Творческая работа по литературе на тему:«Какие мысли и чувства навеял на меня рассказ Л.Н. Толстого "Бедные люди»

Стихотворение «Деревня».

Восприятие, толкование, оценка

Летом 1819 года А.С. Пушкин выезжал в Михайловское — новгородское поместье матери. Под впечатлением этой поездки было создано стихотворение «Деревня». Первая половина сти­хотворения под названием «Уединение» была напечатана в сбор­нике 1826 года, полностью же оно распространялось в списках. Александр I, узнав об этих стихах, потребовал их к себе. Поэт отправил ему стихотворение, и царь, проявлявший в те года оп­ределенную либеральность, велел «благодарить Пушкина за доб­рые чувства», которые вызывает его сочинение. Полностью же напечатано оно было лишь в 1870 году, через девять лет после отмены крепостного права.

Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике с элементами пейзажа, жанр его — элегия, однако в нем присут­ствуют и черты политической сатиры.

Мир природы в данном стихотворении противопоставлен миру цивилизации. Эта антитеза нашла свое отражение в ком­позиции произведения. «Деревня» состоит из двух частей. Пер­вая часть — гармоническая, безмятежная картина деревенской природы и описание впечатлений лирического героя. Основная мысль ее — природа и уединение дают возможность постижения истины и рождают вдохновение. Вторая часть — мысль героя о «барстве диком», о несправедливом общественном устройстве страны. Вторая часть контрастирует с первой по своему стилю и идейному содержанию. Первая часть напоминает нам сентименталистскую идиллию, вторая часть — оду. Поэт страстно желает помочь своему народу, восклицая: «О, если б голос мой умел сер­дца тревожить!». Он мечтает увидеть свою Родину свободной:

Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Стихотворение написано вольным ямбом, поэт использует различные средства художественной выразительности: многочис­ленные эпитеты («порочный двор цирцей», «роскошные пиры», «душистыми скирдами», «светлые ручьи», «застенчивой моль­бе», «мысль ужасная», «убийственный позор», «барство дикое», «рабство тощее», «прекрасная заря»), метафору («льется дней моих невидимый поток», «рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца»), риторические обращения (к дерев­не, к оракулам, друзьям), анафору («Здесь рабство тощее вла­чится по браздам Неумолимого владельца. Здесь тягостный ярем до гроба все влекут… Здесь девы юные цветут…»), архаиз­мы («витийства грозный дар», «парус рыбаря», «порочный двор цирцей»).

Таким образом, это произведение несет на себе печать клас­сицизма. Это проявилось и в торжественной речи, в приподня­том, ораторском пафосе, в обилии славянизмов, в использова­нии поэтом античных образов.

Для анализа этого стихотворения важно знать историю его создания и вспомнить некоторые факты из жизни Александра Сергеевича Пушкина.

Элегия «Погасло дневное светило … » написана молодым поэтом (ему едва исполнился 21 год). Два года после окончания Лицея были насыщены для Пушкина разными событиями: быстро росла его поэтическая известность, но и тучи сгущались тоже. Его многочисленные эпиграммы и острые политические произведения (ода «Вольность» , стихотворение «Деревня») привлекли внимание правительства — обсуждался вопрос о заключении Пушкина в Петропавловскую крепость.

Лишь благодаря хлопотам друзей поэта — Н. М. Карамзина, П. Я. Чаадаева и других — удалось смягчить его участь: 6 мая 1820 года Пушкина отправили в ссылку на юг. По дороге он серьёзно заболел, но, к счастью, генерал Н. Н. Раевский добился разрешения взять поэта с собой к морю на лечение.

Путешествие с семейством Раевских Пушкин называл счастливейшим временем в своей жизни. Поэт был очарован Крымом, счастлив дружбой с людьми, которые окружили его заботой и любовью. Он впервые увидел море. Элегия «Погасло дневное светило … » была написана ночью 19 августа 1820 года на борту парусного корабля, подплывавшего к Гурзуфу.

