Эгоистичный ген ричард. «Эгоистичный ген» Ричард Докинз

В своей книге «Эгоистичный ген» Ричард Докинз объясняет свою весьма любопытную и неоднозначную теорию. Она отличается от теории эволюции Дарвина. Автор считает, что главной единицей эволюции является не отдельная особь (животное, человек, растение), а отдельный ген.

Такое название книга получила именно потому, что Докинз считает, что ген подчиняет себе весь процесс эволюции. Его главная задача – выжить. Живая особь воспринимается лишь как средство передачи информации. По большому счету, гену не важно, как будет жить эта особь, в каких условиях, сколько продлится её существование. Самое главное, чтобы через эту особь был сохранён ген. Эту теорию Докинз объясняет с помощью множества примеров, что заставляет задуматься и посмотреть на эволюцию другими глазами.

В книге также упоминается термин «мем», который тогда не использовался, а сейчас употребляется достаточно часто. С помощью него автор объясняет передачу культурного наследия, благодаря чему мы не являемся бездушными роботами, участвующими лишь в передаче гена. Впрочем, Докинз говорит не столько о человеческих особях, сколько о животных. Например, он говорит, что у птиц и животных тоже есть ритуал передачи своих знаний и накопленного в ходе эволюции опыта. Всё это представляется весьма интересным.

Книга была написана в конце 20 века и с тех пор отношение к ней менялось. В какой-то период идея автора воспринималась достаточно благосклонно, в другое время его мысли вызывали много критики. В новом издании автор излагает не только то, что было внесено в текст книги изначально, а также публикует новые главы, мнения и вопросы критиков, а затем приводит свои размышления касательно обсуждаемой темы. Иногда он признаёт, что несколько лет назад не учел некоторых фактов, иногда объясняет то или иное положение другими словами. Благодаря этому создаётся ощущение беседы, что радует читателей. Несмотря на то, что тема достаточно сложна, автору удаётся изложить её доступно, приводя множество примеров по ходу повествования.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Эгоистичный ген" Докинз Ричард бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Джеффри Р. Бейлис. «Поведение животных».

Мы созданы нашими генами. Мы, животные, существуем для того, чтобы сохранить их, и служим всего лишь машинами, обеспечивающими их выживание, после чего нас просто выбрасывают. Мир эгоистичного гена - это мир жестокой конкуренции, безжалостной эксплуатации и обмана. Ну а как же акты явного альтруизма, наблюдаемые в природе: пчелы, совершающие самоубийство, когда они жалят врага, чтобы защитить улей, или птицы, рискующие своей жизнью, чтобы предупредить стаю о приближении ястреба? Противоречит ли это фундаментальному закону об эгоистичности гена? Ни в коем случае: Докинз показывает, что эгоистичный ген - это еще и очень хитрый ген. И он лелеет надежду, что вид Homo sapiens - единственный на всем земном шаре - в силах взбунтоваться против намерений эгоистичного гена. Эта книга - призыв взяться за оружие. Это руководство и одновременно манифест, и она захватывает, как остросюжетный роман. «Эгоистичный ген» - блестящая первая книга Ричарда Докинза, и она все еще остается его самой известной книгой, международный бестселлер, переведенный на тринадцать языков. Для этого нового издания написаны примечания, в которых изложены очень интересные размышления о тексте первого издания, а также большие новые главы.

«…высоконаучно, остроумно и очень хорошо написано… опьяняюще здорово».

Сэр Питер Медоуэр. Спектейтор

Ричард Докинз преподает зоологию в Оксфордском университете, член совета Нового Колледжа и автор книги «Слепой часовщик».

«научно-популярное произведение такого рода позволяет читателю ощутить себя почти гением».

Нью-Йорк Таймс

Предисловие к русскому изданию

Мне выпало на долю редкостное удовольствие представить читателю перевод второго издания книги известного английского эволюциониста Р. Докинза «Эгоистичный ген». Необходимость ее перевода стала мне ясна с тех пор, как я познакомился с ее первым изданием. Будем надеяться, что мы когда-нибудь увидим на русском языке и другие произведения этого блестящего натуралиста-философа - «Расширенный фенотип» и особенно «Слепой часовщик».

Не буду излагать содержание книги, чтобы не портить впечатление у читателей, однако выскажу ряд своих замечаний, ибо, несмотря на восхищение Докинзом, не могу согласиться с некоторыми его положениями безоговорочно.

