История иконы божией матери неувядаемый цвет. Икона божьей матери неувядаемый цвет, в чем помогает

Икона Божией Матери Неувядаемый цвет

Икона Божией Матери Неувядаемый цвет. Молитва. Значение.

Икона Божией Матери Неувядаемый цвет имеет большое значение для православных верующих. К Богоматери обращаются для помощи в утешении, ведь молитва перед иконой помогает справится с горем. Молодые девушки к Пречистой обращаются для помощи в поиске спутника жизни.

На образе Богородица держит на руке Сына Бога, а во второй руке у нее белая лилия, которая олицетворяет символ непорочности и девства Невесты Неневестной. На отдельных списках бывает различие, вместо лилии Богородица держит розовую ветвь, и младенец может быть то на левой руке, то на правой. Чудотворная сила и значение всех образов одинаковы.

В чем помогает икона Неувядаемый цвет.

Обращение к Богородице перед чудотворным образом помогает близким людям найти понимание между собой, помогает решить семейные проблемы супругов, сохранить им любящие отношения. Этот образ считается женским, но обратиться с молитвой может любой верующий.

Ликом Богородицы в день свадьбы благословляли молодых невест на счастливое замужество. Замужние женщины просят у лика защиты семейного очага от невзгод.

Пресвятая помогает верующим избавиться от искушений на пути семейной жизни.

Женщины просят Богородицу сделать брак счастливым, а так же сохранить семью.

Верующие говорят, что этот образ может подарить обращающимся к нему душевный покой, а так же сохранить красоту и молодость тела молящихся.

Молитвы перед образом иконы Неувядаемый цвет изгоняют мрачные сомнения, которые терзают душу, дают веру и силу в завтрашний день. Чаще всего к образу обращаются молодые девушки с молитвой о замужестве. Искренняя молитва поможет им не ошибиться с выбором спутника жизни, который будет вместе с ней и в горе, и в радости.

Юные девушки просят Мать Небесную найти истинный жизненный путь, просят о защите от порочных соблазнов, просят чтоб она передала им свои знания, наставления на праведную жизнь.

Оригинал иконы до 1757 года находился в Свято-Алексеевском монастыре Красного Села в Москве. Но этот образ был утрачен, он был заменен копией, обладающей так же силой исцеления.

В Воронеже в храме Покрова Пресвятой Богородицы находится список иконы, к нему обращаются многие прихожане. В поселке Кадом Рязанской области находится список, который почитал и очень любил Серафим Саровский.

В Самарской области в 2012 году появился на окне дома одной прихожанки местной церкви образ Божией Матери Неувядаемый цвет, к которому стали съезжаться многие верующие и богослужители с молитвами и просьбами.

Во многих музеях, в Третьяковской галереи находятся списки чудотворной иконы.

Молитва иконе Божией Матери Неувядаемый цвет

Многие иконы, будь то именные иконы, венчальные или праздничные, имеют свою историю. И особенно удивительны сказания о старинных образах, которые считаются чудотворными. Одной из таковых является икона Божьей Матери «Неувядаемый цвет» .

Откуда и когда появился на Руси образ «Неувядаемый цвет» доподлинно неизвестно, зато известно, откуда появилось такое название. Это наименование пошло от песнопения в честь Божьей Матери. Кроме того, ещё издревле сравнивали Богородицу с неувядающим цветком. На Руси икона появилась благодаря паломникам в 17-18 веках. В тот период списки с иконы стали появляться в различных русских монастырях.

Этот нечасто встречающийся в российских храмах образ горячо любим верующими людьми. Молитва перед иконой «Неувядаемый цвет» («Благоуханный цвет») помогает людям в «нашествии печали», при потере близких людей, в состоянии одиночества. Совершается много исцеление больных. Во всех этих случаях Божия Матерь помогает обрести духовные силы для преодоления испытаний, продолжения жизни, исполнения христианского долга. Одной из самых проникновенных молитв, обращенных к этой иконе Пресвятой Богородицы, является акафист.

Значение, которое имеет икона Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет» очень велико. Она сама по себе символизирует чистоту и непорочность. Поэтому перед ней молятся девушки именно о том, чтобы сохраняться свою праведность и чистоту. Особенное значение она приобретает для юных девушек, так как они испрашивают у неё помощи в выборе будущего супруга. Она нередко также используется и как венчальная икона для невесты. Ей благословляют и даруют её жене. Во время семейной жизни икона Божьей Матери «Неувядаемый цвет» помогает справиться с горестями. Которые могут выпасть на долю супруги.