В стихотворении поэт оглядывается назад и с горечью признаёт, что много душевных сил потратил впустую. В его признаниях, конечно, много юношеского преувеличения; он утверждает, что «рано в бурях отцвела» его «потерянная младость». Но в этом Пушкин следует моде — молодым людям того времени нравилось быть « охлаждёнными » и «разочарованными» (во многом виноват Байрон, английский поэт-романтик, овладевший умами и сердцами молодёжи).

Однако пушкинская элегия не только дань увлечению Байроном. В ней запечатлён переход от беспечной юности к зрелости. Это стихотворение значительно прежде всего тем, что поэт впервые использует приём, который станет впоследствии одной из отличительных черт всего его творчества. Так же как в ту южную ночь, возвращаясь к пережитому и подводя какие-то итоги, Пушкин всегда будет честно
и искренне разбирать свои мысли и поступки.

Стихотворение «Погасло дневное светило … » называют элегией. Элегия — поэтическое произведение, содержание которого составляют раздумья с оттенком легкой грусти.

Произведение начинается с короткого вступления; оно вводит читателя в обстановку, в которой будут проходить размышления и воспоминания лирического героя:

Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.

Основной мотив первой части — ожидание встречи с «волшебными краями», где всё обещает лирическому герою счастье. Ещё неизвестно, какое направление примут мысли одинокого мечтателя, но читатель уже настроен на торжественный лад непривычной для будничного обихода лексикой. Автор использует слово «ветрило» вместо «парус» , «дневное» вместо «дневное», « океан » вместо « Чёрное море ».

Есть и ещё одна выразительная черта, на которой останавливается внимание, — эпитет угрюмый (океан). Эта черта не только переход ко второй части — она накладывает впечатление на всё стихотворение и определяет его элегическое настроение.

Вторая часть — полный контраст с первой (типичный приём для романтического произведения). Автор посвящает её теме горестных воспоминаний о бесплодно растраченных силах, о крушении надежд. Лирический герой рассказывает, какие чувства владеют им:

И чувствую: в очах родились слёзы вновь;
Душа кипит и замирает …
Он вспоминает « прежних лет безумную любовь »,
« желаний и надежд томительный обман » .
Поэт говорит, что он сам порвал с шумной суетой
Петербурга и не удовлетворявшей его жизнью:
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья …

И хотя в действительности это было совсем не так (Пушкина выслали из столицы), главное для поэта в том, что для него началась новая жизнь, которая дала ему возможность осмыслить своё прошлое.

Третья часть элегии (всего две строчки) возвращает лирического героя в настоящее время — любовь, несмотря на разлуку, продолжает жить в его сердце:

Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило …

В первой части говорится о настоящем, во второй — о прошлом, в третьей — снова о настоящем. Все части связаны повторяющимися строчками:

Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Приём повтора придаёт стихотворению стройность. Значительна тема моря, которая пронизывает всё стихотворение. «Океан» — это символ жизни с её бесконечными волнениями, радостями и тревогами.

Как и во многих других произведениях, Пушкин пользуется одним из любимых своих приёмов — прямым обращением к воображаемому собеседнику.

Введение

Заказать работу

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

Вопросы и задания


«Деревня»

Вопросы и задания



Вопросы и задания
План

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

Вопросы и задания
1. Подготовьте цитатный план к рассказу о детстве и лицейских годах А.С. Пушкина.
2. Определите значение следующих слов: культ, прогрессивный, мемуарист.
3. Какие важные события произошли в жизни Пушкина-лицеиста?
4. Что вам показалось особенно интересным из воспоминаний А.С. Пушкина о Г.Р. Державине? Охарактеризуйте чувства юного Пушкина, читающего в присутствии Державина свои стихи.
5. Сравните гравюрные портреты А.С. Пушкина, создан¬ные Е.И. Гейтманом и В.А. Фаворским. В чём, по вашему мнению, своеобразие каждого портрета?

