешней Дубининской улицы, 9, в XVI веке назывался Ямской слободой. Возникла она после сооружения здесь в 1593 году стен Земляного вала и переселения сюда ямщиков из одноименной слободы московского района Полянки.

Неизменным атрибутом любой слободы служила церковь, выстроенная в честь святых покровителей основной части населения этих общин.

Выбор святых Флора и Лавра для Ямской слободы не случаен. Именно они являются покровителями всех домашних животных, и в частности - лошадей. День почитания святых, 18(31) августа, именовали иногда «лошадиным праздником».

Фото 1. Храм святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе в Москве

История церкви

Первые упоминания о деревянной церкви на месте нынешнего храма относятся к 1642 году. Тогда она именовалась как храм великих апостолов Петра и Павла в Коломенской Ямской слободе. В честь мучеников Флора и Лавра, в ней был устроен придел и в народе ее называли не иначе, как «церковь Флора и Лавра на Зацепе».

В 1738 году в церкви случился пожар, из-за которого она полностью выгорела. Местная община испросила дозволения устроить ее из камня.

Ныне существующий храм строился по частям. Основная часть работ по возведению сооружения была завершена в 1778 году. В 1835 году были пристроены трапезная, боковые приделы и колокольня, выполненные в стиле ампир.

Современный вид церковь мучеников Флора и Лавра в Замоскворечье приобрела в 1862 году. Тогда же состоялось и его освящение.

Последним штрихом в архитектурном обличии храма стала пристройка для ризницы, возведенная в ее западной части.


Фото 2. Памятная табличка на церкви иконы Божией Матери на Дубининской, 9

Храм после революции и сегодня

После Октябрьской революции Зацепский храм превратили в склад церковных ценностей. Свозили их сюда из объектов культа Москвы, подлежащих сносу или закрытию. Так здесь появились икона святой великомученицы Екатерины и чудотворная икона Спасителя из Екатерининской церкви, располагавшихся на Большой Ордынке и в Пантелеймоновской часовне, соответственно.

В 1922 году экспроприации подверглись уже ценности самого храма, а у его стен разбили огромный Зацепский рынок.

Интересно отметить, что в сводках комиссии по изъятию храмовой утвари использовались весовые показатели конфискованного имущества в Храме Флора и Лавра на Зацепе (вес изъятого составил 28 пудов 24 фунта 66 золотников и бриллиантов 26 штук), а не естественная в таких случаях опись предметов.

Протоиерей Николай (Виноградов), настоятель храма, был арестован в 1933 году за «антисоветскую агитацию». В 1937 году его расстреляли. Собор РПЦ причислил отца Николая к лику святых в августе 2000 года, а днем его памяти принято считать 14 ноября.


Фото 3. Святые мученики Петр и Павел

В 1938 году здание церкви передают так называемым обновленцам, но из-за низкой посещаемости власти принимают решение о закрытии культового объекта. Случилось это в 1940 году.

1950 год стал черной страницей в истории Храма Флора и Лавра на Зацепе в Замоскворечье: была демонтирована глава над куполом, а колокольню просто взорвали после неудачи с разбором сооружения при помощи кирок и ломов. Правда, взрывом удалось разрушить только верхнюю часть звонницы.

В теперь уже бывшем храме устроили фабрику металлографии для производства штемпельно-граверных изделий.

В 1960 году здание храма признали историческим памятником архитектуры, но выводить промышленный объект власти не спешили.

Интересный факт. На территории храма, вплоть до 1992 года, располагался оборотный круг и начало маршрута самого известного московского трамвая с литерой «А» . «Аннушка», как ласково называли его москвичи, соединяла район Зацепы с Краснопресненским бульваром.

Из-за демонтажа рельсов, знаменитый маршрут закрыли и восстановили лишь в 1997 году по случаю 850-летия столицы. Правда, «Аннушка» теперь бегает от Чистых прудов и до района Калужской площади.

В 1991 году власти города передают храм Православной церкви, а уже 7 апреля здесь возобновились богослужения.