Чистая и пламенная молитва к этой иконе помогает в разрешении тяжелых семейных проблем. В народе существует поверье, что икона «Неувядаемый Цвет» помогает девушкам и женщинам сохранять красоту и молодость. Эта икона для вымаливания красоты и любви окружающих людей.

Перед иконой “Неувядаемый Цвет ” верующие молятся, прежде всего, о том, чтобы сохранить себя в чистоте и праведности, а так же о вразумлении при выборе будущего супруга.

Только сегодня + подарок

Тут важно заметить, что если Феодоровская икона Божией матери стала покровительнице семьи и брака, то это как бы добрачный стандарт!

Именно такое значение имеет этот образ, а потому становится очень важным для женщин.

Икона Божией Матери “Неувядаемый цвет”, моя самая любимая, она выполнена росписью на шелке и очень-очень красивая. Вот ее изображение.

На самой иконе “Неувядаемый цвет ” и многочисленных ее списках Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на правой руке, а в левой руке у Нее – цветок белой лилии.
Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: “Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты”.
На некоторых списках вместо лилий изображены розы или другие цветы.
Списки иконы “Неувядаемый цвет” (“Благоуханный цвет” ) прославились в Москве, Воронеже и других местах Русской Церкви.

Д. Даллас привел как наиболее раннее изображение “Богоматери Неувядаемый Цвет” гравюру, исполненную в западном стиле, в венецианском издании Библия, называемая Новая Сокровищница (1612 г., греч.), в которой Богоматерь с Младенцем стоит на месяце, из головы Христа растут розы
Соединение западных элементов с темой Акафиста, по мнению этого автора, и дало новую иконографию, которая является продуктом иконографического творчества поствизантийской эпохи. Им указаны ранние православные иконописные изображения Богоматери с цветами.
Первое из них датируется около 1700 года и представляет собой контаминацию иконографии “Богоматерь Живоносный Источник” и “Богоматерь Неувядаемый Цвет”.
Среди иконографических источников этого типа икон Богоматери автор называет католическую «Rosencranzmadonna».


В них есть одна обязательная деталь - цветы, которые помещены в вазонах или сплетены в гирлянды, украшают процветшие жезлы или являются постаментом, на котором изображены Христос и Богоматерь.
Иногда на этих иконах есть пространные надписи.
Чаще всего Мария и Младенец на иконах “Богоматерь Неувядаемый Цвет” облачены в царские одежды.
Возникновению данного образа предшествовали отдельные православные иконы Богоматери, в которых или Христос, или Богоматерь держат в руках цветок.


При выяснении вопроса происхождения иконы «”Неувядаемый цвет ” если только руководствоваться данными православных сайтов или книгами типа « Православный календарь на…» то вырисовывается следующая картина.
1.Утверждают, что происхождение иконы «Неувядаемый цвет» связано с Афоном: по склонам Святой горы росли цветы-бессмертники, считавшиеся символом чистоты.
Но тогда почему на подавляющем большинстве икон относящихся к исследуемому типу изображены лилии?
Появление самой иконы в Московском царстве относят к XVII – XVIII векам. И туда икона, очевидно, попала через паломников.
Так же установлено, что наиболее древний образ, относящийся к типу икон Божией матери «Неувядаемый цвет» упоминаемый в исторических документах, относится к XVIII столетию и что он находился, появляется в Московском Свято-Алексиевском монастыре, стоявшим на месте позже построенного храма Христа Спасителя. Сам этот образ не сохранился, но остались его многочисленные копии –« списки». Но все же обращались, потому, как с художественной стороны эта икона выделялась на фоне других икон Божией матери своею привлекательностью.

Иконы “Богоматерь Неувядаемый Цвет” разнообразны, порой совершенно несхожи между собой, как, впрочем, и некоторые другие иконографии позднего происхождения.
В них есть одна обязательная деталь - цветы, которые помещены в вазонах или сплетены в гирлянды, украшают процветшие жезлы или являются постаментом, на котором изображены Христос и Богоматерь. Древнейшая и наиболее чтимая русская икона Богоматери “Неувядаемый Цвет ” прославилась в московском Алексеевском девичьем монастыре.
Ее первое упоминание относится к 1757 году, но, скорее всего, она находилась там и раньше.
Икона Алексеевского монастыря имела сложную иконографию:
На переднем плане иконы был изображен престол с кувшином и цветочной ветвью; слева (от Богоматери) - Богомладенец во весь рост, босой, правой рукой Он облокачивается на левое плечо Богоматери, в левой Его руке - скипетр; голова Богоматери склонена к Младенцу, на Ее не покрытой мафорием голове - венец, в правой руке - ветвь, обвитая лентой с надписью: “Цвете Неувядаемый!
Празднование этому образу происходило 3 апреля по старому стилю (16 апреля по новому)

“Неувядаемый цвет” – женская икона для молодости и красоты

Младенец Христос представлен стоящим на престоле, в некоторых иконах накрытом покровом с Голгофским крестом.