Докинз - убежденный дарвинист. В конечном счете весь «Эгоистичный ген» строго выводится из двух высказываний Дарвина. Во-первых, Дарвин писал, что «ненаследственное изменение для нас несущественно», во-вторых, он сознавал и ясно указывал, что, если бы у какого-либо вида был найден признак, полезный другому виду или даже - с учетом внутривидовой борьбы - другой особи того же вида, это оказалось бы неразрешимой проблемой для теории естественного отбора. Тем не менее широкое распространение получили такие концепции, как групповой отбор, кин-отбор, рассуждения о генах и эволюции альтруизма и т. д. Докинз убежденный противник таких концепции и на протяжении всей книги с присущим ему остроумием и изобретательностью оспаривает их, доказывая, что каким бы альтруистичным ни казалось поведение любого живого существа, в конечном счете оно приводит к возрастанию частоты встречаемости в популяции определяющего этот признак «гена-эгоиста».

Все это так, но… что же все-таки представляет собой эгоизм на генном уровне?

Автор исходит из широко распространенной концепции «первичного бульона», в котором зародились первичные гены-молекулы-репликаторы, способные создавать копии самих себя. Реплицируясь из поколения в поколение, они становятся потенциально вечными. С момента возникновения репликаторов между ними начинается борьба за ресурсы, в ходе которой они строят себе «машины для выживания - фенотипы. Сначала это клетки, а затем многоклеточные образования - сложные организмы. Наши тела - это временные, преходящие структуры, создаваемые бессмертными генами-репликаторами себе на потребу.

С таким утверждением можно и поспорить. Ведь гены не вечны, их синтез при репликации полуконсервативен. В разделившихся клетках только 50% ДНК наследуются от материнской клетки, вторая цепь ДНК строится заново, и через 50 поколений доля исходных генов в популяции уменьшается в 2^50 раз.

То же самое и с фенотипическими структурами - цитоплазмой и клеточной мембраной. Дочерние клетки наследуют 50% цитоплазмы материнской клетки, их потомки 25% и т. д. Все отличие фенов от генов в том, что их репликация не прямая, информация о ней заключена в генах. Но и ген, взятый отдельно, без фенотипического окружения бессилен, он не может реплицироваться.

Картина первых генов-репликаторов, плавающих в теплом «первичном бульоне», слишком идиллична, чтобы быть верной. Удачная мутация репликатора разбавляется всем объемом первичного океана. Венцом такой эволюции мог бы быть мыслящий океан планеты Солярис, описанный С. Лемом. Но как раз подобная эволюция идти не может: вероятность встречи и совместного действия удачных репликаторов, разбавленных всем объемом гидросферы Земли, равна нулю.

Так что, похоже, клетка возникла раньше жизни. Репликаторы размножались а первичных пузырьках, ограниченных полупроницаемыми мембранами, которые сейчас получают в эксперименте (коацерваты Опарина, микросферы Факса) или находят в морской пене (маригранулы Эгами). И с первой протоклетки, которую можно было бы без особой натяжки признать живой, преимущество в борьбе за существование получал репликатор, реплицирующий не только себя (эти «нарциссы» как раз вымирали), но и структуры первичной цитоплазмы и мембраны. Для генов лучший способ выжить - реплицироваться в клетке один раз, а все остальное время и ресурсы потратить на репликацию иных полимеров.

Эгоизм ли это - не знаю. Скорее такая стратегия похожа на концепцию «разумного эгоизма», выдвинутую Н. Г. Чернышевским. А может быть, при описании биологических феноменов вообще лучше отказаться от таких терминов, как «альтруизм», «эгоизм» и т. д.? Ведь сама идея «генов альтруизма» возникла в борьбе с теми, кто полагал, что дарвинизм сводится к бесконечной «борьбе клыков и когтей». Обе точки зрения - отход от прямого пути.

Кто-то из великих сказал, что важность и нетривиальность какого-либо суждения определить просто: суждение заслуживает этих оценок, если и противоположное является таковым. Докинз пишет: «Они [гены - Б. М.] - репликаторы, а мы - машины, необходимые им для того, чтобы выжить». Противоположное высказывание звучит так: «Мы - клетки-репликаторы, а гены - детали матрицы памяти, необходимые нам для того, чтобы выжить». С точки зрения кибернетики все мы - самовоспроизводящиеся автоматы фон Неймана. Копирование, матричная репликация - это еще не жизнь. Жизнь начинается с генетического кода, когда репликатор воспроизводит не только свою структуру, а и другие, ничего общего с ним не имеющие структуры.

