День великомученика никиты. Страдание Святого великомученика Никиты

олее других заслуживают почтения те храбрые воины, которые имеют обычай вести борьбу с врагом не в общем строе, но поодиночке устремляются на врага. Им хотя и попускает Господь много раз пасть временно, чтобы они не превозносились, однако никогда не оставляет их до конца без благодатной помощи, но восстановляет их и делает непобедимыми. Один из таких храбрых воинов Христовых, именно блаженный Никита, приобрел себе особенную известность после преподобного Исаакия затворника. О нем сообщает достохвальный Поликарп со слов святого Симона следующее.

В бытность игуменом преподобного Никона, один брат святого Печерского монастыря, по имени Никита, начал просить игумена, чтобы он благословил ему подвизаться в одиночестве и уединиться в затворе.

Сын мой! не будет тебе пользы, при твоей юности, сидеть праздно. Будет гораздо лучше, если ты останешься с братией и, работая вместе, не потеряешь своей награды. Ты сам видел, как брат наш Исаакий пещерник был соблазнен в затворе бесами и погиб бы, если бы его не спасла великая благодать Божья по молитвам преподобных отцов наших Антония и Феодосия.

Никита ответил на это:

Никогда, отец мой, я не соблазнюсь при каком-либо искушении. Я имею намерение твердо противостоять бесовским искушениям и буду молить Человеколюбца Бога, чтобы Он и мне подал дар чудотворения, как некогда Исаакию затворнику, который и доселе творит многие чудеса.

Тогда игумен сказал ему более настойчиво:

Твое желание выше твоих сил. Берегись, сын мой, чтобы ты не пал за свое превозношение. Я повелеваю тебе служить лучше братии, и за послушание свое ты будешь увенчан от Бога.

Однако Никита не хотел послушаться наставлений игумена: он не мог победить в себе сильной ревности к затворнической жизни. Поэтому, к чему он стремился, то и выполнил: он заключился в пещеру, крепко загородил вход и пребывал в молитве один, никуда не выходя. Тем не менее, спустя всего лишь несколько дней, он не избежал козней дьявола: во время молитвенного пения он услышал голос, молящийся вместе с ним, и ощутил несказанное благоухание. Соблазнившись этим, он так размышлял сам с собою: если бы это был не ангел, то не молился бы со мною, и не было бы здесь благоухания святого Духа.

Он начал еще прилежнее молиться, говоря:

Господи! явись мне Сам осязательно, чтобы я видел Тебя.

Не явлюсь я тебе, потому что ты юн; иначе ты возгордишься и можешь пасть.

Затворник продолжал слезно просить:

Никогда, Господи, я не соблазнюсь. Меня научил игумен не внимать бесовским искушениям, - но я исполню все, что Ты повелишь.

Тогда душепагубный змей, получив власть над ним, сказал:

Человеку, облеченному плотью, невозможно видеть меня. Поэтому, я посылаю ангела моего, чтобы он пребывал с тобою, а ты твори его волю.

Затем тотчас предстал пред ним бес в образе ангела. Никита пал на землю и поклонился ему, как ангелу. Бес сказал ему:

С этого времени ты уже не молись, но читай книги. Этим путем ты будешь беседовать с Богом, и будешь подавать полезные наставления приходящим к тебе, а я всегда буду молить Творца всех о твоем спасении.

Затворник поверил этим словам и, обольщенный, уже более не молился, но стал ревностно читать книги. При сем, он видел беса постоянно молящимся о нем и радовался, думая, что это ангел творит за него молитву. С приходящими же к нему он много беседовал на основании Священного Писания о пользе души; он начал даже пророчествовать. О нем повсеместно распространилась слава, и все удивлялись исполнению его предсказаний. Однажды он послал к князю Изяславу с извещением: "сегодня убит князь Глеб Святославич ; пошли немедленно сына своего Святополка на княжеский престол в Новгород". Как он сказал, так и исполнилось. Действительно, спустя несколько дней, пришло известие об убиении князя Глеба. С этого времени еще больше стали говорить о затворнике, что он пророк, и вполне верили ему и князья и бояре. - На самом деле, бес, конечно, не знает будущего, но что он сам делал, - если, например, он научил злых людей убить, или украсть, то он и возвещает. Точно также, когда приходили к затворнику искавшие у него слова утешения, то бес, почитавшийся им ангелом, сообщал ему все, случившееся с ними. Никита пророчествовал, и все предсказанное им сбывалось.

