Тула. Кафедральный Успенский собор: адрес, фото

Поражает величием иконостас храма – 30-метровый пятиярусный резной золоченый, украшенный большим количеством деревянных скульптур; ничего подобного Вы не встретите в других землях российских. В храме находятся три православных святыни, известность которых уходит далеко за пределы Смоленской земли: сандалии св. воина Меркурия (XIII в.), золотом тканая плащаница мастерских кн. Евфросинии Старицкой (XVI в.) и, конечно же, чудотворный образ Иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрия» (XVII в.).

Святой воин Меркурий в 1238(9) году, будучи воеводой Смоленска, разбил отряд монголотатар у с. Долгомостье в 27 км. к югу от Смоленска, но и сам при этом погиб – его обезглавил убегавший татарин. Мощи св. Меркурия были положены в Успенском Мономаховом соборе, там же находились его доспехи. После нашествия поляков в XVII веке они исчезли; в 1812 году было похищено копье, а в 1954 году – шлем. До наших дней сохранились только сандалии Меркурия. Предание гласит, что пока воинские доспехи св. мученика Меркурия находятся в Смоленске, Царица Небесная будет неотступно пребывать с этим городом, сохраняя его от всех бед и зол.

Плащаница мастерских кн. Евфросинии Старицкой была изготовлена в 1561 году и передана в дар Успенскому собору Московского кремля для поминовения души убиенного кн. Владимира Старицкого, двоюродного брата Ивана IV Грозного. Осенью 1812 года обоз с награбленными московскими ценностями, в котором находилась плащаница, был отбит у французов русским отрядом, а плащаница передана на хранение в Смоленский Успенский собор. После изгнания Наполеона из России за выдающиеся заслуги Смоленска в Отечественной войне 1812 года, по единодушному мнению императора Александра I и полководца М.И. Кутузова, было решено оставить плащаницу на вечное хранение в Смоленске. Плащаница выполнена в технике лицевого шитья и по сложности и чистоте исполнения представляет собой драгоценную редкость.

Чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» – одна из величайших святынь всего христианского мира. По преданию, она была написана святым евангелистом Лукой еще при земной жизни Пресвятой Богородицы. В Смоленск из Чернигова ее перенес Владимир Мономах в начале XII века и поместил в Успенском соборе. С этого времени Икона Божией матери «Одигитрия» (в пер. с греческого «путеводительница») стала именоваться «Смоленской». Много раз она спасала город и его жителей во время нашествий. В 1812 году икону вывезли в Москву и накануне Бородинской битвы крестным ходом обносили вокруг Кремля. В период Великой Отечественной войны древний чудотворный образ бесследно исчез.

В 1943 году, после освобождения Смоленска от гитлеровских захватчиков, из надвратной Одигитриевской церкви в Свято-Успенский собор перенесли Святую чудотворную надвратную икону Смоленской Божией Матери, написанную в 1602 году с первописного образа, и подаренную царем Борисом Годуновым на освящение только что построенной Смоленской крепостной стены. Именно годуновский список находится сейчас в Успенском соборе. 5 августа 1812 года русские войска, оставляя Смоленск, вывезли икону из города и с тех пор вплоть до изгнания армии Наполеона с территории Смоленской губернии в ноябре 1812 года, годуновский образ «Одигитрии» находился в действующей армии. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по русскому лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. В 1912 и 2012 годах с этим образом совершили крестный ход до Бородино.

Свято-Успенский кафедральный собор в Витебске – один из уникальных храмов Беларуси, построенный в живописном уголке города - на высоком берегу . Раньше на этом месте стояла старинная церковь , разрушенная в советское время. Но в начале XXI века храм воскрес. Сегодня это единственный собор в Витебске , нижний действующий ярус которого находится под землей.

Как только в Витебске установилась советская власть, Успенский собор был закрыт, а в 1936-м храм взорвали. В некоторых источниках упоминается более ранее уничтожение храма – в 1934-м, но суть остается сутью. Несомненно, это была большая потеря для культуры Витебска . Тогда для многих жителей города увиденное стало чудом: на месте собора лежали не обломки стен, а отдельные кирпичики, на которые рассыпалась церковь.

Через 15 лет на месте Успенского собора построили цех завода заточных станков, но в 80-х здание пришло в запустение, а в 1998-м цех и вовсе снесли.

Активно разрабатывать проект по восстановлению Успенского собора в Витебске стали уже в начале 90-х. В 1998-м Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II на месте строительства храма заложил капсулу с памятной грамотой и освятил первый камень.

