Паломнические туры в оптину пустынь. На троицу в дивеево

Оптина Пустынь - один из главных монастырей России. Как лучше построить паломническую поездку в эту обитель? Каждый выбирает по своим возможностям и ситуации. Кто-то приезжает на несколько часов с экскурсией - «познакомиться». Кто-то остается на ночь - и тогда появляется уникальная возможность в Оптине поисповедаться и может быть причаститься. А кто-то приезжает сюда на несколько дней и тогда, возможно, Дух Оптины откроется человеку полнее и он даже останется в ней навсегда - сначала, как простой трудник, затем как послушник, затем как инок, монах…

Мы приехали в Оптину Пустынь на несколько дней, как обычные паломники, без группы. И хотим рассказать об основных организационных и прочих моментах, с которыми вы можете столкнуться, если соберетесь в этот монастырь впервые - ничего не зная о его устроении.

Итак, самое главное, что нужно знать, отправляясь в Оптину.

Паломничество - чем оно отличается от туризма?

С одной стороны, внешне и в некоторых своих формах туризм и паломничество могут быть неотличимы. И там, и там люди едут за многие километры от дома - поездом, машиной, автобусом. Кто-то - в одиночку, кто-то с группой. Кто-то берет экскурсовода, многие фотографируют на память… Однако у паломничества иная суть, посыл и цели, с которыми человек едет в ту же Оптину Пустынь.

Туризм - это развлечение. Турист смотрит на мир «сверху вниз». Не он что-то ждет и на что-то уповает, а ему «должны» - дать насладиться, полюбоваться, взять от путешествия «всё».

Паломничество - это благоговение и жажда души соприкоснуться со святыней. Отсюда какие-то вещи в поездке становятся либо менее важными, либо вообще теряют свое значение. А иные вопросы, наоборот: выходят на первый план. Например, при паломничестве в монастырь не так значимо жилье и многие готовы мириться с поистине спартанскими условиями - лишь бы получить взамен возможность побыть на настоящих монастырских службах или иметь потрудиться в монастыре - хотя бы несколько дней, хотя бы чуть-чуть уйти от мирской суеты и оказаться ближе к святым и Богу.

Оптина Пустынь - одно из главных мест православного паломничества в России.

Оптина Пустынь - чем известна?

До революции, - в XIX и начале XX веков, - Оптинский монастырь был оазисом старчества. Преподобный - самый известный святой из этой обители: к нему стекались со всей страны - от млада до велика, от бедна до богата. Но не только к нему. На сегодняшний день кроме него канонизированы еще тринадцать Оптинских святых - к ним тоже собирались паломники, да и не к ним одним, а и ко многим другим иеромонахам на исповедь - чтобы получить хотя бы каплю иноческой радости и мудрости.

Потом был СССР, монастырь закрыли. Вернули его Церкви в конце 80-х годов прошлого века. В обители возобновилась монашеская жизнь, которая ведется здесь по самым строгим правилам.

Поэтому, в сущности, с XIX века ничего не изменилось. Люди также приезжают в Оптину к великому старцу Амвросию (его мощам), мощам других старцев и с целью поближе соприкоснуться с монашеской жизнью - хотя бы просто немного побыв на долгих монастырских службах.

Как добраться до Оптиной Пустыни

Еще одна из причин, почему Оптина так популярна у туристов - до монастыря относительно легко добираться. Это Калужская область, несколько часов на автобусе из Москвы.

Если точнее: Оптинский монастырь находится в нескольких километрах от города Козельск. До Козельска несколько раз в день ходят автобусы, как из самой Калуги, так и из Москвы и других городов.

Из самого Козельска до монастыря каждый час отправляются маршрутные такси. Если вы, допустим, москвич, то - в 8 утра вы вышли из дома, а на вечерней службе - уже в монастыре!

Из Москвы до Оптиной Пустыни на автобусе: Время в пути - 5–6 часов. Автобусы отправляются с автобусной станции Теплый Стан (3 минуты ходьбы от станции метро Теплый Стан). Нужны автобусы Москва-Козельск или Москва-Сосенский (автобусы этого маршрута заезжают прямо в Оптину). Точное расписание и стоимость билетов можно посмотреть .

Из Москвы до Оптиной на электричке: Доехать до Калуги от Киевского вокзала, а затем - на автобусе до Козельска.

Из Москвы до Оптиной на машине: Киевское шоссе. А дальше вам лучше нас подскажет «навигатор» 🙂

Мощи Амвросия Оптинского

Главная святыня монастыря - мощи преподобного Амвросия Оптинского. Они хранятся в Введенском соборе. Часть дня они открыты для поклонения.

Когда можно приложиться к мощам Амвросия Оптинского:

  1. сразу после Полунощницы, перед началом ранней Литургии - примерно в 6.15–6.30
  2. в промежуток после окончания поздней Литургией и начала вечернего богослужения (то есть до 17:00)

Вход в Введенский собор, где хранятся мощи преподобного Амвросия Оптинского

Оптинский скит: как туда попасть?

Еще, что все мечтают увидеть в Оптиной - скит.

Скит - это территория со своими кельями и храмами, которая находится рядом с монастырем (хотя, отделять сам скит от монастыря неправильно, потому что они являются единой обителью, просто территориально отделены друг от друга).

Именно на территории скита жили и подвизались Оптинские старцы. И сейчас - это место, которую Оптина старается оградить от мирской суеты: территория полного уединения монахов, где, по-видимому, установлен еще более жесткий устав.

В общем, Иоанно-Предтеченский скит для посещения закрыт. Попасть туда можно только по специальному благословению начальника Скита. Например, если вы перед этим хотя бы несколько дней потрудились на послушании для монастыря.

Но мы немного сфотографировали его для вас. Вот таким образом - через щелочку в досках 🙂

И еще немного:

При этом, можно попасть на экскурсию в келию старца Амвросия - она находится на территории скита, но вход в нее «снаружи». Монахи Оптины постарались по возможности наиболее точно или полно восстановить атмосферу, которая царила в домике, когда там жил и принимал посетителей старец.

