Соблазнение лота дочерьми. Почему такой набожный человек как Лот, вел себя так плохо? Лот выводится Ангелами из Содома и спасается бегством в Сигор

Библия – это книга, в которой сосредоточено духовное Знание….для тех, кто хочет его достичь..
Если человек читает её только как сборник библейских историй, без любви к Богу… без «страха божьего»,
без понимания своей ограниченности и испорченности, ТО он многое будет воспринимать предвзято, согласно своему узкому пониманию всего, с чем он соприкасается…

Люди привыкли обо всём судить «по себе»…и по тому, как «принято» в обществе….
Например, кто-то глядя очередное ток-шоу с известной семидесятилетней актрисой, вышедшей в коротком платье и оголённой грудью, бравирующей своим молодым любовником и рассказывающей о том, сколько же их у неё было…, кто-то будет искренне радоваться за неё, воздавая ей славу, славу её обнажённому телу и «неувядаемой» сексапильности…, дерзая брать с неё пример в обращении к пластическим хирургам и всем видам модного и принятого в обществе драйва для души и тела…

Люди воспринимают сегодняшнее развращённое поведение своих кумиров, как норму…, как принцип жизни.., как нЕчто само собой разумеющееся….
Доходят до того, что жёны кумиров рассказывают многомиллионной ТВ аудитории, как и с кем изменяет им муж, а с кем - они….и даже на передаче присутствуют любовники, якобы, бывшие, которые рассыпаются в любви к своим подружкам и дружкам…
А вот если этот же человек, который только что аплодировал своим разгульным кумирам, прочтёт в Библии историю про Лота и его дочерей…., тут пределу возмущения и презрения не будет конца!........
И чтО особенно возмутит этого критика, это тО, что Лот являлся праведником…………

Лот – племянник Авраама, который пошёл за своим дядей прочь от язычников в новые земли, туда, куда повёл Авраама Божий Глас……Лот верил в Единого Бога так же, как и Авраам и уже поэтому стоял на праведном пути……..
Представить тогдашнюю жизнь этих людей нам крайне трудно…это были совсем другие условия и обычаи жизни…другие трудности и проблемы….

Тяжелее всех приходилось тем, кто знал и верил в Единого Бога, жил в поклонении и послушании только Ему, а не идолам и божкам….Авраама и его родных окружали племена и народы языческие, варварские, жестокие и воинствующие….Но они ни с кем не воевали, жили мирно, пасли свои стада….
Однажды Авраам предложил Лоту отделиться по причине разрастания хозяйства … не хватало пастбищных земель для скота…подступали голодные времена… Авраам предложил Лоту выбрать землю для себя:
Бытие гл 13:
«10 Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская;
11 и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга.
12 Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома.»

Да, надо сказать, что Лот выбрал землю получше…наверняка считая, что он моложе Авраама и ему ещё предстоит увеличение семейства…а у Авраама детей «не намечалось»….
Часто люди стараются тоже выбирать себе что-то лучшее, надеясь что оно принесёт им счастье..
Например, кто-то выбирает лучшее учебное заведение в другой стране….но затем там попадает в какую-то недобрую переделку…компанию… и теряет всё……..
Кто-то выбирает лучшую клинику для операции, надеясь, что здесь-то уж обязательно помогут, но в результате там делают неудачную операцию (например, пластическую) , и они терпят урон…
А вот человек купил наилучшую модель автомобиля…и..разбился на ней….
Девушка надела своё самое лучшее платье, чтобы быть самой обворожительной…и порвала его, неудачно упав прямо на глазах у всех…
Семья отправилась на самый лучший и престижный курорт…и разбилась на самолёте…

За всем этим есть духовная причина – желание быть первым… «гордость житейская»…
На примере Лота Бог хотел показать людям, что НЕ « всё золото, что блестит»…….
За красивой приманкой, зажигающей глаза гордости и самодовольства оказывается нЕчто пагубное…Почему? – Есть духовные законы….
(Библия. Притчи 16:18): «Погибели предшествует гордость, и падению – надменность»

(Евангелие от Матфея 16:26): « какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?»

«Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям” (1Тим.6:8-10).

Притчи 28:20 «Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным».

Притчи 11:28 «Надеющийся на богатство свое упадёт; а праведники, как лист, будут зеленеть».