Во время археологических раскопок, которые предшествовали восстановлению Успенского собора , удалось установить точное расположение храма. Вместе с тем были найдены и останки людей – скорее всего жертв НКВД либо фашистского гестапо. Их захоронили возле храма – об этом свидетельствует табличка на северной стене собора.

В июне 2000 года началось активное восстановление разрушенной . И уже спустя три года была совершена первая литургия в строящемся нижнем ярусе храма в честь Преображения Господня . Нижний ярус достроили в 2005-м. Ровно через год был возведен первый этаж Успенского собора , а к концу 2007-го достроили второй и возвели колокольни. В 2008-м на южной башне установили 10 колоколов. А в марте 2011 еще один комплект из 11 колоколов украсил северную башню. Кстати, здесь же установлен самый большой колокол во всей Беларуси, вес которого – 5,2 тонны.

Торжественное открытие Свято-Успенского кафедрального собора , приуроченное к великому церковному празднику – Благовещению, состоялось 7 апреля 2011 года.

Если вы в городе впервые и не знаете, что посмотреть в Витебске , можете заглянуть на городской портал . Здесь вы найдете информацию об объектах, которые находятся неподалеку от Успенского собора . Среди них не менее интересные достопримечательности Витебска – , и . А прогулка по впечатлит живописными видами Витебска .


Махачкалинское благочиние

Свято-Успенский кафедральный собор г. Махачкалы

Историческая справка:

В 1905 г. рабочие железнодорожной станции Порт-Петровска (ныне Махачкала) обратились к государственным властям и благочинному Дагестанского Порт-Петровского округа Владикавказской епархии протоиерею Иоанну Шаванадзе с просьбой построить для нужд православного населения храм. Вскоре просьба верующих была удовлетворена: был создан строительный комитет. От царской казны на строящийся храм была выделена тысяча рублей, а остальные средства на храм были собраны прихожанами. 25 февраля 1906 г. храм, выполненный в византийском стиле из местного белого камня, был освящен в честь иконы Божией Матери «Моздокская». Первым настоятелем храма был назначен протоиерей Афанасий Алибеков.

В смутное время безбожного лихолетья храм в честь Моздокской иконы Божией Матери не избежал участи тысяч других закрытых и разоренных домов Божиих: в 1929 г. его закрыли. После этого с куполов были сорваны кресты, сброшены и отправлены на переплавку колокола, разрушен иконостас, вынесена и сожжена большая часть икон. В храме было обустроено общежитие путем установки дощатых перегородок в качестве стенок. Впоследствии к церковному зданию было пристроено помещение, в котором разместились магазин и ресторан.

В 1945 г. по просьбе верующих измученное здание вернули Русской Православной Церкви. После ремонта храм освятили заново, но уже в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Для иконостаса возрождающегося дома Божия в дар были переданы иконы из московского храма в честь святителя Архангела Гавриила, принадлежащего Антиохийскому Патриархату.

В 1960-х гг. с южной стороны к храмовому зданию был пристроен придел в честь святого благоверного великого князя Александра Невского.

В 2000 г. Свято-Успенскому храму г. Махачкалы указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был присвоен статус кафедрального собора.

12 октября 2004 г. епископ Бакинский и Прикаспийский Александр (Ищеин) совершил чин великого освящения Александро-Невского придела кафедрального собора.

В 2005-2006 гг. в рамках подготовки к празднованию 150-летия г. Махачкалы в храме были проведены ремонтно-восстановительные работы. Капитальный ремонт был начат городскими властями по указанию мэра города. За это время была проведена колоссальная работа: заменен иконостас, заново расписано храмовое пространство, заменен пол и обустроена прилегающая территория. Росписью собора в течение года занималась группа махачкалинских художников под руководством народного художника Республики Дагестан А. М. Мусаева.

28 августа 2006 г. состоялся чин великого освящения Свято-Успенского кафедрального собора, проведенный сонмом архиереев, прибывших на празднование по случаю 100-летия махачкалинского храма. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в торжественном богослужении приняли участие епископ Бакиснкий и Прикаспийский Александр (Ищеин), архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима (Остапенко), епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков), епископ Бронницкий Амвросий (Ермаков).

В настоящее время Свято-Успенский собор является кафедрой архиепископа Махачкалинского и Грозненского Варлаама (Пономарева), решением Священного Синода от 26 декабря 2012 г. назначенного правящим архиереем новообразованной Махачкалинской епархии.

Святыни:

В Свято-Успенском соборе пребывают чтимые святыни: частица Покрова Пресвятой Богородицы, копия Даров Волхвов, мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии; а также старинные образы с частицами мощей, сохранившиеся из разрушенного в 1953 г. Александро-Невского собора – святителя Николая Чудотворца и святого благоверного великого князя Александра Невского; чудотворный список Моздокской иконы Божией Матери, мироточивая икона преподобного Варлаама Хутынского.