Завершу свои сомнения высказываниями кибернетика Патти: «Там, где нет различия между генотипом и фенотипом, или между описанием признака и самим признаком (иными словами, где нет процесса кодирования, который связывает описание с описываемым объектом путем сведения многих состояний к одному), не может быть эволюции посредством естественного отбора.»

Докинз прав: «Все живое эволюционирует в результате дифференциального выживания реплицирующихся единиц». Но реплицирующиеся единицы - не просто гены-репликаторы, а их дискретные единства с фенотипическими признаками. Это то, что я назвал в свое время первой аксиомой биологии, или аксиомой Вейсмана-фон Неймана. А термины «эгоизм» и «альтруизм» оставим моралистам. Вне человеческого общества есть только большая или меньшая вероятность удачной репликации реплицирующейся единицы.

Ричард Докинз / Richard Dawkins
Эгоистичный ген / The Selfish Gene

Перевод с английского Н.О. Фоминой.
Редакция литературы по биологии Федеральная целевая программа книгоиздания России.
ISBN 5-03-002531-6 (русск.) © Oxford University Press 1976 ISBN 0-19-286092-5 (англ.) The Edition © Richard Dawkins 1989 This book was originally published in the English language by Oxford University Press, Oxford, England © перевод на русский язык, Фомина Н. О., 1993

В книге английского автора представлен один из современных подходов к проблеме эволюции. Рассмотрены биологические основы поведения и его роль в естественном отборе. Книгу отличает блестящий, увлекательный стиль изложения. Первое издание было международным бестселлером, переведено на 13 языков и широко используется в мире при преподавании биологии. Настоящий перевод делается со второго, дополненного издания.

Джеффри Р. Бейлис. "Поведение животных":

Мы созданы нашими генами. Мы, животные, существуем для того, чтобы сохранить их, и служим всего лишь машинами, обеспечивающими их выживание, после чего нас просто выбрасывают. Мир эгоистичного гена - это мир жестокой конкуренции, безжалостной эксплуатации и обмана. Ну а как же акты явного альтруизма, наблюдаемые в природе: пчелы, совершающие самоубийство, когда они жалят врага, чтобы защитить улей, или птицы, рискующие своей жизнью, чтобы предупредить стаю о приближении ястреба? Простиворечит ли это фундаментальному закону об эгоистичности гена? Ни в коем случае: Докинз показывает, что эгоистичный ген - это ещё и очень хитрый ген. И он лелеет надежду, что вид Homo sapiens - единственный на всем земном шаре - в силах взбунтоваться против намерений эгоистичного гена. Эта книга - призыв взяться за оружие. Это руководство и одновременно манифест, и она захватывает, как остросюжетный роман.

"Эгоистичный ген" - блестящая первая книга Ричарда Докинза, и она всё ещё остаётся его самой известной книгой, международный бестселлер, переведенный на тринадцать языков. Для этого нового издания написаны примечания, в которых изложены очень интересные размышления о тексте первого издания, а также большие новые главы.

Комментарии: 0

    Ричард Докинз

    Основная идея книги состоит в демонстрации способности генов, в лице их фенотипических проявлений, выходить за рамки организма - носителя. Например, гены вируса гриппа манипулируют поведением человека - совершенно другого организма, вызывая его чихание и тем распространение вируса; гены бобра, побуждающего его строить плотины, оказывают эффект на окружающие ландшафты площадью до нескольких квадратных километров; в принципе, дальним влиянием генов можно считать и межпланетные космические корабли, уже покинувшие пределы солнечной системы.

    Ричард Докинз

    В книге Докинза в популярной и доходчивой форме показано, как из первозданной Простоты, без участия какого-либо высшего разумного существа может возникнуть высокоорганизованная Сложность. Часовщик, упомянутый в заглавии книги, взят из известного трактата богослова XVIII века Уильяма Пейли, доказывавшего, что часы не могут появиться самопроизвольно и спонтанно, а только как плод разума и усилий сознательного существа (часовщика); таким образом, еще более сложные (чем часы) живые существа могут быть созданы лишь волей и разумом Творца. Докинз в своей книге показывает, что естественный отбор, оперирующий спонтанными вариациями простых исходных форм, на протяжении сотен и тысяч поколений может породить не менее впечатляющую сложность. В книге также показываются конкретные механизмы, реализующие такой нарастающий отбор, даются ответы на часто задаваемые вопросы касательно эволюции.

