Самоходное противотанковое орудие. Обзор пт сау всех наций

Перед войной в СССР предпринимались многочисленные попытки создания различных самоходно-артиллерийских установок (САУ). Были рассмотрены десятки проектов, по многим из них построены опытные образцы. Но до массового принятия на вооружение дело так и не дошло. Исключение составили: 76-мм зенитная установка 29К на шасси грузовика ЯГ-10(60 шт.), САУ СУ-12 - 76,2-мм полковая пушка образца 1927 года на шасси грузовика «Морланд» или ГАЗ-ААА(99 шт.), САУ СУ-5-2 - 122-мм гаубичная установка на шасси Т-26(30 шт.).


СУ-12 (на базе грузовика «Морланд»)

Наибольший интерес в противотанковом отношении представляла не принятая на вооружение САУ СУ-6 на шасси танка Т-26, вооруженная 76-мм зенитным орудием 3-К. Испытания установки проходили в 1936 году. Военных не устроило, что расчет СУ-6 в походном положении полностью на САУ не помещался и установщики дистанционных трубок должны были ехать на машине сопровождения. Это привело к тому, что СУ-6 признали непригодной для сопровождения мотомеханизированных колонн в качестве самоходной зенитной установки.


Хотя возможность использования её для борьбы с танками не рассматривалась, САУ вооруженные такими орудиями могли бы стать отличным противотанковым средством. Выпущенный из орудия 3-К бронебойный снаряд БР-361, на дистанции 1000 метров, по нормали пробивал 82-мм броню. Танки с таким бронированием стали массово применятся немцами только с 1943 года.

Справедливости ради стоит сказать, что в Германии к моменту вторжения в СССР так же не существовало серийных противотанковых САУ (ПТ САУ). Первые варианты САУ «Артштурм» StuG III вооружались короткоствольными 75-мм орудиями и существенными противотанковыми возможностями не обладали.


Германская САУ StuG III Ausf. G

Однако наличие в производстве весьма удачной машины, позволило в короткие сроки путём наращивания лобовой брони и установки 75-мм орудия с длиной ствола 43 калибра, превратить её в противотанковую.

В ходе первых же боев Великой Отечественной войны остро встал вопрос о необходимости скорейшей разработки противотанковой самоходно-артиллерийской установки, способной быстро менять позиции и бороться с немецкими танковыми частями, которые по мобильности значительно превосходили части Красной Армии.

В срочном порядке на шасси лёгкого тягача «Комсомолец» была установлена 57-мм противотанковая пушка обр.1941 года, обладавшая отличной бронепробиваемостью. На тот момент, это орудие уверенно поражало на реальных дистанциях боя любой немецкий танк.

ПТ САУ ЗИС-30 представляла собой легкую противотанковую установку открытого типа.
Боевой расчет установки состоял из пяти человек. Верхний станок орудия крепился в средней части на корпусе машины. Углы вертикальной наводки составляли от -5 до +25°, по горизонту – в секторе 30°. Стрельба велась только с места. Устойчивость самоходной установки при стрельбе обеспечивалась с помощью откидных сошников, располагавшихся в кормовой части корпуса машины. Для самообороны самоходной установки использовался штатный 7,62-мм пулемет ДТ, устанавливавшийся в шаровой опоре справа в лобовом листе кабины. Для защиты расчета от пуль и осколков использовалось броневое щитовое прикрытие пушки, которое имело откидную верхнюю часть. В левой половине щита для наблюдения имелось специальное окно, закрывавшееся подвижным щитком.


ПТ САУ ЗИС-30

Производство ЗИС-30 продолжалось с 21 сентября до 15 октября 1941 года. За этот период завод изготовил 101 машину с пушкой ЗИС-2 (включая и опытную машину) и одну установку с 45-мм пушкой. Дальнейшее производство установок было остановлено в связи с отсутствием снятых с производства «Комсомольцев» и прекращением выпуска 57-мм орудий.

САУ ЗИС-30 начали поступать в войска в конце сентября 1941 года. Ими были укомплектованы противотанковые батареи 20 танковых бригад Западного и Юго-Западного фронтов.

В ходе интенсивного применения у самоходки выявился целый ряд недостатков таких, как плохая устойчивость, перегруженность ходовой части, малый запас хода, малый боекомплект.

К лету 1942 года в войсках практически не осталось ПТ САУ ЗИС-30. Часть машин была потеряна в боях, а часть, вышла из строя по техническим причинам.

С января 1943 года началось серийное производство созданных Н.А. Астровым на базе лёгкого танка Т-70, самоходных 76-мм установок СУ-76(позже Су-76М). Хотя эта лёгкая САУ очень часто привлекалась для борьбы с танками противника, считать её противотанковой нельзя. Броневая защита СУ-76 (лоб: 26-35 мм, борт и корма: 10-16 мм) предохраняла экипаж (4 человека) от стрелкового огня и тяжелых осколков.


САУ СУ-76М

При правильном использовании, а это пришло не сразу (САУ не танк), СУ-76М хорошо показали себя как в обороне - при отражении атак пехоты и как подвижные, хорошо защищенные противотанковые резервы, так и в наступлении - при подавлении пулеметных гнезд, разрушении дотов и дзотов, а также в борьбе с контратакующими танками. На бронированную машину устанавливалась дивизионная пушка ЗИС-3. Ее подкалиберный снаряд с дистанции 500 метров пробивал броню до 91 мм, то есть любое место корпуса немецких средних танков и борта «пантеры» и «тигра».

