Т 15 байкал. Варианты боевых модулей

Тяжелая БМП Т-15 (объект 149)перспективная боевая бронированная машина российского производства, сконструированная на универсальной гусеничной платформе «Армата». Она предназначена для транспортировки мотострелковых подразделений, ведения всех видов боя и огневой поддержки спешившихся стрелков. Особенностью БМП Т-15, созданной на одной платформе с перспективным российским танком , является беспрецедентно высокий уровень защиты, который даёт ей возможность действовать в одной линии с танками.

Первый официальный показ Т-15 состоялся на Параде Победы в Москве 9 мая 2015 года. Но тогда перспективная российская БМП осталась «в тени», ведь основное внимание публики было к новейшему танку Т-14 «Армата». В данной статье мы дадим подробную информацию о БМП Т-15.

© Материал подготовлен для портала "Современная армия" http://www.сайт

БМП Т-15: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Разработка бронетехники в СССР и России всегда отличалась некоторым «перекосом» в сторону танков, в ущерб бронетранспортерам и боевым машинам пехоты. Действительно, советское и российское танкостроение может похвастаться большим количеством отличных образцов танков, а вот для пехоты, по мнению некоторых российских военных специалистов, за всю историю было создано лишь две машины: БМП-1 и БТР-80. Почему так? Да потому, что во всех остальных образцах бронетехники для «царицы полей» в действительности просто не оставалось места, чтобы разместить пехотный десант.

Согласно Боевому уставу, танки и БМП (БТР) действуют в едином боевом порядке. Возможно построение боевого порядка в два эшелона или в один эшелон с выделением резерва. При построении в два эшелона каждый эшелон, зависимости от вида и характера боя, строится в одну линию, углом вперед или назад: танки – впереди, за ними на удалении 100 м – БМП или наоборот. Ho , например, в наступле­нии боевой порядок танковой роты, усиленной мотострелковым взводом, в составе танкового батальона первого эшелона бригады (полка) будет построен, как правило, в один эшелон, где танки и БМП действуют в едином боевом порядке. Только БМП движутся на определенном расстоянии за танками. Таким образом, Сухопутные войска нуждаются в тяжелой БМП, уровень защиты которой позволяет ей действовать в одной боевой линии с танками.

Помимо этого, опыт локальных войн, в которых использовалась бронетехника советского (российского) производства, свидетельствует о недостаточном уровне бронезащиты отечественных БМП всех модификаций. Попадание из РПГ или подрав на мине оставляли мало шансов уцелеть бойцам, находящимся внутри машины. Не случайно советские и российские пехотинцы во всех конфликтах конца XX – начала XXI вв. предпочитали ездить не внутри БМП, а на броне.

Техническим заданием на проведение ОКР по созданию универсального тяжелого гусеничного шасси «Армата» было предусмотрено использование его в качестве базы для разнообразной боевой техники: ОБТ, тяжелая БМП, САУ, БРЭМ и КШМ. Все машины, созданные на базе платформы «Армата», должны были иметь унифицированные корпус, двигатель и ходовую часть.

Первый проект тяжелой БМП на базе шасси «Армата» был утвержден в 2010 году. В дальнейшем военные внесли множество дополнений в проект, в результате чего версия БМП Т-15, представленная на параде, сильно отличалась от первоначального эскиза.

Постоянные корректировки проекта внесли ряд трудностей в процесс создания машины, особенно с учетом того обстоятельства, что Министерство Обороны не планировало финансирование тех доработок, которые само же инициировало. Поэтому предприятиям приходилось либо с большим трудом «выбивать» средства у военных, либо изыскивать их из собственных внутренних резервов. В связи с этим некоторые руководители предприятий даже заявляли о том, что новые образцы бронетехники не смогут принять участие в Параде Победы. Тем не менее, тяжелая БМП Т-15 и другие образцы боевой техники на базе шасси «Армата» все-таки прошли по Красной площади 9 мая 2015 года.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ БМП Т-15

Тяжелая БМП Т-15 представляет собой высокозащищенную гусеничную боевую машину, способную транспортировать мотострелковые подразделения и оказывать им огневую поддержку, действуя в единой боевой линии с танками.

Компоновка

Будучи сконструированной на единой платформе с танком Т-14, БМП Т-15 имеет иную, чем у танка компоновку: в носовой части корпуса расположена силовая установка, отделение управления – посередине, а в кормовой части находится отсек для десанта. Для посадки и высадки десантников служит кормовая дверь с откидной аппарелью.

Эта компоновка характерна для большинства БМП зарубежного производства. При этом боевое отделение в корпусе машины отсутствует. Вооружение и боекомплект Т-15 находятся в необитаемой башне, вне жилых отсеков.

Бронекапсула для экипажа в БМП Т-15 отсутствует, в отличие от танка «Армата». Отчасти это компенсируется передним расположением двигателя, который прикрывает собой экипаж и десант при обстреле машины спереди. Кстати, размещение моторно-трансмиссионного отделения между двумя расположенными под острым углом друг к другу бронелистами носовой части БМП, а не в кубическом объеме кормовой части, представляло собой нетривиальную конструкторскую задачу, но разработчики сумели ее решить. Кроме того, потребовалось предусмотреть различные лючки и точки доступа, необходимые для обслуживания МТО, без ослабления лобовой бронезащиты машины. И хотя трудоемкость работ по техобслуживанию БМП Т-15 значительно ниже, чем, например, у БМП-1, все равно требуется обеспечить доступ к МТО. А ведь кроме двигателя в носовой части машины располагаются различные системы, обеспечивающие его работу: охлаждения, питания воздухом и т.д. При этом необходимо одновременно и защитить их, и обеспечить доступ, а также отвод воздуха.

Размещение экипажа

Экипаж БМП Т-15 включает 3-х человек, а отделение для десанта рассчитано на 9 пехотинцев в полной боевой экипировке. Для сравнения, БМП-2 и БМП-3 могут вместить всего лишь 7 десантников.

Рабочее место механика водителя находится около левого борта, место командира – справа от него. За ним расположено место наводчика-оператора.

БМП Т-15 и танк Т-14 имеют одинаковые рабочие места мехводов, что упростит процесс боевой подготовки экипажей для обоих типов машин. В то же время места командиров и наводчиков-операторов Т-15 и Т-14 отличаются, поскольку танк и БМП оснащены разным вооружением.

Посадка/высадка членов экипажа Т-15 может осуществляться через люки в крыше корпуса, или через кормовой люк для десанта. Крышки люков членов экипажа откидываются назад и оснащены призменными наблюдательными приборами.

В десантном отделении расположены 9 сидений для десантников: по 4 с каждого борта (бойцы размещаются спиной к бортам), и еще 1 – в проходе к отделению управления.

