Где крестился иисус. Праздник богоявления или крещения господня

После раннего завтрака, с вещами садимся в автобус. Едем через город по крутому спуску, где мы поднимались вчера от берега Галилейского моря. Проехали это чудесное озеро. Здесь нам показали, где вытекает из него река Иордан. Едем в город Ерихон , который находится в восточной окраине Иордании. Он неоднократно упоминается в Ветхом и Новом Завете. Дорога занимает около часа. Река Иордан течёт с севера на юг, и её длина здесь в 2 раза больше. Название реки Иордан означает спускающаяся, ниспадающая. Вода её по библии целебная. По библейским преданиям был исцелён человек от проказы. Едем по Иорданской долине. Слева от нас вдали видна полоска Мёртвого моря. Жаль, что туда мы не поедем. Уровень мёртвого моря – самый низкий в мире. Справа на горе видим крепость. Рядом проходят поля с саженцами. Между рядов проезжает небольшой трактор и поливает их. Теперь едем по пустыне. Слева и справа пески и камни. Наконец подъехали к реке Иордан. Выходим из автобуса, и идём в тростниковые раздевалки.

Опять надеваем купальник, белые рубахи и идём по ступенькам до реки. Река здесь неширокая 15-20 метров. Вода зеленоватая и непрозрачная. Посредине реки стоит пограничный столбик, по другую сторону находится Иордания, и заплывать далее границы нельзя. Здесь же находится пограничный пост, и пограничники, которые наблюдали за нами.


Наша группа паломников выстроились у воды и вместе с батюшкой стали читать молитвы. Напротив, нас на другом берегу паломники Иордании. У них крещение по-другому, они заходят в воду по щиколотки, священники с молитвой обливают их сверху небольшим количеством воды. Мы же русские — стоим облачённые белыми рубахами в молитвах.

Наш батюшка освящает воду крестом.

Вникаем в смысл священных слов. Множество мух слетелось к нам, они мешают и щекочут ноги. Туристы с того берега с любопытством разглядывают и фотографируют нас. Здесь на реке в библейские времена Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа. Место очень святое. Наконец наш батюшка с молитвой освятил воду большим крестом. Теперь можно заходить.

Вода показалась прохладной. Окунулась трижды с молитвой «Отче Наш». Ощущения незабываемые. Солнце, вода и Дух Святой. Мне так понравилось, и вода уже не казалась холодной. Теперь идём одеваться в раздевалки, и к автобусу. Снова едем по Иудейской пустыне. Небо сине-голубое, жёлтые пески, местами вдоль дороги растут красивые красочные кусты.

Справа от нас видим верблюдов. Их коричневая окраска выделяется среди оранжевого песка.


Приехали в Ерихон , самый древний город мира к греческому монастырю пр. Герасима Иорданского . Он расположен неподалёку от впадения реки Иордан в Мёртвое море. На этом месте останавливалась Богородица с Младенцем и Иосифом по дороге в Египет.

Монастырь Св. Герасима — один из древнейших в Палестине. Он был построен преп. Герасимом в 455 году. Св. Герасим был родом из Мир Ликийских. Монастырь представлял собой каменную крепость, рассчитанную примерно на 70 монахов. На середине лавры находилась » киновия» (общежитие) для новоначальных. Монахи «достигшие степеней совершенства», помещались в отдельных келиях.

Пять дней недели каждый пребывал в своей келии, не вкушая ничего, кроме хлеба воды и фиников. В субботу и воскресение отшельники собирались все вместе, и по причащении Св. Таин, за общей трапезой вкушали варёную пищу и немного вина. Они не имели никакого имущества, кроме одежды, и, уходя не затворяли дверей своих келий. В пустыне подвизались другие св. отцы; пр. Феоктист, преп. Феодосий и др.


Память святого празднуется 4 марта. Пр. Герасим был столь воздержан, что весь Великий пост пребывал без пищи, довольствуясь только причастием Св. Таин. Преподобного изображают обычно вместе со львом. Этот лев, после того, как Св. Герасим исцелил его, стал преданным и неразлучным «послушником» преподобного, и использовался на монастырских работах.

Со времени арабского нашествия 637 года сведения об монастыре становятся малочисленнее, и затем исчезают. В 12 веке русский паломник игумен Даниил застал в монастыре 20 монахов.

Нынешний монастырь находится в нескольких милях от сада по направлению к Мёртвому морю. Он похож на небольшую крепость в пустыне. Примечательно, что неизвестны ни место погребения св. Герасима, ни сведения о его мощах.

Полы в храме из старинной мозаики. Мне понравилась огромная икона — крещение Иисуса Иоанном Предтечей.


Во внутреннем дворике очень уютно. Монахи нас угощают рисовой похлёбкой с хлебом.

