Работаем бесплатно, во славу Божию? "Спаси, Господи!" - о традициях общения.

Человеку православному, выполняющему правила, Св. Церковию установленные, помимо догматических истин – верования в Триединого Бога, молитвы Ему, творения добрых дел – требуется любить и помнить Создателя своего, прилепляться Ему духом своим, исполнять Его заповеди, которые касаются самых мелочей.

Об этих-то мелочах и будет наше слово. Не соблюдая этих мелочей, нельзя соблюсти и больших спасительных заповедей. Мелочи эти заключаются в четырех положениях: как начинать дело или занятие; как обращать наши дела во славу Божию; как приносить Богу покаяние за невнимания к проступкам, учиненным в продолжении дня, – против Бога, против ближнего и против своей совести, и последняя – о памяти смертной, т.е. об исходе из этой жизни в жизнь вечную.

О начинании всякого дела

Не начинай прежде никакого дела, самого малого и ничтожного, пока не призовешь Бога, чтобы Он помог тебе. Рече бо Господь: «без Мене не можете творити ничесоже» (), т.е. ниже сказать, ниже помыслить.

Другими словами: без Меня не имеете права делать никакого доброго дела!

Поэтому надлежит призывать благодатную помощь Божию либо словами, либо мысленно: Господи, благослови! Господи, помоги! Без помощи Божией мы не можем ничего сделать полезного и спасительного; а если делаем что-либо без испрашивания благодатной помощи у Бога на свое дело, то этим только обнаруживаем свою духовную гордость и противимся Богу. Призыванием имени Божия мы получаем благословение от Господа, Который скажет в день он: «приидите благословеннии Отца Моего и наследуйте Царство уготованное вам от сложения мира» (). А те, кто не будет иметь на себе печати благословения Божия, – тем скажет: «отойдите от Меня, Я вас не знаю» ().

Вот как важно для нас призывание имени Божия и получение благословения от Него на все дела и начинания наши, (и в особенности пред чтением Св. Писания, а наипаче пред молитвою!).

Итак, при всяком малейшем деле и начинании дела: идем ли по ровному месту, или по негладкой дороге (под этим разумеются разного рода наши дела и занятия во всех видах и родах) – всегда взывай ко Господу о помощи, иначе не будет благополучия, не только при обычных житейские занятиях, но даже и при святом деле, но конец его будет печальный и даже греховный, по словам св. .

Наше забвение Бога не дает нам возможности вспомнить Бога и призывать Его благодатную помощь нашей немощи не только при важных и спасительных делах, но и при самом малейшем деле и слове и мысли.

Какое грозное определение ждет нас, забывающих Бога!.. Но помнящих и призывающих имя Божие Господь утешает чрез пророка Иеремию, говоря: «памятию воспомяну тех, кто воспоминает Мое имя»! Память о Боге означает молитвенное призывание, а не простое воспоминание имени Иисусова.

Нашему нерадению и забвению способствуют бесы, они всюду населены: обитают на земле, и в воздухе, и в поднебесной, и в преисподней, и следят за каждым человеком, как бы совратить его с истинного пути.

Из-за нашего забвения о Боге бесы бывают близки к нам, как воздух, окружающий нас; они касаются нашего тела и даже мыслей по попущению Божию; но верою в крестную силу Христову и крестным знамением мы можем угасить все стрелы лукавого.

Как обращать наши дела во славу Божию

Св. Апостол Павел сказал: «непрестанно молитесь» , и «вся во славу Божию творите» , "сие бо угодно и приятно пред Спасителем нашим Богом» (; ; ). Непрестанно молиться, – это не значит стать пред св. иконами и молиться целый день, хотя и надо молиться в определенное время. Можно и должно молиться за всяким делом, как говорит св. Иоанн Златоуст : «можно молиться и сидя за прялкой и ум возводить к Богу разумов, взирающему на ум и сердце наше». Итак, занимаясь делом житейским (без чего нельзя обойтись никому), можно и должно молиться, и от видимого, ощущаемого нам предметного мира переносить свою мысль на невидимое имя Божие.

Например: взирая на огнь, либо в плите, либо в примусе, или в лампе, или где-либо, скажи себе мысленно: Господи, избави мя от вечнаго огня! И тем самым смиришь свой помысл и незаметно явится вздох в твоей груди и этим привлечешь себе благодать Св. Духа, который в момент вздоха в душе твоей неприметным образом созидает твое спасение.

Ибо и Св. Писание говорит: «егда вздохнеши, тогда спасешися» (). И еще: «Св. Духом всяка душа живится и чистотою возвышается», т.е. чистотою сердечною, а чистота эта – от чистоты мысленной.

Вот как важно для нас следить вниманием за мыслями и воображением, от сего бо «исходище живота и смерти!» т.е. либо жизнь вечная, либо мука вечная!..

Переходить от видимого предмета на невидимое имя Божие надо при всех без исключения случаях и занятиях наших: стираешь ли белье, или что иное, или чистишь какой либо предмет – скажи себе (мысленно): Господи, очисти скверну души моея! Также начинаешь пить, или есть, после обычной молитвы, – помысли о том, как Господь наш желчь и оцет вкусил нашего ради спасения, а нам вся благая предлагает! Таким образом смиришь свой гордый помысл и воздохнешь и возблагодаришь Господа, за нас пострадавшего!

Ложась спать, скажи себе мысленно: Господь и наш не имел где и главы подклонити, а нам всякое удобство даровал.

Пробудившись, перекрестись, а когда встанешь от сна, скажи себе: Слава Тебе, показавшему нам свет!

Начинаешь обуваться, говори мысленно: Господи благослови, Господи помоги!

Когда одеваешься, скажи себе (мысленно): Господи, просвети одеяние души моея и спаси мя!

Когда же начинаешь умываться, непременно перекрестись для отгнания вражеского действа, чрез водное естество приходящее.

Начиная причесываться, вспомни, как римские воины терзали Спасителя нашего за пречистыя власы Его, когда вели Его на распятие, и тогда скажи: «Слава Страстем Твоим, Господи!»

Увидишь ли прекрасный предмет, достойный Творца и Промыслителя нашего о Своей твари – прославь Создателя всех!

Пред выходом из комнаты своей читай мысленно: «Достойно есть...» до конца, а также, когда придешь обратно, читай эту же молитву.

Когда при выходе из комнаты (или келии) берешься за ручку двери, читай мысленно молитву: «Милосердия двери...» до конца.

Итак, всегда при всяком видимом предмете переходи (мысленно) на невидимое имя Божие.

Здесь лишь приведены примеры, кто же с усердием возмется исполнять это, того благодать Св. Духа научит, как надлежит относиться ко всякому (без исключения) предмету и творить все во славу Божию, с соответствующими мыслями и чувствами, т.е. движениями души: либо прославительными, либо благодарными, либо покаянными, или самоуничижительными; подобного рода движения души – уже молитва, как сказал св. Василий Великий .

Так действуя, человек будет находиться в состоянии непрестанной молитвы, согласно слову св. Апостола Павла, и, следовательно, в единении с Богом, Который сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня» ().

Поэтому всегда, во всех без исключения делах и начинаниях – приучи себя к памяти о Боге; а чтобы приучиться, надо просить благодатной помощи у Господа и благословения для укрепления нашей воли, чтобы переходить мысленно от видимого предмета на невидимое имя Божие, низводящее на нас благодатную помощь в деле спасения души и на все дела и начинания наши.

Так действуя, будешь все творить во славу Божию по научению св. Апостола, и в то же время будешь иметь богоугодную и спасительную молитву, на которую, так сказать, наталкивает нас всякий предмет, пред нашими глазами сущий.

А когда нападает на нас уныние или ожесточение сердца, не допускающее до молитвы, тогда, чтобы прогнать такое бесовское искушение, надо сказать себе: «Господи, нет у меня ни умиления, ни усердия, ни сокрушения, чтобы молиться Тебе достодолжно!».

После такого сердечного сокрушения даст богоугодную и спасительную молитву, так как сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, т.е. не оставит без помощи.

При такой заботливости нашей о славе Божией и при создании немощи естества нашего вселится в тебя благодатная сила Божия и ты будешь в числе тех, о коих сказал Апостол Христов; «чадца, ...болезную о вас, дондеже вселится в вас Христос» ()!

Царство Божие не отверзается для того, в кого еще здесь, на земле, не вселится (по вере его) Христос; а где Христос, там свет незаходимый и нет тьмы; и будет у тебя на душе мир и радость ради пребывания в сердце твоем благодати Духа Святого как залог спасения нашего и вечной радости, иже на небесах.

О покаянии пред Богом

Без помощи Божией или без благодати Св. Духа мы не можем сделать что-либо доброе и спасительное, даже и помыслить о добре не имеем права, но по необходимости должны просить себе у Бога благодатной помощи на все дела и начинания наша.

Однако, при исполнении всякого дела и начинания его, по немощи естества своего, человек по необходимости будет падать, будучи преследуемый врагами нашего спасения... Тогда надо встать и исправиться. Но как? Через покаяние пред Богом.