По характеристикам вооружения к СУ-76М была очень близки САУ СУ-76И, созданные на базе трофейных германских танков Pz Kpfw III и САУ StuG III. Первоначально планировалось установить в боевом отделении САУ 76,2-мм пушку ЗИС-3Ш (Ш - штурмовая), именно эта модификация пушки устанавливалась на серийные САУ СУ-76 и СУ-76М на станке, укрепленном к полу, но такая установка не обеспечивала надежной защиты орудийной амбразуры от пуль и осколков, так как при подъеме и повороте орудия в щите неизменно образовывались щели. Эта проблема была решена установкой вместо 76-мм дивизионной пушки специального самоходного 76,2-мм орудия С-1. Это орудие было спроектировано на базе конструкции танковой пушки Ф-34, которым оснащались танки Т-34.


САУ СУ-76И

При одинаковой с СУ-76М огневой мощи, СУ-76И гораздо больше подходила для использования в качестве противотанковой из-за лучшей защищённости. Лоб корпуса имел противоснарядное бронирование толщиной – 50-мм.

Производство СУ-76И было окончательно остановлено в конце ноября 1943 года в пользу СУ-76М, которая уже избавилась к тому времени от «детских болезней». Решение о прекращении производства СУ-76И было связано с сокращением применяемых на Восточном фронте количества танков Pz Kpfw III. В связи с этим уменьшалось количество захваченных танков этого типа. Всего было выпущено 201 САУ СУ-76И (включая 1 опытную и 20 командирских), которые приняли участие в боях 1943-44 гг., но ввиду малочисленности и трудностей с запасными частями довольно быстро исчезли из Красной Армии.

Первой специализированной, отечественной ПТ САУ способной действовать в боевых порядках наравне с танками, стала СУ-85. Эта машина стала особенно востребована после появления на поле боя немецкого танка PzKpfw VI "Tiger". Броня "Тигра" была такой толщины, что ее с большим трудом и только на самоубийственно близких дистанциях могли пробить орудия Ф-34 и ЗИС-5, устанавливаемые на Т-34 и КВ-1.

Специальные стрельбы по захваченному немецкому танку показали, что гаубица М-30, установленная на СУ-122, имеет недостаточную скорострельность и малую настильность. Вообще, для стрельбы по быстро передвигающимся целям она оказалась мало приспособлена, хотя и обладала неплохой бронепробиваемостью после введения кумулятивного боеприпаса.

По распоряжению ГКО от 5 мая 1943 года, КБ под руководством Ф.Ф.Петрова развернуло работы по установке 85-мм зенитного орудия на шасси СУ-122.


ПТ САУ СУ-85 с пушкой Д-5С

Пушка Д-5С имела ствол длиной 48,8 калибра, дальность стрельбы прямой наводкой достигала 3,8 км, максимально возможная - 13,6 км. Диапазон углов возвышения составлял от −5° до +25°, сектор горизонтального обстрела был ограничен значениями ±10° от продольной оси машины. Боекомплект орудия составлял 48 выстрелов унитарного заряжания.

По советским данным, 85-мм бронебойный снаряд БР-365 по нормали пробивал на расстоянии 500 м бронеплиту толщиной 111 мм, на вдвое большей дистанции при тех же условиях - 102 мм. Подкалиберный снаряд БР-365П на расстоянии 500 м по нормали пробивал бронеплиту толщиной 140 мм.

Отделение управления, моторное и трансмиссионное остались такими же, как у танка Т-34, что позволило комплектовать экипажи для новых машин практически без переучивания. Для командира в крыше рубки приваривался броневой колпак с призматическими и перископическими приборами. На самоходных установках поздних выпусков броневой колпак был заменен командирской башенкой, как у танка Т-34.
Общая компоновка машины, была аналогична компоновке СУ-122, отличие заключалось только в вооружении. Защищённость СУ-85 была аналогична Т-34.

Машины этой марки выпускались на «Уралмаше» с августа 1943 по июль 1944 года, всего было построено 2337 самоходок. После разработки более мощной самоходки СУ-100 из-за задержки выпуска 100-мм бронебойных снарядов и прекращения выпуска бронекорпусов для СУ-85 с сентября до декабря 1944 года выпускался переходный вариант СУ-85М. Фактически он представлял собой СУ-100 с 85-мм пушкой Д-5С. От исходного варианта СУ-85 модернизированная СУ-85М отличалась более мощной лобовой бронёй и увеличенным боезапасом. Всего было построено 315 таких машин.

Благодаря использованию корпуса СУ-122 удалось очень быстро наладить массовое производство ПТ САУ СУ-85. Действуя в боевых порядках танков, они эффективно поддерживали огнем наши войска, поражая немецкие бронированные машины с дистанции 800-1000 м. Особенно отличались экипажи этих самоходок при форсировании Днепра, в Киевской операции и в ходе осенне-зимних боев на Правобережной Украине. Если не считать немногочисленные КВ-85 и ИС-1, до появления танков Т-34-85, только СУ-85 могли эффективно бороться со средними танками противника на дистанциях более километра. А на меньших дистанциях и пробивать лобовую броню тяжёлых танков. Вместе с тем, уже первые месяцы применения СУ-85 показали, что мощность её орудия недостаточна для эффективной борьбы с тяжёлыми танками противника, такими как «Пантера» и «Тигр», которые, обладая преимуществом в огневой мощи и защите, а также эффективными прицельными системами, навязывали бой с дальних дистанций.

Построенные в середине 1943 года СУ-152 и появившиеся позже ИСУ-122 и ИСУ-152 поражали в случае попадания любой немецкий танк. Но для борьбы с танками из-за высокой стоимости, громоздкости и низкой скорострельности они не слишком подходили.
Главным назначением этих машин было разрушение укреплений и инженерных сооружений и функции огневой поддержки наступающих подразделений.