Причт кафедрального собора:

Настоятель – архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам (Пономарев);

Ключарь – иерей Виталий Тарасов;

Штатные клирики – 4 священника и 4 диаконов.

Адрес: Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Орджоникидзе, д. 148.

Часы работы: храм открыт ежедневно с 7.00 до 19.00, богослужения совершаются ежедневно в 8.00 и 17.00.

Приход Свято-Успенского кафедрального собора г. Витебска Витебской епархии Белорусской Православной Церкви.

Адрес: 210 026 г. Витебск, ул. Крылова, 9.

Тел.: (0212) 662 853.

История.

Первые документальные данные о существовании православной церкви Пресвятой Богородицы на Лысой (Пречистенской) горе, в месте слияния Витьбы и Западной Двины, относится к 1406 году. А уже к началу XV века появилась новоотстроенная церковь Успения Пресвятой Богородицы, и доминирующая высота в городе получила название Успенской горы.

К тому времени церковь уже была одета камнем.

По приговору польского суда по поводу убийства униатского епископа Иосафата Кунцевича Успенскую церковь разобрали, казнили 20 человек, город лишили магдебурского права и всех привилегий.

Через несколько лет на собранные деньги витебляне восстанавливают деревянный храм, но в 1629 году он сгорает. В 1636 году сооружается новый Успенский храм, однако, через полвека он ветшает.

В 1743 г. было заложено кирпичное здание храма и монастыря. Автором проекта был итальянский зодчий Иосиф Фонтана.

Достраивался храм после раздела Польши усилиями русского православного генерал-губернатора Чернышева и гражданского губернатора Кречетова и был завершен в 1777 году. В 1799 г. Успенский собор по приказу
Павла I был передан в ведение православных. 30 августа 1799 г. собор был освящен новым чином белорусским епископом Анастасием. В 1804 г. на соборе был установлен купол. В 1839 г. в храме произошло торжественное богослужение по поводу возвращения униатов в православие. В 1864 г. в одной из башен собора была устроена часовня во имя св. Евфросинии, княжны Полоцкой.

В комплекс с собором входили здания Витебской Духовной семинарии. После октября 1917 г. семинария и собор в Витебске были закрыты. Постановлением СНК БССР от 5.07.1926 г. Успенский собор был объявлен государственной собственностью республики, что не помешало в сентябре 1936 г. году взорвать один из красивейших храмов Белой Руси, духовную святыню Витебска.

В 1949 г. на месте собора строится огромный цех завода заточных станков. Совершенное кощунство не принесло блага, завод пришел в упадок и прекратил свое существование еще при своих строителях. В 80-х годах здание было заброшено и только летом 1998 г. снесено.

В пространстве и времени СвятоУспенский кафедральный собор прошел свой исторический путь. Он погибал в огне и возрождался, разрушался руками иноверцев и поднимался снова.

26 сентября 1998 г. Патриархом Московским Алексием II заложена капсула с памятной грамотой и освящен первый камень на восстановление собора.

Идею о возрождении Свято-Успенского кафедрального собора в 90-х годах прошлого века поддержал Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко.

Строительные работы начались в июне 2000 года. К зиме 2004 года строители приступили к перекрытию цокольного этажа, чтобы избежать отрицательного влияния зимних погодных условий и сохранить высокое качество выполненного объема работ. Штаб стройки по возрождению СвятоУспенского собора действовал с самого начала. Владимир Леонидович Половцев -опытный специалист-строитель, считал возрождение храма своим святым долгом. Попечительский совет собора возглавлял председатель областного Совета депутатов Александр Егорович Атясов.

Свято-Успенский кафедральный собор города Тулы

Настоятель

Благочинный церквей города Тулы протоиерей Сергий Резухин

Главный престол храма, другие приделы

Престол в честь Успения Пресвятой Богородицы

Расписание богослужений

Богослужения совершаются ежедневно

Главные события года

Престольные праздники
Архиерейские богослужения

АРХИТЕКТУРА ХРАМА

«По своей архитектуре не представляет художественного интереса...» - именно так оценивалась Успенская церковь, например, в путеводителе по Туле, изданном в 1973 году. В той книге ей уделено всего три строчки. Откуда взялась такая оценка, и какова же на самом деле архитектурная и художественная ценность храма?

В советское время государственная идеология эпохи Николая I в целом и уваровская триада в частности считались однозначно «реакционными». Большинство советских искусствоведов по чисто идеологическим соображениям отказывались признавать памятниками архитектуры храмы, возведенные в русском и византийском стилях.