Например: как только заметишь в себе (при свете совести и закона Божия) – ума, слова, мысли, либо какой греховной страсти или привычки, борющей тебя во всякое время и месте, – сию же минуту кайся Богу, (хотя бы и мысленно): Господи, прости и помоги! (т.е. прости, что я оскорбил Тебя и помоги, чтобы не оскорблять Твое величие). Эти три слова – Господи, прости и помоги, надлежит произносить медленно и несколько раз, или, вернее, пока вздохнешь; вздох означает пришествие благодати Св. Духа, простившего нам грех, за который мы в данный момент каемся Богу. Тогда всякое действие бесовское в мыслях наших и особенно в воображении, отпадает от нас.

Если же бесовское действие снова придет, снова же сотворить покаянную молитву; этим только способом человек достигнет чистоты сердца и мира душевного. При таком покаянии никакая страсть (т.е. беспорядочная мысль) или привычка греховная не может устоять, но постоянно умаляться будет и наконец совершенно исчезнет по мере чистоты сердца. Рече бо Господь: «блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят» () – и прежде всего в сердце своем, исполненном мира душевного, ибо Св. Писание говорит: «в мире место Его , (в мирном устроении сердечном) и жилище Его в Сионе» ().

Но чтобы иметь навык к покаянию пред Богом, надо возжелать твердую решимость и просить Бога укрепить волю нашу на это дело; и начать его с того времени, когда день склонился к вечеру и наступает ночь, и тогда пред отходом ко сну надо помыслить: как проведен день?

Вспомни – где был, что видел, что говорил и что худое сотворил: против Бога, против ближнего и против своей совести.

И если что-либо усмотришь греховное, тогда покайся Богу за весь день, а если не усмотришь, не вспомнишь ничего, это не значит, что ничего не случилось, но значит, что по рассеянности мыслей все забыто; тогда надо каяться Богу и за самое забвение о Боге, говоря себе: Забыл я Тебя, Господи! Увы мне! Не забудь же меня, Господи, Тебя забывающего! И эти слова надо выражать (хотя бы и мысленно) несколько раз протяжным тоном, ибо при таком именно тоне, а не при скороговорке бывает сердце сокрушенное и смиренное; тогда и получится вздох, как знак пришествия к нам благодати Св. Духа, без Коего сам по себе человек – ничто! «Аще не Господь созиждет дом душевный, всуе труждаемся» (), поет Св. .

Вечерний навык о покаянии пред Богом поведет дальше к средине дня, а потом будешь ловить себя на месте преступления греховного падения (в мелочах). Такое покаяние пред Богом поведет к полному совершенству (или святости) – без особых подвигов! Так учили древние св. Отцы.

Бог не требует от нас чрезвычайных подвигов, но малых, только постоянных, по словам св. Иоанна Златоуста .

О памяти смертной

Смерть – всему конец. О ней надо помнить каждому человеку.

Память о смерти – это не воображение гроба, могилы, похорон и т.д., но знание – не сегодня-завтра нас здесь не будет, и переселят нас в вечность, которая, по словам св. Ионна Златоуста, страшнее самого ада!

Нет сильнее способа к побуждению к добродетели, как память о смерти. С самого утра надо настраиваться на помышление о вечности, ибо какое будет утреннее настроение, такое останется и на весь день.

О важности и пользе памяти смертной (утренней, а также вечерней, пред отходом ко сну), св. Антоний Великий , умирая, оставил как бы завещание, сказав окружившим его одр монахам: «Дети, не забывайте об исходе из сей жизни в жизнь вечную!». Он знал, что ничто так не подвигает к добродетели, как память смертная!

Язык – это огнь, как называет его тот же св. Апостол, – мгновенно возгорается, и прежде чем успеешь опомниться, опаляет кого-либо, – либо укоризною, либо клеветою или осуждением и оскорблением. Язык – неудержимое зло: тем благословляем Бога Отца, и тем же клянем человека. От тех же уст исходит благословение и клятва. Но слово Божие гремит на таковых: "за всякое дело праздное, еже Аще рекут человецы, воздадят о нем слово в День Судный. Небо и земля прейдут, словеса же моя не прейдут» (), – говорит Господь.

Удерживай язык свой в то время, когда сильное огорчение взволновало тебя – и ты предотвратишь ссору, быть может жестокую и опасную, – угасишь вражду, быть может долговременную и нескончаемую.

Привыкшему к празднословию придет ли охота молиться? Откуда придет к нему благое слово молитвы, когда язык его привык переливать одни пустые и праздные слова? Удерживай язык твой тогда, когда ни время, ни место не позволяет суесловия, например, в храме Божием, и не обнаружишь, по крайней мере пред другими, своего крайнего легкомыслия и неразумия, предохранишь себя от тяжкого греха – оскорбления Святыни и величия Божия, и не подашь пагубного соблазна душе брата или сестры.

Итак, "есть ли человек хотяй... видети дни благи» в жизни своей? – «Удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти» ().

А прежде и паче всего возводи ум твой к Богу и воздыхай к Нему сердцем своим: да оградит Он слух твой от пустых и душевредных бесед, да охранит душу твою от мечтаний и помышлений лукавых, да соблюдет сердце твое в страхе Божием, да даст тебе зреть своя согрешения и не осуждать брата или сестру твою, да удержит язык твой от всякого слова праздного, о нем же воздадят человецы слово в День Судный.

«Положи Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих» ()!

Итак, при заботливости об этой добродетели, надо еще иметь благоговейный страх Божий, то есть, иметь постоянное опасение, чтобы не оскорбить величия Божия, ни мысленно, ни словом, ни делом не прогневать Его благость, присно с ним сущую, и не удалиться от Благодати Св. Духа, в нас живущего. А если мы удалим от себя Духа Святого, то по необходимости впадем в руки врага нашего спасения, который влечет нас туда же, где и сам живет, то есть, – в ад преисподний.

Но да избавит всех нас Господь от такового несчастия, о чем и должны мы к Нему прибегать за помощию в деле спасения, памятуя Его слова: «Яко без Мене не можете творити ничесоже» доброго и спасительного.

Что общего у космонавтов и монахов? Благословлено ли исследование Вселенной? Как относиться к «свидетельствам» о контактах с инопланетянами? Зачем иноку понадобилось пройти «предкосмическую подготовку»? Как молятся «насельники» орбитальных станций? Эти и другие вопросы корреспондент портала задал игумену Иову (Талацу) , настоятелю Преображенского храма в Звёздном городке, который по сложившейся доброй традиции напутствует космонавтов перед их отлетом в космос.

Прежде, чем начнется наша беседа, хотелось бы поблагодарить вас за то, что нашли время встретиться, - ведь накануне Дня космонавтики, который стал для вас практически профессиональным праздником, проходит много торжественных мероприятий.

Да, я всегда стараюсь принимать активное участие в мероприятиях, связанных с космосом. А в этом году еще так сложилось, что незадолго до праздника на орбиту отправилась новая космическая экспедиция - экипаж корабля «Союз ТМА-08М»: Павел Виноградов, Александр Мисуркин и Кристофер Кэссиди. И успешно вернулась предыдущая экспедиция.

- Вы провожаете космонавтов в путь?

Да, обычно они перед отправкой на Байконур приезжают в Троице-Сергиеву лавру; сначала прикладываются к мощам , потом мы служим молебен в Никоновской церкви, я окропляю их святой водой и каждому даю с собой в дорогу складень с иконами Божией Матери и Спасителя, а также маленькое Евангелие.

Если они не просят исповедоваться и причаститься непосредственно накануне полета, то я остаюсь в Троице-Сергиевой лавре и там молюсь о ребятах, чтобы они успешно добрались до космической станции. Но если просят, то я улетаю примерно за пять дней до старта на Байконур. Там никого к ним близко уже не подпускают - обсервационный режим, так что причащаю я их дня за три до вылета. Но в путь провожаю иногда до самого трапа космического корабля. С крестом.

Известно, что космонавты с давних пор периодически приезжали в Троице-Сергиеву лавру, даже здесь побывал, правда, уже после полета. Наверное, и с кем-то из насельников монастыря они общались. Как сложилось, что именно вы стали духовным наставником отряда космонавтов?

Случайно. Хотя… в Писании сказано, что у нас даже все волосы на голове подсчитаны и случайного ничего нет. Старец Оптинский Варсонофий говорил, что если бы люди внимательно смотрели на свою прошлую и настоящую жизнь, то могли бы предсказывать свое будущее. Случайностей вообще нет. И никогда не было и не могло быть. Отвечая на ваш вопрос, скажу: естественно, Промыслом Божиим. Не потому, что я такой хороший или умный. А просто Бог так судил. Это мой крест, я должен его нести. А как все получилось… У меня есть друг. Близкий друг, с которым мы вместе постригались - владыка Якутский Зосима. Вот как-то сидим мы в монастыре, и он у меня спрашивает, бывал ли я в Звездном городке. Я ответил: «Нет, конечно. Как я туда попаду!» А надо сказать, что космосом я интересовался с детства. И в монашестве не оставил своего увлечения: в келье у меня есть телескоп, карты звездного неба. Братии было известно об этом моем стремлении… И вот, довольный владыка Зосима говорит, что через полчаса в лавру приедет его друг - Валентин Васильевич Петров, преподаватель академии им. Ю.А. Гагарина, он-то и может показать мне Звездный городок. Так лет 11 назад я впервые попал в Звездный на экскурсию. Меня провели, показали тренажеры, разрешили всюду залезть, все потрогать, пощупать. Я был счастлив, но думал, что на этом все и закончится. И вдруг недели через полторы-две ко мне из Звездного приехал космонавт Юрий Лончаков. Сначала один, потом с супругой, а потом привез отряд космонавтов, а потом меня с начальником Центра подготовки космонавтов познакомили (тогда ЦПК возглавлял Василий Васильевич Циблиев).