    Ричард Докинз

    Знаменитый английский эволюционист и популяризатор науки Ричард Докинз, о котором так много писала «Химия и жизнь», - не только автор теории мемов и страстный сторонник дарвиновской теории эволюции, но и не менее страстный атеист и материалист. Чарльз Дарвин в одном из своих писем заметил наполовину в шутку, что рассказать о грубой, слепой и жестокой созидательной активности природы могла бы лишь «книга Служителя дьявола». Полтора века спустя вызов был принят. Сборник своих статей, впервые вышедший в 2003 году, Докинз назвал «Служитель дьявола» («A Devil"s Chaplain. Selected Essays by Richard Dawkins», Weidenfeld & Nicolson, London, 2003). Впрочем, эволюционным механизмам посвящена лишь часть статей, вошедших в книгу. Другая и, может быть, важнейшая для автора тема - непримиримая, бескомпромиссная борьба за ясность мышления.

    Ричард Броуди

    Дерзкая и остроумная книга Ричарда Броуди переворачивает все, на чем до сих пор стояли психология, политология и менеджмент. Мышление и поведение человека, утверждает он, диктуются мемами. Мем - это психовирус, мыслеобраз. Он зарождается в нашем сознании и начинает самостоятельную жизнь. Он размножается и меняет наше поведение. Мемы бывают забавными, как покемоны, и безобидными, как мини-юбки, а бывают вредными, как еда из "Макдональдса", и даже зловещими, как фашизм. Мемы могут сделать вас счастливыми и богатыми, а могут - бедными и больными.

    Максим Кронгауз

    Представить себе сегодня коммуникацию без мемов невозможно, особенно в интернете. Они постоянно выскакивают, как чёртик из табакерки, захватывают коммуникативное пространство, нагло и агрессивно, а потом как-то незаметно исчезают. Что это такое и по каким правилам они живут, мало кто понимает, хотя есть люди, которые пытаются создавать мемы, и иногда это у них даже получается.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Словосочетание «эгоистичный ген», вынесенное в заглавие книги, было выбрано Докинзом в качестве провокационного способа выразить геноцентрический взгляд на эволюцию, что означает, что эволюция рассматривается как эволюция генов, и что отбор на уровне особей или популяций почти никогда не одерживает верх над отбором на уровне генов. Кроме того, для англоязычного читателя это название созвучно с названием сказки Оскара Уайлда «Великан-эгоист» (англ. The Selfish Giant ), что усиливает провоцирующий эффект.

    Если быть более точным, предполагается, что особь эволюционирует для того, чтобы максимизировать свою общую приспособленность (англ.) , то есть количество копий своих генов, взятых в общем (по контрасту с генами отдельной особи). Как итог, развитие популяций стремится к эволюционно стабильным стратегиям . В книге также вводится термин «мем » для элемента культурной эволюции, аналогичный гену , с предположением, что подобная «эгоистичная» репликация может быть отнесена также к элементам культуры : идеям, технологическим приёмам, религиям, стилям моды и т. д. Причём, культуры не только человеческой: на примере певчих птиц Новой Зеландии рассматривается передача от поколения к поколению песенных мотивов.

    Со времени публикации книги меметика стала предметом многочисленных исследований.

    К настоящему времени книга издавалась трижды. В 1976, 1989 и 2006 годах. Во втором издании были добавлены примечания и дописаны две главы 12 и 13. Они опираются на книги «Эволюция кооперации» (Р. Аксельрод) и «Расширенный фенотип » самого Р. Докинза, соответственно :24 .

    • Глава 1. Для чего мы живём?
    • Глава 2. Репликаторы
    • Глава 3. Бессмертные спирали
    • Глава 4. Генная машина
    • Глава 5. Агрессия: стабильность и эгоистичная машина
    • Глава 6. Генное братство
    • Глава 7. Планирование семьи
    • Глава 8. Битва поколений
    • Глава 9. Битва полов
    • Глава 10. Почеши мне спину, а я тебя оседлаю
    • Глава 11. Мемы - новые репликаторы
    • Глава 12. Хорошие парни финишируют первыми
    • Глава 13. «Длинная рука гена»

    Критика

    Книга получила неоднозначные отзывы, став причиной острой полемики как среди ученых, так и среди общества в целом. Вот некоторые из этих отзывов:

    • «… высоконаучно, остроумно и очень хорошо написано… опьяняюще здорово ». Сэр Питер Медоуэр . Спектейтор
    • «… научно-популярное произведение такого рода позволяет читателю ощутить себя почти гением ». Газета «Нью-Йорк Таймс »

    «За двенадцать лет, прошедших после выхода в свет „Эгоистичного гена“, главная идея книги стала общепринятой и вошла в учебники. Это парадоксально, хотя парадоксальность и не бросается в глаза. Книга не принадлежит к числу тех, которые вначале терпели лишь поношение, а затем постепенно приобретали все больше и больше сторонников, пока в конечном счете не оказались столь ортодоксальными, что теперь мы только удивляемся, чем, собственно, был вызван переполох. Происходило как раз обратное. На первых порах рецензии радовали своей благожелательностью и книгу не считали спорной. Репутация вздорной созревала на протяжении многих лет, и лишь теперь к книге стали относиться как к произведению крайне экстремистскому. Однако именно в те годы, когда за книгой все более закреплялась репутация экстремистской, ее фактическое содержание все менее казалось таковым, приближаясь к общепринятым взглядам».

    Такие известные биологи как Уильям Гамильтон , Джордж Уильямс , Джон Мейнард Смит и Роберт Триверс высоко оценили книгу Докинза «Эгоистичный ген» и пришли к выводу, что он сделал нечто большее, чем просто объяснил их идеи. Джордж Уильямс в интервью заявил, что Докинз в своей книге продвинул некоторые вопросы гораздо дальше, чем он сам. По мнению Уильяма Гамильтона, в книге «Эгоистичный ген» Докинз «добился успеха в, казалось бы, невозможной задаче представить простым языком трудные для понимания темы последней мысли в эволюционной биологии» таким способом, который «удивил и оживил даже многих биологов-исследователей» . По мнению философа Дэниела Деннета , книга Докинза - это «не только наука, но и философия в лучшем виде» . Идеи об «эгоистичной ДНК», затронутые в этой книге, побудили некоторых учёных, включая известного химика Лесли Орджела и нобелевского лауреата Фрэнсиса Крика , на более детальное исследование этого вопроса . Идеи Докинза нашли основательное подтверждение после того как было открыто, что существенная часть «эгоистичной ДНК» состоит из транспозонов . Таким образом, идеи Докинза помогли объяснить, что происходит внутри геномов , задолго до того как секвенирование ДНК стало обычным делом.

    По мнению зоолога, журналиста и популяризатора науки Мэтта Ридли (англ.) русск. , геноцентричный взгляд на эволюцию (англ.) русск. , отстаиваемый и выкристаллизованный Докинзом, в настоящее время играет центральную роль в теоретической эволюционной биологии, и «никакое иное объяснение не имеет смысла», хотя имеются и альтернативные взгляды. Также, по его словам, книга «Эгоистичный ген», «породила „золотую лихорадку“ среди писателей научно-популярной литературы, поскольку издатели начали прикладывать большие усилия в надежде найти новый „Эгоистичный ген“» .

    Известный американский генетик Ричард Левонтин характеризует подход Докинза как биологизаторский редукционизм , чреватый идеологизацией и распространением предрассудка о предопределённости уровня человеческого интеллекта, существующего социального порядка и т. д.:

    Мы, по словам Ричарда Докинза, являемся неуклюжими роботами, душой и телом созданными ДНК. Но мнение о том, что мы целиком находимся во власти внутренних сил, предопределенных с рождения, является лишь частью идеологической платформы, которую можно назвать редукционизмом.

    На подобную критику Докинз подробно ответил в своей следующей книге, «Расширенный фенотип» (Глава 2 «Генетический детерминизм и генный селекционизм»). В данном случае взгляды Докинза были чересчур упрощены и искажены (см. Чучело (логическая уловка)). Докинз поясняет, что влияние генов носит лишь статистический характер, а не фатальный, и эффекты от влияния генов могут быть легко изменены влиянием окружающей среды, воспитанием, образованием и т. д. И даже в самом «Эгоистичном гене» Докинз писал: «Мы - единственные существа на планете, способные восстать против тирании эгоистичных репликаторов» . В главе 4 «Генная машина» Докинз объяснял, что гены не могут непосредственно управлять всеми движениями животного, «дёргая за ниточки», хотя бы из-за задержки во времени. Гены могут только контролировать белковый синтез в клетке. Следовательно, в ходе эволюции генов должен был возникнуть развитый мозг, способный к моделированию окружающей реальности и самостоятельному принятию решений, которому гены задают лишь общие инструкции поведения (избегать боли, избегать опасности и т. д.). Дальнейшее развитие в этом направлении могло привести к тому, что некоторые «машины выживания» могли полностью выйти из-под власти генов. В этой же книге, в главе «Мемы - новые репликаторы» он ввёл понятие мема, оспаривая мнение некоторых своих коллег-биологов о том, что любая черта человеческого поведения обусловлена генами и обязательно должна иметь какое-то биологическое преимущество, т. е. служить для более успешного размножения генов особи. Докинз подчёркивал, что те или иные черты поведения могут существовать, потому что они способствуют успеху репликаторов какой-то иной природы, например, тех самых мемов. Докинз отмечает, что с возникновением культуры появились негенетические способы передачи информации (в первую очередь у человека, хотя и не только у него), и не отрицает, что в человеке многое обусловлено культурой и воспитанием, а не генетикой. При этом представление о мемах здесь не является обязательным .