При этом никто не мог сравниться с Никитою в знании книг Ветхого Завета; все он знал наизусть: книгу Бытия, Исход, Левит, Чисел, Судей, Царств, все пророчества по порядку. Вообще, все книги ветхозаветные он знал очень хорошо, а святых евангельских и апостольских книг, данных нам по благодати Божьей для нашего спасения и утверждения в добре, он никогда не хотел ни видеть, ни слышать, не только - читать; ни с кем он не хотел, и беседовать о Новом Завете. Отсюда и стало ясно для всех, что он соблазнен дьяволом. Удрученные этим, пришли к искушенному преподобные отцы: игумен Никон, Иоанн, который был после него игуменом, Пимен постник, Исайя, бывший впоследствии епископом Ростовским, Матвей прозорливец, Исаакий затворник, Агапит врач, Григорий чудотворец, Николай, бывший епископом Тмутараканским, Нестор летописец, Григорий составитель канонов, Феоктист, бывший епископом Черниговским, Онисифор прозорливец . Все они, прославленные добродетелями, пришедши, вознесли молитвы к Богу о Никите и отогнали от него беса, так что Никита уже не видел его. Затем, выведши его из пещеры, они просили, чтобы он сказал им что-либо из Ветхого Завета. Он же стал клясться, что никогда даже не читал тех книг, которые очень недавно знал наизусть; притом, теперь он не знал из них ни одного слова. Теперь его едва-едва могли научить грамоте. Постепенно пришедши в себя по молитвам преподобных отцов, он исповедал свой грех и горько раскаивался в нем. После этого он наложил на себя особенное воздержание и подвиги, начал вести строгую и смиренную жизнь и превзошел других в добродетелях. Человеколюбивый Господь, видя такие подвиги блаженного Никиты, не отвергая и прежних его добродетелей, в которых он упражнялся со дня юности, принял его истинное покаяние, и подобно тому, как некогда принимая покаяние святого Петра, трижды отрекшегося от Него, сказал ему: паси овец Моих , так подобное, же знамение принятия покаяния дал и сему блаженному Никите. За премногую любовь его, обнаруженную в соблюдении заповедей, Господь сотворил его пастырем Своего словесного стада, возведши его на Новгородский епископский престол . Там Господь, для удостоверения пасомых и полного убеждения их в прощении святому случившегося с ним соблазна, прославил его добродетельную жизнь даром чудотворения. Так, однажды, во время бездождья Святой помолился Богу и низвел дождь с неба; в другой раз он своими молитвами угасил пожар города; много и других чудес он совершил. После доброго управления своею словесною паствою он перешел ко Господу в вечную жизнь, в 1108 году, 30 января. Епископом он был тринадцать лет. Погребен он с почетом в приделе великой церкви святых богоотец Иоакима и Анны. Тело блаженного Никиты оставалось сокровенным в гробе в продолжение четырехсот пятидесяти лет, а затем в 1558 году, в царствование благочестивого государя Иоанна Васильевича, самодержца всей России, при митрополите Макарии и при архиепископе Новгородском Феодосии, мощи святителя Никиты были найдены целыми и совершенно невредимыми . До сего дня они источают многие исцеления приходящим к ним с верою. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Свя-той ве-ли-ко-му-че-ник Ни-ки-та был готф. Он ро-дил-ся и жил на бе-ре-гах Ду-ная. По-стра-дал за Хри-ста в 372 го-ду. То-гда хри-сти-ан-ская ве-ра уже ши-ро-ко рас-про-стра-ни-лась в стране гот-фов. Свя-той Ни-ки-та уве-ро-вал во Хри-ста и при-нял Кре-ще-ние от готф-ско-го епи-ско-па Фе-о-фи-ла, участ-ни-ка I Все-лен-ско-го Со-бо-ра. Рас-про-стра-не-нию хри-сти-ан-ства ста-ли про-ти-вить-ся языч-ни-ки-гот-фы, в ре-зуль-та-те че-го воз-ник-ла меж-до-усоб-ная брань.

По-сле по-бе-ды Фри-ти-гер-на, воз-гла-вив-ше-го вой-ско хри-сти-ан и на-нес-ше-го по-ра-же-ние языч-ни-ку Афа-на-ри-ху, ве-ра Хри-сто-ва ста-ла успеш-нее рас-про-стра-нять-ся сре-ди гот-фов. Епи-скоп Уль-фи-ла, пре-ем-ник епи-ско-па Фе-о-фи-ла, со-здал готф-скую аз-бу-ку и пе-ре-вел на готф-ский язык мно-го свя-щен-ных книг. В рас-про-стра-не-нии хри-сти-ан-ства сре-ди со-пле-мен-ни-ков усерд-но тру-дил-ся и свя-той Ни-ки-та. Сво-им при-ме-ром и вдох-но-вен-ным сло-вом он при-вел к Хри-сто-вой ве-ре мно-гих языч-ни-ков. Од-на-ко Афа-на-рих по-сле по-ра-же-ния су-мел сно-ва по-пра-вить свои си-лы, вер-нуть-ся в свою стра-ну и вос-ста-но-вить свое преж-нее мо-гу-ще-ство. Оста-ва-ясь языч-ни-ком, он про-дол-жал нена-ви-деть хри-сти-ан и пре-сле-до-вать их. Свя-той Ни-ки-та, под-верг-ну-тый мно-гим пыт-кам, был бро-шен в огонь, где и скон-чал-ся в 372 го-ду. Друг свя-то-го Ни-ки-ты, хри-сти-а-нин Ма-ри-ан, но-чью отыс-кал те-ло му-че-ни-ка, не по-вре-жден-ное ог-нем и оза-рен-ное чу-дес-ным све-том, пе-ре-нес его и пре-дал по-гре-бе-нию в Ки-ли-кии. Впо-след-ствии оно бы-ло пе-ре-не-се-но в Кон-стан-ти-но-поль. Ча-сти-ца свя-тых мо-щей ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ни-ки-ты позд-нее пе-ре-не-се-на в мо-на-стырь Вы-со-кие Де-ча-ны в Сер-бии.