Главный престол возвращенного храма освятили в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», северный придел - во имя великомучеников Флора и Лавра, а южный - в честь апостолов Петра и Павла.

Восстановительные работы в основном закончили к концу 1990-х годов, а последним этапом стала установка на колокольню 3 колоколов массой в полторы, три и 5 тонн. Освятил их, а также настенную мозаику с ликами святых апостолов Петра и Павла, архиепископ Дмитровский - Александр.

Храм (церковь) святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе (Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость») расположен по адресу: Москва, Дубининская, 9, строение 1 (метро «Павелецкая»).

Скорбященская церковь. 4 марта 2017 Московский храм во имя Флора и Лавра (в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость) на Зацепе, в Коломенской Ямской слободе (Московская епархия)

Деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра в Коломенской Ямской слободе документально известна с года. Но также известно, что церковь существовала до Романовых, поскольку получала ругу, и издревле именовалась "Флора и Лавра в Ямской слободе".

С года главный престол храма был некоторое время посвящен святым апостолам Петру и Павлу. В году существовал придел во имя святителя Николая. Позже главным стал престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а Никольский придел был упразднен. По традиции храм продолжали называть Флоро-Лаврским.

В году церковь сгорела. 24 октября года священник Сергий Иванов с прихожанами получили разрешение «вместо згоревшей построить вновь церковь с приделом означенным». В сентябре года была построена церковь с приделом во имя святых апостолов Петра и Павла.

Современное церковное здание построили в году.

8 апреля 1829 года священник с прихожанами обратились в Московскую духовную консисторию с просьбой «дозволить Скорбященскую, в Ямской Коломенской слободе, церковь, по причине ея ветхости, соорудить вновь каменною, с прибавлением с северной стороны в трапезе придела во имя святых мучеников Флора и Лавра». Однако Комиссия для строений в Москве не одобрила тогда предоставленного плана и разрешение от Консистории получено не было.

31 июля года Скорбященской церкви, что в Ямской Коломенской слободе священник Алексей Иванов с причтом и прихожанами обратились к высокопреосвященнейшему Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому с особым прошением. Они просили о дозволении соорудить вновь каменное церковное здание вместо настоящей, приходящей в ветхость приходской церкви. При прошении владыке был представлен план архитектора, академика Шестакова. На плане значилось предполагаемое церковное здание с прибавлением в трапезе, с северной стороны придела во имя святых мучеников Флора и Лавра. 12 ноября 1833 года было решено выдать просителям из Консистории храмозданную грамоту.

В году новое здание храма было построено. В нем были устроены, ныне существующие престолы: главный – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», и приделы – во имя свв. апп. Петра и Павла и свв. мчч. Флора и Лавра.

В дальнейшем были предприняты частичные переделки и доработки, построенного в 1839 году здания храма. В году был разобран главный четверик храма, а в году – построена и освящена нынешняя главная церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость".

В году производился наружный ремонт храма. Внутри храма были отреставрированы иконостасы и стенная живопись. Главы на колокольне и церкви были заново позолочены. После ремонта храм был вновь освящен.

В году к храму добавлены западные пристройки.

С 1924 года в храм сносили утварь, иконы и святыни с закрывающихся московских церквей, в том числе и из взорванного храма Христа Спасителя.

В году был арестован настоятель храма и до середины года службы в храме проходят лишь эпизодически. Во второй половине 1938 года храм официально закрыт и здание передано под цех фабрики металлографических и граверных работ, возводятся перегородки и три межэтажных перекрытия, настенные росписи закрашены и частично уничтожены. Разобрана главка над основным объемом церкви.

В году снесены верхние ярусы колокольни, измельченный красный кирпич колокольни храма был использован для посыпания дорожек по подготовке Москвы к празднованию Фестиваля молодежи и студентов.

