Термин бюрократия. Бюрократия - это что такое простыми словами? Основные модели бюрократии

Что обозначает понятие бюрократия? Что это за феномен, и почему он стал основой деятельности многих организаций и учреждений? Какие бывают виды бюрократи...

Бюрократия - это что такое простыми словами?

От Masterweb

19.09.2018 00:00

С таким понятием, как бюрократия, приходится сталкиваться современному человеку все чаще и чаще. Как правило, многие воспринимают суть бюрократии как нечто плохое и мешающее обычным гражданам получить желаемый результат при общении с чиновниками и служащими различных организаций. Но что же это за понятие на самом деле? Об этом подробно в нашей статье.

Определение понятия «бюрократия»

Это понятие является сочетанием двух слов – французского bureau, греческого κράτος и переводится как «канцелярия» и «власть», то есть господство канцелярии. Что же это обозначает?

Итак, простыми словами бюрократия – это некая социальная прослойка управленцев, входящих в определенную организационную структуру, для которой характерны вертикаль информационных потоков, четкая иерархия и формализация принятия решений.

Помимо этого, под этим понятием принято понимать определенный слой чиновников, которые противопоставляют себя обществу и занимают в нем привилегированное положение. В целом бюрократия – это не только управленцы, но и система, которая создается в органах власти и организациях.

Таким образом, под бюрократией следует понимать:

  1. Категорию людей, которые занимают управленческие должности, наделены расширенными полномочиями и участвуют в процессе принятия важных решений.
  2. Процесс, в котором участвуют различные слои населения для достижения определенных целей.

Теория бюрократии по Веберу

Макс Вебер (экономист и социолог) был первым, кто начал изучать этот феномен и положил начало его детальному исследованию.

Ученый определил следующие принципы концепции бюрократии:

  • иерархия приказов, которая выстроена на легальной власти;
  • во главе всех подчиненных есть свой начальник, который отвечает за себя и за действия своих работников;
  • труд должен быть разделен по специализации и функциям;
  • отточенная система выполнение трудовых процессов;
  • система продвижения по службе выстраивается на основе опыта, умений, способностей и имеет свои стандарты.

Вебер использовать термин как определение рациональной организации, которая имеет четкие цели развития без фаворитизма. В его понимании бюрократия – это идеальная система управления социальными структурами и их структурными подразделениями.

Вебер считал, что бюрократия даст чиновникам возможность добиваться целей организации путем четкого распределения трудовых функций и следования принятым правилам их выполнения.


Характеристику рациональной бюрократии Вебер дал следующую:

  • сплоченность действий для достижения поставленных целей;
  • действие безличных правил;
  • ответственность на каждом участке работы;
  • иерархическая зависимость.

В процессе подробного изучения Вебер стал различать позитивный и негативный стиль управления. Под иррациональной (негативной) бюрократией он понимал ту систему, при которой процессы становятся самоцелью, что негативно отражается на успехе организации. Другими словами, бюрократия – это не способ достижения целей предприятия, а бессмысленное размножение ее атрибутов (приказов, распоряжений, инструкций и пр.).

Понятие бюрократии по мнению социологов Р. Мертона и А. Гоулднера

Мертон и Гоулднер утверждали, что управленцы и чиновники часто делают из бюрократии самоцель. При этом достижение успеха всей компании отходит на второй план. Становится важнее ведение деловой переписки, введение стандартов, норм и правил, а также контроль за их соблюдением.

Мертон охарактеризовал бюрократию следующим образом:

  • в результате четкого выполнения всех формальностей управленцы теряют способность принимать решения на своем уровне (они становятся зависимыми от мнения вышестоящих);
  • основной задачей работников является четкое следование прописанным правилам и инструкциям;
  • жесткие рамки заставляют управленцев всех уровней отказываются от творческого мышления: они начинают жить в рамках стереотипного мышления.

Все трудности и негативные процессы в организациях часто становятся следствием преувеличения стандартизированных норм. Работники знают, как им следует поступать в тех или иных ситуациях, но, как правило, жесткость рамок поведения и действий ухудшает взаимодействие со внешней средой.

Согласно данной теории бюрократии, этот метод управление имеет значительные негативные черты:

  • игнорируется природа человека;
  • в социуме отчуждение становится нормой;
  • человек не может высказывать свое мнение, особенно то, что идет в противовес общепринятому мышлению;
  • люди начинают подчинять личные цели тем, что приняты организацией;
  • в организациях наблюдается приспособленчество.

А. Гоулднер разделил бюрократию на два типа - представительную (власть руководствуется знаниями, опытом и умениями) и авторитарную (власть превращает повиновение правилам в самоцель).


Виды бюрократии

За время изучения бюрократия существенно изменилась. Это происходило под влиянием развития организационных структур во власти и различных учреждениях.

На сегодняшний день выделяют три вида бюрократии:

  1. Классическую или аппаратную.
  2. Профессиональную.
  3. Адхократию.

Стоит подробно рассмотреть каждый из этих видов.

Классическая бюрократия

Классическая бюрократия – это полное следование общепринятым правилам и нормам и выполнение общих управленческих функций.

Можно выделить следующие достоинства классической бюрократии:

  • унификация деятельности;
  • стабильность организации;
  • централизация управления;
  • четкое разделение труда.

При этом выделяют такие ее недостатки:

  • психологические и умственные способности работников являются второстепенными факторами труда;
  • слабая мотивация сотрудников организации;
  • принимаемые решения в непредвиденных ситуациях часто оказываются несвоевременными и неэффективными.

Как правило, классическая бюрократия - основа управления в органах власти и предприятиях, которые находятся у них в подчинении. При этом она эффективна и в компаниях, которые слабо ориентированы на внешнюю среду. Данный вид полностью соответствует модели М. Вебера.

Адхократия

Адхократия – это вид бюрократии, который подразумевает решение профессиональных трудностей и задач путем объединения определенных работников, которые необходимы в конкретной ситуации, ибо смогут применить все свои навыки и опыт.


Отличие адхократии от рациональной бюрократии в том, что первая не имеет четкого разделения труда, жесткой иерархии и обусловлена минимальными рамками формальности.

Профессиональная бюрократия

Данный вид предполагает, что управленцы четко ориентированы на свои теоретические и практические знания, а также на всех участках работы находятся не случайные люди, а настоящие профессионалы.