Церковная еда всегда сытна и вкусна. Здесь в углу находится клетка с огромными зелёными попугаями. Справа небольшая церковная лавка.
Едем к следующему монастырю Пророка Елисея . Во дворе сохранилось знаменитое дерево Закхея, на котором сидел сборщик податей в надежде увидеть Спасителя.


Справа от нас источник святой воды. Можно пить, и умыться свежей водой. Заходим в храм.

Далее едем в монастырь «Русская миссия ». Здесь во все стены висят огромные иконы. Мне понравились с библейскими событиями — Крещение Иисуса, где Спаситель сам излечивал больного и т.д.

Снова выходим на улицу, погода стоит очень тёплая. На термометре у входа я заметила температура воздуха +26 С’. Рядом фруктовый сад с лимонами и апельсинами. Далее наш путь в Каранталь к Горе Искушений . На этой горе Иисус Христос постился в течение 40 дней и ночей после Своего Крещения, и здесь же Диавол искушал Его. Автобус остаётся внизу на стоянке, а мы идём 30 минут пешком в гору по каменистой дороге.

Добрались первые до железных ворот монастыря. Здесь находится греческий православный монастырь Искушения , построенный в 4 веке, и недостроенный монастырь на вершине горы. Стучим в двери. Наконец нас услышали, и открыли дверь. Здесь необычные проходы с открытыми сводами. Вместо потолка свешивающиеся склоны горы.

Выходим на длинный балкон, который нависал прямо над пропастью.

Главной святыней монастырского храма является камень, на котором молился Иисус. Мы по очереди в благоговении прикладываемся к нему. Ознакомившись с внутренними помещениями, выходим из храма и спускаемся уже за 15 минут к автобусу. Едем обратно, туда, где нас оставил гид Дмитрий. Ему нельзя ездить сюда, так как у него гражданство Израиля. Такие здесь дикие порядки.
Теперь едем из Эрихона к востоку. Здесь раскинулась удивительная своей каменистой дикостью Иудейская пустыня. Путь проходит по извилистой дороге. Автобус остаётся на стоянке. Со смотровой площадки открывается сказочный вид на пустынную, сезонную реку Нахаль Прат (на иврите) или Вади Кельт (на арабском), которая за многие годы образовала в скале каньон впечатляющих размеров. Длина глубокого и узкого ущелья — около 28 километров, а перепад высоты – более 1000 метров. На дне каньона есть три ручья: Эйн-Прат, Эйн-Мабуа и Эйн-Кельт. Нам на этот раз предстоит спуститься глубоко вниз к храму, что находится в каньоне. Нас предупредили, что некоторые паломники могут остаться наверху. Дорога состоит из больших плит. Местные извозчики с ослами, предлагают свои услуги по крутому спуску, но никто из наших паломников не пожелал. Здесь необычная природа. Горы резко обрываются вниз в виде каньонов.

Постепенно вечереет, воздух насыщен свежестью, и незнакомыми горными запахами. Мы неспешно спустились, последний отрезок пути надо пройти с подъёмом.

Наконец подошли к вратам храма пр. Хозевита , основанный, около 480 г. и посвящён Пресвятой Богородице. В пещерах ущелья, по соседству с храмом, располагались кельи иноков. Некоторые кельи виднелись в почти отвесной стене. Далее идём в пещерный храм Ильи Пророка , в память искушения Христа Дьяволом. По преданию это происходило на этом месте. Здесь скрывался и молился пророк Илия во время трёхлетней засухи. В этой же пещере св. Иаким получил от Ангела известие, что его жена родит долгожданную дочь Марию – Богородицу.

На улице уже темнело. В одном из залов храма балкон выходит на ущелье. Картина необычна перед закатом солнца. Вместо обзора во весь пролёт виднелась каменная стена. Добродушные монахи угостили нас кофейным напитком, чтобы подкрепить наши силы для обратной дороги. Теперь наш путь обратно, нужно подняться по крутому склону извилистой дороги.

Несколько человек согласились ехать на ослах, их сопровождали пешие погонщики. Я не поехала на осле, а пошла пешком, чтобы прочувствовать всю вечернюю красоту гор. Поднялись довольно скоро, и времени потратили почти это — же, за которое спустились. Меня это даже удивило. Вот, что значит освящённый кофейный напиток. Садимся в автобус.
Едем в Вифлеем , который находится в 8 км от Иерусалима по территории Палестины . Наш Гид опять нас временно покинул, так как ему нельзя находиться на чужой территории. На улице уже темно. Приехали в гостиницу, разместились по своим номерам. Номер у нас немного прохладный. Включаем кондиционер, но он, то перегревает комнату, то отключается.


Роль воды в различных религиях.