Псалом 36:16-17 «Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых, ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь».

Лот по вере своей быв праведником, всё же, как и многие из верующих, был недостаточно «обрезанным» в сердце своём…Бог трудился над его характером, вразумляя и наставляя через ошибки, как и многих тех, кто учится ходить перед Богом…
Праведным Лот так же назван и потому, что он НЕ участвовал в мерзостях Содома, о которых вскоре ему пришлось узнать…, ибо народ сей от праздности, пресыщения и богатства развратился до крайности.... упиваясь до бесчувствия вином, творил дела непотребные, занимаясь всеми видами сексуальных извращений и утех….

Господь видя, как необратимо и низко пал народ сей языческий, глумясь над всем святым и чистым, не веруя в Бога и Творца, но утоляя похоти свои перед идолами своими…воздал им по их мерзостям, дабы избавить землю от очага растления бесовского и показать пример иным нечестивцам, что суд грядёт!.....

Господь истребил Содом и Гоморру огнём и серою!.....
Но перед этим Ангелы пришли к Лоту, дабы вывести его и его семью из этого вертепа…
(Библия. 2 Петра 2: 7-8) : «а праведного Лота, утомлённого обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные)»….
Лот мучился среди беззаконных, но продолжал там жить…его держала привязанность к материальному…
Его праведность не была подобна праведности Моисея, который «лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почёл большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.» (Евреям 11:25-26

Лот не назван в Библии героем веры, или превосходным праведником…Его пример дан нам в назидание Богом, как пример того, что привязанность к материальному богатству всегда губительно сказывается на жизни и вере, создавая в характере нерешительность, томление, сомнения и несвободу….

Можно сказать, что Лот являлся праведником на грани падения…Если бы он ещё помедлил…если бы Бог не помог ему выйти из Содома…он бы погиб вместе со всеми….
Его пример – это пример тем, кто придя к Богу, пытается служить двум господам: Богу и маомоне…..Но Христос сказал: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.» (Матфея 6:24-25) --- Рано или поздно те, кто продолжает дружить с миром, не отдав свою жизнь Господу, потерпит урон и развратится…упадёт…погибнет….

И чтобы убедиться в том, что Лот приближался к падению, достаточно узнать о том, что его жена уже была намертво привязана душой к Содому, ибо ей не хотелось покидать это злое, нечестивое место…--- и хотя ангелы предупредили о том, что «уходя, уходи…и не оглядывайся…», она оглянулась…и превратилась в соляной столб…Лот потерял её навсегда….
Дочери Лота тоже, видимо, «набрались» «мудрости» Содомской….потому что решили совершить грех и спать со своим отцом ради продолжения рода….Есть и такая версия – они НЕ были родными дочерьми Лота, ибо жена Лота «гуляла» и родила от других….Лот это знал, но скрывал…и мучился…
Эту версию я не могу подтвердить или опровергнуть, потому что она может быть верной, так как жена Лота не хотела уходить из Содома…..

Тем ни менее, посмотрим, чтО дальше произошло с Лотом и дочерьми его…в каком он находился состоянии души…самочувствии?...--- Понятно, что все последние события его потрясли….он потерял много «нажитого», в спешке покинув Содом прямо накануне извержения Вулкана…
Затем погибла его жена….Он остался «у разбитого корыта»….

Я завершаю своё повествование большой выдержкой из статьи Александра Дмуха: - «Заступаясь за праведника. Лот»

Быт. 19: Поначалу Лот побоялся бежать в горы (стих 19), и пошёл, вместо этого в Сигор (стих 22).
«Затем он « вышел из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его.» (стих 30)
Итак, что же... Лот удалился из города Сигор, полагая, что за «Хиросимой» последует «Нагасаки». Он боится, что гнев Божий вскоре может обрушится и на этот город. Опасения его были не напрасны.
Об этом знали и его две дочери. Вот рассуждения его дочерей: «И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли.» (Быт.19:31)
Взрослые дочери Лота, искренно думали, что на земле не осталось мужчин, кроме их отца. Они заботятся о продолжении рода человеческого. Вы скажите: «но ведь Бог сжёг не всю землю, а только несколько городов». А откуда им было это знать! Еще прибавьте сюда масштаб катастрофы... Они напуганы… У них была память о потопе во дни Ноя, когда остался Ной и его семья… А здесь похожая ситуация…. Только потоп - огненный.

