Послевоенные устройства мира начало холодной войны. Мир после второй мировой

Послевоенный мир не стал более прочным. За короткое время отношения между СССР и его союзниками по антигитлеровской коалиции значительно ухудшились. Для их характеристики все больше стала использоваться метафора "холод ная война" , появившаяся впервые на страницах английского журнала "Трибюн" осенью 1945 г. в международном комментарии известного писателя Дж. Оруэлла. Позднее этот термин употребил весной 1946 г. в одной из своих публичных речей видный американский банкир и политик Б. Барух. В конце 1946 г. влиятельный американский публицист У. Липпман издал книгу, заглавием которой стали эти два слова.

Однако "декларацией", или провозглашением, "холодной войны" традиционно считаются два исторических факта: речь У. Черчилля (март 1946 г.) в Фултоне (штат Миссури) в присутствии президента США Г. Трумэна о "железном занавесе" и советской угрозе, а также обнародование "доктрины Трумэна" (март 1947 г.) - американской внешнеполитической концепции, провозгласившей основной задачей, стоящей перед США, противодействие коммунизму и его "сдерживание". Послевоенный мир раскололся на два антагонистических блока, и "холодная война" вошла в свою активную фазу летом 1947 г., приведя в конечном счете к образованию противостоящих друг другу военно-политических блоков.

Свой специфический вклад в послевоенную конфронтацию внесла каждая из сторон. Запад был напуган возросшей военной мощью Советского Союза, непредсказуемостью действий Сталина и все более настойчивым продвижением коммунистического влияния на страны Восточной Европы и Азии. На протяжении 1945-1948 гг. в орбиту советского влияния был втянут ряд восточноевропейских стран (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия, восточная часть расчлененной Германии), в которых под нажимом СССР были сформированы вначале коалиционные, с определяющим влиянием коммунистических партий, а затем и чисто коммунистические по составу правительства.

В конце сентября 1947 г. под давлением сталинского руководства из представителей шести компартий стран Восточной Европы и двух крупнейших западноевропейских коммунистических партий (Франции и Италии) было создано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформбюро) со штаб-квартирой в Белграде. Этот орган способствовал усилению давления СССР на страны так называемой "народной демократии" наряду с присутствием на территории некоторых из этих стран советских войск и заключенным с ними договорами о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Созданный в 1949 г. Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) со штаб-квартирой в Москве еще более привязал экономически страны "народной демократии" к СССР, т.к. последние вынуждены были по советскому сценарию провести все необходимые преобразования в культуре, сельском хозяйстве и промышленности, опираясь исключительно на советский, не во всем позитивный опыт.

В Азии в орбиту влияния СССР на протяжении рассматриваемого периода были втянуты Северный Вьетнам, Северная Корея и Китай, после того как народы этих стран смогли одержать победу в возглавляемых коммунистами национально-освободительных войнах.

Влияние СССР на внутреннюю и внешнюю политику восточноевропейских стран, несмотря на все прилагаемые Сталиным усилия, не было безоговорочным. Не все лидеры коммунистических партий здесь стали послушными марионетками. Независимость и определенная амбициозность лидера югославских коммунистов И. Тито, его стремление создать балканскую федерацию при главенствующей роли Югославии вызвали недовольство и подозрение И. В. Сталина. В 1948 г. возник и вскоре резко обострился советско-югославский кризис, приведший к осуждению действий югославских руководителей со стороны Коминформбюро. Несмотря на это, югославские коммунисты сохранили единство своих рядов и пошли за И.Тито. Экономические отношения с СССР и восточноевропейскими странами были разорваны. Югославия оказалась в экономической блокаде и вынуждена была обратиться за помощью к капиталистическим странам. Вершиной советско-югославского противостояния стал разрыв дипломатических отношений между двумя странами 25 октября 1949 г. Следствием этого разрыва и стремлением добиться единства в коммунистическом движении стали прошедшие в странах "народной демократии" под контролем и при активном участии советских спецслужб две волны чисток коммунистов, обвиненных в "титоизме". В период 1948-1949 гг. были репрессированы в Польше - В. Гомулка, М. Спыхальский, 3. Клиш-ко; в Венгрии Л. Райк и Я. Кадар (первый был казнен, второй приговорен к пожизненному заключению), в Болгарии был казнен Т. Костов, в Албании - К. Дзодзе и многие другие. В 1950-1951 гг. практически во всех восточноевропейских странах состоялись судебные процессы против "югославских шпионов". Одним из последних по времени был процесс в Праге в ноябре 1952 г. против генерального секретаря Компартии Чехословакии Р. Сланского и тринадцати видных чехословацких коммунистов, в подавляющем большинстве казненных после окончания процесса. Показательные политические процессы, как в свое время подобного же рода "мероприятия", проходившие в конце 1930-х гг. в СССР, должны были напугать всех недовольных проводимой Советским Союзом политикой в отношении стран "народной демократии" и закрепить единственный, уже проложенный СССР путь к т.н. «социализму».

Несмотря на достаточно серьезное влияние коммунистов в ряде западноевропейских стран (в первые послевоенные годы их представители входили в состав правительств Франции, Италии и т.д.), авторитет западноевропейских компартий снизился в Европе после принятия "Плана Маршалла", названного так по имени госсекретаря США Дж. Маршалла - одного из "отцов" идеи американской экономической помощи послевоенному восстановлению Европы. Советское правительство не только само отказалось от участия в этом плане, но и повлияло на соответствующие решения восточноевропейских стран, в том числе Чехословакии и Польши, первоначально успевших выразить свою готовность участвовать в нем.

После этого участниками "Плана Маршалла" стали 16 западноевропейских стран. Разделение Европы на два враждебных лагеря завершило создание в апреле 1949 г. Североатлантического пакта (НАТО), объединившего к 1953 г. под эгидой США 14 государств Европы. Созданию этого военно-политического блока во многом способствовали события, связанные с блокадой советской стороной Западного Берлина летом 1948 г. ОПТА были вынуждены организовать "воздушный мост", который снабжал город около года. Лишь в мае 1949 г. советская блокада была снята. Однако действия Запада и непримиримость СССР привели в конечном счете к созданию в 1949 г. двух стран на германской земле: 23 мая Федеративной Республики Германия и 7 октября Германской Демократической Республики.

Конец 1940 - начало 1950-х гг. стали кульминацией "холодной войны". В сентябре 1949 г. в СССР было проведено испытание первой советской атомной бомбы, создание которой связано с именем выдающегося советского ученого И. В. Курчатова. Серьезнейшей международной проблемой для СССР стала развязанная при непосредственном согласии Сталина война Северной Кореи против проамериканского режима Южной Кореи (1950-1953). Она стоила жизни нескольким миллионам корейцев, китайцев и представителей других народов, принявших участие в этом крупнейшем после Второй мировой войны конфликте. Огромную сложность представлял вопрос об интеграции ФРГ в западную политическую систему и ее сотрудничестве с НАТО.

Смерть И. В. Сталина, случившаяся в разгар "холодной войны", способствовала снижению напряженности в международных отношениях, хотя и не сняла вопрос о дальнейшем продолжении борьбы между США и их союзниками, с одной стороны, и СССР, авангардом содружества т.н. "социалистических" государств Европы и Азии, - с другой, за мировое господство.

Проверьте себя

Раздел Германии на два государства произошел: 1) в 1945 г.; 2) в 1948 г.; 3) в 1949 г.; 4) в 1953 г.?

Кто из названных писателей подвергся особенно резкой критике со стороны властей в 1946-1953 гг.: 1) А. Ахматова; 2) М. Шолохов; 3) М. Зощенко; 4) К. Симонов?

Какие из названных событий, явлений относятся к понятию «холодная война»: 1) подписание Антикоминтерновского пакта; 2) политическая конфронтация СССР и США; 3) советско-югославский конфликт 1948-1953 гг.; 4) война в Корее в 1950-1953 гг.?

Назовите основные политические репрессивные кампании послевоенного времени: 1) «дело Промпартии»; 2) «ленинградское дело»; 3) «процесс Тухачевского»; 4) «дело врачей».

8.3. Послевоенное устройство мира в 1946–1953 гг.

Послевоенный мир не стал более прочным. За короткое время отношения между СССР и его союзниками по антигитлеровской коалиции значительно ухудшились. Для их характеристики все чаще стала использоваться метафора «холодная война», появившаяся впервые на страницах английского журнала «Трибьюн» осенью 1945 г. в международном комментарии известного писателя Дж. Оруэлла. Позднее, весной 1946 г., этот термин употребил в одной из своих публичных речей видный американский банкир и политик Б. Барух. В конце 1946 г. влиятельный американский публицист У. Липпман издал книгу, заглавием которой стали эти два слова.

Однако «декларацией», или провозглашением «холодной войны» традиционно считаются два исторических факта: речь У Черчилля (март 1946 г.) в Фултоне (штат Миссури) в присутствии президента США Г. Трумэна о «железном занавесе» и советской угрозе, а также обнародование «доктрины Трумэна» (март 1947 г.) – американской внешнеполитической концепции, провозгласившей основной задачей, стоящей перед США, противодействие коммунизму и его «сдерживание». Послевоенный мир раскололся на два антагонистических блока, и «холодная война» вошла в свою активную фазу летом 1947 г. приведя в конечном счете к образованию противостоящих друг другу военно-политических блоков.

