Обуховской обороны 24.

История этой церкви начинается с того, что на берегу Невы, на Шлиссельбургском проспекте (ныне - проспект Обуховской Обороны) близ Стекольного завода была выстроена часовня, освящённая во имя Тихвинской иконы Божьей Матери. Купец Семен Иванович Матвеев, торговавший в посёлке стекольного завода возвращался на лодке из Санкт-Петербурга по Неве на Ладогу. Вдруг поднялась буря, лодку перевернуло, спутники Матвеева утонули, сам он, схватившись за доску, просил о помощи Царицу Небесную. Доску с Матвеевым - единственным спасшимся их всех путешественников - прибило к берегу Невы в том месте, где стояла часовня Тихвинской иконы Богородицы. В благодарность купец С.И. Матвеев пожертвовал часовне образ Божьей Матери Всех Скорбящих Радосте, который особенно чтился в его семье. Образ был получен Матвеевым от своей матери, происходившей из рода купцов Куракиных. По семейному преданию, один из купцов Куракиных принял эту икону, когда она была прибита волной к берегу Невы.

Икона Всех Скорбящих Радосте оставалась в часовне. 23 июля 1888 года во время грозы в часовню ударила молния. Она нанесла часовне значительные повреждения - часовня обгорела, пострадали некоторые иконы, но вот с образом Божией Матери произошли необычайные изменения. Тёмная от времени икона просветлела, а на поверхность иконы пристали медные грошики их кружки для пожертвований, которая стояла возле иконы.

Вот как описывает саму икону протоиерей С.С. Наркевич: "Икона эта в высоту имеет 9 5/8 вершков и в ширину 7 1/2 вершков. Написана она далеко не художником, простого суздальского письма, но глаза изображены до того прекрасно, что кажутся живыми.
На темно-зеленом фоне иконы Богоматерь изображена во весь рост, стоящею на круглом коврике, со склоненною в левую сторону главою.
Вверху иконы изображен Спаситель на облаках, правою рукою благословляющий, а в левой держащий святое Евангелие. Руки Богоматери распростерты - без Божественного младенца; левая рука Ее протянута к изображенным подле больным, а правая указывает им на Спасителя. Голова Божией Матери покрыта белым покрывалом с золотистым сиянием. Верхняя одежда на Ней темно-синего цвета, а нижняя - темно-красного, сзади Царицы Небесной изображены зеленеющие ветки райских дерев. Направо, под свитком с надписью "нагим одеяние", ангел прикрывает трех обнаженных до пояса женщин, а ниже другой ангел утешает седого старика и мужа средних лет, стоящих на коленях у ног Богоматери. По левую от Нее руку, под свитком с надписью "больным исцеление", изображен третий ангел, указывающий руками на Владычицу двум больным мужам и женщине, а внизу их четвертый ангел побуждает молиться Богоматери и Спасителю двух коленопреклоненных больных, мужа средних лет и юношу, возбуждая в них упование на помощь свыше.
Но что особенно привлекает внимание на святой иконе Богоматери - это маленькие монетки полукопейки, девять - чекана в царствование Императора Александра II, одна - чекана Императора Николая I и одиннадцатая монетка, четверть копейки, чекана Императора Александра II. Расположены монетки в некотором порядке: одна над свитком с надписью "нагим одеяние", вторая между этим свитком и ликом Богоматери, две монетки с левой стороны склоненной главы Божией Матери у сияния, четыре монетки расположены на Ее одежде, одна у ног Ее и две на одеждах коленопреклоненных двух больных, слева у ног Богоматери. Если присмотреться, то ясно видно, что монетки вовсе не вдавлены в краску, как это заметно на копиях с прославленной иконы, а держатся прямо на поверхности иконы и держатся без всякой видимой причины с тех пор, как Всевышнему угодно было, для нашего спасения, прославить эту святыню на радость и утешение болящим, скорбящим и обремененным в сей жизни". (ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТИ (с монетами) находящаяся в часовне Скорбящей Божией Матери, в г. С.-Петербурге, на Стеклянном, за Александро-Невской лаврой, по Шлиссельбургскому проспекту, И ОПИСАНИЕ ЧУДЕС ОТ НЕЕ с приложением точных снимков с иконы, храма и часовни, а также тропарей и молитв. / Протоиерей С.С. Наркевич, с.-Петербург, 1993).