    Это геноцентрический подход к эволюции, который так и не успел прижиться среди российских биологов, хотя на западе получил широкое распространение, и большинство эволюционистов работают на основе этой модели. <...> Эта очень любопытная и полезная модель для понимания множества биологических явлений, которые в рамках традиционных представлений, ориентированных на групповой отбор, понять трудно. А с этой позиции их понять проще. Но идеи Докинза и его учителей встречают резкое отторжение, особенно у некоторых российских биологов, в силу своего кажущегося редукционизма, и многие просто не могут понять, как можно все свести к генам. Им кажется, что мы расщепляем все живое на слишком мелкие части и уничтожаем их целостную сущность. Это, по-моему, иллюзия, потому что мы ничего не уничтожаем: поняв, как работает эволюция на уровне генов, мы снова переходим на уровень целостного организма и видим, что и тут многое теперь стало понятнее.

    Ричард Докинз – британский биолог, изучающий инстинкты животных и генетику, автор научных книг для широкой аудитории. Более десяти лет работал в Оксфордском университете в группе профессората, занимающегося популяризацией научных знаний. Наиболее известными работами ученого являются издания «Эгоистичный ген» и «Бог как иллюзия», последняя была переведена на многие европейские языки и продана тиражом более полутора миллионов. В своих произведениях автор делится взглядами на понятия религия и атеизм, выступает с критикой креационизма, а также идеи высшего разума. Ричард Докинз часто выступает в средствах массовой информации с защитой естественного отбора Чарльза Дарвина.

    Книга «Эгоистичный ген» была написана Ричардом Докинзом в 1976 году. В своем первом научно – популярном труде ученый рассказал об эволюции видов с позиций генетики. Здесь впервые Докинз ввел термин «мем», от которого в дальнейшем образовалось слово «меметика». Меметика – это теория, рассматривающая эволюцию культуры по аналогии с биологической теорией Дарвина.. Основная мысль книги заключается в том, что человек и всякое живое существо на планете являются смертными машинами, смысл жизненного цикла которых заключается в передаче генов. Из этого выплывает вывод, что вся жизнедеятельность людской особи подчинена именно этой задаче. Что именно случится со «смертной машиной» для генов не так важно. Эгоистический ген живет в мире огромной конкуренции, обмана и эксплуатации, – утверждает Докинз. Слушать аудиокнигу в mp3, читать онлайн «Ричарда Докинза» или скачать бесплатно в fb2, epub и pdf вы можете на KnigoPoisk.

    Фундаментальному закону эгоистического гена не противоречат даже акты альтруизма, которые человек может видеть в природе. Пчелы жалят врага и совершают тем самым самоубийство, но защищают улей, а птицы, рискуя собственной жизнью, предупреждают стаю о приближении хищника. Докинз в своей книге утверждает, что ген не только эгоистичен, но хитер. И лишь человеку – единственному существу на планете – удалось устроить бунт против намерений гена. Культура – важнейший уровень развития человека, именно благодаря ней мы не являемся лишь формами для размножения и передачи генофонда.

    Книга «Эгоистичный ген» Докинза – живой диалог автора с читателем, а также с другими учеными. Писатель не скрывает своей категоричности относительно теории креационизма, потому его текст написан в несколько циничной манере. Уже более сорока лет книга «Эгоистичный ген» переиздается во всем мире, что доказывает актуальность идей Ричарда Докинза и поныне.. Также читайте краткое содержание книги (сокращённый пересказ) и лучшие отзывы про книгу.



    Похожие статьи