На самом деле очищение водой религиозного плана существует в культурах многих народов. Например, задолго до появления христианства очищение водой практиковалось к древней Индии, где человек мог получить очищение от грехов в священных водах реки Ганг, соединяясь с Космосом. Однако индийские мудрецы считали, что после выхода из реки действие воды прекращается, грехи могут вернуться, поэтому человек должен очистить свой ум от грешных помыслов через обучение у святого человека. И перед тем как пойти обучаться он должен совершить омовение. У римлян младенца омывали на 9-й день после рождения с наречением его именем, которое он будет носить.

Ислам также богат ритуалами, связанными с водой . Пророк Мухаммед завещал своим последователям совершать перед каждой молитвой (намазом) «вузу» - омовение, включающее умывание, ополаскивание рта и носа, омовение рук, ног, протирание ушей, проведение влажными руками по волосам. Умывание и омовение рук перед молитвой практиковалось и древними иудеями, которые собирали для этого дождевую воду или омывали руки в проточной воде, которая считалась «живой». Такой же ритуал рекомендуется современной православной церковью - на молитву нужно становиться умытыми с чистыми руками в опрятной, чистой одежде.

Крещение. Где оно происходило.

Река Иордан находится на Ближнем Востоке. Ее длина (252 км) и насыщенные минералами пресные воды несут жизнь нескольким регионам. В частности из водохранилища Кинерет вода поступает в центральную и южную части Израиля, бедные собственными водными ресурсами. Иордан впадает в Мертвое море, на месте которого, как предполагается когда то был прекрасный оазис, пока Господь не истребил грешные города Содом и Гоммора. Знаменита река и тем, что ее воды расступились во время исхода, а также когда ее переходили пророки Илия и Елисей. В ней получил исцеление от проказы воевода из Сирии Нееман. Но всему миру уже два тысячелетия река известна тем, что в ней принял крещение Иисус Христос. Это чудесное событие привлекает множество паломников, которые совершают омовение в Иордане (обычно в районе Ярденита).

Кто крестил Иисуса.

Святой Иоанн Предтеча, крестивший Иисуса Христа, на реке Иордан был его родственником по материнской линии. Его появление было большой радостью для Закарии, который был священником и Елизаветы (происходившей из царского рода Давида). Ведь радость быть родителями они получили в очень преклонном возрасте, после многолетних молитв. Известие о том, что у них будет сын, они получили от архангела Гавриила, явившегося им в храме. Иоанн родился на шесть месяцев раньше, чем Христос.

Иоанн был избавлен от смерти во время избиения младенцев царем Иродом и провел много лет в пустыне. Такой способ жизни он выбрал себе сам, когда в юности ушел от людей, поселился в пещере и питался диким медом и саранчой. В возрасте тридцати лет он по знаку свыше о том, что грядет пришествие Мессии, вернулся к людям и стал проповедовать. Его речи были настолько сильны, что множество людей пришло к нему, раскаялось и приняло крещение водой в водах Иордани. В течение полугода проповедовал Иоанн, причем он говорил о том, что он крестит водой, но придет тот, кто будет крестить Святым Духом и огнем. И это время настало - в возрасте тридцати лет на Иордан пришел Иисус Христос и потребовал для себя крещения.

Иоанн сначала не желал крестить Иисуса, потому что считал себя недостойным проводить это действо для того, кто абсолютно чист от всех грехов. Но Христос потребовал крещения, чтобы стать наряду с грешниками и пройти вместе с ними путь к очищению. Конечно же, он не нуждался в крещении, но само крещение нуждалось в силе, которой обладал Христос. Скорее всего, свойства современной крещенской воды, которая получаются в результате троекратного погружения креста в воду на водосвятии, а также изменение электромагнитного поля Земли в период 18-19 января, как раз свидетельствует о передаче этой божественной силы.

Иоанн допустил Иисуса к обряду и погрузил его в воды своей рукой, молясь. После крещения на выходе из воды небеса разверзлись, с них спустился Святой Дух в виде голубя и прозвучал голос: «Это есть сын мой, в Котором Мое Благоволение». Иоанну Предтече было ранее откровение, что на ком он увидит Духа, пребывающего на нем во время крещения, Тот и есть крестящий Святым Духом. Поэтому он всему присутствующему народу засвидетельствовал явление Сына Божьего.

Крещение в жизни современного человека.

Современная трактовка крещения предполагает, что после его принятия путем троекратного погружения в воду в сопровождении соответствующих молитв человек присоединяется к членам Церкви. И это является необходимым условиям для получения доступа к остальным таинствам Церкви и возрождения для духовной жизни, ведущей в Царствие Божье.

Для крещения детей до 7 лет не требуется согласие окрещаемого, т.к. всю ответственность за него несут родители, до 14 лет требуется согласие и родителей и ребенка, а после 14 подросток уже сам определяет - крестится ему или нет. Младенцев, обычно, крестят на восьмой день и позже.

