Гласные и согласные буквы и звуки. Безударный хитрый гласный, слышим мы его прекрасно Хитрые буквы в русском языке

Один из наиболее сложных для школьников и студентов разделов в русском языке - фонетика. Довольно часто учащиеся допускают ошибки при слов, характеристике тех или иных звуков, фонем. Но во многом знание фонетики - залог грамотной и культурной речи. Поэтому немало внимания следует уделить такому вопросу, как звуки. Сегодня нас интересуют Буквы, которые они обозначают, также будут рассмотрены в нашей статье. Не обойдем мы вниманием и общие характеристики звуковой системы нашего языка.

Звуки или буквы?

Для начала разберемся с тем, что же именно мы будет описывать в данной статье. Стоит отметить, что многие люди считают, что в русском языке существуют согласные и гласные буквы. Многие готовы даже поспорить и будут с пеной у рта отстаивать свою правоту. Но так ли это?

На самом деле, в русском языке такой классификации поддаются лишь звуки. Буквы же служат лишь графическим обозначением той или иной фонемы или даже сочетания фонем, а также указывают на особенность произношения того или иного звука. Поэтому нельзя говорить, что буквы бывают гласными или согласными, ударными или безударными.

Общие сведения

Перейдем непосредственно к характеристике гласных фонем. В русском языке насчитывается шесть гласных звуков, которые в свою очередь обозначаются десятью «гласными буквами». При образовании данных звуков из полости рта вырывается струя воздуха, которая не встречает при этом препятствий на своем пути. Таким образом, гласные звуки состоят только из голоса. В отличие от согласных, их можно протянуть или пропеть. К этим звукам относятся: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Гласные имеют следующие основные характеристики: ряд, поднятие, ударная или безударная позиция. Кроме того, можно выделить такую специфическую характеристику, как лабиализация.

Стоит также отметить, что именно гласные звуки служат слогообразующими. Вспомните, как в начальной школе детей учат определять слоги в слове, подсчитывая гласные «буквы».

Звук - это наименьшая части речи, которая служит не только материалом для образования слов, но и помогает различать слова со схожим звуковым составом (например, «лис» и «лес» отличаются лишь одним гласным). Изучает гласные и такая наука, как фонетика.

Давайте теперь разберем каждую из упомянутых характеристик.

Ударность и безударность

Также стоит отметить, что безударные гласные звучат менее четко и могут выступать в качестве другой фонемы при транскрибировании. Так, безударная гласная «о» может звучать как «а», а «и» звучать в речевом потоке как «е», кроме того, иногда гласный звук может и вовсе пропадать. При этом транскрипция будет отличаться от обычной записи слова.

К примеру, слово "молоко" в может выглядеть так:

1. [малак`о] - транскрипция в рамках школьной программы.

2. [мълак`о] - такая транскрипция зачастую используется в высших учебных заведениях на филологических факультетах. Знак «ъ» означает, что звук «а» произносит очень коротко, практически выпадает из слова при произношении.

Отметим, что одной из сложностей русского языка выступают именно безударные гласные. Буквы, обозначающие их на письме, не всегда сходны со слышимым звуком, что порождает массу ошибок. Если вы сомневаетесь в правильности написания того или иного слова, воспользуйтесь орфографическим словарем или проверьте написание слова при помощи известных вам правил.

Лабиализация

В русском языке есть так называемые лабиализованные звуки - «о» и «у». В некоторых пособиях их могут называть также огубленными. Их особенность заключается в том, что при их произношении участвуют губы, вытягиваясь вперед. Остальные гласные звуки русского языка этой особенностью не обладают.

Буквы, обозначающие гласные звуки, которые имеют данный признак, в транскрипции записываются точно так же, как и обычные звуки.

Ряд

В русском языке по положению языка во рту при произношении звука выделяют три ряда: передний, средний и задний.

Если основная часть языка при произнесении звука находится в задней части ротовой полости - то он (звук) относится к заднему ряду. Передний ряд характеризуется тем, что при произношении гласных, относящихся к нему, основная часть языка находится в передней части. В том случае, если при произношении язык занимает промежуточное положение, звук относится к гласным среднего ряда.

