Печальное известие! Покрово-тервенический женский монастырь.

"НА ТЕРВЕНИЧЕСКОМ ПОДВОРЬЕ НЕ СПОКОЙНО!

На Покров я собирала паломническую группу для поездки на престольный праздник в Покрово-Тервенический монастырь. Уже созвонилась с монастырем, договорилась о приеме, питании и ночлеге. Как всегда, встретила радушие и гостеприимство сестер.
Но в последний момент узнала о неожиданных скорбях и проблемах, связанных с подворьем монастыря в Петербурге.
Сразу после этого несколько паломников отказались от поездки. Многие люди решили прийти в этот день на подворье, поддержать и помолиться за сестер и монастырь. Встретить здесь чтимый образ Тервенической иконы Божией Матери. Было много вопросов, недоумений. Главное, не верилось, что это реальность, пока на сайте самого монастыря не была опубликована официальная информация. Питер бурлит!
Вот это обращение:

Дорогие друзья, сердечно поздравляем вас с праздником Покрова Божией Матери!

К сожалению, вместо праздничного репортажа приходится делать печальный пост.

11 октября 2017 года, наш правящий архиерей, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, на подворье Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря (Спб, ул.Челиева,10) провел собрание игуменов и игумений монастырей, а также управляющих подворий и старших священников подворий монастырей Тихвинской епархии. На этом собрании в устной форме было объявлено о решении Синода и лично митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия об упразднении монастырских подворий.

На данный момент никаких официальных бумаг о подобном решении от Синода и управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия мы не имеем. Окончательно решить вопрос планируется 21 октября.

Потеря Санкт-Петербургского подворья, и конкретно храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, будет для монастыря невосполнимой утратой. Помимо экономической составляющей этого вопроса, а она велика, т.к. именно подворье обеспечивает жизнь монастыря в течение 9 месяцев в году, есть еще историческая и культурная составляющие. У обители сейчас пытаются забрать в буквальном смысле ее альма-матер. Подворье за время своего существование дало Церкви более чем 12 священнослужителей, большинство насельниц монастыря пришли в обитель именно через подворье. Городской храм - это то "зерно", из которого вырос наш монастырь. И сейчас в отдаленной деревне Тервеничи, где за последнее время упразднили уже и школу, появился островок культуры Санкт-Петербурга. В свою очередь монастырь щедро делится с культурной столицей самым дорогим своим духовным сокровищем, ежегодно привозя на подворье на 3 месяца Тервеническую икону Божией Матери, чтобы те люди, которые не имеют возможности доехать до монастыря, могли помолиться у чудотворной иконы в Санкт-Петербурге.

Игумения и сестры монастыря обратились к правящему архиерею с просьбой о сохранении Санкт-Петербургского подворья Покрово-Тервенического женского монастыря. Это все, что мы можем сделать в защиту нашего подворья. Наши прихожане со своей стороны тоже решили писать различные обращения к епископам, митрополиту, Святейшему Патриарху. Думаем, что это хорошая возможность высказать свое отношение по данному вопросу и, возможно, даже помочь нашему монастырю".

Основан в 1991 г. на развалинах храма Успения Пресвятой Богородицы (построен в 1861). В 1992 г. была обретена икона Тервеничской Божией Матери. Основное занятие в обители - иконопись (иконы из Тервеничей можно встретить повсюду в храмах Северо-запада).



Самая молодая женская обитель Санкт-Петербургской епархии - Покрово-Тервенический женский монастырь. Раньше на этом месте находился деревенский храм Покрова Пресвятой Богородицы, куда по большим праздникам приезжали жители окрестных сел и деревень.

Тервенический погост впервые упоминается уже в 1137 г. в Уставе Новгородского князя Святослава Ольговича среди описаний других погостов Приладожья и Прионежья. Эти Новгородские земли с давних времен были населены славянами и вепсами. По одной из версий, название поселения имеет финно-угорское происхождение. "Те" - по-вепски означает "здравствуй" (можно также вспомнить финское "терви" и эстонское "тере"). Окончание же "..-ичи" явно славянского происхождения, что лишний раз доказывает, насколько тесно переплелись в северо-западных землях корни славянских и финно-угорских народов.