Профессиональная бюрократия обладает такими характеристиками:

  • высокий уровень компетентности управленцев;
  • ведется учет условий протекания управленческого процесса;
  • меньшая формализация рабочих отношений;
  • каждый управленец может самостоятельно принимать решения на своем уровне, при этом вышестоящие руководители бывают не осведомлены в принимаемых решениях на некоторых участках работы;
  • рабочие места группируются по принципу иерархии и функций работников.

При этом из достоинств профессиональной бюрократии выделяют:

  • задачи, в том числе и неординарные, решаются намного проще и быстрее;
  • высокая мотивация как личная, так и общая (организационная);
  • работники имеют возможность более творчески подходить к решению задач.

Недостатками профессиональной бюрократии может быть:

  • резкое снижение эффективности труда работников при отсутствии тенденции развития предприятия;
  • постоянная потребность организации в правильном поиске и расстановке персонала, так как необходимо находить достойных кандидатов, которые смогут нести ответственность за свой участок и применять собственный опыт и знания на своем рабочем месте;
  • потребность использования власти не только в рамках принуждения и вознаграждения, но и власть экспертную и информационную.

Российская бюрократия

В России бюрократия, к сожалению, является основой построения работы бо́льшей части государственных учреждения, ведомств и организаций. Поэтому чаще всего приходится сталкиваться с таким видом, как аппаратная бюрократия, но при этом она часто бывает искажена. Таким образом, на бумаге в организации все изложено практически идеально, однако реальное положение вещей может быть совсем другим. Служащие могут использовать свое положение в личных целях и в некоторые моменты нарушают все нормы, стандарты и инструкции.


Ядром системы ценностей становятся карьера управленца, с которой он связывает все свои жизненные ожидания, а само служение организации становится средством достижения личной выгоды. В силу некоторых особенностей территории и менталитета в данный момент применение на территории РФ рациональной (правильной) бюрократии не представляется возможным.

Заключение

Бюрократия является не только основой деятельности организаций. Она база для построения системы контроля над исполнением задач и принятием управленческих решений. В зависимости от условий, целей и возможностей определяется, какой же вид бюрократии будет преобладать.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

франц. bureau - бюро, канцелярия и греч. kratos - сила, власть, господство). В социально-политическом смысле бюрократия означает осуществление власти в эксплуататорском обществе избранными господствующим классом привилегированными лицами. Однопорядковым понятием является бюрократизм, означающий метод управления через чиновников или чиновничий аппарат, оторванный от народа и стоящий над ним. Бюрократия возникает с разделением общества на классы и появлением государства, когда получивший политическую власть эксплуататорский класс представляет свои интересы как интересы всего общества. Эту «мнимую всеобщность особого интереса» (Маркс) и воплощает бюрократия. Характерными чертами чиновничье-бюрократического аппарата являются замкнутость, кастовость, подавление инициативы исполнителей, формализация, стандартизация обязанностей. Бюрократия, писал Маркс, «делает свои „формальные“ цели своим содержанием... она всюду вступает в конфликт с «реальными» целями... Государственные задачи превращаются в канцелярские задачи, или канцелярские задачи - в государственные» (т. 1, с. 271). Формы бюрократии менялись с переходом от одной общественно-экономической формации к другой. Уже в рабовладельческом обществе существовала сложная иерархия бюрократических органов и должностей. Большой чиновничье-бюрократический аппарат имели феодальные государства, в которых особое место занимала церковная бюрократия. Наибольшее развитие бюрократия получает в капиталистическом обществе, где наряду с широкой сетью административных и военно-полицейских органов возникают партии политические и другие негосударственные организации буржуазии, обладающие расчлененным управленческим аппаратом. В докапиталистических формациях бюрократия проявлялась преимущественно в сфере политической жизни, при капитализме она проникает и в организацию экономической жизни. Поэтому Ленин подчеркивал, что «бюрократия... и по своему современному источнику, и по своему назначению представляет из себя чисто и исключительно буржуазное учреждение...» (т. 1, с. 440). Особенно усиливается бюрократия в эпоху империализма, когда происходит слияние государственного аппарата с монополиями и соответственно объединение государственной бюрократии с верхушкой монополий, сосредоточивающих в своих руках политическую и экономическую власть. Важным звеном в этой системе становится институт так наз. «менеджмента» - корпоративной администрации, представляющей новый слой бюрократии. Крайними формами бюрократии при империализме являются автократические системы управления фашистского типа (см. Фашизм). Буржуазные социологи, пытающиеся оправдать процесс усиления бюрократии, характерный для современного капитализма, обычно ссылаются на усложнение организации управления, на необходимость в связи с этим его иерархизации, а также рационализации и упорядочения. Они отождествляют, таким образом, бюрократию с самим принципом организации и руководства. Между тем необходимость организации управления различными сферами общественной жизни существовала на всех этапах человеческого общества и будет существовать всегда, а ее извращенная форма - господство бюрократии - появилась в классовом обществе и исчезает с устранением классово-антагонистических различий. Некоторые представители буржуазной социологии предлагают определенные меры против бюрократизации общества: усиление «демократического» контроля, прикрепление к чиновникам специалистов-технократов, выдвигают программу улучшения личных отношений между людьми, морально-психологического климата, в основе которой лежит известная концепция «человеческих отношений» (см. «Человеческих отношений» доктрина). Но они не учитывают того, что капиталистические общественные отношения по самому своему существу неразрывно связаны с антидемократической организацией управления. Поэтому кризис буржуазной демократии (см.Демократия буржуазная) в странах империализма не может не сопровождаться дальнейшей бюрократизацией, усилением полицейско-бюрократической государственной машины, ростом привилегированного чиновничьего аппарата, стоящего над массами. В этих условиях трудящиеся массы усиливают борьбу против военно-бюрократической системы капитализма, они стремятся сбросить бюрократию и установить подлинную демократию. Установление подлинного народовластия, несовместимого с бюрократией, возможно лишь со свершением социалистической революции, переходом к социализму и построению коммунизма. Утверждение общественной собственности и ликвидация эксплуатации создают основу для единства общих и особых, личных интересов, для ликвидации отрыва органов власти, управления от трудящихся. Слом буржуазной государственной машины означает ликвидацию системы бюрократического управления; аппарат нового государства, его органы ставятся на службу народу. «Упразднение бюрократии, - писал Маркс, - возможно лишь при том условии, что всеобщий интерес становится особым интересом в действительности», а «особый интерес становится в действительности всеобщим» (т. 1, с. 273). Однако искоренение остатков бюрократических черт управления не происходит автоматически с упразднением бюрократии, оно требует систематической и целенаправленной работы. Социализм создает все условия для преодоления бюрократизма, дальнейшей демократизации системы управления. Основные направления этого процесса определены в программных документах КПСС и в Конституции СССР. Особое внимание уделяется расширению прав и полномочий представительных органов власти, повышению роли общественных организаций, обеспечению социалистической законности, охране прав граждан и т. д. (см. Демократия социалистическая). Одна из важных задач в этом плане - постоянное совершенствование государственного аппарата, улучшение его организационной структуры и более четкое разграничение функций различных его звеньев. Это позволяет ликвидировать отставание деятельности органов управления от новых задач, стоящих перед обществом, устранить дублирование, повысить ответственность должностных лиц и т. д. В соответствии с решениями последних съездов КПСС осуществляется широкая программа по внедрению современных средств и методов управленческой деятельности (организационной и электронно-вычислительной техники, автоматизированных систем и т. д.), что создает условия для более рациональной организации аппарата управления. Все это, вместе взятое, равно как и утверждение ленинского, партийного стиля в работе государственных органов, имеет важное значение для борьбы с проявлениями бюрократизма у нас, такими, как принесение существа дела в жертву форме, бумажная волокита и т. д. Совершенствование принципов управления социалистическим обществом способствует созданию предпосылок для перехода к коммунистическому общественному самоуправлению.