В середине 1944 года под руководством Ф. Ф. Петрова, с использованием выстрелов морского зенитного орудия Б-34, была сконструирована еще более мощная, 100-мм пушка Д-10С. Пушка Д-10С обр. 1944 г. (индекс «С» - самоходный вариант), имела длину ствола в 56 калибров. Бронебойный снаряд пушки с расстояния в 2000 метров поражал броню толщиной 124 мм. Осколочно-фугасный снаряд массой 16 кг позволял эффективно поражать живую силу и разрушать укрепления противника.

Используя это орудие и базу танка Т-34-85, конструкторы «Уралмаша» оперативно разработали истребитель танков СУ-100 - лучшую противотанковую САУ второй мировой войны. По сравнению с Т-34 лобовая броня была усилена до 75-мм.
Пушка устанавливалась в лобовой плите рубки в литой рамке на двойных цапфах, позволявших её наведение в вертикальной плоскости в пределах от −3 до +20° и в горизонтальной ±8°. Наводка осуществлялась при помощи ручных подъёмного механизма секторного типа и поворотного механизма винтового типа. Боекомплект орудия состоял из 33 унитарных выстрелов, размещавшихся в пяти укладках в рубке.

СУ-100 обладала исключительной для своего времени огневой мощью и была способна вести борьбу с танками противника всех типов на всех дистанциях прицельного огня.
Серийное производство СУ-100 началось на «Уралмаше» в сентябре 1944 года. До мая 1945 года завод успел произвести более 2000 этих машин. Выпуск СУ-100 на «Уралмаше» велся, по меньшей мере, до марта 1946 года. Омский завод № 174 в 1947 году выпустил 198 СУ-100, и ещё 6 - в начале 1948 года, суммарно выпустив 204 машины. Выпуск СУ-100 в послевоенное время был также налажен в Чехословакии, где в 1951-1956 годах по лицензии выпустили ещё 1420 САУ этого типа.

В послевоенные годы значительная часть СУ-100 была модернизирована. На них появились ночные приборы наблюдения и прицелы, новое противопожарное и радиооборудование. В боекомплект был введён выстрел с более эффективным бронебойным снарядом УБР-41Д с защитным и баллистическим наконечниками, а позднее - с подкалиберным и невращающимся кумулятивными снарядами. Штатный боекомплект САУ в 1960-х годах состоял из 16 осколочно-фугасных, 10 бронебойных и 7 кумулятивных снарядов.

Имеющие с танком Т-34 одну базу, СУ-100 широко распространились по миру, официально состояв на вооружении более чем в 20 странах, они активно использовалась в многочисленных конфликтах. В ряде стран они всё еще в строю.
В России СУ-100 можно было встретить «на хранении» вплоть до конца 90-х.

По материалам:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/4200/СУ
http://www.tankovedia.ru/catalog/sssr/su
http://voencomrus.ru/index.php?id=120

Противотанковая САУ - специализированная для борьбы с бронетехникой противника самоходно-артиллерийская установка (САУ) с неполным противопульным бронированием . Иногда боевые машины этого типа классифицировались как противотанковые орудия на самоходном лафете . Противотанковые САУ следует отличать от аналогичных им по назначению истребителей танков , которые имеют полное и хотя бы в лобовой проекции противоснарядное бронирование.

Впервые САУ этого типа появились во время Второй Мировой войны как мобильное средство противотанковой обороны, позволяющее резко повысить подвижность мощных противотанковых орудий путём их монтажа на самоходной базе. Изначально задумывавшиеся как временная мера, до поступления в войска специализированных истребителей танков, противотанковые САУ вследствие своей дешевизны и технологичности в производстве выпускались и использовались вплоть до конца войны. Впоследствии, по мере насыщения армий различных стран современными образцами танков и истребителей танков, противотанковые САУ были сняты с вооружения. Немалую роль в этом сыграла их неприспособленность к условиям боевых действий с использованием оружия массового поражения. В настоящее время не применяются.

История

Во время Второй Мировой войны массированное использование танков поставило перед всеми воюющими сторонами вопрос о создании эффективных средств противодействия. До войны основным средством борьбы с танками являлись противотанковые буксируемые пушки калибра 20-47 мм. Эти орудия имели небольшую массу, не требовали мощных тягачей, могли перекатываться по полю боя только силами своего расчёта, легко маскировались на местности, без труда доворачивались на любое угрожаемое направление. Они были эффективными против большинства танков середины 1930-ых гг., но ещё до начала Второй Мировой войны в ряде стран появились новые образцы бронетехники, малоуязвимые к их огню. Для борьбы с ними были разработаны и приняты на вооружение новые модели противотанковых орудий калибра 50-76 мм. Однако платой за повышенную пробивную способность стали их возросшие масса и размеры. В результате они перекатывались по полю боя силами расчёта уже с трудом, требовали мощных тягачей для транспортировки на дальние расстояния и бо́льших усилий по окапыванию и маскировке. Также увеличилась стоимость как самих орудий, так и боеприпасов для них. Больша́я сила отдачи приводила к такому заглублению сошников мощных противотанковых орудий в грунт, что расчёт уже не мог самостоятельно довернуть пушку для поражения целей вне текущего сектора обстрела. Таким образом, выход вражеских танков во фланг или в тыл становился смертельно опасной угрозой, которую стало невозможно парировать собственными силами.

