Наиболее распространенные ошибки начинающих фотографов. Основные ошибки новичков при создании фотографии

В эру Интернета, как многие заметили, началось повальное увлечение фотографией. Показать себя и свои работы миру стало легче простого, любительская линейка фототехники становится более доступной.

И, конечно, все мы хотим красивых фотографий для своего семейного фотоальбома. Разумеется, многие не упускают возможность и подзаработать на фотографии, дабы окупить свою "зеркалку". Блуждая по группам в социальных сетях часто встречаешь подобные предложения услуг новоявленных фотографов, некоторые из которых явно не догадываются как преувеличивают представление о своем таланте.

Конечно, не всем нам дано быть великими Эдвардами Стейхенами, но некоторых ошибок мы в силах избежать, проявив чуть больше внимания к казалось бы простому процессу "нажатия на кнопочку спуска".

Фотографии для статьи взяты из открытого портфолио обычного среднестатического фотографа. Уверен, в вашем городе таких найдется с два десятка.

Самая главная ошибка большинства начинающих фотографов - неправильный акцент. То, за что цепляется взгляд, то, что привлекает. Если мы снимаем портрет, но ЭТИМ должны быть глаза модели. К сожалению, современная система автофокуса "расхолаживает" фотографа. В итоге в фокусе оказывается... подбородок и поры кожи на плече:

Стены (бэк-фокус)

Но, в принципе, и сам акцент может быть выбран фотографом неверно. Тогда страдает идея снимка (Если такая вообще закладывается изначально). К примеру, фотографией ниже, приятной глазу на первый раз, непонятно что хотел сказать автор. От этого фотография полностью теряет смысл и, скажем, вряд ли обладает ценностью даже для какого-нибудь фотостока:

Отсутствие смысла, вообще, частый враг фотографа. Часть приведенных выше фотографий обработаны достаточно красиво и отчасти профессионально, однако без содержания форма, как говорят фотографы, ничто. И лишенные смысла фотографии, снятые с немалыми усилиями, навсегда останутся в архивах.

К сожалению, технический аспект - тоже поле для ошибок.

Это неудачно подобранный фон или освещение. Например, в фотографии снизу, где волосы девушки, сливаясь с фоном, представляются чем-то негативным, стоило устроить контровое освещение или сменить цвет фона на более светлый тон. К сожалению, подобные фотографии сразу идут в мусорное ведро:

"Грязь" в кадре в виде шума, пыли на матрице или объективе и других факторов - еще один часто встречаемый недостаток. Одно дело когда идет осторожная стилизация "под зерно, под пленку", но другое - когда шум полностью поглощает всю композицию. Такие фотографии выглядят мусорными. На примерах ниже, кроме всего прочего шум, как видим, искусственный (монохромный), что еще больше портит картину.

Обработка фотографии в Фотошопе - один из важнейших этапов в фотопроизводстве. Здесь простор для ошибок просто неограниченный. Как пример - обычная фотография, неграмотной ретушью фотографа превратившая девушку в пластилиновую куклу, у которой потек тональный крем:

Конечно, эксперименты всегда приветствуются, но фотограф, в первую очередь, должен обладать внутренним чутьем. К сожалению, обучить этому нельзя. Опыт в помощь!

Не допускайте ошибок, друзья! Удачных кадров!

Если честно, я хотел разбить статью на две части, но в конце концов решил выдать материал полностью для лучшего усвоения. Поэтому приготовьтесь впитывать в себя горы полезной информации. Ведь любой более или менее опытный фотограф назовет огромный список ошибок, которые в свое время он совершал: потерянная крышка объектива, отсутствие резкости, «заваленный» горизонт в кадре, разбитая оптика, загубленная фотосессия и так далее. Некоторые советы начинающим фотографам я уже давал в этой статье , советую ее прочитать! Итак, поехали.

Ошибки начинающих фотографов и рецепты их исправления

Об изучении скучной инструкции

Это один из фундаментальных пунктов, вынесенный на первое место! Все возможности вашей камеры прописаны в этом «техническом талмуде». Изучайте инструкцию с камерой в руках и на практике пробуйте следовать всем указаниям. Ищущий обязательно найдет в ней ответы практически на все вопросы.

Эксперимент в настройках

Отличный способ создания креативных фотографий – экспериментирование с великими возможностями вашей камеры. Довольно частая ошибка начинающих фотографов – в боязни использования различных творческих режимов и функций. Дерзайте, не бойтесь, побудьте испытателями! Меняя настройки, есть, конечно, риск создать затемненные или засвеченные фотографии. Но это не катастрофа и вполне поправимое дело.

В худшем случае, оно означает пропуск одного-двух важных кадров. Но, делая последующие фото, вы будете знать, как настроить фототехнику. А совершенству нет предела!

Отмените старые настройки

Еще одна из ошибок начинающих фотографов – оставлять прежние настройки для новой серии кадров. Приучите себя аннулировать все настройки после каждого фотосета. Это наилучший способ избежать проблем.

Перед очередной съемкой настраивайте фотоаппарат по-новому. Кроме самой настройки, обращайте внимание на «отладку» вспышки и других фотографических атрибутов техники, которые могут понадобиться.

Установка точечного замера экспозиции

При съемке и частом перемещении фотокамеры из светлого пространства в темное и наоборот, экспозиция может резко меняться от кадра к кадру. Если вы это заметили – поставьте точечный экспозамер.

Пятна и пыль на изображениях

Заметив странные пятна на своих фото, следует проверить фотокамеру. Это явление довольно распространенное. Грязной может быть и матрица, и объектив. Если нет возможности избавиться от загрязнения сразу, а съемка еще продолжается, то лучше снимать с прикрытой диафрагмой, примерно от f/11 и выше. До полной очистки техники избегайте фотографировать однотонные пространства. Пощелкайте что-то более разноцветное.

В крайнем случае можно, конечно, посидеть на минут двадцать подольше в фотошопе.

Режим ручной фокусировки на объективе

Пытаетесь сфотографировать красоту, находящуюся на позволительном расстоянии для съемки, и ничего не выходит? Проверьте режим объектива. Частенько причиной является установка оптики на ручной режим фокуса. Исправьте оплошность и чудесный кадр окажется в вашей копилке!