Переписи 1582-1583 гг. упоминают о том, что в центре погоста находилось два храма, а сам погост назывался Михайловским, в честь Архангела Михаила. Во многих близлежащих деревнях были часовни. Во время многочисленных войн деревни Тервенического погоста неоднократно разорялись и приходили в запустение, но затем вновь заселялись. Треть деревень погоста принадлежала Антониево-Дымскому монастырю, находившемуся в 15-ти верстах от Тихвина, еще часть - Новгородскому архиепископу. В конце XVIII в. Тервеничи утратили значение административного центра. В 1861 году на средства местных жителей в селе строится большой кирпичный храм Успения Божией Матери. Его поставили на горе, над Погостским озером. Он был белым, с ярко-синим с золотыми звездами куполом, внутри были красивые иконы и росписи.

После прекращения богослужений, в 1935 г. в церкви разместился клуб. Затем храм использовали под склад зерна, еще позже - под склад удобрений. Удобрения разъели штукатурку, уничтожив настенные росписи. После того как в храме разобрали крышу и сожгли окна, он начал быстро разрушаться.

В октябре 1991 года в полуразрушенном и вновь освященном в честь Покрова Пресвятой Богородицы храме состоялся первый престольный праздник будущей обители и отслужена Литургия. В феврале 1992 года в неделю праздника Сретения Господня произошло чудесное обретение главной святыни будущего монастыря - чудотворного образа Божией Матери Тервенической. Духовник сестричества иеромонах Лукиан мечтал о списке Касперовского Корсунского образца Божией Матери и во сне увидел, как сама Пресвятая Богородица указывает на икону, которая должна быть в обители. После долгих поисков икона, точно такая же, как отец Лукиан видел во сне, была обретена в мастерской одной из одесских художниц. Когда икону привезли в будущую обитель, она чудесным образом обновилась. Летом 1992 г. в Тервеничи приехала паломницей будущая настоятельница монастыря. Ее постриг состоялся в то же лето накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы с именем Лукианы. Тогда же, после долгих поисков, был обретен источник и над ним построена деревянная часовня, которую вскоре заменили каменной на пожертвования тех, кто получил исцеление. Для сестричества был написан образ "Явление Божией Матери в Тервеничах", где Царица Небесная указывает на источник и на икону. Чин освящения часовни совершил архимандрит Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Назарий.

В сентябре 1996 г. решением Священного Синода Свято-Покровская женская община в Тервеничах обращена в монастырь, а церковь в пос. Дачном, освященная во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, объявлена его подворьем. В 1997 году в 20 км от Тервеничей по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в деревне Пирозеро был основан скит монастыря, храм которого освящен во имя иконы "Неупиваемая чаша".



Деревня Тервеничи известна с 12 века. С середины 18 века в деревне открылась церковно-приходская школа, а с 1884г. - училище Министерства Народного Просвещения. В нале 20 века стала работать земская больница. В Теревеничах всегда была церковь, а то и несколько. Но храмы были деревянные, часто горели, и до наших дней ни один из них не сохранился. Известно, что в селе была церковь Архангела Михаила. В конце 18 века был построен еще и храм Покрова Пресвятой Богородицы, который сгорел в 1917 году.

В 1861 году на средства местных жителей был построен большой кирпичный храм Успения Божией Матери. Крупным вкладчиком в строительство и содержание храма была семья Генеральских. Федор Генеральский был последним его старостой. Известны имена священников, служивших в Тервеничах: о.Владимир Пограницкий, о.Николай Знаменский, о.Василий Стручков. В 1935 году советская власть Тервенический храм, как и многие другие, закрыла.

После прекращения богослужений в церкви устроили клуб, потом склад зерна, а затем удобрений. Последнее окончательно разрушило церковь.