Откидная аппарель делает процесс посадки/высадки десанта в Т-15 более быстрым и удобным по сравнению с отечественными БМП предыдущего поколения. Спускаться и подниматься через аппарель Т-15 гораздо удобнее, чем в спешке пролезать через дверцу БМП, особенно если бойцы оснащены бронежилетами и громоздким вооружением, среди них есть раненые и т.д. К тому же ширина двери Т-15 позволяет производить десантирование бойцов в колонну по два, что в разы сокращает время высадки. Конструкция сидений предусматривает автоматическое их поднимание при отсутствии нагрузки. После выхода бойцов, сидящих ближе к двери, сиденья поднимаются, увеличивая ширину прохода для следующих. В случае, если аппарель по любым причинам не может открыться, в ней есть одностворчатая дверь, открывающаяся вправо. В двери имеется амбразура для ведения огня из стрелкового оружия.

Конструкция внутренних помещений и систем жизнеобеспечения БМП Т-15 дают возможность экипажу и десанту выполнять боевые задачи, не покидая машину в течение 3 суток.

Платой за возможность комфортного размещения 12 человек внутри машины стало значительное увеличение ее массы и габаритов. Длина БМП Т-15 составляет 9,5 м, ширина (с бортовыми элементами ДЗ) – 4,8 м, высота – 3,5 м. Для сравнения, линейные характеристики БМП-1: длина корпуса – 6,73 м, ширина – 2,94 м, высота по крыше башне – 1,92 м. Конечно, большие размеры повышают уязвимость Т-15, но этот недостаток компенсируется высоким уровнем ее защиты. К тому же, Т-15, в отличие от российских БМП предыдущих моделей, оснащена необитаемой башней, попадание в которую не приведет к поражению критически важных систем машины, а также находящихся внутри ее людей.

Силовая установка

Основной танк Т-14 и БМП Т-15 имеют одинаковые силовые блоки, состоящие из высокоресурсного многотопливного дизеля 2В-12-3A мощностью 1500 л.с. и гидромеханической трансмиссии. Такая унификация силовых установок танка и БМП применена впервые в отечественном танкостроении, и сильно упрощает техническое обслуживание боевых машин. На замену силового блока целиком уходит от 1 до 3 часов, тогда как аналогичная операция на современных боевых машинах может занять более суток. Дизель 2В-12-3А по мощности превосходит все силовые агрегаты отечественных боевых машин и догнал по этому показателю двигатели лучших зарубежных танков, таких как М1 «Абрамс», «Леопард» 2А6, и «Меркава» Мк.4.

Кроме основной силовой установки, БМП Т-15 располагает вспомогательной – с газотурбинным двигателем и агрегатом дополнительного электропитания. Вспомогательная установка питает энергией системы вооружения и бортового оборудования при выключенном основном двигателе, например, если машина находится в обороне или на стоянке. Это бережет ресурс основного двигателя и обеспечивает дополнительную маскировку машины в ИК-спектре.

Танк Т-14 и БМП Т-15 имеют реверсивную коробку передач, обеспечивающую включение 8 передач переднего и 8 передач заднего хода. Таким образом, эти боевые машины могут двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью, что особенно важно во время боя на городских улицах. Например, при попадании машины под обстрел трудно переоценить ее способность быстро «сдать» назад без разворота на 180 градусов.

Ходовая часть

Ходовые части БМП Т-15 и танка Т-14 в целом аналогичны. Подвеска независимая, торсионная, с регулируемыми пластинча­то-щелевыми амортизаторами на первых двух и на последних узлах. Ведущие колеса с цевоч­ным зацеплением на Т-15 расположены в но­совой части корпуса машины, а направляющие колеса в кормовой части. Гусеница мелкозвенчатая, с параллельным резинометаллическим шарни­ром, с необрезиненной беговой дорожкой.

Подвижность

БМП Т-15 и танк Т-14 предназначены для совместных действий, поэтому характеристики подвижности обеих машин, оснащенных одинаковыми двигателями, трансмиссиями и ходовыми частями, совпадают.

Высокая мощность двигателя позволяет тяжелой машине двигаться по пересечённой местности со средней скоростью 50 км/ч, а максимальная достигает 75 км/ч. Запас хода Т-15 составляет 500 км.

Обладая боевой массой в 50 т, БМП Т-15 не может плавать, но зато форсирует водоемы глубиной до 5 м при помощи оборудования для подводного вождения.

Защита

Защита Т-15 комбинированная, и имеет несколько уровней.

Маскировка машины в оптическом и радиолокационном диапазонах обеспечивается покрытием ее корпуса и башни специальными составами, поглощающие излучение РЛС противника. Видимость в инфракрасном диапазоне снижена за счет специальной окраски, предотвращающей нагревание корпуса машины и рассеивателей выхлопа.

Как и большинство современных образцов бронетанковой техники, БМП Т-15 имеет комплекс оптико-электронного подавления (КОЭП). Он включает систему датчиков для обнаружения любого облучения машины, например, лазерным дальномером танка или системой лазерного целеуказания. Как только обнаружено облучение, происходит отстрел аэрозольных гранат, создающих вокруг машины аэрозольную завесу с металлическими частицами. Она скрывает машину в спектрах работы оптических приборов, тепловизоров и РЛС, не позволяя противнику произвести прицеливание.

Также БМП Т-15 оснащена системой блокировки или подрыва мин с электромагнитным взрывателем.

Еще одним важнейшим элементом защиты БМП является комплекс активной защиты (КАЗ) «Афганит», способный автоматически обнаруживать и уничтожать на подлете к машине ПТУР, реактивные гранаты РПГ, бронебойные снаряды и авиационные ракеты. Пусковые установки КАЗ «Афганит» находятся вверху бортов корпуса, в носовой и средней их частях.

И, наконец, последний рубеж обороны Т-15 – это ее бронированный корпус.

Броневые детали лобовой проекции машины, обладающие рациональными углами наклона и встроенной динамической защитой, обеспечивают надежную защиту от снарядов танковых пушек и ПТУР. Переднее расположение силовой установки создает дополнительную защиту для людей, находящихся внутри БМП.

Борта машины прикрыты бронелистами и экранами, на которых установлены блоки динамической защиты. В районе МТО на бортах смонтированы экраны с элементами ДЗ, установленные под наклоном. Они служат для отвода выхлопных газов наружу и обеспечения циркуляции воздуха.

Аппарель, занимающая большую часть кормовой проекции машины, прикрыта решетчатым экраном.

Противоминная стойкость БМП обеспечивается усиленным днищем, а также специальными многослойными вставками в полах обитаемых отделений. Обитаемые отсеки дополнительно экранированы второстепенными агрегатами.

Необитаемая башня Т-15 сконструирована таким образом, что даже в случае ее поражения и подрыва боекомплекта экипаж и десант внутри машины не пострадают.