Говоря об этих стилях, советское искусствоведение прибавляло к словам «русский» и «византийский» уничижительные приставки «псевдо-» и «ложно-». Такая «научная» оценка была очень удобна для многих. Не памятник - значит, не надо охранять и можно сносить. Успенский храм избежал сей участи только потому, что стал хранилищем архивных документов.

В книге В. Уклеина «Тула - каменная летопись» (1984 г.) читаем: «От ее архитектуры веет официозным холодом, окостеневшей догмой, схоластической застылостью и академической скукой. Каких только мотивов древнерусского зодчества не увидишь в декоре церковных фасадов. Здесь и колонки с «перехватами» и «кубастыми» капителями, и гирьки-«висяги» над главным западным порталом, целые ряды ширинок, арка с килевидным завершением.

Говоря словами известного художественного критика В. В. Стасова, здесь «целый пуд русского» и, скажем мы, ни золотника теплоты, непосредственности, чарующей композиционной свободы, живописности и ненавязчивой красоты, свойственных подлинно древнерусскому искусству.

Но церковь бывшего девичьего монастыря таит в себе и нечто чрезвычайно ценное, в особенности для местных строителей. Ни одно тульское здание не может даже отдаленно сравняться с Успенской церковью по прекрасному качеству кирпича и по виртуозности кирпичной кладки».

На взгляд современных специалистов в области искусствоведения и архитектуры, храмы, возводившиеся в русском и византийском стиле во второй половине XIX - начале XX века - удачная попытка возродить национальную архитектуру в новых исторических условиях, с учетом требований времени. Да и можно ли было в конце XIX века применять пространственно-композиционные решения зданий трехсот-пятисотлетней давности? (А разве здания в стиле русского классицизма - точная копия древнегреческого Акрополя?) Вот и брали от древнерусской архитектуры в основном декоративные элементы.

Храмы в византийском и русском стиле - гораздо более русские, чем шедевры барокко и классицизма, строившиеся в нашей стране в XVIII - начале XIX столетия.


АРХрамы бывшего Успенского женского монастыря, расположенные рядом с Тульским кремлем, визуально знает каждый туляк. Первый - белый, с колоннами, в классическом стиле. Второй - из красного кирпича, в стиле русском. Две церкви и небольшой кирпичный дом вблизи них - всё, что осталось от тульского Успенского женского монастыря.

<...>

<...>

Успенская церковь была возведена в русском стиле. Интересно, что сохранился ее первоначальный, неосуществленный проект. Он близок к построенному храму, но предусматривает несколько иные декоративные и пластические элементы.

Так, при утверждении проекта и в процессе строительства отказались от готических элементов декора - например, стрельчатых обрамлений окон на барабанах. Не стали делать и горизонтальное трехчастное деление фасадов окнами - в случае такого деления здание казалось бы трехэтажным.

Стены верхней церкви расписывались в 1909 году. На стене верхнего храма сохранилась надпись: «В 1909 году тщанием настоятельницы игуменьи Магдалины, с помощью благотворителей, соборный храм сей украшен стенным писанием и орнаментом». Эта живопись, по утверждению P.P. Лозинского, - копии с фресок Владимирского собора в Киеве, расписанного в 1885-1890 гг. Виктором Васнецовым.

С середины XIX столетия российские архитекторы всё чаще обращались к культурному наследию Византии и Древней Руси. Это объяснялось поисками национального стиля в архитектуре. Идеологическим обоснованием таких поисков была знаменитая триада графа Уварова: «Православие, самодержавие, народность».

Обратимся к оценкам, которые давались Успенской церкви тульскими архитекторами.

Заслуженный архитектор России В. В. Куликов в 1987 г. в газете «Коммунар» отмечает насыщенность фасадов храма элементами из белого камня и профилированного кирпича, высокий уровень строительных работ, «весьма удачное акустическое решение и освещение интерьера за счет окон и потока света, проникающего через центральный барабан, что создает впечатление зрительного увеличения пространства». Он тоже относит храм к псевдорусской архитектуре.

А можно посмотреть на Успенскую церковь и «предвзято» - с позиции необходимости сохранения русской национальной культуры. Храмы, возводившиеся в русском и византийском стиле во второй половине XIX - начале XX века, на мой взгляд, - удачная попытка возродить национальную архитектуру в новых исторических условиях, с учетом требований времени. Да и можно ли было в конце XIX века применять пространственно-композиционные решения зданий трехсот-пятисотлетней давности? (А разве здания в стиле русского классицизма - точная копия древнегреческого Акрополя?) Вот и брали от древнерусской архитектуры в основном декоративные элементы. Храмы в византийском и русском стиле - гораздо более русские, чем шедевры барокко и классицизма, строившиеся в нашей стране в XVIII - начале XIX столетия.