В таких условиях даже мощные и дальнобойные противотанковые пушки представляли лишь частичное решение проблемы. Буксируемая противотанковая артиллерия как правило была эффективна в случае заранее подготовленной обороны, насыщенной большим количеством инженерных оборонительных сооружений, заграждений и минных полей. Их наличие до некоторой степени позволяло защитить расчёты орудий от ружейно-пулемётного огня и лишить противника свободы манёвра. Однако даже с наличием достаточного количества тягачей противотанковые буксируемые орудия не являлись высокомобильным средством противотанковой обороны (ПТО). Вне оборонительных сооружений расчёты и материальная часть буксируемых противотанковых пушек в боевом положении являются крайне уязвимыми для ружейно-пулемётного огня противника, артиллерийского и миномётного обстрела осколочными боеприпасами, а также любых атак с воздуха. Для максимально эффективного действия противотанковые буксируемые орудия требуют отлаженного тактического взаимодействия со своей пехотой и зенитчиками, что далеко не всегда является возможным.

Решением проблемы были разработка и запуск в серийное производство специализированных истребителей танков, однако на это требовалось время и значительные ресурсы, тогда как острый вопрос организации мобильной ПТО не терпел отлагательства. Неплохим выходом из создавшейся ситуации стал монтаж полевых противотанковых пушек на шасси устаревших или трофейных танков, достаточно мощных тягачей или бронетранспортёров . Как правило и орудие, и танковая база подвергались минимально возможным переделкам с целью убыстрения производственных процессов конверсии. Для обеспечения удобства работы расчёта рубка или башня противотанковой САУ делались открытыми, в подавляющем большинстве случаев бронирование машины было противопульным.

Противотанковые САУ могли оснащаться весьма мощными (а следовательно и тяжёлыми) пушками, вплоть до таких образцов, как немецкое 128-мм орудие с зенитной баллистикой. Тем самым решались проблемы их тактической и оперативной мобильности, а также быстрого поворота в заданном направлении. Дешевизна в производстве зачастую приводила к тому, что изначально задумывавшиеся как временная мера противотанковые САУ выпускались и воевали вплоть до конца войны.

Недостатки противотанковых САУ в значительной мере общие с недостатками буксируемых противотанковых пушек за исключением низкой мобильности последних: они по-прежнему являются уязвимыми для осколков снарядов и мин при обстреле, попаданий фугасных и кумулятивных снарядов из-за «затекания» ударной волны от взрыва в открытое боевое отделение, любых атак с воздуха, а также слабы в ближнем бою против вражеской пехоты - для уничтожения расчёта такой САУ достаточно забросить в её боевое отделение ручную гранату. Также противотанковые САУ относительно неэффективны против небронированных целей. С другой стороны открытое боевое отделение позволяет весьма тесно взаимодействовать в бою со своей пехотой и быстро покинуть подбитую машину.

Несмотря на все достоинства, в послевоенное время из-за своих неустранимых в принципе недостатков противотанковые САУ достаточно быстро сошли со сцены. Не последнюю роль в этом сыграла ориентация на использование техники в условиях применения оружия массового поражения - экипаж получает базовую защиту от поражающих факторов ядерного взрыва, смеси воздуха с отравляющими веществами, токсинами и рецептурами заразных микроорганизмов только в герметично закрытой боевой машине с фильтровентиляционной установкой, что для противотанковых САУ невозможно в принципе.

Ниже рассматриваются частные особенности развития противотанковых САУ в различных странах.

Третий Рейх

Боевой опыт кампаний в Польше, Франции и на Балканах наглядно показал недостаточность традиционной буксируемой противотанковой артиллерии в плане мобильности и защищённости при совместных действиях с танковыми и механизированными частями. Немецкие военные осознали пользу от наличия в составе танковых групп машин, вооружённых мощными противотанковыми пушками, с той же подвижностью и проходимостью, что и сами танки. В результате часть устаревших лёгких танков Panzerkampfwagen I была переделана в противотанковые САУ путём демонтажа башни и подбашенной коробки и установки на их месте 47-мм трофейной чешской противотанковой пушки с щитовым прикрытием и механизмами наводки. Горизонтальный сектор обстрела хоть и не был круговым, но оказался сравнимым с углами наводки буксируемых противотанковых орудий. Эта конверсия получила обозначение Panzerjäger I и с 1941 года вполне успешно применялась в Северной Африке и на Восточном фронте против многочисленных английских и советских танков с противопульным бронированием. Однако мощно бронированные «Матильды », «Валентайны », Т-34 и КВ были для 47-мм снарядов малоуязвимыми. Проблема с пробитием их брони была решена с принятием на вооружение противотанковых пушек 7,62 cm Pak 36(r) и 7,5 cm Pak 40 , однако обе эти артиллерийские системы были тяжёлыми и маломобильными. Логичным следующим шагом стала их установка на самоходную базу, в качестве которой использовались шасси трофейных французских танков, Panzerkampfwagen II и Panzerkampfwagen 38(t) . Так появились широко известные противотанковые САУ семейства Marder (нем. куница ) - Marder I , Marder II и Marder III соответственно. Последняя выпускалась в двух модификациях, отличавшихся установкой пушки в середине или корме машины. «Мардеры» воевали на всех фронтах Второй Мировой войны вплоть до её окончания.

Интересным экспериментом по приданию мобильности чрезвычайно мощным 128-мм пушкам с зенитной баллистикой стала пара опытных противотанковых САУ «Sturer Emil » на базе опытных же танков прорыва DW2. Но в качестве мощных серийных противотанковых САУ утвердились не они, а 88-мм пушка с длиной ствола в 71 калибр на специализированном шасси Geschützwagen III/IV , созданном на основе узлов и агрегатов двух средних танков Panzerkampfwagen III и . Изначально эти САУ назывались Hornisse (нем. шершень ), но по личному указанию фюрера были переименованы в Nashorn (нем. носорог ). Несмотря на слабое противопульное бронирование и высокий силуэт, эти машины за счёт своей дальнобойной и мощной пушки успешно поражали тяжелобронированные цели на расстоянии свыше 3 км (однако следует иметь в виду, что такие случаи на фоне прочих боестолкновений Второй Мировой войны были весьма редкими).