Космонавты в лавру стали чаще приезжать. Мы беседовали. Бывало, по восемь часов эти разговоры тянулись. С Василием Васильевичем Циблиевым, Юрием Валентиновичем Лончаковым, Федором Юрчихиным, Юрой Гидзенко. Со многими. На следующий день как только просыпались - опять на восемь часов беседа. Поначалу вот так много на духовные темы общались.

И постепенно появилась идея, чтобы космонавты, готовящиеся к работе на орбите - те из них, кто этого захочет, - приезжали в лавру: помолиться перед дорогой, получить благословение. А у кого? У самого аввы Сергия - игумена земли Русской. И за все время только один наш космонавт отказался от этого. А так - и американцы приезжали, и европейские космонавты, и даже японские, корейские. Вот был случай: приехала первая корейская женщина-космонавт. Я думал, она буддистка, и, когда ребята получали благословение, тактично отправил ее на экскурсию. Она потом подходит ко мне, достает крестик, показывает: «Я христианка, батюшка. Благословите!»

Так что где-то с 2007 года я стал провожать все экипажи, которые улетали в космос.

Вы сказали, что космосом интересовались еще с детства, и, судя по всему, это было не мимолетной детской увлеченностью, когда мальчишки, мечтая о геройских приключениях, воображают себя сегодня космонавтами, а завтра пожарными.

Да, вообще до того, как я принял решение стать монахом, я совершенно серьезно собирался поступать в отряд космонавтов. Планировал вначале закончить Качинское военное училище, а потом подавать заявку в отряд.

- Откуда взялась эта мечта - отправиться в космический полет?

Я не могу сказать. Не потому, что это какой-то секрет. Это тайна Божия. Вот вы подумайте: я уже в три года бредил ракетами! Потом в школе всё модели ракет строил, картонные, которые поднимались на 1,5-2 метра и взрывались. Не летали. Я помню, что мог часами сидеть на балконе и смотреть на звездное небо. Но сейчас, оглядываясь назад, я сознаю, что, не понимая до конца, я все равно всегда стремился к Богу. Когда хорошая погода, нет Луны, Млечный путь так явственно виден, я смотрел - и аж дыхание замирало: «Господи!» Когда я видел, сколько звезд, то понимал, что это все не просто так - это Кто-то устроил. А потом, когда научился молиться (я еще маленький был, меня бабушка научила молитвам, и уже, наверное, лет в 5 я знал молитвы Богородице, «Отче наш»), я читал молитвы на ночь, глядя в распростертое звездное небо. Восхищение этим мирозданием всегда очень глубоко во мне было, и никогда интерес к науке не противоречил моей вере. Я никогда не уставал изучать звездное небо над головой, удивляясь, как же все премудро устроено Господом во Вселенной. Я мог только одно повторять: «Господи, как Ты это премудро все устроил! Господи, как это все красиво! Господи, а Кто же Ты, если создал такой прекрасный мир, Кто же Ты тогда?!»

- Когда наступил переломный момент? Когда будущий курсант летного училища решил стать семинаристом?

Когда я прочитал полностью - по-настоящему - Евангелие. Не спеша. Всё сразу встало на свои места. В первый раз я прочитал Евангелие до армии - ну, так… А вот когда из армии пришел, я читал его не спеша. До этого возникали вопросы самые разные: почему это так устроено, а это иначе? а кто я? почему я живу? а зачем я живу?.. Когда я прочитал Евангелие, у меня все вопросы пропали. Вообще. Я многое не понял в Священном Писании, но у меня было такое состояние, что я мог повторить слова апостолов Клеопы и Луки… Помните, после того, как они прошли часть пути в Эммаус бок о бок с Господом, они говорили: «Не горело ли у нас сердце, когда Он с нами разговаривал?!»

Так вот, когда я читал Евангелие, у меня горело сердце… У меня была такая радость! Я понял, что это истина. Вся истина в Евангелии, вся. И вопрос был решен: я должен стремиться к другому небу. То небо, которое мы можем увидеть в телескоп, - интересно, и, созерцая его, также можно радоваться и приближаться к Богу. Но это - более дальний путь. А есть более прямой - стремиться сразу к Горнему Небу!

Лет пять тому назад я сидел в монастыре, в Троице-Сергиевой обители, насельником которой я являюсь, вместе с космонавтами Юрием Лончаковым и Валерием Александровичем Корзуном. В гости к нам приехал один знаменитый греческий богослов - владыка Иерофей (Влахос), который об Иисусовой молитве книгу написал. Он тогда сказал, что у космонавтов и монахов есть много общего, - космонавты, как и монахи, стремятся к небу: все силы, вся энергия ума, сердца, души, тела - всё направлено к нему. Только космонавты тянутся ко Второму небу, а монахи сразу к Третьему. Но задача космонавта - находясь на Втором, сердцем возноситься еще дальше - к Третьему.

- Расскажите поподробнее, что это за Второе и Третье небо?

Мы по церковному преданию знаем, что Бог сотворил три неба. Первое - видимая атмосфера. Второе - это небесная твердь: это космос, тот космос, который мы с вами как раз видим, когда смотрим на звездное небо; тот, где находятся звезды, галактики, пульсары, квазары. Вся Вселенная - второе небо для нас. Оно весьма обширно. Сейчас телескоп «Хаббл» край видимой Вселенной запечатлел, и самая крайняя точка находится на расстоянии 14 млрд. световых лет. Представьте себе: свет идет со скоростью 300 тыс. км в секунду, и он будет идти оттуда 14 млрд. лет - посчитайте, какое это невообразимое расстояние! Наша Солнечная система даже не пыль по сравнению со Вселенной.

А вот Третье небо - это Горний Мир.

- И куда он простирается?

Горний Мир - это другой Мир! В нем нет пространства или времени. Так как мы живем в материальном мире, то можем говорить: вправо-влево; а там - все другое! Туда космические корабли не летают! Туда можно подняться только чистым сердцем. Сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо те Бога узрят!» В Горний Мир можно вознестись любому человеку, для этого не надо быть космонавтом. Это доступно и простой бабушке, и профессору. И образованному, и необразованному. Главное условие - выполнять заповеди Божии, очистить свое сердце. Этим мы приближаемся к нашему Христу. И тогда нам открывается Горний Мир - другая Вселенная. Об том, что Бог сотворил две Вселенные, есть свидетельство. В Священном Писании читаем: «Вначале сотворил Бог Небо и Землю». Блаженный Августин и многие другие святые отцы пишут, что Небо, упомянутое в этой части Святого Писания, не просто небо - это духовный мир, духовная Вселенная. Это написано на древнееврейском языке, а у нас в русском языке - меньше слов. У нас «небо» - и видимое над нашей головой, и Божее Небо, а в Писании подразумевается Небо - Горний Мир, духовный, где были созданы ангелы, где Господь, где нет тления. И Земля, сотворенная Богом, это не только наша планета - наш шарик, это весь материальный мир, материальная Вселенная: и Земля, и Солнце, и Галактика М-31, и Галактика М-81, и Галактика IC 1101, и прочее и прочее.

А уже когда описывается второй день творения и речь идет о Земле, там все сужается к нашей Солнечной системе и, в конечном итоге, - к шарику. Понимаете? И снова - все вокруг слова «земля». Слов не хватает в русском языке для обозначения различий…

- Батюшка, бытует мнение, что Второе небо - это место, где обитают духи злобы…

Да, бесспорно.

Что же получается: все, что окружает нашу Землю, - мир духов злобы? Значит, космонавты попадают буквально в самое пекло?

Нет, что вы. Демоны не только в космосе - они везде. И на Земле. Разве мы не видим, сколько войн, насилия, грабежей. Это люди вытворяют, но не сами по себе - как вы думаете, кто их толкает? Они здесь! Они ниспали на Землю, но они могут быть и в космосе. Они же духи - бестелесные существа. Это ангелы, которые отпали от Бога (примерно одна треть от всех сотворенных Господом ангелов) и стали бесами. Вот у нас есть тело, мы передвигаемся медленно, а они - другие существа, наделенные удивительными силами, энергиями. Преподобный Серафим Саровский сказал, что самый слабый бесенок одним мизинцем земной шар может перевернуть. Если Бог попустит это. Только Его милость нас хранит. И падшие ангелы могут перемещаться с огромной скоростью - и на Земле, и в космосе. Им не нужны для этого ракеты, которые будут летать со скоростью света, не нужны скафандры, потому что они находятся вне воздействия этих материальных сил: высоких температур, каких-то облучений. Они не подвластны этому воздействию, а мы - да. И они, конечно, могут использовать это. Великий старец Софроний (Сахаров), ученик Силуана Афонского, говорил, что человеку нужно, где бы он ни находился - здесь, на Земле, или в какой-то другой Вселенной, - прежде всего, научиться молиться и быть с Богом! Потому что каждому человеку придется вступить в противоборство с падшим ангелом. Когда человек рождается, бес посылает своего падшего ангела человека искушать. Когда мы крестимся, Бог дает нам своего Ангела-Хранителя. И эти два существа сопровождают нас всю жизнь. Один толкает на грех, другой - на добрые дела. В зависимости от того, кого мы слушаемся больше, так и живем. Если доверяем больше Ангелу-Хранителю, то ходим в храм Божий, стараемся жить по-христиански. И если ошиблись по немощи своей, то у нас есть великое таинство -исповедь. Мы идем и каемся, что живем не как образ Божий. Просим у Господа прощения - и идем дальше. А если мы упрямые и машем на все рукой: «а я хочу вот так», то значит, мы идем на поводу у совсем другого существа. И они всюду искушают нас своими помыслами. Думаете, у космонавта на околоземной орбите больше помыслов? А у нас с вами, что, их меньше? Вы посмотрите: и гневаемся, и раздражаемся, и осуждаем… Что только к нам в сердце не входит!