Свой специфический вклад в послевоенную конфронтацию внесла каждая из сторон. Запад был напуган возросшей военной мощью Советского Союза, непредсказуемостью действий Сталина и все более настойчивым продвижением коммунистического влияния на страны Восточной Европы и Азии. На протяжении 1945–1948 гг. в орбиту советского влияния был втянут ряд восточноевропейских стран (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия, восточная часть расчлененной Германии), в которых под нажимом СССР были сформированы вначале коалиционные, с определяющим влиянием коммунистических партий, а затем и чисто коммунистические по составу правительства.

В конце сентября 1947 г. под давлением сталинского руководства из представителей шести компартий стран Восточной Европы и двух крупнейших западноевропейских коммунистических партий (Франции и Италии) было создано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформбюро) со штаб-квартирой в Белграде. Этот орган способствовал усилению давления СССР на страны так называемой «народной демократии» наряду с присутствием на территории некоторых из этих стран советских войск и заключенным с ними договорами о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Созданный в 1949 г. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) со штаб-квартирой в Москве еще более привязал экономически страны «народной демократии» к СССР, так как последние вынуждены были проводить все необходимые преобразования в культуре, сельском хозяйстве и промышленности по советскому сценарию, опираясь исключительно на советский, не во всем позитивный опыт.

В Азии в орбиту влияния СССР на протяжении рассматриваемого периода были втянут Северный Вьетнам, Северная Корея и Китай, после того как народы этих стран смогли одержать победу в возглавляемых коммунистами национально-освободительных войнах.

Влияние СССР на внутреннюю и внешнюю политику восточноевропейских стран, несмотря на все прилагаемые Сталиным усилия, не было безоговорочным. Не все лидеры коммунистических партий здесь стали послушными марионетками. Независимость и определенная амбициозность лидера югославских коммунистов И.Тито, его стремление создать балканскую федерацию при главенствующей роли Югославии вызвали недовольство и подозрения И.В. Сталина. В 1948 г. возник и вскоре резко обострился советско-югославский кризис , приведший к осуждению действий югославских руководителей со стороны Коминформбюро. Несмотря на это, югославские коммунисты сохранили единство своих рядов и пошли за И.Тито. Экономические отношения с СССР и восточноевропейскими странами были разорваны. Югославия оказалась в экономической блокаде и вынуждена была обратиться за помощью к капиталистическим странам. Вершиной советско-югославского противостояния стал разрыв дипломатических отношений между двумя странами 25 октября 1949 г. Следствием этого разрыва и стремлением добиться единства в коммунистическом движении стали прошедшие в странах «народной демократии» под контролем и при активном участии советских спецслужб две волны чисток коммунистов, обвиненных в «титоизме». В период 1948–1949 гг. были репрессированы в Польше – В. Гомулка, М. Спыхальский, З. Клишко; в Венгрии Л. Райк и Я. Кадар (первый был казнен, второй приговорен к пожизненному заключению), в Болгарии был казнен Т. Костов, в Албании – К. Дзодзе и многие другие. В 1950–1951 гг. практически во всех восточноевропейских странах состоялись судебные процессы против «югославских шпионов». Одним из последних по времени был процесс в Праге в ноябре 1952 г. против генерального секретаря Компартии Чехословакии Р. Сланского и тринадцати видных чехословацких коммунистов, в подавляющем большинстве казненных после окончания процесса. Показательные политические процессы, как в свое время подобного же рода «мероприятия», проходившие в конце 1930-х гг. в СССР, должны были напугать всех недовольных проводимой Советским Союзом политикой в отношении стран «народной демократии» и закрепить единственный, уже проложенный СССР путь к так называемому «социализму».

Несмотря на достаточно серьезное влияние коммунистов в ряде западноевропейских стран (в первые послевоенные годы их представители входили в состав правительств Франции, Италии и т. д.), авторитет западноевропейских компартий снизился в Европе после принятия «Плана Маршалла», названного так по имени госсекретаря США Дж. Маршалла – одного из «отцов» идеи американской экономической помощи послевоенному восстановлению Европы. Советское правительство не только само отказалось от участия в этом плане, но и повлияло на соответствующие решения восточноевропейских стран, в том числе Чехословакии и Польши, первоначально успевших выразить свою готовность участвовать в нем.

После этого участниками «Плана Маршалла» стали 16 западноевропейских стран. Разделение Европы на два враждебных лагеря завершило создание в апреле 1949 г. Североатлантического пакта (НАТО), объединившего к 1953 г. под эгидой США 14 государств Европы. Созданию этого военно-политического блока во многом способствовали события, связанные с блокадой советской стороной Западного Берлина летом 1948 г. США организовали «воздушный мост», который снабжал город около года. Лишь в мае 1949 г. советская блокада была снята. Однако действия Запада и непримиримость СССР привели в конечном счете к созданию в 1949 г. двух стран на германской земле: 23 мая Федеративной Республики Германии и 7 октября Германской Демократической Республики.

Конец 1940 – начало 1950-х гг. стали кульминацией «холодной войны».

В августе 1949 г. в СССР было проведено испытание первой советской атомной бомбы, создание которой связано с именем выдающегося советского ученого И.В. Курчатова. Серьезнейшей международной проблемой для СССР стала развязанная при непосредственном согласии Сталина война Северной Кореи против проамериканского режима Южной Кореи (1950–1953). Она стоила жизни нескольким миллионам корейцев, китайцев и представителей других народов, принявших участие в этом крупнейшем после Второй мировой войны конфликте. В Корее сражались советские летчики.

Смерть И.В. Сталина, случившаяся в разгар «холодной войны», способствовала снижению напряженности в международных отношениях, хотя и не сняла вопрос о дальнейшем продолжении борьбы между США и их союзниками, с одной стороны, и СССР, авангардом содружества так называемых «социалистических» государств Европы и Азии, – с другой, за мировое господство.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Великая оболганная война-2 автора

4. РЕПРЕССИИ 1946–1953 ГОДОВ Несмотря на мягкость советской репрессивной политики (а может быть, благодаря ей) на территории Эстонии после войны продолжали действовать формирования «лесных братьев» и антисоветское подполье. Только за два с половиной года (с октября 1944 по

Из книги Великая оболганная война. Обе книги одним томом автора Асмолов Константин Валерианович

4 Репрессии 1946–1953 годов Несмотря на мягкость советской репрессивной политики (а может быть, благодаря ей) на территории Эстонии после войны продолжали действовать формирования «лесных братьев» и антисоветское подполье. Только за два с половиной года (с октября 1944 по

Из книги История России XX - начала XXI веков автора Терещенко Юрий Яковлевич

ГЛАВА VII СССР в 1946–1953 гг.

Из книги История русской литературы XX века. Том I. 1890-е годы – 1953 год [В авторской редакции] автора Петелин Виктор Васильевич

Из книги История. Всеобщая история. 11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 17. Послевоенное устройство мира. Международные отношения в 1945 – начале 1970-х гг Создание ООН. Попытка формирования нового миропорядка. Созданная в ходе войны Антигитлеровская коалиция стала основой для формирования новой международной организации. Ещё шли бои в Европе

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

Глава 12 Советский Союз в послевоенный период (1946–1953 гг.) После окончания Великой Отечественной войны главной задачей СССР стало восстановление народного хозяйства. Положение осложнялось тем, что к послевоенной разрухе добавилась тяжелейшая засуха 1946 г.

Из книги История России ХХ - начала XXI века автора Милов Леонид Васильевич

Глава 11. СССР в 1945–1953 гг. Послевоенное возрождение и претензии на мировое

Из книги Россия. Век XX-й (1939-1964) автора Кожинов Вадим Валерианович

Часть вторая «НЕИЗВЕСТНОЕ» ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ 1946–1953

Из книги Автомобили Советской Армии 1946-1991 автора Кочнев Евгений Дмитриевич

Из книги Тегеран 1943 автора

Послевоенное устройство Участники тегеранской встречи лишь в общих чертах коснулись проблемы послевоенного устройства мира. Несмотря на противоречивость интересов держав, представленных на конференции, уже на этом этапе войны делались попытки найти общий язык в

Из книги Тегеран 1943. На конференции Большой тройки и в кулуарах автора Бережков Валентин Михайлович

ПОСЛЕВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО Участники тегеранской встречи лишь в общих чертах коснулись проблемы послевоенного устройства мира. Несмотря на противоречивость интересов держав, представленных на конференции, уже на этом этапе войны делались попытки найти общий язык в

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

95. РЕПРЕССИИ 1946–1953 гг. НАУКА И КУЛЬТУРА В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ После окончания войны многие советские граждане рассчитывали на изменения в социально-политической жизни общества. Они перестали слепо доверять идеологическим догмам сталинского социализма. Отсюда и

Из книги Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории автора Торкунов Анатолий Васильевич

Глава II Разгром милитаристской Японии и послевоенное устройство

Из книги Всеобщая история. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень автора Волобуев Олег Владимирович

§ 17. Послевоенное устройство мира. Международные отношения в 1945 – начале 1970-х гг. Создание ООН. Попытка формирования нового миропорядкаСозданная в ходе войны Антигитлеровская коалиция стала основой для формирования новой международной организации. Ещё шли бои в Европе

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том девятый автора Коллектив авторов

1. НОВАЯ РАССТАНОВКА СИЛ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ. БОРЬБА СССР ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО МИРА Самая разрушительная из всех пережитых человечеством войн - вторая мировая война, охватившая более четырех пятых населения планеты, оказала огромное влияние на

Из книги Курс отечественной истории автора Девлетов Олег Усманович

Глава 8 СССР в 1946–1953 гг. В разные периоды о послевоенных годах писали по-разному. До середины 80-х гг. их славили как время массового подвига советских людей, сумевших в кратчайший срок восстановить разрушенное войной. Подчеркивались достижения науки и техники, в том числе

1945 г. в Потсдаме. Была окончательно согласована система оккупации Германии; предусматрива­лось, что верховная власть в поверженной стране будет осуществляться главнокомандующими вооруженных сил СССР, США, Великобритании и Франции - каждым в своей зоне оккупации.