Б. имеет иерархическую структуру;

каждое учреждение обладает своей собственной областью компетенции;

чиновники назначаются, а не выбираются на основе профессиональной квалификации, как указано в дипломах, или по результатам экзаменов;

чиновники получают заработную плату в соответствии с рангом;

для чиновника его работа представляет профессию или, по крайней мере, основное занятие;

чиновник не владеет учреждением, в котором работает;

чиновник подчиняется дисциплине и находится под контролем;

смещение с должности основывается на решении вышестоящих инстанций.

Вебер представлял государственную Б. как систему высококвалифицированных специалистов духовного труда, профессионально вышколенных подготовкой, с высокой сословной честью, гарантирующей безупречность. По его мнению, без этого возникла бы опасность чудовищной коррупции и низких моральных нравов, что поставило бы под угрозу чисто техническую эффективность государственного аппарата. При этом подлинной профессией настоящего чиновника не должна быть политика. Он должен управлять прежде всего беспристрастно (данное требование применимо даже к т.н. политическим управленческим чиновникам), по меньшей мере официально, коль скоро под вопрос не поставлены “государственные интересы”, т.е. жизненные интересы господствующего порядка. Sine ira et studio - “без гнева и пристрастия” должен он вершить дела.

Вебер полагал, что чиновник не должен делать именно то, что всегда и необходимым образом обязан делать политик - бороться. Принятие решений, борьба и страсть - стихия политика. Деятельность политика всегда подчиняется ответственности, прямо противоположной ответственности чиновника. Если вышестоящее учреждение настаивает на приказе, кажущемся чиновнику ошибочным, дело чести чиновника выполнить приказ под ответственность приказывающего, выполнить добросовестно и точно. Вебер полагал, что без такой дисциплины разваливается весь бюрократический аппарат.

В послевеберовский период происходит постепенный отход от рациональной модели Б., предлагаются более реалистические модели, описывающие Б. как естественную систему, где наряду с рациональными значительную роль играют иррациональные, личностные, неформальные моменты. Так, Р. Майкелсон, Т. Парсонс, Р. Мертон применяют к анализу Б. понятие дисфункции. Типичной дисфункцией Б. является перенос чиновниками акцента с целей организации на ее средства, в результате чего средства управления - иерархия, дисциплина, инструкции и пр. - превращаются в самоцель. Одновременно внутри бюрократической организации происходит замещение главных целей побочными, рациональных - иррациональными.

Но самой главной проблемой Б. в послевоенный период становится процесс ее политизации. Если “классическая Б.” начала 20 столетия ориентировалась на “общее благо” и “общественные интересы”, будучи убежденной в том, что государственные проблемы

должны решаться на чисто деловой основе, политически нейтрально, то современная политизированная Б. откровенно ориентируется на различные политические группы давления, пытаясь решать проблемы в процессе политических переговоров, используя плюралистическую полосу обеспечения (парламент, партии, лоббирование). Англ, политолог Б. Хидей утверждает, что современная Б. даже пытается руководить политиками: “Как минимум, чиновники осуществляют значительное влияние на политику министра. Они принимают решения, которые министр лишь визирует или о которых ему даже не докладывают. На более высоком уровне власти крупные чиновники, действуя индивидуально, планируют автономную политическую стратегию и пытаются навязать ее министру... Наконец, самая мрачная интерпретация сводится к тому, что не только отдельные чиновники, но и вся высшая администрация выступает сплоченно за определенную политику и пытается диктовать ее правительству”.

Серьезные изменения в современной теории Б. возникли также с эволюцией стиля бюрократического управления. Если в нач. 20 в. чиновники избегали рискованных действий, не любили изменений, боялись допустить ошибки, поскольку они были административно наказуемы, то в конце столетия стиль Б. стал принципиально иным. В условиях постоянного применения инноваций в государственном управлении современный чиновник охотно идет на риск в необходимых ситуациях, стремится к изменениям, концентрирует внимание на появляющихся возможностях (часто в противовес инструкциям), выдвигает на первый план необходимость их реализации. Б. сегодня не является безразличной, предсказуемой и определенной, как в идеальной модели Вебера, а представляет собой динамично развивающийся феномен, в котором ведущую роль играют инновационные изменения.