К какому же ряду относятся те или иные звуки в русском языке?

[о], [у] - задний ряд;

[а], [ы] - средний;

[и], [е] - передний.

Как видите, эти характеристики довольно простые, главное - запомнить их. Учитывая, что в русском языке не так много гласных звуков, заучить данную классификацию не составит особого труда.

Поднятие

Также есть еще одна характеристика гласных звуков по положению языка во время произношения. Тут, так же, как и при классификации по ряду, выделяют три вида звуков: низкого, среднего и высокого поднятия.

Данная характеристика учитывает положение языка по отношению к нёбу. Если при произношении язык находится в максимальной близости к нему, то звук относится к гласным верхнего поднятия, если же находится в максимально удаленной позиции от нёба, то нижнего. В случае если язык находится в промежуточном положении, он относится к гласным звукам среднего поднятия.

Определим, к какому поднятию относятся гласные русского языка:

[а] - нижнее;

[э], [о] - среднее;

[и], [ы], [у] - верхнее.

Эту характеристику и классификацию также можно довольно легко запомнить.

Соответствие звуков и букв

Как уже говорилось, гласных звуков всего шесть, но на письме они обозначаются десятью буквами. Давайте обсудим, какие буквы гласных звуков существуют в русском языке.

Звук [а] могут передавать следующие литеры: «а», «я» (фонетически [йа]). Касательно фонемы [о], то на письме она обозначается как «о» и «ё» (фонетически [йо]) . Лабиализованный [у] также могут передавать две буквы «у» и «ю» (фонетически [йу]). То же самое можно сказать и о звуке [э]: он может обозначаться буквами «э» и «е» (фонетически [йэ]).

Остальные два звука [и] и [ы] обозначаются всего одной литерой - «и» и «ы» соответственно. Вот и все так называемые гласные буквы: а, о, у, я, ё, ю, э, е, и, ы.

Порядок транскрибирования

Многим школьникам, да и студентам университетов тоже, приходится сталкиваться с таким заданием, как транскрибирование слов. Рассмотрим алгоритм, сделав упор на характеристику гласных звуков.

Порядок выполнения заданий данного типа таков:

1. Записываем слово том виде, в котором оно вам дано.

3. Делим слово на слоги. В этом нам могут все те же гласные звуки.

4. Записываем фонетическую транскрипцию слова, учитывая при этом позицию как гласных, так и согласных звуков в слове, их варианты (к примеру, в безударной позиции [о] может звучать как [а]).

5. Записываем в столбик все буквы.

6. Определяем, какой звук или счетание звуков обозначает та или иная буква, и записываем эти данные в столбик напротив.

7. Описываем характеристики звука. Тут мы не будем останавливаться на характеристике согласных звуков, отановимся лишь на гласных. В школьной традиции указывается лишь позиция звука относительно ударения (ударная или безударная). В университетах на филологических факультетах дополнительно указывается ряд и поднятие, а также наличие лабиализации звука.

8. Последний шаг - подсчет количества букв и звуков в анализированном слове.

Как видите, ничего сложного. Если вы сомневаетесь в транскрипции, ее всегда можно проверить с помощью орфоэпического словаря.

Выводы

В русском языке насчитывается шесть звуков, которым на письме соответствуют десять букв алфавита. Данные звуки, как и другие фонемы, являются теми кирпичиками, из которых строятся лексические единицы. Именно благодаря звукам мы различаем слова, ведь изменение даже одного звука может полностью изменить их смысл и превратить в совершенно другие лексемы.

Итак, мы узнали, какие «буквы» гласные: ударные и безударные, лабиализованные. Выяснили, что каждый гласный имеет такие характеристики, как ряд и поднятие, научились делать фонетическую транскрипцию. Кроме того, выяснили, какая наука изучает гласные звуки.

Надеемся, данный материал будет полезен не только школьникам, но и студентам филологических факультетов.

Безударный хитрый гласный, Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный встал под ударенье, Чтоб развеять все сомненья.

