Ттх шилка зенитная самоходная установка. Зенитная самоходная установка "шилка"

Самоходная зенитная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» была принята на вооружение более 50 лет назад, но, несмотря на это, она до сих пор отлично справляется со своими задачами и даже превосходит гораздо более поздние машины иностранного производства. С чем связан такой успех «Шилки», попробуем разобраться далее.

Советской зенитной самоходной установкой ЗСУ-23-4 «Шилка» специалисты НАТО начали интересоваться с момента, когда на Западе появились первые данные о ее возможностях. А в 1973 году натовцы уже «ощупывали» образец «Шилки». Добыли его израильтяне - в ходе войны на Ближнем Востоке. В начале восьмидесятых американцы начали разведывательную операцию с целью приобретения еще одного образца «Шилки», выйдя на братьев румынского президента Николае Чаушеску. Чем же так заинтересовала натовцев советская самоходная установка?

Сильно хотелось узнать: нет ли крупных изменений в модернизированной советской ЗСУ? Понять интерес было можно. «Шилка» являлась уникальнейшим оружием, не уступала первенства в своем классе два десятка лет. Ее контуры отчетливо обозначились в 1961 году, когда советская наука праздновала победу гагаринского полета.
Итак, в чем же уникальность ЗСУ-23-4? Рассказывает полковник в отставке Анатолий Дьяков, чья судьба тесно связана с этим оружием - он десятки лет прослужил в войсках ПВО Сухопутных войск:
«Если говорить о главном, то «Шилкой» мы впервые стали систематически поражать воздушные мишени. До этого зенитные комплексы 23- и 37-мм орудий ЗУ-23 и ЗП-37, 57-мм орудия С-60 попадали в скоростные цели лишь случайно. Снаряды к ним - ударного действия, без взрывателя. Для поражения цели в нее нужно было попасть непосредственно снарядом. Вероятность этого - мизерная. Словом, ранее созданное зенитное вооружение могло лишь поставить заслон перед самолетом, вынудить летчика сбросить бомбы подальше от запланированного места...

На фото: Кандагар. Нагаханский поворот. 1986 г. ЗСУ-23-4... "ШИЛКА"... "ШАЙТАН-АРБА"

Командиры частей выражали восторг, когда видели, как «Шилка» не только прямо на глазах поражает цели, но и двигается вслед за подразделениями, в боевых порядках прикрываемых войск. Настоящая революция. Представляете, не надо перекатывать орудия... Устраивая засаду батарей зенитных орудий С-60, намучаешься - трудно прятать пушки на местности. А чего стоит построить боевой порядок, «привязаться» к местности, соединить все точки (агрегаты питания, пушки, станцию орудийной наводки, приборы управления огнем) большим кабельным хозяйством. Какие многолюдные расчеты были!.. А тут компактная мобильная установка. Пришла, отстрелялась из засады и ушла, ищи потом ветра в поле... Офицерами нынешнего дня, теми, кто мыслит категориями девяностых годов, иначе воспринимаются словосочетания «автономный комплекс»: мол, что же тут необычного? А в шестидесятых это был подвиг конструкторской мысли, вершина инженерных решений».
Достоинств у самоходной «Шилки» действительно много. Генеральному конструктору, доктору технических наук Николаю Астрову, как говорится, не круглому зенитчику, удалось создать машину, которая показала себя во многих локальных войнах и военных конфликтах.
Чтобы прояснить, о чем идет речь, скажем о назначении и составе 23-мм счетверенной зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка». Предназначена она для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов и железнодорожных эшелонов от нападения воздушного противника на высотах от 100 до 1500 метров, на дальностях от 200 до 2500 метров при скорости цели до 450 м/с. «Шилка» может использоваться и для поражения подвижных наземных целей на дальности до 2000 метров. Она ведет огонь с места и в движении, снабжена аппаратурой, обеспечивающей автономный круговой и секторный поиск целей, их сопровождения, выработку углов наведения пушки и управления ею.

Состоит ЗСУ-23-4 из 23-мм счетверенной автоматической зенитной пушки АЗП-23, силовых приводов, предназначенных для наведения. Следующий важнейший элемент - радиолокационно-приборный комплекс РПУ-2. Он служит, понятно, для управления огнем. Причем «Шилка» могла работать как с РЛС, так и с обычным визирным оптическим устройством. Локатор - это, конечно, хорошо, он обеспечивает поиск, обнаружение, автоматическое сопровождение цели, определяет ее координаты. Но в то время американцы начали устанавливать на самолеты ракеты, которые могли по радиолокационному лучу найти локатор и поразить его. А визир есть визир. Замаскировался, увидел самолет - тут же мгновенно открыл огонь. И без проблем. Гусеничная машина ГМ-575 обеспечивает ЗСУ высокую скорость передвижения, маневренность и повышенную проходимость. Дневные и ночные приборы наблюдения позволяют механику-водителю и командиру ЗСУ вести наблюдение за дорогой и окружающей обстановкой в любое время суток, а аппаратура связи обеспечивает внешнюю связь и связь между номерами экипажа. Экипаж самоходной установки состоит из четырех человек: командира ЗСУ, оператора поиска - наводчика, оператора дальности и механика-водителя.

На фото: Иракская ЗСУ-23-4М, поврежденная в ходе операции «Буря в пустыне»

«Шилка» родилась, что называется, в рубашке. Разработка ее началась в 1957 году. В 1960-м был готов первый опытный образец, в 1961-м прошли государственные испытания, в 1962-м шестнадцатого октября состоялся приказ министра обороны СССР о принятии на вооружение, а через три года начался ее массовый выпуск. Еще чуть позже - испытание боем.

Предоставим вновь слово Анатолию Дьякову:

«В 1982 году, когда шла ливанская война, я находился в командировке в Сирии. В то время Израиль предпринимал серьезные попытки нанести удары по войскам, находившимся в долине Бекаа. Помню, сразу же после налета советским специалистам привезли обломки самолета F-16, самых современных на то время, сбитых «Шилкой».
Еще, можно сказать, теплые обломки меня порадовали, но самому факту я не удивился. Знал, что «Шилка» могла открыть внезапно огонь в любой местности и дать прекрасный результат. Ибо мне пришлось вести электронные дуэли с советскими самолетами в учебном центре, под Ашхабадом, где мы готовили специалистов для одной из арабских стран. И ни разу летчики в пустынной местности не могли обнаружить нас. Сами же являлись мишенями, да и только, бери и открывай огонь по ним...»

