Село радонеж храм преображения господня. Храм преображения господня в радонеже

Преображенская церковь стиля ампир построена в 1834-1840 гг. на средства прихожан и пожертвования. Кирпичное неоштукатуренное здание с применением белого камня в деталях обладает характерной для своего времени композицией. Бесстолпный одноапсидный четверик храма с боковыми портиками дорического ордера увенчан купольной ротондой. С запада к нему примыкают трапезная и трехъярусная со шпилем колокольня, завершенная цилиндрическим ярусом звона. Стены апсиды и трапезной обработаны квадровым рустом, колокольни - сдвоенными пилястрами. Карнизы деревянные. Интерьеры украшают деревянные резные иконостасы: главный пятиярусный в формах эклектики, 1890 гг., и двухъярусный придельный с чертами псевдорусского стиля, 1862 г. Стены и своды покрывает масляная живопись, исполненная в храме в 1870г., в трапезной И.М. Малышевым в 1863г.; поновлена и прописана в 1960-х гг. Кирпичная церковная ограда с деревянной решеткой восстановлена в 1969г. по образцу прежней, 1855 г. Впервые Радонеж упоминается в 1328 году. Указом Правительства РСФСР от 31 октября 1989 года селу Городок было возвращено его древнее имя - Радонеж.



Церковь Преображения в селе Радонеж была построена в 1836-1842 гг. Село Радонеж на реке Паже имеет древнюю историю и широко известно благодаря тому, что именно здесь начались подвиги преподобного Сергия (Варфоломея), получившего прозвание Радонежский. Родители маленького Варфоломея переселились в Радонеж из своего имения под Ростовом Великим, откуда их вынудили уехать постоянные притеснения со стороны наместников московского князя Ивана Калиты. Боярин Кирилл со своей женой Марией и сыновьями Стефаном, Варфоломеем и Петром по приглашению радонежского наместника Терентия Ртища, который обещал переселенцам большие льготы, перебрался в Радонеж. Позднее Кирилл и Мария приняли постриг в соседнем Хотьковом монастыре, а Варфоломей отправился с ними - присматривать и помогать престарелым родителям.

В XV веке Радонеж стал настоящим городком с крепостью, земляными валами и тремя храмами, центром удельного княжества, которым владел князь Андрей Меньшой. Валы сохранились по сей день, а вот от трех храмов сохранились лишь деревянные царские врата. Соборный храм крепости носил название Преображенского. При Иване III в Радонеж из Троицкого монастыря была переведена ярмарка. В XVII веке Радонеж стал вотчиной Троице-Сергиевой Лавры. К этому моменту село (или, как указано в документах, «город Радонеж») было разорено в Смутное время, и в нем не осталось ни одного храма. Монастырские власти приняли решение переделать в шатровый храм башню крепости. Храм освятили в честь Преображения Господня, а в пристроенной трапезной освятили два придела - Сергия Радонежского и Михаила Малеина.

В XVIII веке село приобрело новое название - Городок. Новый храм в селе был построен на средства прихода в середине XIX века в стиле ампир. Первоначально основной объем храма был поставлен отдельно от колокольни, и их объединили трапезной в 1860-х годах. Основной объем - четырехугольный, по бокам украшен высокими портиками в четыре колонны, на нижний ярус поставлена высокая световая ротонда. В главной части храма был поставлен пятиярусный иконостас, в приделе Сергия Радонежского в трапезной - небольшой двухъярусный. В 1870-х годах храм был расписан, и частично эти росписи сохранились.

Трехъярусная колокольня украшена парными колоннами и увенчана шпилем. В 1855 году храм окружили новой кирпичной оградой с металлическими решетками. Эта ограда была частично разрушена в советское время, в 1969 году восстановлена.

Древнее село с начала XIX века привлекало внимание исследователей. Во многом благодаря тому, что еще в 1820-х годах удалось восстановить историю села, в 1960-х годах было принято решение о сохранении его памятников, в том числе храма Преображения. В 1974 году храм был поставлен на государственную охрану. В 1988 году рядом с храмом был установлен памятник Сергию Радонежскому по проекту скульптора В.М.Клыкова и архитектора Р.И.Семержиева. В 1989 году село Городок было переименовано в Радонеж. Сейчас сюда стекается множество паломников, посещающих места, связанные с житием одного из самых почитаемых и прославленных русских святых - Преподобного Сергия Радонежского. Под горой находится родник Сергия Радонежского, там же устроена купель.