Установка режима непрерывной съемки

Одной из ошибок начинающих фотографов является некачественная съемка быстроменяющихся сюжетов. Установите настройку фотоаппарата в режим серийной съемки . В данном случае техника будет создавать несколько кадров в секунду. В противном – вы можете упустить важный «кадровый» момент.

Очень маленькое или слишком большое значение ISO

Забывчивость убрать настройки ISO после ночной или вечерней фотосессии чревата «зернистыми» фотографиями при последующей работе в условиях с хорошей освещенностью. От неприятности можно избавиться, изменив настройку ISO в наименьшую сторону.

Также, работая в помещении с недостаточным освещением, новички упускают из виду необходимость увеличения значения светочувствительности. В результате – на снимках очень темно.

О форматировании карты памяти

Перед важной фотосъемкой проверьте заполненность карты памяти фотоаппарата. Обидно, если для главного момента не останется места. Желательно очищать карту памяти после переноса отснятых фотографий непосредственно на компьютер. Это значительно улучшит эффективность работы фотокамеры.

Вспышка при дневной съемке

О полезности вспышки в темное время суток спорить никто не станет. А вот днем, при ярком свете, профпригодность ее значительно отличается от ночной. Дневная фотосессия со вспышкой может значительно уменьшить общий контраст изображений или выглядеть на фото в виде ярких следов. Учитывайте это. Единственное исключение - использовать вспышку желательно только против солнца, чтобы смягчить тени на модели.

Компенсация экспозиции

Компенсация экспозиции – лучший способ, предотвращающий ошибки в большинстве режимов. В зависимости от ситуации ее всегда можно откорректировать, поставив значения в «+» или в «–».

На голове растут деревья

Весьма распространенная фотографическая сцена. Нередкой ошибкой начинающих фотографов являются фото, когда у человека на голове «вырастают» столбы или деревья, а линия горизонта или какая-нибудь палка «выходит» из ушей.

Фотограф: Leszek Kowalski.

Отойдите чуть в сторону и деревья возвратятся на землю, столбы обретут основание, а линия горизонта встанет на место. Постарайтесь обращать внимание на фон , тем самым подобные ляпы можно пресечь на корню.

Кадровые обрезки

На снимках новичков часто получаются «обрезанные» краем кадра локти, кисти, ступни, одежда . А на заднем плане виднеется чье-то наполовину обрезанное лицо или конечность. Создавая портрет , уберите из кадра все лишние детали, которые мешают созданию гармоничной композиции.

Не обрезайте ноги-руки человеку по суставам! Если возникла насущная необходимость обрезки, то не стоит делать из человека инвалида - обрежьте кадр выше колен или, соответственно, выше локтей. Но не в районе ступни или кисти.

Об эффекте красных глаз

Подобное явление возникает из-за использования вспышки в условиях недостаточной освещенности. Это случается, потому что свет от фотовспышки отражается сетчаткой человеческого глаза. Неприятность, портящая снимок. Как с ней бороться?

Первая мысль, приходящая на ум – отказаться от фотовспышки. Решение вполне разумное! Но некоторые условия освещения не позволяют этого сделать. Попросите человека не смотреть прямо в объектив, либо установите вспышку так, чтобы световой поток не «бил в лоб». Хорошим вариантом будет комбинирование естественного света и внешней вспышки.

Фотограф: Олег Линник.

Избежать нежелательного эффекта «глаз вампира» можно, используя функцию под названием «красные глаза», которая присутствует во многих современных фотоаппаратах.

Очень далеко

Поймать настроение, выражения лиц, эмоции – вполне естественное стремление при групповой съемке. Ошибка начинающих фотографов в том, что такие фотографии делаются на большом отдалении. Стоит приблизиться, оптимально используя в кадре пространство вокруг. Также неплохо бы пользоваться и зум-объективом, если таковой имеется.

Все и сразу!

Много – не всегда хорошо. Не нужно заполнять кадр бесчисленным количеством объектов. Ищите способ привлечь внимание к наиболее важным деталям. Одно из средств – выбор фона, который не позволит отвлечься от главного объекта.

Помните об освещении

Светочувствительность современной фототехники сегодня такова, что съемку можно проводить в любых условиях. Но при очень ярком освещении обилие резких теней или бликов часто разочаровывает. Хотя фотоаппарат сам правильно определяет общий уровень освещенности, он все же иногда неправильно устанавливает необходимую экспозицию.

Фотограф: Анна Алексеенко.

Чтобы избавиться от резких теней пользуйтесь рефлектором (отражателем).

Выглянуло солнышко

И появилась засветка. Избыток света, который направлен прямо в объектив, является причиной бликов даже в том случае, если солнце и вовсе не попадает в кадр. Избавиться от кругов и пятен, отражающихся от внутренних линз объектива довольно легко. Измените положение фотоаппарата, либо используйте отличный инструмент под названием «бленда».

Держи ровнее

Важным моментом горизонтальной линии в композиции является ее ровное расположение! В противном случае вид объекта, скатывающегося с горы, вам обеспечен. заключаются именно в этих, казалось бы, мелочах. Горизонт очень легко «заваливается», особенно при съемках на море. Для правильности воспользуйтесь индикатором видоискателя или ЖК-экраном. Незначительный угол наклона практически незаметен при съемке, но хорошо обозрим в напечатанных фотографиях.

Проверка на резкость

Нужно заранее убедиться, что обозначенная на экране видоискателя область фокусировки наведена точно на объект съемки.

Работа автофокуса затруднена в тумане или в тени. Чуть больше внимания в таких условиях и у вас получится отличное резкое фото.

Пересвет и провал в черноту

Качественный снимок не содержит совершенно белых или совершенно черных пятен. Даже если один из возможных трех цветовых каналов оказался засвеченным, это тоже считается пересветом. Если, конечно, такой маневр не предусмотрен творческим замыслом. Например, портретная съемка на черном или белом фоне.

Постарайтесь, чтобы при ночной съемке фонари и освещенные здания не выглядели белыми пятнами. При дневной – таким пятном может оказаться небо. Анализируйте свои фотоизыскания, сразу после съемки просматривая гистограмму. Если камера позволяет, сохраняйте снимки в RAW формате. Это очень важный момент. Никогда не снимайте в JPG, если в камере есть RAW - за этим вы ее и покупали!

Шум – маленькая мелочь

А доставляет неприятности. Шумы на фото могут выглядеть словно мелкий цветной песок. Появление шумов связано с высокой светочувствительностью. Это особенно актуально в цифровой фототехнике с матрицей маленькой площади. Но в некоторых случаях шум наоборот дополняет художественную задумку.