Монах из скита проведет для вас интересную экскурсию - все расскажет и все объяснит.

Храмы Оптиной Пустыни

Не считая скита и еще одной небольшой монастырской территории, в остальном - Оптина Пустынь полностью доступна для паломников.
Как и большинство монастырей, Оптинская обитель имеет в себе не один, а несколько храмов. Вот они.

Введенский собор (1771 год). Здесь хранятся мощи преподобного Амвросия и преподобного Нестора Оптинского. Здесь служится самая ранняя монастырская служба, - полунощница и молебен преподобному Амвросию, - а также в зависимости от расписания ранняя или поздняя Литургии (каждый день в Оптиной служатся как минимум две Литургии).

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери (1811 год, на фото: справа). Здесь хранятся мощи преподобных Моисея, Антония и Исаакия I Оптинских. В этом храме проводятся все вечерние богослужения и одна из Литургий.

Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери (в 1998 году восстановлен на месте полностью разрушенного). В нем хранятся мощи Оптинских старцев Варсонофия, Льва, Иосифа, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Анатолия (Потапова). Здесь проходит ежедневная утренняя исповедь:

Храм Преображения Господня . Одна из новых построек - 2007 год. Литургии здесь служатся нерегулярно. В храме можно поклониться мощам преподобного Рафаила (Шейченко), исповедника.

Храм преподобной Марии Египетской . Находится на той небольшой территории монастыря, которая закрыта для посещения. Отсюда начинается крестный ход, который братия монастыря устраивает каждый вечер - вокруг стен монастыря.

Храм в честь Всех Святых.

Расположен сразу за стенами монастыря, на гостиничной территории/территории бывшего монастырского кладбища. Сейчас завершается его восстановление.

Храм Илариона Великого . Тоже находится за стенами монастыря на гостиничной территории - в одном здании с трапезной и одним из гостиничных корпусов. В этом храме служатся требы для мирян: например, венчание и крещение.

А эта часовня была построена в 2008 году на месте погребения убиенных оптинских братьев: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта.

Еще два храма расположены в скиту - мы их не сфотографировали.

Еще один храм, - в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», - расположен на территории подсобного хозяйства, куда также доступа паломникам нет. В нем круглосуточно читается Псалтирь:

Оптина пустынь: когда исповедь и причастие?

Расписание богослужений в Оптиной Пустыни уточнять лучше всего на официальном сайте монастыря, но, как правило, оно неизменно и выглядит так:

5:30 - Молебен преподобному Амвросию, утреннее правило и полунощница
6:00 - Исповедь
7:00 - Ранняя Литургия
9:00 - Исповедь
10:00 - Поздняя Литургия
17:00 - Вечернее богослужение

В выходные и Литургий бывает три: в 6:00, 7:30 и 9:30, а исповедь проходит не только перед службами (ранняя начинается в 5:15), но и накануне вечером - после Всенощного бдения.

Оптина Пустынь: гостиницы

Если вы приезжаете в Оптину на один или несколько дней, то у вас есть два варианта проживания:

  1. Паломническая гостиница при монастыре;
  2. Комната в частных домиках недалеко от монастыря (например, на улице Лермонтова или в поселке Мехзавод, который располагается в получасе ходьбы от обители).

Жить в частном секторе будет комфортнее, но там нет монастырского духа.

Паломническая гостиница - это прямое соприкосновение с монастырем, но в большинстве вариантов - абсолютно «паломнические» условия проживания.

Например, самый дешевый вариант - это койко-место в комнате на 10–12 человек (там двухъярусные кровати); 300 рублей в день. Душ за дополнительную плату.

Есть места в комнатах поменьше (4 человека) - это будет в пределах 800–1000 рублей.

Кажется, есть и двухместные номера, но они, как правило, либо забронированы, либо достаются в порядке «живой» очереди, а значит, скорее всего, уже заняты.

Самый комфортный вариант - это места вот в таких небольших домиках:

В этих домиках есть и одноместные комнаты, и двухместные. А главное - есть большие комнаты для семей с детьми. Стоимость одноместного номера - от 1000 рублей, стоимость двухместного - от 1600 рублей.

Места в домиках можно бронировать только на будние дни, а в выходные и крупные Церковные Праздники комнаты в них распределяются в порядке «живой очереди».

Когда лучше ехать в Оптину Пустынь?

Самый большой наплыв паломников в Оптину - по выходным. В эти дни монастырь и храмы в нем переполнены. Возможно, это будут не лучшие дни для сосредоточения.

Плюс на выходные гостиница не бронирует места для одиночных паломников. Без места вы не останетесь, но и выбрать подходящий именно вам вариант не сможете - приоритет в распределении мест будет отдаваться группам.

Были случаи, когда мест не хватало и паломников клали на ночь на матрасе в храме. Возможно, кстати, это был бы один из самых лучших вариантов ночлега в Оптине! 🙂

Иными словами, если Вы хотите лучше прочувствовать атмосферу и дух этого монастыря, то лучше ехать не на один день, а на несколько и по возможности - не в выходные.

Выходные дни — самые многолюдные в Оптине. Вся территория монастыря и его храмы заполняются паломниками и туристами.

Что делать в Оптиной Пустыни, если приехал на несколько дней?

В монастырях есть давняя и мудрая традиция. Если ты приезжаешь на несколько дней, то не только ходишь на службы и отдыхаешь (то есть, проводишь время «для себя»), но и трудишься по силам для монастыря.

Есть трудники, которые целенаправленно едут «надолго» и тогда монастырь предоставляет им бесплатное жилье, но со стороны трудника подразумевается полное послушание - он безоговорочно делает то, что ему поручают. Некоторые из таких позже становятся монахами.

С «простых паломников» спрос меньше. Вы можете узнать или в гостинице, или у священника, как и где вам потрудиться, потом вы получите благословение и скорее всего формат будет таким:

  • Вас определят на какую-то работу
  • Но гарантируют, что вы вольны приходить и уходить с послушания тогда, когда сочтете нужным.