Источник: http://hramy.ru/regions/r50/sergposad/radonezh/radpreob.htm



В свое время Радонеж имел важное стратегическое значение, благодаря своему расположению на дороге, соединявшей Москву с Ростовом, Угличем, Переславлем и Александровской слободой. В первые десятилетия после татарского нашествия в Радонеже сидели татарские баскаки. В летописях Радонеж упоминается в завещании Московского князя Ивана Калиты (1288 - 1340 гг), отписавшего Радонеж вместе с волостью своей второй жене Ульяне. После ее смерти Радонеж отошел к ее внуку князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому, а затем - к его сыну Андрею Владимировичу Радонежскому. Последний превратил Радонеж в укрепленный городок, выстроив в нем деревянный кремль и окружив его крепостными валами.

В конце XV века князь Иван III переводит из Троицкого монастыря в Радонеж ярмарку. Примерно в 1530-х годах в Радонеже появляется ям - почтовая станция; во времена Ивана Грозного на станции было до 40 ямщиков. Но процветать Радонежу оставалось недолго - в смутное время городок подвергается разорению польскими войсками Сапеги во время похода на Троице-Сергиев монастырь (1608-1610). После этого Радонеж уже никогда не восстанавливается в прежнем значении.

Центральная достопримечательность нынешнего Радонежа - Преображенская церковь с колокольней, постройка которой относится к первой половине XIX века. Рядом с церковью стоит памятник преподобному Сергию Радонежскому, установленный относительно недавно - в 1988 году. Преображенская церковь стоит на холме, под которым протекает речка Пажа; на речке стоит деревянная часовенка, а чуть дальше за ней - родник. Небольшая парковка перед церковью почти всегда забита легковыми автомобилями и экскурсионными автобусами. На небольшом расстоянии от церкви еще ряд поросших деревьями холмов, в которых не сразу признаешь древние крепостные валы. Место это очень живописное, здесь можно приятно погулять летом, прокатиться на лыжах зимой. Если же Радонеж покажется малопривлекательным в качестве самостоятельной цели для поездки, то его посещение можно удобно совместить с поездкой в Сергиев Посад, Хотьково и Абрамцево.

Источник: http://explorado.ru/towns/radonej



Радонеж, связанный с именем Преподобного Сергия (1314-1392) и неотделимый от начальной истории Троицкой Лавры, - это одно из наиболее значимых исторических мест Российского государства. История Радонежа началась в VIII-IХ веках, когда на крутой излучине левого берега реки Пажи стояло родовое поселение охотников и рыболовов финно-угорского племени меря. К ХIII веку рядом с бывшим мерянским городищем выросло славянское земледельческое селение. Оно могло называться как именем Радонег, так и производным от него именем Радонеж.

В письменных источниках Радонеж впервые упоминается в духовной грамоте великого Московского князя Ивана Калиты (1325-1340) как село Радонежское. Великий князь завещал село своей жене княгине Ульяне с младшими детьми. Житие Преподобного Сергия, составленное в начале ХV века, свидетельствует, что при Иване Калите в "весь, глаголемую Радонеж" переселились многие жители Ростова, который тогда подчинялся Москве. В их числе был знатный, но обедневший боярин Кирилл с женой Марией и сыновьями: старшим Стефаном, средним Варфоломеем и младшим Петром. Стефан и Пётр избрали мирскую жизнь в супружестве и на службе у великого князя. Варфоломей же, с юных лет особо приверженный духу иночества и служению церковному, мечтал удалиться в монастырь. Тем не менее, по просьбе родителей он остался с ними, утешая их в старости и немощи. Так, в послушании родителям и в заботе о них прошла мирская жизнь Варфоломея в селе Радонежском. Лишь по кончине Кирилла и Марии, принявших иноческий постриг в небольшом Покровском монастыре в Хотькове и там же погребённых, Варфоломей приступил к исполнению заветного намерения. Оставив отчий дом на младшего брата, Варфоломей отправился на "взыскание места пустынного". Здесь, на Маковце, Варфоломей с помощью старшего брата основал скромную Троицкую пустынь - основу будущей великой Лавры. Владел Радонежьем тогда Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый (1353-1410), один из героев Куликовской битвы в 1380 году, и, конечно же, неоднократно посещал Троице-Сергиев монастырь, присылая пития "в потешение старцу с братьями".