С года здание храма признано памятником архитектуры и поставлено под государственную охрану, однако продолжает использоваться под производственные цели. В году начинаются исследовательские и проектные работы по реставрации храма. К году создан проект восстановления колокольни и главки, но работы произведены не были.

Решение о передаче храма Русской Православной Церкви было принято 8 января 1991 года. Для проведения богослужений был расчищен один из производственных цехов. На Пасху 6 апреля 1991 года состоялось первое богослужение. Окончательно производство было остановлено только к августу того же года из-за нарушения экологических и пожарных норм. Территория вокруг храма была очищена от алюминиевых отходов. Под алтарем придела святых мучеников Флора и Лавра было снято около двух метров земли: фабрика сливала отходы производства в отверстия под фундамент.

К году были восстановлены барабан и глава над куполом церкви и верхние яруса колокольни, проведены и другие реставрационные работы. Воссоздана колокольня с главой. До разрушения на колокольне храма размещался колокол весом 13 тонн. Сейчас самый большой колокол весит 5,3 тонны. Фасады храма украсили мозаичными иконами.

Церковь Всех скорбящих радость, именовавшаяся чаще по приделу в честь Флора и Лавра на Зацепе, в Ямской Коломенской слободе

Коломенская-Ямская, ныне Дубининская, ул., 9

"Здесь с 1685 по 1722 г. проходила таможенная граница Москвы. По преданию, вдоль улицы была протянута цепь, чтобы возы шли для осмотра их в таможне в известном порядке, не сбиваясь в кучу. Таким образом, они стояли "за цепью". По другой версии, здесь у таможни происходила задержка или "зацепка" возов для осмотра. В одной из грамот 1640 г. написано: "В проездах мыту и перевозу и мостовщины и также и иных пошлин не имати и пропускать их без всякие зацепки". Таким образом, название Зацепских улица, площадь, вал, проезды и тупик получили от того или иного значения задержки здесь... Старое наименование Дубининской улицы, переименованной в 1922 г. по большевику И. К. Дубинину, - Коломенская-Ямская, было дано по стоявшей на ней с конца XVI в. ямской гонной слободе, ямщики которой возили по распоряжению правительства грузы и седоков в Коломну".

"Церковь документально известна с 1625 г. - тогда в ней значились в наличии "сосуды оловянные". Она сгорела в 1738 г. и была возобновлена в 1739 г.".

"Существовала до Романовых, ибо получала ругу. Означалась "Флора и Лавра в Ямской слободе". После окончания в 1593 г. Скородома ямщики были переведены с Полянки на Зацепу и выстроили здесь церковь, одноименную той, которая стояла там. В 1628 г. главный престол уже свв. апп. Петра и Павла. В 1727 г. она еще деревянная, назван придел св. Николая. 4 ноября 1738 г. церковь сгорела и прихожане поставили временный деревянный храм, испросив позволения выстроить каменный 4 апреля 1739 г. Тогда главным стал престол Всех скорбящих радость, а Никольского уже не стало.

В 1835 г. вместо прежних выстроены нынешние приделы, трапезная и колокольня в стиле ампир. Главный четверик 1739 г. разобран в 1861 г., а 16 сентября 1862 г. освящена нынешняя главная церковь Всех скорбящих радость. Около 1909 г. сделаны западные пристройки, одна из них для ризницы".

"При церкви существовала церковно-приходская школа".

В 1924-1926 гг. в храме служил пользовавшийся широкой любовью в церковном народе прот. Сергий Дмитриевич Богословский (по воспоминаниям старых прихожан). Они же рассказывали, что перед самым закрытием храм захватили "живцы" - т.е. представители так называемой "живой церкви", раскольники-обновленцы.

Сюда первоначально сносили святыни из закрывавшихся прежде церквей: так, храмовый образ св. Екатерины из церкви того же имени на Б. Ордынке, 60 был сперва передан при ее затворении в ц. Воскресения в Монетчиках, а когда и ее в 1934 г. взорвали, икону перенесли к Флору и Лавру на Зацепе. При закрытии этого последнего храма ничего не позволено было перенести далее (Н. И. Якушева).