«Деревня»

Вопросы и задания
1. Основным художественным приёмом в стихотворении является приём антитезы. Что и чему противопоставлено в «Деревне»?
2. Противопоставление это подчёркнуто композицией. Из каких смысловых частей состоит текст, где завершается первая часть и начинается вторая?
3. Какие впечатления навевает на лирического персонажа «пустынный уголок»? Каким он представляется? Назовите образы стихотворения, которые могут подтвердить ваши суждения.
4. Сформулируйте вывод по первой части стихотворения: «Деревня в первой части - это почти идиллическое место, где...» (продолжите).
5. Какое сочетание слов уже в первом стихе второй части решительно противопоставлено предыдущему строю стихотворения?
6. Что «омрачает душу» автора?
7. Что такое в изображении А.С. Пушкина «барство дикое» и «рабство тощее»? Кто они - эти рабы «бесчувственного злодея»? Каково отношение к ним поэта?
8. О чём мечтает А.С. Пушкин, о каком времени и о ка¬ком отечестве? Вывод сформулируйте письменно.

«Зимнее утро», «Зимний вечер»

Вопросы и задания
Постарайтесь охарактеризовать стихотворения А.С. Пушкина самостоятельно по данному примерному плану.
План
1. Время написания стихотворений «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Краткие тезисы об основных событиях, происходивших в это время в жизни поэта.
2. Определение темы и основных мотивов стихотворений. (Необходимо вспомнить содержание понятий...

Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу - саму жизнь. Однако у каждого вида искусства - свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких, запоминающихся читателям, слушателям, зрителям художественных образах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме: Приют спокойствия трудов и вдохновенья…

Урок по музыке в 4 классе по программе Г.Сергеевой, Е.Критской.

Учитель ГБОУ школа 594 Студеновская Людмила Ивановна.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок диалог.

Цель урока: Увидеть красоту Родины через взаимосвязь музыки, поэзии, живописи.

Задачи:

Воспитательная

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям,
  • систематизировать жизненно - музыкальный опыт детей.

Образовательная:

  • знакомство с музыкальным термином пастораль;
  • знакомство с поэзией Пушкина и его родовым имением;
  • понять взаимосвязь музыки, поэзии, живописи.

Развивающая:

  • развить умение излагать свои мысли о живописи, музыки, поэзии.
  • развитие художественного воображения.

Материально - техническое обеспечение:

  • презентация «Унылая пора! Очей очарованье».
  • МР3 проигрыватель:

Г. Свиридов «Осень»;

Г.Свиридов «Пастораль»;

П.Чайковский «Осенняя песнь».

  • портреты: А. Пушкина,

Г. Свиридова,

П. Чайковского.

Ход урока:

Сегодня мы отправляемся под звуки музыки Г. Свиридова

и П.И. Чайковского в осеннее путешествие в село Михайловское, родовое имение А.С. Пушкина, а помогут нам в этом:

  • стихи А.С. Пушкина;
  • музыка Г. Свиридова и П. И. Чайковского;
  • осенние пейзажи.

Звучит музыка.

Больше всех времён года А.С. Пушкин любил осень:

На экране слайды 1,2,3,4,5:

«Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья….»

Так называл А.С.Пушкин свое родовое имение – село Михайловское.

Его неяркая, неброская природа очаровала поэта и вдохновила его на создание многих замечательных произведений.

Сейчас это музей - заповедник «Михайловское». (учитель читает стихи и рассказывает о музее).

« Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льётся дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья»

Село Михайловское известно как памятные пушкинские места, связанные с жизнью и творчеством великого поэта. За Михайловским закрепилось определение поэтической родины Пушкина. Здесь, на древней псковской земле, окреп его поэтический талант, расцвел его гений.

  • Ребята, кто из вас был в музее – заповеднике?
  • Какие впечатления навевают вам эти места?

Ответы детей.

Слайд 6:

Больше всех времён года А.С. Пушкин любил осень.

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса»…

Первая фраза Пушкина грустная. Настраивает на минорный лад, на тишину, покой. «Унылая пора!» - грустно, тоскливо… и вдруг « Очей очарованье!» - как меняется настроение автора?