Когда Честный и Животворящий Крест Господень, сие знамение победы, было вознесено над миром, то соименный победе, святой Никита, пришел под его сень. Накануне сего дня мы праздновали Воздвижение святого Креста, сию непобедимую для мира – победу, а ныне ублажаем святого Никиту. Сей добрый воин Иисуса Христа стал под крестом, как-бы под знамением, чтобы вести брань против врагов святого Креста, в честь Распятого на нем. Один воинствует за царя земного, другой - за свою жизнь и суетную славу, иной - за временные богатства, а святой Никита воинствовал за Единого Господа своего Иисуса Христа, Который есть Царь всякого создания и наша слава и никогда неиссякающее богатство. А где и каким образом сей воин подвизался за Христа,- об этом повествует следующее.

Когда в царствование святого равноапостольного царя Константина Великого святая вера начала распространяться по всей вселенной, тогда и в Готской стране, воссияло, как свет во тьме, святое благочестие. В той стране был рожден, крещен и получил воспитание святой Никита. Готский епископ Феофил, принимавший участие на первом Никейском соборе, исповедавший догматы православной веры и подписавший определения собора, - просветил Никиту светом веры и крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Спустя немного времени, древний завистник – диавол, не вынося того, что святая вера Христова распространяется, и число христиан все более и более увеличивается, воздвиг в сей варварской земле, омраченной идолослужением, борьбу и сильное гонение против исповедующих имя Христа и верующих в Господа. Дух злобы внушал князю той страны, по имени Афанарих, убивать христиан и истребить с земли своей даже память о них. В то время произошло у Готов разделение и междоусобная брань. Они разделились на две части: одна часть имела вождем своим некоего Фритигерна, другою руководил жестокий мучитель Афанарих. Когда единопленники сошлись друг с другом на бой и произошло великое кровопролитие, Афанарих, имевший больше силы и храбрости, одолел и победил своего противника и обратил его войско в бегство. Побежденный Фритигерн бежал в Грецию, где искал помощи у христоненавистного царя Валента; император приказал всему войску, бывшему во Фракии, идти на помощь Фритигерну. После сего Фритигерн, со всеми оставшимися своими воинами и с собранными во Фраки греческим войском, выступил против своего соперника. Переходя через реку Дунай, он приказал сделать изображение святого Креста и носить его изображение пред своими полками. Так они напали на Афанариха. Произошло ужасное сражение, но христиане с помощью Креста одолели Афанариха и победили все его войско: одних убили, других взяли в плен, так что сам он с небольшой дружиной едва успел убежать. С того времени христианская православная вера все более и более стала распространяться среди Готов, ибо многие, увидев непреодолимую силу креста, проявившуюся в битве, уверовали в Распятого на кресте Господа.

Когда умер епископ Феофил, на его кафедру вступил Урфил, муж благоразумный и благочестивый. Он изобрел для Готов письмена и перевел с греческого языка на готский много книг, так что святая вера христианская распространялась среди Готов с каждым днем все более и более. Утверждению там веры во Христа способствовал своим рвением и святой Никита, один из благороднейших и славнейших лиц той земли. Своим благочестием и боговдохновенными словами он многих привел ко Христу.

Спустя некоторое время, нечестивый Афанарих снова возвратился к себе на родину. Достигнув власти и силы, он, научаемый бесом, воздвиг в своей области страшное гонение на христиан, стараясь отомстить за свое унижение, так как он был побежден и посрамлен христианами в битве.

Тогда святой Никита, распаляемый ревностью к Богу, вышел на борьбу с обоими врагами, невидимым и видимым: борьбу против невидимого врага он вел, обращая неверных в истинную веру и предуготовляя верующих к мученическому подвигу; борьбу же с видимым врагом он вел, обличая мучителя Афанариха и укоряя его за его безбожие и бесчеловечность, за то, что он предавал множество верующих различным мукам; таким образом, святой Никита победил обоих: и диавола попрал, и суровость мучителя преодолел. Различные муки, коими у доброго страдальца Христова хотели вынудить отречение от Христа, были бессильны, и сам мучитель был в недоумении, почему он, при всем своем могуществе, не мог преклонить к своему злочестию одного раба Христова, твердого в своем исповедании подобно крепкому и непоколебимому столпу.

Что же задумал тогда беззаконный? Он задумал уничтожить огнем того, кого не мог убить многими ранами, истязанием плоти и раздроблением членов. Но чего же достиг нечестивый? Он более сам себя сжег своею яростью, чем мученика - пламенем: святой Никита, хоть и находился в огне, однако тело его не сгорело от огня, душа же его возродилась для новой вечной и бессмертной жизни. Между тем мучитель и без огня сгорел от своего безбожия: он омертвил своею душою, и тело свое предуготовил в ад. Так святой Никита воинствовал за Христа под знаменем креста и показал себя победителем; не только по имени, но и на самом деле он был таким.