Подправить этот недочет можно средствами фотошопа (как вариант, фильтром Reduce Noise). Но лучше позаботиться об этом заранее, уменьшив ISO или чуть более осветив предмет съемки. О других дефектах на фото и .

Горизонт посредине

Желательно, чтобы линия горизонта находилась не посредине, а в первой или третьей плоскости кадра. Следите за тем, чтобы он не был «завален».

Золотое сечение - вот наше все! Многие великие фотографы пользуются им испокон веков, пользуйтесь и вы, не забывайте.

О параллельных линиях

Очередная ошибка начинающих фотографов – допуск рядом с границами фотографии параллельных линий. Мостовой бордюр или даже обычный ствол дерева могут испортить красивую задумку. Такой дефект скрывают, подумав о кадрировании или используя виньетирование.

Вспышка в лоб

Не делайте портретных съемок со встроенной вспышкой ! Вообще не делайте. Забудьте ее, как страшный сон. Представьте, что ее не существует. Отражатели, рассеиватели, экраны и прочие атрибуты – подспорье для качественного создания портрета . К тому же целые тома написаны о науках правильной постановки света. Почитайте некоторые из этих полезно-поучительных фолиантов.

Если все же очень хочется сделать портрет, не имея вообще никакого осветительного оборудования - создайте простейшую осветительную конструкцию из мощной лампы и зонтика, выложенного изнутри фольгой. При этом направьте на модель рассеянный свет от парочки картонок, оклеенных все той же фольгой. Постарайтесь избежать броских бликов и резких теней на лице. Свет должен подчеркивать объем!

Что и зачем?

Два важных вопроса, которые должен задать себе любой фотограф. Первый: «Что я снимаю?». Второй: «Зачем я это снимаю?». На выигрышных снимках всегда присутствует как минимум один интересный объект. Это является ключевым элементом, вокруг которого обустраивается вся композиция.

Нечто, зацепившее ваш взгляд и захватившее внимание, в первую очередь должно способствовать притяжению внимания зрителя.

Объект посередине кадра

К ошибкам начинающих фотографов относится и стремление расположить объект съемки строго посредине. Это зачастую приводит к неживому, статичному изображению. Вспомните «золотое сечение»: прицеливаясь для снимка и глядя в объектив, зрительно нарисуйте сетку из 9 квадратов (состоит из двух горизонтальных и двух вертикальных линий) и разместите главные детали кадра на месте пересечений этих линий или рядом.

К примеру, в портрете самая важная деталь – это глаза фотографируемого. Если снимаете пейзаж , то существенной деталью может быть лодка, скользящая по реке. Поместите судно рядом с пересечениями. Не забывайте, что линия горизонта должна располагаться рядом с одной из воображаемых горизонтальных линий.

Конфликтующие детали оставьте за бортом

При любой съемке убедитесь, что в кадре вокруг главного объекта нет предметов, которые могли бы переключить внимание зрителя. Нет того, что «уводит взгляд». Обычно отвлекающие взгляд вещи превосходят объект съемки по цвету, форме, размеру, насыщенности.

Одно из условий красивых и качественных фото – не включать в фотосессию сопутствующие аксессуары, конфликтующие с объектом съемки. Подумайте, действительно ли нужны в кадре провода, пересекающие фасад красивого здания?

Без карикатур

Искажение формы снимаемых объектов не менее известная ошибка начинающих фотографов . Такие огрехи (ракурсные искажения) появляются, если снимать модель снизу или сверху при значительно приближении. Если эффект падающих зданий, непропорциональной фигуры, нарушения параллельности линий и вертикалей не входит в планы и не является авторской задумкой, то «карикатуризм» совершенно неуместен.

О плоских снимках и передаче пространства

Так, почти закончили. Снимки могут выглядеть плоскими при выстраивании в кадре линий, параллельных границам фотографии. В этом случае передача пространства будет показана лишь за счет разных планов. Боковое направление съемки усиливает ощущение пространства. Используйте разные ракурсы и различные фокусные расстояния. Этим вы измените перспективу кадра. Творите красоту, делая кадры не только с передним планом – не забывайте и про средний, а также задний план!

Не сильно увлекайтесь редактированием

Обработка снимков, сделанных современной цифровой камерой, так же необходима, как и проявка пленки или, например, печать снимков. Художник же не приносит на выставку или не выставляет на продажу недописанную картину. Известный фотограф Dave Hill в фотошопе проводит часы напролет.

Нынешние технологии называют цифровым негативом формат RAW, а проявкой – процесс конвертации. Снимайте в формате RAW, правьте яркость и контраст, корректируйте цвет в конвертере (Lightroom или Camera RAW, можно еще это делать в Capture One Pro). Но не увлекайтесь чрезмерной обработкой.

Фотограф: Сергей Филимонов.

Никакая, даже самая профессиональная «шлифовка» не сделает шедевром плохой снимок. Ядовитые и чересчур насыщенные цвета, переконтраст или полное отсутствие контраста вообще, неестественная фактура кожи у людей – такие снимки стали обыденным явлением, но не следствием высокого профессионализма и красоты.

И напоследок. Не следуйте за толпой, ищите свой индивидуальный стиль, стремитесь к гармонии цвета, которая наиболее живо передаст сюжет ваших съемочных задумок и творческих идей. постепенно обращаются в знания и мастерство профессионала.

Надеюсь, что статья была вам полезна. Оставляйте, пожалуйста, комментарии – для меня это очень важно. Чуть ниже я добавил видео, которое поможет вам закрепить прочитанный материал.

Просим Вас, не совершать их!

Как показывает опыт, в процессе обучения почти каждый начинающий фотограф совершает типичные ошибки. В этой статье мы собрали их вместе, чтобы вы могли заранее их предвидеть. И, по возможности, избежать.

1. Отказ от вспышки

Случается такое, что начинающему фотографу кажется, что съемка со вспышкой гораздо хуже, нежели без нее: неприятный, резкий и плоский свет сверху над самой камерой. Обычно такое бывает, если вы используете неправильный тип вспышки (например, выдвижную вспышку pop-up). Обязательно купите себе “правильную” вспышку и тогда вы узнаете сколько возможностей дает она для творчества.