Прослушивание трёх пьес:

«Осенняя песнь» Чайковского,

«Осень» Свиридова,

«Пастораль» Г.Свиридова.

Слайд 7:

Пастораль – это жанр в живописи, литературе, рисующий простую сельскую жизнь.

Ответы детей.

Слайд 8:

Картина художника Виктора Попкова «Осенние дожди».

  • Что мы видим на ней?
  • Как вы думаете, о чём думает А.С. Пушкин? Какое у него настроение?
  • Подумайте, близок ли характер музыки П.И.Чайковского стихам А.Пушкина и картине «Осенние дожди»?
  • В каком ладу написана пьеса, меняется ли в ней настроение?

Ответы детей.

Картина В. Попкова – это не только дивная осенняя пора. Она несёт в себе тревожное предчувствие.

Какие мысли бродят в голове поэта, какие гениальные замыслы навевает на него этот унылый и мрачный пейзаж? Об этом мы можем только догадываться.

Слайд 9:

Дети записывают в тетрадь.

«Унылая пора! Очей очарованье!» - А.С. Пушкин – поэт

«Осенняя песнь» - П.И. Чайковский – композитор.

«Осень», «Пастораль» - Г. Свиридов, тоже – композитор.

«Осенние дожди» - В.Попков – художник.

Слайд10:

Рефлексия.

  1. О каком уголке нашей Родины мы сегодня говорили?
  2. С чьим именем связано это прекрасное место?
  3. Какие произведения А.С.Пушкина вы уже знали и с какими познакомились сегодня?
  4. Каких композиторов и какие произведения вы узнали сегодня на уроке?
  5. Какое музыкальное произведение произвело на вас особенное впечатление и почему?
  6. Понравился ли вам урок и что понравилось особенно?

О Родине может рассказать не только композитор но и в своих произведениях о ней рассказывают поэты, художники. А рассказывают они каждый по- своему, что мы сегодня и увидели. У каждого искусства свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких, запоминающихся читателям, слушателям, зрителям художественных образах. Искусство П.И.Чайковского, Г.Свиридова, А.С.Пушкина, В.Попкова – это родственный взгляд на мир. Они все очень сильно любили свою Родину.

Молодцы, ребята! Мы сегодня много узнали интересного (выставление оценок).

Домашнее задание: Нарисовать рисунок по теме урока.

Список использованной литературы:

1.Сергеева Г.П., Критская Е.Д. «Уроки музыки 1-4 класс». Москва. «Просвещение», 2010.

2.Сергеева Г.П., Критская Е.Д. «Музыка», учебник для учащихся общеобразовательных школ. Москва. «Просвещение» 2011.

3.Электронные ресурсы:http//ru.vikipedia.org.


Тема урока. Стихотворение А.С.Пушкина «Деревня».

Цель :

· выявить гражданскую позицию автора, проявившуюся в стремлении обличить социальное зло, призвать единомышленников на борьбу с пороком; дать понятие о двусложных стихотворных размерах;

· формировать навыки многоуровневого анализа поэтического текста, выразительного чтения, развивать речь учащихся;

· воспитывать гуманистическое мировоззрение учащихся, активную жизненную позицию.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Рассказ об А.С.Пушкине.

III. Изучение нового материала.

1.Вступительное слово учителя.

Стихотворение «Деревня» написано в июле 1819 г. в Михайловском под впечатлением от «псковского хамства» - крепостнического быта и тяжкого положения закрепощённых крестьян. Пушкин смог опубликовать под заглавием «Уединение» только первую часть стихотворения (до слов: «Но мысль ужасная здесь душу омрачает», затем следовали четыре строки многоточий), вторая получила широкое распространение в списках.

2.Выразительное чтение подготовленным учеником стихотворения «Деревня».

Комментарии слов и словосочетаний «друг человечества», «вития», «сей», «овин», «оракул», «рыбарь», «почто».

3.Сообщение ученика о Кирке.

Ки́рка (др.-греч. Κίρκη; в латинизированной форме Цирце́я) - в греческой мифологии дочь Гелиоса и океаниды Персеиды. Колдунья, богиня луны, представительница чародейства.