Дочери торопятся: «отец наш стар». У них мысль о продолжении рода. От кого? ….. Из всех мужчин, по их мнению, остался только их отец…. Поэтому они и решаются на известный поступок, предварительно хорошенько напоив отца вином. Для чего? Потому, что трезвым, Лот этого явно бы не сделал….. Вы спросите: «а зачем он пил вино?» --- можно догадаться – его удручённое состояние души на тот момент..потеря жены, богатого дома…привычного уклада жизни и пр….привели его к потере здравости суждения и трезвению духа…он был подавлен…а дочери (причём, быть может, не родные) старались «утешить» его вином, чтобы он «забылся»….

Но этот грех этот имел далеко идущие последствия --- От дочерей Лота родились Моав и Бен-Амми, от которых пошли Моавитяне и Аммонитяне – постоянные враги Израиля. Имя Моав созвучно (по-еврейски) фразе: "от отца", а Бен-Амми означает "сын кровного родственника". Эта этимология не давала Израилю забыть о постыдном происхождении их врагов.

Четыре главных мотива звучат 19 главе Бытия: скорый суд Божий над нечестивыми хананеями; привязанность Лота к материальным вещам; милосердное избавление его Богом от погибели, и "возрождение Содома" в пещере……
На этом повествование в книге Бытие о Лоте заканчивается. А потом его имя нам и не только нам напоминает Сам Иисус Христос. Когда Иисуса спросили: «какой признак Твоего пришествия и кончины века?», то Он по мимо прочего вспоминает два события из глубокой древности. Иисус напоминает события о которых знали все. Эти события: потоп во дни Ноя и сожжение Содома во дни Лота.

«И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого:
ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.
Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;
но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лук.17:26-31).
Как в первом так и во втором случае наблюдается одна и та же картина. С одной стороны гибель грешников, с другой - спасение праведников. Для одних гнев, для других - милость. Одним - смерть, другим - жизнь. Разница лишь в том, что в первом случае Бог использует для наказания - воду, а во втором – огонь.

Иисус, в приведенных им примерах, уравнивает статус Ноя и Лота. Лот оказывается на одной, спасительной стороне рядом с праведным Ноем. Эти два благочестивых человека являются для всего мира учителями. Как Ною и Лоту Бог подарил жизнь, так и всем верующим в Иисуса Бог даст спасение и жизнь вечную. Как Бог покарал грешников в воде и огне, так все не уверовавшие в Евангелие пожнут смерть.
В заключении я дам один совет тем, кто решил критиковать грехи библейских героев…-- Если вы решили обличить чей-то грех, и вам нужен живой пример из Библии. В этом случае в Писании достаточно персонажей из «черного списка». Критикуйте Каина, обличайте Илия и его сыновей, мойте кости Саулу. В Писании достаточно фигурантов, своей жизнью показавших, что так жить нельзя.

Не трогайте людей, которых Писание называет - праведниками. Неужели вы не видите разницы между ними. Она колоссальна!
И если праведник совершал грех, например как Давид, то Писание прямо и откровенно оценивает такой поступок, как – преступление. У Бога нет лицеприятия. Священное Писание - честная книга. Если же какой-то поступок святого, вам кажется не благовидным, то не торопитесь с выводами.
Если Писание прямо и недвусмысленно не осуждает, не осуждайте и вы. Не будьте пьяны эмоциями.
Прочитайте серьезные книги о культуре и обычаях того времени. …Поучитесь у Бога. Смотрите как рассуждает Судья всей земли, давая нам урок: «сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт.18:21)
В юриспруденции есть такое понятие как «презумпция невиновности». («Презюмпируется» – т.е предполагается.) Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным пока его виновность не будет доказана в суде. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Не спешите обвинять праведников, если их поступки пока вам не понятны. Если Писание (Бог) четко и недвусмысленно не осуждает, какой либо поступок, на первый взгляд кажущийся вам не хорошим, то не осуждайте и вы. Бог судья или вы?!
В противном случае, мы становимся умнее Бога…»

Два ангела пришли в Содом к вечеру, и Лот сидел у ворот города. Увидев их, он встал им навстречу и поклонился до земли.