В православном вероисповедании малыша в присутствии крестных родителей обращают к западу как символу тьмы, осуществляют помазание елеем для помощи в борьбе с сатаной. После этого ребенок погружается в воду, где на него сходит Святой Дух и происходит очищение от грехов. После чего на грудь ему возлагается крестик, и ребенок одевается в белую одежду как символ чистоты. Далее батюшка ходит вокруг купели, что символизирует вечность, а потом остригает волосы как знак того, что судьба младенца теперь в руках Бога. Таинство крещения, как правило, совершается священником или архиереем, но, в крайнем случае, крестить может даже мирянин, если окрещаемый находится при смерти.

После крещения выполняются обряды миропомазания, воцерковления и причащения. Далее малыш под руководством собственных и крестных родителей должен следовать христианским добродетелям, среди которых есть такие замечательные понятия как: любовь, милосердие, искренность, кротость, скромность, дополняемые молитвами.


5Dbabtism

Услуги:

Описание: Крещение Иисуса: - это должны знать крестные родители!

Небольшая водная артерия, теряющаяся в песках и петляющая среди скал отрогов ливанских гор, является естественной границей между мусульманским и иудейским миром. Две тысячи лет назад она стала мистической гранью, разделившей историю человечества на «до» и «после». Название палестинской реки превратилось в имя нарицательное. «Иордан» означает любой водоем или место, где на праздник Крещения совершается обряд Великого освящения воды.

В славянской традиции «крещение» означает причастность к жизни Христа. В древности это слово так и произносилось — хрещение. Под этим понимается некое мистическое действо, относящееся к Христу и производимое с Его участием. Первое значение термина «крещение» означает церковное таинство (не обряд, а именно таинство), посредством которого человек становится членом общества последователей жизни и учения Иисуса Христа.

В эллинской традиции это действо называется словом βαπτ?ζω (ваптисо), что означает «погружать» или «окунать». Там, где в славянском переводе Евангелия написано, что Иоанн Предтеча совершал крещение в реке Иордан, следует понимать «погружение»: «… и крестилась (погружалась, окуналась) вся Иудея» и т. д. Святой пророк Иоанн не сам придумал эту церемонию, но совершал эти действия на основе ветхозаветного иудейского религиозного обряда. Подобные ритуалы можно встретить у многих народов. Например, индуисты совершают священное омовение в реках.

Древний иудейский обычай

Закон Моисея предписывал совершать омовения при всяком осквернении: прикосновении к мертвецу, вкушении запрещенной пищи, женщине после кровотечения и пр. Согласно обрядам древних евреев, к иудейской вере мог присоединиться любой человек нееврейских кровей. Такой человек назывался прозелитом. На этот случай был прописан особый ритуал принятия в иудаизм иноверцев, который предусматривал и омовение. Современным языком это можно назвать крещением прозелитов.

Во всех случаях омовение совершалось посредством полного, с головой, погружения в водоем. Это было символическим действом и имело мистический смысл очищения от грехов. Очистительными свойствами обладала только «вода от Бога»: проточная из источника или собранная дождевая.

Крещение Иоанна

Иудейские обряды были известны Иоанну. В определенное время он приходит на берег реки Иордан и провозглашает, что наступает время суда Божьего. Праведники будут награждены совершенной вечной жизнью в Царстве Бога, а грешники — подвержены вечному наказанию. Иоанн проповедовал, что спастись от наказания можно только раскаявшись в пороках и исправив свою жизнь. «Приходите на Иордан, — призывал Креститель, — приходите, кто хочет спастись!»

Иоанн традиционному иудейскому ритуалу придает новый смысл. Над приходящими к нему людьми он совершает крещение в реке Иордан: погружает в воду и не позволяет выйти до тех пор, пока человек полностью не очистит свою душу. Будучи избранником Божиим, он обладал способностью видеть тайны внутреннего мира. Не исповеди о своих преступлениях требовал пророк, а решительного отказа от грешной жизни. Постепенно вокруг Иоанна образуется целая община новых спасаемых людей.

Крещение Иисуса Христа

Проникнувшись грозным призывом пророка покаяться в грехах, к нему приходило множество людей со всей Палестины. В один из дней на берегу Иордана явился Христос. Это событие подробно описывается всеми четырьмя евангелистами. Иисус не имел ни единого греха, не нуждался в исповеди и очищении. Евангелисты пишут о том, что Христос, погрузившись в Иордан, тотчас, немедленно вышел из воды. Пророк почувствовал святость Богочеловека и задал недоуменный вопрос: «Мне нужно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Спаситель повелевает ему исполнить обряд.

Принятие Христом Иоаннова крещения очень важно. Это подтверждает истинность проповеди Крестителя в том, что наступает новая эра нравственности человечества. После крещения Христос отправился в уединенное место в палестинской пустыне, где провел в молитве сорок дней и только после этого начал проповедь среди иудеев.