"Церковь закрыта в 1938 г. Утварь и иконостас вывезли, роспись частью уничтожили, частью забелили. Здание заняла фабрика металлографических и штемпельнограверных работ; внутри соорудили второй этаж, провели трубы. В нижних ярусах администрация устроила кабинеты, верхние снесли. В 1957 г. красный кирпич верхнего яруса колокольни усыпал дорожки для участников фестиваля "молодежи и студентов". Через три года здание объявили памятником архитектуры. Фабрика же продолжала изготовлять алюминиевые линейки и транспортиры. Вибрация станков старила здание, кислотно-щелочные испарения разрушали стены и остатки росписей". Врата ограды и домик причта с севера также снесли: вокруг новый кирпичный забор, а перед ним прошло кольцо трамвая. В 1980 г. началась медленная реставрация, не оконченная и к 1990-у. Зато со стороны площади вид на храм полностью закрыло циклопическое здание ядовито-голубого цвета.

Церковь стоит на государственной охране под № 504.

"8 января 1991 г. подписан ордер на передачу храма верующим, но лишь за неделю до Пасхи для служб был передан один из цехов - остальные продолжали работать". "К Пасхе настоятель прот. Алексей Зотов освятил придел свв. мучч. Флора и Лавра. В августе закрыли металлографическое производство из-за превышения в десятки раз предельно допустимой концентрации алюминиевой пыли и фабрика, став швейной, переселилась в один из жилых домов. Приход просит помочь в возрождении храма кто чем может".

Зашла сегодня в храм Святых мучеников Флора и Лавра. Небольшая, ухоженная церковь. Так как вчера был праздник, храм украшен ветками, травой. Шла служба. Люди пришли причащаться. несколько кадров я все же сделала, стараясь не мешать. Хорошая служба, поют, голоса красивые. приятные. Территория чистенькая. Видно, что за ней следят. Храм 17 век. Красуется в самом центре Тулы близ Машзавода. Своеобразие архитектуры и редкость цвета сделали его тульским видом. Внутри, однако, еще много работы, реставрации.

Адрес: ул. Мосина, 1, Тула

Немного истории

Церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра была известна еще в начале XVII века. Тогда она была деревянной, с приделом святых бессребреников Косьмы и Дамиана. Храм стоял в слободе, носившей его же имя - Флоровской. Это одна из древнейших тульских слобод, находившаяся за Никольскими воротами Земляного города. Никольские ворота располагались примерно там, где сегодня улица Металлистов выходит на улицу Советскую.

К 1710 году здание церкви с главным престолом было уже каменным; в 1748 году при ней с правой стороны на средства прихожан устроили каменный придел Косьмы и Дамиана. Приблизительно в то же время появился придел с левой стороны — во имя иконы Божией Матери «Знамение».

В 1771 году во время эпидемии чумы, по преданию, ознаменовалась чудотворениями Боголюбская икона Божией Матери, находившаяся в этом храме. История Боголюбской иконы такова. Благоверный великий князь Андрей Юрьевич, решив переселиться из киевских пределов в Суздальскую землю, взял с собой чудотворную древнюю икону Богоматери. Читаем в книге «Богоматерь» (1909 г.): «Когда князь приближался ко Владимиру, то недалеко от города, на том месте, где теперь расположен Боголюбов монастырь, кони, везшие икону, вдруг были остановлены какою-то невидимою силою и их никак нельзя было заставить двинуться с места. То же случилось и с новыми лошадьми, впряженными вместо прежних.

Князь Андрей <...> дал обет воздвигнуть здесь храм во имя Пречистой Девы. Уединясь в своем шатре, князь продолжал в нем свою молитву. Тут явилась ему Пресвятая Владычица со свитком в правой руке и с левой рукой, простертой на молитву к видимому в воздухе Христу. Богоматерь велела князю Андрею Свою икону поставить во Владимире, а на месте явления создать церковь и при ней устроить обитель. <...> По указаниям князя иконописцы написали превосходную икону. Богоматерь изображена во весь рост, держа в правой руке свиток, а левую подняв к небу.

