Цветовой круг сочетание цветов онлайн. Как нарисовать двенадцатичастный цветовой круг. Запомнить противоположные цвета поможет все тот же цветовой круг

Цветовой круг – универсальный инструмент графического дизайнера. Можно различить цветовой круг Гете, Освальда, Иттена . Но, по сути, все эти цветовые круги представляют собой один и тот же инструмент колористики.

Изначально цветовой круг был создан, как базовый инструмент цветового конструирования, для подбора цветовой палитры изображения. Это была первая попытка увязать в логически сконструированное знание то, что художники-колористы использовали интуитивно на протяжении веков. Создатели цветового конструирования пытались создать свод универсальных законов, используя которые каждый мог получить гармоничные сочетания цветов.

Визуальный нерв поднимается из глазного яблока и направляется в зрительные центры мозга. В этой области нет палочек или суппозиториев, поэтому слепое пятно не чувствительно к свету. Физиологические эффекты цветов 29 Примечание. Только лучи видимой части электромагнитного спектра, но излучение меньших или больших длин волн, окружающих область, попадают в глаз человека. Короткая волна ультрафиолетового излучения поглощает, по большей части, роговицу или линзу. Длинные волны инфракрасного излучения могут проникать через линзу в сетчатку глаза и могут вызвать повреждение глаза.

Однако современные дизайнеры знают, что цвет воспринимается субъективно, в зависимости от того, как построена остальная композиция, какие в ней используются цвета. Восприятие цвета зависит и от размеров окрашенных элементов, и от формы. Поэтому, в каждом конкретном случае, дизайнеру приходится подбирать свои цветовые решения. Но, все же, определенную помощь цветовой круг в деле подбора цветовых сочетаний дизайнеру может оказать.

Теория цветного зрения Существует несколько теорий цветового зрения через человеческий глаз. На практике классическая теория Яровы-Гельмгольца наиболее часто используется, мы также можем видеть теорию Геринга о оппозиционных цветах. Трихроматическая теория цветного зрения Трихроматическая теория цветного зрения объясняет трактовку восприятия цвета нервной системой. Теория основана на работах Томаса Янга, Германа фон Гельмгольца, Михаила Васильевича Ломоноса и Джеймса Клерка Максвелла. Важно: трихроматическая теория цветного зрения основана исключительно на физиологических основах.

Рассмотрим классический двенадцатичастный цветовой круг , который предложил Йохансен Иттен . Как понятно из названия, цветовой круг Иттена состоит из 12 цветов .

Как мы видим, в основе цветовой гаммы 12-цветового круга Иттена лежат три цвета – красный, желтый, синий. Далее идут цвета второго порядка – фиолетовый, оранжевый и зеленый. Остальные цвета образуются путем смешивания основных. Современный спектральный цветово й круг выглядит так:

Он основан на предположении, что способность человека различать цвета обусловлена ​​наличием трех типов суппозиториев на сетчатке глаза. Каждый из фоторецепторов содержит пигмент, чувствительный к световым лучам различной длины волны.  Длинные лучи света раздражают подавление красного цвета.  Лучи средней длины раздражают суппозитории, которые создают зеленый цвет.  Пучки коротких длин волн раздражают суппозитории, которые создают синий цвет. Исходные сигналы от фоторецепторов приводят к визуальным центрам в головном мозге, где полученное восприятие цвета основано на их отношении.


Этот круг называют цветовой круг Освальда . Легко видеть, что на этом круге в его цветовой палитре мы можем видеть три основных цвета – они выглядят очень самостоятельно. Это красный, синий и зеленый. На этих цветах строится современная модель цвета RGB . Но заметьте, на цветовом круге нет ни черного цвета, ни белого цвета. Вообще, черный и белый цвет нельзя рассматривать как цвета в чистом виде. Ведь белый цвет - это отсутствие цвета, а черный цвет - максимальная насыщенность цвета.

Теория правильная, но она не объясняет некоторые оптические явления, такие как цветовой контраст или некоторые яркие оптические обманы. В результате восприятия цвета влияют не только физические и физиологические факторы, но и психологические явления. Хотя физически можно описать каждый цвет очень точно, можно лично воспринимать цвета в соответствии с их психическим состоянием. Поэтому факторы, влияющие на восприятие цвета, иногда называются психофизическими. Напротив, некоторые другие комбинации могут восприниматься довольно часто.