Вооружение и система управления огнём

БМП Т-15 оснащена дистанционно управляемым боевым модулем «Эпоха» («Бумеранг-БМ») со следующим составом вооружения:

  • 30-мм автоматическая пушка 2А42 с селективным боепитанием и боекомплектом из 500 бронебойно-трассирующих и осколочно-фугасных снарядов (рассматриваются варианты установки боевого модуля «Байкал» с 57-мм корабельной автоматической пушкой для поражения бронированных воздушных целей, например, штурмовиков и тяжелых вертолётов, а также боевого модуля со 120-мм миномётом «Сани»);
  • 7,62-мм пулемёт ПКТМ с боекомплектом 2000 патронов;
  • 2 ПУ ПТРК «Корнет-Д» - в каждой по 2 управляемые ракеты.

Такой набор вооружения в сочетании с автоматизированной цифровой СУО позволяет поражать практически любые цели на поле боя: танки, укрепления, автомобили и легкую бронетехнику, пехоту, а также низколетящие самолеты, вертолеты и БЛА. Особенностью вооружения и СУО БМП Т-15 является нацеленность на работу в системе ПВО ближнего радиуса действия с акцентом на борьбу с БЛА и противотанковыми вертолетами типа «Апач».

СУО БМП Т-15 включает два прицельно-наблюдательных комплекса – командира и наводчика-оператора. Полный круговой обзор на ближней дистанции осуществляется при помощи видеокамер, передающих изображение на дисплеи экипажа.

Также в ее состав входят РЛС, развитая система датчиков и двухплоскостной стабилизатор вооружения. Система производит поиск целей в активном и пассивном режимах, может обнаруживать замаскированные цели (например, снайперов) оптическим локатором и при необходимости обеспечивает одновременный обстрел двух целей. Огонь ведётся с большой точностью на всю дальность стрельбы с места и в движении благодаря системе автосопровождения целей.

Также возможно ведение эффективного зенитного огня из пушки 2А42 при углах возвышения оружия до +70 градусов. Особенностью системы управления огнем БМП Т-15 является возможность ведения огня в режиме дистанционного управления, когда экипаж полностью отсутствует в машине.

Боевая информационно-управляющая система

Средства связи и боевая информационно-управляющая система (БИУС) БМП Т-15 обеспечивают значительно более высокий уровень командной управляемости Т-15 по сравнению с БМП предыдущих поколений. БМП Т-15 соответствует условиям современной «сетецентрической войны» и может обмениваться целеуказаниями с другими машинами в системе ЕСУ ТЗ.

Помимо этого, БИУС предоставляет экипажу БМП полные данные о техническом состоянии машины, позволяя сосредоточиться непосредственно на выполнении боевых задач.

ПЕРСПЕКТИВЫ

В настоящее время осуществляется доводка и подготовка БМП Т-15 к Государственным испытаниям, которые пройдут в 2016-2017 годах, после чего начнется серийное производство. Точное количество планируемых к выпуску БМП пока не определено, известно лишь, что общий объем боевых машин на платформе «Армата», предусмотренный Госпрограммой вооружений до 2020 г., составит 2300 единиц. Таким образом, Т-15 «Барбарис» будет первой в российских Вооруженных Силах тяжелой БМП (обладающей защитой на уровне основного танка).

В перспективе планируется создание КШМ машины на базе Т-15 (БМП-КШ). Преимуществом такой машины перед существующими КШМ будет намного более надёжная защита. Это позволит командирам, например, батальонного уровня, с минимальным риском управлять своим подразделением, находясь непосредственно на поле боя. Большой внутренний объем БМП-КШ позволит разместить внутри машины любое оборудование и рабочие места для офицеров штаба.

В настоящее время не все технические особенности БМП Т-15 открыты широкой общественности ввиду режима секретности. Однако даже то, что известно, позволяет говорить о появлении в российской армии принципиально новой БМП с боевой эффективностью на порядок выше существующих моделей.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (ТТХ) БМП Т-15

  • Экипаж, чел. – 3.
  • Десант, чел. – 9.
  • Боевая масса, т – около 50 (в некоторых источниках – 49).
  • Длина, м – 9,5.
  • Ширина по бортовым экранам – 4,8.
  • Вместимость, чел. – 12 (экипаж – 3, десант – 9).
  • Защита – комбинированная противоснарядная, включает КОЭП и КАЗ «Афганит».
  • Вооружение – боевой модуль «Эпоха»: пушка 2А42 (калибр 30 мм, боекомплект 500 снарядов, дальность стрельбы до 4000 м), пулемёт ПКТМ (калибр 7,62 мм, боекомплект 2000 патр.), ПТРК «Корнет-Д» (боекомплект 4 ракеты, дальность стрельбы до 8000 м).
  • Двигатель – многотопливный турбодизель 2В-12-3A мощностью 1500 л.с.
  • Макс. скорость по шоссе, км/ч – 75.
  • Запас хода, км – 500 (без дополнительных баков).

Контент данной страницы подготовлен для портала «Современная армия». При копировании контента, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник.

Т-15 (Индекс ГБТУ — Объект 149 ) - перспективная российская боевая машина пехоты на базе универсальной гусеничной платформы «Армата». Предназначена для ведения всех видов боевых действий и транспортирования подразделений мотострелковых войск и огневой поддержки спешившихся стрелков.

Особенностью БМП Т-15, созданной на одной платформе с перспективным российским танком Т-14 «Армата», является беспрецедентно высокий уровень защиты, который даёт ей возможность действовать в одной линии с танками. Первый официальный показ Т-15 состоялся на Параде Победы в Москве 9 мая 2015 года.

Тяжелая БМП Т-15 представляет собой высокозащищенную гусеничную боевую машину, способную транспортировать мотострелковые подразделения и оказывать им огневую поддержку, действуя в единой боевой линии с танками.

Компоновка

Будучи сконструированной на единой платформе с танком Т-14, БМП Т-15 имеет иную, чем у танка компоновку: в носовой части корпуса расположена силовая установка, отделение управления - посередине, а в кормовой части находится отсек для десанта. Для посадки и высадки десантников служит кормовая дверь с откидной аппарелью.

Эта компоновка характерна для большинства БМП зарубежного производства. При этом боевое отделение в корпусе машины отсутствует. Вооружение и боекомплект Т-15 находятся в необитаемой башне, вне жилых отсеков.

Бронекапсула для экипажа в БМП Т-15 отсутствует, в отличие от танка «Армата». Отчасти это компенсируется передним расположением двигателя, который прикрывает собой экипаж и десант при обстреле машины спереди. Кстати, размещение моторно-трансмиссионного отделения между двумя расположенными под острым углом друг к другу бронелистами носовой части БМП, а не в кубическом объеме кормовой части, представляло собой нетривиальную конструкторскую задачу, но разработчики сумели ее решить. Кроме того, потребовалось предусмотреть различные лючки и точки доступа, необходимые для обслуживания МТО, без ослабления лобовой бронезащиты машины. И хотя трудоемкость работ по техобслуживанию БМП Т-15 значительно ниже, чем, например, у БМП-1, все равно требуется обеспечить доступ к МТО. А ведь кроме двигателя в носовой части машины располагаются различные системы, обеспечивающие его работу: охлаждения, питания воздухом и т.д. При этом необходимо одновременно и защитить их, и обеспечить доступ, а также отвод воздуха.