Острая борьба разгорелась по поводу западных границ Польши. Под нажимом западная граница Поль­ши устанавливалась вдоль рек Одер и Нейсе. Город Кёнигсберг и прилегающий к нему район передавались СССР, дру­гая часть Восточной Пруссии отходила к Польше.

Неудачей закончились попытки США поставить диплома­тическое признание некоторых стран Восточной Европы в за­висимость от реорганизации их правительств. Таким образом, фактически была признана зависимость этих стран от СССР. Три стороны подтвердили свое решение предать суду главных военных преступников.

Успешное в целом для СССР решение важных политиче­ских проблем было подготовлено благоприятной междуна­родной обстановкой, успехами Советской армии, а также за­интересованностью союзников во вступлении СССР в войну с Японией.

Образование Организации Объединенных Наций (ООН).

ООН была создана на завершающем этапе Второй мировой вой­ны на конференции в Сан-Франциско, начавшей работу 25 апреля 1945 г. Приглашения были отправлены 42 государствам от имени четырех великих держав: СССР, США, Вели­кобритании и Китая. Советской делегации удалось организо­вать приглашение для представителей Украины и Белоруссии. Всего в конференции участвовали 50 стран. 26 июня 1945 г. принятием Устава ООН конференция завершила работу.


Устав ООН обязывал членов организации разрешать спо­ры между собой только мирными средствами, воздерживать­ся в международных отношениях от применения силы или угроз применения силы. Устав провозглашал также равно­правие всех людей, уважение прав человека и его основных свобод, необходимость соблюдения всех международных договоров и обязательств.

B качестве главной задачи перед ООН ставилось содействие обеспечению всеобщего мира и международной безопасности.

Устанавливалось, что ежегодно будут проводиться сессии Генеральной Ассамблеи ООН с участием делегатов всех стран - членов ООН. В вопросах поддержания всеобщего мира главная роль отводилась Совету Безопасности ООН, состоящему из четырнадцати членов. Пять из них считались постоянными (СССР, США, Великобритания, Франция, Ки­тай), остальные подлежали переизбранию через каждые два года. Важнейшим условием явился установленный принцип единогласия постоянных членов Совбеза ООН. Этот принцип предохранял ООН от превращения ее в орудие диктата по от­ношению к какой-нибудь стране или к группе стран.

Начало «холодной войны».

Уже к концу войны резко обо­значились противоречия между СССР, с одной стороны, и США и Великобританией - с другой. Главным вопросом стал вопрос о послевоенном устройстве мира и сферах влия­ния в нем обеих сторон. Ощутимый перевес Запада в экономической мощи и монополия на ядерное оружие позволяли ему надеяться на возможность решительного изменения рас­становки сил в свою пользу. Еще весной 1945 г. был разра­ботан план военных действий против СССР (операция «Немыслимое»): У. Черчилль планировал начать Третью миро­вую войну 1 июля 1945 г. совместной атакой англо-амери­канцев и формирований немецких солдат против советских войск в Германии. Лишь к лету 1945 г. из-за очевидного во­енного превосходства Красной армии от этого плана отказа­лись.

Вскоре обе стороны перешли к политике балансирования на грани войны. В 1947 г. американский журналист У. Липпман назвал эту политику «холодной войной». Поворотным событием в отношениях между СССР и западным миром ста­ла речь бывшего премьер-министра Чер­чилля в военном колледже города Фултон (США) в марте

г. Черчилль призвал «мир, говорящий по-английски», объединиться и показать «русским силу». Президент США Гарри Трумэн поддержал идеи Черчилля. Эти угрозы вы­звали беспокойство, который назвал речь «опасным актом». СССР активно усиливал свое влияние не только в занятых Советской Армией странах Европы, но и в Азии.

Начало складывания двухполюсного (биполярного) мира.

В 1947 г. отношения между СССР и США продолжали ухуд­шаться. Европа лежала в развалинах. В этих условиях росли влияние идей коммунизма, престиж СССР. Для подрыва по­добных настроений США приняли программу помощи Евро­пе - план Маршалла (по имени госсекретаря США Дж. Мар­шалла). Условием предоставления помощи стало ее использование под контролем США. Это было неприемлемо для СССР. Под его давлением Венгрия, Румыния, Албания, Болгария, Югославия, Польша, Чехословакия и Финляндия отказались от участия в плане Маршалла.

С целью укрепления советского влияния осенью 1947 г. создается Информационное бюро коммунистических партий (Коминформ) - подобие распущенного в 1943 г. Коминтерна. Вскоре Сталин принял решение отказаться от первоначально принятого им курса на переход восточноевро­пейских стран к социализму парламентскими методами. Пра­вительства коммунистов в 1гг. пришли к власти в Польше, Румынии, Венгрии и Чехословакии. До этого ком­мунисты получили власть в Югославии, Болгарии, Албании. В 1949 г. победой коммунистов завершилась Гражданская война в Китае. Коммунисты пришли к власти в Северном Вьетнаме и Северной Корее. Так сложился социалистиче­ский лагерь.


Несмотря на колоссальные внутренние трудности, СССР оказал всем этим странам огромную материальную помощь, которая позволила им к началу 50-х гг. в основном преодолеть послевоенную разруху. В 1949 г. для координации вопросов развития создается Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Одновременно в социалистических странах (странах народной демократии) проводились репрессии против ряда деятелей, включая руководителей компартий, заподозренных в попыт­ках вывести свои государства из-под контроля СССР. Лишь правителю Югославии Иосипу Броз Тито удалось отстоять свое право на самостоятельную политику, что стало причиной разрыва отношений СССР с Югославией в 1948 г.

План Маршалла и ответ на него СССР привели к дальней­шему разделению мира на две противостоящие друг другу части: Восток и Запад (биполярный мир).

Первые международные кризисы.

В 1948 г. США приня­ли решение закрепить раздел Германии, создав отдельное западногерманское государство. Экономический раскол Герма­нии определило введение в обращение западно-германской марки. До этого Сталин добивался выполнения решений Ялтинской конференции о единой демократической Германии, рассчитывая сделать ее нейтральным буфером между Запа­дом и Востоком. Теперь Советскому Союзу пришлось взять курс на укрепление своих позиций в Восточной Германии. Советские войска перекрыли пути сообщения, связывающие Берлин с западной оккупационной зоной. В ответ на это был создан «воздушный мост», по которому почти год снабжалась западная часть Берлина (зона, выделенная для оккупацион­ных войск союзников).

Берлинский кризис поставил мир на грань войны, при­вел к окончательному разделу Германии. 8 мая 1949 г. Пар­ламентский совет под руководством Конрада Аденауэра принял Конституцию Федеративной Республики Герма­ния (ФРГ). 20 сентября 1949 г. Аденауэр представил парла­менту первый состав нового государства. 7 октября 1949 г. была образована просоветская Германская Демократиче­ская Республика (ГДР).

Еще раньше, в апреле 1949 г., был подписан Североатлан­тический договор (НАТО), оформивший военно-политический союз западных стран под главенством США. В него вошли 12 государств: США, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Дания, Норвегия, Нидерланды, Люксембург, Пор­тугалия, Исландия и Канада.

Корейская война.

После разгрома Японии ее бывшая ко­лония Корея была разделена по 38-й параллели на советскую и американскую зоны оккупации. Когда советские и амери­канские войска были выведены, и северное правительство коммуниста Ким Ир Сена, и южное правительство Ли Сын Мана стремились распространить свою власть на всю Корею.

25июня 1950 г. войска Северной Кореи (КНДР) начали успешно продвигаться на юг. В сентябре 1950 г. войска пят­надцати стран во главе с США под флагом ООН высадили десант в тылу армии КНДР. В ходе ожесточенных боев амери­канцы дошли до корейско-китайской границы. Спасая КНДР, на ее стороне выступили «добровольцы» из Китая, успешно действовала и советская авиация (советские истребители сби­ли 1097 самолетов противника, американцы уничтожили 335 советских самолетов).