Эвальд Геринг пришел к выводу, что должны быть противоположные цветовые сигналы, противоположные: красный - зеленый, желтый - синий. Информация о цвете не в соответствии с этой теорией, мозг передается отдельно для отдельных цветовых компонентов, как в сетчатке захватывает три типа конусов эффективного фото пигмента. Во-первых, они обрабатываются в нейронах сетчатки, а затем они есть. трансформируются в сигналы противоположного цвета. Таким образом, из оригинальных трехцветных сигналов генерируются три очень разных сигнала.

Кроме цветового круга, который получил довольно широкую известность среди дизайнеров, существуют такие элементы цветового конструирования как цветовой шар, цветовая звезда . Однако все эти методы не имеют такой популярности, как цветовой круг.

Цветовой шар, кстати, считается одним из самых полных способов представления цвета, всей цветовой гаммы. Он дает наилучшее представление о цветовых комбинациях и сочетаниях. Но, как вы понимаете, его использование в дизайне значительно более трудная задача по сравнению с цветовым кругом. Да и его представление довольно трудно – ведь мы не можем изобразить трехмерный шар на листе бумаги или мониторе. Вообще мы можем воспользоваться цветовым шаром только умозрительно, тогда цветовой круг легко можно изобразить, и он будет находится перед нами, так сказать, во всей красе.

Физиологический эффект цвета 31 Важно: глаз фокусирует изображение по областям с ярким изменением яркости. Поскольку светящийся компонент состоит в основном из красного и зеленого каналов, края и формы не находятся в синих оттенках. хорошо различимы. Глазность сетки Простая связанная линза, выполненная из полированного полированного стекла, способна изгибать входящие световые лучи, которые концентрируются до одной точки. Эта точка может использоваться, например, в солнечных лучах, для воспламенения материалов, отсюда и термин фокус.

Изгиб световых лучей происходит также в человеческом глазу. Для правильной фокусировки изображения всегда важно, чтобы фокус находился точно на сетчатке глаза. Изгиб световых лучей обеспечивает линзу в человеческом глазу, расстояние от сетчатки в основном постоянное. Для того чтобы наблюдать изображение на сетчатке всегда хорошо фокус, линза должна быть изменена в соответствии с потребностью посредством его кривизны мышц и, таким образом, уменьшить или увеличить фокусное расстояние оптической системы глаза.

Как нарисовать двенадцатичастный цветовой круг.

Сегодня, в принципе, у дизайнера практически никогда не возникает необходимости самостоятельно создавать цветовой круг, можно его просто взять и распечатать. Если у вас есть хороший принтер, с хорошей цветопередачей, то вы запросто можете получить спектральный цветовой круг Освальда. Но иногда, например, в качестве своеобразного эксперимента, у дизайнера возникает необходимость нарисовать цветовой круг .

Способность глаза сосредоточиться на отдаленных предметах, чтобы они всегда резко отражались на сетчатке, называется окуляром глаза. Кривизна объектива мала при наблюдении за удаленными объектами и при наблюдении близлежащих объектов. Глаз быстрее устает при наблюдении за соседними объектами, чем объекты, расположенные на расстоянии. Однако худшая ситуация возникает, когда глаз вынужден поочередно встряхивать соседние и отдаленные объекты. Глазные мышцы действуют, и глаз быстро устает.

Окисление глаза также возникает, когда наблюдается цвет. Площадь определенного цвета фокусируется в соответствии с длиной волны светового луча, которая несет информацию о цвете. Если мы наблюдаем попеременно два цвета в спектре, глазные мышцы снова возбуждаются из-за чередования резкости и быстрой усталости глаза. Из этого следует, что цвета, которые расположены рядом друг с другом в спектре, воспринимаются вместе вместе без каких-либо значительных затачиваний. Напротив, цвета, находящиеся в спектре далеко друг от друга, сложнее воспринимать, так как они должны чаще обостряться.

В принципе, нет ничего особо сложного, чтобы нарисовать круг из двенадцати цветов – круг Иттена. Другое дело, если бы вдруг решили нарисовать круг Освальда, представляющий собой непрерывный спектральный цветовой круг, вам пришлось бы посложнее. Для начала вам надо определить базовые цвета. Это, как мы уже знаем, красный, синий и желтый. Иттен советовал для максимально четкого определения базовых цветов рассматривать каждый цвет в отдельности на нейтральном сером фоне, что помогает определить цвет без каких-либо оттенков.