Размещение экипажа

Экипаж БМП Т-15 включает 3-х человек, а отделение для десанта рассчитано на 9 пехотинцев в полной боевой экипировке. Для сравнения, БМП-2 и БМП-3 могут вместить всего лишь 7 десантников.

Рабочее место механика водителя находится около левого борта, место командира – справа от него. За ним расположено место наводчика-оператора.

БМП Т-15 и танк Т-14 имеют одинаковые рабочие места мехводов, что упростит процесс боевой подготовки экипажей для обоих типов машин. В то же время места командиров и наводчиков-операторов Т-15 и Т-14 отличаются, поскольку танк и БМП оснащены разным вооружением.

Посадка/высадка членов экипажа Т-15 может осуществляться через люки в крыше корпуса, или через кормовой люк для десанта. Крышки люков членов экипажа откидываются назад и оснащены призменными наблюдательными приборами.

В десантном отделении расположены 9 сидений для десантников: по 4 с каждого борта (бойцы размещаются спиной к бортам), и еще 1 – в проходе к отделению управления.

Откидная аппарель делает процесс посадки/высадки десанта в Т-15 более быстрым и удобным по сравнению с отечественными БМП предыдущего поколения. Спускаться и подниматься через аппарель Т-15 гораздо удобнее, чем в спешке пролезать через дверцу БМП, особенно если бойцы оснащены бронежилетами и громоздким вооружением, среди них есть раненые и т.д. К тому же ширина двери Т-15 позволяет производить десантирование бойцов в колонну по два, что в разы сокращает время высадки. Конструкция сидений предусматривает автоматическое их поднимание при отсутствии нагрузки. После выхода бойцов, сидящих ближе к двери, сиденья поднимаются, увеличивая ширину прохода для следующих. В случае, если аппарель по любым причинам не может открыться, в ней есть одностворчатая дверь, открывающаяся вправо. В двери имеется амбразура для ведения огня из стрелкового оружия.

Конструкция внутренних помещений и систем жизнеобеспечения БМП Т-15 дают возможность экипажу и десанту выполнять боевые задачи, не покидая машину в течение 3 суток.

Платой за возможность комфортного размещения 12 человек внутри машины стало значительное увеличение ее массы и габаритов. Длина БМП Т-15 составляет 9,5 м, ширина (с бортовыми элементами ДЗ) – 4,8 м, высота – 3,5 м. Для сравнения, линейные характеристики БМП-1: длина корпуса – 6,73 м, ширина – 2,94 м, высота по крыше башне – 1,92 м. Конечно, большие размеры повышают уязвимость Т-15, но этот недостаток компенсируется высоким уровнем ее защиты. К тому же, Т-15, в отличие от российских БМП предыдущих моделей, оснащена необитаемой башней, попадание в которую не приведет к поражению критически важных систем машины, а также находящихся внутри ее людей.

Силовая установка

Основной танк Т-14 и БМП Т-15 имеют одинаковые силовые блоки, состоящие из высокоресурсного многотопливного дизеля 2В-12-3A мощностью 1500 л.с. и гидромеханической трансмиссии. Такая унификация силовых установок танка и БМП применена впервые в отечественном танкостроении, и сильно упрощает техническое обслуживание боевых машин. На замену силового блока целиком уходит от 1 до 3 часов, тогда как аналогичная операция на современных боевых машинах может занять более суток. Дизель 2В-12-3А по мощности превосходит все силовые агрегаты отечественных боевых машин и догнал по этому показателю двигатели лучших зарубежных танков, таких как М1 «Абрамс», «Леопард» 2А6, и «Меркава» Мк.4.

Кроме основной силовой установки, БМП Т-15 располагает вспомогательной – с газотурбинным двигателем и агрегатом дополнительного электропитания. Вспомогательная установка питает энергией системы вооружения и бортового оборудования при выключенном основном двигателе, например, если машина находится в обороне или на стоянке. Это бережет ресурс основного двигателя и обеспечивает дополнительную маскировку машины в ИК-спектре.

Танк Т-14 и БМП Т-15 имеют реверсивную коробку передач, обеспечивающую включение 8 передач переднего и 8 передач заднего хода. Таким образом, эти боевые машины могут двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью, что особенно важно во время боя на городских улицах. Например, при попадании машины под обстрел трудно переоценить ее способность быстро «сдать» назад без разворота на 180 градусов.

Ходовая часть

Ходовые части БМП Т-15 и танка Т-14 в целом аналогичны. Подвеска независимая, торсионная, с регулируемыми пластинча­то-щелевыми амортизаторами на первых двух и на последних узлах. Ведущие колеса с цевоч­ным зацеплением на Т-15 расположены в но­совой части корпуса машины, а направляющие колеса в кормовой части. Гусеница мелкозвенчатая, с параллельным резинометаллическим шарни­ром, с необрезиненной беговой дорожкой.

Подвижность

БМП Т-15 и танк Т-14 предназначены для совместных действий, поэтому характеристики подвижности обеих машин, оснащенных одинаковыми двигателями, трансмиссиями и ходовыми частями, совпадают.

Высокая мощность двигателя позволяет тяжелой машине двигаться по пересечённой местности со средней скоростью 50 км/ч, а максимальная достигает 75 км/ч. Запас хода Т-15 составляет 500 км.

Обладая боевой массой в 50 т, БМП Т-15 не может плавать, но зато форсирует водоемы глубиной до 5 м при помощи оборудования для подводного вождения.

Защита

Защита Т-15 комбинированная, и имеет несколько уровней.

Маскировка машины в оптическом и радиолокационном диапазонах обеспечивается покрытием ее корпуса и башни специальными составами, поглощающие излучение РЛС противника. Видимость в инфракрасном диапазоне снижена за счет специальной окраски, предотвращающей нагревание корпуса машины и рассеивателей выхлопа.

Как и большинство современных образцов бронетанковой техники, БМП Т-15 имеет комплекс оптико-электронного подавления (КОЭП). Он включает систему датчиков для обнаружения любого облучения машины, например, лазерным дальномером танка или системой лазерного целеуказания. Как только обнаружено облучение, происходит отстрел аэрозольных гранат, создающих вокруг машины аэрозольную завесу с металлическими частицами. Она скрывает машину в спектрах работы оптических приборов, тепловизоров и РЛС, не позволяя противнику произвести прицеливание.

Также БМП Т-15 оснащена системой блокировки или подрыва мин с электромагнитным взрывателем.

Еще одним важнейшим элементом защиты БМП является комплекс активной защиты (КАЗ) «Афганит», способный автоматически обнаруживать и уничтожать на подлете к машине ПТУР, реактивные гранаты РПГ, бронебойные снаряды и авиационные ракеты. Пусковые установки КАЗ «Афганит» находятся вверху бортов корпуса, в носовой и средней их частях.