В отличие от “идеальной модели” современная концепция Б. включает очень сложные характеристики. Прежде всего это обусловлено тем, что Б. активно использует сегодня современные информационные технологии, которые являются оперативным средством рационализации управленческой деятельности. Профессиональная деятельность Б. включает:

разработку, осуществление и оценку государственных программ с использованием современных методов социально-политической и экономической диагностики, агрегирования информации и ее компьютерной обработки с помощью методов математического моделирования социальных процессов на локальном, региональном и национальном уровнях;

организацию и проведение эмпирических исследований по изучению экономических и социально-политических процессов в области (регионе, стране) для поиска оптимальных управленческих решений, принятие таких решений;

анализ, обобщение, интерпретацию социально-политических и экономических показателей, характе-

ризующих состояние района, региона, страны с применением рациональных приемов поиска, обработки и хранения информации;

определение потребностей в изменениях и нововведениях и осуществление практических действий по их реализации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Понятие бюрократии

Бюрократия — это социальный слой профессиональных управленцев, включенных в организационную структуру, характеризующуюся четкой иерархией, «вертикальными» информационными потоками, формализованными способами принятия решений, претензией на особый статус в обществе.

Под бюрократией также понимают замкнутый слой высших чиновников, противопоставляющий себя обществу, занимающий в нем привилегированное положение, специализирующийся на управлении, монополизирующий властные функции в обществе с целью реализации своих корпоративных интересов.

Термин «бюрократия» используется не только для обозначения определенной социальной группы, но и системы организаций, создаваемых органами публичной власти с целью максимизации своих функций, а также учреждений и ведомств, включенных в разветвленную структуру исполнительной власти.

Объектом анализа при изучении бюрократизма являются:

  • противоречия, возникающие при реализации функций управления;
  • управление как процесс труда;
  • интересы социальных групп, участвующих в бюрократических отношениях.

Теория бюрократии по Веберу

Появление термина «бюрократия» связывают с именем французского экономиста Винсента де Гурнэ, который ввел его в 1745 г. для обозначения исполнительной власти. В научный оборот этот термин вошел благодаря немецкому социологу, экономисту, историку (1864-1920), автору наиболее полного и всестороннего социологического исследования феномена бюрократии.

Вебер предложил следующие принципы бюрократической концепции организационной структуры:

  • иерархическое построение организации;
  • иерархия приказа, построенная на легальной власти;
  • подчинение нижестоящего работника вышестоящему и ответственность не только за свои действия, но и за действия подчиненных;
  • специализация и разделение труда по функциям;
  • четкая система процедур и правил, обеспечивающая единообразие выполнения производственных процессов;
  • система продвижения и пребывания в должности, основанная на умениях и опыте и измеряемая стандартами;
  • ориентация системы коммуникаций как в организации, так и вне се на написанные правила.

Термин «бюрократия» Вебером использовался для обозначения рациональной организации, предписания и правила которой создают фундамент эффективной работы и позволяют бороться с фаворитизмом. Бюрократия рассматривалась им как некий идеальный образ, наиболее эффективный инструмент управления социальными структурами и отдельными структурными единицами.

По мнению Вебера, жестко формализованный характер бюрократических отношений, четкость распределения ролевых функций, личная заинтересованность бюрократов в достижении целей организации приводят к принятию своевременных и квалифицированных решений, основанных на тщательно отобранной и проверенной информации.

Бюрократию как рациональную машину управления характеризуют:

  • жесткая ответственность за каждый участок работы:
  • координация во имя достижения организационных целей;
  • оптимальное действие безличных правил;
  • четкая иерархическая зависимость.

Однако позже Вебер стал различать бюрократию в позитивном смысле (западная рациональная система управления) и в негативном смысле (восточная иррациональная система управления), понимая под восточной иррациональной системой управления такую, в которой инструкции, приказы, задания и прочие формальные атрибуты власти становятся самоцелью.

Теории бюрократии по Мертону и Гоулднеру

По мнению американских социологов Р. Мертона и А. Гоулднера, наиболее распространенной дисфункцией, порождаемой бюрократией, является перенос акцента с целей деятельности на ее средства, в результате чего жесткая иерархия, неукоснительное исполнение инструкций, строгая дисциплина и т.п. превращаются в тормоз на пути рациональности. Иными словами, рациональное устройство воспроизводит внутри себя элементы иррационального.

Роберт Мертон (1910-2003) оценивал бюрократию следующим образом:

  • в результате неукоснительного следования формальным правилам и конформизма работники управления в конечном счете теряют способность принимать самостоятельные решения;
  • постоянная ориентация на правила, реляции и формально разработанные руководства к действию приводит к тому, что данные нормативы становятся всеобщими и окончательными, а их соблюдение — основной задачей и результатом организационной деятельности;
  • все это обусловливает отказ представителей бюрократии от творческого, самостоятельного мышления и даже от компетенции;
  • следствием становится рождение стереотипного бюрократа, не имеющего воображения и способности к творчеству, не гибкого в применении официальных норм и правил;
  • итог деятельности такого бюрократа — замкнутость бюрократической касты, возвышение ее над работниками.

Трудности в бюрократических структурах связаны с преувеличением значимости стандартизованных правил, процедур и норм, точно определяющих: как работникам следует решать поставленные перед ними задачи, реализовывать запросы других подразделений организации, взаимодействовать с клиентами и общественностью. Вследствие этого организация утрачивает гибкость в отношениях с внешней средой:

  • клиенты и общественность ощущают неадекватность реакции на их запросы и требования, поскольку их проблемы решаются строго в соответствии с установленными нормами без учета сложившейся ситуации;
  • если клиенты или представители общественности указывают бюрократу на излишнюю приверженность нормам, он ссылается на соответствующее правило или инструкцию;
  • при этом бюрократ не может быть наказан, так как формально он действует абсолютно правильно.

Для бюрократической формы управления характерны следующие негативные социально-психологические черты:

  • игнорирование человеческой природы;
  • господство духа отчуждения;
  • ограниченные возможности высказывания взглядов, особенно тех, которые противоречат общепринятому образу мышления;
  • подчиненность личных целей работников целям организации;
  • несовместимость с развитой деятельной личностью;
  • приспособленчество;
  • игнорирование неформальной организации и межличностных отношений.

Американский социолог А. Гоулднер , развивая идеи Вебера, выделял в современном обществе два типа бюрократии:

  • представительную, где власть опирается на знание и умение;
  • авторитарную, где власть опирается на негативные санкции, повиновение превращается в самоцель, а власть узаконивается самим фактом пребывания в должности.