От земли встают очертания монастыря, а пред Пречистой склонился в молитве князь Андрей. <...> В память того, что Богоматерь возлюбила место монастыря, монастырь с возникшим при нем городком стал называться Боголюбовым. Древняя икона была перенесена во Владимир <.„>. Новонаписанная же икона осталась навсегда в Боголюбове, получив имя Боголюбской».

Вернемся к тульскому храму Флора и Лавра. К началу 1770-х гг.«... настоящая церковь с алтарем от давнего построения пришла в ветхость, и внутрь оной во время службы Божией от собрания народного, по великоприходству, бывает весьма утеснительно, и для того приходские люди согласились всем обществом во славу Божию вместо оной церкви сооружить на том же кладбище (при приходских церквях тогда были кладбища. - Н.К.) близ оной вновь каменного здания церковь во имя Боголюбской Пресвятой Богородицы, с приделами по правую сторону Св. мучен. Флора и Лавра, по левую Св. бессребреников Косьмы и Дамиана». Так говорилось в храмозданной грамоте, данной преосвященным Феодосием в 1772 году. Сразу же началось возведение нового храма.

Вначале построили и в 1779 году освятили приделы. Главный престол с иконостасом обустроили к 1796 году. С этого времени церковь во всех актах стала именоваться Боголюбской. В народе же до наших дней удержалось ее прежнее название - Флора и Лавра.

Для времени возведения церкви было характерно смешение двух архитектурных стилей - затухающего барокко и идущего ему на смену классицизма. Приведем архитектурную характеристику храма, данную в путеводителе «Тула», изданном в 1973 году:

«Строительство церкви было начато с возведения трапезной. Элементы ее декора — закругленные рустованные углы, мансардная крыша, эллиптическая форма окон, декоративные наличники и т.п. — взяты еще из арсенала декоративных форм барокко. Но в здании самой церкви появляются уже такие типичные для классицизма формы, как довольно строгие колонные портики на обоих боковых фасадах, круглый в плане гладкий барабан над световым фонарем и т.п. Однако и здесь мы встречаем еще типичные барочные детали — граненый купол, сложная форма люкарн (окон в куполе, освещающих внутреннее пространство здания. - Н.К.), закругленные углы основного объема, ничего не несущие колонны в местах примыкания апсиды (алтарный выступ в восточной части храма. - Н.К.) к церкви. Да и квадратный в плане световой фонарь -вместо круглого барабана - представляет собою дань стилю барокко.

Очень интересно и необычно конструктивное решение церкви: ее внутреннее пространство не имеет несущих колонн, и вся нагрузка от высокой надстройки передана непосредственно на открылки свода. Такое оригинальное решение говорит о смелости и большом инженерном мастерстве зодчего, имени которого мы не знаем».

Однако в своей работе «Тульский оружейный завод» И.Ф. Афремов приводит имя архитектора, спроектировавшего основной объем храма: это К.С Сокольников. И.Ф. Афремов пишет о нем: «Как отличный зодчий-механик прославил себя построением в Туле <...> храма Флора и Лавра, где утвержденный им (минуя капитальных стен) большой купол свидетельствует о высоком искусстве и знании его в зодчестве и механике».

По мнению P.P. Лозинского, К.С. Сокольников принимал участие в построении колокольни, а не храма.

До начала XIX века при церкви оставалась старая колокольня, крытая зеленой черепицей, с железным крестом. В 1806 году прихожане подали прошение о строительстве новой колокольни. Она была возведена к 1830 году. В 1834 году был приобретен самый большой ее колокол весом в 519 пудов; средства на это - 22 тысячи рублей ассигнациями - пожертвовал купец Поддельщиков.