А вот воспоминания полковника Валентина Нестеренко, бывшего в восьмидесятых годах советником начальника колледжа ВВС и ПВО в Северном Йемене.
«В создаваемом колледже, - рассказывал он, - преподавали американские и советские специалисты. Материальную часть представляли американские зенитные установки «Тайфун» и «Вулкан», а также наши «Шилки». Вначале йеменские офицеры и кадеты были настроены проамерикански, считая, что все американское - самое лучшее. Но их уверенность была основательно поколеблена в ходе первых боевых стрельб, которые выполняли кадеты. На полигоне установили американские «Вулканы» и наши «Шилки». Причем американские установки обслуживали и готовили к стрельбе только американские специалисты. На «Шилках» все операции выполняли арабы.
И предупреждение о мерах безопасности, и просьбы поставить для «Шилок» мишени значительно дальше, чем для «Вулканов», многими воспринимались как пропагандистские выпады русских. Но когда первая наша установка дала залп, изрыгнув море огня и град стреляных гильз, американские специалисты с завидной поспешностью юркнули в люки и отвели свою установку подальше.

А на горе ярко горели разнесенные в щепки мишени. За все время стрельб «Шилки» работали безотказно. «Вулканы» имели ряд серьезных поломок. С одной из них удалось справиться только с помощью советских специалистов...»
Здесь уместно сказать: разведка Израиля разнюхала, что арабы задействовали впервые «Шилку» еще в 1973 году. Тогда же израильтяне оперативно спланировали операцию по захвату ЗСУ советского производства и успешно провели ее. Но исследовали «Шилку» прежде всего специалисты НАТО. Их интересовало, чем она эффективнее американской 20-мм ЗСУ «Вулкан» ХМ-163, нельзя ли учесть ее лучшие конструктивные особенности при доводке западногерманской 35-мм спаренной самоходной установки «Гепард», которая только начала поступать в войска.
Читатель наверняка спросит: зачем же позднее, уже в начале восьмидесятых, американцам понадобился еще один образец? «Шилка» была оценена специалистами очень высоко, а поэтому, когда стало известно, что начали выпускаться модернизированные варианты, за океаном решили добыть еще одну машину.
Наша самоходная установка действительно постоянно модернизировалась, в частности, один из вариантов даже приобрел новое название - ЗСУ-23-4М «Бирюса». Но элементно она не менялась. Разве что со временем появился прибор командирский - для удобства наведения, переброски башни на цель. Блоки же с каждым годом становились совершеннее, надежнее. Локатор, например.

И, конечно же, авторитет «Шилки» вырос в Афганистане. Не было там командиров, которые безучастно бы относились к ней. Идет колонна по дорогам, и вдруг из засады огонь, попробуй организуй оборону, все машины уже пристреляны. Спасение одно - «Шилка». Длиннющая очередь в стан противника, и море огня на позиции. Там называли самоходную установку «шайтан-арба». Начало ее работы определяли сразу и тут же начинали отход. Тысячам советских бойцов спасла жизнь «Шилка».
В Афганистане «Шилка» полностью реализовала и возможность вести огонь по наземным целям в горах. Более того, был создан специальный «афганский вариант». В ЗСУ был изъят радиоприборный комплекс. За счет него боекомплект удалось увеличить с 2000 до 4000 выстрелов. Был также установлен ночной прицел.

Интересный штрих. Колонны, сопровождаемые «Шилкой», редко атаковывались не только в горах, но и вблизи населенных пунктов. ЗСУ была опасна для живой силы, скрытой за глинобитными дувалами - взрыватель снаряда «Ш» срабатывал при попадании в стену. Эффективно «Шилка» била и по легко бронированным целям - бронетранспортерам, машинам...
У каждого оружия своя судьба, своя жизнь. В послевоенное время многие типы вооружений быстро морально устаревали. 5-7 лет - и появлялось более современное поколение. И только «Шилка» вот уже более тридцати лет в боевом строю. Оправдала она себя и в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году, где американцы применили различные средства воздушного нападения, в том числе известные по Вьетнаму бомбардировщики В-52. Были весьма уверенные заявления: они, дескать, разнесут цели в пух и прах.

И вот очередной заход на малых высотах ЗСУ «Шилка» совместно с комплексом «Стрела-3» открывают огонь. У одного самолета тут же загорелся двигатель. Как ни старался В-52 дотянуть до базы, не удалось.
И еще один показатель. «Шилка» стоит на вооружении в 39-и странах. Причем ее покупали не только союзники СССР по Варшавскому Договору, но и Индия, Перу, Сирия, Югославия... А причины следующие. Высокая огневая эффективность, маневренность. «Шилка» не уступает зарубежным аналогам. В том числе и известной американской установке «Вулкан».
У «Вулкана», принятого на вооружение в 1966 году, есть ряд преимуществ, но по многим характеристикам он уступает советской «Шилке». Американская ЗСУ может стрелять по целям, которые идут со скоростью не более 310 м/сек, в то время как «Шилка» работает по более скоростным - до 450 м/с. Мой собеседник Анатолий Дьяков говорил, что он действовал в учебном бою на «Вулкане» в Иордании и не может сказать, что американская машина лучше, хотя на вооружение она принята позже. Примерно такого же мнения и иорданские специалисты.

На фото: Египетские «Шилки» на параде 1973 г.

Принципиальное отличие от «Шилки» имеет ЗСУ «Гепард» (ФРГ). Большой калибр пушки (35-мм) позволяет иметь снаряды со взрывателем и соответственно большую эффективность поражения - цель поражается осколками. Западногерманская ЗСУ может поражать цели на высотах до 3 километров, летящие со скоростью до 350-400 м/с; дальность ее стрельбы - до 4 километров. Однако, «Гепард» имеет меньшую по сравнению с «Шилкой» скорострельность- 1100 выстрелов в минуту против - 3400 («Вулкан» - до 3000), он более чем вдвое тяжелее - 45,6 тонны. И отметим, что «Гепард» был принят на вооружение на 11 лет позже «Шилки», в 1973 году, это машина более позднего поколения.
Во многих странах известны французский зенитный артиллерийский комплекс «Тюррен» АМХ-13 и шведский «Бофорс» ЕААК-40. Но и они не превосходят ЗСУ, созданную советскими учеными и рабочими. «Шилка» и сегодня стоит на вооружении частей сухопутных войск многих армий мира, в том числе - Российской.

На фото: ЗСУ-23-4 прикрывают танки Т-55 на учениях

Самоходная зенитная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» была принята на вооружение более 50 лет назад, но, несмотря на это, она до сих пор отлично справляется со своими задачами и даже превосходит гораздо более поздние машины иностранного производства. С чем связан такой успех «Шилки», попробуем разобраться далее.

Стрельба ЗСУ-23-4 Шилка - видео

Советской зенитной самоходной установкой ЗСУ-23-4 «Шилка» специалисты НАТО начали интересоваться с момента, когда на Западе появились первые данные о ее возможностях. А в 1973 году натовцы уже «ощупывали» образец «Шилки». Добыли его израильтяне - в ходе войны на Ближнем Востоке. В начале восьмидесятых американцы начали разведывательную операцию с целью приобретения еще одного образца «Шилки», выйдя на братьев румынского президента Николае Чаушеску. Чем же так заинтересовала натовцев советская самоходная установка?