Варианты работ могут быть самыми разнообразными: от уборки территории или храма, до помощи в изготовлении просфор. Кроме того, у монастыря есть свое приусадебное хозяйство - там тоже нужны руки.

Но и погулять по окрестностям тоже надо: вокруг Оптины очень красиво!

Живописная речка Жиздра:

Живописные русские просторы:

Коровы и маленькие телята:

Оптина пустынь: питание

Паломничество подразумевает, что гастрономические приоритеты в этой поездке отходят на второй план. И Оптина Пустынь в этом смысле не оставляет вам выбора.

Все, что нужно знать о питании в Оптиной Пустыни, можно уместить в следующие тезисы.

  1. Вы можете питаться за небольшую плату в паломнической столовой. Но это 2 раза в день (после поздней Литургии и после Вечерней службы) и только то, что вам дадут - а размер порций и их состав довольно скудны.
  2. Вы можете есть столько, сколько хотите, и так часто, как хотите в так называемой «чайной». Там есть чай, кофе, разнообразные (но день ото дня неизменные) рыбные блюда. Пирожки. В непостные дни - яйца.
  3. Ближайшее кафе - в Козельске в нескольких километрах.

Как себя вести в Оптиной Пустыни?

Мы писали большой текст про то, . По большому счету, в нем сказано все то, что нужно учитывать и в Оптине.

В гостиничном домике на стене каждого номера висит табличка, которая напоминает основные правила по тому, как нужно одеваться женщинам и мужчинам и про то, например, что курить можно только в специально отведенных местах. Не нравится - снимайте комнату в частном секторе.

Оптина Пустынь: святые источники

В Оптинской обители есть три источника.

Колодец Амвросия Оптинского. По преданию, место, где вырыть его, указал сам старец. Из него можно пить воду:

Источник преподобного Пафнутия Боровского. Это купель примерно в километре от стен монастыря. При том, что это вода святая, она - ледяная, поэтому в жаркую погоду людям со слабым сердцем или сосудами окунаться в него нужно осторожно:

Святой источник (родник) преподобного Сергия Радонежского. У него почти не бывает паломников, хотя расположен он недалеко от Пафнутьевского источника (в том же лесу) и ближе к монастырю:

Монахи и старцы Оптиной Пустыни

Как попасть к старцу в Оптиной Пустыни? Есть ли вообще старцы в этом монастыре? Сами монахи стараются на такие вопросы не отвечать.

Святые и священники советуют специально старцев не искать, потому что так можно много чего себе «напридумывать».

Народ утверждает, что старцы в Оптиной есть - просто они живут в Скиту и перед народом появляются редко: в лучшем случае их можно увидеть на некоторых службах или идушими по территории.

Кто из монахов старец, а кто не старец - сказать нельзя. По внешнему виду их тоже не определишь. Не обязательно старцем является всякий пожилой седовласый монах. Более того, не всякий монах, которого вы встретите, именно из Оптины - может быть, он тоже приехал в гости 🙂

В Оптиной Пустыни у каждого паломника есть возможность попасть на исповедь - утром перед службой. Это время, когда можно наедине поговорить с монахом или договориться с ним об отдельной встрече - если для этого располагает случай или ситуация.

Прямой зависимости между продолжительностью вашей поездки в монастырь и тем, встретите или не встретите вы духоносного отца, не существует. Но конечно же - при продолжительной поездке (неделя или дольше) вероятность того, что вы поговорите с монахом, чьи слова тронут вашу душу или направят в серьезных вопросах, гораздо больше, чем при однодневной или двухдневной поездках…

Святые преподобные Оптинские старцы, молите Бога о нас!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

В начале своих заметок несколько слов о том, что буквально ровно один месяца назад я гнал от себя мысли о паломничестве по святым местам России в силу ряда причин. Да и житие Симеона Столпника говорит о том, что спасение возможно, и находясь на одном месте. Но в то же время великий угодник Божий Николай Чудотворец совершал паломничества по святым местам.

Приехав в монастырь, знакомясь с Успенским собором, увидел икону Собора Старцев Оптинских, с частичками мощей святых, подумалось тогда, что это будет хоть неким утешением по поводу невозможности на сегодня паломничества в Оптину Пустынь. Мое место во время утренних и вечерних богослужений в течение моего пребывания в Жировичах конечно же было рядом с этой иконой. Также стоит упомянуть о том, что в Успенском Соборе к моей радости была также и икона Божией Матери «Державная», с некоторых пор стал собирать информацию, связанную с ней. В монастыре познакомился с Иваном из-под Бреста, который поделился планами, что собирается в паломничество в Россию по святым местам со знакомыми на микроавтобусе, и оплатить надо только расходы за топливо водителю. По расчетам это около 50 долларов. Информация о возможности паломничества за 50 долларов в Оптину Пустынь и Троице-Сергиеву Лавру меня равнодушным не оставила. Обменявшись с Иваном номерами телефонов, попросил, что если будет свободное место, то я бы хотел присоединиться к их группе. Иван позвонил…

Началось паломничество с того, что уже находясь в пути от дома к месту встречи микроавтобуса позвонил Иван и сказал, что они задержались с выездом и чтобы я не спешил к условленному месту встречи. Подумав, решил все же ехать и коотать появившееся время на месте встречи, т.к. по картам в интернете на перекрестке дорог был символ автозаправки, а на автозаправках, расположенных на трассах, обычно есть буфеты или мини-кафе. Приехав на перекресток трасс Брест-Москва и Минск-Могилев, автозаправки не обнаружил. Но было новое здание, на котором был написан адрес сайта www.shate-m.by , выбирать не приходилось, пошел к зданию в надежде найти укромное место. Войдя в здание и спросив у дежурного разрешения посидеть в холле в ожидании автобуса, расположился в установленном кресле. Сидя и изучая холл нового здания, увидел первые 2 иконы в своем паломничестве, причем как потом окажется, они были в чем-то знаковыми.