По Гомеру, она жила на острове Ээе (Aiaia, местоположение острова в сказаниях о Кирке географически неопределимо). Местопребывание Кирки позднее было перенесено с дальнего востока на запад, к Тирренскому побережью: именем её был назван мыс на Италийском берегу (в Лации). Обитала у Тирренского моря, прибыла на остров в колеснице Гелиоса.

Кирка вышла замуж за царя сарматов, отравила мужа зельями. Став царицей, учинила жестокости по отношению к придворным, отчего утратила царскую власть. Бежала на просторы Океана и поселилась на острове вместе с сопровождавшими её женщинами.

Известны также два сказания о безнадёжной любви Кирки к морскому богу Главку, которому Кирка отомстила тем, что силой своих чар обратила в чудовище его возлюбленную Скиллу, и к царю авзонов, сыну Сатурна Пику, который богиней был превращён в дятла.

Кирка и Одиссей

На её остров был занесён во время своих блужданий по морю Одиссей. Когда часть спутников последнего, отправившаяся для исследования острова, была обращена Киркой в свиней, Одиссей отправился один к дому волшебницы и с помощью данного ему Гермесом чудесного растения победил чары богини, которая, признав в отважном госте Одиссея, предложила ему остаться с ней на острове. Одиссей склонился на предложение богини, но прежде заставил её поклясться, что она не замышляет против него ничего дурного, и вернуть человеческий образ его спутникам, обращённым в свиней. Прожив год на острове в неге и довольстве, Одиссей, по настоянию товарищей, стал просить Кирку отпустить их на родину и, получив согласие богини, отправился сперва, по её совету, в область Аида, чтобы узнать от прорицателя Тиресия о предстоящих ему испытаниях.

Получив от Тиресия желанные сведения, Одиссей вернулся на остров Кирки и, предупреждённый ею об опасностях, которые ожидают его у острова Сирен, в проливе, где обитают Скилла и Харибда, и на острове Тринакрии, пустился в дальнейшее плавание. Она научила Одиссея делать узлы.

По Гесиоду, от Одиссея у Кирки родились сыновья Агрий и Латин (Гомер этого не упоминает).

Позднее Кирка вышла замуж за Телемаха, но была убита им, когда тот полюбил её дочь Кассифону.

4. Слово учителя.

В поэзии Пушкина представлены все лирические жанры, в системе которых элегия занимает прочное место. Внутри жанра элегии выделяют следующие разновидности: сюжетную, историческую и руистическую (сельскую). «Деревня» относится к последней.

5. Определение элегии.

Элегия – лирическое стихотворение, проникнутое философскими размышлениями, грустными раздумьями.

Родина элегии – Древняя Греция. Фольклорная основа – причитающий плач над умершим. Без одухотворявшей его прощальной печали мир был бы неполным, незавершённым.

А.С.Пушкин, обращаясь к элегии, открыл возможность парадоксального утверждения бытия печалью.

6.Выявление первоначальных читательских впечатлений.

Какова тема и идея стихотворения?

Какое настроение преобладает в стихотворении?

7.Работа с учебником. Чтение статьи «В мире пушкинского стихотворения».

8. Слово учителя.

Попробуйте представить усадьбу поэта в Михайловском, обустроенную дедом А.С.Пушкина, Осипом Абрамовичем Ганнибаллом. Это небольшая территория, которая с севера ограничена крутым обрывом к реке Сороти, с юга – Михайловскими рощами.

От столетних лип по небольшому склону аллея ведёт к пруду с перекинутыми через него горбатым деревянным мостком. Пруд окружён высокими серебристыми ивами. От усадьбы открывается неповторимый вид на окрестности. Здесь невольно вспоминаются пушкинские строки, в которых угадывается этот пейзаж:

Я твой - люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крылаты;

Везде следы довольства и труда...

9.Прослушивание аудиозаписи. Стихотворение А.С.Пушкина «Деревня».

10. Анализ стихотворения.