Сильно хотелось узнать: нет ли крупных изменений в модернизированной советской ЗСУ? Понять интерес было можно. «Шилка» являлась уникальнейшим оружием, не уступала первенства в своем классе два десятка лет. Ее контуры отчетливо обозначились в 1961 году, когда советская наука праздновала победу гагаринского полета.

Итак, в чем же уникальность ЗСУ-23-4? Рассказывает полковник в отставке Анатолий Дьяков, чья судьба тесно связана с этим оружием - он десятки лет прослужил в войсках ПВО Сухопутных войск:

«Если говорить о главном, то «Шилкой» мы впервые стали систематически поражать воздушные мишени. До этого зенитные комплексы 23- и 37-мм орудий ЗУ-23 и ЗП-37, 57-мм орудия С-60 попадали в скоростные цели лишь случайно. Снаряды к ним - ударного действия, без взрывателя. Для поражения цели в нее нужно было попасть непосредственно снарядом. Вероятность этого - мизерная. Словом, ранее созданное зенитное вооружение могло лишь поставить заслон перед самолетом, вынудить летчика сбросить бомбы подальше от запланированного места.

Командиры частей выражали восторг, когда видели, как «Шилка» не только прямо на глазах поражает цели, но и двигается вслед за подразделениями, в боевых порядках прикрываемых войск. Настоящая революция. Представляете, не надо перекатывать орудия... Устраивая засаду батарей зенитных орудий С-60, намучаешься - трудно прятать пушки на местности. А чего стоит построить боевой порядок, «привязаться» к местности, соединить все точки (агрегаты питания, пушки, станцию орудийной наводки, приборы управления огнем) большим кабельным хозяйством. Какие многолюдные расчеты были!.. А тут компактная мобильная установка. Пришла, отстрелялась из засады и ушла, ищи потом ветра в поле... Офицерами нынешнего дня, теми, кто мыслит категориями девяностых годов, иначе воспринимаются словосочетания «автономный комплекс»: мол, что же тут необычного? А в шестидесятых это был подвиг конструкторской мысли, вершина инженерных решений».

Достоинств у самоходной «Шилки» действительно много. Генеральному конструктору, доктору технических наук Николаю Астрову, как говорится, не круглому зенитчику, удалось создать машину, которая показала себя во многих локальных войнах и военных конфликтах.

Чтобы прояснить, о чем идет речь, скажем о назначении и составе 23-мм счетверенной зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка». Предназначена она для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов и железнодорожных эшелонов от нападения воздушного противника на высотах от 100 до 1500 метров, на дальностях от 200 до 2500 метров при скорости цели до 450 м/с. «Шилка» может использоваться и для поражения подвижных наземных целей на дальности до 2000 метров. Она ведет огонь с места и в движении, снабжена аппаратурой, обеспечивающей автономный круговой и секторный поиск целей, их сопровождения, выработку углов наведения пушки и управления ею.

Состоит ЗСУ-23-4 из 23-мм счетверенной автоматической зенитной пушки АЗП-23, силовых приводов, предназначенных для наведения. Следующий важнейший элемент - радиолокационно-приборный комплекс РПУ-2. Он служит, понятно, для управления огнем. Причем «Шилка» могла работать как с РЛС, так и с обычным визирным оптическим устройством. Локатор - это, конечно, хорошо, он обеспечивает поиск, обнаружение, автоматическое сопровождение цели, определяет ее координаты. Но в то время американцы начали устанавливать на самолеты ракеты, которые могли по радиолокационному лучу найти локатор и поразить его. А визир есть визир. Замаскировался, увидел самолет - тут же мгновенно открыл огонь. И без проблем. Гусеничная машина ГМ-575 обеспечивает ЗСУ высокую скорость передвижения, маневренность и повышенную проходимость. Дневные и ночные приборы наблюдения позволяют механику-водителю и командиру ЗСУ вести наблюдение за дорогой и окружающей обстановкой в любое время суток, а аппаратура связи обеспечивает внешнюю связь и связь между номерами экипажа. Экипаж самоходной установки состоит из четырех человек: командира ЗСУ, оператора поиска - наводчика, оператора дальности и механика-водителя.

«Шилка» родилась, что называется, в рубашке. Разработка ее началась в 1957 году. В 1960-м был готов первый опытный образец, в 1961-м прошли государственные испытания, в 1962-м шестнадцатого октября состоялся приказ министра обороны СССР о принятии на вооружение, а через три года начался ее массовый выпуск. Еще чуть позже - испытание боем.

Предоставим вновь слово Анатолию Дьякову:

«В 1982 году, когда шла ливанская война, я находился в командировке в Сирии. В то время Израиль предпринимал серьезные попытки нанести удары по войскам, находившимся в долине Бекаа. Помню, сразу же после налета советским специалистам привезли обломки самолета F-16, самых современных на то время, сбитых «Шилкой».

Еще, можно сказать, теплые обломки меня порадовали, но самому факту я не удивился. Знал, что «Шилка» могла открыть внезапно огонь в любой местности и дать прекрасный результат. Ибо мне пришлось вести электронные дуэли с советскими самолетами в учебном центре, под Ашхабадом, где мы готовили специалистов для одной из арабских стран. И ни разу летчики в пустынной местности не могли обнаружить нас. Сами же являлись мишенями, да и только, бери и открывай огонь по ним...»

А вот воспоминания полковника Валентина Нестеренко, бывшего в восьмидесятых годах советником начальника колледжа ВВС и ПВО в Северном Йемене. «В создаваемом колледже, - рассказывал он, - преподавали американские и советские специалисты. Материальную часть представляли американские зенитные установки «Тайфун» и «Вулкан», а также наши «Шилки». Вначале йеменские офицеры и кадеты были настроены проамерикански, считая, что все американское - самое лучшее. Но их уверенность была основательно поколеблена в ходе первых боевых стрельб, которые выполняли кадеты. На полигоне установили американские «Вулканы» и наши «Шилки». Причем американские установки обслуживали и готовили к стрельбе только американские специалисты. На «Шилках» все операции выполняли арабы.

И предупреждение о мерах безопасности, и просьбы поставить для «Шилок» мишени значительно дальше, чем для «Вулканов», многими воспринимались как пропагандистские выпады русских. Но когда первая наша установка дала залп, изрыгнув море огня и град стреляных гильз, американские специалисты с завидной поспешностью юркнули в люки и отвели свою установку подальше.