Во-первых, икона Спасителя, не знаю, как она точно называется, но Христос на ней восседает на троне, и одна из версий, что она называется «Царь Царей» (если кто знает точно, то поделитесь информацией). Икона достаточно редко встречается, поскольку несколько лет назад купив себе икону Божией Матери «Державная», на которой Богородица с Младенцем также восседает на троне, то в пару к этой иконе хотел иметь и икону Спасителя, восседающего на троне, которую мельком увидел на телеканале Союз. Но в ходе поиска в течение последних двух лет продавцы и на выставках, и в церковных лавках разводили руками, и на сайте «Софрино» в каталоге такой иконы тоже не было. Но все же в ходе своего недавнего паломничества в Жировичи там наконец-то приобрел икону Спасителя, восседающего на троне. Но изумление меня ждало дома по возвращении из паломничества, в четверг 14.07.11, когда зашел на сайт Оптины и начал просматривать видео «Память обретения святых мощей преподобных Оптинских Старцев, 10 июля 2011 года» на 1:42 минуте камера снимает алтарь Казанского храма через открытые Царские врата и хорошо видно, что за престолом на горнем месте находится икона Спасителя, восседающего на троне (будучи в Оптиной я этой иконы не видел).
Самое интересное, что первая икона, которая мне попалась на глаза в храме в честь иконы Божией Матери «Казанская» Оптиной Пустыни, была икона Божией Матери «Державная», писаная иконописцами Оптины и расположенная справа от входа на колонне и очень похожа на мою домашнюю икону, изготовленную в «Софрино».

Во-вторых вторая икона в холле офиса «Шате-М» была икона Божией Матери «Казанская» (если я не ошибаюсь) в очень дорогом оформлении. Как потом выяснится, в день первого моего приезда рака с мощами преподобного Амвросия Оптинского находится в храме в честь иконы Божией Матери «Казанская», но это только на время ремонта Введенского собора. И в Шамордино собор, который возводился по благословению преподобного старца Амвросия, тоже освящен в честь иконы Божией Матери «Казанская». Увидев фото этого храма, первый раз на календаре я был покорен его архитектурой в «русском стиле». К тому же в храме моего прихода слева от царских врат тоже установлена икона Божией Матери «Казанская».

И этот пост удалось закончить вечером 21 июля 2011 г. в день празднования иконы Божией Матери «Казанская».

Вот такие интересные совпадения.

Вернусь к заметкам о паломничестве. На оптинском форуме я давал объявление о том, что есть свободное место для паломника из Беларуси. Никто не позвонил. Форумчанка в словах поддержки написала "Не исключайте и того, что Ваш попутчик встретится по пути". И что вы думаете, когда ребята выехали на трассу Брест-Москва, то увидели в районе г. Жабинка голосующего молодого батюшку в черном подряснике и с крестом, что вобщем-то необычно, поскольку в это время года особенно в жару священники ходят в серых подрясниках и то во время служб в храме и совершении треб, в остальное время ходят в мирских одеждах (из наблюдений за батюшкой своего прихода). Остановились. Оказалось, что батюшке надо было ехать в Оршу, а это путь в 500 километров, от западной до восточной границы Беларуси. Что заставило батюшку добираться нон-стопом, я не знаю. Интересное было замечено нами еще вот что, с трассы Брест-Минск два поворота в г. Орша, от первого поворота 15 км до Орши, а от следующего за ним поворотом, через несколько километров по трассе, всего 7 км. Батюшка вышел на первом, увидев указатель поворота на Оршу. Когда он покидал нас, естественно благословив каждого, светило солнце и не было ничего, что бы предвещало непогоду. Покуда мы доехали до второго поворота на Оршу, то небо затянулось черными тучами и пошел проливной ливень. Надеюсь, батюшка успел сесть на попутку до того, как ливень добрался до места нашего расставания.

Перед рассветом заблудившись и немного поплутав по Калужской области, приехали в Оптину Пустынь к 6 утра. Зайдя на территорию монастыря и увидев, что вход в Казанский храм заполнен паломниками, решили пройтись по монастырю и поклониться Оптинским новомученикам.
Здесь должен признаться, что знакомились мы с Оптиной скорее по наитию, чем по какой-то составленной программе обязательного ознакомления с теми или иными святынями. К сожалению, являясь почти уже год активным читателем форума, почему-то не пришло в голову более подробно познакомится со святынями Оптиной Пустыни на её сайте накануне паломничества, где они достаточно хорошо описаны. Поэтому советую тем, кто особенно в первый раз едет в Оптину выкроить время и предварительно проработать информацию на сайте.

После поклонения Оптинским новомученикам вернулись к Казанскому храму и решили, несмотря на скопление паломников у входа, потихоньку продвигаться внутрь храма, чтобы хоть как минимум подать записки о поминовении и поставить свечи. Войдя в храм мой взгляд пал сразу на икону Божией Матери «Державная», расположенную сразу справа от входа на колонне. Когда намеченную программу минимум мы выполнили (правда не смогли поставить свечи возле святых мощей батюшки Амвросия и возникшая идея хотя бы поисповедовать основные грехи, но не причащаться, поскольку не готовились, тоже не осуществилась) то богомольцев по окончании чтения акафиста преподобному Амвросию Оптинскому стали просить отступить от солеи назад, в связи с этим те, кто стоял сзади, стали покидать храм, к тому же послышались реплики «выходим встречать». Оказалось, что люди выходили и выстраивались для встречи Митрополита Калужского и Борового Климента. Когда прошел Владыка, то подошел Иван и сообщил, что в Преображенском храме находится батюшка Илий. Вопрос о том, куда дальше идти, не стоял, конечно же в Преображенский храм. Войдя в храм вижу, что батюшка Илий исповедует. Не осуществившаяся недавняя идея поисповедоваться в Казанском храме превратилась в идею поисповедоваться у самого духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Здесь прерву хронологию событий и поделюсь своими мыслями по поводу батюшки Илия и вообще о старцах живущих в наше время. Узнал я об архимандрите Илии на форуме Оптиной Пустыни. К тому времени прочитав жизнеописания и воспоминания о старцах наших современниках, таких как Николай Гурьянов, Иоанн Крестьянкин и Анатолий Сидоренко тоже захотелось бы услышать совет прозорливого старца, но в ближайшем моем окружении о таких ныне живущих никто не знал. Но ловил себя на мысли, что я хочу все же спросить у старца Илия не совет о духовной жизни которой по мере своего скудоумия пытаюсь жить (новоначальному вполне достаточно советов своего приходского батюшки), а скорее что бы он расставил точки над і в мои заморочках, а что бы про них рассказать и в час не уложишься. Из житий Оптинских старцев мне было известно, что они вели переписку к ним за разрешением своих вопросов присылали письма на которые старцы через своих келейников давали ответ. Но позвонив в Оптину и спросив, можно ли батюшке прислать письмо, мне ответили что у отца Илия такой практики нет.
Несколько лет назад, читая книгу “Воспоминания о старце Николае Гурьянове” составленой Г. П. Чиняковой (“Ковчег”, Москва, 2007 год), мне запомнился случай из воспоминаний Анатолия и Ирины Жбановых, описаный на странице 108, который по-моему может стать притчей-наставлением людям, которые стремятся попасть во что бы то ни стало именно к старцу.
«Однажды мы с Толей приехали и вместе с большой толпой стояли, ждали, когда выйдет отец Николай. Дверь отворилась, старец вышел из домика и стремглав побежал по тропинке к храму. Толпа бегом кинулась за ним. Отец Николай вбежал в храм и через некоторое время тихо вышел из него. У входа его уже ждали запыхавшиеся паломники. "Чего вы за мной бежите? Вы бы в храм так каждый день бегали, как сегодня за мной бежали".