Для чего Иисус принял крещение

Некоторые протестантские конфессии упрощенно воспринимают смысл происшедшего события. По их мнению, Иисус крестился для того, чтобы нам дать пример. Пример чего? Смысл крещения объясняется в Евангелии от Матфея. В 5-й главе Христос говорит о себе, что он явился в мир не для того, чтобы разрушить ветхозаветный закон, но чтобы его исполнить. В первоисточнике смысл этого глагола имеет немного другой оттенок. Христос пришел совершить закон, то есть Самим Собой завершить его действие.

Теологи усматривают в крещении несколько мистических моментов:

  • Река крещения Христа открыла людям новые знания о Боге. Евангелисты свидетельствуют о том, что при выходе из воды на Спасителя сошел Святой Дух в образе голубя, и всеми присутствующими был услышан голос с Небес, называвший Христа Сыном и повелевавший исполнять Его учение. Христиане это событие называют Богоявлением, так как впервые миру было засвидетельствовано о Боге в трех лицах.
  • Крещением Иисус символизирует духовное состояние всего древнего израильского народа. Иудеи отступили от Бога, забыли Его заповеди и массово нуждались в покаянии. Христос как бы дает понять, что весь еврейский народ должен совершить переход в новое нравственное состояние.
  • Воды Иордана, образно очищая пороки погружавшихся в них людей, несли духовную нечистоту всего человечества. Река, в которой крестился Иисус, это еще и символ мятущихся душ. Христос, погрузившись в воды, освятил и очистил их.
  • Христос — жертва. Смысл Его служения на земле — принести Себя в жертву за грехи человечества. По иудейскому обычаю жертвенное животное перед богослужебным ритуалом должно подвергнуться омовению.


Откуда произошло название «Иордан»

По общепринятому мнению река, где крестили Иисуса, имеет иудейское название. В научной среде по этому поводу нет единого мнения.

  • Самым логичным было предположить семитское происхождение топонима. В этом случае Иордан происходит от еврейского слова «йере?д» («спускается», «падает»), и названия источника Дан — наименование одного из 12 племен древнего Израиля.
  • Существует версия индоевропейского происхождения слова. Издревле на этих ближневосточных территориях проживали индоиранцы — предки филистимлян. Индоевропейский корень danu означает «влага», «вода», «река».
  • Русский религиозный философ Дмитрий Сергеевич Мережковский в «Одиссее» Гомера усмотрел строки, говорящие о некоем племени кидонов, обитавших у берегов Ярдана. Он сделал вывод о том, что река крещения Иисуса названа Иорданом выходцами с Крита.


Священные воды Иордана

Уже за 1000 лет до нашей эры воды реки Иордан почитались священными. Летописцы сохранили немало свидетельств о том, что больные проказой исцелялись после купания в реке. Иные ревнители опускались в воду в погребальных саванах. Отрезы ткани хранили до дня смерти, веруя, что это поможет воскреснуть.

После крещения Иисуса река стала считаться великой святыней и без проведения дополнительных обрядов. Ранние христиане использовали воду, считая ее чудодейственной и обладающей целебными свойствами. Когда христианство стало государственной религией в Византии, верующие получили возможность беспрепятственно передвигаться по империи. Река крещения Христа стала вожделенной целью для паломников.

К берегам Иордана устремилось множество пилигримов, не только для того, чтобы поклониться священным местам. Кроме благоговейного почитания появились и суеверия. В воды реки стали погружать больных в ожидании чуда исцеления и преклонного возраста людей с верой в омоложение. Воду начали применять для окропления сельхозугодий, надеясь, что это принесет обильный урожай. Владельцы морских судов набирали большие сосуды воды, пытаясь предотвратить кораблекрушение и устроить благополучное плавание.

Иордан в наши дни

Поток паломников не прекращается и в наши дни. Согласно древним свидетельствам, место на берегу Иордана, где совершал свою миссию Иоанн Предтеча, находится на территории современного Израиля. Река крещения Христа в этой местности протекает по Палестинской автономии и доступ на нее после войны 1967 года невозможен.

Идя навстречу пожеланиям христиан, израильское правительство выделило небольшой участок берега при выходе Иордана из озера Кинерет (Галилейского моря). При участии Министерства туризма был построен целый комплекс сооружений. Этот паломнический центр не считается историческим местом евангельских событий, но для многочисленных верующих со всего мира он является единственной возможностью погрузиться в священные воды.