А на горе ярко горели разнесенные в щепки мишени. За все время стрельб «Шилки» работали безотказно. «Вулканы» имели ряд серьезных поломок. С одной из них удалось справиться только с помощью советских специалистов...»

Подбитая в Ираке ЗСУ-23-4 Шилка

Здесь уместно сказать: разведка Израиля разнюхала, что арабы задействовали впервые «Шилку» еще в 1973 году. Тогда же израильтяне оперативно спланировали операцию по захвату ЗСУ советского производства и успешно провели ее. Но исследовали «Шилку» прежде всего специалисты НАТО. Их интересовало, чем она эффективнее американской 20-мм ЗСУ «Вулкан» ХМ-163, нельзя ли учесть ее лучшие конструктивные особенности при доводке западногерманской 35-мм спаренной самоходной установки «Гепард», которая только начала поступать в войска.

Читатель наверняка спросит: зачем же позднее, уже в начале восьмидесятых, американцам понадобился еще один образец? «Шилка» была оценена специалистами очень высоко, а поэтому, когда стало известно, что начали выпускаться модернизированные варианты, за океаном решили добыть еще одну машину.

Наша самоходная установка действительно постоянно модернизировалась, в частности, один из вариантов даже приобрел новое название - ЗСУ-23-4М «Бирюса». Но элементно она не менялась. Разве что со временем появился прибор командирский - для удобства наведения, переброски башни на цель. Блоки же с каждым годом становились совершеннее, надежнее. Локатор, например.

И, конечно же, авторитет «Шилки» вырос в Афганистане. Не было там командиров, которые безучастно бы относились к ней. Идет колонна по дорогам, и вдруг из засады огонь, попробуй организуй оборону, все машины уже пристреляны. Спасение одно - «Шилка». Длиннющая очередь в стан противника, и море огня на позиции. Там называли самоходную установку «шайтан-арба». Начало ее работы определяли сразу и тут же начинали отход. Тысячам советских бойцов спасла жизнь «Шилка».

В Афганистане «Шилка» полностью реализовала и возможность вести огонь по наземным целям в горах. Более того, был создан специальный «афганский вариант». В ЗСУ был изъят радиоприборный комплекс. За счет него боекомплект удалось увеличить с 2000 до 4000 выстрелов. Был также установлен ночной прицел.

Интересный штрих. Колонны, сопровождаемые «Шилкой», редко атаковывались не только в горах, но и вблизи населенных пунктов. ЗСУ была опасна для живой силы, скрытой за глинобитными дувалами - взрыватель снаряда «Ш» срабатывал при попадании в стену. Эффективно «Шилка» била и по легко бронированным целям - бронетранспортерам, машинам.

У каждого оружия своя судьба, своя жизнь. В послевоенное время многие типы вооружений быстро морально устаревали. 5-7 лет - и появлялось более современное поколение. И только «Шилка» вот уже более тридцати лет в боевом строю. Оправдала она себя и в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году, где американцы применили различные средства воздушного нападения, в том числе известные по Вьетнаму бомбардировщики В-52. Были весьма уверенные заявления: они, дескать, разнесут цели в пух и прах.

И вот очередной заход на малых высотах ЗСУ «Шилка» совместно с комплексом «Стрела-3» открывают огонь. У одного самолета тут же загорелся двигатель. Как ни старался В-52 дотянуть до базы, не удалось.

И еще один показатель. «Шилка» стоит на вооружении в 39-и странах. Причем ее покупали не только союзники СССР по Варшавскому Договору, но и Индия, Перу, Сирия, Югославия... А причины следующие. Высокая огневая эффективность, маневренность. «Шилка» не уступает зарубежным аналогам. В том числе и известной американской установке «Вулкан».

У «Вулкана», принятого на вооружение в 1966 году, есть ряд преимуществ, но по многим характеристикам он уступает советской «Шилке». Американская ЗСУ может стрелять по целям, которые идут со скоростью не более 310 м/сек, в то время как «Шилка» работает по более скоростным - до 450 м/с. Мой собеседник Анатолий Дьяков говорил, что он действовал в учебном бою на «Вулкане» в Иордании и не может сказать, что американская машина лучше, хотя на вооружение она принята позже. Примерно такого же мнения и иорданские специалисты.

Принципиальное отличие от «Шилки» имеет ЗСУ «Гепард» (ФРГ). Большой калибр пушки (35-мм) позволяет иметь снаряды со взрывателем и соответственно большую эффективность поражения - цель поражается осколками. Западногерманская ЗСУ может поражать цели на высотах до 3 километров, летящие со скоростью до 350-400 м/с; дальность ее стрельбы - до 4 километров. Однако, «Гепард» имеет меньшую по сравнению с «Шилкой» скорострельность- 1100 выстрелов в минуту против - 3400 («Вулкан» - до 3000), он более чем вдвое тяжелее - 45,6 тонны. И отметим, что «Гепард» был принят на вооружение на 11 лет позже «Шилки», в 1973 году, это машина более позднего поколения.

Во многих странах известны французский зенитный артиллерийский комплекс «Тюррен» АМХ-13 и шведский «Бофорс» ЕААК-40. Но и они не превосходят ЗСУ, созданную советскими учеными и рабочими. «Шилка» и сегодня стоит на вооружении частей сухопутных войск многих армий мира, в том числе - Российской.

Модификации ЗСУ-23-4 Шилка

ЗСУ-23-4В - модернизация с целью повышения надёжности эксплуатации установки, улучшения условий обитания для расчёта, увеличение ресурса газотурбинного агрегата (ГТА) с 300 до 450 ч. Для наведения РЛС сопровождения на визуально обнаруженную цель в установку был введён командирский прибор наведения (КПН).

ЗСУ-23-4В1 - модернизация в ЗСУ-23-4В счётно-решающего прибора, что повысило точность и эффективность стрельбы, надёжность автосопровождения цели при увеличении скорости движения установки с 20 до 40 км/ч, увеличен ресурс ГТА с 450 до 600 ч.

ЗСУ-23-4М1 - модернизация автоматов 2А7 и пушки 2А10 до 2А7М и 2А10М с целью повышения надёжности и стабильности работы комплекса. Повышена живучесть стволов с 3000 до 4500 выстрелов. Улучшена надёжность РЛС и увеличен ресурс ГТА с 600 до 900 ч.

ЗСУ-23-4М2 - модернизация ЗСУ-23-4М1 для использования в горных условиях Афганистана. Из установки был исключён РПК, за счёт чего увеличен боекомплект снарядов с 2000 до 3000 шт., демонтирована РЛС, усилена бронезащита, введена аппаратура ночного видения для ведения стрельбы ночью по наземным целям.

ЗСУ-23-4М3 «Бирюза» - ЗСУ-23-4М1 с установкой наземного радиозапросчика «Лук» системы РЛ опознавания воздушных целей по признаку «свой - чужой».