Необычное явление получило огласку. К иконе стали приходить люди, известны случаи исцеления после молебна перед иконой. Почитание её быстро распространилось за пределы Санкт Петербурга.

Рядом с часовней была построена церковь во имя Иконы Божьей Матери "Всех скорбящих Радосте". Участок земли для церкви был пожертвован Кабинетом Его Императорского Величества, которому он принадлежал. Церковь строилась на частные пожертвования архитектором А.И. фон Гогеном. За основу был взят распространенный в московской архитектуре XVII в. Тип тречастного храма, состоящего из расположенных по одной оси пятиглавой церкви, пониженного притвора и двухъярусной шатровой колокольни. Храм был двухпрестольный. Главный престол во Имя Божьей Матери был освящен 2 августа 1898 года, левый (северный) придел - во имя святителя Николая и пророка Ильи - 2 декабря того же года. Правый (южный) придел был оставлен для Чудотворного образа, который хранился в часовне и переносился в Церковь во время богослужений.

В 1906 - 1909 годы для Чудотворного образа по проекту архитектора А.И. фон Гогена также в "русском стиле" была построена большая каменная часовня, включившая в себя как в футляр обгоревшую историческую. За образец для постройки архитектор А.И. фон Гоген взял придел знаменитого московского храма Рождества в Путинках середины XVII века. Это была самая большая в России часовня: она могла вмещать до 800 человек.

В 1911 году возле часовни со стороны Невы была похоронена известная странница и богомолка Матренушка-босоножка (в миру Матрена Петровна Мыльникова).

Скорбященская церковь была закрыта в ноябре 1932 года. По первоначальному плану здание храма должны были передать под общежитие завода "Большевик", но позднее, в 1933 году храм взорвали, якобы для расширения территории речного порта.

После закрытия Скорбященской церкви, в 1932 – 1938 годах часовня действовала как приходская обновленческая церковь, а после закрытия в ноябре 1938 года её здание было передано Володарскому районному штабу МПВО. Чудотворный образ Скорбященской Божией Матери с грошиками был спасён прихожанами и в конце 40-х годов он был передан в Свято-Троицкую церковь "Кулич и Пасха", где и находится и в настоящее время.

В первой половине 1990-х годов территория бывшей церкви с сохранившейся (без шатровых завершений) часовней передана С.-Петербургской епархии. Здесь разместилось подворье . В 1996 году получено благословение правящего архиерея на восстановление храма, произведена расчистка и консервация его фундамента. Ведутся работы по восстановлению прежнего облика часовни, действующей в качестве подворского храма. Сейчас здесь находится список с чудотворной иконы.

Адрес подворья: 193019, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, 24.
Телефон: 265-03-00.
Проезд: метро "Площадь Александра Невского".


Церковь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте" (с грошиками) со стороны пр. Обуховской обороны; фото - апрель 2009.

Северо-западный фасад церкви, фото - апрель 2009.

Западный фасад, вход в храм, фото - апрель 2009.

Юго-западный фасад церкви со стороны пр. Обуховской Обороны, фото - апрель 2009.

Скорбященская церковь, за ней - , фото - апрель 2009.

Фрагмент здания храма, фото - апрель 2009.

Восстановленные шатровые завершения храма, фото - апрель 2009.

Икона св. пророка Илии над южным входом в храм, фото - апрель 2009.

Икона Всех Скорбящих Радосте на западном фасаде храма, фото - апрель 2009.

Икона святителя Николая над северным входом, фото - апрель 2009.

Шатер и главка с крестом Скорбященской церкви, фото - апрель 2009.

Ажурная решётка возле входа в храм.

Западный фасад, вход в храм (фрагмент), фото - апрель 2009.