ИСТОРИЯ ПРИХОДА

Женская обитель: от намерения до воплощения

Храмы бывшего Успенского женского монастыря, расположенные рядом с Тульским кремлем, визуально знает каждый туляк. Первый - белый, с колоннами, в классическом стиле. Второй - из красного кирпича, в русском стиле. Две церкви и небольшой кирпичный дом вблизи них - всё, что осталось от тульского Успенского женского монастыря.

Идея основания в Туле женского монастыря принадлежала царю Федору Иоанновичу, сыну Иоанна Грозного. В писцовой книге по городу Туле за 1587-1589 годы говорится, что «по Государеву Цареву и великаго Князя Федора Ивановича всея Русии наказу Тульские писцы Иван Олексеевич Жеребцов да диак Иван Мешаев Старое городище, что усть рчк (т. е. против устья речки) Тулицы, отмерели под новый девичь монастырь» участок 70 на 30 саженей (в переводе на метрическую систему -150 на 64 м). Старое городище - это место, на котором сегодня расположен Тульский оружейный завод.

Однако строительство в ближайшее время так и не начали. А в 1598 году скончался царь Федор. Потом было не до возведения монастырей: Смутное время, междуцарствие. Обитель возникла значительно позже - при царе Алексее Михайловиче.

В писцовой книге князя Вадбольского (1685 г.) при описании «деревянного города» в Туле (территория между кремлем и современной улицей Советской) упомянут «монастырь девичий Успения Пречистой Богородицы, строенье Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича, всея великия и малыя и Белыя России Самодержца».

Точного указания, когда именно был построен Успенский монастырь, не обнаружено. Однако в «Выписи с строенных Тульских книг» стольника Трофима Хрущова, строившего тульский посад, об этой обители несколько раз упоминается под 1649 годом.

Алексей Михайлович вступил на престол в 1645 году. Если в 1649-м монастырь уже существовал, значит, основан он был между этими двумя датами.

Главный монастырский храм

Время строительства первого, главного храма монастыря точно не установлено. Из документов XVIII века ясно, что это было каменное двухэтажное здание. В верхнем этаже был престол во имя Успения Пресвятой Богородицы и придел во имя преподобного Александра Свирского, в нижнем - престол в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и придел Николая Чудотворца.

Со временем здание обветшало, начало уходить в землю, весной и в дождливые дни первый этаж заливался водой. Церковь разобрали и в 1791-1792 гг. построили новую, каменную, одноэтажную - на деньги, выделенные из казны Екатериной II, попечением тульского гражданского губернатора Андрея Ивановича Лопухина.

Главный престол освятили во имя Успения Пресвятой Богородицы, южный придел был посвящен иконе «Неопалимая Купина», северный - Александру Свирскому.

В 1857 году храм, пришедший уже в довольно ветхое состояние, был расширен, что не пошло ему на пользу: обветшание ускорилось.

В 1899 году приступили к разборке этой церкви; к 1902 году на ее месте воздвигли новое двухэтажное здание, которое и дошло до наших дней.

Собор, дошедший до наших дней

Нижний теплый храм с одним престолом во имя равноапостольной Марии Магдалины и великомученика и целителя Пантелеймона освятили 24 октября 1902 года; верхний, с главным престолом Успения, был освящен 28 июня 1904 года, а приделы верхнего храма - во имя иконы «Неопалимая Купина» и во имя святого Александра Свирского – соответственно, 11 июля 1910 года и 3 июля 1911 года.

В Государственном архиве Тульской области хранится «Дело о построении каменного храма при Тульском Успенском женском монастыре», начатое 26 января 1899 г., оконченное 3 октября 1907 г. «Дело...» содержит рапорты и прошения настоятельницы монастыря игуменьи Магдалины, адресованные архиепископу Тульскому и Белевскому Питириму и в духовную консисторию, а также соответствующие резолюции. Как и при любом строительстве, возникали проблемы финансовые, снабженческие, а также вопросы этического порядка.

Из рапорта игуменьи Магдалины от 23 февраля 1899 года (это было время подготовки к возведению нового храма): «В указе Святейшего Синода от 17-го июля 1866 года изображено, что с разрешения <...> архиерея для сбора добровольных пожертвований в церквах, а равно в часовнях на столбах могут быть устраиваемы кружки.