И, наконец, последний рубеж обороны Т-15 – это ее бронированный корпус.

Броневые детали лобовой проекции машины, обладающие рациональными углами наклона и встроенной динамической защитой, обеспечивают надежную защиту от снарядов танковых пушек и ПТУР. Переднее расположение силовой установки создает дополнительную защиту для людей, находящихся внутри БМП.

Борта машины прикрыты бронелистами и экранами, на которых установлены блоки динамической защиты. В районе МТО на бортах смонтированы экраны с элементами ДЗ, установленные под наклоном. Они служат для отвода выхлопных газов наружу и обеспечения циркуляции воздуха.

Аппарель, занимающая большую часть кормовой проекции машины, прикрыта решетчатым экраном.

Противоминная стойкость БМП обеспечивается усиленным днищем, а также специальными многослойными вставками в полах обитаемых отделений. Обитаемые отсеки дополнительно экранированы второстепенными агрегатами.

Необитаемая башня Т-15 сконструирована таким образом, что даже в случае ее поражения и подрыва боекомплекта экипаж и десант внутри машины не пострадают.


Вооружение и система управления огнём

БМП Т-15 оснащена дистанционно управляемым боевым модулем «Эпоха» («Бумеранг-БМ») со следующим составом вооружения:

  • 30-мм автоматическая пушка 2А42 с селективным боепитанием и боекомплектом из 500 бронебойно-трассирующих и осколочно-фугасных снарядов (рассматриваются варианты установки боевого модуля «Байкал» с 57-мм корабельной автоматической пушкой для поражения бронированных воздушных целей, например, штурмовиков и тяжелых вертолётов, а также боевого модуля со 120-мм миномётом «Сани»);
  • 7,62-мм пулемёт ПКТМ с боекомплектом 2000 патронов;
  • 2 ПУ ПТРК «Корнет-Д» - в каждой по 2 управляемые ракеты.

Такой набор вооружения в сочетании с автоматизированной цифровой СУО позволяет поражать практически любые цели на поле боя: танки, укрепления, автомобили и легкую бронетехнику, пехоту, а также низколетящие самолеты, вертолеты и БЛА. Особенностью вооружения и СУО БМП Т-15 является нацеленность на работу в системе ПВО ближнего радиуса действия с акцентом на борьбу с БЛА и противотанковыми вертолетами типа «Апач».

СУО БМП Т-15 включает два прицельно-наблюдательных комплекса – командира и наводчика-оператора. Полный круговой обзор на ближней дистанции осуществляется при помощи видеокамер, передающих изображение на дисплеи экипажа.

Также в ее состав входят РЛС, развитая система датчиков и двухплоскостной стабилизатор вооружения. Система производит поиск целей в активном и пассивном режимах, может обнаруживать замаскированные цели (например, снайперов) оптическим локатором и при необходимости обеспечивает одновременный обстрел двух целей. Огонь ведётся с большой точностью на всю дальность стрельбы с места и в движении благодаря системе автосопровождения целей.

Также возможно ведение эффективного зенитного огня из пушки 2А42 при углах возвышения оружия до +70 градусов. Особенностью системы управления огнем БМП Т-15 является возможность ведения огня в режиме дистанционного управления, когда экипаж полностью отсутствует в машине.

Боевая информационно-управляющая система

Средства связи и боевая информационно-управляющая система (БИУС) БМП Т-15 обеспечивают значительно более высокий уровень командной управляемости Т-15 по сравнению с БМП предыдущих поколений. БМП Т-15 соответствует условиям современной «сетецентрической войны» и может обмениваться целеуказаниями с другими машинами в системе ЕСУ ТЗ.

Помимо этого, БИУС предоставляет экипажу БМП полные данные о техническом состоянии машины, позволяя сосредоточиться непосредственно на выполнении боевых задач.

ПЕРСПЕКТИВЫ

В настоящее время осуществляется доводка и подготовка БМП Т-15 к Государственным испытаниям, которые пройдут в 2016-2017 годах, после чего начнется серийное производство. Точное количество планируемых к выпуску БМП пока не определено, известно лишь, что общий объем боевых машин на платформе «Армата», предусмотренный Госпрограммой вооружений до 2020 г., составит 2300 единиц. Таким образом, Т-15 «Барбарис» будет первой в российских Вооруженных Силах тяжелой БМП (обладающей защитой на уровне основного танка).

В перспективе планируется создание КШМ машины на базе Т-15 (БМП-КШ). Преимуществом такой машины перед существующими КШМ будет намного более надёжная защита. Это позволит командирам, например, батальонного уровня, с минимальным риском управлять своим подразделением, находясь непосредственно на поле боя. Большой внутренний объем БМП-КШ позволит разместить внутри машины любое оборудование и рабочие места для офицеров штаба.

В настоящее время не все технические особенности БМП Т-15 открыты широкой общественности ввиду режима секретности. Однако даже то, что известно, позволяет говорить о появлении в российской армии принципиально новой БМП с боевой эффективностью на порядок выше существующих моделей.

Технические характеристики

Видео

Вся эта техника будет в ближайшие годы поступать в армию, постепенно заменяя собой устаревшую. 9 мая 2015 года БМП Т-15 проехали по Красной площади, а в следующем году они должны появиться в армии.

Сейчас Россия имеет большое количество БМП-3 , которые, при всех своих преимуществах, не способны обеспечить безопасность своему экипажу. Впрочем, большинство боевых машин пехоты в мире не обладает мощным бронированием, за исключением израильского Намер, немецкой Пума и некоторых других. Тяжелая БМП Т-15, она же объект 149, получила много общего с танком Т-14, в том числе и схожую защиту.

Машина имеет мощную комбинированную защиту, состоящую из пассивной и активной брони, V-образное укреплённое днище, снижающее вероятность поражения взрывными устройствами и минами, отделённый от обитаемого помещения боекомплект и бортовые экраны.

Активная защита Афганит способна маскировать или уничтожать вражеские боеприпасы. Поражающие элементы КАЗ находятся по периметру корпуса, защищая переднюю и боковые полусферы, а маскирующие элементы - на задней части корпуса вертикально. 4 датчика обеспечивают полусферическую защиту, обнаруживая потенциальные угрозы.

Ходовая часть, как и на танке, получила 7 опорных катков, экипаж из 3 человек, но двигатель расположен спереди. Это нетипичное решение для российских боевых машин пехоты, которое значительно освобождает место сзади, облегчает выгрузку десанта и служит дополнительным прикрытием для экипажа.

Вся лобовая часть прикрыта наклонными броне плитами, в пространство под которыми выбрасываются выхлопные газы. Система выхлопа, смешивает горячие газы с окружающим воздухом, снижая при этом заметность БМП в ИК-диапазоне.