Главной святыней церкви была Боголюбская икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями как во время эпидемии чумы в 1771 году, так и во время эпидемических болезней в XIX веке. Напуганные приближением холеры в 1892 и 1893 годах, туляне решили устроить на этой иконе, вместо бывшей серебряной, золотую ризу. Эта риза, с бриллиантовыми розами в венце, была изготовлена в 1894 году и обошлась более чем в 7000 рублей.

Еще одной святыней являлась Феодоровская икона Божией Матери весьма древнего письма.

В храме имелся старинный ореховый, с резными священными изображениями шкаф для хранения книг и разной утвари. По преданию, он был вывезен купцами Лугиниными из Голландии и потом передан по их завещанию в церковь.

Святые мученики Флор и Лавр в России считались покровителями коневодства, поэтому в день их памяти к храму съезжался народ освящать коней.

Церковноприходская школа открылась при храме в 1894 году.

По церкви назывался Флоровский переулок (в источниках советского времени — Фроловский). Он состоял из двух частей, расположенных под прямым углом друг к другу, и, проходя рядом с храмом, соединял улицы Ильинскую (ныне ул. Ленина) и Старо-Павшинскую (ныне ул. Мосина). В 1924 году Флоровский переулок переименовали в Красный.

В справочной книге «Вся Тула и Тульская губерния», изданной в 1925 году, в списке «Тульские здания, как исторические памятники», церковь Флора и Лавра относится к стилю «петербургского барокко».

В феврале 1929 года Тульский губисполком принял решение снести церковь Флора и Лавра. От сноса ее, видимо, спасла характеристика, данная Главнаукой Народного комиссариата просвещения. Это ведомство представило заключение о том, что церковь является памятником архитектуры XVIII века.

В 1930-х годах храм был закрыт и передан оружейному заводу. Первоначально в нем разместилась заводская столовая, затем - склады, техническая испытательная станция. В 1956 году здание арендовалось «Культремснабом» областного управления культуры под склад.

К началу 1970-х годов церковь находилась в запущенном состоянии, стояла с выбитыми окнами, купол ее был лишен кровли. В середине 1970-х проведена консервация здания бывшего храма — ремонт кровли, фундамента и фасадов.

В 1991 году церковь Флора и Лавра поставлена на госохрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения.

Храм был возвращен Тульской епархии в 1990 году. Храм достался верующим с уничтоженными системами отопления и освещения, с выломанными оконными рамами. Во время нахождения в здании церкви технической станции пол был забетонирован по самые окна. Пришлось отбойными молотками разбивать бетон и выносить его куски вручную.

Сегодня при храме действуют библиотека и воскресная школа.

В 2011–2016 годах в Москве отремонтировано и отреставрировано более 700 памятников культуры. Сегодня мы рассказываем об одном из них - церкви Флора и Лавра на Зацепе. Проект стал лауреатом конкурса «Московская реставрация» в прошлом году.

Кто такие Флор и Лавр?

Согласно житию, братья Флор и Лавр - христианские мученики, жившие в II веке в римской провинции Иллирии (территория современных Албании и Хорватии). Православная и католическая церкви чтят их память 31 (по старому стилю 18) августа.

Юноши, принявшие христианство, прославились как искусные каменщики и проповедники новой веры. За уничтожение языческих идолов для построенного ими храма местный правитель приказал бросить Флора и Лавра в колодец и засыпать землёй. В Средние века христиане нашли нетленные мощи братьев и перенесли их в Константинополь; есть сведения, что русские паломники видели их в XIII–XIV веках .

По преданию, обретению мощей Флора и Лавра сопутствовало чудо: в окрестностях остановился падёж скота. Вероятно, поэтому на Руси этих святых считали покровителями животных, особенно лошадей. Некоторые древнерусские каноны даже подчёркивают, что на их иконах должны изображаться лошади, хотя в житии и зарубежных источниках таких сведений нет. Ещё одна интересная деталь касается имён святых: Флора чаще называли Фрол, а Лавра - Лавер или Лавр.