Тело святого, неповрежденное огнем, оставалось без погребения и лежало, будучи брошено с бесчестием. В то время проживал там один благочестивый христианин, по имени Мариан. Сей муж был родом из Киликийской страны, из города Мопсуестии. По некоторому делу своему он пришел в Готскую землю, и здесь остановился на довольно продолжительное время. Мариан познакомился со святым Никитой и приобрел его дружбу и любовь; в особенности же он возлюбил его тогда, когда увидел, что святой подвижник стоял за святую веру Христову даже до готовности пролить за нее кровь свою. И вот, когда тело святого лежало непогребенным, Мариан задумал, как-бы ему взять тело возлюбленного своего друга и мученика Христова и отнести в свою родную страну. Но он боялся привести в исполнение свое намерение, из страха пред князем, приказавшим, чтобы никто не смел погребать тело мученика. Тогда Мариан задумал тайно ночью взять его.

При наступлении ночи, Мариан готов был выйти на задуманное дело; но ночь была темной и дождливой, так что ему трудно было идти. Мариан был сильно опечален этим, ибо он не видел, куда идти и где найти отыскиваемое тело мученика. Когда он сильно скорбел о сем, Бог всяких утешений, некогда указавший волхвам звездою путь в Вифлеем, утешил и Марианна в скорби, и указал ему благоприятный путь к обретению тела святого: Он послал некую небесную силу в виде звезды, которая, воссияв пред Марианом, повела его, куда было нужно. Сия звезда предшествовала пред Марианом и разгоняла ночной мрак; он же с радостью следовал за нею. Достигнув того места, где находилось тело святого, звезда остановилась над ним. Тогда Марианн, обвив тело мученика чистой плащаницей, понес его в дом, где проживал.

Так Марианн получил искомое сокровище. Скрыть его на время у себя в жилище с большим тщанием, он вскоре после сего возвратился в отечество и принес с собою тело святого мученика. Пришедши в город Мопсуестию, Марианн с честию похоронил его в своем доме.

Бог ниспослал благословение дому Марианна ради страстотерпца Своего, святого Никиты, как некогда Он благословил многими богатствами дом Пентефрия ради Иосифа и дом Аведдаров ради Кивота Завета. Дом Марианна стал изобиловать большим богатством: и вещественным, и духовным, ибо от гроба святого подавалось много даров всем нуждающимся и ниспосылалось болящим много исцелений. Весь город и окрестные жители собирались ко гробу святого, так что дом Марианна не мог вместить всех, собиравшихся сюда, верующих; посему все решили построить церковь во имя святого Никиты и положить там мощи мученика. Принявшись со рвением за сие дело, верующие в скором времени воздвигли храм. По окончании строения, когда храм был украшен с подобающим благолепием, гроб святого мученика открыли и, взяв ковчег, понесли его в новосозданную церковь и здесь погребли в земле. Только одному Мариану удалось взять, на благословение своему дому от мощей святого, один перст, который он и хранил у себя с благоговением; более никто не мог взять ни одной частицы от мощей святого Никиты.

Однажды блаженный Авксентий, епископ Мопсуестийский, создал церковь в честь святых мучеников Тараха, Прова и Андроника, отправили послание в город Аназарь, где почивали мощи сих трех святых; в своем послании он просил граждан Аназарва дать некоторую часть мощей святых мучеников для вновь выстроенного храма. Тогда граждане Аназарва просили епископа Авксентия, чтобы он взамен дал им некоторую часть мощей святого Никиты. И вот, без всякой видимой причины, мраморный камень, бывший на гроб святого, распался на две половины. Один из присутствовавших здесь дерзновенно коснулся своей рукой святых мощей, но тотчас же рука его высохла, а на него самого напал ужас. В то же время раздался с неба сильный удар грома и блеснула яркая молния; все пришли в страх. Тогда епископ понял, что Бог не благословляет раздроблять мощи святого, раскаялся в своем намерении. Взяв за иссохшую руку человека, дерзко прикоснувшегося к мощам святого, он снова дотронулся ею до мощей и стал молиться:

- «О, святый мученик Христов Никита! Тебе более подобает исцелять, чем вредить, ибо ты благ и подражаешь Всеблагому Господу, и если ты скоро наказал сего человека, то не еще ли скорее помилуешь его.»

Лишь только епископ произнес сии слова, тотчас исцелела высохшая рука того человека, и все удивлялись чудесам святого мученика Никиты и прославляли Бога. Не осмеливаясь уже более касаться мощей угодника Божия, епископ, совершив над ними благоговейное пение, снова с честию закрыл его гробницу, славя Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога, Коему подобает всякая слава, честь и поклонение во веки. Аминь.