При князе Владимире село Радонежское превратилось в городок Радонеж. Пролегавшая рядом с городком оживлённая Переславская дорога снабжала товарами местный торг, позволяла собирать в пользу князя торговые и проездные (мытные) пошлины. Серпуховскому князю Владимиру Храброму наследовал его четвёртый сын Андрей Владимирович (1410-1426). Получив в наследство наряду с сельскими волостями "Радонеж с тамгою и с мыты...", князь Андрей Радонежский сделал этот городок столицей своего маленького княжества. Унаследовав Радонеж, князь стал владетелем земель вокруг Троице-Сергиева монастыря. По примеру отца князь помогал Троицкой обители, основателя которой знал с самого детства. В 1422 году, в 30-летнюю годовщину памяти Преподобного Сергия, князь Андрей передал монастырю три ближайших села, тем самым создав материальную основу дальнейшего существования обители. Князь участвовал в торжестве обретения мощей Преподобного Сергия, в строительстве белокаменного Троицкого собора. В 1426 году он стал усыпальницей князя. Так проявилась историческая и духовная связь Радонежа и Свято-Троицкого монастыря. В 1456 году Радонеж с волостями возвратили московским государям, и он получил новый статус и название - село Городок. В годы Смуты начала ХVII века Городок наряду с другими сёлами вокруг Троице-Сергиева монастыря был разорён и запустел, часть его жителей укрылись за неприступными для врагов стенами Троицкой обители. Храм, конечно же, был сожжён. В 1616 году царь Михаил Фёдорович в уважение памяти Преподобного Сергия Радонежского передал запустевшее село Городок во владение Троице-Сергиева монастыря. В вотчине владений Троице-Сергиева монастыря (с 1744 года - Лавра) село Городок находилось вплоть до 1764 года, когда во исполнение указа императрицы Екатерины II о секуляризации церковного землевладения было переведено в собственность государства, каковым считалось вплоть до отмены крепостного права в 1861 году.

Ныне напоминанием о древнем городе, существовавшем с тех далёких времён, являются оплывшие крепостные валы да церковь в честь Преображения Господня, что стоит на западной окраине села, на краю откоса, обращённого одной стороной к речке Паже, другой - к древнему городищу. Во времена князя Владимира Храброго на её месте стояла охранная башня Радонежской крепости. Преображенской церкви в с. Радонежском предшествовала церковь Рождества Христова, упомянутая в Житии Преподобного Сергия. Именно при Христорождественской церкви, согласно Житию Преподобного, поселилась семья боярина Кирилла, когда переехала из Ростова в село Радонежское. Преображенская церковь в Городке была построена в Троице-Сергиевом монастыре в начале правления царя Михаила Фёдоровича при возрождении запустевшего в Смутное время знатного села. Из брёвен царской повалуши, деревья которой были срублены в окрестностях Троицкой обители, архимандрит обители Дионисий с братией присылает в Радонеж на строительство храма. Из этих-то брёвен в 1618 году и была собрана деревянная церковь, посвящённая празднику Преображения Господня, с приделами Преподобных Сергия Радонежского и Михаила Малеина - небесного покровителя царя Михаила Фёдоровича. Всё убранство церкви - образа, свечи, книги и колокола на небольшой колокольнице - предоставил монастырь. Первого настоятеля Преображенской церкви звали Симеон. Он присутствовал непосредственно при заключении 1 декабря 1618 года в деревне Деулино мирного договора между Московским государством и Речью Посполитой. Там он провёл обряд крестоцелования. Село Городок и соседнее село Воздвиженское вошли в историю под названием "Хованщина" - мятежа московских стрельцов во главе с начальником Стрелецкого приказа князем Иваном Хованским в 1682 году. После того как в сентябре этого года князю Ивану Хованскому и его сыну Андрею по приказу царевны Софьи Алексеевны в селе Воздвиженском отрубили головы, их тела похоронили "на Городце", то есть на погосте, где ранее стояла Афанасовская церковь. Память об утраченном храме и заброшенном погосте при нём сохранилась в топониме Афанасовский Луг.