Чудеса на праздник Крещения

На праздник Богоявления 19 января православный Иерусалимский патриарх совершает праздничный молебен и великое освящение воды. Кульминационным моментом этого богослужения является троекратное погружение креста в воду. Множество присутствующих свидетельствуют о ежегодно повторяющемся чуде. В момент погружения креста, река крещения Иисуса останавливает свой бег, и воды начинают перемещаться в обратном направлении. Это явление многими очевидцами запечатлено на видео. Иордан имеет довольно сильное течение, и объяснить этот феномен природным фактором не представляется возможным. Верующие считают, что таким способом Бог проявляет свою силу.

Подлинное место крещения Спасителя

Если вопрос, в какой реке крестили Иисуса, уже считается решенным, то с определением места самого события можно поспорить. За двадцать веков русло реки менялось не один раз, канули в Лету государства и народы, существовавшие в библейские времена.

В иорданском городе Мадаба сохранился древний храм времен расцвета Византийской империи. Церковь Георгия Победоносца была построена в середине VI века. Ее пол украшает мозаичная географическая карта Палестины. Сохранившийся фрагмент этого документа имеет размеры 15 на 6 метров. Кроме всего прочего, на карте очень детально изображено и место крещения Спасителя. Это натолкнуло ученых на мысль найти археологическое свидетельство евангельских событий.

На территории Иордании, неподалеку от места впадения реки в Мертвое море, в 1996 году, на сорок метров восточнее современного русла группа археологов обнаружила истинное место крещения Спасителя. Вот уже почти год с израильской стороны река крещения Христа в этом месте доступна для посещения паломников. Все желающие могут добраться до воды и совершить омовение или погружение.

Река крещения Руси

Киевский князь Владимир принял решение сделать православное христианство официальной религией. В историографии как церковной, так и светской, освящая эти события, принято упоминать об устроенном князем Владимиром опросе посланцев разных религий. Греческий проповедник оказался наиболее убедительным. В 988 году состоялось крещение Руси. Река Днепр стала Иорданом государства Киевского.

Сам Владимир принял крещение в греческой колонии Крыма — городе Херсонесе. По прибытии в Киев он повелел креститься всему своему двору. После этого, под страхом причисления к личным врагам, совершил крещение Руси. В какой реке будет происходить массовое таинство, сомнений не возникало. Деревянная статуя самого почитаемого языческого бога Перуна была низвергнута в реку, а киевляне собраны на берегу Днепра и его притока Почайны. Прибывшие с Владимиром из Херсонеса священнослужители совершили таинство, и началась новая эпоха нашего государства.

Наша первая остановка река Иордан, место Крещения Господня. Место куда стремится попасть каждый паломник.

Иордан. Как много значит это слово для каждого христианина. Ведь это место крещения Иисуса Христа, место начала его служения людям. Именно сюда, за 12 столетий до Богоявления привел Иисус Навин народ израильский и здесь впервые вступил Израиль в землю обетованную. В этом месте перешли Иордан пророки Илия и Елисей, отсюда ушла за Иордан преподобная Мария Египетская.
И каждый паломник, пребывающий на Святую Землю стремится к этому месту. Стремиться окунуться в Священных водах и сохранить в душе чувство, что именно здесь принял крещение сам Иисус Христос. Именно здесь «… Иисус Христос, своей Божественной плотью освятил всю реку Иордан…Когда Иоанн Креститель крестил людей – они свои грехи отдавали в воду, и Господь взял на себя ГРЕХ МИРА…и потом искупил его своей Божественной кровью на Кресте».

Рассказывая, по приезду из Израиля, о посещении Иордана и его мутных водах, я часто видел недоуменный взгляд, побывавших там ранее людей. Какие мутные воды, какие деревянные ступени и деревянные перила? Вода чистая и почти прозрачная, а ступени каменные.

Небольшой поиск в интернете и все становится на свои места. Действительно ранее место для омовения паломников было чуть севернее. В верхнем течении реки Иордан, вблизи Генисаретского (Тивериадского) озера. Здесь вода была прозрачной и слегка зеленоватой, в ней плавало множество рыб.

Есть интересный видеофрагмент, любезно предоставленный прихожанкой нашего храма Гаталовой М.А., ранее посетившей это место с протоиереем Сергием Ашиток. Батюшка в облачении стоит в прозрачных, чуть зеленоватых водах, держась за металлическое ограждение, но что высматривающего в воде — наверное, рыб. И как рассказывала одна из «мало воцерковленных» знакомых – огромная рыба, похожая на сома, длиной около метра, так ее напугала, что она с криком выбежала из воды, напугав всех остальных людей.

Место Крещения Господня достоверно неизвестно, но по христианской традиции принято считать, что оно находится примерно в 8 км от Иерихона и в 5 км от впадения Иордана в Мертвое море
Интересно описание Иордана игуменом Даниилом: «Иордан-река течет быстро, берега с той стороны крутые вначале, а затем идут пологие. Вода в реке очень мутная, но вкусная, и не насытишься, когда пьешь эту воду. С нее не бывает болезней и пакостей в животе человека.