Святой великомученик Никита был готф. Он родился и жил на берегах Дуная. Пострадал за Христа в 372 году. Тогда христианская вера уже широко распространилась в стране готфов. Святой Никита уверовал во Христа и принял Крещение от готфского епископа Феофила, участника I Вселенского Собора. Распространению христианства стали противиться язычники-готфы, в результате чего возникла междоусобная брань. После победы Фритигерна, возглавившего войско христиан и нанесшего поражение язычнику Афанариху, вера Христова стала успешнее распространяться среди готфов. Епископ Ульфила, преемник епископа Феофила, создал готфскую азбуку и перевел на готфский язык много священных книг. В распространении христианства среди соплеменников усердно трудился и святой Никита . Своим примером и вдохновенным словом он привел к Христовой вере многих язычников. Однако Афанарих после поражения сумел снова поправить свои силы, вернуться в свою страну и восстановить свое прежнее могущество. Оставаясь язычником, он продолжал ненавидеть христиан и преследовать их. Святой Никита , подвергнутый многим пыткам, был брошен в огонь, где и скончался в 372 году. Друг святого Никиты , христианин Мариан, ночью отыскал тело мученика, не поврежденное огнем и озаренное чудесным светом, перенес его и предал погребению в Киликии. Впоследствии оно. было перенесено в Константинополь. Частица святых мощей великомученика Никиты позднее перенесена в монастырь Высокие Дечаны, в Сербии.

Молитва о помощи в птицеводстве великомученику Никите

К тебе, яко скорому и избранному спасения нашего ходатаю, богоизбранному воеводе, оружием креста враги победившему, великомучениче Никите, прибегаем: не отвратися от нашия нищеты, молению нашему внемли, и от бед нас (и обитель сию) сохрани. Простри руку твою, скорую помощь подающую. Управи ум наш от пагубоносныа разсеяний, и сердца наша оскверненная очисти, освяти и горе имети утверди. От враг видимых и невидимых нас сохрани, да над страстьми победители явимся, творяще святыню во страсе Господни, и всякое уныние поправше, радоватися о Господе начнем; и тако твоими ходатайствы, во смирении и простоте сердца, сподобимся до последняго издыхания боголепно Отца и Сына и Святаго Духа воспевати и твоя боговенчанныя подвиги и чудеса прославляти во веки веков. Аминь.

се бо, грех ради наших, не имамы свободы чад Божиих, еже о потребах наших Господа и Владыку нашего дерзновенно просити, но тебе молитвенника к Нему благоприятнаго предлагаем и о твоем предстательстве взываем: испроси нам у Господа благопотребныя дары душам и телесем нашим: веру правую, спасения надежду несумненную, любовь же ко всем нелицемерную, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, душ и телес здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, житейских потреб довольство, мирное и благочестное на земли житие, христианскую жития кончину и добрый ответ на страшнем судище Христовем. Еще, о страстотерпче Христов, у Царя Небеснаго испроси всем православным христианом мир, здравие и спасение, на враги победу и одоление, всей же богохранимей стране благоустроение, тишину и благоденствие. Христолюбивому воинству буди соратай и помощник на враги, и всем людем православным яви твое святое заступление: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози; Ей, угодниче Божий и мучениче долготерпеливый! Не забуди святую обитель твою и вся живущия в ней и подвизающияся инокини же и мирския, но поспеши им в смирении и терпении носити иго Христово и от всяких бед и искушений милостивне избави. Всех убо нас приведи в тихое пристанище спасения и наследники сподоби быти пресветлаго Царствия Христова святыми твоими молитвами, да славим и поем великия щедроты Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление во веки веков. Аминь.

Для наших читателей: святой никита икона с подробным описанием из различных источников.

Никита Святой – один из самых любимых и почитаемых угодников Божьих в Русской православной церкви. Ещё при жизни он прославился как врачеватель различных недугов, в том числе и духовных. По его святым молитвам мучимые болезнью люди получали внезапное исцеление от Господа. Однако и после смерти своей святой не перестает заступаться за людей, прибегающих к нему с искренними просьбами. По усердным молитвам великомученика Никиты Господь дарует выздоровление от тяжелых болезней, а также помогает разрешить многие житейские неурядицы.

Крещение святого

Великомученик Никита появился на свет на берегах грозного Дуная. Святой родился во времена царствования Константина Великого, когда вера Христова наконец-то стала открыто проповедоваться во всех странах. В стране готов, где рос Никита Святой, христианство тоже быстро стало главенствующей религией. Будущий великомученик принял святое крещение от правящего епископа Феофила, ставшего участником первого Никейского собора.

Великое сражение

Однако недолго дано было сиять свету Христову в готской стране. В скором времени на трон взошел нечестивый князь Фанарих, который, движимый злобой и завистью к ревнителям христианской веры, приказал убить всех провозвестников учения Спасителя. Готы разделились на два противоборствующих лагеря. Первый возглавлял некий Фритигерн, бывший истинным проповедником Христа. Второй лагерь взял под свое командование яростный гонитель христиан по имени Афанарих. В стране, где проживал святой, произошло великое кровопролитное сражение, в результате которого христиане одержали победу. Афанарих бежал с великим позором, а вера Христова получила ещё большее распространение среди готов.