Ближе к концу войны, когда много пушек Pak 40 было попросту брошено при отступлении Вермахта, стали появляться противотанковые САУ на любой подходящей базе: бронеавтомобилях Sd.Kfz.234 , бронетранспортёрах Sd.Kfz.251 , тягачах Ost. Последняя уже вполне может быть классифицирована как импровизация в условиях нехватки более подходящих шасси.

СССР

Перед Великой Отечественной войной велись работы по самоходно-артиллерийским установкам всех классов, имелись планы создания и противотанковых САУ на базе высвободившихся Т-26 и БТ после укомплектования механизированных и танковых корпусов новой техникой. Нападение Третьего Рейха на СССР не дало возможности воплотить их в реальность. Однако нужда в машинах такого класса оказалась настолько острой, что уже в декабре 1941 года была разработана САУ ЗиС-30 - установка вращающейся части 57-мм противотанковой пушки обр. 1941 г. (ЗиС-2) на базу лёгкого полубронированного артиллерийского тягача Т-20 «Комсомолец». Получившаяся машина оказалась «чистой» эрзац-САУ, но в условиях того времени достичь лучшего было бы вряд ли возможным. ЗиС-30 получили хорошую оценку за бронепробиваемость своей пушки и крайне неудовлетворительную за устойчивость при стрельбе и надёжность самоходной базы. К лету 1942 года они из-за потерь и отказов исчезли из рядов Красной Армии.

Дальнейшее развитие противотанковых САУ в СССР в известной степени было связано с лёгкой многоцелевой установкой СУ-76. После того, как она обрела свой окончательный облик с открытым боевым отделением и спаркой в ряд двигателей ГАЗ-202, по своей сути эта машина стала противотанковой САУ, аналогичной немецким «Мардерам», но применялась крайне широко и для непосредственной поддержки пехоты (т. е. выполняла задачи штурмовых орудий), а иногда и для стрельбы с закрытых позиций (т. е. использовалась и как самоходная гаубица). Существовал её опытный вариант, вооружённый 57-мм пушкой ЗиС-4, бывший уже «чистой» противотанковой САУ, но советское руководство предпочитало полноценные истребители танков, а потому, несмотря на полную пригодность к такой боевой работе, на вооружение Красной Армии он не принимался. Дополнительной причиной служил и сложившийся «де-факто» статус всех советских САУ как многоцелевых машин, а 57-мм противотанковая пушка имела существенно худшую огневую мощь против живой силы и укреплений полевого типа по сравнению с 76-мм «дивизионкой» ЗиС-3 у СУ-76.

Ещё одной попыткой создать противотанковую САУ стало желание «нетанковых» военачальников иметь дивизионную артиллерию (которая очень часто работала в качестве противотанковой) на самоходной базе. В результате появилась опытная САУ ОСА-76 на базе Т-60, которая по многим параметрам смотрелась предпочтительнее серийных СУ-76М, которые находились в ведении «чистых» танкистов. В результате последние посчитали себя ущемлёнными такой «партизанщиной» и взяли контроль над разработкой в свои руки, что выразилось в смене индекса на ОСУ-76; однако до серийного производства дело так и не дошло.

В последние месяцы войны и какое-то время после неё (до 1946 года, а в ряде случаев возможно и позже) вполне официально на вооружении РККА состояли трофейные «Мардеры» и «Насхорны» под названиями СУ-75 и СУ-88 соответственно.

США

Американские противотанковые САУ официально классифицировались как "истребители танков", однако неполное и частичное бронирование не позволяют их отнести к полноценным истребителям танков. Характерной чертой американских машин было размещение вооружения в открытой сверху вращающейся башне с развитым противовесом на кормовой её стороне.

  • M18 Hellcat - высокомобильная и технологичная в производстве противотанковая САУ на специальной базе.
  • M36 Jackson (или Slugger) - тихоходная, но очень мощно вооружённая противотанковая САУ на базе среднего танка M4 "Шерман" ; обладала хорошим лобовым бронированием, но бортовая броня по прежнему оставалась противопульной.

Великобритания

На самой начальной стадии Второй Мировой войны в войсках Его Величества любая самоходная артиллерия отсутствовала, но по ходу боевых действий на североафриканском театре военных действий уже появились первые её образцы. С высадкой немецкого африканского корпуса англичане столкнулись с высокоинициативным противником, который вовсю использовал заложенный в танковых и моторизованных войсках потенциал по мобильности. Соответвенно возникла надобность в очень подвижных противотанковых средствах, способных парировать исходящую от немецких мобильных танковых групп угрозу. Англичане решили эту проблему путём установки своей 6-фунтовой противотанковой пушки в кузов колёсного полноприводного артиллерийского тягача AEC «Матадор» с частичным бронированием последнего. Получившаяся колёсная САУ была названа Deacon (англ. дьякон ) и неплохо себя зарекомедовала в боях.

Однако собственных сил у Великобритании было недостаточно, чтобы решить многие возникающие по ходу войны проблемы с разработкой и производством военной техники. Поэтому очень кстати пришлась помощь США в рамках закона о ленд-лизе. Так в британских войсках появились в том числе и противотанковые САУ 3inch Gun Motor Carriage M10 , которым солдаты присвоили прозвище Wolverine (англ. росомаха ). Однако мощность её 76-мм пушки М7 была найдена недостаточной против немецких тяжёлых танков и часть машин была перевооружена на собственные 17-фунтовые пушки того же калибра, обладавшие существенно большей пробивной способностью, особенно с использованием новейших на тот момент бронебойных подкалиберных снарядов с отделяющимся поддоном. Эта переделка получила название «Ахиллес » (англ. Achilles ). Также в связи с завершением активной карьеры лёгких пехотных танков «Валентайн» эта же 17-фунтовая пушка была установлена на их базу в неподвижной открытой сверху рубке. Новая противотанковая САУ собственной разработки также имела собственное имя «Archer» (англ. лучник ).