Пример двух цветов, расположенных на противоположных сторонах видимой части спектра, - красный и синий. Чтение синего текста на красном фоне или красного текста на синем фоне очень неудобно для человеческого глаза. Вы можете видеть это, наблюдая следующую картинку. Глаз должен часто заострять на дальностях в спектре, что приводит к деформации глазных мышц и усталости глаза. Адаптация глаз Процесс распознавания цвета играет важную роль в освещении и способности адаптировать его к человеческому глазу.

У зрачка в середине радужной оболочки есть возможность изменять его диаметры и, при необходимости, влиять на количество света. Переходя от дневного света к темной комнате, глаз должен справиться с большой разницей в условиях освещения. Глаза ученика реагируют на это изменение путем расширения. И наоборот, если мы выходим из темной комнаты в дневной свет, ученики внезапно сжимают их диаметры, чтобы компенсировать чрезмерное количество падающих световых лучей. Способность глаза адаптироваться к различным уровням интенсивности света называется адаптацией.

Далее мы чертим равносторонний треугольник. Верхнюю его вершину мы окрашиваем в желтый цвет, слева внизу размещаем синий цвет, а в правой нижней вершине – красный. Теперь вокруг треугольника описываем круг, и с его помощью достраиваем треугольник до равностороннего шестиугольника. В образовавшихся равнобедренных треугольниках нам надо поместить цвета второго порядка.

Мы распознаем два типа адаптации:  адаптацию глаза к свету,  адаптацию глаза к темноте. Важно: хотя адаптация к темноте может занять несколько десятков минут, адаптация к свету обычно занимает всего несколько секунд. Чем дольше время адаптации, тем больше разница в уровнях интенсивности света. Суть всего механизма является ответ глаза на изменение интенсивности освещения:  изменение диаметра зрачка, изменение диаметра  перцептуальные поверхности фотохимической сетчатки  участка, что приводит к изменению чувствительности фоторецепторов сетчатки к свету.

Чтобы получить цвета второго порядка, нам надо смешать попарно цвета первого порядка. Смешение желтого и красного цвета даст нам оранжевый. Смешение желтого и синего даст зеленый. Красного и синего – фиолетовый.

На первый взгляд это кажется довольно простым. Но на деле довольно трудно получить чистые цвета второго порядка. Необходимо, чтобы скажем, зеленый цвет получился действительно зеленым. Он не должен быть ни желтоватым, ни синеватым. Если вы далеки от изобразительного искусства, это может занять много времени.

Физиологические эффекты цветов 33 Диаметр зрачка изменяется в пределах от около 2 до 6 мм, а изменение занимает примерно от 360 до 380 мс, при резких изменений в интенсивности освещения и 100 мс. Если адаптация глаза частая и выраженная, в глазах есть тревога и усталость, а также опосредуется всей нервной системой. Как уже упоминалось, суппозитории содержат три вида фотопигментов, в то время как палочки только один. Адаптация человеческого глаза основана на разложении родопсина светом и его синтезе из-за темноты.

Если необходимо быстро приспособить глаз к темноте или темноте, используйте красный свет, так как пигмент родопсина исчезает наиболее медленно. красный свет. Интересное следствие яркости адаптации глаз можно увидеть на следующем рисунке. В середине белых и черных квадратов всегда есть тот же набор прямоугольников, которые заполнены разными оттенками серого. В то время как на черном фоне мы можем воспринимать разницу яркости, мы почти не замечаем различий в белизне на белом фоне. Важно: чувствительность глаза к индивидуальным цветам спектра различна и зависит от интенсивности света.

После того, как мы получили цвета второго порядка и заполнили ими соответствующие треугольники, чертим второй круг, имеющий центр в той же точке, что и первый, но большего радиуса. Делим его на 12 равных секторов. Сектора, которые находятся напротив вершин треугольников, окрашиваем соответствующими цветами. При этом мы видим, что между каждой парой цветов остается пустой сектор.

Изменение интенсивности света вызывает изменение насыщенности цвета. В большинстве облаков мы не можем отличить цвета очень хорошо, потому что только очень небольшая интенсивность света может быть видна только на сетчатке глаза только с черным и белым зрением. С увеличением интенсивности света человеческий глаз постепенно становится чувствительным и красочным. Ян Евангелиста Пуркине наблюдал за цветами в утреннем мрак, и первый цвет, который он заметил при слабом освещении, был синим. Тьма, казалось, была самой легкой из всех ярких цветов.

В пустых секторах – место для цветов третьего порядка. Они образуются смешением пары из цвета первого порядка и цвета второго порядка.