Нам посчастливилось быть рядом с истинным местом Крещения Иисуса Христа.

Мы погружались в Иордан на юге, в том месте, которое ближе всего к подлинному месту крещения Спасителя. Сейчас это место находится, буквально в сотне метров от нас на суше так как река со временем немного изменила русло. И вода такая же мутная. Но из рассказа инокини Эмилии, если дать ей отстояться, вода становиться прозрачной, вкусной и полезной. Многие сестры Горненского монастыря пьют ее по утрам.

Но это было опять небольшое отступление и основного повествования. Вернемся к описанию происходившего с нами.

Уже на подъезде к месту Крещения, издалека виден золотой купол храма, но оказывается он на территории другого государства – Иордании
Узкая полоса реки, всего несколько метров отделяют нас от Иордана. Иордан в этом месте пограничная река.

Посередине — нейтральная полоса. И вновь напоминания сопровождающей нас инокини Эмилии – «не забывайте по воде проходит государственная граница Израиля и Иордании… на другой стороне пограничник и …у них есть автоматы… не шумите, не кричите… они не поймут Ваших шуток… и может случиться нехорошее…»

А мы спешим в раздевалки. Пора переодеваться в специальные рубахи.

Женщины переодеваются. А батюшка, отец Сергий, уже ждет нас к молитве и Евангельскому чтению.

И пока есть немного времени, пока переоденутся все женщины, можно, наверное и батюшке сделать несколько фотокадров.

Но в реальности было несколько иначе. Именно паломники попросили отца Сергия сделать несколько фотографий «нештатного фотографа и Вашего покорного слуги».

Но помощники «нештатного фотографа» тоже не спят… и вот уже и фото отца Сергия с огромным фотоаппаратом и …фото «нештатного фотографа» готовы для фотолетописи.

Все готовы, все переоделись в специальные «крестильные» рубахи. Спускаемся к месту Крещения. На деревянном помосте батюшка начинает молитвенное чтение и чтение Евангелия (см. по ссылке).
… можно входить в воды Святого места… Святые воды Иордана…
Мы прикоснулись к истокам таинства Крещения. Воды Святого Иордана вокруг нас.
Что у каждого в душе? Какие чувства переполняют нас? Как все это описать?
Что нас заставляет еще и еще раз погружаться в мутные воды Иордана? Почему выйдя из воды, мы вновь стремимся к реке? И еще раз почувствовать Святость вод Иордана.

Но пора заканчивать. Мы не единственные кто хочет прикоснуться к Святыне.

Уже подъехали автобусы с новыми группами паломников, и они уже ждут своей возможности окунуться в Святых водах Иордана.
.
Немного с сожалением, но радостные и счастливые спешат паломники в раздевалку.
Переодеваемся. С особым чувством складываем купальные рубахи. Многие советуют очень бережно хранить эти рубашки и просят именно в них положить их, когда придет время, в гроб (эта фраза часто звучала в разговорах паломников).

Post Views: 1 839

Как известно Иисус Христос принял крещение от Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. С тех пор существует традиция омовения в Иордане, которой следуют все паломники, хотя бы однажды побывавшие на Святой Земле. Благодаря туристической компании «Тайки Турз» - опытного организатора паломнических маршрутов, руководитель проекта "УНИАН-Религии" в прошлом году посетила Иорданию.

Река Иордан.

Почти две тысячи лет люди приходят к берегам библейской реки, с надеждой после омовения получить исцеление души и тела. За это время неоднократно изменялись русло реки и границы государств, по которым текут ее воды. Неизменными остались человеческая вера в Божию помощь и возможность чуда для каждого.

Раз в год, 19 января, в день Крещения Господнего, когда Иерусалимский Патриарх Феофил III служит праздничный молебен на Иордане, наступает мгновение, когда воды реки поворачивают вспять и текут в обратном направлении. Так очевидно и неоспоримо Господь являет людям Свою силу и Божественную благодать.

Поворот реки Иордан вспять на Крещение ВИДЕО


В реку Иордан окунаются семь раз, погружаясь с головой. («И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божьего, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился. – 4 Цар., 5:14).

Все, кому когда-либо приходилось окунаться в Иордане, помнят, какое сильное течение имеет эта река, потому списать это чудо на какое-то природное явление, которое случается из года в год 19 января именно во время молебна Патриарха, – никому в голову не приходит. Да и десятки тысяч людей, которые приезжают на праздник, тому свидетели – все они видели это необычное явление своими глазами.

Как знать, может и две тысячи лет назад, река так же потекла вспять во время Крещения Иисуса Христа, когда «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь».


На мемориальной стене у входа в Ярденит на разных языках мира написано: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1, 9-11).