Но сложная композиция иконы “Богоматерь Неувядаемый Цвет” со временем практически исчезает.
По записанному в сочинении Ф. Ловцова преданию, икона “Богоматерь Неувядаемый Цвет” была принесена с Афона прихожанину церкви Малевскому-Малевичу в 1865 году, почиталась как чудотворная.

С этой иконы и был сделан список для храма Успения в Могильцах. Иконография чудотворного образа существенно отличалась от широко известной к тому времени Алексеевской святыни.
По описанию Ловцова, на ней Мария восседает на престоле, правой рукой поддерживая Младенца, стоящего на цветке, который вырастает из-под ног Богоматери.
У Младенца в правой руке держава, левая прижата к груди. У Марии в правой руке - цветы лилии. Оба они представлены в царских венцах. Венец над Богоматерью держат Ангелы. Празднование иконе происходило 31 декабря.
Точной иконографической аналогией этому чудотворному образу является икона первой трети XIX века из Центрального музея им. Андрея Рублева.

В сочинениях некоторых авторов появление иконографии “Богоматерь Неувядаемый Цвет” связывалось с чудом от цветка Богоматери, называемого “неувядаемым”.
Но упоминаний о чудотворных иконах Богоматери “Неувядаемый Цвет” на Афоне ни в сочинениях популярного духовного писателя Святогорца, в которых есть целые пассажи, посвященные богородичным цветам, ни в многочисленных русских изданиях, посвященных афонским святыням, нет.
В 1864 году, незадолго до того, как появилась в Москве икона церкви Успения на Могильцах, происходит чудо исцеления от богородичного цветка, о чем подробно сообщается в изданном Русским Пантелеимоновым монастырем “Сказании о чудесах Богоматери, совершившихся в недавнее время на Святой Горе Афон” монаха Мелетия.
Это событие, вкупе с популярными описаниями путешествий на Афон паломников, и послужило, скорее всего, импульсом к объяснению названия иконы в связи с богородичными неувядаемыми цветками и к большей популярности этой иконографии в XIX веке.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою «Неувядаемый Цвет»

О Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным! Защити всех в несчастиих к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему, Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов Твоих, за роптание наше. Буди нам Мати и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наша. О Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, возстающих на нас. О Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наша душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшнем суде Сына Твоего. Емуже мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

“Неувядаемый цвет” – женская икона для молодости и красоты

Тропарь, глас 5
Преблагословенная Богородице Дево, покланяемся Твоему пречистому образу, Тебе поем хвалебную песнь, Тебе приносим нужды, горе и слезы, Ты же о, кроткая Заступнице наша, Тебе так близки земные печали, приими наша воздыхания, помози нам и от бед спаси. Неустанно бо и со умилением да зовем Ти: радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души к Богу возводиши.

БОНУС: Молитвенный ритуал на красоту с иконой «Неувядаемый цвет»

Подарок: Книга “Икона в доме”

Из которой вы узнаете, как правильно создать дома иконостас , а так же, что делать с иконами и изображениями ликов святых

Только сегодня аудио-каст + брошюра “Неувядаемый цвет – женская икона для молодости и красоты” + подарок

На греческом острове Кефалония не одно столетие существует светлая традиция. В святой праздник Благовещения верующие приносят в Церковь скромные белые цветы, подобные тех, какие архангел Гавриил преподнес Богородице с вестью о воле Божьей стать матерью Спасителя.

Молодая смущенная девушка приняла дар Гавриила, и с тех пор цветок лилии стал олицетворением Богородицы, как символ чистоты и невинности. Помня об этом явлении православные христиане, чувствующие защиту и покровительство Богоматери, кладут хрупкие цветы на киот перед иконой, где они остаются на долгие пять месяцев без полива и лучей солнечного света.

А в праздник Успения всякий раз случается невероятное событие - чудесным образом усохшие стебли наполняются соком, выгоняются новые стрелки бутонов и храм наполняется дивным благоуханием и роскошным цветением лилий. Это и есть неувядаемый цвет. Священники гласят, что подобно цветку душа человеческая способна усохнуть, потеряв божественную искру. Но стоит вновь обрести веру, как очерствевший дух, с помощью молитвы и доверия к Христу, вновь приобщается к милости Богородицы.