Следующие 30 лет о духовной жизни людям вопияли лишь зияющие пробоины в стенах некогда величавого Успенского храма. Не иначе, как Божьим усмотрением, в результате поиска места для будущей женской обители иеромонахом Лукианом /Куценко/, настоятелем храма Воскресния Христова в Санкт-Петербурге, был найден этот храм. Случилось так, что батюшке с его спутниками пришлось остановиться на ночлег именно в Тервеничах, а на утро они поняли, что нашли то, что искали. Это было в конце мая 1991 года. Местные жители считали, что церковь была раньше Покровской, помня, что в деревне особо чтился праздник Покрова. И только через несколько лет, работая в архивах, выяснили, что храм был когда-то Успенским.

13 октября 1991 года состоялся первый постриг - Мария Прокопьевна стала монахиней Софией. Тогда служили еще только в келейной церкви, в принадлежащем общине деревенском доме. Следующий постриг был 31 декабря, в этот же день общине передали Покровский храм. Третьей по счету сестрой, приехавшей в монастырь, оказалась нынешняя его игумения - монахиня Лукиана /Рысева/. С благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна /Снычева/ обитель была зарегистрирована как сестричество - подворье храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Санкт-Петербурге.

Весной 1992 года для обители произошло самое важное событие - обретение Тервенической иконы Божией Матери. В это же время на месте, указанном Самой Божией Матерью, нашли воду. Источник обустроили, выкопав колодец. Летом матушки вместе с паломниками приводили в порядок храм. На Покров 1992 года в нем служили Божественную Литургию. На Источнике поставили маленькую часовню.

Тем же летом монастырю отдали барак, стоявший рядом с храмом, ранее занимаемый базой отдыха Кировского завода. Туда перенесли келейный храм и кельи из деревенского дома.

К 1996 году был построен келейный деревянный корпус, перестроена часовня над Источником. Удалось сделать внешний ремонт Покровского храма, заново выстроить разрушенную колокольню и начать строительство второго келейного деревянного корпуса.

В январе 1997 года монастырь открыл свой скит в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в деревне Пирозеро, в 20 км от Тервеничей.

14 апреля 1997 года по представлению правящего архиерея митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира решением Священного Синода РПЦ Покровское сестричество получило статус монастыря, храм святых мучениц в Санкт-Петербурге стал считаться его подворьем. Особо почитаемую в обители икону Божией Матери благословлено было именовать Тервенической и считать местночтимой.

Летом того же года был закончен внутренний ремонт храма, полностью достроены келейные корпуса. Были заложены и построены каменные Надкладезная и Троицкая часовни. В 1998 году были выполнены первые росписи храма. В последующие годы в монастыре была построена деревянная трапезная церковь в честь Собора Киево-Печерских святых, деревянная часовня в честь великомученика Георгия Победоносца на монастырской ферме, что находится в километре от обители, и часовня в честь Воскресения Христова на монастырском кладбище.

В 2003 году монастырь посетило еще одно испытание пожаром. В одну зиму в монастыре сгорел трапезный храм, а в Пирозерском скиту - церковь, постройки начала 20 века, к тому времени уже частично восстановленная. После этих печальных событий насельникам скита понадобилось два года, чтобы заново построить каменную церковь в честь иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша". В монастыре через три года была закончена постройка новой кирпичной трапезной с двумя храмами: трапезным - в честь Успения Божией Матери и "пещерным" - в честь Собора Киево-Печерских святых.

http://www.diveevo.ru/260

Один из самых молодых российских монастырей. Находится на краю Ленинградской области в деревне Тервеничи Лодейнопольского района.
В наши дни большинство монастырей в России восстановлено на месте разрушенных обителей, т.е. там, где когда-то существовала монашеская жизнь.
В Тервеничах монашества до революции не было. Здесь стояли только приходские храмы, прекратившие своё существование в годы Советской власти. Вокруг развалин одного из этих храмов – каменного Успенского (ныне Покровского) храма – в 90-е годы XX века вырос наш монастырь.

