Белый цвет в раскладке cmyk. Система цветопередачи CMY, цветовая модель CMYK

Модель RGB (Red - Красный, Green - Зеленый, Blue - Синий) описывает излучаемые цвета.

Модель R G B (Red - Красный, Green - Зеленый, Blue - Синий) описывает излучаемые цвета. Базовыми компонентами модели являются три цвета лучей - красный, зеленый, синий. При восприятии цвета человеком именно они непосредственно воспринимаются глазом. Остальные цвета представляют собой смешение трех базовых в разных соотношениях. Каждая составляющая может изменяться в пределах от 0 до 255, как было рассмотрено в предыдущей главе. Такой способ предоставляет доступ ко всем 16 миллионам цветов. При сложении (смешении) двух лучей основных цветов результат оказывается светлее, чем отдельные составляющие . Цвета этого типа называются аддитивными . Эта модель используется во всех мониторах , проекторах и других устройствах, которые излучают или фильтруют свет, включая телевизоры, кинопроекторы и цветные прожекторы. Web-дизайнер в своей работе ориентируется на такое устройство вывода, как монитор, поэтому мы будем учиться работать в основном с изображениями в модели RGB. Напомню, что она является трехканальной (имеет три составляющие) и 24-битной (цвет одного пиксела представляется 24 битами - по байту на канал).


Цветовое пространство модели удобно представить в виде цветового куба . По осям координат откладываются значения цветовых каналов. Каждый из них может принимать значения от нуля (нет света) до максимального (наибольшая яркость света). Внутренняя часть образовавшегося куба содержит все цвета модели. В начале координат значения каналов равны нулю (черный цвет). В противоположной точке смешиваются максимальные значения каналов, образуя белый цвет. На линии, соединяющей эти точки, располагаются смеси равных значений каналов, образуя серые оттенки от черного до белого - серую шкалу. Три вершины куба дают чистые исходные цвета, остальные три отражают двойные смешения исходных цветов. В обычном RGB-изображении каждый цветовой канал и серая шкала имеют 256 градаций (оттенков).


Изображение, созданное в цветовой модели RGB, может быть сохранено в любом графическом формате, поддерживаемом программой Photoshop, кроме формата GIF.


Недостатком режима RGB является то, что далеко не все цвета, которые могут быть в нем созданы, можно вывести на печать. Избежать потери цветов можно, редактируя изображение в режиме CMYK.

Модели CMY и CMYK.

Модель C M Y описывает отраженные цвета (краски). Они образуются в результате вычитания части спектра падающего света и называются субтрактивными . При смешении двух цветов результат темнее обоих исходных, поскольку каждый из цветов поглощает часть спектра. Иначе говоря, чем больше краски мы положили, тем больше вычли из белого, т.е. тем ниже будет результирующая яркость.


Для начала расшифруем название этой модели. C=Cyan (бирюзовый ), M=Magenta (пурпурный ), Y=Yellow (желтый ). Каналы CMY - это результат вычитания основных цветов модели RGB из белого цвета (то есть цвета маскимальной яркости). Запишем "формулы" получения этих цветов:

  • Бирюзовый = Белый - Красный
  • Пурпурный = Белый - Зеленый
  • Желтый = Белый - Синий

Можно сказать, что модель CMY обратна модели RGB . Посмотрите на рисунок - базовые цвета модели CMY находятся напротив базовых цветов модели RGB. Согласно модели RGB, белый цвет представляет собой сумму трех компонент максимальной яркости, т.е. можно записать:
Белый = Красный + Зеленый + Синий.
После нехитрых математических преобразований получаем следующее представление цветов модели CMY:

  • Бирюзовый = Зеленый + Синий
  • Пурпурный = Красный + Синий
  • Желтый = Красный + Зеленый

Сравните эти формулы с рисунком - все правильно. Желтый цвет лежит между красной и зеленой областями и т.д. Если это рисунок вас не убедил - посмотрите на рисунок модели RGB в предыдущей главе.