То есть, в результате смешения, получим: желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый.

В свое время этот цветовой круг получил Исаак Ньютон . Он же и замкнул его, добавив к цветам радуги пурпурный , на месте соединения круга, между красным и фиолетовым. Поэтому его называют иногда цветовым кругом Ньютона . Однако, основное отличие цветового круга Ньютона в том, что он состоял из восьми цветов (семи цветов радуги и пурпурного), а цветовой круг Иттена, более подходящий для дизайнера имеет более широкую цветовую гамму – из 12 цветов.

Цвет желтый и красный появились в темноте после более длительного времени. Эти цвета казались ярче, чем синий в полном свете. В результате, желтый и красный цвета лучше всего подходят для освещения, а зеленый или синий - в полутени. Важно: Синий цвет создает впечатление более низкой освещенности, желтый, оранжевый и красный создают впечатление более высокой интенсивности света. С более высокой интенсивностью света цвета качаются к теплым желтым, с уменьшением интенсивности подсветки, отклоняющейся к холодному синему.

Экстремальное освещение уменьшает способность различать цвета, а также в темноте или ночью. Восприятие цвета в поле зрения Поле зрения определяется как часть пространства, которое мы видим в одном глазу, когда наблюдается один объект. Сфера охвата поля зрения индивидуальна и может различаться для разных людей. Он может быть численно выражен углом обзора, который окружает края наблюдаемого объекта, проходящего через центр линзы. Важно: верно, что чем больше угол обзора, тем более детальнее наблюдаемый объект может видеть.

Цветовой круг: применение. Цветовые гармонии.

Для чего можно использовать цветовой круг дизайнеру? Конечно, для подбора цветовых сочетаний по цветовому кругу . А уж сами сочетания цветов вы можете использовать уже где угодно - и в графической композиции, и в одежде. Хотя сочетания цветов, скажем, в одежде, лучше подбирать исходя из своего вкуса, но цветовой круг может дать вам некоторый теоретический фундамент в этом. Если вы хотите подобрать цвета не опираясь только на ваш вкус и художественное чутье (но о них дизайнеру забывать ни в коем случае нельзя!), то вы можете использовать формальный подход к подбору цвета с помощью цветовой круга.

Один видит изображение обоими глазами. Хотя поле зрения обоих глаз не соответствует, они дополняют друг друга в мозге и перекрывают друг друга. В результате они сливаются в бинокулярное поле зрения, имеющее овальную форму. На следующем рисунке показано, как бинокулярное поле зрения разделено на три зоны зрения:  зона центра зрения - от 1, 5 до 2 градусов в направлении оптической оси глаза,  зона ультрацентрового зрения, - угол около 30 градусов вокруг оптической оси глаза, Периферийная зона зрения - угол около 50 градусов в направлении оптической оси глаза.

Существует несколько классических комбинаций цветов, подбираемых с помощью цветового круга Иттена.

Кстати, для подбора цветов по цветовому кругу для дизайнеров созданы специальные программы. В них обычно используется спектральный цветовой круг Освальда. Одну из таких программ вы можете найти и скачать здесь . К сожалению, эта программа платная, у бесплатной версии ограниченный функционал, но можно найти и бесплатный аналог. Хотя лично мое мнение, что эти программы дизайнеру не нужны. Нельзя подходить столь формально к цветовому кругу, и к подбору цветовой гаммы.

Один видит изображение обоими глазами. Хотя поле зрения обоих глаз не соответствует, они дополняют друг друга в мозге и перекрывают друг друга. В результате они сливаются в бинокулярное поле зрения, имеющее овальную форму. На следующем рисунке показано, как бинокулярное поле зрения разделено на три зоны зрения:  зона центра зрения - от 1, 5 до 2 градусов в направлении оптической оси глаза,  зона ультрацентрового зрения, - угол около 30 градусов вокруг оптической оси глаза, Периферийная зона зрения - угол около 50 градусов в направлении оптической оси глаза.

Комплиментарные (дополнительные) цвета

Комплиментарными , или дополнительными, контрастными, являются цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга Иттена . Выглядит их сочетание очень живо и энергично, особенно при максимальной насыщенности цвета. Сама природа подсказывает нам примеры комплиментарных сочетаний – посмотрите на грядку с клубникой! Использовать комплиментарную гамму для больших композиций трудно, но если надо что-то выделить, подчеркнуть, это то, что вам нужно. Ни в коем случае не используйте комплиментарные цвета для текстовых композиций . Подробнее о дополнительных цветах .