Церковь Преображения Господня с середины ХVII века оставалась единственным храмом села Городок. Вплоть до ХIХ века она была деревянной и, конечно же, неоднократно реконструировалась то из-за ветхости, то из-за очередного пожара. Существующая каменная церковь построена в 1836-1840 годах. Её архитектура традиционна для приходских церквей того времени. Тем не менее Преображенская церковь в Радонеже признана одним из лучших образцов стиля ампир. Автором проекта церкви предположительно был выходец из семьи крепостных крестьян А.Г. Григорьев (1782-1868), признанный ведущим архитектором московского ампира. В 1854 году вокруг храма построили каменную ограду с металлическими решётками и четырьмя угловыми башенками. В 1860-х годах колокольню, стоявшую отдельно от церковной трапезной, соединили с ней узким переходом. На колокольне имелось 7 колоколов, главный из которых весил более 202 пудов (более 3,3 тонны). В церкви сохранились деревянные иконостасы, украшенные резьбой и позолотой: пятиярусный - в храме, двухъярусный - в приделе Преподобного Сергия Радонежского, что в трапезной. Иконы для иконостасов написаны лаврскими художниками во второй половине ХIХ века. На стенах и сводах фрагментарно сохранилась масляная живопись 1870 года, исполненная художником Сергиевского посада И.М. Малышевым (1802-1880). Выходец из бедной семьи лаврского служителя, Малышев при поддержке Лавры обучился основам живописного искусства, затем окончил Академию художеств в Петербурге. Став свободным художником, он жил в Сергиевском посаде, выполнял заказы Лавры и даже членов императорской семьи.

Трудные времена для церкви Преображения Господня, её служителей и прихожан наступили в 1930-х годах. В декабре 1934 года власти запретили производить колокольный звон в церквах села Городок и соседнего с ним Воздвиженского. Два года спустя общину верующих села Городок вынудили сдать в пользу государства ризы с хранившихся в Преображенском храме икон Божией Матери Казанской и Смоленской. Наконец, распоряжением властей Московской области весной 1941 года Преображенскую церковь якобы по просьбе общего собрания жителей Городка закрыли и превратили в сельский клуб. Ходатайство бывших прихожан об открытии церкви, поданное властям в январе 1943 года, было признано нецелесообразным. Перемены к лучшему для Преображенского храма начались в 1974 году, когда её передали в ведение Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Музей развернул в церкви экспозицию, посвящённую истории древнего Радонежа. Следствием популяризации истории Радонежа стали признание Преображенской церкви памятником и проведение неотложных реставрационных работ.

Перед северным фасадом Преображенской церкви раскинулась обширная площадь. Западнее площади, на краю склона, обращённого к древнему Радонежскому городищу, возвышается необычного вида памятник, установленный на круглой насыпи полутораметровой высоты. На плоской вершине насыпи застыла трёхметровая фигура старца в монашеском одеянии. Полуопущенная голова старца накрыта надвинутым на лоб куколем, глаза прикрыты. Его руки молитвенно сложены на груди и охраняющим куполом над головой фигурки отрока Варфоломея. В руках отрока - образ ветхозаветной Троицы. Жестом руки старец как бы благословляет и в то же время охраняет отрока, которому предстоит долгий и трудный путь духовного совершенствования и служения Православной Церкви, народу и Отечеству. У основания холма лежит параллелепипед с надписью: "Сергею Радонежскому благодарная Россия". Памятник работы скульптора В.М. Клыкова открыли в мае 1988 года в честь 1000-летия Крещения Руси. В октябре следующего, 1989 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Городок было переименовано в село Радонеж. С открытием памятника Преподобному Сергию Радонежскому и с возвращением древнему Радонежу его исторического имени открылась новая глава в истории Преображенской церкви. Переданная в ведение Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, она стала центром подчинённого ей небольшого Радонежского подворья.

Из брошюры: Радонежское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. - ООО "Русский печатный дом, 2017 г.

Радонеж — место, которое обычно посещают туристы по пути в Троице-Сергиеву лавру. Оно неразрывно связано с преподобным Сергием, а еще там царит необыкновенная красота. Деревянные лестницы, дорожки, памятник, храм, источники — все это очень гармонично сочетается.

Село Радонеж находится на левом берегу реки Пажи. Известно оно тем, что здесь поселилась семья преподобного (родители Кирилл и Мария,братья), переехавшая из Ростова Великого. И здесь начались подвиги этого святого. После смерти родителей, тогда еще Варфоломей начал иноческую жизнь.

Храм Преображения Господня

Подъезжаем к храму Преображения Господня. Он построен на средства прихожан и благотворителей в 1836-1842 гг. Вообще Радонеж, если так можно сказать, посвящен преподобному Сергию: в храме росписи, изображающие эпизоды из жития святого; памятник, источники в честь него.