ЗСУ-23-4М4 «Шилка-М4» - модернизация с установкой радиолокационной СУО и возможностью установки ЗРК «Стрелец». Ввод в состав батареи подвижного пункта разведки и управления (ППРУ) «Сборка М1» в качестве командного пункта (КП) и внедрения в ЗСУ телекодового канала связи обмена информацией между ЗСУ и КП. Замену аналогового счётно-решающего прибора на современную ЦВС. Устанавливается цифровая следящая система. Модернизация гусеничного шасси, направленная на улучшение управляемости и манёвренности самохода и снижения трудоёмкости его технического обслуживания и эксплуатации. Активный прибор ночного видения заменяется на пассивный. Заменяются радиостанции. Устанавливается кондиционер, система автоматизированного контроля работоспособности радиоэлектронной аппаратуры.

ЗСУ-23-4М5 «Шилка-М5» - модернизация ЗСУ-23-4М4 с установкой радиолокационной и оптико-электронной СУО.

ЗСУ-23-4М-А - украинская модификация. Базовая РЛС заменена на многофункциональную РЛС с ЦАР «Рокач-АС», установлена новая оптико-локационная система и ракетный канал, цифровая вычислительная система, новые алгоритмы управления.

Тактико-технические характеристики ЗСУ-23-4 Шилка

Разработчик: КБП (ТКБ-507), ОКБ-357 (оптика), ОКБ-40 (шасси), ВНИИ «Сигнал» (приводы наведения)
- Производитель: УМЗ, ММЗ (шасси), ГМЗ (АЗП-23 «Амур»), Туламашзавод (2А7), ЛОМО (оптика): МТЗ (ремонт и модернизация)
- Годы производства: 1964-1982
- Годы эксплуатации: с 1965
- Количество выпущенных, шт.: около 6500

Экипаж, чел.: 4

Вес ЗСУ-23-4 Шилка

Боевая масса, т: 21

Габаритные размеры ЗСУ-23-4 Шилка

Длина корпуса, мм: 6495
- Ширина, мм: 3075
- Высота, мм: 2644-3764
- База, мм: 3828
- Колея, мм: 2500
- Клиренс, мм: 400

Бронирование ЗСУ-23-4 Шилка

Тип брони: стальная катаная противопульная (9-15 мм)

Вооружение ЗСУ-23-4 Шилка

Калибр и марка пушки: 4 × 23-мм АЗП-23 «Амур»
- Тип пушки: нарезные малокалиберные автоматические пушки
- Длина ствола, калибров: 82
- Боекомплект пушки: 2000
- Углы ВН, град.: −4…+85°
- Углы ГН, град.: 360°
- Дальность стрельбы, км: 0,2-2,5
- Прицелы: оптический визир, РЛС РПК-2

Двигатель ЗСУ-23-4 Шилка

Тип двигателя: В-6Р
- Мощность двигателя, л. с.: 280

Скорость ЗСУ-23-4 Шилка

Скорость по шоссе, км/ч: 50
- Скорость по пересечённой местности, км/ч: до 30

Запас хода по шоссе, км: 450
- Запас хода по пересечённой местности, км: 300
- Удельная мощность, л. с./т: 14,7
- Тип подвески: индивидуальная торсионная

Преодолеваемый подъём, град.: 30°
- Преодолеваемая стенка, м: 0,7
- Преодолеваемый ров, м: 2,5
- Преодолеваемый брод, м: 1,0

Фото ЗСУ-23-4 Шилка

Предназначена для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов и железнодорожных эшелонов от ударов авиации, вертолетов, крылатых ракет на высотах до 1500 м при наклонной дальности от 200 до 2500 м и скорости полета до 450 м/с. ЗСУ может использоваться также для поражения подвижных и неподвижных наземных целей на дальностях до 2000 м.

В состав ЗСУ "Шилка" входят:

23-мм счетверенная автоматическая зенитная пушка АЗП-23-4;

Электрогидравлические силовые следящие приводы;

Радиоприборный комплекс РПК-2М;

Система электропитании;

Гусеничный самоход;

Навигационная аппаратура;

Дневные и ночные приборы наблюдения;

Аппаратура внешней и внутренней связи;

Аппаратура противоатомной защиты.

В состав РПК входят РЛС орудийной наводки, счетно-решающий прибор и визирное устройство.

В любых условиях погоды и видимости с помощью РЛС в ЗСУ автоматически определяются координаты цели, по которым счетно-решающий прибор вырабатывает упрежденные данные для наводки артустановки АЗП-23-4. Автоматическая наводка пушек обеспечивается с помощью силовых гидроприводов. Отличительными особенностями пушечного автомата АЗП-23-4 являются наличие электрической схемы обеспечения стрельбы и принудительного межслойного охлаждения стволов автомата.
Автомат A3П - 23 -4 обеспечивает темп стрельбы около 4000 выстр./мин.

Эффективность стрельбы по самолету, находящемуся в пределах зоны обстрела, составляет от 0,05 до 0,25.

ЗСУ-23-4 имеет боекомплект в количестве 2000 выстрелов (снарядов).

Время перевода ЗСУ из походного положения в боевое - около 5 мин., боевой расчет - 4 чел.

ЗСУ допускает несколько способов наведения пушки на цель и ведения огня. Эти способы и определяют пять режимов боевой работы ЭСУ При работе ЗСУ в первых трех режимах пушка наводится силовыми приводами наведения, включенными в автоматический режим наведения, по данным, поступающим из РПК.

При работе в четвертом и пятом режимах пушка наводится по правой головке (прицел-дублер) визирного устройства с помощью силовых приводов наведения, включенных в полуавтоматический режим наведения или (в пятом режиме) вручную с помощыо маховичков. Управление силовыми приводами наведения в этих режимах производится оператором поиска с помощью блока рукояток Т-55М1 РЛС. В ЗСУ имеется ряд блокировок, срабатывание которых исключает возможность включения силовых приводов наведения и ведения огня. Эти блокировки предусмотрены для обеспечения безопасности экипажа и своих войск при боевой работе ЗСУ. Блокировки установлены так, что включение силовых приводов наведения возможно только при отстопоренных башне и качающейся части АЗП, закрытом люке механика-водителя и закрытой крышке люка звеньесборника.

В зависимости от режимов работы открытие огня производит или командир с рукоятки огня, или оператор поиска с рукоятки блока Т-55М1, либо с помощью спусковой педали.
После принятия в 1962 году ЗСУ-23-4 на вооружение, она прошла несколько модернизаций.

Первая модернизация проходила в течение 1968 -1969 гг., в результате которой повысилась надежностъ эксплуатации установки, улучшились условия обитания для расчета, увеличен ресурс газотурбинного агрегата (ГТА) с 300 до 450 ч. Для наведения РЛС сопровождения на визуально обнаруженную цель в установку был введен командирский прибор наве-дения (КПН). Модернизированная установка получила название ЗСУ-23-4В.