Королевство Италия

До Второй Мировой войны итальянские войска не имели каких-либо самоходных орудий вообще. Однако положение достаточно быстро изменилось после вступления в неё. Сражения в Северной Африке наглядно показали слабость, на грани перехода в бесполезность, основного вооружения итальянской бронетехники - 20-мм и 47-мм пушек против английских «Матильд» и «Валентайнов». Даже более легко защищённые «Крузейдеры» имели трудно пробиваемую 47-мм снарядами лобовую броню. Решение нашлось достаточно быстро - по результатам боёв во Франции итальянские военные «подсмотрели» у немцев идею самоходной артиллерии. В частности, не так давно принятый на вооружение Королевской Армии лёгкий танк Carro Armato L6/40 был признан подходящей базой для размещения 47-мм противотанковой пушки. В результате установки этого орудия в неподвижной открытой сверху рубке на месте башни и подбашенной коробки получилась лёгкая противотанковая САУ Semovente da 47/32 . Однако её огневая мощь была достаточна только против лёгких британских и советских танков, а «Матильды», Т-34 и КВ так и остались для неё малоуязвимыми. Особенно трагичным это оказалось для итальянской армии в России (ARMIR), которая из-за отсутствия мощных противотанковых средств была наголову разбита по ходу Сталинградской битвы. Эта слабость не осталась незамеченной, итальянские конструкторы на модифицированном шасси танка Carro Armato M14/41 установили вращающуюся часть мощной 90-мм пушки с зенитной баллистикой. Небольшие габариты получившейся САУ Semovente da 90/53 вынудили ограничить возимый боезапас 6 выстрелами, её защиту также трудно признать достаточной даже против пуль и осколков. Однако к ней разработали специальный транспортёр боеприпасов и предполагалось её использование в качестве дальнобойного противотанкового средства, когда оба упомянутых негативных фактора не имели, согласно мнению итальянских военных, особого значения. Но проверить свои идеи на Восточном фронте им не удалось, остатки ARMIR"а были срочно отозваны в Италию, а после англоамериканского вторжения на Апеннины Semovente da 90/53 были конфискованы немцами. Последние использовали их не столько в роли противотанковой САУ (вследствие гористого рельефа местности и отсутствия равнин, где 90-мм орудие могло лучшим образом проявить себя), а в качестве подвижной полевой артиллерии.

Компоновочные особенности

По своей компоновке противотанковые САУ (с размещением орудия в рубке) достаточно типичны - рубка с орудием располагаются в корме, двигатель - в средней, а отделение управления - в носовой части машины. Интересным исключением является САУ "Archer", которая внешне похожа на все остальные машины этого класса, но на самом деле по компоновке аналогична советскому истребителю танков СУ-85 - боевое отделение и отделение управления располагаются в носу машины, а двигатель в корме. Разница заключается в том, что у СУ-85 орудие направлено по ходу самоходки, а у "Archer" - против. В боевом положении "Archer" разворачивался кормой вперёд и её механик-водитель не видел поля боя. Однако это позволяло без разворота машины быстро покинуть огневую позицию ходом вперёд.



План:

    Введение
  • 1 История развития
  • 2 Выдающиеся образцы противотанковых САУ
    • 2.1 Германия
    • 2.2 Советский Союз
    • 2.3 США
    • 2.4 Великобритания
  • 3 Компоновочные особенности

Введение

Советская лёгкая противотанковая САУ СУ-76М

Противотанковая САУ - специализированная для борьбы с бронетехникой противника частично и легкобронированная самоходно-артиллерийская установка (САУ). Именно по своему бронированию противотанковая САУ отличается от истребителя танков, который имеет полную и хорошую броневую защиту.


1. История развития

Во время Второй мировой войны массированное использование танков воюющими сторонами поставило вопрос о создании адекватных средств противодействия. Существовавшие ранее противотанковые буксируемые пушки представляли лишь частичное решение проблемы. Буксируемая противотанковая артиллерия как правило была эффективна в случае заранее подготовленной обороны, насыщенной большим количеством фортификационных сооружений, инженерных заграждений и минных полей, дающих базовую защиту орудиям и резко сковывающих противника в свободе манёвра. Однако даже с наличием достаточного количества тягачей противотанковые буксируемые орудия не являлись высокомобильным средством противотанковой обороны (ПТО). Расчёты и материальная часть буксируемых противотанковых пушек в боевом положении являются крайне уязвимыми для ружейно-пулемётного огня противника, артиллерийского обстрела осколочными снарядами или любых атак с воздуха. Для максимально эффективного действия противотанковые буксируемые орудия требуют отлаженного тактического взаимодействия со своей пехотой и зенитчиками, что далеко не всегда является возможным.

Решением проблемы была разработка и запуск в серийное производство специализированных истребителей танков, однако на это требовалось время и значительные ресурсы, тогда как острый вопрос организации мобильной ПТО не терпел отлагательства. Неплохим выходом из создавшейся ситуации стал монтаж полевых противотанковых пушек на шасси устаревших или трофейных танков, достаточно мощных тягачей или бронетранспортёров. Как правило и орудие, и танковая база подвергались минимально возможным переделкам с целью убыстрения производственных процессов конверсии. Для обеспечения удобства работы расчёта рубка или башня противотанковой САУ делались открытыми, в подавляющем большинстве случаев бронирование машины было противопульным.