Развитием модели CMY является модель CMYK . Она описывает реальный процесс цветной печати на офсетной машине и цветном принтере. Пурпурная, голубая и желтая краски (полиграфическая триада) последовательно наносятся на бумагу в различных пропорциях, и таким способом может быть репродуцирована значительная часть видимого спектра. В области черного и темных цветов наносятся не цветные, а черная краска. Это четвертый базовый компонент, он введен для описания реального процесса печати. Черный компонент сокращается до буквы K (blacK или, по другой версии, Key ). CMYK - четырехканальная цветовая модель. Зачем в модель вводится черная краска? Реальные краски содержат примеси, и при смешении дадут не черный, а темно-коричневый цвет. К тому же при печати очень темных и черного цвета было бы необходимо большое количество каждой краски, что ведет к переувлажнению бумаги и неоправданному расходу красок.


Описанные цветовые модели являются аппаратно-зависимыми . При выводе одного и того же изображения на различных устройствах (например, на двух разных мониторах) вы, скорее всего, получите разный результат. То есть цвет зависит как от значений базовых составляющих, так и от параметров устройств: качества и марки данной печатной краски, свойств использованной бумаги, свойств люминофора и других параметров конкретного монитора, принтера или печатного пресса. Кроме того, существование разных моделей описания для излучаемых и отраженных цветов весьма неудобно при компьютерной подготовке цветных изображений. В полиграфический процесс входят системы, работающие как в модели RGB (сканер, монитор), так и в модели CMYK (фотонабор и печатная машина). В процессе работы приходится преобразовывать цвет из одной модели в другую. Поскольку эти модели имеют разный цветовой охват, преобразование часто сопряжено с потерей части оттенков. Поэтому одной из основных задач при работе с цветными изображениями становится достижение предсказуемого цвета. Для этого создана система цветокоррекции (Color Management System, СMS ). Это программная система, цель которой, во-первых, достичь одинаковых цветов для всех этапов полиграфического процесса, от сканера до печатного станка, а во-вторых - обеспечить стабильное воспроизведение цвета на всех выводных устройствах (например, на любом мониторе). Пространство этой модели аналогично пространству модели RGB, в которой перемещено начало координат. Смешение максимальных значений всех трех компонентов дает черный цвет. При полном отсутствии краски (нулевые значения составляющих) получится белый цвет (белая бумага). Смешение равных значений трех компонентов даст оттенки серого.



Модель CMYK предназначена специально для описания печатных изображений. Поэтому ее цветовой охват значительно ниже, чем у RGB (ведь она описывает не излучаемые, а отраженные цвета, интенсивность которых всегда меньше). Кроме того, как прикладная модель, CMYK жестко привязана к параметрам печати (краски, тип печатной машины и т. д.), которые очень разнятся для каждого случая. При переводе в CMYK нужно задать массу технологических характеристик - указать, какими конкретно красками и на какой бумаге будет отпечатано изображение, некоторые особенности печатного оборудования и т. д. Для разных заданных значений вид изображения на печати и на экране будет разным. Еще одной особенностью модели является теоретически не обоснованное введение дополнительного черного канала. Он предназначен для исправления недостатков современного печатного оборудования. В темных областях особенно хорошо видны погрешности совмещения, возможно переувлажнение бумаги, кроме того, смесь CMY-красок не дает глубокого черного тона. Все эти "узкие места" можно устранить применением дополнительной черной краски. При переводе в CMYK программа заменяет в темных областях триадные краски на черную. Эта замена производится по разным алгоритмам, в зависимости от состава изображения (черный цвет подчеркивает контуры предметов, визуально усиливая резкость), особенностей печати и других причин. Таким образом, в зависимости от установок перевода вид изображения меняется. Неудачный перевод в CMYK (цветоделение ) может привести к серьезным потерям качества. Цветоделение обычно предполагает печать тиража (иначе зачем CMYK), а это, в свою очередь, связано с большими финансовыми вложениями. Поэтому, если вам приходится выполнять подготовку файлов для типографии, необходимо изучить специальную литературу по предпечатной подготовке.