2. Неверный выбор режима фокусировки

Бывает, что совсем нет времени на то, чтобы произвести все необходимые настройки (например, при съемке спонтанных событий). В таких случаях приходится идти на компромисс, надеясь, что потом при помощи фоторедактора можно будет исправить какие-то недочеты. Но всегда помните – фокус относится к тем вещам, которые не поддаются постобработке.

Если вы выбрали неправильный режим фокусировки, то ваша камера будет, либо непрерывно пытаться перефокусироваться, либо же вовсе не будет отслеживать ни сам объект съемки, ни его движение.

3. Неправильно настроенная светочувствительность - ISO

Есть 2 проблемы, связанные со светочувствительностью, которые чаще всего встречаются у новичков. Первая – это когда фотограф не хочет особо возиться с ISO, поэтому устанавливает уровень 100 и больше его не меняет на протяжении всей съемки. Из-за этого фотографии получаются очень темными и недоэкспонированными, что явно не прибавляет им качества.

Другая ошибка заключается в том, что временами фотографы выставляют уровень ISO, например, на 1600. А потом, забывая об этом, фотографируют с той же настройкой при ярком солнечном освещении. Поэтому снимки получаются с большим уровнем шума.

Такие мелочи легко упустить из виду, особенно если вы только начинаете заниматься фотографией. Но постоянная практика поможет вам выработать привычку всегда проверять настройки фотоаппарата перед съемкой.

4. Использование только формата JPG

Конечно же удобно, когда, снимая в JPG, камера сама выбирает нужные настройки баланса белого, резкости, насыщенности и контраста, но здесь есть один недостаток - при этом настолько сильно сжимается изображение, что внести в него какие-либо изменения при обработке довольно сложно. Сделав в одно и то же время снимки в режиме RAW и JPG, вы можете увидеть реальную разницу между 2 фотографиями и возможностями постобработки.

5. Пятна и пыль на изображениях

Если работая с фотокамерой, вы вдруг замечаете странные пятна на своих фотографиях, то, скорее всего, стоит проверить датчик фотокамеры. Кроме того, грязной может быть не только матрица, но и объектив. Если избавиться от грязи у вас нет возможности, то лучше фотографировать при малом отверстии диафрагмы, при значениях f/16. А еще не фотографируйте однотонные пространства до очистки техники, снимайте что-нибудь разноцветное.

6. Работа без резервных копий

Иногда из-за обычного отказа жесткого диска можно потерять все свои фотографии. Поэтому хорошему фотографу следует всегда делать резервные копии сразу же при импорте фотографий. Потом каждый месяц можно удалять их, перенося оригинальные файлы на внешний диск. Таким образом, освобождая место на диске своего компьютера и при этом ничего не теряя.

7. Неотформатированная карта памяти

Очень обидно, когда придя на долгожданную фотосъемку, обнаруживаешь, что карта памяти фотоаппарата почти заполнена. Лучше всего форматировать карту памяти после каждого копирования всех отснятых фотографий на компьютер. Это существенно улучшит производительность работы фотоаппарата и избавит вас от неприятных ситуаций с переполненной картой памяти.

8. Копирование фото на компьютер через USB-кабель

Если вы пользуетесь обычным кабелем USB, то весь процесс длился довольно долго, а вместе с ним тратится заряд батареи, и случаются со сбои при передаче. С тех пор, как у меня появился кардридер, в сторону USB я даже и не смотрю.

Если у вас новая модель зеркального фотоаппарата, то, скорее всего, там есть слот для SD-карт, а в ноутбуке встроен для них картридер. И нет вам никаких оправданий, если вы им не пользуетесь.

9. Баланс белого на автоматическом режиме

Одна из самых больших ошибок начинающих фотографов. Если на вашей камере почти всегда установлен режим AWB (автоматический баланс белого), то вы наверное замечали, что при съемке внутри помещения автоматический режим не всегда срабатывает. И некоторые снимки получаются довольно плохого качества с оранжевым оттенком. Как только вы начнете сами устанавливать правильный баланс белого, а не будете доверять это автомату, то вскоре увидите огромную разницу в цвете. Что отразится и на общем качестве фотографий – они больше не будут похожи на снимки любителя-дилетанта.

10. Использование бесплатного фоторедактора

Это своего рода преступление в мире фотографии. Чаще всего при такой обработке снимки теряют свою резкость, поскольку бесплатные программы довольно плохо справляются со своими задачами. Поэтому обязательно заведите надежную программу для такой работы.

Published by on Wed, 06/20/2012 - 13:56

Горизонт

Горизонт присутствует на многих фотографиях, сделанных на природе. Будь то пейзаж или портрет с рыбой на фоне озера. Наверное именно поэтому очень многие снимки страдают именно от ошибок, связанных с тем горизонтом.

Самая распространённая, самая легко исправимая и самая раздражающая ошибка, которая появляется сплошь да рядом и очень заметна это кривой горизонт. Вобщем, распространяться об этом долго не надо, всем понятно. Горизонт должен быть горизонтальным в 95% случаев. Чуть сложнее ситуация, когда горизонта в кадре нет, но есть другие отправные элементы, вроде стен домов, береговой линии, деревьев, столбов или ножек мебели, к примеру. Стоит стараться всегда компоновать кадр натуральным образом. Т.е. так, как мы видим его своими глазами не склоняя голову вправо-влево.

Менее заметная, но не менее дилетантская ошибка - располагать горизонт посредине кадра. Особенно, когда фотография резкая по всей глубине и что-то - человек, к примеру имеется на переднем плане. Тогда линия горизонта "режет" того человека налапапам, что не очень здорово смотрится, на самом-то деле. Кроме редких-редких случаев стоит смещать горизонт либо вверх, либо вниз. Насколько смещать - зависит. Обычно следование правилу третей(см. ниже) даёт приятный глазу результат. Куда смещать - опять же зависит. Если хочется показать небо с закатными облаками, например - располагаем линию горизонта в 1/3 от нижнего обреза кадра, а если гладь озера со световой дорожкой - поднимаем горизонт к 1/3 от верхнего обреза. И уж заведомо стоит стараться при съёмке портретов выбрать такой угол, чтобы снимаемый человек целиком помещался либо "на земле" либо "на небе".


Как вам кажется, какой из вариантов выше лучше смотрится?

Деревья из головы

Кстати о портретах. Их тоже снимают много, поэтому очень часто они выходят криво. И очень раздражающая кривизна это заметный предмет на заднем плане, "пробивающийся" через фигуру портретируемого. Типа ветки дерева растущего из головы или пролёта моста, проходящего через уши. Ну а про горизонт я уже писал.