Не сразу, но некоторое время спустя эти слова старца повлияли на то, что я стал постоянно ходить в храм по воскресеньям и большим праздникам на Божественную Литургию. В своем большинстве мы воспитанные на сказках, в которых всегда случаются чудеса и поэтому надеемся, что поговорив со старцем все наши вопросы в раз разрешаться не прилагая со своей сторона никаких усилий.

В книге «Остров Божественной любви: Протоирей Николай Гурьянов» составитель Л.А. Ильюнина (Санкт-Петербург, «Ладан», «Троицкая школа»,2008г.) на странице 85 есть такие нравоучительные слова одного священника относящиеся к батюшке Николаю Гурьянову, но они актуальны и сегодня, как и тогда люди « Не искали воли Божией, а ехали уже с определенным решением: “Я знаю, что надо делать, чтобы было хорошо”. Ну вот, старец и благословлял, видя такую внутреннюю установку, а потом человек набивал шишки и начинал учиться серьезной духовной жизни, в которой нет ничего механического. Часто люди ехали именно с такой формулировкой: “Батюшка, помолитесь, чтобы…” А может, молиться нужно совсем о другом? “Батюшка, благословите на то-то и то-то”. А может, нужно сначала спросить: “А нужно ли мне это делать?” Но человек уже заранее убежден, что “его дело правое”, нужно только благословение получить. Поэтому старец часто на все вопросы отвечал только: “Помоги вам Господи, спаси Господи”, то есть как Бог Сам все устроит, так и будет.» « Старцы, подвижники — это те, кто правильно молится. И Бог посылает им свои дары. А мы все умничаем. Вопросы любим задавать, хотим, чтобы у нас в жизни все поскорее да получше разрешалось. А нужна верная основа жизни для каждого человека — правильно молиться и учиться всю жизнь у Церкви, остальное приложится».

В общем, в конце концов я оставил мысли о том, что мне надо непременно попасть к старцу, и стал регулярно посещать богослужения в ближайшем от моего дома храме, рассудив, если будет воля Божия на необходимость моей встречи со старцем, не обязательно с отцом Илием, то это рано или поздно произойдет. А по поводу размышления, что на моем приходе батюшка молодой, а поэтому малоопытный, то я вразумление прочитал когда ехал в электричке. Напротив меня сидел мужчина с бородой и читал книгу, и перед самым выходом я заглянул в неё и первое что я увидел были слова Феофана Затворника “Если нет опытного наставника и христианин будет ходить к духовнику, какой есть, тогда за смирение покроет его Господь”. Благо было немного времени до выхода, и я это поучение успел записать в свою записную книжку.

И вот это пару дней назад на форуме прочитал:
"По истине, если кто направит сердце свое по воле Божией то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою. Если же кто не хочет искренно творить волю Божию, то хотя он и к пророку пойдет, и пророку положит Бог на сердце отвечать ему сообразно с его развращенным сердцем." Преподобный Дорофей Палестинский († 620).
Но вернусь к пребыванию в Оптине. Пристроившись к желающим поисповедоваться у отца Илия, стал ждать и думать, какие грехи в первую очередь необходимо назвать, а какие можно и опустить, что бы не отнимать драгоценное время у батюшки, к тому же причащаться не собирался, т.к. не готовился. Но когда оставалось передо мной человек десять, батюшка прекратил исповедовать и ушёл в алтарь. Началась Божественная Литургия, которую возглавлял схиархимандрит Илий. Во время Литургии один из дьяконов подошел к тем, кто не успел поисповедоваться у батюшки Илия и сказал: “ Давайте записки для поминовения батюшкой Илием”. Как оказалось, для многих это было неожиданно, и все, у кого были бумага и ручка, начали писать записки. Написал и я. Передали через дьякона. Подошла к концу Литургия (на которой как обычно я был рассеян и даже не запомнил о чем говорил на проповеди отец Илий), как-то так оказалось, что я оказался рядом с амвоном и когда пришло время крестоцелования, то вышел отец Илий, и Господь сподобил в числе немногих приложиться к напрестольному кресту из рук старца. Еще во время крестоцелования в храме стали раздавать разнообразные новые книги и брошюры (вероятно кто-то пожертвовал). Досталось и мне несколько наименований, одна брошюра, в частности, с наставлением отца Илия и назывется “ТАЙНА БЕЗЗАКОНИЯ. Два откравения 1909 года” в которой всего два рассказа, изданные в России в 1909 году: Н.П. Рышковский “Шествие разрушителя” и Пасхальный рассказ “Не может быть”.