Описание

Поскольку первоначальный образ Богородицы утрачен и ее изображение восстанавливали по многочисленным сохраненным церковным свиткам, то единого прообраза нет. Чаще всего Деву Марию изображают в праздничных одеждах синего или красного цвета украшенных лентами. Одной рукой Богоматерь поддерживает Богомладенца, а второй держит ветвь лилии с распустившимся бутоном. Лик Царицы Небесной изображен мягким и нежным.

Синодом допускаются вариации в образе:

  • Иисус поддерживается как правой, так и левой рукой Богородицы.
  • Голова Матери Божьей может быть прикрыта покрывалом, с короной или непокрытой вовсе.
  • Христос изображается как младенцем, так и отроком в богатых одеждах с короной на голове. В руках держит свиток или державу.
  • Цветы могут отличаться по сорту, оттенку и пышности.

Отмечено, что чем старше и древнее икона, тем тщательнее на ней прорисованы детали. Сюжет может дополняться изображением трона, цветочных гирлянд и присутствующими апостолами.

Значение

Икона «Неувядаемый цвет» с древних времен символизирует невинность, чистые помыслы и неувядающую красоту души пред страданиями и горем. Непорочность и целомудрие, исходящие от Матери Божьей, являются эталоном для молодых незамужних девушек и холостых юношей, мечтающих найти свою половину для создания крепкой семьи.

Часто образом Богоматери благословляют невест на замужество и провожают в супружескую жизнь, проведя Таинство Венчания. Глядя на прелестный образ Девы Марии женщины разных возрастов молят о сохранении здоровья и красоты. Одинокие христиане обоего пола, преклонившись пред иконой, просят одарить светлым чувством любви, унять тревоги и получить признание у окружающих людей.

О чем молятся иконе и как помогает «Неувядаемый цвет»

Богородица всегда считалась главной заступницей православных христиан. Несмотря на то, что к иконе «Неувядающий цвет» больше обращаются женщины, то искренняя молитва о милости Матери Божьей допустима людям обоего пола и самых различных возрастов.

Молодые юноши и девушки просят:

Замужние дамы и солидные мужи молят:

  • Об усмирении душевных и плотских страстей.
  • О помощи в преодолении преград.
  • О взаимопонимании в супружеской жизни и сохранении любящих отношений.
  • О спокойном будущем времяпровождении в кругу семьи.
  • О правильном воспитании детей.
  • О решении при возникновении семейных невзгод и сохранения домашнего очага.
  • О сохранении красоты души и тела.

«Неувядаемый цвет» помогает обрести:

  • Душевный покой.
  • Утешение после печальных известий.
  • Обрести угасшую веру во Христа.
  • Найти силы для преодоления преград и одолевающих мрачных мыслей.
  • Получить надежду в завтрашнем дне.
  • Избавиться от тревог.

Икона «Неувядаемый цвет» считается чудотворной. Молитва перед ней помогает очиститься от негатива, раздражения и обиды. Богородица с радостью смягчает очерствевшие сердца и возвращает угасшие чувства. Воспитанные в вере христиане молят Деву Марию о наставлении на истинный путь, и просят одарить знаниями о Господе подрастающее поколение.

Икона в доме

Домашний иконостас. Обычно икону располагают в домашнем иконостасе вместе с остальными ликами или ставят на специально оборудованную полку в восточной стороне жилища.

Хорошим украшением «Неувядаемого цвета» считается кружево, живые цветы или веточки вербы. Необходимо помнить о регулярной уборке домашнего киота, образ нужно поддерживать в чистоте.

Уважительное отношение к святому изображению многократно усиливает молитву верующего.

Также допустимо размещение иконы в комнатах:

  • Супружеская спальня. Любовные отношения между супругами не считаются грехом, а ведут к продолжению рода человеческого.
  • Девичья спальня. Образ помогает сохранить чистоту помыслов и удержаться от греховных мыслей.
  • Детская спальня. Под покровительством Богородицы детский сон будет чистым и светлым.

Особых требований к размещению иконы у священнослужителей нет. Поместить икону возможно в любом месте дома.

Читайте также:

Молитва

О, Пре­свя­тая и Пренепорочная Ма­ти Де­во, на­деж­до хри­сти­ан и при­бе­жи­ще греш­ным! Защити всех в несчастиях к Те­бе при­бе­гаю­щих, услы­ши стенания на­ша, приклони ухо Твое к молению на­ше­му.

Вла­ды­чи­це и Ма­ти Бо­га на­ше­го, не пре­зри требующия Твоея по­мо­щи и не от­ри­ни нас греш­ных, вразуми и нау­чи нас, не от­сту­пи от нас, ра­бов Тво­их, за роптание на­ше.