Портреты на природе лучше всего снимать либо при ровном освещении, например когда небо затянуто облаками, либо когда солнце низко над горизонтом, т.е. ранним утром или ближе к закату. При этих условиях освещения легче всего схватить черты лица без чёрных ям теней от носа или бровей. Если же-таки надо сделать портрет ближе к полудню, стоит следить, чтобы лицо было освещено более-менее равномерно, без теней от посторонних предметов и козырька.

Шумная картинка

Имеется в виду не цифровой шум сенсора камеры, а шум визуальный. Очень часто хочется засунуть в кадр как можно больше, чтобы было интереснее. Это неправильно. Когда всего на фотке много, часто непонятно, на что обращать внимание, что было причиной для фотографирования конкретного сюжета. Глаза бегают по снимку и не могут остановиться, в результате снимок вызывает внутреннее раздражение, и не нравится. Всегда стоит выделять основной объект съёмки. Чаще всего это можно сделать приблизив его либо зуммируя, либо подходя ближе. При съёмке зеркальными камерами часто применяется размытие фона.

Уши фотографа

Часто настолько увлекаешься картинкой и забываешь приглядеться к деталям. Тем более видоискатель или мониторчик на камере размера небольшенького. И в детали пролезают так называемые "уши фотографа". Обычно это раздражающая и бросяющаяся в глаза тень от человека с камерой через половину кадра. Иногда - отражение. Иногда даже какая-то часть тела или оборудования. Мне так кажется, что таких ляпов стоит избегать:)


Размещение в кадре

Вообще, композиция это сложная тема, про которую написано бессчётное множество книг и статей. Не будем увлекаться деталями, потому что есть одно простое правило, следование которому может улучшить большинство снимков начинающих фотографов. Это правило - правило третей. Звучит оно очень просто: Мысленно разделите кадр на три равные части по вертикали и по горизонтали. Всегда помещайте главные объекты сюжета на пересечении или вдоль линий, обеспечивающих такое разделение. Что главное на снимке - решать вам. Часто это глаза при съёмке людей и животных, центр цветка, пролёт моста или тот же горизонт... Конечно, не стоит делать культа из точности разбиения кадра. Небольшие отклонения в ту или иную сторону это нормально, тем более, без таких отклонений часто невозможно и кадр построить. Но лучше те отклонения сводить к разумному минимуму. Ну и за очень редким исключением не стоит помещать объект съёмки в центр кадра. Снимки от этого становятся скучными до зевоты.

Один из примеров применения правила третей - это съёмка движущихся объектов. Например едет лодка. Как её разместить в кадре. Ответ простой - размещать её надо на пересечении линий третей, но обязательно оставляя больше места в том направлении, куда она движется! Т.е. если лодка проплывает по кадру справа налево, то её стоит поместить в районе правой вертикальной линии третей. Несколько менее очевидный пример - фотографии чего-то "смотрящего" будь то человек, рассматривающий что-то на горизонте, будь то склонённых цветок. В этих случаях стоит размещать объект так, чтобы по направлению "взгляда" на кадре оставалось больше места, чем в обратном направлении. Ну и о третях не забывать, конечно:)

Так получилось!

Очень часто приходится слышать, что тот или иной кадр, вобщем-то удачный, но с мелкими техническими ошибками, попал на всеобщее обозрение потому, что автор не знал, как его поправить. Как мне кажется, это неправильный подход. На современном этапе развития и распространения вычислительной техники, бла-бла-бла. Короче, есть масса легкодоступных, вплоть до бесплатных, программ обработки изображения, работать с которыми можно научиться за один-два вечера. Было бы желание. Некоторые из тех программ могут к тому же существенно облегчить задачу хранения, систематизации и размещения фоток в Интернете. Я думаю, что Игорь(I) нам про такие программы раскажет подробнее, я только упомяну Google Picasa и Adobe Lightroom . Для начинающего фотографа Picasa безусловно легче в освоении, к тому же бесплатна. Lightroom стоит денег, но с моей точки зрения даёт на порядок больше возможностей и в конечном итоге затраты на приобретение и изучение этого пакета оправдаются сторицей. Так что если вы используете цифровую камеру хотя бы в отпуске, обязательно стоит установить на компьютере какой-нибудь из продвинутых фоторедакторов, научиться им пользоваться и начать применять. Поверьте, это только кажется сложным, на самом деле дело совсем простое и главное - приносящее глубокое удовлетворение. Я бы даже сказал - затягивающее дело:)

Я так вижу!

Это самая сложная к исправлению из всех ошибок. И тема очень делекатная. Я вот о чём. Нынешние фотоаппараты позволяют легко снимать. Т.е. сфоткать кадр, скачать его на диск и загрузить в Сеть - дело, практически не требующее усилий. А вот постоянно делать хорошие снимки, т.е. научиться фотографировать - задача куда как более сложная. Но поскольку восприятие фотографии дело сугубо субъективное, многим кажется, что у них всё и так великолепно получается, надо бы только купить другой фотоаппарат, или добавить лишний объектив, или какую ещё приблуду. А учиться, читать сложные книжки по композиции и технике, применять ту технику, да банально проштудировать руководство по собственной камере - это прошлый век, бо форумов и собственного разумения вполне достаточно. Да и вобще, и так всё здорово выходит.

А на самом-то деле выходит далеко не всё. Но заметить, что не вышло, автору удаётся даааалеко не в большинстве случаев. Потому что для того, чтобы заметить, надо знать, на что смотреть. А чтобы знать, на что смотреть, надо читать те самые книжки. Никуда от этого не денешься. А отмазки типа "Я так вижу!" или "Ну и что, что криво, зато красиво!" или "Ненавижу правила, они убивают креативность", так те отмазки они реально исключительно для самоуспокоения и оправдания собственной лени. Мало кого удивляет, что для того, чтобы начать прилично играть на музыкальном инструменте, неплохо бы сперва выучить нотную грамоту и проиграть тысячу-другую этюдов. Никто ж не ожидает, что сев за рояль впервые в жизни человек начнёт играть, как Шопен. Но почему-то многие начинающие фотографы считают, что только взяв в руки камеру, они уже всё постигли и готовы снимать как Картье-Брессон. Нет, не готовы. Камера в руках это только первый шаг. А потом учиться, учиться и ещё раз учиться. Ну и чтобы закончить этот рант на конструктивной ноте предлагаю короткий список из трёх книг, которые стоит почитать, чтобы снимки действительно начали получаться:

Книги эти очень несложные, хотя и удивительно глубокие при своей несложности. И в результате они стали практически современной классикой. Честно, если кто увлекается или собирается заняться фотографией и книг этих ещё не читал, не пожалейте нескольких вечеров, стоит того.