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото 2006-2016

Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Архитектура/Архитектурные памятники/Культовая архитектура
Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Религия. Церковь/Храмы
СКОРБЯЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ц. иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте" (просп. Обуховской Обороны, 24), сооружена в 1894-98 в стиле моск. зодчества (арх. А. И. фон Гоген и А. В. Иванов) в память о чудесном обновлении в 1888 одноим. иконы, висевшей в стоявшей на этом месте дерев. часовне. От удара молнии в денежную кружку к иконе прилипли полукопейки, отчего она стала именоваться "с грошиками". Позднее чтимую икону, украшенную зол. рамой и драгоценным окладом, поместили в построенной рядом часовне (1907-09, арх. фон Гоген). Гл. объем С. ц., стоявший на высоком цоколе, был украшен 2 ярусами кокошников и увенчан пятиглавием, к храму примыкала шатровая колокольня. Стилизов. роспись в 1913 исполнил С. Т. Шелков. С. ц. вмещала 1,2 тыс. чел. В ограде храма была похоронена Матренушка-босоножка. В 1932 церковь закрыта, в 1933 снесена. Часовня закрыта в 1938, возвращена верующим в 1991, действует как подворье Троицкого Зеленецкого муж. мон.

Лит.: Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Ист.-церков. энцикл. СПб., 1997. Т. 1. С.153-56.

23 июля 1888 во время страшной грозы, молния ударила в деревянную Тихвинскую часовню, спалив все иконы, находившиеся в ней. Невредимой осталась только икона Божией Матери "Всех Скорбящих Радости" суздальской работы, в которую впаялись во время удара молнии мелкие медные копейки из расположенной рядом с ней кружки для сбора пожертвований прихожан. Монетки не врезались в образ, а прилипли к его поверхности; икона же обновилась, как будто она была заново написана. С этих пор икона считается чудотворной. В народе она получила имя "Богородицы с грошиками". Икона "Всех Скорбящих Радости с грошиками" или Петербургской Божией Матери широко почиталась в России и за рубежом, не только православными верующими, но и протестантами. На месте той старой часовни Тихвинской Божией Матери на набережной Невы, рядом с выстроенным в конце XIX в. Скорбященским храмом, в 1906 - 1909 годах была возведена новая часовня. Она выдержана в том же характере, что и стоявшая до 1932 г. церковь; за образец архитектор А. И. фон Гоген взял придел знаменитого московского храма Рождества в Путинках середины XVII века.

После закрытия Скорбященской церкви, в 1932 – 1938 годах часовня действовала как приходская обновленческая церковь, а после закрытия в ноябре 1938 года её здание было передано Володарскому районному штабу МПВО. Чудотворный образ Скорбященской Божией Матери с грошиками был спасён прихожанами и в конце 40-х годов он был передан в Свято-Троицкую церковь "Кулич и Пасха", где и находится и в настоящее время.

В первой половине 1990-х годов территория бывшей церкви с сохранившейся (без шатровых завершений) часовней передана С.-Петербургской епархии. Здесь разместилось подворье . В 1996 году получено благословение правящего архиерея на восстановление храма, но пока произведена лишь расчистка его фундамента. Сейчас ведутся работы по восстановлению прежнего облика часовни, действующей в качестве подворского храма.



Скорбященская, в селении Императорского Стеклянного завода, церковь по Шлиссельбургскому пр., 24 (60) была возведена в 1894-1898 годах в честь Санкт-Петербургской Святыни - Чудотворного образа Божией Матери Всех скорбящих Радости.

Церковь строилась как приходская для жителей Стеклянного завода на земле, принадлежавшей Кабинету Е.И.В. Для возведения каменного Храма Кабинет "уступил" участок земли в 580 кв. саж, который ни на каком этапе церкви не принадлежал. Храм был построен исключительно на частные пожертвования, в "русском стиле". За основу был взят распространенный в московской архитектуре XVII в. Тип тречастного храма, состоящего из расположенных по одной оси пятиглавой церкви, пониженного притвора и двухъярусной шатровой колокольни.