Картинка 9 из презентации «Ударные и безударные гласные» к урокам русского языка на тему «Безударные гласные»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока русского языка, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Ударные и безударные гласные.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 63 КБ.

Скачать презентацию

Безударные гласные

«Гласные и согласные» - Этимология. Программа Н.Ф.Виноградовой «21 век». Как назвать одним словом? Словарная работа. А, я, о, ё, у, ю, и, ы, э, е. Поставьте вопрос к слову ПОРТФЕЛЬ. Назовите согласные звуки. Что такое портфель? Назовите в слове гласные звуки. Какие гласные звуки вы знаете? Пальцы дружно отвечают, головами все кивают.

5. «Правила ослика». 1. Чередование гласных корне. Тема: «Корни с чередованием гласных Е/И». 2. Чередование гласных в корне. 4. 3. мер/мирА.

«Гласные звуки» - Чем отличаются звуки речи от всех других звуков? У а л г у а е т м н ё ы з в з д. Опыт №1. Фонема – звук. Надув шарик, наденем на трубку две тонкие резиновые плёнки. Ход урока. Работа с теоретическим материалом учебника. Демонстрация опытов - Давайте проверим, как рождаются звуки. 2. На доске записано в два столбика.

«Ударные и безударные гласные» - Спишите, изменяя слова по образцу. Ударные и безударные гласные звуки. С Е торопят, если знают, Что недолго уж до срока. Выполнила Горбунова Р.Г. учитель начальных классов. Цели. Подберите проверочные слова. Правило. Что? Припишите проверочные слова. Какой? Килограмм яблок. Шарады. Спишите четыре нужных слова.

«Гласные и согласные буквы» - Т.В. Черепанова, учитель МОУ ООШ № 21, г. Оленегорск. Гласные и согласные буквы. Р. Дорогие ребята! А. Ю. Ф. Ш. Технологический приём анимированная сорбонка.

«Урок Безударные гласные» - Тема повторения: Правописание безударных гласных в корне слова. Тема: Беглые гласные в корне слова. Наблюдение, выводы; Сопоставление своих выводов с выводами в учебнике. Объяснение пропущенных орфограмм (упр. № 85). Какое задание было самым трудным, интересным? Пень - пни. Работа с правилом на стр. 123.

Всего в теме 16 презентаций

буквы – звуки гласные буквы

а – а е – й΄  я – й ΄

я – а э а

э – э ё – й ΄ ю – й΄ 

е – э о у

о – о 1. в начале слова – я корь

ё – о 2. в середине слова после

у – у разделительных ъ и ь знаков – подъё м, семью

ю – у 3. в середине слова после гласной буквы – весёлая ,

и – и поё м

ы – ы

10 – 6

Транскрипция – запись звучания речи.

Транскрипция записывается в квадратных скобках с использованием дополнительных знаков:

[й΄] – звук йот, на письме записывается буквами й или «хитрыми» е, ё, ю, я: ёж - [й΄ош];

[΄] – обозначение мягкости согласного: пел - [п΄эл];

[־ ] – обозначение долгого согласного: ссора – [сора].
Способы обозначения звука [щ΄]:


  • щавель - [щ΄ив΄эл΄]; щ
счёты - [щ΄оты]; сч [щ΄]

возчик - [вощ΄ик΄]; зч

мужчина - [мущ΄ина]. жч
Способы обозначения звука [ц]:

купаться - [купаца]; тьс [ц]

дерётся - [д΄ир΄оца]. тс

Возьмите на заметку!
1. Звонкие согласные на конце слов и перед глухими согласными оглушаются: гриб - [гр΄ип], сказка - [скаска].
2. Глухие согласные перед звонкими озванчиваются: сбить - [зб΄ит΄].

3. Мягкость согласных обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь: сельский - [с΄эл΄ск΄ий΄].

4. По нормам произношения при стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т ] не произносятся: чувство - [ч΄уства], сердце - [с΄эрцэ], солнце - [сонцэ], властный - [власный΄].


  1. Запомните! Все глухие согласные есть во фразе:
Стёпка, хочешь щец? – Факт, хочу!

Звукобуквенный анализ слова


  1. Запиши слово.