P.S. Эта статейка нуждается в лучших примерах и наверняка - в расшИрении и углУблении. Я бы был очень признателен, если бы наши фотографы добавили, углУбили и расширили

Comments

Эх, Миша, опередил ты меня! Я

Эх, Миша, опередил ты меня! Я уже вторую неделю сижу и пытаюсь накропать статью на эту тему, и слова складывались практически те же самые. Но я рад что ты выступил первым, так как вопрос композиции действительно основополагающий в получении хорошего снимка, а тема необьемная, и было бы лучше если об этом начал рассказывать гораздо более опытный фотограф чем я. Отличная статья получилась, коротко и емко! Должен сказать что поначалу я довольно скептичекси относился к твоим замечаниям насчет того что на моих фотографиях не соблюдается "правило третей", и всегда лепил главный обьект в центр, считая что нужно максимально использовать площадь снимка. Но со временем пришло понимание что это правило возникло неспроста и не из-за чей-то прихоти, это действительно придает снимку динамику, оставляет место для воображения зрителя и и на подсознательном уровне призывает его додумать и развить сюжет запечатленный на фотографии. То есть действительно делает снимок более интересным и не скучным... И теперь, пресматривая свои еще недавние фотографии, я вижу как сильно я заблуждался и безжалостно отправляю их в корзину если нет возможниости поправить это дело кропом.

Ну и еще из распостронненых ошибок начинаюших фотогрфафов я бы отметуил сьемку против солнца. Если проблемы с компоцизией и заваленным горизонтом вполне еще можно исправить во время пост-обработки в редакторе, то снимок где ваш товарищ позирует в лодке с трофеем с солнцем за спиной скорей всего ничем уже не спасти, его лицо и все то что обращено к камере окажется слишком темным и контрастным на фоне яркого солнца, Плюс еще добавятся всякие радужные пятна от засветки солнца на линзах обьектива вашей камеры. Так чтро прежде чем делать снимок, всегдя глянаьте в какой стороне небосклона находится солнце и постарайтесь встать так чтобы оно хорошо освещало то что вы собиратесь фотографировать. Но не забывайте при этом и об уже упомянутых "ушах фотографа" - то есть следите за тем чтобы в кадр не попала ваша тень или не отразилась где-нибудь на стеклянных или же полированных поверхностях.

  • Log in to post comments
  • Log in to post comments

Лёва, у тебя под рукой целая

Лёва, у тебя под рукой целая лодка фотографов!

Ну посмотри на этих орлов!

Явно ж увлечённые делом люди! Эти такому научат, что мне и не снилось. Так что на следующий выход бери тетрадочку, карандашик и конспектировать, конспектировать!

  • Log in to post comments

Смотрел на эти фото которые

Смотрел на эти фото которые тут народ критикует,ну не вижу я ничего неправильного.Наверное нужно все эти книжки прочитать,чтобы это понять,а с другой стороны зачем?Ведь сейчас я смотрю на фото и оно мне нравится,чем бы оно не было сделано,а получив знания начну рассуждать о заваленых горизонтах и тенях.А оно мне надо?

Born to fish,forced to work.

  • Log in to post comments

Хммммм:)

Саш, может такой подход и имеет право на существование. Отчего ж и нет? А с другой-то стороны, взял ты, к примеру, фотик в поездку на Карибы или ещё куда. Приехал, народу стал показывать, а народ вежливо так смотрит, но особого энтузиазьму не выказывает. Ну патамушта, к примеру, там с горизонтом и тенями чего не так и бабушку от ром-бабы не отличишь, а народ тот про тени с контурами знает, бо книжки прочитал ...

Всё-таки фотки - это память. А память это одна из главных вещей, что у нас остаётся в результате прожитой жизни. Если с минимальными затратами труда и нервов можно сделать, чтобы эта память смотрелась красиво - отчего бы того труда и нервов не вложить?

Или ещё вариант ответа на собсном опыте. Вот не хотел я форель ловить. Даже пробовать не хотел. Всё спрашивал: "Толпы, грязь, ездить чёрт-те куда, вставать чёрт-те во сколько. Нафига оно мне?" А потом меня-таки вытащили, и мне понравилось и даже научиться захотелось. Не до фанатизма, mind you, не на каждые выходные. Но пару-тройку раз в году почему поплавок не покидать? Так что может и тебе книжки те стоит полистать? Глядишь, и понравится

  • Log in to post comments

Миша,да мне и так нравиться

Миша,да мне и так нравиться,просто я и правда разницы не вижу.Ну это как для некоторых людей "Черный квадрат" Малевича это картина и шедевр,а для меня пара минут работы катком и линейкой.Ну необразованные мы там на стройках,ну что поделаешь не приучили к прекрасному.Кстати мои самые любимые фото,это моих детей,которым уже больше 20-ти лет,они конечно черно-белые,со всеми возможными дефектами,но для меня самые красивые и важные.Вот так,поэтому хотя мне и очень нравиться все что вы ребята делаете,сам я это делать не хочу,не захватывает.Да и цены пугают,дорогое хобби.Кстати можете посоветовать какую-нибудь мыльницу в разумных ценах,а то скоро ехать в Израиль,надо картинок на память насчелкать,а моя мыльница уже старовата.

Born to fish,forced to work.

  • Log in to post comments

Алекс, я думаю что знание

Алекс, я думаю что знание основ композиции будет полезно любому человеку, даже если он не собирается заниматься фотографией. Например мне, с тех пор как я познакомился с этими основами, стало интересно присматриваться и находить как они выдерживаются (или не выдерживаются) в работах других авторов, и не только в фотографии, но и в кино тоже. Смотришь какой-нибудь эпизод фильма и вдруг понимаешь почему оператор разместил главного героя в данном кадре именно так, а не по-другому, и что он этим хотел сказать... Интереснее становится смотреть на мир! Ну а потом начнешь подсознательно и к своим фотографиям их применять, даже если это самые простые курортные снимки. А тем людям которым ты их намереваешься показывать будет тоже приятнее и интереснее на них смотреть!