– Господа мои, – сказал он, – пожалуйста, зайдите в дом вашего слуги. Вы сможете помыть ноги и переночевать, а ранним утром продолжите свой путь.

– Нет, – ответили они, – мы переночуем на площади.

Но он так настаивал, что они последовали за ним и вошли в дом. Он приготовил для них еду, испек пресный хлеб, и они поели. Но, прежде чем они легли, все мужчины Содома, молодые и старые, окружили дом. Они кричали Лоту:

– Где люди, которые пришли к тебе вечером? Выведи их к нам, мы хотим развлечься с ними.

Лот вышел к ним и запер за собой дверь. Он сказал:

– Нет, друзья мои, не делайте такого зла. Послушайте, у меня есть две дочери, которые никогда еще не были с мужчиной. Давайте я выведу их к вам, и делайте с ними, что хотите. Но не делайте ничего этим людям, которые пришли под защиту моего крова.

Они ответили:

– Прочь с дороги!

И сказали:

– Этот человек пришел сюда как чужеземец, а теперь хочет быть нам судьей! Мы поступим с тобой еще хуже, чем с ними.

Они стали оттеснять Лота и подошли, чтобы выломать дверь. Но мужи, которые оставались внутри, протянули руки, втащили Лота в дом и заперли дверь. А тех, кто были у двери дома, и молодых и старых, они поразили слепотой, так что те не могли найти дверь.

И гости сказали Лоту:

– Кто еще у тебя здесь есть – зятья, сыновья, дочери, кто-нибудь еще в городе? Выведи их отсюда, потому что мы собираемся уничтожить это место. Вопль к Господу против этого народа так велик, что Он послал нас уничтожить его.

Лот вышел и сказал своим будущим зятьям, женихам его дочерей:

– Скорее, уходите отсюда! Господь собирается уничтожить город!

Но те подумали, что он шутит.

Когда взошла заря, ангелы стали торопить Лота, говоря:

– Торопись! Уводи отсюда свою жену и двух дочерей, а не то ты погибнешь, когда наказание падет на город.

Он медлил, но те двое взяли его за руку, и его жену, и двух дочерей, потому что Господь был к ним милостив, и вывели их за пределы города. Уже за пределами города один из них сказал:

– Беги отсюда! Не оглядывайся назад и не останавливайся нигде в долине! Беги в горы, а не то ты погибнешь!

Но Лот сказал им:

– Нет, Владыка! Слуга Твой нашел в Твоих глазах расположение, и Ты явил мне великую милость, спасая мою жизнь. Но в горы мне не добежать: бедствие настигнет меня, и я погибну. Вон тот городок недалеко, туда я успею добежать, и он невелик. Позволь мне бежать туда – ведь он совсем мал, не так ли? – и моя жизнь будет спасена.

Он ответил:

– Хорошо, Я выполню и эту просьбу: Я не разрушу города, о котором ты говоришь. Беги туда быстрее, потому что Я ничего не могу сделать, пока ты не доберешься до него. (Вот почему тот город был назван Цоар).

Солнце уже встало, когда Лот добрался до Цоара. Тогда Господь пролил дождем на Содом и Гоморру горящую серу с небес от Господа. Он разрушил города и всю долину, и всех, кто жил в городах, и все, что росло на земле. А жена Лота оглянулась назад и превратилась в соляной столб.

На другое утро Авраам поднялся рано и вернулся к тому месту, где он стоял перед Господом. Он посмотрел на Содом и Гоморру, и на всю долину, и увидел: густой дым поднимается от земли, как дым из печи.

Так, когда Бог уничтожил города долины, Он вспомнил Авраама и спас Лота от бедствия, которое разрушило города, в которых жил Лот.

Лот и его дочери

Лот и две его дочери покинули Цоар и поселились в горах, так как он боялся оставаться в Цоаре. Он жил в пещере со своими двумя дочерьми. Старшая дочь сказала младшей:

– Наш отец стар, а здесь нигде нет мужчины, чтобы лечь с нами по обычаю всей земли. Давай напоим отца вином и ляжем с ним, чтобы сохранить наш род через нашего отца.