В социологии теория бюрократии является одной из самых разработанных. Тем не менее к этой теме вновь и вновь обращаются. Почему?

По мнению А. Тоффлера , бюрократия обладает тремя основными чертами — стабильностью, иерархией, разделением труда. Социологи считают, что без бюрократии у общества нет перспективы развития, так как эта форма управления является единственно работоспособной и приемлемой. В связи с этим одна из основных задач современного управления состоит в изменении роли бюрократии в деятельности организации в соответствии с принципами, разработанными Вебером.

Достижение этой цели возможно при изменении установок представителей бюрократии и провозглашении корреляции их благополучия и карьеры с конечным результатом деятельности организации.

Виды бюрократии

Со времени изучения бюрократии Вебером она претерпела существенные изменения, развиваясь вместе со структурами организаций. В настоящее время различают три вида бюрократии.

Классическая бюрократия

Аппаратная (классическая) бюрократия полностью соответствует модели Вебера. При таком типе бюрократии работники управления весьма слабо используют профессиональные знания, поскольку их основная обязанность — выполнение общих управленческих функций и они ограничены рамками своей роли в организации.

Основными достоинствами аппаратной бюрократии являются:

  • стабильность функционирования организации и органов ее управления;
  • четкое разделение труда;
  • стандартизация и унификация всей деятельности, что снижает вероятность ошибок;
  • сокращение времени ролевого обучения работников управления;
  • формализация, обеспечивающая стабильность и слаженность работы;
  • централизация, гарантирующая надежность управления.

Аппаратной бюрократии присущи следующие недостатки:

  • опасность возникновения бюрократизма;
  • отсутствие достаточной мотивации;
  • неполное использование умственных способностей и психологических особенностей работников;
  • неэффективность в изменяющихся условиях и при возникновении нестандартных ситуаций, поскольку зачастую принимаются неадекватные и несвоевременные управленческие решения.

Аппаратная бюрократия составляет основу управления в министерствах и ведомствах, в большинстве учреждений государственного или муниципального управления, может быть основой управления в организациях со стабильной структурой и мало изменяющимися отношениями с внешней средой.

Профессиональная бюрократия

Профессиональная бюрократия предполагает у управляющих наличие глубоких теоретических и практических знаний в узких областях деятельности, ограниченных ролевыми требованиями.

Перечислим основные характеристики деятельности профессиональных бюрократов:

  • высокие степень специализации и компетентность;
  • учет не только процесса управления, но и условий его протекания;
  • меньшая формализованность (по сравнению с аппаратной бюрократией);
  • бОльшая свобода в принятии управленческих решений в рамках своей роли, гак как высший руководитель не столь осведомлен в решении узких, специфических вопросов деятельности;
  • группирование рабочих мест по функциональному и иерархическому принципам и централизованное принятие управленческих решений.

Для профессиональной бюрократии характерны следующие достоинства:

  • возможность решения неординарных задач, требующих применения профессиональных знаний;
  • весьма высокая мотивация работников на достижение организационных и групповых целей, а не только личных;
  • ослабление контроля высшего руководства за деятельностью, что дает большую свободу для творческого решения проблем управления.

Стоит отметить недостатки профессиональной бюрократии:

  • эффективность ее резко снижается, когда организация функционирует в неизменных условиях, а основные се компоненты не подвергаются постоянному воздействию внешней среды;
  • подбор, расстановка и обеспечение функционирования работников приобретают особое значение, так как уровень их профессионализма должен быть весьма высоким. Это предполагает дополнительные затраты на обучение работников управления;
  • усложняются формы применения власти: помимо власти принуждения и вознаграждения здесь должны активно использоваться экспертная и информационная власть.

Адхократия

Адхократия как форма бюрократического управления возникла сравнительно недавно, в 1970-е гг.

Термин происходит от лат. ad hoc — специальный и греч. kratos — власть.

А. Тоффлер использовал его для обозначения организационной структуры, основу которой составляют временные рабочие группы, создаваемые для решения одной задачи или проекта.

Адхократия — это аппарат управления, состоящий из работников, профессионально выполняющих управленческие функции. Эта быстро изменяющаяся адаптивная структура организуется вокруг проблем, которые решаются группами специалистов с различными профессиональными знаниями, подобранных в соответствии с ситуацией.

Адхократы отличаются от идеальных бюрократов Вебера отсутствием строгого разделения труда, четкой иерархии, минимальной формализацией деятельности, быстрым реагированием на любые изменения во всех компонентах организации и внешней среде. Девизадхократии — максимальная гибкость и адаптивность по отношению к изменяющейся ситуации.

Адхократия лишена многих недостатков, присущих бюрократии, наиболее эффективна в современных условиях и имеет перспективное будущее.

Ядром системы ценностей бюрократизма являются:

  • карьера, с которой связаны все помыслы и ожидания служащего;
  • самоидентификация служащего с организацией;
  • служение организации как средство достижения собственной выгоды.

Из множества противоречий, существующих в управлении, в качестве основного можно выделить противоречие между объективно общественным характером управления (ибо в этот процесс вовлечены и прямо зависят от его результатов практически все члены общества) и субъективно замкнутым способом его осуществления, так как в итоге управление, призванное отражать волю общества, осуществляется довольно локальной социальной группой профессионалов-управленцев.

Одной из существенных черт бюрократии является стремление монополизировать власть и управление. Достигнув монополии, чиновники стремятся организовать сложную систему служебной тайны, которая препятствует вынесению реальной оценки их действий служащими либо общественностью.

Идеал чиновничьего регулирования заключается в том, чтобы самим издавать нормативные акты, принуждать общество к их исполнению, не допуская над собой какого-либо контроля.

Таким образом, основной социально-политический интерес бюрократии состоит в реализации и защите монопольного отправления ею властных функций в обществе.

Раздел 1. История.

Раздел 2. Признаки бюрократии.

Раздел 3. Бюрократия как социальная угроза.

Раздел 4. Формирование бюрократии , основные теории власти.

Раздел 5. Развитие бюрократии при эволюции общества.

Раздел 7 . Бюрократия при деспотическом правлении.

Раздел 8. Суть бюрократического управления.

Бюрократия (от франц. bureau - канцелярия и греч кратос - власть ) - это система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом.