На Т-15 используется боевой модуль Эпоха, который устанавливается на Курганец-25 . 30 мм пушка с 500 снарядами, спаренный 7,62 мм пулемёт, 4 ракеты Корнет-ЭМ с лазерной системой наведения. По некоторой информации планируется оснащение таким же радаром, как и у Т-14, способным одновременно обнаруживать и сопровождать до 40 наземных или 25 воздушных целей.

Также имеется лазерный дальномер и электронные приборы оптического наблюдения, объединённые в единую систему. Круговой обзор обеспечен камерами, расположенными по периметру, механик-водитель дополнительно имеет 3 прибора наблюдения на своём люке.

В данный момент о Т-15 известно далеко не всё, но уже можно сделать некоторые выводы. При создании БМП конструкторы отошли от привычной компоновки, поместив двигатель вперёд. Такая компоновка вместе с отделённым от обитаемого помещения вооружением и боекомплектом на порядок подняла защиту экипажа и десанта внутри. Мощная броня подняла массу Т-15 до примерно 50 тонн, что несравнимо с привычными нам отечественными машинами. Но в армии останется большое количество лёгких плавающих БМП-3, так что проблем с решением различных задач возникнуть не должно.

Бронетехника России и мира фото, видео смотреть онлайн значительно отличалась от всех предшественников. Для большого запаса плавучести заметно увеличили высоту корпуса, а для улучшения остойчивости ему в поперечном сечении была придана трапецеидальная форма. Нужную пулестойкость корпусу обеспечивала катаная цементованная броня с дополнительно закаленным наружным слоем марки КО ("Кулебаки- ОГПУ"). При изготовлении корпуса применялась сварка броневых листов с внутренней мягкой стороны, для облегчения сборки применялись специальные стапели. Для упрощения монтажа агрегатов верхние броневые листы корпуса сделали съемными с уплотнением на тканевых прокладках, смазанных суриком.

Бронетехника второй мировой войны в которой экипаж их двух человек размещался вблизи продольной оси в затылок друг другу, но башня с вооружением была смещена на 250 мм к левому борту. Силовой агрегат смещен к правому борту таким образом, что доступ для ремонта двигателя был возможен изнутри боевого отделения танка после снятия предохранительной перегородки. В корме танка по бортам располагались два бензобака емкостью по 100 л., а непосредственно за двигателем – радиатор и теплообменник, омываемые забортной водой при движении на плаву. На корме, в специальной нише, располагался гребной винт с водоходными рулями. Баланс танка был подобран таким образом, что на плаву он имел небольшой дифферент на корму. Привод гребного винта осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности, укрепленной на картере коробки перемены передач.

Бронетехника СССР в январе 1938 г. по ходатайству начальника АБТУ Д. Павлова вооружение танка должно было быть усилено путем установки 45-мм полуавтоматической пушки или 37-мм автоматической пушки, причем в случае установки полуавтомата экипаж должен был быть увеличен до трех человек. Боекомплект танка должен был состоять из 61 выстрела для 45-мм пушки и 1300 патронов к пулемету. КБ завода № 185 выполнило два проекта по теме "Замок", в качестве прототипа которых использовался шведский танк "Ландсверк-30".

Бронетехника вермахта не избежала неприятностей с форсированием двигателя. К сказанному можно добавить только то, что указанный кризис был преодолен фактически только в 1938 г., для чего танк получил не только форсированный двигатель. С целью усиления подвески в нем были применены более толстые листы рессор. Пошли резиновые бандажи из неопрена – отечественного синтетического каучука, начато изготовление траков из стали Гартфильда горячей штамповкой, введены закаленные ТВЧ пальцы. Но все эти изменения в танк были введены не одномоментно. Корпус танка с наклонными бронелистами изготовить в срок не удалось. Однако коническая башня улучшенной защиты была подана вовремя, и танк с прежним корпусом, усиленной подвеской (за счет установки более толстых листов рессор), форсированным двигателем и новой башней поступил на испытания на НИБТполигон.

Современная бронетехника шла под условным индексом Т-51. В нем был сохранен процесс перехода с гусениц на колеса, как у прототипа, – опусканием специальных рычагов с колесами без выхода человека. Однако после корректировки требований к танку, сделавших его трехместным (решено было сохранить дублирующее управление у заряжающего), и усиления его вооружения до уровня БТ колесный ход по типу "Ландсверка" реализовать оказалось уже невозможным. Кроме того, трансмиссия колесного привода танка была чрезмерно сложной. Поэтому вскоре работы по теме "Замок" велись уже над танком Т-116, в котором "переобувание" производилось по типу БТ – снятием гусеничных цепей.

В настоящее время корпорация «Уралвагонзавод» и смежные предприятия продолжают работу над проектом унифицированной тяжелой гусеничной платформы «Армата». Целью этого проекта является создание универсального шасси тяжелого класса, которое может быть использовано в качестве основы для бронетехники различных классов. В планах военного ведомства и оборонной промышленности создание основного танка, тяжелой боевой машины пехоты, бронированной ремонтно-эвакуационной, командно-штабной машины и иной техники.

На Параде Победы 9 мая состоялся первый официальный показ танка Т-14 и тяжелой БМП Т-15 на базе платформы «Армата». К этому времени уже были опубликованы некоторые сведения о проекте. Кроме того, за несколько недель до парада в свободный доступ попали первые фотографии и видеозаписи, на которых была запечатлена новая техника. Тем не менее, разработчики и военные до сих пор не спешат раскрывать подробности новых проектов. Ввиду важности и новизны проекта «Армата» большая часть сведений о нем до сих пор засекречена.

БМП Т-15 "Армата". Фото Vitaly V. Kuzmin / Wikimedia Commons

Несколько дней назад специалисты и интересующаяся общественность получили возможность узнать некоторые новые факты о перспективном проекте. Телеканал «Звезда» показал новый выпуск программы «Военная приемка» под названием «Армата – «терра инкогнита». Как ясно из названия, темой передачи стал проект «Армата». В рамках программы специалисты оборонной промышленности и авторы раскрыли некоторые подробности проекта унифицированной платформы и трех машин на ее базе – танка Т-14, БМП тяжелого класса Т-15 и БРЭМ Т-16.

Журналисты канала «Звезда» раскрыли некоторые подробности трех проектов, а также показали перспективные машины с разных ракурсов, причем в кадр попали не только внешние агрегаты машин, но и часть интерьеров. Таким образом, всего одна телепрограмма смогла значительно пополнить «банк» имеющейся информации о перспективном проекте.

Вспомним, какие сведения о тяжелой БМП Т-15 были доступны до недавнего времени. Первые сведения о возможном появлении боевой машины пехоты тяжелого класса, унифицированной с перспективными танками, появились еще несколько лет назад. Старт такого проекта обосновывался необходимостью создания БМП с высоким уровнем защиты, способной работать в одних боевых порядках с танками. Именно с таким требованием связаны основные особенности новой машины, от использованного шасси до приборного оснащения и вооружения.