Бу­ди нам Мать и Покровительница, вручаем се­бе милостивому По­кро­ву Тво­ему. Приведи нас, греш­ных, к тихой и безмятежной жиз­ни, да оплачем гре­хи наши. О, Ма­ти Ма­рие, на­ша преблагая и ско­рая За­ступ­ни­це, по­крый нас Сво­им хо­да­тай­ством, защити от вра­гов ви­ди­мых и не­ви­ди­мых, умягчи серд­ца злых лю­дей, возстаю́щих на нас.

О, Ма­ти Гос­по­да Творца на­ше­го! Ты еси Корень Девст­ва и Неувядающий Цвет чис­то­ты и це­ло­муд­рия, пошли по­мощь нам не­мощ­ным и обуреваемым плот­ски­ми страсть­ми и блуждающим сердцами. Про­све­ти наши ду­шев­ныя очи, да ви­дим пу­ти прав­ды Бо­жия.

Бла­го­да­тию Сы­на Тво­его укре­пи на­шу слабую волю во ис­пол­не­ние за­по­ве­дей, да избавимся от вся­кия бе­ды и на­пас­ти и оправданы будем Тво­им пречудным заступлением на Страшнем Су­де Сы­на Тво­его, Ему­же мы воздаем сла­ву, честь и поклонение ны­не и прис­но, и во ве­ки ве­ков. Аминь.

Людям далёким от веры может показаться, что образ «Неувядаемый цвет» все лишь красивая картинка, однако тысячи верующих говорят о скорой помощи Богородицы, о её заступничестве и опеке над просителями.

Полезное видео

Икона Божией Матери "Неувядаемый Цвет"...

16 апреля
День памяти

Иконы Божией Матери "Неувядаемый Цвет"

Празднование в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет» совершается 3/16 апреля, а в честь родственного ей и на сегодня уже почти совсем сблизившегося с ней более позднего списка образа «Благоуханный цвет» – 15/28 ноября.

В более древних образах различие заключалось в следующем. На иконе «Неувядаемый цвет» Богомладенец восседал на правой руке Богородицы, а на иконе «Благоуханный цвет» – на левой. В современных иконах часто эти различия не соблюдаются.

В чем помогает икона.
Образ Божией Матери «Неувядаемый цвет» – иконописное воплощение целомудрия и чистоты, прежде всего, как свойств духовных, поэтому молящимся перед ней Богородица дарует помощь в обретении и сохранении этих чудесных и спасительных для каждого нас качеств. Целомудрие – целостность мудрости, внутренний покой, душевная тишина, смирение и кротость, они даруют женской натуре ту стойкость духа, какую более не найти нигде.

Молитва перед этим образом помогает в сохранении брака, укреплении семьи, в разрешении семейных проблем, в преодолении горестей, которые иногда случаются в нашем быту.

Искренняя и усердная молитва перед иконой «Неувядаемый цвет» наставляет на верную дорогу духовно страждущих, помогает найти силы перенести глубокие печали, не обессилеть от разочарования, избавляет от уныния и тяжелых помыслов.

Молитва первая
Ц
арице моя преблагая, надежде моя, Богородице, приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохранишимя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
О , Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным! Защити всех в несчастиях к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему. Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов твоих, за роптание наше. Буди нам Мать и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наши.
О, Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, воздающих на нас. О, Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наши душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшном суде Сына Твоего. Ему же мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь иконе
Р адуйся, Богоневесто, жезле тайный, Цвет Неувядаемый процветший, радуйся, Владычице, Ею же радости наполняемся и жизнь наследствуем.

Об истории и значении иконы


Богоматерь Неувядаемый Цвет,
XVIII век, Третьяковская галерея
История происхождения иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет» трогательна и одновременно величественна. С давних пор на острове Кефалония, расположенном близ Афона, очень красивого и самого большого острова в Ионическом море, есть традиция – ее сохраняют и теперь: в день Благовещения Пресвятой Богородицы сюда приносят белые цветы, подобные лилии, с которой в руке к Пречистой явился архангел Гавриил, чтобы явить Ей волю Божию о Ней. Цветы трепетно и бережно кладут под киот, к Ее лику, и там они остаются до самого праздника Ее Успения без воды и без солнечного света. Но происходит чудо: спустя почти пять месяцев стебли их, высохшие, находившиеся в полумраке, невероятным образом наполняются влагой, оживают, вместо засохших соцветий возникают новые бутоны и распускаются в белые пышные цветы – вот он, «неувядаемый цвет»!