Монастырь возник из сестричества, сформировавшегося на базе православной общины при храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Санкт-Петербурге, где сейчас находится монастырское подворье. Днём рождения обители считается 1 июня 1991 г. Именно в этот день в поисках места для монастыря в Тервеничи впервые приехали будущие насельницы обители во главе с её основателем и духовником, тогда молодым иеромонахом, а теперь архимандритом Лукианом (Куценко). В то же лето по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) в Тервеничах было образовано Покровское сестричество, получившее в 1997 г. статус монастыря. Настоятельство приняла одна из первых монахинь сестричества, нынешняя игуменья монастыря, матушка Лукиана (Рысева).

Такая история возникновения обители во многом определила её своеобразие (дух, уклад жизни) и дальнейшее развитие, начавшееся с поиска и обретения наших главных святынь – Тервенической иконы Божией Матери и святого источника. Сейчас в обители более 40 сестёр. Часть из них живёт на территории монастыря, часть – в скитах и на подворьях. В обители регулярно совершаются Богослужения.

Тервеническая икона

Тервеническая икона получила свое название по месту прославления, которое произошло в деревне Тервеничи Ленинградской области. Эта икона является списком с чудотворного Касперовского образа Божией Матери, особо почитаемого в Одессе.

Тервеническая икона дарована смотрением Царицы Небесной в благословение новоустроенному Покрово-Тервеническому женскому монастырю. Подтверждением этому было явление Божией Матери в тонком сне основателю и духовнику монастыря в ответ на молитвы о даровании святынь молодой обители: Божия Матерь стояла на воздухе над Тервенической землей, у ног Ее лежала икона, подобная Касперовской, из-под которой струилась вода. Божия Матерь указывала рукой на лежащую икону. (Впоследствии это видение было запечатлено на иконе, написанной сёстрами монастыря, которую назвали «Явление Божией Матери в д. Тервеничи в 1992 г.»).

Вскоре после явления виденная во сне икона была найдена в мастерской одесской художницы Марии Ивановны Барановой. Список с Касперовской иконы Божией Матери, выполненный художницей, в точности повторял образ, на который указала Богородица. После усиленных просьб Мария Ивановна подарила дорогую для нее икону новому монастырю. Это случилось в начале зимы 1992 года. 23 февраля того же года икону привезли в Санкт-Петербург, в храм святых мучениц Веры, Надежды Любови и матери их Софии, будущее монастырское подворье. Здесь после первого же молебна обнаружилось, что икона чудотворная – исцелилась женщина, много лет страдавшая астмой.

С чудесным событием связано и прибытие иконы в Тервеничи. Первую зиму 1991-1992 года в деревне жили лишь две новопостриженные пожилые монахини. Ещё ничего не зная о том, что икона уже обретена, они продолжали молиться о даровании святынь монастырю. Однажды одна из них на ночной молитве услышала голос Божией Матери, повелевающей привезти икону в обитель с обетованием Своей милости. И действительно, как только икона была привезена в Тервеничи, монастырь стал быстро строиться.
В 1994 году было зафиксировано мироточение иконы, первоначально именуемой Касперово-Тервенической. В 1996 году получено благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, считать икону местночтимой и именовать ее по месту прославления Тервенической.

Чудеса от образа продолжали совершаться в обители и не иссякли по сей день. В их числе – дарование детей бездетным семьям, помощь в различных скорбях и болезнях. Не все молитвы наши исполняются, поскольку часто мы, сами того не зная, просим о том, что нам неполезно, но все молитвы, несомненно, слышит Божия Матерь и, так или иначе, помогает нам, чему имеется бесчисленное множество свидетельств, не только дошедших с древности, но приносимых и в наши дни. Сегодня в нашем монастыре собрано уже значительное количество таких свидетельств.

В благодарность Божией Матери почитателями Ее Образа был изготовлен венчик для иконы и привезен в дар монастырю на праздник Успения Пресвятой Богородицы 28 августа 2005 года.