Противотанковые САУ могли оснащаться весьма мощными (а следовательно и тяжёлыми) пушками, вплоть до таких образцов, как немецкое 128-мм орудие 12,8 cm Pak 44. Тем самым решались проблемы их мобильности и быстрого поворота в заданном направлении (вручную повернуть орудие массой более 3 тонн в направлении атакующего с фланга или тыла вражеского танка было практически невозможно - для расчёта такая ситуация была гарантированной смертью). Дешевизна в производстве зачастую приводила к тому, что изначально задумывавшиеся как временная мера противотанковые САУ выпускались и воевали вплоть до конца войны.

Недостатки противотанковых САУ в значительной мере общие с недостатками буксируемых противотанковых пушек за исключением низкой мобильности последних: они по-прежнему являются уязвимыми для осколков снарядов при артобстреле, попаданий фугасных и кумулятивных снарядов из-за «затекания» ударной волны от взрыва в открытое боевое отделение, любых атак с воздуха, а также слабы в ближнем бою против вражеской пехоты - для уничтожения расчёта такой САУ достаточно забросить в её боевое отделение ручную гранату. Также противотанковые САУ относительно неэффективны против небронированных целей. С другой стороны открытое боевое отделение позволяет весьма тесно взаимодействовать в бою со своей пехотой, дает шанс быстро покинуть подбитую машину, а также устраняет проблему загазованности САУ при длительной стрельбе.

Несмотря на все достоинства, в послевоенное время из-за своих неустранимых в принципе недостатков противотанковые САУ достаточно быстро сошли со сцены. Не последнюю роль в этом сыграла ориентация на использование техники в условиях применения ядерного оружия - экипаж получает базовую защиту от поражающих факторов только в герметично закрытой боевой машине, что для противотанковых САУ невозможно в принципе.


2. Выдающиеся образцы противотанковых САУ

2.1. Германия

Nashorn (Hornisse) - одна из самых тяжёлых и мощно вооружённых САУ этого класса на базе танка Pz Kpfw IV

Marder III - высокомобильная и технологичная в производстве противотанковая САУ на базе чешского танка TNHP-S «Прага» (Pz Kpfw 38(t)).

СУ-76 - высокомобильная и технологичная в производстве противотанковая САУ на модифицированной базе танка Т-70.

2.3. США

Американские противотанковые САУ официально классифицировались как «истребители танков», однако неполное и частичное бронирование не позволяют их отнести к полноценным истребителям танков. Характерной чертой американских машин было размещение вооружения в открытой сверху вращающейся башне с развитым противовесом на кормовой её стороне.

  • M10 Wolverine - высокомобильная и технологичная в производстве противотанковая САУ на базе среднего танка M4 Sherman.
  • M18 Hellcat - версия M10 с уменьшенной броневой защитой, но более высокой подвижностью. Дополнительно вооружалась тяжелым зенитным пулеметом Browning M2HB для защиты от атак с воздуха и борьбы с живой силой противника.
  • M36 Jackson (или Slugger) - тихоходная, но очень мощно вооружённая противотанковая САУ на базе среднего танка M4 «Шерман»; обладала хорошим лобовым бронированием, но бортовая броня по прежнему оставалась противопульной.

2.4. Великобритания

  • Archer - тихоходная, но очень мощно вооружённая противотанковая САУ на базе среднего танка «Валентайн»;

3. Компоновочные особенности

По своей компоновке противотанковые САУ (с размещением орудия в рубке) достаточно типичны - рубка с орудием располагаются в корме, двигатель - в средней, а отделение управления - в носовой части машины. Интересным исключением является САУ «Archer», которая внешне похожа на все остальные машины этого класса, но на самом деле по компоновке аналогична советскому истребителю танков СУ-85 - боевое отделение и отделение управления располагаются в носу машины, а двигатель в корме. Разница заключается в том, что у СУ-85 орудие направлено по ходу самоходки, а у «Archer» - против. В боевом положении «Archer» разворачивался кормой вперёд и её механик-водитель не видел поля боя. Однако это позволяло без разворота машины быстро покинуть огневую позицию ходом вперёд.

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 12.07.11 01:59:02
Похожие рефераты:

Пояснение причин и обсуждение - на странице Википедия:К объединению/8 мая 2012 .
Обсуждение длится одну неделю (или дольше, если оно идёт медленно).
Дата начала обсуждения - 2012-05-08.
Если обсуждение не требуется (очевидный случай), используйте другие шаблоны.
Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения.

Противотанковая САУ - специализированная для борьбы с бронетехникой противника частично и легкобронированная самоходно-артиллерийская установка (самоходно-артиллерийская установка). Именно по своему бронированию противотанковая САУ отличается от истребителя танков , который имеет полную и хорошую броневую защиту.

США

Американские противотанковые САУ официально классифицировались как «истребители танков», однако неполное и частичное бронирование не позволяют их отнести к полноценным истребителям танков. Характерной чертой американских машин было размещение вооружения в открытой сверху вращающейся башне с развитым противовесом на кормовой её стороне.

  • M10 Wolverine - высокомобильная и технологичная в производстве противотанковая САУ на базе среднего танка M4 «Шерман» .
  • M18 Hellcat - версия M10 с уменьшенной броневой защитой, но более высокой подвижностью. Дополнительно вооружалась тяжелым зенитным пулеметом Browning M2HB для защиты от атак с воздуха и борьбы с живой силой противника.
  • M36 Jackson (или Slugger) - тихоходная, но очень мощно вооружённая противотанковая САУ на базе среднего танка M4 «Шерман» ; обладала хорошим лобовым бронированием, но бортовая броня по-прежнему оставалась противопульной.