Интерьер храма:

Роспись по мотивам картины В.М.Нестерова «Видение Отроку Варфоломею». Сюжет был взят из жития преподобного Сергия:

«Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, - сказал он. - Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания»».
Роспись в храме по мотивам картины В.М.Нестерова «Видение Отроку Варфоломею»

Детская площадка у храма:


Детская площадка у храма

Пройдем к часовне блаженной Матроны Московской по указателю. В часовне находится крест, стоявший на могиле святой.


Часовня блаженной Матроны Московской

В противоположной стороне от часовни находится источник преподобного Сергия Радонежского. Чтобы попасть к нему, придется спуститься по деревянным ступенькам.

А по пути обратим внимание на памятник преподобному Сергию, выполненный по проекту скульптора В.М.Клыкова и архитектора Р.И.Семержиева (1988 год). Памятник представляет собой фигуру старца в монашеском одеянии, руки его молитвенно сложены у груди. В середине фигура мальчика Варфоломея с иконой Троицы в руках. Надпись: «Сергию Радонежскому благодарная Россия».
Памятник преподобному Сергию Радонежскому

Радонеж — очень живописное место. На деревянной площадке мы встретили итальянцев, они накрыли стол и отдыхали, наслаждаясь природой.
Лестница к источнику

По пути вниз можно перекусить в кафе. В наш приезд оно было закрыто. Когда вы преодолеете лестницу, перед глазами предстанет такая красота:

Тут можно окунуться в ледяные воды источника.


Источник преподобного Сергия Радонежского
Источник преподобного Сергия Радонежского.

Озеро Всех Святых, обустроенное в 2016 году по благословению владыки Феогноста.

Исторически и географически лучше всего осматривать сразу Хотьково, Радонеж, Деулино и Троице-Сергиеву Лавру. Географически потому, что все это относительно рядом, а исторически - потому что родители Сергия Радонежского жили в Радонеже, основали монастырь в Хотьково, там же и похоронены, а Сергий Радонежский был основателем Троице-Сергиевой Лавры. А в селе Деулино был подписан мирный договор, ставший окончанием польско-литовской интервенции, т.н. "деулинский мир".

Поездки в Лавру и в Хотьковский монастырь я уже описывала (см. ссылки в конце рассказа), теперь дошла очередь до Радонежа и Деулина. Земля Радонежская вообще богата историей, на ней велись кровопролитные сражения, плелись интриги, она сильно пострадала от многих войн, но опять возродилась.

Жаль, что в Радонеже сохранилась только церковь Преображения Господня, построенная в 19 веке, и памятный знак Сергию Радонежскому – место обязательной фотосъемки местных молодоженов, а ведь когда-то тут были и церкви, и хорошо укрепленная крепость, и многометровые валы, а на одном из городских кладбищ были похоронены князья Хованские, казненные первым Романовым по обвинению в измене…

Радонежская церковь Преображения Господня

Когда едешь от Хотьково на машине (а мы еще и попали туда аккурат на Троицу), на высоком пригорке среди бескрайней зеленой равнины видишь сначала много-много автомашин, а уже потом – церковь. Она построена в 1836-42 гг. на средства прихожан. Я не буду утомлять вас описанием церкви с точки зрения архитектуры, скажу лишь, что здание белого (ранее она была нежно-голубого) цвета имеет довольно традиционную для церквей того времени архитектуру, с одной из сторон к церкви пристроена трехъярусная колокольня, с другой – трапезная.

Дул довольно сильный ветер, было солнечно, но надвигалась грозовая тучища, поэтому для прогулки по окрестностям я укуталась в курточку с капюшоном, надела платок (праздник все-таки) и темные очки. Хорош же у меня был видок.

Прямо на входе – магазин, где помимо иконок-крестов-масел-свечек продавали почему-то и сумки, и ремни, и прочую дребедень. Пришлось протискиваться между двумя большими прилавками. Внутри было довольно нарядно: на полу зеленая свежескошенная травка, возле особо значимых икон – срубленные молоденькие березки в трехлитровых банках. Только что закончилось венчание, и счастливые новобрачные стояли в уголке. Правда, я подумала сначала, что закончилось крещение, но увидели на входе автомашину с кольцами на крыше, и поняли, что это было.