Бюрократия - это направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти , действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчиненным).

Слово «бюрократия» обычно вызывает в памяти картины канцелярской волокиты, плохой работы, бесполезной деятельности, многочасовых ожиданий для получения справок и форм, которые уже отменены, и попыток борьбы с муниципалитетом. Все это действительно бывает. Однако первопричиной всех этих негативных явлений является не бюрократия как таковая, а недостатки в реализации правил работы и целей компании, обычные трудности, связанные с размером фирмы , поведением сотрудников, не соответствующим правилам и задачам компании . Концепция рациональной бюрократии, первоначально сформулированная в начале 1900-х годов немецким социологом Максом Вебером, по крайней мере, в идеале, — это одна из наиболее полезных идей в истории человечества. Теория Вебера не содержала описаний конкретных организаций. Вебер предлагал бюрократию скорее как некую нормативную модель, идеал, к достижению которого фирмы должны стремиться.

История

«бюрократией» часто называют не только систему управления, осуществляемую специальным властным аппаратам, но и сам этот аппарат. Термины «бюрократия» и «бюрократизм» могут также использоваться в негативном смысле для обозначения неэффективной, чрезмерно формализованной системы управления. Уже в рабовладельческом обществе существовала сложная иерархия бюрократических органов и должностей. Большой чиновничье-бюрократический аппарат имели феодальные государства , в которых особое место занимала церковная бюрократия. Наибольшее развитие бюрократия получает в капиталистическом обществе, где наряду с широкой сетью административных и военно-полицейских органов возникают политической партии политические и другие негосударственные компании буржуазии, обладающие расчлененным управленческим аппаратом.

Впервые понятие «бюрократия» возникло в 1745. Термин был образован французским экономистом Винсентом де Гурне, в момент своего образования слово имело уничижительный смысл - им подразумевалось, что бюрократы-чиновники отнимают реальную у монарха (при монархии) или у народа (при власти народа).

Первым, кто продемонстрировал достоинства бюрократии как системы управления, был немецкий социолог Макс Вебер.

Он предложил понимать под ней рациональную работу учреждений, в которой каждый элемент работает максимально эффективно. После этого в ситуациях плохой работы чиновников (волокита, требующая оформления многих лишних документов и долгого ожидания решения) стали вести речь не о бюрократии, а о бюрократизме, разведя два этих понятия. Если первоначально понятие «бюрократия» употребляли только в связи с правительственными учреждениями, то сейчас его используют при определении любой крупной фирмы, имеющей большой и разветвленный управленцев («корпоративная бюрократия», «профсоюзная бюрократия» и др.).

В работе «К критике гегелевской философии права» Маркс показал, что бюрократия заключается, прежде всего, в потере компанией содержательной цели своей деятельности, в подчинении правил её функционирования, деловых принципов задаче сохранения и укрепления её как таковой. «бюрократия, — писал Карл Маркс,— должна... защищать мнимую всеобщность особого интереса, корпоративный дух, чтобы спасти мнимую особенность всеобщего интереса, свой собственный дух».

Формы бюрократия менялись на протяжении истории в связи со сменой эксплуататорских общественно-экономических формаций. Её зачатки возникают в связи с обособлением сферы государственного управления в рабовладельческих государствах Древнего Востока. Наиболее развитой бюрократия в этот была система власти в Китае. Сложные бюрократические системы управления существовали в Римской империи и Византии. В средние века в феодальных государствах Западной Европы бюрократический аппарат имели королевская власть и церковь во главе с папской курией. Усиление королевской власти и абсолютизма сопровождалось ростом

С развитием капитализма и приходом к государственной власти буржуазии бюрократический режим утверждается в сфере политической жизни. Огромное влияние на степень бюрократизации политической жизни в отдельных странах имели социально-политические традиции: формирование централизованных феодальных государств и абсолютизм служили исторической базой для формирования буржуазно бюрократической машины государственной власти. Так было в 19 в. в Европе , в отличие, например, от США, где буржуазно-демократические порядки возникли в «чистом» виде и некоторое время препятствовали всестороннему развитию бюрократия в политической жизни страны.

Если в докапиталистических формациях бюрократия существовала, прежде всего, как форма политической компании, то в период владычества капиталистических отношений она становится также формой фирмы экономической жизни. Переход от эпохи свободной конкуренции к монополистическому капитализму привёл к возникновению бюрократия и в области экономики. С развитием государственно-монополистического капитализма бюрократия превратилась в универсальную форму социальной буржуазной компании, начиная с монополистов и кончая различного рода добровольными организациями.

В Российской Федерации бюрократия развивалась в тесной связи с централизацией государства и ростом аппарата самодержавия, превратившись в 18—19 вв. в военно-полицейскую государственную машину, душившую революционное движение рабочего класса и крестьянства.

Бюрократия (Вureaucracy) - это

Основные признаки бюрократии

Описывая идеальную бюрократическую компанию, Вебер выделил несколько ее типичных особенностей. Важнейшими из них являются:

Специализация и разделение труда. Каждый сотрудник имеет определенные обязанности и сферу деятельности, которые не могут дублировать сферу полномочий других членов фирмы.

Вертикальная иерархия. Структуру бюрократической компании можно сравнить с пирамидой: большинство находится в ее основании, а меньшинство - в верхней части. Каждый человек, входящий в эту вертикальную иерархию, руководит нижестоящими людьми и в свою очередь, подчиняется людям повыше, благодаря чему осуществляется над деятельностью каждого элемента фирмы.

Height="326" src="/pictures/investments/img796683_3_Vlast_ponyatie.jpg" title="3. Власть, понятие" width="438">

Четкие правила. Деятельность каждого члена компании регламентирована правилами, цель которых - это рационализация всего процесса управления. В идеале эти правила должны сделать предсказуемой деятельность каждого работника и всей фирмы. Хотя правила и могут видоизменяться, в целом они должны быть устойчивы в течение долгого времени.

Обезличенность взаимоотношений. В идеальной бюрократии личные симпатии, чувства и предпочтения не играют роли. Этот принцип является единым для взаимоотношений внутри компании, и в ее отношениях с внешними для фирмы партнерами. Условием идеальной бюрократии также является то, что набор новых сотрудников проводится на основе соответствия определенным объективным критериям вне зависимости от личных знакомств и привязанностей.