  • Log in to post comments

Interesting. :)

Вы заметили, что Лёва с Игорем ответили на мой пост с интервалом в 1 минуту и содержимое тех ответов ну очень сильно похоже? Я не думаю что они успели сговориться. Из чего следует, что либо у них там у всех в компании мозговая гармония и близкое совпадение взглядов, либо что объекты обсуждения вызывают похожие эмоции у достаточно широкого круга

  • Log in to post comments

Михалыч! Если бы тебя не было

Михалыч! Если бы тебя не было бы, пришлось бы тебя выдумать. Умеешь ты видеть глубоко.

Если бы в нашей компании не было бы глубокой гармонии и совпадения взглядов, мы бы не имели права называться гордым именем "команда Icemena"

И проверено это длинной историей в самых разных местах, ситуациях и в некоторых ты тоже участвовал, и еще будешь не раз.

Так что - будь готов

  • Log in to post comments

Вставлю свои пару копеек,

Вставлю свои пару копеек, вроде бы о них не писали. Вернее вроде начали, но решение почему-то не прозвучало.

А проблема встречается постоянно. Суть ее в том, что при с"емке человека солнечным днем он обычно имеет головной убор. Иногда бейсболку, иногда панаму. В результате имеем резкую тень на лице. Варианта решения три. Попросить об"ект поднять козырек (маловероятно), добавить заполняющий свет в Пикассе при обработке фотографии (изменится освещение всего снимка, красивые облака на заднем плане могут "уйти") или включить принудительно вспышку. Последнее решение и есть то, к чему я веду. О нем написано на каждом, практически, углу, но обычно народ просто не вспоминает о такой простой вещи, - ведь светло, яркое солнце в зените, какая спышка?!

А вот таки да:)

  • Log in to post comments

Леша, спасибо, действительно

Леша, спасибо, действительно толковое дополнение. От себя могу только добавить что вспышку можно применить не только чтобы высветить затенённную головным убором часть лица, но и всю фигуру в целом когда приходится снимать при контровом свете. Только нужно знать как поставить свою камеру в режим обязательной вспышки (есло это компакт), иначе полностью автоматический режим скорей всего ее не включит, так как посчитает что света и так достаточно.

  • Log in to post comments

А вот таки да:)

А вот таки да:)

Спасибо, Алексей, за напоминание. У нас даже и примерчик по случаю имеется.

Начиная свой творческий путь в фотографии, многие фотографы допускают одни и те же ошибки. Что бы избежать их повторений, предлагаем вашему вниманию подборку из самых распространенных казусов, встречающихся в фотографии. Очень часто основные ошибки фотографов слишком предсказуемые, но столкнувшись с ними, новички даже не обращают на это внимание.

Основные ошибки фотографов. Выборочный цвет

Еще лет десять-пятнадцать назад выборочный цвет был невероятно популярен. Тогда, на заре Photoshop, возможность выделить один выбранный цвет на фоне монохромного изображения было невероятно интересно и необычно. Уже тогда такие фотографии в большинстве своем были несуразными и неоправданно глупыми, а сегодня так тем более. Сегодня выборочный цвет даже не модный. Есть единичные случаи, когда акцентирование внимания на одном цвете уместно и красиво, но скорее всего, те фотографии что сделаете вы, не будут тем редким счастливым исключением.

Основные ошибки фотографов. «Мечтательные» портреты

Было время, когда этим термином называли обычные портреты с размытым изображением. В шестидесятые года прошлого века такая «мечтательность» была чрезвычайно популярной. Фотографы специально для этого применяли специальные фильтры. Сегодняшние умельцы «растушовывают» фотографии размытием в Photoshop. Такая «визуальная каша» уже давно непопулярна, и более того, она выглядит непривлекательно.

Основные ошибки фотографов. Неуместный фон

Зачастую фотографы настолько увлечены передним планом своей фотографии, что совершенно не обращают внимания на то, что находится за объектом съемки. Это приводит к одной серьезной и невероятно глупой ошибке. Объекты фона даже в размытом виде часто могут навредить общему впечатлению о фотографии. Стволы деревьев, несуразные здания и прочее портят фотографию.

Основные ошибки фотографов. Перспектива на уровне глаз

Съемка на уровне глаз не является грубейшей ошибкой, но часто портит общий вид снимка. Фотографии выглядят намного интереснее, если были сделаны ниже обычного угла зрения. Недаром при съемке детей и животных рекомендуют присесть или даже лечь на землю, что бы зафиксировать объект с естественного для него ракурса. Съемка объектов сверху не запрещена, такой ракурс допустим при фотоэкспериментах, но все время так фотографировать не стоит.

Основные ошибки фотографов. Боке мания

Любовь фотографов-портретистов к эффекту боке очень часто переходит все разумные границы. Мастера так сильно увлекаются возможностью размытия переднего и заднего плана, что превращают свое изображение в сплошное боке. В таких кадрах из-за слишком большого открытия диафрагмы и использования телеобъектива теряются все основные акценты фокуса.

Обратите внимание на выдающиеся портреты современников, отмеченные самыми престижными изданиями и критиками. Перед вами фотография «Афганская девушка» Стива Мак-Карри, являющая собой пример идеального сочетания фона и переднего плана.

«Афганская девушка» Стива МакКарри

Знаменитой фотографию сделал не только проникновенный взгляд ребенка, но и изумительное сочетание зеленого цвета фона и глаз и красной накидки. Если посмотреть на изображение в черно-белом варианте, то эффект будет совсем другой.

Основные ошибки фотографов. Естественный свет в фотографии

Зачастую те, кто хвастается фотографиями исключительно при естественном свете, просто не умеет правильно пользоваться вспышкой. На самом же деле умелое использование внешнего света позволяет создавать красивые фотографии, выглядящие совершенно естественно. Вспышка в руках умелого фотографа – это удивительный и мощный инструмент, позволяющий регулировать интенсивность света в яркую и темную погоду. С её помощью вы можете фотографировать в помещениях без необходимости увеличивать уровень ISO, можно имитировать эффект восходящего или заходящего солнца, устраняя жесткие тени при съемке в середине дня.