Да, но если на Земле у человека есть возможность ходить в храм, исповедоваться, причащаться, то космонавты на борту орбитальной станции этого лишены. Каким образом это отражается на тех, кто привык регулярно прибегать к таинствам на Земле? Ведь среди космонавтов таких людей немало…

Да, им тяжело. Но они молятся. А Бог ведь будет судить в первую очередь наши желания… Допустим, если у человека есть возможность ходить в храм, участвовать в таинствах, а он не ходит - это одно. А если такой возможности нет, но он при этом молится, просит помощи, благословения, то покрывать его будет особенной благодатью все равно. Господь покрывает обращающихся к нему космонавтов. И они обращаются к Господу по мере возможности. Вот, например, Юра Лончаков, Федор Юрчихин, Саша Самокутяев, Валера Корзун, я знаю, читали во время пребывания на МКС утренние и вечерние молитвы. Юрий Лончаков вообще всю Библию от корки до корки там успел изучить. Делился потом своими впечатлениями, как в космосе, во время чтения Святого Писания, чувствовал явное присутствие Бога. И с сожалением признался, что на Земле это ощущение быстро утрачивается.

Были случаи, когда на орбиту человек улетал неверующим, а, увидев всю красоту мироздания, понимал, что это никак не могло возникнуть само собой из хаоса, что здесь чувствуется рука мудрого Творца. Такое осознание, например, пришло к Геннадию Манакову во время выхода в открытый космос. Он понял, что никогда такой особенной планеты во Вселенной не могло получиться благодаря эволюции. Для него был решен этот вопрос. Еще вот Онуфриенко рассказывал, как возвращался из крайнего полета, и на положенной высоте - 10 км - у них не сработала парашютная система. И на 9 км не сработала, и на 7… Вот тогда он и научился молиться, просил Бога помочь. И Господь, конечно, услышал…

Но бывает и так, что человек прибегает к помощи Божией, упорно работает, но все равно что-то не складывается. Ведь это не секрет, что многие космонавты испытывали сложности с зачислением в отряд или в экипаж космического корабля. Должен ли верующий человек увидеть в этом Промысл Божий и задуматься: а может быть, не стоит, может, это гибельный для него путь?

Разные ситуации могут быть. Если у нас что-то не получается, это может означать, что Бог человека испытывает. Может быть, Господь требует, чтобы вы проявили волю, чтобы вы упорство проявили. Как сказано: «Стучите и отверзится вам, просите и дастся вам» В иных случаях прозреть истинную причину может только человек, обладающий духовным разумом. Поэтому и нужно просить благословения, советоваться с духовниками, старцами. Возможно, Господь требует терпения: «Претерпевый до конца - спасен будет!» Представьте, если бы апостол Павел, придя в город Коринф, сказал: «Ну и ладно, они меня не принимают - воля Божия, значит»… А он шел. Его гнали, а он шел к людям, и они становились христианами, каялись и исправлялись.

Или, допустим, препятствием достигнуть желаемого служит какая-то наша страсть. От человека требуется мужество, чтобы победить свою слабость. Если он, с Божией помощью, борется, страдает, плачет, кается, я думаю, в конечном итоге смиряясь, он получает благодать. Если нам попускаются какие-то искушения, то главная причина, что мы гордые… как только мы смиримся, нас ничто не возьмет. Никакая пуля духовная. Нас никто не сможет ни в чем подловить. И если человек способный, талантливый, умный, он должен помнить, что любое дарование, которое дает нам Бог, должно прославлять Творца.

А если человек выдающихся способностей и при этом невероятной скромности, достойно прошедший испытание всемирной славой, обладающий, на мой взгляд, даром истинной любви к людям, вплоть до самопожертвования, все равно испытывает скорби? И даже трагически погибает? Я имею в виду первого космонавта планеты - Юрия Алексеевича Гагарина. Неужели его смерть была промыслительна?

Сложно сейчас говорить, почему он погиб. У нас ведь до сих пор нет подлинного знания того, что происходило тогда в действительности. Мне рассказывали, что ему были явлены некие знамения о том, что не надо больше летать. Мама Юрия Алексеевича Анна Тимофеевна дружила со схимонахиней Макарией, проживавшей в Смоленской губернии. И Гагарин раза три-четыре к матушке Макарии приезжал, привозил ей врачей из Кремлевской больницы, дровишками помогал. И она его предупреждала, чтобы он не летал. Но он все же человек был не церковный - и не прислушался. Должно быть невероятно большое доверие к тому человеку, который такое говорит. А у Юрия Алексеевича, наверное, такого полного доверия не было. Да и для летчика отказаться от полетов, даже если он все понимает, - очень сложно. У меня тоже был подобный опыт смирения, я понимаю, о чем говорю. Хотел я убежать на Афон. Никому не сказал о своих планах - вроде как в паломническую поездку собирался. Но все не ладилось, и с документами что-то… А знакомые братия поехали к старцу Николаю Гурьянову на остров Залит, ну, и я братию лукаво так - не открывая всей правды - попросил взять у батюшки Николая благословения для меня на поездку. Вернулись братия и говорят, что отец Николай просил передать: в паломничество мне можно ехать, но насовсем - не надо. А откуда он мог знать мои истинные планы? Это его словами так меня Господь остановил. И я послушал. А других до этого и слушать не хотел! Даже не знаю, что стало бы, если б не отец Николай. А вот Юрий Гагарин не сумел довериться. Он, конечно, хороший был человек, необычайный, помогал очень многим, квартиры выбивал, защищал. Но… он же летчик, молодой, полный сил - а тут ему вдруг говорят: не летай. А он еще и в космос второй раз собирался! Тут, конечно, Промысл Божий был, наверное, в том, что если бы он был более церковным человеком и прислушался к кому-то из старцев, то нашел бы силы смириться…

Когда он погиб, старице Макарии, конечно, сообщили. Она пригласила священника, и отпели Юру прямо у нее в келье. Матушка сказала: «Юра очень был светлый человек, он ни в чем не виноват». Так она сказала, потому предвидела будущие обвинения, ведь некоторые заявляли, что Гагарин и его наставник Серегин выпили до полета. Все это ложь и клевета. Делали анализ останков и не обнаружили ни грамма спиртного. Все это были досужие домыслы.

- 27 марта этого года исполнилось 45 лет со дня смерти первого космонавта. Как вы встретили эту печальную дату?

Я, к сожалению, улетал в этот раз на Байконур - провожать экипаж. А обычно 27 марта я вместе с космонавтами отправляюсь в Киржач - городок, рядом с которым разбился Гагарин. Там в храме совершается заупокойная служба - отец Андрей служит, и я часто принимаю участие. Потом небольшой митинг и крестный ход с цветами - идем к месту гибели Гагарина. А дальше - встречи, беседы. А вообще я поминаю его на каждой службе, которую служу. Как и всех наших ребят. И Сергея Павловича Королева, и Бориса Раушенбаха, и Павла Поповича, и Германа Титова - в общем, всех, кто был крещен. А также родителей Гагарина и Королева.

- К вам родные Юрия Алексеевича обращались с такой просьбой?

Нет, просто я считаю, что это моя обязанность. Знаете, я начал постоянно поминать Юрия Алексеевича - и на Псалтири, и на литургии - лет шесть-семь назад. И примерно год спустя увидел такой сон… Хотя, конечно, снам верить нельзя, но рассказываю, как есть… Вижу: сад цветущий. Яблони. И из сада выходит Юра, в белой одежде весь, смеется, улыбается. А я стою на границе сада - внутрь не входил; он ко мне подошел, обнял и, ничего не говоря, ушел обратно. Вот такой случай был. Я подумал: значит, надо молиться дальше.

- Отец Иов, а у вас, как у духовного отца отряда космонавтов, есть какая-то официальная штатная должность?

Вообще мне предлагали войти в штат группы, которая летает на невесомость, и принимать участие во всех тренировочных полетах. Но я отказался. Я испросил тут в лавре совета - и пришли к выводу, что я не смогу постоянно летать. Часто бывают тренировки, в которых я не могу принимать участие, потому что у меня в это время богослужение идет. И помимо этого у меня есть много обязанностей в Преображенском храме, и не только в храме. Я побоялся подвести людей. Но при этом, если есть необходимость, я постоянно летаю. Когда ребята просят, обязательно стараюсь быть.

- А что это за тренировка такая - «полеты на невесомость»?

Она проводится на самолете «Ил-76», кажется. Там огромный салон. В ширину метра 4, в высоту метра 3. Как птица летаешь - так красиво! Состояние невесомости достигается за счет параболического полета, то есть самолет делает такие «горки» - идет вверх, потом начинает падать, и в это время возникает невесомость. Она длится примерно 30 секунд. Потом снова набор высоты - и опять падаешь 30 секунд. Каждый полет - это примерно десять горок.