По своей красоте Скорбященская церковь принадлежала к лучшим храмам Северной столицы. Храм был поставлен на высокий гранитный подклет, имел пирамидальный нарастающий силуэт. Его главки, шатер, звонницы и малые шатры пониженных боковых объемов, украшенных в основании килевидными кокошниками, были увенчаны золочеными крестами со вставками в виде стеклянных призм зеленого цвета. Пластическая выразительность силуэта усиливалась обилием каменного декора. Живописная выразительность достигалась за счет цветового решения: сочетание основного кирпичного цвета с выступающими белыми деталями. Интерьер церкви поражал обилием росписей в духе Большого Успенского Московского собора.

Храм был двухпрестольный. Главный престол во Имя Божьей Матери был освящен 2 августа 1898 г., левый придел - во имя святителя Николая и пророка Ильи 2 декабря того же года. Правый придел был оставлен для Чудотворного образа, который хранился в часовне и переносился в Церковь во время богослужений. В 1906-1909 гг. для Чудотворного образа по проекту архитектора А.И. фон Гогена также в "русском стиле" была построена большая каменная часовня, включившая в себя как в футляр обгоревшую историческую.

Комплекс "Скорбященская церковь - Скорбященская часовня" открывал своеобразный ансамбль храмов по Шлиссельбургскому тракту и являлся архитектурной доминантой несложившейся части города. Скорбященская церковь была закрыта в 1932г, снесена в 1933 г.

Составитель Н. Черкасова.
http://old.eltech.ru/tsr/text1.htm

Церковь во имя прославленной чудесами иконы Пресвятой Богородицы "Всех Скорбящих Радость" (с грошиками) просп. Обуховской Обороны 22-24 возведена в 1894 - 1898 годах на народные деньги.

23 июля 1888 во время страшной грозы, молния ударила в деревянную Тихвинскую часовню, стоявшую здесь, спалив все иконы, находившиеся в ней. Невредимой осталась только икона Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" суздальской работы, в которую впаялись во время удара молнии мелкие медные копейки из расположенной рядом с ней кружки для сбора пожертвований прихожан. Император Александр III после этого почтил своим посещением окраину и повелел возвести здесь храм для сохранения иконы рядом с местом, где находилась Тихвинская часовня.

Церковь строилась для жителей расположенного в этой части невского левобережья Стеклянного городка - поселения стеклянного завода, на земле, принадлежавшей Кабинету Его Императорского Величества. Храм был построен исключительно на частные пожертвования.

Архитекторы А. И. фон Гоген и А. В. Иванов создали живописную церковь в стиле "узорочной" архитектуры Москвы XVII века. Храм был поставлен на высокий гранитный подклет, имел пирамидальный нарастающий силуэт. Его главки, шатер, звонницы и малые шатры пониженных боковых объемов, украшенных в основании килевидными кокошниками, были увенчаны золочеными крестами со вставками в виде стеклянных призм зеленого цвета. Пластическая выразительность силуэта усиливалась обилием каменного декора. Живописная выразительность достигалась за счет цветового решения: сочетание основного кирпичного цвета с выступающими белыми деталями. Интерьер церкви поражал обилием росписей в духе Большого Успенского московского собора. Большой пятикупольный каменный храм с многоярусной колокольней был торжественно освящен 2 августа 1898 года.

Церковь во имя Скорбященской иконы Божией Матери была одной из самых посещаемых и любимых церквей Петербурга - Петрограда. На месте старой часовни Тихвинской Божией Матери на набережной Невы в 1906 - 1909 годах была возведена новая. Она выдержана в том же характере, что и церковь; за образец А.И. фон Гоген взял придел знаменитого московского храма Рождества в Путинках середины XVII века.

Изящная церковь с легкой шатровой колокольней, нарядными галереями и декоративным пятиглавием на поясах кокошников варварски снесена 26 ноября 1932 года.
---

На фасадах, облицованных светлой кирпичной плиткой, сохранились мозаики работы В. А. Фролова.
Уже со второй половины XVIII века в селении Стеклянного завода на Шлиссельбургском тракте стояла деревянная Тихвинская часовня с иконой Тихвинской Б.М. Икона этой часовни по преданию была обретена в водах Невы. Часовня была поставлена возле перевоза к дер. Клочки.