В 1951 г. линия фронта установилась в районе той же 38-й параллели. В 1953 г. было подписано перемирие. Корейская война дала толчок новому этапу гонки вооружений.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие решения приняла Потсдамская конференция?

2. Когда была создана ООН? Каковы были ее цели? Какие пункты были включены в Устав ООН?

3. Что такое «холодная война»? В чем были ее причины?

4. Что такое биполярный мир? Как он сложился?

5. В чем состояли причины и последствия Берлинского кризиса?

6. Почему началась Корейская война? Каковы были ее итоги?

7. Была ли неизбежной «холодная война»? Свой ответ аргументи­руйте.

Международные отношения после Второй мировой войны стали эпохой противостояния двух социально-политических систем: капитализма и социализма. Это противостояние получило название Холодной войны. Ее первый этап относится к 1949-1953 гг.

Предпосылки Холодной войны

На Тегеранской (1943 г.) и Ялтинской (1945 г.) конференциях Сталину, Рузвельту и Черчиллю удалось найти общий язык. При этом появились спорные вопросы относительно послевоенного устройства мира:

  • процедура создания международной организации для поддержания мира и безопасности (будущая ООН);
  • судьба колониальных владений;
  • послевоенное положение Германии и Франции;
  • западные границы СССР и др.

В последний раз союзные главы государств и правительств встретились на Потсдамской конференции (июль-август 1945 гг.).

Рис. 1. Черчилль, Трумэн и Сталин на Потсдамской конференции. 1945 г..

В итоге были приняты решения по послевоенному устройству Европы:

  • перестройка политической жизни Германии на демократической основе;
  • закрепление за союзниками зон оккупации;
  • признание влияния СССР в Центральной и Восточной Европе.

Единство союзников на Потсдамской конференции сохранялось только за счет продолжающейся войны с Японией.

Ядерное оружие

С конца 30-х гг. США, Германия, Великобритания и СССР ведут активные разработки ядерного оружия. В США эти работы получили название “Манхэттенского проекта”.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

В июле 1945 г. первая атомная бомба была успешно испытана на полигоне в штате Нью-Мексико. В начале августа США впервые применили атомное оружие против Японии. Огромная разрушительная мощь поразила весь мир и стала основанием для американской идеи о мировом господстве.

Рис. 2. Макет бомбы “Малыш”, сброшенной на Хиросиму.

4 сентября 1945 г. в США был разработан первый план атомной войны против СССР, по которому бомбардировке должны были подвергнуться 20 крупных городов.

Превосходство США сохранялось до 1949 г., пока атомная бомба не была изобретена в СССР. С этого времени начинается гонка вооружений – одна из главных составляющих Холодной войны.

Этапы нарастания конфронтации

Когда началась Холодная война? 5 марта 1946 г. в Фултоне У. Черчилль в присутствии американского президента Г. Трумэна произнес речь о необходимости уничтожения СССР, как “империи Зла”.

Эта речь и дата ее произнесения считаются началом Холодной войны.

  • экономическая, финансовая и военная помощь всем некоммунистическим режимам;
  • право США вмешиваться в события в любой точке земного шара.

В апреле 1949 г. был образован Североатлантический союз (НАТО) во главе с США. В ответ в 1955 г. СССР и страны Восточной Европы создали военно-оборонительный союз, получивший название Варшавского договора.

Корейская война

Первой “горячей точкой” Холодной войны стала война в Корее. Мирное урегулирование в результате Второй мировой войны разделило страну на северную (просоветскую) и южную (проамериканскую) половины.

Рис. 3. Танки сил ООН в Сеуле. 1950 г..

До сих пор идут споры о том, кто развязал войну. В 9 классе нужно запомнить следующее:

  • война началась в июне 1950 г.;
  • 15 стран ООН направили в Южную Корею свои войска;
  • на стороне Северной Кореи выступил Китай;
  • Советский союз оказывал помощь Северу техникой и военными специалистами.

Летом 1953 г. было подписано мирное соглашение, которое закрепило разделение страны на Северную и Южную Корею по 38 параллели.

Кратко о начале Холодной войны 1945-1953 гг. можно сказать, что оба лагеря были виновны в равной степени. США и СССР приложили все усилия для становления двухполюсного мира.

Что мы узнали?

На протяжении 1945-1949 гг. накапливались противоречия в отношениях бывших союзников. Создание НАТО закрепило разделение мира на две различные системы. Первым вооруженным столкновением стран капитализма и социализма стала Корейская война (1950-1953 гг.).

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 223.

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

областное бюджетноепрофессиональное образовательное учреждение

«Курский государственный политехнический колледж»

(ОБПОУ«КГПК»)

Методическая разработка урока

« Начало «холодной войны »

Предмет «История»

программа подготовки специалистов среднего звена

по специальности08.02.01

Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

ОБПОУ «КГПК»

Курск

2016 г .

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка урока истории « Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны » по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (базовая подготовка) предполагает продолжение работы по построению модели обучения, которую отличает сочетание педагогического управления с инициативой и активностью студента. Данная модель обеспечивает все необходимые условия для дальнейшей социальной адаптации обучающихся, играет важную роль в формировании общих и личностных компетенций специалистов и соответствует требованиям ФГОС СПО.

Студенты получают навыки участия в дискуссии, диалогового общения с окружающими, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Совместная деятельность способствует развитию критического мышления, умения высказываться,отстаивать свое мнение, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. Интерактивная технология способствует не только повышению качества знаний, но и повышению работоспособности, студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что и делает продуктивным сам процесс обучения.

Методическая цель: внедрение интерактивных технологий как способа интеллектуального развития личности и формирования критического мышления.

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: урок-диалог.

Технологии обучения: интерактивные технологии, деловая игра.

Форма организации учебной деятельности : работа в малых группах, коллективное обсуждение, самостоятельная работа.

Методы и приемы обучения:

- работа с историческими источниками;

- беседа с элементами дискуссии .

Цели занятия.

Образовательная:

усвоение обучающимися сущности понятия «холодная война», причин возникновения холодной войны, ее влияния на международные отношения и

последствий для развития мировой политики;

Развивающая:

Развитие мыслительных навыков обучающихся;

Развитие умений работать с историческими источниками;

Развитие умений формулировать и аргументировано излагать свою точку зрения;

Воспитательная:

воспитание неприятия нетерпимости, враждебности, недоверия, идеологического противостояния, агрессивности.

Формируемые компетенции и ценностные ориентации

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 6.Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

1. Личностно-значимые и коммуникативные:

- позитивный настрой, ориентация на успех;

- умение взять на себя ответственность за принятое решение.

2. Учебно-познавательные компетенции:

- умения и навыки решения ситуационных задач;

- умения и навыки выделять ключевые положения, высказывать аргументированные суждения и умозаключения;

- умение проводить анализ полученных результатов; формулировать выводы.

3. Коммуникативно-речевые компетенции:

- умения и навыки готовить устные сообщения на основе изученных источников информации;

- умения и навыки монологической идиалогической речи;

- умения и навыки использования в речи исторических терминов.

Обеспечение занятия:

Настенная карта «Государства мира»,

Мультимедийный проектор; ПК,

Мультимедийная презентация « Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны »;

Раздаточный материал.

Основная литература:

Артемов В . В ., Лубченков Ю . Н . История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2015.

ХОД УРОКА.

1. Темополагание. Целеполагание. (5 мин.)

Создание мотивации: обучающиеся по материалам периодической печати (газеты«Российская газета», «Аргументы и факты», «Курская правда») представляютсовременные международные отношения и задают вопросы: Почему сегодня так много вопросов, по которым Россия и США не могут прийти к единому мнению? Кто виноват в противостоянии великих держав? Куда, к чему приведет противостояние России и США?

Преподаватель:

Спасибо, садитесь. Действительно, современная международная обстановка заставляет нас задумываться о том, что происходит, почему так складываются отношения между государствами, что будет дальше. Изучение этой темы особенно актуально.Сегодня мы тоже будем говорить о международных отношениях, об отношениях двух держав. Начать нам нужно с истоков, поэтому давайте вернемся в середину 40-х гг 20 века. Тема нашего урока: «Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны». Откройте тетради, запишите тему урока.

Сколько вопросов сейчас прозвучало, и на эти вопросы мы с вами попытаемся найти ответы на уроке. Определите цели нашего урока.

Предполагаемые ответы:

Цели нашего урока:

Рассмотреть послевоенное устройство мира; выяснить, что такое «холодная война», каковы ее причины, кто виноват в развязывании «холодной войны» и каковы ее последствия.

Преподаватель:

Я хочу вам напомнить древнюю мудрость: Отыщи всему начало, и ты многое поймешь, поэтому мы обязательно будем говорить об уроках «холодной войны».

Обратите внимание на перечень высказываний знаменитых людей мира (Приложение №1). Я предлагаю вам внимательно прочитать их и выбрать эпиграф к нашему уроку в соответствии с целью, обосновывая свой выбор.

Обучающиеся предлагают варианты эпиграфа, аргументируя свой выбор. В качестве эпиграфа выбирают слова Е.Евтушенко «Наш медовый месяц с союзниками быстро кончился. Война нас объединила, а победа разъединила», т.к. в них характеризуется послевоенное состояние мира.