Классическая триада

Аналоговая триада

Контрастная триада

Прямоугольная схема

Квадратная схема

Цветовой круг: заключение.

Первые правила использования цветов, да и не только цветов, были созданы задолго до появления современного графического дизайна Леонардо да Винчи в его «Трактате о живописи». Но даже он уже говорил: «Если ты в своем творчестве хочешь руководствоваться только правилами, то никогда ничего не достигнешь, и в твоих произведениях будет царить путаница».

Дизайнеру нельзя ограничивать себя правилами , нужно следовать своей интуиции. При умелом использовании цветовой круг может оказать большую помощь при составлении цветовой гаммы дизайнерской композиции. Но, все же, не стоит перегибать палку. Нельзя формально ткнуть в первые попавшиеся цвета классической схемы, надо экспериментировать, искать живые сочетания цветов. А цветовой круг – хорошая проверка их гармоничности.

Как справедливо отмечают мои знакомые, на моем сайте излишне много различных типсов и мало теории. Поэтому я нашел время и поискал интересную информацию о том как и почему используется в дизайне и графике цвет. Эта статья является некой аккумуляцией того что я узнал за последнее время о цвете и его применении.

Цветовой круг в основе которого лежат красный, желтый и синий цвета является традиционным в области искусства. Исаак Ньютон составил первое подобие подобного круга еще в 1666. Прошло время, ученые и художники придумали различные варианты этой концепции. Разница во мнениях, в отправной точке деления цветов на группы и в других аспектах до сих пор будоражит умы. Но обо всем по порядку.

Основные цвета: красный, желтый и синий

В традиционной цветовой теории именно эти три цвета не могут быть получены комбинацией других цветов. Все остальные цвета получаются именно путем смешения этих.

Дополнительные цвета: зеленый, оранжевый и фиолетовый

Эти цвета получаются путем попарного смешения основных цветов.

Производные цвета: желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый.

Эти цвета образуются путем смешения основного и рядом стоящего дополнительного цветов. Как раз эта палитра в основном и применяется при подборе цветов.

Цветовая гармония.

Вообще гармонию можно описать как сочетание частей, которое доставляет приятные ощущения (музыка, поэзия и т.д.). В дизайне и графике под гармонией принято понимать нечто услаждающее, радующее глаз. Эта гармония должна вызывать в человеке определенные чувства и ощущения.

Некоторые формулы цветовой гармонии.

Существует огромное количество всевозможных формул и теорий. Мы рассмотрим наиболее простые и наглядные.

Цветовая схема на базе близлежащих цветов.

Близлежащими цветами принято считать любые три цвета, расположенные один за другим на цветовом круге, например желтый, желто-оранжевый и оранжевый. Подобные сочетания цветов хорошо подходят для основных элементов, четко выделяя их "уровень", кроме того, благодаря их близкому расположению они очень хорошо сочетаются.

Цветовая схема на базе противоположных цветах

Противоположными цветами являются любые два цвета расположенные напротив друг друга на цветовом круге, такие как желтый и фиолетовый. Этот прием обычно используется для создания акцентов, так как цвета противоположные цвета очень контрастны по отношению друг к другу.

Цветовая схема на базе природных сочетаний цветов

Природа зачастую предлагает просто великолепные примеры цветовой гармонии. Так почему бы этим не воспользоваться. Вот один из примеров, сочетающих в себе "осенние" цвета.

Цветовая схема на базе цветов разной степени насыщенности.

Кроме использования цветов расположенных рядом друг с другом, можно использовать и цвета различной степени насыщенности.

Контекст цветов

Сравните, как выглядит один и тот же красный квадрат на разных фонах.

  • На черном фоне он смотрится напряженно светящимся (акцент к темному фону)
  • На черном, белом фонах он смотрится четко и точно (акцент к светлому фону)
  • На желтом он смотрится более-менее (акцент подобия родственных цветов)
  • На зеленом, синем он смотрится очень ярко, вызывающе (акцент противостояния, диссонанс)
  • А на фиолетовом он практически теряется.

Кроме того, никогда не следует забывать про взаимодействие различных цветов. На рисунке слева вы можете увидеть сразу два подобных взаимодействия.

  1. Серо-голубой цвет приобретает немного зеленоватый оттенок близости большого количества красного цвета (нк красной части картинки)
  2. Полоска серо-голубого кажется более узкой на на темно-красной части и более широкой на светлой части.


Похожие статьи