Транспортировка силового блока платформы "Армата" в цеху завода. Кадр из т/п "Военная приемка"

Достаточно давно стало известно, что перспективная БМП строится на базе шасси, аналогичного танковому, но с некоторыми заметными изменениями. Для выполнения основных требований заказчика было решено «развернуть» базовое шасси платформы «Армата» задом наперед. За счет этого двигатель оказался в передней части корпуса, а крупный объем в корме был отдан под размещение десанта. Кроме того, некоторые коррективы были внесены в конструкцию корпуса.

Перспективная тяжелая БМП может оснащаться различными боевыми модулями с дистанционным управлением. При этом, однако, пока все замеченные образцы несли только систему «Эпоха» с пулеметным, пушечным и ракетным вооружением. Возможно, в будущем появятся и иные модификации этой машины с другим .

Журналисты телеканала «Звезда» в своей недавней передаче раскрыли некоторые подробности проекта Т-15. Далеко не все сведения, представляющие интерес для общественности, были оглашены ввиду секретности проекта. Тем не менее, и опубликованные данные прекрасно дополняют сложившуюся картину, а также являются отличным поводом для новых обсуждений и споров.


Установка силового блока в корпус бронемашины. Кадр из т/п "Военная приемка"

Суть проекта «Армата» заключается в создании унифицированной тяжелой гусеничной платформы, на базе которой могут строиться боевые машины различных типов. Платформа, используемая в качестве основы для разной техники, имеет унифицированные корпус, силовую установку и ходовую часть. Такой подход позволяет упростить производство техники разных классов, а также обеспечить всем новым машинам достаточно высокие характеристики.

Как уже упоминалось, шасси БМП Т-15 фактически представляет собой развернутое задом наперед шасси танка Т-14 с соответствующими доработками. В результате такого изменения силовая установка машины размещается в передней части корпуса, благодаря чему высвобождается крупный объем для размещения десанта и обеспечивается наиболее удобный и безопасный способ его высадки через кормовую аппарель.

Впервые в отечественной практике бронетехника получает единый силовой блок. Двигатель и трансмиссия собираются в виде единого агрегата, который помещается в моторно-трансмиссионное отделение машины. Такой подход к конструированию силовой установки позволяет упростить сборку и ремонт машин. Специалисты оборонной промышленности отмечают, что замена силового блока, вне зависимости от имеющихся условий, занимает не более нескольких часов, тогда как аналогичные операции с «традиционными» разделенными агрегатами могут растягиваться на несколько дней.


Выхлоп дополнительного агрегата питания. Кадр из т/п "Военная приемка"

Основой силового блока платформы «Армата» является многотопливный Х-образный двигатель. Его мощность пока является тайной, но утверждается, что по этому параметру новый двигатель превосходит все силовые установки существующих отечественных танков. Таким образом, мощность двигателя «Арматы» превышает 1500 л.с.

Важнейшей особенностью силового блока, выгодно отличающей его от существующей техники, является реверсивная коробка передач. Этот агрегат обеспечивает 8 передач переднего хода и 8 заднего. В результате боевая машина способна двигаться с равной скоростью как вперед, так и назад. Кроме того, имеющиеся сведения о коробке передач позволяют предположить, что силовые блоки танка Т-14 и тяжелой БМП Т-15 отличаются основным режимом работы: из-за «зеркального» расположения унифицированной силовой установки передачи переднего хода танка обеспечивают задний ход машины пехоты и наоборот.

Силовая установка БМП Т-15 и, очевидно, танка Т-14 оснащается агрегатом дополнительного питания. Вспомогательная силовая установка, по-видимому, предназначена для снабжения бортовых систем электроэнергией при выключенном основном двигателе. Подобное оборудование позволяет использовать все бортовые системы без повышенного расхода горючего.


Стенд для испытаний коробки передач. Кадр из т/п "Военная приемка"

Все машины на базе платформы «Армата» получают унифицированную ходовую часть. В ее составе присутствует по семь опорных катков с независимой торсионной подвеской на каждом борту. Кроме того, на ранних фотоматериалах было видно, что, как минимум, передние две пары катков тяжелой БМП оснащаются дополнительными амортизаторами. При использовании в качестве основы для машины Т-15 ходовая часть сохраняет некоторые особенности, связанные с распределением нагрузки на опорную поверхность. По этой причине зазоры между задними тремя парами катков больше, чем в случае с остальными. Из-за специфической компоновки боевой машины пехоты ведущие колеса с цевочным зацеплением располагаются в передней части корпуса. Направляющие, в свою очередь, находятся в корме.

Боевая машина пехоты тяжелого класса Т-15 имеет унифицированные с танком системы защиты. С целью повышения живучести на поле боя предложено использовать целый набор различных средств, от специальных активных систем до собственной брони корпуса. За счет этого БМП получает «многослойную» защиту, способную противостоять угрозам различного характера на разных стадиях вражеской атаки.


Компьютерное моделирование поведения подвески танка на пересеченной местности. Кадр из т/п "Военная приемка"

Оглашенная каналом «Звезда» информация об унификации активных средств защиты позволяет делать некоторые выводы. Если танк и БМП используют одинаковый комплекс средств активной защиты, то есть основания полагать, что экипаж и десант имеют весьма высокие шансы выполнить поставленную боевую задачу без потерь.

Из рассказа программы «Военная приемка» о средствах защиты танка Т-14 известно, что бронетехника нового типа способна защищать экипаж и агрегаты при помощи нескольких систем, решающих разные задачи. За счет этого, как утверждается, вероятность выживания на поле боя машины достигает максимальных значений.

Первым средством защиты танка и, вероятно, БМП являются специальные материалы корпуса и окраска. Их задачей является противодействие радиолокационным средствам обнаружения противника. Благодаря применению особых материалов и краски снижается вероятность обнаружения боевой машины с последующей атакой, что затрудняет или делает невозможной использование различных противотанковых систем.


Отделение управления БМП. Слева рабочее место водителя, справа - командира. Кадр из т/п "Военная приемка"

На броне боевой машины пехоты Т-15 располагается набор многоспектральных датчиков угроз, задачей которых является постоянное слежение за окружающей обстановкой. При обнаружении какой-либо угрозы автоматика должна самостоятельно принимать соответствующие меры. Так, при обнаружении излучения лазерного дальномера или системы подсвета цели машина должна использовать дымовые гранатометы. В направлении источника излучения отстреливается граната, образующая облако дыма с металлическими частицами. Такая дымовая завеса скрывает боевую машину и не позволяет противнику продолжать атаку.

Танк Т-14 и, скорее всего, БМП Т-15 оснащается системой радиоэлектронной борьбы, которая должна срывать вражескую атаку на последних этапах. В случае успешного запуска противотанковой ракеты и ее удачного наведения система РЭБ не позволяет управляемому боеприпасу достичь цели. Конкретный метод такого противодействия не уточнялся. Кроме того, система радиоэлектронной борьбы предлагается для защиты техники от мин с электромагнитными взрывателями.