Популярность на Руси

Флора и Лавра очень уважали крестьяне и ямщики. В день поминовения святых на лошадях не работали, кормили их досыта, купали и чистили. Хозяйки пекли особое печенье с изображением конского копыта. Лошадей украшали цветами и лентами и приводили к церкви, где священники кропили их святой водой. Известны русские поговорки: «Умолил Фрола и Лавра - жди лошадям добра»; «Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр» .

О народной любви к этим святым можно судить и по художественной литературе. Например, молитва героя романа-эпопеи «Война и мир» солдата Платона Каратаева звучала так: «Господи, Иисус Христос, Никола-угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола-угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос - помилуй и спаси нас! - заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому» . Другой пример из классики, уже советской: священник отец Фёдор, персонаж романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», служил в церкви Флора и Лавра.

Но главный показатель популярности святых - число сооружений, носящих их имя. По некоторым данным, в начале XX века в России насчитывалось около 250 часовен, церквей и храмов, освящённых в их честь или имеющих приделы Флора и Лавра. Только в Москве их было пять:

Две с приделами - церковь Трёх Святителей на Кулишках (Малый Трёхсвятительский переулок, дом 4/6) и церковь Троицы Живоначальной при Ермаковской богадельне (улица Короленко, дом 2/23; сейчас не действует);

Три именных - церковь Флора и Лавра при Ермаковском техническом училище (Пречистенская набережная, дом 11), церковь Флора и Лавра у Мясницких ворот (разрушена в 1935 году) и церковь Флора и Лавра на Зацепе, в Замоскворечье (улица Дубининская, дом 9, строение 1).

Существует легенда, что церковь Флора и Лавра стояла и у стен Кремля, поэтому и ворота назывались Фроловскими. В Мясницкую слободу церковь перенесли якобы по приказу Ивана Грозного, а в середине XVII века над воротами разместили икону Спаса Нерукотворного, и царь Алексей Михайлович велел называть их Спасскими. А от церкви в Мясниках Москве остался на память Фролов переулок.

История церкви на Зацепе

По одной из версий, название улицы Зацепы, расположенной рядом с Павелецким вокзалом, означает «за цепью». В конце XVII века Земляной город, позже ставший Садовым кольцом, был таможенной границей, и здесь стоял сторожевой пост, где останавливали и осматривали все въезжавшие в столицу повозки. Постепенно имя вошло в ряд топонимов - в названия площади, вала, тупика и нескольких проездов.

Нынешняя Дубининская улица получила это название лишь в 1922 году, а раньше она была Коломенской-Ямской. Первая часть указывает, что от Зацепы начинался Коломенский тракт, а вторая - что здесь находилась ямская слобода, одна из нескольких в городе. Она переместилась сюда с Полянки в конце XVI века. Именно благодаря ямщикам в 1625 году на этом месте и появилась церковь Флора и Лавра, тогда ещё деревянная. Она простояла чуть больше века, а в 1738 году сгорела.

По просьбе местных прихожан через год здесь вырос каменный храм, но уже под другим именем - его освятили в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих радость». В 1835 году перестроили в стиле ампир его колокольню, приделы и трапезную, а в 1861–1862 годах - и основной объём (четверик). В 1909 году церковь расширилась за счёт западных притворов (пристроек).


Фотогравюра церкви Флора и Лавра на Зацепе (в Ямской Коломенской слободе).
1882 год

После революции храм превратился в своеобразный склад церковных ценностей: сюда свозили иконы, святыни и утварь со всей Москвы, в том числе и из храма Христа Спасителя. Службы проходили нерегулярно, а в 1937 практически прекратились, потому что настоятеля, протоиерея Николая Виноградова, арестовали и расстреляли «за антисоветскую агитацию». В 1938 году храм окончательно закрыли, и у него появились необычные функции: судя по архивам Московского горсовета, часть помещения занимал клуб слепых, который в 1940 году сдал площадь в аренду зоокомбинату .