Никита Святой также много отдал сил для того, чтобы Христово учение вошло в каждый дом его соплеменников. Его благочестивая жизнь для многих готов явилась примером истинного христианского благочестия.

После смерти епископа Феофила место на кафедре занял Урфил. Будучи мужем благоразумным, он придумал для жителей своей родной страны письмена и перевел много христианских книг с греческого на готский язык.

Возвращение Афанариха

Но в скором времени страну Никиты должно было постигнуть ещё одно страшное испытание. В её пределы возвратился изгнанный некогда Афанарих. Желая получить возмездие за понесенные унижения, нечестивец снова воздвиг войско против христиан. Многие ревнители Христовой веры были умерщвлены им в жестоких пытках. Но более всего Афанарих жаждал смерти великомученику Никите. Последний же никогда не прятался от жестокой расправы, а всегда открыто проповедовал учение Спасителя. Будучи брошенным в темницу, он и там укреплял словом веры христиан, готовившихся принять мучения за Христа.

Смерть святого

Проповеднику Христа же были уготованы от Афанариха самые страшные истязания. Прислужники царя положили святого на деревянное ложе и зажгли на нем костер. Но угодник Божий, встав со своего места, дунул на пламя, и огонь тотчас же погас. На его месте проросла зеленая трава. Увидев, что придуманные им мучения не приносят должного результата, Афанарих велел подвергнуть истязанию плоть святого. Пытаясь склонить благочестивого мужа к языческой вере, нечестивец приказал морить его голодом. Три года провел великомученик Никита в тяжелых оковах, пока однажды царь вновь не вспомнил о нем и не повелел привести к себе.

Афанарих отдал приказ бросить проповедника Христова в огонь. Святой умер мученической смертью. Но тело его не было тронуто пламенем. Противники христианства, в очередной раз узрев воочию чудо Божье, решили оставить останки святого без погребения. Тело его было с бесчестием брошено на земле вдали от народа.

Подвиг Мариана

В это же время в готской стране проживал один благочестивый муж по имени Мариан. Последний ещё при жизни был близким другом святого. Он всегда восхищался стойкой и бесстрашной верой угодника Божьего. Но особенно Мариан полюбил его, когда увидел, как святой великомученик Никита мужественно претерпевает все уготованные Афанарихом истязания.

Узнав, что тело учителя с бесчестием выброшено на улицу, благочестивый юноша тут же решил предать его погребению. Опасаясь быть увиденным Афанарихом, Мариан решил исполнить свое желание глубокой ночью. Но ему было неведомо, где мучители оставили израненное тело Никиты. Тогда сам Господь послал Мариану путеводителя в виде звезды, которая и привела его к учителю.

Некоторое время он держал святые останки Никиты у себя. Затем, возвратившись на родину, в Киликию, Мариан предал их погребению в стенах своего дома.

В скором времени от честных мощей святого стали совершаться многочисленные исцеления. В дом Мариана каждый день приходили сотни верующих людей, которые получали благодатную помощь по молитвам великомученика Никиты. Слава о мощах святого распространилась далеко за пределы Киликии.

Впоследствии останки великомученика были перенесены в Константинополь. В сербском монастыре Высокие Дечаны также находится частица мощей великого угодника Божьего.

Чудеса по молитвам святого

Икона святого Никиты была особенно почитаемая на Руси. В городе Переславле-Залесском в честь великомученика был воздвигнут в девятом веке монастырь.

В Никитском соборе находится образ святого, от которого много раз ниспосылалась верующим чудесная помощь. Проповеднику Христовой веры часто молятся о здравии детей, об исцелении от родимчика. Кроме того, угодник Божий помогает в духовной брани против врага рода человеческого. Великомученику Никите часто молятся военачальники накануне больших сражений. Святой считается покровителем армии.

Также Никита Святой издревле является защитником всех водоплавающих птиц. Поэтому деревенские жители и владельцы птицеферм тоже часто обращаются за помощью к угоднику Божьему.

Память великомученика совершается русской православной церковью 28 сентября. В День святого Никиты празднуют свои именины все, кто был назван при крещении его именем.

Святой великомученик Никита – 28 сентября день памяти: житие, икона

Святой великомученик Никита: житие

Святой великомученик Никита был готф. Он жил на берегах Дуная и пострадал за Христа в 372 году.

Тогда христианская вера уже широко распространилась в стране готфов. Святой Никита уверовал во Христа и принял Крещение от готфского епископа Феофила, участника I Вселенского Собора. Распространению христианства стали противиться язычники-готфы, в результате чего возникла междоусобная брань.

После победы Фритигерна, возглавившего войско христиан и нанесшего поражение язычнику Афанариху, вера Христова стала успешнее распространяться среди готфов. Епископ Ульфила, преемник епископа Феофила, создал готфскую азбуку и перевел на готфский язык много священных книг. В распространении христианства среди соплеменников усердно трудился и святой Никита. Своим примером и вдохновенным словом он привел к Христовой вере многих язычников.