Привезена с о. Родос Греция.
Находится в Москве
Считается, что от первого афонского списка, который распространился в православном мире, возникло три основных – греческий, русский, болгарский. От них в свою очередь произошли последующие варианты, что и породило это удивительное иконографическое разнообразие. По времени создание первого, греческого оригинала этой иконы относят к XVI–XVII, а появление ее в России – к XVII–XVIII векам. Один из первых почитаемых списков попал через паломников в Московский Свято-Алексеевский монастырь, первое упоминание о котором датировано 1757 годом, и именно в ее честь совершается празднование 3/16 апреля. Откуда пришла иконография образа, доподлинно неизвестно, но есть предположение, что с Балкан.





Москва, Оружейная палата,
конец XVII в. Оклад - серебро
Примерно в то же время в Центральной и Южной России появляются другие списки, и разнообразие их просто грандиозно, все они великолепны, и непременный их атрибут – белые, розовые, красные цветы в вазонах, гирляндах, шпалерах, на иных образах это пышно расцветшие жезлы в руке Богоматери. Иногда цветки вплетены в нимбы вкруг главы Младенца Иисуса или составляют постамент, на котором стоит Пречистая с Богомладенцем на руках. В дивных стилизованных в той или мере соцветиях угадываются розы, лилии, бессмертники, обильно растущие по склонам Священной горы Афон и считающиеся символом не только бессмертия, но и чистоты.





Богоматерь "Неувядаемый цвет"
из церкви Покрова в Филях, Москва, 18 век
Также этот образ возник из православного иконографического наследия: в Музее Бенаки, в Афинах, хранится икона Святой Анны с маленькой Марией, датируемая XV веком. У Пречистой Девы в руке лежит белый цветок, и в этой символике отчетливо читается прообраз белой лилии, которую когда-то вручит Ей архангел Гавриил. В Государственном историческом музее находится икона XVI века «Богоматерь с Младенцем с цветком», где цветок в руке не Богородицы, а Иисуса, как и на иконе первой половины XVII века «Богоматерь с Младенцем», созданной в Белоруссии. Полагают, что этот список стал исходным для изображений короны на головах Богоматери и Богомладенца и органично вписался в канонические принципы православной иконописи.




Ярославская областная общественная организация
художников, иконописцев, реставраторов -София-
К XIX веку сложнейшие композиции иконы упрощаются, уходит обилие атрибутов, кроме короны, цветы часто обозначены одной ветвью в руке Богоматери, икона становится менее расцвеченной и по композиции, и по колориту, потому, по мнению историков и искусствоведов церковной живописи, более поздние списки уступают древним. С этой точки зрения икона Божией Матери «Неувядаемый цвет», созданная иконописцем Мариной Филипповой, продолжает изначальную, древнюю традицию, хотя за основу изображения взят поздний, не переполненный атрибутами канон.


Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет» не очень часто встречается сегодня в российских храмах. Но всех кто его видит, образ, с первого взгляда, привлекает своей неземной чистотой и нежностью. Его главная особенность – изображение Девы Марии, держащей на одной руке Богомладенца, а во второй – прекрасный цветок. Чаще всего это бывает белая лилия.

По преданию, когда-то именно ее вручил Архангел Гавриил Богородице в знак благой вести о том, что она станет Матерью самого Бога. Этот цветок имеет важнейшее значение в символике иконы «Неувядаемый цвет», обозначая собой глубокую духовную чистоту Божией Матери, которая была поставлена Господом выше даже бесплотных Ангелов.


История возникновения и символика иконы

Икона Богородицы «Неувядаемый цвет» или, согласно второму названию, «Благоухающий цвет» впервые появилась в 17 веке в Греции. Ее необычный облик возник как воплощение в красках слов Акафиста – читаемого в честь Богородицы торжественного песнопения. В нем Пречистая Дева называется «корнем девства и неувядаемым цветом чистоты».

На возникновение иконы «Неувядаемый цвет» повлияла традиция написания православной иконы «Похвала Богородице», самый ранний русский список которой относится к 14 веку. Это была первая икона, созданная на основе древнейшего акафиста, посвященного Божией Матери.

Поводом к его созданию стало чудесное избавление Константинополя посредничеством Богородицы от вражеского нашествия. На иконе Пророки, говорившие когда-то о рождении Девы Марии, написаны с теми символами, которые служили ее прообразом. Так Пророк Аарон держит жезл, на верхней части которого можно увидеть чудесный цветок.