Принимая во внимание, что предпринимаемая мною постройка в монастыре нового храма требует очень значительных средств, каковых в наличии имеется недостаточное количество, и надеясь привлечь к участию в пожертвовании на построение храма и таких любителей благолепия дома Божия, которые стесняются открыто подавать свои незначительные пожертвования, покорнейше прошу Ваше Преосвященство разрешить мне устроить на монастырской ограде близ Святых врат кружку для сбора добровольных пожертвований на построение храма <...>.

Наблюдение над целостию и неприкосновенностию кружки и собираемых в нее приношений принимаю на свою ответственность, для чего обязуюсь каждый вечер, перед наступлением ночного времени, кружку сию снимать, а по окончании каждого месяца высыпать содержащиеся в ней пожертвования и своевременно вносить их в приходно-расходные книги». Как видно из дальнейших документов, кружечный сбор оказался довольно значительным.

В рапорте игуменьи Магдалины от апреля 1899 года говорится, что ров для фундамента нового храма пройдет через старые могилы, «числом пять». А далее - об отношении к «отеческим гробам», имевшем место в XIX веке и, к сожалению, утраченном в веке XX.

Настоятельница пишет архиепископу Питириму: «Хотя могилы эти содержат останки давно умерших покойников, тем не менее, может случиться, что при разрытии их могут оказаться не совершенно еще истлевшими кости и части гробов; почему принимаю на себя смелость смиреннейшим образом просить Ваше Преосвященство:

А) разрешить мне произвести раскопку находящихся на месте фундамента будущей церкви могил;

б) собранные в них смертные останки сложить в общий гроб и, по совершении над ними панихиды, закопать на середине будущей церкви;

в) имеющиеся на некоторых могилах памятники заложить в стену нижнего этажа нового храма так, чтобы надпись о звании похороненных была видна изнутри храма».

А вот краткий «финансовый отчет» - выдержки из рапорта игуменьи Магдалины от 6 сентября 1907 года: «На построение нового храма употреблено средств, специально собранных на этот предмет, 57 тысяч, пожертвований от тульского купца Димитрия Яковлевича Ваныкина 25 тысяч, во время построения поступило от разных благотворителей 32 тысячи, собрано по подписным листам, сборным кружкам, за надгробное чтение псалтири и за отведенные места для могил в ограде монастыря 19 тысяч».

Немало сделали для нового храма тульские благотворители. Так, его мраморный иконостас явился пожертвованием Надежды Угренович. Два серебряных креста и священные сосуды в храм передали люди, пожелавшие остаться неизвестными. Любовь Ивановна Трухина (урожденная Ломова) пожертвовала паникадило, повешенное в центре храма.

Подготовлено с использованием материалов книги Наталии Кириленко «Храмы города Тулы» (Тула, 2010).


ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Храмы бывшего Успенского женского монастыря, расположенные рядом с Тульским кремлем, визуально знает каждый туляк. Первый - белый, с колоннами, в классическом стиле. Второй - из красного кирпича, в стиле русском. Две церкви и небольшой кирпичный дом вблизи них - всё, что осталось от тульского Успенского женского монастыря.

Идея основания в Туле женского монастыря принадлежала царю Федору Иоанновичу, сыну Иоанна Грозного. В писцовой книге по городу Туле за 1587-1589 годы говорится, что «по Государеву Цареву и великаго Князя Федора Ивановича всея Русии наказу Тульские писцы Иван Олексеевич Жеребцов да диак Иван Мешаев Старое городище, что усть рчк (т. е. против устья речки. - Н.К.) Тулицы, отмерели под новый девичь монастырь» участок 70 на 30 саженей. В переводе на метрическую систему -150 на 64 м. Старое городище - это место, на котором сегодня расположен Тульский оружейный завод.

Однако строительство в ближайшее время так и не начали. А в 1598 году скончался царь Федор. Потом было не до возведения монастырей: Смутное время, междуцарствие. Обитель возникла значительно позже - при царе Алексее Михайловиче.

В писцовой книге князя Вадбольского (1685 г.) при описании «деревянного города» в Туле (территория между кремлем и современной улицей Советской. - Н.К.) упомянут «монастырь девичей Успения Пречистой Богородицы, строенье Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича, всея великия и малыя и Белыя России Самодержца».

Точного указания, когда именно был построен Успенский монастырь, не обнаружено. Однако в «Выписи с строенных Тульских книг» стольника Трофима Хрущова, строившего тульский посад, об этой обители несколько раз упоминается под 1649 годом.

Алексей Михайлович вступил на престол в 1645 году. Если в 1649-м монастырь уже существовал, значит, основан он был между этими двумя датами.

Время строительства первого, главного храма монастыря точно не установлено. Из документов XVIII века ясно, что это было каменное двухэтажное здание. В верхнем этаже был престол во имя Успения Пресвятой Богородицы и придел во имя преподобного Александра Свирского, в нижнем - престол в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и придел Николая Чудотворца.