  2. Возьми красный карандаш, подчеркни все гласные буквы в слове.

  3. Вертикальной чертой подели слово на слоги.
Вспомни правило!!! «Сколько в слове гласных букв, столько и слогов»

  1. Позови слово, выделяя голосом ударный слог. Поставь ударение. Помни, ударение ставится над гласной буквой слога.

  2. Нарисуй схему слова.

  3. Дай характеристику каждого звука и раскрась схему.
Не забудь в схеме колокольчиком указать звонкие звуки!

Например, Я Б Л О Н Ь К А Ж И Р А Ф

БУКВА
[ ЗВУК ]

ГЛАСНЫЙ СОГЛАСНЫЙ

УДАРНЫЙ - БЕЗУДАРНЫЙ ЗВОНКИЙ - ГЛУХОЙ
МЯГКИЙ - ТВЁРДЫЙ

Части речи

Самостоятельные


Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Имя числительное

Местоимение

Наречие

предмет

признак предмета

действие предмета

число, количество и порядок предметов при счёте

не называет, а указывает

признак действия, состояния

кто? что?

какой? какая? какое? какие?

что делать?

что сделать?


сколько? который?

кто? что?

чей?


как? когда? где? откуда? почему?

тетрадь, клён. метель, туман, кролик, Трезор

умный, умная, умное, умные

читал, читаю, прочту

пять, трое, седьмой

я мы

он она оно они


радостно вчера

вверху издалека

поневоле

Служебные

Служебные части речи употребляются только вместе с самостоятельными и не являются членами предложения.

Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? и что? и называет


  • конкретные предметы (парта, ветка)

  • явления природы (иней, дождь)

  • живые существа (воробей, малыши)

  • события (митинг, праздник)

  • процесс, действие (выращивание, падение)

  • абстрактные понятия (любовь, радость)

одушевлённые сущ. неодушевлённые сущ.

кто? что?

птица ветер

(обобщённое название однородные (индивидуальное название живых существ и предметов

предметов, явлений) для отличия их от других)

соловей Россия

очарование Обь

победа Толстой

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы
какой? л юбознательный – мужской род (м.р.)

какая? здоровая – женскийрод (ж.р.) единственное число (ед.ч.)

какое? прозрачное – среднийрод (ср. р.)

какие? чистые -- множественное число (мн.ч.)

чей? Светин , папин

Глагол - это часть речи, которая обозна­чает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? мечтать

что сделать? смастерить

1. Начальная форма глагола – неопределённая форма

что делать? писать, нести

что сделать? написать, принести

2. Бывают совершенного и несовершенного вида .

Совершенный вид (действие уже сделано, закончено или будет закончено) – что сделает ? – поработает , нарисует .

Несовершенный вид (действие не закончено) – что делает ? – работает , рисует.

3. Глаголы изменяются по временам :

Настоящее время – действие происходит в момент речи.

что делаю ? – читаю , вижу ;

Будущее время – действие будет происходить после момента речи.

что сделаю ? – почитаю , увижу , буду говорить ;

Прошедшее время – действие происходило до момента речи.

что делал ? – читал , что сделал ? – увидел .

4. Изменяются по числам – ед.ч. – держу , мн. ч. – держат .

5. В единственном числе прошедшего времени изменяются по родам:

Мужской род (м.р) – он блестел

Женский род (ж.р) – она блестела

Средний род (ср.р) – оно блестело


Предложение

по цели высказывания

по интонации

Повествовательное

(рассказ, повествование)


Невосклицательное



Восклицательное

!

Вопросительное


Невосклицательное

?

Восклицательное

? !

Побудительное

(приказ, просьба)


Невосклицательное



Восклицательное

!

Грамматическая основа предложения

(главные члены предложения)


Подлежащее

(лежащее в основе предложения)


Сказуемое

(что сказано о подлежащем)


– это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении.

– это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет то, что совершает предмет, его состояние, его чувства.

– отвечает на вопросы кто? или что?

– отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать? каков?

– подчёркивается одной чертой

– подчёркивается двумя чертами

– может быть выражено:

существительным

Послышалась тихая музыка .