Такое изображение связано с древним преданием Церкви. Оно гласит, что когда-то Богом, через пророка Моисея, было определено быть ветхозаветными священнослужителями только потомкам рода Аарона. Но позднее, представители других родов стали протестовать, тоже претендуя на честь священства. Тогда, чтобы прекратить распри, было решено получить ответ свыше. Для этого жезлы представителей двенадцати колен еврейского народа были оставлены в иудейском храме.

Через некоторое время обнаружилось, что одиннадцать жезлов остались без изменений. А вот на жезле потомков Левия, на котором было написано имя его внука – Аарона, появились цветок миндаля. Более того, он не засыхал и, позднее, произвел плод. Это явление окончательно уверило всех в избранности рода, служившего в храме Иерусалима.

В христианской традиции чудо с жезлом Аарона рассматривается следующим образом. Сам жезл, процветший благоуханным цветком – это символ чистой и непорочной Девы Марии. А плод, который появился на нем – Спаситель мира Иисус Христос. Поэтому на иконе «Похвала Богородице» иногда стали изображать Божию Матерь с цветочной веткой в руках.

Таким образом, авторы иконы «Неувядаемый цвет», заимствовав такой вариант изображения, выделили его в самостоятельный иконописный сюжет. На его развитие оказал влияние и процесс буквального воплощения в христианской живописи слов различных богослужебных книг и песнопений, особенно благодарственного канона Иосифа Песнописца, написанного в 9 веке. В них облик Богородицы показан прообразами-символами:

  • источником, дарующим жизнь;
  • лилией;
  • звездой;
  • розой;
  • солнцем;
  • оливковой ветвью;
  • прекрасным садом и многими другими.

Почти все эти значения, несколько ранее, стали отображаться и в католической живописи. 15-16 века – это время появления там особых композиций в виде аллегорий под названием «Concepcio immaculata», что значит «Непорочное зачатие», которые в виде гравюр стали входить в молитвенные сборники. Вероятно, эти гравюры оказали влияние и на возникновение греческого варианта иконы «Неувядаемый цвет».


Разнообразие образов иконы «Неувядаемый цвет»

Считается, что первая такая икона, скорее всего, была написана в Константинополе. Затем, несмотря на турецкое иго, в Греции стали появляться все новые и новые ее варианты. Особенно она почиталась в Салониках. Один из списков иконы «Неувядаемый цвет» был создан на Афоне и, примерно в конце 17 века, привезен в Россию.

В 18 веке и в Греции и в России возникает множество других вариантов иконы, отличных от первого изображения. Это столетие, известное любовью к парадности и многофигурности, наградило образ большим количеством новых деталей. На головах у Христа и его Матери появляются венцы или короны. Цветком чистоты не редко становится роза, появляющаяся в руках и у Богомладенца.

Иногда изящные ветки или даже целые гирлянды из цветов изображаются вокруг фигуры Богородицы, помещаются в красивые вазоны, превращаются в постаменты.

Очень часто Дева Мария держит скипетр, покрытый прекраснейшими цветами. Вокруг нее появляется множество символов: свеча, райское дерево, кадило, лестница, ведущая с земли на небо, царские палаты, луна и так далее. Они как бы наглядно демонстрируют чувства преклонения и похвалы, заключенные в словах христианской гимнографии.

Здесь мы видим некоторое влияние католической традиции с её пышностью форм и любовью к деталям, что не было изначально характерно для православной иконописи.


Списки иконы «Неувядаемый Цвет» прославленные в России

Московские святыни

В дореволюционной России известно несколько чтимых списков иконы «Неувядаемый Цвет». Один из самых древних хранился в Алексеевском монастыре города Москвы. Это была первая в городе обитель, предназначенная для незамужних девушек. Поэтому икона здесь оказалась на своем месте, ведь одной из главных просьб, с которыми обращаются к этому образу, является молитва о сохранении чистоты души и тела.

Алексеевский список, видимо, был привезен в Россию в конце 17 века, так как известна его копия, сделанная в 1691 году. Он существенно отличался от распространенного сейчас образа. Богомладенец на нем стоял в полный рост, опираясь согнутой ручкой на плечо Девы Марии. Правую же руку Божией Матери обвивала лента, на которой было выведено название иконы. Красивая цветочная ветвь помещалась на престоле, в особом кувшине.

Другой известный московский список иконы находился в Успенском храме на Могильцах. На нем Христос, поддерживаемый Богоматерью, стоит на прекрасном цветке, произрастающим из нижней части образа. В руке у Богородицы белая лилия, а над головой – Ангелы, венчающие ее царским венцом. Этот храм, возведенный в самом центре столицы, упоминается в произведениях русских классиков: Л.Толстого, Ф. Достоевского и А. Грибоедова. Сегодня он снова возрожден, но чудотворная икона пропала при Советской власти, и сейчас в церкви появился ее современный список.