2. Изучение нового материала (30 мин.)

Преподаватель:

Итак, мы выбрали эпиграф, определили цели нашего урока и начинаем работать по следующему плану

1. «Холодная война»: понятие, причины, признаки.

2. «Биполярный мир».

3. Последствия «холодной войны». Локальные конфликты.

Посмотрите на фото (Приложение №2). Кто здесь изображен?

Предполагаемые ответы:

Главы правительств СССР, США и Великобритании - И. Сталин, Г. Трумэн, У. Черчилль.

Какой урок вынесло человечество из второй мировой войны?

Предполагаемые ответы:

Основной урок, который был вынесен в результате войны, - любая война требует мобилизации людских и материальных ресурсов, несет страдания людям. Следовательно, нужно всеми силами воздерживаться от решения проблем с помощью военной силы.

Преподаватель:

2 сентября 1945 г. закончилась вторая мировая война, самая тяжелая и кровопролитная. После нее казалась кощунственной сама мысль о новой войне. Было сделано как никогда много, чтобы она не повторилась: разгромлены государства, ставшие на путь грубого нарушения норм международного права и откровенной агрессии. Это означало поражение политики грубой силы, попыток построения «нового порядка» на принципах воинствующего национализма и расизма.

Главный урок, который вынеслочеловечество, — сохранить мир — нашел свое отражение в создании ООН, международной организации для поддержания мира и безопасности на планете.
Объективное развитие ситуации вело к «холодной войне».

«Холодная война» - это не просто термин, не просто метафора, это целая эпоха в жизни человечества, наполненная фактами, событиями, лицами. Предлагаю сегодня выяснить, как создавался образ этой эпохи, дополнить ее портрет теми штрихами, без которых он был бы недостаточно выразительным. Для этого вам нужно будет изучитьисторические источники.

Сегодня у нас присутствуют представители США, СССР и сторонние наблюдатели, которым предстоитвыяснить, что такое «холодная война», каковы ее причины, кто виноват в развязывании «холодной войны» и каковы ее последствия.

На парте у каждого есть задание, с которым вы будете работать в микрогруппе. Время работы - 5 мин.

Преподаватель просит встать представителей США и СССР, задает им вопросы по документам, обучающиеся отвечают на вопросы.

Документ «Из речи У. Черчилля 5 марта 1946 г. в городе Фултоне (США)» (Приложение 3)

Почему речь Черчилля, по мнению историков, считается предвестницей «холодной войны»?

Предполагаемые ответы:

У. Черчилль обвинил СССР в экспансии, в создании «железного занавеса», отделившего Запад от стран советского влияния. У. Черчилль говорил о необходимости создания «силового кольца» вокруг стран, находящихся под контролем СССР, чтобы заставить его отказаться от построения социализма и распространения социалистических идей.

- Документ «Реакция руководства СССР на выступление Черчилля» (Приложение 4, на 2-хлистах)

Какова была реакция советского руководства навыступление У. Черчилля? Определите отношение И. В. Сталина к речи У. Черчилля.

Предполагаемые ответы:

И. В. Сталин заявил, что « г. Черчилль стоит теперь на позиции поджигателя войны», поставил его в один ряд с Гитлером и оценил речь как призыв Запада к войне с СССР.

Исторические факты (Приложение5)

Какие цели преследовал СССР на международной арене после завершения Второй мировой войны? Приведите примеры, доказывающие усиление позиций СССР в послевоенном мире.

Предполагаемые ответы:

И. В. Сталин стремился усилить влияние СССР во всех регионах мира. В 1946-1948 гг. в государствах Восточной Европы и Азии, освобожденных советской армией или при ее участии, к власти пришли коммунистические правительства, взявшие курс на строительство социализма по советскому образцу. Возник ряд социалистических стран, союзных СССР.

Документы (Приложение 6, на 2-х листах)

Предполагаемые ответы:

США не желали мириться с изменениями, происшедшими на международной арене. Поэтому они стали проводить силовую политику по отношениюк СССР. Одним из средств сдерживания СССР считали атомное оружие, монополией на обладание которым пользовались США. Цели планов США по отношению к СССРпо характеру были агрессивные.

Документ « Доктрина Трумэна. План Маршалла» (Приложение 7)

Какова основная идея речи Трумэна? Какую роль она сыграла в развитии «холодной войны»? В чем суть«плана Маршалла»?

Предполагаемые ответы:

В доктрине Трумэна говорилось о «сдерживании» СССР, оказании непрерывного давления на него, о возможности вмешательства США во внутренние дела других стран. Доктрина положила начало созданию сети военных баз США на чужих территориях. Тогда же американский государственный секретарь Маршалл выдвинул программу экономической помощи послевоенной Европе. Фактически она стала продолжением доктрины Трумэна.

- Документ « План Маршалла». (Приложение 8, на 2-х листах)

Как советское руководство отнеслоськ «плану Маршалла»? Почему? Попытайтесь объяснить, почему И.В. Сталин не принял предложение госсекретаря США Д. Маршалла?Почему Сталин потребовал от стран Восточной Европы отказа от участия в американском проекте?

Предполагаемые ответы:

И.В. Сталин и его окружение восприняли « План Маршалла» как попытку поставить под контроль США экономическую и политическую жизнь принявших его стран. Опасаясь подрыва влияния СССР в государствах Восточной Европы, руководство Советского Союза потребовало от них отказа от участия в американском проекте.

Преподаватель:

Я хочу спросить у представителей СССР и США, стоящих друг против друга, каковы были ваши ощущения? Что испытывали? Как сторонние наблюдатели оценивают происходившее?

Предполагаемые ответы:

Чувство борьбы, противостояния, конфликт, с другой стороны - желание сблизиться, пойти навстречу друг другу.

Преподаватель:

А теперь давайте сделаем выводы по обсуждаемым вопросам.

Что такое «холодная война»?В чем состояли причины «холодной войны»?Кто, на ваш взгляд, был ее виновником? Можно ли было избежать «холодной войны»?

Предполагаемые ответы:

«Холодная война» — состояние военно-политической конфронтации между Советским Союзом и США, а также между ихсоюзниками после Второй мировой войны.

Причины «холодной войны»: с появлением у США ядерного оружия возрастающую роль в международных отношениях стала играть военная мощь. Политики и в Советском Союзе, и в Соединенных Штатах оказались заинтересованы в создании образа врага. В условиях, когда судьба освобожденных от фашизма стран оставалась неопределенной, между СССР и США развернулось противоборство за право определять пути их дальнейшего развития.

Главной причиной «холодной войны» стали глобальные, геополитические, непримиримые противоречия между мировыми общественно-политическими системами - капитализмом и социализмом, отягощенные идеологией и субъективными качествами лидеров великих держав.

Лидеры и Советского Союза, иСоединенных Штатов проявляли неконструктивность, нежелание идти на компромиссы, считаться с интересами друг друга.

Преподаватель:

В «холодную войну» оказались вовлечены не только сверхдержавы, формируется биполярный мир. Вашим микрогруппам необходимо было определить последствия «холодной войны». (Приложение 9, на 3-хлистах,)

Что такое «биполярный мир»? Как он сложился?Каковы результаты возникновения двух военно-блоковых систем? С помощью карты раскройте смысл изменения геополитической ситуации в Европе к концу 1949г. В чем состояли причины и последствия Берлинского кризиса?

Предполагаемые ответы:

Биполярный мир - мир, разделенный на две противостоящие друг другу части: Восток и Запад. Соперничество СССР и США привело к гонке вооружений, борьбе за контроль над ключевыми районами мира, росту числа локальных конфликтов и созданию системы военных союзов.

Для регулирования экономических взаимоотношений в Восточной Европе в январе 1949г. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) (работа с картой). СЭВ стал первой международной организацией социалистических стран. Со своей стороны страны Запада 4 апреля 1949г. сформировали военно-политическую организацию Североатлантического договора (НАТО) (работа с картой). Ответом на вступление ФРГ в НАТО в 1955г. стало создание Организации Варшавского договора, военно-политического союза СССР с дружественными ему странами Восточной Европы (работа с картой). Формирование системы союзов в Европе ускорил конфликт между СССР и США, поставивший эти страны на грань военного столкновения. Конфликт был связан с нерешенностью германского вопроса (работа с картой).

Западные державы не желали мириться с установившимся на востоке Германии советским влиянием. Берлинский кризис сделал разделение Германии неизбежным.

Создание двух военно-блоковых систем привело к значительному обострению международной обстановки и сказалось на политическом развитии многих стран.

Преподаватель:

В противостояние были вовлечены и страны Азии.

Документ «Корейская война» (Приложение 10, на 3-хлистах)

Предполагаемые ответы:

Гражданская война в Корее переросла в международную. Советским и американским летчикам пришлось сражаться друг с другом.Военное столкновение в Корее между двумя военно-блоковымисистемами поставило страны на грань войны.

Преподаватель:

Подведем итоги нашего диалога.(5 мин.)

Обратимся к вопросам, сформулированным в начале урока. Получили ли мы ответы на них?

Какие уроки можно извлечь из военного противостояния СССР и Запада в 1945 - 1953г. г.

Какие из этих уроков актуальны в современном мире?