В ту ночь они напоили отца вином, и старшая дочь вошла и легла с ним. Он и не знал, когда она легла и когда встала. На другой день старшая дочь сказала младшей:

– Прошлой ночью я легла с отцом. Давай опять напоим его вином сегодня вечером, и ты войдешь и ляжешь с ним, чтобы мы могли сохранить наш род через нашего отца.

Они напоили отца вином и в эту ночь, и младшая дочь вошла и легла с ним. Он и не знал, когда она легла и когда встала.

Так обе дочери Лота забеременели от отца. Старшая дочь родила сына и назвала его Моав; он – отец нынешних моавитян. Младшая дочь тоже родила сына и назвала его Бен-Амми; он – отец нынешних аммонитян.

a) 19:5: Букв.: «чтобы мы их познали»

b) 19:18: Или: «господа мои».

c) 19:19: Или: «твой...твоих...ты явил».

d) 19:21-22: Или: «я... я… я».

e) 19:22: По звучанию это название напоминает еврейское слово «малый».

f) 19:37: По звучанию это имя напоминает еврейские слова «от отца».

g) 19:38: По-еврейски это имя означает «сын моего народа» и напоминает по звучанию слово «аммонитянин».

Во время которого жена Лота стала соляным столбом, и соблазнение Лота его дочерями.

История Лота.

Лот, равно как и его отец Аран, родились и выросли в Уре Халдейском в Шумерии на реке Евфрат, что в нижней Месопотамии, примерно четыре тысячи лет назад. Отец Лота умер рано. Дед Лота, Фарра, взял всю семью и отправился

… из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там (Бытие, глава 11).

Во время странствований и Лот, и Авраам обзавелись значительным количеством скота. Обеим семьям не хватало пастбищ, что приводило к постоянным конфликтам между пастухами Лота и Авраама. Тогда Авраам предложил Лоту разойтись и поселиться в разных местах, чтобы не было между ними конфликтов.

Лот отправился жить на Иорданскую равнину, которая, в те времена была прекрасна и орошалась водой. Он поселился вблизи Содома. Авраам же стал жить на земле Ханаанской. Зеленая Иорданская равнина располагалась между пятью городами. Правители этих городов вели междоусобные войны. Во время одного из таких конфликтов Лот был взят в плен, а его имущество разграблено.

Когда Авраам узнал, что случилось с его племянником, он вооружил спасательный отряд из 318 рабов. Авраам напал на неприятеля ночью и спас Лота и все его имущество. Лот снова поселился в Содоме.

Вскоре Содом и Гоморра были разрушены гневом Господа. Как и почему это случилось, можно прочесть в статье . Единственным праведником Содома был Лот, а потому Господь дал ему время уйти из города вместе со своей семьей – женой и двумя дочерями.

Жена Лота.

Имя жены Лота в Библии не упоминается. Уход, а точнее бегство из Содома, тяжелее всего далось жене Лота. Весь предыдущий день был наполнен хлопотами и тревогами, а теперь, ночью, ей приходится оставить все и бежать в неизвестном направлении. Она уже немолода, и такие события для нее сопряжены не только с психологическим стрессом, ей нелегко еще и физически.

Господь, указав Лоту и его семье путь к спасению, запретил им оглядываться. Жена Лота думает о том, а под силу ли ей начинать все сначала… Она пребывает в нерешительности и оглядывается. Оглянувшись, она превращается в соляной столп. И сегодня можно увидеть этот столп на берегу мертвого моря.

Почему же Господь обратил жену Лота в соляной столп? Многие считают, что это наказание за любопытство, однако, едва ли это правда. Скорее всего, сердце и душа жены Лота остались в Содоме, и она должна была погибнуть, как и все. Бог требует решительного отказа от греха.

В , в Евангелии от Луки мы находим христианское толкование истории жены Лота:

Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;

но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;

так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.

В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.

Вспоминайте жену Лотову.

Таким образом, жена Лота погибла, так как радела больше о материальном, нежели о спасении души.

Город Сигор, где жил Лот.

Лот и две его дочери направились в один из городов долины, который Господь пощадил. Это был город Сигор. Название города Сигор переводится как “маленький”, “незначительный”. Сигор также известен как Цоар или Белла. До сих пор ведутся споры, где был расположен город Сигор – на севере или на юге от Мертвого моря. Сигор - единственный город содомского пятиградья, который был пощажён Богом. Лот поселился в Сигоре, однако вскоре его покинул.