Однако Афанарих после поражения сумел снова поправить свои силы, вернуться в свою страну и восстановить свое прежнее могущество. Оставаясь язычником, он продолжал ненавидеть христиан и преследовать их. Святой Никита, подвергнутый многим пыткам, был брошен в огонь, где и скончался. Друг святого Никиты, христианин Мариан, ночью отыскал тело мученика, не поврежденное огнем и озаренное чудесным светом, перенес его и предал погребению в Киликии. Впоследствии оно было перенесено в Константинополь. Частица святых мощей великомученика Никиты позднее перенесена в монастырь Высокие Дечаны, в Сербии.

Святой великомученик Никита: икона

Святой великомученик Никита: икона

Святой великомученик Никита: икона

Святой великомученик Никита: икона

После рождения шестого Светлане сказали, что детей больше не будет

Вся правда о прививках от гриппа и «падении» иммунитета

Это фальшивое новостное видео видели 14 миллионов человек – и даже я

Любить ребенка, который находится на границе жизни и смерти - это серьезно

В зале суда был корреспондент “Правмира”

Что пережили пожарные в «Зимней вишне»

В православной церковной истории есть два наиболее известных святых, носящих имя Никита: Никита Бесогон и великомученик Никита Готфский. Их имена, даты почитания и славные дела во имя Господа нашего Иисуса Христа так сильно переплелись, что мы, покупая икону или образок, порой не знаем, кто на ней изображен, тот ли Никита, о котором мы думаем и которому молимся.

Никита Бесогон и Никита Готфский! - воскликнет кто-то, - так это одно и то же лицо! Ему возразят: ну что ты, это два абсолютно разных человека. Но как же так, - скажет первый, - у меня дома икона есть, на ней так и написано «святой мученик Никита». Да нет, - ответит второй, - надо, чтобы было написано «святой великомученик Никита» и желательно с прозванием - Готфский. Но позвольте, - начнет волноваться тот, кто начал этот диалог, - он же изгоняет бесов, и на иконе это запечатлено. И услышит в ответ: Нет брат, он может и изгоняет бесов, но на иконах этого не изображено…

Никита Бесогон - сын царя Максимиана, пострадал за веру в Константинополе. Брошенный в темницу отцом-язычником святой подвижник не отступился от Христа. В заточении к нему явился бес, жалеющий соблазнить юношу, но тот с Божьей помощью смог изгнать незваного гостя. Умер сей подвижник в преклонных годах, предварительно подняв народ на восстание против отца-безбожника.

Поиски Максимиана, у которого был столь благочестивый сын, ни к чему не привели. Кроме императора Максимиана Геркулия автор не нашел иных правителей с таким именем и титулом. Но Геркулий не тот персонаж, от которого следует отталкиваться в поисках Никиты. У императора было две дочери и сын Максенций, отличавшийся большим распутством и жестокостью. Следовательно, царь Максимиан, отец Никиты вымышленный персонаж или неизвестный нам царек небольшой римской провинции в Малой Азии.

Подвиг Никиты Бесогона известен нам по апокрифам - произведениям, не вошедших в число книг утверждённых церковными соборами. Святой Никита почитался в старообрядческой церкви вплоть до конца XIX века. Дни почитания до церковной реформы - 15/28 сентября.

Вывод: личность Никиты Бесогона малореальная, скорее выдуманная.

Никита Готфский - полководец живший на берегах Дуная, крещен был в Тавриде (Крым) епископом Феофилом, всю свою жизнь воевал против готского короля Атанариха (церк. написание - Афанарих), бывшего язычником и яростным гонителем христианской веры. Будучи разбит, Атанарих смог оправиться и разгромить христиан. Вернув себе трон, он воздвиг великие гонения на веру Христову. Многие были замучены, в том числе и воин Никита. После жестоких мучений и требований отречься от веры, святой был брошен в огонь, где и почил (372 г.). Душа отошла к Господу, но тело не сгорело. Впоследствии благочестивые люди перенесли тело святого великомученика в Константинополь.

Деяния Никиты Готфского, епископа Феофила и его последователя Урфилы (Вульфила) отражены в исторических документами. Так, в частности, о Феофиле сообщает Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина» и Сократ Схоластик в книге «Церковная история», Урфила является создателем готского алфавита, а Атанарих - король вестготов, правил в 363-381 годах.

Выводы: личность Никиты Готфского вполне реальная и документально подтвержденная. Подвиг вмч. Никиты Готфского запечатлен в книге «Жития святых» и почитается в церкви 15/28 сентября.

И тут начинается самое главное. В умах людей произошло слияние образов, смешение их подвига и дат почитания. Вроде два разных человека, две разных судьбы, но их деяния настолько переплелись, что и по сей день вызывают некую путаницу в восприятии образов, в отношении к самим святым и к их иконографии.

Еще в средние века события, изложенные в житиях обоих мучеников – Никиты Готфского и Никиты Бесогона, стали восприниматься как относящиеся к одному и тому же лицу. И в первую очередь этому слиянию поспособствовало изображение обоих святых, не дающее четкого разделения: кто есть кто?