В алтарной части церкви – пятиярусный иконостас, в приделе Сергия Радонежского – двухъярусный. Этот придел построен на том самом месте, где в 15 веке стоял дом родителей Сергия Радонежского. Иконы для церкви написаны местными мастерами в 19 в. Местами сохранилась стенная роспись, а в углу – копия "Явления отроку Варфоломею" в натуральную величину (оригинал можно лицезреть в Третьяковской галерее).

У церкви стоит деревянный крест, перенесенный сюда из Москвы – с могилы Святой Матрены Московской. За церковной оградой, прямо у дороги – несколько старых могил, заросших травой. Поодаль стоит памятный знак Сергию Радонежскому.

Вниз стоит пойти, чтобы набрать воды из источника, во всяком случае, мы туда пошли именно затем. По довольно крутой лестнице спускаемся вниз, осматриваем малюсенькую деревянную часовню, а затем по тропинке подходим к источнику. Тут столпилось уже человек 50, большинство – с пятилитровыми пластиковыми бадьями.

Источник представляет собой 2 струйки воды, текущие прямо из двух металлических труб, уходящих в землю, и одна бутыль наполняется довольно долго – во всяком случае, когда при мне одна дама попросила набрать водички в небольшую бутылку без очереди, ее не пустили с гневным окриком, что, мол, все тут час с лишним стоим. Мы не стали стоять, я лишь попрыгала вокруг, снимая речушку Пажу, густо заросшую растительностью, и мы потопали обратно. Места красивейшие – не зря именно тут рисовал с натуры Васнецов.

Памятный знак преподобному Сергию Радонежскому

В 1988 г. на окраине села на невысоком округлой формы холме был установлен памятный знак преподобному Сергию Радонежскому (скульптор В.М.Клыков, архитектор Р.И.Семержиев).

"На его плоской вершине застыла трехметровая фигура старца в монашеском одеянии. Полуопущенная голова монаха накрыта надвинутым на лоб куколем. Глаза старца прикрыты, руки молитвенно сложены на груди. В средней части фигуры камень слегка выбран и из наметившейся продолговатой ниши выступает фигурка мальчика Варфоломея. Он одет в рубашку навыпуск и мягкие штаны, заправленные в онучи. На ногах у мальчика лапти. Широко открытыми глазами Варфоломей смотрит поверх радонежских холмов. В руках он держит резную икону, в центре которой, в круге, изображена ветхозаветная Троица. У основания холма лежит параллелепипед с надписью: "Сергию Радонежскому благодарная Россия".

Историческая справка

Скорее всего, Радонеж был основан в 11 веке как славянское поселение, а его название представляет собой притяжательную форму личного славянского имени Радонег. Есть мнение, что название соседнего города Хотьково происходит от имени Хотонег или Хотобуг.

В разное время Радонеж входил в Ростово-Суздальское, а потом и во Владимирское княжества, а когда Русь попала под власть Золотой Орды, в Радонеже сидели ханские наместники, собиравшие дань, что свидетельствует о его важности. В 14 веке город вошел в состав Московского княжества.

В 1332 г. (по другим данным – в 1328 г.) в Радонеж переезжает ростовский боярин Кирилл с женой Марией и сыновьями Стефоном и Варфоломеем. Второму сыну суждено стать одним из величайших священников Руси по имени Сергий Радонежский… Боярин и его жена основали в Хотьково в 1330-е годы Покровский монастырь, который стоит там и поныне, а в 1342 г. сыновья боярина ушли на речку Кочуру неподалеку от Радонежа и основали там пустынь, где Варфоломей принял постриг 7 октября 1342 г. (по другим данным – 7 октября 1337 г.). Первым настоятелем разросшегося Троицкого монастыря стал игумен Митрофан, настоятель Покровского монастыря, принявший постриг Сергия Радонежского.

Именно благодаря ему все князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Дмитрия Донского. По преданию, Сергий Радонежский благословил Дмитрия Ивановича Донского на Куликовскую битву, после которой удельный серпуховский князь Дмитрий стал великим русским князем. Икона, которой было совершено благословление, сейчас хранится в Третьяковской галерее, в честь нее назван Донской монастырь Москвы (про него у меня есть отдельный рассказ).

Старец предсказал князю победу и дал в помощь монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму (помните знаменитую картину "Поединок Пересвета с Челубеем"?). Жизнеописатель преподобного Сергия повествует, что святой видел в духе весь ход битвы, знал имена погибших воинов, за которых сам тут же служил панихиды. В 1389 году Дмитрий Донской пригласил св. Сергия скрепить духовное завещание, узаконившее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 года. Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежды, и в 1452 (по другим источникам – в 1422 г.) году он был причислен к лику святых. Мощи преподобного хранятся в Троице-Сергиевой Лавре.