В 1970-1971 гг. проведена модернизация счетно-решающего прибора. Это позволило повысить точность и эффективность стрельбы, надежность автосопровождения цели при увеличении скорости движения установки с 20 до 40 км/ч, увеличить ресурс ГТА с 450 до 600 ч. Установка получила название ЗСУ-23-4В1. В 1971 - 1972 гг. в результате ОКР была повышена живучесть стволов с 3000 до 4500 выстрелов, улучшена надежность РЛС и вновь увеличен ресурс ГТА с 600 до 900 ч. Установка стала называться ЗСУ-23-4М1.

В течение 1977 - 1978 гг в установку был вмонтирован радиозапросчик системы опознавания самолетов "свой - чужой". После этого ЗСУ "Шилка" получила название ЗСУ-23-4МЗ.

В 1978 - 1979 гг проведена следующая модернизация ЗСУ "Шилка" с целью лучшего использования ее в горных условиях, в частности, в боевых порядках в Афганистане, Из установки был исключен РПК, за счет чего увеличен боекомплект снарядов с 2000 до 3000 шт., введена аппаратура ночного видения для ведения стрельбы ночью по наземным целям. Модернизированная установка под названием ЗСУ-23-4М2 оказалась эффективной при ведении боевых действий в горных условиях Афганистана.

В ходе дальнейшей модернизации в установку внедряются радиолокационная и оптиколокационная системы управления огнем, телекодовая аппаратура обмена информацией с командирским пунктом управления. Радиолокатор и основная аппаратура установки переведены на современную элементную базу и цифровую обработку сигналов, усовершенствованы узлы и механизмы базового самохода.

ЗСУ превращается в зенитный ракетно-пушечный комплекс.

Вероятность поражения цели ЗСУ увеличивается (с 1 0,12 до 0,55 - 0,6, а каждая установка получила возможность принимать целеуказание по телекодовому каналу связи с командирского пункта управления.

Основные характеристики:

ЗСУ-23-4

ЗСУ-23-4М1

ЗСУ-23-4М2

Дальность обнаружения цели типа МиГ-17, км

Дальность автоматического сопровождения цели типа МиГ, км

Основной способ наведения пушек на цель

с использованием РПК

с использованием РПК

с использованием оптического прицела и ПНВ

Зона обстрела воздушных целей, м:

по дальности

Дальность поражения наземных целей, м

Вероятность поражения самолета

Максимальная скорость поражаемых целей, м/с

Время реакции ЗСУ, с

Время развертывания (свертывания), мин.

Возможность стрельбы в движении пушечным вооружением

Максимальная скорость движения ЗСУ, км/ч

Масса. ЗСУ, т

Расчет, чел.

Год принятия на вооружение

Просмотров: 4797

Зенитная самоходная установка "Шилка" предназначена для поражения низколетящих целей на дальности до 2500 м. и высоте 1500 м., а также наземных целей на дальности до 2000 м.

Вооружение состоит из четырехствольной автоматической зенитной пушки АЗП-23-4 с жидкостным охлаждением и радиоприборного комплекса (РПК). Наведение пушки осуществляется с помощью гидропривода, а так-же и в ручном режиме (наземные цели). Боекомплект 2000 снарядов. Скорострельность 3400 выстрелов в минуту. Боеприпасы: БЗТ - бронебойные зажигательные, трассирующие; ОФЗТ - осколочнофугасные, зажигательные, трассирующие и ОФЗ - осколочнофугасные зажигательные. Обычное снаряжение ленты: три ОФЗТ, один БЗТ.

В состав РПК входит радиолокационная станция РЛС-33, счетнорешающий прибор (СРП), визирное устройство и система стабилизации. Дальность обнаружения РЛС до 20 км.

Средства связи: радиостанция Р-123.

База: ГМ-575 (производства Мытищинский машиностроительный завод, ныне ЗАО "Метровагонмаш"). Двигатель: дизель, однорядный, шестицилиндровый, 260 л.с. Запас топлива - 400 л. Трансмиссия - механическая. Спецэлектропитание: газотурбинный двигатель, генератор, бортовой преобразователь сети. Выдаваемые напряжения: постоянное 27В, 54В и переменное 220В 400Гц.

Экипаж установки - 4 человека: командир, оператор поиска, оператор дальности и механик-водитель.

В 60-70 гг. Противовоздушную оборону мотопехотных и танковых полков обеспечивал ЗРАБатр (зенитная ракетная артелерийская батарея) в составе взвода из четырех "Шилок" и взвода из четырех "Стрел-1"(в дальнейшем "Стрел-10"), перекрывая мертвые" зоны дивизионного ЗРК "Куб"("Оса").

С 80-х в состав МСП и ТП входит зенитный дивизион состоящий из батареи "Шилок" ("Тунгусок"), батареи "Стрела-10" и батареи ПЗРК "Игла" на БМП (БТР).

ЗСУ-23-4 способна обнаруживать и отслеживать низколетящие летательные аппараты на эффективной дальности до 2500 метров. Установка способна вести огонь в движении благодаря наличию системы стабилизации артиллеристской установки и РЛС.

ЗСУ-23-4 может перевозиться Ан-22 и Ил-76.

Анализируя итоги войны 1973 года на Ближнем Востоке, иностранные военные обозреватели отметили, что за первые три дня боев сирийские ракетчики уничтожили около 100 израильских самолетов. По их мнению, это объяснялось тем, что плотный огонь автоматических ЗСУ-23-4 советского производства заставил израильских летчиков уйти с малых высот туда, где как раз была зона действия зенитных ракет.

Появление в 50-х годах зенитных ракетных комплексов, способных поражать воздушные цели на средних и больших высотах, привело к тому, что летчики штурмовой и бомбардировочной авиации освоили новый тактический прием - заход на наземные объекты с малых, до 300 м, и предельно малых высот. Поразить скоростной самолет, атакующий в течение 15-30 с, расчеты ракетных и ствольных зенитных установок просто не успевали. Понадобилась новая техника - мобильная, быстродействующая, с высокой степенью автоматизации, могущая вести огонь с места и на ходу. Над такими зенитками принялись работать и советские конструкторы, которые сразу же столкнулись с рядом серьезных проблем, поскольку раньше ничем подобным не занимались.

Прежде всего это касалось компоновки. Сравнительно легкую, но громоздкую электронную аппаратуру поначалу предполагали разместить внутри корпуса самоходки, но по ряду причин, прежде всего из-за длинных волноводов радиолокационной станции, этот вариант отвергли. Тогда решили смонтировать вооружение, аппаратуру и места экипажа в крупной, закрытой башне. Правда, тактико-техническое задание позволяло ограничиться полузакрытой машиной, однако крыша понадобилась, чтобы защитить от влаги и пыли радиоэлектронику.