Великобритания

  • Archer - тихоходная, но очень мощно вооружённая противотанковая САУ на базе среднего танка «Валентайн» ;

Компоновочные особенности

Противотанковая САУ «Archer»

По своей компоновке противотанковые САУ (с размещением орудия в рубке) достаточно типичны - рубка с орудием располагаются в корме, двигатель - в средней, а отделение управления - в носовой части машины. Интересным исключением является САУ «Archer», которая внешне похожа на все остальные машины этого класса, но на самом деле по компоновке аналогична советскому истребителю танков СУ-85 - боевое отделение и отделение управления располагаются в носу машины, а двигатель в корме. Разница заключается в том, что у СУ-85 орудие направлено по ходу самоходки, а у «Archer» - против. В боевом положении «Archer» разворачивался кормой вперёд, и её механик-водитель не видел поля боя. Однако это позволяло без разворота машины быстро покинуть огневую позицию ходом вперёд.

Литература

  • Латухин А. Н. Самоходная противотанковая установка // Советской военная энциклопедия / Под ред. А. Н. Киселёв. - М ., 1980. - Т. 7. - С. 234.
  • Латухин А. Н. Противотанковое вооружение. - М ., 1974.
В начале 1960-х годов выяснилось, что бронебойные калиберные снаряды танковых пушек Д-10Т. Д-25 и М-62, которыми были вооружены средние танки Т-54 и Т-55 и тяжелые танки Т-10 и Т-10М, не могут пробить ни лобовой брони, ни корпуса, ни башни американского танка M60 и английского "Чифтен". Для борьбы с этими танками параллельно были начаты работы в различных направлениях: создание новых подкалиберных и кумулятивных снарядов для старых танковых пушек; новых нарезных и гладкоствольных танковых пушек калибра 115-130 мм; танковых управляемых снарядов и др. Одним из элементов этой программы стала 152-мм самоходная артиллерийская установка СУ-152 (объект 120), шифр разработки ("Таран") ...

Артиллерийскую систему для нее спроектировали в ОКБ завода №172, а шасси — на Свердловском заводе транспортного машиностроения (главный конструктор Ефимов). Опытный образец самоходки СУ-152 "Таран" (объект 120) был изготовлен в 1965 году и представлял собой полностью закрытую машину с боевым отделением в кормовой части, а двигателем и трансмиссией — в носовой. Ходовая часть и силовая установка самоходки заимствованы у СУ-152П.

Пушка М-69 со стволом-моноблоком длиной 9045 мм (59,5 клб) помещена во вращающейся башне в кормовой части САУ. Ее горизонтальное наведение осуществляется поворотом башни с помощью электропривода, а вертикальное — гидравлическим приводом. Пушка снабжена эжектором, смонтированным в дульной части ствола: при выстреле пороховые газы наполняли его ресивер и затем, — когда давление в нем и в канале ствола после выпета снаряда сравнивалось, — через наклонные сопла устремлялись к дулу, вытягивая за собой те газы, что еще оставались в казеннике. Время действия эжектора регулировали шариковые клапаны наполнительных каналов ресивера.


Затвор пушки М-69 — клиновой полуавтоматический горизонтапьный, заряжание — раздельно-гильзовое. Пороховые заряды — полный весом 10,7 кг, и уменьшенный весом 3,5 кг. — располагались в металлических или сгораемых гильзах. Для бронебойно-трассирующих снарядов применялся специальный заряд весом 9,8 кг.

Пушка могла вести стрельбу осколочно-фугасными снарядами весом 43,5 кг, подкалиберными бронебойными снарядами весом 12,5 кг, а также кумулятивными снарядами. Для стрельбы осколочно-фугасными снарядами применялись два типа зарядов: полный — массой 10,7 кг, и уменьшенный — массой 3,5 кг. Для бронебойного снаряда использовался специальный заряд массой 9,8 кг. Бронебойные снаряды были способны пробивать броню толщиной до 295 мм с дистанции до 3500 м. Дальность прямого выстрела составляла 2050 м при высоте цели 2 м и 2500 м при высоте цели 3 м. Для наведения орудия на цель в светлое время суток использовался прицел ТШ-22, в тёмное время — перископический ночной прицел. Общий возимый боекомплект САУ составлял 22 выстрела. В состав дополнительного вооружения входил 14,5-мм пулемёт, а также 2 автомата АК-47 и 20 ручных гранат Ф-1.

Корпус САУ был сварен из стальных броневых катаных листов и разделён на три отделения: силовое (моторно-трансмиссионное), отделение управления и боевое. Толщина лобового листа корпуса составляла 30 мм. Согласно тактико-техническим требованиям лобовая броня корпуса и башни должна была защищать САУ от поражения бронебойными снарядами калибра 57 мм с ударной скоростью 950 м/с.

На вооружение СУ-152 Таран (объект 120) не была принята. Основной причиной тому стало создание эффективных альтернативных противотанковых средств - 125-мм гладкоствольной пушки Д-81 и противотанковых реактивных управляемых снарядов.

Создавая СУ-152 Таран, конструкторы применили немало новых и оригинальных инженерно-технических решений. Многие из них пригодились позже, в 60-е годы, при создании самоходной артиллерии следующего поколения.


Тактико-технические характеристики 152-мм САУ СУ-152 Таран (Объект 120)

Боевая масса.т 27
Экипаж. чел. 4
Габаритные размеры, мм:
длина корпуса 6870
ширина 3120
высота 2820
Бронирование, мм:
лоб корпуса 30
Вооружение 152-мм пушка М-69
Боекомплект 22 выстрела
Двигатель В-54-105, 12-цилиндровый, V-образный. 4-тактный дизель жидкостного охлаждения, мощность 294 кВт при 2000 об/мин
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 63,4
Запас хода по шоссе, км 280



Похожие статьи