местоимением

Все собрались в зале.

сочетанием слов

Недавно у мамы было день рождения .


– может быть выражено:

глаголом

Весело запели петухи.

существительным

Моя сестра художница .

прилагательным

Ночь звёздная .

кратким прилагательным

Наша Катя аккуратна .


– может быть одно подлежащее

Ночь . Поздняя осень .


– может быть одно сказуемое

Морозит . Запиши в тетрадь.

Второстепенные члены предложения

Служат для пояснения, уточнения, дополнения главных и других второстепенных членов и грамматически подчинены им.


Обстоятельство

Определение

Дополнение

– второстепенный член предложения , который обозначает обстоятельства совершения действий ; поясняет сказуемое.

– второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

– второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём? Обычно дополнение связано со сказуемым: оно обозначает, на какой предмет или явление направлено действие.

обстоятельства образа действия

Маша читает выразительно.

обстоятельства времени

Проливной дождь шёл ночью.

обстоятельства места

На тополях набухли почки.

обстоятельства причины

Земля сырая от дождя.

обстоятельства цели

Я пошёл в магазин за хлебом.

Зелёная листва шелестит на ветках.

Листва (какая?) зелёная.

Оля взяла мамин зонт.

Зонт (чей?) мамин.


На прошлом уроке мы узнали об определении .

Узнали (о чём?) об определении.

Ученики слушают учителя .

Слушают (кого?) учителя.


– подчёркивается – точка тире

– подчёркивается волнистой линией

– подчёркивается – тире, тире

Измени форму слова

Подбери однокоренное слово

1. Один – много

Тра ва –тра вы
Зве зда – звё зды

2. Много – один

Ша ги – ша г
Гра чи – гра ч

3. Что делал? Что делать? - Что делает?

Смо трел, смо треть - смо трит
Пи сал, пи сать - пи шет


1. Слово – предмет (имя существительное)

Тре щит – тре ск
цве ток – цве т

2. Слово – признак (имя прилагательное)

Те мнота – тё мный
Ла скает – ла сковый

3. Слово – действие (глагол)

Ко рмушка -ко рмит
хо дьба – хо дит

4. Слово с уменьшительно – ласкательным значением.

К о вёр – к о врик
гн е здо - гнёздышко

БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА
Алгоритм проверки
1. Прочитай слово, поставь ударение.
2. Определи, в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и безударный гласный.
3. Для проверки гласного корня измени слово или подбери однокоренное, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением.
4. Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном.
5. Обозначь орфограмму.

Порядок действий при списывании, 1 класс:
1. Прочитай предложение. Пойми его.

2. Прочитай чётко первое слово предложения так, как оно написано.

3. Повтори слово, сверь с напечатанным. Запомни, как пишется слово.

4. Запиши слово, чётко диктуя его себе.

5. Проверь себя: читай написанное и сверяй с напечатанным.

6. Так же списывай остальные слова предложения.

План фонетического разбора
1. Разделить слово на слоги.

2. Показать место ударения.

Гласными называются звуки, которые в отличие от согласных возникают при образовании тона - без участия шума.


Кроме того, в отличие от согласных гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения.

Гласные звуки в русском языке очень важны: помимо участия в смыслоразличении, они являются для нас опорными при определении ритмического строения слова и его границ.

В русском языке гласные звуки выполняют следующие функции: участвуют в построении слова, могут различать слова, создавать ритм - формировать ударение, участвовать в формировании интонации (в том числе эмоциональной - “Как она пла-авает!” - говорим мы, когда хотим выразить свое особенно теплое отношение).

Основа гласных звуков - тон. Поэтому гласные звуки хорошо слышны, их можно растягивать по длительности (потерявшись в лесу, мы зовем "ау-ау-ау! ").

Звуки речи на письме заключаются в квадратные скобки . Это транскрипция. В транскрипции не принято писать прописные буквы и ставить знаки препинания.

10 букв предназначены для обозначения гласных звуков и условно называются гласными (а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е) .

Гласных звуков шесть - [А] [О] [У] [Ы] [И] [Э].