Состоявшие тогда на вооружении 37- и 57-мм пушки не устроили конструкторов из-за кассетного механизма заряжения (отсюда низкий темп стрельбы) и большой массы, требовавшей мощных силовых приводов. Другое дело -23-мм автоматическая пушка с ленточным питанием, что, кстати, позволило обойтись без заряжающего. А сравнительно небольшая мощь ее осколочного снаряда вполне компенсировалась значительным весом секундного залпа - такой метод давно применяется в истребительной авиации.

Немало хлопот доставил выбор места для антенны радиолокатора. Ведь при установке стволов перед стрельбой на упреждение возникает рассогласование между линией выстрела и электрической осью локатора, из-за чего они, стволы, могут стать помехой для радиолуча. Сначала пушки думали установить попарно по бортам башни, а антенну и оптический визир впереди. Однако разнесенные артсистемы увеличили бы момент инерции вращающейся башни, а при отказе одной возникали бы асимметричные нагрузки на приводы. Кроме того, зеркало антенны перекрывало бы наводчику наблюдение за передней полусферой. Поэтому место стволам выделили в центре установки, а антенну поставили впереди и сбоку от них. Однако при выстрелах на полигоне дульная волна разрушила ее.

В окончательном варианте антенну смонтировали на корме, на высоком кронштейне (в походном положении ее зеркало укладывали над крышей силового отделения), а стволы - впереди, в два яруса, между которыми уложили короба с боезапасом.

Изготовленные башни обкатывали на ходовых макетах, выполненных на базе СУ-85, которую предполагали использовать в качестве шасси для будущей машины, сняв штатную пушку и уменьшив бронирование. Удалось сэкономить 4 т, да масса полностью укомплектованной башни превысила 8 т! Более подходящим был ПТ-76, но требовалась основательная переделка корпуса, чтобы установить тяжелый и сложный погон диаметром 2700 мм под башню. Лучше уж создать специальный корпус. Так и сделали - башня держалась на погоне Т-54, опущенном ниже верхней кромки бортов и опиравшемся на легкую коробчатую раму, которая обеспечивала прочность тонкобронному корпусу. Ее нижняя цилиндрическая часть удачно разместилась в надгусеничных нишах.

Общая компоновка была классической - впереди отделение управления, за ним боевое, в корме моторно-трансмиссионное. Для повышения удельной мощности форсированного двигателя В-6Р применили эжекционную систему охлаждения. Она потребляла всего 2,2-2,5% его мощности (против 10-12% для вентилятора). Заборник воздуха для двигателя оснастили лабиринтной системой перегородок, где застревали крупные частицы пыли, потом воздух проходил по туннелю вдоль борта и поступал в основной фильтр с эжекционным отсосом остатков пыли выхлопными газами. Крутящий момент от двигателя передавался на ведущие колеса через гитару, главный фрикцион, пятиступенчатую коробку передач с синхронизаторами, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. Ходовую часть с шестью однорядными опорными катками на борт заимствовали у ПТ-76, плавное движение обеспечивала торсионная подвеска с большими ходами и мощными амортизаторами на первых, пятом левом и шестом правом узлах. Срок службы гусеницы повысили, уплотнив резиновыми втулками торцы шарниров, чтобы на трущиеся части не попадали абразивные частицы. Запас топлива находился во внутренних баках: один - в силовом отделении, другой - справа от водителя.

При марше по хорошей дороге станция электропитания работала от основного двигателя, на тяжелых грунтах и стационарной позиции автоматически включался газотурбинный ДТ-4 мощностью 80 л. с., который хоть и поглощал много топлива, зато давал нагрузку через минуту после включения. Равные с танками подвижность и проходимость позволяли боевой машине прикрывать войска на марше - эффективный огонь велся благодаря системе стабилизации линии выстрела и визирования.

Варианты:

  • ЗСУ-23-4М4
  • ЗСУ-23-4R Rosomaha - польский вариант модернизации
  • "Донец" - украинский вариант модернизации

Радиолокационный комплекс обеспечивал автоматический поиск, обнаружение и поражение воздушных целей на высотах 100-1500 м. При работе в комбинированном режиме, когда дальность задается локатором, а угловые координаты - оптическим визиром, стрельба ведется по самолетам, летящим на сверхмалых высотах. Если же они ставят помехи или пускают ракеты, самонаводящиеся по излучению радара, станция отключается и наводчик осуществляет прицеливание по визиру.

После всесторонних испытаний зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 "Шилка" была принята на вооружение. В процессе производства ее несколько раз модернизировали. В частности, значительные изменения претерпела система воздухопитания радиоприборного комплекса. Поскольку для его охлаждения (а следовательно, для надежной работы) требовался постоянный приток особо чистого воздуха, в передней части корпуса установили воздухозаборник с эффективной системой очистки. Заодно усилили производительность вентиляции боевого отделения.

Рассматривалась возможность замены счетверенной 23-мм установки 30-мм сшестеренной пушкой с вращающимся блоком стволов, что позволило бы резко увеличить плотность огня. Однако эта артсистема, созданная для флота, оказалась слишком привередливой для сухопутных условий.

Кроме того, сравнительные испытания различных зениток показали, что даже со штатным оружием "Шилка" не уступает батарее из четырех 57-мм пушек комплекса С-60, в который входит 12 единиц боевой техники с расчетом в 57 солдат и офицеров.

Характеристики:

  • Боевая масса, т: 21
  • Компоновочная схема: классическая
  • Экипаж, чел.: 4
  • Годы производства 1964-1982
  • Годы эксплуатации: с 1965
  • Количество выпущенных, шт.: около 6500
  • Длина корпуса, мм: 6495
  • Ширина корпуса, мм: 3075
  • Высота, мм: 2644-3764
  • База, мм: 3828
  • Колея, мм: 2500
  • Клиренс, мм: 400
  • Тип брони: стальная катаная противопульная (9-15 мм)
  • Калибр и марка пушки: 4 × 23-мм АЗП-23 «Амур»
  • Тип пушки: нарезные малокалиберные автоматические пушки
  • Длина ствола, калибров: 82
  • Боекомплект пушки: 2000
  • Углы ВН, град.: −4...+85°
  • Углы ГН, град.: 360°
  • Дальность стрельбы, км: 0,2-2,5
  • Прицелы: оптический визир, РЛС РПК-2
  • Тип двигателя: В-6Р
  • Мощность двигателя, л. с.: 280
  • Скорость по шоссе, км/ч: 50
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: до 30
  • Запас хода по шоссе, км: 450
  • Запас хода по пересечённой местности, км: 300
  • Удельная мощность, л. с./т: 14,7
  • Тип подвески: индивидуальная торсионная
  • Преодолеваемый подъём, град.: 30°
  • Преодолеваемая стенка, м: 0,7
  • Преодолеваемый ров, м: 2,5
  • Преодолеваемый брод, м: 1,0

Предназначена для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов и железнодорожных эшелонов от ударов авиации, вертолетов, крылатых ракет на высотах до 1500 м при наклонной дальности от 200 до 2500 м и скорости полета до 450 м/с. ЗСУ может использоваться также для поражения подвижных и неподвижных наземных целей на дальностях до 2000 м.