Рассмотрим каналы в CMYK-изображении. Для эксперимента нам потребуется файл photo.jpg . Как видите, в области заголовка окна также показана модель изображения. Сейчас это RGB. Чтобы перевести изображение в цветовой режим CMYK, выберите в меню Image команду Mode > CMYK . Откройте палитру Channels. Там присутствует пять строк - четыре строки цветовых каналов и одна строка совмещенного канала. Активизация и регулирование видимости каналов производятся точно так же, как для RGB - изображения.


Отключите видимость всех каналов, кроме голубого. Заметьте, что изображение стало много светлее. Каналы CMYK складываются так же, как краски, положенные на бумагу. Практически сейчас перед вами голубая форма для печати файла. Именно таким образом будет распределяться краска на отпечатке. Насыщенность цвета максимальна в голубой и синей областях. Они окрашены насыщенным голубым цветом. Голубой есть также в областях оттенков серого. Это означает, что в CMYK оттенки серого формируются из смеси равного количества всех компонентов модели. Область черного и очень темных оттенков изображается на печати черной краской, поэтому она пока остается белой.


Теперь активизируйте изображение черного канала, не отключая голубой. Вы видите форму, в соответствии с которой будет наноситься черная краска. Отключите видимость черного канала, добавьте к голубому отображение желтого канала. Как видите, смешение красок в модели происходит по гораздо более понятному принципу - при сложении голубой и желтой составляющих получаются оттенки зеленого. Зеленый цвет получили также серые участки, поскольку они состоят из равных количеств каждого из базовых компонентов. Отметьте, что изображение тем темнее, чем больше каналов видно на экране. Сделайте видимым и пурпурный канал. Изображение в средних и светлых тонах уже приобрело нормальный вид. В тенях же остались белые участки - все они будут напечатаны черным, а не смесью трех цветных красок.