- И сколько раз вы уже «летали на невесомость»?

- Но это же очень тяжело! Надо иметь хороший вестибулярный аппарат. Вас обследовали перед полетом?

Да, я проверялся в свое время. Вообще я там себя плохо не чувствую. Вначале, конечно, когда первый полет был, они присматривались: как себя чувствуешь. Вот покрутили в невесомости. Разок слетал, второй, потом все больше и больше нагрузок. Но, слава Богу, перенес все неплохо.

- Опишите, пожалуйста, свои ощущения во время полета на невесомость.

Сложно объяснить… Вот представьте: мы живем здесь, на Земле, в условиях гравитации, благодаря этому можем ходить. Камешек подбросили - он падает. По потолку, как мухи, мы ползать не можем, по стенкам тоже. А на тренировках в моменты невесомости всего этого нет, можно по потолку лазить, летать, как птица. Когда воду выливаешь, она не стекает, а летает шарами такими. Конечно, ощущение удивительное, потому что ты начинаешь понимать, что вся материальная Вселенная находится именно в таком вот состоянии, что все большие объекты находятся в невесомости, то есть как раз очень мало гравитации во Вселенной. Невесомость - это такое первородное состояние…

- Вы считаете, что в невесомости человек возвращается к состоянию первородности?

Нет, я так не считаю. Потому что человек все же жил в Раю, а это не совсем тот мир, где нет гравитации - у нас же есть тело, а иначе оно было бы нам не нужно, не были бы нужны ноги, руки. Просто это состояние другое. Мы же не на все вопросы можем ответить. Например, Господь сотворил Вселенную - духовную и материальную. А была ли материальная Вселенная до грехопадения такой, как сейчас, мы не знаем точно. Но можем сказать, по крайней мере в отношении некоторых законов, что, конечно, в этой материальной среде не было смерти. Потому что смерть вошла с грехом человека. И она вошла не только в человека - она вошла во Вселенную. Появился закон - второй закон термодинамики: все идет от сложного к простому, потом все разлагается и умирает. Сейчас это действует во всей Вселенной. До грехопадения, я думаю, такого не было.

Но то, что касается невесомости, это не совсем проявление греха человека. Думаю, это основополагающий закон, на котором зиждется по великой премудрости Вселенная. Как сказано в книге Иова Многострадального: «Распростер Бог Север над пустотою, и повесил Землю ни на чем». Удивительные слова. То есть и Земля, и Солнце, и звезды - висят ни на чем. Господь сотворил мир по таким законам. Думаю, внимательный человек очищенным сердцем способен будет это узреть.

Отец Иов, у вас сразу со всеми членами отряда космонавтов наладилось взаимопонимание? Ведь священник, монах, принимающий деятельное участие в жизни отряда, - это довольно необычное явление для космонавтики в те годы.

Вначале ко мне присматривались. Потом предложили пройти ограниченную космическую подготовку.

- И вы согласились? А чья это была идея?

Предложение поступило от Василия Васильевича Циблиева, он тогда руководил Центром подготовки. Замечательный человек. Генерал-лейтенант, Герой России, дважды побывал в космосе, тушил пожар там…

Так я стал проходить подготовку. Первая тренировка - имитация выхода в открытый космос на тренажере «Выход-2». В полном обмундировании - в скафандре «Орлан-МТ». Выходил я вместе с Валерием Корзуном, мы трудились около двух часов.

Где-то недели через две я полетел на невесомость, потом еще недели через две - второй полет. А месяца через два-три я пошел на гидроневесомость. Это тоже имитация выхода в открытый космос, но уже в воде, чтобы научиться работать в безопорном пространстве. Тренировки происходят в огромном бассейне, где на глубине примерно 8-12 метров устанавливают специальный макет российского сегмента МКС в полную величину. Работал я также часа 2-2,5 и потерял за это время 1,5 кг. И это еще очень мало! У ребят тренировка или настоящий выход могут длиться по 6 часов!

Летал на самолетах «Л-39». На высший пилотаж. Во-первых, очень помогает научиться ориентироваться в небе, а еще мне было интересно нагрузку попробовать большую. В первый раз у меня была перегрузка 5 g! Летал в противоперегрузочном костюме. Во второй раз стали выполнять фигуры высшего пилотажа: и боевой разворот с двумя бочками - в одну строну, в другую, и петля Нестерова, и штопор, и колокол! А уже в третий раз я попробовал без костюма, там была нагрузка около 6,5 g. Ну, немножко поддавило. У меня даже щеки опустились.

Пришлось и строение космического корабля изучать - с Юрием Лончаковым. Конечно, в ограниченном объеме. И даже экзамен сдавал. Ну, в шутку. Устраивали нам нештатные ситуации. А в конце, помню, сидим - и вдруг дым идет снизу. Я спрашиваю: «Юра, а что теперь делать?» А он отвечает: «Батюшка, осталось одно - молиться!»

В некоторых своих интервью космонавты, рассказывая о внештатных ситуациях, говорят: «Действовал по инструкции, а бросаться сразу молиться - это непрофессионально». Значит, к Господу надо обращаться в совсем уж форс-мажорных обстоятельствах, когда остается надеяться только на чудо?

Это, конечно, не совсем верно. Думаю, ребята говорили так из-за не совсем полного понимания. Да, один космонавт ко мне как-то обратился: «Батюшка, вот если у меня будет пожар, я помолюсь, то пожар потухнет, что ли?» Если бы у него была вера, как у древних, как у великих апостолов, - то да! Ему надо было бы только встать на колени, помолиться - и все в миг бы потухло. А так как он такой веры не имеет, то ему надо просто перекреститься, сказать «Господи, благослови!» и идти тушить пожар. И Господь поможет ему загасить пламя. А если у вас была такая возможность, но вы ею пренебрегли, возгордились и понадеялись только на свои силы, то я не уверен, что вы успешно потушите пожар…

Я уже говорил, и еще раз повторю, потому что это очень важно: всё, абсолютно всё, что человек делает, должно быть во славу Божию. Господа надо не забывать благодарить. Всегда. «Без меня не можете творити ничесоже» - помните это изречение. Бог может всё. Но если люди сами ничего не хотят и ничего не делают для своего спасения, то мы, если даже будем молиться за них, не всегда сможем им помочь.

Пока человек в гордом упоении думает, что он - покоритель Вселенной… Я всегда умиляюсь, когда говорят: покорители космоса… Что там покорили? - хочется спросить. Исследователи - да.

Как вы относитесь к тому, что люди сегодня пытаются заглянуть всё дальше и дальше в просторы Вселенной? И даже ищут так называемые «экзопланеты» - если не вторую Землю, то планету, очень похожую по условиям жизни, куда человечество могло бы в будущем переселиться. Но ведь в Библии даже намека нет на то, что человек будет обитать где-то, кроме Земли… Значит, эти попытки обречены?

Нигде не сказано, что этого делать нельзя. В Священном Писании есть повествование о том, как Господь сотворил мироздание. И во главе этого мироздания поставил человека вообще-то. Поэтому, знаете, стремление к звездам, к иным мирам - это заложено в нас. Я считаю, что загадки и непостижимость Вселенной, с которыми сталкивается человек во время этих научных исследований, ее масштабы и разнообразие могут лишний раз напомнить нам о величии Творца, Который все это так премудро сотворил! И задуматься: «А Кто же Ты, если Ты все так премудро сотворил? А кто же мы сами, если Ты нас сотворил такими? Мы же должны быть богочеловеками, управлять Вселенной. А мы стали смертными по грехам нашим». Вот к чему мы должны идти. И, по большому счету, для нашей веры абсолютно без разницы - в центре Вселенной стоит Земля или Марс или какая-нибудь планета; искривлено пространство или не искривлено…

Другое дело, что заселять иные планеты, я думаю, Господь нам не позволит. Потому что при нашей современной нравственности у нас вряд ли появятся технические средства, которые смогут понести к другим планетам и помочь там обжиться.

- Как связаны нравственность и технический прогресс?

Старец Иосиф сказал: «Земля землю уничижает, земля над землей превозносится, земля землю смиряет». В нас сидит вот такая враждебность, и что же мы можем понести к другим мирам? На Марсе будет так же. А зачем? Кому это нужно? Я верю, что Господь этого не допустит.

Есть только одно условие, которое помогло бы человеку обрести технологии для длительных космических путешествий, - это исполнение заповедей Евангелия. Жить по Евангелию. И тогда Бог все управит. Я думаю, Богу ничего не жалко. Тому, Кто взошел на Крест и распял Свои руки на Кресте, - ничего не жалко. Я со многими учеными общался, и все они говорят, что если бы американцы, европейцы не враждовали с русскими, мы бы уже Солнечную систему освоили! У нас были бы уже корабли быстроходные, с защитой от солнечного и галактического излучений. Но люди разъединились. А война эта была заложена еще во времена Адама, когда Каин убил Авеля, и до сих пор мы становимся все хуже и хуже. И смерть заходит все дальше и дальше. Эта война до сих пор в сердце каждого человека. Мы воюем друг с другом, государство с государством…

Но какие-то попытки объединить усилия все же были. На Марс, например, собирались лететь международным составом. Ученые считают, что условия окружающей среды Красной планеты - нашей ближайшей соседки по Солнечной системе - позволят со временем создать для землян новое пристанище. А еще ученые так активно стремятся на Марс, потому что, по одной из теорий, жизнь зародилась именно на Красной планете, а на Землю была занесена с метеоритами…

Господи помилуй! (Батюшка крестится.)