В 1613 г. русским царём был избран Михаил Фёдорович Романов (1596-1645). Но Польша не признала его царём, и в апреле 1617 г. сын короля Польши Сигизмунда III королевич Владислав выступил с войсками на Москву. Началось так называемое Смутное время. Именно в эти годы были полностью разорены Радонеж и его окрестности.

Троице-Сергиев монастырь, опоясавшийся в середине 16 в. мощными крепостными стенами, подвергся 16-месячной осаде отрядов Лжедмитрия II, но не сдался. На этом злоключения монастыря не закончились: в 1617 году польский королевич Владислав после неудачного штурма Москвы второй раз пытался захватить монастырь, но игумен монастыря к этому времени обзавелся своими стрельцами и пушкарями. Королевич отошел дальше по дороге к деревне Рогачево и приступил к переговорам, т.к. надвигались морозы, а польское войско было истощено. Поляки через парламентёров сообщили о прекращении военных действий и желании мира с Москвой.

"В ночь с 19 на 20 ноября в Троице-Сергиев монастырь прибыли московские послы во главе с боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым. С польской стороны послами были князь Новодворский (хе-хе!), гетман Лев Сапега и староста Александр Гонсевский. Поляки добивались, чтобы переговоры велись в стенах крепости, намереваясь разведать её укрепления. Но русские послы настояли на том, чтобы местом переговоров было с. Деулино. 1 декабря 1618 г. послы подписали договор о перемирии между Россией и Речью Посполитой на 14 с половиной лет. В историю этот договор вошёл под названием Деулинский".

  • Село в 55 км от Москвы (в сторону Сергиева Посада), где когда-то жил Варфоломей, будущий св. Сергий Радонежский; место православного паломничества.
  • Радонеж находится на пути к Троице-Сергиевой Лавре, главному православному монастырю России , где покоятся мощи святого старца.
  • Храм Преображения (1842 г.) с расположенными неподалеку Святым источником Сергия Радонежского и купелью, памятник св. Сергию на окраине села.
  • Древний исторический памятник Городище (остатки стен и крепостной вал), имеющий статус республиканского значения.

Село Радонеж – одно из знаковых мест на карте Московской области. Это небольшое село, находящееся в 55 км от столицы в направлении — один из важных центров православного паломничества. Странники, отправлявшиеся в течение последних веков к , обычно по пути останавливались в Радонеже, чтобы увидеть место, где еще юношей св. Сергий Радонежский избрал путь подвижника.

История Радонежа

Берега Пажи и других окрестных рек с давних пор были средой обитания финно-угорских племён, благодаря плодородности земель, укрытых лесом и холмами от глаз захватчиков, наличию близкой воды и относительной мягкости климата. К ХI веку их вытеснили славяне-кривичи, которые основали на мысу Пажи поселение Радонеж. Однако его в 1238-1240 гг. разорили орды татаро-монголов. В первые десятилетия монгольского ига в Радонеже, по преданиям, основали резиденцию татарские баскаки.

К середине XIV века Радонеж стал частью Московского княжества. К этому времени относится и переезд в село ростовского боярина Кирилла, отца будущего св. Сергия Радонежского. Варфоломею в то время было пятнадцать лет. Вскоре он ушел в лесную чащу, где основал деревянный храм в честь Святой Троицы, а после смерти родителей принял монашеский постриг. Вокруг него начали собираться другие монахи - так и была основана обитель, получившая название Троице-Сергиевой Лавры.

Монастырь, в кото ром происходило таинство пострига Варфоломея, сохранился до сих пор. Это Покровский монастырь в городе Хотьково (Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, Хотьково г., ул. Кооперативная, вл. 2), неподалёку от Радонежа. В нем же похоронены родители преподобного Сергия, Кирилл и Мария. Традиция посещения этого монастыря по пути к мощам св. Сергия в Троице-Сергиевой Лавре существовала у православных паломников многие годы и сохранилась до наших дней.

XV век стал для Радонежа эпохой расцвета. Князь Андрей Радонежский превратил его из села в небольшой городок с кремлем в излучине реки, построив защитные земляные валы, остатки которых сохранились до наших дней. Князь не жалел средств на постройку и убранство соборов. При Андрее Радонежском произошла и местная канонизация св. Сергия. Кроме того, он спонсировал строительство Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, до сих пор являющегося украшением главной площади этого главного православного монастыря России. Для иконостаса этого храма написал свою знаменитую «Троицу» уроженец Радонежа, художник Андрей Рублёв.