Лот и его дочери.

История Лота и его дочерей описана в Бытии 19:30-38. Лот, побоявшись жить в Сигоре, жил в горах в пещере со своими дочерями. Дочери Лота, посчитав, что не осталось больше мужчин, напоили своего отца и вступили с ним в связь, что того, чтобы продлить род. Обе дочери Лота забеременели от отца своего.

У старшей родился сын Моав (имя в переводе означает «от отца»). У младшей также родился сын Бен-Ами (в переводе «сын моего народа»). Моав стал прародителем моавитян, а Бен-Ами – аммонитян.

История дочерей Лота отражает мысль о превосходстве Израиля над моавитянами и аммонитянами , так как эти народы появились в результате греховной кровосмесительной связи. Племена моавитян и аммонитян стали основой древнеарабского народа.

Предполагаемый инцест между Лотом и его дочерьми и в наши дни рождает много вопросов, споров и теорий относительно того, каковы были реальные мотивы дочерей, и кто действительно был виноват в случившемся. Да и был ли кто-то виноват? Кровосмесительные браки не редкость в среде библейских патриархов. Авраам женился на своей единокровной сестре Саре; брат Авраама, Нахор, женился на племяннице Милке; Исаак женился на своей родственнице Ревеке и еще множество примеров. С другой стороны, в книге целая глава посвящена данной теме (глава 18), где сказано:

Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу.

Многие исследователи оправдывают кровосмесительные браки тем, что левитские законы появились позже, и созданы они были патриархами нации, в том числе праведным Лотом (вместе с Авраамом, Иаковом, Иудой, Моисеем, Давидом). Левитские законы, в том числе и против кровосмешения, были созданы с целью разделить образ жизни Иудея от образа жизни народа Ханаан, вопреки всем инцестуальным проявлениям, которые патриархи имели в прошлом. Левитские законы – новый шаг в развитии общества, часть прогрессивных идей человечества на пути к современной цивилизации.

Отражение истории в живописи.

История Лота и его дочерей легла в основу многих картин. Картины на данный сюжет, как правило, изображают Лота и его дочерей в горном убежище. Часто на фоне можно заметить маленькую фигурку жены Лота, и горящий город на отдалении.

Персонаж Лота в разных религиях.

В иудаизме .

Фигура Лота в иудаизме – спорна. Он считается праведником, праведность которого постоянно оспаривается. Считается, что в своей жизни Лот отклонился от истин еврейского пути, а потому потомки его не стали частью еврейского народа. Лот упоминается в торе,

В христианстве

В Новом Завете мы находим сочувственное отношение к Лоту. Во Втором Послании Петра Лот называется праведником, утомленным жизнью среди неистово развратных людей.

Исламский взгляд

Лут в Коране считается посланником Бога и пророком Бога. Его история практически созвучна с библейской. В Исламской традиции, Лут жил в Уре и был племянником Ибрахима (Авраама). Он мигрировал с Ибрагимом в Ханаан и был назначен пророком в городах Содом и Гоморра. Ему было велено Аллахом идти в землю Содома и Гоморры проповедовать единобожие и остановить похотливые и жестокие деяния местных жителей. Проповеди Лута были проигнорированы, что привело к разрушению Содома и Гоморры. Лут покинул город, его жена оглянулась назад и погибла.

Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны

Здравствуйте, уважаемый рав Овадья Климовский! Мир Вам и Б-жьего водительства!!! Недавно я читал из Торы повествование о дочерях Лота, и конечно, появляется много вопросов. К примеру, поступок, который совершили с отцом, достоин не поощрения, а осуждения.

Удивителен комментарий мудрецов: «Сказал р. Хия бар Авин, сказал р. Иеhошуа бен Карха: “Пусть всегда поторопится человек исполнить заповедь. Так, например, из-за одной ночи, на которую старшая опередила младшую, потомство старшей (т.е. Рут) — удостоилось положить начало царскому роду на четыре поколения раньше младшей (Наамы — жены Шломо”».