- … и потом то ли из-за крупномасштабной космической катастрофы, то ли еще по каким-то причинам развитие жизни на Марсе остановилось. А нашей Земле повезло больше.

Это же бредни - эти эксклюзивные теории! У нас сейчас настоящих ученых очень мало, а это - демагогия, которая работает на политику. Ученый должен опираться на факты. А какие факты? Никаких. Это просто болтовня, это просто фантазия. Это фантазеры, зарабатывающие большие деньги. Неужели вы думаете, что политики для достижения каких-то своих низменных целей не будут использовать в своих интересах науку? Но никаких доказательств этим вот теориям нет. Никто на Марсе не был. Никакой там цивилизации громадной не было. Так на каком основании? Люди запустили туда несколько марсоходов, которые прошли какие-то сравнительно небольшие пространства, ничего там не нашли, и то постоянно вбрасываются какие-то слухи: «Вот, что-то сенсационное обнаружили!» А что? Господь сотворил мир, мироздание. Святое Писание свидетельствует, что Бог сотворил Жизнь, человека. Святое Писание - это не учебник по астрономии или геологии, хотя там отображены иногда факты мироустройства. Поэтому есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - нам все равно. Как и на Юпитере, Тритоне, Титане, других звездах…

Существует еще теория панспермии, ее выдвинули давно, еще в 1907 году. Авторы теории предположили, что во Вселенной существует вечная жизнь - например, в виде космических туманностей - плантаций органических зародышей. Зачатки переносятся с планеты на планету космическими телами: метеоритами, например, и даже разумными существами. И там, где есть благоприятные условия, эти зачатки приживаются и начинают развиваться.

Я часто спрашиваю: а почему вы этим ученым доверяете? Они были гордые, безнравственные, самолюбивые. А как, например, они объясняют, откуда взялась сама жизнь во Вселенной? Никак. А ответ есть. В Священном Писании.

Но вы им, этим псевдо-ученым, верите. А почему вы гениям в другой области не доверяете? Каким? Преподобному Сергию, преподобному Серафиму Саровскому, преподобному Иоанну Лествичнику. Это люди, которые боялись даже слово плохое сказать - обидеть кого-то.

- А чем объяснить такое упорство в поиске жизни на других планетах?

Разные могут быть причины. Первое - гордость человеческая. Люди разные. Я проводил беседы и с нашими космонавтами, и с астронавтами НАСА, и европейского агентства и т.д. Существуют разные толчки. Иногда это искреннее любопытство, которое заложено в нас, - мы же созданы по образу Божию, и нам хочется что-то созидать, изучать. Человек тем и отличается от животного, что у него есть пытливость, тяга к познанию. Поэтому кто-то, может быть, искренне интересуется - и благодарит при этом Бога. Например, Джеймс Ирвин, американский астронавт, побывав на Луне в составе экспедиции «Апполон-15» и вернувшись на Землю, отправился искать Ноев ковчег. И считал, что значение этой миссии ничуть не меньшее, чем полет на Луну! И человек благодарил Бога за это.

А кто-то все делает с самомнением. Я! Мы - человеки! Какие-то глупости начинает говорить о том, что мы произошли от взрыва.

- Может быть, эти люди хотят просто найти братьев по разуму?

Конечно, братья по разуму у них есть - они же часто присутствуют в нашей жизни…

Я сейчас имею в виду тех «братьев по разуму», которые толкают нас на то, чтобы мы убивали, грабили, насиловали.

- Вы о бесах?

Конечно. У прекрасно написано, что собой представляют НЛО, он это исследовал. Почитайте, советую! Умнейший человек, знал три-четыре языка, закончил несколько университетов. Он исследовал материалы НАСА о летающих тарелках, контактах человека с пришельцами. И пришел к выводу, что по действиям своим они очень похожи на бесов. Во-первых, крестного знамения боятся. Во-вторых, чем больше человек входит в контакт с ними, тем ему становится хуже. Но я еще раз хочу напомнить, что цивилизация, которая достигла высокого уровня развития, не может быть злой. Иначе Господь не допустил бы этого развития. Это покажется вам парадоксальным, но это так. Если бы у нас была высокая нравственность, вы бы переживали за меня, я - за вас - искренне! - так, чтобы ваша боль - моя боль, тогда бы мы далеко ушли. А люди высоконравственные не могут желать смерти никому. И самому маленькому существу! А после контакта с так называемыми «зелеными человечками» у людей начинаются неприятности, иногда до самоубийства доходит! Пришельцы… Людям пытаются заморочить голову. И они с удовольствием верят всяким басням. Только истине, которая от Христа, - не верят. Как сказано в Священном Писании: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; И от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен».

Но есть, например, артефакты, подтверждающие, что в древности на Земле существовала высокоразвитая цивилизация, которой были доступны космические полеты. Об этом свидетельствуют рисунки, оставленные на камнях - так называемая каменная библиотека Ики (это название племени). Исследователи этих артефактов, которых не признает официальная наука, демонстрировали рисунки, изображающие предположительно контакты людей с инопланетянами. Что вы думаете по этому поводу?

Cложно ответить в двух словах. Мы с вами не знаем, что представляла собой цивилизация до потопа. Очень немного в Святом Писании и в Предании об этом говорится. Вполне возможно, что это могла быть духовно развитая цивилизация, которая отошла от Бога. Богоборческая. Она могла иметь развитые технологии. Это подтверждает то, что мы сейчас узнаем, например, про египетские пирамиды. Там использованы технологии, которые нам и сейчас не под силу. И находки в городах инков, майя, на Юкатане и у ацтеков. Строения, возведенные по технологиям, которыми мы и по сей день не владеем. А это делалось высоко в горах. Что они из себя представляют, такие строения? Это просто достижения людей, которые так возгордились, что это привело к потопу? Или у них были помощники - «братья по разуму», бесы, им помогавшие? Вы не забывайте о том, что это могла быть не только технотронная цивилизация, то есть развитая технически, а духовно-технотронная цивилизация. Мы знаем, в Писании были свидетельства, что люди дошли до такого бесчестия, что с бесами соединились. Возможно, бесы помогли им создать подобную цивилизацию, и вполне возможно, что они могли создать даже летательные аппараты. Святое Писание не опровергает такую гипотезу; я считаю, что такое было возможно. В какой мере - мы не знаем. Поднимались ли они на 1-2-3 метра или выше? Но Бог не допустил всего этого, потому что люди сошли с ума, а вне Бога нет жизни. В Святом Писании говорится, что перед потопом люди стали плотью. А это страшно. Только плотские желания и интересы. Это страшно. Мы становимся скотоподобными, если нами движут только плотские желания. Да, мы живые существа, у нас есть какие-то телесные потребности, но это только часть нас. Эти потребности должны контролироваться духом! А если у людей телесные потребности выходят на первый план в ущерб духовности, то это уже ското-люди. И человек не может находиться постоянно в скотоподобном состоянии, рано или поздно он подвергается влиянию диавола. И он становится бесо-человеком. Почему люди творят иногда такие страшные безумия, грехи: убивают тысячи, миллионы? Такие злодеяния совершают уже не совсем люди - нелюди, которые уже под властью духа злобы, ненавидящего человека. Потому что, по преданию, мы занимаем их место - ангелов отпадших.

Но, слава Богу, есть старцы, которые за нас молятся. У нас есть святые, к помощи и заступничеству которых мы можем прибегать.

А чтобы вы так не расстраивались, я вам скажу, что сам авва Сергий крестным ходом многократно обошел нашу Землю.

Вы имеете в виду тот случай, когда Юрий Лончаков взял с собой на орбиту частичку мощей преподобного Сергия Радонежского?

Да, мощи были на орбите полгода, Юра Лончаков дважды с ними в открытый космос выходил. Еще я просил его, чтобы он периодически Землю ими благословлял - все-таки МКС совершает 16 оборотов вокруг Земли за сутки, получается - 16 крестных ходов. Вот и считайте: эти мощи летали полгода, по 16 раз в сутки огибая Землю.

И Юра мне сказал, что даже чувствовал рядом живое присутствие преподобного Сергия.

- Чья это была инициатива - отправить мощи на орбиту?

Моя. Просто я посчитал, что с древних времен и русские, и греческие, да и все православные народы старались в дни каких-то серьезных испытаний совершать крестные ходы - вокруг деревень, городов. А у нас сейчас есть возможность совершить крестный ход вокруг Земли!

- А какие еще святые угодники побывали в космосе?

Федор Юрчихин брал мощи великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона, а также часть древа, в котором находились мощи святителя Николая Чудотворца, когда их переносили в Бари. Игумен Бовэ, настоятель базилики в Бари, дал нам эту частичку древа. Часть мы вернули после полета в Бари, а часть оставили себе, как и договаривались.

Антону Шкаплерову я давал мощи святителя Петра, митрополита Московского, и святителя Филиппа, митрополита Московского.

Мощи брал с собой на орбиту Сергей Волков. Тоже на полгода.

У Максима Сураева была с собой на орбите частица Животворящего Креста Господня, тоже полгода там находилась.