Чем опасна «холодная война»?

Предполагаемые ответы:

Обе страны претендовали на лидирующую роль в мире. Они использовали для ослабления друг друга такие средства, как экономическая блокада, политическая пропаганда, гонка вооружений, локальные конфликты. Локальные конфликты стали неизменной приметой послевоенных лет. Во многих регионах мира «холодная война» послужила детонатором кровавых «горячих конфликтов».

Преподаватель:

Представьте, что вы присутствуете на встрече руководителей государств, с какими словами, пожеланиям, вопросами вы бы обратились к руководителям России и США.

Обучающиеся высказывают свои пожелания.

Предполагаемые ответы:

Откажитесь от противостояния.

Откажитесь от санкций.

Берегите мир.

Давайте пожмем друг другу руки и направим наши усилия на использование атома в мирных целях.

Преподаватель:

Да, действительно, только сотрудничество, взаимодействие, желание пойти на компромиссы сблизят государства и помогут решить существующие проблемы. Все должны объединиться, чтобы не допустить «холодной войны» и перерастания ее в «горячую».

Будущее есть следствие прошедшего и настоящего, но настоящее — текущий момент, единственное время, в которое можно сделать что-то такое, что к любому прошедшему добавит нечто, что вызовет к жизни желанное будущее. Если же в настоящем ничего не делать, то мы рискуем оказаться в том будущем, которое надвигается «само собой» — автоматически или во исполнение чуждой нам чужой воли.

3. Заключение.(5 мин.)

Преподаватель:

Наш урок подходит к концу, я предлагаю вам продолжить фразу: «После нашего урока я могу……»

Предполагаемые ответы:

Проводить поиск необходимой информации в исторических источниках;

Формулировать понятия, выделять существенные признаки;

Анализировать исторические события;

Излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов;

Определять свое отношение и объяснятьоценку наиболее значительных личностей и событий в истории;

- объяснять смысл и значение изучаемых исторических событий и явлений;

Работать в группе;

Уважительно относиться к оппоненту.

Домашнее задание: Написатьэссе, темой которого послужит высказывание Т. Карлейля«Любая война есть непонимание».

Выставление и комментирование оценок.

Спасибо, урок законч ен

Приложение № 1.

n Наш медовый месяц с союзниками быстро кончился. Война нас объединила, а победа разъединила.

Е.Евтушенко.

n Результаты нашего труда не оставляют человечеству

другого выбора, кроме того как создать объединенный мир, мир, основанный на законности и гуманизме.

Р. Оппенгеймер

n Каким видом оружия будет вестись III мировая война? Не знаю, но единственным оружием IV будет каменный топор.

А. Энштейн

n Прошедшее надо знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, оно не умело«убирать своих последствий».
В.О. Ключевский

n Мы идем в будущее, оглядываясь на прошлое.

П. Валерии

Приложение №3

Вопрос к документу: Почему речь Черчилля, по мнению историков, считается предвестницей «холодной войны»?

Из речи У. Черчилля 5 марта 1946 г. в городе Фултоне (США)
От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике «же-лезная завеса» спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Бу-дапешт, Белград, Бухарест, София — все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увели-чивающемуся контролю Москвы... Только Афины с их бессмертной славой свободны решать свое будущее на выборах под наблюдением англичан, американцев и французов. Польское правительство, находящееся под контролем русских, поощрялось к огромным и несправедливым посягательствам на Германию…

Коммунистические партии, которые были очень незначительны во всех восточных государствах Европы, достигли исключительной силы, намного превосходящей их численность, и стремятся всюду установить тоталитарный контроль. Полицейские правительства преобладают почти повсеместно, и до настоящего времени… в них не существует никакой подлинной демократии.

Турция и Персия глубоко встревожены и обеспокоены требованиями, которые предъявляет к ним московское правительство. Русские сделали попытку в Берлине создать коммунистическую партию в их зоне оккупации Германии (…) Если теперь советское правительство попытается отдельно создать прокоммунистическую Германию в своей зоне, это причинит новые серьёзные трудности в британской и американской зонах и разделит побеждённых немцев между Советами и западными демократическими государствами.

За исключением Бри-танского Содружества наций и США, где коммунизм на-ходится в зачаточном состоянии, компартии, или пятые колонны, представляют собой возрастающую угрозу и опасность для христианской цивилизации...Русские больше всего восхищаются силой, и нет ничего такого, к чему бы они питали меньшее уважение, чем военная слабость. По этой причине наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил...
Если население Содружества наций, говорящих на анг-лийском языке, добавить к США и учесть, что будет озна-чать подобное сотрудничество на море, в воздухе в области науки и промышленности, то не будет существовать никакого шаткого и опасного соотношения сил. Я отгоняю от себя мысль, что новая война неизбежна или, более того, что новая война нависла... Я не верю, что Совет-ская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безгра-ничного распространения своей силы и своих доктрин. Но то, что мы должны рассмотреть здесь сегодня, — это система предотвращения угрозы войны, обеспечение условий для развития свободы и демократии так быстро, как только возможно, во всех странах...».

Приложение №4.

Вопросы к документу: Какова была реакция советского руководства навыступление У. Черчилля? Определите отношение И. В. Сталина к речи У. Черчилля?

Реакция руководства СССР на выступление Черчилля:

"Вчера в Америке товарищ Черчилль выступил с провокационной речью. Вы о ней подробней прочтёте в "Правде". Сей господин призывает братьев-империалистов не церемониться с нами. Товарища Черчилля раздражает победа коммунистической идеологии в странах Восточной Европы. Он хотел бы вернуть предвоенный мир. Поблагодарим товарища Черчилля, давнего поджигателя войны. Сообщают, что руководители США и Англии, Трумэн и Эттли, открестились от призывов Черчилля. Поздно, господа. Мы тоже могли бы сделать вид, будто ничего не случилось, но это не в наших интересах. Мы будем трактовать речь товарища Черчилля как прямой призыв к войне с СССР и лагерем социализма. Очень хорошая и своевременная для нас речь... Между нами говоря, после войны у нас в обществе появились неверные настроения. Некоторые представители интеллигенции позволяют себе открыто восхищаться западным образом жизни, преступно забывая, что в мире идёт борьба классов. Спасибо тебе, товарищ Черчилль, что ты нас вернул к действительности. И напомнил о нашей главной задаче. Теперь насчёт нашего отставания, о котором упомянул этот мерзавец... Это не так, и это так! Все мы помним, как Черчилль и империалисты долго не открывали второй фронт, желая как можно больше обескровить нас. Но произошло обратное. Истекая кровью, теряя сотни тысяч в сражениях, мы создали самую сильную армию в мире... У господ империалистов сейчас осталось единственное преимущество - атомная бомба. Это очень серьёзное преимущество. Наша задача в кратчайший срок ликвидировать его- это раз. И два: с сегодняшнего дня мы возобновляем нашу борьбу. Мы должны пресечь настроения благодушия и идеологической слабости".

И.В. Сталин же в интервью корреспонденту газеты "Правда" так прокомментировал фултонское выступление У. Черчилля:

«...По сути дела, г. Черчилль стоит теперь на позиции поджигателя войны. И г. Черчилль здесь не одинок - у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединенных Штатах Америки... Гитлер начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Г-н Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира... По сути дела, г. Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда все будет в порядке, - в противном случае неизбежна война... Несомненно, что установка г. Черчилля есть установка на войну, призыв к войне с СССР. Я не знаю, удастся ли господину Черчиллю и его друзьям организовать после второй мировой войны новый поход против "Восточной Европы". Но если им это удастся, - что маловероятно, ибо миллионы "простых людей" стоят на страже дела мира, - то можно с уверенностью сказать, что они будут биты.»

Приложение №5.

Вопросы к документу: Какие цели преследовал СССР на международной арене после завершения Второй мировой войны? Приведите примеры, доказывающие усиление позиций СССР в послевоенном мире.

Факты.

Острый конфликт произошел из-за сроков вывода советских войск из Северного Ирана, куда они вступили еще в 1941г. по договоренности с Англией. В декабре 1945г. в иранском Азербайджане и Курдистане (Северный Иран) были сформированы местные органы власти. Они провозгласили автономию. Страны Запада сочли это нарушением обязательств, принятых союзниками в Тегеране в 1943г. об уважении территориальной целостности страны, потребовали от СССР незамедлительно вывести войска с территории Ирана. Со стороны США последовала первая в истории советско-американских отношений угроза применить в случае военного решения конфликта ядерное оружие. Столь болезненная реакция объяснялась опасениями, что СССР поставит под контроль нефтяные богатства Ирана. После вывода советских войск правительство Ирана по совету англичан не только ликвидировало автономии, но и расторгло договор об аренде с Советским Союзом ряда нефтяных месторождений сроком на 50 лет.

В 1945-1946 гг. в большинстве восточноевропейских стран у власти стояли коалиционные правительства. Наряду с коммунистами в них были представлены и другие политические силы.

В 1945 г. коммунистический режим был установлен в Югославии и Северном Вьетнаме.

В 1946г. - в Албании, Болгарии.

1947г. - коммунисты победили на выборах в Польше и Венгрии.