Модель цветовая CMYK - четырехканальная цветовая модель для подготовки не экранных, а печатных изображений, применяемая в полиграфии при цветной печати. Была предложена в 1951 г. Энди Мюллером.
Совмещение трех основных красок поглощает почти весь падающий свет, и со стороны изображение выглядит почти черным. В отличие от модели RGB увеличение количества краски приводит не к увеличению визуальной яркости, а наоборот к ее уменьшению. Поэтому для подготовки печатных изображений используется не аддитивная (суммирующая) модель, а субтрактивная (вычитающая) модель. Цветовыми компонентами этой модели являются не основные цвета, а те, которые получаются в результате вычитания основных цветов из белого:
голубой (Cyan) = Белый - красный = зелёный + синий (0,255,255)
пурпурный (сиреневый) (Magenta) = Белый - зелёный = красный + синий (255,0,255) жёлтый (Yellow) = Белый - синий = красный + зелёный (255,255,0).
Эти три цвета называются дополнительными, потому что они дополняют основные цвета до белого.
Существенную трудность в полиграфии представляет черный цвет. Теоретически его можно получить совмещением трех основных или дополнительных красок, но на практике результат оказывается негодным. Поэтому в цветовую модель CMYK добавлен четвертый компонент - черный. Ему эта система обязана буквой К в названии (blacK).
Числовые значения в CMYK представляются в виде цифр. Каждое из чисел, определяющее цвет в CMYK, представляет собой процент краски данного цвета, составляющей цветовую комбинацию, а точнее, размер точки растра, выводимой на фотонаборном аппарате на плёнке данного цвета Например, для получения цвета "хаки" следует смешать 30 % голубой краски, 45 % пурпурной краски, 80 % жёлтой краски и 5 % чёрной. Это можно обозначить следующим образом: (30,45,80,5).
В типографиях цветные изображения печатают в несколько приемов. Накладывая на бумагу по очереди голубой, пурпурный, желтый и черный отпечатки, получают полноцветную иллюстрацию. Печать четырьмя красками, соответствующими CMYK, также называют печатью триадными красками. Поэтому готовое изображение, полученное на компьютере, перед печатью разделяют на четыре составляющих одноцветных изображения (CMYK). Этот процесс называется цветоделением. Современные графические редакторы имеют средства для выполнения этой операции. При этом на разных мониторах цвета могут отражаться по-разному, что является существенным недостатком.
Добавление к первичному цвету второй краски ведет к образованию вторичного цвета, добавление сюда же третьей краски ведет к нейтральности. Для проведения коррекции цвета в пространстве CMYK эта таблица, как таблица умножения, должна восприниматься на автомате, канала цвета. Контраст и цвет в пространстве CMYK взаимосвязаны - изменение контраста кривыми или уровнями ведет к изменению цветов, так же и изменение цвета соответствующими инструментами ведет к изменению контраста.
Краски циан (Голубой, Cyan), маджента (Пурпур, Magenta), жёлтый (Yellow) отличаются от идеальных красок субтрактивного синтеза цвета. Начнём с того, что идеальные краски должны быть совершенно прозрачными и поглощать свет только одной зоны спектра, естественно таких красок не существует. Все краски (не только полиграфические) имеют неполное поглощение света в двух спектральных зонах и неполное отражение в основной зоне. Для характеристики триады печатных красок недостаточно знать, какие спектральные поглощения и колориметрические значения имеют однокрасочные участки, так как цвет получается автотипным синтезом важно знать характеристики вторичных и составных (трёхкрасочных) участков.
Падая на наружную поверхность красочного слоя, белый свет освещения частично от нее отражается (2), частично преломляется (1), часть света проходит внутрь красочного слоя. Так как связующее вещество почти прозрачно, то этот свет не изменяет своего спектрального состава пока не встретится с частицами пигмента и опять разделится на отраженный и преломлённый, но уже изменивший свой спектральный состав - окрашенный. Часть этого света выходит на поверхность, часть проникает дальше в глубь слоя. Встречая на своём пути всё новые частицы пигмента, свет продолжает отражаться и преломляться. Причём насыщенность цвета после каждого преломления всё усиливается. Свет, образовавшийся в глубине красочного слоя, совершая обратный путь, снова отражается и преломляется - этот свет будет сильно окрашен. Если красочный слой толстый или краска мало прозрачна (кроющая краска), весь свет либо отразится, либо поглотится в толще слоя и до подложки не дойдёт. Если краска прозрачная или слой её тонок, свет, достигнув белой подложки, отразится от неё и, пройдя красочный слой в обратном направлении, выйдет на поверхность. Рассматривая оттиск, не различаются цвета излучений, отражённых с той или иной глубины слоя, а видим цвет смеси этих излучений. Краски триады относятся к слабо кроющим краскам, которые обеспечиваю просвечиваемость, не закрывают предварительно закрашенные участки даже при значительной толщине наносимого слоя. Вместе с тем, полиграфические краски всё же рассеивают свет, а поэтому суммарный цвет наложений получается иным, чем при идеальном субтрактивном синтезе. Последовательность наложения слоёв играет важную роль в образовании цвета.
При печати в CMYK изображение растрируется, то есть представляется в виде совокупности точек цветов C, M, Y и K. На расстоянии точки, расположенные близко друг к другу, сливаются, и создаётся ощущение, что цвета накладываются друг на друга. Глаз смешивает их и таким образом получает необходимый оттенок. Растрирование выделяют амплитудное (наиболее часто используемое, при котором, количество точек неизменно, но различается их размер), частотное (изменяется количество точек, при одинаковом размере) и стохастическое, при котором не наблюдается регулярной структуры расположения точек.