Чудотворные иконы из глубинки

Российская провинция тоже не была оставлена без чудесного образа. В небольшом монастыре городка Кадом, Рязанской губернии, прославился особый список. На нем возле главы Христа можно было увидеть поясное изображение Иоанна Предтечи.

История иконы необычна. Она была принесена в дар монастырю семьей Богдановых. Глава семейства привез образ из Грузии. Икона сопровождала его везде и не раз спасала в военных походах: и при переправе через бурный Терек, и от пуль черкесской конницы. А самое главное – образ, согласно воспоминаниям старожилов, будучи уже в храме, очень почитался великим русским Святым Серафимом Саровским.

Особо чтился прихожанами и список, находившийся в городе Кунгуре, Пермского края. Его особенностью было поясное изображение Девы Марии как бы произрастающее из великолепной цветочной гирлянды. Его копия хранится сегодня в Третьяковской галерее.

В иконах 19 века множественность элементов, как правило, исчезает. Мария чаще всего изображается со скромной веткой или даже одним цветком в руке. Не видно на таких образах и пышных гирлянд из цветов, переливающихся богатством красок. Их авторы стараются вернуться к более выразительным образцам средневековья, стараясь сосредоточиться на главном – фигурах и ликах Богоматери и Христа.

Нет информации о существовании в России до 1917 года храмов, посвященных этому образу. После прекращения гонений на церковь в нашей стране, в честь него было построено четыре церкви (все они находятся в Москве и Московской области) и две часовни.

С 1998 года такая церковь, впервые начала возводиться в подмосковном поселке Рублево. Храм иконы «Неувядаемый цвет» расположен на берегу реки Москвы, с которого открываются прекрасные виды на ее живописные окрестности. Проект церкви был создан потомком знаменитого рода русских художников – архитектором и музыкантом Николаем Васнецовым.

Нижний храм освящен во имя иконы Божией матери «Неупиваемая чаша». При церкви действуют воскресные школы для детей и взрослых, где можно познакомиться не только с азами православия, но и с символикой храма иконы «Неувядаемый цвет», узнать, о чем молятся этой иконе.

К 2012 году, в лучших традициях русского северного деревянного зодчества, был построен небольшой храм иконы «Неувядаемый цвет» в селе Сумароково, Рузского района.

Празднование иконе происходило в России 3 апреля и 31 декабря по Юлианскому календарю. В настоящее время обычно только 3, или, соответственно, 16 апреля по новому стилю.

В чем помогает икона «Неувядаемый цвет»

Икона пользуется популярностью, прежде всего, у молодых девушек и юношей, так как, по древней традиции, ей молятся о сохранении девической и юношеской чистоты и целомудрия, защите от искушений, которых так много встречается в современном мире. Также перед образом «Неувядаемый цвет» совершается молитва о замужестве или о женитьбе, чтобы Богоматерь послала достойного и порядочного супруга или супругу. Люди более старшего возраста просят перед образом помощи в борьбе с душевными и плотскими страстями. Кроме того он помогает преодолеть невзгоды и непонимание в семейной жизни.

Существует прекрасный акафист иконе «Неувядаемый цвет», восхваляющий Деву Марию в самых возвышенных выражениях. В нем Богородица называется «неисчерпаемым источником любви» и бессмертия.

Также православная гимнография создала тропарь и молитву иконе «Неувядаемый цвет», которые читаются перед образом всеми, кто имеет к Богородице просьбу или хочет прославить ее и поблагодарить за помощь.

Молитва о замужестве иконе Неувядаемый цвет

«О, Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным!

Защити всех в несчастиях к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему, Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов Твоих, за роптание наше.

Буди нам Мати и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наша. О Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, возстающих на нас.

О Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наша душевныя очи, да видим пути правды Божия.

Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшнем суде Сына Твоего. Ему же мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Как правильно молиться иконе

Молитва первая:
«Царице моя преблагая, надежде моя, Богородице, приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохранишимя и покрыеши во веки веков. Аминь».

Молитва вторая:
«О, Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным! Защити всех в несчастиях к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему. Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов твоих, за роптание наше. Буди нам Мать и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наши.
О, Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, воздающих на нас. О, Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наши душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшном суде Сына Твоего. Ему же мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Тропарь:
«Радуйся, Богоневесто, жезле тайный, Цвет Неувядаемый процветший, радуйся, Владычице, Ею же радости наполняемся и жизнь наследствуем».



Похожие статьи