Вот так Господь свёл меня грешного со старцем Илием. Если подытожить то в пассиве - не удалось поисповедоваться у старца, но в активе: был на Литургии (хотя так и не смог сосредоточится, был рассеян) которую вел батюшка, подал записку о здравии родных и близких которую прочитал батюшка и приложился к напрестольному кресту из рук старца. Думаю так, что этого достаточно для меня на сегодняшний день, Господь видит сколько каждому надо и подает.

Выйдя из Преображенского храма, решили, поскольку для поклонения мощам Амвросия Оптинского по-прежнему стоит много паломников, чтобы не терять время, посетить святые источники. Сходили к колодцу Амвросия Оптинского, источник Параскевы Пятницы и Серафима Саровского. После этого придя в монастырь, зашли в Казанский храм и без толчеи приложились к святым мощам Амвросия Оптинского и поклонились преподобным Нектарию, Моисею, Антонию и Исаакию Оптинским.

Зашли в лавку, которая находится в цокольном этаже (крипте) Казанского храма. Покупая себе кое-что, поговорил при этом с монахом, несшим послушание продавца в лавке. Итогом нашей беседы явилось то, что мне он подарили фото иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», написанной по благословению батюшки Амвросия, и написанное на холсте поучение о том, как жить, преподобного Амвросия (на входе в монастырь на настенной фреске слева батюшка изображен со свитком с этим поучением), цена его в лавке 90 рублей. Приехав домой решил (где-то в подражание монастырю) повесить это поучение в коридоре квартиры возле входной двери: пусть читает всяк входящий.

В конце пожелание для тех, кто занимается ассортиментом монастырских церковных лавок, к сожалению не нашел отдельной иконки преподобного Никона Оптинского, в наличии были только отдельные иконки преподобного Амвросия Оптинского. Интерес мой к иконе Никона Оптинского был связан с тем, что меня попросил привести его иконку мальчик пономарь (10 лет) нашего прихода, у которого буквально на днях родился уже 4-й братик и его назвали по святцам в честь Никона Оптинского. Конечно же, приобрел для него икону собора Старцев Оптинских, но пожелание было иным.

Вот и окончилось паломничество в Оптину Пустынь.

Паломничества

08 Февраля 10 В. Паршина

Паломническая поездка в Оптину Пустынь

Собираясь в поездку в Оптину пустынь, решила узнать, почему и зачем люди посещают эти места, что ищут и что находят. Поэтому набрала в яндексе "Оптина пустынь" и пошла шарить по сайтам и блогам. Информации в инете много, есть даже официальный сайт, где приводится история создания, забвения и восстановления этой Обители. Сначала, как и положено почитала историю, потом пошла читать блоги людей, посетивших эти места, но ни в одной записи не нашла того что искала. В основном, люди, побывавшие в этих местах, выкладывают фотографии и пишут, что это "здорово, прекрасно, и что - ЭТО что-то!" Но больше нет никакой конкретики. А мне хотелось иного... Ответов на свои вопросы я не находила. И только теперь, побывав в этих местах, понимаю, что люди просто не могут выразить словами то, что ощутили. На языке верующих - это называется "БЛАГОДАТЬ". А благодать - это особое состояние души, которое словами не выразишь.

И все-таки мне хочется немного написать об этом, вдруг кто-то, как и я, в поисках ответов на свои вопросы, прочитает мою запись и поймет, что эти места стоят того, чтобы там побывать.

Я много раз бывала в паломнических поездках и сделала вывод, что отправляясь в такую поездку надо ехать туда с экскурсией. А самостоятельную поездку лучше совершать уже после того, как тебя провели известными тропами, рассказали, что и как. Но в экскурсионной поездке есть и свой минус - бежишь буквально "галопом по Европе" - не успевая осознать и переварить увиденное, но ведь всегда можно вернуться и уже полностью насладиться тем, чем хочется. Я обычно так и поступаю. И моё ближайшее возвращение в эту Обитель - не за горами.

Я не буду приводить историю Оптиной пустыни, скажу, что находиться она примерно в 250 км от Москвы в Калужской области около города Козельска. На автобусе наша группа добиралась туда 4,5 часа. Я ездила туда с экскурсией, которую организует Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево, который еще и является подворьем Свято-Введенского ставропигиального монастыря Оптиной Пустыни. Дорога переносится очень легко, выезд из Храма строго в 8 утра, опоздавших обычно не ждут. В дороге сначала мы слушали молитвы и правила ко Святому Причащению, так как многие паломники едут туда именно с целью исповеди и причащения. Потом экскурсовод рассказала об истории монастыря и о старцах, которые жили там. Не смотря на то, что все это я уже читала в инете - слушать было довольно интересно, тем более что осознаешь, что вот-вот ты все это увидишь своими глазами. В общем, добрались мы довольно легко и 4,5 часа пролетели незаметно.

Разместились в монастырской гостинице, которая представляет собой двухэтажный дом, с маленькими комнатками. Так как гостиница монастырская - в ней существует женская и мужская половина и соответственно мужчин и женщин селят раздельно. На стенде в коридоре можно найти правила проживания в гостинице и расписание Богослужений в монастыре. Одно из правил очень позабавило: запрещается мужчинам заходить на женскую половину, а женщинам на мужскую.

Для того чтобы переночевать - условия в гостинице довольно хорошие, удобные кровати, чистая (на мой взгляд - новая) постель. Я делаю на этом акцент, потому что повторюсь - не раз была в паломнических поездках, и почувствовала разницу.

После расселения, экскурсовод повела нас к скиту, где живут монахи. Вход на территорию скита запрещен для мирских людей, но 4 раза в год в нем проводятся Богослужения, на которых разрешается присутствие мирских. Один из праздников - это день усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября), остальные праздники я, к сожалению, не запомнила. Здесь же на территории скита находится келья Преподобного Амвросия Оптинского, одного из старцев Оптиной пустыни, посетить которую нам разрешили.