Так в чем же проблема?

Даты почитания: Память Никиты Бесогона праздновалась 15/28 сентября, то есть в тот же день, что и память великомученика Никиты Готфского, военачальника-христианина, пострадавшего за веру от царя готов Афанариха.

Образ: Оба с бородой, оба одних лет, чуть удлинённая форма лица, волосы темные, иногда русые.

Текст на иконе: Когда изображен Никита Бесогон то пишут: Святой мученик Никита или Святой мученик Никита, побивающий беса. Если на иконе образ Никиты Готфского то всегда пишут: Святой великомученик Никита, Христов воин Никита или Святой Никита воин.

Надписи на иконе: Контрактура (лат. стягивание) - самое сложное место в иконографии. Главное правильно прочитать сокращение, обычно написанное на старорусском, церковнославянском или на греческом языке. Отсутствие знаний порой не дает нам представление или вообще оставляет нас без понимания - кто перед нами и, что написано на иконе. На иконах Никиты Бесогона используется только древнерусское написание, но встречаются и надписи на церковнославянском - списки со старообрядческих икон XIX века. На иконах Никиты Готфского надписи могут быть на греческом, сербском и на церковнославянском. В отличие от общепринятых сокращений (сты., свт., влмч., вмч.) над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения - титло. Ниже даны примеры контрактур слова «святой» и «мученик».

Место смерти и погребения: Как сын царя - Никита Бесогон жил в Константинополе. За свою веру был брошен в темницу, где подвергся пыткам и искушениям. Выйдя из темницы крестил множество человек и в последствии почил в Константинополе. Никита Готфский был казнён в 372 году через сожжение в пределах Томитанской епископии, в Бессарабии. Согласно житию, огонь не опалил тело святого и оно было погребено в Киликии его другом Марианом. Позднее мощи были перенесены в Константинополь, а часть мощей в сербский монастырь Высокие Дечаны (где и находятся по настоящее время).

Место действия: В случае с Никитой Бесогоном это всегда темница, арочные своды, крепостные стены, ворота и башни по бокам. Никита Готфский всегда изображается на золотом или голубом фоне, иногда на поле битвы.

Одежда: В иконографии Никита Готфский - прежде всего воин, который всегда изображается в доспехах, с мечом или копьем. Полководцу положен плащ (сагум) алого цвета - символ военачальника, командира. Одежды же Никиты Бесогона различны: то это короткая туника, то плащ, то кафтан, а иногда и воинские доспехи с красной накидкой через плечо.

Оружие: В руках у Никиты Готфского всегда боевое оружие: будь то копье, меч, лук или щит. И даже если одна рука держит крест, то вторая всегда покоится на мече. В руках Никиты Бесогона встречаем кнут, палку, кандалы (как символ темницы и заточения), и святой при этом всегда гонит беса. Меч на поясе и в ножнах, как атрибут власти.

Совпадения: текст на иконах, типаж, доспехи, меч, алый плащ и место последнего упокоения.

Вот эти вольные или невольные совпадения путают людей, не вникающих в суть иконографии и не знающих, что Никита Бесогон не упоминается в христианской литературе с начала XVIII века.

До начала церковного раскола (1666 г.), из двух святых - Никита, изгоняющий беса был самым известным и почитаемым в народе. Апокрифическое «Житие Никиты» включалось в Прологи (сборники кратких рассказов о святых) и Четьи-Минеи, однако реже, чем каноническое Житие Никиты Готфского.

При Петре I, после учреждения Святейшего правительствующего Синода, ставшего высшим органом церковно-государственного управления Русской православной церковью, все святые подверглись цензуре. Апокрифическое житие Никиты, сына царя Максимиана, попало в список христианской литературы, запрещенной для чтения, и имя Никиты Бесогона исчезло из церковного календаря. Его почитание было перенесено на великомученика Никиту Готфского. Два образа как бы слились в один, и дела одного святого мы непроизвольно приписываем второму святому.

В вопросах почитания надо быть очень внимательным и осторожным. Посещая Никитский монастырь или одноименный храм, лучше спросить во имя какого святого он освящен, скорее всего, во имя Никиты Готфского, но может быть и во имя Никиты Столпника или Никиты Исповедника, но никак не во имя Никиты Бесогона.

Приходя в храм, освященный во имя вмч. Никиты Готфского, не ищите икон, на которых святой изгоняет бесов - не тот образ. Ищите святого заступника с оружием в руках: и не важно, что это будет - крест или меч. Святой Никита Готфский всегда придет вам на помощь, только помолитесь ему с верой и надеждой, чтобы не оставил, услышал и помог, особенно тем, кто проходит службу в вооруженных силах, и тем, кто на поле боя.

«…Христолюбивому воинству буди соратай и помощник на враги, и всем людем православным яви твое святое заступление: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози» (текст молитвы святому вмч. Никите Готфскому).

Владимир Шеменев



Похожие статьи