Со временем здание обветшало, начало уходить в землю, весной и в дождливые дни первый этаж заливался водой. Церковь разобрали и в 1791-1792 гг. построили новую - каменную, одноэтажную - на деньги, выделенные из казны Екатериной II, попечением тульского гражданского губернатора Андрея Ивановича Лопухина. Главный престол освятили во имя Успения Пресвятой Богородицы, южный придел был посвящен иконе «Неопалимая Купина», северный - Александру Свирскому.

В 1857 году храм, пришедший уже в довольно ветхое состояние, был расширен, что не пошло ему на пользу: обветшание ускорилось.

В 1899 году приступили к разборке этой церкви; к 1902 году на ее месте воздвигли новое двухэтажное здание, которое и дошло до наших дней.

Нижний теплый храм с одним престолом во имя равноапостольной Марии Магдалины и великомученика Пантелеймона целителя освятили 24 октября 1902 года. Верхний, с главным престолом Успения - 28 июня 1904 года, а приделы верхнего храма - во имя иконы «Неопалимая Купина» и во имя Александра Свирского – соответственно 11 июля 1910 года и 3 июля 1911 года.

В Государственном архиве Тульской области хранится «Дело о построении каменного храма при Тульском Успенском женском монастыре», начатое 26 января 1899 г., оконченное 3 октября 1907 г. «Дело...» содержит рапорты и прошения настоятельницы монастыря игуменьи Магдалины, адресованные архиепископу Тульскому и Белевскому Питириму и в духовную консисторию, а также соответствующие резолюции. Как и при любом строительстве, возникали проблемы финансовые, снабженческие, а также вопросы этического порядка.

Из рапорта игуменьи Магдалины от 23 февраля 1899 года (это было время подготовки к возведению нового храма): «В указе Святейшего синода от 17-го июля 1866 года изображено, что с разрешения <...> архиерея для сбора добровольных пожертвований в церквах, а равно в часовнях на столбах могут быть устраиваемы кружки.

Принимая во внимание, что предпринимаемая мною постройка в монастыре нового храма требует очень значительных средств, каковых в наличии имеется недостаточное количество, и надеясь привлечь к участию в пожертвовании на построение храма и таких любителей благолепия дома Божия, которые стесняются открыто подавать свои незначительные пожертвования, покорнейше прошу Ваше Преосвященство разрешить мне устроить на монастырской ограде близ святых врат кружку для сбора добровольных пожертвований на построение храма <...>. Наблюдение над целостию и неприкосновенностию кружки и собираемых в нее приношений принимаю на свою ответственность, для чего обязуюсь каждый вечер, перед наступлением ночного времени, кружку сию снимать, а по окончании каждого месяца высыпать содержащиеся в ней пожертвования и своевременно вносить их в приходно-расходные книги». Как видно из дальнейших документов, кружечный сбор оказался довольно значительным.

В рапорте игуменьи Магдалины от апреля 1899 года говорится, что ров для фундамента нового храма пройдет через старые могилы, «числом пять». А далее - об отношении к «отеческим гробам», имевшем место в XIX веке и, к сожалению, утраченном в веке XX. Настоятельница пишет архиепископу Питириму: «Хотя могилы эти содержат останки давно умерших покойников, тем не менее, может случиться, что при разрытии их могут оказаться не совершенно еще истлевшими кости и части гробов; почему принимаю на себя смелость смиреннейшим образом просить Ваше Преосвященство а) разрешить мне произвести раскопку находящихся на месте фундамента будущей церкви могил; б) собранные в них смертные останки сложить в общий гроб и, по совершении над ними панихиды, закопать на середине будущей церкви; и в) имеющиеся на некоторых могилах памятники заложить в стену нижнего этажа нового храма так, чтобы надпись о звании похороненных была видна изнутри храма».

А вот краткий «финансовый отчет» - выдержки из рапорта игуменьи Магдалины от б сентября 1907 года: «На построение нового храма употреблено средств, специально собранных на этот предмет, 57 тысяч, пожертвований от тульского купца Димитрия Яковлевича Ваныкина 25 тысяч, во время построения поступило от разных благотворителей 32 тысячи, собрано по подписным листам, сборным кружкам, за надгробное чтение псалтири и за отведенные места для могил в ограде монастыря 19 тысяч».

Немало сделали для нового храма тульские благотворители. Так, его мраморный иконостас явился пожертвованием Надежды Угренович. Два серебряных креста и священные сосуды в храм передали люди, пожелавшие остаться неизвестными. Любовь Ивановна Трухина (урожденная Ломова) пожертвовала паникадило, повешенное в центре храма.