Традиция изготавливать венчики и помещать их на особопочитаемых иконах достаточно старая. В основном она распространена в Центральной и Южной России и Белоруссии, а также на Украине. Венчик представляет собой металлический, часто серебряный, обруч, который находится постоянно на киоте иконы или рядом с ним. Молящийся человек может его надеть себе на голову или подержать над головой. Венец, как и икона, имеет на себе благодать Божию и благословение Пресвятой Богородицы, поскольку он посвящен иконе и освящается от нее.

В монастыре перед иконой ежедневно во время утреннего молитвенного правила читается акафист Покрову Божией Матери, служится молебен.

Празднование в честь Тервенической иконы совершается в день Покрова Божией Матери(14 октября) и в день основания обители (1 июня).

Источник

Обнаружение источника на территории монастыря связано с явлением Тервенической иконы Божией Матери.

В начале зимы 1992 года в тонком сне основателю и духовнику обители явилась Божия Матерь стоявшая на Тервенической земле, у ног Ее лежала икона, подобная Касперовской, из-под которой струилась вода. Божия Матерь указывала рукой на лежащую икону. Это событие отображено на иконе «Явление Божией Матери в Тервеничах». Весной того же года на месте указанном Божией Матерью обнаружили родничок. Воду стали регулярно освящать. Было замечено, что вода из родника обладает целебной силой. Для удобства набора воды в том месте был выкопан колодец. Над ним построена небольшая деревянная часовня в честь явления Божией Матери.

В 1997 году взамен деревянной над источником построена каменная часовня.


Икона Божией Матери «Тервеническая»

Покрово-Тервенический монастырь (Монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы) — православный женский монастырь Тихвинской епархии Русской православной церкви. Расположен в деревне Тервеничи Лодейнопольского района Ленинградской области.


12/10/2016

Покрово-Тервенический женский монастырь — самая молодая обитель Епархии.
Погост в Тервеничах упоминается впервые в 1137 году.
Переписи 1582-1583 годов говорят о двух находящихся здесь храмах, расположенных в центре Михайловского погоста, переименованного из Тервеничского в честь Архангела Михаила.
Часть деревень принадлежала Антониево-Дымскому монастырю, расположенному в ста километрах от Тервеничей, часть — непосредственно Новгородскому Епископству.


Расположение погоста в стороне от водных путей — основной дороге с древних времён, казалось бы не оставляло будущего для погоста, и в конце ⅩⅧ века он действительно перестаёт быть административным центром.
С середины восемнадцатого века действует здесь церковно-приходская школа, в конце девятнадцатого века открывается училище Министерства Народного Просвещения, в начале двадцатого — открывается земская больница, оборудованная по последнему слову медицины того времени.


Покрово-Тервенический женский монастырь.

Дальность расстояния от столицы не влияет на духовную жизнь в этих краях.
Но со временем деревянные церкви Тервеничей приходили в ветхое состояние, перестраивались, горели, как, например — церковь Покрова Божией Матери, сгоревшая в 1904 году.
Кстати, сгорела и новая церковь, отстроенная на деньги жителей и в 1917 году, но эта история тёмная. В 1861 году строится каменный Успенский храм.


Храм Покрова Пресвятой Богородицы Тервенического монастыря.

Деньги на него собирали «всем миром».
По воспоминаниям временников, храм, расположенный над озером, белый, с синим с золотыми звёздами куполом, напоминавшим купола среднерусских церквей, был красиво и торжественно устроен и внутри.
Отапливалась эта церковь четырьмя голландскими печами, что так было необычно для глухой окраины руса земли.
Более полувека церковь служила Богу и людям, даже после революции, пока её закрыли в 1935 году, а священника о. Василия не арестовали. По сложившемуся обычаю новой власти в церкви разместили клуб.


Надкладезная часовня на месте явления иконы Божией Матери в Тервеническом монастыре.