Через какое-то время в бывшей церкви разместили фабрику металлографических и гравёрных работ. Производство оказалось вредным во всех смыслах: одни настенные росписи уничтожили, другие закрасили, а остатки декора страдали от кислотно-щелочных испарений и вибрации оборудования. Вносило свою лепту и трамвайное кольцо вокруг храма: здесь разворачивался трамвай А - знаменитая «Аннушка».

Здание сильно изменилось изнутри и снаружи: в нём появились перегородки и межэтажные перекрытия, а главка купола исчезла. В 1957 году колокольню пытались взорвать, но основание устояло, разрушились только верхние ярусы. Есть версия, что материал, из которого они были сложены, превратился… в праздничное украшение: толчёным кирпичом посыпали некоторые улицы в честь VI Международного фестиваля молодёжи и студентов. Впрочем, может быть, это одна из городских легенд.

В 1960 году здание запоздало было признано памятником архитектуры и попало под государственную охрану, но лишь номинально: производство осталось на месте. Фабрику начали переводить в здание на Жуковом проезде (дом 21) лишь в 1989 году , но цеха продолжали работать ещё несколько лет. В январе 1991 года город официально передал здание храма Русской православной церкви , и 7 апреля, на Пасху, в нём после долгого перерыва прошло богослужение. Примечательно, что первым освятили именно придел святых мучеников Флора и Лавра. И сейчас церковь носит два названия - храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и храм Флора и Лавра на Зацепе.

Долгожданная реставрация

Исследовательские и проектные изыскания по реставрации храма начались ещё в 1978 году. К 1985 году появился план восстановления колокольни и главки, однако к его реализации приступили лишь десять лет спустя. Патриархия РПЦ получила здание «в неудовлетворительном техническом состоянии» и по решению Горсовета должна была проводить ремонтно-восстановительные и реставрационные работы за счёт своих сил и средств . Восстановление шло медленно и многократно прерывалось.

В 2015 году церковь включили в городскую программу поддержки объектов культурного наследия. Город предоставил патриархии целевую субсидию. Работы заняли полтора года - с июня 2015 по декабрь 2016 года.



Восстановление затронуло все элементы здания:

Фасад - обновлены глава и крест, световой барабан, ротонда и портики, северная и южная паперти (включая каменные ступени), воссоздан лепной декор, нанесена защитная штукатурка;
- купол - воссоздана уникальная система деревянных стропил, проведены гидро- и пароизоляция и утепление кирпичной кладки свода;
- интерьер - в главном входе и тамбуре заменили большинство деревянных деталей, в самом храме устроили полы из каменных плит (взамен деревянного покрытия);
- инженерные системы - организовано водо- и теплоснабжение здания, налажены электрообеспечение и телефония, устроена бытовая канализация, установлена молниезащита.

Правительство Москвы признало, что все работы проведены на высоком профессиональном уровне, и отметило руководителей проекта премией конкурса «Московская реставрация - 2016». Так завершилось восстановление храма Флора и Лавра, формально начатое почти 40 лет назад.

Использованные источники

Свв. мучч. Флора и Лавра // Жития святых, чтимых православною российскою церковию, а также чтимых греческою церковию, южнославянских, грузинских и местно чтимых в России. - № 7–8: июль - август / Д.И. Протопопов. - М. : Д.И. Преснов, 1885. - С. 289–291.
Романюк С.К. Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты. М., 2016. С. 259–260.
Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. - Т. 12: Война и мир. Т. 4. - М. : Художественная литература, 1940. - С. 47–48.
ЦГАМ: Ф.179. Оп. 20. Д. 2570. Л. 20.
Решение исполнительного комитета Московского городского совета трудящихся №1016 от 19.05.1940. ЦГАМ. Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 623, Л. 114.
Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. Москва, 1980. С. 68.
Решение исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов № 1225 от 22.06.1989. ЦГАМ: Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 6430, Л. 210–211.
Решение исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов № 27 от 08.01.1991. ЦГАМ: Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 6627, Л. 368–369.

Документы предоставлены Главным архивным управлением города Москвы.



Похожие статьи