Какие чувства вызывает у лирического героя этот вид?

В каком слове обозначено это настроение? (Довольство)

Выпишите слова и словосочетания, соотнесённые с этим понятием, из первой части стихотворения.

Пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья; лоно счастья и забвенья, мирный шум дубов, тишина полей, праздность вольная, прохлада и цветы, душистые скирды, светлые ручьи, озёр лазурные равнины, парус рыбаря, нивы полосаты, хаты, бродящие стада, овины дымные и мельницы крылаты; труд, истина, блаженство, свободная душа.

Составьте ассоциативный ряд со словом «довольство».

Довольство – достаток, богатство, обеспеченность.

Одно из значений слова «довольство» в русском языке XVIII – начала XIX в. – достаточное количество чего-либо, обилие, множество.

В «Словаре языка Пушкина» слово «довольство» прочитывается однозначно: «достаток», «материальная обеспеченность».

Сформулируйте вывод по первой части стихотворения: деревня в первой части – это почти идиллическое место, где… (продолжите).

Меняется ли это настроение во второй части элегии?

Вторая часть элегии эмоционально отлична от первой. Образный строй пушкинского стихотворения меняется: лирический герой испытывает чувство негодования и возмущения и страстно желает видеть народ освобождённым.

Какое сочетание слов уже в первом стихе второй части решительно противопоставлено предыдущему строю стихотворения?

«Мысль ужасная» противопоставлена умиротворённому настроению первой части.

Найдите в тексте понятия, противопоставленные по смыслу «довольству».

Омрачает, печально, убийственный позор, слёз, стона, пагуба, барство дикое, без чувства, без закона, насильственный, покорствуя, рабство тощее, неумолимого, тягостный ярем, до гроба, бесчувственный, злодея, измученные рабы, рабство.

Выразительное чтение фрагмента стихотворения от слов «Друг человечества печально замечает…» до слов «Дворовые толпы измученных рабов».

Какова интонация первой и второй части стихотворения?

В первой – описательная, во второй – ораторская.

При помощи каких изобразительных средств создана описательная интонация? (Описательная интонация создана при помощи эпитетов: нивы полосаты, овины дымные, мельницы крылаты, озёр лазурные равнины, светлые ручьи).

Какими изобразительными средствами передано негодование лирического персонажа при виде «барства дикого»?

Во второй части стихотворения присутствуют оценочные прилагательные: свободною душой, толпы непросвещенной, застенчивой мольбе, насильственной лозой, рабство тощее.

Образ лирического героя почти совпадает с образом автора. Найдите в тексте цитаты, подтверждающие этот тезис.

Я твой - я променял порочный двор Цирцей…

Я твой - люблю сей темный сад…

Я здесь, от суетных оков освобожденный…

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!

Почто в груди моей горит бесплодный жар…

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный…

Личные и притяжательные местоимения, глаголы в первом лице единственного числа свидетельствуют о намерении поэта подчеркнуть собственную позицию.

11. Чтение статьи учебника «Стихотворные размеры (метры)».

12. Определение размера стихотворения «Деревня» (разностопный ямб).

IV. Подведение итогов урока.

О чём мечтает Пушкин, о каком времени и о каком отечестве? Какова гражданская позиция поэта? Найдите строки, в которых она проявляется.

Выразительное чтение последнего четверостишия.

Пушкин пытается поэтически осмыслить реальную жизнь и увидеть прекрасное будущее.

В финале стихотворения отчётливо обозначена гражданская позиция автора, проявившаяся в призыве к единомышленникам разделить тревогу за судьбу отечества.

Свои надежды на благотворные перемены А.С.Пушкин связывает прежде всего с упразднением «барства дикого», торжеством свободы и просвещения.

V. Домашнее задание.

Индивидуальные задания:

Подготовить сообщение «Гурзуф и Каменка в жизни А.С. Пушкина»;

Подготовить экскурсию по выставке репродукций зимних пейзажей И.И. Шишкина, Ф.А. Васильева, А.С. Степанова, К.Ф. Юона и др.



Похожие статьи