Храм который остался без заботы и должного внимания, со временем разрушался.
Село вымирало, разрушен был привычный крестьянский уклад жизни, потерян её стержень.
Но в 1991 году произошло долгожданное событие. После принятого пострига сестёр Свято-Покровской общины Софии и Веры в полуразрушенном, разграбленном храме 14 октября состоялся первый престольный праздник, и была отслужена Литургия.


Глухой зимой, в феврале 1992 года произошло чудо — обретена главная Святыня монастыря — Чудотворный Тервенический образ Божией Матери.
Духовник сестричества, иеромонах Лукиан увидел сон, как сама Богородица указывает на икону, которая должна находиться в обители.
Это напоминает многочисленные чудеса с вещими снами, историю с явлением Богородицы Юрышу в Тихвине, и входит в ряд событий, которые наукой не признавались, но всегда волновали умы людей. Сегодня, когда мы читаем о событиях такого рода, то они кажутся чудесными, но правдивыми, поскольку наука значительно шагнула вперёд, а чудеса происходят только при крепости веры.

Приглашаем вас совершить паломничество, православные поездки, экскурсии, туры, однодневные многодневные из Петербурга с паломнической службой Свирский паломник.

Наши паломнические поездки из Спб - это посещение святых мест, молитва, участие в литургии соединенные с рассказом групповода или экскурсией в монастыре.

Святые места посещаем в Ленинградской, Псковской, Новгородской областях и по России. Во время поездки экскурсию ведет православный гид, соединяя рассказ и молитву.

Регулярные поездки к мощам св. прп. Александра Свирского в Свято-Троицкий Александро Свирский монастырь вторник четверг суббота и в праздничные дни на службы

Еженедельно среда пятница воскресенье совершаем экскурсии в Тихвин с молебном у Тихвинской иконы Божьей Матери в Успенском Тихвинском Богородичном монастыре, с литургией в Дымском монастыре в воскресный день у мощей св. прп. Антония Дымского.

Каждую неделю наши группы отправляются в паломничество на экскурсию в Великий Новгород, где посещают Варлаамо-Хутынский монастырь с поклоном у мощей св. прп. Варлаама Хутынского, Юрьев монастырь с осмотром Георгьевского собора и фресок, Перынского скита и литургией в Софийском соборе - древнем каменном соборе Новгородской земли с поклоном и сугубой молитвой перед чудотворной новгородской иконой Знамение - по средам, пятницам и в воскресеньям.

Регулярно по вторникам и субботам поездки в Псково-Печерский монастырь

История Псковской земли открывает нам возможность совершить поездку в Псков в Троицкий собор и древние Псковские монастыри с сохранившимися росписями до монгольской эпохи православных храмов. Экскурсия в Мирожский монастырь с осмотром фресок еженедельно вторник и в субботу однодневная поездка.

Совершаем паломничества так же и на Святые источники в Никандрову пустынь, Введено-Оятский монастырь, Сольцы и Молочково . Зачем омываться в источниках? В источниках находится вода с целительными свойствами, которая восстанавливает здоровье людей, свершаются чудеса исцелений и если на дорогих курортах за процедуры вам придется платить, то в православном мире все эти источники даны нам безвозмездно и помогают людям восстановить свое здоровье, поддерживать его.

Мы так же совершаем поездки на Валдай, в Дивеево, Торжок, Годеново из Петербурга и приглашаем вас ознакомиться с расписанием паломнических поездок экскурсий и присоединиться к нам. Так же в разделе "о нас", вы можете найти отзывы оставленные паломниками о паломнических поездках ПС Свирский паломник. Мы будем рады и вашим отзывам.

Храни Вас Господь молитвами Всех Святых в земле Российской просиявших, к которым у вас есть возможность поехать с паломниками, единомышленниками, теми кто, возможно, станет вам добрым другом, ибо нет в нашей жизни случайных людей, всех промыслительно посылает нам Господь, и мы благодарим Бога за всех вас. Божьей Вам помощи в трудах паломничества!



Похожие статьи