Успенская церковь была возведена в русском стиле. Интересно, что сохранился ее первоначальный, неосуществленный проект. Он близок к построенному храму, но предусматривает несколько иные декоративные и пластические элементы.

Так, при утверждении проекта и в процессе строительства отказались от готических элементов декора - например, стрельчатых обрамлений окон на барабанах. Не стали делать и горизонтальное трехчастное деление фасадов окнами - в случае такого деления здание казалось бы трехэтажным.

Стены верхней церкви расписывались в 1909 году. На стене верхнего храма сохранилась надпись: «В 1909 году тщанием настоятельницы игуменьи Магдалины, с помощью благотворителей, соборный храм сей украшен стенным писанием и орнаментом». Эта живопись, по утверждению P.P. Лозинского, - копии с фресок Владимирского собора в Киеве, расписанного в 1885-1890 гг. Виктором Васнецовым.

«По своей архитектуре не представляет художественного интереса...» - именно так оценивалась Успенская церковь, например, в путеводителе по Туле, изданном в 1973 году. В той книге ей уделено всего три строчки. Попробуем разобраться, откуда взялась такая оценка, и какова же на самом деле архитектурная и художественная ценность храма.

С середины XIX столетия российские архитекторы всё чаще обращались к культурному наследию Византии и Древней Руси. Это объяснялось поисками национального стиля в архитектуре. Идеологическим обоснованием таких поисков была знаменитая триада графа Уварова: «Православие, самодержавие, народность».

В советское время государственная идеология эпохи Николая I в целом и уваровская триада в частности считались однозначно «реакционными». Большинство советских искусствоведов по чисто идеологическим соображениям отказывались признавать памятниками архитектуры храмы, возведенные в русском и византийском стилях. Говоря об этих стилях, советское искусствоведение прибавляло к словам «русский» и «византийский» уничижительные приставки «псевдо-» и «ложно-». Такая «научная» оценка была очень удобна для многих. Не памятник - значит, не надо охранять и можно сносить. И сносили - десятками, сотнями. Успенский храм избежал сей участи только потому, что стал хранилищем архивных документов. Но об этом - чуть позже.

Обратимся к оценкам, которые давались Успенской церкви тульскими архитекторами.

В книге В. Уклеина «Тула - каменная летопись» (1984 г.) читаем: «От ее архитектуры веет официозным холодом, окостеневшей догмой, схоластической застылостью и академической скукой. Каких только мотивов древнерусского зодчества не увидишь в декоре церковных фасадов. Здесь и колонки с «перехватами» и «кубастыми» капителями, и гирьки-«висяги» над главным западным порталом, целые ряды ширинок, арка с килевидным завершением. Говоря словами известного художественного критика В. В. Стасова, здесь «целый пуд русского» и, скажем мы, ни золотника теплоты, непосредственности, чарующей композиционной свободы, живописности и ненавязчивой красоты, свойственных подлинно древнерусскому искусству. Но церковь бывшего девичьего монастыря таит в себе и нечто чрезвычайно ценное, в особенности для местных строителей. Ни одно тульское здание не может даже отдаленно сравняться с Успенской церковью по прекрасному качеству кирпича и по виртуозности кирпичной кладки».

Заслуженный архитектор России В. В. Куликов в 1987 г. в газете «Коммунар» отмечает насыщенность фасадов храма элементами из белого камня и профилированного кирпича, высокий уровень строительных работ, «весьма удачное акустическое решение и освещение интерьера за счет окон и потока света, проникающего через центральный барабан, что создает впечатление зрительного увеличения пространства». Он тоже относит храм к псевдорусской архитектуре.

Давайте, уважаемые читатели, посмотрим на Успенскую церковь непредвзято. На вас веет от нее «холодом, догмой и скукой»? А может быть, вы видите просто красивое, старинное, искусно выстроенное здание?

А можно посмотреть на Успенскую церковь и «предвзято» - с позиции необходимости сохранения русской национальной культуры. Храмы, возводившиеся в русском и византийском стиле во второй половине XIX - начале XX века, на мой взгляд, - удачная попытка возродить национальную архитектуру в новых исторических условиях, с учетом требований времени. Да и можно ли было в конце XIX века применять пространственно-композиционные решения зданий трехсот-пятисотлетней давности? (А разве здания в стиле русского классицизма - точная копия древнегреческого Акрополя?) Вот и брали от древнерусской архитектуры в основном декоративные элементы. Храмы в византийском и русском стиле - гораздо более русские, чем шедевры барокко и классицизма, строившиеся в нашей стране в XVIII - начале XIX столетия .



Похожие статьи