Декабрь 1947г. - румынский король Михай под давлением советского военного командования отрекся от престола и передал власть коммунистам.

1948г. - коммунистический режим установился в Чехословакии, просоветский режим установлен в Северной Корее.

1949г. - коммунисты пришли к власти в Китае.

Произошло полное подчинение лидеров коммунистических режимов Сталину.

Приложение № 6.

Вопросы к документам: Сформулируйте кратко главнуюцель США в отношении СССРпосле второй мировой войны? Можно ли расценить борьбуСША с ненавистным, несправедливым советскимрежимом как справедливые, отражающие интересы мирового сообщества действия? Каковы по характеру цели планов США в отношении СССР? Осуществляют ли аналогичные действия США в отношении других государств в настоящее время.

Выдержки из директивы Совета национальной безопасности США: 20/1 от 18.08.1948 г. “Наши цели в отношении России” и СНБ-68 от 30.09.1950 г.

«Наши основные цели в отношении России, в сущности, сводятся всего к двум:

а) Свести мощь и влияние Москвы до пределов, в которых она не будет представлять угрозу миру и стабильности международных отношений;

б) Провести коренные изменения в теории и практике внешней политики, которых придерживается правительство, стоящее у власти в России.

…Речь идёт прежде всего о том, чтобы сделать и держать Советский Союз слабым в политическом, военном и психологическом отношениях по сравнению с внешними силами, находящимися вне пределов его контроля.

…Другими словами, мы должны создавать автоматические гарантии, обеспечивающие, чтобы даже некоммунистический и номинально дружественный к нам режим:

а) не имел большой военной мощи;

б) в экономическом отношении сильно зависел от внешнего мира;

в) не имел серьезной власти над главными национальными меньшинствами;

г) не установил ничего похожего на железный занавес.

В случае, если такой режим будет выражать враждебность к коммунистам и дружбу к нам, мы должны позаботиться, чтобы эти условия были навязаны не оскорбительным или унизительным образом. Но мы обязаны не мытьём, так кaтаньем навязать их для защиты наших интересов».

Из Директивы СНБ-68 от 30.09.1950 г.

«…сеять семена разрушения внутри советской системы с тем, чтобы заставить Кремль по крайней мере изменить его политику… Но без превосходящей наличной и легко мобилизуемой военной мощи политика “сдерживания”, которая по своему существу политика рассчитанного и постепенного принуждения, не больше, чем блеф.

…Нам нужно вести открытую психологическую войну с целью вызвать массовое предательство в отношении Советов и разрушить иные замыслы Кремля...

…Помимо утверждения наших ценностей, наша политика и действия должны быть таковы, чтобы вызвать коренные изменения в характере советской системы, срыв замыслов Кремля — первый и важный шаг к этим изменениям.».

4 сентября 1945 г.в США был составлен документ (меморандум Объединенного разведывательного комитета за № 329), в котором говорилось: «Отобрать приблизительно 20 наиболее важных целей, пригодных для стратегической атомной бомбардировки в СССР и на контролируемой им территории».

«Русским, - писал 5 января 1946 г. президент США Г. Трумэн государственному секретарю Дж. Бирнсу, нужно показывать железный кулак и говорить сильным языком. Я думаю, мы не должны теперь идти с ними ни на какие компромиссы».

Председатель сенатской комиссии по атомной энергии Макмагон открыто заявлял: «Война с русскими неизбежна. Надо смести их с лица земли и быстрее».

«Оценка планов стратегического наступления в воздухе против СССР, подготовленная главнокомандующим американскими ВВС и представленная Объединенному комитету начальников штабов», 21 декабря 1948 г.

«Война начнется до 1 апреля 1949 г. Атомные бомбы будут применены в таком масштабе, в каком это будет возможно и желательно… очень важно наметить районы, где расположены наиболее значительные советские промышленные центры… Карты с обозначенными целями и маршрутами полетов для осуществления операций, затрагивающие первые 70 городов, будут готовы к 1 февраля 1949 г.»

Из статьи западногерманского историка Б. Грайнера
В Вашингтоне имелась группа, коей было совершенно безразлично, что думают и делают СССР или Сталин. Это — разработчики военных планов. Самое позднее с лета 1945 г. они твердо знали своего врага и серийно выпускали военные планы. В 1948—1949 гг., к примеру, считалось возможным покончить с Советским Союзом, уничтожив атомными бом-бами его 70 городов и индустриальных центров. С маниа-кальной точностью были расписаны все детали: нападению подвергнутся 1947 объектов, в течение 30 дней намечалось 2,7 миллиона человек убить и 4 миллиона ранить. В марте 1954 г. командование стратегических ВВС видело себя на пике могущества. В случае необходимости оно бралось об-рушить со всех сторон света на СССР 750 бомб и в течение двух (!) часов превратить его в «дымящиеся радиоактивные руины». Заметим, что по этому сценарию США никак не пострадали бы

Приложение № 7.

Вопросы к документам: Какова основная идея речи Трумэна? Какую роль она сыграла в развитии «холодной войны»? В чем суть«плана Маршалла»?

Доктрина Трумэна.

Лидеры стран Запада опасались, что СССР будет и впредь расширять свою «сферу интересов», включая в нее все новые страны, где будут усиливаться позиции коммунистов. В марте 1947г. конгресс США по просьбе Г. Трумэна одобрил выделение денег Греции и Турции и посылку туда военного персонала для защиты этих стран от «коммунистической агрессии». Посланиепрезидента США конгрессу получило название доктрины Трумэна. Ставилась задача «сдерживания» СССР и его союзников от «захвата» новых территорий. Впоследствии была провозглашена доктрина отбрасывания, т.е. освобождения от влияния СССР стран, попавших под его контроль. Эта политика связывалась с обеспечением безопасностии жизненноважныхинтересовсамихСША.

План Маршалла.

Составной частью нового внешнеполитического курса США была программа экономического возрождения разрушенной войной Европы. Её разработал новый государственный секретарь США Маршалл. Названный его именем план был одобрен на международной конференции в Париже (12.7-22.9.1947). СССР в конференции не участвовал, так как расценил этот план как нацеленный на экономическое закабаление Европы Америкой и оказал давление на восточноевропейские страны с тем, чтобы они отказались от участия в реализации плана Маршалла. Всего же план Маршалла подписали 16 западных стран.

Маршалл в своей речи в Гарвардском университете заявил: "Наша политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса." Он говорил, что европейские государства, желающие пользоваться его планом, должны сами проявить инициативу и выработать детали этого плана, подсчитывая необходимые средства, предоставить данные о состоянии своей экономики, потребностях, планах использования поступающих средств.

План Маршалла начал осуществляться с апреля 1948 г., когда конгресс США принял "закон об экономическом сотрудничестве", предусматривавший 4-летнюю программу экономической помощи Европе. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла (с апр. 1948 по дек. 1951) составила около 12,4 млрд. долл., причём основная доля пришлась на Англию (2,8 млрд.), Францию (2,5 млрд.), Испанию (1,3 млрд.), Западную Германию (1,3 млрд.), Голландию (1 млрд.). При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было.

Приложение № 8.

Вопросы к документу: Как советское руководство отнеслоськ «плану Маршалла»? Почему? Попытайтесь объяснить, почему И.В. Сталин не принял предложение госсекретаря США Д. Маршалла?Почему Сталин потребовал от стран Восточной Европы отказа от участия в американском проекте?

План Маршалла.

План Маршалла в Москве первоначально был встречен с интересом. Еще не пропали надежды на американские кредиты для восстановления страны. Поэтому советское руководство колебалось. По воспоминаниям одного из руководителей МГБ П. Судоплатова, первоначально советское руководство серьезно рассматривало участие СССР в плане Маршалла. Помощник В. Молотова Ветров рассказывал П. Судоплатову перед отъездом в Париж для участия в переговорах о будущем Европы, что «наша политика строится на сотрудничестве с западными союзниками в реализации «плана Маршалла», имея в виду прежде всего возрождение разрушенной войной промышленность на Украине, в Белоруссии и в Ленинграде».

Советский Союз был приглашен на встречу министров Иностранных дел в Париж по проблемам американской помощи, на что Политбюро ЦК ВКП(б) 21 июня 1947 г. дало положительный ответ. Вот как вспоминает об этом времени министр иностранных дел В. М. Молотов: «Я вначале согласился, между прочим, в ЦК внес предложение: надо участвовать. А потом опомнился и послал вторую записку в тот же день: давайте откажемся. …Но а там (В Париже) такая банда собралась, что рассчитывать на добросовестное отношение не приходилось… Много смутного было. Но если они считают, что это была наша ошибка, отказаться от плана Маршалла, значит правильно мы сделали… А вначале мы в МИДе хотели предложить участвовать всем социалистическим странам, но быстро догадались, что это неправильно. Они затягивали нас в свою компанию, но подчиненную компанию. Мы бы зависели от них, но ничего бы не получилось толком, а зависели бы, безусловно».