Паломники, посещающие Святую Землю, всегда хотели окунуться, а некоторые – принять крещение в священных водах Иордана - самой известной реки на Земле, в которой соединились истории Ветхого и Нового заветов. Событие, произошедшее в этих водах, имеет важнейшее значение для христиан всего мира, поэтому людям было необходимо обрести символическое место крещения Христа.

Комплекс "Ярденит", Израиль. Место, где Иордан вытекает из Тивериадского озера.

Согласно ранней версии, принято было считать, что место крещения расположено на западном берегу реки Иордан, на территории Израиля, в окрестностях Каср-эль-Яхуд (арабск. - «иудейский дворец») на территории Палестинской автономии. Но с 1967 года, после войны, этот участок был закрыт.

Для омовения паломников в 1981 году Израиль выделил территорию в месте, где Иордан вытекает из Тивериадского озера. Там и был построен комплекс, который получил название «Ярденит». Эта территория, разумеется, не являлась историческим местом крещения Иисуса Христа, но вполне справлялась со своей символической функцией и была единственным местом, обеспечивающим свободный доступ к реке.


Старое русло реки Иордан, поселок Вади-эль-Харар, Иордания. Место крещения Иисуса Христа. По этим ступеням шел сам Спаситель.

В 1996 году, в результате археологических раскопок вдоль восточного берега реки Иордан, международная группа ученых обнаружила подлинное место крещения Спасителя. Это место находится в Иордании, неподалеку от места, где Иордан впадает в Мёртвое море - в долине Бетани, в поселке Вади-эль-Харар (араб. - «журчащая вода»). Место крещения оказалось на сорок метров восточнее нынешнего Иордана. С V века река существенно изменила русло и отступила от места крещения.

Существует древнейшее доказательство, которое указывает на место крещения Христа – это мозаичная карта древней Палестины VI века, найденная в православном храме - в церкви святого Георгия, в Мадабе.

Мозаичная карта древней Палестины VI века в церкви святого Георгия, в Мадабе.

Говорят, именно с помощью этой карты ученые обнаружили неоспоримое место крещения - квадратную мраморную основу греческой колонны, на вершине которой когда-то был крест – именно она упоминалась как место крещения Христа в записях паломников времен Византийской империи. Также учеными были обнаружены ступени, ведущие к воде. Исследователи полагают, что именно на этих ступенях Иисус Христос оставлял одежду перед таинством крещения.

К месту крещения ведет тропа. Кустарники когда-то росли здесь непроходимой стеной.

В зимнее время в купели старого русла реки собирается немного воды, но к лету озерцо полностью высыхает. Спуск закрыт для паломников в любое время года.

Неподалеку от места крещения находится пещера, где жил Иоанн Предтеча. Апостолы Матфей и Марк указали в Евангелиях, что Иоанн проповедовал в пустыне Иудейской, у Мертвого моря. Иоанн Богослов уточнил, что когда-то это место называлось Вифавар и находился за Иорданом. Именно сюда в 30-летнем возрасте пришёл Иисус Христос, чтобы принять крещение – об этом говорится в Евангелии от Луки.

В этих местах пророк Илия вознесся на небо.

Как известно, Иоанн жил в местах, где вознесся Илья-пророк. То есть именно отсюда ветхозаветного пророка унесла живым на небо огненная колесница. А до этого, согласно Ветхому Завету, пророки Илия и Елисей переходили реку Иордан посуху. Здесь же за 12 веков до крещения Господнего сформировались двенадцать племён Израиля, перешли Иордан и заселили Землю Обетованную. Первое чудо на реке произошло, когда израильтяне, следуя за Иисусом Навином с Ковчегом Завета посуху перешли Иордан.

В эти же места уже в раннехристианские времена ушла оплакивать свои грехи Мария Египетская – известная блудница и великая раскаявшаяся грешница, которая 47 лет молила Господа о прощении и питалась лишь листвой и травой.

Ежегодно к святому месту стекается множество паломников. Сегодня в районе раскопок проложены дорожки, оборудовано место для омовения, а неподалеку построен паломнический центр.


Место для омовения в водах реки Иордан. За невидимой границей со стороны Иордании следят несколько военных с автоматами. Со стороны Израиля солдатов заметно не было – возможно, велось скрытое наблюдение.

Со стороны Иордании к месту крещения и омовения можно попасть в любое время. Но со стороны Израиля есть ограничения - в зависимости от военного положения, так как это палестинская территория. Говорят, на Крещение и Пасху Иордания открывает границу для Израиля, чтобы паломники могли поклониться святыням. От израильского берега до берега Иордании – около 10 метров, граница проходит по реке и ничем не обозначена.

Вода в реке Иордан коричневая и очень мутная из-за быстрого течения, которое размывает глину и несет ил. Но если набрать воду в бутылку и дать немного постоять, примеси оседают, и вода становится прозрачной.



Похожие статьи