Я надеюсь, что эта традиция будет продолжаться. В ближайшее время на космическую вахту, даст Бог, заступит Георгий Победоносец!

Книга 6. Поучение 13

I . В день св. архистратига Михаила, который отличается необыкновенною ревностию ко славе Божией, почему изображается в воинственном виде как ратоборец за славу Творца и Вседержителя, как победитель сатаны, который за свое сопротивление воле Господа низвержен св. архистратигом Михаилом и прочими св. ангелами с неба, уместно будет предложить вам, братия, поучение св. Иоанна Златоустаго о том, что все можно и должно делать во славу Божию.

II . а) Скажешь: как можно есть и пить во славу Божию? спрашивает этот св. отец церкви. - Призови беднаго, сделай Христа участником твоей трапезы, и вот - ты ел и пил во славу Божию! Но апостол учит не только есть и пить во славу Божию, но так же поступать и во всем прочем.

б) Выходишь ли из дома или остаешься дома? То и другое делай во славу Божию. А каким образом делать это для Бога? - Когда ты приходишь в церковь, когда участвуешь в молитве и в духовном поучении, то этот выход из дома совершился во славу Божию. Также и дома можно оставаться для Бога. Как и в каком случае? - Когда слышим шум, безчиние, бесовские игрища, когда слышим, что площадь наполнена невоздержными людьми: останься дома, удались от этого шума, и ты останешься дома во славу Божию.

в) Можно во славу Божию хвалить и обличать. Скажешь: как можно хвалить и обличать во славу Божию? Вы иногда сидите в своих мастерских, - видите, как проходит мимо дурной и негодный человек с великою пышностию; тогда, если кто скажет: как он счастлив! - спроси у того, кто скажет это: почему ты называешь его счастливым? Потому ли, что у него хороший конь с позолоченною уздою, что у него много слуг, что он нарядно одет и пирует каждый день? Но поэтому он только беден и жалок; ручьи слез о нем проливать должно. Может ли быть что-либо горестнее, когда чудятся коню, узде, красоте одежды, а в самом человеке не находят ничего похвальнаго? Что беднее человека, у которого нет никакого собственного добра, что он мог бы взять с собою отсюда? Ведь собственное наше богатство и украшение составляют не кони, не одежды, но душевная добродетель, обилие добрых дел и дерзновение пред Богом.

Напротив, когда увидишь нищаго всеми презираемаго, живущаго в бедности, но добродетельнаго, и когда сидящие с тобою скажут: как он несчастен и жалок! - ты скажи: напротив, он благополучнее всех, потому что он живет добродетельно, приобрел богатство неистощимое, имеет чистую совесть. Что за потеря, что нет у него денег, когда он получит в наследие небо и небесныя блага? - Если ты будешь так мудрствовать, то получишь и за обличение и за похвалу великую награду, ибо то и другое делаешь во славу Божию.

г) Позволительно и укорять во славу Божию. Как? А вот мы часто досадуем на слуг наших: в каком же случае позволительно укорять их для Бога? - Ежели ты видишь, что слуга или друг, или кто иной из близких тебе пьянствует, крадет, ходит на зрелища, клянется, преступает клятвы, лжет: огорчись на него, вразуми, исправь его: все это ты сделаешь для Бога. Ежели ты видишь, что он виновен против тебя, нерадив в служении тебе: прости его и ты простишь для Бога. Ныне многие поступают совсем напротив: когда против них кто согрешит, тогда они делаются жестокими и неумолимыми судьями; а когда кто раздражает Бога, погубляет свою душу, им до того и дела нет.

д) Потом: хочешь ли ты найти друга? Ищи его для Бога. Мы будем иметь друзей во славу Божию, если будем искать дружбы не с тем, чтобы достать себе денег, или найти покровительство человеческое; но с тем, чтобы друзья могли давать нам надлежащие советы, делать выговоры, когда погрешаем, обличать нас в преступлениях и при помощи советов и молитв приводить нас к Богу.

е) Можно и врагов иметь для Бога. Если видишь человека распутнаго, порочнаго, зараженного вредными мнениями: отойди от него, отбеги. Так повелел Христос, когда сказал: если правое око твое соблазняет тебя, вырви его и брось от себя (). Он повелел, чтобы мы самых друзей, которые дороги для нас, как око, и необходимо нужны в делах жизни, отсекали от себя и отвергали, коль скоро они вредят спасению души нашей.

ж) Если приходишь в какое-либо собрание и много говоришь там, делай и это для Бога, и если молчишь, молчи для Бога. А как можно быть в собрании для Бога? Если, сидя там, ты разговариваешь не о делах житейских, не по пустому, не о безполезном, но о нашей вере христианской, о геенне, о царстве небесном, если говоришь не о том, кто повышен чином, кто оставлен, за что такой-то наказан, от чего такой то разжился и разбогател, а о том, какими делами или словами можно угодить Богу.

Можешь и молчать для Бога, если ты, когда тебя обижают, поносят и причиняют тебе тысячи огорчений, все это переносишь великодушно и не произносишь ни одного слова в укоризну того, кто так с тобою поступает. И плакать, и печалиться, и радоваться, и веселиться можно во славу Божию. Когда ты видишь, что или брат твой грешит, или сам ты впал в грех, и о сем вздыхаешь и скорбишь, то ты скорбию своей приобрел спасение, о котором говорит апостол Павел: печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению (). Ежели видишь, что другой счастлив, и не позавидуешь сему, но, как за свое доброе, возблагодаришь Бога за то, что Он даровал брату твоему такую славу: то за эту радость ты получишь великую награду.

з) Но что говорить о всем этом когда и от самых маловажных и ничтожных вещей можно получать великие плоды, если мы делаем их во славу Божию? Если ты не будешь нарядно убирать волос, не будешь украшать лица, не будешь одеваться для соблазна и прельщения других, а оденешься просто, как требует нужда: то ты делаешь это во славу Божию, и без сомнения получишь за то воздаяние, потому что ты пресек путь злой похоти и укротил неуместное тщеславие.

и) Можно и ходить для Бога, и смотреть для Бога. А как можно смотреть и ходит для Бога? Когда ты не идешь к беззаконию, не занимаешься чужою красотою; когда, видя идущую на встречу женщину, обуздываешь глаза, ограждаешь лицо свое страхом Божиим: то ты делаешь это для Бога. Послушай, что говорит мудрый: одеяние мужа и смех зубов и поступь человека дают знать, каков он ().

и) Если мы вступаем в брак, то и это должны делать для Бога. Не с тем должны мы брать жену, чтобы от нея получить богатое имение, но чтоб найти в ней благородство души; мы не должны иметь в виду большия деньги, знаменитость предков, но добродетель и кротость нравов; мы должны брать сопутницу в жизни, а не участницу в пиршествах.

к) Но к чему исчислять все? Каждый сам может перебрать порознь все, что бывает и делается, и делать то во славу Божию. Как купцы, плавающие по морю и пристающие с кораблями у городов, выходят из пристани на торжище не прежде, как узнавши, что можно продать с прибылью свои товары, так и ты ничего не делай и ничего не говори, от чего нет прибыли во славу Божию. Не говори мне, что невозможно все делать для Бога Если стрижение волос, одежда, взгляд, поступь, слово, беседа, вход и выход, шутки, похвалы, укоризна, одобрение, дружба и вражда могут быть для Бога: то что еще осталось, что не может быть делано для Бога, если только захотим?

III . Но к чему говорить о всем порознь? Довольно представить все в одном примере. Как строющие дом, выкладывая стену, проводят для верности размера снурок: так и мы, вместо снурка, будем употреблять апостольское слово: и так, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию. Молимся ли или постимся, обвиняем ли или прощаем, хвалим ли или укоряем, входим ли или выходим, продаем ли или покупаем, молчим ли или разговариваем, или другое что делаем, все будем делать во славу Божию. А что не служит к славе Божией, того ни делать, ни говорить не станем, будем носить с собою вместо оружия, щита и безчисленного сокровища это слово апостола, дабы, делая и говоря все во славу Божию, мы получили и сами от Него славу как здесь, так и по отшествии отсюда. Ибо Он говорит: прославляющих Меня прославлю (). Итак, не словами только, но и делами будем прославлять Его непрестанно со Христом Богом нашим, потому что Ему принадлежит всякая слава, честь и поклонение, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Слава Божья – это красота Его духа. Это не эстетическая или материальная красота, но красота, исходящая от Его характера, от всего, кем Он является. Послание Иакова 1:10 призывает богача гордиться «когда Бог его унижает», указывая на славу, которая не имеет ничего общего с богатством, властью или физической привлекательностью. Эта слава может короновать человека или наполнить землю. Ее можно увидеть в человеке и в земле, но она не принадлежит им – она от Бога. Слава человека – это красота его духа, которому свойственно ошибаться и который, в конце концов, умирает, и, следовательно, является мимолетным – как говорит нам этот стих. Но слава Божья, проявляющаяся во всех Его качествах, никогда не исчезает. Она – вечна.