Затем мы отправились в монастырскую трапезную на обед. Кормят в трапезной абсолютно всех паломников, независимо от того прибыли они с группой или самостоятельно. Отличие лишь в том, что группы кормят организованно, а паломников, прибывших самостоятельно в определенные часы. Еда очень простая и постная, так как, повторюсь - многие паломники приезжают с целью причастия, а перед причастием, как известно, необходимо соблюдать пост. Если вдруг вы не наелись в трапезной, то можно перекусить в чайной, которая находится в гостинице и где продаются безумно вкусные монастырские пирожки с начинкой на любой вкус. Тут и пирожки с картошкой и с рыбой, и с курагой, и с творогом, и изюмом и много еще с чем. Тут же можно выпить чай или кофе, сок или воду. В общем, с голоду не умрешь. Я даже наоборот объелась, настолько пирожки были вкусные, что не могла устоять перед искушением попробовать все. Для себя решила, что обязательно куплю пирожков перед отъездом в Москву. Но как оказалось - не я одна так решила, и кучу пирожков купить не удалось, поэтому если вам понравятся пирожки - покупайте их с утра, тепленькие и свеженькие. Потом может не достаться.

После трапезы мы отправились на территорию монастыря, где экскурсовод нам показала расположение церквей, их на территории монастыря четыре и есть недавно построенная часовня над могилами трех монахов, которых убили в монастыре во время Пасхи в 1993 году. Это довольно известная история, при желании о ней можно почитать в инете. Потом нам объявили свободное время, и каждый мог заниматься, чем пожелает.

До Всенощной службы оставался еще примерно час времени, и мы решили посетить Святой Источник Преподобного Пафнутия Боровского, который находится недалеко от монастыря в красивейшем лесу. Над источником построена купель, которая разделена на женскую и мужскую половины. Обычно для купания в Святом источнике женщины одевают рубашки. Перед поездкой, записываясь на экскурсию, я спросила, нужна ли рубашка для купания. Девушка, записывавшая меня, ответила, что необязательно, так как купель разделена, и рубашку я не брала. О чем впоследствии пожалела по двум причинам, одна из которых: практически все женщины были в рубашках (от этого ощущается чувство неловкости) и считается, что рубашку эту можно одевать потом, если болеешь, а о второй причине чуть позже.

Купание в источнике - ЭТО что-то! У меня не первый опыт купания в Святых источниках и могу с уверенностью сказать, что после этого испытываешь такое облегчение, как будто с плеч свалилась невероятно тяжелая ноша. Выражение: "гора с плеч" именно об этом. Для купания нужен определенный настрой, так как не всякий рискнет прыгать в холодную воду. Мне было с одной стороны легко (опыт не первый), с другой тяжело - вода холодная. Зато эффект того стоит!!!

После купания мы отправились на Всенощное бдение. Служба проходила сразу в двух Храмах монастыря: в Казанском и в Введенском. Мы предпочли остаться в Введенском Храме, так как именно там я почувствовала себя как дома. Кроме этого, именно в этом Храме хранятся мощи Преподобного Амвросия Оптинского. Четырехчасовая служба пролетела мгновенно. Наверное, впервые, стоя в Храме, я не думала о боли в спине (хотя спина разламывалась). Впервые слезы сами собой катились из глаз от чувства покаяния от редкости посещения Дома Божия. Все чувства и мысли смешивались в кашу, потом раскладывались по полочкам. Осознание того, что ничего не вечно в этой жизни усиливалось. Ощущения невероятные.

После службы вокруг монастыря совершался Крестный ход. А потом можно было отправиться в трапезную поужинать. Трапезной мы предпочли вкуснейшие пирожки с горячим чаем.

Ранняя Литургия в монастыре начинается в шесть утра, затем в восемь и еще одна в десять. Поэтому, если ты ранняя пташка можешь пойти на Литургию в шесть утра, если хочется поспать - в десять. Мы были на ранней Литургии, потому что хотелось потом погулять по монастырю, зайти в другие Храмы и еще раз искупаться в Святом источнике.

Тот, кто хочет исповедоваться и причаститься - прямая дорога в Оптину пустынь. Исповедоваться можно во Владимирском Храме, в котором хранятся мощи семи Оптинских старцев. Исповедь начинается в пять утра и продолжается до двенадцати часов дня. Очереди на исповедь небольшие, так как исповедуют сразу несколько священников. Кроме этого можно исповедоваться и вечером, после Всенощной. Я с большой завистью смотрела на исповедовавшихся. К сожалению, я этого делать не могу, по причине внутреннего барьера, который мне не удается пока побороть, но я к этому стремлюсь... Очень многие из нашей группы уже не впервые посещают Оптину пустынь, исповедуются обычно у одного и того же батюшки, который их знает и знает их боли, беды и печали, который наставляет их на пути к жизни вечной. Отзывы об Оптинских батюшках я слышала более, чем лестные. Паломники буквально благоговеют перед ними. Мы там встретили батюшку, который когда-то исповедовал моего мужа. Это было неудивительно, но очень приятно. Такое впечатление, что встречаешь давно невиденного старого знакомого.

После утренней Литургии мы отправились завтракать все теми же пирожками, а потом пошли гулять по монастырю. Чуть позже искупались в источнике, еще и еще раз ощутив чувство полной безмятежности и благодати. Пообедали в трапезной. Когда выходили из трапезной мне почему-то очень захотелось помочь людям там работающим, и я спросила - не нужна ли помощь? И мою помощь с радостью приняли. Так мне удалось пройти еще и послушание в монастырской трапезной в виде мытья посуды.

В час дня мы собрали вещи и отправились к нашему автобусу. По дороге в Москву посетили еще один монастырь, на этот раз женский, которой находится в селе Шамордино, в 12 верстах от Оптины пустыни. Монастырь производит неизгладимое впечатление. Кто там не был - очень рекомендую!!! Во первых, он поражает своими размерами и великолепием, во вторых, иконами, которые вышивают сами монахини. Работы эти просто шедевральны!!! На территории монастыря три Святых источника. В одном из которых (источник Божией Матери Казанской) можно искупаться. Вот тут-то я во второй раз пожалела о невзятой с собой рубашки, здесь можно было купаться только в ней. Но, я точно знаю, что я еще вернусь сюда, чтобы с чувством, с толком, с расстановкой побыть в этом монастыре, потому что часовая экскурсия для такого монастыря - это ничего!