В состав ЗСУ "Шилка" входят:

23-мм счетверенная автоматическая зенитная пушка АЗП-23-4;

Электрогидравлические силовые следящие приводы;

Радиоприборный комплекс РПК-2М;

Система электропитании;

Гусеничный самоход;

Навигационная аппаратура;

Дневные и ночные приборы наблюдения;

Аппаратура внешней и внутренней связи;

Аппаратура противоатомной защиты.

В состав РПК входят РЛС орудийной наводки, счетно-решающий прибор и визирное устройство.

В любых условиях погоды и видимости с помощью РЛС в ЗСУ автоматически определяются координаты цели, по которым счетно-решающий прибор вырабатывает упрежденные данные для наводки артустановки АЗП-23-4. Автоматическая наводка пушек обеспечивается с помощью силовых гидроприводов. Отличительными особенностями пушечного автомата АЗП-23-4 являются наличие электрической схемы обеспечения стрельбы и принудительного межслойного охлаждения стволов автомата.
Автомат A3П - 23 -4 обеспечивает темп стрельбы около 4000 выстр./мин.

Эффективность стрельбы по самолету, находящемуся в пределах зоны обстрела, составляет от 0,05 до 0,25.

ЗСУ-23-4 имеет боекомплект в количестве 2000 выстрелов (снарядов).

Время перевода ЗСУ из походного положения в боевое - около 5 мин., боевой расчет - 4 чел.

ЗСУ допускает несколько способов наведения пушки на цель и ведения огня. Эти способы и определяют пять режимов боевой работы ЭСУ При работе ЗСУ в первых трех режимах пушка наводится силовыми приводами наведения, включенными в автоматический режим наведения, по данным, поступающим из РПК.

При работе в четвертом и пятом режимах пушка наводится по правой головке (прицел-дублер) визирного устройства с помощью силовых приводов наведения, включенных в полуавтоматический режим наведения или (в пятом режиме) вручную с помощыо маховичков. Управление силовыми приводами наведения в этих режимах производится оператором поиска с помощью блока рукояток Т-55М1 РЛС. В ЗСУ имеется ряд блокировок, срабатывание которых исключает возможность включения силовых приводов наведения и ведения огня. Эти блокировки предусмотрены для обеспечения безопасности экипажа и своих войск при боевой работе ЗСУ. Блокировки установлены так, что включение силовых приводов наведения возможно только при отстопоренных башне и качающейся части АЗП, закрытом люке механика-водителя и закрытой крышке люка звеньесборника.

В зависимости от режимов работы открытие огня производит или командир с рукоятки огня, или оператор поиска с рукоятки блока Т-55М1, либо с помощью спусковой педали.
После принятия в 1962 году ЗСУ-23-4 на вооружение, она прошла несколько модернизаций.

Первая модернизация проходила в течение 1968 -1969 гг., в результате которой повысилась надежностъ эксплуатации установки, улучшились условия обитания для расчета, увеличен ресурс газотурбинного агрегата (ГТА) с 300 до 450 ч. Для наведения РЛС сопровождения на визуально обнаруженную цель в установку был введен командирский прибор наве-дения (КПН). Модернизированная установка получила название ЗСУ-23-4В.

В 1970-1971 гг. проведена модернизация счетно-решающего прибора. Это позволило повысить точность и эффективность стрельбы, надежность автосопровождения цели при увеличении скорости движения установки с 20 до 40 км/ч, увеличить ресурс ГТА с 450 до 600 ч. Установка получила название ЗСУ-23-4В1. В 1971 - 1972 гг. в результате ОКР была повышена живучесть стволов с 3000 до 4500 выстрелов, улучшена надежность РЛС и вновь увеличен ресурс ГТА с 600 до 900 ч. Установка стала называться ЗСУ-23-4М1.

В течение 1977 - 1978 гг в установку был вмонтирован радиозапросчик системы опознавания самолетов "свой - чужой". После этого ЗСУ "Шилка" получила название ЗСУ-23-4МЗ.

В 1978 - 1979 гг проведена следующая модернизация ЗСУ "Шилка" с целью лучшего использования ее в горных условиях, в частности, в боевых порядках в Афганистане, Из установки был исключен РПК, за счет чего увеличен боекомплект снарядов с 2000 до 3000 шт., введена аппаратура ночного видения для ведения стрельбы ночью по наземным целям. Модернизированная установка под названием ЗСУ-23-4М2 оказалась эффективной при ведении боевых действий в горных условиях Афганистана.

В ходе дальнейшей модернизации в установку внедряются радиолокационная и оптиколокационная системы управления огнем, телекодовая аппаратура обмена информацией с командирским пунктом управления. Радиолокатор и основная аппаратура установки переведены на современную элементную базу и цифровую обработку сигналов, усовершенствованы узлы и механизмы базового самохода.

ЗСУ превращается в зенитный ракетно-пушечный комплекс.

Вероятность поражения цели ЗСУ увеличивается (с 1 0,12 до 0,55 - 0,6, а каждая установка получила возможность принимать целеуказание по телекодовому каналу связи с командирского пункта управления.

Основные характеристики:

ЗСУ-23-4 ЗСУ-23-4М1 ЗСУ-23-4М2
Дальность обнаружения цели типа МиГ-17, км 12 12 -
Дальность автоматического сопровождения цели типа МиГ, км 10 10 -
Основной способ наведения пушек на цель с использованием РПК с использованием РПК с использованием оптического прицела и ПНВ
Зона обстрела воздушных целей, м:
200-2500 200-2500 200-2500
50-2000 50-2000 50-2000
Дальность поражения наземных целей, м до 2000 до 2000 до 2000
Вероятность поражения самолета 0,05-0,20 0,05-0,30 -
Максимальная скорость поражаемых целей, м/с 450 450 -
Время реакции ЗСУ, с 20 20 20
Время развертывания (свертывания), мин. 3-5 3-5 3-5
Возможность стрельбы в движении пушечным вооружением имеется имеется имеется
Максимальная скорость движения ЗСУ, км/ч 50 50 50
Масса. ЗСУ, т 21 21 21
Расчет, чел. 4 4 4
Год принятия на вооружение 1962 1973 1979


Похожие статьи