Основные ошибки фотографов. Преобразование смазанных изображений в черно-белые

Четкость фотографии – это обязательное требование во всех жанрах. Несмотря на то, что в уличной и документальной съемке делаются небольшие скидки на размытость изображения, фотограф все же должен стремиться к идеальному фокусу в фотографии. Престижные интернет издания и журналы не допустят нечеткость в фотографиях, публикуемых ими. Не стоит также упускать из виду и тот факт, что существует четкое различие между преднамеренным размытием и ошибкой фотографа. Есть множество примеров портретной фотографии, где фотограф прибег к черно-белой конверсии для того, чтобы сделать менее заметным факт размытости кадра.

Во времена пленочной фотографии размытость кадра свидетельствовала о несовершенстве техники, поэтому сегодняшние фотографы используют прием черно-белого изображения, чтобы воссоздать эффект ретро в своем изображении. На самом же деле, сегодня фотоаппараты позволяют делать четкие кадры, так что если вы видите нерезкую черно-белую фотографию, это говорит только о неумении фотографа правильно настраивать свой фотоаппарат.

Основные ошибки фотографов. Использование широкоугольных объективов для съемки портретов

Объектив с фокусным расстоянием в диапазоне от 50 до 85 мм идеально подходит для фотографирования портретов. Широкоугольные модели объективов искажают и портят портретные снимки, в результате чего черты лица человека кажутся больше, чем есть на самом деле. Часто портретные фотографии при широкоугольном положении создаются в тех случаях, когда фотограф не может отойти подальше от объекта съемки и находится к нему максимально близко. Старайтесь не допускать этой оплошности и по возможности лучше отойдите от модели подальше и используйте оптимальное фокусное расстояние для съемки.

Основные ошибки фотографов. Цветовое перенасыщение

Я видел много великолепных изображений с насыщенными до сумасшествия цветами. Когда я преподаю семинары, я всегда прошу людей держаться подальше от ползунков «насыщения» в графических редакторах. Немного насыщенности не навредит, но слишком яркие цвета делают изображение фальшивыми и неестественными. Держитесь подальше от слишком большой насыщенности цвета и делайте все возможное, чтобы ваши фотографии выглядели естественными и сбалансированными.

Основные ошибки фотографов. Перебор с HDR

HDR – это хорошая возможность создавать сбалансированные фотографии в контрастных условиях освещения, но есть некоторые фотографии, глядя на которые становится грустно, что кто-то когда-то придумал HDR. Некоторые фотографы злоупотребляют этим эффектом и используют его где нужно и не нужно. С помощью эффекта HDR некоторые мастера пытаются получить что-то особенное из неудачных фотографий. Если вам нравится эффект HDR не перебарщивайте с ним и не делайте слишком перенасыщенные снимки.

Основные ошибки фотографов. Большие требования к техническим характеристикам

Многие фотографы слишком много внимания уделяют техническим характеристикам фотоаппарата, гонятся за технической модой и преувеличивают значение технического содержимого фотоаппаратов. Новые фотоаппараты появляются регулярно, и каждая следующая модель более усовершенствована с технической точки зрения. Дорогой аппарат – это хорошо, но не стоит менять свою модель с выходом каждого нового фотоаппарата. Обычно зеркального фотоаппарата хватает на создание 100000-150000 срабатываний затвора, а технических возможностей обычной недорогой мыльницы хватит для творческого роста фотографа примерно на 1-3 года, в зависимости от насыщенности творческой жизни.

Нет необходимости покупать новый фотоаппарат с выходом новой модели, даже если у вас есть свободные для этого деньги. Лучше приобрести хорошие объективы для разных видов съемки, которые со временем пригодятся для фотографирования с последующими фотоаппаратами.

Основные ошибки фотографов. Отсутствие композиции и баланса в кадре

Постоянной проблемой всех фотографов является поиск верной и сильной композиции в кадре. На нашем сайте, в интернете, в различных учебниках есть множество статей о правилах композиции и кадрирования изображений, но все же, вся эта информация не всегда помогает молодым и даже опытным фотографа. Для лучшего понимания основ композиции необходимо изучать предметы искусства, и это необязательно должна быть фотография. Классические живописные картины выдающихся художников представляют собой лучшие примеры идеальной композиции.

Работая над композицией кадра не стоит забывать и о том, что в каждом правиле есть свои исключения, и нет необходимости все время строго соответствовать правилу третей или золотого сечения, просто потому что это общепринятая норма. Есть кадры, в которых размещение объекта в центре также выглядит привлекательно.

Основные ошибки фотографов. Водяные знаки

Водяные знаки были придуманы для защиты фотографий от незаконного копирования и присвоения интеллектуальной собственности другими фотографами. Разумеется, чаще всего это скорее самоутешение, чем реальная защита, практически всегда этот знак можно убрать с помощью Photoshop и просто кадрировав снимок. Желая избежать такого обмана фотографы часто делают водяные знаки очень большими и заметными, размещают их на самых ключевых аспектах фотографии, чтобы никто не смог их убрать. В итоге фотографии получаются совершенно уродливыми.

Небольшой водяной знак не навредит фотографии, а только поможет людям, которым нравятся ваши кадры найти другие изображения и познакомится с вашим творчеством. В качестве водяного знака лучше использовать имя и фамилию, или логотип. Размещать водяной знак лучше в углу кадра, так что бы он не навредил общему впечатлению о снимке.

Основные ошибки фотографов. Сфотографировать и надеяться

Сегодня, когда с помощью цифрового фотоаппарата можно сделать бесчисленное количество фотографий, фотографы часто не задумываясь делают множество кадров, а потом пытаются доработать их с помощью графических редакторов в надежде сделать из посредственного снимка настоящий шедевр. Интернет пространство заполнено миллионами фотографий «Ни о чем» и лучше не повторять эти же ошибки. Да, возможности цифровой фотографии позволили делать множество кадров, видя результат прямо во время съемки, но эти же возможности лишили ценности каждый отдельный кадр. Раньше, когда у мастера в распоряжении было ограниченное число кадров на одной пленке, он с большой осторожностью фотографировал, настраиваясь перед каждый щелчком. Несмотря на все сложности, хороших фотографий было столько же, сколько и сейчас. Качество фотографии, как таковой, не улучшилось с появлением цифровых фотографий, а вот «мусора» стала в сотни раз больше. Фотографируя, вы должны всегда знать, что хотите изобразить и с полным отчетом в своих действиях делать каждый следующий кадр.



Похожие статьи