Вид на отделение управления из десантного отделения. На заднем плане места командира (спереди) и наводчика (сзади). Слева от кресла наводчика установлено небольшое дополнительное сиденье для девятого десантника. Кадр из т/п "Военная приемка"

Следующий рубеж защиты – броня и вспомогательные средства. Защита лобовой проекции Т-15 обеспечивается специальным модулем, выполненным в виде треугольной рамы с установленной на ней защитой. Вероятно, этот агрегат оснащается комбинированной броней, а также получает блоки динамической защиты. Позади переднего модуля имеется наклонная верхняя лобовая деталь корпуса с соответствующими показателями защиты.

Бортовая проекция машины защищается собственной броней корпуса, а также экранами, на которых монтируются блоки динамической защиты, причем блоки на бортах десантного отделения имеют увеличенную высоту в сравнении с остальными. Любопытной особенностью защиты бортов являются экраны их передней части. Для обеспечения выхода выхлопных газов от основной и вспомогательной силовых установок на бортах тяжелой БМП предусмотрены наклонные экраны, соединенные с передним модулем корпуса. Эта конструкция придает машине необычный внешний вид, а также визуально увеличивает ее ширину. Сравнительно тонкая и слабая кормовая аппарель для высадки десанта полностью закрыта дополнительным решетчатым экраном.


Вид на десантное отделение со стороны кормовой аппарели. Кадр из т/п "Военная приемка"

Позади переднего моторно-трансмиссионного отделения в Т-15 размещается отделение управления с рабочими местами экипажа из трех человек. У левого борта располагается механик-водитель, справа от него – командир. Позади командира находится место наводчика-оператора вооружений. Рабочее место водителя выполнено таким же, как и в случае с танком Т-14. Пульты других членов экипажа имеют некоторые серьезные отличия от танковых. В отличие от танкистов, все члены экипажа БМП имеют собственные люки в крыше. Для наблюдения за обстановкой люки оснащаются набором перископических смотровых приборов.

Вся кормовая часть внутреннего объема корпуса отдана под крупное десантное отделение. Вдоль бортов машины располагаются восемь сидений для бойцов, располагающихся лицом друг к другу. Кроме того, в проходе к отделению управления может быть смонтировано легкое сиденье для девятого десантника. Для облегчения высадки десанта сиденья имеют подпружиненную нижнюю часть, автоматически поднимающуюся при отсутствии нагрузки. Таким образом, после высадки бойцов, сидящих ближе к выходу, их сиденья поднимаются и увеличивают ширину прохода для следующих солдат.


Демонстрация кормовой двери и амбразуры для личного оружия десанта. Кадр из т/п "Военная приемка"

Попадать внутрь боевой машины и выходить из нее десант должен через крупный кормовой люк с опускаемой аппарелью. По команде экипажа этот агрегат при помощи двух лебедок и тросов опускается в нижнее положение и выполняет функции ступеньки для удобной высадки. Кормовая аппарель обеспечивает как удобство высадки, так и безопасность бойцов. От обстрела спереди их защищает весь корпус БМП, а сбоку они оказываются прикрыты двумя крупными бортовыми агрегатами корпуса. Кормовой люк с аппарелью имеет достаточно крупные размеры, что дополнительно упрощает высадку. Для демонстрации этого ведущий программы «Военная приемка» Алексей Егоров стал возле края люка, однако не смог помешать десантникам попасть внутрь машины без каких-либо затруднений.

На случай поломки некоторых агрегатов в кормовой аппарели предусмотрена обычная дверь. Она открывается влево по ходу движения и позволяет покинуть машину даже при отсутствии возможности опустить основную аппарель. Для защиты от различных угроз в двери имеется шаровая установка для стрелкового оружия, позволяющая обстреливать определенный сектор задней полусферы. Также именно на двери закрепляется решетчатый экран, благодаря чему не мешает ее открыванию.


Боевой модуль "Эпоха" крупным планом. Фото Vitaly V. Kuzmin / Wikimedia Commons

Для эффективного взаимодействия экипажа машины и спешившегося десанта в левом кормовом «коробе» предусмотрен небольшой отсек, в котором располагается аппаратура связи. По образцу некоторой техники прошлых лет БМП Т-15 получила телефонную трубку, при помощи которой пехота может связываться с экипажем машины и координировать совместные действия.

Тяжелая боевая машина пехоты Т-15 в текущей конфигурации оснащается дистанционно управляемым боевым модулем «Эпоха», выполненным в виде башни с набором вооружения разных типов. Важной особенностью этой системы является размещение всех агрегатов на крыше базовой машины и за пределами обитаемого объема. Модуль «Эпоха» выполнен в виде поворотной платформы, на которой располагается башня характерной формы. Все агрегаты, от оружия до прицельных систем, смонтированы в едином корпусе.

БМП Т-15 с боевым модулем «Эпоха» несет 30-мм автоматическую пушку 2А42, пулемет ПКТМ и две пусковые установки с четырьмя управляемыми ракетами «Корнет». Такое вооружение позволяет машине бороться с пехотой и незащищенной техникой, а также эффективно уничтожать укрепления и бронетехнику. Для управления вооружением боевой модуль оснащен двумя блоками оптико-электронного оборудования, при помощи которых командир и наводчик могут следить за обстановкой, производить обнаружение целей и выполнять атаку.


Боевой модуль, вид справа-сзади. Кадр из т/п "Военная приемка"

Дополнительное вооружение боевой машины состоит из дымовых гранатометов на крыше корпуса. Кроме того, в некоторых случаях может быть полезна амбразура в кормовой аппарели. Иные устройства для стрельбы из личного оружия десанта не предусматриваются.

Большинство основных характеристик перспективной тяжелой БМП Т-15 пока не подлежат разглашению. Тем не менее, недавно военные решили раскрыть некоторые подробности этого проекта, а также показали интерьеры новой техники. Благодаря недавно опубликованной информации существующая картина дополнена новыми деталями, а специалисты и любители военной техники получили прекрасную возможность продолжить обсуждение перспективных отечественных машин, используя новые сведения.

По имеющимся данным, в настоящее время специалисты корпорации «Уралвагонзавод» продолжают испытания новой техники на базе платформы «Армата», в том числе БМП Т-15. Испытания и доработки проекта должны завершиться в течение нескольких следующих лет, после чего может появиться заказ на строительство серийной техники. Точные объемы будущего производства машин Т-15 пока не определены, но уже оглашены предварительные планы по всему семейству. В текущей Госпрограмме вооружений предусмотрено строительство и передача вооруженным силам 2300 единиц бронетехники на базе платформы «Армата». Все эти машины должны быть переданы заказчику до 2020 года. Точное количество планируемых к строительству танков, БМП и другой техники семейства пока не уточнялось.



Похожие статьи