Почему мудрецы не только не осуждают тут поступок дочерей Лота, но и засчитывают им это, как заповедь? И насколько я понимаю, то и мудрецы иногда не сходятся во мнениях, имеются существенные разногласия. А как быть немудрецам, которые должны прислушиваться к словам старших? Это ведь неверно. Ведь ДОЛЖНО БЫТЬ единое мерило, от чего отталкиваться!!! Иначе народ будет поступать так, как считает правильным. Как знать, какое мнение мудрецов верное, а какое нет? Заранее благодарен Вам за ответ.

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Евгений! Большое спасибо за Ваши добрые пожелания и интересный вопрос, который мы для удобства поделим на две части.

1. О дочерях Лота. Прежде всего, давайте определимся, с какой точки зрения мы собираемся рассматривать их поступок. Если с точки зрения релятивистской «общечеловеческой» морали, то вопроса вообще нет — разве они кому-нибудь навредили?

Но если смотреть с точки зрения Торы, то следует проверить два аспекта: что именно было сделано (при этом — выполнена какая-либо заповедь или нарушен какой-либо запрет) и — что всегда очень существенно, а в особенности в свете Вашего вопроса — какова мотивация поступка.

Итак, первое. Рабену Бехайей пишет, что в те времена не существовало запрета на отношения между дочерью и отцом. Поэтому формально дочери Лота ничего не нарушили. А намерения свои они объяснили ясно — обе считали, что кроме них с отцом никого на свете не осталось и поэтому на них лежит обязанность сохранить человеческий род.

Однако есть и другие высказывания мудрецов об этой истории, менее позитивные. Например, несколько сборников мидрашей, говоря о событиях в пустыне в конце пребывания там народа Израиля, приводят слова мудрецов о старшей дочери: «Она начала этот разврат» . (Этим мудрецы объясняют более строгое отношение Творца к Моаву, чем к Аммону). Кроме того, по преданию, причиной того, что вскоре после этого случая Авраам покинул эти места, уехав на юг, послужило желание удалиться от позора, который Лот с дочерьми навлекли на семью. Отсюда можно сделать вывод, что уже в те времена потомки Ноаха добровольно отказались от кровосмесительных связей, и поэтому поступок дочерей Лота не делал им чести среди народов.

Но здесь нужно пояснить, почему мудрецы называют это развратом, если девушки руководствовались альтруистическими соображениями, как упомянуто в приведенной Вами гмаре. Возможно, в данном случае никакого спора между мудрецами нет. Дело в том, что намерения наши при совершении различных поступков далеко не всегда однозначны. О каких-то мотивах зачастую мы и сами не догадываемся. Возможно, о чем-то подобном идет речь и в нашей истории: безусловно, основным намерением дочерей Лота было спасение мира. Иначе никак нельзя было бы ставить их поступок кому-либо в пример. Но мудрецы раскрыли нам и более глубокие пласты сознания дочерей Лота — они заодно собирались получить удовольствие от содеянного, а это уже неправильно, ведь в обычной ситуации такие отношение недопустимы. Поэтому старшая дочь, которая и не пыталась «отстроиться» от запретного удовольствия, заслужила в других мидрашах столь нелестный отзыв.

2. Теперь о разногласиях мудрецов. Это очень тонкая тема, но вкратце можно сформулировать наш подход так: «Всевышний не тиранит свои создания» (Авода Зара 3а), то есть — не требует от них невыполнимого. Если у нас есть обязанность слушаться мудрецов, это означает, что в Торе обязательно находится правило, определяющее, кого именно слушать в случае разногласий.

И мы обнаруживаем это правило там, где Тора говорит о судопроизводстве. В частности, она пишет: «…склоняйся за большинством» (Шемот 23:2). Когда Сангедрин функционировал без помех, все вопросы Закона решались именно так — голосованием. Разумеется, после подробного всестороннего обсуждения, без политики и давления авторитетом . Пока же решение не принято, каждый волен поступать так, как говорят его учителя Закона, если они, конечно, имеют право именоваться таковыми.

Это помимо того, что существуют изначально различные способы служения Всевышнему, одинаково легитимные и признанные всеми . Ведь, заметим напоследок, и разногласия мудрецов, как правило, лишь демонстрируют глубину и многоликость Торы (как сказали мудрецы: у Торы — 70 «лиц», граней). Каждый мудрец в соответствии со складом своей души может увидеть в Торе особую грань, и слова обоих спорящих (даже если на практике их мнения — взаимоисключающие) могут в равной степени отражать свет многогранного кристалла Б-жественной мудрости.