Множество правил, которые охватывают всю деятельность чиновников, с одной стороны, существенно ограничивают их инициативу и творчество, но, с другой стороны, предохраняют клиентуру от личного произвола сотрудников. Обезличенный подход к подбору персонала позволяет подобрать людей, обладающих стандартной подготовкой и компетентностью, хотя при этом велик нестандартно мыслящих и талантливых кандидатов на должность.

Бюрократия как социальная угроза

Существует опасность вырождения бюрократических систем управления, когда они не повышают, а тормозят эффективность своей деятельности.

Ученые выделяют три основные проблемы, порождаемые бюрократической фирмой управления.

Отчуждение от человека. Бюрократия призвана решать проблемы людей. Обезличенность подхода к клиентам помогает соблюдать их равноправие, однако лишает при этом людей их уникальности. Любая проблема подстраивается под единый для всех шаблон и решается принятым ранее образом. В результате происходит дегуманизация и превращение человека в стандартное «дело» на столе у чиновника.

Ритуализм. Стандартная процедура принятия решений зачастую, проходя все необходимые инстанции и согласования, занимает столько времени, что само решение становится уже устаревшим и ненужным. Для описания этой ситуации Р. Мертон ввел специальный термин - «бюрократический ритуализм», обозначающий такую поглощенность правилами и установлениями, которая ставит под угрозу достижение целей компании.

Инерция. Хотя бюрократия создается для решения определенных проблем, это не означает, что когда эти проблемы будут решены, то перестанет существовать. Как и любая другая , бюрократия стремится к самосохранению, но в отличие от других структур, бюрократическая имеет больший опыт и большие возможности для того, чтобы не допустить свой роспуск. В результате бюрократическая компания может функционировать уже вне зависимости от ранее поставленных перед ней целей. Широкое развитие бюрократической власти приводит к тому, что бюрократ становится «хозяином» над теми людьми, которыми он должен руководить. В этих условиях расцветает .

Для уменьшения негативных последствий бюрократизации управления необходима система внешнего контроля деятельностью чиновников - со стороны граждан (клиентов бюрократии) и/или руководителей. Как правило, оба эти метода сочетаются: гражданам предоставляют право жаловаться на бюрократов в правоохранительные органы, хотя и эти органы сами могут подвергнуться бюрократическому перерождению. Трудность фирмы контроля над бюрократией является весомым аргументов сторонников анархии, стремящихся отказаться от деления общества на управляемых и профессиональных управляющих. Однако на современном этапе развития общества отказаться от профессионализации управления не представляется возможным. Поэтому некоторая бюрократизация управления воспринимается как неизбежное зло.


Энциклопедия инвестора . 2013 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Бюрократия" в других словарях:

    БЮРОКРАТИЯ - (фр. bureau бюро, канцелярия, греч. kratos власть) организация профессиональных государственных служащих для квалифицированного, эффективного исполнения общественной политики. Начиная с М. Вебера большинство исследователей Б. (М. Крозье, Ф.… … Философская энциклопедия

    Бюрократия - (bureaucracy) Правление несменяемых чиновников. Термин появился в XVIII в. во Франции, а в английском языке – в 1818 г. В обоих случаях сначала имел оскорбительное значение (бюрократия, или чиновничья тирания, с помощью которой долгое время… … Политология. Словарь.

    бюрократия - и, ж. bureaucratie f. 1. Чиновническая иерархия, управляющая государством и обществом. Всеобщий дух бюрократии есть тайна, таинство. Маркс. Век бюрократии. А. М. Тургенев. нач. 1830 х гг.// Былое 1919 № 14. Вот основы училищной бюрократии, при… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    БЮРОКРАТИЯ - 1) см. БЮРОКРАТИЗМ, система управления; 2) чиновничье сословие. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. БЮРОКРАТИЯ от франц. bureau, бюро, и греч. kratein, господствовать. Преобладание начала… … Словарь иностранных слов русского языка

    БЮРОКРАТИЯ - это как рыбная ловля там, где рыба не водится. Сирил Норткот Паркинсон Государственная машина: удивительный механизм, позволяющий десятерым делать работу одного. Бюрократ: человек, наделенный талантом непонимания. Жорж Элгози Бюрократический… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Бюрократия - структура организации, для которой характерны: четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника. По мере разрастания бюрократия создает своей собственной… … Финансовый словарь

Термины «бюрократия» и «бюрократический аппарат» довольно часто присутствуют в современной жизни. Как правило, они носят негативный оттенок. Бюрократизм как система возник ещё в древности, но он не теряет своей актуальности и по сей день. Его называют гидрой, у которой отрубают одну голову, а вместо неё появляется три. Но во всех ли случаях вредна бюрократия?

Вконтакте

Что такое бюрократия - определение

Бюрократию википедия рассматривает в трёх значениях:

  1. Собственно бюрократию как форму управления государством.
  2. Бюрократизм как систему, практикующую искусственное усложнение и затягивание канцелярских процедур.
  3. Как слой высших чиновников-бюрократов, находящихся на государственной службе, занимающих привилегированное положение и проявляющих равнодушие к нуждам простых людей.

Слово бюрократия появилось от соединения двух слов – французского бюро, обозначающего канцелярию и греческого кратос, обозначающего власть.

Бюрократия простыми словами

Говоря простыми словами, бюрократия – это такое управление государством, при котором бюрократический аппарат сосредоточил всю власть в своих руках и ведёт дела настолько формальным образом, что это мешает его развитию и нормальной жизни людей.

Бюрократическая структура отличается строгой иерархией, то есть подчинённостью одних чиновников другим, а все вместе они претендуют на свою исключительную значимость для общества, противопоставляют себя ему и при этом реализовывают свои личные и корпоративные интересы.

Бюрократия в Древнем Китае

Одна из древнейших и наиболее развитых бюрократий – Китайская. Она имела очень сложную организацию и отличалась крайним рационализмом. Её очень разветвлённый, многочисленный и тщательно отрегулированный административный аппарат сформировался в конце III века до нашей эры.

Характерными чертами китайской бюрократии были следующие:

Направленность древнекитайского хозяйства была аграрной, поэтому централизованный бюрократический аппарат был призван решать сложные задачи технического характера. В первую очередь – это вопросы, связанные с водными ресурсами.