Еще более негативная оценка звучит в докладной записке академика Е. Варги, написанная по заданию В. Молотова. Академик считал, что в основе плана Маршалла лежат экономические интересы руководства США: «Решающее значение для выдвижения плана Маршалла имело экономическое положение США. План Маршалла должен был в первую очередь явиться оружием смягчения очередного экономического кризиса, приближение которого уже никто в США не отрицает. Американская финансовая олигархия и американская политика ищут средства для смягчения предстоящего экономического кризиса. Таким средством является продажа излишних (в условиях капитализма) товаров за границей». Исходя из оценки экономического положения в США, Е. Варга делает вывод: «Смысл плана Маршалла на этом фоне следующий. Если уж в интересах самих США нужно отдать за границу американские товары на много миллиардов долларов в кредит ненадежным должникам, то нужно постараться извлечь из этого максимальные политические выгоды». Такими выгодами, по мнению академика Е. Варги, является «демонстрация превосходства США», «роль «спасителей «всей Европы».

И. В. Сталин, и его окружение восприняли план Маршалла как попытку поставить под контроль США экономическую и политическую жизнь принявших его стран. И. В. Сталин приказал странам «народной демократии» Восточной Европы отказаться от «плана Маршалла». В. М. Молотов объявил, что помощь США «неизбежно приведет к вмешательству одних государств в дела других», «расколет Европу на две группы стран».И. В. Сталин запретил странам «международной демократии» вступать в Международный валютный фонд.

В 1947 г. коммунисты восточноевропейских стран по указанию Информационного бюро коммунистических партий резко осудили «план Маршалла» и выдвинули идею ускоренного развития своих стран с опорой на собственные силы при поддержке СССР.

Приложение № 9.

Вопросы к документам: Что такое «биполярный мир»? Как он сложился?Каковы результаты возникновения двух военно-блоковых систем? С помощью карты раскройте смысл изменения геополитической ситуации в Европе к концу 1949г. В чем состояли причины и последствия Берлинского кризиса?

О создании Совета Экономической Взаимопомощи

В январе этого года состоялось в Москве экономическое совещание представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии...

Для осуществления более широкого экономического сотрудничества стран народной демократии и СССР совещание признало необходимым создать Совет Экономической Взаимопомощи из представителей стран - участников совещания на основе равноправного представительства с задачей обмена хозяйственным опытом, оказания друг другу технической помощи, оказания взаимной помощи сырьем, продовольствием, машинами, оборудованием и т.п.

Совещание признало, что Совет Экономической Взаимопомощи является открытой организацией, в которую могут вступить и другие страны Европы, разделяющие принципы Совета Экономической Взаимопомощи и желающие участвовать в широком экономическом сотрудничестве с вышеизложенными странами. <...>

Приложение № 10.

Вопросы к документам: Что такое локальные конфликты? Почему они были опасны для международной безопасности? Почему началась Корейская война?Каковы были итоги Корейской войны? Какие выводы должны были сделать стороны конфликта из итоговКорейской войны?

Корейская война

Локальные конфликты - военные столкновения на ограниченной территории с прямым или косвенным участием Советского Союза и Соединенных Штатов. В период «холодной войны» они стали главной угрозой международной безопасности.

Наиболее крупный конфликт на Азиатском континенте произо шел в Корее. После войны СССР и США поделили японскую колонию Корею. В южной части этой страны этой страны, занятой в ходе войны с Японией войсками США, в мае 1948 г. прошли выборы в парла мент. Было провозглашено создание Республики Корея со столицей в Сеуле.

В северной части Кореи, освобожденной советскими войсками, в августе 1948 г. возникла Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) со столицей в Пхеньяне. И правительство Северной Кореи, и правительство Южной Кореи считали, что они являются единственно законным представителем всего корейского народа.

КНДР получила значительную помощь от СССР и Китая для укрепления своей обороноспособности. В частности, в Северной Корее работало более 4 тыс. иностранных военных специалистов. Лидер КНДР Ким Ир Сен (1912-1994) был уверен, что правительство Юга с помощью США ведет подготовку к захвату всей Кореи.

Н.С. Хрущев вспоминал: «Ким Ир Сен, ведя беседу со Сталиным, поставил вопрос, что хотелось бы прощупать Южную Корею штыком, и говорил, что там при первом же толчке из Северной Кореи произойдет внутренний взрыв установится народная власть, такая же, как в Северной Корее. Сталин не противостоял этому. Ведь это импони ровало сталинской точке зрения, его убежденности, тем более что тут ставился внутрикорейский вопрос: Северная Корея хочет протянуть дружественную руку своим братьям , которые находятся в Южной Корее под пятой Ли Сын Мана... Сталин выражал некоторые сомнения, его беспоко ило, ввяжутся ли США или пропустят мимо ушей? Оба склонились к тому, что если все будет сделано быстро, а Ким Ир Сен был уверен, что все произойдет быстро, то вмешательство США окажется исключенным. Сталин все-таки решил запросить еще мнение Мао Цзэдуна о предложении Ким ИР С ена. ...Мао ответил одобрением. Должен четко заявить, что эта акция была предложена не Сталиным, а Ким Ир Сеном. Тот был инициатором, но Сталин его не удерживал. Да я считаю, что и никакой коммунист не стал бы его удерживать в таком порыве освобождения Южной Кореи от Ли Сын Мана и американской реакции. Это противоречило бы коммунистическому мировоззрению. Я тут не осуждаю Сталина . Наоборот, я полностью на его стороне. Я и сам бы, наверное, тоже принял такое же решение ,если бы именно мне нужно было решать.»

25 июня 1950 г. Корейская народная армия (КНА) начала наступление на юг страны.

Столкновения на границе, инициировавшиеся как Севером, так и Югом, происходили и ранее. Однако крупномасштабную войну, хотя это долгое время отрицалось советской исторической наукой, начала именно Северная Корея. США воспользовались тем, что представитель СССР временно не участвовал в работе Совета Безопасности ООН, и добилисьпринятия резолюции, провозглашавшей Северную Корею агрессором.

Гражданская война в Корее переросла в международную. Г. Трумэн заявил 4 октября 1952 г .: «Мы сражаемся в Корее для того, чтобы не пришлось воевать в Уичите, в Чикаго, в Новом Орлеане или в бухте Сан- Франциско.» События в Корее стали для Запада подтверждением существования «коммунистической угрозы».
В сентябре 1950 г . вооруженные силы США и союзных им стран под флагом войск ООН высадились в тылу северокорейских войск и заняли почти всю территорию Кореи, выдвинулись на китайскую границу. 25 октября 1950 г. правительство КНР приняло решение отправить в Корею добровольцев. В ноябре Советский Союз пере бросил на территорию Китая и Северной Кореи авиакорпус (26 тыс. человек, 321 самолет) для прикрытия войск союзников с воздуха. Впервые в воздушных боях состоялась проба сил советской и американской авиации. Со стороны США в боевых действиях участвовало до 2400 самолетов. Командование США рассматривало вопрос о применении ядерного оружия. На пресс-конференции30 ноября 1950г. американский президент призвал к всемирной мобилизации против коммунизма.

К февралю 1951 г. линия фронта рассекла территорию Кореи по 38-й параллели. Боевые действия до заключения перемирия в 1953 г. приобрели позиционный характер.

В целом за время войны КНДР потеряла 2,5 млн человек, КНР - около 1 млн человек, Южная Корея - 1,5 млн человек, США- 140 тыс. (34 тыс. убитыми и 103 тыс. ранеными). СССР потерял в воздушных боях 335 самолетов, КНР - около 600 самолетов, США - 1182 самолета.

Война в Корее выявила явное превосходство новых советских реактивных самолетов МИГ-17 над американскими. В то же время за годы войны США переоснастили свой авиапарк, после этого соотношение их и советских потерь изменилось примерно с 8: 1 до 2: 1.

Военное столкновение в Корее между двумя военно-блоковымисистемами поставило страны на грань войны. На Чукотке началось развертывание войск, которым в случае военных действий между СССР и США предстояло высадиться на Аляске. В Советском Союзе была принята программа строительства мощного подводного флота, призванного лишить США господства на морях.

Как видно из опубликованных в последние годы документов,советское руководство стремилось ограничить масштабы вовлечения СССР в конфликт в Корее и предотвратить его перерастание в войну между двумя системами союзов. Сходные настроения существовали и в США, где в правящих кругах широко распространилось убеждение, что война в Корее идет «не в том месте и не в то время», чтобы из-за нее разгорелось глобальное столкновение двух блоков.

Из воспоминаний участника войны в Корее летчика Б. С. Абакумова:

На одном из подмосковных аэродромов, после ноябрьского воздушного парада над Красной площадью, по распоряжению правительства в 1950 г. была отобрана группа летчиков-истребителей для оказания помощи Корейской Народно-Демократической Республике в ходе Корейской войны. Возглавил группу трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб. Перед летчиками была поставлена задача прикрыть небо Северной Кореи от налетов американской авиации и тем самым защитить на дальних подступах границы Советского Союза… Теория атак реактивных истребителей вынашивалась нашими теоретиками давно. Теперь она якобы нашла подтверждение именно на корейском фронте, когда американцам не надо было вести массовых боев за превосходство в воздухе…О мастерстве наших летчиков рассказывали не только пленные английские и австралийские пилоты, но также американская печать и верховное командование США…



Похожие статьи