В 1617 г. Радонеж был передан как село во владение Троице-Сергиевой Лавры, а в середине ХVIII в. перешел в разряд казённых. Ввиду нехватки частных земель для возделывания, жители покидали Радонеж, и к концу ХIХ века в нём было всего 55 дворов. Зато эти места стали привлекать внимание историков и археологов. В 1960 – 1980 гг. государством были приняты законы о сохранении памятников Радонежа и исторического ландшафта.

Достопримечательности

Храм Преображения в Радонеже (с. Радонеж, Радонежское Подворье СТСЛ) , построенный в 1842 г.- один из превосходных образцов архитектуры стиля ампир. Он украшен ротондой с восемью окнами, апсидой и портиками дорических колонн с северной и южной сторон. В 1860 г. трапезная храма была соединена переходом с трехярусной колокольней. Внутреннее убранство храма составляют настенные росписи с сохранившимися фрагмен тами 1870 гг., пятиярусный иконостас перед алтарём и двухярусный в приделе св. Сергия Радонежского. При входе в церковную ограду установлен крест с могилы блаженной старицы Матроны Московской. Недалеко от церкви есть Святой источник Сергия Радонежского и купель.

Самым древним историческим памятником Радонежа, имеющим статус республиканского значения, является Городище с остатками рассыпавшихся стен и крепостного вала. В 1988 году на окраине села воздвигнут запоминающийся памятник преподобному старцу св. Сергию, в виде трехметровой фигуры монаха. Из монументальной фигуры выступает барельеф мальчика Варфоломея с иконой Троицы в руках.

2016-2019 moscovery.com

Написать и рассказать о Радонеже меня сподвигла поездка в это замечательное место. 15 сентября 2012 г. мы поехали путешествовать семьей по Радонежскому краю. Маршрут был такой "Радонеж - Хотьково - - ".

Радонежская земля - место особое. Здесь находится много исторических и святых мест. Ездить - не переездить. Это и Мураново, и Хотьково, и Воздвиженское, Гефсиманский скит, Сергиев Посад и Ахтырка. Среди этих замечательных мест свое особое место занимает Радонеж.

Радонеж - село в Сергиево-Посадском районе Московской области, в 55-ти км. от Москвы. Место необыкновенно живописное, особенно сейчас - осенью. Здесь мы нашли те великолепные пейзажи, которые воспели в своей живописи В. Поленов, И. Левитан, М. Нестеров. Местность холмистая, дороги извилистые.


О Радонеже известно, что

  • расположен он на открытом холме, на берегу реки Пажи. На месте здесь раскопок обнаружено древнее городище, относящееся к началу нашей эры.
  • Славянское поселение возникло еще в XI веке.
  • Радонеж был расположен на Переяславской дороге, ведшей через Москву в Ростов. Входил в Ростово-Суздальское, а в XV веке вошел в Московское княжество.
  • В 1328 году в Радонеж переселился ростовский боярин Кирилл - отец Сергия Радонежского, который впоследствии основал Троице-Сергиеву лавру в 15 км от Радонежа.
  • Пришел в упадок в царствование Грозного. В Смутное же время был окончательно разорен.
  • В XVIII веке село получило новое название – Городок. А в 1989 году село Городок было опять переименовано в Радонеж.

В Радонеже несколько достопримечательностей:
Преображенская церковь построена в 1836-1842 годах.







Рядом с храмом установлен крест, стоявший на могиле святой блаженной старицы Матроны Московской.

Памятник Сергию Радонежскому. Установлен 29 мая 1988 года - в честь 1000-летия Крещения Руси и в честь 600-летия со дня упокоения Преподобного Сергия здесь, напротив храма Преображения. Представляет собой трёхметровую фигуру старца с рельефным изображением в её средней части мальчика с образом Троицы. Это первый памятник Русскому святому с 1917 года. Почитается как икона.




Крепостные валы XV века. Сейчас на территории бывшего детинца располагается кладбище. На фото - вид на валы.


Святой источник Сергия Радонежского. Спускаться к нему надо по лестнице. Те, кто не взял с собой емкости для святой воды, могут купить их в сувенирой лавке тут рядом.









Похожие статьи