Книга пророка Исаии 43:7 говорит, что Бог создал нас для Своей славы. В контексте с другими стихами, можно сказать, что человек «прославляет» Бога, потому что через человека славу Божью можно увидеть в таких вещах, как любовь, музыка, героизм и так далее – вещах, принадлежащих Богу, которые мы несем «в глиняных сосудах» (2 Коринфянам 4:7). Мы – сосуды, в которых «содержится» Его слава. Все, что мы можем делать и чем мы являемся, исходит от Него. Бог взаимодействует с природой таким же образом. Природа демонстрирует Его славу. Его слава проявляется в сознании человека через материальный мир по-разному, и нередко – по-разному для разных людей. Один человек может быть приятно удивлен, увидев горы, а другой человек может любить красоту моря. Но то, что стоит за ними обоими (слава Бога), вызывает восхощение людей и связывает их с Богом. Таким образом, Бог может явить Себя всем людям, независимо от их расы, наследия или местоположения. Как говорит Псалом 18:2–5: «О Божьей славе говорят небеса, о деяньях Его повествует твердь. День дню слово передает, ночь ночи знание возвещает. Звука не слышно, не слышно слов, голос их не звучит – но разносится речь их по всей земле, и до всех краев мира – их весть».

Псалом 72:24 говорит о славе на небе. Иногда приходится слышать, как христиане говорят «Бог примет умершего во славе» – эта фраза позаимствована из этого псалма. Когда христианин умирает, Бог принимает его в Свое присутствие, и там он будет находиться в естественном окружении славы Божьей. Мы будем доставлены в место, где красота Божья обитает буквально – красота Его Духа будет там, потому что Он там. Опять же, красота Его Духа (или Его сущности) – это Его «слава». В том месте Его славе не нужно будет проходить через человека или природу – ее будет видно «невооруженным взглядом», как сказано в 1 Коринфянам 13:12: «Теперь мы видим только смутное отражение в зеркале, а тогда будем видеть лицом к лицу. Теперь мое знание частично, а тогда я буду знать так же полно, как знает меня Бог».

В человеческом / земном понимании, слава – это красота, которая исходит из земной материи (Псалтирь 36:20; 48:17), и в этом смысле она увядает. Но причина ее увядания заключается в том, что материальное недолговечно. Все на земле увядает и умирает, но их слава принадлежит Богу, и она возвращается к Нему, когда наступает смерть или распад материала. Подумайте о богатом человеке, упомянутом ранее. В том стихе говорится: «Богач гордится, когда Бог его унижает, потому что богатство его так же мимолетно, как полевой цветок». Что это значит? Этот текст убеждает богатого человека, что его богатство, сила и красота исходят от Бога, и призывает к скромности, основанной на осознании того, что именно Бог дает ему все то, кем он является и что он имеет. И знание, что он мимолетен, как трава, приведет его к пониманию, что именно от Бога исходит вся слава. Слава Божья является источником, родником, из которого истекают маленькие ручейки славы.

Поскольку слава исходит от Бога, то Он не приемлет утверждений, что слава исходит от человека или от рукотворных идолов или природы. В Исаии 42:8 мы видим пример ревности Бога о Своей славе. Эта ревность о Его собственной славе является темой, обсуждаемой Павлом в Римлянам 1:21–25, где он говорит о том, что люди поклоняются творению вместо Творца. Другими словами, они смотрели на объект, через который проходила слава Божья, и, вместо того, чтобы воздать Богу славу на это, они начали поклоняться животному или дереву, или человеку, как будто бы красота, которой они обладали, принадлежала им. Это – идолопоклонство, и оно является чрезвычайно распространенным явлением. Каждый человек совершал эту ошибку в тот или иной момент. Мы все «променяли» славу Божью на «славу человека».

Это ошибка, которую многие люди продолжают допускать: верить в земные вещи, земные отношения, свои собственные силы или талант, красоту, или доброту, которую они видят в других людях. Но когда эти вещи увядают и исчезают – что неизбежно – они оказываются в отчаянии. Мы должны понимать, что слава Божья является постоянной, и путешествуя по жизни, мы будем видеть ее проявления тут и там, в человеке или в лесах, в истории любви или героизма, художественной или научной литературе, или в нашей собственной жизни. Но все это в конечном итоге возвращается к Богу. И единственный путь к Богу лежит через Его Сына, Иисуса Христа. Мы найдем источник красоты в Нем, на небесах, если будем пребывать во Христе. Ничто не будет утрачено для нас. Все те вещи, которые увяли в жизни, мы найдем снова в Нем.

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Любой разговор обычно начинается с приветствия - это общепринятое требование вежливости в обществе. Люди, встречаясь, желают друг другу добра и благополучия, успехов в труде, доброго утра, дня или вечера. Встречаясь с людьми, можно приветствовать их любыми словами, главное – чтобы приветствие было сердечным и искренним. Даже в обычном приветствии «Здравствуйте!» или «Добрый день!» содержится вполне православное отношение к человеку. Однако есть приветствия, которые приняты только в православной среде.

Зачастую православные используют форму благодарения «Спаси, Господи!» при общении практически во всех случаях: и при встрече, и при расставании, и даже при положительном упоминании о третьем лице («Спаси же его, Господи!») Хотя традиция духовного общения гораздо богаче и разнообразнее. В Центральной Украине, к примеру, до сих пор в храмах приветствуют друг друга радостным: «Слава Богу!» - «Навіки Богу слава!» За две тысячи лет христиане всего мира выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом: «Христос посреди нас!», слыша в ответ: «И есть, и будет». Сейчас так приветствуют друг друга священники, но и мирянам следует помнить об этой древней традиции.

В первый день Пасхи, а также в течение Светлой седмицы и до самого отдания Пасхи звучит торжественное приветствие: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» Это приветствие многократно повторяется за Пасхальным богослужением, а сама традиция восходит своими корнями еще к апостольским временам. Приветствие словами «Христос воскрес!» выражает радость, аналогичную радости апостолов, узнавших о воскресении Христа. Преподобный Серафим Саровский именно словами: «Христос воскресе!» приветствовал приходящих к нему круглый год. В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!», накануне праздника - «Со святым вечером». А в праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!»; «Славим Его!» - звучит в ответ.

Из монастырей пришла в быт традиция просить разрешения войти в комнату следующими словами: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить: «Аминь». Конечно, такая традиция возможна только среди православных монашествующих, едва ли она применима к мирским людям.

Уходящих из дома на учебу детей можно напутствовать словами «Ангела хранителя!», перекрестив их. Можно пожелать также Ангела хранителя отправляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!», или «Бог в помощь!» Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное.

В древнерусском своде «Домострой» дается правило, как приветствовать, придя в гости: сначала поклониться иконам, потом хозяевам со словами «Мир этому дому». Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!» За все принято тепло и искренне благодарить ближних: «Спаси, Господи!», «Спаси, Христос!», или «Спаси тебя, Бог!», на что положено ответить: «Во славу Божию». Но если вы считаете, что люди вас не поймут, таким образом благодарить необязательно. Лучше сказать: «Благодарю вас!», или «Я от всей души вам благодарен».

По традиции при встрече двух людей первым приветствие должен говорить младший (по возрасту или в церковной иерархии), а отвечать ему старший. Например, обычно при встрече мирянина со священником первый говорит: «Христос воскресе! (Благослови(те), батюшка/честный отче)», а второй отвечает: «Воистину воскресе! (Бог благословит)». Напомним, что в Православии не принято обращаться к священнику со словами: «святой отец», говорят: «честный отче» (например: «Помолитесь за меня, честный отче»).

К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем с прибавлением слова «отец»: «отец Алексий», либо - «батюшка». К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово «отец». У диакона благословение брать не положено.

Встретив священника в облачении (в рясе с крестом или в богослужебном облачении с епитрахилью и в поручах), попросите его о благословении, это и будет вашим приветствием. Приблизитесь к священнику, немного склонитесь, сложите правую руку на левую ладонями вверх и скажите: «Батюшка, благословите».

Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: «Бог благословит», либо «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» - и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует - мы не священнику целуем руку, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас. Не следует лишь осенять себя крестным знамением перед тем, как взять благословение у священника. Если священник положил руку вам на голову, то целовать ее не нужно.

Если присутствует несколько священников во главе с архиереем, за благословлением подходите только к нему. Если вы взяли благословение у одного священника, а рядом стоят еще несколько, обратитесь к ним со словами: «Благословите, честные отцы», и поклонитесь. Если вы находитесь в группе верующих, за благословением сначала подходят мужчины по старшинству (служители церкви в первую очередь, как бы подавая пример), затем идут женщины, последними подходят дети. Это правило относится и к семье: сначала подходит муж, жена, затем дети. При прощании повторно попросите у священника благословения словами «Простите меня, батюшка, и благословите».

В Православной Церкви в официальных случаях принято к священнику обращаться «Ваше Преподобие», а к настоятелю, наместнику монастыря, если он игумен или архимандрит, обращаются - «Ваше Высокопреподобие», а если наместник иеромонах - «Ваше Преподобие». К епископу обращаются - «Ваше Преосвященство», к архиепископам и митрополитам - «Ваше Высокопреосвященство». В разговоре к епископу, архиепископу и митрополиту можно обратиться и менее официально - «владыко», а к наместнику монастыря - «отец наместник» или «отец игумен». К Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, Предстоятелю Украинской Православной Церкви принято обращаться «Ваше Блаженство», а к Святейшему Патриарху - «Ваше Святейшество». Все эти обращения, естественно, не означают святости того или иного конкретного человека - священника или Патриарха, они выражают уважение к священному сану духовников и святителей.



Похожие статьи