Весь спор зачастую сводится лишь к тому, какое именно мнение должно послужить практическим руководством здесь, в материальном мире. Это и устанавливается с помощью приведенных выше правил.

Один выбор, две совершенно разные истории. Дядя проявляет смирение перед племянником – неслыханное поведение для сурового ветхозаветного времени. Авраам, чтобы избежать разногласий, уступает Лоту лучшие земли. Название одного из городов, где Лот раскинул шатры, – Содом. Оно стало нарицательным. Содом был цветущим и богатым городом. Его жители ни в чем не нуждались. Авраам пошел в противоположную от Содома сторону. И стал великим в веках. Как эта история снова и снова повторяется в наши дни? К чему приводит беззаботная жизнь, духовная глухота и желание получить от жизни всё? Об актуальности и злободневности ветхозаветного эпизода из Книги Бытия рассуждает протоиерей Олег Стеняев .

«И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле. И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники; не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево.

Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга.

Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом».

(Быт. 13: 5–13)

Сказано, что земля была непоместительна для людей Авраама и для людей Лота. Их было очень много. Хозяйство Авраама и хозяйство Лота. Рабы Авраама и рабы Лота. Свидетельство того, что благословил Бог не только дом Авраама, но и дом Лота, который был тогда в единстве с домом Авраама. А позже, уже после того как отделился Лот от Авраама, оскудело хозяйство Лотово, и покидает он Содом и Гоморру только с малым семейством – с ним его жена и двое дочерей, и более никого.

Когда Лот выбирал для себя землю, в которой будет жить, Авраам дал ему право решать, куда идти, сказав: «Выбери, какую тебе. Ты пойдешь направо – я налево. Ты пойдешь налево – я направо». Так вот: Лот выбирал плотскими очами. Он увидел землю Содома и Гоморры. И, как сказано в Библии, для него она была словно сад Господень. Как рай! Он именно так оценил эти земли. Но вскоре, через некоторое время, рай превратился в ад. Такое происходит и сейчас.

Из друзей моих многие уехали кто в Америку, кто в Западную Европу. В первых письмах они писали: мы живем в раю, у нас всё есть. Но через какое-то время рай превращался в ад. И в письмах был крик: «Что делать? Здесь всё в кредит. И если я вовремя не выплачу его, у меня всё отберут. Даже воду из бассейна выкачают и заберут. Газон скатают и увезут…» И даже: «У меня могут отобрать детей».

Рай оказывается адом – если оценивать, что такое рай и что такое ад, исходя из чисто плотских критериев

Очень часто рай оказывается адом – если оценивать, что такое и что такое ад, исходя из чисто плотских критериев, мирского понимания. И человек должен быть осторожен в своих оценках окружающей реальности и действительности. Особенно в наше время. Потому что то, что нам кажется хорошим и благоприятным, может быть и не таким на самом деле. Может за ярким фасадом скрывать черную суть.

Да, Лот и его домашние не усвоили «привычек» жителей Содома и Гоморры, не творили их «подвигов». И спаслись, покинув Содом. Но спаслись ли? И действительно ли покинули Содом?

Содом уже жил в их сердцах. обернулась, чтобы позлорадствовать тому, что город гибнет, а она жива. За это Бог и наказал ее: она тоже погибла. И Лоту не удалось избежать участи Содома, как он думал. Потому что это Содом толкнул его дочерей на то, чтобы они, напоив отца вином, развратничая с ним, совершали грех кровосмешения.

Пребывание в Содоме не останется без последствий

Пребывание в Содоме не останется без последствий. Нельзя спокойно покинуть его и потом жить, считая, что всё в порядке. Вот ты думаешь, что – в Европу, в Америку, заработаешь там денег, вернешься в Россию и заживешь счастливо. Нет! Без потерь этого не произойдет. Обязательно будут какие-то потери, сложности – и прежде всего эти сложности ударят по нашим детям. И иногда очень больно. В одной знакомой мне семье, долго жившей в Америке, потом просто мучились с ребенком. Он говорил по-русски с акцентом, все жизненные интересы его поменялись. Повезли ребенка к старцу. И старец сказал: чадо это надо посылать на отчитку!

Давайте помнить библейские уроки.



Похожие статьи