Конфуцианство как основа иерархии и сдача экзаменов

В качестве основы построения структуры субординации лежало учение Конфуция, согласно которому, общество представляет собой иерархическую систему с определённым местом для каждого индивидуума. После провозглашения конфуцианства государственной религией место жрецов заняли госчиновники. Законам была отведена роль второго плана, они рассматривались как обезличенные, а, значит, плохо пригодные для того, чтобы регулировать отношения в обществе.

За каждым человеком государство признавало теоретическую возможность пополнить ряды чиновничества. Но на практике этому «мешало» обязательное требование о том, что назначают на должность только лиц самых достойных – имеющих образование и много читающих. Для подготовки такой категории в Китае имелось множество школ и училищ.

Занять пост можно было тремя путями:

  1. Сдав экзамен.
  2. Заплатив за назначение.
  3. Получив рекомендацию.

Экзамены сдавались на протяжении всего существования Поднебесной империи. Они не были отменены даже тогда, когда Китай завоевали монголы.

Торжество административной системы Китая

Специальное обучение и сдача экзаменов имели своей целью идеологическую «обработку» чиновников в соответствии с преданностью:

  • императору;
  • существующему строю;
  • учению Конфуция с его почитанием предков и идеей гармонии в обществе.

В итоге в Китае были созданы все предпосылки для обеспечения консервативной стабильности общественного строя на основе хорошо просчитанной и налаженной системы администрирования. Такой порядок привёл к тому, что больше, чем 2 тыс. лет, до начала ХХ века, в Китае были неизменными социальный строй и его порядки. Этому не помешали ни кризисы, ни восстания крестьян, ни вторжения иноземцев.

Отношение народа к бюрократии никогда не было положительным, как не является оно таковым и сегодня. Так, поэт VIII века Бо Цзюи аллегорически описал невозможность преодолеть бюрократическую систему. Садовник посадил цветок, возле которого выросло сорное растение. Оно обвило цветок и срослось с ним корнями. Как быть садовнику? Если поливать цветок, значит, питать и сорняк, а если вырвать сорняк, с ним будет убита и красота.

Из истории термина «бюрократия»

Первоначально термин «бюрократия» не имел негативного оттенка. Он был введён в XVIII веке французским экономистом Гурнэ, который использовал его для обозначения исполнительной власти. В науку он вошёл в XIX веке благодаря немецкому историку, социологу и экономисту Веберу.

Под этим термином Вебер подразумевал:

  • Жёсткую организацию властных структур.
  • Правила и предписания, которые позволяют работать рационально.
  • Эффективный инструмент управления обществом.

Бюрократия как идеал и как негативное явление

Бюрократия рассматривалась Вебером как некий идеал , приближение к которому даст возможность:

Но некоторое время спустя, учёный выделил два смысла этого понятия – позитивный и негативный. В позитивном смысле – это рациональная система управления, а в негативном – это формальные атрибуты власти (приказы, инструкции, директивы), которые превращаются в самоцель.

Современные теории бюрократии

Сегодня социологи высказывают мнение о том, что основным минусом бюрократии является факт превращения средств в цель деятельности. В результате, жёсткая иерархия, строгая дисциплина и исполнение инструкций без осмысливания конкретной ситуации становятся тормозом на пути рациональной деятельности. Значение норм и стандартов сильно преувеличивается. Они точно определяют, как нужно решать поставленные задачи, как взаимодействовать с клиентами и представителями общественности.

Последствия бюрократии

Это приводит к тому, что управленцы в итоге теряют способность к принятию самостоятельных решений и гибкость. Они перестают мыслить творчески и даже отказываются от компетенции. Их основной задачей становится выполнение инструкций.

В результате наблюдается следующая картина:

  • Чиновники замыкаются внутри своей касты, возвышаясь над обществом.
  • Разрешение проблемных вопросов происходит без адекватной оценки конкретной ситуации.
  • Бюрократам бесполезно указывать на их гипертрофированную приверженность к нормам, в ответ они опять же ссылаются на инструкции.
  • При этом отсутствует возможность наказать бюрократа, так как формально он оказывается прав.

Негативные и позитивные черты бюрократии

Бюрократической форме управления государством присущи следующие негативные характеристики :

В современном обществе социологи выделяют две модели бюрократии:

  1. Представительную, где властные структуры опираются на компетентность и умение управлять.
  2. Авторитарную, где опора власти – санкции негативного характера, повиновение, превращаемое в самоцель.

Представительная бюрократия

Бюрократии представительного толка присущи такие черты, как:

  • Стабильность.
  • Иерархичность.
  • Разделение труда.

Социологи придерживаются мнения, что без такого типа бюрократии общество не сможет развиваться, так как только эта модель является работоспособной. Отсюда следует, что одной из главных задач современных управленцев является задача организовать работу в соответствии с указанными принципами. Решить её можно только в том случае, если представители бюрократической машины изменят свои установки, поменяв стремление к личному благополучию на готовность к решению насущных проблем общества.

Зарождение бюрократии в России

Родоначальником бюрократического правления в России стал Пётр Великий . А продолжателем и окончательным организатором – граф М.М. Сперанский. Бюрократия возникла как побочный продукт необходимости централизованного управления государством. В Российской империи она приняла гипертрофированные формы. Как писал В.И. Ленин, в царской России народ являлся рабом чиновников, как и крестьяне раньше рабами помещиков при крепостном праве. В определённой степени бюрократизм проявлялся и в советский период, однако, во главу угла тогда всё же ставились интересы народа.

В итоге, это и не труд вовсе, а его имитация. Идеалом высокопоставленных представителей бюрократического аппарата предстаёт издание нормативных актов, принуждение к их исполнению без допуска какого-либо контроля. То есть, политический интерес бюрократии – в осуществлении и защите своего монопольного правления.

Меры борьбы

В качестве способов борьбы с бюрократизмом рассматриваются такие, как:

  • Выборность на должности чиновничьего аппарата.
  • Повышение политической активности граждан.
  • Корректировка системы отношений между властью и народом.
  • Усиление контроля.
  • Ужесточение мер ответственности. читайте по ссылке.



Похожие статьи