В русском языке гласных букв больше, чем гласных звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных или хитрых гласных звуков).

Звуковое значение букв е, ё, ю, я.

1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:

в начале слова: например, ель - [йэ]ль, ёж - [йо]ж, юла - [йу]ла, яма - [йа]ма; после гласного звука: моет - мо[йэ]т, поёт - по[йо]т, дают - да[йу]т, лаять - ла[йа]ть; после разделительных ь,ъ: съем - съ[йэ]м, пьёт - пь[йо]т, льют - ль[йу]т, рьяный - рь[йа]ный.
Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи - соловь[йи].

2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству­ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер­дости-мягкости: мех - [м′эх], нёс - [н′ос], люк - [л′ук], мял - [м′ал].

1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные .

Гласных букв 10:

2. В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 42 основных звука - 6 гласных и 36 согласных, тогда как число букв - 33 . Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 36 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.

3. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.

Ср.: сэр [сэ́р] и сер [с’э́р].

4. Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:

[и] - и (ми лый ).

[ы] - ы (мы ло ).

[а] - а (ма й ) и я (моя ).

[о] - о (мо й ) и ё (ё лка ).

[э] - э (э то ) и е (мe л ).

[у] - у (ку ст ) и ю (ю ла ).

Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у] ) имеется два ряда букв:
1) а, о, э, у ; 2) я, ё, е, ю .

Обратите внимание!

1) Я, е, ё, ю - это буквы, а не звуки! Поэтому они никогда не используются в транскрипции.

2) Буквы а и я , о и ё , э и е обозначают соответственно: а и я - звук [а]; о и ё - звук [о], э и е - [э] - только под ударением! О произношении этих гласных в безударном положении см. в п. 1.8.

5. Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:

    после согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук:

    Ся ду [с’ а́ду], се л [с’ э́л], сё л [с’ о́л], сю да [с’ уда́];

    после гласных букв , в начале слова и после разделительных ъ и ь эти буквы обозначают два звука - согласный [ j ] и соответствующий гласный:

    Я - , е - , ё - , ю - .

    Например:

    1. после гласных: жуё т [жуjо́ т], брею т [бр’э́jу т];

    2. в начале слова: е л , я к ;

    3. после разделительных ъ и ь : съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

Обратите внимание!

1) Буквы и, е, ё после шипящих букв ж и ш не указывают на мягкость предшествующего согласного звука. Согласные звуки [ж] и [ш] в современном русском литературном языке всегда твёрдые!

Шил [шы́л], жесть [жэ́с’т’], шёл [шо́л].

2) Буква и после согласных букв ж, ш и ц обозначает звук [ы] .

Шил [шы́л], жил [жы́л], цирк [цы́рк].

3) Буквы а, у и о в сочетаниях ча, ща, чу, щу, чо, що не свидетельствуют о твёрдости согласных ч и щ . Согласные звуки [ч’] и [щ’] в современном русском литературном языке всегда мягкие.

Чум [ч’у́м], (пять) щук [щ’у́к], часть [ч’а́с’т’], Щорс [Щ’о́рс].

4) Ь в конце слова после шипящих не является показателем мягкости. Он выполняет грамматическую функцию (см. п. 1.11).

6. Звук [ j ] обозначается на письме несколькими способами:

    после гласных и на конце слова - буквой й ;

    Май [ма́j ].

    в начале слова и между двумя гласными - с помощью букв е, ё, ю, я , которые обозначают сочетание согласного [ j ] и соответствующего гласного;

    Е л , я к .

    на наличие звука [ j ] указывают также разделительные ъ и ь - между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я .

    Съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

7. Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.

    Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я обозначают два звука, первый из которых [ j ] .

    Неразделительный ь :

    1) указывает на мягкость предшествующего согласного:

    Мель [м’э́л’];

    2) выполняет грамматическую функцию.

    Например, в слове мышь ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.

Подробнее о правописании ъ и ь см. в п. 1.11. Употребление Ь и Ъ .

Упражнения к теме «Звуки речи и буквы»

Другие темы



Похожие статьи