Во время наводнения 1824 г. часовню унесло на противоположный берег в деревню Клочки. Часовню было решено оставить там.
Для возвращенной жителями Клочков иконы на прежнем месте Д. Туляковым была возведена новая деревянная часовня.

Часовня знаменита Скорбященской иконой.
Икона Божией Матери "Всех скорбящих радосте" была родовой святыней в семье купца Матвеева - семейная легенда гласила, что один из предков купца нашел эту икону на берегу Невы. Сам купец однажды попал на Неве в сильнейшую бурю, его лодка перевернулась, и, уцепившись за доску, купец обратился с мольбой о спасении к домашней иконе. Волны вынесли его на берег возле Тихвинской часовни. В благодарность за спасение купец пожертвовал часовне родовую святыню.
Позднее обветшавшая часовня была обновлена.
Икона прославилась в 1888 г., когда во время грозы часовня загорелась. Во время пожара икона упала на рассыпавшиеся из ящика для пожертвований монеты. 12 монет прилипли к иконе и держались на ней непонятным образом (позднее 1 монета отпала). Причем ни одна монета не закрыла лик на иконе и не была вдавлена в краску.

С тех пор возле иконы стали происходить случаи исцеления. Молва быстро прославила икону, поток народа стал столь велик, что стали задумываться о строительстве церкви.

Богоматерь "Всех скорбящих Радость" - это список московской святыни. В Москве икона находилась в церкви Преображения на Ордынке. Икона прославилась в 1688 г. чудом исцеления родной сестры патриарха Иоакима. Сестра Петра I Наталия Алексеевна из благоговения к этой иконе сделала с нее список и в 1711 г. привезла в Санкт-Петербург.

Икона стала одной из главнейших святынь Санкт-Петербурга и почиталась как чудотворная. Позже образ был перенесен в Преображенский собор, где пребывает и поныне.
С иконы делали многочисленные списки и упрощенные реплики, одна из которых и прославилась в 1888 г. в часовне на Стеклянном заводе.

Икона "с грошиками" несколько отличается от иконы "Всех скорбящих Радость", прославившейся в Москве в 1688 г. Богоматерь изображена во весь рост, но без Младенца и без короны. Она предстает перед молящимися в обычной одежде, в белом плате на голове. Фигуры ангелов и людей по размеру значительно уступают Ее изображению. Но главное отличие этого образа от других - монетки, прилепившиеся к иконе. Их изображают и на списках с чудотворной иконы. На московской иконе Богоматерь изображена с младенцем.

Весной 1893 г. император Александр Ш, проезжая с семьей по Шлиссельбургскому тракту, с благоговением молился у иконы. Вскоре была выделена земля для строительства храма.
В 1893-1898 гг. рядом с часовней была построена Скорбященская церковь.
Икона оставалась в часовне и переносилась в церковь для богослужений.
В 1906-1909 гг. возле храма была устроена каменная часовня. Авторы проекта - арх. А. И. фон Гоген и А. В. Иванов.

Историческую деревянную часовню разместили внутри новой, в ее правой части.
В 1911 г. возле часовни со стороны Невы была похоронена известная странница и богомолка Матренушка-босоножка (в миру Матрена Петровна Мыльникова).

Сначала хотели передать здание под общежитие завода "Большевик", но позднее снесли, якобы для расширения территории речного порта.
После закрытия церкви, часовня действовала как приходской храм, потом была передана обновленцам, а в 1938 г. окончательно закрыта и передана Володарскому районному штабу МПВО.
Чудотворный образ был передан в Троицкий храм "Кулич и Пасха", где находится и поныне.
В начале 1990-х гг. обезглавленная часовня была возвращена епархии. В 1996 г. начался ремонт, который закончен в 2008 г.
В настоящее время это храм подворья Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря.



Похожие статьи