Используемые источники
1. igor-bon.narod.ru.
2. mini-soft.ru.
3. sketchpad.net.
4. Допечатная подготовка. Донни О"Квин. 2002.

Система цветопередачи CMY, цветовая модель CMYK

CMY (CMYK – англ. Cyan, Magenta, Yellow, Kontur или Key plate/Black, т.е. сине-зеленый, пурпурный, желтый, контурный/черный) – модель, противоположная RGB, которая представляет цвета типографских красок, фотографических красителей и цветного тонера. CMYK называют моделью субтрактивных основных цветов (англ. Subtractive Primary Model). Субтрактивный означает вычитаемый, т.е. из белого вычитаются первичные цвета (рис. 7.6). Черный цвет в этой модели создается полными значениями всех основных цветов (голубого, пурпурного и желтого).

Рис. 7.6.

Так как модель CMYK применяют в основном при цветной печати, а бумага и другие печатные материалы являются поверхностями, отражающими свет, удобнее считать, какое количество света отразилось от той или иной поверхности, нежели сколько поглотилось. Таким образом, если вычесть из белого три первичных цвета, RGB, мы получим тройку дополнительных цветов CMY.

Модель CMYK представляет четыре цвета, которые применяются для воспроизведения полноцветных изображений (сине-зеленый, пурпурный, желтый и черный). По-русски цвета CMY принято называть голубым, пурпурным и желтым, хотя первый точнее называть сине-зеленым, а маджента – лишь часть пурпурного спектра. Печать четырьмя красками, соответствующими CMYK, также называют печатью триадными красками.

Для справки

Печать при помощи модели CMYK. Цвет в процессе печати зависит от спектральных характеристик красителей, их количества и вязкости, от способа их нанесения, характеристик бумаги и других факторов. Теоретически для воспроизведения полного диапазона цветов достаточно красок CMY – цветное изображение трехцветно, и голубой, пурпурный и желтый красители могут воссоздать полный диапазон цветов. Однако при печати такое невозможно. Краски CMY содержат немного примесей, на бумаге разных видов при впитывании краски получаются разные уровни яркости, что затем влияет на восприятие цвета. В результате смешения стопроцентных уровней красок CMY вместо черного цвета образуется грязно-серый с оттенком. Чтобы исправить эту ситуацию, и добавляется черная краска, которая компенсирует недостающие цвета.

Значение К в аббревиатуре CMYK. В CMYK используются четыре цвета, первые три в аббревиатуре названы по первой букве цвета, а в качестве четвертого используется черный. Буква К (англ. key plate) – ключевая пластина. В англоязычных странах термином key plate обозначается печатная форма для черной краски, печатаемая последней поверх заранее напечатанных трех предыдущих красок.

Другой вариант значения буквы К свидетельствует о немецком происхождении (К – от нем. Kontur ). Эта версия подтверждается еще и тем, что многие старые монтажники так и называют соответствующую пленку – контур, контурная. В технологии печати черный действительно как бы окантовывает изображение.

Причины использования дополнительного черного пигмента:

Па практике из-за наличия примесей в красителях и погрешностей в пропорциях компонентов смешение реальных голубого, пурпурного и желтого цветов дает скорее грязно-коричневый или грязно-серый цвет;

Триадиые краски не дают той глубины и насыщенности, которая достигается использованием настоящего черного цвета;

При выводе мелких черных деталей изображения или текста без использования черного пигмента возрастает риск несовпадения точек нанесения пурпурного, голубого и желтого цветов;

Смешение 100% пурпурного, голубого и желтого пигментов в одной точке существенно смачивает бумагу, деформирует ее и увеличивает время просушки, что делает технически невозможным синтез насыщенного черного из трех стопроцентных компонентов триады;

Черный пигмент (в качестве которого, как правило, используется сажа) существенно дешевле остальных трех.



Похожие статьи