Из Шамордино мы отправились в Москву. Экскурсовод объявила, что примерное прибытие в Москву - восемь часов вечера, с условием, что не будет пробок. Пробки начались за 95 км до Москвы. Паломники занервничали, предсказывая, что будем теперь не в восемь, а в одиннадцать - не раньше. Я почему-то была абсолютно спокойна. Вспомнила, что когда-то в паломнической поездке в Дивеево экскурсовод нам сказала, что если сто раз спеть слова из акафиста Пресвятой Богородице: "Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором", то все напасти отступят. Я ехала и тихонько напевала эти строки. Не знаю сколько раз я его спела, но из автобуса мы вышли в 20 часов 12 минут.

Вы всегда можете ознакомиться с ближайших паломнических поездок в Оптину Пустынь.

Приглашаем Вас в однодневную паломническую поездку по маршруту Москва - Казанская Амвросиева женская пустынь (Шамордино) - Оптина Пустынь - монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь (Клыково) .

Поездка может быть как однодневной (см. ниже), так и двухдневной.

По умолчанию однодневные и двухдневные поездки в Оптину Пустынь совершаются еженедельно, отправление из Москвы от метро Юго-Западная каждую субботу в 7:00, в будние дни - когда набирается группа от 10 человек.

Поездка может быть проведена в любой удобный для Вас день в формате небольшой группы, что позволит не зависеть от большого автобуса, и не привязываться к жесткому расписанию поездки. На выходные в Оптиной Пустыни всегда много паломников, поэтому Вы можете выбрать для поездки будний день. Таким образом, Вы сможете без спешки и многолюдства помолиться и приложиться к святыням.

В данной поездке мы посетим Казанскую Амвросиевскую женскую пустынь, находящуюся в Шамордино, после чего прибудем в Оптину Пустынь, побываем на молебне с акафистом преподобному Амвросию Оптинскому а в завершение заедем в монастырь Спаса Нерукотворного в селе Клыково (место, где подвизалась известная подвижница благочестия, схимонахиня Сепфора).

Группа: возможна группа от 10 до 18 человек. При группах до 12 человек поездка осуществляется на комфортабельном микроавтобусе Форд Транзит или Фольксваген Каравелла, при группах от 12 до 18 человек - на туристическом микроавтобусе Мерседес Спринтер.

Время поездки : 1 день.

Программа поездки (может быть скорректирована по желанию группы):

7:00 отправление из Москвы (метро Юго-Западная). Возможно так же отправление в 5:30 из Сергиева Посада.

10:00 прибытие в Казанскую Амвросиевскую женскую пустынь, экскурсия по монастырю, поклонение святыням, посещение источников. Желающие смогут окунуться в купели "Живоносный Источник".

11:30 отправление в Оптину Пустынь

12:00 прибытие в Оптину Пустынь, молебен с акафистом прп. Амвросию Оптинскому, экскурсия по монастырю, поклонение святыням, посещение источника, трапеза (в среднем - 200 рублей).

15:00 отправление в Клыково.

15:30 прибытие в Монастырь Спаса Нерукотворного в селе Клыково, экскурсия по монастырю, посещение храмов, могилки и домика схимонахини Сепфоры.

16:30 отправление в Москву.

20:00 прибытие в Москву (метро Юго-Западная) или 22:00 в Сергиев Посад.

При желании возможно отправление группы из одного из подмосковных городов (обсуждается индивидуально).

Стоимость поездки: 1 7 00 руб. с человека

В случае, если Вы планируете поехать своей группой (менее 10 человек) - 17 000р. с группы.

Стоимость включает в себя транспортное и экскурсионное сопровождение, и не включает стоимость трапезы. обед в монастыре каждый заказывает по желанию.

Возможна так же , в которой Вы сможете посетить вечернее богослужение и Литургию в Оптиной Пустыни, а помимо Клыково и Шамордино, мы с Вами посетим Калужскую Свято-Тихонову Пустынь. Стоимость такой поездки составит 2 700 рублей на человека (группа менее 10 человек - 27 000 рублей).

Закажите поездку прямо сейчас!

Свяжитесь с нами по телефону: +7 903 777 30 38 (с 8:00 до 21:00 по Московскому времени)

или закажите , и мы сами перезвоним Вам,

или воспользуйтесь формой на сайте,

или пришлите нам письмо на почту info@сайт

или используйте для связи WhatsApp или Viber (единый номер +7 903 777 30 38)

Оптина Пустынь (Фото с официального сайта монастыря)


Шамордино, Казанская Амвросиевская женская пустынь.

Источник преподобного Амвросия в Шамордино.

Клыково, Монастырь Спаса Нерукотворного (Фото с сайта монастыря)

Вы можете посмотреть фильм про Оптину Пустынь:

Паломническая поездка в Оптину Пустынь из Москвы или Сергиева Посада.

Многие часто задаются вопросом: как доехать в Оптину Пустынь , и при этом не зависеть от большой экскурсионной группы? Паломническая служба Маковец нашла ответ на этот вопрос: теперь каждый желающий может выбрать удобный день для паломнической поездки в Оптину Пустынь , а за счёт мобильности небольшой группы удастся больше времени уделить молитве и пребыванию в святом месте.

Формат ежедневных паломнических поездок очень удобен для тех, кто приезжает издалека, поэтому за последнее время с нами ездили паломники из таких городов России, как: Калининград, Санкт-Петербург, Петрозаводск, Архангельск, Нарьян-Мар, Киров, Екатеринбург, Челябинск, Волгоград, Астрахань, Туапсе, Сочи, Ростов-на-Дону, Краснодар, Самара, Тольятти, Курск, Воронеж, Саратов, Белгород, Оренбург, Пермь, Тюмень, Чита, Нижневартовск, Иркутск, Красноярск, Томск, Кемерово, Новосибирск, Хабаровск, Владивосток, Новый Уренгой .

Присоединятесь!



Похожие статьи